Рефераты

Решение проблем женщин и семьи в Иглинском районе Республики Башкортостан - (диплом)

Решение проблем женщин и семьи в Иглинском районе Республики Башкортостан - (диплом)

Дата добавления: март 2006г.

    Министерство труда и социального развития РФ
    Московский государственный социальный университет
    Специальность “Социальная работа”
    ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

На тему: “Решение проблем женщин и семьи в Иглинском районе Республики Башкортостан”

    К защите допущен Выполнила: студентка 5 курса
    _____________________ МГСУ

_____________________ Исхакова Альфия Гильмуллиновна _____________________ Научный руководитель:

    _____________________ Ситдиков Р. И.
    _____________________ Кандидат исторических наук,
    _____________________ доцент
    Ситдикова Е. Г.
    старший преподаватель
    УФА 2001
    СОДЕРЖАНИЕ
    Стр.
    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА I ПОЛОЖЕНИЕ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 5
    § 1 Сущность семьи и ее основные функции 5
    § 2 Социальная защита семей с детьми 13
    § 3 Охрана материнства и детства 21
    § 4 Основные принципы семейной политики 25
    ГЛАВА II ЖЕНЩИНА, СЕМЬЯ И СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА 31
    § 1 Демографические процессы и планирование семьи
    в Иглинском районе 31
    § 2 Некоторые статистические данные
    по Иглинскому району 38
    § 3 Технология работы с семьями с детьми. 43
    Зарубежный опыт социальной работы с семьями 52
    § 4 Обработка анкетных данных 53
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
    ВВЕДЕНИЕ

Актуальностьданной темы определяется тем, что благосостояние семьи с детьми и повышение демографической ситуации усиливают значение новых элементов социальной поддержки, задачи которых будут в будущем все возрастать. Необходимость внедрения активных социальных форм поддержки семьи, способствующих возможности ее самостоятельно обеспечивать свое благосостояние (выявление семей, нуждающихся в поддержке, предоставление необходимой информации, консультирование и т. д. ).

Для этого требуется практическая работа с конкретными семьями, что предполагает наличие широкой сети социальных учреждений по обслуживанию семей с детьми. Данная проблема широко представлена в нормативно-правовых аспектах. Положение семьи в современной России пристально рассматривается в средствах массовой информации, в специальных изданиях, периодической печати. В разработке концепции привлекались труды отечественных авторов (Холостовой Е. , Пантелеевой Т. , Червяковой Г. , Мишиной Т. , Мягера В. ), Сьюзен Бриджер (Великобритания), занимающихся проблемами семьи. В данной работе использовались самые различные источники. Использовались нормативно-правовые акты, Конституция РБ, законодательные акты РФ и РБ по социальной защите граждан, постановления и распоряжения МТиСЗН.

Объектом исследования являются женщины и семьи с детьми, нуждающиеся в помощи. Предметомисследования являются социальные проблемы семей с детьми и изучение их благосостояния и необходимости в защите.

Целью работыявляется проведение углубленного изучение уровня жизни семей с детьми в Иглинском районе РБ и потребность их в социальной защите на основе анализа различных документальных источников.

Цель исследования предопределила постановку следующих задач: 1) Изучение структуры семьи по наличию детей;

    2) Изучение материального состояния семей;

3) Выявить у респондентов возможные причины улучшения жизненного уровня семей с детьми.

    Научная новизна работы

Впервые проведено комплексное исследование жизненного уровня семей с детьми в Иглинском районе и влияние его на демографическую ситуацию и потребности в защите.

    Практическая значимость работы

Результаты комплексного исследования жизненного уровня семей с детьми и потребности в социальной защите позволили выявить, что:

1) Многие семьи, даже если относятся к среднему слою по доходам, они тоже нуждаются в социальной поддержке;

2) Чтобы улучшить демографическую ситуацию, государство должно пересмотреть свою семейную политику;

3) За чертой бедности находятся более 50 % семей с детьми и ждут от государства помощи.

    ГЛАВА I. ПОЛОЖЕНИЕ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
    ГЛАВА I. § 1 Сущность семьи и ее основные функции.

Все социальные проблемы современности так или иначе затрагивают семью, преломляются в ее самочувствии, способности выполнять свои многочисленные функции, справляться с трудностями. Объявление Организацией Объединенных Наций 1994 года–годом Семьи свидетельствует о понимании важности этого социального института не только учеными-обществоведами, но и политиками, правительствами, мировым сообществом в целом.

Проблемы жизнедеятельности семьи в России определяются острым социально-экономическим кризисом в стране в последние годы, больно ударившим по всем слоям населения и, следовательно, по семье. Нарастающие трудности и деструктивные тенденции грозят превысить защитные и самовосстановительные возможности семьи. Ей нужна помощь государства и общества, так как угроза семейному образу жизни, его неудовлетворительное функционирование и разрушение– это угроза государству и обществу. Социальные брачные отношения, развиваясь и усложняясь, приводят к социальным семейным отношениям, которые связаны с тем конкретно историческим типом общества, где сформировалась и функционирует данная семья. Формы семейных отношений также исторически и культурно изменчивы, на них накладывают свой отпечаток религиозные и традиционные нормы данного общества, социальные отношения. Но везде в четко выделенной форме можно разглядеть родительскую пару и их невзрослых детей– то, что называют “нуклеарной” семьей. Семья является устойчивой системой взаимоотношений, выполняющих определенные функции. Будучи основанной на браке, семья имеет юридически-правовой статус, особенности которого определяются государственным законодательством. Семья–это малая группа, члены которой объединены эмоциональной связью, общими действиями по удовлетворению совместных потребностей и общей целью– рождение и воспитание детей. Итак, семью можно определить как исторически-конкретную систему взаимоотношений между супругами, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, эмоциональной связью и взаимными моральными обязательствами. По данным последней переписи населения в 1989 г. , в России насчитывалось 40246 тысяч семей. Но за последние 10 лет ситуация изменилась и часть семей прекратили свое существование либо естественным путем (смерть супругов), либо в результате развода, другие семьи вновь образовались.

Средний размер семьи в России 3, 23 человека. Сюда входит проживающие вместе с родителями их дети, прародители или один из них, а также другие родственники. Семьи, состоящие из 2-х человек, составляют 34, 2 % от их общего количества, тогда как состоящие из 6 и более членов– только 4, 2 %. Доля малодетных семей (один-два ребенка) в их общей численности – 58, 0 %, а многодетных (три и более детей) –9, 8 %. Тенденция к малодетной семье стала господствующей в российской семье. А ведь только в 50-70 годы XX века в сельских семьях на 1 брак было в среднем 6-8 рождений.

Из всех семей с детьми абсолютное большинство – полные, то есть имеются оба родителя (85, 9 %). Но свыше 3 млн. семей –неполные (14, 1 %), т. е. детей воспитывает либо мать, либо отец. По сообщению Гомскомстата за 1994 г. число неполных семей возросло в 2 раза. Семьи становятся неполными не только в результате развода, но и в результате овдовения. Смертность мужчин трудоспособного и детородного возраста быстро растет, причем чаще от“неестественных” причин –убийства, самоубийства, несчастные случаи, катастрофы, отравления, военные конфликты, так что женщины, в том числе с детьми, часто остаются вдовами. Еще одна причина появления неполной семьи –рождение ребенка у не состоящей в браке матери. Здесь тоже возможны различные варианты. С одной стороны, это может быть результатом осознанного решения зрелой женщины, которая либо отчаялась выйти замуж и хочет ребенка, либо вовсе не видит необходимости обременять свою семейную жизнь наличием в ней мужа. Эта категория семей, как правило, в посторонней помощи не нуждаются, сами себя и ребенка материально обеспечивают.

Значительная часть внебрачной рождаемости приходится на более молодых и неопытных матерей, не имеющих ни профессии, ни прочной позиции в жизни. Причем, если в 1985 г. доля детей, рожденных вне брака, составляла 12 % всех родившихся, то сегодня уже примерно каждый третий ребенок рождается у незамужней матери. Особенно велик рост внебрачной готовности рождаемости у несовершеннолетних матерей. Здесь неготовность к материнству не только социальная, но и физиологическая, и психологическая. И наш, и зарубежный опыт свидетельствует, что среди внебрачных детей несовершеннолетних матерей особенно велико количество“случайных”, нежеланных детей. Поэтому увеличиваются показатели материнской и младенческой смертности, патологии новорожденных, отказов от детей. Поэтому среди сложных проблем, относящихся к неполным семьям вообще, выделяется крайне болезненная и трудноразрешимая их группа, связанная с несовершеннолетним материнством. Профилактика ее роста способствует развитию системы служб планирования семьи и доступа подростков к средствам контрацепции.

Эта категория семей наиболее остро нуждается в социальной защите. Как и на Западе, в России широко распространяется тип “консенсуального”брака, когда мужчина и женщина имеют интимные отношения, ведут совместное хозяйство, иногда обзаводятся детьми, но не регистрируют свой брак. Наиболее очевидная причина–желание воспользоваться предоставляемыми государством благами для одиноких матерей. Это бич всех систем социальной помощи. Зарубежные специалисты создают методики, как отличить подлинно неполную семью, остро нуждающуюся в помощи, от квази-неполной, в которой наличествуют оба родителя, но они не оформляют свои отношения.

В брачно-семейных отношениях в республике проявлялись и негативные моменты, такие как сокращение числа заключенных браков, их непрочность, а значит, рост разводов.

    Таблица 1
    Браки и разводы в Республике Башкортостан.
    Показатели
    Годы
    1980
    1990
    1993
    1995
    Зарегистрировано браков:
    Всего
    В расчете на 1000 чел. населения
    43850
    11, 4
    37800
    9, 5
    32730
    8, 1
    29800
    7, 3
    Зарегистрировано разводов:
    Всего
    В расчете на 1000 чел. населения
    10114
    2, 6
    11092
    2, 8
    13856
    3, 4
    14900
    3, 7

Отсюда видно, что кривая брачности с 1980 года резко пошла вниз. Если в 1980 году число браков составило 43850, то в 1995 году эти цифры упали до 29800. число разводов, как видно по таблице, с каждым годом все возрастает. Если в 1980 году было зарегистрировано в РБ 10114 разводов, то эта цифра в 1995 году достигла 14900.

С образованием новых и разделением больших семей увеличиваются семьи, состоящие из 2-х, 3-х, и 4-х членов, а семьи из 5-ти и более членов–уменьшаются. Самым распространенным типом семьи, как в городе, так и в сельской местности, становятся простые малые семьи, и их размеры и детность значительно сокращаются. Причиной этому является занятость женщин в народном хозяйстве и общественном производстве. Совмещение производственных и семейно-бытовых функций заключает в себе возможность возникновения некоторого противоречия между этими двумя ролями женщин и нередко сказывается на изменении их репродуктивного поведения в сторону малодетности.

В 80-е годы несколько ослабла связь между трудом женщины на производстве и их детородной функцией. Это объясняется тем, что в эти годы были проведены меры по повышению престижа семьи с детьми, охране материнства и детства, что сказалось на снижении детской смертности. Если в 1960 году этот показатель по РБ достиг отметки 44, 2 на 1000 родившихся живыми в возрасте до 1 года. К 1990 году, упав до 16, 4, он снова возрос к 1995 г. до 18, 0. для сравнения посмотрим статистические данные этого показателя по РФ: в 1960 г. он был равен 36, 6. через три десятилетия он снизился более чем в два раза и составил 17, 4. а к середине 90-х годов стал вновь расти. Уровень младенческой смертности является одной из важнейших медико-демографических характеристик состояния здоровья населения.

Другой причиной малодетности семей является экология. Она оказывает большое влияние на здоровье людей, в частности женщин и детей. Начиная с 60-х гг. воздушная и водная среда республики, особенно в таких городах, как Уфа, Стерлитамак, Салават, сильно загрязнялась выбросами промышленных предприятий и транспортных средств. Рост заболеваний–онкологических, сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, гинекологических, а это– неблагополучные течения беременностей и родов, целый “букет”болезней у детей, и даже у только появившихся на свет младенцев, женская и младенческая смертность– вот “плоды” разрешения экологических и демографических проблем. Другой, наиболее важной причиной, оказывающей отрицательное воздействие на демографическую обстановку, в частности на рождаемость, размер и детность семьи являетсярезкое падение уровня жизни подавляющей части населения республики. Так, во многих семьях рождение ребенка становится роскошью. С конца 70-х годов последовало небольшое повышение рождаемости в республике. В 1979 году родилось 66, 1 тыс. детей. В течение ряда лет продолжается рост показателя. Затем вновь последовало снижение. В 1989 году было зафиксировано рождение 70, 4 тыс. младенцев (коэффициент– 17, 8). И в 1990-х годах идет сокращение показателя. Не лучше выглядят цифровые данные демографического показателя, как смертность населения. С 1960 по 1990 гг. число умерших возросло почти в 1, 5 раза в 1993 году впервые по республике наблюдалась естественная убыль населения– число умерших превышало число родившихся почти на четыре тысячи. Таблица 2

    Рождаемость и смертность в РБ
    Показатели
    Годы
    1990
    1995
    1999
    2000
    Рождаемость
    64716
    46056
    41815
    41460
    Смертность
    38149
    51604
    52600
    53399

Другим отрицательным фактором в процессах воспроизводства населения выступают негативные моменты в брачно-семейных отношениях, такие как сокращение числа заключенных браков, их непрочность, рост разводов, которые являются характерными признаками неблагополучия в этой сфере.

Принимая во внимание нестабильность регистрируемых браков, Министерство юстиции, Верховный суд, Государственный комитет по труду, а также отдел ЗАГС Совета Министров БАССР по поручению областного комитета партии обобщили данные, характеризующие основные причины роста неустойчивых браков, и сформулировали рекомендации по укреплению семейно-брачных отношений. С учетом этих предложений была развернута работа по оказанию населению квалифицированной консультативной помощи в повышении стабильности браков, были заложены основы под будущую службу семьи.

В 1983 г. при городской газете “Вечерняя Уфа” в приложении под названием “Уфимская неделя” была открыта рубрика “Знакомства”. Летом 1989 года она расширила сферы своей деятельности и получила статус службы семьи в республике. Квалифицированные специалисты (психологи, сексопатологи, психотерапевты), направляют свои усилия на восстановление психологического равновесия в семье или отдельной личности. Расширился брачный рынок службы. При ней начала работать международная служба семьи“Венера”. Деятельность службы семьи в Башкортостане с момента своего возникновения доказала нужность, необходимость и острую потребность людей в ней. В целях расширения социально-психологической помощи населения, укрепления семейно-брачных отношений в декабре 1993 г. постановлением Президиума Верховного Совета республики был образован социально-психологический Центр“Служба семьи” РБ на базе “Службы семьи” города Уфы. Также в Иглинском районе при сельских Советах созданы социальные группы поддержки семьи из состава: преподаватель, управляющая делами, библиотекарь, работник фельдшерского пункта. Эта группа, по мере поступления заявок от семей, которые нуждаются в психологической поддержке, вызывают бригаду из“Республиканского центра социально-психологической помощи семье, детям, молодежи”, которая называется “Школа радости и гармонии”. Они оказывают психологическую помощь семье в ее становлении, помогают адаптироваться молодоженам к семейной жизни, помогают разобраться, как уйти от конфликтов в семье, занимаются проблемами неполной семьи (г. Уфа, ул. Социалистическая, 20а, тел. 23-05-75, 22-03-84).

Семья как социальный институт органически связана с обществом, и поэтому ряд функций непосредственно вытекает из требований самого общества. С другой стороны, семья– это сфера межличностных отношений, где действуют свои законы и свои функции. Одной из основных функций семьи является репродуктивная функция. Это значит биологическое воспроизводство общества и одновременно удовлетворение семьи в потребности в детях. Деторождение социально обусловлено, поскольку связано не только с семьей, но и обществом. Женщина в выполнении этой функции играет главную роль.

Экономическаяфункция выполняется обоими родителями, если это полная семья, или женщиной при наличии неполной семьи. В основе экономической функции лежит материальное обеспечение семьи, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных, использование материальных средств для удовлетворения индивидуальных потребностей.

Воспитательнаяфункция, выполняемая женщиной, обеспечивает социализацию личности подрастающего поколения.

Хозяйственно-бытоваяфункция удовлетворяет потребности семьи в пище, одежде, жилище, поддержании здоровья и т. д.

Еще одной из функций семьи является досуговаяфункция, главной целью которой является общение, поддержание гармонии в семье между ее членами.

Соответствующий контроль за нравственной стороной интимных отношений членов семьи при воспитании у индивида реальных представлений об интимных отношениях ведетсексуальная функция.

Многофункциональная роль женщины в современной семье не может быть оправдана ни теоретически, ни практически. Необходимо разработать национальный механизм управления социальными процессами, определяющими положение женщины в малой социальной группе, и создания условий для практического применения в жизни теории равенства семейных прав и обязанностей.

    ГЛАВА I. § 2 Социальная защита семей с детьми

Переход страны к рыночной экономике и обусловленные им социально-экономические проблемы оказали серьезное влияние на многие аспекты семьи, материнства и детства. Снижение покупательной способности населения привели к ухудшению одного из основных факторов здоровья–структуры питания населения. Особенно негативно это отражается на беременных женщинах, а значит, и на формировании плода, определяя его внутриутробное развитие. Около 60 % беременных женщин страдают анемией.

В России женщины составляют 51 % общей численности рабочих и служащих. Это существенно превышает показатель доли женщин в мировых трудовых ресурсах (35 %). При этом большую часть составляют женщины активного детородного возраста (20–45 лет). 10% всех работающих женщин трудятся в неблагоприятных и даже вредных для здоровья условиях.

Ясно, что проблемы здоровья семьи –женщин и детей не могут быть решены усилиями только медицинских работников, но должны решаться и работниками социальных служб вместе.

Если рассматривать классическую структуру семьи (женщины, дети, пожилые, старики, трудоспособные мужчины), то главное внимание должно быть уделено женщинам и детям. Именно они с большой точностью отражают состояние здоровья народа не только сегодняшнего дня, но и ближайшего будущего. Неблагополучная динамика здоровья беременных оказывает прямое влияние на качество здоровья новорожденных детей. Число больных новорожденных детей с каждым годом все увеличивается.

В последнее время Министерством здравоохранения, Министерством труда и социальной защиты, Министерством образования с участием других ведомств разработали ряд целевых федеральных программ в рамках государственных программ“Дети России” и “Женщины России”. Среди них – программы “Планирование семьи”, “Безопасное материнство”. Необходимость создания нового нормативного документа, регулирующего основные аспекты семейных, брачных отношений в России была обусловлена несколькими причинами. Во-первых, со времени создания предыдущих актов социальная и правовая действительность в стране претерпела серьезные изменения. Трансформировалась социально-экономическая реальность. Во-вторых, существовавшие законодательные рамки не могли оградить наименее защищенных членов семей, в первую очередь детей, от жестокости, насилия, эксплуатации, лишения родительского попечения и заботы. Этим нормативным документом явился“Семейный кодекс РФ”. Это государственный правовой документ, определяющий основы семейного законодательства в РФ. Был принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г. , введен в действие с 1 марта 1996 года.

Создание сегодня правовой и информационной базы, необходимой для полноценного развития и функционирования семьи, является одной из важнейших предпосылок формирования цивилизованных рыночных отношений на основе эффективного использования местного (регионального) экономического потенциала. Создание региональных информационных банков, содержащих данные о численности, составе и условиях жизни семей является необходимой предпосылкой разработки и реализации региональных программ не только развития, но и укрепления семьи. Исследования показывают, что и трудовой потенциал, и условия жизни, и экономическое положение семьи непосредственно зависят от ее возраста, периода жизни. Можно выделить четыре основных этапа формирования и развития семьи: первый – “роста семьи”: от момента вступления в брак до рождения младшего в семье ребенка; второй – “стабильности”: период воспитания и социализации детей от рождения младшего в семье ребенка до момента отделения от семьи первого из взрослых детей;

третий – “зрелости”, в течение которого взрослые дети отделяются от семьи родителей (или создают в ней свою семью);

четвертый – “старости”, когда в семье остаются только пожилые родители, а затем – один из них. Экономический потенциал семьи, тенденции изменения трудовой активности ее членов, характер проблем ее жизнедеятельности зависят от периода ее жизни. В настоящее время объектом социальной защиты и общественного внимания являются практически лишь семьи, находящиеся на ранней или завершающей стадиях. Создание условий для укрепления и развития семьи и в общегосударственном, и в региональном масштабе являются комплексной задачей, требующей совместных усилий экономистов, психологов, демографов, юристов, медиков.

Законодательные нормы, регламентирующие семейные взаимоотношения, должны содействовать решению задач, связанных с необходимостью предупреждения наследственных заболеваний, реального и существенного сокращения рождаемости от лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, аномалиями психического и физического развития. Важно обеспечить также первоочередное и безусловное выделение денежных и иных материальных средств, оказание помощи каждой родительской семье не по возможности, а в размерах, действительно необходимых, учитывающих в том числе и информационные, экономические и социальные процессы в развитии общества.

О серьезности социальной напряженности в России свидетельствуют следующие факты. После либерализации цен в январе 1992 г. до 70–80 % населения находятся на грани нищенского существования. Впервые за многие годы смертность превысила рождаемость. Растет число детей, рожденных вне брака. Увеличивается количество детей-сирот при живых родителях. Распадается каждый второй-третий брак. Доля неполных семей достигает 15 % по стране. Обострилась проблема детской инвалидности: около миллиона детей-инвалидов нуждаются в материнской, психологической и юридической помощи. Растет преступность, совершаемая подростками. Примерно треть виновных в грабежах, кражах, изнасилованиях– подростки. Россия не только вышла на “передовые рубежи”по количеству алкоголиков (около 20 млн. человек), но и уверенно догоняет другие страны по числу наркоманов и токсикоманов. Социальное неблагополучие в обществе стало причиной участившегося жестокого обращения с детьми, психологических стрессов, заболеваний, самоубийств (до 50-80 тыс. в год), проституции. Практика показывает, что часто люди сталкиваются с проблемами, которые не могут решить самостоятельно, и люди вынуждены обращаться в управление социальной защиты населения для оказания им помощи. Социальная защита населения –это система принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; комплекс государственных мер социально-экономического и правового характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований и связанного с этим снижения их уровня жизни. В России право граждан на социальную защиту гарантировано Конституцией РФ и регламентировано законодательством РФ. Осуществляется за счет федерального, местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.

Назначение системы социальной защиты населения состоит в том, чтобы с помощью нормативно-правовых, экономических, социально-психологических, организационно-технических средств осуществлять поддержку и помощь нуждающимся в этом группам населения и отдельным гражданам. Основными принципами социальной защиты являются: гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности.

Система социальной защиты населения выполняет функцию поддержания реального сохранения денежной единицы в условиях инфляции, оперативного механизма защиты отдельных слоев населения (нетрудоспособных, малообеспеченных, безработных, семей с детьми) от нововведений, приводящих к снижению их жизненного уровня. Основной целью социальной защиты населения–избавление от абсолютной нищеты (когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума), оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.

Важнейшим направлением социальной политики правительства Башкортостана является оказание социальной помощи гражданам, которые по объективным причинам не могут самостоятельно обеспечить себе приемлемый уровень жизни, и в первую очередь тем, совокупный среднедушевой доход которых ниже установленного в республике прожиточного минимума.

Исчисление среднедушевого дохода семьи осуществляется с учетом дохода от личного подсобного хозяйства.

Для реализации мероприятий адресной социальной помощи населению осуществляется выплата социального пособия.

К малоимущим категориям граждан, имеющих право на получение социального пособия, относятся: инвалиды и дети-инвалиды; неработающие пенсионеры (одинокие, не имеющие близких родственников, обязанных по закону содержать); дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; беременные женщины с 20 недель беременности; неработающие трудоспособные лица, осуществляющие уход за ребенком-инвалидом I группы; дети из многодетных семей, дети из неполных семей.

Размер социального пособия на одного получателя составляет 10% прожиточного минимума. Назначение социального пособия производится при условии, если все трудоспособные члены семьи работают и имеют доходы или учатся, за исключением беременных женщин с 20 недель беременности; трудоспособных членов семьи, признанных в установленном порядке безработными. Назначается социальное пособие с месяца обращения.

Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня, когда кризис в обществе стал всеобъемлющим, поразив не только экономику, но и духовную, нравственную жизнь, когда достигла своего пика дегуманизация отношений во всех сферах, совершенно очевидно, что необходим поиск новых подходов к решению усложнившихся задач социальной защиты населения.

По данным исследований, почти три четверти семей нуждаются не только в материальной, но и в других видах социальной защиты–в консультировании, содействии в трудоустройстве и переквалификации, предоставлении временного приюта и др. Все это заставляет органы социальной защиты безотлагательно изменить многое в своей политике. Так как у государства нет возможностей для постоянного увеличения дотаций, для расширения числа и категорий получателей. И поэтому нужно перейти от политики простого перераспределения к политике развития, к созданию условий для самообеспечения, саморазвития семьи и отдельных граждан, оказанию им действенной помощи в реализации собственных возможностей. Одним словом, от иждивенчества–к опоре на собственные силы. Для решения этой сложной задачи нужно пересмотреть организацию работы управления социальной защиты населения. На взгляд автора, в управление социальной защиты населения люди должны ходить не только за льготами и получением детских пособий, но и для получения консультативных услуг по медико-социальным, психолого-педагогическим, социально-правовым и социально-бытовым вопросам.

    ГЛАВА I. § 3 Охрана материнства и детства

19 ноября 1993 г. был издан Указ президента РФ о создании комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ за № 1908. Основной задачей комиссии является подготовка проектов, указов и распоряжений Президента РФ в области улучшения положения женщин, обеспечения им равных с мужчинами прав и возможностей, защиты интересов семьи и детей, решение проблем демографии. Исходя из исключительной значимости государственных мер по созданию условий для улучшения положения детей и в соответствии с принятыми РФ обязательствами по выполнению Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Президент постановляет признать эту проблему приоритетной. И в соответствии с этим в 1994 году разработали федеральную программу“Дети России” в составе следующих сетевых программ: “Дети-инвалиды”, “Дети-сироты”, “Дети Севера”, “Дети Чернобыля”, “Планирование семьи”. Координацию работы по реализации федеральной программы “Дети России” осуществляет МТиСЗН РФ. В повседневной жизни женщинам (в семье, на работе) необходимым является создание по возможности таких условий, при которых она могла совмещать две важные социально значимые функции–занятость в сфере производства при сохранении здоровья и выполнения материнских, семейных обязанностей.

В республике, как и в стране в целом, неоднократно принимались на разных уровнях социально-экономические и организационные меры по охране материнства и детства. К их числу можно отнести постановление“О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охраны здоровья населения республики”. Осуществление мер этого постановления сыграли немаловажную роль в деле улучшения охраны здоровья населения, женщин, детей.

Несмотря на предпринимаемые многочисленные меры по охране материнства и детства, благополучие цифр демографических показателей, относительный подъем благосостояния и жизненного уровня всех категорий населения, чего нельзя сказать в постперестроечное время, реальное положение продолжает отражать недостаточное внимание к детям, женщине, семье. Кризис семьи–налицо, это рикошетом бьет по всем ее членам, по основе семейной жизни, по ее благополучию, а значит по всему обществу. Семнадцатая сессия Верховного Совета Республики Башкортостан приняла в первом чтении закон“Об охране семьи, материнства, отцовства и детства”, подготовленный Комиссией по делам женщин, охраны семьи, материнства и детства, и можно сказать, что защита семьи и ее членов поставлена наконец-то на государственный уровень.

Местными органами обсуждались постановка детского дошкольного воспитания, нехватка мест в сети дошкольных учреждений. Проблема устройства детей в эти учреждения продолжала оставаться острой и требовала срочного решения. В 1976 году свыше 16 тыс. матерей не могли устроить своих детей в детские сады и ясли, что, безусловно, сказывалось на их трудовой и общественно-политической деятельности.

Совет Министров республики 3 мая 1976 г. принял постановление “О мерах по дальнейшему развитию сети дошкольных учреждений в БАССР в 1976 – 1980 гг. ” После принятия постановления начали расти темпы строительства дошкольных учреждений. Так в 1988 г. 2, 3 тыс. дошкольных учреждений принимало 267 тыс. детей. Если в 1990 году в республике 2522 учреждения посещало 256, 7 тыс. детей, то в 1994 г. – 2450 учреждений посещало уже 194, 5 тыс. детей. Местные органы республики в 1991 году принимают постановление “О плате в детских дошкольных учреждениях”, согласно которому цены за посещение детьми дошкольных учреждений оставались на сравнительно низком уровне.

Однако регулярно происходящая либерализация цен сказалась на том, что многие предприятия и организации республики начали продавать ведомственные детские сады и ясли кооперативам и частным лицам, ссылаясь на то, что не могут их содержать, что сказалось на количественном их сокращении.

Определенной помощью в воспитании детей кроме дошкольных учреждений были и остаются школа и внешкольные учреждения: дома пионеров, детские библиотеки, музыкальные и художественные школы, спортивные школы и т. д. Не менее сложными и острыми выступают проблемы организации оздоровления и отдыха детей в летних лагерях.

Не менее сложны проблемы и многодетных семей. Их в республике более 50 тысяч, в Уфе–12 тысяч. Экономические преобразования в обществе резко ухудшили также их положение. И в феврале 1992 года в МТиСЗН РБ появляется отдел материнства и детства, основной задачей которого стали и проблемы социальной помощи этим семьям. Поддержка многодетных семей была поднята на государственный уровень. Благоустроенное жилье намного облегчало труд женщин по дому, сокращая затраты времени на него.

К середине 1980-х годов темпы строительства жилья начали расти. В 1985 г. было введено 1277 тыс. кв. м. общей площади жилья, а всего за пять лет (1981-1985гг. )–5, 7 млн. кв. м. , что было почти на 300 тыс. больше, чем за пять предыдущих лет. В 1986 г. было введено в действие жилых домов на 1354 тыс. кв. м. общей площадью, в 1988 г. –1512 тысяч. В 1995 г. было построено в республике 22, 8 тыс. квартир общей площадью 1680, 2 тыс. кв. м. Но начавшиеся радикальные перемены в обществе, переход к рыночным отношениям проблему жилья отнесли в разряд самых острых и злободневных. По показателю средней обеспеченности населения жильем (1 кв. м. на 1 человека) республика уступает РФ.

Начавшиеся перемены в общественно-политической и социально-экономической жизни республики наложили отпечаток на социальную сферу, на положение женщин в семье и на производстве. Встал вопрос о защите семьи. Продолжающееся нарастание кризисных явлений в экономике обусловило дальнейшее падение жизненного уровня всех категорий населения, прежде всего женщин и детей. Показатели здоровья женщин из года в год снижаются. Если раньше из 100 беременных женщин отмечалось 60 здоровых, то сейчас– лишь 20.

Защита детства – тоже одно из слабых мест в социальной политике. Таким образом, все принятые постановления, решения, указы, принятые по улучшению охраны здоровья женщин, матерей и детей, не подкрепились материальными средствами, и не смогли практически осуществляться в жизни. Это, естественно, отражается на трудовой деятельности женщин, на благополучии семьи и детей и на демографии.

    ГЛАВА I. § 4 Основные принципы семейной политики

Нет оснований считать, что на сегодняшний день проблемы семьи являются неразрешимыми. Существует ряд принципов, которые могут способствовать успешному осуществлению как социальной политики в целом, так и семейной политики. К первому принципу относится принцип реалистичностии связанная ней эффективность семейной политики. Из множества факторов, влияющих на стабильность брачно-семейных отношений (выполнение семьей присущих ей функций, повышение качества семейных отношений, эффективная помощь маргинальным семьям и т. д. ), выбираются те, на которые можно было бы повлиять хотя бы в отдаленной перспективе и которые поддаются хотя бы некоторому воздействию.

Наиболее реалистично изменение двух макро-факторов, которые в существенной мере влияют на функционирование современной семьи. Это–материальные условия ее жизнеспособности по наиболее важным вопросам, связанным с семейной жизнью, с выбором супругов, с формированием отношений между ними, а также между родителями и детьми.

В первом случае предполагается определенная система льгот, пособий, улучшение жилищных условий, строительство яслей, детских садов и т. д. Во втором–планомерное просвещение, помогающее семье построить адекватные семейным условиям модели выживания и развития, осуществлять наиболее оптимальный для взрослых и детей выход из сложных ситуаций.

Второй важный принцип состоит в дифференциацииподхода к различным типам семей. Многие документы, посвященные семейной политике, содержат один общий недостаток–они обращены к некой абстрактной, чаще благополучной семье и пытаются решить более общие для всех проблемы. Необходимо работать над типологизацией семей и разрабатывать социальную политику и соответственно социальную работу применительно к каждому из конкретных типов семей.

Если классифицировать по признаку уровня дохода, то самым трудным типом семей являетсясемья маргинальная. Генезис семьи такого рода может быть связан с самыми разными причинами –болезнями, алкоголизмом, тюремным заключением и т. д. Их общей чертой являются резко сниженные возможности осуществлять нормальное функционирование, эффективно воспитывать детей. Часть маргинальных семей носит люмпенизированный характер и отличается крайне низким уровнем доходов, высоким уровнем потребления алкоголя и наркотиков, весьма плохими жилищными условиями или вообще отсутствием пригодного к жизни жилья.

Разработка правильной политики в отношении маргинальных, а тем более люмпенизированных семей должна стать одним из важнейших направлений стратегии социальной работы. Недостаточное внимание к такому типу семей снижает общий моральный уровень нашего общества и противоречит высоким идеалам гуманизма. В то же время непродуманное раздаривание таким семьям продуктов, денег, жилья без учета социальных характеристик конкретной семьи и причин ее обнищания способствует созданию слоев иждивенцев, склонных принимать активное участие в акциях социального неповиновения, массовых беспорядках и создавать питательную среду для роста преступности.

Согласно информации отделения по делам несовершеннолетних Иглинского РОВД на 5 декабря 2000 г. , состоял на учете 181 подросток. Более половины из них воспитываются в неполных, неблагополучных семьях, что является одним из факторов, влияющих на поведение подростков в обществе.

В целях профилактики безнадзорности детей в Иглинском районе в с. Охлебинино МТиСЗН открывает социальный приют для детей и подростков.

Приют является специализированным учреждением, предназначенным для организации временного проживания несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и нуждающихся в социальной реабилитации, для оказания им правовой помощи, решения вопросов дальнейшего жизнеустройства.

Дети и подростки будут содержаться в приюте до момента их устройства на дальнейшее воспитание в семью или государственное воспитательное учреждение, но не более 6 месяцев.

Временное помещение в приют предоставляется в соответствии с законом РФ “Об основах социального обслуживания населения в РФ” и Законом РБ “О государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав в РБ”.

Ко второму типу семьи относятся кризисныесемьи, находящиеся по своему материальному положению ниже черты бедности и имеющие в связи с этим серьезные проблемы в воспитании детей. Что касается проблем физического выживания, то нужно думать о создании новых рабочих мест, переквалификации и переобучения людей, а не раздавать им гуманитарную помощь и уравнительные пособия. Но, как правило, этот тип семей отличается тем, что в нем оба родителя не работают, или работает один из них, но доход явно не хватает содержать семью, так как заработанные деньги тут же пропиваются. Именно к таким семьям нужен индивидуальный подход.

К третьему типу относятся благополучные семьи, которые многого добились в жизни своими руками. Их уровень благополучия –плюс-минус 15-20 % от среднего, и свои проблемы они могут решать самостоятельно. По своему достатку они не могут решать домашние проблемы широким пользованием индивидуальных средств, например, консультациями, но им вполне доступны книги, содержащие советы к новым подходам к воспитанию детей, к подготовке подростков к будущей семейной жизни и т. д. в разряд благополучных попадает большинство российских семей. Но именно этот тип семей остается в стороне от социальной политики. Они, как правило, никакими льготами не пользуются, пособия на детей не получают. По мнению автора данной работы, именно на таких семей следует ориентировать идеи социального продвижения, развития, полноценного воспитания детей, и политика государства должна быть направлена на поддержку именно благополучных семей. Ведь в этих семьях вырастают будущие защитники Отечества, т. к. в кризисных семьях как правило вырастают дети с нарушениями здоровья, т. к. не было им предоставлено нужного ухода и достаточного питания и они как правило не годятся для службы в армии, а в процветающих семьях детей своих просто-напросто откупают от службы, т. к. он у них единственный сын (редко в таких семьях двое детей).

Родители в благополучных семьях, как правило, оба работают (если мать одна воспитывает детей, то ей приходится подрабатывать), потому что никакой поддержки со стороны государства нет. А налоги с них взимаются на содержание тех семей из маргинальных и кризисных слоев, хотя ни льготами не пользуются (кроме медиков и педагогов–льготы 10 % за электроэнергию) и пособие на детей не получают. А куда ни сунься–все платно (музыкальные школы, художественные школы, спортивные школы, где дети могли бы провести свободное время).

И, наконец, четвертый тип – семья процветающая, с доходом, позволяющим реализовать практически все виды платных услуг, пусть даже дорогостоящих. Для такого типа семей можно разрабатывать модель идеальной брачно-семейной консультации, организовать различные терапевтические службы, в том числе–основанные на психоанализе, создавать частные школы, организовывать различного типа платные спортивные и культурные учреждения и т. д. Важность внимания к таким типам семей со стороны социальных работников состоит в том, что на хорошо оплачиваемой основе можно создать наиболее эффективные модели работы с семьей и методики, которые затем могут получать более широкое распространение по мере повышения уровня жизни в России.

Страницы: 1, 2


© 2010 Собрание рефератов