Рефераты

Решение проблем женщин и семьи в Иглинском районе Республики Башкортостан - (диплом)

p>Содержанием третьего основного принципа семейной политики может служить старая английская пословица: “лучше научить человека ловить рыбу, чем кормить его рыбой”. Это означает, что необходимо все в большей степени переориентироваться с социальных пособий и гуманитарных акций на работу по активизации жизненного потенциала семьи. Необходимо помочь семье самой решать свои проблемы, а общество должно лишь выработать для этого определенную систему поддержки. Следует расширять рабочие места, которые учитывали бы интересы семей с маленькими детьми, пропагандировать через средства массовой информации модели выживания и развития семей, обучать работающих членов семьи новым профессиям и возможностям вхождения в бизнес, помогать функционированию общественных организаций, разрабатывать справедливую и одобряемую большинством населения налоговую политику и целевые социальные программы. Впрочем, никакая самая лучшая целевая программа не спасет человека, если он сам не захочет предпринять необходимые шаги. Поэтому многих людей, воспитанных на дрожжах социального иждивенчества, нужно приучить к мысли, что они смогут получить что-либо только в том случае, если сами будут работать в меру своих сил и возможностей. Таким образом, в сфере брачно-семейных отношений необходимо сделать переход от человека безответственного к человеку ответственному, от политики уравниловки к политике разумной дифференциации. Среди принципов государственной семейной политики важнейшими представляются–равенство всех типов семей в праве на поддержку со стороны государства, дифференцированная социальная защита нуждающихся семей от нищеты и лишений. Наиболее приоритетными направлениями государственной семейной политики являются вопросы улучшения материальных условий жизнедеятельности семьи и профилактики бедности, меры по обеспечению сочетания родительства с занятостью в сфере труда, охраны здоровья матери и ребенка, формирования и развития системы социального обслуживания семей, защита прав детей и женщин (Конституция РБ, Гл. I, ст. 12; ст. 47 Глава IV).

Итак, социальная политика выполняет особую роль в период реформ, кардинальных перемен в обществе, жизнедеятельности семьи. Исключительное значение семейная политика имеет в условиях современной России, когда объективные и чрезвычайно сложные процессы трансформации семьи усугубляются острыми проблемами, вызванными социально-экономическим кризисом.

Современной России необходима единая семейная политика, четко и обоснованно определяющая национальную стратегию, государственные стандарты и гарантии условий жизнедеятельности семей.

Основные социальные гарантии закреплены в Конституции РФ и находят свое подтверждение в социальной политике. Ст. 7 Основного закона РФ гласит: “в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается постоянная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, …, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты”. Социальная защита распространяется на все категории населения через систему социальных гарантий.

Социальные гарантии –это механизм долговременного действия, направленного на реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий являются минимальные социальные стандарты–т. е. установленные законодательством РФ нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты, ниже которого опускаться нельзя (Экономические основы социальной работы. Г. С. Пантелеева, Г. А. Червякова, с. ).

Таким образом, в период экономического кризиса, чтобы поддержать семью, необходимо усилить социальную направленность политики государства на создание эффективной системы социальной защиты населения. И поэтому экономика должна быть нацелена на удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей семьи.

ГЛАВА II. Женщина, семья и государственная семейная политика ГЛАВА II. § 1 Демографические процессы и планирование семьи в Иглинском районе Демографическая обстановка в сегодняшней России и ее изменения определяются как долговременными модернизационными процессами, общими для всех экономически развитых стран мира.

Беспокойство вызывает высокий рост смертности, снижение продолжительности жизни.

    Таблица №____
    Показатели рождаемости и смертности по Иглинскому району.
    1990 г.
    1995 г.
    2000 г.
    I, II 2001 г.
    Родилось
    645
    441
    409
    64
    Умерло
    546
    719
    831
    123
    В т. ч. младенческая смертность до 1 года
    9
    8
    4
    4

По показателям данной таблицы можно сделать вывод, что демографический показатель в Иглинском районе–отрицательный. Смертность почти в два раза превышает рождаемость. Велика смертность детей до 1 года. Если за последние 10 лет средняя младенческая смертность была–7 младенцев в год, то уже за два месяца 2001 г. эта цифра составила 4 младенца. Это говорит о том, что дети рождаются больными, слабыми, и им нужна помощь от государства на их лечение.

    Таблица № _____

Отчет ЦРБ “Сведения о медицинской помощи беременным, роженицам и родильницам за 2000 год” Наименование болезни

    Родилось больными
    Всего
    В т. ч. недоношенных
    Замедление роста и недостаток развития
    10
    Родовая травма
    3
    1
    Внутриутробная гипоксия, асфиксия при родах
    73
    8

Респираторные нарушения у новорожденных, возникшие в перинатальном периоде всего

    6
    5
    В т. ч. дыхательные расстройства у новорожденных
    6
    5
    Врожденные аномалии
    3
    Алкогольная интоксикация
    1
    Прочие болезни
    1

По этой таблице видно, что учитывая то, что в Иглинском родильном доме родилось в 2000 году 195 младенцев, из них уже с патологиями родились 102 детей. Чтобы создать нормальную демографическую ситуацию, необходимо заботиться о здоровье женщин детородного возраста. Ведь от них зависит здоровье будущего потомства, которых они производят на свет.

Заболеваемость женщин детородного возраста за последние четыре года выросла в 1, 3 раза. Это можно посмотреть по отчету Иглинской женской консультации.

    Таблица № ____

Отчет по диспансеризации за 1996 год. Иглинская женская консультация Диагноз

    Состояние на I/96 г.
    Взято вновь
    Снято с “Д” учета
    Состояние на конец 1996 г.
    Эрозия шейки матки
    51
    70
    75
    46
    Доброкачественные опухоли
    112
    59
    65
    106
    Хронические воспалительные процессы
    5
    2
    3
    Краурозы, лейкоплаксия
    10
    3
    13
    ДМК
    1
    1
    ДМК климактерического периода
    Итого
    179
    132
    142
    169
    Для сравнения можно посмотреть отчет за 2000 год
    Таблица № ____

Отчет по диспансеризации за 2000 год. Иглинская женская консультация Диагноз

    Состояние на I/2000 г.
    Взято вновь
    Снято с “Д” учета
    Состояние на конец 2000 г.
    Эрозия шейки матки
    74
    116
    180
    60
    Доброкачественные опухоли
    131
    68
    67
    132
    Хронические воспалительные процессы
    2
    2
    Краурозы, лейкоплаксия
    18
    8
    7
    19
    ДМК
    4
    1
    ДМК климактерического периода
    4
    7
    7
    4
    Итого
    233
    199
    214
    218

Отсюда видно, что наименьшее число заболеваний –это хронические воспалительные процессы у женщин. Но это совсем не так, т. к. каждая вторая женщина страдает этим заболеванием, и они почти не обращаются с этим недугом в ж/к, а предпочитают лечиться в домашних условиях. Наиболее частое обращение женщины в ж/к– это по поводу доброкачественных опухолей женской половой системы. По данным диспансерного наблюдения взято на учет беременных женщин в Иглинской женской консультации в 1999 г. – 394 женщины, в 2000 году –403. из них самопроизвольные аборты произошли у 6, 5 % женщин в 1999 году и у 4, 6 % женщин–в 2000 году от общего числа женщин, вставших на учет в ж/к. По данным статистики заболевания и осложнения родов и послеродового периода (на 10000 родов), гестозом пострадали 1203 женщин в 1999 г. , и 1282– в 2000 г. Всего женского населения в Иглинском районе в 2000 г. было 23092 человек. Из них фертильного возраста (15– 48 лет) – 10777 человек. Всего охвачено контрацепцией 7047 женщин (т. е. 65, 38 %). Снижение рождаемости и повышение смертности не могло не повлиять на семейные отношения и семейную жизнь, которые всегда были во многом подчинены демографическим требованиям. Теперь эти требования изменились, что расширило свободу выбора людей, в том числе и в их семейной жизни. Сейчас средний размер городских семей– 3, 2 человека, в сельских семьях – 3, 3 человека. В отличие от большинства стран Западной Европы, для России всегда была характерна ранняя и всеобщая брачность. Сейчас, как и прежде, большинство людей каждого поколения рано или поздно вступают в брак. Но в последнее время отмечено сокращение абсолютного числа браков и коэффициента брачности. Это легко отнести на счет нараставших кризисных процессов. Многие молодые люди предпочитают жить в гражданском браке. Так как сожительствуя, они ничем не обязывают себя, и если семья не уживется, то им легче разойтись безболезненно. И при том бракоразводные услуги с каждым годом растут. Если в Иглинском ЗАГСе в 1990 году было зарегистрировано 440 браков, то в 2000 году количество вступивших в брак было всего лишь 239.

    Таблица № ____
    1990 г.
    1995 г.
    2000 г.
    I, II 2001 года
    Зарегистрировано браков
    440
    309
    239
    38
    Зарегистрировано разводов
    95
    119
    181
    34

Отсюда видно, что разрыв между вступившими в брак и расторгнувшими за последние 5 лет резко сократился. А за два месяца 2001 г. разрыв это почти выровнялся. Опять же, можно сделать вывод, что сейчас все более в моде нерегистрируемые браки, что не получают отражение в статистике.

С нерегистрируемыми браками связан рост числа внебрачных рождений. По Иглинскому району, по данным ЗАГСа, число рожденных детей вне брака в 2000 году зарегистрировано у матерей-одиночек 67 детей, свидетельство об установлении отцовства выписано 83 детям. Итак, 37 % детей, от количества рожденных детей за год, рождаются вне брака, и увеличивается число семей, нуждающихся в социальной защищенности.

Разводы и внебрачная рождаемость служат причиной роста числа неполных семей. Большинство разводов приводит к распадению браков, в которых имеются дети. Только в 1992 г. распад браков разъединил родителей 569 тыс. детей в возрасте до 18 лет. Всего в 1992 г. в РФ в неполных семьях жили более 4 млн. детей и подростков в возрасте до 18 лет. Иглинским районным народным судом только в 2000 году рассмотрено 197 гражданских дел о расторжении брака. Число неполных семей увеличивается и растет количество детей, оставшихся только с одним родителем.

Многие проблемы, связанные с выполнением семьей ее демографических функций, в России те же, что и в большинстве других развитых стран. Это относится прежде всего к проблемам планирования семьи подавляющее число семей в России регулирует число детей и сроки их появления на свет. Однако при этом наши семьи имеют весьма ограниченные возможности использования современных противозачаточных средств, вследствие чего российские женщины вынуждены прибегать к аборту. Россия превосходит все другие республики по числу абортов в расчете на 1000 женщин прокреативного возраста или на 100 родов. В 1992 г. в России зарегистрировано 3, 3 млн. абортов, при этом производится немало нелегальных, не попадающих в регистрацию операций. В западноевропейских странах 2-3 аборта приходится на 10 родов.

В Иглинском районе число зарегистрированных абортов за 2000 г. составляет – 530; в том числе среди девочек-подростков моложе 18 лет – 8, 49% (от общего числа сделанных абортов). Число родов за 2000 год – было 195 родов (в Иглинской ЦРБ), в том числе у молодых матерей до 18 лет – не зарегистрировано. Когда говорят о планировании семьи, то имеют в виду прежде всего свободу в решении вопроса о числе детей, сроках их рождения, возможности регулировать деторождение в соответствии с конкретной ситуацией в семье; появление на свет только желанных детей от здоровых родителей.

Демографическую ситуацию, создавшуюся в России, можно считать катастрофической; здоровье женщин и будущего поколения в большой опасности. Рождаемость резко снизилась. Это вызвано–экономической нестабильностью, снижением уровня жизни людей, угрозой безработицы и т. д. Сегодня семья не может быть уверена в благополучном будущем потомства.

Но чтобы поднять рождаемость, может быть, создать стимулы? Наверное, это более реальная, но и более дорогостоящая задача. А пока все, что государство может предложить нуждающимся семьям с детьми, это пособие по бедности, оно же детское пособие. Такая мера стимулирует рождаемость только в семьях“социального дна”, где нищета –норма жизни. Они свыклись с этим, другого не ждут и не хотят. И охотно производят на свет потомство, чтобы получить положенное новорожденным и пропить эти деньги немедленно. Дети в таких семьях, только встав на ноги, добывают себе на пропитание мелким воровством, попрошайничеством, потом вообще сбегают из дома, и приходится вылавливать их, помещать в приюты, потом адаптировать, лечить.

Таким образом, чтоб улучшить социально-демографическую ситуацию, государство должно изыскать дополнительные средства для предоставления льгот семьям с детьми и притом для среднего слоя, которые не могут пользоваться никакими льготами, т. к. их среднедушевой доход чуть выше прожиточного минимума и которые вполне могли бы родить и воспитать детей, если бы были уверены в завтрашнем дне и государство хоть маленько позаботилось бы о таких семьях, и ей гораздо дешевле обошлось бы содержать семью, где растет 1-2 детей нормальных, мог бы вырасти еще 1-2. А то, что рожают нищие слои пятого, шестого и т. д. ребенка–это не выход из положения. Зачем же плодить нищету. Автор считает, чтоб стимулировать рождаемость, необходима государственная поддержка семье (хоть в денежном выражении, хоть льготы дополнительные предусмотреть). Например: в Иглино установили бесплатный проезд на местном автобусе школьникам для проезда до школы и обратно. А ведь это большая помощь семье. Если учесть, что на одного ученика в месяц на проезд уходило более 100 руб. для посещения школы, а если в семье 2 детей, это уже более 200 руб. Конечно, дети из многодетных малоимущих семей пользовались этой льготой и раньше. При желании, может ведь Администрация района решать такие проблемы. И как приятно чувствовать заботу о семье от государства, и у людей появляется какое-то доверие ей.

ГЛАВА II § 2 Некоторые статистические данные по Иглинскому району В целях сохранения достигнутых результатов по выплате ежемесячных пособий на детей в республике и усиления контроля за состоянием этой работы УСЗН обязано предоставлять в Министерство труда и социальной защиты населения РБ информацию о состоянии выплаты и численности получателей ежемесячных пособий на детей в соответствии с Приложением 1.

По данным отчета на 29. 02. 2000 г. , число пользователей единого ежемесячного пособия (ЕЕП) было 3634– детей 6351, в т. ч. получателей пособия одинокой матери (ОМ) – 451 – детей 544; получателей пособия детей разыскиваемых родителей (ДРР) – 5 – детей 8. Общее количество детей в Иглинском районе – 11605 детей, из них получают пособие 6351 детей. В Иглинском районе проживают около 6000 семей с детьми. Из них малоимущими являются более 3640 семей, где детей? 6350. Но эта цифра не стабильная, т. к. доходы у семьи постоянно меняются. Это явление можно проследить по таблице:

Сведения о численности получателей и выплате ежемесячных пособий Год, месяц

    Количество получателей
    Количество детей
    Назначено в тыс. руб.
    По Иглинскому району
    01. 02. 1998 г.
    30. 04. 1998 г.
    01. 09. 1998 г.
    01. 11. 1998 г.
    01. 01. 1999 г.
    30. 04. 1999 г.
    31. 12. 1999 г.
    01. 02. 2000 г.
    01. 03. 2000 г.
    01. 05. 2000 г.
    01. 06. 2000 г.
    01. 01. 2001 г.
    1828
    2134
    5614
    5734
    5833
    5986
    3002
    3204
    3634
    1095
    2582
    2601
    2624
    3286
    9259
    9405
    9514
    9794
    5296
    5623
    6351
    1927
    4492
    4589
    309, 9
    320, 4
    451, 0
    472, 3
    595, 5
    704, 9
    389, 0
    412, 3
    463, 7
    143, 2
    343, 4
    500, 1
    По Республике Башкортостан
    01. 02. 1998 г.
    01. 08. 1998 г.
    01. 08. 1999 г.
    01. 01. 2000 г.
    119067
    391177
    582372
    231248
    175405
    575030
    878924
    384940
    199, 4 млн. р.
    231, 8 млн. р.
    425, 8 млн. р.

Отсюда можно сделать вывод, что более половины (60 %) семей в Иглинском районе живут на грани бедности и нуждаются в защите государства.

Для улучшения социальной защиты семей в сельской местности в соответствии с указом Президента Республики Башкортостан от 27. 05. 1996 г. № УП-345“О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей”, и улучшению демографической ситуации в РБ, установлен следующий вид дополнительной материальной помощи семьям, имеющим детей. В управлении социальной защиты населения назначается и выплачивается пособие семьям, проживающим в сельской местности при рождении ребенка. Назначается матери ребенка. Если мать приписана в городе или в поселке городского типа (например, п. Иглино, п. Кудеевский, п. Улу-Теляк, п. Урман), то жителям этих населенных пунктов это пособие не назначается. Выплачивается в течение года матери, при рождении каждого ребенка. Выплачивается в размере минимальной заработной платы с учетом районного коэффициента. Если в семье 4 и более детей, то в размере 2 минимальных заработных плат. Среднедушевой доход при назначении этого пособия не учитывается.

Ежемесячное пособие семьям, проживающим в сельской местности, при рождении ребенка, выплачивается всего лишь 82 получателям.

По данным Госкомстата, на 01. 01. 2000 г. население в Республике Башкортостан составляло 4109, 6 тысяч человек. В г. Уфе проживало 1094, 8 тыс. человек, в Иглинском районе– 43, 7 тыс. человек, в т. ч. в поселках городского типа –21, 7 тыс. человек. Таким образом, всего сельского населения в Иглинском районе– 22 тысячи человек, а всего родилось детей в 2000 году в сельской местности – 120. Это говорит о том, что в районе очень низкая рождаемость. В 1992 – начале 1993 годов удалось замедлить темпы снижения рождаемости. Постановлением Верховного Совета РБ и Кабинета Министров выделен ряд социально-демографических групп, которым предусмотрено оказание помощи в виде талонов на продовольственные товары, но уже в зависимости от среднемесячного совокупного дохода на каждого члена семьи за предыдущий квартал. Исходя из необходимости стимулировать рождаемость, обеспечения здоровья матери и ребенка, формирования сознательно репродуктивного поведения семьи для беременных женщин, с 20 недель беременности ставят на учет для получения социального пособия. Выплачивается разница между прожиточным минимумом и среднедушевым совокупным доходом семьи.

Все дети, совокупный доход которых ниже установленного прожиточного минимума, обеспечиваются бесплатным молочным питанием в возрасте до 2-х лет. На 28. 02. 2001 г. число получателей пособия в сельской местности в Иглинском УСЗН возросло до 118 человек. По РБ 12981 семей за 2000 год за I месяц получили это пособие на общую сумму 19, 9 млн. рублей.

Таким образом, органами государственной власти Башкортостана сделаны шаги, направленные на повышение социального статуса материнства в новых условиях, развития семьи.

В связи с принятием Указа Президента РБ от 20. 09. 2000 г. № УП-575 “О дополнительных мерах государственной поддержки отдельных категорий многодетных семей в Республике Башкортостан” введен новый вид пособия –ежемесячное пособие отдельным категориям многодетных семей. Назначение этого пособия носит заявительный характер и производится с месяца обращения с приложением всех необходимых документов.

Пособие назначается и выплачивается одному из родителей, усыновителей, опекунов, попечителей, воспитывающих рожденных, усыновленных (удочеренных), принятых под опеку и попечительство детей, не достигших 16-летнего возраста, а детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования очной формы обучения– до достижения ими 23 лет. Ежемесячное пособие назначается воспитывающему: четырех детей – в размере одной тысячи рублей; пять и более детей – в размере одной тысячи пятисот рублей. Назначение производится управлением социальной защиты населения администрации района по месту жительства родителя, усыновителя, опекуна, попечителя. При назначении этого пособия получаемые доходы не учитываются. Пособие не назначается и не выплачивается на детей, находящихся на полном государственном обеспечении.

На 01. 01. 2001 г. было назначено Иглинским УСЗН это пособие 159 семьям с 4-мя детьми, в т. ч. 42 семьям с 5 и более детьми на общую сумму 254, 4 тыс. рублей. По Республике Башкортостан это пособие назначено за I 2000 года 5988 семьям, где 25701 детей на общую сумму 6, 7 млн. рублей.

Конечно, для многих семей это пособие является огромной помощью со стороны государства, а для некоторых неблагополучных семей– лишь дополнительный источник для выпивки. Но повлияет ли это пособие на рождаемость – это пока остается под вопросом.

ГЛАВА II § 3 Технология работы с семьями с детьми. Зарубежный опыт социальной работы с семьями

В целях усиления социальной защиты беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, уволенных в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций, и в развитие УП РФ от 5. 06. 92 г. № 554“Об обязательном трудоустройстве отдельных категорий работников при ликвидации предприятия, учреждения, организации”органами социальной защиты населения РФ производится этим категориям женщин выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в размере 2-х кратного размера минимальной оплаты труда. С 01. 01. 2001 г. размер этого пособия составил 230 руб. Пособие назначается независимо от среднедушевого дохода. Выплата производится за счет средств фонда социального страхования. В Иглинском УСЗН имеется 3 таких получателей пособия. За 2000 год выплачено 3747 руб.

В соответствии с “Положением о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей” (от 28. 08. 1997 г. ), выплачивается пособие по беременности и родам. На это пособие имеют право:

а) женщины, подлежащие государственному социальному страхованию; б) женщины, уволенные в связи с ликвидацией предприятий;

в) женщины, обучающиеся с отрывом от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования;

    г) женщины, проходящие военную службу по контракту.

Указанным категориям женщин при усыновлении ими ребенка в возрасте до трех месяцев пособие по беременности и родам назначается и выплачивается в порядке и размерах, установленных настоящим Положением.

Пособие по беременности и родам выплачивается за период отпуска продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности 84) календарных дней и 70 (осложненной– 86); при рождении двух и более детей – 110 календарных дней после родов. Это пособие выплачивается в размере:

    а) среднего заработка по месту работы;

б) минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (усыновителям);

в) стипендии, установленной образовательным учреждением (студенткам); г) денежного довольствия (сотрудникам МВД)

    Пособие по беременности и родам выплачивается за счет:

- средств Фонда социального страхования РФ (женщинам, подлежащим социальному страхованию и уволенным в связи с ликвидацией предприятий); - средств федерального бюджета (обучающимся с отрывом от производства и военным).

Задачей работников социальных служб является правильно проконсультировать женщин насчет этого пособия. Многие молодые женщины не знают, в каких случаях выплачивается это пособие. Если во время декретного отпуска женщина не работала и не училась, то это пособие не выплачивается.

На основании этого же Положения (от 28. 08. 1997 г. ) семьям, родившим ребенка, выплачивается единовременное пособие при рождении ребенка.

Право на получение единовременного пособия при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. В случае рождения двух и более детей единовременное пособие назначается и выплачивается на каждого ребенка. При рождении мертвого ребенка единовременное пособие не назначается. Единовременное пособие выплачивается в размере 15-кратного минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом на день рождения ребенка. Пособие при рождении ребенка назначается по месту работы родителей, а если не работают или не служат, или не учатся– органом социальной защиты населения по месту жительства ребенка. Пособие выплачивается за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Иглинским УСЗН единовременное пособие при рождении ребенка неработающим матерям было выплачено за 2000 год в сумме 14690040 руб.

В Иглинском УСЗН малоимущих семей с детьми в возрасте до 18 лет более 2600, в том числе многодетных 478, из них с тремя детьми– 360, четырьмя детьми – 85, пятью детьми – 26, и 6 и более детей имеют 7 семей. Неполных семей – 732, в том числе ОМ – 470. По Указу Президента РБ № УП-204 от 16 апреля 1998 года о медали “Материнская слава”за добросовестное исполнение родительских обязанностей в 2000 г. было представлено к награждению отделом социальной защиты этой медалью 8 матерей, имеющих 5 детей. Или также была выплачена денежная единовременная материальная помощь в размере 80 минимальных размеров оплаты труда.

Также в 2000 году в районе была проведена межведомственная операция “Подросток”, в ходе которой 21 семье с несовершеннолетними детьми УСЗН была выплачена материальная помощь в общей сумме 15000 рублей, 492 малообеспеченные семьи получили муку из гуманитарной помощи (1 мешок на 1 семью). Выделено было 8 путевок в санатории и оздоровительные лагеря детям-инвалидам из малообеспеченных семей. Также 20 малоимущих семей бесплатно подписали на газету“Аргументы и факты” на 2001 год.

Во исполнение Указа Президента РБ от 02. 12. 2000 г. № УП-700 “О проведении новогодних праздничных мероприятий 2001 года в Республике Башкортостан” в Иглинском УСЗН “отделом социальной защиты малоимущих граждан”были вручены президентские подарки на новогодней елке детям из многодетных семей, имеющих семь и более детей до 18 лет. Было вручено 51 подарков на общую сумму 4, 08 тыс. руб.

В отделе соцпособий в Иглинском УСЗН состояло на учете на 01. 01. 2000 г. 449 получателей из малоимущих семей на общую сумму 108400 руб. За 2000 год среднемесячная численность получателей составила 506 семей, среднемесячная сумма для выплаты этих пособий составила за 2000 год 85583 руб. Всего за год выплачено 1027005 руб. Финансирование ведется из республиканского бюджета. В соответствии с Указом Президента РБ от 27 мая 1996 г. № УП-345 “О мерах по государственной поддержке семьи, материнства и детства и улучшению демографической ситуации в РБ” и в целях социальной защиты многодетных семей Кабинет Министров РБ постановил: 1. Утвердить Положение о порядке предоставления семьям, имеющим четырех и более несовершеннолетних детей, проживающих в сельской местности, льготы в оплате жилья и коммунальных услуг, в оплате твердого топлива, льгот в оплате электроэнергии, сетевого и сжиженного газа.

В соответствии с Законом РБ от 24 июля 2000 года № 87-3 “О государственной поддержке многодетных семей в РБ” предоставляются многодетным семьям следующие права и льготы: - бесплатное оказание детям до 18 лет всех видов медицинской помощи; - при наличии мед. показаний первоочередное обеспечение детей до 18 лет местами в детских учреждениях лечебного и санаторного типа, оздоровительных лагерях независимо от их ведомственной подчиненности;

- льготы в оплате за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях; - льготная подписка на газеты и журналы;

    - предоставление жилых помещений в льготном порядке;

- в соответствии с законодательством скидка в оплате регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

- многодетные родители имеют право на трудоустройство с учетом возможности их работы на условиях применения гибких форм труда (неполный рабочий день, работа на дому и т. д. ).

Многодетным семьям, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в РБ, пользуются следующими льготами:

- при наличии медицинских показаний бесплатное обеспечение детей до 18 лет протезноортопедическими изделиями в соответствии с законодательством; - бесплатное обеспечение детей лекарствами в возрасте до 6 лет по рецептам врачей;

- бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой;

- бесплатное питание для учащихся общеобразовательных учреждений; - бесплатный проезд учащихся школ на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси);

- выплата социального пособия на детей в размере и порядке, установленных Кабинетом Министров РБ.

Справки, подтверждающие право на льготы, выдаются многодетным семьям управлениями социальной защиты населения районов и городов на 6 месяцев (при достижении детьми 18 лет– до месяца исполнения совершеннолетия). По постановлению КМ РБ затраты на коммунальные услуги не должны превышать 19 процентов совокупного бюджета семьи. Но и эту сумму не смогут заплатить сполна некоторые семьи. Одной из главных функций ДЕЗа (дирекции единого заказчика) является социальная защита малообеспеченных граждан путем предоставления субсидий и льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в безналичной форме в виде уменьшения платежа по оплате ЖКУ на основании предоставленных справок. Управлением социальной защиты населения в 2000 году выдано многодетным семьям справок на льготы на 100 % скидку (семьям в сельской местности, имеющим 4-х и более детей до 18 лет, если дети совместно проживают с родителями), и 140 справок на льготы на 30 % на электроэнергию и коммунальные услуги– имеющим 3-х и более детей (только малоимущим семьям). В Иглинском УСЗН состоит на учете 212 детей-инвалидов. В 4 семьях есть по 2 детей-инвалидов. Из них: психическими расстройствами страдают 59 детей, болезнями нервной системы– 32, инвалиды по зрению – 18, по слуху – 20, болезнями системы кровообращения – 10 детей, костно-мышечной системы – 36, врожденными аномалиями – 3, нарушениями эндокринных желез – 6 детей и т. д. Льготы семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются при обращении одного из родителей при условии совместного проживания с ними ребенка-инвалида. На основании Положения Км РБ от 20. 11. 1998 г. № 258 предоставляются таким семьям следующие льготы:

- 50 % скидка в оплате жилья в пределах социальной нормы площади жилья, а также и коммунальных услуг;

- 50-процентная скидка в оплате электроэнергии в пределах действующих нормативов для населения;

- 50-процентная скидка в оплате сетевого и сжиженного газа; - 50 % скидка в оплате твердого топлива;

- право на получение санаторно-курортной путевки, бесплатно или на условиях частичной оплаты в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (за счет средств местного, республиканского и федерального бюджетов); - бесплатный проезд на автомобильном транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения (детям-инвалидам управлениями социальной защиты выдается соответствующая справка установленной формы о праве на данную льготу); - бесплатный проезд на железнодорожном транспорте и 50 % скидка в оплате стоимости проезда на ж/д транспорте в поездах и вагонах всех категорий в пределах РФ в период с 1 октября по 15 мая;

- 50 % скидка в оплате стоимости проезда на воздушном транспорте в пределах РФ с 01. 10 по 15. 05. ;

- 50 % скидка в оплате предоставления доступа к телефонной сети; - бесплатное содержание детей-инвалидов в дошкольных учреждениях, если они могут посещать эти учреждения.

Итак, в Иглинском районе в 2000 году пользовались льготами семьи, имеющие детей-инвалидов:

    - коммунальными услугами 27 детей – на 20 тыс. руб. ;
    - сетевым газом 56 детей – 5, 1 тыс. руб. ;
    - электроэнергией – 268 детей-инвалидов – 20, 7 тыс. руб. ;
    - телефонами 18 семей – 6 тыс. руб.
    Все дети-инвалиды получили новогодние подарки.

Во исполнение Указа Президента РБ от 22 января 1998 года № УП-26 “О проведении Года семьи, усилении защиты материнства и детства в РБ”определяет порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет и получающим компенсационную выплату к пенсии по уходу за нетрудоспособными гражданами (далее–пособие по уходу за ребенком-инвалидом). Это пособие назначается независимо от получения на ребенка-инвалида пенсии по случаю потери кормильца, социальной пенсии, алиментов и других социальных выплат.

Назначение пособия по уходу за ребенком-инвалидом производится органом социальной защиты населения по месту жительства лица, осуществляющего уход заребенком-инвалидом. (от 02. 07. 98 г. № 134). Пособие назначается и выплачивается в размере одного минимального размера оплаты труда с применением районного коэффициента.

Пособие по уходу за ребенком-инвалидом назначается с месяца назначения лицу, осуществляющему уход, компенсационной выплаты к пенсии по уходу за нетрудоспособными гражданами, если обращение за назначением пособия последовало не позднее шести месяцев с месяца назначения указанной компенсационной выплаты.

Выплата этого пособия производится за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на реализацию Закона РБ“О социальной защите инвалидов в РБ”на основании представленных органами социальной защиты населения заявок в Министерство труда и социальной защиты населения РБ.

В 2000 году в УСЗН получали это пособие 50семей, имеющих детей-инвалидов. Всего выплачено за 2000 год 5616585 руб. По Республике Башкортостан получателей было 3279 – всего выплачено 4, 3 млн. рублей. Все дети-инвалиды, нуждающиеся в транспортных средствах, обеспечены мотоколясками. Один получил машину через МТиСЗН.

Но все-таки семьи, имеющие ребенка-инвалида, находятся в крайне тяжелых условиях. Пенсия у них самая минимальная. Нужных лекарств нет. Чтоб свозить ребенка-инвалида на лечение, на консультацию, на операцию, сколько средств требуется. Ведь если родители не сопровождают ребенка-инвалида, а ездят его навещать (в случае, если он находится в лечебном учреждении), то они обязаны оплачивать проезд все 100 %. Слуховые аппараты все дорогие, а отечественные дешевые негодные к применению. Линзы также все дорогие, а об операциях даже говорить нечего. И чтоб содержать ребенка-инвалида, нужны дополнительные материальные доходы.

У нас в Башкирии имеется только один бесплатный реабилитационный центр. Но он не обеспечен жильем для приезжающих со всей республики детей. И Иглинское УСЗН выносит предложение, чтоб создать условия для проживания за время лечения ребенка-инвалида с матерью. Хотя бы несколько комнат в общежитии выделили бы для таких семей. Ведь иногда курс лечения длится целый месяц, а снимать квартиру– это очень дорого. Необходимо решить этот вопрос.

Таким образом, защита семей, имеющих ребенка-инвалида, должна быть на нужном уровне, чтоб все было не только на бумаге, а могли претворить все законы в жизнь, ведь эти семьи нуждаются в социальной защите в большей степени, чем другие семьи.

Право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов) на каждого рожденного (усыновленного), совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения–до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, установленного субъектом РФ.

В соответствии со статьей 16 ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей” от 28. 08. 1997 г. , некоторые категории семей имеют право получать это пособие. Действующий до этого закон предоставлял право на получение ежемесячного пособия на ребенка на всех детей установленного возраста безотносительно уровня дохода семьи. Однако объективные финансовые трудности в данное время не позволяют выплачивать пособие всем семьям. Выплата ориентирована только на нуждающиеся семьи, поэтому вынуждены учитывать среднедушевой доход семьи. Доходы семьи предоставляются один раз в полгода. При этом получатель должен заполнить“заявление-декларацию”(см. приложение № ___). Здесь получатель несет ответственность за предоставленные сведения. На втором этапе заполняется“Подтверждение о неизменности доходов”(см. приложение № ___). Много споров возникает при исчислении доходов, когда в учет берут приусадебный участок. Неизвестно, на что ориентировались, когда высчитывали доход от участка. В данный момент этот размер составляет 190руб. на одного члена семьи и учитывается круглый год.

Таким образом, выплата большинства пособий и льгот предназначены только малоимущим семьям, что является ущемлением прав остальных семей с детьми. Автор рекомендует, чтоб политика государства была пересмотрена в сторону помощи семье не бедным, которые не хотят работать, а средним семьям, которые работают, но не могут обеспечить нормальное материальное положение своей семье ввиду того, что государство не может им платить хорошую заработную плату за их труд. Зарубежный опыт социальной работы

    Социальное благосостояние в скандинавских странах

В скандинавских странах преобладает государственная модель организации социальной защиты семьи с детьми. Эта модель включает в себя обязательную социальную политику, регулируемый государством уровень доходов, а также уравнительный, всеобщий характер социальных льгот и выплат. Во всех странах Скандинавии социальная политика прочно связана с концепцией “государства благосостояния”. Государственное благосостояние включает в себя гарантированный минимум доходов (материальное вспомоществование) и социальный контроль за благосостоянием детей, а также социальный контроль в отношении асоциальных групп населения, т. е. алкоголиков и наркоманов. Также включает в себя разного рода социальные услуги, гарантирующие гражданам социальную безопасность.

Закон о социальном благосостоянии семьи является основным законом. Кроме того, действуют специальные подзаконные акты. Основной закон обязует местные власти: 1) предоставить жителям социальные услуги;

2) гарантировать получение минимального денежного дохода семьям; 3) гарантировать социальные пособия;

4) консультировать, чтобы правильно использовать денежные доходы. В дополнение к выплатам минимального гарантированного пособия местные власти обязаны выплачивать социальные пособия:

    - при рождении ребенка;
    - пособие по беременности и родам;
    - пособие на содержание детей.

Общество с каждым годом с большей настойчивостью выдвигает требования расширить число услуг, удовлетворяющих каждодневные потребности.

В период становления систем социального благосостояния в скандинавских странах базовой идеей для аргументов в пользу общественного благосостояния были такие ценности, как общее благополучие и порядок, а для индивидуального благосостояния–материальный достаток. По мере социального развития общества эти базовые идеи постепенно трансформировались. Сейчас делается упор на развитие человека, на его участие в общественных делах.

Если раньше деятельность социальных служб замыкалась на маргинальных слоях населения, то за короткий период социальная сфера стала значительным по своему объему сектором общественной жизни. Значительно расширилась клиентура социальных служб.

Супервизорство является одним из атрибутов профессионализма в зарубежной социальной работе. Это–уровень технологии организации социальной работы. Именно сейчас в России, когда профессия социального работника проходит стадию становления, необходимо ввести институт супервизоров или наставников в организационную систему социальных служб в России.

    ГЛАВА II § 4 Обработка анкетных данных

В марте месяце в п. Иглино, где проживают около 800 семей с детьми, с целью выявления уровня жизни семей и потребности их в социальной защите было проведено автором данной работы социологическое исследование. Анализ результатов СИ построен на основе обработки 80 анкет супругов (12 мужских и 68 женских).

По результатам обработки анкет выяснилось, что средний возраст опрошенных – 31-40 лет составил 53, 7 %, старше 41 года – 30 %, от 20 до 30 лет – 16, 3 %. По состоянию семейного положения находятся в браке (полная семья) – 82, 5 % семей, в том числе в гражданском браке – 15 % семей, вдовы – 1, 3%, разведенные – 9, 9 %, одинокие матери – 6, 3 %. Одного ребенка имеют 21, 2 % семей, двоих детей – 57, 5 %, троих детей – 17, 6 %, четверых и более – 3, 7 %. Итак, в среднем в семье имеется двое детей (т. е. 57, 7 %). При выяснении бытовых условий у респондентов, 55 % оценили неудовлетворительными, удовлетворительно оценили 38, 8 % семей, затрудняются ответить– 6, 2 % семей.

Образовательный уровень выглядит следующим образом: высшее – 40 % семей, неполное высшее – 2, 4 %, среднетехническое – 26, 3 %, среднее – 26, 3 %, неполное среднее – 5 %. Респонденты с высшим образованием по уровню дохода отнесли свою семью к бедному слою– 37, 5 %, к среднему – 56, 3 %, к богатым –6, 2 %. Если в семье трое детей и двое в неполных семьях, то считают свою семью уже бедной.

В 56, 3 % семьях работают оба родителя, в 41, 3 % - один работает, оба не работают– 1, 2 %, и содержат родители – 1, 2 %.

В Иглино проживают средний слой – 55 % семей, 42, 5 % - бедные, и 2, 5 % - процветающие семьи. 35 % опрошенных семей имеют личный транспорт, 65 % - не имеют. Благополучными свою семью считают 73, 8 % опрошенных, неблагополучной – 10 %, затрудняются ответить – 16, 2 %. В отпуске могут отдохнуть с семьей на курорте, в санатории и т. д. – 10 % семей, только на природу могут съездить – 31, 3 % семей, а 58, 7 % семей не могут себе позволить и этого. Доходы только на продукты уходят у 61, 2 % семей, на продукты и промтовары – 32, 5 % семей, только 6, 3 % семей ни в чем себе не отказывают. Для неполных семей был поставлен вопрос о важности полной семьи для воспитания детей. 13, 8 % предпочитают жить без мужа, поэтому ответили“справляюсь”, 26, 3 % ответили “едва свожу концы с концами”, т. е. сомневаются, не совсем уверены, что полнота семьи принесет им благосостояние, лишь 10 % семей считают, что“вдвоем было бы легче”. 50% не ответили. Льготами пользуются (коммунальные услуги, электроэнергия скидка 10 %) 25 % семей, детское пособие получают 35 % семей, не пользуются 40% 32, 5 % опрошенных считают, что пособие президента на 4-х и более детей в сумме 1000 и 1500 руб. не повлияет на рождаемость, 28, 8 % считают, что это стимул только для бедных слоев населения, 7, 5 % считают, что повлияет, 31, 2 % затруднились ответить.

Политика государства в отношении семей с детьми не устраивает 95 % семей, устраивает только 5 %.

Повышения уровня жизни своих семей ждут улучшением экономической ситуации 66, 3 %, помощью государства–13, 7 % семей, улучшение может произойти лишь личными усилиями своей семьи, считают 20 % семей.

    Таблица ____

Соотношение уровня дохода семей с детьми к наличию супруга в семье, числу детей в семье, уровню образования и возможности повышения уровня жизни.

    Классификация семьи по признаку уровня дохода
    Богатые
    Средние
    Бедные
    2, 5
    55, 0
    42, 5
    Тип семьи
    Полные
    50, 0
    75, 0
    61, 8
    Неполные
    9, 1
    29, 4
    Гражд. брак
    50, 0
    15, 9
    8, 8
    Структура семьи по числу детей
    1
    50, 0
    18, 2
    23, 5
    2
    50, 0
    54, 5
    61, 8
    3 и более
    27, 3
    14, 7
    Уровень образования одних из супругов
    Высшее
    100, 0
    41, 0
    35, 2
    Непол. высшее, среднетехни-ческое
    29, 5
    32, 4
    Среднее, непол. среднее
    29, 5
    32, 4
    Возможные причины улучшения уровня жизни
    Моими личными усилиями
    25, 0
    14, 7
    Улучшением экономической ситуации
    100, 0
    59, 1
    73, 5
    Помощью государства
    15, 9
    11, 8

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что в п. Иглино по уровню жизни лишь 55 % семей проживают средне, но ждут улучшения экономической ситуации, т. к. все нуждаются в дополнительной помощи; 42, 5% - бедные семьи, к ним к каждому индивидуальный подход нужен. Как выяснилось, 80 % семей нуждаются в помощи и это нельзя оставить без внимания. Улучшение материального положения ожидают только личными усилиями 20, 0 % семей, т. е. активные семьи, и 80 % семей – пассивные, т. е. ждут улучшения экономической ситуации и помощь от государства.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Политические и экономические потрясения существенно повлияли на уровень жизни семьи, снизили ее возможности по экономической поддержке нетрудоспособных членов семьи. Затянувшийся кризис вызвал затруднение в реализации репродуктивных установок семьи, ускорил снижение уровня брачности и рост разводов. Распространяется внебрачное сожительство, растет число детей, рожденных у матерей, не состоявших в браке.

Рассматривая проблемы жизнедеятельности семей различных типов: неполных, многодетных, семей, имеющих ребенка-инвалида, семей с малолетними детьми, родители которых безработные или имеют низкие доходы, являются социально уязвимыми в силу снижения их потенциальных возможностей самообеспечения и саморазвития.

Занимаясь проблемами жизнедеятельности семей различных типов, важно выдвинуть следующие предложения и рекомендации:

1. Для обеспечения необходимых условий для выполнения семьей ее основных функций: рождения и воспитания здоровых детей, охраны материнства и детства, совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей, необходимо укрепить материальную базу семьи. Для этого автор данной работы рекомендуетженщинам, родившим ребенка, хотя бы до исполнения ребенку одного года, выплачивать среднемесячную заработную плату. Из этого следует вывод, что будут рожать женщины из более благополучной семьи.

2. Для выявления патологий у организованного населения один раз в год проводится профилактический осмотр. Из этого следует вывод, чтонужно найти средства для диспансеризации и неорганизованного населения, т. к. охрана здоровья женщин должна быть на высоком уровне.

3. Для содействия адаптации семей к происходящим социально-экономическим переменам необходимо при управлении социальной защиты населенияввести должность социального психолога, для проведения консультативной помощи, снятия стрессовых ситуаций как для работников управления, так и для оказания услуг населению. Клиентами могут быть разводящиеся семьи, семьи, имеющие детей-инвалидов, многодетные семьи и т. д. , на бесплатной основе.

4. Также необходимо в штат работников УСЗН включить должность юриста, для оказания услуг по юридическим вопросам, т. к. не все семьи могут позволить себе пользоваться услугами консультации юриста, потому что эти услуги платные, а в управлении социальной защиты населения необходимо создать бесплатные услуги (за исключением для процветающих семей).

5. Создать правовую защиту работников управления, так как приходится работать с разным контингентом населения, и сами работники, а в основном весь аппарат состоит из женщин– социально не защищены. 6. Для поддержания материального благосостояния семей с детьми автор рекомендует, чтобыпособия детские платили всем детям, независимо, бедная семья или средняя. Надо искоренить иждивенчество. И не нужно будет подсчитывать доходы, создавать программы для их исчисления, а эти средства направить на улучшение материальной базы всех семей с детьми. Если семья будет чувствовать защиту со стороны государства, то может быть и можно будет добиться улучшения демографической ситуации.

То, что последние годы государство ориентируется на нуждающуюся семью, на взгляд автора данной работы–порождает иждивенчество и не решает проблем семьи, а только все более обостряются конфликтные ситуации между семьями. Ведь если за последние три месяца доходы семьи не превышали прожиточного минимума, это еще не говорит о том, что семья стала бедной и нуждается в социальной защите. Это ведь вполне может быть и процветающая семья, по каким-либо причинам вынужденная покинуть работу (перевод на другую работу, декретный отпуск жены и т. д. ). а по положению таким семьям УСЗН уже обязан выплачивать детское пособие, так как на данный момент у них доходы не превышают прожиточного минимума.

Автор рекомендует пересмотреть эту политику государства в отношении семей, имеющих детей. На взгляд автора, нужна ориентация на такую семью, которая способна не только самостоятельно выживать, но и быть поддержкой государству и обществу.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Республики Башкортостан от 24 февраля 1993 г. Уфа 1995 – с. 66 2. Закон РБ от 5 ноября 1993 г. “Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в РБ”. 3. Закон РБ от 24 июля 2000 г. № 87-3 “О государственной поддержке многодетных семей в РБ”. 4. Закон РФ от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей”. 5. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. “ 195-ФЗ “Об основах социального обслуживания населения в РФ”. 6. Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ “Об актах гражданского состояния”. 7. Федеральный закон от 07 августа 2000 г. № 122-ФЗ “О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ”. 8. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г.

9. Указ Президента РБ “ УП-204 от 16 апреля 1998 г. о медали “Материнская слава”. 10. Указ Президента РБ от 02. 12. 2000 г. № УП-700 “О проведении новогодних праздничных мероприятий 2001 года в РБ”. 11. Указ президента РБ от 22 января 1998 г. № УП-26 “О проведении Года семьи, усилении защиты материнства и детства в РБ”. 12. Указ Президента РБ от 27 мая 1996 г. УП-345 “О мерах государственной поддержки семьи, материнства и детства и улучшения демографической ситуации в РБ”.

13. Указ Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712 “Об основных направлениях государственной семейной политики”. 14. Указ Президента РФ от 05 июня 1992 г. № 554 “Об обязательном трудоустройстве отдельных категорий работников при ликвидации предприятия, учреждения, организации”.

15. Постановление Кабинета Министров от 9 апреля 1998 “О комплексной программе социальной поддержки населения на 1998 г. ”. 16. Постановление Кабинета Министров РБ от 21 мая 1998 г. № 106 “Об утверждении положения о порядке предоставления льгот семьям, имеющим детей, проживающим в сельской местности”.

17. Положение “О порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия отдельным категориям многодетных семей в РБ” от 29. 12. 2000 г. № 376.

18. Сборник законодательных актов по вопросам социальной защиты инвалидов. Уфа – 2000 г. , 211 с. 19. Антология социальной работы в 5 т. Социальная политика и законодательство в социальной работе. М. В. Фирсов, М. : Сварогъ. ИВФ СПТ 1994 г. 485 с. 20. Брак, семья, дети. М. А. Иванов, М. : Педагогика, 1983 – 143 с. 21. Демографическое развитие семьи//Демографическое развитие в СССР, Волков А. Г. , Дарский Л. Е. , М. : 1985– 59 с.

22. Брак и семья в СССР. Харчев А. Г. , М. : 1979 г. – 75 с.

23. Женщины Башкортостана//Социальный облик. Уфа: Китап. 1998 – 224 с. 24. Женщины в Башкирской АССР//Статистические материалы. Уфа, 1987 г. 25. “Личность – семья – общество: социальные проблемы, тенденции, прогнозы”//Материалы международной научно-практической конференции 1993 г. М. : 1994 г. – 48 с. 26. О положении семей в РФ//Юридическая литература. 1994 – 64 с. 27. Основы социальной работы. Павленок П. Д. М. : Инфра, 1999 – 368 с. 28. Отчет УСЗН по коммунальным услугам.

29. Отчет по диспансеризации за 2000 г. Иглинской женской консультации. 30. Отчет ЦРБ “Сведения о медицинской помощи беременным, роженицам и родильницам за 2000 г. ”. 31. Отчет Министерству “Сведения о состоянии детской инвалидности в возрасте до 18 лет” на 01. 01. 2001 г. по Иглинскому району. 32. Развитие системы социального обслуживания населения. Стрельникова Н. Н. //Семья в России. № 2, 1996 г. – 127 с.

33. Роль семьи в процессе развития. Сокальский Х. Д. , М. : 1994 – 28 с. 34. Семья. Афанасьева Т. М. , М. : Просвещение, 1988 г. – 284 с. 35. Семья в Российской Федерации//Статистический сборник материалов. М. : 1994 – 25 с. 36. Семья в процессе развития. М. : 1993 г. – 192 с.

37. Семья в России//Научный общественно-политический журнал. № 2, 1994 г. , № 2, 1996 г.

38. Семья и социальная работа. Холостова Е. И. Материалы международной научно-практической конференции“Семья в процессе развития”. , М. : 1994 г. – 8 с. 39. Социальная помощь семье и детям//Под редакцией Иващенко Г. В. , М. : 1994 – 149 с. 40. Социальная защита. Журнал № 1, 2001 г.

41. Словарь-справочник по социальной работе//Под редакцией Холостовой Е. И. , М. : Юристъ, 1997

42. Социальное обслуживание населения, семьи и детей//Роль в современном российском обществ, проблемы и перспективы//Материалы международной научно-практической конференции“Семья в процессе развития”. М. : 1994 – 8 с. 43. Стрельникова Н. И. Развитие системы социального обслуживания населения//Семья в России//№ 2 1996– 127 с.

44. Социальная работа за рубежом//Состояние, тенденции, перспективы//Козлов А. А. , М. : Флинта, 1998– 218 с.

45. Семья как объект деятельности социального работника//Материалы международной научно-практической конференции“Семья в процессе развития”. М. : 1994 г. – 154 с. 46. Лебедева Л. Ф. “Проблемы формирования семейно-ориентированных программ//Семья в России № 2, 1996 г. – 113 с.

47. Личность, семья, общество, взаимодействие в современных условиях//Семья в России//Архангельский В. И. , Кумачева О. В. № 2, 1996, 64 с.

48. Теория и методика социальной работы//Под редакцией Зайнышева И. Г. , М. : ГАСБУ, 1995, с. 320

49. Теория и практика социальной работы//Методические материалы//Ответственные редакторы Панов А. М. , Холостова Е. И. , М. : ИСР, 1997 г.

50. Феминология. Семьеведение//Под редакцией Шинелевой Л. Т. , М. : Издательство МГСУ“Союз”, 1997 – 220 с.

51. Экономические основы социальной работы. Пантелеева Т. С. , Червякова Г. А. , М. : ГИЦ ВЛАДОС– 1999 – 160 с.

53. “Иглинские вести”, газета № 27 от 14. 03. 2001 г. “Плата за жилье становится все выше”. 54. “Иглинские вести” № 24 от 03. 03. 2001 г. “Социальная помощь малоимущим”.

Страницы: 1, 2


© 2010 Собрание рефератов