Рефераты

Самоопределение российской молодёжи в 90ые годы - (курсовая)

Самоопределение российской молодёжи в 90ые годы - (курсовая)

Дата добавления: март 2006г.

Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева.

    Институт проблем устойчивого развития общества
    Кафедра социологии
    Предмет: Социальная работа
    Вид работы: Обзорная курсовая работа
    Тема:

Профессиональное самоопределение российской молодежи в 90ые годы.

    Выполнил: Студент группы ПР-13 Запольский А. Э.
    Проверил: Коршунова Н. Е.
    Москва 2001 г.
    Содержание:
    Вступление: Почему я выбрал эту тему? …………………………………….... 3

Основная часть: Россия 90ых. Экономические реформы и проблемы молодежи………………………………………………………………. ……………. 3

    Проблемы молодежи России в эпоху реформ……………………………………4

Основные ценности и принципы жизни, смысложизненные ориентации молодежи России 90ыхкак основные факторы, влияющие на профессиональное самоопределение……………………………………………...12

Профессиональная ориентация и занятость молодежи………………………...23

Заключение: Характеристика профессиональных ориентиров молодежи. Проблемы самоопределения и самоутверждения ……………………………......29

    Список использованной литературы………………………………….... …31
    Вводная часть: Почему я выбрал именно эту тему?

Я являюсь представителем молодого поколения “новой России”. Моя сознательная жизнь и начало становления как личности началось в начале 90ых годов, когда уже не существовало СССР, не было пионерской организации, коммунистической партии и прочих атрибутов прошлого. Родившись в Советском Союзе, к 7 годам я имел отдаленное и далеко не полное представление о недавнем прошлом своей Родины. Я, как и все мои ровесники, рос в новой стране с новыми условиями жизни, работы, учебы и пр. Я жил в условиях новой социальной реальности. Со страной произошли радикальные изменения, но мне было очень трудно как-то серьезно осмыслить происходящее.

Сейчас, когда я достиг возраста когда я уже в какой-то степени могу анализировать общество, в котором я живу, его законы, обычаи, традиции, когда могу адекватно оценивать события, факты, процессы происходящие в нашем обществе сегодня, мне захотелось сравнить свои собственные взгляды относительно сегодняшней социальной реальности со взглядами таких же как и я молодых людей из разных возрастных и социальных групп. Мне хочется узнать, чем мои взгляды отличаются от большинства, какие тенденции в развитии молодежного общества наблюдаются сейчас в России, какое будущее ждет нашу страну, ведь молодое поколение и есть это будущее.

Основная часть: Россия 90ых. Экономические реформы и проблемы молодежи. После развала СССР и провозглашения независимости Российской Федерации в стране начались реформы, затронувшие все сферы жизни общества. Произошла радикальная смена политического курса страны: из тоталитарного государства с доминирующей ролью коммунистической партии Россия превратилась в демократическую президентскую республику. Была упразднена коммунистическая идеология и были провозглашены принципы демократического государства: свобода выбора, идеологии, слова, вероисповедания, перемещения, была провозглашена главенствующая роль частной собственности, равноправие всех граждан страны перед законом, права человека. Все эти принципы были закреплены в новой Конституции РФ от 12 декабря 1993 года, гарантом которой стал Президент страны. От командно-плановой экономики страна перешла к рыночной, основанной на свободе торговли и предпринимательской деятельности и неприкосновенности частной собственности. Были упразднены такие общественные организации как Комсомол, пионерская организация и пр. Было разрешено частное образование.

Все эти изменения повлекли за собой кардинальную ломку принципов, традиций, образа жизни, менталитета, мировоззрения и т. д. Подавляющее большинство населения оказалось не готово к этому: многие остались без работы, так как новый рынок труда не нуждался в их услугах (структурная безработица), многие люди не смогли или не захотели отказаться от старой идеологии и принять новые условия жизни. Экономический кризис, начавшийся в 1992 году отбросил за черту бедности большинство населения страны. Самыми незащищенными слоями населения оказались люди старшего поколения, малообеспеченные, инвалиды и молодежь. О проблемах последней социальной группы и частности о проблеме профессионального самоопределения молодежи России и пойдет речь в данной работе.

    Проблемы молодежи России в эпоху реформ.

“Судя о человеке, должно принимать во внимание обстоятельства жизни, в которые он поставлен судьбой” - В. Г. Белинский.

Главной проблемой молодежи в начале 90ых годов стала неподготовленность к новым условиям жизни. Раньше проблемами молодежи: образованием, социализацией, профессиональным самоопределением занималось государство, специальные молодежные организации, этому делу служила и основная, обязательная идеология. Теперь же у государства появились гораздо более важные дела, в стране стало катастрофически не хватать денег, молодежные организации были упразднены, обязательная идеология исчезла, и молодое поколение было отправлено в“свободное плавание”. В условиях экономического кризиса, когда все слои населения нуждались в социально-экономической помощи, молодежь сама себя образовывала и социализировала.

В связи с этим мне представляется необходимым рассказать о некоторых социологических исследованиях, проведенных в России в 90ые годы в разных регионах, которые наиболее полно освещают проблему исследования. В первую очередь это исследования, проведенныеЦентром социологии молодежи ИСПИ РАН под руководством проф. В. И. Чупрова. Далее будут приведены данные этих исследований с комментариями авторов учебного пособия“Социология молодежи”. Ростов-на-Дону, “Феникс”, 2001. (Волков Ю. Г. , Добреньков В. И. , Кадария Ф. Д. , Савченко И. П. , Шаповалов В. А. ), в котором и были опубликованы эти данные:

“… Данные свидетельствуют о сохранении современной молодежью высокого трудового потенциала. ѕ занятых в народном хозяйстве молодых людей получили профессиональное образование. Однако в условиях спада производства этот потенциал остается невостребованным. 51. 5% работающих молодых людей трудятся не в соответствии с их первоначальной специальностью (в 1990 их было 38%), а каждый третий вообще не имеет профессии. Все это сказывается на профессиональной социализации молодежи. Подавляющее большинство (более 80%) молодых людей достигают профессиональной зрелости и экономической состоятельности лишь к 30 годам, т. е. за пределами молодежного возраста. В конце 1994 удельный все тех, кто отличался высоким профессиональным статусом, сократился более чем в 1, 5 раза по сравнению с 1990. Не имели возможности повысить квалификацию 31, 2%, увеличить реальную, а не индексированную заработную плату– 45, 4%, продвинутся по службе –48, 2% респондентов. Хотя государственный сектор остается главным каналом социализации молодежи в сфере труда, в нем наблюдается устойчивая тенденция сокращения молодежной занятости. Если в 1990 г. в частном секторе работали менее 5% молодых людей, то теперь в нем занят каждый пятый, подрабатывает каждый десятый… Материальное положение молодых людей мало зависит от результатов труда, уровня образования, квалификации. Определяющим является форма собственности… Разбалансированность доходов и уровня потребления ведет к деформации интересов как в сфере потребления, так и в сфере труда. В одном случае это ведет к снижению общественной эффективности труда, в другом препятствует развитию личностного потенциала молодого поколения… Не менее опасным последствием подобной ситуации является уход молодежи из сферы материального производства в сферу распределения и обращения. За последние 5 лет численность молодых людей, вовлеченных в эту сферу, увеличилась многократно. Опасность видится не только в пагубных последствиях ухода молодой рабочей силы из основных отраслей производства, но и в моральных издержках. Почти 40% молодых людей одобрительно относятся к стремлению своих сверстников“делать деньги”любой ценой, даже в обход закона… Также молодые люди отдают предпочтение и другому пути: досуговое времяпрепровождение со случайным заработком или криминал… По сравнению с 1990 годом, количество тех, кто не работает и не учится, возросло более чем в два раза и приблизилось к 2, 5 млн. чел. 1 [1 Беленький В. Я. , Северчук С. В. , Шевченко С. М. Молодежь: кем быть – рабочим или валютной менялой? //Профсоюзы и экономика. 1993. №5. С. 75. ] За эти годы все более ощутимым препятствием для интеграции молодежи в сферу труда становится безработица. Только в 1995 г. вдвое увеличилось число зарегистрированных на бирже труда молодых людей в возрасте до 29 лет (833 тыс. чел. ). На начало 1996г. 26% выпускников школ, ПТУ, техникумов и вузов не смогли найти работу. Особый размах приобрела“скрытая безработица”, создающаяся за счет простоев предприятий, вынужденных отпусков, сокращения рабочей недели.

И все же материальное положениеявляется главным показателем жизни молодежи, индикатором ее настроений и источником удовлетворенности или неудовлетворенности. Далее будут приведены данные различных опросов в разных регионах страны, которые имели целью выяснить материальное положение молодежи и ее удовлетворенность им. По данным исследования опубликованного в учебном пособии“Социология молодежи”см. выше (выборка неизвестна) оценили свое материальное положение как удовлетворительное 54, 6% опрошенных, плохое– 29, 8%, благополучное –11, 3%. Как видно материальное благополучие далеко от запросов, но если смотреть в целом–оно удовлетворительное. Перспективы улучшения благосостояния оцениваются молодежью довольно пессимистично: вряд ли изменится– 64%, ухудшится – 9%, улучшится –27%. Подавляющее большинство (73%) не видят перспектив его улучшения. Интересно также исследование относительно ранжирования групп представителей профессий, которые считают свое материальное состояние плохим: (табл. 1) Определенный интерес представляют данные табл. 2. Налицо устойчивая

тенденция к спаду жизненного уровня молодежи, имущественной поляризации населения. Происходит значительное увеличение удельного веса низкостатусных групп.

По данным опроса студентов 3 курсов 8 ВУЗов Екатеринбурга и Нижнего Тагила (N-994, выборка квотная, многоступенчатая), проведенного совместнокафедрами социологии УГТУ(Екатеринбург) и НГПИ(Нижний Тагил) и опубликованного в журнале “Социс” №12. 2000, материальное положение студентов далеко от приемлемого: 1% - Благосостояние очень хорошее, 11% - хорошее, 62% - среднее, плохое – 23%, очень плохое –3%. Отсюда следует, что очень бедных студентов в 3 раза больше чем очень богатых, и, что просто бедных студентов более чем в 2 раза больше чем просто богатых. Оценки данные респондентами зависят от различных факторов: Обучение в ВУЗе (да бесплатном) требует от семьи немалых затрат. Сказывается меняющееся отношение молодежи к богатству и бедности – набирает силу ощущение: “бедным в наше время быть не удобно”. Молодые зачастую приукрашивают свое благосостояние. Но у молодежи сохраняется острое ощущение социальной несправедливости и неприятие социального расслоения общества.

Отдельно нужно сказать о положении молодежи в семьях, об их отношении к семейной и сексуальной жизни, о здоровье молодого поколения и его популяции. Стремительное проникновение в Россию западного образа жизни, западных ценностей, развитие капитализма с его индивидуалистскими принципами и ценностями привело кобесцениванию у населения и, в особенности у молодежи, семейной жизни. Сейчас не считается признаком благополучия и успеха иметь много детей или вообще иметь семью. Растет престиж эгоистического образа жизни, когда люди живут только ради себя и не спешат заводить семью и тем более детей. Среди молодого поколения девушек является престижным походить на западных женщин, беззаботных и независимых. В то же время из-за падения культурного и нравственного уровня молодежи растет число внебрачных рождений, растет заболеваемость венерическими заболеваниями и СПИДом. Далее будут приведены некоторые статистические данные за последние 10 лет:

В 1991 году семей с собиравшихся родить одного ребенка было 57, 1%, двух – 28, 7, троих и более –1, 9%. В 1994 году из женщин 18-24 лет, не имевших на тот момент детей собирались родить ребенка 41%, 31% - двоих детей, 3, 4% - троих и более, не собирались иметь детей вообще–24% опрошенных девушек. Из числа имевших одного ребенка не собирались рожать второго 76%, среди имевших двух детей, не собирались иметь третьего 96%. По данным статистики в период с 1992 по 1999 население России сократилось на 2, 8 млн. чел. , естественная убыль составила 5 млн. чел. Согласно нейтральному прогнозу ООН к 2050 году население России составит 121, 3 млн. чел, по пессимистическому прогнозу– 102, 5 млн. чел [2 Медков В. М. Бомба депопуляции: демографическое будущее России // Социология и общество. С. 150]

Другие две острейшие проблемы это насилие детей в семьях и состояние здоровье молодежи. По данным статистики ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Для 10% это кончается смертью, для 2 тысяч–самоубийством. Более 50 тыс. детей ежегодно убегают из семей, спасаясь от родительского насилия, 25 тыс. детей находятся в розыске. Растет число случаев сексуального насилия–инцестов. Чаще всего в роли насильника выступает отец, отчим или другой мужчина обладающий властью. На каждую жертву мужского пола приходится 10 женского. Здоровье подрастающего поколения, предопределяющее одновременно физическое состояние молодежи и являющееся важным составным компонентом социального потенциала населения, имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. За первые 6 лет после 1991 года заболеваемость детей злокачественными новообразованиями увеличилась на 18%, олигофренией– на 24%, туберкулезом – в 1, 7 раза. Число случаев заболевания сифилисом выросло с 38 до 2626. Динамика заболеваемости подростков (на 100 тыс. ) [3 Социальное положение и уровень жизни населения России. М. , 1997. С. 282. ](Табл3) 1991

    1992
    1993
    1994
    1995
    1996
    Рост в %
    57, 80
    60, 90
    67, 00
    66, 80
    71, 00
    70, 00
    21, 00

Динамика возрастных коэффициентов смертности [4 Социальное положение и уровень жизни России. С. 261. ](Табл. 4) Возраст

    Коэффициент смертности, промиллей
    Рост в %
    1990
    1995
    1996
    15-19
    1, 1
    1, 5
    1, 6
    145
    20-24
    1, 7
    2, 7
    2, 6
    153
    25-29
    2, 1
    3, 4
    3, 2
    153
    30-34
    2, 7
    4, 6
    4, 1
    152

Другая молодежная проблема лежит в нравственно-этической плоскости. По данным статистики доля рождений стимулирующих брак от общего числа рождений составила 34%(г. Москва). Наиболее высокая доля таких браков–до 50% - отмечается в самых молодых возрастах (15-19 лет). Общая доля внебрачных рождений в городе приближается к этой же цифре в сельской местности, традиционно считавшейся первой по этому показателю. Очень сильно распространены незарегестированные, так называемые“гражданские браки”. По данным российской микропереписи 1994 г. без регистрации жили 6, 5% мужчин и 6, 7% женщин, считавших себя состоящими в браке. 4 [4 Борисов В. А. // Всесоюзная конференция. Демографическая теория и эффективность демографической политики и области рождаемости // Социологические исследования. 1999. №6]К возрасту 25 лет, когда в западных странах сегодня фактически только начинается брачно-репродуктивный цикл, россиянки уже на 60% реализовали свои планы в отношении детей и 80% всех женщин уже состояли в браке. Среди браков, заключенных до 20 лет, невеста бывает беременной более чем в половине случаев. Для полноты раскрытия данной проблемы далее будут показаны данные исследований, проведенныхкафедрами социологии УГТУ (Екатеринбург) и НГПИ (Нижний Тагил) и опубликованных в журнале “Социс” №12. 2000: “… Наибольшие изменения в социальном статусе студенчества связаны с семейным положением. Сократилось число студентов, состоящих в браке (с 11% до 6%; у мужчин– с 6% до 4%, у женщин –с15% до 8%) и имеющих детей (с 4% до 3%). На эти перемены существенно повлияли изменения в половой морали молодежи и студенчества. Существенно изменилось отношение студентов к добрачным, брачным и внебрачным сексуальным контактам. У 2/3 первокурсников (среди юношей у 85%) существует установка–не вступать в брак во время учебы, к 4ому курсу она сохраняется у 60%. Включив в состав анкеты графу“разведен”, мы получили тревожное соотношение зарегистрированных и разведенных – 4: 1 (у студентов мужчин даже 3: 1) Сказывается снижение возрастного рубежа начала интимной жизни –к моменту поступления в ВУЗ не имеют интимного опыта лишь 10-20% первокурсников… 43% мужчин и 36% женщин считают возможным жить в незарегистрированном браке…”

Анализ данных различных опросов показывает, культурный, нравственный и этический уровень во всех социальных и возрастных группах упал одинаково, но в более привилегированном слое студентов ВУЗов процент внебрачных рождений, ранних браков резко отличается от остальных групп. Это говорит о том, что у части молодежи еще сохранились нравственные устои, мало того, взгляды этой части молодежи становятся более рациональными и прагматическими, что будет способствовать нормальному цивилизованному процессу воспроизводства населения. Анализ данных статистики показывает, что плохое материальное положение молодежи, чувство апатии и безысходности, передающееся от родителей детям, слабая и неэффективная молодежная политика и система здравоохранения ведут к интенсивной депопуляции молодого поколения и его культурной и нравственной деградации.

“Социология молодежи” продолжение: “…Государство, не находя применения высокому образовательному потенциалу молодых людей, не обеспечивая нормальные возможности им самим зарабатывать на достойную жизнь, поставило большинство из них на грань бедности, плодит маргиналов, что ведет к дезинтеграции общества. При этом, поощряя распространение самых дорогостоящих в мире развлечений и делая недоступными для большинства молодых людей учреждения высокой культуры, оно неизбежно толкает их в криминальные структуры. К сожалению, вектор социализации молодежи все больше направляется в эту сторону. Половину всех преступлений в стране совершают молодые люди от 14 до 30 лет. Наиболее криминальная часть этой возрастной группы– подростки 16-17 лет. В 1995 г. органами МВД выявлено 208, 1 тыс. чел несовершеннолетних, совершивших преступления, из них половина не учится и не работает. ” Целесообразно было бы показать статистику МВД РФ в более развернутом формате, а также показать точку зрения работников правоохранительных органов на эту проблему. Далее будет выборочно представлена статистика по молодежной преступности в МосквеМВД РФ с комментариями к. ю. н. , полковника милиции Гладких В. И. , опубликованная в журнале “Симптом” №11(47)1996: “…В условиях массовой миграции и низкой интегрированности в городской жизни приводит к росту социальной напряженности. Последнее особенно остро проявляется в агрессивности поведения подростков и молодежи, в увеличении числа молодежных групп, которые ориентированы на протест против существующего образа жизни. Эти группы в определенной мере создают свою систему ценностей, в том числе противостоящих традициям семейной жизни.

Анализ показывает, что почти половина всех лиц, привлеченных за совершение преступлений, - это молодежь в возрасте от18 до 30 лет. И их доля постоянно растет. Если в 1991 году она составляла в структуре всех лиц, привлеченных к уголовной ответственности в Москве, 42, 5%, то в 1993– 48%. При этом доля лиц старше 30 лет увеличилась лишь на 1, 2%. “Омоложение” преступности произошло за счет лиц в возрасте от 18 до 24 лет. Каждое 9-10 преступление совершается учащимся. Более половины учатся в ПТУ, студенты ВУЗов– 1, 1%.

…Весьма значимым показателем неблагополучия общей криминологической ситуации в Москве надо признать опережающий рост преступности несовершеннолетних (при относительно низком общем удельном весе). Число преступлений, совершенных подростками, с 1988 по 1994 годы выросло на 33, 6%, а если сравнивать с 1981 годом, то более чем в 2 раза.

… Поскольку рост преступности несовершеннолетних в Москве происходит параллельно с общим ростом преступности, можно говорить об общем комплексе причинно-следственных обстоятельств данного явления, главным компонентом которого следует считать коренную реконструкцию всех политических и социально-экономических отношений в обществе.

Формирование нынешнего поколения 14-17-летних подростков пришлось на вторую половину 80ых начало 90ых годов–годы перестройки, ознаменовавшиеся ломкой не только политических и экономических основ общества“развитого социализма”, но и разрушением ряда нравственных устоев, переоценкой многих основополагающих принципов и критериев жизни, провозглашением большой свободы в выборе мировоззрения и форм поведения.

…Немалую роль в воспитании молодежи сыграл буквально хлынувший на экраны кино и телевизоров, газет и журналов поток информации, пропагандирующей насилие, свободу половых связей, меркантилизм– все, что в сознании подростков ассоциировалось с западным образом жизни. …На предупреждение правонарушений со стороны несовершеннолетних и молодежи большое воздействие оказывает организация свободного времени… Билеты на культурно-зрелищные мероприятия из-за их высокой цены стали недоступными малоимущим. Помещения, где ранее располагались и бесплатно работали кружки и секции, отданы коммерческим структурам. А те кружки, которые еще функционируют стали платными и недоступны большинству подростков и их родителям. Поэтому не случайно любимыми местами времяпрепровождения стали чердаки, подвалы, где подростки предоставлены сами себе. ”

Интересны данные микроисследования Жигалова А. Н. МГУЭСИ, проведенного им среди старшеклассников двух московских школ (предполагаемая выборка - ~160-200 чел. ).

По этим данным 51, 2% старшеклассников не удовлетворены тем, как организован их досуг. Для 30, 9% - это нехватка свободного времени. Для 8, 3% - денег. Для 5, 9% отсутствие учреждений культуры. Для 1, 2% - влияние родителей. Также были получены следующие результаты:

    54, 8% - проводят досуг на уличной “тусовке”.
    3, 6% - в подвалах и чердаках
    7% - употребляют наркотики
    14% - нуждаются в приработке

Более половины опрошенных респондентов не имеют достаточных средств для собственных нужд.

Досуг имеет доминирующее значение для 10% опрошенных. Учеба является доминирующей для 39, 3%, учебы и досуг равнозначны для 47, 6%, затруднились с ответом 3, 1%

Продолжение: Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, Ф. Д. Кадария, И. П. Савченко, В. А. Шаповалов. Социология молодежи. “Феникс”, Ростов-на-Дону, 2001 // Социализация молодежи: данные исследований. : “…Ослабление мотиваций труда происходит одновременно с усилением досуговых ценностей в молодежной среде… В условиях неразвитой экономики и кризиса производства противоположность трудовых и досуговых ценностей в сознании молодого поколения будет обостряться, принимая извращенные формы, поскольку не уравновешивается другими составляющими мотивации, среди которых соответствующая этика труда и приверженность закону.

Нарушение связей между различными сферами жизни молодежи (трудом, потреблением, досугом) отразилось не только на ее социальном положении, но и в структуре сознания. Это привело к возникновению нескольких параллельных, нередко противоположных друг другу систем ценностей. В сфере труда заметно усилилась инструментальная ориентация. Отношение к труду как к средству достижения других целей или вынужденной необходимости характерно для 51, 2% молодых людей и является важным условием интеграции молодежи в рыночные структуры… Лишь 13% респондентов отвечают, что стали бы работать, если бы имели достаточно средств для комфортного существования. В 1990 году такое мнение высказывали 21, 5% респондентов. Это значит, что и без того невысокий уровень этических ориентаций в труде молодых россиян продолжает снижаться. Для сравнения отметим, что в США в 1998 году также ответили 85% опрошенных1 [1 Казакино М. П. О чем мечтают сегодня американские подростки // Педагогика. 1995 №5. С. 97]… …Причины многих явлений и проблем в молодежной среде видятся в противоречии, вызванном несоответствием мотивационных структур в сферах труда и потребления. Высокая неудовлетворенность материальным положением конфликтует в сознании молодежи с низким уровнем потребности в труде. Особенно рельефно это проявляется в гос. секторе…

… Данные исследований указывают на существование в молодежном сознании противоположных тенденций социализации. Первая (пока преобладающая) несет в себе все те позитивные жизненные ориентации, которые так важны для любого общества и которых оно ждет от молодой смены. Среди этих ориентаций стремление продуктивно и честно трудиться, интерес к знаниям, ценность бескорыстной дружбы. Но набирает силу другая тенденция, связанная с потребительством и развлечениями, где для их достижения годятся любые методы.

Характеризуя поколение 80ых, мы говорили об инфантилизме, незрелости, полной зависимости молодежи от взрослых. За прошедшие годы молодежь заметно“повзрослела”в социальном плане. Изменилось представление молодых людей о критериях зрелости. Хотя оценки формальных признаков“взрослости”в самосознании молодежи (возраст, получение паспорта, окончание учебного заведения) остались неизменными, сегодня юноши и девушки в качестве вех социальной зрелости стали в 3 раза чаще называть первую заработную плату и в 2 раза чаще– создание собственной семьи, т. е. современная молодежь свое представление о “взрослости”больше связывает с социально-ролевыми изменениями, прежде всего с началом трудовой деятельности и обретением экономической самостоятельности… В условиях рынка ролевые системы, сопутствующие социализации молодежи, значительно усложнились. Молодые люди сегодня имеют более разветвленную ролевую структуру, вынуждены выполнять одновременно несколько различных, часто противоположных по своему характеру ролей. Процесс социализации ускоряется, накапливается социальный опыт. Все это основные признаки зрелости, которые являются основополагающими для определения характера межпоколенных отношений. ”

Проанализировав статистические данные, данные социологических исследований, мнения специалистов и общую социально-экономическую ситуацию в стране, можно сделать вывод, что молодежное общество находится в кризисе, как в духовном плане, так и в материальном. Причин столь неутешительной ситуации довольно много. Во-первых, это невостребованность в молодежной рабочей силе, незаинтерисованность государства в подготовке кадров, неэффективная молодежная политика государства. Во-вторых, это отсутствие каких-либо молодежных организаций общенационального масштаба, которые бы занимались проблемами молодежи, организацией досуга молодого поколения, просвещением и социализацией. Из-за невнимания общества к проблемам молодежи постоянно растет молодежная преступность, в рамках молодежного общества стираются нравственные и моральные границы, забываются традиции, развиваются псевдокультуры, девиантное поведение (наркомания, алкоголизм, беспорядочные половые связи, нарушение закона, суицид) постепенно становится нормой жизни. Налицо тенденция к деградации молодежного общества.

Но все это еще только тенденция. Далеко не большинство представителей молодого поколения потеряны для общества или не приносят ему пользы. Сейчас, когда возросла личная ответственность за свою судьбу, личная инициатива приветствуется, существует свобода выбора, молодые люди более серьезно подходят к выбору будущего. Это стимулирует молодых людей к получению наилучшего образования, сохранению здоровья, это развивает в них чувство ответственности, как перед собой, так и перед обществом, это стимулирует нормальную социальную и политическую социализацию. Но какими бы оптимистическими ни были прогнозы и какими бы положительными ни были тенденции проблем еще слишком много и они нуждаются в решении, причем заинтересованность в их решении должна быть у государства, ведь молодежь– это наше будущее.

Основные ценности и принципы жизни, смысложизненные ориентации молодежи России 90ых как основные факторы, влияющие на профессиональное самоопределение.

В прошлой части были рассмотрены социальные, экономические, культурные и политические условия, в которых живет и развивается молодежь в России в 90ые годы, проблемы молодого поколения. Каким изменениям подверглось наше общество в последние годы и как это отразилось на молодежной жизни и культуре. В этой части будут рассмотрены некоторые основные принципы и ценности, которых придерживается молодое поколение, прямо зависящие от социально-экономических условий, которые диктует им новое время. Это является необходимым для полного раскрытия темы о профессиональном самоопределении молодежи, так как выбор сферы, характера будущей деятельности и профессии напрямую зависит от ценностных ориентаций молодежи.

Наиболее полными данными, на мой взгляд, по теме определения ценностей молодежи располагают результаты социологических исследований, Опубликованных в учебном пособии“Социология молодежи” в разделе “Ценностные ориентации молодежи”. Далее буду приведены некоторые результаты этих исследований с комментариями авторов учебного пособия:

“…Первым основным вопросом исследования стал вопрос о том, как тот или иной представитель молодежи ощущает себя в обществе. 78, 4% назвали себя представителями поколения надежд, 21, 6% респондентов считают себя представителями потерянного поколения. С октября 1996 года по февраль 1997 года в ВУЗах проводилось исследование, в результате которого было установлено, что 40, 5% студентов смотрят в будущее оптимистично, 26, 5% готовы к активным действиям. Неуверенность в будущем испытывают около 20% опрошенных, страх и безысходность– 2, 4%, апатию и безразличие – 2, 1%1 [1 Голубкова Н. Я. Социальное поведение учащейся молодежи // Социологические исследования. 1998. №9. ]…

…Важно подчеркнуть, что у “благополучной” и “неблагополучной”молодежи представления о своих достижениях и будущих возможностях существенно расходятся. Достаточно сказать, что среди“благополучных”считают, что они уже стали богатыми 11, 7% и еще 63, 2% считают, что добьются этого. В это же время среди“неблагополучных”число тех, кто рассчитывает разбогатеть, всего 25, 7%, а большинство (52, 3) уверено, что они никогда не смогут стать богатыми, хотя и желают этого. Остальные 22, 0% считают, что богатство им не нужно. 2 [2 Морально-ценностные ориентации студента // http: //members. xoom. com/sscientist/cennosti. htm]

Стоит также отметить наблюдение, которое сделали в результате анализа результатов исследований ценностных ориентаций уральских студентовпрофессорами кафедр социологии УГТУ (Екатеринбург) и НГПИ (Нижний Тагил) Вишневским Ю. Р. и Шапко В. Т. :“… Наблюдается явное противоречие в жизненных установках студентов. Близость двух позиций (жизненный комфорт, успех, возможны, прежде всего, благодаря собственным усилиям, предприимчивости; но одновременно подчеркивается важность знакомства с нужными людьми, помощи влиятельных лиц)… Сопоставление полученных данных с результатами аналогичных исследований последнего десятилетия позволяет зафиксировать преемственность старых ценностей, и параллельную новую, устойчивую и активно реализующуюся тенденцию… На смену патерналистским и в какой-то мере настроениям 80ых– (прим. авт. ) – “Я могу чего-то добиться только благодаря помощи из вне” происходит осознание необходимости прежде всего личностных усилий – “Мой успех зависит от меня, от моей предприимчивости”. Серьезная роль в установках студентов отводится образованию, которое выступает в качестве основы, фундамента для будущей успешной жизни. Все более определенно в студенческой среде проявляются ориентации на достижение личного успеха. Установка на успех в 70ые годы была характерна для 10-15% студентов, в 90ые– для 60-70%…”

Данные показывают нарастание индивидуалистических настроений в молодежном обществе. Смена коммунистической идеологии повлекла за собой смену ценностей в сторону ценностей капиталистического общества (см. стр. 3). Тяжелая экономическая ситуация заставляет молодежь больше думать о собственном благосостоянии и успехе. Малый спрос на молодую рабочую силу, общая безработица заставляет молодежь“вертеться”, проявлять большую инициативу и напористость (см. стр. 4-5). В то же время “приблатненность”, семейность в среде работодателей заставляют молодых так же и искать высоких покровителей и друзей, что сильно колеблет моральные устои молодого поколения. В то же время наблюдается положительная тенденция к возрастанию сознательности и“повзрослению”молодежи, что способствует цивилизованной социализации молодежи и подготовки ее к взрослой жизни.

    Табл. 5

Для наиболее полного раскрытия данного аспекта темы стоит представить некоторую часть результатов опросов, проведенныхв республике Башкортостан в течение 1993-1999 гг... Его объектом была старшая подростковая группа –молодежь от 14 до 17 лет включительно. Исследование проводилось в нечетные годы по единой методе и анкетам в школах, училищах техникумах, рабочей молодежи по гнездовой пропорциональной квотной выборке, допускающей репрезентацию свыше 90%. В разные годы в опросах участвовало от 600 до 1000 чел… Итак, приведем результаты исследований относительно предпочтений коллективистского и индивидуалистского типов общественного устройства. “Одна из важных для будущего общества проблем –соотношение предпочтений, отдаваемых коллективистскому и индивидуалистскому типу общественного устройства– раскрывалась на основе ряда вопросов. Так, в1997 году на вопрос “как ты хотел бы работать – один, рассчитывая только на себя, или в хорошем коллективе”81 % опрошенных ответили, что предпочли бы работу в коллективе, а 10% ответили, что одни…

…Другой вопрос: “Что бы ты выбрал: какое-то коллективное, общее дело (с друзьями, родными, сверстниками всей страны) или собственное материальное положение? ”. Это довольно сложная альтернатива для городских подростков, особенно в сегодняшней экономической ситуации. Наиболее приемлемой оказалась позиция“попытаюсь совместить и то, и другое”, набравшая от 50% ответов респондентов 1993 года, до 42% в 1999, ; вариант “общее дело, могу для этого пожертвовать собственным благосостоянием” привлекает 8% в опросе 1993 года, до 12% - 1997, и 9% - в 1999 году. Позиция “всегда выберу собственное благосостояние” - в конечном итоге набирает от 13% в 1993 и до 10% в 1999. Анализ ответов на эти вопросы позволяет сделать вывод, что, несмотря на возросший прагматизм современной жизни, жесткие условия социальной действительности принципиальных изменений в сторону индивидуализма пока нет. Носителей индивидуалистских устремлений оказывается около одной десятой опрошенных, столько же и коллективистов…”

“Социология молодежи” продолжение: “…Следующий вопрос опроса исследовал тему главной цели в жизни молодых людей. У подавляющего большинства опрошенных (70%) есть главная цель. Нет ее только у 9, 0% молодых людей и 21, 0% над этим и не задумывались1 [1 Данная статистическая информация подготовлена исследовательской группой РНИСиНП под руководствомМ. Горшкова. ]. На поставленный вопрос, в чем именно заключается эта главная цель, мечта жизни, были получены ответы изТабл5…” Как видно из данной таблицы желания молодого поколения довольно противоречивы. Например, людей, которые хотят зарабатывать много денег более чем в 6 раз больше чем тех, кто хочет иметь дорогие вещи! Вопрос: где они собираются доставать на них деньги? Наверное, много денег подразумевается. Примерно поровну молодых людей ставят главной мечтой материальные блага и непреходящие человеческие ценности, с небольшим перевесом последних.

Следующий вопрос анкеты звучал так: “К чему вы стремитесь и чего уже добились в жизни”. Были получены ответы представленные в Табл. 6: Ї Полученные данные свидетельствуют о том, что нынешняя молодежь больше всего уверена в том, что создаст прочную и счастливую семью(59, 9%). Очень велик процент тех, кто уже создал такую семью(27, 7% - третье место). Это говорит о том, что нынешняя молодежь, несмотря ни на что, дорожит и ценит семьей и относится к ее созданию с большой серьезностью. Этим, наверное, и объясняется нежелание рано вступать в брак, не имея достаточной материальной и моральной опоры. Видимо влияет и фактор неблагополучия и в собственной семье. Молодежь не хочет повторять ошибок взрослых и, испытав на себе жестокость в своих семьях, не желает данной участи своим детям.

Примерно одинаков процент тех, кто считает, что ему по силам получить хорошее образование, работу и потом заниматься любимым делом. Примерно половина опрошенных уверена в том, что им по силам побывать в разных странах. В то же время примерно равен процент тех, кто считает, что ему по силам и не по силам стать богатым человеком. Значительно по сравнению с началом девяностых молодежь охладела к созданию собственного бизнеса.

Около 6 % не хотят создавать собственную семью, в пределах этой цифры процент тех у кого не входит в планы получение образования, профессии. Не входит в планы занятие любимым делом у 35% респондентов.

    Табл. 6.
    Сферы достижения успехов
    Уже добились
    Пока не добился, но считаю, что мне это по силам
    Хотел бы, но уже вряд ли добьюсь
    В моих жизненных планах этого нет
    Итого
    Получить хорошее образование
    33, 40%
    48, 20%
    11, 40%
    7, 00%
    100
    Получить хорошую работу
    15, 50%
    59, 50%
    19, 40%
    5, 60%
    100
    Создать прочную счастливую семью
    27, 80%
    59, 90%
    6, 90%
    5, 40%
    100
    Создать собственный бизнес
    5, 90%
    28, 30%
    26, 30%
    39, 50%
    100
    Стать достаточно богатым человеком
    2, 00%
    40, 40%
    37, 80%
    19, 80%
    100

Стать знаменитым человеком, чтобы привлечь к себе внимание общества 1, 60%

    13, 30%
    11, 40%
    73, 70%
    100
    Заниматься любимым делом
    27, 70%
    55, 60%
    13, 20%
    35, 00%
    100
    Побывать в разных странах мира
    7, 60%
    49, 40%
    34, 50%
    8, 50%
    100

Это говорит о том, что достаточно велика прослойка тех, кому чужды идеалы и ценности цивилизованного общества, и что самое печальное еще больший процент молодежи смирилось с тем, что им не стать богатыми и не заниматься любимым делом.

Однозначно негативно молодежь относится к перспективе стать знаменитыми и привлечь внимание людей, что, впрочем, довольно нормально.

Общий анализ показывает, что сформировался костяк молодежи оптимистически смотрящей в завтрашний день и уверенной в своих силах, для нее главной ценностью является семья и к вопросу создания ее они подходят очень серьезно. Несмотря на неопределенность и нелогичность в выборе основной цели, молодежь четко определила общие очертания своей будущей жизни.

Далее был задан главный развернутый вопрос анкеты о согласии респондентов с основными ценностями и принципами жизни человека. Были получены результаты выведенные выше втабл. 7. Ї

Основным результатом анализа распределения ценностей по важности стало то, что около 2/3 опрошенных ставят на первые места ставят свободу, честность, личную ответственность за свою судьбу, собственную индивидуальность и независимость. Табл. 7

Можно говорить о том, что молодое поколение усвоило и приняло ценности свободного, демократического государства с рыночной экономикой, которые задекларированны в основном законе Российской федерации– Конституции РФ. (см. стр. 3). Один из главных постулатов жизни –честность, одобренных 2/3 опрошенных, является основой для утверждения других ценностей таких как согласие с наличием бедных людей, тех, которые не захотели сами достигать успеха в жизни, неприятие поступления принципами, ради личной выгоды.

Особняком стоит вопрос о допущении риска, для достижения цели. Здесь мнения разделились примерно поровну: 50, 6% - не хотят рисковать, 49, 4% - хотят. Как бы ни велико было число тех, кто согласен с общепризнанными ценностями и нормами морали цивилизованного общества, все-таки велико число тех, кто готов поступиться принципами ради личной выгоды, кому больше дороги материальные блага, чем свобода, для кого не важен способ получения доходов. Для этой части опрошенных упорство, настойчивость, инициатива, опора на собственные силы в жизни для достижения цели заменена упадническими, пессимистическими настроениями и апатией. Они хотят достичь успехов не прилагая к этому нужных усилий. Безусловно, экономический кризис, разгул преступности и падение нравов не прошли незамеченными для российской молодежи. Высокая структурная безработица (каждый третий безработный–человек в возрасте до 30 лет), большая частота возникновения циклической безработицы(стр. 4-5), криминализованность рыночных отношений(9-10), коррумпированность чиновников на всех уровнях(стр. 13 второй абзац сверху), отсутствие внимания к молодежи со стороны общества, низкая материальная(стр. 5-6) и социальная(стр. 6-9) поддержка молодежи со стороны государства, пропаганда аморального поведения и насилия в СМИ и проникновение далеко не“идеального” западного взгляда на образ жизни(стр. 7, 8) –далеко не полный список проблем негативно повлиявших на российскую молодежь в 90ые годы. В то время как большинство молодых людей стремиться переступить через возникшие трудности, принимая их как данность и не желая с ними мириться, другая часть около 30-35% смирились с ними и не желает преодолевать их. Они встают на путь наименьшего сопротивления, используя все имеющиеся средства, в основном нечестные. Такая молодежь потенциально подвержена влиянию криминальных структур, многие из них вступают в экстремистские организации и тоталитарные секты. Пытаясь достичь богатства и успеха легкими, но сомнительными и опасными путями в большинстве своем они скатываются на дно общества, теряя все нажитое их родителями и т. д. Невнимание государства к проблемам молодежи: отсутствие институтов поддержки молодежи и программ содействия профессиональному и жизненному самоопределению молодежи, неэффективная система трудоустройства–все эти факторы способствуют росту численности этой пассивной и асоциальной части молодежи.

Интересны также будут еще одни результаты исследований, проведенных в ВУЗах уральского региона в разное время и опубликованных в журнале“Социс” №12. 2000г. в статье Ю. Р. Вишневского и В. Т. Шапког 2000г. : “… Выявление целевых установок респондентов (терминальные ценности) и их инструментальных ценностейв многочисленных опросах молодежи производились нами, как правило, с помощью двух анкетных вопросов: “Что такое успех в жизни? ” и “Какие средства возможны для достижения жизненного успеха? ”. В исследовании “Студент-95”индикаторами ценностных ориентаций студентов были избраны их представления об успехе в жизни. В ряду приоритетных жизненных ценностных ориентаций студенты называли традиционные, связанные с работой и семейной жизнью: содержание работы, заработок, верные друзья, семья, удовлетворенность в интимной жизни. (Для сравнения см. табл5 и табл6) Наименее значимыми, по мнению студенчества, являлись ориентации на успех, трактуемый как спокойная жизнь, и на власть, возможность командовать людьми. По итогам исследования 1995 г. был сделан важный вывод: представления о кризисе идеалов и ценностей молодых нуждаются с серьезном уточнении. Да, во многом разрушились многие идеологемы, политизированные иллюзии и стереотипы. Но сфера нравственности, ориентация на порядочность и искренность оказалась более устойчивой. И это– при всех издержках – позитивный момент.

Страницы: 1, 2


© 2010 Собрание рефератов