Рефераты

Самоопределение российской молодёжи в 90ые годы - (курсовая)

p>Относительная устойчивость представлений об успехе позволила в 1999 г. скорректировать методику изучения ценностных ориентаций студентов (с учетом новых целей и задач исследования). Соответственно, характер и структура инструментальных ценностей выявилась по средством оценок наиболее важных факторов достижения успеха. Таковыми являются: для 33% респондентов– предприимчивость, для 30% - связи, знакомства, покровительство (! см. стр. 13 второй абзац сверху! ), для 23% - образование, для 9% богатство, для 5% - власть. Наблюдается явное противоречие в жизненных установках студентов. Близость двух позиций (жизненный комфорт, успех возможен только благодаря моим собственным усилиям; но одновременно подчеркивается важность знакомства с нужными людьми, помощи влиятельных лиц) является отражением в сознании студенчества специфики российской экономики, в которой… дух предприимчивости соседствует с бюрократическим“рынком связей”…”

В качестве дополнения ниже будут приведены результаты опроса молодых людей об их понимании жизненного успеха, проведенные в 1996 году1 [1 Меренков А. В. жизненные ориентиры студенчества // социологические исследования. 1998. №12] % к числу опрошенных по данным 1996 г.

    Хорошее образование
    57, 00%
    Предприимчивость
    53, 00%
    Деньги
    45, 00%
    Высокий профессионализм
    42, 00%
    Талант
    32, 00%
    Связи
    28, 00%
    Удачное супружество
    13, 00%
    Богатые родители
    2, 00%
    Табл8.

Исследования на тему ценностных предпочтений представителей молодого поколения проводились ив республике Башкортостан в рамках продолжительного исследования (1993-1999 гг...). Далее будут приведены данные двух таблиц.

Смысложизненные предпочтения подростков, в % к числу ответивших. Варианты ответов

    1993
    1995
    1997
    1999
    2. Иметь хорошую семью, детей
    57, 0%
    63, 0%
    77, 0%
    78, 0%
    1. Иметь хорошую профессию
    48, 0%
    67, 0%
    84, 0%
    84, 0%
    3. Иметь много друзей
    39, 0%
    41, 0%
    63, 0%
    64, 0%
    4. Встретить большую любовь
    37, 0%
    35, 0%
    52, 0%
    54, 0%
    5. Иметь много денег
    21, 0%
    25, 0%
    40, 0%
    38, 0%
    7. Иметь квартиру много вещей, авто
    18, 0%
    24, 0%
    40, 0%
    35, 0%
    6. Открыть свое дело, предприятие
    14, 0%
    19, 0%
    30, 0%
    36, 0%
    8. Стать сильным и независимым
    10, 0%
    18, 0%
    24, 0%
    19, 0%
    Табл9.
    Ценностные ориентации подростков, в % к числу опрошенных
    Варианты ответов
    1993
    1995
    1997
    1999
    1. Красота
    62, 0%
    53, 0%
    46, 0%
    54, 9%
    2. Доброта, терпение
    50, 0%
    57, 0%
    58, 0%
    54, 1%
    3. Умение дружить и жертвовать собой
    47, 0%
    55, 0%
    55, 0%
    53, 0%
    4. Духовная сила, сила характера
    в. отс.
    в. отс.
    37, 0%
    40, 0%
    5. Любовь к детям
    35, 0%
    37, 0%
    37, 0%
    30, 0%
    6. Интеллект, образование
    23, 0%
    26, 0%
    33, 0%
    30, 0%
    7. Самостоятельность, независимость
    в. отс.
    в. отс.
    32, 0%
    28, 0%
    8. Скромность совесть
    29, 0%
    26, 0%
    21, 0%
    27, 0%
    9. Вежливость, интеллигентность
    21, 0%
    33, 0%
    34, 0%
    23, 0%
    10. Честь, достоинство
    в. отс.
    в. отс.
    в. отс
    24, 0%
    11. Физическая сила
    45, 0%
    31, 0%
    26, 0%
    23, 0%
    12 Аккуратность, точность
    25, 0%
    30, 0%
    28, 0%
    21, 0%
    13Утонченность, понимание прекрасного
    9, 0%
    12, 0%
    15, 0%
    16, 0%
    14. Умение жить роскошно
    26, 0%
    23, 0%
    17, 0%
    13, 0%
    15. Напористость, энергичность
    9, 0%
    12, 0%
    9, 0%
    8, 0%
    16. Свобода, раскрепощенность
    15, 0%
    18, 0%
    3, 0%
    в. отс
    Табл. 10

Для полноты картины ценностных предпочтений молодежи, служащих наиболее полному раскрытию темы опрофессиональном самоопределении молодежи, целесообразно было бы представить некоторые данные социологических исследований на темы отношения молодежи ксобственности, имущественному неравенству, культурным ценностям, соблюдению закона. Собственность и проблема ее классификации и отношения к ней сейчас в России одна из наиболее острых проблем. Единого мнения по вопросу о классификации и статусе различных форм собственности сейчас нет ни у государства (хотя де-юре в России превалирует частная ) ни у общества в целом. Поэтому очень актуально на данный момент понять диспозицию молодежи относительно собственности. Далее будут приведены результаты исследования, проведенного в мае 2000 года среди студентов 1-4 курса экономического факультета УрГУ и финансового факультета УрГЭУ (уральский регион), объем квотной выборки составил 380 человек (по 190 от каждого ВУЗа), результаты которого были опубликованы в журнале“Социс” №2 2001. в статье доцента кафедры прикладной социологии УрГУ им. А. М. Горького Могильчак Е. Л. : “… Респондентам предлагалось выразить свое согласие с каждым из десяти суждений, отражающих отношение к собственности по пятичленной шкале, включая значения от“полностью согласен” до “полностью не согласен”… Отношение к собственности в качестве диспозиции испытывает влияние трех факторов: идеологических, экономических и моральных. Идеологический стереотип, противопоставляющий личную и частную собственность в отношении государственных обязательств, уступил место осознанию равенства двух форм собственности. Так подавляющее большинство студентов (ок. 90%) согласились с мнением, что государство должно защищать в равной степени личное имущество и имущество частных фирм…

…Влияние нравственных норм на отношение к экономическим явлениям оказалось довольно заметным во всех позициях. Три из десяти опрошенных не согласились с суждением“Нельзя лишать человека капитала, вложенного в дело, если даже он нажит неправедным путем”. Противоречие между экономической целесообразностью и моральными требованиями выступает основой дифференциации мнений по данному вопросу. Количество согласившихся с суждением примерно равно количеству несогласившихся. Такое соотношение отражает раскол мнений в обществе, в частности, по вопросу о пересмотре итогов приватизации. Нарушение прав собственника жилья рассматривается как посягательство на неприкосновенность жилища и на жизнь его владельцев: до 40% студентов посчитали правильным лишить вора жизни. В сфере защиты интеллектуальной собственности нами зафиксировано несоответствие оценок негативных и позитивных санкций. С одной стороны, около 60% респондентов согласны с привлечением производителей пиратских дисков к уголовной ответственности. С другой стороны, когда речь идет о материальном вознаграждении автора за каждую трансляцию песни, то с этим согласно всего 38-39%. На наш взгляд, данное несоответствие вызвано не только специфичностью санкций, выбранных для оценки, но и особенностям экономического сознания российского населения…

…Уровень осознания защиты корпоративной собственности среди студентов довольно высок, половина опрошенных считает, что человек, постоянно присваивающий что-либо на работе, пусть даже самую мелочь, немедленно должен быть уволен… Против уголовной ответственности за производство пиратских дисков выступило 15-22% респондентов. Полученные данные показывают, что по большинству суждений доля согласных колеблется от 30% до 60%. Это свидетельствует о высокой степени дифференциации мнений опрошенных…

…Подводя итоги можно заключить, что на ориентацию студентов оказывают влияние, прежде всего уровень жизни семьи и успеваемость. С повышением уровня жизни растет ориентация на насильственные методы защиты собственности… Зажиточные студенты учатся хуже, чем другие. Таким образом, имеющиеся у родителей экономические ресурсы не стимулируют, а скорее сдерживают активность детей в учебной деятельности. Группа студентов с низким уровнем жизни сильнее ориентирована на укрепление интеллектуальной собственности… …С увеличением возраста студентов ориентация на укрепление статуса собственника усиливается. Хорошо успевающие респонденты достигли высокого статуса в учебном заведении за счет своих трудовых усилий, поэтому реализация прав на ресурсы, полученные принципиально иным путем, кажется им несправедливой. Уровень образования родителей прямого влияния на исследуемые диспозиции не оказал.

Имущественное неравенство является еще одной актуальной проблемой молодежи. Резкий контраст между социальными слоями молодежи по материальному признаку является причиной разъединения молодежи, как единого социального слоя. Иногда это даже приводит к прямой вражде между представителями различных материально обеспеченных групп молодежи.

В этой связи интересно узнать, как молодежь относится к имущественному неравенству. Далее в таблице №11 будут приведены результаты исследования, опубликованные вжурнале “Социс” 1998 №11 в статье Осипова П. Н. Студент средней профессиональной школы. Данное исследование проходило в ССУЗах (средние специальные учебные заведения). Именно в ССУЗах обучаются представители того слоя молодежи, которые оценивает свое материальное положение как среднее и ниже среднего. В этой связи автору исследования показалось необходимым узнать мнение именно этой части молодежи относительно их отношения к имущественному неравенству. Были получены следующие результаты:

Соглашаются с возможностью существования неравенства в той иди иной форме около 26% опрошенных, причем тех, кто полностью соглашается с существованием неравенства еще меньше. Против имущественного неравенства выступает куда более многочисленная группа опрошенных (ок. 60%). Данной цифры в таблице нет, но к такому заключению можно прийти если вдуматься в ответ“Неравенство оправдано тогда, когда соответствует понятиям о равных возможностях для всех, кто вступает в сознательную жизнь. ” Табл11.

    Мнения
    Опрос 1997 г
    Это вполне нормально
    18, 30%
    Государство должно смягчать имущественное неравенство
    29, 30%
    Я за относительное неравенство
    7, 70%

Неравенство оправдано тогда, когда соответствует понятиям о равных возможностях для всех, кто вступает в сознательную жизнь.

    31, 90%
    Определенного отношения пока не сложилось
    12, 80%

Ведь данное утверждение в нормальном демократическом обществе может существовать только в теории, так как у каждого человека разная материальная база в начале жизни, так как благосостояние родителей у всех разное, количество и надежность друзей и родственников тоже разное, интеллектуальный и профессиональный уровень разный и т. д. Поэтому данный ответ на вопрос является завуалированным отрицанием возможности имущественного неравенства. Далее будут рассмотрены некоторые данные исследований молодежи относительно изменения культурных ценностей в последние года:

“… По данным Российского независимого института социальных и национальных проблем(РНИЧиНБ), изменения в системе культурных потребностей молодежи в период с 1987 по 1997 года происходили следующим образом:

    Культурные ценности
    1987
    1995
    1997
    1. Познавательные (образование, чтение)
    98, 0%
    89, 0%
    88, 0%

2. Художественно-эстетические (повышение культурного уровня) 94, 0%

    31, 0%
    29, 0%

3. Потребление различного вида художественной культуры (театр, кино, музей) 92, 0%

    87, 0%
    85, 0%
    4. Художественное творчество
    74, 0%
    27, 0%
    27, 0%
    5. Техническое творчество
    68, 0%
    18, 0%
    18, 0%

Нравственные потребности (справедливость, совесть, милосердие, порядочность) 78, 0%

    34, 0%
    32, 0%
    Табл. 12

Таким образом, с конца 80ых гг... в российском обществе особенно среди молодежи, началось резкое снижение значимости духовно-нравственных ценностей. Для большей ее части неоправданно приниженным является значение народного и духовного искусства, художественных произведений отечественной классики. В то же время незначительному спаду подвержены познавательные и образовательные ценности, которые все же служат основой жизненного успеха. Не слишком упал престиж также и маскультуры и авангардистского искусства. Правда, для значительной своей части слово“культура” и “искусство”вряд ли подходят т. к. из-за стирания нравственных, моральных и культурных норм и границ в молодежном обществе часто путаются понятия“культура” и “псевдокультура”. Особое место в иерархии ценностей занимает отношение молодежи к закону, преступлению закона, криминальному миру.

Один из вопросов опроса, опубликованного в журнале “Социс” №3 1998 в статье Лисовского В. Т. , звучал так “Современная жизнь трудна и жестока. А потому как вы относитесь к перспективе работы в криминальных структурах? ” Ответили: для меня это неприемлемо – 66, 5%, если жизнь прижмет, то можно заняться и этим – 21, 7%, сегодня это нормальный способ зарабатывать деньги – 10, 4%. В общей сложности ~30% опрошенных так или иначе “легализовали”в своем сознании возможность преступить закон (примерно такое же количество респондентов отличаются беспринципностью, алчностью в определении общечеловеческих ценностей см. Табл. 7, примерно столько же респондентов оценивают свое материальное положение) как бедственное или близкое к такому). Что касается возможности заняться проституцией, опрошенные девушки заявили: это для меня неприемлемо– 83, 9%, если жизнь прижмет, можно временно заняться – 11, 8%, это вполне нормальный способ зарабатывать деньги – 4, 3%… …Отвечая на вопрос: “Если вы не совершаете правонарушения, то по каким причинам? ” (1997) указали собственные моральные устои –73, 3% и лишь 10% назвали страз перед последующим наказанием. Кроме того, 10, 7% сослались на влияние общественного мнения и 6% назвали другие причины. Признали то, что преступали закон 42, 8% респондентов.

Налицо качественное обесценивание закона, как регулятора общественных отношений, которое негативно сказывается на дальнейшем жизненном и профессиональном самоопределении молодежи.

В заключение хотелось бы сказать, что несмотря на то, что, из-за экономического кризиса 90ых, кардинальной ломки ценностей общества и обесценивания нравственных и культурных основ общества, в молодежном обществе сформировался довольно многочисленный асоциальный слой молодых людей, все же подавляющее большинство молодежи руководствуется нормальными морально-нравственными принципами демократического общества, для него стоят на первом месте общечеловеческие ценности (семья, друзья, образование и т. п. ). В то же время наблюдается резкое падение культурного уровня молодежи, подмена традиционной классической культуры”разновидностями субкультур и появлением псевдокультур, наносимых из западного образа жизни. Но наметились и положительные тенденции в развитии общества. Так по сравнению с поколением 80ых молодежь 90ых стала более самостоятельной, независимой и прагматичной. Наблюдается процесс более осознанного восприятия своей социальной значимости и роли (отношение к браку, гражданским обязанностям).

“Как отмечают исследователи… в нашей стране мир ценностей в том числе молодежи, чрезвычайно противоречив. “В социокультурном и ценностном плане сложившуюся в России ситуацию можно было бы представить как единство противоположностей ценностей, находящихся на разных стадиях институционализации”. Это, в частности, означает, что молодые люди не всегда могут верно ориентироваться в социальной действительности…Существуют две полярные ценностно-целевые установки в обществе–либеральная и традиционная… Но лишь часть общества, причем с обеих сторон не очень значительная, агрессивно настроенная по отношению к альтернативной системе ценностей. Остальная– подавляющая – соединяет в себе и те и другие ценности…”1 [1 Журнал “Социс” №12. 2000. ]

    Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи.

Рассмотрев социально-экономические условия жизни молодежи, актуальные проблемы молодого поколения, проанализировав ценностные ориентации молодежи, на основе этого материала перейдем к рассмотрению непосредственно профессиональных ориентаций молодежи.

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение, - основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Выбор профессии определяет очень многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни выбрать. Существуют различные варианты определения понятия “выбор профессии”, однако все они содержат мысль, что профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта выбора профессии и соотнесения их с требованиями профессии. Процесс профессионального самоопределения начинается с достижением человеком возраста, когда у него начинают формироваться первоначальные мировоззренческие ориентиры (5-7 лет). Тогда у ребенка только начинает формироваться первоначальное представление о будущем роде деятельности, потом этот процесс проходит 3 этапа. Первый этап заключается в принципиальном самоопределении на счет будущей жизни. Обычно на этом этапе человек принципиально выбирает свой жизненный путь. Он выбирает между законопослушной жизнью и асоциальной, противозаконной, выбирает работать ради денег или ради работы, долга, выбирать между личной выгодой или долгом перед обществом.

В прошлом разделе мы говорили об отношении молодежи к нарушению закона. По результатам этого опроса можно заключить, что на данный момент существует довольно многочисленная, по меркам нормального общества, группа молодежи выбравшая работу в криминальных структурах(~5-10%). По опросам башкирской молодежи с 1993 по 1999 годы профессию мошенника или вора выбрали соответственно по годам (1993, 95, 97, 99)– 2-2-4-4% опрошенных. Работать ради денег или работы (интересность, долг) - другая дилемма, стоящая перед молодежью. Исходя из Табл7. Можно сделать вывод, что все же честность и справедливость играют большую роль для молодежи при выборе профессии. Так 56% опрошенных посчитали, что лучше не достигнут богатства, но никогда не переступят норм закона или морали, 67% выступают только за честные доходы, 59% посчитали, что только на занятие интересной работой можно потратить жизнь. Но все же для большой части молодежи не важен путь получения дохода и они спокойно поступиться нормами морали– 32% и 43% соответственно.

Проблема выбора между материальным аспектом и долгом перед людьми следующая проблема молодого поколения. Сейчас ни для кого не секрет, что в нынешней России профессии в сфере образования, здравоохранения, науки, охраны государства не являются высокооплачиваемыми, более того ситуация с финансированием некоторых сфер здравоохранения, ВС и науки просто бедственная. Для примера старший научный сотрудник сейчас получает меньше чем рядовой дворник. Но это не мешает 17, 6% одиннадцатиклассников выбрать профессию в сфере системы народного образования, 11, 8% - профессию в сфере здравоохранения, 2, 3% - в научной сфере, 1, 4% - в военной сфере. 1 [1 Гендин А. М. , Сергеев М. И. Профориентация школьников // Социологические исследования. 1996. №8. С. 66-72. ](опрос проводился в 13 школах Красноярска, число респондентов ~975 чел. ) 7% девушек выбрали профессию учителя, хотя престижность такой работы признали только 2%. Но все же самой многочисленной сферой по предпочтениям оказалась сфера системы планирования и учета, финансовой сферы. (33%) После того, как человек уже определил как и ради чего он будет жить и работать, он выбирает сектор экономики, где он собирается работать. Существует два основных сектора экономики–частный и государственный. Но в последние годы набрал силу также и теневой сектор экономики, соперничающий с частным по объемам денежного капитала. В основном это нелегальное производство, контрабанда, рэкет.

Хотя по сравнению с 1990 годом число молодых людей, занятых в частном секторе, выросло на 15%, главным каналом интеграции молодежи является государственный сектор. 1 [1 Зубок Ю. А. Исключение в исследовании молодежи // Социологические исследования 1998. №8. С. 47-56. ]Отмеченный в начале 90ых всплеск предпринимательской деятельности, с которой молодежь связывала воплощение мечты об экономической самостоятельности, постепенно пошло на убыль. Этому есть много причин. С одной стороны это перегрузка рынка экономистами и финансистами, с другой– непредсказуемость экономической ситуации в стране, с третьей –высокая интегрированность частного сектора в криминальные структуры. 67% попробовавших себя в частном секторе испытали разочарование. Именно поэтому 60% молодых людей предпочли надежность и спокойствие риску и неопределенности, а частная деятельность, как известно, невозможна без риска.

После того, как человек определился с сектором экономики, где он будет работать, он начинает выбирать конкретную сферу деятельности и профессию.

Ситуация выбора профессии (проектирования профессионального пути и прежде всего его старта) при всем разнообразии у каждого человека конкретных жизненных обстоятельств имеет некоторую общую структуру. Можно выделить восемь важнейших обстоятельств, влияющих на выбор профессионального будущего современной молодежи.

    Позиция родителей
    Позиция друзей и сверстников

Авторитет отдельных личностей, представляющих данную профессию. Сложившиеся к данному моменту личные профессиональные планы - главная цель

    - “жизненная перспектива”
    - внешние условия достижения целей
    представление о собственных возможностях.
    Уровень притязаний на общественное признание
    Информированность
    Склонности к тем или иным видам деятельности.

К концу школы у человека наступает период его окончательного самоопределения относительно его будущей сферы деятельности. Здесь и наступает“кризис мысли”у молодых людей, когда они не могут выбрать свой путь. По степени сформированности профессионального выбора выпускников школы обычно разделяют на 4 группы:

    определившихся – 30%
    колеблющихся – 30%
    неустойчивые – 15%
    пассивные – 25%

Таким образом, около трети учащихся, оканчивающих школу, не знают, что они будут делать дальше. Данная ситуация вызвана целым рядом причин. Здесь в определенной мере проявились общие изменения в стиле жизни молодежи, особенно той ее части, для которой ценности созидательного труда утратили значение, причем не без влияния разочарования в них представителей прежних выпусков. Дело таким образом, заключается не в легкомыслии части молодых людей. Существуют объективные трудности профессионального самоопределения молодежи в условиях неясности перспектив развития в стране ряда отраслей производства, плохого материального обеспечения сфер науки, культуры, образования. Ощущается и определенный спад в этих условиях профориентационной деятельности не только со стороны школы, но и предприятий, высших учебных заведений, общеобразовательных объединений.

Исследования показывают1 [1 Зубок Ю. А. Исключение в исследовании молодежи // Социологические исследования. 1998. №8. С. 47-56. ], что несмотря на значительный рост инструментализации мотивов труда, важнейшими его составляющими после уровня заработной платы (93%) были названы возможность чувствовать себя при деле (85%) и перспектива профессионального роста (83%). Показательно, что стремление не утруждать себя работой в структуре мотивов оказалось на последнем месте (33%). Однако то обстоятельство, что каждый третий молодой человек не стремиться реализовать себя в труде, свидетельствует об отсутствии для этого реальных возможностей, особенно в госсекторе. Материальное положение молодых россиян мало зависит от результатов труда, уровня образования и квалификации.

Системный кризис сузил сферы использования квалификационного труда, прежде всего в массовых профессиях. Как следствие, половина молодых людей работает не по специальности, 17, 8% не имеют возможности повысить квалификацию, 30, 1% реальную зарплату и 30, 5% - продвинуться по службе.

Из всего вышеперечисленного можно заключить, что круг серьезных проблем, возникающих у молодых людей при выборе профессии, очень широк. С одной стороны это непредсказуемая экономическая ситуация в стране не способствующая стабильному развитию частного сектора, с другой это бедственное материальное положение государственного сектора, не дающего возможности для нормальной жизни и карьерного роста.

Что же выбирает нынешнее поколение? Какие профессии являются престижными и нужными? Далее будут приведены данные различных опросов в различных городах и регионах России, в разных социальных и возрастных группах молодежи. В табл. 13 приведены результаты социологического опроса учащихся выпускных классов 13 школ Красноярского края, проведенного Центром социологических исследований Красноярского края. 2 [2 Гендин А. М. , Сергеев М. И. Профориентация школьников // Социологические исследования. 1996. №8. С. 66-72. ] Распределение ответов на вопрос: “Если вы выбрали профессию, то какую? ” Табл. 13

Как видно из таблицы молодые люди неохотно хотят идти в чисто коммерческую сферу деятельности (3, 75%) и также неохотно они выбирают государственные структуры. Особенно молодежь не жалует промышленность, армию, науку, с/х. (0, 25%, 1, 5%, 1, 15%, 1, 9% соотв. ) Они выбирают“золотую середину” - работу в финансовой сфере в государственных органах –это работники министерств, органов исполнительной власти, фискальных органов, бухгалтерий (25, 25%). Неожиданно много процентов набрали традиционно малооплачиваемые профессии в сфере здравоохранения и образования. Здесь, по моему мнению, играет роль социальной значимости этих профессий и главное большой социальной ответственности российской молодежи.

По данным опроса, проводившегося в республике Башкортостан в период с 1993 по 1999 гг... по всем нечетным годам и опубликованного в журнале“Социс”. №12. 2000, профессиональные ориентации башкирских школьников выглядели так: (Цифры соотв. разным годам опроса 1993, 95, 97, 99 соотв. ) “…Среди юношей на первое место выходит желание стать предпринимателем, бизнесменом (13-15-14-15%), а так же шофером, машинистом (16-14-14-10%). Далее предпочтения видов распределяются в следующем порядке: юрист, работник правоохранительных органов (3-6-9-8%); военный (3-5-6-8%); инженер, конструктор (5-4-7-5%); медработник, врач (3-4-4-5, 5%); артист, писатель, художник (1-3-2-5, 5%, но таких становится все меньше. ); менеджер (7-7-5-4%); ученый исследователь (2-2-2-4%); профессиональный вор или мошенник (2-2-4-4%); дипломат (2-6-4-3, 5%); летчик, моряк (3-4-4-2%); домохозяин (6-4-4-2%); рабочий (4-4-3-2%); торговый работник, коммерсант (6-3-2-4%). Несколько возросло число желающих стать фермерами (1-. -. -2, 5%), учителем или воспитателем (0-0-1-1, 5%) Выбор профессий среди девушек представляет собой следующую картину: юрист, работник правоохранительных органов (5-16-12-15%); медработник, врач (10-12-9-12%); предприниматель, бизнесмен (8-5-10-10%); учитель (15-13-9-9%). Достаточно популярно желание заниматься домом и хозяйством (14-13-9-7); Реже названы руководитель менеджер (5-5-8-8%); артист, писатель, художник (6-8-8-6%); торговый работник, коммерсант (12-5-6-5%); намерение нигде не работать, но иметь кучу денег отметили соответственно (5-4-4-3, 5%) В 1996 году был проведен опрос студентов МГУ им. М. В. Ломоносова, некоторые результаты представляют интерес. 2 [2 Баздырев К. А. Рынок и жизненные планы студентов // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 1998 №1. С. 93-102] Был задан вопрос: “Какие сферы деятельности после окончания ВУЗа привлекают вас больше всего? ” На первом месте у девушек оказалась “работа в коммерческой структуре”(66, 7%), потом “аспирантура”(17, 9%) и на третьем свободное творчество(8, 3%). Поступить на государственную службу намериваются 6% студенток, преподавать в ВУЗе 4, 8% и преподавать в средней школе 1, 2%.

У мужчин предпочтения не слишком отличаются от предпочтений женщин. На первом месте также работа в коммерческой структуре (54, 8%), аспирантура (16, 6%), свободное творчество (15, 3%), госслужба (7, 6%). Далее добавились новые ответы: “Профессиональная политическая деятельность” (7%), “Церковная деятельность” - 2, 5%, преподавание в ВУЗе (1, 9%), “служба в армии” (1, 3%), “собственное дело” - 0, 1%. Результаты данного опроса радикально отличаются от общероссийских только по двум позициям. Во-первых, здесь гораздо больший процент тех, кто хочет работать в коммерческих структурах. Это и понятно, ведь МГУ–самый престижный ВУЗ России, и иметь диплом этого университета, значит наполовину решить вопрос с трудоустройством. Причем выпускник может рассчитывать на самые престижные (для начинающего конечно! ) должности в самых престижных и стабильных частных организаций. Этим объясняется и очень низкий рейтинг профессий преподавателя в ВУЗе и средней школе. Кроме того, в данном рейтинге профессий присутствует довольно экзотический вариант ответа– “Профессиональная политическая деятельность”, который имеет довольно высокий рейтинг. Табл. 14 Социальная ориентация выпускников 9-ых классов и социальное положение родителей, %

В таблице №14 приведены данные опроса выпускников школ, опубликованные в журнале“Социс” №10. В статье М. Н. Руткевича.

Первый вывод, который можно сделать, проанализировав данную таблицу, это то, что в большинстве семей существует преемственность поколений. Ярче всего это выражено в семьях, где родители с в/о или коммерсанты. Только в семьях рабочих и служащих в сфере управления дети больше предпочитают другие профессии. По престижности ведущая для подавляющего большинства респондентов сфера деятельности–это быть специалистом с в/о. Только дети из семей коммерсантов больше предпочитают трудиться в коммерческих структурах. Оно и понятно, дети должны наследовать бизнес своих родителей.

Все сферы деятельности, если следовать этой таблице, можно разделить на три “родственных”группы. Родственность заключается в том, что дети родителей, принадлежащих к какой-то сфере из этой группы, охотно переходят из сферы в сферу. Так можно объединить сферы промышленного производства и торговли, сферы услуг. Другая группа это работники сферы управления и коммерсанты. Это можно объяснить имущественном расслоением в российском обществе. Так промышленное производство не дотягивает по доходам до сферы торговли и услуг, но эти сферы далеки от сферы управления и коммерции, поэтому они и ассоциируются между собой. Особняком стоят специалисты с в/о. Подавляющее большинство детей из этих семей идут по стопам родителей.

Престижность –еще один фактор, наряду с семейным, во многом определяющий выбор будущей профессии. Вот как выглядит в глазах молодых степень социального статуса следующих видов деятельности (наивысший бал - 10). Первые 10 мест занимают: юрист (8%), владелец коммерческого банка (7, 9%), врач (7, 1%), менеджер (6, 9%), журналист (6, 6%), бухгалтер (6, 6%), владелец магазина (6, 4%), телохранитель (5, 9%), криминальный авторитет и школьный учитель получили одинаковое количество процентов (5, 2), рабочий (3, 9%), тракторист (3, 6%) и, наконец, инженер (4, 5%). 1 [1 Роганов Е. , Зуев А. Работа как способ добывания денег // Человек и труд. 1994. №6. С. 10-12. ] Анализ этого опроса показывает, что наряду с ожидаемыми ответами “юрист” и “коммерсант”, соседствует профессия “врач”, что говорит о высокой социальной значимости данной профессии и об осознании молодежью этой значимости, что, в свою очередь, говорит о том, что ценностные ориентации молодого поколения не деградировали в такой степени, в какой об этом говорится.

Особенно хочется сказать о том, что “криминальный авторитет”к сожалению приобретает какую-то степень социальной значимости, оттесняя по престижности профессии школьного учителя и инженера, что говорит об интенсивной интеграции криминала в общественное сознание как вполне нормального явления. Падение престижности и доходности в сознании молодежи некоторых важнейших с социальной точки зрения профессий не означает падения престижности и доходности квалифицированного труда вообще, а лишь означает смену приоритетов в рамках специальностей квалифицированного труда. Это хорошо видно на примере ответов молодежи на открытый вопрос о наиболее престижных и прибыльных профессиях. (Табл15)2 [2 Опубликовано в уч. пособии “Социология молодежи”. 2001. “Феникс” Под ред. Проф. Волкова Ю. Г. ]

    Табл. 15

Как видно из данной диаграммы, первые 5 мест занимают профессии сферы коммерции и бизнеса, если не считать, конечно, юриста. Но в предыдущих опросах, которые были показаны в прошлых частях, данные профессии не доминировали так сильно. Это объясняется тем, что получить образование для престижной профессии, а тем более получить престижную работу, в нынешней России очень не просто. Во-первых, из-за дороговизны обучения в ВУЗах, даже государственных. Во-вторых, из-за отсутствия цивилизованного рынка труда, прежде всего для молодых специалистов. В-третьих это нестабильная экономическая ситуация в стране, которая не способствует нормальному развитию частного сектора экономики. И, наконец, в-четвертых, высокая криминализованность экономики.

Важно заметить, что, при ответе на вопрос о самых прибыльных профессиях, профессия юриста резко сдает свои позиции, остальные параметры остаются примерно на тех же местах, что в опросе по престижности. Но теперь появляется профессия сферы криминала и проституции, которая по доходности, в понимании молодежи, перекрывает даже профессию врача-стоматолога, актера или певца, милиционера и военного.

Заключение: Характеристика профессиональных ориентиров молодежи. Проблемы самоопределения и самоутверждения.

Обобщая, можно сказать, что молодежь считает наиболее престижными те профессии, которые обладают особой значимостью в условиях перехода к рыночной экономике. Как в 60-70ые годы наиболее престижными были профессии (от физика-ядерщика до космонавта), отражавшие приоритеты поддержания статуса СССР как великой державы и сохранения его позиций в гонке вооружений, так и сейчас молодежь в своих приоритетах вполне адекватно отражает запросы российского общества, только сами эти запросы изменились. Не случайно на первом месте среди всех вариантов ответа на вопрос о том, что помогает получить хорошую работу, молодежь поставила“наличие высокой квалификации, знаний”, что никак не может свидетельствовать о падении престижности знаний и квалификации. Хотелось бы также сказать, что выбор молодежью социально значимых профессий независимо от их популярности и оплачиваемости, говорит об серьезном осознании молодежью своей социальной роли, своих обязанностей. Морально-нравственные устои молодежи поколеблены не так серьезно, как об этом говорится и пишется. Мир ценностей нынешней молодежи соответствует миру ценностей нормального общества, хотя и здесь есть много проблем.

Сейчас наше общество переживает эпоху перемен, смену идеологии и мировоззрения, реформирования всех сфер общественной жизни. Этот процесс происходит довольно медленно и главное болезненно. Экономический кризис, кризис культуры и идеологии, появление псевдокультур, стремительное проникновение в российское общество навязанных западных ценностей, дегуманизация личности породил в российском обществе, особенно в молодежном, такую группу людей, которым чужды общечеловеческие ценности, они не гнушаются нарушать закон, спокойно поступаются принципами и моралью ради достижения личной выгоды. Что больше всего настораживает, так это вялая реакция общества на это явление, оно как бы соглашается с существованием такого слоя общества и невольно интегрируется в него. Ярчайшим примером этому служит проникновение“зонной”, “преступной”лексики в обиходный язык. Однажды дело дошло до того, что даже высшие лица государства употребляли такую лексику. Чего там говорить о мелком звене. В общественную мораль и негласные кодекс взаимоотношений проникают также и своеобразные“понятия”, действующие в преступном мире. Криминальный авторитет сравнился по значимости с авторитетом школьного учителя! Кого тогда детям слушать? Это далеко не полный список проблем существующих сейчас в современном молодежном обществе, и именно теперь важно государству и обществу в целом уделить пристальное внимание проблемам молодежи. Тогда т только тогда (") возможно стабильное развитие нашего общества в рамках цивилизованного, демократического государства.

    Запольский Антон. г Москва. 2001.
    11. 05. 01 03: 37
    Список использованной литературы.

Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, Ф. Д. Кадария, И. П. Савченко, В. А. Шаповалов. г “Социология молодежи”. Изд-во “Феникс” (оформление г). Ростов-на-Дону. 2001. Журнал “Социологические исследования” №12. 2000г.

    Журнал “Социологические исследования” №2 2001г.
    Журнал “Симптом” №11. 1996г.
    P. S.

Авторы, чьи материалы были использованы в работе, выделены жирным шрифтом или занесены в сноски.

Страницы: 1, 2


© 2010 Собрание рефератов