Способы и современная практика урегулирования - (диплом)
Способы и современная практика урегулирования - (диплом)
Дата добавления: март 2006г.
Министерство образования российской федерации Дальневосточный Государственный Технический Университет Тихоокеанский Институт политики и права Курсовая работа на тему: Способы и современная практика урегулирования международных политических конфликтов Выполнила: студентка группы П-922 Е. А. Лелей Научный руководитель: профессор, кандидат географических наук В. Д. Царева Владивосток 2001 Содержание
Введение ................................................................................................ 3 1. Политический конфликт и пути его урегулирования в общих чертах .....................4 2. Предотвращение и урегулирование этнических конфликтов в новых независимых государствах.................................................................................... 20 3. Ближний Восток .................................................................................... 30 4. Африка. Континент конфликтов ............................................................... 37 5. Конфликты на Балканах ......................................................................... 44 5. 1. Босния и Герцеговина ................................................................... 44 5. 2. Косовский кризис ........................................................................ 53 6. Урегулирование афганского конфликта ...................................................... 63 Заключение ........................................................................................... 70 Список литературы .................................................................................. 71
Введение
Мир вступает в пору глобальных преобразований, отмеченных исключительно противоречивыми тенденциями. Региональные и континентальные объединения государств ищут пути расширения сотрудничества и ослабления некоторых спорных моментов, которые связаны с противостоянием суверенитетов и столкновением националистических интересов. Национальные границы в их прежнем понятии исчезают под воздействием современных средств коммуникации и мировой торговли, а также решений государств уступить часть своих исключительных прерогатив более крупным политическим объединениям, в которые они входят. В то же самое время с неудержимой силой звучат новые националистические заявления и притязания на суверенитет, а единству государств угрожают жестокие этнические, религиозные, социальные, культурные или лингвистические распри. Социальному миру, с одной стороны, угрожают новые заявления о дискриминации и отчуждения, а с другой акты терроризма, направленные на то, чтобы сорвать процесс перемен и движения вперед, осуществляющийся демократическим путем.
Комплекс противоречий пронизывает концепцию мира и международной безопасности. С одной стороны, крупные ядерные державы приступили к переговорам, направленным на заключение соглашений о сокращении вооружений; с другой - распространение оружия массового уничтожения угрожает принять более широкие масштабы, а обычное оружие по-прежнему наращивается во многих частях Земного шара. С одной стороны имеет место признание расизма как разрушительной силы, какой он является, а с другой - новые очаги расовой напряженности, находящей свое выражении в насилии.
Технологические достижения изменяют условия и среднюю продолжительность жизни во многих уголках планеты. Революция в сфере коммуникаций привела к единению мира в том, что касается осведомленности, чаяний и большей сплоченности в неприятии несправедливости. Однако прогресс несет с сбой и новые угрозы для стабильности: экологический ущерб, разрыв семейных и общинных связей, большее вмешательство в жизнь отдельного человека и посягательство на его права. Причинами глобальных конфликтов являются те чудовищные проблемы, которые связаны с безудержным ростом численности населения, невыносимо тяжелым бременем задолженности, торговыми барьерами, наркотиками и увеличивающимся разрывом между богатыми и бедными. Широкие масштабы приняли нищета, болезни, голод, притеснения и отчаяния, совокупное воздействие которых привело к появлению 17 миллионов беженцев, 20 миллионов перемещенных лиц и массовой миграции людей, как в пределах национальных групп, так и через национальные границы. Дыры в озоновом слое могут стать самой большой угрозой для незащищенного населения, чем вражеская армия. Засуха и болезни могут также беспощадно разить людей, как и средства ведения войны. Сегодня, как и на протяжении всей истории, вооруженные конфликты продолжают внушать страх и ужас человечеству. В тоже время после Второй мировой войны в мире произошло более 100 крупных конфликтов, которые унесли жизни свыше 20 млн. человек.
1. Политический конфликт и пути его урегулирования в общих чертах
Термин "конфликт" (в переводе с латинского) означает столкновение, распрю, разногласие, спор, грозящие осложнениями. В современной западной литературе это понятие имеет большое количество определений, из которых наиболее распространенное получило определение, данное американским социологом Л. Козером и вошедшее во многие словари и энциклопедии пор общественным наукам. Под конфликтом он предлагает понимать борьбу за власть и претензии на определенный социальный статус, за недостаточные для всех материальные и духовные блага. Борьбу, в которой целями состоящих в конфликте сторон являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника. Ценность конфликтов Л. Козер видит в том, что они предотвращают окостенение социальной системы, открывают дорогу инновациям.
Сегодня общественные науки под конфликтом понимают столкновение интересов, действий, взглядов, позиций, как отдельных личностей, обладающих достаточной значимостью в сфере политики, так и социальных групп.
Любой конфликт имеет свой предмет и объект. Он может быть внутриполитическим, внешнеполитическим, лежащим в сфере экономики, социальных отношений, политики, культуры. Его предметом могут быть территориальные, межэтнические, языковые, профессиональные отношения.
В каждом случае конфликт есть результат взаимодействия несовпадающих элементов системы общественных отношений. В этой связи необходимо понимать, что конфликт есть норма, а не патология жизни общества, что концепция "бесконфликтности", насаждавшаяся в нашей стране, особенно в искусстве, оказала свое весьма негативное воздействие не только на сферу эстетического, но и на все иные сферы жизни людей. Конфликт - норма, и проблема состоит не в том, чтобы исключить его из нашей жизни (это все равно невозможно), а в том, чтобы уметь находить его причины, движущие силы, пути разрешения.
Политология рассматривает в первую очередь политические конфликты. Они представляют собой вид отношений, где взаимодействуют политические интересы и их носители, а ткже применяются политические методы разрешения конфликтов в любых других сферах жизни общества.
Рассматривая политические конфликты на различных уровнях социальной организации, следует отметить такие крупные явления как:
а) мировые войны, включающие в себя огромные материальные и людские ресурсы в глобальном масштабе;
б) холодную войну (1945-1990), представляющую собой противостояние двух мировых систем в экономической, военно-политической, идеологической и иных областях. Казалось, что вывод о прекращении холодной войны, сделанный в "Парижской хартии для новой Европы" (1990), прекратит опасное противостояние "Запад-Восток", однако события последних лет показывают, что это противостояние не изживается, а приобретает более искусные, порой завуалированные формы;
в) межгосударственные конфликты, которые могут быть как вооруженными, так и не вооруженными. Вооруженные конфликты проявляются в локальных войнах. За последнее 10-летие (80-90 гг. ) к таким локальным войнам относятся арабо-израильский вооруженный конфликт, ирано-иракская война, агрессия Ирана против Кувейта, действия советских войск в Афганистане, вооруженный конфликт между Аргентиной и Англией из-за Фолклендских (Мальвинских) островов, высадка американских войск в Гренаде, Панаме. Опасность локальных войн в том, что они могут перерасти в крупномасштабные столкновения.
Невооруженные межгосударственные конфликты проявляются в "таможенных", "финансовых" войнах, неторговых акциях.
г) внутригосударственные конфликты. Они детерминированы следующими причинами: - стремлением изменить политический строй, политическую ориентацию, политический режим. Пример - спор между авторитарно-бюрократическими режимами и широкими слоями народных масс;
- сохраняют конфликтный характер межклассовые отношения в капиталистических странах. Практика "социального партнерства" отнюдь не исключает конфликтов на почве труда, межнациональных, профессиональных отношений. В СССРО такие конфликты раньше были скрытыми, в России они сейчас приобрели явно открытый характер;
- межнациональные конфликты. Эти конфликты наиболее остры и болезненны. Субъектом такого конфликта является та или иная этническая общность, он развивается либо между коренными нациями (армяне и азербайджанцы) либо коренной нацией и национальным меньшинством (литовцы и поляки, грузины и осетины). В развитии межнационального конфликта всегда проявляются две основополагающие тенденции: одна - к размежеванию, другая - к консолидации. Характерной чертой межнациональных конфликтов является их многоаспектность, то, что они затрагивают разные сферы жизнедеятельности противостоящих сторон. Например, затянувшийся конфликт в Нагорном Карабахе включает в себя вопросы о территории автономной области, о ее экономическом развитии, о характере образования в школах и т. д. Но при всей многогранности каждый конфликт имеет главное звено: в Чечне это вопрос политической независимости, в Азербайджане - территориальной идентификации;
- конфликты непосредственно политической жизни - от предвыборной борьбы кандидатов, от внутрипарламентской борьбы до гражданской войны между различными группами или классами как выражения непримиримости их экономических, социальных и политических интересов.
Многопартийность как явление внутриполитической жизни не только исключает, а прямо предполагает возможность конфликтов между политическими партиями. При этом используются не только допустимые парламентской этикой методы, но и такие способы, которые вообще находятся за пределами какой-либо морали; - межличностные политические конфликты. Могут иметь место между представителями одной и той же политической партии, ибо социальная база массовых партий является весьма сложной. Межличностные конфликты могут быть по поводу стремления того или иного деятеля занять тот или иной пост в политической системе, по поводу его позиции в решении спорных проблем (М. Горбачев, Б. Ельцин). Нередки случаи столкновения политических амбиций, политического бескультурья.
Значение межличностных политических конфликтов резко усиливается, когда они получают отражение в прессе: из межличностных они могут превратиться в межгрупповые, втягивающие в свою орбиту значительные массы людей. Значение конфликтов. Насилие. Путь к согласию
Политика - это относительно автономно действующая сложная система. Она не только "производит" конфликты, но и сама же находит пути и средства их разрешения, чтобы не допустить распада этой системы и обеспечить ее функционирование в более или менее оптимальном режиме.
Правительства пытаются смягчить или разрешить конфликты различными путями, которые по словам П. Шаран, можно свести к следующему:
Авторитарные и тоталитарные режимы, как показывает история, как правило игнорируют конфликты, требования групп не находят удовлетворения, так как ни одна из них не обладает достаточным влиянием на власть или самой властью, чтобы повлиять на правительство.
Такая власть, как правило, использует только методы подавления, принуждения, команды для подавления конфликта. Нельзя не видеть опасности применения насилия в ходе конфликта. Оно имеет тенденцию перерасти в систему. Об этом свидетельствует опыт социальных революций. Насилие как средство решить конфликт может превратить всю систему в сугубо насильственную, агрессивную и жестокую. Часто насилие носит характер возмездия, даже сверхвозмездия, когда на какую-то враждебную акцию оппонента стараются ответить еще более интенсивной акцией. На насилие отвечают еще более интенсивным насилием, на месть - сверхместью, на удар - сверхударом и т. п. Насилие стало традиционным методом разрешения конфликтов в нашей стране. Основная причина заложена в системе отношений власти и общества. Но есть и другие причины, они связаны с тем, что суперструктура закрепилась в нашей политической культуре. Человек в нашем обществе знает только два способа разрешения социаьного конфликта: насилие, о котором мы уже говорили, или он выступает в роли просителя-жалобщика.
Институционализированной политической борьбы в нашем обществе не существовало. До сих пор наша система дает гражданам очень мало надежды на удовлетворительное разрешение конфликта, удовлетворение интересов демократическим путем. Только борьба до победного конца одной из сторон. Чаще всего побежденным оказывается тот, кто стоит на более низкой социальной лестнице. И нет системы политических институтов, которые на равных позволяли бы гражданам выражать и реализовывать свои интересы: нет института личных адвокатов, свободного доступа в государственные, исполнительные органы и т. п.
Как одному из способов разрешения конфликта человечество прибегает к террору и экстремизму. В последние годы волны политического экстремизма буквально захлестывают мир, особенно так называемый "третий" и нашу страну. Экстремизм приобретает различные формы - от провокаций террористических группировок крайне правого или левацкого, националистического или религиозного толка до уносящих многие жизни преступлений политических авантюристов, превративших террор в инструмент государственной политики.
Существует много попыток исследователей прорваться в природу экстремизма и террора. Изучив природу, легче вырабатывать эффективные меры борьбы с ним. Одни исследователи утверждают, что экстремизм и терроризм - порождение и наследие тоталитарных и фашистских режимов, их идеологий. Другие считают, что они порождение общества вседозволенности и неограниченной демократии. Некоторые западные ученые провозглашают политический экстремизм вечным, как мир. Ведь еще на земле древней Палестины существовала секта сикариев, действовавшая в Иерусалиме, осуществлявшая убийства на почве религиозного фанатизма; а восточные боевые искусства, пираты так же свидетельствуют в пользу вечного живучего и не умирающего террора, убийств, насилия. Так, немецкий социолог Г. М. Энценсбергер утверждает, что экстремизм и терроризм - ровесники любой формы власти, ибо всякая власть, являясь "присвоением права на пролитие крови", порождает ответную экстремальную и столь же "кровавую" террористическую традицию.
Многие исследователи, напротив, толкуют терроризм, как проявление техногенности общества, которое раскалывается в результате структурных изменений, исчезает приватный мир человека, растет аномия, фрустрация, анонимность человека. Человек бунтует, в том числе в форме террора выражает социальный протест (Х. Арендт, А. Камю, Хайдин, Сартр и др. ).
В природу терроризма пытаются проникнуть психоаналитики. Некоторые из них относят терроризм к разновидности невроза, другие ищут генетические корни, считают хромосы, измеряют череп, исследуют психику предков. В исследования включались астрологии, гадалки. Так исследуется связь между активизацией терроризма, наслия и фазами Луны, колебанием земной коры, показаниями барометра, вспышками на Солнце и т. д. Явно одно, что современный политический экстремизм, террор, как и мафия, живы и представляют собой одно из глубочайших проявлений кризисных ситуаций в обществе, глубочайшего кризиса личности, социума в целом, выступают как средство разрешения конфликтов. В цивилизованном обществе политика стремится устранить насилие, террор, но не сможет сделать это окончательно, потому, что оружие в прямом смысле слова, военная сила никогда полностью на исключаются из политической борьбы. Политики не столько стремятся уничтожить средства насилия, оружие, сколько сосредоточить их в руках правительства. Обладая монополией на оружие, правительство, правящая партия, приобретает огромную власть над безоружными гражданами. Как утверждает М. Дюверже, военная сила, кроме легитимного использования для подчинения подданных, используется в политике в трех случаях. 1. На низкой стадии общественного развития, когда государство еще слишком слабо, чтобы использовать ее в собственных интересах. Тогда вооруженные партии борются за власть, политические организации приобретают форму милиции (древние города-государства. Иногда это можно наблюдать на более высокой стадии социального развития, когда одна из партий приобретает форму веонизированной организации (Германия 1930-е гг. , фашистские, национал-патриотические образования России).
2. Политический конфликт приобретает военные формы, когда оппозиция не имеет возможностей быть услышанной или когда дозволенные средства являются неэффективными. Вооруженное сопротивление обычно проходит две стадии: тайное сопротивление и открытое восстание в форме революции или гражданской войны, длительной подпольной вооруженной борьбы (Никарагуа, Ольстер, Таджикистан). 3. Когда военные перестают служить правительству и начинают сами бороться за власть между собой (Латинская Америка, Чили - приход к власти генерала Пиночета). Армия всегда является опорой, с одной стороны, и угрозой, с другой, государству.
Ни одному политическому режиму, ни одному политическому лидеру, исповедовавшему ненасилие, не удалось решить проблему террора, насилия. В крайнем случае, они сами становились жертвой насилия (Мартин Лютер Кинг, С. Альенде, М. Ганди). Но философия ненасилия, мирного разрешения конфликтов от межличностных до глобальных получат все большее развитие в современном мире. Переговоры. Роль посредника в переговорах
В конце 50-х и начале 60-х гг. известный американский специалист в области теории конфликта, профессор Гарвардского университета Т. Шеллинг изложил точку зрения на конфликт, которая долгое время господствовала и в политике США, СССР, т. е. сверхдержав-антиподов. Для него переговоры были и остаются частью конфликта. В общей системе конфликтных взаимоотношений между двумя сторонами личностями, партиями, государствами - упор делается не на силовой фактор, на достижение односторонней победы, т. е. конфликт - война.
Переговорам в этой системе отводится место "запасного выхода", когда продолжение конфликта силовым средствами уже либо бесперспективно, либо невыгодно. Но и в этом случае переговоры не принимают на себя всю тяжесть поисков урегулирования спора, а служат лишь дополнением к борьбе за победу. Ведется "позиционный торг" до победного конца одной стороны. В этом качестве переговоры не нуждаются в таких составляющих, как доверие, взаимозависимость, честность. Конфликт в этом случае продолжается со всеми присущими ему сторонами: противоположностью и несовместимостью интересов, стремлением к достижению односторонних выгод, принципиальной невозможностью длительного компромисса. Доминирует задача полного разгрома и капитуляции противника. Такой подход сохранялся в политике большинства государств на протяжении длительного исторического периода, особенно в периоды политических напряжений, "холодной войны".
Во второй половине XX в. перед человечеством встала проблема выживания, зашли в тупик международные отношения, основанные на силе. Осознание самоубийственности ядерного конфликта сыграло решающую роль в пересмотре тактики разрешения конфликтов. "Компромисс" перестал быть словом пугательным, больше стали цениться "консенсус", "согласие", чем "победа", а "противник" стал "партнером", "оппонентом". Снимался ореол безысходности и обреченности вокруг каждого из конфликтов. Вполне возможны компромиссы и далее совместные поиски решений по целому кругу проблем. Международная практика уже дала такой опыт: Женевская конференция 1953 и 1954 г. положила конец кровопролитию в Корее и Индокитае, снят Карибский кризис в 1962 г. Разрядилась обстановка в мире, снята угроза ядерной войны.
Заметный след в американской конфликтологии оставил Г. Райффа, профессор Гарвардского университета, он ведет курс методики разрешения спорных проблем с помощью переговоров. Г. Райффа относится к переговорам как к особой отрасли человеческих знаний и человеческой деятельности. Каждый здравомыслящий человек, по его мнению, должен обладать умением эффективно улаживать споры и разногласия. Ткань общественной жизни не должна рваться с каждым конфликтом, а, наоборот, быть крепче вследствие возрастающего умения находить и развивать общие интересы. Есть совокупность решений, по мнению Г. Райффа, вырабатываемых совместно, а не навязываемых одной из сторон.
Безусловно, интерес представляют исследования профессоров Гарвардской школы права Роджера Фишера и Уильяма Юри, которые разрабатывают механизм человеческого общения - переговоров. Переговоры без поражений, т. е. разрушающие атмосферу вражды и недоверия, подозрительности. Обучая людей общению, прививая им навыки решения спорных проблем, авторы способствуют формированию наиболее рационального и оптимального способа общения людей сотрудничества.
В технологии переговоров важную функцию выполняет институт посредников. Он необходим, чтобы направить конфликты в правильном, нужном и созидательном русле и нейтрализовать в них деструктивное начало, находить разумный компромисс между конфликтующими сторонами. Поскольку коммуникации между участниками конфликтной ситуации нарушены, достичь решения без помощи посредников практически невозможно.
Посредник формирует, налаживает и обеспечивает каналы организационных, финансовых, информационных и других связей. Посредник способствует восстановлению целостности общества, организации сотрудничества и гражданского мира в случае состояния войны.
Типы посредников
Посредника первого типа условно назовем "третейским судьей". При обращении к нему, он действует подчеркнуто нейтрально и вместе с тем независимо. Ему присущ официальный стиль поведения, он требует внимания и уважения к своим предложениям и рекомендациям. Во время переговоров он, как правило, берет себя роль ведущего, позволяя себе ограничивать выступающих как с одной, так и с другой стороны. Для посредника такого типа основой деятельности выступают прежде всего законы, правила и инструкции. Для того, чтобы привести переговоры к желаемому результату, "третейский судья" может настаивать на решениях, которые не обеспечены ресурсами и потому неэффективны.
Второй тип посредника можно условно назвать "играющим тренером". Основой его деятельности выступает процесс создания единой системы ценностей, в рамках которой возможно сформулировать правила и процедуры консенсуса по спорным вопросам. Он активно участвует в переговорах, предлагает свои варианты решений, но не настаивает на их принятии. Основную задачу он видит в создании условий для успешных переговоров.
Технология разрешения конфликта в ходе переговоров
В ходе переговоров важно то, как посажены участники. Для "третейского судью" характерно рассаживание "квадратного стола", что заранее настраивает участников на противостояние, и дирижеру-посреднику чрезвычайно трудно привести участников к согласию.
Посредник "играющий тренер" как бы изнутри управляет процессом переговоров, где участники расположены за "круглым столом". За "круглым столом" создается психологический настрой на принятие решения.
Разрешение конфликта В целом, можно выделить три этапа разрешения: - подготовительный, - переговоры,
- выход из конфликта и контроль за согласованными решениями. 1. Подготовительный этап
В него входят следующие необходимые процедуры: а) постановка "диагноза", которая должна: - определить тип конфликта, - оценить степень остроты, - выяснить причины и глубину конфликта,
- проанализировать динамику конфликта, охарактеризовать его стадию на момент исследования,
- изучить намерения, цели и ориентации участников конфликта, ресурсы, которыми они располагают, возможные действия, которые они готовы предпринять, - оценить влияние на конфликт внешних факторов (органов власти, средств массовой информации и т. п. ).
б) построение модели развития конфликтной ситуации и прогноз последствий. Для этого необходимо:
- разработать различные варианты развития конфликта с точки зрения удовлетворения интересов сторон;
- спрогнозировать позитивные и негативные последствия развития конфликта для каждого из участников;
- определить цену "победы", "поражения", "согласия" для каждой стороны; - определить наиболее приемлемые варианты решения конфликта. в) подготовка переговоров. Это предполагает:
- определение посредников стратегии и тактики переговоров; - оказание помощи каждой из сторон в определении ситуации;
- создание атмосферы доверия между участниками переговоров; - разработку повестки дня.
2. Переговоры
Целью переговоров должно стать достижимое, а не желаемое... Сами переговоры должны быть основаны на реальности, а не на фантазиях. Переговоры могут быть длительными, сложными. Постоянное психологическое напряжение, столкновение характеров могут вызвать сложности.
В обязанности посредника входит: - устранение давления на участников переговоров извне;
- создание атмосферы доверия и уважения, доброжелательности; - концентрация внимания участников на анализе приоритетных вопросов; - нейтрализация крайних позиций, выялление их негативных последствий, слабости аргументации;
- инициирование собственных аргументов и предложений;
- выработка путей достижения целей, приемлемых для каждой их сторон; - создание возможности каждому участнику высказать свои суждения; - участие в подготовке итогового документа переговоров.
Переговоры - это целое искусство, и, следовательно, зависят от качества подготовки процедуры, глубины проработки вопросов и возможности из оппонентов создать коллектив, способный к конструктивной работе.
3. Выход из конфликтной ситуации
Чтобы достойно и успешно вывести участников из конфликта, осуществить контроль за выполнением решений, посредник должен:
- побуждать участников высказывать удовлетворение принятыми решениями; - убедить оппонентов, что выработанные правила и процедуры - единственно разумные и правильные;
- утвердить объективные методы контроля за принятыми решениями; - участвовать в контроле реализации решений в качестве эксперта. На третьей стадии роль посредника столь же важна, как и на первых двух этапах. Он должен поддерживать психологический комфорт, порядок в отношениях между оппонентами, дух сотрудничества и взаимопонимания.
Как утверждает В. Н. Амелин посредник несет три функции в переговорах: коммуникативную, исследовательскую, организаторскую. Он должен знать основы психологии, соционики, уметь наладить связь между оппонентами. Важны связи во время переговоров со средствами массовой информации, с органами власти, общественными организациями и движениями.
Посредник - исследователь, ученый. Он исследует корни, источники конфликта, моделирует решения конфликта, прогнозирует последствия различных решений. Для этого ему важно иметь собственную информационную базу, он организует проведение социологического, психологического, политологического исследования. Как организатор переговоров, он должен вызывать доверие, быть доброжелательным, уметь распределять функции помощников, организовать консультативную, интеллектуальную помощь участникам.
Многофункциональная деятельность посредника требует сочетания уникальных знаний, способностей посредника, определенных личностных качеств. У. Симкин в книге "Посредничество и динамика коллективных договоров" выделил следующие качества посредника: терпение, искренность, "бульдожью" хватку, находчивость, выносливость марафонца, макиавеллиевскую хитрость, способность хорошего психиатра, толстокожесть носорога, мудрость Соломона.
Одной из эффективных форм разрешения конфликта является консенсус. Консенсус (лат. согласие, единодушие) - общее согласие по спорным вопросам, к которым приходят участники переговоров, конференций.
Стремление любого человеческого общества к конструктивному согласию плодотворно на всех уровнях.
Демократическое общество является обществом равных возможностей. Общественное мнение складывается из мнений всех членов общества. При решении любого вопроса должны быть выявлены, обсуждены, рассмотрены и учтены все существующие точки зрения. А как это возможно сделать? Основным недостатком обычного голосования, основанного на механическом разделении голосов "за" и "против", является то, что не учитывается, игнорируется мнение меньшинства. Диктат большинства - это нарушение одного из основных законов демократии - закона справедливости, учета мнения меньшинства. Неограниченная власть большинства может иметь не менее опасные последствия, чем диктаторский режим. Нельзя забывать, что Гитлер пришел к власти парламентским путем. Так называемых зажиточных крестьян, уничтоженных во время коллективизации, было меньшинство, всего-то 10-13 млн. человек. Ситуация в Нагорном Карабахе сегодня также неразрешима на основе большинства. Католическое меньшинство в Ольстере борется с протестантским большинством, избрав как основной метод - террор. Политическая агрессивность меньшинства завела ситуацию в тупик.
Демократия подразумевает, что обществом управляет общественное мнение... Консенсус способствует не только прямому воздействию общественного мнения на политические процессы, но и формирует общественное мнение. Консенсус предоставляет возможность определения общего мнения, сложенного из всех точек зрения.
Механизм консенсуса - это не только новая система голосования, но и новый подход к решению общественных проблем. Это универсальный, демократический принцип, объективно обусловленный потребностями современного общественного сознания в свободном развитии всех форм политической активности и их гармоническом взаимодействии при решении внутригосударственных и международных проблем.
Таким образом, конфликт может быть разрешен насильственным и ненасильственным путем. Применение оружия, войны, террор, геноцид - способы разрешения конфликта с применением насилия. Дискуссия, переговоры, выборы, консенсус можно рассматривать как формы ненасильственного разрешения конфликта. Роль ООН в предотвращении и урегулировании конфликтов
ООН - форум суверенных государств и то, что она может сделать, зависит от того взаимопонимания, которого они достигают между собой. Совет Безопасности ООН разработал систему принципов и мер поддержания мира и разрешения конфликтов. 1. Краеугольным камнем этой системы остается государство, уважение его целостности и суверенитета. Но время абсолютного и исключительного суверените прошло, реальная жизнь часто опровергала чистые, теоретические концепции. Так, вопросы торговли, коммуникации и экологии не знают границ, а "закрытые" общества объективно уже не могут существовать в современном мире. Кроме того, теряет свою прочность прежний консенсус, существовавший в мировом сообществе и закрепленный в международном праве, касательно того, как и при каких условиях допустимо вмешательство во внутренние дела суверенного государства. Объективной предпосылкой для этого служат прежде всего реальные процессы глобализации и демократизации, а также вытекающие из этого все более распространенные (и во многом обоснованные) сомнения в отношении того, что главные и едва ил не исключительные угрозы международной безопасности и стабильности проистекают как бы из внешних источников, то есть от межгосударственного насилия. Организованное и масштабное насилие, осуществляемое внутри какого-либо государства (как было, например, в Гаити, Сомали, Руанде и др. ), становится сегодня не только частной внутриполитической проблемой, но и реальным вопросом международной безопасности, на который ни у мирового сообщества, ни у современного международного права пока что нет в полной мере удовлетворительного ответа.
Как известно, в современном международном праве действует принцип запрета применения силы или ее угрозы, который нашел свое закрепление в Уставе ООН. Этот принцип носит всеобщий характер, то есть имеет обязательную силу для всех государств, а не только членов ООН. Этот принцип означает, что вооруженная сила может быть применена против какого-либо государства, только если его действия создают угрозу международному миру или безопасности. При этом в Уставе ООН прямо предусматривается, что государство может использовать вооруженную силу в качестве самообороны либо в случае внешней агрессии, либо для выполнения решения Солвета Безопасности ООН. Международная практика показывает, что Совет Безопасности может быть эффективным и авторитетным органом, который своими решениями способствует укреплению международного мира и безопасности. Вместе с тем конфликты, угрожающие международному миру и безопасности, особенно часто в последнее время возникают не только между государствами, но и в пределах территории какого-либо отдельного государства (так называемые внутренние конфликты). Ясно, что далеко не все внутренние конфликты создают угрозу международному миру и безопасности, но лишь такие, которые связаны с массовыми нарушениями прав и свобод человека, так называемым "домицидом" (в отличие от геноцида ), этническим насилием и др. Но как раз применительно к ним и возникает новая и еще не разрешенная удовлетворительным образом международно-правовая проблема, а именно: оправдано ли применение силы, кроме как с лучае самообороны? В частности, допустимо ли это в случае "гуманитарных кризисов"?
Если обратиться к Уставу ООН, то он де-юре не предусматривает осуществления актов вооруженного вмешательства по гуманитарным основаниям, то есть в связи с нарушениями прав и свобод человека и гражданина. Если подходить строго юридически к соответствующим решениями Совета Безопасности, то введение вооруженных сил на территории отдельных государств в связи с "гуманитарными проблемами" может расцениваться в соответствии со статьей 2(7) Устава как вмешательство во внутренние дела государства. Подтверждение этому можно найти и в практике Международного суда ООН, который еще в 1986 году в деле Никарагуа заявил, что "использование силы не может быть надлежащим методом для .... обеспечения .... уважения" прав человека.
И все же, несмотря на теоретическую не разработанность, правовую сложность и политическую деликатность всех этих вопросов, в данном случае, как представляется, мы имеем дело с определенным отставанием международного права от реальных процессов в сфере политики и морали. Сегодня настоятельно требуется новое, гораздо более детализированное и четкое определение правовых аспектов применения силы в международных отношениях в условиях глобализации и демократизации, разработка дополнительных критериев ее применения в соответствии с Уставом ООН, в том числе в чрезвычайных гуманитарных ситуациях. Особое внимание должно быть уделено выработке четкого международно-правового толкования гуманитарных кризисов.
Кроме того, необходимо учитывать и прецедентный характер вмешательства международного сообщества во внутренние дела тех или иных государств по гуманитарным основаниям. Реально Совет Безопасности, решая вопрос об использовании вооруженных сил против какой-либо страны, учитывает и гуманитарные мотивы, и аргументы. Так, резолюцией 688 (1990 г. ) Совет Безопасности уполномочил многонациональные силы осуществить вооруженную интервенцию в Ирак для защиты курдов; резолюциями 794 (1992) и 929 (1994) уполномочил группы государств на создание многонациональных вооруженных сил с применением вооруженных сил соответственно в Сомали и Руанде для обеспечения доставки гуманитарной помощи и проведения других гуманитарных операций. Заметим, что и на Московском совещании Конференции по человеческому измерению СБСЕ в 1991 г. было признано, что "вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, поскольку составляют одну из основ международного порядка". Государства участники этого совещания подчеркнули, что "они категорически и окончательно заявляют, что обязательства, принятые ими в области человеческого измерения СБСЕ, являются вопросами, представляющими непосредственный и законный интерес для всех государств, и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства".
Одним из важных следствий развивающихся в современном мире процессов глобализации и демократизации является то, что гуманитарные проблемы, вопросы соблюдения прав человека выходят за рамки исключительно внутренней компетенции отдельных государств. Мировое сообщество с полным на то основанием и правом реагирует сегодня на нарушения тем или иным государством его обязательств в области прав человека. Вместе с тем принципиально важно, чтобы в каждом отдельном случае соответствующие реакции и действия (в том числе силового характера), предпринимаемые международным сообществом, были бы адекватными и соразмерными и осуществлялись от имени Совета Безопасности ООН. Учитывая вышесказанное, по всей видимости, приходит время и для постановки вопроса о разработке и заключении международного договора, который бы на основе современного международного права и с учетом новых политических реалий определил бы в каких случаях и для каких целей допустимо(или даже требуется) вмешательство по гуманитарным основаниям. В частности, в таком договоре устанавливалось бы, нарушение каких прав и свобод человека является основанием для международного вмешательства. Вероятно, должен был быть создан и определенный международный орган (быть может, при Совете Безопасности) для осуществления целей такого договора.
И все же существует ряд мер СБ ООН, способствующих поддержанию мира и безопасности.
"Человеческая дипломатия" - это действия, направленные на предупреждение возникновения споров сторонами, недопущение перерастания существующих споров в конфликты и ограничение масштабов конфликтов после их возникновения. "Установление мира" - это действия, направленные на то, чтобы заставить враждующие стороны прийти к соглашению, главным образом с помощью мирных средств.
"Поддержание мира" - это обеспечение присутствия ООН или "третейской" стороны в данном конкретном районе, что до сих пор делалось с согласия всех заинтересованных сторон, которое, как правило, связано с развертыванием военного, полицейского, гражданского персонала, как в плане предотвращения конфликтов, так и установления мира...
"Превентивная дипломатия" требует осуществления мер, направленных на установление доверия. Для этого требуется информация о ситуации для раннего предупреждения конфликта.
Так же требуется взаимное доверие и добрая воля междусторонами и меры предупреждения: систематический обмен военными миссиями, образование региональных или субрегиональных центров для уменьшения опасности, организация свободных потоков информации.
В условиях национального кризиса имеет место "превентивное развертывание" по просьбе правительства и с согласия заинтересованных сторон; "превентивное развертывание" может иметь место и тогда, когда одна из сторон ощущает угрозу и просит обеспечить соответствующее присутствие сил мира со стороны только ее границ. "Превентивное развертывание" содействует уменьшению страданий, ограничение насилия в стране, оказанию гуманитарной помощи, обеспечение госсуверенитета, ведению переговоров. "Превентивное развертывание" способствует созданию (по согласию сторон) демилитаризованных зон, как средств разъединения воюющих сторон, а также устранение любого предлога для нападения. Установление мира
Установление мира, если не удалось прекратить конфликт, способствуют прежде всего переговоры. Но для разрешения конфликта мирным путем важными условиями являются наличие политической воли к миру обеих сторон, а также наличие соответствующих рычагов, навыков урегулирования у "третейской" стороны. Установление мира способствует оказание помощи материальной, денежной, гуманитарной и т. п. , направленной на улучшение условий, которые стали одной из причин спора или конфликта...
Использование военной силы объяснимо только тогда, когда мирные средства не дают результатов.
Поддержание мира
Поддержание мира по праву можно назвать изобретением Организации Объединенных Наций. Оно помогло в определенной степени стабилизировать обстановку во многих районах напряженности в мире. В период с 1945 по 1987 гг. было учреждено 13 операций по поддержанию мира: с 1987 по 1992 гг. - еще 13 операций. По оценкам, до января 1992 г. под флагом ООН прошло службу более полумиллиона человек. Из этого числа более 800 человек из 43 стран погибли, исполняя свой долг перед человечеством.
Характер операций по поддержанию мира в последние годы стремительно эволюционирует, но остаются основные требования и условия для поддержания мира: официальный мандат на поддержание мира, выданный ООН, сотрудничество сторон членов ООН в выполнении этого мандата; готовность государств-членов предоставить военный, полицейский, гражданский персонал, средства, технику для операций по поддержанию мира.
2. Предотвращение и урегулирование этнических конфликтов в новых независимых государствах
На момент своего распада Союз ССР переживал целый ряд переходных процессов - от централизованного планирования к рыночной экономике, от тоталитарной политической системы - к демократии, от административной сверхцентрализации - к развитию федерализма и деколонизации. Каждый из этих процессов в отдельности нес сам по себе риск стабильности гражданскому и межнациональному миру. Поэтому неудивительно, что процесс дезинтеграции СССР сопровождался возникновением ряда вооруженных конфликтов на его территории.
Нельзя не видеть, что несмотря на некоторую приостановку инерции дезинтеграции внутри России, достигнутую после декабря 1991 г. процесс этот, видимо, далеко не завершен (об этом, в частности, свидетельствовало обострение кризиса в Чечне в конце 1994 г. - начале 1996 г. ) Ухудшение экономической и межэтнической ситуации практически во всех этих странах стимулирует возникновение новых вооруженных конфликтов. В этих условиях даже те скромные успехи, которые были достигнуты в области урегулирования уже возникших конфликтов, представляют собой особую ценность с точки зрения возможного использования накопленного опыта в будущем.
Стремление местных политических элит к власти и богатству, желание использовать в личных целях радикальные изменения, вызванные распадом Советского Союза, является главной причиной развязывания вооруженных конфликтов в Закавказье. Нежелание сторон вести конструктивный политический диалог, ставка на силовые методы и агрессивный национализм отдаляют мирное решение спорных вопросов. Результатом подобных действий явились кровопролитные отношения между народами, которые десятилетиями жили в мире и согласии, а теперь помимо своей воли вовлечены в конфликты.
Было бы безнравственно классифицировать существующие в Закавказье конфликты по степени их "важности". За каждым из них - сотни тысяч несчастных и ни в чем ни повинных людей. Что же касается временных рамок их появления, то печальная "пальма первенства" принадлежит армяно-азербайджанскому спору из-за Нагорного Карабаха.
Нагорно-Карабахский конфликтимеет давние исторические корни. Особую остроту он приобрел в 1988 г. - после обращения областного Совета народных депутатов Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) к Верховному Совету СССР с ходатайством о передаче области из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР. Вслед за выходом Азербайджана из Союза в августе 1990 г. совместная сессия облсовета НКАО и райсовета Шаумяновского района объявила о создании Нагорно-Карабахской Республики (НКР).