Рефераты

Здоровый образ жизни студентов в высших учебных заведениях как фактор достижения профессиональной готовности

Здоровый образ жизни студентов в высших учебных заведениях как фактор достижения профессиональной готовности

Дата добавления: март 2006г.

    Министерство образования Российской Федерации
    АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    Кафедра Медико-социальной работы
    РЕФЕРАТ

На тему: Здоровый образ жизни студентов в высших учебных заведениях как фактор достижения

    профессиональной готовности
    По курсу: Валеология
    Выполнил:
    студент гр. 922
    Ю. А. Берестнев
    Проверил:
    ст. преподаватель
    А. В. Лейфа
    Благовещенск 2002
    СОДЕРЖАНИЕ
    Введение 3
    1. Основы здорового образа жизни студента 4
    2. Физическая культура в обеспечении здоровья студента 9
    3. Значение режим в здоровом образе жизни студентов 10
    Заключение 11
    Список использованных источников 12
    Введение

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Многие студенты высших учебных заведений пренебрегают таким важнейшим аспектом как здоровый образ жизни. Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека , но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает в учёбе выполнять поставленные планы, успешно решать основные жизненные задачи , преодолевать трудности , а если придется , то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь .

    1. Основы здорового образа жизни студента

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора. По определению Всемирной организации здравоохранения (B03) "здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов". Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты. Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя "душе лениться". Академик Н. М. Амосов предлагает ввести новый медицинский термин "количество здоровья" для обозначения меры резервов организма. Здоровый образ жизни студентов, особенно высших учебных заведений включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т. п. Плодотворный труд - важный элемент здорового образа жизни. На здоровье человека оказывают влияние биологические и социальные факторы, главным из которых является труд. Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда. Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей. Очень многие люди начинают свое оздоровление с отказа от курения, которое считается одной из самых опасных привычек современного человека. Недаром медики считают, что с курением непосредственно связаны самые серьезные болезни сердца, сосудов, легких. Курение не только подтачивает здоровье, но и забирает силы в самом прямом смысле. Как установили советские специалисты, через 5-9 минут после выкуривания одной только сигареты мускульная сила снижается на 15%, спортсмены знают это по опыту и потому, как правило, не курят. Отнюдь не стимулирует курение и умственную деятельность. Наоборот, эксперимент показал, что только из-за курения снижается точность выполнения теста, восприятие учебного материала. Курильщик вдыхает не все вредные вещества, находящиеся в табачном дыме, - около половины достается тем, кто находится рядом с ними. Не случайно, что в семьях курильщиков дети болеют респираторными заболеваниями гораздо чаще, чем в семьях, где никто не курит. Курение является частой причиной возникновения опухолей полости рта, гортани, бронхов и легких. Постоянное и длительное курение приводит к преждевременному старению. Нарушение питания тканей кислородом, спазм мелких сосудов делают характерной внешность курильщика (желтоватый оттенок белков глаз, кожи, преждевременное увядание), а изменение слизистых оболочек дыхательных путей влияет на его голос (утрата звонкости, сниженный тембр, хриплость). Действие никотина особенно опасно в определенные периоды жизни - юность, старческий возраст, когда даже слабое возбуждающее действие нарушает нервную регуляцию. Особенно вреден никотин беременным, так как приводит к рождению слабых, с низким весом детей, и кормящим женщинам, так как повышает заболеваемость и смертность детей в первые годы жизни. Следующая непростая задача - преодоление пьянства и алкоголизма. Установлено, что алкоголизм действует разрушающе на все системы и органы человека. В результате систематического потребления алкоголя развивается симтомокомплекс болезненного пристрастия к нему: - потеря чувства меры и контроля над количеством потребляемого алкоголя; - нарушение деятельности центральной и периферической нервной системы (психозы, невриты и т. п. ) и функций внутренних органов. Изменение психики, возникающее даже при эпизодическом приеме алкоголя (возбуждение, утрата сдерживающих влияний, подавленность и т. п. ), обуславливает частоту самоубийств, совершаемых в состоянии опьянения. Особенно вредное влияние алкоголизм оказывает на печень: при длительном систематическом злоупотреблении алкоголем происходит развитие алкогольного цирроза печени. Алкоголизм - одна из частых причин заболевания поджелудочной железы (панкреатита, сахарного диабета). Наряду с изменениями, затрагивающими здоровье пьющего, злоупотребление спиртными напитками всегда сопровождается и социальными последствиями, приносящими вред как окружающим больного алкоголизмом, так и обществу в целом. Алкоголизм, как ни одно другое заболевание, обуславливает целый комплекс отрицательных социальных последствий, которые выходят далеко за рамки здравоохранения и касаются, в той или иной степени, всех сторон жизни современного общества. К последствиям алкоголизма следует отнести и ухудшение показателей здоровья лиц, злоупотребляющих спиртными налитками и связанное с ним ухудшение общих показателей здоровья населения. Алкоголизм и связанные с ним болезни как причина смерти уступают лишь сердечно-сосудистым заболеваниям и раку. Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья. Первый закон - равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, - мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна - избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов. Не каждый из нас знает, что нужно научиться культуре разумного потребления, воздерживаться от соблазна взять еще кусочек вкусного продукта, дающего лишние калории, или вносящего дисбаланс. Организм человека расходует энергию не только в период физической активности (во время работы, занятий спортом и др. ), но и в состоянии относительного покоя (во время сна, отдыха лежа), когда энергия используется для поддержания физиологических функций организма - сохранения постоянной температуры тела. Установлено, что у здорового человека среднего возраста при нормальной массе тела расходуется 7 килокалорий в час на каждый килограмм массы тела. Первым правилом в любой естественной системе питания должно быть: - Прием пищи только при ощущениях голода. - Отказ от приема пищи при болях, умственном и физическом недомогания, при лихорадке и повышенной температуре тела. - Отказ от приема пищи непосредственно перед сном, а также до и после серьезной работы, физической либо умственной. Очень важно иметь свободное время для усвоения пищи. Представление, что физические упражнения после еды способствуют пищеварению, является грубой ошибкой. Прием пищи должен состоять из смешанных продуктов, являющихся источниками белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ. Только в этом случае удается достичь сбалансированного соотношения пищевых веществ и незаменимых факторов питания, обеспечить не только высокий уровень переваривания и всасывания пищевых веществ, но и их транспортировку к тканям и клеткам, полное их усвоение на уровне клетки. Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни. Вмешательство человека в регулирование природных процессов не всегда приносит желаемые положительные результаты. Нарушение хотя бы одного из природных компонентов приводит в силу существующих между ними взаимосвязей к перестройке сложившейся структуры природно-территориальных компонентов. Кроме этого, необходимо учитывать еще объективный фактор воздействия на здоровье - наследственность. Это присущее всем организмам свойство повторять в ряду поколений одинаковые признаки и особенности развития, способность передавать от одного поколения к другому материальные структуры клетки, содержащие программы развития из них новых особей. Влияют на наше здоровье и биологические ритмы. Одной из важнейших особенностей процессов, протекающих в живом организме, является их ритмический характер. В настоящее время установлено, что свыше трехсот процессов, протекающих в организме человека, подчинены суточному ритму. Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество - выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, что обеспечит растущему организму надежный щит против многих болезней. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ. 2. Физическая культура в обеспечении здоровья студента

Способ достижения гармонии человека один - систематическое выполнение физических упражнений. Кроме того, экспериментально доказано, что регулярные занятия физкультурой, которые рационально входят в режим труда и отдыха, способствуют не только укреплению здоровья, но и существенно повышают эффективность производственной деятельности. Однако не все двигательные действия, выполняемые в быту и процессе работы, являются физическими упражнениями. Ими могут быть только движения, специально подбираемые для воздействия на различные органы и системы, развития физических качеств, коррекции дефектов телосложения. Физические упражнения окажут положительное воздействие, если при занятиях будут соблюдаться определенные правила. Необходимо следить за состоянием здоровья - это нужно для того, чтобы не причинить себе вреда, занимаясь физическими упражнениями. Если имеются нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы, упражнения, требующие существенного напряжения, могут привести к ухудшению деятельности сердца. При заболевании органов дыхания рекомендуют лишь общеразвивающую гимнастику. Нельзя делать физические упражнения при выраженном сердцебиении, головокружении, головной боли и др. Не следует заниматься сразу после болезни. Нужно выдержать определенный период, чтобы функции организма восстановились, - только тогда физкультура принесет пользу. При выполнении физических упражнений организм человека реагирует на заданную нагрузку ответными реакциями. Активизируется деятельность всех органов и систем, в результате чего расходуются энергетические ресурсы, повышается подвижность нервных процессов, укрепляются мышечная и костно-связочная системы. Таким образом, улучшается физическая подготовленность занимающихся и в результате этого достигается такое состояние организма, когда нагрузки переносятся легко, а бывшие ранее недоступными результаты в разных видах физических упражнений становятся нормой. 3. Значение режим в здоровом образе жизни студентов

Изучение заболеваемости привело к выводу, что причиной подавляющего большинства заболеваний являются различные нарушения режима. Беспорядочный прием пищи в различное время неизбежно ведет к желудочно-кишечным заболеваниям, отход ко сну в различное время - к бессоннице и нервному истощению, нарушение планомерного распределения работы и отдыха снижает работоспособность. Режим имеет не только оздоровительное, но и воспитательное значение. Строгое его соблюдение воспитывает такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, организованность, целеустремленность. Режим позволяет человеку рационально использовать каждый час, каждую минуту своего времени, что значительно расширяет возможность разносторонней и содержательной жизни. Каждому человеку следует выработать режим, исходя из конкретных условий своей жизни. Важно соблюдать следующий распорядок дня:

Вставать ежедневно в одно и тоже время, заниматься регулярно утренней гимнастикой, есть в установленные часы, чередовать умственный труд с физическими упражнениями, соблюдать правила личной гигиены, следить за чистотой тела, одежды, обуви, работать и спать в хорошо проветриваемом помещении, ложиться спать в одно и то же время! Ибо одно из главных средств, предупреждающих многие болезни. На сегодняшний день практически каждый человек, живущий в странах хоть какого – либо технического прогресса, имеет массу дел и обязанностей. Порою ему не хватает времени даже на свои дела. В результате, с горою мелочных технических проблем человек просто забывает главные истины и цели, запутывается. Забывает о своем здоровье. Заключение

Итак, каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости. К сожалению, многие студенты высших учебных заведений не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни . Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии) , вызывающей преждевременное старение , другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения , склероза сосудов , а у некоторых - сахарного диабета , третьи не умеют отдыхать , отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов . Некоторые люди , поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю , активно укорачивают свою жизнь. Еще раз необходимо пересмотреть свои жизненные задачи и цели, выделив тем самым время для укрепления своего здоровья. Список использованных источников

    Л. А. Лещинский "Берегите здоровье"
    Г. И. Куценко , Ю. В. Новиков
    "Книга о здоровом образе жизни"
    В. И. Воробьев "Слагаемые здоровья"
    Н. Б. Коростелев "От А до Я"
    И. П. Березин, Ю. В. Дергачев "Школа здоровья"
    Министерство образования Российской Федерации
    БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
    РЕФЕРАТ
    на тему Физическая культура личности учителя
    Выполнила
    студентка 3 Б группы
    Гребенщикова А. Г.
    Руководитель
    Юречко О. В.
    Благовещенск
    2002
    СОДЕРЖАНИЕ
    Введение 3

1. Задачи учителя физической культуры в Организации ориентации на спорт 6 2. Цель физкультурного образования 10

    3. Направление педагогической работы 12
    4. Основные методы используемые в учебном процессе 19
    Заключение 21
    Библиографический список 22
    Введение

Наверное вы знаете, что в школе уроки физической культуры именуют пренебрежительным словцом "физра". "Пойдешь на "физру? " - Не-а, лучше в "футболян" погоняем". Абсурдный диалог? Нет. Действительно трудно гореть желанием посещать уроки предмета, который и называется-то так противно: "физра". Как же так случилось, что немногие часы отведенные в школе на совершенствование тела превратились в необязательный, нудный и обременительный как для педагогов, так и для учеников довесок к "настоящим" предметам - гуманитарным и точным наукам? Осмелюсь предположить, что иначе произойти и не могло, ибо сам стиль, смысл и методика преподавания физкультуры в школе отвращают от нее большинство ребят и девчонок. Самый грустный парадокс заключается в том, что в той жизни, к которой готовит детей школа, им, зачастую, совершенно не надобятся те знания, которые они так напряженно приобретали за партами. Не многим шибко пригодились познания в химии, алгебре, мало кто смог постичь иностранный язык или научился петь в рамках школьной программы. Однако спрос по всем этим дисциплинам велик. Между тем, отсутствие физической культуры дает о себе знать уже через четыре-пять лет после окончания школы. Еще более жесткий по сравнению со школой ритм обучения в институте или нагрузки производства делают свое дело и… Большинство хронических болячек, мучающих нас всю жизнь, мы приобретаем еще в юности; старательно закладываем основы своих недугов, хотя могли бы заниматься прямо противоположным - созиданием фундамента телесного здоровья и долголетия. Вспомним, как строится физвоспитание в школе. В начале года школьники дружно сдают школьные нормативы. Это бег, различного рода прыжки, гимнастические элементы. Причем, как правило, сдача нормативов затягивается у класса на месяц- полтора, против отведенных на нее одного-двух уроков. Хотя редко у кого зачет не принимается, но то этот не пришел, то у того "освобождение", так и тянется волынка. Затем в течение года идет "учебный процесс", и по физкультуре, между прочим, тоже. За год учебы дети должны научиться быстрее бегать, дальше прыгать, больше подтягиваться и т. д. И вот наступает конец года. И снова нужно сдавать нормативы, демонстрируя свои спортивные успехи. Но чудо! После года занятий ученики, как правило показывают результаты худшие по сравнению с началом года. Изнанку это "чудо" имеет простую. За три месяца летних каникул дети успевают вволю отдохнуть, передраться, набегаться, набеситься (тем более, что многие уезжают на природу - на дачу и в деревни). К первому сентября ребята приходят в неплохой физической форме. При сдаче осенних нормативов их тела выплескивают энергию, накопленную за лето. А дальше - дальше за время учебного года, проведенного в согбенном виде за учебниками и телевизором, они полностью теряют контакт со своим телом, со своими детскими мышцами и сухожилиями. И никакая "физра" не спасает от гиподинамии. Очень важную роль тут играет личность учителя физической культуры, или "физрука" по-школьному. Стать "физруком" проще простого. Это как бы профессия для тех, кто ничего не умеет. Я учился во многих школах, и помню, что в каждой школе был по крайней мере один физрук (обычно их несколько) - толстый дядя в спортивном костюме, на пузе у дяди болтается свисток, в который он умеет громко и резко свистеть, в чем его преподавание физкультуры, собственно, и заключается. Чему он может научить? Вопрос риторический. Есть и другие физкультурники - настоящие подвижники (простите за невольный каламбур), с горящими глазами объясняющие детям, что жизнь - это на самом деле движение, готовые сами первыми выполнить эти злосчастные нормативы, а то и показать ребятам какой-нибудь потрясающий спортивный трюк. Как правило, эти люди сами спортсмены. Но увы, таких, как показывает опыт, немного. Не следует забывать и о том, что физическая культура - один из немногих предметов, традиционно преподаваемых мужчинами (хотя я знаю и прекрасных учителей физкультуры - женщин). Это особенно важно, ибо подтянутый, интеллигентный (да-да в понятие подлинной спортивности входит и интеллигентность, в лучшем значении этого слова), способный многое продемонстрировать на личном примере учитель может послужить ролевой моделью для мальчиков и сформировать образ настоящего мужчины у девочек. А ведь сколько у нас неполных семей без отцов, или семей с запойными, вульгарными родителями! Именно мужчина-учитель должен стать авторитетом и защитником для таких детей, именно он должен привить им вкус к справедливой силе. К сожалению, в сознании многих из нас - родителей или собирающихся стать таковыми, живет пренебрежительное отношение к культу телесного совершенства. Мы считаем само собой разумеющимся приоритет духовного над физическим, и в мыслях не допуская, что это грубое "физическое" не только может, но и должно быть в тонкой гармонии с этим подчас весьма смутно понимаемым "духовным". Отсюда и поговорочки типа: "Были у отца три сына, двое умных, а третий - спортсмен". Для меня такой образ мыслей - один из самых отвратительных вариантов обывательщины и косности. Спорт превозносили и практиковали величайшие сыны человечества. От философа и борца Платона и поражавшего однополчан в годы крымской войны недюжинной силой Льва Толстого до Юрия Власова и Никиты Михалкова. 1. Задачи учителя физической культуры в Организации ориентации на спорт

Ориентация учащихся на выбор профессии должна проходить на протяжении всего периода обучения Б школе, начиная с младшего школьного возраста. В этом возрасте учащимся необходимо прививать любовь к труду с развитием и закреплением познавательных интересов школьников. Организацию профессиональной ориентации в общеобразовательной школе следует разделить на три этапа, каждый из которых имеет свои задачи, средства и методы. Первый этап профессиональной ориентации включает работу с учащимися 4-6 классов. Задачи этого этапа заключаются в следующем: формирование положительного отношения к физической культуре и спорту, труду тренера, преподавателя; выявление первоначальных профессиональных намерений, склонностей и интересов у юных спортсменов; воспитание основ нравственного, идейного и трудового характера при выборе школьниками-спортсменами профессионального жизненного пути. Для решения этих задач рекомендуется проведение уроков физической культуры на высоком методическом уровне; экскурсии в институт физической культуры; встречи с ветеранами спорта, заслуженными тренерами, учителями физической культуры, лучшими спортсменами школы, города, страны; обсуждение прочитанных книг, просмотренных кинофильмов, телепередач о спорте; беседы о значении физической культуры и др. Примерный план работы по профессиональной ориентации с учащимися 4-6 классов может включать изучение личности учащегося / определение у пего педагогических способностей, интереса к педагогической деятельности/; направление способных учащихся для занятий в ДЮСШ, группах ГТО, общефизической подготовки и др. ; проведение бесед на спортивную тематику: историк развития физической культуры и спорта, выдающиеся спортсмены, педагоги и тренеры, труд учителя физкультуры; проведение экскурсий в средние и высшие учебные заведения спортивно-педагогического профиля, ДЮСШ, спортивные общества; приобретение практических навыков судейства внутриклассных и общешкольных соревнования и другие мероприятия. Второй этап /7-8 классы/ работы по профессиональной ориентации с учащимися решает следующие задачи: оказание помощи школьникам- спортсменам в поиске своего призвания; содействие учащимся в углубленном знакомстве с будущей профессией; формирование профессионального идеала, правильной самооценки. ; Это достигается проведением индивидуальных бесед, диспутов, встреч со студентами и преподавателями института физической культуры, выпускниками школы; шефской помощью в работе с младшими школьниками; изучение специальной литературы по избранной профессии и др. Примерный план работы по профессиональной ориентации со школьниками 7-8 классов предусматривает изучение личности учащегося, его интересов и способностей, а также склонности к педагогической деятельности. Проведение бесед на различные темы спортивного характера: институт физической культуры и подготовка кадров в нем; роль и значение физической культуры в народном хозяйстве; правильная самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении; о чемпионах мира и Олимпийских игр; физическая культура в жизни замечательных людей; гигиена и самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом и др. ; организация встреч с ветеранами спорта; проведение регулярных сообщений о новостях спортивной жизни, пресс-конференций с ведущими тренерами и их спортсменами; оформление и обновление стендов о спортсменах-выпускниках школы, написание реферата "Спортивная жизнь моих родителей"; проведение экскурсий в ОПИК, ДЮСШ и спортобщества; проведение трудовых десантов по ремонту спортивного инвентаря и оборудования школы; оказание помощи учителю физкультуры на уроках и во внеклассной фиэкультурно-массовой и спортивной работе /проведение разминки, осуществление роли старшего на подгруппе, отделении; организация и проведение соревнований/ с приобретением определенных знаний, умений и навыков этой работы и др. Третий этап /9-10 классы/ - это этап профессионального самоопределения школьников. На данной этапе решаются следующие задачи: организация практической деятельности в избранной профессии; проверка склонностей и способностей и дальнейшее их развитие; формирование устойчивого профессионального интереса; стимулирование учащихся к самостоятельной работе над собой по формированию необходимых профессиональных умений; формирование личностных профессиональных ценностей. Для решения поставленных задач рекомендуются следующие формы и методы: индивидуальные беседы; консультации с акцентированием внимания не только на положительных сторонах профессии, но и на ее трудностях; конкурсы по "защите" будущей профессии; написание рефератов, сочинений по избранной специальности. Примерный план работы по профессиональной ориентации с учащимися 9-10 классов включает изучение личности школьника: - склонности к педагогической деятельности, способностей, профессионального интереса; - написание сочинения на тему "Моя будущая профессия" и реферата о профессии; - проведение тематических бесед: факторы, определяющие правильный выбор профессии; - профессия тренера, учителя физической культуры;

- профессиональная пригодность к педагогической деятельности; требования педагогической деятельности к физиологическим и психологическим особенностям человека; - организация педагогического труда учителя;

- уровень и объем профессиональных знаний, умений и навыков у работника физической культуры и спорта; - самостоятельное изучение литературы по избранной профессии; - приобретение знаний, умений и навыков физкультурного организатора - практическая проба сил;

- проведение спортивных мероприятий с октябрятами, пионерами, сверстниками и др. ; - проведение профконсультаций;

    - индивидуальная работа с учащимися.

Воспитание готовности к сознательному выбору профессии требует изучения личности юного спортсмена. В работе по профессионально ориентации необходимо опираться на знание индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, их склонности к профессии преподавателя-тренера, а также наличии устойчивого профессионального интереса. Учащихся можно привлечь к созданию кабинетов и уголков профориентации. Работа их направлена на получение и развитие интересов, склонностей и способностей к педагогической деятельности школьников-спортсменов; проведение индивидуальных и групповых консультаций с учащимися и их родителями по вопросам выбора профессии, знакомство со специальностями в области физической культуры и спорта; работу с родителями по профпросвещению; совместную работу с педагогическим коллективом института физкультуры в целях оказания шефской помощи школе. 2. Цель физкультурного образования

Целевые установки физкультурного образования обусловлены многими факторами, и, поскольку эти факторы меняются, не остаются статичными и неизменными и цели воспитания. Преподавание физкультуры дает возможность для самопознания личности и познания мира. Школьник учится наблюдать за самим собой и понимать себя. Преподавание физкультуры должно готовить его к встрече с реальной жизнью. Школьник, усваивая навыки физкультурно-спортивной деятельности, овладевает основами спортивного поведения, возможностью рационально заниматься физической культурой и спортом в свободное время и после окончания школы. Ему необходимо получить представление о мире физической культуры и спорта, позволяющее сознательно формировать свое отношение к этой сфере деятельности. Внимания заслуживают следующие выделенные цели физкультурно-оздоровительного обеспечения образовательного процесса: а) область спортивно-моторных целей – сюда в первую очередь относятся такие моторные качества, как ловкость, выдержка, сила, проворство и быстрота; b) область аффективных целей – определяется такими эмоциями, связанными с игрой и спортом, как наслаждение и радость. Такая целевая установка за- ключается в том, чтобы посредством различных физических движений так удовлетворять потребность в двигательной активности, чтобы она приносила удовольствие, радость и наслаждение; c) область эстетических целей – грация, красота движения и тела рассматриваются как главное эстетическое требование; d) область социальных целей, где спорт и игра представляются особенно подходящей сферой приобретения такого социального опыта, как терпимость, готовность помочь ближнему, способность к сотрудничеству, умение вести себя в конфликтных ситуациях и т. д. ; e) область этических целей, с педагогической точки зрения, прежде всего, связана с упрочением нравственности. Поэтому формирование характера часто рассматривается в качестве кульминационного пункта нравственного воспитания. Учитывая задачи, стоящие перед школой-комплексом в целом, мы ставим перед собой осуществление в процессе физкультурно-оздоровительного процесса общих целей, обладающих статусом “руководящих идей”. Это не какие-то случайные цели, а цели, которые за последние 10 лет в научных теориях приобрели актуальное значение. Целевая установка физкультурно-оздоровительного процесса основана на идее “эмансипации”: ответственность и компетентность; автономия личности и ее способность к самоопределению, свобода, творческие возможности, способность к критике и принятию решений, а также способность разрешать конфликты на основе терпимости и взаимопонимания. Из аналогичного понимания исходит и идея коммуникабельности, которая входит в перечень целевых установок преподавания физкультуры в школе-комплексе. Без коммуникабельности, развития у школьников способности к общению, осуществление идеи “эмансипации” было бы чистой утопией. Следующая установка изначально прагматична, отличается чувством реальности и основана на осуществлении общей цели преподавания под лозунгом “Способность к действию” и насквозь тождественна реалистической концепции преподавания школьной физической культуры. Важное значение имеет вопрос: каким образом учащиеся смогут приобрести такого рода деятельную способность? Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач. Высокая степень взаимодействия – именно непосредственного взаимодействия между учителем и учениками – может способствовать ликвидации дистанции между ними и привести к отношениям, основанным на партнерстве и сотрудничестве. 3. Направление педагогической работы

Одним из важных моментов эмансипации “физической” в условиях школы- комплекса адаптивной модели является работа с классами коррекционно- развивающего обучения. В классах педагогической поддержки работа должна проводиться так: слабым ученикам, добившимся даже самого незначительного успеха, необходимо оказывать всяческую поддержку, укрепляя их дух и тело; перед ними нужно ставить задачи, которые они смогут успешно решать; их одноклассников ознакомить с проблемами, стоящими перед “неспортивными” школьниками. Интенсивные индивидуальные занятия в соединении с постоянным развитием основных физических качеств могут дать многое для “физического освобождения, которое должно рассматриваться как предпосылка для устранения физического отставания.... ”. Для занятий физкультурой и спортом должны быть предоставлены более широкие возможности, чтобы традиционная программа преподавания не представлялась единственно возможной. В этой области осуществляются различные эксперименты, например: введение факультативного курса “Психология здоровья”; внедрение элементов разработанной программы “Валеологические основы физической культуры I–IX кл. ”; расширение возможностей профилактики заболеваний совместно с медицинским персоналом школы, а также реализация дифференцированных (вариативных) частей программы по физической культуре с учетом региональных и местных особенностей школы. Избегая жестких, застывших организационных форм, опираясь на пробуждение и развитие у школьников социальной, психической и физической чуткости, ценностными критериями эмансипационного преподавания физкультуры и спорта являются нежность и деликатность, а не агрессивность. Особое место в “идее эмансипации” занимает образ учащегося, который рассматривается как существо, дорожащее идеалом свободы, способное к самоопределению и личностной автономии, противящееся любому неоправданному насилию над собой. Муштра и дрессировка, строгие меры воспитания несовместимы с этим образом человека. К образу учащегося нового типа применим совершенно иной процесс воспитания, в ходе которого воспитываемый выступает как партнер, а не как человек, которого необходимо сломить, подавить, ибо это противоречило бы идеалу демократического общества. Сведение физического воспитания к узкопрофессиональным, специфическим задачам и целям (см. Комплексная программа физического воспитания учащихся I–XI классов. Ориентация на традиционные ценности (развитие физических качеств, сдача нормативов, победа в районных, городских соревнованиях), авторитарный стиль преподавания могут помешать или станут определенным препятствием на пути нетрадиционных подходов к физкультурному образованию. Чтобы такие цели не приходили в столкновение со всей структурой образовательного процесса, нельзя недооценивать школьную реальность при выработке воспитательных целей. С целью интеграции традиционных и нетрадиционных подходов к физическому воспитанию, а также для укрепления и профилактики здоровья учащихся в школе введена штатная единица – заместитель директора по физкультурно- оздоровительной работе. Для физической культуры и спорта констатирующее значение имеет именно сознание того, что совершающий определенные действия человек ведет себя в соответствии с установленными правилами; именно благодаря соблюдению правил и возможно само существование игры и спорта. А значит, игра и спорт представляют собой такое поле деятельности, где люди получают наглядное представление о необходимости подчиняться определенным нормам и правилам. Поэтому вполне понятно, почему спорт и игра рассматриваются как занятия, дающие возможность обрести и повысить свою коммуникативную компетенцию. “В школьниках необходимо поощрять охоту к умственной деятельности, способность задумываться о вещах, не ограничивающихся только сферой спортивной деятельности” (Дигель, 1977). Жизненный кругозор учащегося должен расширяться благодаря приобретению нового (и не всегда только специфически спортивного) опыта. Одним из вариантов расширения кругозора учащегося является проводимый в школе-комплексе факультативный курс “Самопознание личности. Психология здоровья”, а также введение элементов валеологических знаний в предметной области “Физическая культура”. В целях коммуникабельности преподавание физкультуры рассматривается в первую очередь как область обучения социально корректному поведению, в ходе которого стремление к высоким спортивным достижениям, к установлению рекордов имеет второстепенное, подчиненное значение. Совместные действия, сотрудничество, а не противоборство – вот что ставится на передний план. Если целью коммуникативного преподавания физкультуры является развитие таких качеств, как уважение к другим, готовность помочь им и взять на себя ответственность за них, то надлежащее внимание должно уделяться и так называемым проблемным детям, например, “слабым ученикам”. Этот подход очень важен в школе с разноуровневым обучением школьников. Коммуникабельность проявляется в интеграционных способностях ученика (способность чувствовать духовный мир других людей, умение соотносить с ним свое собственное поведение, чтобы сделать возможной совместную деятельность, сотрудничество). Для традиционного преподавания физкультуры существовало только одно непреложное правило – неуклонно следовать установленным правилам и предписаниям. Призывая к критическому анализу существующих традиционных правил, к полемике с ними, мы осознаем, что некритическое, механическое признание существующей системы преподавания предмета “Физическая культура” может помешать всестороннему развитию коммуникативной компетенции. Истинная коммуникативная компетентность включает способность отойти от существующих правил и выдвигать альтернативные предложения. Например, требование играть просто в мяч, а не в волейбол основано на предположении, что поведение многих занимающихся спортом заранее определяется существующими правилами и шаблонами, моделями двигательной активности, в силу чего они уже не в состоянии или не готовы развивать альтернативные формы игры. Необходимо полностью отойти от такого представления о школьной физической культуре, школьном спорте, которое ориентируется исключительно на такие критерии, как успех и соревнование, совершенно сознательное игнорирование структурных особенностей физкультурно-спортивной деятельности, чрезмерные требования к учащимся по созданию новых форм и правил игр, пренебрежительное отношение к практическим возможностям учебного процесса. Иначе идея коммуникабельности окажется нежизнеспособной. Чтобы этого не произошло, необходима поддержка администрации школы, педагогического коллектива, родителей. Обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам определяется характером спортивных действий, при котором различают интеграционный, смысловой и двигательный аспекты. Смысловой аспект учебно-физкультурной деятельности. Спортивные действия, как и вся человеческая деятельность, наполнены определенным смыслом, носят целенаправленный характер. Спортивные действия многозначны, им присуще определенное множество смыслов. Многообразие смысловых ориентиров (по Курцу): сам процесс движения, приносящий чувственную радость (“впечатление”); физически-психологические следствия движения (“здоровье”); общение с другими людьми во время или по поводу спортивной ситуации (“связь”); эстетическое восприятие действия другими (“выражение”); оценка действия согласно общепринятым критериям (“достижение”); амбивалентность спортивных действий, завершающихся или поражением, или победой, успехом, или неудачей (“игра”). Большинство физкультурно-спортивных ситуаций определяется не только одним из этих смысловых ориентиров, но и сочетанием их: постоянно случается так, что два, три и более таких смыслов наслаиваются друг на друга или с течением времени меняются ролями (одни отступают на задний план, другие приобретают первостепенное значение и т. п. ). Так, например, можно совершать ежедневные пробежки (или выполнять беговые упражнения на уроке физической культуры), надеясь на их оздоровительный эффект или просто потому, что такая двигательная активность доставляет удовольствие. А может быть, ученик таким образом хочет усовершенствовать свой стиль бега или намеревается увеличить собственную выносливость и работоспособность. Получается, с одним видом движения связано четыре смысловых ориентира, четыре мотива. В терминологии Курца это – здоровье, впечатление, выражение и достижение. Физическое движение многие рассматривают, как наиболее заметный, определяющий признак учебно-физкультурной деятельности. Двигательный аспект связан с предъявлением к школьнику определенных требований: а) Морфологически-физиологические требования – сила, выносливость, скорость, координированность и т. д. Моторные качества являются главной предпосылкой двигательной активности, необходимо в процессе преподавания физкультуры обращать особо пристальное внимание на их выработку. б) “Моторно-стратегически-тактические” требования, предъявляемые к учащемуся, включают требования и качества, позволяющие, в частности, принимать решения, направленные на реализацию тактических приемов и стратегию поведения в игровых ситуациях, в ходе соревновательно-игровых заданий. в) Суть “социально-регуляторно-нормативных” требований в том, что в физкультурно-спортивных ситуациях необходимо действовать в соответствии с установленными правилами. Возможны ситуации, когда различные участники физкультурной деятельности предпочитают различные смысловые ориентиры для своих действий. Важно, чтобы каждый объяснил другому свои намерения, обосновал действия, которые он намерен предпринять. Качество физического воспитания необходимо повысить таким образом, чтобы оно проявлялось и в ситуациях, возникающих во внешкольном спорте, в различных аспектах которого – двигательном, интеграционным и смысловом – отражались бы различные черты спорта, причем учащиеся должны удовлетворять предъявленным им требованиям. Согласно антропологическим положениям учащийся должен соизмерять свои субъективные устремления с требованиями объективной реальности, сочетать свободу индивидуального выбора с необходимостью учитывать действительное положение вещей. Прагматически ориентированное преподавание физкультуры всегда открыто для всякого рода новаций, отнюдь не замыкаясь в рамках существующей данности и традиций. Идея деятельной способности в такой же мере стимулирует различного рода новации и альтернативы, как и идеи, имеющие хождение под названием “коммуникабельность” и “эмансипация”. Необходимо сделать спортивные действия объектом непосредственного жизненного переживания и изучения, анализировать их, в полной мере представляя их многообразие. Эта концепция открыто и намеренно отказывается от стереотипных форм преподавания, порывая с ними, видя в этом единственную возможность развития деятельной способности за счет расширения привычного диапазона знаний и приобретения нового опыта, связанного с физической активностью. Традиционное конвенциональное преподавание плавания в большинстве случаев обеспечивает эффект ниже собственных возможностей. В противовес существующей практике выдвигаются следующие требования: “Необходимо сделать обучение плаванию объектом непосредственного жизненного переживания и изучения, направленное на индивидуальность ребенка, а не на технический результат”. В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Первоочередными задачами, позволяющими нам осуществить более энергично демократические преобразования и достигнуть более эффективного развития, являются: • создание современной школы с качественным медицинским обслуживанием, осуществление регулярного медико-педагогического контроля за физическим, психическим и интеллектуальным развитием ребенка; • создание необходимых условий проведения учебно-воспитательного процесса, оснащение его современными техническими средствами обучения, спортивным инвентарем и оборудованием, учебно-методической литературой; • организация и развитие внеклассных и внешкольных форм занятий физической культурой, спортивных секций по интересам и запросам учащихся; • привлечение к этой работе специалистов, имеющих специальное образование, а также учителей других предметов, имеющих соответствующую образовательную подготовку; • проведение медицинского осмотра два–три раза в течение учебного года. Распределение учащихся на основную, подготовительную и специальную медицинскую группы. Оказание медицинской помощи и проведение профилактических мероприятий; Содержание физкультурно-образовательного процесса строится на основе Закона “Об образовании”, инструктивно-методических писем и рекомендаций (Департамента образования) по физической культуре, Федерального закона “О физической культуре и спорте”. Необходимо разработать четыре линии построения такого физкультурно-образовательного обеспечения: 1) Учебная – урок физкультуры, факультативы для учащихся, семинары для родителей. Внеурочная – внутришкольные соревнования, спортивные кружки и секции по баскетболу, волейболу, аэробике, шахматам, художественной гимнастике. Походы выходного дня, спортивные праздники, конкурсы и викторины. Занятия в группах лечебной физической культуры. Внешкольная – занятия детей во всевозможных ДЮСШ и СДЮСШОР по футболу, фехтованию, борьбе дзюдо, плаванию, в ДЮСШ по художественной гимнастике, спортивной аэробике. Организовано и проводится совместно с тренерско-преподавательским составом бассейна “Водник” Академии водного транспорта обучение плаванию учащихся начальной школы, а также создание групп лечебного плавания. 2) Работа с педагогическим коллективом: тематические педагогические советы по проблемам физического здоровья, вовлечение в регулярные занятия в плавательном бассейне и в спортивных секциях. 3) Работа с родителями и другими заинтересованными физическими и юридическими лицами. 4. Основные методы используемые в учебном процессе

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Собрание рефератов