Рефераты

Здоровый образ жизни студентов в высших учебных заведениях как фактор достижения профессиональной готовности

p>Важной профилактической мерой против простудных заболеваний является систематическое закаливание организма . К нему лучше всего приступить с детского возраста . Наиболее простой способ закаливания - воздушные ванны . Большое значение в системе закаливания имеют также водные процедуры . они укрепляют нервную систему , оказывают благотворное влияние на сердце и сосуды , нормализуя артериальное давление , улучшают обмен веществ. Сначала рекомендуется в течение нескольких дней растирать обнаженное тело сухим полотенцем, затем переходить к влажным обтираниям. После влажного обтирания необходимо энергично растереть тело сухим полотенцем. Начинать обтираться следует теплой водой (35-36 С), постепенно переходя к прохладной , а затем -к обливаниям. Летом водные процедуры лучше проводить на свежем воздухе после утренней зарядки. Полезно как можно больше бывать на свежем воздухе, загорать, купаться. Физически здоровым и закаленным людям при соблюдении определенных условий можно проводить водные процедуры вне помещений и зимой . Хорошо закаленные люди могут купаться и при*************************** *********************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************

    **************

************************************************************************************************ща является не только основным источником энергии но и "строительным материалом" для новых клеток. Люди питаются по-разному , однако существует ряд требований которые должны учитываться всеми . Прежде всего пища должна быть разнообразной и полноценной , т. е. содержать в нужном количестве и в определенных соотношениях все основные питательные вещества . Нельзя допускать переедания : оно ведет к ожирению . Весьма вредно для здоровья и питание с систематическим введением непомерных количеств какого-либо одного продукта или пищевых веществ одного класса (например , обильное введение жиров или углеводов , повышенное потребление поваренной соли). Промежутки между приемами пищи не должны быть слишком большими (не более 5-6 ч. ). Вредно принимать пищу только 2 раза в день , но чрезмерными порциями , т. к. это создает слишком большую нагрузку для кровообращения . Здоровому человеку лучше питаться 3-4 раза в сутки . При трехразовом питании самым сытным должен быть обед , а самым легким - ужин . Вредно во время еды читать , решать сложные и ответственные задачи. Нельзя торопиться, есть , обжигаясь холодной пищей , глотать большие куски пищи , не пережевывая . Плохо влияет на организм систематическая еда всухомятку . без горячих блюд. Необходимо соблюдать правила личной гигиены и санитарии . Человеку , пренебрегающему режимом питания , со временем угрожает развитие таких тяжелых болезней пищеварения , как , например , язвенная болезнь и др. Тщательное пережевывание , измельчение пищи в известной мере предохраняет слизистую оболочку пищеварительных органов от механических повреждений , царапин и , кроме того , способствует быстрому проникновению соков в глубь пищевой массы . Нужно постоянно следить за состоянием зубов и ротовой полости .

Итак, каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
    Л. А. Лещинский "Берегите здоровье"
    Г. И. Куценко , Ю. В. Новиков
    "Книга о здоровом образе жизни"
    В. И. Воробьев "Слагаемые здоровья"
    Н. Б. Коростелев "От А до Я"
    И. П. Березин, Ю. В. Дергачев "Школа здоровья"
    _PAGE _3_
    _PAGE _1_
    Ошибка! Неизвестный аргумент ключа.

Ошибка! Неизвестный аргумент ключа. Ошибка! Неизвестный аргумент ключа.

     
    Разделы
    Номера
    О журнале
    Последний номер
    Ошибка! Неизвестный аргумент ключа.
    ОКТЯБРЬ 2000  №5 (9)
    УЧИТЬСЯ  ВЛАСТВОВАТЬ  СОБОЮ.

Н. И. Пешков, учитель физической культуры средней школы  №4 г. Новосибирска Целевые установки физкультурного образования

обусловлены многими факторами, и, поскольку эти факторы меняются, не остаются статичными и неизменными и цели воспитания. Преподавание физкультуры дает возможность для самопознания личности и познания мира. Школьник учится наблюдать за самим собой и понимать себя. Преподавание физкультуры должно готовить его к встрече с реальной жизнью. Школьник, усваивая навыки физкультурно-спортивной деятельности, овладевает основами спортивного поведения, возможностью рационально заниматься физической культурой и спортом в свободное время и после окончания школы. Ему необходимо получить представление о мире физической культуры и спорта, позволяющее сознательно формировать свое отношение к этой сфере деятельности. Внимания заслуживают следующие выделенные нами цели физкультурно-оздоровительного обеспечения образовательного процесса: а) область спортивно-моторных целей — сюда в первую очередь относятся такие моторные качества, как ловкость, выдержка, сила, проворство и быстрота; b) область аффективных целей — определяется такими эмоциями, связанными с игрой и спортом, как наслаждение и радость. Такая целевая установка за-ключается в том, чтобы посредством различных физических движений так удовлетворять потребность в двигательной активности, чтобы она приносила удовольствие, радость и наслаждение; c) область эстетических целей — грация, красота движения и тела рассматриваются как главное эстетическое требование; d) область социальных целей, где спорт и игра представляются особенно подходящей сферой приобретения такого социального опыта, как терпимость, готовность помочь ближнему, способность к сотрудничеству, умение вести себя в конфликтных ситуациях и т. д. ; e) область этических целей, с педагогической точки зрения, прежде всего, связана с упрочением нравственности. Поэтому формирование характера часто рассматривается в качестве кульминационного пункта нравственного воспитания. Учитывая задачи, стоящие перед школой-комплексом в целом, мы ставим перед собой осуществление в процессе физкультурно-оздоровительного процесса общих целей, обладающих статусом “руководящих идей”. Это не какие-то случайные цели, а цели, которые за последние 10 лет в научных теориях приобрели актуальное значение. Целевая установка физкультурно-оздоровительного процесса основана на идее “эмансипации”: ответственность и компетентность; автономия личности и ее способность к самоопределению, свобода, творческие возможности, способность к критике и принятию решений, а также способность разрешать конфликты на основе терпимости и взаимопонимания. Из аналогичного понимания исходит и идея коммуникабельности, которая входит в перечень целевых установок преподавания физкультуры в школе-комплексе. Без коммуникабельности, развития у школьников способности к общению, осуществление идеи “эмансипации” было бы чистой утопией. Следующая установка изначально прагматична, отличается чувством реальности и основана на осуществлении общей цели преподавания под лозунгом “Способность к действию” и насквозь тождественна реалистической концепции преподавания школьной физической культуры. Важное значение имеет вопрос: каким образом учащиеся смогут приобрести такого рода деятельную способность? Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач. Высокая степень взаимодействия — именно непосредственного взаимодействия между учителем и учениками — может способствовать ликвидации дистанции между ними и привести к отношениям, основанным на партнерстве и сотрудничестве. Одним из важных моментов эмансипации “физической” в условиях школы-комплекса адаптивной модели является работа с классами коррекционно-развивающего обучения. В классах педагогической поддержки работа должна проводиться так: слабым ученикам, добившимся даже самого незначительного успеха, необходимо оказывать всяческую поддержку, укрепляя их дух и тело; перед ними нужно ставить задачи, которые они смогут успешно решать; их одноклассников ознакомить с проблемами, стоящими перед “неспортивными” школьниками. Интенсивные индивидуальные занятия в соединении с постоянным развитием основных физических качеств могут дать многое для “физического освобождения, которое должно рассматриваться как предпосылка для устранения физического отставания.... ”. Для занятий физкультурой и спортом должны быть предоставлены более широкие возможности, чтобы традиционная программа преподавания не представлялась единственно возможной. Нами в этой области осуществляются различные эксперименты, например: введение факультативного курса “Психология здоровья”; внедрение элементов разработанной программы “Валеологические основы физической культуры I—IX кл. ”; расширение возможностей профилактики заболеваний совместно с медицинским персоналом школы, а также реализация дифференцированных (вариативных) частей программы по физической культуре с учетом региональных и местных особенностей школы. Избегая жестких, застывших организационных форм, опираясь на пробуждение и развитие у школьников социальной, психической и физической чуткости, ценностными критериями эмансипационного преподавания физкультуры и спорта являются нежность и деликатность, а не агрессивность. Особое место в “идее эмансипации” занимает образ учащегося, который рассматривается как существо, дорожащее идеалом свободы, способное к самоопределению и личностной автономии, противящееся любому неоправданному насилию над собой. Муштра и дрессировка, строгие меры воспитания несовместимы с этим образом человека. К образу учащегося нового типа применим совершенно иной процесс воспитания, в ходе которого воспитываемый выступает как партнер, а не как человек, которого необходимо сломить, подавить, ибо это противоречило бы идеалу демократического общества. Сведение физического воспитания к узкопрофессиональным, специфическим задачам и целям (см. Комплексная программа физического воспитания учащихся I—XI классов. — Москва: “Просвещение”, 1996 г. ), ориентация на традиционные ценности (развитие физических качеств, сдача нормативов, победа в районных, городских соревнованиях), авторитарный стиль преподавания могут помешать или станут определенным препятствием на пути нетрадиционных подходов к физкультурному образованию. Чтобы такие цели не приходили в столкновение со всей структурой образовательного процесса, нельзя недооценивать школьную реальность при выработке воспитательных целей. С целью интеграции традиционных и нетрадиционных подходов к физическому воспитанию, а также для укрепления и профилактики здоровья учащихся в школе введена штатная единица — заместитель директора по физкультурно-оздоровительной работе. Для физической культуры и спорта констатирующее значение имеет именно сознание того, что совершающий определенные действия человек ведет себя в соответствии с установленными правилами; именно благодаря соблюдению правил и возможно само существование игры и спорта. А значит, игра и спорт представляют собой такое поле деятельности, где люди получают наглядное представление о необходимости подчиняться определенным нормам и правилам. Поэтому вполне понятно, почему спорт и игра рассматриваются как занятия, дающие возможность обрести и повысить свою коммуникативную компетенцию. “В школьниках необходимо поощрять охоту к умственной деятельности, способность задумываться о вещах, не ограничивающихся только сферой спортивной деятельности” (Дигель, 1977). Жизненный кругозор учащегося должен расширяться благодаря приобретению нового (и не всегда только специфически спортивного) опыта. Одним из вариантов расширения кругозора учащегося является проводимый в школе-комплексе факультативный курс “Самопознание личности. Психология здоровья”, а также введение элементов валеологических знаний в предметной области “Физическая культура”. В целях коммуникабельности преподавание физкультуры рассматривается в первую очередь как область обучения социально корректному поведению, в ходе которого стремление к высоким спортивным достижениям, к установлению рекордов имеет второстепенное, подчиненное значение. Совместные действия, сотрудничество, а не противоборство — вот что ставится на передний план. Если целью коммуникативного преподавания физкультуры является развитие таких качеств, как уважение к другим, готовность помочь им и взять на себя ответственность за них, то надлежащее внимание должно уделяться и так называемым проблемным детям, например, “слабым ученикам”. Этот подход очень важен в школе с разноуровневым обучением школьников. Коммуникабельность проявляется в интеграционных способностях ученика (способность чувствовать духовный мир других людей, умение соотносить с ним свое собственное поведение, чтобы сделать возможной совместную деятельность, сотрудничество). Для традиционного преподавания физкультуры существовало только одно непреложное правило — неуклонно следовать установленным правилам и предписаниям. Призывая к критическому анализу существующих традиционных правил, к полемике с ними, мы осознаем, что некритическое, механическое признание существующей системы преподавания предмета “Физическая культура” может помешать всестороннему развитию коммуникативной компетенции. Истинная коммуникативная компетентность включает способность отойти от существующих правил и выдвигать альтернативные предложения. Например, требование играть просто в мяч, а не в волейбол основано на предположении, что поведение многих занимающихся спортом заранее определяется существующими правилами и шаблонами, моделями двигательной активности, в силу чего они уже не в состоянии или не готовы развивать альтернативные формы игры. Необходимо полностью отойти от такого представления о школьной физической культуре, школьном спорте, которое ориентируется исключительно на такие критерии, как успех и соревнование, совершенно сознательное игнорирование структурных особенностей физкультурно-спортивной деятельности, чрезмерные требования к учащимся по созданию новых форм и правил игр, пренебрежительное отношение к практическим возможностям учебного процесса. Иначе идея коммуникабельности окажется нежизнеспособной. Чтобы этого не произошло, необходима поддержка администрации школы, педагогического коллектива, родителей. Обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам определяется характером спортивных действий, при котором различают интеграционный, смысловой и двигательный аспекты. Интеграционный аспект. Опора на способность к общению и взаимодействию со своими коллегами (учащимися, одноклассниками). Многообразные связи и отношения, возникающие между школьниками, в значительной мере и составляют прелесть спортивных занятий и игр. Смысловой аспект учебно-физкультурной деятельности. Спортивные действия, как и вся человеческая деятельность, наполнены определенным смыслом, носят целенаправленный характер. Спортивные действия многозначны, им присуще определенное множество смыслов. Многообразие смысловых ориентиров (по Курцу): сам процесс движения, приносящий чувственную радость (“впечатление”); физически-психологические следствия движения (“здоровье”); общение с другими людьми во время или по поводу спортивной ситуации (“связь”); эстетическое восприятие действия другими (“выражение”); оценка действия согласно общепринятым критериям (“достижение”); амбивалентность спортивных действий, завершающихся или поражением, или победой, успехом, или неудачей (“игра”). Ошибка! Неизвестный аргумент ключа.

Большинство физкультурно-спортивных ситуаций определяется не только одним из этих смысловых ориентиров, но и сочетанием их: постоянно случается так, что два, три и более таких смыслов наслаиваются друг на друга или с течением времени меняются ролями (одни отступают на задний план, другие приобретают первостепенное значение и т. п. ). Так, например, можно совершать ежедневные пробежки (или выполнять беговые упражнения на уроке физической культуры), надеясь на их оздоровительный эффект или просто потому, что такая двигательная активность доставляет удовольствие. А может быть, ученик таким образом хочет усовершенствовать свой стиль бега или намеревается увеличить собственную выносливость и работоспособность. Получается, с одним видом движения связано четыре смысловых ориентира, четыре мотива. В терминологии Курца это — здоровье, впечатление, выражение и достижение. Физическое движение многие рассматривают, как наиболее заметный, определяющий признак учебно-физкультурной деятельности. Двигательный аспект связан с предъявлением к школьнику определенных требований: а) Морфологически-физиологические требования — сила, выносливость, скорость, координированность и т. д. Моторные качества являются главной предпосылкой двигательной активности, необходимо в процессе преподавания физкультуры обращать особо пристальное внимание на их выработку. б) “Моторно-стратегически-тактические” требования, предъявляемые к учащемуся, включают требования и качества, позволяющие, в частности, принимать решения, направленные на реализацию тактических приемов и стратегию поведения в игровых ситуациях, в ходе соревновательно-игровых заданий. в) Суть “социально-регуляторно-нормативных” требований в том, что в физкультурно-спортивных ситуациях необходимо действовать в соответствии с установленными правилами. Возможны ситуации, когда различные участники физкультурной деятельности предпочитают различные смысловые ориентиры для своих действий. Важно, чтобы каждый объяснил другому свои намерения, обосновал действия, которые он намерен предпринять. Качество физического воспитания необходимо повысить таким образом, чтобы оно проявлялось и в ситуациях, возникающих во внешкольном спорте, в различных аспектах которого — двигательном, интеграционным и смысловом — отражались бы различные черты спорта, причем учащиеся должны удовлетворять предъявленным им требованиям. Согласно антропологическим положениям учащийся должен соизмерять свои субъективные устремления с требованиями объективной реальности, сочетать свободу индивидуального выбора с необходимостью учитывать действительное положение вещей. Прагматически ориентированное преподавание физкультуры всегда открыто для всякого рода новаций, отнюдь не замыкаясь в рамках существующей данности и традиций. Идея деятельной способности в такой же мере стимулирует различного рода новации и альтернативы, как и идеи, имеющие хождение под названием “коммуникабельность” и “эмансипация”. Необходимо сделать спортивные действия объектом непосредственного жизненного переживания и изучения, анализировать их, в полной мере представляя их многообразие. Эта концепция открыто и намеренно отказывается от стереотипных форм преподавания, порывая с ними, видя в этом единственную возможность развития деятельной способности за счет расширения привычного диапазона знаний и приобретения нового опыта, связанного с физической активностью. Разработанная нами программа обучения плаванию учащихся начальных классов школ сибирского региона является примером осуществления намеченных целей. Традиционное конвенциональное преподавание плавания в большинстве случаев обеспечивает эффект ниже собственных возможностей. В противовес существующей практике нами выдвигаются следующие требования: “Необходимо сделать обучение плаванию объектом непосредственного жизненного переживания и изучения, направленное на индивидуальность ребенка, а не на технический результат”. Опираясь на общие цели физкультурного образования, “его руководящие идеи”, на базе школы-комплекса нами создана единая, целостная система физкультурно-оздоровительной работы. Учитывая региональные условия, а также условия школы, политические, экономические и антропологические аспекты, в школе разработана система физкультурно-оздоровительной работы с целью обеспечить условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогического коллектива, вовлечения их в разнообразные формы занятий физическими упражнениями и спортом. Ниже приведена схема этой работы. В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Первоочередными задачами, позволяющими нам осуществить более энергично демократические преобразования и достигнуть более эффективного развития, являются: • создание современной школы с качественным медицинским обслуживанием, осуществление регулярного медико-педагогического контроля за физическим, психическим и интеллектуальным развитием ребенка; • создание необходимых условий проведения учебно-воспитательного процесса, оснащение его современными техническими средствами обучения, спортивным инвентарем и оборудованием, учебно-методической литературой; • организация и развитие внеклассных и внешкольных форм занятий физической культурой, спортивных секций по интересам и запросам учащихся; • привлечение к этой работе специалистов, имеющих специальное образование, а также учителей других предметов, имеющих соответствующую образовательную подготовку; • проведение медицинского осмотра два—три раза в течение учебного года. Распределение учащихся на основную, подготовительную и специальную медицинскую группы. Оказание медицинской помощи и проведение профилактических мероприятий; • расширение контактов с ДЮСШ—16, плавательным бассейном НГАВТа, детским клубом по месту жительства “Вираж”, а также Домом детского творчества, детскими спортивными школами Центрального района. Ошибка! Неизвестный аргумент ключа.

Содержание физкультурно-образовательного процесса строится на основе Закона “Об образовании”, инструктивно-методических писем и рекомендаций (Департамента образования) по физической культуре, Федерального закона “О физической культуре и спорте”. Нами разрабатываются четыре линии построения такого физкультурно-образовательного обеспечения: 1) Учебная — урок физкультуры, факультативы для учащихся, семинары для родителей. Внеурочная — внутришкольные соревнования, спортивные кружки и секции по баскетболу, волейболу, аэробике, шахматам, художественной гимнастике. Походы выходного дня, спортивные праздники, конкурсы и викторины. Занятия в группах лечебной физической культуры. Внешкольная — занятия детей во всевозможных ДЮСШ и СДЮСШОР по футболу, фехтованию, борьбе дзюдо, плаванию, в ДЮСШ—3 по художественной гимнастике, спортивной аэробике. Очень тесный контакт с ДЮСШ—16 “Хоккей—Спартак” (директор А. А. Пузырьков), расположенной на территории школы № 4, где занимаются мальчики с 1-го по 11-й класс. Организовано и проводится совместно с тренерско-преподавательским составом бассейна “Водник” Академии водного транспорта обучение плаванию учащихся начальной школы, а также создание групп лечебного плавания. 2) Работа с педагогическим коллективом: тематические педагогические советы по проблемам физического здоровья, вовлечение в регулярные занятия в плавательном бассейне и в спортивных секциях. 3) Работа с родителями и другими заинтересованными физическими и юридическими лицами. 4) Проведение научно-исследовательских и лечебно-оздоровительных мероприятий в рамках деятельности научно-методического центра “Школа—Университет”. Данные направления частично раскрыты в тезисах научно практических конференций: • “Урок в системе образовательного процесса”;

• “Психолого-педагогические факторы повышения продуктивности физкультурной деятельности”; • “Интерес как фактор регуляции активности личности в процессе физкультурной деятельности”; • “Некоторые пути формирования потребности в занятиях физической культурой и спортом”. Основными методами, используемыми в учебном процессе, являются сочетание репродуктивных и продуктивных методов обучения. К репродуктивным относятся, прежде всего, объяснительно-иллюстративный метод, где доминируют исполнительские воспроизводящие действия. Аналитические, контрольно-оценочные, когда они осуществляются по заданным критериям, шаблонным способом, также репродуктивны. Развитию творческих способностей, целенаправленному их формированию способствуют продуктивные методы: частично-поисковый; эвристический; метод самостоятельной постановки задач и др. Однако при формировании умений и навыков (особенно технических), где показ, подражание и репродукция имеют очень большое значение, продуктивные методы уступают репродуктивным по эффективности, а в предметной области “Физическая культура” они фактически не разработаны, не обобщены и не структурированы. С целью повышения эффективности учебно-физкультурной деятельности в школе-комплексе создан и ведет работу Научно-методический центр “Школа—Университет”, целью которого является работа в трех направлениях: педагогическое (разработка и обобщение методик повышения продуктивности физкультурной деятельности); физиологическое (изучение влияния существующих и предлагаемых нетрадиционных методик на развитие детского организма); психологическое (очень важно, какой след в психике ребенка оставляют занятия физической культурой разной направленности — образовательной, оздоровительной, тренировочной, спортивной). Широко применяются нами и методы стимулирования, которые побуждают, дают импульс, толчок мысли, чувству и действию. К ним мы относим внутришкольные соревнования как лучший образец соперничества спортивного, главной задачей которого является не жестокая конкуренция и стремление к первенству любой ценой, а проникнутость духом товарищеской взаимопомощи и доброжелательности. Целесообразность метода поощрения возрастает при работе с воспитанниками несмелыми, застенчивыми, неуверенными в себе (в нашей школе это в основном учащиеся классов педагогической поддержки); по всем параллелям внедряются методы и формы коррекции физического, психического состояния учащихся, разработанные и предложенные НМЦ “Школа—Университет”. При работе с учащимися и коллективом школы учитываются результаты, полученные в процессе обследования уровня здоровья, физической подготовленности учащихся. Активно привлекается к работе в системе физкультурно-оздоровительного обеспечения психологическая служба школы-комплекса для выявления комфорта учащихся на уроке физической культуры, изучения мотивационных факторов повышения продуктивности физкультурной деятельности, мотивации учения, отношений “учитель—ученик, ученик—ученик”. Одним из немаловажных моментов в нашей работе является обеспечение физкультурно-оздоровительного процесса материальной базой, средствами обучения, профилактики и сохранения здоровья учащихся и педагогов. С этой целью в школе на базе медицинского пункта создан оздоровительно-профилактический центр с современным медицинским оборудованием. В 1999 г. к основной школе пристроено здание для младших школьников с малым спортивным залом, гимнастическими стенками, кабинетом учителя, раздевалкой. Но, несмотря на все позитивные сдвиги, данный вопрос остается актуальным в силу прекращения централизованного финансирования, удорожания спортивного инвентаря и оборудования. Решение данной проблемы видится в привлечении средств спонсоров, родительской поддержки через представителей родительских комитетов, оказании платных оздоровитель  

но-образовательных услуг на базе школы-комплекса, чему в большой степени способствует директор школы А. Р. Боярская. Эффект от комплексного применения, использования и внедрения новых целей, задач, методов, технологий, средств обеспечения физкультурно-оздоровительного процесса в МОУ средняя общеобразовательная школа № 4 отражен на диаграмме “Соотношение основной, подготовительной и специальной медицинских групп в 10, 11-х классах за 1987—1999 учебные годы”, говорящей об уровне их здоровья. Уровень знаний, навыков и умений, приобретенных школьниками, продуктивность учебно-физкультурной деятельности показывают результаты срезовых контрольных тестов. В 1998/1999 учебном году в 9-х классах выявлено, что 60, 4% учащихся показали высокий уровень знаний, 38, 5% — средний, 1% — низкий. Уровень общей физической подготовки высокий у 30, 8% тестируемых, 56, 2% показали средний уровень и 12, 9% низкий. Неуклонно растет число учащихся 9—11-х классов, выбравших экзамен по предмету “Физическая культура”. В 1999/2000 учебном году таких учащихся было 65, что составило 34, 2 % всех выпускников школы. Изменилось отношение педагогического коллектива, учащихся к проблемам физического воспитания, своему здоровью. Регулярные встречи с родителями показывают, как мамы и папы заинтересованы в продолжении начатой нами работы. Психологические исследования показали, что предмет “Физическая культура” на протяжении ряда лет является лидирующим среди общеобразовательных дисциплин. Более четырехсот учащихся школы занимаются в спортивных секциях, работающих при школе (волейбол, баскетбол, аэробика, художественная гимнастика и др. ), в ДЮСШ—16 “Хоккей—Спартак”и других спортивных школах и клубах (“Водник”, “Спартак”, ДЮСШ—3). С каждым годом растет число учащихся, участвующих во всевозможных физкультурно-оздоровительных мероприятиях, в проводимых внутри школы соревнованиях по волейболу, баскетболу, конькобежному спорту, в традиционном осеннем турнире по мини-футболу, праздниках “День защитника Отечества”, “Веселые старты”, туристических слетах. С 1-го по 11-й класс охвачены учащиеся комплексным медицинским обеспечением. В школе имеются свой физио- и стоматологический кабинеты. На базе школы тренируются и проводят спортивный досуг руководители, учителя образовательных учреждений Центрального района, родители учащихся. Школа № 4 — единственная в районе, где пропуски уроков физической культуры по болезни и без уважительных причин в 1998/1999 учебном году сократились до 8, 4%, по сравнению с 30% общего учебного времени в 1994/1995 учебном году. Общий фон здоровья выпускников школы существенно изменился в лучшую сторону. Таким образом, образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. В базисном учебном плане образовательная область “Физическая культура” предстает в школе адаптивной модели не только инвариантным компонентом, но и организующим основанием для всех форм собственно физкультурной деятельности. По сути, на базе образовательной области “Физическая культура” создается целостная единая система физкультурно-оздоровительного обеспечения образовательного процесса.  

    Copyright © 1999 "Сибирский учитель"
    Дизайн "ОблЦИТ"
     
      

Ошибка! Неизвестный аргумент ключа. Ошибка! Неизвестный аргумент ключа.

    Ошибка! Неизвестный аргумент ключа.

Поисковая работа старшекласников в школьных секциях НОУ "Поиск" Ошибка! Неизвестный аргумент ключа.

    Ошибка! Неизвестный аргумент ключа.
    Ошибка! Неизвестный аргумент ключа.
    Методические рекoмендации для профориентационных кружков

4. 4. Организация профессиональной ориентации в общеобразовательной школе на специальность "Физическая культура и спорт" В настоящей статье мы коснемся организации профессиональной ориентации школьников-спортсменов в общеобразовательной школе на специальность "Физическая культура и спорт", тем самым попытаемся восполнить пробел в изучении этого вопроса, важного как в теоретическом, так и практическом плане. Ориентация учащихся на выбор профессии должна проходить на протяжении всего периода обучения Б школе, начиная с младшего школьного возраста. В этом возрасте учащимся необходимо прививать любовь к труду с развитием и закреплением познавательных интересов школьников. Организацию профессиональной ориентации в общеобразовательной школе следует разделить на три этапа, каждый из которых имеет свои задачи, средства и методы. Первый этап профессиональной ориентации включает работу с учащимися 4-6 классов. Задачи этого этапа заключаются в следующем: формирование положительного отношения к физической культуре и спорту, труду тренера, преподавателя; выявление первоначальных профессиональных намерений, склонностей и интересов у юных спортсменов; воспитание основ нравственного, идейного и трудового характера при выборе школьниками-спортсменами профессионального жизненного пути. Для решения этих задач рекомендуется проведение уроков физической культуры на высоком методическом уровне; экскурсии в институт физической культуры; встречи с ветеранами спорта, заслуженными тренерами, учителями физической культуры, лучшими спортсменами школы, города, страны; обсуждение прочитанных книг, просмотренных кинофильмов, телепередач о спорте; беседы о значении физической культуры и др. Примерный план работы по профессиональной ориентации с учащимися 4-6 классов может включать изучение личности учащегося /определение у пего педагогических способностей, интереса к педагогической деятельности/; направление способных учащихся для занятий в ДЮСШ, группах ГТО, общефизической подготовки и др. ; проведение бесед на спортивную тематику: историк развития физической культуры и спорта, выдающиеся спортсмены, педагоги и тренеры, труд учителя физкультуры; проведение экскурсий в средние и высшие учебные заведения спортивно-педагогического профиля, ДЮСШ, спортивные общества; приобретение практических навыков судейства внутриклассных и общешкольных соревнования и другие мероприятия. Второй этап /7-8 классы/ работы по профессиональной ориентации с учащимися решает следующие задачи: оказание помощи школьникам-спортсменам в поиске своего призвания; содействие учащимся в углубленном знакомстве с будущей профессией; формирование профессионального идеала, правильной самооценки. ; Это достигается проведением индивидуальных бесед, диспутов, встреч со студентами и преподавателями института физической культуры, выпускниками школы; шефской помощью в работе с младшими школьниками; изучение специальной литературы по избранной профессии и др. Примерный план работы по профессиональной ориентации со школьниками 7-8 классов предусматривает изучение личности учащегося, его интересов и способностей, а также склонности к педагогической деятельности. Проведение бесед на различные темы спортивного характера: институт физической культуры и подготовка кадров в нем; роль и значение физической культуры в народном хозяйстве; правильная самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении; о чемпионах мира и Олимпийских игр; физическая культура в жизни замечательных людей; гигиена и самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом и др. ; организация встреч с ветеранами спорта; проведение регулярных сообщений о новостях спортивной жизни, пресс-конференций с ведущими тренерами и их спортсменами; оформление и обновление стендов о спортсменах-выпускниках школы, написание реферата "Спортивная жизнь моих родителей"; проведение экскурсий в ОПИК, ДЮСШ и спортобщества; проведение трудовых десантов по ремонту спортивного инвентаря и оборудования школы; оказание помощи учителю физкультуры на уроках и во внеклассной фиэкультурно-массовой и спортивной работе /проведение разминки, осуществление роли старшего на подгруппе, отделении; организация и проведение соревнований/ с приобретением определенных знаний, умений и навыков этой работы и др. Третий этап /9-10 классы/ - это этап профессионального самоопределения школьников. На данной этапе решаются следующие задачи: организация практической деятельности в избранной профессии; проверка склонностей и способностей и дальнейшее их развитие; формирование устойчивого профессионального интереса; стимулирование учащихся к самостоятельной работе над собой по формированию необходимых профессиональных умений; формирование личностных профессиональных ценностей. Для решения поставленных задач рекомендуются следующие формы и методы: индивидуальные беседы; консультации с акцентированием внимания не только на положительных сторонах профессии, но и на ее трудностях; конкурсы по "защите" будущей профессии; написание рефератов, сочинений по избранной специальности. Примерный план работы по профессиональной ориентации с учащимися 9-10 классов включает изучение личности школьника: склонности к педагогической деятельности, способностей, профессионального интереса; написание сочинения на тему "Моя будущая профессия" и реферата о профессии; проведение тематических бесед: факторы, определяющие правильный выбор профессии; профессия тренера, учителя физической культуры; профессиональная пригодность к педагогической деятельности; требования педагогической деятельности к физиологическим и психологическим особенностям человека; организация педагогического труда учителя; уровень и объем профессиональных знаний, умений и навыков у работника физической культуры и спорта; самостоятельное изучение литературы по избранной профессии; приобретение знаний, умений и навыков физкультурного организатора /практическая проба сил: проведение спортивных мероприятий с октябрятами, пионерами, сверстниками и др. /; проведение профконсультаций /индивидуальная работа с учащимися/. Воспитание готовности к сознательному выбору профессии требует изучения личности юного спортсмена. В работе по профессионально ' ориентации необходимо опираться на знание индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, их склонности к профессии преподавателя-тренера, а также наличии устойчивого профессионального интереса. Методика такой работы может быть получена в ОГИФК: Захарова О. В. , Бабушкин Г. Д. Профессиональная ориентация школьников-спортсменов на специальность "Физическая культура и спорт". Методические рекомендации. - Омск, 1985/. Учащихся можно привлечь к созданию кабинетов и уголков профориентации. Работа их направлена на получение и развитие интересов, склонностей и способностей к педагогической деятельности школьников-спортсменов; проведение индивидуальных и групповых консультаций с учащимися и их родителями по вопросам выбора профессии, знакомство со специальностями в области физической культуры и спорта; работу с родителями по профпросвещению; совместную работу с педагогическим коллективом института физкультуры в целях оказания шефской помощи школе. Создание кабинета, профуголка дает возможность: целенаправленно проводить профориентационную работу со школьниками-спортсменами; использовать наглядность, справочную литературу, технические средства; самостоятельно работать над подготовкой к будущей профессии; проводить индивидуальную работу с учащимися; накапливать материал о лучших спортсменах-выпускниках школы; совершенствовать содержание и методы профориентационной работы; более углубленно и осознанно изучать свою будущую профессию. Формы работы кабинета по профориентации различные и включают в себя встречи, беседы, лекции, экскурсии, диспуты, просмотр кинофильмов, "защиту" профессии и многие другие. В оформление кабинета, профуголка полезно включать постановления партии и правительства, в которых определяются основные задачи профессиональной ориентации молодежи; высказывания о выборе профессии выдающимися общественными деятелями, писателями, педагогами; материалы научно-практических конференций, семинаров, совещаний; план работы по профессиональной ориентации с учащимися и родителями; материалы опыта работы лучших учителей физкультуры, тренеров, методическую литературу по профориентационной работе со школьниками-спортсменами и родителями, профессиограмму тренера, учителя физкультуры. В выступлениях на конференциях НОУ "Поиск" учащиеся предлагают отчеты о выполненных профориентационных поисковых исследованиях. Ошибка! Неизвестный аргумент ключа.

    Физическая культура и медицина
    Физическая культура и лечение некоторых видов заболеваний

Тренировка на выносливость в циклических видах возможна для больных ИБС, перенесших инфаркт миокарда. Лечение постинфарктных больных в современных клиниках немыслимо без физической реабилитации, основой которой являются аэробные упражнения постепенно возрастающей продолжительности и интенсивности. Так, например, в реабилитационном центре Торонто (Канада) в течение 10 лет, интенсивной физической тренировкой, включающей быструю ходьбу и медленный бег, под наблюдением опытных кардиологов успешно занималось более 5000 больных, перенесших инфаркт миокарда. Некоторые из них настолько повысили свои функциональные возможности, что смогли принять участие в марафоне. Конечно, это уже не массовая физкультура, а сложная система реабилитационных мероприятий. Однако после завершения больничного и санаторно-курортного этапов реабилитации в специализированных кардиологических учреждениях и перехода (примерно через 6--12 месяцев после выписки из стационара) к поддерживающему этапу, который должен продолжаться всю последующую жизнь, многие пациенты могут и должны заниматься оздоровительной тренировкой -- в зависимости от своего функционального состояния. Дозировка тренировочных нагрузок производится в соответствии с данными тестирования по тем же принципам, что и у всех сердечно-сосудистых больных: интенсивность должна быть несколько ниже пороговой, показанной в велоэргометрическом тесте. Так, если при тестировании боли в области сердца или гипоксические изменения на ЭКГ появились при пульсе 130 уд/мин, то нужно тренироваться, . снизив величину ЧСС на 10--20 уд/мин на ранних этапах реабилитации (менее года после перенесенного инфаркта) за рубежом используются полностью контролируемые программы занятий в виде строго дозированной работы на велоэргометре или ходьбы на тредбане (бегущей дорожке) под наблюдением медицинского персонала (по 20--30 мин 3--4 раза в неделю). По мере роста тренированности и повышения функциональных возможностей системы кровообращения пациенты постепенно переводятся на частично контролируемые программы, когда 1 раз в неделю занятия проводятся под наблюдением врача, а 2 раза дома самостоятельно -- быстрая ходьба и бег, чередующийся с ходьбой, при заданной ЧСС. И наконец, на поддерживающем этапе реабилитации (через год и более) можно переходить к самостоятельным занятиям ходьбой и бегом, периодически контролируя свое состояние у врача. Такая целенаправленная долговременная программа дает весьма обнадеживающие результаты -- уменьшение вероятности повторного инфаркта в 2 раза по сравнению с больными, не занимающимися физической тренировкой. Ходьба и бег эффективны также при заболеваниях сосудов нижних конечностей -- в начальных стадиях атеросклероза и облитерирующего эндартериита. Они способствуют расширению сосудов нижних конечностей, капилляризации работающих мышечных групп, развитию коллатерального кровообращения в обход стенозированных сосудов. Б. А. Пирогова (1983) успешно применяла дозированную ходьбу и бег как средство лечения 103 больных облитерирующим эндартериитом и атеросклерозом нижних конечностей в условиях сердечно-сосудистого санатория. У больных с компенсированной и субкомпенсированной формой заболевания (1--11 стадия) значительно уменьшились боли при ходьбе, улучшилось функциональное состояние сердечно-сосудистой системы: повысились сократимость миокарда и уровень физической работоспособности, снизилось артериальное давление. У больных с декомпенсированной формой заболевания (111 стадия) результаты были отрицательные: спазм сосудов голени, появление болей. В исследованиях, проведенных в университете штата Вирджиния (США) больные эндартериитом в возрасте 33--70 лет применяли бег на тредбане или работу на велоэргометре (по 25--40 мин 3 раза в неделю) с интенсивностью несколько ниже пороговой (той, которая вызывала появление болей). Через 12 недель после выполнения такой тренировочной программы время прохождения контрольной дистанции (без появления болей) увеличилось на 138 %. Оздоровительный бег может успешно применяться при некоторых заболеваниях желудочно-кишечного тракта (гастриты, спастические колиты, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, дискинезия желчных путей (нарушение функции желчных протоков), так как вибрация внутренних органов, возникающая во время бега, значительно улучшает функцию органов пищеварения. Естественно, что занятия прекращаются в период обострения болезни. Усиление печеночного кровотока и глубокое форсированное дыхание во время бега, являющееся прекрасным массажем для печени, улучшает ее функцию и способствует ликвидации болевого печеночного синдрома. Особенно полезно в этом плане брюшное дыхание во время бега (за счет движений диафрагмы). Нормализация нервных процессов в коре головного мозга в результате физической тренировки имеет немаловажное значение для лечения язвенной болезни. Больным с повышенной кислотностью перед бегом рекомендуется выпить стакан овсяного киселя, чтобы нейтрализовать кислотность желудочного сока. В случае пониженной кислотности достаточно выпить полстакана воды, что усилит секреторную функцию желудка. Бег является эффективным средством лечения спастических колитов. В результате вибрации кишечника и выделения в его просвет солей магния резко усиливается перистальтика и восстанавливается нарушенная дренажная функция. Ощутимую пользу может оказать бег в начальных стадиях сахарного диабета. Это достаточно распространенное заболевание, возникающее в основном в результате гиподинамии, высококалорийного избыточного питания, повышает риск развития сердечно-сосудистой патологии в 2--3 раза. В тяжелых стадиях диабета, когда введение инсулина не может контролировать углеводный обмен, бег противопоказан, так как может вызвать опасные колебания концентрации глюкозы в крови. При легкой и средней тяжести заболевания регулярные тренировки на выносливость повышают эффективность лечения сахарного диабета, стабилизируется уровень содержания глюкозы в крови, в результате чего снижается (в среднем на 25%) дозировка вводимого инсулина. Использование оздоровительного бега больными, страдающими ожирением, представляет определенные трудности. К. Купер (1970) считает, что если масса тела превышает норму более чем на 20 кг, то бег противопоказан, так как при этом резко возрастает нагрузка на сердечно-сосудистую систему и опорно-двигательный аппарат и повышается риск травматизма сухожилий и суставов. Действительно, при наличии выраженного ожирения тренировку лучше начать с оздоровительной ходьбы и попытаться хотя бы немного снизить массу, сочетая занятия с ограничением пищевого рациона. В дальнейшем, при переходе к беговым тренировкам, начинающим любителям необходимо соблюдать следующие меры профилактики для предупреждения травм двигательного аппарата: -- длительное время чередовать бег с ходьбой;

-- бегать только по мягкому грунту (по дорожке стадиона или аллеям парка); -- использовать классическую технику бега трусцой, “шаркающего” бега: при отрыве от опоры подъем ног должен быть минимальным, чтобы уменьшить вертикальные колебания тела и силу удара стоп о грунт при приземлении; постановка ноги на грунт должна выполняться сразу на всю стопу, сверху вниз (как ходят по лестнице), что также смягчает силу удара; -- длина бегового шага должна быть минимальной -- полторы-две ступни; -- бегать можно только в специальных кроссовых туфлях с упругой литой подошвой и супинаторами, поддерживающими продольный свод стопы; -- регулярно выполнять специальные упражнения для укрепления голеностопных суставов и мышц стопы, рекомендуемые при плоскостопии. Самое главное условие предупреждения травм -- ограничение беговых тренировок в первые 6 месяцев занятий (до 30 мин не более 3 раз в неделю). За это время связки, мышцы и суставы нижних конечностей достаточно окрепнут и опасность травмирования уменьшится.

    ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ И ОСЛОЖНЕНИЯ
    В ПРОЦЕССЕ
    ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИ

В некоторых случаях оздоровительная тренировка может стать причиной различных осложнений, включая травмы опорно-двигательного аппарата. На основе анализа большого статистического материала можно привести следующие данные о частоте и характере травм при занятиях оздоровительной физкультурой. Велик процент травматизации бегунов, однако повреждения наблюдались только у начинающих, носили легкий характер и быстро ликвидировались при снижении тренировочных нагрузок. Основная причина травматизации опорно-двигательного аппарата у людей среднего и пожилого возраста при занятиях оздоровительным бегом -- перенапряжение. Слишком быстрое увеличение тренировочных нагрузок является чрезмерным для детренированных мышц, связок и суставов. Состояние полной детренированности доктор Аллман (1971) описывает как синдром трех “ф”: F1 -- сорокалетний, F2 -- полный, F3 -- дряблый. “Многие пытаются вернуть прежнюю физическую форму с помощью физической культуры, -- пишет Аллман, -- и начинают заниматься с той же интенсивностью, что и 20 лет назад”. К дополнительным факторам, способствующим повреждению опорно-двигательного аппарата, можно отнести бег по твердому грунту, избыточную массу тела, обувь, не пригодную для бега, а также грубые ошибки в технике. Следовательно, меры по профилактике травм должны быть направлены на устранение или ослабление воздействия этих факторов. Специалисты из ортопедической клиники медицинской академии Эрфурта (ГДР) считают, что частоту, объем и интенсивность тренировок следует регулировать таким образом, чтобы в дни отдыха у бегуна не возникало никаких нарушений функций опорно-двигательного аппарата. В случае появления болевых ощущений в мышцах или суставах необходимо немедленно уменьшить тренировочную нагрузку. Все травматические повреждения у любителей оздоровительного бега влекут за собой лишь временное прекращение занятий, после небольшого отдыха и соответствующего лечения (физиопроцедуры), как правило, проходят. Данные автора также не подтверждают мнение о том, что травмы опорно-двигательйого аппарата могут служить серьезным препятствием для занятий оздоровительным бегом (разумеется, при условии соблюдения принципов тренировки для людей среднего возраста). Л. А. Ланцберг (1988) на основании обширного обзора зарубежной литературы сделала вывод: опасность травм двигательного аппарата (так же как и внезапной смерти) при занятиях оздоровительным бегом явно преувеличена. Более того, известны случаи эффективности занятий оздоровительным бегом при наличии серьезной патологии опорно-двигательного аппарата -- например, после операции по стабилизации позвоночника с помощью винтов и цемента. Тренировка на выносливость (вследствие усиления кровообращения) способствует ускорению процессов стабилизации позвоночника, вследствие чего болевой синдром исчезает значительно быстрее, чем при пассивном образе жизни. Особый интерес для любителей сенсаций и ярых противников массовой физической культуры представляет опасность внезапной смерти при интенсивной физической тренировке людей среднего и пожилого возраста. В своем обзоре Л. А Ланцберг прямо пишет, что “потенциальная опасность физической активности -- это скорее легенда, чем существующая реальность, так как имеющиеся данные ее не подтверждают”, ссылаясь при этом на многочисленные литературные источники. Подавляющее большинство ученых считает, что опасность внезапной смерти при занятиях оздоровительным бегом чрезвычайно мала -- во всяком случае, не больше, чем у людей, ведущих малоподвижный образ жизни. Статистические данные о частоте случаев внезапной смерти при физической тренировке достаточно противоречивы. Наиболее мрачную статистику приводит американский патологоанатом Томпсон: за 6-летний период он наблюдал 12 случаев внезапной смерти в Род-Айленде, причем один несчастный случай приходился на 400 000 человеко-часов бега или 1: 7620 бегунов в год. На основании этих данных автор считает, что частота случаев внезапной смерти у бегунов трусцой (в возрасте 30--64 лет) в 7 раз меньше, чем у физически пассивных людей. Уцоп (1982) приводит значительно меньшие цифры частоты случаев внезапной смерти при физической тренировке у людей разного возраста. Так, в возрасте 20—30 лет наблюдался 1 случай на 11 000 000 человеко-часов тренировки, 30--39 лет--1: 1600000, 40--49 лет -- 1: 1300000 и 50--59 лет--1: 900000 человеко-часов интенсивной двигательной активности, что в 2--3 раза меньше, чем по данным предыдущего автора. При этом считается, что у здоровых людей даже очень большие физические нагрузки не могут быть причиной смерти. Основной причиной внезапной смерти при физических нагрузках является обширное склеротическое поражение коронарных артерий, вызывающее сужение, их просвета более чем на две трети. Внезапная смерть чаще всего наблюдалась непосредственно во время соревнований по марафонскому бегу или спортивной ходьбе, или же сразу же после финиша. При отсутствии органических поражений сердечно-сосудистой . системы внезапная смерть возможна вследствие спазма коронарных артерий или же резкого нарушения сердечного ритма (типа фибрилляции желудочков) в результате выделения в кровь чрезмерного количества адреналина и норадреналина. В то же время известно: у страдающих от гиподинамии остановка сердца в результате фибрилляции желудочков при физическом или эмоциональном напряжении наступает значительно легче, чем у тренированных. Риск такого осложнения при стрессовых ситуациях у людей, адаптированных к большим физическим нагрузкам, значительно меньше. Несомненно, что риск внезапной смерти возрастает с увеличением объема и интенсивности нагрузок. В связи с этим людям старше 50 лет не рекомендуются тренировка в смешанной зоне и пиковые нагрузки, так как в этом возрасте нельзя исключить поражение коронарных артерий, которое не всегда выявляется даже при проведении максимального стресс-теста. “Всегда оставайтесь в пределах собственных возможностей и никогда не бегайте с более молодыми и сильными партнерами”, -- учит А. Лидьярд. И я с ним полностью согласны. При соблюдении основных принципов и правил оздоровительной тренировки людьми среднего и пожилого возраста (индивидуализация и постепенное увеличение тренировочных нагрузок, строгий врачебный контроль и самоконтроль) опасность возникновения серьезных осложнений чрезвычайно мала и реально существует лишь у больных с тяжелой сердечно-сосудистой патологией (при отсутствии врачебного контроля).

ВЗАИМОСВЯЗЬ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ

Может ли интенсивная физическая тренировка повлиять на продолжительность жизни? Вопрос очень интересный, но вместе с тем и сложный: для сравнения нужны две большие группы людей, живущих примерно в равных условиях (исключение составляет лишь уровень двигательной активности); сроки наблюдения должны растянуться на 90--100 лет. Идеальным было бы сопоставление продолжительности жизни в группе бегунов, начавших занятия в молодости, и у людей, ведущих малоподвижный образ жизни. Однако массовое увлечение оздоровительным бегом началось всего каких-нибудь 20 лет назад, поэтому подобных исследований в настоящее время быть не может. Не подходят для этой цели и бывшие спортсмены, прекратившие активные занятия после завершения спортивной карьеры: возрастные дегенеративные изменения (атеросклероз и т. д. ) могут развиваться у них даже быстрее, чем у сверстников, никогда не занимавшихся спортом (А. Г. Дембо, 1980). Именно поэтому в большинстве научных исследований, -- посвященных данной проблеме, не удалось доказать положительного влияния занятий спортом не ожидаемую продолжительность жизни. В работе В. М. Зациорского (1988) содержатся обобщенные данные зарубежных исследований по этой проблеме. В частности, одним из американских авторов установлено, что в течение столетия (с 1828 по 1928 г. ) смертность у спортсменов-гребцов была существенно ниже, чем в среднем по стране. По данным другого исследования, средняя продолжительность жизни у студентов-гребцов составила 67, 9 года, а у их однокурсников по университету -- лишь 61, 6 года. Особенно интересна работа Карвонена, где проанализирована продолжительность жизни 396 чемпионов Финляндии по лыжным гонкам, которые родились в период с 1845 по 1910 г. и продолжали активные занятия до преклонного возраста. У них средняя продолжительность жизни составила 73 года -- на 4, 3 года больше, чем у мужского населения Финляндии. В более позднем исследовании, которое продолжалось в течение 20 лет (группа из 600 мужчин в возрасте 45--64 лет) показано, что продолжительность жизни у людей с высокой двигательной активностью в среднем на 2, 1 года больше, чем у малоподвижных, -- за счет сокращения случаев смерти от инфаркта. Автор делает вывод, что высокий уровень двигательной активности способен предотвратить преждевременную смерть от инфаркта, но не может увеличить максимальную продолжительность жизни. Как говорил известный американский кардиолог профессор Уайт, “если мы не можем прибавить годы к нашей жизни, то добавим жизнь к нашим годам”. А это не так уже мало. Очень интересные данные о значении физической активности в снижении смертности получены американскими учеными из Центра аэробики Купера в Далласе. В результате наблюдения за 10000 мужчин и женщин в течение 10 лет было обнаружено: наиболее высокий уровень смертности у людей с низким уровнем физической подготовленности -- 64, 0 случая смерти на 10 000 человеко-лет наблюдений; наиболее низкий -- у людей с очень высоким уровнем физической подготовленности (18, 6 случая смерти). При наличии других факторов риска (высокого содержания холестерина и глюкозы в крови, артериальной гипертонии, ожирения и т. д. ) смертность увеличивалась лишь в 1, 5--2 раза, тогда как , у людей с низким уровнем физического состояния -- в 3, 4 раза. При этом резкий рост смертности наблюдался при снижении физического состояния до уровня “ниже среднего”. Тренировка, которая приводила к росту УФС до среднего уровня, способствовала резкому снижению смертности. По мнению американцев, такой нагрузкой является быстрая ходьба (спидуокинг) по 30--60 мин ежедневно или медленный бег (джоггинг) по 30--40 мин 3 раза в неделю. Таким образом, снижение УФС ниже IV уровня приводит к росту заболеваемости, а ниже III уровня -- к росту смертности. Весьма впечатляющие данные, над которыми стоит задуматься органам здравоохранения! Снижение общей смертности с ростом УФС. происходило прежде всего за счет снижения смертности от сердечно-сосудистых и раковых заболеваний; эта тенденция значительно усиливалась с возрастом. Самая тесная связь смертности с УФС отмечена в группе мужчин в возрасте 50--59 лет. Таким образом, средний уровень физической подготовленности (МПК 35 мл/кг у мужчин и 32 мл/кг у женщин) позволяет значительно снизить риск преждевременной смерти, но не спасает от многочисленных хронических заболеваний. В связи с этим, если вы хотите не только прожить долгую жизнь, но и сохранить крепкое здоровье до глубокой старости, необходимо достигнуть как минимум IV уровня физического состояния -- выше среднего (МПК 42 мл/кг у мужчин и35 мл/кг у женщин). И это зависит только от вас самих!

    ВЛИЯНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОРГАНИЗМ

Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Учение Р. Могендовича о моторно-висцеральных рефлексах показло взаимосвязь деятельности двигательного аппарата, скелетных мышц и вегетативных органов. В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечнососудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др. ). Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная “доза” двигательной активности. В этой связи возникает вопрос о так называемой привычной двигательной активности, т. е. деятельности, выполняемой в процессе повседневного профессионального труда и в быту. Наиболее адекватным выражением количества произведенной мышечной работы является величина энергозатрат. Минимальная величина суточных энергозатрат, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма, составляет 12--16 МДж (в. зависимости от возраста, пола и массы тела), что соответствует 2880--3840 ккал. Из них на мышечную деятельность должно расходоваться не менее 5, 0--9, 0 МДж (1200--1900 ккал); остальные энергозатраты обеспечивают поддержание жизнедеятельности онанизма в состоянии покоя, нормальную деятельность систем дыхания и кровообращения, обменные процессы и т. д. (энергия основного обмена). В экономически развитых странах за последние 100 лет удельный вес мышечной работы как генератора энергии, используемой человеком, сократился почти в 200 раз, что привело к снижению энергозатрат на мышечную деятельность (рабочий обмен) в среднем до 3, 5 МДж. Дефицит энергозатрат, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма, составил, таким образом, около 2, 0--3, 0 МДж (500-- 750 ккал) в сутки. Интенсивность труда в условиях современного производства не превышает 2--3 ккал/мир, что в 3 раза ниже пороговой величины (7, 5 ккал/мин) обеспечивающей оздоровительный и профилактический эффект. В связи с этим для компенсации недостатка энергозатрат в процессе трудовой деятельности современному человеку необходимо выполнять физические упражнения с расходом энергии не менее 350--500 ккал в сутки (или 2000--3000 ккал в неделю). По данным Беккера , в настоящее время только 20 % населения экономически развитых стран занимаются достаточно интенсивной физической тренировкой, обеспечивающей необходимый минимум энергозатрат, у остальных 80 % суточный расход энергии значительно ниже уровня, необходимого для поддержания стабильного здоровья. Резкое ограничение двигательной активности в последние десятилетия привело к снижению функциональных возможностей людей среднего возраста. Так, например, величина МПК у здоровых мужчин снизилась примерно с 45, 0 до 36, 0 мл/кг. Таким образом, у большей части современного населения экономически развитых стран возникла реальная опасность развития гипокинезии. Синдром, или гипокине- тическая болезнь, представляет собой комплекс функциональных и органических изменений и болезненных симптомов, развивающихся в результате рассогласования деятельности отдельных систем и организма в целом с внешней средой. В основе патогенеза этого состояния лежат нарушения энергетического и пластического обмена (прежде всего в мышечной системе). Механизм защитного действия интенсивных физических упражнений заложен в генетическом коде человеческого организма. Скелетные мышцы, в среднем составляющие 40 % массы тела (у мужчин), генетически запрограммированы природой на тяжелую физическую работу. “Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой систем”, -- писал академик В. В. Парин (1969). Мышцы человека являются мощным генератором энергии. Они посылают сильный поток нервных импульсов для полдержания оптимального тонуса ЦНС, облегчают движение венозной крови по сосудам к сердцу (“мышечный насос”), создают необходимое напряжение для нормального функционирования двигательного аппарата. Согласно “энергетическому правилу скелетных мышц” И. А. Аршавского, энергетический потенциал организма и функциональное состояние всех органов и систем зависит от характера деятельности скелетных мышц. Чем интенсивнее двигательная деятельность в границах оптимальной зоны, тем полнее реализуется генетическая программа и увеличиваются энергетический потенциал, функциональные ресурсы организма и продолжительность жизни. Различают общий и специальный эффект физических упражнений, а также их опосредованное влияние на факторы риска. Наиболее общий эффект тренировки заключается в расходе энергии, прямо пропорциональном длительности и интенсивности мышечной деятельности, что позволяет компенсировать дефицит энергозатрат. Важное значение имеет также повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды: стрессовых ситуаций, высоких и низких температур, радиации, травм, гипоксии. В результате повышения неспецифического иммунитета повышается и устойчивость к простудным заболеваниям. Однако использование предельных тренировочных нагрузок, необходимых в большом спорте для достижения “пика” спортивной формы, нередко приводит к противоположному эффекту-- угнетению иммунитета и повышению восприимчивости к инфекционным заболеваниям. Аналогичный отрицательный эффект может быть получен и при занятиях массовой физической культурой с чрезмерным увеличением нагрузки. Специальный эффект оздоровительной тренировки связан с повышением функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы. Он заключается в экономиза- ции работы сердца в состоянии покоя и повышении резервных возможностей аппарата кровообращения при мышечной деятельности. Один из важнейших эффектов физической- тренировки -- урежение частоты сердечных сокращений в покое (брадикардия) как проявление экономизации сердечной деятельности и более низкой потребности миокарда в кислороде. Увеличение продолжительности фазы диастолы (расслабления) обеспечивает больший кроваток и лучшее снабжение сердечной мышцы кислородом. У лиц с брадикардией случаи заболевания ИБС выявлены значительно реже, чем у людей с частым пульсом. Считается, что увеличение ЧСС в покое на 15 уд/мин повышает риск внезапной смерти от инфаркта на 70 % -- такая же закономерность наблюдается и при мышечной деятельности. При выполнении стандартной нагрузки на велоэргометре у тренированных мужчин объем коронарного кровотока почти в 2 раза меньше, чем у нетрени- . рованных (140 против 260 мл/мин на 100 г ткани миокарда), соответственно в 2 раза меньше и потребность миокарда в кислороде (20 против 40 мл/мин на 100 г ткани). Таким образом, с ростом уровня тренированности потребность миокарда в кислороде снижается как в состоянии покоя, так и при субмаксимальных нагрузках, что свидетельствует об экономизации сердечной деятельности. Это обстоятельство является физиологическим обоснованием необходимости адекватной физической тренировки для больных ИКС, так как по мере роста тренированности и снижения потребности миокарда в кислороде повышается уровень пороговой нагрузки, которую испытуемый может выполнить без угрозы ишемии миокарда и приступа стенокардии. Наиболее выражено повышение резервных возможностей аппарата кровообращения при напряженной мышечной деятельности: увеличение максимальной частоты сердечных сокращений, систолического и минутного объема крови, артерио-венозной разницы по кислороду, снижение общего периферического сосудистого сопротивления (ОППС), что облегчает механическую работу сердца и увеличивает его производительность. Оценка функционаальных резервов системы кровообращения при предельных физических нагрузках у лиц с различным уровнем физического состояния показывает: люди со средним УФС (и ниже среднего) обладают минимальными функциональными возможностями, граничащими с патологией, их физическая работоспособность ниже 75% ДМПК. Напротив, хорошо тренированные физкультурники с высоким УФС по всем параметрам соответствуют критериям физиологического здоровья, их физическая работоспособность достигает оптимальных величин или же превышает их (100 % ДМПК и более, или 3 Вт/кг и более). Адаптация периферического звена кровообращения сводится к увеличению мышечного кровотока при предельных нагрузках (максимально в 100 раз), артерио- венозной разницы по кислороду, плотности капиллярного русла в работающих мышцах, росту концентрации миоглобина и повышению активности окислительных ферментов. Защитную роль в профилактике сердечно-сосудистых заболеваний играет также повышение фибринолитической активности крови при оздоровительной тренировке (максимум в 6 раз) и снижение тонуса симпатической нервной системы. В результате снижается реакция на нейрогормоны в условиях эмоционального напряжения, т. е. повышается устойчивость организма к стрессорным воздействиям. Помимо выраженного увеличения резервных возможностей организма под влиянием оздоровительной тренировки чрезвычайно важен также ее профилактический эффект, связанный с опосредованным влиянием на факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний. С ростом тренированности (по мере повышения уровня физической работоспособности) наблюдается отчетливое снижение всех основных факторов риска НЕС -- содержания холестерина в крови, артериального давления и массы тела. Б. А. Пирогова (1985) в своих наблюдениях показала: по мере роста УФС содержание холестерина в крови снизилось с 280 до 210 мг, а триглицеридов со 168 до 150 мг%. Следует особо сказать о влиянии занятий оздоровительной физической культурой на стареющий организм. Физическая культура является основным средством, задерживающим возрастное ухудшение физических качеств и снижение адаптационных способностей организма в целом и сердечно-сосудистой системы в частности, неизбежных в процессе инволюции. Возрастные изменения отражаются как на деятельности сердца, так и на состоянии периферических сосудов. С возрастом существенно снижается способность сердца к максимальным напряжениям, что проявляется в возрастном уменьшении максимальной частоты сердечных сокращений (хотя ЧСС в покое изменяется незначительно). С возрастом функциональные возможности сердца снижаются даже при отсутствии клинических признаков ИБС. Так, ударный объем сердца в покое в возрасте 25 лет к 85 годам уменьшается на 30 %, развивается гипертрофия миокарда. Минутный объем крови в покое за указанный период уменьшается в среднем на 55--60 %. Возрастное ограничение способности организма к увеличению ударного объема и ЧСС при максимальных усилиях приводит к тому, что минутный объем крови при предельных нагрузках в возрасте 65 лет на 25--30 % меньше, чем в возрасте 25 лет (Роапег, 1986, и др. ). С возрастом также происходят изменения в сосудистой системе: снижается эластичность крупных артерий, повышается общее периферическое сосудистое сопротивление, в результате к 60--70 годам систолическое давление повышается на 10--40 мм рт. ст. Все эти изменения в системе кровоо-бращения, снижение производительности сердца влекут за собой выраженное уменьшение максимальных аэробных возможностей организма, снижение уровня физической работоспособности и выносливости. Скорость возрастного снижения МПК в период от 20 до 65 лет у нетренированных мужчин составляет в среднем 0, 5 мл/мин/кг, у женщин -- 0, 3 мл/мин/кг за год. Из табл. В период от 20 до 70 лет максимальная аэробная производительность снижается почти в 2 раза -- с 45 до 25 мл/кг (или на 10 % за десятилетие). С возрастом ухудшаются и функциональные возможности дыхательной системы. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) начиная с 35-летнего возраста за год снижается в среднем на 7, 5 мл на 1м2 поверхности тела. Отмечено также снижение вентиляционной функции легких -- уменьшение максимальной вентиляции легких (МЕЛ). Хотя эти изменения не лимитируют аэробные возможности организма, однако они приводят к уменьшению жизненного индекса (отношение ЖЕЛ к массе тела, выраженное в мл/кг), который может прогнозировать продолжительность жизни. Существенно изменяются и обменные процессы: уменьшается толерантность к глюкозе, повышается содержание общего холестерина, ЛИП и триглицеридов в крови, что характерно для развития атеросклероза. Ухудшается состояние опорно-двигательного аппарата: происходит разрежение костной ткани (остеопороз) вследствие потери солей кальция. Недостаточная двигательная активность и недостаток кальция в пище усугубляют эти изменения. Адекватная физическая тренировка, занятия оздоровительной физической культурой способны в значительной степени приостановить возрастные изменения различных функций. В любом возрасте с помощью тренировки можно повысить аэробные возможности и уровень выносливости -- показатели биологического возраста организма и его жизнеспособности. Например, у хорошо тренированных бегунов среднего возраста максимально возможная ЧСС примерно на 10 уд/мин больше, чем у неподготовленных. Такие физические упражнения, как ходьба, бег (по З ч. в неделю), уже через 10--12 недель приводят к увеличению МПК на 10--15%. Таким образом, оздоровительный эффект занятий массовой физической культурой связан прежде всего с повышением аэробных возможностей организма, уровня общей выносливости и физической работоспособности. Повышение физической работоспособности сопровождается профилактическим эффектом в отношении факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний: снижением веса тела и жировой массы, содержания холестерина и триглицеридов в крови, уменьшением ЛИП и увеличением ЛВП, снижением артериального давления и частоты сердечных сокращений. Кроме того, регулярная физическая тренировка позволяет в значительной степени затормозить развитие возрастных инволюционных изменений физиологических функций, а также дегенеративных изменений различных органов и систем (включая задержку и обратное развитие атеросклероза). В этом отношении не является исключением и костно-мышечная система. Выполнение физических упражнений положительно влияет на все звенья двигательного аппарата, препятствуя развитию дегенеративных изменений, связанных с возрастом и гиподинамией. Повышается минерализация костной ткани и содержание кальция в организме, что препятствует развитию остеопороза. Увеличивается приток лимфы к суставным хрящам и межпозвонковым дискам, что является лучшим средством профилактики артроза и остеохондроза. Все эти данные свидетельствуют о неоценимом положительном влиянии занятий оздоровительной физической культурой на организм человека.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Собрание рефератов