Рефераты

Дипломная работа: Особенности формирования звукослогового анализа и синтеза у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

2. Определение 3-го звука в слове (гласного или согласного) и придумывание с ним таких слов, где выделенный звук стоял бы в начале слова, в середине и в конце. Например, в слове Маша, ребенок должен выделить звук Ш и назвать с ним три слова типа шапка, мишка, карандаш.

3. Называние слов, состоящих из трех, четырех и пяти звуков, и выделение в них звуков в той последовательности, в какой они располагаются в словах.

4. Придумывание слов или отбор картинок с изображением предметов, названия которых начинаются на определенный звук, например на звук С, но чтобы после звука С стоял обязательно гласный А.

5. Называние слов, включающих сразу два оппозиционных звука: С и Ш или Ц и Ч: (сушка, чернильница и т.д.).

Последний прием позволяет одновременно выявить также и возможности различения звуков.

Обследующий обращает внимание на то, как умеет действовать ребенок по сложной инструкции, в состоянии ли он усвоить преложенное ему задание и приступить к его выполнению или удерживает в памяти лишь одно из условий задания, а не поставленную перед ним задачу. При отвлекаемости внимания, неумении вслушаться в задание и проконтролировать результаты собственных действий, импульсивности и т.д. задания по звуковому анализу будут выполняться ребенком неустойчиво, ошибочно, т.к. поставленная задача им не усвоена.

Для письма и особенно для чтения большое значение имеет не только анализ, но и синтез звуковых элементов, составляющих слово. Поэтому специальной формой обследования должен стать, наряду со звуковым анализом, звуковой синтез слога и слова. С этой целью ребенку предъявляются отдельные звуки, например с-а, и предлагается сказать, какой слог должен получиться. Материалом для обследования являются прямые слоги (са. пу), обратные слоги (an, ом), закрытые слоги (сас, лам), слоги со стечением согласных (ста, сто) и др.

Облегченный вариант этого приема — синтез по следам анализа. Ребенку устно предъявляется слог, он выделяет звуки, его составляющие, а затем говорит, какой слог эти звуки составляют. Более сложен вариант, когда ребенку предъявляются отдельные звуки, например с-у-м-к-а, а он должен сказать, какое слово они составят. Или ребенок должен определить недостающий слог в слове. Обследующий называет один из слогов и предлагает ребенку добавить недостающий, чтобы получилось целое слово. Последний прием можно отнести к приемам «упреждающего синтеза», т.е. прогнозирования слова на основе восприятия отдельных его элементов, что является особенно важным для чтения.[21;с.25]

Данная система приемов, направленных на выявление различных компонентов, участвующих в формировании звукослогового анализа и синтеза, позволяет получить конкретные данные для оценки уровня последних.

ВЫВОДЫ

1. Установлено, что недостатки произношения у детей часто сопровождаются затруднениями в анализе звукослогового состава слова: они с трудом выделяют звуки из анализируемого слова, не всегда достаточно четко дифференцируют на слух выделенный звук, смешивают его с акустически парным, не могут сравнить звуковой состав слов, отличающихся только одним звуком, и т.д.

2.Устранение дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематического восприятия. Без умения чётко дифференцировать на слух фонемы родного языка невозможно овладевать и навыками звукослогового анализа и синтеза, усваивать грамоту. В школьном возрасте возникающие трудности овладения звукослоговым анализом и синтезом слов часто приводят к дисграфии.

3. Недостатки произношения и различения звуков фонетико-фонематическое и фонематическое недоразвитие, обусловливающие затруднения в овладении чтением и письмом, наряду с фонетическим дефектом являются самыми распространенными у учащихся общеобразовательных школ.

4. В процессе коррекционных занятий по формированию звукослогового анализа и синтеза надо создавать широкие возможности для самостоятельной деятельности детей, побуждать их активно и заинтересованно преодолевать имеющиеся дефекты, учить контролировать свою речь, письмо и чтение, видеть ошибки товарищей, грамотно писать и правильно читать.


ГЛАВА II ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗВУКОСЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

2.1 Особенности диагностики звукослогового анализа и синтеза у учащихся с ФФНР

В методике использованы речевые пробы, предложенные Р.И. Лалаевой, Е.В. Мальцевой, А.Р. Лурия. Для оценки успешности выполнения заданий нами была применена балльно – уровневая система.

Она удобна для:

·     диагностики;

·     построения системы индивидуальной коррекционной работы;

·     отслеживания динамики речевого развития ребёнка и оценки эффективности коррекционного воздействия. Методика включает пять серий заданий, каждая серия включает речевые пробы нарастающей трудности

Структура методики

Экспресс-вариант состоит из пяти серий.

Серия I – Обследование звукопроизношения.

За всю серию наивысшая оценка – 21 балл.

Серия II – Проверка состояния фонематического восприятия.

Три вида проб. Максимальное число баллов – 9.

Серия III – Выявление сформированности звукослогового анализа.

Четыре вида задания. Максимальное число баллов – 12.

Серия IV – Выявление сформированности звукового синтеза.

За всю серию наивысшая оценка – 9 баллов.

Серия V – Исследование сформированности звукослоговой структуры слова.

В задании используется 10 проб, каждое оценивается в отдельности. Максимальное количество баллов – 30.

Для того чтобы оценка вносила примерно равный вклад в общий балл, суммарные баллы за выполнение каждой серии были по возможности уравнены. Полное обследование включает 65 проб. Каждая проба оценивается в отдельности, затем подсчитывается сумма баллов за все задания, за серию и далее на основе суммарных оценок за каждую серию выводится общий балл за выполнение всех заданий методики.

Для каждой серии разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет степени выполнения с помощью четырех градаций, что дает возможность получения дифференцированного результата. Для серии с I по V – это 3; 2; 1; 0 баллов. В разных заданиях эти градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, а также вид и количество использованной помощи.

Предлагаемая методика направлена на выявление сформированности фонематического восприятия и звукослогового анализа и синтеза.

Большинство заданий не предусматривают помощи. Исключение составляют пробы, в которых помощь действительно эффективна.

Максимальная оценка за успешное выполнение всех проб методики равна 81 баллу. При обработке полученных данных абсолютное значение переводится в процентное выражение. Если 81 балл принять за 100%, то процент успешности выполнения методики каждым испытуемым можно вычислить, умножив суммарный балл за выполнение всего теста на 100 и разделив полученный результат на 81. Такое процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из 4 выделенных нами уровней успешности:

I – высокий уровень – 100 – 80%;

II – средний уровень – 79,9 – 65%;

III – низкий уровень – 64,9 – 50%;

IV– очень низкий уровень – 49,9 и ниже.

Высчитав процентное выражение успешности каждой серии, вычерчивается индивидуальный речевой профиль:

1. Обследование звукопроизношения.

2. Проверка состояния фонематического восприятия.

3. Выявление сформированности звукослогового анализа.

4. Выявление сформированности звукового синтеза.

5.Исследование сформированности звукослоговой структуры слова.

Задания на выявление сформированности звукослогового анализа и синтеза у младших школьников.

1 СЕРИЯ ЗАДАНИЙ: Обследование звукопроизношения.

Инструкция: «Повторяй за мной слова».

Собака – маска – нос

Сено – василек – высь

Замок – коза

Зима – магазин

Цапля – овца – палец

Шуба – кошка – камыш

Жук – ножи

Щука – вещи – лещ

Чайка–очки–ночь
Рыба – корова – топор

Река – варенье – дверь

Лампа – молоко – пол

Лето – колесо – пол

При необходимости можно уточнить произношение других согласных звуков ( б, п, д, т, г, к, х) и й. В целях экономии времени фразы и тексты с проверяемыми звуками на этом этапе не предъявляются, т.к. возможность уточнить произношение звука в разных позициях и при разной степени самостоятельности речи предоставляется в ходе дальнейшего обследования.

Предлагается условно разделить все звуки на пять групп: первые четыре – это наиболее часто подвергающиеся нарушениям согласные ( 1 группа свистящие с, с`, з, з`, ц; 2 – шипящие ш, ж, ч, щ; 3 – л, л`; 4 – р, р`) и пятая группа – остальные звуки, дефектное произношение которых встречается значительно реже: задненебные звуки г, к, х и г`, к`, х`, сонорный звук й, случаи дефектов озвончения, смягчения, редкие нарушения произношения гласных звуков

Критерии оценки:

Произношение звуков каждой группы оценивается в отдельности по следующему принципу:

3 балла – безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях;

2 балла – один или несколько звуков группы правильно произносятся изолированно и отраженно, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, т.е. недостаточно автоматизированы.

1 балл – в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы;

0 баллов – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы.

2 СЕРИЯ ЗАДАНИЙ: Проверка состояния фонематического восприятия.

1. Воспроизведение пар слогов в обратной последовательности.

Инструкция: «Слушай внимательно и повторяя за мной как можно точнее»:

– ба – па па – ба –

– са – за за – са –

– жа – ща ща – жа –

– са – ша ша – са –

– ла – ра ра – ла –

– ма – на – ма – на – ма – на –

– да – та – да – та – да – та –

– га – ка – га – ка – га – ка –

– за – са – за – са – за – са –

– ша – жа – ша – жа – ша – жа –

– са – ша – са – ша – са – ша –

– ца – са – ца – са – ца – са –

– ча – тя – ча – тя – ча – тя –

– ра – ла – ра – ла – ра – ла –

Процедура: в начале предъявляется первый член пары (ба – па), затем второй (па – ба). Оценивается воспроизведение пробы в целом (ба – па – па ба); Слоги предъявляются до первого воспроизведения, точного повторения добиваться не следует, т.к. задачей обследования является измерение актуального уровня развития речи.

Критерии оценки:

3 балла – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;

2 балла – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому ( ба – па – ба – па );

1 балл – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;

0 баллов - отказ от выполнения, полная возможность воспроизведения пробы;

2) Различение согласных звуков различной степени акустической и артикулярной противопоставленности в словах.  

Материал исследования: предметные картинки (слова-квазеомонимы): почка - бочка, катушка - кадушка, кора -гора, софа - сова, зуб - суп, луша - лужа, лук - люк, круг - крюк, осы-оси, банка - банька, мишка - мышка, сом - том, зверь - дверь, лиса - лица, кочка - кошка, Марина - малина, рак - лак, крыша-крыса, мишка - миска, роза - рожа.

Процедура: ребенку предлагалась пара картинок и давалась инструкция:

«Покажи ту картинку, которую я назову».

Критерии оценки:

3 балла – правильное выполнение;

2 балла – нарушение дифференциации только по одному признаку;

1 балл – по 2-м признакам;

0 баллов – более чем по 2-м признакам;

3) Различие согласных звуков в слогах.

Речевой материал: слоги, сак - ряк, сяк - щак, як -ляк, пяк- пак, гак -как,мяк - няк вак - бак, дак - нак, лак - рак, тяк -чак.

Процедура: эти пары слогов соотносятся с парой геометрических фигур

одной формы, но разного цвета например: Лицо экранируется, дается инструкция в соответствии, с которой ребенок проделывает необходимые операции с фигурами, соответствующие названным слогам,

Инструкция: «Покажи...», «Дай...», «Возьми» и т.д.

Критерии оценки:

3 балла – правильное различие звуков во всех десяти парах;

2 балла – ошибочное различие пар слогов, отличающихся акустически близкими звуками;

1 балл – ошибочное различие пар слогов, отличающихся артикуляторно близкими звуками;

0 баллов – отличающихся артикуляторно и акустически контрастными звуками;

3 СЕРИЯ ЗАДАНИЙ: Выявление сформированности звукослогового анализа.

1) Выделение звука на фоне слова.

Материал: слова, из которых ребенок по заданию должен выделить данный звук,

Звук «С» из слов: сода, луна, рука, коса, гром, стол, утка, весна, трава, скала, клумба, посуда, самолет, абрикос.

Звук «Ш» из слов: шары, рана, гамак, каша, кошка, карман, мешок, помидор, малыши, крыло, штаны, карандаш.

Звук «Р» из слов: вата, весы, рана, дубок, сурок, сахар, чайник, марка, стул, брат, топор, пижама, мухомор, сарафан.

Звук «Л» из слов: лапа, сани, лужа, пила, очки, сумка, шапка, палка, мост, волк, душ, пол, палатка, клумба, стол.

Процедура: ребенку предлагается ряд слов, из которых он по заданию должен выделить заданный звук.

Инструкция: «Слушай внимательно. Я буду называть слова. Если ты услышишь в слове звук "С" (Ш Р Л) подними руку».

Критерии оценки:

3балла – правильное выполнение задания;

2 балла – ошибки при выполнении звука в словах со стечением согласных;

1 балл – ошибки при выделении звука в словах со стечением согласных, в многослоговых (простых) словах с местоположением звука в середине слова;

0 баллов – ошибки при выделении звука в простых словах с местоположением звука вначале или конце слова;

2) Выделение первого, последнего звука в слове.

Речевой материал: шар, сок, лук, рама, бусы, кошка, стол, спутник, крыло, самолет, карандаш.

Процедура: ребенку называется слово и предлагается определить 1-ый и последний звук.

Инструкция: «Слушай внимательно. Я назову слово. Скажи, какой 1-ый (последний) звук в слове?

Критерии оценки:

3 балла – правильное выполнение задания;

2 балла – ошибки при определении последнего звука;

1 балл – ошибки при определении 1-го звука;

0 баллов – невыполнение задания;

3) Определение последовательности и количества звуков в слове.

Речевой материал: дом, сыр, мак, луна, ваза, кошка, повар.

Процедура: ребенку называлось слово, после чего он должен был определить последовательность и количество звуков в слове.

Инструкция: «Слушай внимательно. Я назову слово. Скажи, какой 1-ый (2-ой и т.д.) звук в слове. Сколько всего звуков в ЭТОМ Слове?».

Критерии оценки:

3 балла – правильное выполнение задания;

2балла – ошибки при анализе 2-х сложного слова со стечением согласных;

1 балл – ошибки при анализе 2-х сложного слова без стечения согласных;

0 баллов – ошибки при анализе односложных слов;

4) Определения местоположения звука по отношению к другим звукам.

Речевой материал:

а) картинки - мыло, сумка, дом;

б) слова - шапка, кошка, карандаш.

Процедура: перед ребенком раскладываются предметные картинки, которые он должен рассмотреть, Затем называется картинка:

а) ребенок должен показать ту, названии которой он слышит заданный звук («М») в начале (конце, середине) слова;

б) называется слово, ребенок должен определить, где в слове слышится заданный звук («Ш»).

Инструкция: а) «Посмотри на картинки. Покажи ту картину, где звук «М» слышится в начале (середине, конце)»;

б) «Слушай внимательно, Я назову слова. Скажи, где слышится звук «Ш» в слове?»

Критерии оценки:

3 балла – правильное выполнение задания;

2 балла – ошибки при определении местоположения звука в середине слова без опоры на наглядность;

1балл – ошибки при определении местоположении в середине слова с опорой на наглядность;

0 баллов – ошибки в определении местоположения звука в начале и конце слова с опорой на наглядность;

4 СЕРИЯ ЗАДАНИЙ: Выявление сформированности звукового синтеза.

Речевой материал: звуки, произносим в заданной последовательности: н, о, с; ш, а, р; л, а, п, а; р, у, к, а; к, о, ш, к, а.

Процедура: называются звуки и предлагается составить слово из этих звуков.

Инструкция: «Слушай внимательно. Я назову звуки. Скажи, какое слово можно составить из этих звуков?»

Критерии оценки:

3 балла – правильное выполнение задания;

2 балла – допущена одна ошибка в синтезе слов;

1 балл – допущено две ошибки в синтезе слов;

0 баллов – допущено три и более ошибок в синтезе слов

5 СЕРИЯ ЗАДАНИЙ: Исследование сформированности звукослоговой структуры слова.

Речевым материалом исследования служили слова различной слоговой сложности и звуконаполняемости.

- трехсложные слова, состоящие из открытых слогов без стечения согласных: машина, корова, дорога;

- трехсложные слова, состоящие из открытых и закрытых слогов со стечением согласных в начале слова: глубина, внучата, грамота; со стечением согласных в середине слов: дорожка, бородка, веранда; со стечением согласных в конце слов: машинист, горизонт, документ;

со стечением согласных с разным местоположением в слове: братишка, гвоздика, звездочка;

- четырехсложные слова, состоящие из открытых и закрытых слогов без стечения согласных: ежевика, балерина, черепаха;

- четырехсложные слова, состоящие из открытых и закрытых слогов со стечением согласных в начале слова: сковорода, внимание, движение;

со стечением согласных в конце слова: кочерыжка, табуретка, занавеска; со стечением согласных с разным местоположением в слове: авторучка, скворечник, простокваша;

- пятисложные слова: милиционер, преподаватель поворачивать, останавливать.

Процедура: ребенку предлагалось повторить названное экспериментатором слово.

Инструкция: «Слушай внимательно, я назову слово, а ты повтори его»,

Критерии оценки:

3 балла – правильное воспроизведение звукослоговой структуры всех слов;

2 балла – ошибочное воспроизведение звукослоговой структуры трехсложных слов со стечением согласных;

1 балл – ошибочное воспроизведение звукослоговой структуры пятисложных и четырехсложных слов со стечением согласных;

0 баллов – ошибочное воспроизведение звукослоговой структуры трехсложных и четырехсложных слов без стечения согласных;

2.2 Характеристика уровней сформированности звукослогового анализа и синтеза у учащихся с ФФНР

Обследование проводилось на базе МОУ средней общеобразовательной школы на логопункте в период с 01.09.08 по 26.12.08г. В эксперименте участвовали 5 учеников первого класса, имеющие диагноз фонетико-фонематическое нарушение речи. Для удобства подсчета результатов каждому учащемуся был присвоен свой порядковый номер.

Анализ исследований показал, что ни один ребенок не выполнил все предложенные задания правильно, без ошибок.

Таблица 1

Обследование звукопроизношения.

Группы звуков

Учащиеся №

Свистящие Шипящие Сонорные Остальные звуки

Общее кол-во

Баллов/процент

Р Р` Л Л`
1 0 3 0 0 2 3 3 11/52%
2 0 3 1 1 3 3 3 14/66%
3 3 3 0 0 0 0 2 8/38%
4 3 0 0 0 3 3 3 12/57%
5 0 0 0 1 1 2 3 7/33%

Как видно из таблицы 1, самыми распространенными у детей оказались нарушения произношения сонорных звуков [Р], [Р`],[Л], которые являются наиболее яркими в акустическом плане и наиболее сложными в артикуляторном. За ними следуют группы свистящих и шипящих. Звуки, входящие в эти группы, являются акустически близкими между собой в противовес сонорным. В свою очередь свистящие звуки, нарушенные в большей степени, чем шипящие, являются самыми акустически близкими между собой. Это свидетельствует о наличие у младших школьников нарушений слухового восприятия, отрицательно влияющего на усвоение нормативного произношения. На момент обследования устной речи детей нарушения звукопроизношения отмечены у всех 5 учащихся. У учащегося по № 3 обнаружены нарушения других звуков, данный ученик заменяет звук [j] на [л`], например:(яма ляма).


Таблица 2

Проверка состояния фонематического восприятия

Задание

Учащиеся №

Воспроизведение

пар слогов в обратной последовательности

Различение

согласных звуков в словах

Различение согласных звуков в слогах

Общее кол-во

баллов

процент

1 2 1 1 4/44%

 

2 2 1 2 5/55%

 

3 1 2 1 4/44%

 

4 2 2 0 4/44%

 

5 1 0 1 2/22%

 

Изучение фонематического восприятия проводилось при помощи задания повторения цепочек слогов, содержащих оппозиционные звуки. При выполнения задания дети допускали различные ошибки: уподобление звуков (ша-ша-ша вместо ша-жа-ша) у 3 учащихся, нарушение порядка воспроизведение слогов (са-са-за вместо са-за-са) у 4 учащихся, пропуски слогов (ча-ща вместо ча-ща-ча) у всех учащихся, уподобление второго члена пары первому - у всех учащихся. Задание на различение согласных звуков различной степени акустической и артикуляторной противопоставленности в словах. Ошибки дети допускали: по признаку твердости – мягкости; при различении слов-квазеомонимов по признаку акустически близких, но артикуляторно далеких (миска-мишка). Вероятно, относительно низкий показатель неправильных ответов при воспроизведении слов по данному признаку, может свидетельствовать о том, что большую роль в нарушении дифференциации играет трудность в артикулировании некоторых звуков.

Таблица 3

Выявление сформированности звукослогового анализа

Задание

Учащиеся

Выделение

звука на фоне слова

Выделение первого, последнего звука в слове

Определение последов-ти

и количества

звуков в слове

Определение последов-ти звука по отношению к др. звукам

Общее кол-во

баллов/

процент

1 2 2 1 1 6/50%
2 1 1 2 2 6/50%
3 2 1 1 1 5/42%
4 1 1 0 1 3/25%
5 0 0 1 1 2/17%

В основном дети при определении первого и последнего звука в слове выделяли исключительно слоги. При выполнении заданий на исследование звукового анализа дети допускали следующие ошибки: неверно определяли заданный звук (в начале, середине, и конце слова), особенно в слабых позициях; ошибались в подсчете количества звуков в слове и назывании их последовательности. Самые распространенные ошибки – называние слога вместо звука, а также пропуски и перестановки звуков. Все дети в той или иной степени не справились с заданиями на фонематический анализ.

При выполнении задания выделения первого и последнего звука в слове у учащихся под №1 и №2 вызвало затруднение выделение первого звука, у учащихся под №3 и №4 вызвало затруднение выделение последнего звука. Учащийся под №5 с заданием не справился. Все допускали ошибки при анализе слова "рама", "бусы", "кошка", "крыло", заменяя гласные звуки, стоящие в конце слов па слоги (например, "кошка" - последний звук "ка"), что свидетельствует о несформированности у детей обеих категорий понятий "звук" и "слог". В определении последовательности и количестве звуков в слове в основном у детей были ошибки при анализе 2-х сложных слов со стечением согласных у № 2 и без стечения согласных №1, №3, №5. У ученика под №4 были ошибки при анализе односложных слов.


Таблица 4 Выявление сформированности звукового синтеза

Задание

Учащиеся№

Односложные слова Сложные слова со стечением согласных Сложные слова без стечения согласных

Общее Кол-во

баллов

процент

1 3 1 2 6/67%

 

2 3 2 2 7/78%

 

3 3 1 2 6/67%

 

4 3 1 1 5/56%

 

5 3 0 1 4/44%

 

Для исследования звукового синтеза детям предлагалось составить слово из изолированных звуков, предъявленных на слух. Если звуки предъявлялись без изменения порядка, практически все дети справлялись с заданием. При предъявлении звуков «вразбивку» выполнить задание оказалось сложнее. С этим задание не справились 3 ученика.

Таблица 5 Исследование сформированности звукослоговой структуры слова

Учащиеся

Задание

1 2 3 4 5
Трехсложные слова, состоящие из открытых слогов без стечения согласных 3 3 3 3 3
Трехсложные слова, состоящие из открытых и закрытых слогов со стечением согласных в начале слова 3 3 3 2 2
со стечением согласных в середине слов 2 2 3 2 3
со стечением согласных в конце слова 2 2 2 2 2
со стечением согласных с разным месторасположением в слове 2 2 2 2 1
Четырехсложные слова, состоящие из открытых слогов без стечения согласных 2 1 2 1 1
Четырехсложные слова, состоящие из открытых и закрытых слогов со стечением согласных в начале слова 1 1 1 1 0
со стечением согласных в конце слова 1 0 1 0 0
со стечением согласных с разным месторасположением в слове 1 0 1 1 1
Пятисложные слова 0 1 1 0 0
Общее количество баллов/процент 17/57% 15/50% 19/63% 14/47% 13/43%

У всех учеников это задание вызвало затруднение. В процессе выполнения задания дети пропускали звуки и слоги в словах. Примеры искажений: милиционер - милицанер, космонавт – комонавт, термометр- (теморитор), водопроводчик - вапровочик, дравочик, парикмахерская - палиахская. 3-х сложные слова со стечением согласных в середине слова. Примеры искажений: стрекоза - стикоза, скворечник - сваречник. Отмечалось нарушение звукослоговой структуры. Нарушали последовательность звуков (кавалангист) и слогов (скоровода), добавляли звуки (аквалавангист) и слоги, заменяли звуки. Подобные ошибки были зафиксированы у всех 5 учеников.


Таблица № 6

Характеристика уровней сформированности звукослогового анализа и синтеза у учащихся с ФФНР

Список детей Показатели в баллах Уровень успешности
1. Звукопр-е 2. Фонем. восприятие 3. Звукослогов. анализ 4. Звуковой синтез 5. Звукослогов. структур Общий балл Показатель в процентах
Учащийся №1 11 4 6 6 17 44 54% III
Учащийся №2. 14 5 6 7 15 47 58% III
Учащийся №3 8 4 5 6 19 42 52% III
Учащийся №4 12 4 3 5 14 38 46% IV
Учащийся №5. 7 2 2 4 13 28 35% IV

Обобщая результаты использования методики, можно сказать, что на I уровень успешности (самой высокий) встречается у детей с нормально протекающим речевым и интеллектуальным развитием.

Успешность II уровня свидетельствует о фонетико-фонематическом недоразвитии: нарушено звукопроизношение одной группы звуков, незначительные ошибки звукослогового анализа и синтеза, нарушение фонематического восприятия;

III уровень успешности свидетельствует нарушено звукопроизношение двух группы звуков, ошибки звукослоговой структуры слова и звукослогового анализа и синтеза.

IV уровень успешности выполнения методики (самый низкий) о грубом нарушении фонетико-фонематической стороны речи: нарушено звукопроизношение трех и более групп звуков, низкий уровень звукослогового анализа и синтеза, несформированность фонематического восприятия и звукослоговой структуры слова. Они испытывают сложности при выполнении заданий, делают много ошибок или отказываются от выполнения.

Как видно из таблицы № 6 из пяти испытуемых учащихся, три ученика вышли на III уровень успешности и два ученика на IV уровень успешности. У всех этих детей фонетико-фонематичекое недоразвитие речи, у них нарушено звукопроизношение, фонематическое восприятие, звукослоговая структуру слова, также они испытывают затруднения в развитии звукослогового анализа и синтеза.

2.3 Экспериментальная серия занятий по формированию звукослогового анализа и синтеза у младших школьников с ФФНР

После проведения констатирующего эксперимента, были составлены и проведены индивидуальные занятия, направленные на коррекцию фонематического восприятия и звукослогового анализа и синтеза.

Занятия проводились в индивидуальной форме в дневное время. В процессе коррекционной работы учитывались индивидуальные особенности детей: эмоциональное состояние, психомоторное развитие и поведенческие реакции.

Индивидуальное занятие №1

Тема: Звук [а]

Цели: 1.Закрепление правильного произношения звука А.

2.Выделение звука А из ряда гласных и из начала слова.

3.Определение количества звуков в сочетаниях типа АААА.

4. Развитие подвижности органов артикуляции;

5. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия;

Оборудование и дидактический материал: зеркало, картинки с изображением: айвы, груши, авокадо, апельсина, ананаса, абрикоса, яблока, персика, мандарина, фланелеграф, карточки для звукового анализа, мячик;

Упражнение 1. «Найди и покажи»

Описание: Педагог предлагает ученику картинки, на которых им необходимо найти фрукты, названия которых начинаются на звук [а]

Оборудование и дидактический материал: картинки с изображением айвы, груши, авокадо, апельсина, ананаса, абрикоса, яблока, персика, мандарина).

Упражнение 2. «Назови правильно»

Описание: педагог предлагает ребенку правильно назвать первый звук в предлагаемых словах: адрес, аист, ангел, автор, атлас

Методические указания: далее ребенку предлагается правильно назвать последний звук в слове. При этом длительность звучания последнего звука педагогу следует несколько увеличить, чтобы он мог почувствовать разницу в артикуляции и звучании предшествующего согласного и следующего за ним гласного звука.

Предлагаемые слова: стен-н-на, голов-в-ва, коз-з-за, барж-ж-жа, стрекоз-з-за. игл-л-ла, кайм-м-ма, тишин-н-на, лис-с-са, глаз-з-за.

Затем педагог предлагает ребенку определить, где находится звук в словах: акула, арфа, айва, арба, аптека, атака, арка, астра Анна, ампула, азбука, Африка, Америка.

Упражнение 3. «Повторяй правильно»

Инструкция: педагог говорит: «Есть очень много слов в которых звук [а] находится не в начале и не в конце слова а прячется в середине слова. Повторяй за мной только те слова, в которых услышите звук [а] в середине.

Методические указания: при повторении слов ученику необходимо подчеркнуть голосом гласный звук растянутым, длительным произношением.

Предлагаемые слова: лу-у-ук. ла-а-ак, ма-а-ак, бо-о-ок, ба-а-ак со-о-ом. са-а-ам, та-а-ак, то-о-ок, ма-а-ал, мо-о-ол.

Упражнение 4. Игра «Мячик мы ладошкой "стук", повторяем дружно звук»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

Инструкция: Когда услышишь звук «А», стукни мячом об пол. Поймав мяч, повтори этот звук. А — У— О — У —А—А — О — У

План занятия.

1.   Организационный момент.

2.   Характеристика звуков.

3.   Развитие фонематического восприятия.

4.   Формирование навыков звукослогового анализа и синтеза.

5.   Физминутка.

6.   Автоматизация звуков в словах.

7.   Автоматизация звуков в предложении.

8.   Итог занятия.

Индивидуальное занятие №2

Тема: Звук [у]

Цели: 1.Закрепление правильного произношения звука У.

2.Выделение звука У из ряда гласных и из начала слова.

3.Определение количества звуков в сочетаниях типа УУУУ.

Оборудование и дидактический материал: зеркало, схема артикуляции гласных звуков, сюжетные картинки, предметные картинки.

Упражнение 1. «Назови правильно»

Описание: Педагог предлагает ребенку правильно услышать и назвать первый звук в называемых словах.

Предлагаемые слова: умница, уши, узел, улей, уголь, угол, угорь, усики, урна, ура.

Упражнение 2. «Назови последний звук»

Инструкция: педагог говорит ребенку: «Я произнесу слово без последнего звука. А ты произнесите слово полностью и назовите последний звук в нем».

Предлагаемые слова: кенгур(у), почем(у), какад(у), сниз(у), сраз(у).

Упражнение 3. «Найди, где спрятался звук»

Описание: педагог предлагает ребенку повторить пары слов, которые он называет, и найти, где спрятался звук [у].

Предлагаемые слова:

Мак мук  дуб  дам

Шар шум  шаг  шут

Пух пол  тук  так

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Собрание рефератов