Рефераты

Дипломная работа: Особенности формирования звукослогового анализа и синтеза у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Зуб зал  сук  сад

Бук бок  газ  гул

Упражнение 4. Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.

Описание: Логопед предлагает ребенку пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребенок делает вдох, плавно катит шар логопеду, пропевая гласный: У — У — У — У — У — У

Методические указания: игру можно проводить сидя на полу — в кругу или парами, пропевая заданные логопедом гласные звуки и катая мяч. Логопед обращает внимание детей на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно.

Индивидуальное занятие №3

Тема: Дифференциация звуков [а] и [у]

Цели: 1.Закрепление правильного произношения и различения звуков [а], [у]

2. Анализ и синтез ряда гласных типа АУ, ААУ.

3. Развитие фонематического слуха.

4. Формировать умение выделять заданный звук на фоне слова и

определять его месторасположение;

5. Развитие общей и мелкой моторики;

Оборудование и дидактический материал: зеркало, предметные картинки, фланелеграф, карточки для звукового анализа, мячик;

Упражнение 1.

Описание: Педагог произносит слоги АУ, УА и предлагает ребенка ответить на вопросы и выполнить задания:

Педагог произносит слог АУ – «Сколько звуков произнесено?»

Педагог произносит слог УА – «Какой первый звук? Какой второй звук?»

Затем ребенку предлагается назвать первый и второй звуки в данных слогах и произнести их слитно, не прерывая звуки: [ау], [уа].

Упражнение 2. Игра " Самый внимательный."

Описание: Логопед называет слова, а ребенок поднимают нужный символ, если услышит в них первый звук А или У.

Предлагаемые слова: утренник, абрикос, диван, Оля, укроп, антилопа, кот, уши, апельсин и т. д.

Упражнение 3. Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.

Инструкция: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «А», «У». А — Э — У —Ы — Э — А — У — О — А — Э — Ы—Э.

Упражнение 4. Дидактическая игра «Радисты».

Инструкция: Скажи столько раз звук [А], сколько раз я хлопну в ладоши.

Упражнение 5. Дидактическая игра «Губы - художники».

Описание: Угадать звук по беззвучной артикуляции, произнести этот звук с движением речедвигательной ритмики.

Индивидуальное занятие №4

Тема: Звук [о]

Цели: 1. обучение различению и правильному произношению звука О.

2.Закрепление правильного произношения звука О.

3.Выделение звука О из ряда гласных и из начала слова.

4.Определение количества звуков в сочетаниях типа ОООО.

Упражнение №1.Игра "Эхо".

Описание: логопед произносит звук О громко, ребенок - тихо, а затем наоборот. Во время этой игры логопед дает установку на четкое, утрированное произнесение звука О.

Упражнение №2.

Описание: логопед предлагает детям повторять слова, которые он просит: обувь, орден, отдых, отпуск, ось, область, осы. Далее логопед предлагает детям ответить на вопрос, с какого звука начинаются эти слова.

Упражнение №3. Игра -"Один - много".

Описание: логопед кидает мяч ребенку, называя один предмет, ребенок, поймав мяч, должен назвать много этих предметов.

Например: окунь - окуни, много окуней, окно - окна, много окон и т. д. При этом интонационно выделяется первый звук в слове.

Упражнение №4.

Инструкция: я произнесу два звука по отдельности, а ты произнесите их вместе, слитно: [о], [а] – [оа], [о], [у] – [оу], [о],[о] – [оо],[о], [а] [оа] и т.д.

Затем логопед предлагает ребенка повторить за ним три звука слитно и назвать отдельно каждый звук: [ауо] – [а], [у], [о] ([ауо], [оау], [уоа], [уао], [ауо], [оуа]).

Индивидуальное занятие №5

Тема: Звук [л]

Цели: 1. Формировать умение выделять согласный [л] из ряда других звуков.

2. Развивать слуховое внимание, память;

3. Совершенствовать речевую моторику, фонематический слух,

фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез.

Упражнение №1. Где звук [л]?

Описание: педагог предлагает детям слова, дети должны определить положение звука [л] в слове (начало, середина, конец).

Предлагаемые слова: лыжи, ложа, жало, лыко, колы, лама, стол, мала, стул, полка, палка, купол, капал, скала, ласка, лапа.

Упражнение №2. Вставь звук [л].

Описание: Педагог предлагает детям вставлять в слова, которые называет логопед, звук [л], он должен быть вторым по счету. После этого ребенок произносит получившиеся пары слов полностью.

Предлагаемые слова: пан — план, бок блок, кок — клок, сова — слова, пот — плот; кубок — клубок, сон — слон, сух слух, куб клуб, газ глаз.

Упражнение №3. Придумай слова со звуком [л].

Описание: Педагог предлагает ребенку придумать как можно больше слов, в состав которых входил бы названный звук. Лучшими ответом считаться, если ученик:

• придумал много слов с заданным звуком;

• придумал самые интересные слова с заданным звуком;

• придумал слова, в которых заданный звук встречается целых два или даже три раза.

Упражнение №4. Пиши кружочками.

Описание: педагог предлагает ребенку записать слова под диктовку, но не обычными буквами, а кружочками по количеству букв в слове.

Например: суп — ООО.

Слова для записи: ау, рука, сок, весна, дом, роса.

Индивидуальное занятие №6

Тема: Различение звуков [л] и [л`]

Цели: 1. Учить детей различать звуки [л] и [л`];

2. развивать фонематическую дифференциацию звуков [л] и [л`] в

изолированной позиции; в слогах; словах;

3. Развивать мелкую моторику пальцев рук;

Упражнение №1. Договори слово.

Описание: Педагог предлагает ребенку договорить последний слог имени так, чтобы получилось правильно, затем произнести полностью все имя и сказать, где звук [л] твердый, а где мягкий.

Предлагаемые слова:

Ва(ля) Га(ля) То(ля) По(ля) Ля(ля) Ко(ля)

Ви(ля) Фи(ля) Гу(ля) Ли(ля) Ле(ля) Ли(да)

Ли(за) Ле(ва) Ле(ша) Ли(на) Лю(да) Ли(ка) Лю(ся)

Упражнение №2. Замени первый звук.

Описание: Педагог предлагает детям заменить первый звук в слове на звук [л'], чтобы увидеть, какое новое слово получится. Предлагаемые слова:

мед — лед  зев — лев  вес лес

тюк люк  бить — лить пень лень

рейка лейка рента — лента печь лечь

пекарь — лекарь репка — лепка песок лесок

метать — летать печенье — леченье тюлька — люлька

вещь лещ

Индивидуальное занятие №7

Тема: Звук [к]

Цели: 1.Закрепление правильного произношения звука [к].

2.Дифференциация звука К со сходными звуками [Г, X, П, Т].

3.Анализ и синтез слогов типа АК, КА.

4. Выделение звука [к] из состава слова.

Упражнение №1. Выделение звука [к] из ряда слогов и слов.

Инструкция: я буду называть слоги, а ты, как услышишь слог со звуком [к], хлопни в ладоши: ка-та-ка-па-та-га-ка.

Упражнение №2. «Чем интересны слова»?

Описание: Педагог называет слова, предлагает детям внимательно послушать, а затем определить в каком слове есть звук [к].

Предлагаемые слова: кот - губы - каток; гамак - муха - танк; Галя - мука – вагон;

Упражнение №3. Назови слово.

Инструкция: Педагог показывает детям картинки и говорит: «Дети, произнесите звук [к], а я договорю слово, картинки помогут вам назвать слово полностью».

к(укла) к(аменъ) к(озы) к(узов) к(апля)

к(они) к(удри) к(актус) к(олода) к(упол)

к(адка) к(орни) к(уртка) к(оты) к(афелъ)

к(омпас) к(уры) к(асса) к(устик) к(атер)

Затем педагог предлагает детям ответить на вопрос, какой звук следует за звуком [к].

Упражнение №4. «Какой звук пропал?»

Инструкция: Педагог называет детям слова, заменяя звук [к] паузой, и просит детей сказать, какой звук пропал.

Предлагаемые слова:

вил(к)а тарел(к)а чаш(к)а лож(к)а

(к)астрюля ста(к)ан (к)руж(к)а солон(к)а

(к)овши(к) с(к)овород(к)а

Педагог просит детей внимательно послушать, как звучат эти слова, сказать, какой у них общий звук, и определить его место в слове.

Упражнение №5. Найди лишнее слово.

Инструкция: Педагог говорит детям четыре слова. Дети слушают как они звучат. Прислушиваются к первому звуку. И должны догадаться и сказать, чем одно слово отличается от остальных: клюв, крылья, хвост, кости.

Индивидуальное занятие №8

Тема: Различение звуков [к] и [к`].

Цели: 1. Закрепление правильного произношения звуков [к] и [к`].

2. Дифференциация данных звуков в слогах, словах, предложении.

3. Совершенствование фонематического восприятия.

4. Развитие общей и мелкой моторики.

5. Развитие зрительного и слухового внимания и памяти.

Упражнение №1. «Правильно ли я говорю»?

Описание: Педагог говорит детям: «Послушайте и скажите, правильно ли я произношу первый звук в словах: кыно, кирпич, киска?.. Неправильно? Смешно? Конечно! Первый звук в этих словах звучит мягко: [к']!»

Далее педагог называет детям слова и просит их сказать, с какого звука начинаются эти слова: кегли, кепка, кеды, кедр, кекс, кенар, кино, киоск, кирпич, килька, киска, кисть.

Упражнение №2. «Повтори правильно»

Описание: Педагог называет детям слова и предлагает им повторять только те, в которых они услышат мягкий звук [к'].

Предлагаемые слова: буква, букет, пакет, пока, накат, накидка, макет, макароны, парк, паркет.

Затем педагог говорит детям: «Я назову один предмет, а вы множество таких же предметов. В каких словах твердый звук [к], а в каких мягкий [к']?»

Упражнение №3 . Игра "Закончи слово звуком [К].

Описание: Логопед произносит слово без последнего звука К и показывает картинку, а ребенок называют все слово:

nay., .от, ма., тан..

Упражнение №4 .Определение первого и последнего звука в слове.

Описание: На столе появляется волшебный замок, в котором на первом и третьем этажах вместо окон почтовые ящики. Дети подходят к "полю чудес", где разложены разные картинки, и отбирают только те, название которых начинается или заканчивается на звук К. Выбранные картинки расселяются в соответствующие почтовые ящики.

Слова: кот, кнут, каток, танк.

Индивидуальное занятие №9

Тема: Звук [т]

Цели: 1. Закрепление правильного произношения звука [т].

2.Формирование умения выделять заданный звук на фоне слова и

определять его месторасположение;

3.Развитие пространственных представлений;

4. Развитие общей и мелкой моторики;

5. Совершенствование фонематического восприятия.

Упражнение 1. «Сколько звуков?»

Инструкция: логопед называет ребенку слоги: AT, ОТ, ЫТ, ЭТ УТ. Он должен правильно произнести эти слоги и ответить на вопросы:

• Сколько звуков в слоге?

• Какой первый звук?

• Какой второй звук?

Упражнение 2. «Закончи слово»

Описание: педагог предлагает помочь договорить слова, добавляя звук [т].

Предлагаемые слова:

бин(т) кус(т) тор(т) сала(т) вин(т) мос(т) пор(т) хала(т) зон(т) лис(т) кор(т) жаке(т) бан(т) пос(т) бор(т) паке(т) хвос(т) буке(т) Добавляя звук, дети должны произнести слова полностью и так, чтобы отчетливо был слышен звук [т], и определить, где слышится этот звук.

Упражнение 3. «Произнеси звук [т]»

Описание: педагог предлагает ребенку громко и четко произносить звук [т] как первый звук слова, остальное слово будет договаривать сам педагог. Ребенок должен будет полностью повторить это слово и ответить, какое слово получилось.

Предлагаемые слова:

(т)качи (т)рон (т)руба (т)ворог

(т)рава (т)кань (т)рос (т)рость

Упражнение 4. «Измени имя».

Описание: логопед предлагает ребенку повторять за ним имена, которые он называет, но только со звуком [т]: Ваня – Таня, Рома – Тома, Коля – Толя, Вася – Тася.

Индивидуальное занятие №10

Тема: Различение звуков [т] и [т`].

Цели: 1. Закрепление правильного произношения звуков [т] и [т`].

2. Дифференциация данных звуков в слогах, словах, предложении.

3. Совершенствование фонематического восприятия.

4. Развитие общей и мелкой моторики.

5. Развитие зрительного и слухового внимания и памяти.

Упражнение 1. «Повтори правильно»

Описание: Педагог предлагает ребенку повторять слова, которые произносит, но только те, в которых он услышат мягкий звук [т'].

Предлагаемые слова: тени, теннис, тюбик, столбик, тяни, тони, тын, тина, тюфяки, туфельки, путы, пути, фантик, фанты, винты, винтик, зонтик, зонты, боты, ботик, порты, портик, трости, тосты, тортик, бортик, борт.

Упражнение 2.

Инструкция: «Ты знаешь много имен, сейчас я буду произносить начало имени, а ты произнесете второй слог ТЯ.

Имена: Ви(тя), Ка(тя), Нас(тя), Ми(тя), Мо(тя), Кос(тя).

Далее ребенку предлагается произносить слог ТИ, чтобы закончить слова, начало которых произносит педагог.

Предлагаемые слова:

вес(ти) пус(ти) кос(ти) мес(ти) гос(ти) пас(ти)

Упражнеие 3. «Произнеси последний звук»

Инструкция: «Я начну произносить слово, а ты договори его и произнеси последний звук [т']. Какое слово получилось?»

Предлагаемые слова:

вес(ть) час(ть) лес(ть) мас ть) чес(ть)

мес(тъ) жес(ть) пус(тъ) грус (ть)

УПРАЖНЕНИЕ 4. «Запомни и повтори»

Описание: логопед предлагает ребенку сначала повторять за ним каждое слово отдельно, а потом сразу по три слов.

Предлагаемые слова:

Тина тон тюлень
Тома тело тюфяк
типы терем тюк

Упражнение 5. «Замени звук»

Описание: в ходе занятия логопед предлагает ребенку заменить звук [т] на звук [т'] в словах и увидеть, как получается новое слово.

Предлагаемые слова:

шест шесть  обут — обуть

брат брать  надут надуть

ответ ответь  уснут — уснуть

насест насесть нагреm — нагреть

жест — жесть  рулит рулить

карат карал  съест съесть

пvcm — пусть  дунут — дунуть

ВЫВОДЫ

С целью изучения особенностей формирования звукослогового анализа и синтеза у младших школьников с ФФНР было проведено экспериментальное исследование уровня сформированности звукослогового анализа и синтеза у детей данной категории.

Нами была сформирована экспериментальная группа младших школьников из пяти человек в возрасте 7 лет.

В основу экспериментальной работы была проведена синтезированная методика Р.И. Лалаевой, Е.В. Мальцевой, А.Р. Лурия.

Исследование показало наличие у детей экспериментальной группы с фонетико-фонематическим нарушением затруднения в звукослоговом анализе и синтезе. Наиболее трудным для детей с ФФН речи оказались выделение звука (в начале, середине или конце слова), особенно в слабых позициях; ошибались в подсчете количества звуков в слове и назывании их последовательности; называли вместо звука слога, а также пропуски и перестановки звуков.

У детей с ФФН нарушен звукослоговой анализ и синтез: несформированность действия по выделению последовательного порядка звуков в слове и умение самостоятельно определять звуковые элементы последнего (позицию звука в слове, выделение звуковых отношений и.т.д.) Дети допускают значительное количество ошибок в определении порядка звуков в слове; пропуск отдельных звуков, добавление лишних, перестановка слогов и звуков, замена некоторых из них.

Большинство детей выполнили задания на низком уровне (3 ребенка), остальные два на очень низком уровне.

На основе полученных данных проведенного нами исследования звукослогового анализа и синтеза у младших школьников с ФФНР мы выделили основные направления коррекционной работы:

1. Формирование фонематического восприятия и умения дифференцировать звуки при восприятии на слух и в произношении;

2. Формировать умение выделять в многообразии звуков речи фонемы характерные для данного языка;

3. Обучать устанавливать точное место каждого звука в слове, т.е. вычленять звуки в той последовательности, в которой они находятся в слове.

Для реализации основных направлений были подобраны специальные приемы и упражнения.


Глава III ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОСЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

3.1 Динамика развития звукослогового анализа и синтеза у учащихся 1 класса

После проведения серии коррекционно - развивающих занятий, был сделан второй контрольный срез, с целью выявления динамики развития звукослогового анализа и синтеза у младших школьников с ФФНР, который по своей структуре был аналогичен первому контрольному срезу. После чего был проведен сравнительно-сопоставительный анализ результатов первого и второго контрольных срезов.

Анализ результатов показал динамику развития звукослогового анализа и синтеза у младших школьников

Таблица 7

1 СЕРИЯ ЗАДАНИЙ: Обследование звукопроизношения.

Группы звуков

Учащиеся

Свистящие Шипящие Сонорные Остальные звуки

Общее

Кол-во

баллов

процент

срез

Общее

колво

баллов

процент

срез

Р Р` Л Л`
1 1 3 0 0 2 3 3 11/52% 12/57%
2 2 3 1 2 3 3 3 14/66% 17/80%
3 3 3 0 0 1 1 3 8/38% 11/52%
4 3 2 0 0 3 3 3 12/57% 14/67%
5 1 1 0 1 1 2 3 7/33% 9/43%

Как видно из таблицы 7, у детей остаются нарушения звукопроизношения. Также самым распространенным у детей остаются нарушения произношения группы сонорных звуков, шипящих и свистящих. При постоянных логопедических занятиях наблюдается тенденция к улучшению. Полиморфное нарушение звукопроизношения, при котором часть звуков не автоматизирована, остальные смешиваются в произношении, наблюдалась у всех учащихся. Это, по всей видимости, обусловлено существованием нечетких артикуляторных образов, которая приводит к стиранию граней между слуховыми дифференциальными признаками звуков. Таким образом, создается помеха для их различения. Все учащиеся продвинулись наиболее высокий этап усвоения звука, имело место таких ошибок как смешение близких по звучанию или артикуляции звуков. Эти звуки правильно произносились детьми изолированно. Полученные результаты свидетельствуют о сложности выработки дифференцировок. Полученные результаты обследования состояния звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием в первую очередь являются настораживающими в плане прогнозирования успешности овладения детьми грамотой, в частности чтением и письмом.

Таблица 8

2 СЕРИЯ ЗАДАНИЙ: Проверка состояния фонематического восприятия.

Задание

Учащиеся

Воспроизведение

пар слогов в обратной последовательности

Различение согласных звуков в словах Различение согласных звуков в слогах

Общее кол-во

баллов/

процент

1 срез

Общее кол-во

баллов/

процент

2 срез

1 3 2 2 4/44% 7/78%
2 3 2 2 5/55% 7/78%
3 1 3 2 4/44% 6/67%
4 2 2 1 4/44% 5/56%
5 1 1 2 2/22% 4/44%

Из таблицы 8 видно, что фонематическое восприятие у детей все еще не достаточно сформировано, и остаются ошибки при выполнении заданий. При выполнении задания на произнесение слогов в определенной последовательности, с ним справились учащиеся под № 1 и 2, остальные дети допускали следующие ошибки: уподобление второго члена пары звуков – первому, нарушали порядок воспроизведения слогов, пропускали слоги.

При выполнении задания на различение согласных звуков различной степени акустической и артикуляторной противопоставленности в слова на высокую оценку выполнил учащиеся №3, остальные дети допускали ошибки.

Таблица 9

3 СЕРИЯ ЗАДАНИЙ: Выявление сформированности звукослогового анализа.

Задание

Учащиеся

Выделение

звука на фоне слова

Выделение первого, последнего звука в слове

Определение последов-ти

и количества

звуков в слове

Определение последов-ти звука по отношению к др. звукам

Общее

кол-во

баллов/

процент

1 срез

Общее

кол-во

баллов/

процент

2 срез

1 2 3 2 2 6/50% 9/75%
2 2 1 2 2 6/50% 7/58%
3 2 3 1 2 5/42% 8/67%
4 2 2 1 1 3/25% 6/50%
5 1 1 2 2 2/17% 6/50%

Анализ данной серии заданий показал, что учащиеся под № 2 и 3 стали лучше выделять первый и последний звук в слове. Достаточно сложным для учащихся остается выполнение полного анализа слов т.е. определение последовательности и количества звуков. Причем большинство ошибок имело место при определении последовательности звуков в словах.

Характерной ошибкой для всех детей явилось пропуск гласных звуков (пример, в слове "дом" 1-й звук [д], 2-ой звук [м]). При анализе слова "кошка" дети опускали согласную "Ш" или "К" в середине слова. Еще одной характерной ошибкой было перечисление слогов вместо звуков (пример„"луна" 1-ый звук "лу", 2-ой "на"). При определении количества звуков тоже допускалось, множество ошибок. Если ребенок слово "дом" разложил на звуки "д" и "м", то количество звуков будет им определено ошибочно. Но зачастую, дети число звуков определяли наугад пример, слово "сыр" разложили на звуки "с", "р", на вопрос, о количестве звуков в этом слове отвечали: "три".

Проанализировать односложное слово, разложить его на звуки и определить их число было доступно всем учащимся, а двухсложные слова без стечения и двухсложное слово со стечением смогли проанализировать учащиеся №1, 2 и 5.

Таблица 10

4 СЕРИЯ ЗАДАНИЙ: Выявление сформированности звукового синтеза.

Задание

Учащиеся

Односложные слова 2-х сложные слова со стечением согласных

2-х сложные слова без стечения

согласных   

Общее

кол-во

баллов/

процент

1 срез

Общее

кол-во

баллов/

процент

2 срез

1 3 2 2 6/67% 7/78%
2 3 3 3 7/78% 9/100%
3 3 2 3 6/67% 8/89%
4 3 2 2 5/56% 7/78%
5 3 1 2 4/44% 6/67%

Из таблицы 10 видно, что при выполнении задания синтезировать из звуков слова, при выполнении задания с односложными словами затруднений у детей они не вызвали. Дети испытывали трудности в двусложных словах со стечение и без стечения согласных. Они допускали следующие ошибки: перестановки слогов в двухсложном слове (например, "рука", дети называют "кару") или же получали совершенно другие слова (например, "папа" вместо "лапа", "утка" вместо "рука".

Таблица 11

5 СЕРИЯ ЗАДАНИЙ: Исследование сформированности звукослоговой структуры слова.

Учащиеся

Задание

1 2 3 4 5
Трехсложные слова, состоящие из открытых слогов без стечения согласных 3 3 3 3 3
Трехсложные слова, состоящие из открытых и закрытых слогов со стечением согласных в начале слова 3 3 3 3 3
со стечением согласных в середине слов 3 2 3 2 2
со стечением согласных в конце слова 3 2 3 2 2
со стечением согласных с разным месторасположением в слове 2 2 2 2 1
Четырехсложные слова, состоящие из открытых слогов без стечения согласных 1 2 2 1 2
Четырехсложные слова, состоящие из открытых и закрытых слогов со стечением согласных в начале слова 2 2 2 2 0
со стечением согласных в конце слова 2 1 2 1 1
со стечением согласных с разным месторасположением в слове 1 1 1 0 0
Пятисложные слова 0 0 1 0 0
Общее количество баллов/процент 1 срез 17/57% 15/50% 19/63% 14/47% 13/43%
Общее количество баллов/процент 2 срез 20/67% 18/60% 22/73% 16/53% 14/47%

Исследования показали, что у младших школьников с ФФН остаются проблемы сформированности звукослоговой структуры слов. После проведения повторного эксперимента и предъявления детям тех же слов было сделано заключение, что с произнесением трехсложных слов различной категории у детей почти не возникало проблем, но четырехсложные и пяти сложные слова пока остаются сложны для воспроизведения и дети допускают следующие ошибки: нарушение последовательности звуков и слогов, добавляли звуки и слоги, заменяли их.


Таблица №12

Динамика развития звукослогового анализа и синтеза у учащихся 1 класса

Список детей

Показатели в баллах

Уровень успешности
1. Звукопр-е 2. Фонем. восприятие 3. Звукослогов. анализ 4. Звуковой синтез 5. Звукослогов. структур

Общий

балл

1 срез в процентах 2 срез в процентах
Учащийся №1 12 7 9 7 20 55 54% 68% II
Учащийся №2. 17 7 7 9 18 58 58% 72% II
Учащийся №3 11 6 8 8 22 55 52% 68% II
Учащийся №4 14 5 6 7 16 48 46% 59% III
Учащийся №5. 9 4 6 6 14 39 35% 48% IV

Как видно из таблицы 12, после проведения коррекционно логопедической работы с детьми, возросли все показатели речевых проб и учащиеся под номерами 1, 2, 3 перешли с низкого на средний уровень успешности, учащийся под №4 перешел с очень низкого на низкий уровень успешности. А учащийся под №5 пока остается на очень низком уровне успешности, но у него прослеживается динамика формирования звукослогового анализа и синтеза.

У детей значительно улучшилось фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, звукопроизношение, слоговая структура слова.

Сравнение результатов, полученных на основе использования системы приемов, позволяет выявить и оценить, с одной стороны, общее состояние звукослогового анализа и синтеза, а с другой - какой компонентов, участвующих в его формировании, недостаточно сформирован и какие факторы обусловили задержку его развития.

Зная предпосылки, необходимые для формирования звукослогового анализа и синтеза, можно определить ранние признаки, задерживающие его развитие, что позволит своевременно предупредить нарушения письма и чтения у детей.

3.2 Основные рекомендации по развитию звукослогового анализа и синтеза для специалистов, работающих в сфере начального образования

Для преодоление недостатков звукослогового анализа и синтеза у младших школьников с ФФНР была разработана и апробирована система логопедической работы, которая показала свою эффективность.

Реализация такой системы предусматривала проведение коррекционной работы по следующим основным направлениям:

1. Формирование умения дифференцировать звуки при восприятии на слух и в произношении;

2. Закреплять умение устанавливать точное место каждого звука в слове, т.е. вычленять звуки в той последовательности, в которой они находятся в слове.

Для реализации этих направлений нами были подобраны специальные приемы и упражнения (см. приложение)

Каждое из направлений специальной системы логопедической работы может быть использовано не только в комплексе, но и отдельно в работе с одним ребенком или группой детей. Данная система логопедической работы по формированию звукослогового анализа и синтеза у младших школьников с ФФНР могут использоваться в работе логопеда и учителей начальных классов.

Обозначим рекомендации по развитию звукослогового анализа и синтеза у младших школьников с ФФНР для логопедов и специалистов начального образовании.

1.   Необходимо большое внимание уделять сформированности действия по выделению последовательности звуков в слове и умения сознательно и правильно ориентироваться в его звуковых элементах.

2.   Занятия обязательно должны проводится логопедом с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

3.   Эффективность коррекционных упражнений зависит от того, насколько будут соблюдены этапы формирования звукослогового анализа.

В данной работе можно условно выделить три этапа:

1.Первый этап посвящается изучению гласных звуков. При этом хорошо использовать систему символов, разработанную Т.А. Ткаченко. Внешний вид символов совпадает с очертанием губ при артикуляции соответствующего гласного звука. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при обучении навыкам звукослогового анализа нуждаются дополнительно в слуховой и зрительной опоре: выделению звука в слове помогает утрированное произнесение изучаемого звука в ходе занятия; в отличие от букв символы быстро и легко запоминаются детьми. Символы – это геометрические формы красного цвета: А – большой круг, У маленький кружок, И – горизонтальная полоска, О – вытянутый по вертикали овал, Ы – нижняя половина круга. На данном этапе дети учатся анализу и синтезу звукосочетаний из двух, а затем из трех гласных типа АУ, АОУ, выделению начального гласного в словах.

2.В ходе второго этапа наряду с уточнением произношения наиболее артикуляционно простых звуков дети учатся выделять звук в ряду других звуков, слог с заданным звуком в ряду других слогов, определять наличие или отсутствие звука в слове, выделять начальный согласный. На занятиях дети учатся анализировать обратные слоги типа гласн.+согл., прямые слоги типа согл.+гласн., а затем слов СГС (например: мак). На данном этапе вводятся упражнения с фишками (красные квадраты обозначают гласные звуки, синие – твердые согласные, зеленые квадраты – мягкие согласные). Эти упражнения воспитывают навык чтения прямых и обратных слогов и слов. Затем фишки заменяются буквами и дети читают слоги и односложные слова. В это время дети постепенно учатся понимать и правильно употреблять термины: звук, буква, слог, слово, гласный и согласный звук, твердый и мягкий звук, звонкий и глухой звук.

3. На последнем этапе дети обучаются производить полный звукослоговой анализ слов. Здесь особенно широко используется прием “живые звуки”. Постепенно дети начинают анализировать слова без опоры на утрированное произнесение. У детей формируют умения:

- различать изученные звуки;

- знать гласные звуки первого ряда и звук И;

- знать изученные согласные звуки и их акустико-артикуляционные признаки (твердость – мягкость, звонкость – глухость);

- выделять любой из изученных звуков в составе односложных слов (рак), двусложных (лапа), трехсложных (малина);

- определять местоположение звука (в начале, в середине, в конце слова);

- определять линейную последовательность звуков в слове;

- определять количество звуков в слове.

Овладение навыками звукослогового анализа имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и ее грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой структуры. Поэтому очень важно начинать обучение звуковому анализу на основе одновременного изучения звука и его графического изображения – буквы, в результате в сознании детей образовывается стойкая взаимосвязь между произносимым звуком и буквой. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Осознание звуковой структуры слова и работа по звукослоговому анализу и синтезу являются необходимой предпосылкой к обучению грамоте. С др. стороны, обучение грамоте будет способствовать дальнейшему осознанию звуковой структуры слова. Собственно ручное написание слогов и слов дает детям дополнительные возможности увидеть и кинестетически ощутить графические изображения выделяемых звуков. В результате дети быстрее овладевают умением производить звукослоговой анализ в умственном плане.
 Такой комплексный подход повышает эффективность логопедического воздействия, служит совершенствованием речевых возможностей детей с ФФНР.

ВЫВОДЫ

По предложенной нами системе логопедической работы, направленной на преодоление недостатков звукослогового анализа и синтеза, была проведены коррекционная работа с детьми младшего школьного возраста, имевших (по заключению ПМПК) фонетико-фонематическое нарушение речи.

После проведения серии коррекционно - развивающих занятий, был сделан второй контрольный срез, с целью выявления динамики развития звукослогового анализа и синтеза у младших школьников с ФФНР, который по своей структуре был аналогичен первому контрольному срезу. После чего был проведен сравнительно-сопоставительный анализ результатов первого и второго контрольных срезов.

Анализ результатов показал динамику развития звукослогового анализа и синтеза у младших школьников:

1.Улучшение показателей фонематического восприятия, звукопроизношения.

2. Повышение уровня сформированности действия по выделению последовательности звуков в слове и умения сознательно и правильно ориентироваться в его звуковых элементах.

3. Умение свободно и сознательно ориентироваться в звукослоговом составе, что предполагает определенный уровень развития фонематических представлений.

4. Повышение самостоятельности при выполнении заданий на формирование звукослогового анализа и синтеза.

Таким образом, в ходе целенаправленного обучения дети с ФФН овладевают звукослоговым анализом и синтезом. Большие внимание следует уделять сформированности действия по выделению последовательного порядка звуков в слове и умению самостоятельно определять звуковые элементы последнего (позицию звука в слове, выделение звуковых элементов и т.д.) Важно установить и проанализировать именно те трудности, с которыми сталкивается ребенок в процессе звукослогового анализа и синтеза.

Анализ данных второго контрольного среза показал, экспериментальной группы выполнила задания на формирование звукослогового анализа и синтеза на среднем, низком и очень низком уровне, в то время как до проведения коррекционно-логопедической работы (первый контрольный срез) дети выполняли эти же задания на низком и очень низком уровне.

Нами были разработаны рекомендации по формированию звукослогового анализа и синтеза у младших школьников с ФФНР для логопедов и специалистов начального образования.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С учетом постоянного увеличения числа младших школьников с фонетико-фонематическим нарушением речи проблема формирования у них звукослогового анализа и синтеза занимает важнейшее место в логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции остается одним из самых актуальных.

Известно, что речь является сложной многоуровневой психической деятельностью, включающей операции восприятия и порождения речевого высказывания, формирование которой зависит от активности протекания когнитивных процессов, сохранности речедвигательной сферы, слухового и зрительного гнозиса. Одним из важнейших факторов речевого развития является полноценное восприятие вербальных акустических сигналов, которое обеспечивается нормальным функционированием слухового анализатора. В процессе слухового восприятия акустических признаков звуков, обобщающихся в фонемах, актуализируются слуховые и кинестетические образы слов, словосочетаний фраз.

Ребенок с нарушением слухового восприятия испытывает серьезные серьёзные затруднения при усвоении школьного материала. Умение слышать и различать акустические признаки звуков создает базу для обобщения этих признаков в фонеме и для дифференциации фонем в речевом потоке. Фонетический слух обеспечивает восприятие всех акустических признаков звука, не имеющих сигнального значения, а фонематический – смыслоразличительный.

Современное понимание предполагает, что фонематический слух способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка. Фонематический слух является одним из компонентов речевого слуха и включает в себя фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, фонематическое представление.

Фонематическое восприятие – способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ – способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.

Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукослогового анализа и синтеза. Звукослоговой анализ – это операция мыслительного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов – сочетаний звуков, слогов и слов.

Фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении в овладении грамотой, звукослоговой анализ и синтез – вторая. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании фонематического восприятия и звукослогового анализа и синтеза у младших школьников, предупреждая и исправляя различные нарушения.

В ходе проведения экспериментального исследования мы пришли к выводам:

1. Был проведен теоретический анализ научно-педагогической литературы, который позволил нам уточнить, что такое ФФН, каким образом страдает звукослоговой анализ и синтез и этих детей, выявить направления исследования.

2. Была разработана программа экспериментального исследования, которая включает в себя следующие этапы.

I-й контрольный срез. Его цель – выявление особенностей формирования звукослогового анализа и синтеза у младших школьников ФФН.

Цель формирующего эксперимента – разработать и провести на практике серию экспериментальных занятий по формированию звукослогового анализа и синтеза у младших школьников с ФФН.

II-й контрольный срез – позволил выявить динамику развития звукослогового анализа и синтеза у младших школьников с ФФН и особенности овладения им.

3. Была составлена методика обследования, выявляющая уровень развития звукослогового анализа и синтеза у младших школьников с ФФН.

По результатам I – го контрольного среза было выявлено следующее:

- недостаточная сформированность фонематических процессов;

- недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков звукослогового анализа и синтеза;

- неумение слышать в слове отдельные звуки и последовательно вычленять их из слов;

- дети испытывают трудности дифференцировать звуки при восприятии на слух и в произношении;

- низкий уровень предпосылок к успешному обучению грамоте и трудности овладения чтением и письмом;

4. По результатам I-го контрольного среза была разработана серия коррекционно-развивающих занятий, которые включают в себя следующие направления:

- формирование фонематического восприятия;

- формирование фонематического анализа и синтеза с учетом сложности различных форм звукослогового анализа и синтеза;

- пополнение и активизация словаря на занятиях;

- использование индивидуального наглядного материала;

5. После формирующего эксперимента и серии коррекционно-развивающих заданий был проведен II-ой контрольный срез, который выявляет следующую динамику развития звукослогового анализа и синтеза у младших школьников с ФФН:

- повторный эксперимент показал, что у данной группы детей могут улучшиться показатели сформированности звукослогового анализа и синтеза при условии проведения индивидуальной работы с ними;

- после серии проведенных экспериментальных занятий у младших школьников с ФФН улучшается уровень сформированности фонематического восприятия и звукослогового анализа и синтеза;

6. Обобщив опыт работы по формированию звукослогового анализа и синтеза, нами были разработаны рекомендации по развитию звукослогового анализа и синтеза у данной категории детей для специалистов, работающих в сфере начального образования, включающие информацию о развитии речи детей, об особенностях развития детей с ФФН.

7. Результаты формирующего эксперимента подтвердили эффективность применения разработанной специальной системы логопедической работы с данной группой детей по преодолению недостатков звукослогового анализа и синтеза.

Таким образом, поставленные нами цели и задачи были в процессе исследования реализованы. Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась: дети младшего школьного возраста с ФФНР значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками звукослогового анализа и синтеза и, в связи с этим, целенаправленное формирование звукослогового анализа и синтеза имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми данной категории.

Проблема формирования звукослогового анализа и синтеза у младших школьников с ФФНР исчерпана далеко не полностью и требует дальнейшего изучения и разработки новых, более эффективных методических приемов с использованием современных технологий.

Практическая значимость проделанной работы заключается в том, что представленная система упражнений может быть использована логопедами практиками и специалистами начального образования при коррекции звукослогового анализа и синтеза у младших школьников с ФФНР.

Перспектива данной работы исследования не является законченной и абсолютной. В дальнейшем хотелось бы заниматься данной проблемой на практике с детьми всей начальной школы.


СПИСОК ИЗУЧЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.   Агранович З.И. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. С. 48

2.   Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. – Ростов на Дону: Феникс, 2008.

3.   Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М.: Владос, 1997.

4.   Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб.: Детство – пресс, 2005.

5.   Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. – М.: Айрис-пресс, 2008.

6.   Екжанова Е.А., Фроликова О.А. Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях: Методика коррекционно-педагогической работы в начальных классах общеобразовательной школы. – СПб.: Каро, 2007.

7.   Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

8.   Жовницкая О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников// Начальная школа, 2001 № 11. - С. 41-46

9.   Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И. Селиверстова. Вып. 2. М., 1987.

10.      Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.: Просвещение, 1985.

11.      Кирьянова Р.А. Шпаргалка для учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения: Справочное пособие для логопеда – практика. – СПб: Каро, 2007.

12.      Кобзарева Л.Г., Кузьмина. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция. – Воронеж, 2000.

13.      Лалаева Р.И. Развитие фонематического анализа и синтеза. Логопедическая работа в коррекционных классах - М.: Владос, 2004. - С. 112-129

14.      Лалаева Р.И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПб.: СОЮЗ, 1998.

15.      Лалаева Р.И. Нарушения звукопроизношения у учащихся 1-3 классов вспомогательной школы // Психические и речевые нарушения у детей и пути их коррекции. – Ленинград: 1978. С. 27-78.

16.      Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: Союз, 2001.

17.      Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: в 5 кн.. – М.: Владос, 2003. – Кн. 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушение речи у детей с интеллектуальной недостаточностью.

18.      Лопатина Л.В., Голубева Г.Г., Калягин В.А. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей. – СПб., Москва: САГА: Форум, 2006.

19.      Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г.В. Чиркиной - М.: АРКТИ, 2005.

20.      Микляева Н.В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. - М.: Айрис-пресс, 2007.

21.      Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика. – М.: АСТ: Астрель, 2009.

22.      Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Владос, 1995.

23.      Русецкая М.Н. Нарушение чтения у младших школьников. – СПб.: КАРО, 2007.

24.      Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997.

25.      Титова Т. А. О некоторых особенностях логопедической работы по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова // Шк. логопед. – М., 2005. – № 1. – C. 25-30.

26.      Титова Т.А. Нарушения звукослоговой структуры слова и их коррекция у детей с речевой патологией : учеб. пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ, 2003.

27.      Триггер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 1998.

28.      Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей. - М.: Владос, 1993.

29.      Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М.: Владос, 1999.

30.      Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. - М.: Айрис-пресс, 2007.

31.      Фуреева Е.П., Шипилова Е.В., Филиппова О.В. Нарушение речи у школьников. – Ростов на Дону: Феникс, 2006.

32.      Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. В 2-х томах. – М.: Педагогика, 1997.

33.      Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. - М.: Гном Пресс, 2006.

34.      www.pedlib.ru


ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение1

Диаграмма 1

Динамика развития звукослогового анализа и синтеза у учащегося №1


Из диаграммы 1 видно, что у учащегося № 1 после проведения с ним коррекционно-логопедической работы у него улучшилось звукопроизношение на 5%, фонематическое восприятие на 34%, звукослоговой анализ на 25%, звукослоговой синтез на 11% и звукослоговая структура слова на 10%.



Диаграмма 2

Динамика развития звукослогового анализа и синтеза у учащегося №2

Из диаграммы 2 видно, что у учащегося № 2 после проведения с ним коррекционно-логопедической работы у него улучшилось звукопроизношение на 14%, фонематическое восприятие на 23%, звукослоговой анализ на 8%, звукослоговой синтез на 22% и звукослоговая структура слова на 10%.


Диаграмма 3

Динамика развития звукослогового анализа и синтеза у учащегося № 3


Из диаграммы 3 видно, что у учащегося № 3 после проведения с ним коррекционно-логопедической работы у него улучшилось звукопроизношение на 14%, фонематическое восприятие на 23%, звукослоговой анализ на 25%, звукослоговой синтез на 22% и звукослоговая структура слова на 10%.


Диаграмма 4

Динамика развития звукослогового анализа и синтеза у учащегося № 4

Из диаграммы 4 видно, что у учащегося № 4 после проведения с ним коррекционно-логопедической работы у него улучшилось звукопроизношение на 10%, фонематическое восприятие на 12%, звукослоговой анализ на 25%, звукослоговой синтез на 22% и звукослоговая структура слова на 6%.


Диаграмма 5

Динамика развития звукослогового анализа и синтеза у учащегося № 5


Из диаграммы 5 видно, что у учащегося №5 после проведения с ним коррекционно-логопедической работы у него улучшилось звукопроизношение на 10%, фонематическое восприятие на 22%, звукослоговой анализ на 33%, звукослоговой синтез на 23% и звукослоговая структура слова на 4%.


Приложение 2

 

Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие звукослогового анализа и синтеза

1. Игра «Мячик мы ладошкой "стук", повторяем дружно звук»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

Логопед: Когда услышите звук «А», стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук. А — У— О — У —А—А — О — У

2. Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.

Логопед: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э». А — Э У —Ы — Э — А — У — О — А — Э — Ы—Э

3. Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.

Вариант 1. Логопед предлагает детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребенок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропевая гласный: А А — А — А — А — А

Вариант 2. Игру можно проводить сидя на полу — в кругу или парами, пропевая заданные логопедом гласные звуки и катая мяч. Логопед обращает внимание детей на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно.

4. Игра «Стучалочка». Звуки я сказать хочу и по мячику стучу.

Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематическою восприятия.

Ход игры. Дети и логопед садятся в круг. Мяч зажат у каждою между коленями. Логопед произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: А АА ААА Э ээ эээ О 00 000 У УУ УУУ Затем можно произносить различные сочетания звуков: ААЭ АЭО ААУ

5. Игра «Поющие мячики» По мячу сперва стучу, А потом его качу.

Цель: закрепление короткого и длительного произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия, закрепление длительного ротового выдоха.

Ход игры. Дети распределяются парами и садятся лицом друг к другу на расстоянии трех метров. У каждой пары мяч. Логопед произносит сочетания гласных звуков. Последний звук произносится длительно, пропевается. Например: А А Э-э-э-э-э. У Э А~а~а-а~а. Первые два звука сопровождаются ударом кулака по мячу; пропевая третий звук, ребенок катит мяч партнеру. Прокатывание мяча подчеркнуто плавное, длитель-ное, как и произнесение гласного звука.

6. Игра «Разноцветные мячики» Красный — гласный. Синий — нет. Что за звук? Мне дай ответ!

Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления. Оборудование: мячи красного и синего цвета.

Ход игры.

Вариант 1. Логопед бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный — если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно логопеду.

Вариант 2. Ребенок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного цвета. А если мяч синий, то ребенок называет слово, начинающееся с согласного звука.

7. Игра «Тихо — громко» Мы катались по горам, Пели тут и пели там.

Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса.

Оборудование: малые мячи.

Ход игры. Пропевание заданного звука по демонстрации логопеда. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) — уменьшается При горизонтальном движении руки с мячом (мяч катится по дорожке) сила голоса не изменяется. В дальнейшем дети самостоятельно дают задание друг другу.

8. Игра с передачей мяча «Мяч передавай — слово называй»

Цель: развитие фонематических представлений, быстроты реакции.

Ход игры. Играющие выстраиваются в колонну. У игроков, стоящих первыми, по одному большому мячу (диаметром 25-30 см). Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.

9. Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка» Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку.

Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.

Ход игры. Логопед называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова — это начальный звук. Например: весна — автобус — слон — нос — сова...

10. Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов — сто ответов с буквы А (И, В), и только с этой»

Цель: развитие фонематических представлений, воображения.

Ход игры. Логопед бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч логопеду, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука И. Пример: — Как тебя зовут? — Ира (Иван). А фамилия? — Иванова. — Откуда ты приехала? — Из Иркутска. — Что там растет? Инжир. — Какие птицы там водятся? — Иволги. — Какой подарок ты повезешь родным? — Ириски и игрушки.

11. Игра «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова»

Вариант 1. Цель: закрепление умения добавлять слог до слова.

Ход игры. Логопед говорит детям: — Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са хар, са — ни. Затем логопед поочередно бросает мяч детям и говорит первый слог, дети ловят и бросают обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч об пол.

Вариант 2. Цель: дифференциация звуков, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры. Логопед бросает детям мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу», «со» или «шо», «сы» или «ши». Ребенок заканчивает слово. Например: Ша- шары са- санки шо- шорох со- сорока шу- шуба су- сумка ши - шины сы- сырок

12. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч поймаем — раз! И два — мы распутаем слова!»

Ход игры: Бросая мяч детям, логопед произносит слова, а дети, возвращая мяч, их повторяют: Тарелка, пещера, комната, посуда, витрина, колодец. Затем логопед запутывает слова, переставляя слоги. А дети ДОЛЖНЫ их распутать. Логопед: Дети: релтака тарелка щепера пещера накомта комната супода посуда тривина витрина локодец колодец

13. Игра «Звучащие игрушки» Навострите ваши ушки: Звуки скажут вам игрушки.

Цель: анализ и синтез обратных слогов и закрепление слогов слияния.

Оборудование: красные и синие мячи из ткани с вышитыми на гранях буквами, обозначающими гласные и согласные звуки.

Ход игры. Логопед вызывает двух детей: «Это звучащие игрушки, они умеют петь и говорить». Называет на ухо детям звуки, которые они должны будут спеть или произнести. «Сейчас я нажму на кнопочку и наши игрушки заговорят» (поочередно прикасается к детям). «Дети-игрушки» воспроизводят свои звуки, а остальные дети устно «прочитывают» получившийся слог. Дети определяют, какой звук они услышали первым, какой — вторым, и воспроизводят вместе со «звучащими игрушками» слог. Затем обратный слог выкладывается из мячиков с буквами и читается.

14. Игра «Мяч поймай — слово составляй» Мы поймали три мяча — Слово скажем мы сейчас.

Цель: составление трехзвуковых слов и их анализ. Оборудование: мячи из ткани с вышитыми на них гласными и согласными.

Ход игры. Логопед бросает каждому ребенку мяч, называя звуки задуманного слова: М А — К Д — О — М К — О — Т Дети находят на своем мяче букву, соответствующую названному звуку, и составляют из мячей слово, читают, анализируют его.

15. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч лови и мяч бросай — сколько звуков, называй»

Цель: определение последовательности и количества звуков в слове.

Ход игры. Логопед, бросая мяч, произносит слово. Ребенок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество. Последовательность. Трехзвуковые слова типа: МАК, СОН, КИТ. Четырехзвуковые слова с открытыми слогами: РАМА, МАМА. Четырехзвуковые слова со стечением согласных: КРОТ, СТОЛ, СПОР.

16. Игра «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги»

Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры. Логопед бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.

17. Игра с перебрасыванием мяча «Слово это изменяй, изменяя — удлиняй»

Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, быстроты мышления

Ход занятия: Взрослый бросает мяч детям, при этом произносит односложное слово: сад, куст, нос, нож, стол. Ребенок, поймавший мяч, перед тем, как бросить его обратно изменяет, слово так, чтобы оно стало двусложным (нос - носы) или трехсложным (дом - домики). Определяется количество СЛОГОВ.


Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Собрание рефератов