Рефераты

Дипломная работа: Работа со словарями на уроках русского языка как средство развития речи школьников

Как я говорила выше, работа со словарями, должна включаться в каждый урок. Поэтому 5-7 минут в начале каждого урока (исключая контрольные уроки и уроки развития речи) я отводила непосредственно работе со словарями. Ребята пытались объяснить значение слова и фразеологизма, правильное правописание, произношение слов, их строение (образование). Все слова я заранее записывала на доске. Мнение ребят мы сравнивали с правильным вариантом и словаря. Здесь же ребята получали задание на дом: найти в словаре значение слова (толковый словарь), правописание (орфографический), произношение (орфоэпический), значение любого фразеологизма (фразеологический) и другие. На следующем уроке задание проверялось и давалось новое. Таким образом, у учащихся вырабатывалось умение, а затем и навык работы со словарями. Слова, с которыми школьники работали, выучивались, затем я включала их в словарные диктанты.

К каждому уроку я предлагала учащимся выполнить индивидуальные задания для работы со словарями: подобрать словарный диктант, а на следующем уроке побыть в роли учителя. Такое задание в течение моей педагогической практики выполнял каждый учащийся класса. Это вид работы вызвал несомненный интерес среди ребят.

Ниже представлены несколько вариантов словарных диктантов, составленных школьниками.

Вариант 1.

Актриса, дрессировщик, отшельник, аллея, министерство, перспектива, биссектриса, ходатайство, президиум, впоследствии.

Вариант 2.

Каталог, оккупация, абонемент, юннат, беспрецедентный, симпозиум, воззрение, иллюминация, сжаться, участвовать.

Вариант 3.

Вплотную, аккомпанемент, беллетристика, привилегированный, абонемент, обеспечение, грошовый, пресмыкающиеся, фармацевт, дезертир.

Еще один вид опережающего задания – подобрать синонимы, антонимы к слову. На уроках мы с ребятами работали со словами, заключенными в рамках: определяли лексическое значение, определяли трудные орфограммы, составляли словосочетания и предложения с этими словами.

Например: Аккуратный

Лексическое значение: 1. Исполнительный, соблюдающий во всем порядок, точность. 2. Тщательный, выполненный старательно и точно.

Словосочетания: аккуратный ученик, аккуратное исполнение.

Предложения: Он вошел в аккуратно убранную комнату. Мальчик выполнил работу тщательно, аккуратно.

Выполнив эту работу, учащиеся получали задание для работы со словарями синонимов и антонимов.

Например: Аккуратный

Синонимы: чистоплотный, опрятный.

Антонимы: неопрятный, неаккуратный, неряшливый.

В результате учащиеся запоминали новое слово, расширяли свой словарный запас, кругозор. У них не возникало впоследствии затруднений при употреблении слов в разных контекстах.

На уроках русского языка я использовала также своеобразные лингвистические «разминки», дополнительные и творческие задания, при выполнении которых учащиеся пользовались различными видами словарей.

Ниже приведено несколько разновидностей упражнений, позволяющих повысить уровень культурного владения языком.

1. Прочитайте, поставьте ударение. Проверьте себя по словарю.

                  апокалипсис                 кладовая                         созвониться

                  балованный               лопочущий                           таможня

                      ваяние                      молодежь                            углубить

                гарантировать               намерение                           феномен

                     дремота                     облегчить                         христианин

                  закупорить                  псевдоним                            эксперт

                     издавна                   разомкнутый                        диспансер

2. В чем разница между данными ниже словами? Составьте с каждым из них словосочетания или предложение.

                       Зубы зубья                              образа – образы

                  корпуса – корпусы                         ордена – ордены

                    лагери – лагеря                           сыновья – сыны

                    листья – листы                            учители учителя

                    мужья мужи                                 цветы – цвета

          3. Как правильно: «у рыб нет зуб», «у рыбей нет зубей» или «у рыбов нет зубов»? После того как вы решите этот вопрос, приступайте к следующему заданию: образуйте форму родительного падежа существительных.

                   абрикосы                         вафли                         партизаны

                  апельсины                       гектары                       полотенца

                      басни                          зеркальца                      простыни

                     блюдца                         минеры                           рельсы

                    ботинки                         монголы                         румыны

                      будни                             носки                             сапоги

4. Паронимы – это разные по значению слова, близкие по произношению, или лексико-грамматической принадлежности, или по родству корней; сходность в звучании этих слов приводит к смешению их в речи.

Для того чтобы проверит, умеете ли вы правильно использовать слова, выберите одно из двух, данных в скобках. При затруднении используйте словари.

Концертный (абонемент, абонент).

(Безответная, безответственная) покорность.

(Вдох, вздох) сожаления.

(Длинные, длительные) наблюдения.

(Зрительные, зрительские) аплодисменты.

(Искусно, искусственно) рисовать.

(Крокодилий, крокодиловый) чемодан.

(Невежа, невежда) в музыке.

(Памятный, памятливый) разговор.

(Экономика, экономия) времени.

5. Установите случаи ошибочного употребления иноязычных слов.

1) «А если, не случай, – чего боже сохрани! – кто и приедет, да если что тебя спросит или что-нибудь скажет, то немедленно отвечай саркастической улыбкой. Знаешь, что такое саркастическая улыбка?» – «Это остроумная, что ли, матушка?» (Достоевский)

2) – Мужу нравится только одна твоя материальная красота, а нам ты вся нравишься. За что тебя будет любить муж твой? За характер? За доброту? За эмблему чувств? (Чехов)

3) «Это кто ж там такой вышедший?» – «Это? Да это президиум вышедши. Очень острый мужчина. И оратор первейший». (Зощенко)

4) Он показывает мельчайшие, невидимые глазу анатомы, блоху величиною со слона и инфузорию… (Теффи)

          6. Объясните значение следующих фразеологизмов (ниже даны слова для справок). При затруднениях используйте фразеологический словарь.

          В час по чайной ложке; рукой подать; кривить душой; повесить нос; себе на уме; гонять лодыря; во все лопатки; раз, два и обчелся; куры не клюют; кожа да кости.

          Слова для справок: быстро, мало, лгать, много, медленно, худой, близко, хитрый, бездельничать, грустить.

          Все эти упражнения пробудили интерес к учебной деятельности, активность ребят на уроках, приучали учащихся обращаться к различного рода словаря при затруднениях.

          В настоящее время, помимо существующих, в свет выходят все новые и новые словари. Работа с ними облегчает во многом жизнь людей, так как в них собраны сотни тысяч слов, объяснены их лексические значения сферы употребления и т.д. По этой причине я предложила ребятам составить какой-либо несуществующий словарь. Для примера я показала им словарь, составленный мною, – «Словарь вежливых слов» (Приложение XIV). Данный вид работы предполагает долгий, упорный труд, потому что только в этом случае можно добиться желаемого результата. Для начала мы с ребятами выбрали названия для будущих словарей. Многие исходили из своих увлечений. Если ученик увлекаться рыбной ловлей, то он решил составить словарь, в который включит слова, имеющие отношение к этому роду занятия. Затем ребята внимательно отбирали необходимые слова, определяли их лексическое значение (при помощи толкового словаря), распределяли их в алфавитном порядке (это обязательное требование для словаря). И заключительный этап – оформление книги. Это фантазия ребят, но главное, обложка должна отражать название и содержание книги (или это иллюстрация на тему, или традиционное для словаря – фамилия и название). Этот вид занятия мы провели в виде небольшого соревнования. После завершения была организована выставка работ, где определили самые интересные, оригинальные. Ребята сами сделали вывод, что все словари заслуживают внимания, среди них нельзя выбрать лучшие и худшие (словари, составленные учащимися, представлены в приложении XIV).

          Неотъемлемой частью моей опытно-экспериментальной работы по теме исследования были контрольные словарные диктанты (по вариантам), где ребята проверяли свои знания.

Итогом всей работы со словарями явилась небольшая контрольная работа, где проверялись теоретические знания (знание словарей русского языка, их автора, назначение) и практические (определение лексического значения слова, правописание и произношение). Я взяла ту первую самостоятельную работу, которую ребята писали в начале моей практики. Цель ее – проверить, чему научились ребята. Результаты работы были значительно лучше: справились с нею практически все, исключая небольшие недочеты (Приложение ХII).

Также я провела повторное анкетирование. Цель его – выявить, чему научились ребята за это период, сравнить полученные результаты с начальными (результаты анкетирования представлены в приложении ХI). Анализируя ответы учащихся, я пришла к выводу, что моя работа была организована правильно. Учащиеся стали больше обращаться к словарям. Надеюсь, что это останется для них хорошей привычкой, и словари будут им добрыми друзьями и помощниками по жизни.

В последний день я предложила ребятам написать небольшой отзыв о работе со словарями, где они могли бы высказать все, что им хочется положительного и отрицательного.

Ниже представлены некоторые отзывы учащихся.

«Мне понравилось работать со словарями русского языка, потому что я узнала много новых слов, их значения. Я узнала, что у одного слова может быт несколько значений. Много узнала о произношении слов. Я не предполагала, что русский язык богат красивыми словами. Русский язык – самый красивый язык в мире» (Кузнецова Екатерина).

«Мне понравилось работать со словарями, потому что я узнала много интересных слов, их смысл. Оказывается, что русский язык очень богат!» (Семчук Ксения)

«Когда к нам на практику пришла Мария Васильевна, она задавала каждый день домашнюю работу с самыми разными словарями. Мы выписывали определенные значения слов, правильное их правописание. Работая со словарями, я узнала не только значение и правописание многих слов, но и некоторые виды словарей, о существовании которых я не знала» (Абросимова Вероника).

«Мне очень понравилось работать со словарями. С их помощью я узнал много интересных слов, их правописание и значение. Я узнал много фразеологизмов, что они означают, как пишутся, как правильно их использовать в речи. Также я узнал, как нужно пользоваться словарями» (Федулов Юрий).

Подытоживая свою опытно-экспериментальную работу, хотелось бы сделать вывод, что при систематическом использовании словарей на уроках русского языка можно добиться значительного обогащения словарного запаса учащихся основной общеобразовательной школы. Следовательно, гипотеза, выдвинутая мною во введении к выпускной квалификационной работе, верна. Этого я и старалась добиться в ходе своей педагогической практики.


Заключение

          Проблема «Словари на уроках русского языка как средство развития речи учащихся основной общеобразовательной школы» – это новое в методике преподавания русского языка. Она еще сравнительно мало изучена. В своем исследовании я постаралась как можно полнее осветит вопрос о русской лексикографии, о том новом, что появилось в теории, методике о словарях. Без этого невозможно правильно организовать работу со словарями на уроках русского языка. Пытаясь дать оценку различным видам словарей, я пришла к выводу, что каждый словарь имеет большое значение для современного школьника. Главная его задача – содействовать обогащению словарного запаса человека, сделать его речь грамотной, культурной.

          Изучая опят лучших учителей русского языка, я пришла к выводу, что словарная работа на уроках русского языка, работа по развитию речи в целом должна занимать ведущее место. Эффективность этой работы зависит от профессионализма учителя-словника. Применение новых технологий повышает заинтересованность детей в уроке. А работа со словарями – это одна из новых технологий при обучении русскому языку – культуроведческая. Необходимо формировать у учащихся умение пользоваться всеми видами словарей, что, безусловно, повысит уровень их культуры и речи.

          Я надеюсь, что по окончании педагогического колледжа материал по этому вопросу пригодится мне в дальнейшей педагогической деятельности. Буду и дальше работать в этом направлении. Убеждена, что работа со словарями на уроках русского языка обеспечит интенсивное интеллектуальное и речевое развитие школьников.

          Мой педагогический опыт небольшой. Но я бы хотела предложить некоторые практические советы, дать рекомендации по работе со словарями на уроках русского языка начинающим учителям:

-           провести систему уроков на тему «Словари – наши друзья», «Словари – сокровища национального языка»;

-           включать работу со словарями в каждый урок;

-           предлагать учащимся опережающие задания для работы со словарями (подобрать словарный диктант, объяснить этимологию слова, пообобрать синонимы, антонимы к слову);

-           объяснить значение новых и непонятных слов, употребленных в тексте;

-           составить один из несуществующих лексикологических словарей;

-           провести ролевую игру «Составляем словари»;

-           выписать из словаря слова для сочинения на тему «Любимый уголок природы»;

-           написать аннотацию на словарь (по выбору);

-           охарактеризовать построение словарной статьи;

-           найти слова в словаре объяснить, почему это слово интересно, какая ошибка в произношении и написании его возможна;

-           составить этимологический кроссворд.

Работа над темой моей выпускной квалификационной работы обогатила меня. Я много узнала о психологических особенностях подросткового возраста, о таком разделе лингвистики, как лексикография, о методике использования словарей на уроках русского языка. В результате убедилась, что словари – это одно из основных средств развития речи учащихся основной общеобразовательной школы.


Библиография

1.         Александрова З.Е.

Словарь синонимов русского языка / Под ред. Л. А. Четко. - М.: Сов. Энциклопедия, 1969. - 600 с.

2.         Баранов М.Т.

О работе с толковыми словарями на уроках русского языка в IV-VIII классах //РЯШ. - 1969. - № 6. - с. 38-42.

3.         Бушуй Т.А.

Н.П. Колесников. Словарь неологизмов В.В. Маяковского // РЯШ. - 1992. - № 3-4. - с. 64-67.

4.         Виноградов В.В.

О грамматической омонимии в современном русском языке // РЯШ - 1940. -№!.- с. 83-86.

5.         Виноградов В.В.

Русская наука о русском литературном языке. Учен. зап. Моск. Университета. Вып. 106., т. III, кн. 1 М., 1949, 615 с.

6.         Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского
2-е изд., доп. и перераб. - М., Просвещение, 1979. - 548 с.

7.         Даль В.И.

Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - М.: Рус яз., 1999. - Т. 1: А-3. - 1999. - 699 с.

8.         Евгеньева А.П.

Словарь синонимов. - Л., 1975. - 463 с.

9.         Звегинцев В.А.

Социальное и лингвистическое в социолингвистике //Известия СССР. - 1982. - Вып. 3. - с. 256.

10.       Земский А.М. и др.

Русский язык. В 2-х ч. Ч. 1 Лексикология, стилистика и культура речи, фонетика, морфология /А.М. Земский, С.Е. Крючков, М.В. Светлаев; Под ред. В.В. Виноградова. - 10-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 304 с.

11.       Иванова А.М.

Урок, посвященный словарям //РЯШ. - 1991. № 6. -с. 33-34.

12.       Кашкарова Т.Н.

Словарная работа на уроках русского языка // РЯШ. - 1991. - М 2. - с. 41-44.

13.       Кацнельсон С.Д.

Типология языков и речевое мышление. - Л., 1972. - 415 с.

14.       Клюева В.Н.

Краткий словарь синонимов русского языка. - М., 1961. - 319 с.

15.       Колесников Н.П.

Словарь неологизмов В.В. Маяковского / Под ред. КМ. Шанского. - Тбилиси: Изд-во Тбил. ун-та, 1991. — 346 с.

16.       Крутецкий В.А.

Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. - М.: Просвещение, 1980. - 352 с.

17.       Кузин В.С.

Психология, М., Высшая школа, 1974, 473 с.

18.       Маркс К., Энгельс Ф.

Сочинения. - М., 1955. -Т. 4.-560с.

19.       Матвеев Б.И.

В.В. Лопатин, Л.Е. Лопатина. Малый толковый словарь русского языка //РЯШ. - 1991. - № 6. - с. 84-88.

20.       Матвеев Б.И.

Н.М. Шанский, А.В. Филиппов, В.С. Соловьева. Учебный,, словарь античных имен в рус. поэзии //РЯШ. - 1991. - № 2. -с. 116-124.

21.       Методика преподавания русского языка / М.Т. Баранов, Т.А.
Ладыженская, М.Р. Львов и др.; Под ред. М.Т. Баранова. - М.:
Просвещение, 1990. - 366 с.

22.       Новые словари // РЯШ - 1995. - № 3. - с. 102-106.

23.       Ожегов С.И.

Словарь русского языка. М.: Рус.яз., 1986. – С.736.

24.       Пешковскии А.М.

Как вести занятия по синтаксису и стилистике в школах взрослых? - В кн.: Вопросы методики русского языка, лингвистики, стилистики. - М.; 1930. - 216 с.

25.       Родионова Н.А.

Интегрированный урок на тему «Заимствованные слова» // РЯШ -1991. -№2.-С.46-47.

26.       Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова И.А.

Современный русский язык: Учебное пособие. 2-е изд. – М.: Междунар. отношения, 1994. - 560 с.

27.       Рощина Л.М., Яковлева М.П.

А.Н. Тихонов, Е.Н. Тихонова, С.А. Тихонов. Словарь справочник по русскому языку //РЯШ. - 1996. - №3.-с. 105-107.

28.       Совершенствование методов обучения русскому языку: (Сб. статей).
Пособие для учителей / Сост. А.Ю. Купалова. – М.: Просвещение,
1981.-160 с.

28.       Теоретическая и прикладная лингвистика. - М.; 1967. - 596 с.

29.       Чижова Т.И.

                                       Использование словаря в работе над лексическими синонимами // РЯШ. - 1978. - № 4. - с. 37-40.

30.       Шанский Н.М.

                             Лексикология современного русского языка. - М.; 1972. - 469 с.


Список приложений

Приложение I. Оформление обложки второго издания «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля.

Приложение II. Оформление обложки восьмого (современного) издания «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля.

Приложение III. Толковые словари.

Приложение IV. Словари антонимов, омонимов, синонимов, паронимов.

Приложение V. Фразеологические словари и сборники крылатых слов.

Приложение VI. Этимологические словари.

Приложение VII. Орфографические и орфоэпические словари.

Приложение VIII. Словообразовательные словари.

Приложение IX. Словари иностранных слов.

Приложение X. Словари, ориентированные на практическое использование языка.

Приложение XI. Диагностическое анкетирование учащихся.

Приложение XII. Диагностические контрольные работы.

Приложение XIII. Конспект внеклассного занятия по теме исследования.

Приложение XIV. Лексикологические словари, составленные учащимися.


Приложение I.

Оформление обложки второго издания

«Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля.

Приложение II.

Оформление обложки восьмого (современного) издания

«Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля.

Приложение III.

Толковые словари

1.         Даль И.В.

Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - М: Рус. яз., 1999.

2.         Краткий толковый словарь русского языка / И.Л. Городецкая, Т.Н.
Поповцева, М.Н. Судоплатова, Т.А. Фоменко; Под ред. В.В. Розановой.
- 2-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1979. - 227 с.

3.         Лопотухин М.С. и др.

Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для уч-ся / М.С. Лопотухин, Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова; Под ред. Ф.П. Филина. - М.: Просвещение, 1981. - 463 с.

4.         Лопатин В.В., Лопатина Л.Е.

Малый толковый словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1990.-316 с

5.         Ожегов С.И.

Словарь русского языка. - М.: Рус. яз., 1949. - 549 с .

6.         Словарь русского языка: В 4 т. / АН СССР. - М., 1957-1961.

7.         Словарь современного русского литературного языка: В 17 т. /АН
СССР. М., 1950-1965.

8.         Толковый словарь русского языка / В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Б.А. Ларин, С.И. Ожегов, Б.В. Толмашевский; Под ред. проф. Д.Н. Ушакова. -М, 1935-1940. -648 с.

Приложение IV.

Словари антонимов, омонимов, синонимов, паронимов

1.         Введенская Л.А.

Словарь антонимов русского языка. – М., 1971. - 679 с.

2.         Колесников Н.Т.

Словарь антонимов русского языка / Под ред. Н.М. Шанского. - М., 1972. - 670 с.

3.         Львов М.Р.

Словарь антонимов русского языка / Под ред. Л.А. Новикова. - М.: Просвещение, 1978. - 437 с.

4.         Львов М.Р.

Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1980. - 272 с.

*     *     *

1.         Ахманова О.С.

Словарь омонимов русского языка. - М.: Сов. Энциклопедия, 1974. - 448 с.

2.         Колесников Н.П.

Словарь омонимов русского языка / Под ред. Н.М. Шанского. - М, 1976. - 467с.

*     *     *

1.         Александрова З.Е.

Словарь синонимов русского языка / Под ред. Л. А. Четко. - 2-е изд., стереотип. - М.: Сов. Энциклопедия, 1969. - 600 с.

2.         Алекторова Л.П. и др.

Учебный словарь синонимов русского языка / Л.П. Алекторова, В.И. Зимин, ОМ. Ким, Н.П. Колесников, В.Н. Шанский. - М.: Школа-Пресс, 1994. - 209 с.

3.         Жуков В.П., Сидоренко М.И., Шкляров В.Т.

Словарь фразеологических синонимов русского языка /Под ред. В.П. Жукова. - М.: Рус. яз., 1987. - 448 с.

4.         Словарь синонимов: В 2 т. / Под ред. А.П. Евгеньевой. - Л., 1970-1971.
463 с.

5.         Словарь синонимов / Л.П. Алекторова, С.Л. Баженова, З.Т. Короткевич,
Г.А. Разумникова; Под ред. С.Ф. Геккер и В.А. Тихомирова. -
Ленинград: Наука, 1975. - 648 с.

*     *     *

1.         Бельчиков Н.А., Панюшева М.С.

Трудные случаи употребления однокоренных слов русского языка. – М., 1968.-216 с.

2.         Вишнякова О.В.

Словарь паронимов русского языка. М., 1984. – 395 с.

3.         Колесников Н.П.

Словарь паронимов русского языка. М., 1971. -416 с.


Приложение V.

Фразеологические словари и сборники крылатых слов

1.         Быстрова Е.А., Окунева А.П., Шанский Н.М.

Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: Просвещение, 1994. - 268 с.

2.         Жуков В.П.

Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1980. - 447 с.

3.         Фразеологический словарь русского языка / Л.А. Воинова, В.П. Жуков,
А.И. Федоров; Под ред. А.И. Молоткова. - М.: Сов. Энциклопедия,
1968.-543 с.

*     *     *

1.         Ашукин Н.С., Ашукина М.Г.

Крылатые слова. - 2-е изд., доп. -М.: Худ. лит-ра, 1960. - 751 с.

2.         Максимов С.

Крылатые слова. - М.: Худ. лит-ра, 1969. - 528 с.

Приложение VI.

Этимологические словари

1.         Горяев Н.В.

Сравнительный этимологический словарь русского языка. - Тифлис, 1896. - 443 с.

2.         Преображенский А.

Этимологический словарь русского языка. М., 1910 -1914.

3.         ФасмерИ.Р.

Этимологический словарь русского языка: В 4 т. – М., 1970.

4.         Шанский и др.

Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителей /Под ред. гл.-кор. АН СССР С.Г. Бархударова. - 3-е изд., испр. и доп. -М.: Просвещение, 1975. - 541 с.

5.         Этимологический словарь русского языка / В.В.  Виноградов,  О.С.
Ахманова, Р.А. Будагов, Э.В. Севортян, Н.С. Челоданов; Под ред. Н.М.
Шанского. - М., 1972. - 215 с.

6.         Этимологический словарь русского языка. Под научным руководством
и ред. Шанского Н.М. Вып. 1-5 (А-Ж). - М., 1963-1973.

7.         Этимологический словарь русского языка / Под ред. Шанского Н.М. -
М.: Прозерпина: ТОО «Школа», 1994. - 621 с.

8.         Этимологический  словарь  славянских  языков,  вып.   1-А.   Под  ред.
Трубачева О.Н. - М., 1974. - 316 С.

Приложение VII.

Орфографические и орфоэпические словари

1.         Баранов М.Т.

Школьный орфографический словарь русского языка. - 2-е изд. -М.: Просвещение, 1996. - 240 с.

2.         Введенская Л.А., Колесников Н.П.

Новый орфографический словарь. - Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1994. -275 с.

3.         Грушников П.А.

Орфографический словарик. Пособие для учащихся начальных классов. – М., 1975. - 264 с.

4.         Орфографический словарь русского языка: 106.000 / АН СССР, Ин-т
русского языка; Под ред. С.Г. Бархударова и др. - 15-е изд. - М.: Рус.
яз., 1978.-480 с.

5.         Панов Б.Т., Текучев А.В.

Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991. - 288 с.

6.         Ушаков Д.Н.

Орфографический словарь: 10.000 слов. – М., 1938. - 250 с.

7.         Ушаков Д.Н., Крючков С.Е.

Орфографический словарь: Для учащихся средней школы. - 38-е изд., испр.  – М.: Просвещение, 1984. - 224 с.

*     *     *

1.         Агеенко Ф.А., Зарва М.В.

Словарь ударений для работников радио и телевидения. – М., 1960г. – 216 с.

2.         Борунова С.Н. и др.

Орфоэпический словарь русского языка / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. – М., 1983. – 426с.

3.         Русское литературное произношение и ударение: 52.000 слов / АН
СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. Р.И. Аванесова и СИ. Ожегова. – М.,
1955. – 708 с.


Приложение VIII.

Словообразовательные словари

1.         Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф.

Словарь морфем русского языка. – М., 1986. – 469с.

2.         Потиха З.А.

Как сделаны слова в русском языке. – М.: Просвещение, 1974. – 256с.

3.         Потиха З.А.

Школьный словарь строения слов русского языка: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1987. 319с.

4.         Потиха З.А.

Школьный словообразовательный словарь. – М.: Просвещение, 1961. – 259с.

5.         Тихонов А.Н.

Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. – М., 1985.

6.         Тихонов А.Н.

Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1978. – 365с.

Приложение IX.

 

Словари иностранных слов

1.         Словарь иностранных выражений и слов / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под
ред. А.М. Бабкина, В.В. Шендецова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ленинград: Наука, 1981. – 696 с.

2.         Школьный словарь иностранных слов / В.В. Одинцов, Г.П. Смолицкая,
Е.И. Голанова, И.А. Василевская; Под ред. В.В. Иванова. – М., 1983. – 319с.

3.         Словарь иностранных слов. Под ред. И.В. Лехина. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Сов. Энциклопедия, 1941. 784с.

Приложение X.

 

Словари, ориентирующие на практическое использование языка

1.         Горбачевич К.С.

Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка. – М., 1973. – 216с.

2.         Грамматическая правильность русской речи / Л.К. Граудина, В.А.
Ицкович, Л. Пкатлинская; Под ред. С.Г. Бархударова, И.Ф. Протченко,
Л.И. Скворцова. – М.: Просвещение, 1976. – 395с.

3.         Допалчев В.

Опыт словаря неправильностей в русской разговорной речи. – М., 1886. – 364с.

4.         Зализняк А.А.

Грамматический словарь русского языка. М., 1977. – 405с.

5.         Крысин Л.П., Скворцов Л.И.

Правильность русской речи / Под ред. С.И. Ожегова. – М., 1962. – 375с.

6.         Розенталь Д.Э., Толенкова М.А.

Словарь трудностей русского языка. М.: Русский язык, 1976. – 680с.

7.         Рохманова Л.И.

Трудности русского языка. М., 1974. – 438с.


Приложение XI.

Диагностическое анкетирование учащихся

Приложение XII.

Диагностические контрольные работы

Приложение XIII.

Конспект внеклассного занятия по теме исследования

Приложение XIV.

 Лексикологические словари, составленные учащимися


[1] Ожегов С.И.

                Словарь русского языка. – М.: Рус.яз., 1986. – С.634.

[2] Методика преподавания русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2101 «Рус.яз. и лит.» / М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.; Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Просвещение, 1990. – С.70.

[3] Крутецкий В.А.

                Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. – М.: Просвещение, 1980. – С.300.

[4] Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова И.А.

                Современный русский язык: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Междунар. отношения, 1994. – С.161. 

[5] Виноградов В.В.

Русская наука о русском литературном языке. Учен. зап. Моск. Университета. Вып. 106, т. III, кн. 1, М., 1946, С. 73.

[6] Напутное слово // В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка: В 4т. - М.: Рус. яз., 1999. – Т. 1: А-3-1999. – С.111.

[7] Даль В.И.

Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – М.: Рус. яз., 1999. – Т. 1: А-3. – 1999. – С. XI.

[8] Там же, С.XI.

[9] Земский А.М. и др.

Русский язык. В 2-х ч. Ч. 1. Лексикология, стилистика и культура речи, фонетика, морфология / А.М. Земский, С.Е. Крючков, М.В. Светлаев; Под ред. В.В. Виноградова. – 10-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1986. С. 52.

[10] Матвеев Б.И. В.В. Лопатин, Л.Е. Лопатина.

Малый толковый словарь русского языка // РЯШ - 1991. –  №6. – С.84.

[11] Там же, С. 88.

[12] Виноградов В.В.

О грамматической омонимии в современном русском языке // РЯШ. - 1940. - № I. - С. 83-86.

[13] Александрова З.Е.

Словарь синонимов русского языка / Под ред. Л.А. Чешко. М.: Сов. Энциклопедия, 1969. С.15.

[14] Новые словари // РЯШ . - 1995. - № 3 - С. 106.

[15] Матвеев Б.И., Шанский Н.М., Филиппов А.В., Соловьева В.С.

                Учебный словарь античных имен в русской поэзии // РЯШ. – 1991. – №2. – С.116-162.

[16] Шанский Н.М.

Лексикология современного русского языка. - М., 1972. - С. 161-162.

[17] Колесников Н.П.

                Словарь неологизмов В.В. Маяковского / Под ред. Н.М. Шанского. - Тбилиси: Изд-во Тбил. ун-та, 1991.-С. 29.

[18] Там же, С. 39.

[19] Там же, С. 43.

[20] Там же, С. 219.

[21] Бушуй Т.А.

Колесников Н.П. Словарь неологизмов В.В. Маяковского // РЯЩ. - 1992. - № 3-4. - С. 67.

[22] Рощина Л.М., Яковлева М.П. Тихонов А.Н., Тихонова Е.Н., Тихонов С.А.

Словарь-справочник по русскому языку // РЯШ. – 1996. 3. – С.105.

[23] Методика преподавания русского языка / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.; Под ред. М.Т. Баранова. - М.: Просвещение, 1990. - С. 237.

[24] Казнельсон С.Д.

Типология языков и речевое мышление. - Л., 1972. - С. 111.

[25] Теоретическая и прикладная лингвистика. - М., 1967. - С. 73.

[26] Звегинцев В.А.

Социальное и лингвистическое в социолингвистике // Известия АН СССР. - 1982. - Вып. З.-С. 256.

[27] Маркс К., Энгельс Ф.

Сочинения. - М., 1955. - Т. 4. - С. 336.

[28] Методика преподавания русского языка / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.; Под ред.

М.Т. Баранова. - М: Просвещение, 1990. - С. 240.

[29] Баранов М.Т.

О работе с толковым словарем на уроках русского языка в IV-VIII классах // РЯШ - 1969. -№6.-С. 38-42.

[30] Совершенствование методов обучения русскому языку: (Сб. статей). Пособие для учителей (Сост. А.Ю.
Купалова. - М.: Просвещение, 1981. -С. 80.

[31] Чижова Т.И.

Использование словаря в работе над лексическими синонимами // РЯ Ш. - 1978. - № 4. - С. 37.

[32] Евгеньева А.П.

Словарь синонимов. - Л., 1975.-С. 11.

[33] Клюева В.Н.

Краткий словарь синонимов русского языка. - М., 1961. - С. 219.

[34] Пешковский А.М.

Как вести занятия по синтаксис методики родного языка, лингвистики и стилистики. - М., 1930. - С. 58.

[35] Совершенствование методов обучения русскому языку: (Сб. статей). Пособие для учителей / Сост. А.Ю.Купалова. - М.: Просвещение, 1981. - С. 84.

[36] Чижова Т.И. Использование словаря в работе над лексическими синонимами // РЯГИ. - 1978. - № 4. - С.40.

[37] Кашкарова Т.Н.

                Словарная работа на уроках русского языка // РЯШ. – 1991. –  №2. – С.41-44.

[38] Родионова Н.А.

                Интегрированный урок на тему «Заимствованные слова» // РЯШ. – 1991. – №2. – С.46-47.

[39] Иванова А.М.

                Урок, посвященный словарям // РЯШ. 1991. – №6. – С.33-34.


Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Собрание рефератов