Билеты: Билеты по истории для студентов
индустриального общества к постиндустриальному (Р.171)
В соответствии с общепринятой периодизацией XX век в отечественной
историографии называют эпохой Новейшей истории. Отправным моментом
Новейшей истории традиционно считалась Великая Октябрьская социалистическая
революция. Теперь же все больше историков склоняются к мысли, что эпохальным
событием XX века, изменившим облик мира, наложившим существенный отпечаток на
общественное развитие во всем мире, является первая мировая война. Поэтому
именно первая мировая война может служить в качестве исходного момента в
отсчете времени новой исторической эпохи.
Экономической основой важнейших событий Новейшей истории, а значит и перехода
общества на качественно новый этап в своем развитии является утверждение
монополистического капитализма.
Характерные черты монополистического капитализма:
1) Рост концентрации экономической организации, создание качественно нового
уровня такой организации. После второй мировой войны широкое распространение
получили мировые монополии как национальные, так и транснациональные (ТНК).
2) Укрупнение и монополизация банковского капитала, так как большое
производство требует огромных единовременных финансовых затрат.
3) Слияние банковского капитала с промышленным и образование крупных
финансово-экономических групп.
4) Широкое применение практики экспорта капитала.
5) Процесс экономической экспансии сопряжен с политической экспансией.
Политическая экспансия, борьба за передел сфер влияния и обретение новых
территорий лежат в основе первой и второй мировых войн.
Первая мировая война (1914-1918) была наиболее крупным историческим событием
начала XX века. Она потрясла основы западноевропейской цивилизации, глубины
бытия капиталистического общества, в первую очередь Европы. Война привела к
массовому уничтожению людей, крупномасштабным разрушениям материальных
ценностей, экономических и политических структур воюющих держав.
Непосредственным результатом первой мировой войны явился распад прежних
государственных образований. Распалась Австро-Венгерская империя на ряд
самостоятельных государств: Чехословакию, Югославию, Венгрию и Австрию. В
результате социальных революций прекратили свое существование в прежнем виде
Германская и Российская империи. Германия лишилась значительной части своей
территории, а из Российской империи помимо Советских социалистических
республик сформировались независимые государства: Финляндия, Польша, Литва,
Латвия и Эстония.
В целом можно сказать, что в результате первой мировой войны западная
цивилизация попала в ситуацию глубокого кризиса. Разразился духовный
кризис. Рухнули многие абсолютные ценности ХVIII-XIX вв.
Господствующее умонастроение исторического и социального пессимизма было
наиболее ярко выражено в книге немецкого мыслителя Освальда Шпенглера «Закат
Европы», первая часть которой вышла в мае 1918 г. В этой книге О.Шпенглер
грозящую гибель западной европейской цивилизации представлял как
естественное, почти биологическое событие, подобное смерти организма.
Кризис Западной цивилизации — это обобщенная характеристика времени
между двумя мировыми войнами. В реальной истории в этот исторический период
происходили разноплановые события. С 1918 по 1923 годы сразу после подписания
перемирия в первой мировой войне краткий период торгово-промышленного бума
перерос в затяжной экономический и политический кризис, включая и кризис
международных отношений (отношения Запада с Советской Россией, отношения Запада
с побежденной Германией).
С 1923 по 1929 гг. начался период временной частичной стабилизации в ведущих
странах Европы и США. В этот период достаточно интенсивными темпами
осуществляется обновление основных фондов, капиталистическая модернизация
производство в форме его индустриализации, растет производство товаров. В
большинстве стран Европы производство товаров к 1929 г. достигает довоенного
уровня, либо даже превосходит его. США обогнали по уровню производства
ведущие страны Европы и всех их поставила от себя в экономическую
зависимость. Совокупный долг Европейских стран США превышал 10 млрд.
долларов.
Развитие Германии и Италии определялось «планом Дауэса». Этот план позволял
укрепить внешнеполитические позиции США, сделать Германию под эгидой США
противовесом Англии и Франции. В соответствии с планом Дауэса:
1) США брала на себя вопрос о регулировании репарационных платежей Германии.
2) Германии предоставлялся кредит на льготных условиях в размере 800 млн. марок.
3) Французские войска по требованию США должны были покинуть территорию
Германии в районе Рура.
4) США брали на себя обязательство предоставить кредиты также другим странам
Европы.
В 1929-1933 годам экономику Запада охватил самый крупный, разрушительный
кризис в истории капитализма. В период этого кризиса мировое производство
товаров упало на 44%, разорилось тысячи банков, более 100 тысяч предприятий,
началась массовая безработица. В охваченных экономическим кризисом странах
капитала наблюдались высокие темпы инфляции, развитие «черного рынка»,
захлестнул вал преступности.
В капиталистических странах Европы и США были выработаны различные модели
выхода из кризиса. В США возобладал неолиберальный подход. В 1933 году
после победы на выборах демократов был провозглашен «Новый курс» Франклина
Рузвельта. «Новый курс» означал признание необходимым определенное участие
государства в регулировании экономических отношений, проведение государством
активной социальной политики.
На первом месте стояла проблема финансовой стабилизации. С этой целью
был создан Резервный валютный фонд, уцелевшим в ходе кризиса банкам был выдан
целевой кредит, все финансовые операции Резервного валютного фонда государство
взяло под свою гарантию, был наложен запрет на биржевые финансовые спекуляции.
В области промышленности государство установило контроль над объемом
производства, ценами, трудовыми отношениями, применялось принудительное
укрупнение предприятий — картелирование, вводился государственный арбитраж. В
области социальной политики правительство устанавливало
продолжительность трудового дня, легализировало деятельность профсоюзов:
профсоюзы получили право юридического лица. Широко оказывалась помощь
безработным.
В аграрном секторе экономики 1) погашалась фермерская задолженность в
форме списания долгов, либо растягивания их уплаты на долгие годы; 2)
производился плановый подъем цен на сельскохозяйственную продукцию за счет
снижения объемов производства. Государство стимулировало это снижение за счет
дотаций. Реализация всех этих мер стабилизировало экономику США и, начиная с
1935 года она начинает выходить из кризиса.
Особенность германского пути выхода из кризиса обусловлены многими причинами,
но главной из них было поражение Германии в первой мировой войне и унизительные
для нее условия Версальского мира. Под воздействием всех этих условий в
Германии победил фашизм.
Под руководством А.Гитлера сформировалась национал-социалистическая партия
Германии (НСДАП).
В 1923-1933 гг. в период экономического кризиса начинает складываться массовая
база фашизма. В общественном сознании Германии того времени отчетливо
выкристаллизировались 3 идеи:
1. Идея сильной власти, которая могла бы установить и обеспечить порядок.
2. Идея справедливой социальной политики.
3. Идея национального самоутверждения.
Эти идеи были подхвачены А. Гитлером, легли в основу политической программы
национал-социалистической партии и помогли ей легальным путем прийти к
власти. 30 января 1933 года А. Гитлер был назначен рейхсканцлером Германии.
Теоретическим основанием национал-социалистической идеологии являются идеи
расизма и элитаризма. Фашизм выдвинул теорию о превосходстве определенных
народов над другими. В частности германский фашизм утверждал приоритетное
положение в современном мире культуросозидающей расы — ариев, к которой были
отнесены прежде всего немцы и ряд северных народов (шведы, норвежцы,
датчане).
На базе фашизма в Германии устанавливается тоталитаристский политический
режим правого толка.
Характерные черты тоталитаризма:
1. Всеобщая политизация и идеологизация общества.
2. Законодательная, исполнительная и судебные системы контролируются из
одного центра — политического и идеологического института — правящей партии.
3. Правящая партия является единственной партией в данном государстве. Эта
партия строго иерархизирована и руководима одним человеком — вождем.
4. Политические свободы и права граждан зафиксированы формально, но реально
отсутствуют. Законы защищают только интересы государства.
5. Легальная политическая оппозиция отсутствует.
6. Существует строгая цензура над всеми средствами массовой информации,
запрещено критиковать представителей власти.
7. Полиция, армия, спецслужбы наряду с функциями обеспечения правопорядка
выполняют функции карательных органов государства и выступают в качестве
инструмента массовых репрессий.
8. Власть держится преимущественно на насилии.
В основе фашистской программы выхода из кризиса лежала идея
государственного регулирования экономики. Большое значение придавалось
расширению государственного сектора экономики, в котором преобладала военная
отрасль производства. В Германии был популярен лозунг «пушки — вместо
масла».
Социальная политика фашистского государства была направлена на создание так
называемого «народного общества», «общества социального равенства и
богатства» для своей высшей, избранной нации. Богатство такого общества
предполагалось создавать как за счет принуждения к труду своих граждан, так и
нещадной эксплуатации тех народов, которые были объявлены второсортными,
неполноценными. Отсюда вытекала идея о необходимости установления Германией
мирового господства.
Реализация этой идеи во внешней политике привела к экспансионизму, венцом
которого явилась вторая мировая война. Германия, как известно, потерпела
поражение во второй мировой войне. После второй мировой войны в мире
установился новый экономический и политический порядок.
Билет 28
Распад колониальной системы и модернизация стран традйционалистских ценностей
в XX веке (Р.178).
Как отмечалось ранее, к началу XX века ведущие европейские державы завершили
колонизацию огромных пространств Азии, Африки, Латинской Америки, Австралии
и Океании. В 1919 году на долю колоний и зависимых стран приходилось 72%
территорий и 69,4% населения Земли.
Деколонизация стран и континентов началась параллельно с процессом
колониальной экспансии. Первыми в процесс деколонизации включились страны
Латинской Америки. К 1826 году от всей огромной национальной империи у
Испании осталось только Куба и Пуэрто-Рико.
Интенсивный распад колониальной системы начался после второй мировой войны. В
1943-1959 годы независимость обрели 20 стран. В 1960-1970 годы — около 50
стран. За весь этот период на месте колоний и политически зависимых стран
возникло около 100 новых суверенных государств.
В Азии наиболее впечатляющей была победа национально-освободительного
движения над британским империализмом. На территории Индии эту борьбу вела
партии Индийский национальный конгресс под руководством Махатмы Ганди. В 1947
г. территория британской колонии Индии была разделена на два доминиона —
Индийский Союз и Пакистан. В 1950 г. Индийский Союз стал суверенной
Республикой Индией. Вслед за Индией свой суверенитет провозгласил и
Пакистан.
Первым в 1945 году самостоятельно провозгласило свою независимость от
Нидерландов одно из крупнейших государств этого региона — Индонезия. В 1949
году Нидерланды были вынуждены признать суверенитет этой республики.
В 1954 году в результате крупных военных поражений французы подписали
Женевские соглашения, в которых признали суверенитет Вьетнама. За год до
этого в 1953 году получили независимость два других государства французского
Индокитая — Камбоджа (Кампучия) и Лаос.
В конце 1951 года национальной независимости от Италии добилась Ливия. В 1952
году в борьбе с британскими колонизаторами обрел независимость Египет. В
1954 году независимость завоевали бывшие французские колонии Марокко, Тунис и
Судан.
С севера волна национально-освободительного движения двинулась на юг и
прокатилась по Западной, Центральной и Восточной Африке. В 1957 году первой
среди колониальных стран тропической Африки завоевала независимость
английская колония Золотой Берег — Гана. В 1958 году стала свободной Гвинея.
1960 год получил название «Год Африки». В этот год 17 колоний были
провозглашены независимыми государствами: Камерун, Того, Сенегал, Мали,
Мадагаскар, Заир, Сомали, Бенин (Дагомея), Нигер, Верхняя Вольта, Берег
Слоновой Кости, Центрально-африканская империя, Конго, Габон, Нигерия,
Мавритания. В 1962 году обрели независимость Алжир, Руанда и Бурунди. В 1963
году Кения и Занзибар. В 1964 году— Малави (Нью-Селенд) и Замбия. В 1966 году
— Лесото. В 1968 г. Свазиленд, Экваториальная Гвинея и Маврикий (республика
Гвинея-Бисау). Таким образом за исключением ряда территорий на юге страны к
80-м годам XX века Африканский континент был деколонизирован, а значит и
колониальная система распалась на всей территории Земного шара.
На смену колониализму пришел неоколониализм — система разнообразных
форм и методов, используемых развитыми капиталистическими странами для
удержания освобожденных стран в подчиненном зависимом положении. Эта
система включала насильно навязанные метрополиями различные соглашения,
ограничивающие суверенитет молодых государств и предоставляющие бывшим
метрополиям или другим индустриальным государствам различные привилегии — от
военных баз до исключительного права на стратегическое сырье. Таким образом
благодаря неоколониалистской политике бывшие метрополии сохраняют сильные
рычаги воздействия на освободившиеся страны: технико-экономические,
финансовые, торговые, военно-политические.
Не меньшее, а может быть большее значение для судьбы и благосостояния бывших
колоний и других государств, развившихся по восточному типу цивилизации имеют
внутренние преобразования, модернизацию всех сфер их жизнедеятельности. Эта
модернизация направлена на достижение четырех основных целей; 1) ускорение
развития; 2) индустриализацию; 3) освоение культуры западного типа; 4)
сохранение собственной культурной традиции, своей культурной идентичности.
Историки выделяют три наиболее часто встречающихся типа модернизации. Первый тип
— это внедрение в полном объеме и приспособление элементов западной
цивилизации к собственным условиям. Речь идет о полномасштабном переходе
на систему рыночных отношений, создание развитых институтов демократии и
правового государства. Наиболее яркими примерами осуществления этого варианта
модернизации называют Японию и Индию. Следуя курсом модернизации, эти страны
добились впечатляющих успехов. Наибольших результатов добилась Япония, выйдя
на второе место в мире по валовому национальному продукту. Не случайна
публицисты в 80-90-х гг. заговорили о «японском чуде».
Японский и индийский опыт свидетельствует, что их успех обусловлен тем, что
перенос элементов западного типа цивилизации осуществлялся в этих странах не
механически. Они умело приспосабливались к особенностям восточных обществ. В
частности, в Японии была сохранена значительная роль общинных отношений. В
результате японский капитал приобрел коллективистский, корпоративный
характер. Японская компания — это корпоративная община, где рабочий,
служащий, управленец и акционер руководствуются не только своими личными
интересами, но прежде всего интересами фирмы. В политической сфере
существенную роль играет клановое начало. Политические партии более жестко
организованы, в них господствует строгая партийная дисциплина.
Второй тип связан с преимущественным внедрением
организационно-технологических элементов индустриального общества при
сохранении важнейших элементов восточной системы общественных отношений.
Наиболее ярким примером такого типа модернизации являются Саудовская Аравия,
Кувейт, Объединенные арабские эмираты. Экономической основой для осуществления
модернизации в этих странах послужил резкий скачок цен на нефть, произошедший
вследствие Арабо-Израильской войны 1973 года. В нефтедобывающие страны
Персидского залива хлынул поток нефтедолларов. За счет этих средств была
создана современная нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность,
развита транспортная инфраструктура, построены университеты, библиотеки, школы,
больницы. Однако неизменными остались ценности арабо-исламской цивилизации,
включая монархическую форму правления и исламское судопроизводство, шариат как
основа регулирования общественных и личных отношений.
Третий тип характеризуется стремлением освоить
организационно-технологические структуры индустриального общества при
отрицании экономических и политических механизмом западного типа цивилизации:
рынка, демократии, правового государства. При таком варианте создается
индустриальная база, научный потенциал, слой квалифицированных специалистов.
Однако политическая система остается классического восточного типа. В этой
системе процветает культ личности вождя, засилие бюрократии, ограничение прав
и свобод человека, жесткий общественный контроль над поведением индивидов.
Третий вариант является самым распространенным вариантом модернизации, по
которому пошли большинство азиатских и африканских стран. В политологической
литературе этот вариант назывался социалистическим и некапиталистическим
путями развития. Социалистический путь реализовали Китай эпохи Мао Цзэдуна и
Северная Корея. Некапиталистический путь — Ливия, Сирия, Ирак, Гана и др.
Однако, как показывает опыт этот вариант не решает насущных проблем стран.
Рынок необходимо требует демократии. В некоторых странах из этой группы в
80-90-х годах началась демократизация общественной жизни. Таким образом
существование различных типов цивилизации показывает, что этот процесс
сталкивается со значительными трудностями, но вместе с тем, он все же идет.
Поэтому можно утверждать, что постепенно человечество переходит на новый
более высокий уровень цивилизационного развития.
Билет 29
Первая русская революция как результат издержек догоняющеймодернизации.
Итоги, уроки и значение революции 1905 – 1907 гг. (ж.31).
Политика консервативного охранительства, проводимая в конце XIX столетия
Александром III, тормозила процесс модернизации. От Николая II (1894-1917
гг.) ждали возобновления линии 60-х годов, проведения необходимых стране
реформ "сверху". Однако новый российский царь не имел четкою представления о
путях дальнейшего развития страны. Убежденный сторонник неограниченной
самодержавной власти, сохранения помещичьего землевладения, Николай II
продолжил политический курс отца. Полумеры и палиативные решения, принимаемые
в начале его царствования, не снимали внутриполитической напряженности,
глубины которой правящий режим не осознавал.
Во внешней политике царского правительства, центром которой с середины 90-х
годов XIX в. на ближайшие 10 лет стал Дальний Восток. Недооценив силы Японии,
царское правительство решило покончить с "политикой уступок" и занять жесткую
позицию, что сделало войну Японии с Россией неотвратимой. Война обернулась
для самодержавия поражением и оказалась могучим ускорителем революции.
Причины революции:
1. Издержки догоняющей модернизации;
2. совмещенность противоречий, порожденных сохранением пережитков
крепостничества в экономике и политическом строе страны с противоречиями,
порожденными индустриальной эпохой
3. великодержавная русификаторская политика в национальных районах;
4. разительный контраст в уровне жизни "верхов" и "низов" общества
обусловили глубинный общенациональный кризис, остроту которого лишь усилили
военные неудачи. Назревал социальный взрыв.
Революция в России началась 9 января 1905 г. расстрелом мирного шествия
рабочих, идущих с петицией к Зимнему дворцу ("Кровавое воскресенье").
Революция в России имела общую с западноевропейскими революциями ХУШ-Х1Х вв.
буржуазно-демократическую направленность. Развернувшаяся революция
представляла собой широкое демократическое движение, попытку народа снизу
разрешить накопившиеся противоречия; для нее характерно переплетение трех
основных революционных сил - рабочего движения, крестьянской аграрной
революции и национально-освободительного движения; острота классовых
антагонизмов, степень зрелости российского пролетариата были выше, чем в
странах Западной Европы накануне их первых буржуазных революций.
В фокусе требований находились перемены политического характера, решение
агарного, рабочего, национального вопросов. Стержневой осью революционного
движения стала забастовочная активность рабочего класса. Требования рабочих о
введении политических свобод, созыве Учредительного собрания отражали
демократические интересы всего народа. Революционные выступления побудили
самодержавие пойти на формальное ограничение своей власти путем созыва
совещательной Думы (6 августа 1905г. был опубликован Манифест о выборах в
Думу, названную по имени министра внутренних дел "булыгинской").
Однако радикализировавшееся общество не удовлетворилось "уступкой" властей.
Во второй половине сентября выступлением московских рабочих начался новый
подъем стачечной борьбы, вылившийся в грандиозную октябрьскую политическую
стачку. 17 октября 1905г. был подписан Манифест, предусматривающий введение
гражданских свобод, расширение круга избирателей в Думу за счет тех групп
населения, которые были лишены избирательных прав по булыгинскому
закону; предоставление Думе законодательных прав. Октябрьская стачка
переросла в вооруженное восстание, которое вслед за Москвой прокатилось по
ряду городов страны. После поражения декабрьского вооруженного восстания
революция вступила в полосу спада. Революция шла к концу. 3 июня 1907г.
(роспуск II Государственной думы и изменение закона о выборах в пользу
помещиков и крупной буржуазии) считается окончанием революции. Таким образом,
в продолжавшейся 2.5 года революции выделяется 3 этапа: подъема, кульминации,
спада.
В период революции в России образовались три политических направления:
К консервативно-охранительному направлению относились монархические,
черносотенные организации, требовавшие беспощадного подавления революции.
Монархисты воспевали патриархальную старину, противопоставляли ее наступающему
капитализму и системе западных ценностей, блокировали любые попытки проведения
реформ. Общим для организаций этого направления была поддержка уваровской
формулы "православие, самодержавие, народность!".
Революция ускорила организационное оформление либеральных сил. Среди
ряда партий либерального направления основными стали оформившиеся: на правом
фланге "Союз 17 октября" (октябристы) и на левом -
конституционно-демократическая партия народной свободы (кадеты).
Исходной посылкой в программах октябристов и кадетов была идея постепенного
реформирования старой государственной власти и эволюционного развития
общества. Октябристы представляли себе будущее государственное
устройство в виде наследственной конституционной монархии с представительным
органом. Политическим идеалом кадетов была конституционная монархия с
полноправным парламентом, правовое государство, способное обеспечить развитие
страны по западному пуги. В программах обеих либеральных партий большое
внимание уделялось проведению экономических реформ, решению социальных
вопросов.
Интересы революционно-демократических сил представляли партии
социалистической ориентации. Эсеры полагали, что начавшаяся революция
происходит в интересах трудового народа и является "социальной", переходной
между буржуазной и социалистической. Главную цель революции они видели в
подрыве основ буржуазного строя путем "социализации" земли. Залогом успеха
революции эсеры считали союз крестьянства. Однако в партии эсеров не было
единства. Идейные и теоретические разногласия привели партию к расколу.
Наличие двух фракций в РСДРП предопределило появление двух точек зрения на
развитие революции.
Свою задачу большевики видели в форсировании революции; в
подготовке вооруженного восстания и массового террора против властей; в
установлении революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства
в случае ее успеха. Перспективы революции большевики связывали с перерастанием
буржуазно-демократической революции в социалистическую. При этом теоретики
большевизма не задумывались о цене революционного опыта.
Меньшевизм был в большей мере ориентирован на общность революционного
процесса в России и в Европе, на образцы западной демократии. При сохранении
ряда кардинальных установок революционного марксизма меньшевики тем не менее
тяготели к поиску менее радикальных путей общественного развития, негативно
относились к болылевисткому максимализму и абсолютизации насилия.
В период первой российской революции возникли новые формы организации общества:
Советов рабочих депутатов, бравших на себя руководство революционными
действиями. Возникшая в форме советов демократия была близка и понятна народу,
в ее основе лежали традиционные для России принципы общинной демократии.
С 1905г. начинается история российского парламентаризма. I Государственная
дума, начавшая работу в апреле 1906г., продемонстрировала зрелость
оппозиционной мысли (Выразителем "левых" умонастроений стали депутаты от партии
кадетов). Требования создания кабинета министров, ответственного перед Думой;
расширения законодательных прав Думы; политической амнистии; радикальною
решения аграрного вопроса путем отчуждения за выкуп части помещичьей земли
привели к конфликту с правительством и царем и роспуску Думы; последовавшему 8
июля 1906г. (В тот же день на пост Председателя Совета министров был назначен
П.А. Столыпин). Попытка создать более сговорчивую Думу успехом не увенчалась.
II Дума, открывшаяся 20 февраля 1907г., оказалась более "левой" по составу, чем
первая; политические группировки в ней определились гораздо резче. Требование
предсгавятелей левого блока об отмене столыпинских законов, принятых в период с
8 июля 1906г. по 20 февраля 1907г., свидетельстовало о невозможности
сотрудничества правительства и Думы, что в конечном итоге и предопределило ее
роспуск,
Революция 1905-1907 гг. вызвала глубокие изменения в политической и
интеллектуальной жизни страны; заставила царский режим внести коррективы в
ход модернизации. Изменился государственный строй страны. Сделала шаг по пути
к правовому государству. Реальностью стала многопартийность. Правительство
вынуждено было принять ряд мер, направленных на повышение жизненного уровня
рабочих и крестьян. Началось осуществление столыпинской аграрной реформы.
Революция сыграла важную роль в социокультурной модернизации России.
Однако изменения 1905-1907 гг. явились результатом не заранее рассчитанной
государственной деятельности, а вызванных революцией уступок. Царизм пошел на
обновление во имя сохранения империи и старых порядков.
Билет 30
Объективная необходимость модернизации аграрного сектора России в начале XX
века. Цель и сущность аграрной реформы П.А. Столыпина.(ж.35)
Третьеиюньский государственный переворот 1907г. (Манифест о роспуске II Думы и
новый избирательный закон) ознаменовал вступление России в новый период
развития, который отличался как от пореформенной эпохи, так и от времени
революции 1905-1907гг. и получил название третьеиюньской монархии.
Новый политический курс правящих кругов связан с именем П.А. Столыпина,
подготовившего Третьеиюньский государственный переворот и создавшего
третьеиюньскую политическую систему (в 1906г. он был назначен сначала министром
внутренних дел, а затем и председателем Совета министров с сохранением
министерского портфеля).
П.А. Столыпин был консерватором, стремившимся защитить монархию и права
дворянства. Однако он был и реформатором, ибо понимал, что для борьбы с
революционным движением необходимы не только репрессивные меры, но и реформы
по обновлению старого строя. Не покушаясь на интересы помещиков, он пытался
расширить социальную базу государственного строя за счет буржуазии и
зажиточного крестьянства. С этой целью и была сформирована третьеиюньская
политическая система.
До переворота избирательный закон делал ставку на крестьянство. Правящий
режим рассчитывал, что консервативное крестьянство изберет правую Думу,
поддерживающую царя, и нейтрализует либералов и революционеров. Однако и I, и
II Думы оказались левыми по составу, а трудовики - представители крестьян -
требовали в Думе конфискации помещичьих земель в пользу крестьянства.
Недовольное такой постановкой аграрного вопроса в Думе самодержавие
распустило сначала I, а затем и II Думу. Новый избирательный закон коренным
образом перераспределил квоты выборщиков в пользу помещиков и буржуазии за
счет крестьян, рабочих, народов национальных окраин.
Благодаря новой избирательной системе, в III Государственной Думе (1907-
1912гг.) было создано 2 большинства: правооктябристское и октябристко-
кадетское. Первое большинство выполняло охранительную роль, голосуя за
проекты реакционного характера. Второе осуществляло либеральные
реформы, выработанные Столыпиным. Октябристский "центр", таким образом,
поддерживал премьера и выполнял волю правительства. Это был запланированный
результат. Благодаря ему, Столыпин лавировал между теряющим свои позиции
дворянством и растущей буржуазией. Такая политика лавирования получила
название бонапартизма.
Создав послушную Думу, правительство мало с ней считалось. Столыпин активно
пользовался 87 статьей Основных законов, по которой император мог провести
любой закон своим указом без одобрения Думы и Государственного совета. В
результате важнейшие вопросы правительство решало без согласия
законодательных органов.
Характеризуя третьеиюньскую политическую систему в целом, следует иметь в
виду, что она могла успешно функционировать лишь в условиях социальной
стабильности. Между тем с 1910г. в стране начался революционный подъем.
Правые были недовольны излишним реформаторством Столыпина и тем, что он не
смог предотвратить усиление революционного движения. В 1911-1914гг. шел
процесс разложения третьеиюньской политической системы, которая фактически
прекратила свое существование во время первой мировой войны, когда в IV
Государственной Думе (1912-1917гг.) сформировалось одно большинство -
"Прогрессивный блок" (лето 1915г.), потребовавший от царя создать
правительство "общественного доверия".
В принципе Столыпин предполагал осуществить целый ряд реформ: аграрную,
местного самоуправления, судебную, просвещения, по рабочему вопросу. Однако
большую часть реформ осуществить не удалось из-за сопротивления дворянско-
монархического лагеря. Главной реформой Столыпина стала аграрная реформа.
Реформа выразилась в серии законодательных актов, главным из которых был Указ
от 9 ноября 1906 года. В соответствии с ним крестьяне получили право выйти из
общины и закрепить свой индивидуальный надел в частную собственность в виде
отруба (предоставление полевого надела в одном месте в пределах села) или
хутора (обособленной усадьбы с хозяйственными постройками и земельным
участком). Реформа также включала активную деятельность крестьянского банка,
который служил посредником между помещиками, желающими продать свои земли, и
крестьянами, собирающимися их приобрести.
Помимо указанных мероприятий правительство Столыпина провело серию законов о
переселении крестьян за Урал. Это в первую очередь относилось в бедноте.
Таким образом, реформа не затрагивала помещичье землевладение. Столыпин пошел
на раскол деревни: община разрушалась, зажиточные хозяйства укреплялись за
счет других слоев крестьянского населения, сельская беднота переселялась на
окраины, подальше от помещичьих имений.
Что же можно сказать об итогах аграрной реформы П.А. Столыпина? В целом
она носила буржуазный характер и являлась крупным шагом по пути модернизации
России. Однако Столыпину не удалось в полной мере реализовать свои планы. К
1916г. из общины выделилось порядка четверти домохозяев, причем половина из них
продала свои земли "крепким хозяйствам", которые очень часто были
крестьянами-общинниками. Это очень запутывало земельные отношения.
За годы реформы в европейской части России на хутора и отруба перешло около
10% крестьянских хозяйств. Небывалого размаха достигло переселенческое
движение, которое способствовало развитию капитализма вширь: за 1906-1914гг,
новоселы освоили 30 млн. десятин земли, в новых районах строились дороги,
водохранилища. В 190б-1915гг. в Сибирь перебралось 3,1 млн. человек. Однако в
течение 1906-1911 гг. более полумиллиона человек возвратились обратно. Говоря
об итогах реформы, важно иметь в виду и то, что крестьяне получили большую
личную свободу.
В целом же, если исходить из целей реформы, можно сделать вывод, что правящим
кругам не удалось разрушить общину и создать массовый слой мелких крестьян-
собственников (фермеров). Эго связано в рядом факторов. Во-первых, отменив
выкупные платежи, пожертвовав частью государственных владений, облегчив
покупку земли через Крестьянский банк, правительство оставило в
неприкосновенности помещичье землевладение. Между тем вряд ли было возможно
обеспечить фермеров земельной собственностью для ведения рационального
хозяйства без помещичьей земли. Во-вторых, реформа игнорировала региональные
различия (природно-климатические условия, количество пахотной земли,
плотность населения в различных губерниях). В-третьих, слабым местом реформы
была абсолютизация хуторов и отрубов и вобщее частной собственности на землю.
Хутора и отруба рассматривались как универсальное средство, способное поднять
уровень сельского хозяйства. Между тем опыт показывал, что оптимальным
является сочетание различных форм собственности (частной, государственной,
общественной). В-четвертых, чрезвычайно ослабляли реформу недостаточное
финансирование и произвол бюрократического аппарата, что особенно проявилось
в переселенческой политике и в грубой работе землеустроительного ведомства по
насаждению хуторов и отрубов.
Таким образом, в период с 1907 по 1914гг. Россия вступила в новую полосу
своего развитая. Третьеиюньская монархия медленно эволюционировало в сторону
конституционной монархии и гражданского общества. Страна развивалась
относительно стабильно, но лишь в сложившихся условиях. Модернизация страны к
1914г. далеко еще не была завершена. Поэтому, попав в экстремальные условия
первой мировой войны, Россия оказалась на грани национальной катастрофы.
Билет 31
Нарастание раскола российского общества I: период первой мировой войны. 1917
год в исторической судьбе России.(ж.38)
Первая мировая война - это событие, имеющее всемирно-историческое значение.
На современном этапе многие отечественные и зарубежные историки считают, что
по своим социально-экономическим и общеисторическим последствиям война
явилась подлинным началом 20 в., ибо означала переход к новому циклу
существования человеческой цивилизации.
Масштабы первой мировой войны не имели себе равных во всей предшествующей
истории человечества. Война длилась четыре года и три месяца (с 1 августа
1914 г. по 11 ноября 1918 г.). В ней участвовали 33 государства (с
доминионами и Индией - 38) с населением 1,5 млрд. человек (87 процентов
населения планеты). В ходе войны 9,5 млн. человек были убиты и умерли от ран,
было уничтожено на 58 млрд. рублей материальных ценностей.
Происхождение первой мировой войны было определено целым рядом факторов,
охватывающих самые разные стороны общественной жизни. Это:
- серьезные сдвиги в мировом капиталистическом хозяйстве, связанные с
монополизацией, ужесточением конкурентной борьбы за рынки сбыта и источники
сырья, с территориально-политическим разделом мира;
- резкое усиление индустриального развития с приоритетом военного дела,
милитаризация европейских держав и Японии, гонка вооружений;
- предрасполагающая к войне духовная ситуация эпохи (рост национализма,
шовинизма, национально-освободительных движений);
- роль малых стран и народов (сербов, чехов, венгров и др.), которые были
объективно заинтересованы в столкновении империй для достижения национальной
независимости.
Определяющей чертой взаимоотношений между государствами стало складывание
блоков и блоковая политика, которые формировались с помощью тайной дипломатии
и при провокационной роли прессы, раздувающей националистические и
шовинистические настроения.
В конце 70-х - начале 80-х гг., 19 в. оформился Тройственный союз
Германии, Австро-Венгрии, Италии. В 1904-1907 гг. сложилась Антанта,
которая противостояла Тройственному союзу и в которую вошли Англия, Франция и
Россия. Определяющую роль в возникновении первой мировой войны сыграли
англо-германские противоречия. Англию, теряющую позиции главной промышленной и
колониальной державы, беспокоили и конкуренция германских товаров, и
усиливающаяся экспансия германского капитала, и мощь германского
военно-морского флота, который накануне войны занимал второе место в мире после
Англии. Что же касается Германии, то ее военное могущество в Европе было
направлено на передел уже поделенного мира.
В целом же по своему характеру первая мировая война была захватнической и
несправедливой как со стороны Антанты, так и со стороны Тройственного союза.
Лишь для Сербии, Черногории и Бельгии она носила освободительный характер.
Первая мировая война явилась проявлением кризиса западной цивилизации. Во
всех воюющих странах была свернута деятельность представительных институтов,
введены ограничения в отношении оппозиционной прессы, партий, профсоюзов,
участились полицейско-репрессивные меры; также были ограничены рыночные
отношения, введены трудовая повинность и карточная система, что означало
государственное принудительное регулирование хозяйственных отношений.
Итоги первой мировой войны подвела Парижская мирная конференция в 1919 г.
Заключенный на ней мирный Версальский договор регулировал послевоенные
проблемы Западной Европы и интересы ее ведущих держав в Африке и на Ближнем
Востоке. Продолжением Версаля была Вашингтонская конференция (1921-1922
гг.), которая стремилась к разрешению противоречий на Дальнем Востоке и в Тихом
океане с точки зрения интересов США. Таким образом, в послевоенный период был
создан целый комплекс договоров, известных в истории как
Версальско-Вашингтонская система. Эта система породила серьезные
противоречия между странами-победительницами и странами-побежденными и
способствовала складыванию предпосылок новой, еще более кровавой и
разрушительной второй мировой войны.
Первая мировая война показала, что победить в битве за гегемонию смогли
державы, наиболее подготовленные к тотальной войне. Независимо от блоковой
принадлежности, империи, не изжившие сословности, этноиерархичности, не
создавшие гражданского общества, потерпели поражение и распались. Это в
полной мере относится как к Австро-Венгрии, Турции, Германии, так и к России.
Россия, как все великие державы, сыграла не последнюю роль в происхождении
первой мировой войны и выступала в составе военно-политического блока. Однако
в Антанте она представляла собой самостоятельную, но не ведущую силу. Это
связано как с экономическими, так и с политическими факторами. С
экономической точки зрения народнохозяйственный потенциал страны был
сравнительно невелик и сориентирован на внутренний рынок. По таким
показателям, как национальный доход, промышленное производство, объем внешней
торговли, мощь финансового капитала, Россия занимала 4-5 место в мире в
абсолютном выражении и 6-7 место в расчете на душу населения. Таким образом,
Россия не являлась одним из тех промышленных и финансовых гигантов,
противоречия между которыми привели к мировой войне.
С точки зрения политической Россия занимала первостепенные позиции в
территориально-политическом разделе мира и так же как Англия и Франция была
заинтересована в сохранении уже поделенного мира. Россия также обладала
огромным военным потенциалом (она имела самую крупную по численности армию
мирного времени), значительными людскими и сырьевыми ресурсами, пользовалась
большим авторитетом на международной арене. Поэтому Англия и особенно Франция
стремились к союзу с Россией в войне против Германии.
В предвоенный период политика России отличалась осторожностью, склонностью к
Страницы: 1, 2, 3
|