Рефераты

Билеты: Билеты по истории для студентов

компромиссам, лавированием в условиях разгоравшегося англо-германского

конфликта. Это объяснялось рядом обстоятельств. Во-первых, Россия была

недостаточно подготовлена к войне. В 1913-1914 гг. Россия приняла программы

усиления армии и морского строительства; перевооружение армии предполагалось

завершить к концу 1917 г., а морское строительство в 1917-1919 гг. Во-вторых,

внутренняя обстановка в стране была нестабильной. С 1912 г. нарастало

забастовочное движение. В-третьих, Англия и Франция рассчитывали использовать

потенциал России для защиты своих экономических и политических интересов,

ослабить ее как опасного конкурента. И это понимали российские правящие

круги.

Вместе с тем имперский менталитет, присущий правящим кругам и общественному

мнению (что проявилось в печати и в Думе), не позволял России отказаться от

великодержавной роли в Восточном и славянском вопросах. Потому в первой

мировой войне Россия стремилась упрочить свои позиции на Балканах и в

черноморских проливах.

Вступая в первую мировую войну, ее участники рассчитывали, что она будет

непродолжительной. Однако война приняла затяжной характер, и победа в ней

зависела от сильной, переведенной на военные рельсы промышленности, хорошо

организованной работы транспорта, от социальной стабильности в обществе, от

единства фронта и тыла, Россия же к началу войны не сумела осуществить

модернизацию и преодолеть цивилизационное отставание от стран Запада.

Поэтому, несмотря на то, что начало войны для России ознаменовалось успешными

военными действиями и стабилизацией внутриполитического положения, в ходе

войны на фронте российская армия терпела поражения, а внутри страны нарастал

общественно-политический кризис. К концу 1915 неприятелю были оставлены

Галиция, Польша, Литва, часть Латвии и Белоруссии. Грандиозный прорыв

генерала А.А. Брусилова в Галиции в июне 1916г. принес выгоду не столько

России, сколько Франции, т.к. Германия была вынуждена перебросить часть войск

из-под крепости Верден.

С 1916 г. в стране отчетливо проявилось расстройство народного хозяйства

. Хозяйственная разруха во многим была связана с тем, что государственное

принудительное регулирование хозяйственных отношений, введенное в воюющих

странах и ограничивающее рынок и частную собственность, в России было

запаздывающим, нерешительным.

Внутриполитическая ситуация в стране была нестабильной. Об этом

свидетельствовали «министерская чехарда», распутинщина, активизация

либерального лагеря, усиление революционного движения. Летом 1915 г. в IV Думе

кадеты, октябристы и другие оппозиционные фракции создали «Прогрессивный блок»,

выдвинувший требование создать «правительство доверия», т.е. правительство,

которому доверяла бы Дума, а не царь.

В 1916 г. увеличилось число забастовок и крестьянских волнений, усилилось

антивоенное движение, в тылу, в армии и во флоте возросло влияние

большевиков. Большевики, в отличие от монархических, буржуазных и большинства

социалистических партий, поддержавших войну и «оборону Отечества», считали

войну империалистической и полагали, что она вызовет общенациональный кризис

и тем самым приблизит революцию в России. Поэтому они выдвинули лозунги

«превращение империалистической войны в гражданскую» и «поражение своего

правительства в войне».

Таким образом, первая мировая война вызвала кризис самодержавия и приблизила

революционную ситуацию в России. 23-28 февраля 1917 г. в Петрограде произошли

революционные события, которые вызвали огромный резонанс, и революция

победила по всей стране буквально в считанные дни. 2 марта Николай II отрекся

от престола в пользу своего брата великого князя Михаила Александровича,

который в свою очередь отрекся от престола 3 марта. Так в России рухнул

самодержавно-монархический строй.

Февральская революция 1917 г. носила стихийный характер. В ходе революции

возникли новые органы власти: Петроградский Совет рабочих депутатов и

Временное правительство. Формально власть находилась в руках Временного

правительства, в котором ведущую роль играли кадеты и октябристы. Однако

Временному правительству приходилось согласовывать свою деятельность с Советом,

в котором большинство принадлежало меньшевикам и эсерам. Совет опирался на

поддержку армии и поэтому представлял собой реальную власть. Однако он проводил

соглашательскую политику и добровольно передал власть Временному правительству.

Временное правительство осуществило целый ряд преобразований, которые были

согласованы с Советом и продвинули Россию по пути демократизма: амнистия

политзаключенным, свобода слова, печати, подготовка к созыву Учредительного

собрания и др.

По своему характеру февральская революция 1917 г. была

буржуазно-демократической. Главными движущими силами революции были рабочие и

крестьяне, одетые в солдатские шинели. Особенностью революции было установление

в стране двоевластия: власти революционной демократии и буржуазии.

Февральская революция была прогрессивным событием в истории России, однако она

не сумела ликвидировать социальные противоречия российского общества. России

еще предстояло решить свои жизненно важные вопросы.

Билет 32

Формирование большевистского режима в 1917 - 1920 гг. Военный коммунизм и его

сущность (ж.45,48).

После октябрьского переворота первоочередной задачей партии большевиков было

построение пролетарского государства, что означало слом старого и создание

нового государственного аппарата, строительство иных местных органов

государственной власти, создание государства "советского типа". Решение этих

задач осуществлялось в ходе установления советской власти на местах и в

условиях начавшейся гражданской войны. С октября 1917г. и по февраль 1918г.

советская власть установилась почти по всей стране. Организованные

наступления противников советской власти в этот же период были подавлены

сравнительно быстро, так как они не нашли прочной опоры в массах.

В то же время с приходом к власти большевиков в стране усилилось размежевание

классово-политических сил. Монархисты, кадеты, меньшевики и правые эсеры

враждебно встретили октябрьский переворот и начали активную и организованную

борьбу против советской власти. Левые эсеры (раскол партии эсеров

окончательно произошел в ноябре 1917г.) признали октябрьскую революцию и

вошли в коалицию с большевиками. Благодаря поддержке левых эсеров съезды

крестьянских депутатов в ноябре-декабре 1917г. поддержали советское

правительство и в январе 19181. был сформирован единый ВЦИК Советов рабочих,

солдатских и крестьянских депутатов.

Однако блок большевиков и левых эсеров оказался недолговечным. По мере

развертывания революции между ними углублялись противоречия, которые сначала

сконцентрировались в несогласии левых эсеров по вопросу о Брестском мире (в

знак протеста они вышли из СНК в марте 1918г.), а затем в их крайнем

недовольстве системой продовольственной диктатуры и введением комитетов

бедноты (комбедов) в деревне в июне 1918г. В итоге противоречия в блоке

вылились в левоэсеровский мятеж 6 июля 1918г. В дальнейшем обе стороны

упустили возможность соглашения в своей политической деятельности.

Задача построения пролетарского государства была тесно связана с проблемой

Учредительного собрания. Выборы, состоявшиеся в ноябре-декабре 1917г., имели

следующие результаты: большевики получили 23,9%, эсеры - 40%, меньшевики -

2,3%, кадеты - 4,7% голосов. Учитывая неблагоприятные для большевиков итоги

выборов, правые эсеры, меньшевики, монархические офицеры. часть кадетов стали

готовиться к реваншу с помощью Учредительного собрания. Но большевики не

собирались отказываться от власти и завоеваний Октября. По их мнению, задачи

Учредительного собрания уже были решены II Всероссийским съездом Советов.

Поэтому Учредительному собранию они отводили роль оформителя

преобразований, уже проведенных или проводимых народными массами и их

органами.

Учредительное собрание начало свою работу 5 января 1918 г., и рано утром 6

января депутаты были выдворены из Таврического дворца вооруженным караулом.

III съезд Советов, проходивший 10-18 января 1918г., утвердил разгон

Учредительного собрания. Массовых выступлений в его защиту состоялось

немного. На это были свои причины. Учредительное собрание приняло 3

законодательных акта: закон о земле, который отменял право частной

собственности на землю, отчуждал ее в народное достояние без выкупа;

постановление о государственном строе России, по которому она провозглашалась

демократической республикой (такой акт Временное правительство приняло 1

сентября 1917г.); декларацию в пользу всеобщего мира.

Разгон Учредительного собрания углубил политическую конфронтацию в обществе,

сделал гражданскую войну более длительной и ожесточенной, способствовал

консолидации антибольшевистских сил. Не менее важным является другое

последствие разгона Учредительного собрания: отрицание "буржуазного

парламентаризма" привело к монополии власти большевистской партии, созданию

тоталитарной системы, к серьезному искажению социалистической идеи, которую

были намерены реализовать большевики.

Весной 1918г. большевики определили общую стратегическую линию в области

советской государственности: "... Диктатура над слоями буржуазии должна быть

также диктатурой над теми слоями пролетариата и крестьянства, которые

действуют не в интересах государства". В результате в политической системе

произошло снижение роли Советов за счет расширения аппарата, появление

военных и чрезвычайных органов, неконтролировавшихся местной властью, а также

проявилась тенденция сращивания исполнительной власти с партийными органами.

Принятая в июле 1918г. Конституция РСФСР объективно создавала предпосылки для

совершенствования государственного строительства. Однако развернувшаяся

гражданская война, правовой нигилизм широких масс и самих большевиков,

которые ставили революционную целесообразность выше закона, резко

снижали роль конституционного регулирования.

Помимо создания пролетарской государственности большевики после прихода к

власти стали проводить в стране социально-экономические преобразования, в

первую очередь, буржуазно-демократические. Были уничтожены сословные

привилегии и ограничения, отделены церковь от государства и школа от церкви,

женщина получила равные права с мужчиной, были сформированы основные

принципы Советской власти в национальном вопросе (равноправие наций, право на

самоопределение и пр.).

С конца 1917г. радикально-демократические преобразования начинают уступать

место "красногвардейской атаке на капитал", которая выразилась в переходе от

рабочего контроля к ускоренной национализации банков, железных дорог, водного

транспорта, промышленных предприятий. Поставленная на II съезде Советов

задача введения рабочего контроля за производством и распределением продуктов

начала реализовываться в ноябре 1917г., когда ВЦИК принял "Положение о

рабочем контроле". Подразумевалось, что предприниматели и технический

персонал будут управлять предприятиями под контролем специальных органов

рабочих.

На практике же склонность рабочих вмешиваться в управление предприятиями,

которая проявилась еще с Февральской революции 1917г., вылилась в "стихийную"

национализацию. Фабзавкомы брали власть на предприятиях в свои руки, а

местные советы и совнархозы (государственные органы территориального

управления промышленностью) просто выпускали декреты о национализации,

санкционировавшие действия рабочих. ВСНХ, СНК проводили "карательную"

национализацию за отказ подчиниться рабочему контролю, из-за финансового

краха и локаутов.

Ускоренная национализация способствовала не улучшению, а ухудшению

производства, снижению производительности труда. Рабочее самоуправление не

смогло остановить падение производства, начавшееся в ходе первой мировой

войны, и обнаружило свою некомпетентность в управлении производственными

процессами. К весне 1918г. социально-экономическое положение страны резко

ухудшилось. Это обстоятельство, а также заключение в марте 1918г.

унизительного, грабительского Брестского мира, с помощью которого Россия

вышла из первой мировой войны, выдвинули на первый план вопрос о недостатке в

России материальных и культурных предпосылок для социализма. При отсутствии

мировой революции этот недостаток можно было восполнить с помощью

госкапитализма. Поэтому В.И. Ленин счел необходимым приостановить

форсированное продвижение к социализму - "красногвардейскую атаку на

капитал".

Приостановка "красногвардейской атаки на капитал" в городе сопровождалась

наступлением на деревню. Весной 1918 г. в стране разразился продовольственный

кризис. Чрезвычайная ситуация, а также верность марксистской доктрине

(бестоварный социализм) способствовали тому, что в мае 1918 г. большевики

ввели продовольственную диктатуру. Крестьяне были обязаны сверх установленных

минимальных норм сдавать государству по твердым (т.е. низким) ценам все

излишки хлеба. Для изъятия хлеба Наркомпрод получал чрезвычайные полномочия и

специальную продовольственную армию.

Таким образом, проводя первые политические и социально-экономические

преобразования, большевики руководствовались марксистской доктриной, и в то

же время, исходя из конкретных исторических условий, корректировали модель

нового общества. В конечном итоге двойственный характер мероприятий Советской

власти выразился в политике "военного коммунизма".

Политика "военного коммунизма"

Таким образом, осенью 1918 г. большевики приступили к созданию

милитаризованной системы управления страной - системы военного

"тоталитаризма". Милитаризация общества в полной мере проявилась в политике

"военного коммунизма", которая осуществлялась с 1918 г. по весну 1921 г.

"Военный коммунизм" включал в себя следующие меры: продразверстка, введенная

в январе 1919 г., представлявшая собой развитие принципа продовольственной

диктатуры и распространившаяся не только на зерно, но и почти на все виды

сельскохозяйственной продукции; ускоренная национализация крупной, средней,

мелкой промышленности и транспорта; ликвидация товарно-денежных отношений и

переход к прямому товарообмену, регулируемому государством; создание

уравнительной системы распределения; введение всеобщей трудовой повинности и

трудовых мобилизации как основной формы привлечения к труду.

Политика "военного коммунизма" - это государственное регулирование

экономики в условиях войны. Аналогичные меры использовали во время первой

мировой войны воюющие страны. Однако большевики рассматривали "военный

коммунизм" не только как вынужденные, чрезвычайные меры, но и как

непосредственный переход к коммунистическим общественным отношениям, как

продолжение "красногвардейской атаки на капитал".

Главной причиной победы большевиков стало то, что они сумели создать такую

систему организации общественной жизни, которая более или менее навела

порядок, поставила действия органов власти в рамки законности и в конечном

счете получила поддержку большей части населения страны - крестьянства.

Благодаря системе военного "тоталитаризма", большевики сумели создать

боеспособную красную армию и обеспечить прочность собственного тыла.

Билет 33

Россия НЭПовская.(ж.51)

Первая мировая и гражданская войны обескровили и разорили Россию. Погибло

более 25 миллионов человек. Объем промышленного производства составил в 1920

г. всего лишь 12% от уровня 1913 г. Продукция сельского хозяйства уменьшилась

почти вдвое. Большевистское руководство продолжало политику "военного

коммунизма" уже в мирных условиях. Однако продолжение этой политики не только

усиливало экономическую разруху, но и предопределяло глубочайшую

напряженность внутриполитической обстановки.

Режим "военного коммунизма" в мирных условиях пришел в вопиющее противоречие

с интересами крестьянства, которое от экономических форм протеста (сокращение

посевных площадей) переходило к вооруженным формам борьбы. Вооруженное

сопротивление крестьян тамбовской губернии, начатое летом 1920 г.

("антоновщина"), послужило катализатором массового крестьянского протеста.

Крестьянские формирования действовали на Украине, Урале, в Сибири, Поволжье.

Не менее сложным было положение в городе. Хозяйственная разруха, остановка

предприятий сопровождались "аграризацией" (уход в деревню), процессом

деклассирования значительных отрядов пролетариата. На закрытие заводов,

сокращение хлебной нормы, угрозу голода рабочие отвечали демонстрациями, а

затем и забастовками. Антибольшевистские выступления в городах, вооруженная

борьба крестьянства не могли не повлиять на настроения в армии. 1 марта 1921

г. вспыхнул мятеж в Кронштадте, в ходе которого военные моряки выдвинули

лозунги "Власть Советам, а не партиям!", "Советы без коммунистов!". Налицо

был глубокий общественно-политический кризис. Угроза потери власти заставила

руководство страны отказаться от идеи продвижения вперед в рамках военно-

коммунистической модели и осуществить поворот в политике.

Х съезд РКП(6) (март 1921 г.) принял решение о замене продразверстки

продовольственным налогом. Был сделан первый шаг к новой экономической

политике, (в дальнейшем в целях восстановления и развития сельского хозяйства

был снят запрет на аренду земли и наем рабочей силы на селе). Правительство

вынуждено было допустить свободную торговлю и раскрепостить товарно-денежные

отношения. Допуск торговли и денежного обращения повлек за собой ряд мер по

стабилизации и укреплению финансовой системы. Государство сохранило в своих

руках наиболее крупные и технические оборудованные предприятия, оставив их в

непосредственном подчинении ВСНХ и сведя в тресты, деятельность которых отныне

строилась на хозрасчетных принципах, самофинансировании и самоокупаемости.

Остальные предприятия (главным образом легкой, пищевой и, частично, добывающей

промышленности) сдавались в аренду кооперативам, товариществам и другим

объединениям. Допускалась концессия, т.е. договора с частными

предпринимателями, в том числе с иностранными фирмами, на эксплуатацию

промышленных предприятий, допускались смешанные общества.

Таким образом, начавшись с замены продразверстки продналогом система

экономических мер нового курса расширялась. Концепция продвижения к

социализму экономическими методами (через государственный капитализм)

породила острые споры в большевистском руководстве по вопросу

жизнеспособности политики. Однако Ленин был убежден в возможности разрешения

этого противоречия путем установления строжайшего государственного контроля

за средствами, их разумной дозировки. Такой замысел требовал укрепления

политическою режима. Отдельные шаги по смягчению политического устройства

перекрывались шагами противоположного характера, усилением борьбы против

инакомыслия, пресечением попыток "либеральной" трактовки НЭПа.

Правящая партия не была монолитной в своем отношении к НЭПу. Многие рядовые

члены партии восприняли новый курс как измену идеалам Октябрьской революции.

Таким образом, новая экономическая политика с первых минут существования

встретила серьезное противодействие.

Вопрос о развитии страны на путях НЭПа вызывает острые споры среди историков.

Одни из них идеализируют и НЭП, и степень успехов, достигнутой страной в

результате его осуществления. Другие (среди них есть и "рыночники" и

"антирыночники") концентрирую внимание на критике НЭПа, на анализе его

"кризисов", которые, по их мнению, вследствие неразрешимости привели эту

политику к свертыванию.

За четыре года экономические показатели приблизились к показателям 1913 г., с

помощью внутренних источников накопления страна смогла перейти к расширенному

воспроизводству, приступить к ускоренному развитию промышленности, накормить

население, провести успешную финансовую реформу и обеспечить развитие

товарно-денежных отношений. Упрочивалось и внешнеполитическое положение

Советского Союза. Введение в оборот червонца, имевшего твердое золотое

обеспечение, заметно увеличило внешнеторговый оборот. В 1925 г. Советский

Союз торговал почти со всеми крупными странами Запада и Востока и мог ставить

перед своими торговыми партнерами вопрос о кредитах для покупки промышленного

оборудования.

Однако тот факт, что к середине 20-х годов промышленность и сельское

хозяйство приблизились к уровню 1913 г., не смог скрыть целого ряда

экономических и социальных проблем, ставящих под угрозу будущее новой

экономической политики. По уровню развития промышленности страна значительно

отставала от большинства развитых западных государств, по-прежнему оставалась

преимущественно аграрной. К началу 1926 г. перед промышленностью встала

значительно более сложная задача, чем в восстановительный период. Однако НЭП

в том виде, как он осуществлялся, не обеспечивал необходимых накоплений для

дальнейшего индустриального развития.

Не менее сложным было положение и в сельском хозяйстве. Восстановление

посевных площадей и валового объема сельскохозяйственной продукции до уровня

1913 г. сопровождалось сокращением товарности крестьянских хозяйств. Падение

товарности крестьянских хозяйств вело к сокращению экспорта

сельскохозяйственной продукции и импорта промышленного оборудования, в

котором так остро нуждалась страна, приступившая к решению задач

модернизации. Таким образом, НЭП не избавил страну от проблем, масштабы

которых возрастали.

В середине 20-х годов в стране происходит ряд "кризисов". Кризис сбыта

промышленности 1923 г., связанный с расхождением цен на промышленные и

сельскохозяйственные товары. Кризис в области торговли в 1924 г., вызванный

преждевременным наступлением на частный капитал, расстроил рыночный оборот.

Хлебозаготовительный кризис 1927-1928 гг. ("хлебная стачка").

Внеэкономические чрезвычайные меры выхода из него разрушили каналы рыночных

связей обмена между промышленностью и сельским хозяйством, что и означало

ломку новой экономической политики. Возрождение командно-административных

методов управления повлекло за собой ликвидацию НЭПа.

Таким образом, нэповская линия в развитии страны была прервана, на смену ей

шла стратегия формированного развития, шел сталинский тоталитаризм. Была ли

альтернатива таком варианту развития? Одни историки считают, что альтернативы

не было; другие утверждают, что трансформация НЭПа в рыночную модель была

вполне возможна. Однако условием такой трансформации мог быть только

пересмотр всей концепции новой экономической политики, отказ от представления

о НЭПе как временном отступлении к капитализму и признание его магистральным

путем развития страны и движения к социализму. Пересмотр концепции НЭПа

требовал изменения представлений о социализме, о степени его совместимости с

рыночными отношениями.

Билет 34

Стратегия форсированного развития (форсированный вариант модернизации). Итоги

и цена форсированного рывка 30-х годов.

Серьезные трудности, с которыми в конце 20-х годов столкнулась страна,

привели Сталина и его окружение к выводу, что неэквивалентный обмен и рынок

несовместимы, что НЭП исчерпал себя и нужны новые решения, выходящие за рамки

нэповской системы. На вооружение берется программа форсированного развития

(форсированный вариант модернизации), в основе которой лежат выбор одного

приоритетного направления в развитии экономики (тяжелой индустрии) и

концентрапия всех ресурсов страны на этом магистральном направлении путем

максимального напряжения всей хозяйственной системы. Усиленная перекачка

средств из сельскохозяйственного сектора в индустриальный становится, в

представлении сталинского руководства, не только оправданной, но и

необходимой. Механизм же перекачки видится в крупных хозяйствах - колхозах и

совхозах, которые одновременно решат и проблему снабжения страны хлебом. Эта

концепция строится на признании обострения классовой борьбы по мере

продвижения к социализму, на признании возможности использования

административного насилия как главного средства решения противоречий

общественного развития.

Концентрация всех усилий страны на создании тяжелой индустрии сулила, по

мнению правящего руководства, возможность в короткий срок создать мощный

индустриальный потенциал (индустриальное общество). Он должен был обеспечить

реорганизацию всех отраслей экономики, преобразование социальной структуры

общества, быта людей, что и обеспечило бы построение социализма, прорыв к

более высокому уровню цивилизации.

Отказ от НЭПа, смена стратегии развития практически означали возврат к старой

военно-коммунистической модели построения социализма, модели, для которой

характерно резкое усиление государственного вмешательства в жизнь общества-

использование административно-командных рычагов управления. государственное

принуждение.

Выбрав индустриальный сектор в качестве приоритетного направления народного

хозяйства и сосредоточив все усилия страны на его развитии, сталинское

руководство без должного экономического обоснования начало осуществлять

политику "подхлестывания" страны. В результате: начали значительно повышаться

важнейшие плановые показатели уже принятого первого пятилетнего плана

развития народного хозяйства (1928/29-1932/33 гг.); годовые планы приобретали

ярко выраженный форсированный характер; перед трудящимися выдвигалась задача

любой пеной перекрывать и так уже чрезмерно завышенные плановые задания:

центральное место в прессе заняли призывы досрочного выполнения заданий

пятилетки. Для реализации политики форсированного развития любой ценой

складывался и соответствующий хозяйственный механизм, опирающийся не на

экономические, а на административно-приказные методы хозяйствования.

Усилилось централизованное планирование, ужесточился контроль за выполнением

заданий, была резко ограничена сфера действия товарно-денежных отношений,

жестко осуществлялось распределение ресурсов и продукции, предприятия

практически лишались всякой самостоятельности. Ориентация уже на

апробированные методы стимулирования трудовых усилий с упором на массовое

соревнование, ударничество, внедрение передового опыта, насаждение новых

починов оказалось недостаточным. Форсированная индустриализация

осуществлялась в основном путем штурмовщины, администрирования, ужесточения

трудового законодательства, использования принудительного труда. Однако

попытки достичь предельно высоких темпов оборачивались дезорганизацией

производства. Убедившись в том, что возможности стратегии форсированного

развития далеко не безграничны, а эффективность администрирования далеко не

универсальна, руководство страны вынуждено было несколько уменьшить гонку за

темном в годы второй пятилетки (1933-1937 гг.)

Форсированная индустриализация сопровождалась усилением темпов

коллективизации. В соответствии с провозглашенным летом 1929 г. курсом на

сплошную коллективизацию крестьянских хозяйств целых округов, руководством

страны принимаются решения: о полном завершении коллективизации в зерновых

районах страны не позднее весны 1932 г.; об осуществлении политики ликвидации

кулачества как класса в этих районах. Эти решения ориентировали местные

власти на безудержное развязывание насилия над крестьянами. В результате -

принудительное объединение в колхозы, конфискация средств производства у

зажиточных крестьян, трагедия миллионов раскулаченных, оказавшихся в тюрьмах,

концентрационных лагерях, спецпоселках. Характерно, что сталинская система

вела в деревне борьбу не только против крестьянства вообще, но и против

колхозного крестьянства. Чрезмерное изъятие хлеба у колхозов зерновых районов

в целях осуществления промышленного рывка породило страшный голод 1932-1933

гг., охвативший Северный Кавказ, Поволжье, Украину, Казахстан.

Осуществление форсированной индустриализации дало определенный эффект.

К концу 30-х годов наша страна сумела преодолеть технико-экономическую

отсталость, превратилась в независимую экономическую страну, по структуре

промышленного производства вышла на уровень развитых стран, а по объему его в

абсолютном измерении уступала только США. Однако цена созданного в

предвоенный период промышленного потенциала была чрезмерно высокой.

Форсированный индустриальный рывок был достигнут ценой величайшего

перенапряжения сил, он породил глубинные перекосы и деформации в экономике, в

жертву этому рывку были принесены практически все элементы социального

организма.

Сплошная коллективизация крестьянских хозяйств, которую трактовали как путь к

социалистическому переустройству деревни, как осуществление ленинского

кооперативного плана, оказала катастрофическое воздействие на развитие

аграрного сектора. В короткий срок крестьяне были отчуждены и от средств

производства, и от результатов своего труда (раскрестьянивание деревни).

Падение производительности труда, сокращение валовой продукции сельского

хозяйства, сопровождавшие сплошную коллективизацию, побуждали руководство

страны еще больше форсировать процесс создания коллективных хозяйств, чтобы

поставить деревню под жесткий административный контроль, обеспечить внедрение

разветвленной системы принудительного труда и таким образом прекратить

падение сельскохозяйственного производства. Все это еще больше

усиливало дезорганизацию в деревне. Однако в сталинской стратегии

форсированной индустриализации все отрасли народного хозяйства, все силы, не

считаясь с потерями, бросались на нужды промышленного роста, и в этом плане

сплошная коллективизация позволила создать систему перекачки финансовых,

материальных, трудовых ресурсов из аграрного сектора в индустриальный.

Противоречивыми итогами обернулась стратегия форсированного развития и в

социальной сфере: ликвидация безработицы в СССР; провозглашение широкого

спектра социальных прав; перемены в здравоохранении, обеспечивающие всеобщую

доступность и бесплатность медицинских учреждений; осуществление

общеобразовательной революции - все это свидетельствовало о поступательных

шагах в области социального развития. Но параллельно с этим в стране,

осуществляющей индустриальный рывок путем жесткой экономии, утверждался

остаточный принцип подхода к проблемам социальной сферы и уровня жизни людей.

Благосостояние работающих зависело не столько от результатов их труда,

сколько от распределительной политики государства. Провозглашенные в стране

социальные гарантии коснулись только рабочих и служащих. Осуществляемая

общеобразовательная революция сопровождалась ломкой многих культурных

традиций. Достижения и издержки переплетались друг с другом, образуя разные

проявления одних и тех же процессов.

Билет 35

Истоки и сущность сталинского тоталитарного режима 30-х годов. Тоталитаризм

как следствие и как форма модернизации в ее догоняющем варианте

Противоречивым было и отношение к действительности: с одной стороны. для

общества 30-х гг. характерен энтузиазм и трудовой героизм советских людей.

иллюзорно ощущающих себя хозяевами своей страны и творцами нового общества; с

другой стороны. - рост социальной и психологической напряженности в результате

падения жизненного уровня, мощного миграционного процесса,

сопровождающегося ломкой привычного образа жизни огромных масс людей. В этих

условиях для усмирения и устрашения общества, нейтрализации

социально-психологической напряженности, направления энергии масс на решение

ключевых проблем развития нужен был жесткий политический и идеологический

нажим. Таким образом, переход к форсированному варианту развития с явным

преобладанием насильственных методов усилил потребность в использовании

административно-командных форм политической организации, привел к

реставрации тоталитаризма военно-коммунистического образца. Существует

представление о тоталитаризме не только как о следствии, но и как о форме

модернизации в ее догоняющем варианте. Какова же сущность тоталитарного

режима 30-х годов? Монополия большевистской партии в политической сфере привела

к полному срастанию партии и государства. Усиливался процесс тотального

огосударствления всех сторон общественной жизни. Этот процесс сопровождался

сращиванием партийного, хозяйственного и государственного аппарата, что привело

к созданию единого политического руководства страны, управлявшего всеми

сторонами жизни общества, сосредоточившего в своих руках огромную власть.

Оправдывая все свои действия интересами партии и народа, это руководство менее

всего считалось с их реальными интересами. Оно оказалось и над законом, и над

моралью. Разбухший, проникающий во все области жизнедеятельности общества

партийно-государственный бюрократический аппарат был построен по иерархическому

принципу, представляя собой своеобразную пирамиду. Нижестоящие звенья этой

управленческой пирамиды полностью подчинялись вышестоящим, абсолютная же власть

концентрировалась на ее верху - в руках узкого круга людей, а затем одного

Сталина. Такая система порождала культ личности вождя. Создавался режим

неограниченной личной диктатуры Сталина. Создание и сохранение неограниченной

диктатуры Сталина, проведение политики, основанной на принуждении в отношении

значительной части населения страны, могло осуществляться только путем террора.

Этим объясняется резкое возрастание роли органов государственного принуждения в

30-е годы. Опорой сталинского режима стали репрессивные органы (ОГПУ-НКВД),

составной частью которых являлись исправительно-трудовые лагеря и

исправительно-трудовые колонии, объединенные системой ГУЛАГ (главное управление

лагерей НКВД). Лагеря, существование которых тщательно скрывалось как от

внутреннего, так и мирового общественного мнения, стали необходимы из-за

масштаба репрессий, обрушившихся на страну в 30-е годы; они служили для

изоляции и постепенного уничтожения реальных и даже потенциальных противников

режима, одновременно обеспечивая возможность эксплуатации принудительного труда

в огромных размерах.

Одним из отличительных признаков сложившегося в стране тоталитарного режима была

его идеологизированность. В силу того что за идеологией признавалось

право на универсальное истолкование реальности, она становилась основой для

определения политики, которая в свою очередь доминировала над экономикой.

Политическое руководство страны, установив монополию на идеологию,

распространило свой контроль не только на политическую и экономическую, но и на

духовную жизнь общества, проявило стремление к унификации людей. Что же

представляла собой идеология 30-х годов, именуемая сталинизмом?

При несомненной связи сталинизма с наследием Маркса и Ленина полное

отождествление их едва ли правомерно. Сталинизм - это прежде всего догматизация

марксизма, абсолютизация многих выводов, которые были сделаны еще в середине

XIX в. Канонизация марксистских положений сопровождалась их вульгаризацией,

схематизацией, часто просто извращением, выхолащиванием их гуманистической и

демократической сущности. В результате марксизм в сталинской интерпретации

из научной теории, методологии познания исторического процесса превратился в

разновидность религиозного учения. (Своеобразным катехизисом этой религии стал

изданный в 1938 г. "Краткий курс истории ВКП(б)"). Стремясь к всеохватывающему

контролю над духовной жизнью общества, властные структуры превратили систему

образования, науку, литературу, искусство, все средства политической пропаганды

в каналы внедрения сталинизма в сознание людей.

Чрезвычайно сложное и противоречивое общество, которое сформировалось к концу

30-х годов, было объявлено Сталиным обществом построенного, в основном,

социализма. Однако то, что в представлении Сталина было социализмом, на самом

деле означало грубое извращение его сути.

Строжайшая централизация политической системы общества, установление

государственного террора привели к отчуждению народа от политики и власти. Все

формы политического самовыражения, кроме официального, были поставлены вне

закона. В результате облик общества, созданного к концу 30-х годов, не

соответствовал критериям "социалистичности", которые были приняты в научном

обороте даже в те годы. Сложившаяся система может быть названа

государственным, казарменным социализмом.

Билет 36

Трудности и противоречия послевоенной действительности. Ужесточение режима

личной власти Сталина (ж.62).

Итоги второй мировой войны открывали возможность демократического обновления

мира, крушения деспотических режимов. С исчезновением общего врага

лагерь победителей стал раскалываться, постепенно отношения между бывшими

союзниками - странами антигитлеровской коалиции, стали эволюционировать

от сотрудничества к конфронтации. Борьба с фашизмом сменилась глобальным

противостоянием социалистической и капиталистической систем, Востока и

Запада, что явилось главной особенностью и устойчивой тенденцией

послевоенного мирового развития. Раскол мира, начавшийся в 1917 г., продолжал

углубляться, приобретая новый, биполярный характер с наличием двух центров

силы - СССР и США.

Победа принесла невиданный рост международного авторитета СССР, признание его

экономической и военной мощи. После победы в войне влияние СССР

распространилось на страны Восточной Европы и Юго-восточной Азии, полностью

или частично освобожденных Красной Армией. При общей ориентации на

демократические и гуманистические приоритеты в этих государствах, по сути,

начала формироваться сталинская модель социализма. Стали возникать страны

народной демократии, формировалась мировая система социализма

("социалистический лагерь"). В 1947 г. создается "Информационное бюро

коммунистических и рабочих партий". В январе 1949 г. для координации и

регулирования экономики создается СЭВ.

В конце 40-х годов в государствах Восточной Европы характер революционных

процессов резко изменился: народная демократия была отдана в жертву диктатуре

пролетариата, а их руководство было судимо и заменено верными сталинцами. Шел

также в мире и объективно обусловленный процесс крушения колониальной

системы.

США, как и СССР, значительно усилились после войны. Наличие атомного оружия у

США (с 1945 г.) и у СССР (с 1949 г.) в определенной степени сдерживало

возникновение крупных военных конфликтов между ними, и в то же время

становилось крайне опасным. Борьба приняла формы "холодной войны". Вскоре

после окончания Второй мировой войны в США был составлен меморандум об отборе

20-ти наиболее важных целей на территории СССР для их атомной бомбардировки.

Цели Запада сформулировал Черчилль в своей речи в американском городе Фултоне

(1946 г.), которые были затем конкретизированы президентом США Трумэном в его

"доктрине" (1947 г.). Они состояли в том, чтобы остановить советскую

идеологическую и военную экспансию, организовать военно-политический союз

против СССР, всемерно сдерживать распространение "восточного коммунизма''.

Госсекретарь США Маршалл выдвинул в 1947 г. план "экономического

оздоровления" европейских государств - финансовую помощь в размере 13 млрд.

долларов, которой тогда воспользовались 17 стран. СССР же посчитал, что этот

план поставит под угрозу его политический суверенитет и влияние на

восточно­европейские государства, и вместе с ними отказался от американской

помощи.

Линия раскола в Европе пролегла через Германию, которая, по взаимной

договоренности (Ялтинские и Потсдамские соглашения) должна была стать единым

миролюбивым государством. Летом 1948 г. СССР начал устанавливать блокаду

Западного Берлина, чтобы помешать западным державам доступ в него, возник так

называемый "Берлинский кризис". Но это противостояние стимулировало

образование в апреле 1949 г. военно-политического альянса - НАТО (10

западноевропейских государств, США и Канада). В мае 1949 г. на территории

трех западных зон оккупации Германии образуется ФРГ, в ответ, в октябре 1949

г., в зоне советской оккупации создается второе немецкое государство - ГДР.

Пиком блокового противостояния стала война в Корее (1950-1953 гг.), не

принесшая победы ни одной из сторон (КНДР-Южная Корея), несмотря на помощь

воюющим сторонам СССР и США. Можно утверждать, что ответственность за

развязывание "холодной войны" лежит на обеих сторонах.

Потери СССР в Великой Отечественной войне были огромны: 27 млн. убитых, 25

млн остались без крова, утрата 30% национального богатства, общий

материальный урон - около 2,6 трил. руб. На мирные рельсы экономика СССР была

переведена в 1946 г. К этому времени Госплан подготовил 4-й пятилетний план

восстановления и развития народного хозяйства (1946-1950 гг.). Однако после

войны была воспроизведена та же модель экономического развития и тот же цикл,

что и в 30-х гг. Сталин вновь выдвинул лозунг "завершения строительства

социализма и постепенного перехода к коммунизму". К 1948 г. приоритетная

тяжелая промышленность достигла довоенного уровня (1940 г.), но в легкую и

пищевую промышленность средства почти не вкладывались, жизненный уровень

народа был очень низким. В 1947 г. была отменена карточная система,

неоднократно снижались розничные цены, проведена денежная реформа. Но

население от этого ничего практически не выиграло, его материальное положение

не улучшилось, хотя социальная напряженность была несколько снижена.

Еще в более тяжелом положении была советская деревня. Она продолжала

оставаться "болевой точкой" всей экономики страны. Несмотря на то, что к

1950г. был достигнут довоенный уровень объема сельскохозяйственного

производства, она влачила жалкое существование. Хронические трудности

обострялись продолжавшимся внеэкономическим принуждением крестьян, урожаи

были низкие, положение усугубила засуха 1946г. Присоединенные в войну к

личным участкам колхозные земли были изъяты и возвращены колхозам, были

повышены старые налоги, и введены новые: на поставки мяса, молока, яиц.

Денежные выплаты колхозникам отсутствовали, на трудодни они фактически ничего

не получали, низки были закупочные цены, не покрывавшие затрат, снижение

розничных цен обрекало колхозы на убыточность. Колхозники не имели паспортов,

им не полагались пенсии, они не могли покинуть колхоз без разрешения властей.

По многим показателям советская деревня жила значительно хуже уровня 1913 г.

Это и понятно - на восстановление сельского хозяйства после войны оставалось

лишь 8% общего объема бюджетных ассигнований.

Народ-победитель все прочнее стягивали жесткими обручами тоталитарного

режима, достигающего в этот период своего апогея. Сталин продолжал

узурпировать власть и механизм принятия решений. Съезды (последний,

сталинский XIX, состоялся в 1952 г., с перерывом в 13,5 лет после XVIII),

пленумы ЦК созывались редко, даже Политбюро почти никогда не собиралось в

полном составе. Сталин продолжал в борьбе с собственным народом опираться на

репрессивные органы, возглавляемые Берией - гаранты любого диктаторского

режима, подменял (и подминал) все властные структуры. В руках Сталина была

сосредоточена необъятная, ничем и никем не ограниченная и не контролируемая

власть. Перманентно осуществлялся и глобальный контроль за умами, за

общественным сознанием. Совершенствовался и принимал самые уродливые формы

культ вождя - Сталин стал маршалом, генералиссимусом.

Начался новый "раунд" репрессий, выискивания "врагов народа", борьбы с

"космополитизмом", с "низкопоклонством перед Западом". Многие открытия,

совершенные на Западе, провозглашались лженаучными, противоречащими законам

материализма, были объявлены реакционными: генетика, кибернетика,

психоанализ, социология, политология, и даже теория относительности.

Под руководством Секретаря ЦК по идеологии Жданова развернулась атака на

творческую интеллигенцию.

Меч террора коснулся и высшего партийно-советского эшелона власти. Во второй

половине 40-х гг. Сталин задумал проведение новой радикальной чистки

руководящих кадров. Первьми пали Вознесенский, Кузнецов, Родионов, а вместе с

ними десятки и сотни партийных работников.

Объектом террора, по существу, был весь народ. Недаром численность

"населения" ГУЛАГа достигала громадных цифр (по разным оценкам - от 4,5 до 12

млн.человек).

Но постепенному наращиванию новой волны репрессий помешала смерть Сталина,

наступившая 5 марта 1953 г. К счастью, второго издания "большого террора" не

получилось, "развитой сталинизм" рухнул. Но страна замерла в ужасе и страхе:

как жить без вождя?!

Последние годы правления Сталина были кульминационными в развитии советской

тоталитарной системы. Именно в послевоенные годы все явственнее становились

симптомы глубокого политического, идейного и экономического кризиса,

постепенно и неуклонно поражавшего страну. В то же время преобладающим в

обществе было полное доверие правящей партии и руководству страны. Поэтому

послевоенные трудности воспринимались как неизбежные и преодолимые в

недалеком будущем.

Билет 37

Хрущевское десятилетие в контексте мировых модернизаций (ж.66).

После смерти Сталина правящая партийная элита не могла не отреагировать на

признаки кризиса в обществе, и каждый пытался представить себя борцом за

интересы народа и укрепить свои позиции.

Поскольку в СССР устоявшихся законных способов передачи власти не

существовало, "воцарение" новых преемников осуществлялось путем серии

"дворцовых переворотов", заговоров, борьбы верхушечных группировок, логика

борьбы за власть диктовала необходимость устранения опасных соперников.

После смерти Сталина, возглавлявшего страну около 30-ти лет, власть оказалась

фактически в руках триумвирата: Маленкова, Хрущева, Берии. Первые двое не

могли чувствовать себя в безопасности, пока Берия возглавлял государственную

террористическую машину, и, несомненно, претендовал на высшую должность.

Против него был составлен заговор. Берию и его ближайших сторонников

арестовали, и как злейших "врагов Коммунистической партии и советского

народа" судили и расстреляли. Это было превентивной мерой, Берия стал

своеобразным громоотводом, ему приписали все грехи прошлого режима.

Устранение Берии способствовало росту роли партаппарата в руководстве страны,

теперь органы государственной безопасности были поставлены под партийный

контроль. Тоталитарный строй сохранялся, но прекращались массовые репрессии,

начался процесс реабилитации жертв сталинского террора, освобождение

политзаключенных. По некоторым источникам к моменту смерти Сталина в

концлагерях и ссылке находилось около 10 млн. человек. Постепенно от власти был

отстранен Маленков. Политическое руководство возглавил Н.С. Хрущев, избранный в

сентябре 1953 г. Первым Секретарем ЦК КПСС. Началась десятилетняя

хрущевская "оттепель" - процесс либерализации в политике, экономике,

идеологии, духовной сфере, внешней политике.

Поворотным пунктом в истории страны стал XX съезд партии (1956 г.). На

его закрытом заседании Н.С.Хрущев зачитал свой знаменитый "секретный" доклад, в

котором подверг резкой критике явление, названное "культом личности" Сталина

. Хрущев обвинил Сталина в нарушениях социалистической законности, истреблении

невинных людей, показал ею, как тирана и диктатора, далекого от народа,

развенчал миф о Сталине, как о "наследнике" и "гениальном продолжателе" дела

Ленина. Харизматический ореол вокруг Сталина стал медленно разрушаться,

началась политика десталинизапии.

Это было необычайно смелым шагом, проявлением большого гражданского мужества

Хрущевым. Но вскоре резкость доклада Хрущева была "скорректирована" в

постановлении ЦК КПСС "О преодолении культа личности и его последствий” (1956

г.), где подчеркивались заслуги Сталина в деле строительства социализма,

разгроме оппозиции, победе над фашизмом, послевоенном восстановлении

народного хозяйства.

Радикальная реформаторская деятельность Хрущева столкнулась с сопротивлением

консервативного крыла партии (Молотов, Маленков, Каганович), предпринявшего в

1957 г. попытку свергнуть Первого секретаря. Однако Хрущева поддержали

партаппарат, КГБ, армия. В результате дело обернулось против заговорщиков: их

осудили как "фракционную антипартийную группу", вывели из ЦК, освободили от

всех постов.

После этого Хрущев настоял, чтобы гроб с телом Сталина был вынесен из

Мавзолея и захоронен у Кремлевской стены (с 1961 г.). Вопрос о культе

личности посчитали закрытым, разоблачения прекращались, поскольку

утверждалось, что "партия сказала всю правду о злоупотреблениях сталинского

периода”.

Курс на демократизацию общественной жизни должен был найти свое адекватное

отражение и в экономике. Решено было начать с деревни. Вопрос о

развитии сельского хозяйства обсуждался на Пленуме ЦК КПСС в 1953г. Повышаются

закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, уменьшаются объемы

обязательных поставок колхозов государству, списываются их долги, т.е. вводится

принцип материальной заинтересованности. Начинается освоение целинных и

залежных земель в Казахстане, Сибири.

Быстро развивалась промышленность, прежде всего тяжелая и военная, в том

числе атомная, авиационная, электронная, аэрокосмическая, результатом чего

был запуск первого в мире искусственного спутника Земли (4 октября 1957) и

космический полет первого человека - Ю. Гагарина (12 апреля 1961).

Повышалось благосостояние народа: в городах сократилась рабочая неделя,

выросли зарплата, пенсии, стипендии, был снижен пенсионный возраст, отменена

плата за обучение, увеличилось потребление основных продуктов питания,

товаров массового спроса, развернулось огромное (панельное и блочное)

жилищное строительство, прекратился выпуск Государственных займов. В деревне

увеличилась выплата на трудодни, были снижены налоги на приусадебные

хозяйства, введены паспорта, право свободного передвижения.

В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране

партийно-государственное руководство посчитало возможным перенести

стратегическую задачу партии - построение коммунизма - в область

практической политики. Это нашло свое отражение и в формулировке главной

экономической задачи спешно придуманной семилетки (1959-19б5гг.), и в принятии

XXII съездом КПСС в 1961г. Программы построения коммунизма.

Однако экстрополяция темпов роста, достигнутых на подъеме второй половины 50-

х годов на десять-двадцать лет вперед оказалась ошибочной. С конца 50-х -

начала 60-х годов темпы экономического роста стали заметно падать. В

промышленности это выразилось в замедлении темпов роста производства, падении

фондоотдачи и производительности труда.

Хрущев предпринимает целый рад попыток разрешить экономические проблемы путем

организационно-хозяйственных перестроек.

В 1957 г. началась децентрализация руководства промышленностью и

строительством. Все министерства, кроме оборонных, были заменены новыми -

территориальными органами управления - Совнархозами (всего 105). Монополизм

отраслевых ведомств был ликвидирован, но его сменила региональная

ограниченность, постепенно нарушавшая естественные традиционные связи между

регионами. Новые структуры оказались замкнутыми и громоздкими.

В 1962г. было принято решение о разделении партийных организаций, партийных и

советских органов по производственному принципу. Очень скоро жизнь показала

сложность новых структур.

Серьезные трудности переживало сельское хозяйство. Выдвинутый руководством

страны лозунг "Догнать и перегнать Америку!" по производству продукции на

душу населения не изменил положения.

Трудности в решении проблем сельскохозяйственного производства не убывали:

росли цены на мясо и масло, происходили перебои со снабжением, пустели

прилавки магазинов. Начались митинги, демонстрации (события в Новочеркасске в

1962г).

Но Хрущев продолжал действовать методом "проб и ошибок", пытаясь вывести из

кризиса социалистическое хозяйство. Невзирая на различия в климатических

условиях, Хрущев рекомендовал сеять повсюду кукурузу, урожаи которой были

мизерными. Все это обернулось катастрофическим неурожаем. Во многих городах

начались перебои с хлебом. Правительство во избежание голода впервые в

истории России стало закупать зерно за границей, импорт которого стал потом

традиционным.

Экономические трудности вынуждали искать виноватых. Развернулась кампания по

борьбе с хищениями, взяточничеством, спекуляцией, тунеядством, незаконными

валютными операциями.

Внешнеполитическая деятельность Хрущева началась с попыток ослабить

международную напряженность: была прекращена война в Корее, восстановлены

отношения с Югославией, выведены войска из Австрии, восстановлены

дипломатические отношения с ФРГ, сокращена численность Советской Армии,

приподнялся "железный занавес", налаживались информационный обмен, сближение с

Западом.

Однако после XX съезда мировое коммунистическое движение переживает кризис:

происходят волнения в Польше, антисоветское восстание в Венгрии (1956),

названное "кровавой венгерской драмой", разрыв отношений с Китаем, Албанией.

Все это угрожало единству социалистической системы.

Вновь обострился берлинский вопрос, на границе Западного и Восточного Берлина

по инициативе СССР была сооружена железобетонная стена, ставшая символом

раскола Европы (1961 г.).

Усиливалось советско-американское противостояние, пиком которого стал

Карибский ("ракетный") кризис (октябрь 1962 г.).

Однако неудачи и ошибки Хрущева во внутренней и внешней политике все более

накапливались. Все это вызывало недовольство и раздражение правящей партийно-

советской бюрократии, разочарование и усталость других слоев населения.

Смирившись с необходимостью официального чествования и насаждения Хрущева в

связи с его 70-летием (апрель 1964 г.), политическая и военная элита вскоре

организовала против Хрущева "тихий", верхушечный заговор, и в октябре 1964 г.

на Пленуме ЦК избавилось от беспокойного лидера - заставили его уйти в

отставку на "законных" основаниях - в связи с преклонным возрастом и

ухудшением состояния здоровья.

Преобразования этого периода явились первой попыткой реформирования

советского общества. Но, проводившиеся по инициативе сверху, они были

непоследовательны и противоречивы, и не принесли ожидаемого эффекта,

поскольку представляли собой различные комбинации одних и тех же компонентов

действующего управленческого механизма.

Начавшаяся же десталинизация не означала ликвидации административно-командной

системы, поскольку общество в целом еще не было к этому готово. В результате

- созданный при Сталине тоталитарный режим лишь дал трещину, но продолжал

свое существование.

Билет 38

Кризис советской индустриальной системы (70-е - 80-е гг. XX века) (ж. 69).

Октябрьский Пленум ЦК (1964г.) знаменовал собой начало нового витка советской

истории. После Сталина и Хрущева правящая бюрократия не жаждала ни репрессий,

ни реорганизаций, но не стремилась и к демократизации социализма. Это и

обусловило политический консерватизм долгого, застойного периода правления

Брежнева.

Все хрущевские новшества были ликвидированы: территориальное управление

свернуто, совнархозы снова заменены министерствами, промышленные и сельские

райкомы объединены. Однако новое руководство страны вынуждено было искать

пути повышения темпов экономического развития. А эта задача не могла быть

решена без проведения экономических реформ. В 1965 г. началась экономическая

("косыгинская") реформа, предполагавшая расширение материального

стимулирования и самостоятельности государственных предприятий и колхозов.

Представлявшая собой набор разрозненных и противоречивых мер, реформа в конце

60-х гг. была "успешно" сведена на нет.

От пятилетки к пятилетке шло падение объемов производства, национального

дохода, производительности труда, валового общественного продукта, реальных

доходов и покупательной способности населения.

Сужение экстенсивных источников развития властно требовало перехода к новому

типу экономического развития. Однако провозглашенный курс на интенсификацию

производства остался лишь благим пожеланием.

Пытаясь затормозить ухудшение экономического положения руководство страны

широко использовало экспортную продажу сырьевых ресурсов - нефти и газа. На

вырученные "нефтедоллары" закупали на Западе оборудование, изделия и предметы

легкой промышленности, продовольствие.

С каждым годом увеличивалось отставание советской экономики от экономики

развитых стран, вступивших в стадию постиндустриального развития. В СССР

производительность труда в промышленности была в два раза, а в сельском

хозяйстве - в пять раз ниже, чем в США. Однако была одна приоритетная отрасль

- военно-промышленный комплекс (ВПК), так называемая "оборонка", позволившая

достичь военно-стратегического паритета с США по ракетно-ядерным вооружениям

(начало 70-х гг.).

Огромные средства вкладывались в сельское хозяйство, но эффективность их

отдачи приближалась к нулю. Из постоянного донора деревня постепенно

превращалась в непосильное бремя для государства. Повседневным явлением,

яркими приметами эпохи были острый дефицит и длинные очереди.

Консерватизм брежневского режима обусловил прекращение критики культа

личности Сталина - возникла угроза реанимации сталинизма и реабилитации

Сталина.

В ответ на это возникает феномен инакомыслия, "неучастия во лжи" –

диссиденство - движение, означавшее увеличение пропасти между властью и

обществом, становившееся все более массовым и открытым. Это было правовое и

нравственное противостояние режиму.

Состоялись демонстрации правозащитников на Красной площади, протестовавших

против советской оккупации Чехословакии (1968 г.), вторжения в Афганистан

(1979 г.). Виднейшими фигурами диссидентского движения были Нобелевские

лауреаты: участник войны писатель Солженицын и физик, академик Сахаров.

Диссиденты настаивали на выполнении демократических положений Конституции, на

соблюдении "прав человека", разоблачали сталинский тоталитаризм, протестовали

против советского военного вмешательства во внутренние дела других

государств, гонки вооружений.

КГБ организовал против духовной оппозиции широкую систему репрессий:

увольнения с работы, отправка в тюрьму, вынужденная эмиграция, ссылка,

"карательная психиатрия". Диссидентское движение было подавлено.

На этом фоне процветала лишь самодовольная партийная элита - номенклатура,

партократия, сплотившаяся вокруг своего дряхлеющего Генсека. Своему окружению

Брежнев был очень удобен. Партноменклатуру очень устраивал не грозный

"хозяин", а безобидный и безликий "лидер". Главным делом и страстью Брежнева

стало не управление государством, а коллекционирование" наград и титулов.

Невооруженным глазом стало видно, что появляется и расцветает культ нового

вождя.

Во внешней политике Брежнев продолжил линию своего предшественника, но

более "целеустремленно". Стратегическая цель советского руководства -

установление мировой гегемонии - не изменилась. СССР помог победить коммунистам

Вьетнама в их многолетней войне за объединение и независимость (1966-1972);

силами ОВД в августе 1968 г. задушена была "пражская весна" - процесс

демократизации в Чехословакии; с помощью СССР руководство Польши ввело в стране

военное положение (1981 г.) и подавило оппозиционное движение "Солидарность".

Параллельно курсу на разрядку СССР всячески старался расширять свое

присутствие в "третьем мире", подрывая там влияние Запада.

Смертельный удар по им же провозглашенной политике "разрядки" СССР наносит в

декабре 1979, введя свои войска в Афганистан для защиты там просоветского

режима. Мировое общественное мнение резко осудило эту акцию. Обострилась,

усилилась конфронтация между СССР и Западом.

Многолетняя иллюзорная стабильность, благополучие 70-х - начала 80-х годов

имели по существу тупиковый, стагнационный характер, брежневщина оказала на

развитие советского общества негативное влияние: в экономике - развал и

застой, в политике – ложь, двуличие, коррупция, монополизм КПСС, в душах -

цинизм, отчаяние, социальная апатия.

После смерти Брежнева в ноябре 1982 г. на пост Генерального секретаря ЦК КПСС

был избран Андропов, ранее возглавлявший КГБ. Он признавал наличие многих

нерешенных проблем и необходимость перемен, но видел пути их осуществления, с

помощью жестких административных мер, и вряд ли смог бы провести радикальные

шаги по демократизации общества. Он скончался в феврале 1984 г.

Приход к власти старого и больного Черненко вызвал всеобщее уныние - трудно

было представить на высшем посту более неподходящую фигуру. Это означало

возврат к брежневской партократической системе, дальнейшей пропаганде идей

"развитого социализма".

Однако в этот период происходит "дозревание" общественного сознания,

укрепление в нем понимания необходимости радикальных перемен.

Билет 39,40

Поиск новой концепции развития страны. Основные этапы перестройки. (ж. 73)

В стареющей правящей элите постепенно складывалась группа относительно

молодых руководителей, которая не только боролась за власть, но и готова была

к обновлению системы.

Начало ожидавшимся переменам было положено 11 марта 1985 г., когда

(после кончины Черненко) новым Генеральным секретарем ЦК КПСС избирается самый

молодой (54 г.) член Политбюро - М.С. Горбачев.

Начало деятельности нового руководства связано с попыткой модернизировать

социализм, придать его облику "человеческое лицо", ликвидировать

катастрофическое отставание СССР в области новейших технологий.

В апреле 1985 г. провозглашается "курс на ускорение социально-экономического

развития СССР", ликвидацию предшествующих негативных явлений - "механизма

торможения", "застоя". И одновременно подтверждается "генеральная линия на

совершенствование общества развитого социализма". Эта идея находит отражение

и в новой редакции Программы КПСС (1986). Однако традиционная модель не

оправдала возлагавшихся на нее надежд.

Экономика страны продолжала функционировать по старой схеме: активно

использовались методы приказа, нажима, корректировка планов.

Авария на Чернобыльской АЭС (апрель 1986 г.), подтолкнула к выводу о

необходимости более глубоких изменений ранее существовавших и казавшихся

незыблемыми порядков.

Не оправдавшая себя концепция "ускорения" была заменена в 1987г.

концепцией "перестройки", в основе которой лежала идея перевода жестко

централизованного планово-государственного хозяйства на рыночную

товарно-денежную основу (в рамках социализма). В 1987 г. на первый план

выдвигается задача "обновления идеологии", демократизации общественной жизни,

дальнейшего развития гласности. Предпринимается попытка сделать

достоянием людей информацию, которая раньше строго дозировалась или скрывалась

вообще; начинается вторая волна критики сталинизма; осуществляются

первые попытки "нового прочтения", осмысления и оценки своего исторического

прошлого.

Летом того же года была начата "радикальная" экономическая реформа,

целью которой являлся переход от административных к экономическим методам

руководства. Но механизм ее реализации был явно незавершен, поскольку не

затрагивал основ административно-командной системы в экономике.

В 1988 г. начинается реформа политической системы СССР, которая

предполагала соединение ''социалистических ценностей" с элементами буржуазного

либерализма, создание правового государства. В марте 1989 г. состоялись первые

в истории советской власти действительно свободные выборы народных

депутатов на альтернативной основе. На I съезде народных депутатов СССР

(июнь 1989 г.) развернулась яростная борьба между сторонниками различных

подходов к перспективам и вариантам развития страны. Председателем Верховного

Совета был избран Горбачев. В марте 1990 г., на III внеочередном съезде

народных депутатов СССР он же становится первым (и последним) Президентом

СССР - главой исполнительной власти.

Начинают появляться многочисленные партии, движения, объединения с весьма

широким идеологическим спектром - от анархизма до монархизма. Страна сделала

реальный шаг к многопартийности.

Попытки перестройки экономической и политической системы дали неожиданные

результаты. Экономическая реформа "пробуксовывала". Возникла ситуация,

когда демократизация и политическое реформирование стали как бы самоцелью.

Экономика же топталась на месте.

Руководство страны предложило отказаться от идеи блокового противостояния. Оно

выдвинуло принцип "нового политического мышления" - признание приоритета

общечеловеческих ценностей над любыми другими. Было подписано соглашение с США

об уничтожении ядерных ракет средней дальности и сокращении стратегических

наступательных вооружений; улучшены советско-китайские отношения, выведены

советские войска из Афганистана.

Демократические процессы в СССР, его отказ от применения силы в международных

отношениях привели к быстрому крушению "социалистических", просоветских

режимов в Болгарии, Венгрии, ГДР, Польше, Румынии, Чехословакии, к

объединению Германии. Начался вывод советских войск из Восточной Европы.

В обмен на односторонние уступки администрация Горбачева рассчитывала на

помощь стран Запада. Однако Запад не спешил компенсировать Советскому Союзу

его политические и экономические потери.

В конце 1989 г. и в 1990 г. реформирование экономической системы принимает

более широкие масштабы. Это дало толчок созданию в стране первых частных

фирм, банков, бирж, АО, стали появляться и свои отечественные предприниматели

- "средний класс", "новые русские".

На рубеже 1990-91 гг. в стране сложилась противоречивая, нестабильная

обстановка: центр во главе с Горбачевым продолжал курс постепенного,

эволюционного пути демократизации: либерал-демократы все более активно

выступали за радикальные реформы общества, считали Горбачева слишком

умеренным; одновременно нарастала опасность "справа", со стороны

консервативных сил.

Вопрос о сохранении обновляющегося СССР был положительно решен на Всесоюзном

референдуме 17 марта 1991 г. (- 76% проголосовали за его сохранение). Поэтому в

апреле 1991 г. Президент СССР Горбачев и руководители 9-ти республик

договорились в Ново-Огареве о необходимости разработки нового Союзного

Договора. Проект его был составлен и подписание намечалось на 20 августа.

Он предусматривал преобразование союзного государства в конфедерацию с

ликвидацией многих полномочий центра, но с сохранением системы президентской

власти.

Однако консервативные силы были напуганы перспективой потери власти, и решили

осуществить нечто вроде "бархатной контрреволюции". С этой целью они

изолируют Президента Горбачева на его крымской даче в Форосе, объявляют

больным, и в ночь с 18 на 19 августа 1991 г. создают ГКЧП во

главе с вице-президентом Янаевым и представителями силовых структур, требуя от

Горбачева сложения его полномочий. Рано утром 19 августа в Москву стягивается

военная техника, перекрываются въезды и выезды из столипы, захватываются

телевидение и радио.

Сопротивление путчистам возглавил первый Президент РСФСР Б.Н.Ельцин,

избранный на эту должность всенародным голосованием еще 12 июня 1991 г.

Ельцин издал несколько указов против ГКЧП, квалифицировав его действия как

преступление и государственный переворот.

Нерешительность и раскол в войсках, растерянность путчистов, не ожидавших

такого сопротивления, поддержка Ельцина большинством правительств стран мира

- все это обусловило быстрое поражение ГКЧП, арест заговорщиков, освобождение

Горбачева.

В декабре 1991 г. политические лидеры "славянских республик" - России,

Белоруссии и Украины, собравшись в Беловежской Пуще (под Минском),

заявили о прекращении действия Союзного Договора 1922 г., констатировали, что "

Советский Союз более не существует", и провозгласили образование СНГ

.

В создавшихся условиях Горбачеву пришлось объявить о сложении им своих

полномочий Президента СССР в связи с отсутствием самого государства (25

декабря 1991 г.), а 26 декабря Верховный Совет официально признал роспуск

СССР.

Итак, попытка радикально изменить советское общество с помощью перестройки

привела к развалу СССР, глубочайшему затяжному кризису, краху

партийно-государственного монополизма и плановой регулируемой экономики,

крушению социалистического идеала, всеобщему разброду и шатанию, взрыву хаоса,

социальных и национальных конфликтов.

Билет 40

Современная посткоммунистическая Россия. Трудности переходного периода.

Законной правопреемницей распавшейся громадной страны становится Российская

Федерация. Ее руководство приняло решение о невозможности структурных реформ

при сохранении существующей политико-экономической системы и необходимости

реформационных изменений. С начала 1992 г. Правительство во главе с

Гайдаром начинает решительно осуществлять радикальную программу рыночных

реформ: обвальную либерализацию цен, приватизацию

государственной собственности, акционирование производства, а в итоге -

формирование новой системы собственности. Политика Гайдара преследовала

цель стабилизации финансового положения, уменьшения дефицита государственного

бюджета, открытия России дороги в международные финансовые и экономические

организации, как условие экономического подъема.

Однако правительство вынуждено было установить высокий уровень налогообложения,

урезать социальные программы. Непопулярные жесткие экономические меры вызвали

снижение жизненного уровня населения, усилили социальную напряженность в

различных слоях российского общества, протест против "шоковой терапии".

В условиях экономической и социальной нестабильности резко обостряются

противоречия между законодательной и исполнительной властями.

Разногласия возникли и в высшем российском руководстве.

Летом 1992 г. правительство прибегло к широкой денежной эмиссии, что привело к

резкому усилению инфляции и замедлению темпов экономических

преобразований. К концу года резкие выступления оппозиции все более усиливали

противостояние двух ветвей власти. Был найден компромисс - новым главой

правительства стал Черномырдин, попытка в начале 1993 г. сместить

Президента через процедуру импичмента не прошла. Прошедший в апреле 1993 г

. всероссийский референдум показал, что около 60% участвовавших в нем

граждан, одобряют политику Президента и Правительства, одновременно доверяют и

Съезду народных депутатов. В стране фактически установилось двоевластие.

Однако конфликт между Верховным Советом и Президентом обострялся. Распущенный

Ельциным Съезд народных депутатов незаконно собрался и постановил отстранить

его от должности, избрав и.о. Президента вице-президента Руцкого. Безусловно,

наличие двух президентов одновременно исключало мирный исход конфликта. К

осени 1993 г. Россия оказалась в состоянии глубочайшего политического

кризиса.

Оппозиция предпринимает 3-4 октября 1993 г. вторую попытку осуществить

свержение законной власти. Сосредоточившись в "Белом доме", оппозиционеры

осуществляют захват мэрии, пытаются взять Останкинский телецентр. Верные

Президенту правительственные войска штурмуют "Белый дом", арестовывают

засевших там депутатов. Политическая авантюра противников радикальных

преобразований стоила жизни 150 человек. Принятая 12 дек. 1993г. новая

Конституции означала переход к президентской республике. Двухпалатный

парламент (Федеральное собрание) получил весьма ограниченные права.

Неудачи второй "октябрьской революции" не завершили политической "смуты". Это

показали, в частности, выборы в российский парламент в декабре 1993 г,

Государственную Думу в декабре 1995 г., выборы президента летом 1996 г.,

которые продемонстрировали, что маятник общественного сознания продолжает

колебаться между коммунистическими и либерально-демократической идеями.

Свидетельством нестабильности является очередной политический кризис весной

1998г., в ходе которого последовала отставка В.Черномырдина и трудная процедура

утверждения нового главы Правительства С.Кириенко Государственной

Думой; затем отставка С.Кириенко летом 1998г. и еше более трудный поиск

компромисса между всеми ветвями власти.

Затянувшийся переходный период связан с тем, что к началу 90-х гг. наше

Отечество столкнулось с рядом таких исторических проблем, которые

одновременно не приходилось решать ни одной стране мира: переход от

унитарного государства к сообществу национальных государств; переход от

системы планового, социалистического, обобществленного хозяйства к рыночной

экономике, основанной на частной собственности; переход от однопартийной

тоталитарной системы к демократическому обществу, основанному на свободных

выборах и свободной борьбе политических сил в рамках закона.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Собрание рефератов