Диплом: Петр I
в России, сопровождаясь волнообразным усилением деспотизма на каждом
витке реформ, шло в сторону уничтожения гражданского общества, до некоторой
степени возрождавшегося, однако после того, как эпоха реформ проходила.
Реформы Петра заморозили процессы эмансипации частной собственности,
особенно на самом массовом, крестьянском уровне. Подтверждение этому —
разрушение права частного владения землей вследствие введения
уравнительного подушного (вместо поземельного) налога на государственных
крестьян. Со временем этот налог привел к ликвидации частного владения,
переделам земли общиной и ко все возрастающему вмешательству государства в
дела крестьян.
Сейчас, оглядывая разоренную страну, оказавшуюся вдруг, как в давние
времена, нищей и отсталой, который раз в нашей истории ощутив себя перед
неопределенностью будущего, необходимо задуматься, так как пронесла с собой
наша страна сквозь революционные бури вековую традицию создавать в
результате реформ жестко-деспотический режим особого типа, который в России
назывался самодержавием.
Своеобразие исторического пути России состояло в том, что каждый раз
следствием реформ оказывалась еще большая архаизация системы общественных
отношений. Именно она и приводила к замедленному течению общественных
процессов, превращая Россию в страну догоняющего развития.
Своеобразие состоит и в том, что догоняющие, в своей основе насильственные
реформы, проведение которых требует усиления, хотя бы временного,
деспотических начал государственной власти, приводят, в конечном итоге, к
долговременному укреплению деспотизма. В свою очередь замедленное
развитие из-за деспотического режима требует новых реформ. И все повторяется
вновь. Циклы эти становятся типологической особенностью исторического пути
России. Так и формируется — как отклонение от обычного исторического порядка
— особый путь России.
Продлится ли в нашем будущем "изменение обычного исторического порядка" —
особый путь, который в очередной раз ввергнет страну в пароксизм
конвульсивных насильственных изменений, не давая ничего взамен, кроме
перспективы повторения их в будущем, уже на периферии мирового развития?
Или в нашей истории изменится смысл слова "реформа", и мы найдем в себе силы,
возможности и волю занять достойное великой культуры место в этом мире?
На эти вопросы смогут ответить только историки будущих поколений, но
хотелось бы, чтобы утвердительно — на второй.
Глава 3 Реформы Петра 1
3.1 Формы правовых актов
Рассмотрение непосредственно правовых реформ Петра I я хотел бы начать именно
с рассмотрения форм правовых актов – источников права. Итак, источники права
при Петре I были следующие.
Главным Законом в то время было Соборное Уложение 1649 года.
Уставы издавались для определённого ведомства (Воинский, Морской) или
регулирования определённой отрасли права (Устав о векселях, Воинский, Краткое
изображение процессов или судебных тяжб).
Регламенты (акты учредительного характера) определяли состав,
организацию, компетенцию и порядок делопроизводства органов управления
(Генеральный регламент 1720 г., Духовный регламент 1721 г.).
Указами оформлялось учреждение новых государственных органов и должностей
(Указ об учреждении губерний 1708 г., указ о фискалах 1714 г.), введение в
действие актов отраслевого законодательства (Указ о форме суда 1723г.),
назначение на должности (Указ о назначении Позднякова оберсекретарём Сената
1721 г.). Петром I предпринята попытка разделить указы на временные и
постоянные, присоединив последние к уставам и регламентам.
В петровский период в среднем в год издавалось около ста шестидесяти указов.
Огромное число нормативных актов, регламентировавших все сферы жизни,
нуждалось в систематизации.
В 1695 г. всем приказам было поручено составить выписки из статей,
дополнявших Уложение и новоуказные статьи. В 1700 г. издан Указ о составлении
нового Уложения. В 1714 г. распоряжение повторилось, однако, без результатов.
Новые правовые акты дополняли Уложение 1694 г. и регламенты, в случае
разногласий предпочтение отдавалось новым актам. Кодификационные работы вновь
активизировались в 1720 – 1725 гг. За этот период были подготовлены проекты
частей Уложения о суде, о процессе в криминальных, розыскных и пыточных
делах, о наказаниях и рассмотрении гражданский дел.
Для законотворческой деятельности абсолютизма характерна весьма подробная,
тщательная регламентация всех сторон общественной и частой жизни. Особое
внимание уделялось формам правовых актов и правового регулирования.
Наиболее распространённые формы в первой четверти XVIII в.:
Регламенты. Всего в этот период было утверждено семь регламентов. Они
являлись актами, определявшими общую структуру, статус и направления
деятельности отдельных государственных учреждений.
Манифесты. Издавались только монархом и за его подписью и были обращены
ко всему населению и всем учреждениям. В форме манифестов объявлялось о
вступлении монарха на престол, крупных политических событиях и акциях, начале
войны или подписании мира.
Именные указы. Также издавались и подписывались монархом. В них
формулировались решения, адресованные конкретным государственным учреждениям
или должностным лицам: Сенату, коллегиям, губернаторам. Именные указы
дополнялись уставами, учреждениями или регламентами.
Указы. Могли издаваться монархом или от его имени Сенатом и были нацелены
на решение конкретного дела или случая, введение или отмену конкретных
учреждений, норм или принципов деятельности. В них содержались правовые нормы и
административные предписания. Адресовывались определённому органу или лицу и
были обязательны только для них. В форме указа выносились судебные решения
Сената.
Уставы. Сборники, содержавшие нормы, относившиеся к определённой сфере
государственной деятельности.
Попытка синтезировать вновь принятые правовые нормы и нормы действующего
Соборного Уложения осуществлялась на протяжении 1714 –1718 гг. Необходимость
рецепции норм иностранного права, связанная с изменением геополитической
ориентации страны, потребовала значительной работы по освоению и переработке
иностранных (шведских, германских, французских, датских) кодексов в 1719 – 1720
гг.[6]
3.2 Реформы государственного аппарата
Далее на мой взгляд было бы уместно поговорить именно о государственном
аппарате, так как это можно сказать особенная часть государства и права.
Многочисленные перестройки, проводимые Петром в области управления
государством, привели к созданию централизованной системы органов
управления. В 1721 г. Петра I провозгласили императором, что означало
дальнейшее усиление власти самого царя. «Император Всероссийский - записано в
воинском регламенте, - есть монарх самодержавный и неограниченный.
Повиноваться его верховной власти не токмо за страх, но и за совесть сам бог
повелевает».
1. Сенат
В 1711 г. вместо Боярской думы был учрежден Сенат. Он был образован как
чрезвычайный орган во время нахождения Петра I в военных походах. В него
вошли девять ближайших Петру сановников. Статус нового органа не был
детализирован, это произошло несколько позже - из двух дополнительно принятых
указов стало ясно, что Сенат - постоянно действующий орган.
К компетенции Сената относились: судебная и организационно-судебная
деятельность, финансовый и налоговый контроль, внешнеторговые и кредитные
полномочия. О законодательных полномочиях Сената ничего не говорилось.
Указом 1711 г. устанавливался порядок заседаний и делопроизводства в Сенате.
Все указы должны были собственноручно подписываться всеми членами Сената. В
1714 г. меняется порядок принятия решений - вместо единогласного достаточно
было большинства голосов.
В 1711 г. сформировалась система фискального надзора, при Сенате учреждалась
должность обер-фискала. Последний получал возможность осуществлять надзор за
деятельностью госаппарата, используя систему фискалов.
Все поступающие в Сенат дела заносились в реестр, заседания протоколировались.
С 1722 г. Сенат посылал в провинции сенатора-ревизора. Генерал-прокурор
мог ставить вопрос перед Сенатом о ликвидации пробелов в законодательстве и
осуществлял гласный надзор за деятельностью Сената и коллегий.
Структура Сената включала присутствие (общее собрание сенаторов, на
котором принимались решения) и канцелярию, которую возглавлял
обер-секретарь и которая состояла из нескольких столов (секретный, губернский,
приказный и проч.). В 1718 г. штат сенатских подьячих переименовался в
секретарей, канцеляристов и протоколистов (в 1722 г. канцелярия Сената
переподчинена генерал-прокурору).
В 1712 г. при Сенате была восстановлена Расправная палата,
рассматривавшая дела местных судов и администрации в качестве апелляционной
инстанции.
В 1718 г. состав Сената кроме назначенных царём членов вошли все президенты
вновь созданных учреждений-коллегий.
В 1722 г. Сенат был реформирован тремя указами императора. Во-первых, изменён
состав Сената: в него могли входить высшие сановники (по Табели о рангах -
действительные тайные и тайные советники), не являвшиеся руководителями
конкретных ведомств. Президенты коллегий не входили в его состав (за
исключением предшественников военной, морской и иностранной коллегий), и
Сенат превращался в надведомственный контрольный орган.
Для контроля над деятельностью самого Сената в 1715 г. была учреждена должность
генерал-ревизора, которого несколько позже сменил обер-секретарь
Сената. Для усиления контроля со стороны императора при Сенате учреждались
должности генерал-прокурора и обер-прокурора. Им были подчинены прокуроры при
коллегиях. Кроме того, при Сенате образовывались должности ракетмейстера
(принятие жалоб и апелляций) и герольдмейстера (учёт служащих дворян).
Указом «О должности Сената» этот орган получил право издавать собственные
указы. Устанавливался регламент его работы: обсуждение и принятие решений,
регистрация и протоколирование. Круг вопросов, которые рассматривал Сенат,
был достаточно широк: анализ материалов, представляемых государю, важнейшие
дела, поступавшие с мест (о войне, бунтах, эпидемиях), назначение и выборы
высших государственных чинов, принятие апелляций на судебные решения
коллегий.
Генерал-прокурор одновременно руководил заседаниями Сената и осуществлял
контроль за его деятельностью. Генерал-прокурор и обер-прокурор могли быть
назначены и отстранены только монархом.
Реформа 1722 г. превратила Сенат в высший орган центрального управления,
вставший над всем государственным аппаратом (коллегиями и канцеляриями). В
системе этих органов происходили существенные изменения.
2. Эволюция боярской думы
Бюрократизация государственного аппарата проходила на разных уровнях и в
течение длительного периода. Объективно она совпала с процессами дальнейшей
централизации властных структур. Уже во второй половине XVII в. исчезли остатки
иммунитетных феодальных привилегий и последние частновладельческие города
[7].
Центральные органы управления, такие как Боярская дума и приказы, прежде чем
трансформироваться в новые структуры, проделали значительную эволюцию.
Боярская дума из органа, вершившего вместе с царём все важнейшие дела в
государстве, к концу XVII в. превратилась в периодически созываемое совещание
приказных судей. Она стала контрольным органом, наблюдавшим за деятельностью
исполнительных органов (приказов) и органов местного управления.
Численность Боярской думы постоянно возрастала, и её внутренняя структура
начала дифференцироваться: уже в конце XVII в. из состава Думы официально
выделилась «Ближняя дума» - прототип кабинета министров; ещё одра структура -
Расправная палата, просуществовавшая до 1694 г.
Боярская дума из политического совета превращалась в судебно-управленческий
орган. В 1701 г. функции Боярской думы перешли к Ближней канцелярии,
координирующей работу центральных органов управления. Чиновники, входившие в
канцелярию, объединились в Совет, получивший название Конзилии министров (8
- 14 человек).
В 1711 г. с образованием Сената прекратились дальнейшие трансформации
Боярской думы. Аристократический орган, основанный на принципе местничества,
окончательно исчез. На вершине властной пирамиды его заменил новый
бюрократический орган. Принципы его формирования и деятельности существенно
отличались от принципов организации и деятельности Боярской думы.
3. Коллегии
В конце 1717 г. начала складываться система коллегий: Сенатом были
назначены президенты и вице-президенты, определены штаты и порядок работы.
Кроме руководителей в состав коллегий входили четыре советника, четыре асессора
(заседателя), секретарь, актуариус, регистратор, переводчик и подьячие.
Специальным указом с 1720 г. предписывалось начать производство дел «новым
порядком».
Уже в декабре 1718 г. был принят реестр коллегий:
1) Иностранных дел;
2) Казённых сборов;
3) Юстиции;
4) Ревизионная (бюджетная);
5) Военная;
6) Адмиралтейская;
7) Коммерц (торговая);
8) Штатс-контора (ведение государственных расходов);
9) Берг-Мануфактур (промышленная и горнодобывающая).
В 1721 г. учреждена Вотчинная коллегия, заменившая Поместный приказ, в 1722
г. из единой Берг-Мануфактур-коллегии выделилась Мануфактур-коллегия, на
которую, кроме функций управления промышленностью, были возложены задачи
экономической политики и финансирования. За Берг-коллегией остались функции
горнодобычи и монетного дела.
Деятельность коллегий определял Генеральный регламент (1720),
объединивший большое число норм и правил, детально расписывающих порядок работы
учреждения.
Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации
государственного аппарата. Чёткое распределение ведомственных функций,
разграничение сфер государственного управления и компетенции, единые нормы
деятельности, сосредоточение управления финансами в едином учреждении - всё
это существенно отличало новый аппарат от приказной системы.
С учреждением новой столицы (1713) центральный аппарат переместился в
Санкт-Петербург. Сенат и коллегии создавались уже там.
В 1720 г. в Санкт-Петербурге создан Главный магистрат (на правах
коллегии), координировавший работу всех магистратов и являвшийся для них
апелляционной судебной инстанцией. В 1721 г. принят Устав Главного магистрата,
регламентировавший работу магистратов и городской полиции.
Отраслевой принцип управления, свойственный коллегиям, не был выдержан до
конца: судебные и финансовые функции, помимо специальных, возлагались на иные
отраслевые коллегии (Берг, Мануфактур, Коммерц). Вне сферы контроля коллегий
оставались целые отрасли (полиция, просвещение, медицина, почта). Коллегии не
входили даже в сферу дворцового управления: здесь продолжали действовать
Приказ большого дворца и Канцелярия дворцовых дел. Такой подход к делу
нарушал единство коллежской системы.
Преобразование системы государственных органов изменило характер
государственной службы и бюрократии. С упразднением Разрядного приказа в 1712
г. последний раз были составлены списки думных чинов. В ходе создания новых
управленческих органов появились новые титулы: канцлер, действительный тайный
и тайный советники, советники, асессоры и др. Все должности (штатские и
придворные) были приравнены к офицерским рангам. Служба становилась
профессиональной, а чиновничество - привилегированным сословием.
4. Местное управление.
Местное управление в начале XVIII в. осуществлялось на основе старой
модели: воеводское управление и система областных приказов. В процессе
петровских преобразований в эту систему стали вноситься изменения. В 1702 г.
введён институт воеводских товарищей, выборных от местного дворянства. В 1705
г. этот порядок стал обязательным и повсеместным, что должно было усилить
контроль за старой администрацией.
Преобразование местных органов управления началось в городах. В Москве была
создана Бурмистерская палата, которой подчинялись все выборные органы
местного управления (губы). В состав бурмистерских изб входили бурмистры
(выборные от купцов, слобод и сотни), во главе губ стояли президенты.
В 1702 г. отменён институт губных старост и их функции переданы воеводам,
управлявшим делами совместно с выборными дворянскими советами.
В 1708 г. введено новое территориальное деление государства: учреждались восемь
губерний, по которым были расписаны все уезды и города. В 1713-1714 гг.
Число губерний возросло до одиннадцати.
Во главе губернии был поставлен губернатор или генерал-губернатор
(Петербургская и Азовская губернии), объединявшие в своих руках всю
административную, судебную и военную власть. Им подчинялись четыре помощника по
отраслям управления.
В ходе реформы (к 1715 г.) сложилась трёхзвенная система местного управления и
администрации: уезд - провинция - губерния. Провинцию возглавлял
обер-комендант, которому подчинялись коменданты уездов. Контролировать
нижестоящие административные звенья помогали ландратные комиссии, избранные из
местного дворянства.
Губернии образовались в следующем порядке: в 1708 г. - Московская,
Петербургская, Киевская, Смоленская, Архангельская, Казанская, Азовская,
Сибирская; в 1713 г. - Рижская; в 1714 г. - Новгородская; в 1717 г. -
Астраханская.
В качестве основного административного, финансового и судебного органа в
губернии выступала канцелярия. С 1713 г. при губернаторе учреждены
ландраты (советники) из местных дворян. Однако в отличие от городского
самоуправления коллегиальный принцип управления в губерниях не прижился.
Во главе провинции стоял обер-комендант, во главе новой административной
единицы (возникла в 1715 г. в дополнение к трёхзвенной системе) - «доли» -
ландрат.
Вторая областная реформа проведена в 1719 г. Суть её заключалась в
следующем: одиннадцать губерний были разделены на сорок пять провинций. Во
главе этих единиц также поставлены губернаторы, вице-губернаторы, или воеводы.
Провинции делились на округа-дистрикты. Администрация провинций подчинялась
непосредственно коллегиям. Четыре коллегии (Камер, Штатс-контора юстиции,
Вотчинная) на местах располагали собственным разветвлённым аппаратом из
камериров, комендантов, казначеев. Важную роль играли такие местные конторы,
как камерских дел (раскладка и сбор податей) и рентерейн-казначейства (приём
и расходование денежных сумм по указам воеводы и камериров).
В 1719 г. воеводам поручалось наблюдение «за хранением государственного
интереса», принятие мер государственной безопасности, укрепление Церкви,
оборона территории, надзор за местной администрацией, торгами, ремёслами и за
соблюдением царских указов.
В 1699 г. посадское население было изъято из ведомства воевод и приказов и
передано в ведение Бурмистерской палаты (с 1700 г. - Ратуши). В городах
создавались подчинённые Московской Ратуше выборные бурмистерские (земские)
избы.
К Ратуше отошли финансовые функции некоторых приказов, и она оставалась
центральной государственной кассой вплоть до губернской реформы 1707-1710
гг., когда финансовые функции и бурмистерские избы были переданы в ведение
губернаторов.
В 1718-1720 гг. прошла реорганизация органов городского самоуправления,
созданных в 1699 г. вместе с Ратушей, - земских изб и бурмистров. Были созданы
новые органы - магистраты, подчиненные губернаторам. Общее руководство
осуществлял Главный магистрат. Система управления стала более бюрократической и
централизованной.
В 1727 году магистраты были преобразованы в ратуши.
5. Контрольные органы
Централизация государственного аппарата при абсолютизме требовала создать
специальные контрольные органы. В начале XVIII века сложились две
контрольные системы - прокуратура (во главе с генерал - прокурором
Сената) и фискалитет. Уже при формировании Сената в 1711 г. при нём был
учреждён фискал. Аналогичные должности устанавливались в губерниях, городах и
центральных учреждениях. Вершину пирамиды занял обер-фискал Сената. Более
чёткая правовая регламентация института была осуществлена в 1714 г. Фискалам
вменялось в обязанность доносить о всяких государственных, должностных и иных
тяжких преступлениях и нарушениях законности в учреждениях. В их обязанность
входило выступление в суде в качестве обвинителей (задачи, позже принятые на
себя прокурорскими органами).
Таким образом, сложилась единая для всей страны
административно-бюрократическая система управления, решающую роль в которой
играл монарх, опиравшийся на дворянство. Во второй половине 17 в. общая
тенденция развития государственной системы России заключалась в переходе от
самодержавия с Боярской думой и боярской аристократией, от
сословно-представительной монархии к «чиновничье-дворянской монархии», к
абсолютизму. Абсолютизм - это форма правления, при которой верховная власть
в государстве полностью и безраздельно принадлежит монарху; он «издает законы,
назначает чиновников, собирает и расходует народные деньги без всякого участия
народа в законодательстве и в контроле за управлением». В 17 в. изменился титул
русских царей, в котором появился термин «самодержец». Он звучал: «Великий
государь царь и великий князь, всея Руси самодержец»
[8].
Общий процесс подчинения всех областей жизни и управления страной
неограниченной властью монарха встретил протест со стороны русской
православной церкви. Она являлась крупнейшей феодальной организацией,
владевшей несметными богатствами, тысячами крепостных крестьян и огромными
земельными угодьями. Церковь с успехом отбивала попытки государственной
власти поставить под свой контроль ее владения. Но Петру удалось частично
подчинить церковь государственной власти.
3.3 Учреждение полиции
Учреждение полиции явилось составным элементом реформ административно-
управленческой системы. Начало создания «регулярной» полиции положил Петр I,
издав в 1718 г. указ об учреждении в новой столице - Петербурге должности
генерал-полицмейстера. Полицейские функции в Российском государстве
осуществлялись и ранее приказами, губерными и земскими старостами,
воеводами наряду с другими функциями (судебными, военными,
финансовыми). Однако до петровских реформ не было специализированных
полицейских органов.
Проанализировав много литературы на данную тему я выяснил, что главными
задачами созданной Петром I полиции стали борьба с уголовной преступностью
и охрана общественного порядка, а также обеспечение санитарной (в том числе
соблюдение правил торговли съестными продуктами) и пожарной безопасности и
т.д.
В обязанности полиции входили также борьба с нищенством, проституцией,
пьянством, азартными играми, контроль соблюдением паспортного режима и ловля
беглых и беспаспортных.
Однако роль полиции этим не ограничивалась. Она явилась для Петра I одним из
важнейших инструментов преобразований, ломки старых порядков и организации
новой жизни. Полиция впервые была создана именно в Санкт-Петебурге.
Основанная Петром I новая столица должна была стать образцом нововведений для
всей России. Инструментом такого «тоталитарного» контроля в руках
абсолютистского государства стала полиция. Отсюда чрезвычайно широкий круг
ее задач. Полиция должна была даже контролировать домашние расходы (не
допуская чрезмерной роскоши и расточительства) и воспитание детей.
Наиболее полно задачи полиции определялись в Регламенте Главному магистрату 1721
г.. в котором говорилось, что «полиция есть душа гражданства и всех добрых
порядков и фундаментальный подпор человеческой безопасности и удобно о ги»
[9].
Учитывая сословную структуру феодального общества, где каждое сословие обладало
наследственным правовым статусом, отличавшим его от иных сословий, полиция
должна была следить, чтобы подданные вели предписанный каждому сословию образ
жизни и носили присвоенную каждому сословию сиежду, прически и т.д. Не случайно
абсолютизм получил в и, гории название «полицейского государства»
[10].
Характерной чертой возникновения русской полиции являлся ее военизированный
характер. На службу в полицию, как правило, переводились армейские офицеры.
Низшие полицейские чины комплектовались из унтер-офицеров и солдат старших
возрастов, исполнявших рекрутскую повинность, но уже по возрасту и состоянию
здоровья непригодных к службе в войсках. В помощь полиции (например, для
поимки беглых солдат и крестьян, разбойных шаек и т.д.) нередко
направлялись воинские команды. Учитывая сравнительную малочисленность
полиции, к несению службы по охране общественного порядка привлекалось в
порядке повинности местное население по одному человеку с каждых десяти
дворов («лесятские») и в качестве старшего над ними один человек с каждых ста
дворов («сотский»). В городах этих привлеченных к несению охранной службы из
местного населения людей в некоторых документах XVIII в. именовали
квартальными поручиками.
При рассмотрении развития организационных форм полиции в XVIII в. обращает
на себя внимание то, что первоначально специальные полицейские органы были
учреждены в столицах: Петербурге (1718 г.) и Москве (1721 г.), а затем в 1733
г. и в ряде других городов. В провинции специальные полицейские органы
выделялись не сразу, а полицейские функции по-прежнему исполнялись органами
местного управления. Это объяснялось тем, что подавляющее большинство
крестьян находилось в крепостной зависимости и подчинялось полицейской
власти и суду помещиков.
Вслед за тем в 1782 г. была реформирована городская полиция: в городах
учреждаются управы благочиния, принимается специальный Устав благочиния.
Управу благочиния возглавлял генерал-полицмейстер в Санкт-Петербурге и обер-
полицмейстер в Москве, полицмейстер в губернском городе или городничий в
уездном городе. Поскольку управа благочиния (так же, как и нижний земский суд
в уезде) являлась не только полицейским, но и судебным органом по мелким
уголовным и гражданским делам, то в ее состав входили два пристава (по
уголовным и гражданским делам). Учитывая, что суд в феодальном обществе
носил сословный характер, в состав управы благочиния включались также два
ратмана, т.е. выборных представителя городского сословия.
Компетенция управ благочиния была расширена по сравнению с ранее
существовавшими полицейскими органами. Им теперь вменялось в обязанность
знать занятия и источники доходов всех жителей, не только постоянных, но и
временно приезжающих, а также контроль за общественными организациями, а
также религиозными сектами и масонскими ложами, которые могли образоваться
только с разрешения полиции. Активизация в середине 80-х гг. масонских лож,
связанных с зарубежными организациями, привела к преследованиям и даже
арестам наиболее активных их членов. Когда императорским Указом о вольных
типографиях в 1783 г. частным лицам была разрешена издательская деятельность,
то цензура в отношении книг и журналов также была возложена на Управы
благочиния, т.е. на полицию. Характерно, что общая полиция была
децентрализована, полицейские органы в губерниях всецело подчинялись
губернаторам, а т Генерал-полицмейстер фактически руководил лишь столичной
петербургской полицией. Правда, в XVIII в. делались попытки превратить
Генерал-полицмейстера в руководителя всей полиции империи, но они не имели
успеха.
Политическая полиция, наоборот, была строго централизована и подчинялась
непосредственно царю.
Впервые в качестве специального органа политической полиции выступают при
Петре I Преображенский приказ, расположенный в Москве, и Тайная канцелярия в
Петербурге.
После смерти Петра I при его преемниках наиболее важные политические дела
расследовал и решал Нагрховный Тайный совет. Императрица Анна Ивановна
учредила для расследования политических дел особую Канцелярию тайных
розыскных дел во главе с бывшим «министром» петровской Тайной канцелярии
генералом А.И. Ушаковым.
Абсолютистскому государству нужен был политический сыск для подавления
народных масс, недовольных непомерными податями и поборами, диким произволом
помещиков. Следует учитывать также, что после смерти Петра I шла
ожесточенная борьба придворных группировок за власть. Все центральные и
местные органы управления должны были беспрекословно исполнять указания
Канцелярии, пересылать всех лиц заявивших «слово и дело государево» вместе
со свидетелями в ее распоряжение. Основной способ получения Канцелярией
информации о политических преступлениях - донос. Доносы отменены были аж при
Александре I.
В конце XVIII в. по мере нарастания кризиса феодально-крепостного строя,
проявляется тенденция к централизации полиции и подчинению ее военным
властям. Указами императора Павла I в столицы Петербург и Москву были
назначены военные губернаторы, а в важнейшие губернские города - военные
коменданты, которым и подчинена была полиция.
3.4 Судебная реформа
Судебная реформа, проведенная в 1719г., упорядочила, централизовала и усилила
всю судебную систему России. Основная задача реформы - отделение суда от
администрации. Во главе судебной системы стоял монарх, который решал самые
важные государственные дела. Он был верховным судьей и разбирал многие дела
самостоятельно. По его инициативе возникли "канцелярии розыскных дел", которые
помогали ему осуществлять судебные функции. Генерал-прокурор и обер-прокурор
подлежали суду царя. Следующим судебным органом был Сенат, который являлся
апелляционной инстанцией, давал разъяснения судам и разбирал некоторые дела.
Суду Сената подлежали сенаторы (за должностные преступления). Юстиц-коллегия
была апелляционным судом по отношению к надворным судам, являлась органом
управления над всеми судами, разбирала некоторые дела в качестве суда первой
инстанции. Областные суды состояли из надворных и нижних судов. Президентами
надворных судов были губернаторы и вице-губернаторы. Дела переходили из нижнего
суда в надворный в порядке аппеляции, если суд решал дело пристрастно ("изо
взятков"[11]), по распоряжению высшей
инстанции или по решению судьи. Если приговор касался смертной казни, дело
передавалось также в утверждение надворного суда. Некоторые категории дел
решались иными учреждениями в соответствии с их компетенцией. Камериры судили
за дела касавшиеся казны, воеводы и земские комиссары судили за побег крестьян.
Судебные функции исполняли почти все коллегии, исключая коллегию Иностранных
дел. Политические дела рассматривали Преображенский приказ и Тайная канцелярия.
Порядок прохождения дел по инстанциям путался, губернаторы и воеводы
вмешивались в судебные дела, а судьи - в административные. В связи с этим была
проведена новая реорганизация судебных органов: нижние суды были заменены
провинциальными (1722г.) и переходили в распоряжение воевод и асессоров, были
ликвидированы надворные суды и их функции были переданы губернаторам (1727г.).
Таким образом, суд и администрация вновь слились в один орган. Некоторые
категории дел полностью были изъяты из общей судебной системы и были отданы в
ведение других административных органов (Синоду, приказам и другим). На
Украине, в Прибалтике и в мусульманских областях существовали особые судебные
системы. Судебные дела решались медленно и сопровождались волокитой и
взяточничеством.
Особенностью развития процессуального законодательства и судебной практики в
России являлась замена состязательного принципа принципом следственным,
который обуславливался обострением классовой борьбы.
Так каковы же особенности процессуального права при
Петре Великом? На мой взгляд, говоря о развитии процессуального права при
Петре I необходимо отметить бесплановость, сумбурность реформ в сфере
судоустройства и судопроизводства.
Существовало три закона процессуального законодательства конца ХVП - начала
ХVШ в. Одним из них был Указ от 21 февраля 1697г. "Об отмене в судных делах
очных ставок, о бытии вместо оных распросу и розыску...", главным содержанием
которого являлась полная замена суда розыском. В апреле 1715г. вышло "Краткое
изображение процессов или судебных тяжеб" (одним томом вместе с Артикулом
воинским). "Краткое изображение" являлось военно-процессуальным кодексом,
устанавливало общие принципы розыскного процесса. В нем закреплялась система
судебных органов, а также состав и порядок формирования суда. В "Кратком
изображении" содержатся процессуальные нормы; дается определение судебного
процесса, квалифицируются его виды; дается определение новым институтам
процесса того времени (салф кондукт, утверждение ответа); определяется
система доказательств; устанавливается порядок составления оглашения и
обжалования приговора; систематизируются нормы о пытках. Указом от 5 ноября
1723г. "О форме суда" была отменена розыскная форма процесса, вводится
принцип состязательности процесса. Впервые требуется, чтобы приговор
основывался на "приличных" (соответствующих) статьях материального закона.
Изменения внесенные Указом "О форме суда" были не столь принципиальными. По
сути указ был создан в развитие "Краткого изображения". Судебная система
периода петровских реформ характеризовалась процессом усиления централизации
и бюрократизации, развитием сословного правосудия и служила интересам
дворянства.
Как мне удалось выяснить из прочитанного материала судебная реформа так же
как и остальные деяния Петра была проникнута жесткостью и даже в некоторой
степени сумасбродством. В прочем этому и не стоит удивляться, ведь таков был
сам Петр. Но продолжу дальше свой рассказ.
Судебная реформа также явилась составным элементом реформы центральных и
местных органов государственного аппарата. Судебную реформу Петр I начал
проводить в 1719 г., когда были учреждены Юстиц-коллегия, надворные суды в
губерниях и нижние суды в провинциях. Смысл реформы состоял в отделении суда
от администрации, чтобы дать правовые гарантии купцам и промышленникам от
притеснений дворянской администрации. Однако идея отделения суда от
администрации и вообще идея разделения властей, заимствованная с Запада, не
соответствовала российским условиям начала XVIII в. Идея разделения властей
свойственна феодализму в условиях нарастающего его кризиса, разлагающемуся
под натиском буржуазии. В России буржуазные элементы были еще слишком слабы,
чтобы «освоить» сделанную им уступку в виде суда, независимого от
администрации. На практике подданные видели власть в лице губернаторов и иных
администраторов, им и обжаловали решения надворных судов. Губернаторы
вмешивались в судебные дела. Хаос во взаимоотношениях судов и местных
властей привел к тому, что в 1722 г. вместо нижних судов были созданы
провинциальные суды в составе воеводы и асессоров (заседателей), а в 1727 г.
упраздняются и надворные суды. Их функции передавались губернаторам. Дела по
политическим обвинениям (как уже говорилось выше) решались в органах
политической полиции (Тайной канцелярии, Тайной экспедиции) и в Сенате, а
нередко и лично императорами. Таким образом попытка судебной реформы в
начале XVIII в. потерпела неудачу.
Вновь к вопросу о судебной реформе правительство возвращается в 1775 г.,
когда в ходе губернской реформы были учреждены в губерниях и уездах новые
судебные учреждения для каждого сословия отдельные. В уездах образованы были
уездные суды для дворян и при них дворянская опека. Судом первой инстанции
для государственных крестьян в уезде стала нижняя расправа, а для городского
населения судом - городовой магистрат. Судами второй инстанции в губернии
являлись три сословных судебных учреждения: верхний земский суд (для
дворян); губернский магистрат (для городского населения) и верхняя расправа
(для государственных крестьян). Все судебные дела, по замыслу законодателя,
должны были завершаться на уровне губернии. Поэтому в каждой губернии
создавались еще палаты уголовного и гражданского суда. Они являлись высшей
апелляционной инстанцией для всех нижестоящих сословных судов. Высшей
кассационной инстанцией для всех судов империи стал Сенат, в котором были
образованы уголовно-кассационный и граждански-кассационные департаменты.
Юстиц-коллегия стала органом судебного управления (подбор кадров,
материальное обеспечение), хотя иногда она рассматривала в порядке надзора
отдельные дела.
Таким образом, судебные органы были отделены от администрации, хотя и не
полностью. Так, мелкие уголовные и гражданские дела рассматривались в
управах благочиния и нижних земских судах - полицейских учреждениях. Сенат
тоже являлся не только высшей судебной инстанцией, но и органом управления,
контролировавшим административные органы. Судебная система, созданная при
Екатерине II, просуществовала до судебной реформы 1864 года. Она была
чрезмерно громоздка и отличалась множеством инстанций, исключительной
волокитой и взяточничеством.
3.2 Правовое положение сословий
Московские цари понимали пагубность сословной розни и пытались согласовывать
мнение власти с позициями сословий. Политика Петра I была совсем иной.
Сословные мнения его не интересовали, он стремился, чтобы все подданные
выполняли волю верховной власти. В результате русское общество было
непримиримо разделено на высшие и низшие слои, возможности компромиссов
терялись, усиливалась гегемония помещиком над крестьянами, государства - над
посадами.
1. Дворяне
Родовая градация среди феодалов при Петре I стирается. Отменены были при
Петре и чины (окольничий, боярин). Для незнатных лиц жалуется титул графов.
Под влиянием войны С. Разина правительство усиливает чистку дворянского
сословия, в массовом порядке переводит служилых людей в разряд
государственных крестьян.
Пётр I стремился к достижению юридически обособленных сословий. Нуждался в
оформлении статус чиновничества. Первоначальное название «шляхество» в
феодальной среде не прижилось и вскоре было заменено старым термином
«дворянство». Указ 1714 г. завершил нивелировку положения феодалов всех рангов.
Вотчина и поместье отныне уравнивались в правах, наследство переходило одному
сыну, остальные должны были поступить на государственную службу. В
январе-феврале 1714 г. было предписано обязательное обучение детей дворян,
дьяков и т. д. Под угрозой крупного штрафа. С пятнадцатилетнего возраста
дворянских детей определяли на воинскую службу рядовыми (в основном в гвардию).
Лишь в дальнейшем они получали офицерские чины
[12].
Табель о рангах 1722 г. разделил все воинские и гражданские чины на
четырнадцать разрядов, от высшего - фельдмаршала и канцлера до низшего -
адъютанта при лейтенантах и регистратора в коллегиях. Например, чин генерал-
майора соответствовал полковнику гвардии, президенту коллегии, обер-прокурору
на гражданской службе. Разделению на придворные ранги подлежали и женщины в
соответствии с положением мужей и отцов (гофдамы, камер-девицы и т. д.).
Расписывалось прохождение службы от низших чинов к высшим, порядок получения
высших рангов («которые знатные услуги окажут, то могут за свои труды
производиться выше»). Право на высший чин давало получение образования.
Достижение определённого чина давало право на личное (для себя) дворянство,
более высокого - на потомственное дворянство (для детей). Табель утверждал
для дворян получение гербов, а подвергнутых пытке или наказаниям «за тяжкие
преступления» лишали «титула и ранга».
Помимо обособленного дворянства Пётр I в основных чертах сформировал и
бюрократию, служившую за денежное жалованье.
Правовой статус дворянства был существенно изменён принятием Указа о
единонаследии 1714 г. Этот акт имен несколько последствий:
Юридическое слияние таких форм земельной собственности, как вотчина и
поместье, привело к возникновению единого понятия «недвижимость». На её
основе произошла консолидация сословия. Появление этого понятия привело к
выработке более точной юридической техники, разработке правомочий
собственника, стабилизации обязательственных отношений.
Установление института майората - наследования недвижимости только одним
старшим сыном, не свойственного русскому праву, целью которого было сохранить
Страницы: 1, 2, 3, 4
|