Рефераты

Диплом: Петр I

от раздробления земельную дворянскую собственность. Реализация нового принципа

приводила к появлению значительных групп безземельного дворянства, вынужденного

устраиваться на службу по военной или гражданской линии. Это положение Указа

вызвало наибольшее недовольство со стороны дворян (было упразднено уже в 1731

г.).

Превратив поместье в наследственное землевладение, Указ вместе с тем

нашёл новый способ привязать дворянство к государственной службе - ограничение

наследования заставляло его представителей служить за жалованье. Очень быстро

стали формироваться многочисленный бюрократический аппарат и профессиональный

офицерский корпус.

2. Служивое сословие

Борьба со шведами требовала устройства регулярной армии и Пётр понемногу

перевёл на регулярную службу всех дворян и служивых людей. Служба для всех

служивых людей стала одинаковой, они служили поголовно, бессрочно и начинали

службу с низших чинов.

Все прежние разряды служивых людей были соединены вместе, в одно сословие -

шляхтехство. Все нижние чины (как знатные, так и из “простого люда”)

одинаково могли дослужиться до высших чинов. Порядок такой выслуги был точно

определён “Табелем о рангах” (1722 г.). В “Табели” все чины были распределены

на 14 рангов или “чинов” по их служебному старшинству. Каждый, достигший

низшего 14 ранга, мог надеяться занять высшую должность и занять высший ранг.

“Табель о рангах” заменил принцип родовитости принципом выслуги и служебной

пригодности. Но Пётр сделал выходцам из высшего старого дворянства одну

уступку. Он позволил знатной молодёжи поступать по преимуществу в его любимые

гвардейские полки Преображенский и Семёновский.

Пётр требовал, чтобы дворяне обязательно учились грамоте и математике, а не

обученных лишал права жениться и получить офицерский чин. Пётр ограничил

землевладельческие права дворян. Он перестал давать им поместья из казны при

поступлении на службу, а предоставлял им денежное жалование. Дворянские вотчины

и поместья запретил дробить при передачи сыновьям (закон “О майорате”, 1714).

Меры Петра относительно дворянства отягчали положение этого сословия, но не

меняли его отношения к государству. Дворянство и прежде и теперь должно было

расплачиваться за право землевладения службой. Но теперь служба стала тяжелее,

а землевладение стеснённее. Дворянство роптало и пробовало облегчить свои

тяготы. Пётр же жестоко карал попытки уклониться от службы.

3. Городское сословие (посадские и городские люди)

До Петра городское сословие составляло очень малочисленный и бедный класс.

Пётр хотел создать в России городской экономически сильный и деятельный

класс, подобный тому, что он видел в Западной Европе. Пётр расширил городское

самоуправление. В 1720 году был создан главный магистрат, который должен был

заботиться о городском сословии. Все города были разделены по числу жителей

на классы. Жители городов делились на “регулярных” и “нерегулярных”

(“подлых”) граждан. Регулярные граждане составляли две “гильдии”: в первую

входили представители капитала и интеллигенции, во вторую - мелкие торговцы и

ремесленники. Ремесленники делились на “цехи” по ремёслам. Нерегулярными

людьми или “подлыми” назывались чернорабочие. Город управлялся магистратом из

бургомистров, избираемых всеми регулярными гражданами. Кроме того, городские

дела обсуждались на посадских сходах или советах из регулярных граждан.

Каждый город был подчинён главному магистрату, минуя всякое другое местное

начальство.

Несмотря на все преобразования, русские города так и остались в том же жалком

положении, в каком были и раньше, причина этого - далёкий от торгово-

промышленного строй русской жизни и тяжелые войны.

4. Крестьянство

В первой четверти века выяснилось, что подворный принцип налогообложения не

принёс ожидаемого увеличения поступления податей.

В целях повышения своих доходов помещики сселяли несколько крестьянских семей

на один двор. В результате, во время переписи в 1710 году выяснилось, что

число дворов с 1678 года сократилось на 20 % (вместо 791 тыс. дворов в 1678

году - 637 тыс. в 1710). Поэтому был введён новый принцип обложения. В 1718 -

1724 гг. осуществляется перепись всего податного населения мужского пола

независимо от возраста и работоспособности. Все лица, внесённые в эти списки

(“ревизские сказки”), должны были платить по 74 коп. подушной подати в год. В

случае смерти записанного, подать продолжали платить до следующей ревизии

семья умершего или община, в которую он входил. Кроме того, все податные

сословия, за исключением помещичьих крестьян, платили государству по 40 коп.

“оброка”, что должно было уравновесить их повинности с повинностями

помещичьих крестьян.

Переход к подушному обложению увеличил цифру прямых налогов с 1.8 до 4.6

млн., составляя более половины бюджетного прихода (8.5 млн.). Подать была

распространена на целый ряд категорий населения, которые её до этого не

платили: холопов, “гулящих людей”, однодворцев, черносотенное крестьянство

Севера и Сибири, нерусских народов Поволжья, Приуралья и др. Все эти

категории составляли сословие государственных крестьян, и подушная подать для

них была феодальной рентой, которую они платили государству.

Введение подушной подати увеличило власть помещиков над крестьянами, так как

представление ревизских сказок и сбор подати был поручен помещикам.

Наконец, помимо подушной подати, крестьянин платил огромное количество

всевозможных налогов и сборов, призванных пополнить казну, опустевшую в

результате войн, создания громоздкого и дорогостоящего аппарата власти и

управления, регулярной армии и флота, строительства столицы и других

расходов. Кроме этого государственные крестьяне несли повинности: дорожную -

по строительству и содержанию дорог, ямскую - по перевозке почты, казённых

грузов и должностных лиц и т.д.

Итак, в конце царствования Петра Великого очень многое изменилось в жизни

сословий. Дворяне стали иначе служить. Горожане получили новое устройство и

льготы. Крестьянство стало иначе платить и на частных землях слилось с

холопами. А государство продолжало смотреть на сословия так же, как и ранее.

Оно определяло их жизнь повинностью, а не правом. Все подданные жили не для

себя, а “для государева и земского дела”, должны были быть послушным орудием

в руках государства.

5. Холопы

В XVII в. холопы облагались государственными повинностями, многие из них оседали

на земле и платили к концу века подворную подать. В процессе переписи 1719 г.

помещики скрывали часть холопов, и поэтому Пётр I приказал включить всех

холопов в состав тяглого населения. Это привело к окончательному уничтожению

холопства и приравниванию их к категории крестьян.

[13]

Глава 4

Право при Петре I

4.1 Систематизация правовых норм и первые попытки кодификации.

Большое число издаваемых актов требовало систематизации и кодификации. С 1649

по 1696 г. было принято более полутора тысяч актов, имевших силу закона. За

период правления Петра I было принято более трех тысяч правовых актов.

Возникали серьезные трудности в обобщении и толковании этих разнородных и

взаимоисключающих норм. Принцип законности не мог проводиться

последовательно. Дополнительные трудности создавали недостаточная информация

о новых актах, несвоевременная их публикация.

Незнание закона субъектами, в отношении которых он действовал, было обычным

явлением. В целим публиковалось не более половины всех издаваемых актов,

тираж был небольшим.

Петровские преобразования потребовали более решительного формирования корпуса

правоведов – при этом был заимствован западный путь их подготовки: не через

практику и опыт правоприменительной работы, а через обучение теоретическим

основам юриспруденции. Уже с конца XVII в. принимается ряд энергичных мер как

для упорядочения законодательства, так и для развития теоретической

юриспруденции.

Первая попытка (после Соборного Уложения 1649 г.) систематизации правовых

норм была сделана учрежденной в 1700 г. Палатой об уложении. Главной задачей

органа стало приведение в соответствие с Судебниками и Соборным Уложением

всего массива вновь принятых нормативных актов. Вторая задача заключалась в

обновлении судебной и управленческой практики путем включения в нее новых

норм права.

Работа Палаты продолжалась до 1703 г., когда в целом был закончен проект

Новоуложенной книги. Проект сохранял структуру Соборного Уложения (25 глав),

но его нормы существенно обновились. В целом работа, проведенная Палатой об

уложении, была первым опытом по систематизации права.

Кодификационная работа началась позже. В 1714 г. готовился пересмотр

Соборного Уложения, судьям предписывалось решать дела только на основе норм

Уложения и не противоречащих ему указов. Специальной комиссии поручалось

свести все последующие (после 1649 г.) указы и приговоры в сводные сборники.

Работу должна была проводить канцелярия Сената.

В 1718 г. в докладе Юстиц-коллегии было предложено принять в качестве

источника новых правовых норм шведские законы, включив в единый свод Соборное

Уложение, новые указы и шведский кодекс. Сенату было указано окончить

кодификационную работу (с учетом иностранного законодательства) к концу 1720

г.

Источниками этой кодификации были Соборное Уложение 1649 г., Кормчая книга,

указы, Военный и Морской уставы, шведские и датские законы. Главным

направлением кодификационной работы в это время было выделение норм,

направленных на укрепление и защиту государственного интереса.

С 1720 по 1725 г. Уложенной комиссией было проведено более двухсот заседаний.

Наконец, в 1725 г. проект нового Уложения был закончен. Он включал 4 книги:

«О процессе, то есть о суде, месте и о лицах, к суду принадлежащих»; «О

процессе в криминальных, розыскных и пыточных делах»; «О злодействах, какие

штрафы и наказания следуют»; «О цивильных или гражданских делах и о состоянии

всякой экономии» (о земле, торговле, опеке, брачном праве, наследовании).

Итак, результатами кодификационной работы первой четверти XVIII века стали:

1. Утвержденные в 1714 г. и изданные в 1715 г. Воинские Артикулы, свод

военно-уголовного законодательства, относящегося преимущественно к области

материального, а не процессуального права. По своей структуре этот кодекс

перенял родовую классификацию правовых норм (по роду деяния) с внутренней

иерархией по важности деяния. Каждый артикул описывал отдельный вид

правонарушения и назначал определенную санкцию;

2. Утвержденный в 1720 г. Генеральный регламент, или Устав коллегиям,

охватывал всю сферу нового административного законодательства. При подготовке

регламента была осуществлена рецепция иностранного права: в его основу был

положен шведский Канцелярский устав 1661 г. Структура регламента ориентировала

на объекты регулирования: положения об обязанностях и должностях коллегий и

государственных учреждений вообще, определенные сферы и формы их деятельности,

установление состава и категории служащих, норм административной

ответственности;

3. Кодификация норм частного права, почерпнутых из Указа о единонаследии

и последующих актов о наследовании. Сводный документ, получивший название

Пункты о вотчинных делах (1725 г.), был обобщением судебной практики и

толкованием закона по вариантам правоприменения, дополнявшим и изменявшим

предшествующее законодательство о наследовании.

Как я уяснил из прочтенного материала, опыт кодификационной работы первой

четверти XVIII в. показал, что развитие права стремилось к созданию

отраслевого деления, для чего и создавались отдельные своды норм. Своды

троились на систематизации, рецепции и обобщении практики правоприменения.

4.2 Гражданское право

Важнейшую роль в условиях феодализма играло право собственности на землю и

крепостных крестьян. Указ Петра I о единонаследии 1714 г. отменил различия в

правовом режиме вотчин и поместий и установил для феодальных земельных

владений единый правовой режим недвижимой собственности. В распоряжении ею

устанавливались серьезные ограничения. Суть этих ограничений заключалась в

следующем.

Во-первых, завещать ее можно было только од­ному из сыновей, а при отсутствии

сыновей - одной из доче­рей, т.е. недвижимость не должна была дробиться. Во-

вторых, ее нельзя было закладывать, а продавать только в порядке ис­ключения

и с разрешения властей и уплатой высокой пошли­ны.

Для чего же были введены такие ограничения? А направлены эти нововведения

были на сохранение экономического по­ложения дворянства. Право собственности

на землю являлось по-прежнему одной из важнейших привилегий дворянства, но

это право по-прежнему было связано с обязанностью службы. Однако, учитывая

интересы развития промышленности, пра­вительству Петра I пришлось пойти еще

на некоторые отступ­ления от дворянского исключительного права - привилегии

на землю. Указом 1719 г. о Берг-привилегии разрешено было не только дворянам,

но и купцам и «всяких чинов» людям искать минералы на любой земле, в том

числе и частновладельческой и строить рудники и заводы по добыче и

переработке найден­ных полезных ископаемых. Правда, владелец земли имел

пре­имущественное право поиска и разработки полезных ископаемых.

Но если он не воспользовался своим правом, то он полу­чал лишь 1/з2 от дохода от

рудников и заводов, построенных на его земле. Дворянство с неудовольствием

встретило все эти ограничения их владельческих прав и боролось за их отмену.

Уже' в 173 г., воспользовавшись правительственным кризисом при вступлении на

престол Анны Ивановны, дворяне добились отмены ограничений в наследовании

имений, их залога и прода­жи. Что касается прав купцов на строительство заводов

и покупку земли под них, то тут правительство колебалось (то запрещало купцам

покупать землю, то вновь разрешало), однако, в 1782 г. дворяне добились у

Екатерины II указа о праве земле­владельца не только на землю, но и ее недра

(т.е. по существу отменялась Берг-привилегия Петра I)

[14].

Можно сказать о том, что здесь Законодатель, ориентируясь на западный

правовой опыт, пытался внедрить принцип майората, при котором наследовал

старший сын. Русская традиция стояла на стороне младшего сына, по обычаю

наследовавшего отцу. Практика избрала компромиссный путь - наследование

одного сына по выбору завещателя. Остальные дети получали доли движимого

имущества в рамках завещательного распоряжения.

Дочери наследовали недвижимость по завещанию и только при отсутствии сыновей.

При отсутствии детей вообще недвижимое имущество по завещанию могло быть

передано родичам (родственникам, носящим ту же фамилию, что и наследодатель,

т.е. в прежней терминологии - "в род"). Движимое имущество в любых долях

могло быть разделено между любыми претендентами, завещатель дает его "кому

захочет". Индивидуальная свобода завещания заметно увеличилась по сравнению с

порядком наследования в предыдущий период.

Закон по-прежнему допускал юридическую фикцию из эпохи поместных

наследований. Для того чтобы недвижимость перешла к дочери, ее муж должен

принять фамилию наследодателя, в противном случае недвижимость переходила

государству (имущество считалось выморочным).

Однако, право наследования возникало не только по завещанию. При отсутствии

завещания в силу вступал законный порядок наследования и майоратный принцип

здесь был непререкаем: недвижимость наследовал старший сын, а движимое

имущество делилось поровну между остальными сыновьями, В 1731 г. главные

положения Указа о единонаследии отменяются. С этого времени наследование по

закону регламентируется следующим образом: недвижимость переходит ко всем

сыновьям в равных долях, дочери получают одну четырнадцатую, а вдова - одну

восьмую, из движимого имущества дочерям выделяется одна восьмая, а вдове -

одна четвертая доля. При этом родовое недвижимое имущество

(майоратное) переходит только к наследникам по закону.

В завещании наследодателю предоставлялась большая свобода распоряжения: кроме

майоратных и заповедных имуществ, он мог перераспределять наследственную

массу по своему усмотрению.

Указ о единонаследии внес изменения и в сферу семейного права. Был повышен

брачный возраст для мужчин - до двадцати лет, для женщин - до семнадцати лет.

Указ о вольностях дворянских 1762 г., а затем Жалованная грамота дворянству

1785 г. отменили обязательную службу, дворян и право государства отобрать

землю за отказ от служ­бы.

Другим важнейшим монопольным правом - привилегией дворянства являлось право

на владение крепостными крестья­нами. Но и здесь правительству во имя

интересов обеспечения промышленности рабочей силой пришлось пойти на

некото­рые отступления от этой дворянской монополии: разрешим, заводчикам

покупать населенные деревни к заводам, чтобы крестьяне этих деревень работали

на заводах в качестве поссчсионных.

Государство гарантировало право собственности заводчи­ков на их предприятия и

их продукцию. Однако предприятия по добыче золота и серебра (их нашли в

начале XVIII в. на Урале) считались принадлежащими государству и только

персонально данными во владение и пользование владельцам. Их продук­ция

должна была продаваться государству по государственным ценам.

Итак, как я выяснил, в гражданском праве были введены существенные изменения.

Сохранялось право родового выкупа, срок которого был сокращен в 1737 г. с

сорока до трех лет. Положение Указа о единонаследии, касающееся

нераздельности имущества с вытекающими отсюда последствиями для оставшихся

без земли дворян, стесняло свободу распоряжения недвижимостью. Чтобы

преодолеть ограничения практика выработала ряд юридических фикций: введение

подставных лиц, заключение дополнительных или незаконных сделок и т.п. 1719

г. добыча полезных ископаемых, "обнаруженных на частных землях", становится

прерогативой государства.

В 1772 г. монополия государства на недра и леса была отменена. Важной

областью зарождения элементов капитализма (без которых невозможно

установление абсолютизма) стало мануфактурное производство . Но свободного

рынка труда не было.

Был установлен порядок приписки к мануфактурам государственных крестьян (в

государственном секторе экономики) и покупки крестьян с землей при

обязательном использовании их труда на мануфактурах (в частном секторе). Эти

категории крестьян получили наименование приписных и посессионных (1721 г.).

Право собственности приобретателей было и здесь ограничено: запрещалось

закладывать эти деревни, а их приобретение разрешалось лишь с ведения высоких

компетентных органов (Берг- и Мануфактур-коллегий) .

В 1782 г. право промышленников, выходцев из мещан и крестьян, приобретать

населенные деревни отменяется и вновь монопольным собственником населенных

земель становится дворянство.

Наиболее распространенными видами товарищеских объединений стали простые

товарищества, товарищества по вере. В акционерные компании российские

предприниматели входили вместе с иностранными пайщиками. В законе начинают

формироваться понятия юридического лица и корпоративной собственности.

Развитие товарно-денежных отношений, мануфактур и ре­месла отражалось и на

обязательственном праве: широко практиковались договоры купли-продажи, мены,

дарения, найма имущества, поставок, подряда и т.д. Многие из этих до­говоров

(в частности купли-продажи недвижимости) должны были совершаться только в

письменном виде и оформляться особыми документами - купчими крепостями. Все

еще сущест­вовали некоторые ограничения на продажу недвижимости (о чем

говорилось выше). Ограничены были права мещан. Полу­чил распространение

договор личного найма и не только для домашних услуг, но и для работы в

промышленности. Крестьяне, отпущенные на оброк, могли заключать такие

договоры только с письменного разрешения помещика и на срок, указанный в

разрешении. Получил развитие договор товарищества.

И по сей день обязательственные отношения занимают существенную, можно

сказать основную нишу в гражданском праве. Гражданское право и в эпоху Петра

и в наши дни являлось важнейшим правом. Именно поэтому изменения, введенные

Петром I коснулись и обязательственных правоотношений. Далее речь пойдет об

обязательственных отношениях в эпоху Петра I.

Обязательственные правоотношения носили сословный характер. Так, податные

сословия были практически лишены права приобретать населенные земли.

Различные правовые последствия наступали при неисполнении обязательств.

Государство жестоко регулировало договорные правоотношения. Заключение сделок

в отношении фабрик и заводов допускалось только с разрешения Мануфактур - и

Берг-коллегий. Письменные договоры (в столицах) регистрировались в Оружейной

палате, Ратуше и Юстиц-коллегии. Крепостным (нотариальным) порядком

оформлялись договоры о недвижимом имуществе. Дарение недвижимого имущества

запрещалось. Указ о единонаследии не предусматривал обмен имениями.

Государство через полицию, местные органы управления, ратушу и магистраты в

городах активно регулировало торговлю, особенно в Петербурге, куда товары

поначалу везли неохотно. Оптовые перекупщики товара на пути в Петербург

преследовались. После пожаров ограничивалась цена на строительные материалы.

Для стимулирования деятельности Петербургского порта была сокращена

заграничная торговля через Архангельск.

Договор личного найма заключался для выполнения работ по дому, на земле,

в промыслах, цехах, мануфактурах, заводах и торговых предприятиях.

Были установлены ограничения на договора заключение личного найма.

Несовершеннолетние могли наниматься на работу с согласия своих отцов, женщины –

с разрешения мужей, для крепостных требовалось наличие разрешительного

документа от помещиков или управляющих имениями. Эти договоры регистрировались

в полицейских органах. Широкое развитие получили договоры подряда и

поставки.

Договор подряда, ранее уже известный русскому законодательству, в

условиях государственного промышленного протекционизма, дополняется договором

поставки заказчиком, в котором, как правило, являлись государство, его органы

или крупные частные и смешанные компании.

Такие договоры на постройку, ремонт, поставку материалов и т.п., заключенные с

казной, гарантировались поручителем. Поручительством обеспечивался и

договор займа. Договор займа с развитием денежной системы и корпуса

ценных бумаг (закладных, акций, купчих, векселей и пр.) приобретает новые

черты. Закон формально запрещал взимать проценты по займам, только в 1754 г.

официально устанавливаются шесть процентов годовых. На практике же проценты

взимались и раньше. Займ часто связывался с залогом, когда гарантией уплаты

долга становился заклад земли или движимого имущества. Создается кредитная

(заемная) система учреждений во главе с заемным банком. С 1729 г. развивается

система частного кредита, купцы получили право обязываться векселями. Вексель

(по Вексельному уставу) становился ценной бумагой на предъявителя, включающейся

в денежный оборот.

Договор поклажи заключался крепостным порядком, но военнослужащие могли

оставить вещи на хранение без оформления договора, а утрата этих вещей

хранителем рассматривалась как хищение.

Договор поклажи на движимое имущество заключался любыми субъектами, кроме

монахов, которым Духовный регламент запрещал брать на хранение деньги и вещи.

Интенсивный рост компаний в начале XVIII в. обусловил развитие договора

товарищества. Заключение и исполнение этого договора происходило под

надзором Мануфактур - и Берг-коллегий. Правительство оказывало содействие в

исполнении договорных обязательств. Однако четких форм организации товарищества

выработано не было. В целом же в регулировании обязательственных правоотношений

проявлялась тенденция к процедурной формализации. Государство, поощряя

предпринимательство, активно регулировало рыночные отношения.

Договор купли-продажи регулировал перемещение любых объектов

собственности (движимой и недвижимой). Ограничения, налагаемые

монополистической политикой государства, касались как предмета договора

(запреты продавать родовую недвижимость, некоторые виды полезных ископаемых),

так и его условий (установленные сроки для выкупа родовых имуществ, ограничение

круга субъектов, приобретающих недвижимость и крестьян). Обман, заблуждение и

принуждение, допущенные при заключении договора, являлись основаниями для его

аннулирования. Предусматривалась купля-продажа с рассрочкой платежа ("в

кредит"), выплатой аванса или предоплаты ("деньги вперед"). Общие положения

договора купли-продажи распространялись на договор поставки.

4.3 Брачно-семейные отношения

Расширялось государственное регулирование брачно-семейных отношений. В 1702

г. было узаконено как обязательный церковный обряд обручение, которым

завуалировался имущественный характер совершаемой при этом письменной сделки.

Если в установленный шестинедельный срок от сговора до венчания сторона

отказывалась от заключения брака, имущественных последствий

(предусматривавшейся ранее – неустойки) не следовало.

Указом о единонаследии 1714 г. брачный возраст для женихов устанавливался в 20

лет, для невест – 17. При общей тенденции к введению свободного волеизъявления

вступивших в брак, этим указом, напротив, устанавливались некоторые цензовые

ограничения. Указ 1722 г. содержал запрет недорослям, признанным Сенатом

умственно отсталыми («дуракам», по терминологии указа 1722 г. «О

свидетельствовании дураков в Сенате»), вступать в брак. Родители утрачивали

право принуждать детей к бракосочетанию. В то же время запрещалось флотским

офицерам жениться без согласия начальства. В брак запрещалось вступать близким

родственникам и умалишенным ("дуракам", по терминологии указа 1722 г. "О

свидетельствовании дураков в Сенате"[15]

).

На вступление в брак требовалось согласие родителей брачующихся и начальства

для военнослужащих, а также знание арифметики и геометрии для дворян.

Крепостные вступали в брак с дозволения господ. По закону требовалось

свободное согласие брачующихся.

Признавался только церковный брак. С 1721 г. разрешено было заключать

смешанные браки с христианами других конфессий (католиками, протестантами),

брак с иноверцами запрещался.

Поводы для расторжения брака предусматривались следующие: политическая смерть

и ссылка на вечную каторгу, безвестное отсутствие одного из супругов в

течение трех лет, поступление в монашество, прелюбодеяние одного из супругов,

неизлечимая болезнь или импотенция, покушение одного из супругов на жизнь

другого, недоносительство о готовящемся преступлении против монарха.

В 1753 г. специальным актом закрепляется раздельность обязательственных прав

супругов, подчеркивается свобода одного из них от долгов и обязательств,

принятых другим.

В отношении детей родители пользовались почти такой же властью, как и раньше:

их можно было наказывать, отправлять в монастырь и отдавать в работу на срок

по найму.

По закону отец должен был содержать своих незаконнорожденных детей и их мать,

однако незаконнорожденные дети не имели имущественных прав и не могли

претендовать на участие в наследовании по закону.

Двоеженство (в том числе дозволяемое ранее военнопленным) запрещалось. Дети,

рожденные от второго брака, признавались незаконнорожденными. Синод допускал

заключение не более трех браков (при законном расторжении предыдущих). Женам

ссыльнокаторжных разрешалось вступать во второй брак, т.к. приговоренные к

ссылке на каторжные работы лишались прав состояния. С 1721 г. разрешено было

заключать смешанные браки с христианами других конфессий (католиками,

протестантами), брак с иноверцами запрещался.

Супружеские обязанности прекращались с пострижением обоих супругов (не моложе

50-60 лет) в монашество. Поводы для расторжения брака предусматривались

следующие: политическая смерть и ссылка на вечную каторгу, безвестное

отсутствие одного из супругов в течение 3-5 лет, неизлечимая болезнь или

импотенция, покушение одного из супругов на жизнь другого.

Усилилась тенденция к раздельности имущества супругов. Так, в исключительном

владении мужа были купленные им вотчины, в собственности жены оставалось

приданное.

Развивается институт опеки. По указу 1714 г. опекунство над малолетними

членами семьи возлагалось на наследника недвижимого имущества. Опека

устанавливалась над несовершеннолетними детьми и продолжалась до их

совершеннолетия. Совершеннолетие наступало для наследников недвижимости в 20

лет, для наследников движимого имущества в 18 лет (для женщин – в 17). Опекун

распоряжался всем имуществом опекаемых.

Для недорослей в возрасте от 17 до 21 года могло устанавливаться

попечительство. Попечительство распространялось только на распоряжение

недвижимым имуществом, всем остальным мог распоряжаться подопечный.

По акту 1724 г. опека устанавливалась магистратом. Опека могла

устанавливаться также над умалишенными и патологически жестокими помещиками.

4.4 Административно-полицейское право

В первой четверти XVIII в. интенсивно развивалось административно-полицейское

право, которое оформляется в качестве самостоятельной отрасли и позднее

получает официальное название полицейского права. Законотворчество и

правоприменение в области административных (полицейских) правоотношений

частично рассматривалось при характеристики политического режима, правового

статуса населения, а также органов управления, регулярной полиции. «Пункты

генерал-полицмейстеру» 1718 г., инструкции московской полиции 1722 г.,

«Регламент или устав Главного магистрата» 1721 г. были, по сути,

административными кодексами. В них регулировались организация управления,

воздействие государства на проживающих, правила поведения в городах,

определялись санкции за правонарушения. Эти крупные законы дополнялись и

конкретизировались многочисленными законодательными и подзаконными актами.

В законодательных актах и в практической деятельности административно-

полицейских органов существенное место занимала борьба с беглыми (бежали

крестьяне и дворовые люди – от владельцев, работные люди – со строительства и

заводов, солдаты и рекруты – с воинской службы). Суровые указы о поимке и

жестоком наказании сбежавших перемежались с указами, в которых обещалось

прощение добровольно вернувшимся из бегов.

Полиции предписывалось вести строгий учет жителей, регистрировать всех

прибывших в город и нанимавшихся на работу. Документы, удостоверявшие

личность, выдавались различными государственными учреждениями и частными

владельцами.

При утере документа человека следовало возвратить на прежнее место жительства.

За «вольных людей», в том числе пришедших в город на заработки, могли

поручиться другие свободные люди – в этом случае составлялись «поручные

записи», предусматривалась и круговая порука для артелей

[16]. Таким вольным людям было «велено» оставаться там, где они находились,

по сути, происходило их закрепление. За составление фальшивых («воровских»)

отпускных писем или задержание по таким отпускным людей предусматривалось битье

виновных кнутом и взыскание с них «зажилых денег», т.е. возмещение прямого и

косвенного ущерба, нанесенного прежним владельцам. Регистрация прибывших в

Москву с конца XVII в. производилась в Земском приказе, а каменных дел мастеров

и артелей каменщиков – в Каменном приказе. Поручные записи могли оформляться

площадным подьячим на Красной площади, а регистрацию в приказе имел право

проводить дьяк или старый подьячий. Без такого оформления проживание и работа в

столице запрещалась.

Вводился централизованный учет крепостных людей. Частновладельческие

крестьяне могли проживать в городах со своими владельцами без каких-либо

документов. В XVIII в. дезертирство и самовольные уходы крестьян и работных

людей участились, борьба с этим явлением ожесточалась. Указом от 19 февраля

1721 г. предусматривалось отнятие деревень у землевладельцев, виновных в

держании беглых крестьян. За составление подложных отпускных писем вводилось

вырывание ноздрей и ссылка на вечные каторжные работы.

Устанавливается жесткое преследование всех, не занятых постоянным трудом и

без достаточных оснований находившихся вне постоянного места жительства. В

Пунктах от 25 мая 1718 г. предписывалось: «накрепко смотреть приезжих, какие

люди». За утайку постояльцев или сообщение неправильных сведений о них

хозяевам угрожали ссылкой на галеры и конфискацией всего имущества.

Документы, удостоверявшие личность в то время, не были надежными, поэтому для

обозначения лиц, осужденных за тяжкие преступления, применялось клеймение.

Важнейшее значение в учете и документировании населения имел подписанный 6

июня 1724 г. Петром I законодательный акт, имевший название «Плакат».

Изданный в условиях катастрофического финансового положения страны Плакат

регулировал взимание подушной подати и правовое положение воинских

подразделений, расквартированных в регионах, для более полного налогового

сбора и пресечения волнения крестьян. С Плакатом справедливо связывают и

установление единой паспортной системы для податного сельского населения.

Крестьянам разрешалось наниматься на работу «для прокормления» в пределах

своего уезда. В этом случае помещик, а при его отсутствии – приказчик и

приходской священник, могли выдавать «письменные отпуска». С этим отпуском

крестьянин мог работать и в другом уезде, но не далее 30 верст от своего

дома. Для отхода в более отдаленные места крестьянин с отпускным письмом от

помещика должен был явиться к земскому комиссару, который выдавал «пропускное

письмо», подписанное им и полковником расквартированного в из уезде полка и

скрепленное печатью.

Купцам, как и прежде, выдавали проезжие грамоты. Военнослужащим, временно

отпущенным со службы, выдавались «письменные отпуска», а уволенным со службы –

«абшиды». Документом, удостоверявшим личность иностранцев, прибывших в Россию,

а также отъезжавших за границу русских подданных, в первой четверти XVIII в.

становится «пашпорт», иногда называемый также «пас»

[17]. «Пашпорта» иностранцев следовало представлять для регистрации в

полицмейстерской канцелярии, из которой после проверки направлять в те

коллегии, которые были заинтересованы в проживании иностранцев в России.

Законодательные акты содержали правила благоустройства, строительные нормы.

Внедрялись строгие противопожарные правила. Все более расширялись правила

проезда по городу. Вводились строгие санитарные правила, определялся порядок

захоронения, при эпидемиях устанавливались жесткие карантинные ограничения.

Недоброкачественные продукты подлежали изъятию и уничтожению.

Административные правонарушения не обособлялись ни в законодательных актах,

ни в правоприменительной практике. Ответственность за них была столь же

суровой, как и за уголовные преступления. Не выделялся и административный

процесс.

4.5 Уголовное право

Интенсивно развивалось уголовное право. За время царствования Петра I, по

подсчетам исследователей, было издано 392 законодательных акта уголовно-

правового характера. Крупнейшим нормативным уголовно-правовым законодательным

актом был «Артикул воинской с кратким толкованием» 1715 г., издание которого

определило оформление уголовного права в качестве самостоятельной отрасли.

Все новые законодательные акты, как правило, ужесточали, расширяли и

конкретизировали уголовные репрессии, предусмотренные Соборным Уложением 1649

г.

Усиление государственного регулирования общественных отношений определило и

само понятие преступления. В указе 1714 г. записано: «Все то, что вред и

убыток Государству приключить может – суть преступление». Преступления более

четким образом делились на государственные и партикулярные (частные).

В конце XVII - первой четверти XVIII вв. углубляется дифференциация

преступных деяний по стадиям совершения преступления (в законах подробнее

представлены преступные намерения, в том числе уголовный умысел,

приготовление преступления, оконченное и неоконченное покушения), по

соучастию в преступлении (наряду с подстрекателями, организаторами и

исполнителями наказывались попустители, укрыватели, недоносители), по

обстоятельствам, отягчавшим или смягчавшим вину. Так, отягчавшим вину

обстоятельством признавалось опьянение, сам факт которого рассматривался

преступным. Смягчавшими вину обстоятельствами были явка с повинной,

малолетство, состояние аффекта и «непривычка по службе». Душевная болезнь

освобождала от наказания.

Основательно был разработан в законодательстве институт необходимой обороны.

Вред, причиняемый нападавшему, должен быть соразмерен нападению. При этом

учитывались все обстоятельства. Не считалось необходимой обороной убийство,

совершенное зачинщиком драки. Деяния, совершенные в состоянии крайней

необходимости (сдача крепости, обороняемой «до последнего человека», кража

пищи от крайнего голода), наказывались мягче или не наказывались совсем.

4.6 Виды преступлений

Итак, какие же существовали виды преступлений?

1) Особо опасными рассматривались государственные преступления,

так называемые по «первым двум пунктам» (имелись в виду пункты царского указа –

о всяком злом умысле против персоны его величества или измене, о возмущении и

бунте). К ним по тяжести примыкало похищение казны.

Жестокому наказанию подлежали лица, обнажившие шпагу вблизи места пребывания

царя, а также находившиеся там неправомерно или не снявшие шапок по пути его

следования, или непристойно державшие себя.

Жестоко каралась измена государю. Самозванец, объявивший себя царевичем

Алексеем Петровичем, был живым посажен на кол. Смертной казни подлежали

изменники – военнослужащие и лица, подстрекавшие к бегству за границу или

организовавшие переход.

2) Как и прежде, на первом месте в законах и формально самыми тяжкими

преступлениями назывались деяния, направленные против господствовавшей

религии и церкви. Старообрядцев, упорно отвергавших официальную церковь,

называли раскольниками и высылали в отдаленные места и монастыри. Церковный

раскол был приравнен к ереси, и самые стойкие старообрядцы, которые от своих

религиозных убеждений не отказывались даже на пытке, подлежали сожжению живыми

в срубе.

Наказаниям подвергались волхвы, чародеи, идопоклонники, чернокнижники,

заговорители ружей, сеятели суеверий. Суровому возмездию подлежало совращение

в «бусурманскую» веру, т.е. в магометанство, иудаизм, язычество. Так же

наказывалось святотатство (церковная кража). Нахождение пьяным, ссоры и

посторонние разговоры в церкви рассматривались как церковный мятеж и

соответствующе наказывались.

3) В конце XVII – первой четверти XVIII вв. уточнялся и расширялся состав

фальшивомонетничества. В него включался и переплав монеты на другие изделия,

незаконная продажа красной меди, шедшей на монетное дело. К

фальшивомонетничеству приравнивалась подделка гербовой бумаги.

Фальшивомонетчики объявлялись врагами государства и народными разорителями.

4) В первой четверти XVIII в. происходит увеличение составов и

систематизация воинских преступлений, ужесточение наказаний за них.

Преждевременная сдача крепости комендантом, изменческие контакты, самовольные

переговоры с неприятелем о сдаче крепости, о капитуляции влекли для начальников

смертную казнь, а для рядовых – наказание шпицрутенами и повешение каждого

десятого по жребию. Уклонявшихся от воинской службы дворян лишала имения, а лиц

податных сословий – ссылали на каторгу с предварительным вырыванием ноздрей.

Тяжкими преступлениями считались не только нападение на старшего по чину или

сопротивление ему, но и обнажение шпаги в присутствии высшего начальства,

ограбление охраняемых объектов, угрозы оскорбления или неповиновения

начальникам в лагере, брань высшего командования в неофициальной обстановке,

неисполнение приказа «от лености, глупости или медления», непристойные отзывы

об указах, неуважительное отношение к судьям и другим официальным лицам.

Офицер, применявший к подчиненному побои или оскорбления, мог быть лишен

чина, кроме «крепкого» наказания. Офицеров, присваивавших казенные средства

или солдатское довольствие, ждало также лишение чина и ссылка на галеры или

смертная казнь. К преступлениям против воинского имущества относились

«небрежение» ружьем или обмундированием, умышленное уничтожение, утрата или

повреждение вверенного имущества. Уголовная ответственность предусматривалась

за самовольное убийство пленных, присвоение штандартов и знамен и другие

воинские преступления.

5) Из преступлений против личности тягчайшим являлось убийство.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Собрание рефератов