Социальная база и социальные факторы экономических преобразований - (курсовая)
p>Основными целями государственной политики являются прекращение развала этих отраслей, стабилизация положения, создание условий для возрождения и развития их на качественно новой основе. Все это позволит обеспечить населению конституционные гарантии бес платного образования и здравоохранения (без снижения их качества) и расширить социальную базу реформ. К приоритетам текущей политики в образовании относятся развитие дошкольных учреждений, средней школы, системы переподготовки кадров, отработка системы потребностей в услугах высшего образования на текущий период и перспективу. В здравоохранении -это скорая и неотложная помощь, охрана здоровья матери и ребенка, контроль над инфекционными и социально опасными болезнями обеспечение лекарствами.
Среди приоритетов средне- и долгосрочного характера следует назвать наукоемкие варианты развития фармацевтической промышленности, производства техники для образования и здравоохранения, массового внедрения в эти отрасли информационных систем. Важно усилить активизацию инвестиционной деятельности, массовое переобучение занятых и поддержку научных кадров. Следует добиться четкого разграничения основных функций, прав и ответственности между Федерацией и регионами в восстановлении и развитии социальных отраслей. Очевидно, государство должно четко обозначить свои функции и рассматривать их выполнение в качестве первоочередных задач. К ним относятся: обеспечение основных гарантий; разработка и соблюдение единых социальных стандартов в охране здоровья и развитии образования (с учетом мировых стандартов); формирование правовой базы, обеспечивающей доступность населения к социальным благам; разработка концепции целевых программ. Кроме того, государство должно создать эффективную систему контроля и социального мониторинга. Наконец, важен поиск механизмов, позволяющих совместить социальную защиту с повышением экономической эффективности образования и здравоохранения. Речь идет не только о структурной перестройке отраслей и улучшении использования ресурсов. Как отмечалось выше, коммерциализация услуг нарастает, приняла неуправляемый характер, а социальные гарантии превращаются в простую декларацию. Невнимание государства к проблемам коммерциализации и приватизации в социальной сфере грозит ее полным демонтажем. Ключевое значение для образования и здравоохранения имеет стабилизация государственного финансирования. Для этого потребуется: - признать государственное финансирование основным источником подъема данных отраслей, реализовать предложения о фиксированной доле ВВП на их финансирование, - обеспечить постепенный переход образования и здравоохранения на нормативное финансирование, что потребует не только раз работки соответствующих государственных стандартов, но и типологизации регионов по финансовому состоянию,
- создать правовые и организационные условия для эффективной реализации многоканального механизма финансирования за счет как бюджетов разных уровней, так и средств, поступающих от юридических и физических лиц, - совместить во времени процессы перемещения социальных функций в регионы и их финансовое обеспечение. Ввести систему административной и финансовой ответственности правительства за нарушение синхронности этих процессов. Четко обозначить систему финансовой поддержки регионов исходя из их типологизации по критерию состояния социальной инфраструктуры,
- поставить под контроль целевое расходование средств из внебюджетного фонда медицинского страхования и обеспечить посте ценность перехода от бюджетной к бюджетно-страховой медицине с учетом экономической ситуации в регионах. Отразить сложившуюся региональную дифференциацию моделей финансирования здравоохранения в нормативных документах,
- ввести максимальные налоговые и кредитные льготы для социальных инвестиций, повысить заинтересованность в мобилизации внебюджетных средств.
Возрождение образования и здравоохранения - это процесс восстановления национального достояния. Оно должно носить общенародный, общегосударственный характер и ориентироваться на весомые источники обеспечения успеха реформ. Проблемы занятости населения
Основные тенденции и проблемы в сфере занятости. Отход от плановых методов управления экономикой, формирование рыночного механизма хозяйствования, вхождение России в систему международного разделения труда сопровождаются возникновением новых тенденций и проблем в сфере занятости, которые сосуществуют с рядом негативных явлений, как унаследованных от прошлого, так и порождаемых современным кризисом. В числе тенденций, четко обозначившихся в середине 90-х годов, можно назвать: - абсолютное сокращение численности занятых в стране, сменившее устойчивую тенденцию советского периода к опережающему ее росту по сравнению с численностью трудоспособного населения,
- активное перераспределение занятых между государственным и негосударственным секторами экономики в пользу последнего, ускоренный рост занятости в частном секторе, развитие малого предпринимательства, значительное увеличение числа самозанятых, развитие новых гибких форм частичной и вторичной занятости; - процессы реструктуризации отраслевой занятости: абсолютное и относительное сокращение численности работающих в промышленности и строительстве, науке и научном обслуживании, рост удельного веса занятых в таких отраслях, как торговля, общественное питание, материально-техническое обслуживание, сбыт и заготовки, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, социальное обеспечение населения, кредитование, финансы, страхование и др. - глубокое изменение структуры занятости в промышленности (ускоренный рост численности промышленно-производственного персонала в электроэнергетике, газовой, нефтедобывающей отраслях и сокращение занятости в обрабатывающих отраслях и прежде всего в легкой промышленности и машиностроении);
- возникновение рынков детского труда, рабочих мест для лиц пожилого (послепенсионного) возраста как следствие снижения жизненного уровня, расширение занятости в сфере личных услуг (охрана, личный транспорт и извоз, обслуживание на дому и др. ), легализацию безработицы и быстрое ее распространение на территории России в связи с сокращением спроса на рабочую силу;
трансформацию скрытых резервов рабочей силы в "подавленную" (латентную) безработицу;
усиление процессов текучести, высвобождения рабочей силы, трудовой миграции, изменение ее направлений и форм,
активное развитие неформального сектора и рост занятости в теневой экономике
Массовая занятость населения в неформальной экономике искажает представления о его реальных доходах и уровне жизни, социальной стратификации общества, соотношении спроса и предложения рабочей силы, действительных масштабах безработицы. Она свидетельствует о фактической бесконтрольности процессов, происходящих на рынке труда
В 90-е годы серьезное деформирующее воздействие на процессы реструктуризации занятости оказывали внерыночные элементы регулирования, что привело к сохранению практики содержания излишней численности занятых на предприятиях без оплаты их труда и перспектив возвращения к нормальной работе, сдерживанию применения процедур банкротства к несостоятельным предприятиям и процесса высвобождения рабочей силы при глубоком спаде производства;
- усилению уравниловки в оплате труда и пенсионном обеспечении, углубившему разрыв между трудовым вкладом работника и размером получаемой заработной платы,
- "размытости" фактического положения человека в соответствии со статусом занятости и незанятости. Имеется в виду практика работы зарегистрированных безработных в неформальном секторе, бездействия части лиц, числящихся в штате предприятий, регистрации в качестве занятых на фирмах лиц, фактически непричастных к их деятельности, и т. п. Вместе с тем ряд достигнутых в прошлом завоеваний в деле гарантированного обеспечения занятости и регулирования социально-трудовыx отношений был в значительной степени утрачен. Это выразилось в ослаблении государственных гарантий получения оплачиваемой работы и сохранения рабочего места, а также государственного контроля за безопасностью труда, системы защиты интересов трудящихся через профсоюзы, особенно в частном секторе; снижении действенности стимулов к получению трудового дохода, свертывании системы подготовки, пере обучения и повышения квалификации работников на предприятиях, ограничении доступа к бесплатному профессиональному обучению.
Ожидаемая активизация процессов отраслевой реструктуризации и применения процедур банкротства в связи с переходом к новому этапу реформирования экономики может вызвать в ближайшие годы резкий скачок уровня безработицы (как официального, так и оценочного) и привести к выходу его за пределы допустимого согласно критериям экономической безопасности. Критическим, пороговым значением уровня безработицы в международной практике (при нормальной системе социальной защиты безработных) считается 10%. В период реформ, как показывает опыт ряда стран, возможно его повышение до отметки 15-20%, но на срок не более чем 3-5 лет. В сложившейся ситуации рост безработицы, являющейся фактором углубления бедности и социальной нестабильности в обществе, превращается в одну из наиболее значимых угроз экономической безопасности и социальной стабильности. С одной стороны, сужение источников дохода семей при росте безработицы, вызывая деградацию потребления, не может не стать фактором обнищания населения и ограничения спроса на товары и услуги, а стало быть, и торможения экономического роста, сокращения налоговой базы формирования бюджета и возможностей реализации социальных программ. С другой стороны, повышение уровня безработицы ведет к росту преступности и числа самоубийств. В среднесрочной программе правительства в связи с ограниченностью финансовых возможностей государства особая роль в нейтрализации социальных последствий безработицы отводится расширению занятости в негосударственном секторе и созданию для него благоприятных условий для привлечения инвестиций и аккумуляции средств населения на инвестиционные нужды этого сектора. В данной связи главным приоритетом экономической политики государства в части содействия занятости населения в настоящее время становитсяобеспечение скоординированного функционирования рынка труда и капитала, отлаживание механизма государственного регулирования процессов формирования и движения инвестиций по территории России, использования корпоративного и частного капитала с учетом интересов занятости. Особенно актуальной является ориентация государственной финансово-кредитной и налоговой политики на обеспечение наибольшей экономической привлекательности вложений отечественных и зарубежных инвесторов в экономику регионов с профессионально подготовленной рабочей силой, обескровленных длительной безработицей, на структурную перестройку промышленности и повышение конкурентоспособности ее продукции, на содействие развитию в регионах малых и средних предприятий производственного профиля.
Основным принципом корректировки и настройки механизма скоординированного функционирования рынков труда и капитала является его соответствие критериям реализацииприоритетности национально- государственных интересов, а также интересов регионов в обеспечении занятости на уровне, достаточном для поддержания воспроизводства населения в рамках минимальных государственных социальных стандартов потребления материальных благ и услуг в области образования, полноценной профподготовки и переобучения, охраны здоровья в объемах, гарантированных Конституцией и законами РФ.
К числу важнейших принципов, которые должны учитываться в ходе корректировки политики занятости на всех уровнях ее реализации с учетом ориентации России на модель социальной рыночной экономики, относятся сохранение активной роли государства в создании условий для реализации свободы выбора рода занятий, содействии предпринимательству и развитию самодеятельности населения, решении проблем открытой и скрытой безработицы, обеспечении экономической безопасности граждан (наемных работников и предпринимателей), а также формирование законодательной и институциональной базы взаимодействия интересов труда и капитала под контролем государства. Особенности государственной политики занятости. Политика занятости - органическая часть экономической политики. Она не может осуществляться изолированно в отрыве от структурной и инвестиционной политики, политики доходов, кадровой политики и политики в области трудовых отношений, которые и определяют в конечном счете характер модели рыночной экономики. Вместе с тем политика занятости должна активно влиять на выбор курса социально-экономических преобразований.
Основное направление корректировки социально-экономической стратегии реформ состоит в ее переориентации с изыскания источников финансовых средств для социальной помощи малообеспеченным (такой подход предполагает неизбежность роста безработицы), на активную политику обеспечения занятости населения, поддержки создания; сохранения рабочих мест в количестве, достаточном для снятия угрозы массовой деградации населения. Политика занятости как важнейшая составляющая социальной политики должна быть сфокусирована на проведении мер, способствующих формированию условий для более полного использования потенциала трудовой и деловой активности граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице, стимулирующих продуктивное поведение личности в конкурентной рыночной среде. В программе социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу необходимо предусмотреть меры по обеспечению эффективной занятости, несовместимой с практикой избыточного резервирования рабочей силы на предприятиях и разрастанием скрытой безработицы. Эти проблемы должны решаться параллельно - на макро-, мезо- и микроуровнях.
К числу наиболее актуальных социальных критериев политики занятости относятся: - содействие развитию малого предпринимательства на разных уровнях управления; - разработка концепции обеспечения занятости и выживания населения малых городов различного типа в условиях обвального спада производства и разрушения сложившейся региональной практики монопольной их специализации, привязки к одному-двум предприятиям; - стимулирование вложений в человека, накопления "человеческого капитала" (в том числе в развитие его способностей через общее, профессиональное и бизнес-образование, систему повышения квалификации и переподготовку), в наращивание профессионального мастерства, формирование мобильности и конкурентоспособности граждан. Меры по стабилизации ситуации в сфере занятости. К числу главных направлений деятельности государства по стабилизации социальной ситуации в стране и в интересах восстановления доверия населения к курсу реформ следует отнести: - ориентацию экономической политики на содействие расширению занятости, сохранение перспективных рабочих мест, сокращение безработицы как фактор повышения уровня жизни населения, активизации потребительского и инвестиционного спроса, оживления производства, преодоление практики несвоевременной выплаты заработной платы и возврат накопившейся задолженности; - становление эффективного рынка труда, предполагающее повышение цены труда по мере роста национальной экономики; - отладку механизма увязки формирующегося рынка образовательных услуг и профессий с потребностями экономики в кадрах, развитие системы адаптационного обучения, внутрифирменной подготовки кадров; усиление контроля за выполнением и соблюдением социальных гарантий и трудовых прав граждан, закрепленных КЗОТОМ РФ и другими законами, работодателями всех форм собственности, на муниципальном и региональном уровнях.
Соответственно основными направлениями государственного регулирования в сфере занятости являются:
- выработка и введение действенных стимулов ускорения становления многосекторного хозяйства, расширяющего масштабы занятости и возможности выбора работниками соответствующих видов занятости, отвечающих способностям и интересам каждого; -целенаправленное формирование государственного сектора экономики, его предпринимательского и непредпринимательского сегментов для сохранения рабочих мест; - реальная и повсеместная поддержка малого и среднего предпринимательства, - законодательное оформление существования кооперативной собственности и народных предприятий, отвечающих российским традициям, с целью легализации реальной занятости, в том числе в "челночном" бизнесе, инофирмах; - становление и развитие муниципальной собственности;
- разработка комплексной и региональных программ создания и сохранения рабочих мест, рассчитанных на нормализацию условий жизнеобеспечения населения; подготовка организационных и нормативно-правовых основ для реализации таких программ, отладка механизма их информационного обеспечения и финансирования; - введение обязательной социальной экспертизы всех разрабатываемых программ для оценки их влияния на условия занятости и смягчение социальных проблем регионов;
-совершенствование отношении социального партнерства за счет включения в договоры всех уровней мероприятий по созданию и сохранению рабочих мест, содействие адаптации персонала к изменению их структуры и качества, расширение практики общественных работ.
Социальная защита наемных работников Основные тенденции и проблемы в области трудового найма.
В настоящее время можно выделить ряд факторов, обусловливающих изменение ситуации в сфере наемного труда.
Нарастает напряженность на рынке труда. Сохраняется избыточная занятость. В 1996 г. доля избыточного труда на предприятиях обрабатывающей промышленности составила в среднем 43% общей численности занятых и увеличилась по сравнению с 1994-1995 гг. в 1, 6 раза. При этом на предприятиях государственного и частного секторов она практически не различается.
Увеличивается доля работников, находящихся в административных отпусках. По официальным данным, в вынужденных отпусках по инициативе администрации в течение 1996 г. побывало 7, 5 млн. человек. В пересчете на полную занятость это составляет 2 млн. фактически безработных. Доля работников, находившихся в административном отпуске на момент наших опросов, возросла с 9% занятых в 1995 г. до 14% в 1997 г. Одновременно увеличилась средняя продолжительность административных отпусков.
Происходят сокращение фактического рабочего времени в среднем до четырех дней в неделю и увеличение доли работающих в режиме не полной занятости. За последний год доля работающих по сокращенному графику повысилась с 10 до 13%. Если следовать официальной статистике, то еще в 1995 г (кстати сказать, не самом худшем) на каждого занятого в промышленности приходилось 19 рабочих дней, в течение которых он либо не работал, находясь в вынужденном отпуске по инициативе администрации, либо работал по сокращенному графику.
Кризис в сфере оплаты, труда. Характерными признаками его стали: значительное снижение реальной заработной платы; усиление необоснованной межотраслевой и межрегиональной дифференциации в оплате труда; расширение практики использования неоплаченного труда. Несмотря на предпринимаемые правительством меры, уровень суммарной задолженности по заработной плате в отраслях экономики не уменьшается (по данным Госкомстата России, на 1 апреля 1998 г он составил 60, 8 млрд. руб. по сравнению с 49, 1 млрд. руб. на 1 января 1998 г. ). Данные, полученные нами в ходе обследования промышленных предприятий, показывают качественное ухудшение ситуации в этой сфере. Несмотря на то что доля предприятий, не плативших в срок заработную плату, практически не изменилась по сравнению с 1996 г. (тем не менее она составляла более 50%), средний период невыплат увеличился с 8 до 11 недель. В 1996 г выплаты заработной платы в натуральной форме практиковали 31% предприятий, в 1997 г - 23%. Однако за тот же период доля неденежных выплат увеличилась с 19 до 21% фонда оплаты труда. Наиболее широко подобную практику в 1997 г использовали предприятия машиностроения и легкой промышленности, где доля неденежных форм составила соответственно 24 и 28% фонда оплаты труда. Отсутствует связь между финансово-экономической деятельностью предприятий и заработками руководителей. Согласно нашим данным, чем хуже работает предприятие, тем выше на нем отрыв заработков руководителей от остальных работников. Примером может служить легкая промышленность, где заработки руководящего состава превысили заработную плату квалифицированных рабочих в среднем в 2, 5 раза.
Изменение структуры рабочей силы по статусу занятости . Произошло резкое сокращение занятости в государственном секторе экономики - с 55, 7 млн. человек в 1991 г до 24, 4 млн. человек в 1996 г За тот же период число работающих в частном секторе увеличилось с 9, 8 млн. до 25, 2 млн. человек. Появился новый субъект трудовых отношений - работодатели, доля которых в структуре занятости возросла с 0, 2% в 1992 г до 3% в 1996 г 15, 4% занятого населения, согласно официальной статистике, самостоятельно обеспечивают себя работой.
Снижение социальной защищенности работников наемного тру да. Оно проявляется в: неисполнении и нарушении действующего трудового законодательства со стороны работодателей; отсутствии эффективных институтов и механизма государственного и общественного контроля за действиями работодателей в частном секторе; несоответствии трудового законодательства практике трудовых отношений в сфере частного бизнеса; вытеснении из трудовых отношений "писанного права" реально действующим, что резко снижает социальную защищенность работника и сужает его возможности легальной защиты своих прав; формировании и закреплении "теневых" трудовых отношений, то есть работы без заключения трудового договора (незарегистрированная занятость). Результатом подобных нарушений явились бесправное положение наемных работников и отсутствие для них гарантий в таких сферах, как: - оплата труда (произвольное установление размера оплаты труда, зачастую не соответствующего реальному трудовому вкладу, штрафные санкции как мера дисциплинарного воздействия в размере 50% месячной оплаты труда);
- режим работы (ненормированный рабочий день без компенсации за сверхурочные работы и работу в праздничные и выходные дни), - процедуры увольнения (отсутствие предварительного уведомления и выплаты выходного пособия; незащищенность от произвольного увольнения и невозможность отстаивать свои права в судебном порядке);
- социальные гарантии (отказ в предоставлении очередного ежегодного отпуска и выплате денежной компенсации в период временной нетрудоспособности). Произошло ослабление роли профсоюзов как субъектов социальной защиты наемных работников. По нашим данным, только 13% наемных работников считают, что их интересы защищает профсоюз При этом 37% профсоюзных лидеров предприятий и организаций придерживаются такой же позиции. Работодатели нередко препятствуют образованию профсоюзов в частном секторе. Существенно снижена значимость коллективного договора как механизма регулирования трудовых отношений в результате: сокращения доли организаций, где заключается договор (в наибольшей степени это затрагивает приватизированные предприятия); увеличения числа договоров, в которых нет основного пункта - оплаты труда и социальных гарантий, отсутствия, сокрытия или неполного предоставления администрацией экономической информации о работе предприятия на стадии заключения коллективного договора, что отметили более '/з опрошенных нами председателей профсоюзных организаций.
Основные приоритеты политики защиты наемных работников. К ним нужно отнести следующие: Создание законодательных основ регулирования трудовых отношений правовой защищенности наемных работников, включая доработку проектов "Трудового кодекса РФ" и федерального закона "Об особенностях регулирования трудовых отношений в организациях, в отношении которых их участники имеют обязательственные права".
Стимулирование возможных альтернатив массовым высвобождением и скрытой безработице. Это предполагает
- применение гибких и нетрадиционных форм занятости, предусматривающих возможность выбора оптимального режима работы самими работниками и определение условий предоставления такого выбора,
- использование мирового опыта "дележа рабочих мест" и "дележа работы", разработку и внедрение механизма защиты работников на случай потери работы, базирующегося на страховых принципал Oi-пив-ными пунктами системы страхования от безработицы должны стать гарантии получения потерявшими работу пособия по безработице вне зависимости от места проживания и места работы; - упрощение процедуры регистрации в службе занятости, приближение служб занятости к удаленным населенным пунктам, активизация их работы со всеми категориями обращающегося населения при недопустимости расширения понятия "подходящая" работа.
Повышение гарантий в сфере оплаты труда. В настоящее время невыплаты заработной платы являются частью общей проблемы неплатежей в экономике. В то же время на практике задолженность по заработной плате нередко выступает результатом нарушений самими работодателями установленных законов о порядке ее выплаты, а средства фонда заработной платы используются сплошь и рядом не по назначению. Изменение социально-экономического содержания минимальной заработной платы. Следует изменить идеологию подхода к этой категории - отказаться от ее понимания как базового элемента для тарифной системы, а также для расчетов различного рода платежей и выплат, не связанных с трудовой деятельностью (социальные пособия, налоги, штрафы и т п. ) и признать минимальную заработную плату социальным нормативом, обеспечивающим по крайней мере физиологическое воспроизводство рабочей силы. Создание действенной системы защиты наемных работников че рез механизм социального партнерства. Без тройственного союза государства, предпринимателей и профсоюзов, без их позитивного сотрудничества и взаимного приспособления на различных уровнях невозможно построить работающую социально ориентированную модель экономики.
Направления защиты наемных работников и возможные механизмы их реализации. Среди них важнейшими являются следующие: Правовая защищенность наемных работников. В настоящее время разрабатывается ряд новых правовых документов, охватывающих область социально-трудовых отношений - "Трудовой кодекс РФ" и федеральный закон "Об особенностях регулирования трудовых отношений в организациях, в отношении которых их участники имеют обязательственные права" (далее - Закон), ставящие благую цель -поднять реальный уровень защищенности наемных работников в целом и особенно в частном секторе При этом разработчики законопроектов утверждают, что хотя в случае их принятия "формальное положение работника ухудшится", но "на деле произойдет усиление его правовых и социальных гарантий".
Можно по-разному относится к таким статьям Трудового кодекса и Закона, которые открыто ухудшают положение наемных работников по сравнению с действующим законодательством уменьшение сроков уведомления работников о предстоящем сокращении с двух месяцев до 14 дней, а также периода выплаты выходного пособия с трех месяцев до 14 дней. Это объяснимо с позиции сегодняшнего финансового положения предприятий, которые предпочитают держать лишнюю рабочую силу только потому, что у них не хватает средств на отплату выходного пособия. Понятна попытка авторов законопроектов разрубить этот гордиев узел. Отметим, однако, что в последние два года основные расходы предприятий при сокращении персонала были связаны с выплатой не выходного пособия, а задолженности по заработной плате работникам, которых они могли бы сократить. Видимо, предполагается, что с введением нового Трудового кодекса проблема снимется сама собой, поскольку все работники перейдут на индивидуальные трудовые договоры (ИТД) и начнут трудовую жизнь без прошлых долгов. Основным предметом регулирования Трудового кодекса являются индивидуальные трудовые отношения, порождаемые договорами между работодателем и наемным работником По ИТД, работник обязуется выполнять работу, а работодатель - ее организовывать, выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать соответствующие условия труда. Тем не менее такой важный момент наемного труда, как размер и форма оплаты труда, является не обязательным, а факультативным условием ИТД (ст. 18 Трудового кодекса) Это означает, что за работником и работодателем сохраняется выбор - включать или не включать в ИТД пункт о размере оплаты.
Можно предположить, что предпочтения работодателя чаще будут сводиться к последнему, поскольку отсутствие письменных обязательств дает большую свободу действий, особенно в сфере оплаты труда, это позволяет произвольно устанавливать заработную плату, снижать ее в любой удобный для работодателя момент. Можно также предположить, что позиция работника будет учитываться в последнюю очередь. При наличии большого числа незанятого населения и неразвитости институциональных структур, куда работник может обратиться для защиты своих интересов, работодатель всегда сможет найти работников, которые согласятся на его условия. К тому же отсутствие в договоре записей о размере заработной таты снимает предмет судебного разбирательства.
Представляется, что в обязательные условия ИТД должны быть включены месячный размер оплаты труда, периодичность и порядок оплаты труда, режим работы; условия оплаты (компенсации) за сверхурочные работы; продолжительность очередного ежегодного отпуска и условия его оплаты; размер компенсации за временную нетрудоспособность (оплата бюллетеней по болезни). Срок ИТД, согласно проекту Трудового кодекса, не может превышать 5 лет. Однако в соответствии с Законом ИТД может заключаться на любой срок. Казалось бы, такая несогласованность правовых документов всего лишь ошибка разработчиков Но это только на первый взгляд Кодекс предлагает по истечении срока ИТД его автоматическое продление на следующий срок в случае, если "одна из сторон не заявит о его прекращении". А согласно Закону, такой ИТД становится "ИТД без указания срока" , что оказывает существенное влияние на положение наемного работника, поскольку в этом случае работодатель освобождается от обязанности уведомлять работника о предстоящем увольнении и "трудовой договор может быть прекращен в любой момент без каких-либо обязательств" со стороны работодателя , к тому же без выплаты выходного пособия.
Законопроекты позволяют заключать ИТД как в письменной, так и в устной форме. Договор в устной форме тем не менее все же должен быть письменно оформлен, но не позднее 14 календарных дней со дня фактического начала работы. В случае не оформления устного договора работодатель должен будет выплачивать работнику 3% размера его ежемесячной оплаты труда за каждый день просрочки оформления. Очевидно, такие положения правовых документов заведомо будут провоцировать работодателей использовать неоплаченный труд до момента заключения договора в письменной форме.
Было бы наивным полагать, что в условиях царящего в настоящее время правового беспредела работодатели, обладающие безграничной властью на своих предприятиях при отсутствии какого-либо контроля со стороны государства, с принятием новых законов в мгновение станут законопослушными гражданами и будут следовать букве Закона. Основная слабость представленных законопроектов - недооценка реального положения наемных работников в него государственном секторе, возможность неоднозначной трактовки статей законов в пользу работодателя, а также явное ущемление прав привлекаемых по найму работников и защита интересов работодателей.
Обязательным условием предваряющим принятие нового трудового законодательства должно стать создание действенного механизма контроля за его исполнением со стороны государства и общественных организаций в лице профсоюзов. Это потребует разработки жесткой системы санкций, применяемых к нарушающим закон предпринимателям.
Альтернативные формы занятости. Помимо гибких и нетрадиционных форм занятости предусматривающих возможность выбора оптимального режима работы самими работниками. нужно использовать и мировой опытдележа рабочих мест (job sharing) и дележа работы (work sharing). Программа дележа рабочих мест относится к формам неполной занятости и применяется в развитых странах чаще всего в отношении занятых получающих оклад (например государственных с тужащих) суть этой схемы заключается в том, что два работника работают на одном рабочем месте но в разное время. Это могут быть ежедневные неполные рабочие дни или неполная рабочая неделя по договоренности между работниками и работодателем. Люди делящие таким образом рабочий день делят и привилегии. Главная проблема здесь заключается в том что заинтересованы в таких программах прежде всего работодатели поскольку работ пики в этом случае как правило работают больше чем предусмотрено договором . Практика показывает что при 40 часовой рабочей неделе каждому из делящих рабочее место требуется более 20 часов для выполнения своих обязанностей. Одна ко несмотря на данный минус для работников подобные программы предоставляют возможность оставаться в составе рабочей силы сохранять свои образовательный и квалификационный потенциал.
Программа дележа работы применяется на предприятиях испытывающих временные экономические трудности и рассчитана на ограниченный период времени. В Канаде например этот период не превышает шести месяцев. Ее основная задача избежать массовых высвобождении путем перераспределения рабочей силы на предприятиях нередко с понижением должностного статуса или перевода работников на неполную рабочую неделю. В этом случае задействован принцип солидарной ответственности за убытки когда финансовые потери несут три стороны работники работодатели и государство.
Предположим что работники переводятся на трехдневную рабочую неделю, а вынужденный простои в течение двух дней стачивается по пониженной ставке работодателем и государством из фонда занятости. По имеющимся расчетам применительно к условиям Канады тогда недельный заработок работников сокращается на 8% а фонд занятости несет расходы в 1, 3 раза больше чем при выплате пособии по безработице. Таким образом предприятию отводится определенный срок на устранение возникших трудностей и государство помогает ему сохранять рабочие места.
Работники имеют возможность поддерживать свои профессиональные навыки, избегать стрессовых ситуации связанных с увольнением и при желании подыскивать другую работу не меняя статуса занятости Если в течение установленного времени предприятие не может решить свои финансовые проблемы оно закрывается и работники увольняются в законодательно установленном порядке. Для развития системыстрахования от безработицы необходимы следующие меры: - централизация фонда занятости,
- повышение доли отчислений в фонд занятости как минимум с 1, 5 до 2% фонда оплаты труда Это позволит увеличить размер пособий высвобождаемым работникам предприятий и тем самым стимулировать структурную перестройку предприятий. -выплаты пособия должны быть заработанными то есть на пособие могут претендовать только работавшие граждане;
- использование страховых принципов, когда наряду с работодателем в формировании фонда участвует и сам работник;
-финансирование государством специальных программ помощи конкретным социальным группам на рынке труда, попавшим под сокращение военнослужащим, беженцам, молодежи.
Адаптация безработных к изменившимся требованиям рынка должна производиться через систему профессиональной переподготовки при максимальном учете имеющейся базовой квалификации. Следует также упростить процедуры регистрации безработных в службах занятости активизировать их работу со всеми категориями обращающегося к ним населения.
Усиление гарантии в сфере оплаты труда и проблема неплатежей заработной платы. Возможно несколько направлении улучшения сложившейся ситуации: - повышение финансовой и административной ответственности руководителей за необоснованные нарушения сроков или размеров выплаты заработной таты или за использование этих средств не по назначению;
-установление соответствия между налоговой дисциплиной и дисциплиной выплаты заработной платы предприятиями и организациями. Неплатежи заработной платы могли бы быть признаны такой же задолженностью работодателя как и любые другие долги (сейчас по сути это - беспроцентная ссуда работников предприятию на неопределенный срок) и возмещаться с процентами прогрессивно нарастающими с увеличением срока задолженности. Кроме того в механизм защиты прав работников по оплате труда должны быть на деле включены профсоюзы, что предполагает реальное усиление их контрольных функции.
Создание действенной системы защиты наемных работников через механизм социального партнерства. Главная проблема трех сторонней комиссии на федеральном уровне созданной с целью достижения общественного согласия ведения социального диалога в масштабе страны в целом заключается в том, что профсоюзы и организации предприниматели фактически не участвуют в обсуждении, не говоря уже о выработке стратегий экономических и социальных реформ прежде всего в сфере трудовых отношений. По мнению профсоюзов, эти стратегии формулируются узким кругом лиц, назначенных президентом РФ, а также под сильным воздействием международных финансовых учреждений. Любые переговоры которые впоследствии ведутся в рамках трехсторонней комиссии ограничены заранее определенными рамками. В этой связи представляются весьма обоснованными предложения профсоюзов о проведении переговоров по Генеральному соглашению на следующий год до начала бюджетных чтений в Государственной думе РФ.
Достаточно формален характер соглашений на отраслевом и региональном уровнях. С одной стороны, здесь профсоюзы в значительной степени выступают лоббистами отраслевых интересов перед государством, а с другой - эти соглашения часто излишне детализированы, что существенно сковывает свободу трудовых коллективов на предприятиях. Таким образом, в области социального партнерства необходимо прежде всего обеспечить переход от показных к реальным его формам. Это должно происходить одновременно на всех уровнях (предприятие -фирма - отрасль - регион - страна). Тогда система партнерства будет представлять собой непротиворечивую, взаимоувязанную, иерархическую структуру регулирования производства, в которой на самой высокой ступени определяются наиболее общие гарантии (например, минимальный уровень заработной платы) и масштабы регулирования (общие направления политики доходов и зарплаты), а на низшей - более детально и конкретно нормы и условия труда. При этом решения, принимаемые по вопросам социальной защиты работников на более высоких уровнях, должны носить не рекомендательный, а обязательный характер. Система социального партнерства на общефедеральном уровне призвана на практике выполнять следующие функции:
- ведение переговоров по определению минимальной заработной платы, а в ряде случаев - выработку критериев для повышения заработной платы на уровне отрасли или предприятия в рамках общегосударственной политики доходов и занятости; - проведение консультаций и переговоров по трудовому законодательству и другим вопросам трудовых отношений; - примирение и посредничество при общенациональных (или крупных) забастовках и конфликтах;
- выполнение совещательной роли при обсуждении общих вопросов экономической и социальной политики; Коллективные соглашения на уровне отрасли и региона должны включать лишь предельные значения гарантий условий труда и его оплаты и прежде всего содействовать достижению конкретных соглашений на предприятиях. В них должны определяться права и обязанности работников и работодателей на предприятиях отрасли или региона.
Главная задача сейчас - развитие реальных механизмов коллективно-договорного регулирования именно на этом уровне. Роль государства состоит в том, чтобы создать лучшие правовые возможности для заключения коллективных договоров и более полного учета в них интересов различных групп работников как объединенных, так и не объединенных в профсоюзы. Это обеспечивается, в частности, заключением коллективных договоров любой профсоюзной организацией или группой работников, в том числе с использованием услуг посредников.
Важнейшей задачей социального партнерства является устранение конфликтных ситуаций. К сожалению, партнеры наемных работников - государство и предприниматели - нередко нарушают взятые на себя обязательства, что приводит к возникновению трудовых конфликтов в различных формах. В сложившейся в стране ситуации отсутствует главное - равно правив сторон. Принципиальным условием возникновения и функционирования социально-трудовых отношений в рыночной экономике является юридическая независимость их субъектов. Осуществляемая реформа восстанавливает права собственности работника на свою рабочую силу. Но вряд ли можно говорить о том, что наемный работник является полноправным партнером в социально-трудовых отношениях. В условиях кризиса социально-экономической системы он не может выступить в качестве самостоятельной, активной личности. Все его устремления направлены на то, чтобы выжить, обеспечить потребности своей семьи, сохранить рабочее место. Необходимо прежде всего преодолеть отчуждение работника от его рабочей силы, привести цену рабочей силы в соответствие со стандартами цивилизованного мира. Рыночная модель труда предполагает ликвидацию всех форм принуждения людей к труду, свободный выбор сфер профессиональной деятельности, свободный перелив рабочей силы между отраслями, профессиональными группами, территориями, формирование оплаты труда по законам спроса, предложения и цены рабочей силы, создание системы государственных гарантий, социальной защищенности граждан от безработицы. Нужно ускорить процесс формирования инфраструктуры рынка труда, где для наемных работников должна быть создана реальная возможность выбора конкретной формы деятельности в соответствии с личными склонностями и квалификацией, где существовала бы конкуренция не только продавцов рабочей силы, но и работодателей.
Для наемных работников большое значение имеет обеспечение коллективной защиты своих прав через профсоюзы, которые, как правило, выступают в качестве их представителей в переговорном процессе. Проблема состоит в том, что профсоюзы и администрация многих предприятий объединены общим интересом - сохранение любой ценой производства, а следовательно, и рабочих мест, и минимальных социальных гарантий работникам. Сегодня очень часто директора и профсоюзы вступают в союз против правительства, добиваясь смягчения налогового бремени и льгот для своего предприятия или даже целой отрасли. По данным опроса, проведенного Центром исследований политической культуры России в 46 регионах страны, до 60% респондентов заявили, что не участвовали ни в одном мероприятии, организованном профсоюзами.
Социальное партнерство реализуется через систему переговоров и заключаемых соглашений и договоров. В России действует практика ежегодного заключения генеральных соглашений на федеральном уровне по социально-трудовым вопросам между правительством, представителями профсоюзов и работодателей. На отраслевом уровне заключаются трехсторонние тарифные соглашения, на уровне территорий- специальные соглашения, а на уровне предприятий, в учреждениях и организациях - коллективные договоры.
Заключение коллективных договоров и соглашений должно основываться на следующих принципах, соблюдение норм законодательства, полномочность представителей сторон, их равноправие, свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание договоров и соглашений, добровольность принятых обязательств, реальность их обеспечения и, наконец, не ухудшение каждым последующим уровнем коллективных соглашений (договоров) условий соглашений более высокого уровня. Соглашениями и договорами при этом должны предусматриваться реальные мероприятия, которые будут безусловно выполнены. Особое значение приобретает заключение коллективных договоров на предприятиях и в организациях, то есть там, где непосредственно происходит соединение владельцев рабочей силы и средств производства. В этих договорах должна быть предусмотрена взаимная заинтересованность наемных работников и предпринимателей в эффективной экономической деятельности, развитии производства и повышении конкурентоспособности товаров и услуг, в росте трудовой и социальной активности, в смягчении остроты социальных противоречий и нахождении конструктивных форм разрешения трудовых конфликтов. Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами исходя из типовой совокупности вопросов. По нашему мнению, для повышения эффективности совместной деятельности партнеров нужно расширить спектр вопросов по сравнению с теми, которые включаются в договор согласно нормативным актам. В этих договорах следует предусмотреть:
- усиление мотивации труда, включая конкретные размеры тарифных ставок оплаты труда с учетом отраслевых и территориальных соглашений (минимальные тарифные ставки, дифференциация по сложности, условиям труда), формы, системы и размер оплаты труда; - механизм регулирования оплаты труда исходя из роста цен, уровня и темпов инфляции, индексации невыплаченной заработной платы; - содействие продуктивной занятости и защите от безработицы, переобучение, переквалификацию, перераспределение рабочей силы,