Московский государственный университет экономики, статистики и информатики Курсовая работа по Макроэкономики на тему “Социальная защита населения в РФ”. Выполнил: Студент группы ДСК-101 Мосин С. М. Преподаватель: Марыганова Е. А. подпись Москва, 2002г. Содержание 1. Введение. 2. Необходимость социальной защиты населения.
3. Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения. 4. Социальное обеспечение и социальная помощь.
5. Социальное страхование населения. Система социальной службы. 6. Основные источники финансирования социальной защиты населения. 7. Заключение.
8. Приложение. 9. Список используемой литературы. 1. Введение.
Выбранная мною тема “Социальная защита населения в РФ” как никогда актуальна для нашей страны. В условиях реформирования страны десятки миллионов людей (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, беженцев и др. ) нуждаются в немедленной социальной помощи и защите. В подтверждении моих слов обратимся к статистике. После распада СССР около 70-80% населения России находится на грани нищенского существования. Впервые за многие годы (после войны) смертность превысила рождаемость на большей части территории Российской Федерации. Растет число детей, рожденных вне брака. Увеличивается количество детей-сирот при живых родителях. Распадается каждый второй-третий брак. Ежегодно остается без одного из родителей около 1 млн. детей. Доля неполных семей достигает 15% по стране. По числу производимых абортов (4 млн. абортов в год) Россия значительно опередила высокоразвитые страны. Обострилась проблема детской инвалидности: около миллиона детей-инвалидов нуждается в материальной, психологической и юридической помощи. Число страдающих психическими заболеваниями достигло 4, 5 млн. человек. Растет преступность (ежегодно совершается более 2 млн. преступлений) и, что особенно опасно, число преступлений, совершенных подростками. Россия не только лидирует среди стран по количеству алкоголиков (около 20 млн. человек), но и догоняем их по числу наркоманов и токсикоманов. Социальное неблагополучие (в обществе и семье) стало причиной участившегося жестокого обращения с детьми ( даже их продажи! ), психологических стрессов, заболеваний, самоубийств (до 50-80 тыс. в год), проституции (только в крупных городах 120 тыс. проституток). В данной работе рассмотрены некоторые проблемы связанные с обеспечением социальной защиты населения (например, недофинансирование пенсий, пособий, отсутствием необходимой правовой базы для социальной защиты населения и т. д. ). В курсовой работе использована статистика, по которой можно отследить динамику основных социальных показателей общества.
2. Необходимость социальной защиты населения.
Неотъемлемыми факторами любой нормально функционирующей социальной системы являются социальная защита и социально-экономическая поддержка населения. Социальная помощь в поддержании физической жизни людей, удовлетворении их социальных потребностей существовала уже в начальный период развития человечества и осуществлялась на основе обычаев, норм, традиций, ритуалов. Это помогало людям приспособиться к неблагоприятным природным условиям и социальной среде, сохранить целостность и преемственность культуры семьи, рода, общности. С развитием цивилизации, технического прогресса и культуры, распадом семейно-родственных и общинных связей государство все более активно принимало на себя функцию гаранта социальной защищенности человека. Формирование и развитие рыночной экономики привело к выделению социальной защиты населения в самостоятельный вид деятельности, которая приобрела новый смысл: прежде всего как защита от неблагоприятных воздействий рыночных отношений. Система социальной защиты вовлечена в систему рынка и является его неотъемлемым элементом. Через нее реализуется социальная поддержка тех, кто объективно не имеет возможности обеспечить себе достойный уровень жизни, - это, по существу, необходимая плата за возможность предпринимательской деятельности и получение дохода в стабильном обществе. В условиях рыночных отношений человек может обеспечить удовлетворение своих потребностей лишь путем получения дохода от собственности или в виде заработной платы за свой труд. Однако в каждом обществе есть определенная часть населения, которая не имеет собственности и не в состоянии трудиться в силу некоторых причин: болезнь, нетрудоспособность, вследствие старости или возраста, не позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети), последствия экологических, экономических, национальных, политических и военных конфликтов, стихийных бедствий, явных демографических изменений и т. д. Эти категории населения не выживут без защиты и социальной помощи государства, когда главным фактором производства и распределения является капитал. Государство объективно заинтересовано в поддержке социально уязвимых слоев населения по нескольким причинам: 1) государство, провозгласившее себя цивилизованным, обязано, согласно Всеобщей Декларации прав человека, “обеспечить населению достойный уровень жизни”; 2) всякое государство заинтересовано в расширенном воспроизводстве квалифицированной рабочей силы; 3) социально-экономическая поддержка неимущих стимулирует экономическое состояние различных групп и слоев населения, тем самым, снижая социальное напряжение в обществе. Развитие цивилизованного рынка может нормально осуществляться только вместе с расширением и углублением социальной защиты. В широком смысле социальная защита — это политика государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста, иначе в социальной защите нуждаются все конституционные права и свободы личности - от права на собственность и свободу предпринимательства до личной неприкосновенности и экологической безопасности. Взаимодействие рыночных отношений и социальной защиты необходимо учитывать не только на уровне всего общества, но и на уровне социальных групп, семьи и индивида. Главная цель социальной защиты состоит в том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в сложной жизненной ситуации. Система социальной защиты населения в России находится в стадии формирования, она постепенно превращается в качественно новую самостоятельную, многопрофильную отрасль народного хозяйства. В настоящее время в ней занято около 400 тысяч работников, функционирует более 16 тысяч учреждений. Однако практика переходного периода в России показывает, что развитие рыночных отношений происходит не вместе с ростом социальной защиты населения, а, в основном, за счет его обнищания, что неминуемо порождает социальную напряженность в обществе. В конце 90-х годов около 25% населения имели душевой доход ниже прожиточного минимума. Период формирования рыночных отношений, в который вступила Россия в конце 80-х годов, характеризуется противоречием между нарастанием потребностей в социальной защите населения и сужением возможностей для их удовлетворения. Проанализировав изменения величины денежного дохода населения, уровень цен на товары и услуги можно выявить причины нарастания социальной напряженности: падение производства вообще и товаров народного потребления особенно; неблагополучная демографическая обстановка и старение общества как ее следствие; структурные изменения в экономике и сокращение армии, ведущие к расширению базы безработицы; инфляция и обесценивание накоплений населения; рост стоимости энергоносителей, провоцирующий рост стоимости коммунальных услуг, транспорта и т. д. Жизнь требует новых экономических подходов в целях усиления социальной защищенности граждан. Необходимо создание правовых и экономических условий для: - обеспечения достойного уровня жизни своим трудом;
- использования новых стимулов к труду и экономической деятельности; - создания цивилизованных механизмов распределения доходов (акционерные и иные формы участия населения в распределении прибыли, социальное партнерство, негосударственное социальное страхование и др. ); - формирования экономической системы самозащиты.
Экономическая политика государства - это часть его общей политики, совокупность принципов, решений и действий, направленных на обеспечение оптимального функционирования рыночного механизма с наибольшей экономической эффективностью. Разрабатывая и осуществляя экономическую политику, государство не должно допускать бесконтрольного роста инфляции, вмешиваться в механизмы экономики и т. д. Однако государство в то же время призвано влиять на нее экономическими методами (например, методами налоговой политики, системы льготного кредитования и т. п. ). Социальная ориентация экономики выражается в подчинении производства потребителю, удовлетворении социальных потребностей населения и стимулировании этих потребностей. Вместе с тем она предполагает необходимое перераспределение доходов между более обеспеченными и менее обеспеченными слоями населения, накопление в бюджетах разных уровней и различных фондах средств на оказание населению социальных услуг и предоставление социальных гарантий.
3. Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения.
В обществе рыночных отношений главную функцию социальной защиты берет на себя государство как главный субъект социальной политики и социальной работы. Основные социальные гарантии закреплены в Конституции РФ и находят свое подтверждение в социальной политике. Они определены в ст. 7 Основного закона РФ: “В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается постоянная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты”. На современном этапе просматриваются две основные функции в системе государственной социальной защиты: социальные выплаты и система социального обслуживания одиноких, престарелых, инвалидов и других подобных категорий, основанные на принципе заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности. В то же время социальная защита должна распространяться на все категории населения через систему социальных гарантий. Социальные гарантии - это механизм долговременного действия, предусмотренные законом обязательства государства, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий должны стать минимальные социальные стандарты. Минимальные социальные стандарты - это установленные законодательством РФ нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты, ниже которого опускаться нельзя. Систему государственных минимальных стандартов составляют взаимосвязанные государственные минимальные социальные стандарты в области: 1) оплаты труда;
Закрепляя в законе “О государственных минимальных стандартах” самый необходимый минимум социальных стандартов, государство делает обязательным их обеспечение для исполнительной власти на всех уровнях, а также для работодателей и предпринимателей всех видов собственности, причем не только государственной. Минимальные пределы государственных гарантий подтверждаются и другими законодательными актами, в том числе гражданским и трудовым кодексами, законами “О здравоохранении”, “Об образовании”, “О культуре” и др. В качестве государственных минимальных стандартов в области оплаты труда устанавливаются: - минимальный размер оплаты труда;
- единая тарифная сетка оплаты труда работников бюджетной сферы (ЕТС). Минимальная заработная плата - это уровень заработной платы работника неквалифицированного труда, призванный обеспечить ему нормальные условия воспроизводства. Она устанавливается законодательством или специальным соглашением. В ст. 37 Конституции РФ записано, что “каждый имеет право на труд и в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы”. КЗоТ РСФСР (ст. 78) устанавливает, что “месячная оплата труда работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (норма труда), не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда”. Таблица №1
Минимальный размер оплаты труда (на 1 января; рублей; до 1998г. - тыс. руб. )
Минимальный размер оплаты труда имеет гарантированный характер. Он выражается в том, что работающие вправе претендовать на определенный месячный уровень вознаграждения за свой труд. Этот уровень не снижается, если норма рабочего времени и нормы труда не выполнены не по вине работника. В минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты. Последние должны начисляться на заработную плату, которая не может быть ниже установленного государством минимального уровня. Неспособность предприятия выплачивать минимальную зарплату всем своим работникам является одним из признаков банкротства. Величина минимальной заработной платы обычно определяется путем исчисления прожиточного минимума. Прожиточный минимум - понятие, характеризующее минимум жизненных средств, необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы и развития личности. Это показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержания активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков. Для установления стоимостного показателя прожиточного минимума вводится понятие “бюджета прожиточного минимума”. Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку натурального набора, а также включает расходы на налоги и другие обязательные платежи. Прожиточный минимум рассчитывают по нормативам удовлетворения минимальных потребностей в товарах и услугах с учетом уровня цен, и должна соответствовать величине заработной платы. Для определения абсолютного уровня прожиточного минимума наиболее точным является метод потребительской корзины. В состав такой корзины входят самые необходимые продукты для поддержания жизнедеятельности средней семьи. В приложении можно ознакомиться со статистикой потребления, пищевой и энергетической ценность продуктов питания в домашних хозяйствах (см. Приложение, таблица №5). Прожиточный минимум и бюджет прожиточного минимума могут быть использованы: - в качестве базы для адресной социальной поддержки;
- в качестве целевых ориентиров при регулировании доходов и потребления малообеспеченных слоев населения; - для оценки материальных и финансовых ресурсов, необходимых для реализации перспективных и текущих социальных программ, оказания целевой натуральной помощи малообеспеченным слоям населения; - для обоснования размеров минимальной оплаты труда и трудовой пенсии по старости; - в качестве одного из критериев малообеспеченности, дающих право на получение различного рода социальных выплат. Если нет соответствия между величиной минимальной заработной платы и прожиточным минимумом, это свидетельствует об отставании экономического развития страны. Соответствие минимальной заработной платы потребительскому минимуму возможно лишь при стабильной экономической ситуации и определенном высоком уровне производства. В условиях кризиса экономики нашей страны минимальный размер оплаты труда и иных социальных выплат определяется исходя из реальных экономических условий. Следует отметить, что в последние годы минимальная заработная плата, установленная законом, все менее соответствует бюджету прожиточного минимума.
Таблица №2 Величина прожиточного минимума в 1992-1999гг.
(в среднем на душу населения; рублей в месяц; до 1998г. - тыс. руб. )
Годы Все население Трудоспособное население Пенсионеры Дети
Соотношение среднедушевых доходов населения с величиной прожиточного минимума, процентов 1992
Все население Трудоспособное население Пенсионеры Дети
Соотношение среднедушевых доходов населения с величиной прожиточного минимума, процентов I квартал
1138 1232 851 1161 156 II квартал 1185 1290 894 1182 175 III квартал 1234 1350 930 1218 181 IV квартал 1285 1406 962 1272 207 Год 1210 1320 909 1208 181 Таблица №4
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума.
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума: 1992
1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 всего, млн. чел. 49, 7 46, 9 33, 3 36, 6 32, 5 30, 5 34, 2 41, 6 42, 3 в процентах от общей численности населения 33, 5 31, 5 22, 4 24, 7 22, 0 20, 7 23, 3 28, 4 29, 1 Таблица №5
Распределение численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума по половозрелым группа население.
В процентах от численности населения соответствующей половозрелой группы
1992 1994 1997 1998 1999 2000
Все население с денежными доходами ниже прожиточного минимума 33, 5
22, 4 20, 7 23, 3 28, 4 29, 1 в том числе: дети в возрасте от 6 лет 31, 6 26, 2 22, 8 25, 0 27, 7 30, 3 от 7 до 15 лет 45, 9 31, 5 31, 2 32, 8 37, 3 40, 3 молодежь от 16 до 30 лет 28, 6 21, 1 19, 3 22, 2 27, 0 27, 9 женщины от 31 до 54 лет 34, 4 26, 6 26, 4 28, 0 34, 4 35, 0 мужчины от 31 до 59 лет 30, 6 23, 2 20, 1 22, 4 27, 4 28, 0 женщины старше 55 лет 36, 8 13, 8 11, 0 15, 1 21, 1 19, 6 мужчины старше 60 лет 29, 0 8, 5 7, 2 11, 9 17, 1 15, 3
В приложении можно ознакомиться с покупательской способностью среднемесячной номинально начисленной заработной платы (Приложение, таблица №1) и динамикой номинальной и реальной среднемесячной заработной платы 2001-2001гг. (Приложение, Таблица №2). Сокращение разрыва между прожиточным минимумом и размером минимальной заработной платы должно происходить поэтапно. По мере стабилизации экономики Правительство должно индексировать минимальный размер оплаты труда к уровню прожиточного минимума. В зарубежных странах процедура установления и механизм пересмотра минимальной заработной платы существенно различаются. В одних странах (США, Франция, Испания, Нидерланды) минимальная заработная плата устанавливается законодательно; в других (Бельгия, Греция) - в результате общенационального соглашения правительства, профсоюзов и предпринимателей; в третьих (Италия, Германия, Великобритания) устанавливаются отраслевые минимумы заработной платы, а общенациональная минимальная заработная плата отсутствует. По рабочему законодательству США наниматели не могут принимать на работу, если не гарантируют работнику суммы, установленной правительственным законодательством. Минимальная зарплата в США - это выплаты, произведенные работнику, которые в соответствии с законом или контрактом являются минимальной оплатой за указанный вид работы. В настоящее время заработная плата в России не выполняет своих главных функций: воспроизводственную и стимулирующую. Минимальные социальные гарантии в области оплаты труда не будут действительны, пока не будет восстановлена экономическая функция заработной платы. В плане социальной защиты это важно, поскольку заработная плата - категория не только экономическая, но и нравственная, призванная обеспечивать человеку определенный социальный статус в обществе. Одной из главной минимальных социальных гарантий являются гарантии защиты от безработицы. Реальные масштабы безработицы в России в разных ее формах огромны. Специалисты считают, что только скрытая форма безработицы (когда трое выполняют работу одного) достигает в границах бывшего СССР 37 млн. человек. Таблица №6
Динамика численности экономически активного населения на конец месяца
Экономически активное население В том числе занятые безработные безработные, заре гистрированные в органах государственной службы занятости млн. человек в % к соот ветствую- щему пери оду предыдущего года млн. человек в % к соот ветствую- щему пери оду предыдущего года млн. человек в % к соот ветствую- щему пери оду предыдущего года млн. человек в % к соот ветствую-щему пери оду предыдущего года 2001г. Январь 70, 5 98, 8 63, 5 101, 3 7, 1 81, 0 1, 1 85, 3 Февраль 70, 1 98, 7 63, 0 100, 8 7, 1 83, 0 1, 1 88, 9 Март 70, 3 98, 3 63, 5 100, 3 6, 8 82, 9 1, 1 91, 8 I квартал (в сред-нем за месяц) 70, 3 98, 6 63, 3 100, 8 7, 0 82, 3 1, 1 88, 6 Апрель 70, 5 98, 0 64, 0 99, 9 6, 4 82, 6 1, 1 94, 8 Май 70, 7 97, 7 64, 6 99, 4 6, 1 82, 4 1, 0 97, 6 Июнь 71, 0 98, 1 64, 9 99, 8 6, 1 83, 8 1, 0 99, 3 II квартал (в сред-нем за месяц) 70, 7 97, 9 64, 5 99, 7 6, 2 82, 9 1, 0 97, 2 Июль 71, 3 98, 6 65, 2 100, 1 6, 1 85, 2 1, 0 101, 6 Август 71, 6 99, 1 65, 5 100, 5 6, 1 86, 7 1, 0 102, 9 Сен-тябрь 71, 4 99, 2 65, 2 100, 4 6, 2 87, 8 1, 0 103, 0 III квартал (в среднем за месяц) 71, 4 99, 0 65, 3 100, 3 6, 2 86, 6 1, 0 102, 5 Октябрь 71, 2 99, 2 64, 9 100, 4 6, 3 88, 9 1, 0 104, 4 Ноябрь 71, 0 99, 3 64, 7 100, 3 6, 3 90, 1 1, 1 106, 5 Декабрь 70, 8 99, 8 64, 5 100, 8 6, 4 90, 3 1, 1 108, 3 IV квартал (в среднем за месяц) 71, 0 99, 4 64, 7 100, 5 6, 3 89, 8 1, 1 106, 4 Год (в среднем за месяц) 70, 9 98, 7 64, 4 100, 3 6, 4 85, 2 1, 1 98, 1 2002г. Январь 70, 6 100, 2 64, 3 101, 3 6, 4 89, 8 1, 2 111, 8 Февраль 70, 5 100, 6 64, 1 101, 8 6, 4 89, 8 1, 2 114, 2
Безработица, с которой мы сейчас сталкиваемся, связана не с техническим прогрессом или кризисом перепроизводства, как это происходит циклически в рыночной экономике, а с факторами, обусловленными глубокими деформациями в развитии народного хозяйства. Если на Западе безработица возникает в условиях перепроизводства товаров и относительной узости рынка, результатом чего и является падение спроса на рабочую силу, то в наших условиях ситуация иная. Сокращение занятости в современной России связано в первую очередь с катастрофическим падением производства за годы реформ. В приложении можно ознакомиться со статистикой об общей численности безработных в различных странах мира (Приложение, таблица №4). В решении этой проблемы есть две стороны: создание экономических условий для максимальной занятости населения, с одной стороны, и государственная поддержка - с другой. На снижение уровня безработицы должны быть направлены государственные программы содействия занятости, а также разработка и реализация федеральной целевой программы создания рабочих мест и осуществления следующих мероприятий: - поддержка малого и среднего предпринимательства, не требующего крупных инвестиций; - более эффективное использование на общественных работах тех, кто состоит на учете в службе занятости; - профилактика безработицы на основе переквалификации работников, подлежащих сокращению, без прекращения с ними трудового договора; - расширение в регионах сети частных бюро содействия занятости; - максимальное обеспечение участками земли отдельных граждан для обеспечения дополнительных доходов семьи, а также инвесторов под обязательство создания рабочих мест. Регулирование занятости - одно из главных направлений социальной политики. Вместе с тем решение этой проблемы в условиях рыночных отношений практически нереально. Показатели допустимого уровня безработицы, которые пытались разрабатывать по регионам России, себя не оправдали. По мнению ученых, такие стандарты возможны лишь в системе денежной помощи безработным и определяются законом “О занятости населения в РФ” (1991 г. ), в новой редакции (1996 г. ). Согласно Закону, степень возмещения потерянного заработка пособием по безработице варьируется в диапазоне от 45% до 75% заработка работника, предшествовавшего увольнению, или в размере минимальной оплаты труда, если он не работал в течение 12 месяцев перед признанием его безработным. Чем продолжительнее период безработицы, тем ниже степень возмещения утраченного заработка, тем значительнее экономические потери, тем больше ухудшается материальное положение безработного и его семьи. Государство гарантирует безработным:
- выплату пособий по безработице;
- выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости; - возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
- возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости; - оплату в размере причитающегося пособия по безработице (стипендии) за счет средств фонда занятости периода временной нетрудоспособности в течение не более 12 месяцев. В России, несмотря на существование довольно прогрессивного Закона о занятости (минимальный период трудовой деятельности - 12 недель, пособие не ниже минимальной заработной платы и т. д. ), выполнение социальных программ постоянно натыкается на хроническое недофинансирование - в частности, задержки выплаты пособий по безработице достигают в некоторых регионах нескольких месяцев и даже лет. Важным элементом социальной защиты населения являются программы трудоустройства и переквалификации. При введении в действие этих программ участвуют государство и предприниматели. Ежегодно американские фирмы тратят на эти меры около 30 млрд. долларов, но основные средства все же поступают от государства. В общенациональном масштабе современное государство с целью уменьшения армии безработных пытается регулировать заработную плату на таком уровне, чтобы темпы ее роста были ниже от роста производительности труда. Для этого осуществляется “политика доходов”, активная кредитно-денежная политика и т. д. Такую тактику применяют частные фирмы, пытаясь сделать так, чтобы уровень продуктивности труда опережал рост оплаты рабочей силы. Наибольших успехов в этом деле достигли США. С 1974 г. до середины 80-х годов было образовано 23 млн. дополнительных рабочих мест и принято на работу 12 млн. эмигрантов. Характерно, что за это время 500 самых могущественных корпораций Америки сократили 3 млн. рабочих мест, а мелкие фирмы образовали 7 млн. таких мест. Конкретные результаты в осуществлении политики трудоустройства может дать сокращение рабочего дня. За последние 100 лет в большинстве развитых стран Запада продолжительность рабочего дня сократилась вдвое. Исключением из этого правила стала только Япония. Японец сегодня работает в среднем 2150 часов в год, что на 230 часов больше, чем в США, на 450 часов больше, чем в Германии, на 400 часов больше, чем во Франции. Сокращение продолжительности рабочего дня с целью увеличения занятости происходило в Швеции в 70-х годах, во Франции - в 1982-1983 гг. и некоторых других странах. Безработица порождает тяжелые социальные последствия, усиливая социальное неравенство, снижая социальный статус, возникает социальную напряженность в обществе. Как показывают социологические опросы, безработица (особенно длительная) вызывает у людей неуверенность в будущем и сопровождается увеличением нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний, ростом алкоголизма, наркомании, проституции и преступности.
Таблица №7 Забастовки 1990 1996 1997 1998 1999 2000 Число предприятий, на которых проходили забастовки 260 8278 17007 11162 7285 817 Численность работников, вовлеченных в забастовки: тыс. человек 99, 5 663, 9 887, 3 530, 8 238, 4 30, 9 В среднем на одно предприятие, человек 383 80 52 48 33 37 Таблица №8 Правонарушения 1990 1995 1996 1997 1998 1999 2000 Число зарегистрированных преступлений за год, тыс. 1840 2756 2625 2397 2582 3002 2952 Раскрываемость преступлений, % 54, 8 64, 5 70, 1 72, 2 74, 4 73, 4 75, 6
Коэфициэнт смертности от убийств(число умерших на 100000 населения) 14, 3
30, 7 266 23, 9 23, 0 26, 2 28, 3
В качестве государственных социальных стандартов в области пенсионного обеспечения устанавливаются минимальные размеры государственных пенсий (подробнее о пенсионном обеспечение см. в главе “Социальное обеспечение и социальная помощь ”). Государственные минимальные стандарты в области образования предполагают: - набор общедоступных и бесплатных услуг образовательных учреждений, финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней; - нормы и нормативы предельной наполненности классов и групп в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и обеспеченности населения общедоступными и бесплатными услугами; - нормы и нормативы социально-экономической поддержки обучающихся; - норматив числа студентов, получающих бесплатное высшее профессиональное образование в государственных учебных заведениях и размер стипендии.
Таблица №9 Образование 1990 1995 1996 1997 1998 1999 2000
Число государственных дневных общеобразовательных учреждений 67571
68445 68259 67862 67321 66943 66428 В них численность учащихся, тыс. человек 20328 21521 21682 21683 21429 20826 20013
Число государственных средних специальных учебных заведений 2603
2612 2608 2593 2584 2576 2589
Численность студентов в государственных средних специальных учебных заведениях на 10000 населения 153
130 134 137 141 148 160 Число государственных высших учебных заведений 514 569 573 578 580 590 607