p>Численность лиц, которым оказана скорая помощь амбулаторно и при выездах, на 1000 населения 348
348 348 346 348 362
При заболеваниях, требующих специальных методов лечения, диагностики и использования сложных медицинских технологий, оказывается специализированная медицинская помощь. Этот вид помощи осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, личных средств граждан и других источников, не запрещенных законодательством РФ. Медицинская помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается бесплатно в предназначенных для этой цели учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения. Программой государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью, утвержденной постановлением Правительства РФ от 11 сентября 1998г. , предусмотрено предоставление бесплатно следующих видов медицинской помощи: -скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина или окружающих его лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронологических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при родах; -амбулаторно-поликлиническая помощь, включая проведение мероприятий по профилактике, диагностике и лечению заболеваний, как в поликлинике, так и на дому; -стационарная помощь.
При оказании скорой медицинской и стационарной помощи осуществляется бесплатная лекарственная помощь. Санаторно-курортное лечение-это самостоятельный вид социального обеспечения, которое предполагает обеспечение граждан путевками на санаторно-курортное лечение бесплатно или со скидкой. Законодательством указывается круг лиц, имеющих право на санаторно-курортное лечение бесплатно либо со скидкой. Так, льготами по обеспечению путевками в санатории-профилактории пользуются: -беременные женщины;
-граждане пожилого возраста (по медицинскому заключению); -дети-инвалиды в возрасте от 3 до 16 лет; -инвалиды I группы; -инвалиды, участники Великой Отечественной войны; -ветераны боевых действий на территории других стран; -ветераны труда и т. д.
В значительной степени такая помощь оказывается бесплатно. Однако даже богатые страны не способны целиком возложить расходы здравоохранения на плечи государственного бюджета, часть медицинских услуг и лекарства являются платными. В период перехода России к экономике рыночного типа неизбежно частичное использование денежных средств населения и предприятий на нужды здравоохранения в форме платной и страховой медицины. Страховая медицина предусматривает формирование страховых фондов из заработной платы и других отчислений предприятий и организаций. Денежные средства страховых фондов передаются медицинским учреждениям, что дает право участнику фонда обратится в любое время за необходимой медицинской помощью ранее оплаченной.
Таблица №20
Средние цены на отдельные виды медикаментов и перевязочных материалов (на конец года; рублей; до 1998г. -тыс. руб. )
1996 1997 1998 1999 2000 Аспирин отечественный, за 10 таблеток 1, 00 0, 99 1, 30 1, 62 1, 58 Анальгин (кроме детского) отечественный, за 10 таблеток 1, 21 1, 20 1, 72 2, 55 2, 57 Валокордин, флакон 20 мл. 5, 32 9, 17 20, 92 28, 50 27, 96 Корвалол, флакон 25 мл. 5, 32 2, 62 3, 63 4, 08 5, 42 Валидол, за 10 таблеток 1, 18 1, 30 1, 99 2, 89 2, 98 Нитроглицерин, за 10 таблеток 0, 29 0, 41 0, 72 1, 49 3, 18 Эритромицин, за 10 таблеток 8, 05 7, 55 9, 83 15, 42 19, 17 Йод, за 10 мл. 1, 83 1, 94 2, 33 2, 77 3, 21 Бинты, за шт. … 1, 97 2, 53 3, 14 3, 24 Вата отечественного производства, за 100г. 5, 28 5, 12 7, 79 9, 22 8, 99 Таблица №21 Средние цены на отдельные виды медицинских услуг (на конец года; рублей; до 1998г. -тыс. руб. ) 1996 1997 1998 1999 2000 Первичный прием к врачу-специалисту, за одно посещение 29, 40 35, 06 41, 90 52, 67 62, 97 Лабораторные анализы за один анализ 13, 92 19, 49 24, 40 31, 22 37, 99
Удаление одного зуба под местным обезболиванием, за одно удаление 30, 63
38, 44 52, 93 77, 52 97, 19
Действующая система социальных выплат и льгот не учитывает изменений в сфере собственности, взаимоотношений центра и регионов, в том числе в области финансов, и осуществляется практически безадресно. В связи с этим государством предпринимаются меры по законодательному упорядочению системы предоставления отдельных социальных выплат и льгот.
5. Социальное страхование населения. Система социальной службы.
Социальное страхование — это система материального обеспечения граждан при наступлении нетрудоспособности, старости и в иных, предусмотренных законом случаях; распространяется на всех трудящихся и осуществляется за счет страховых взносов самих граждан. В России социальное страхование носит в основном государственный и обязательный характер. Основными признаками социального страхования являются: предварительный учет или прогнозирование риска; коллективная ответственность за индивидуальный риск; определение внутренней структуры страховых учреждений (способ управления и ведения дел); определение круга действий (местное и частное страхование); всеобщее страхование, охватывающее всю территорию страны и значительное число граждан; международное страхование. Современная система государственного страхования в России включает: страхование старости; страхование инвалидности; потери кормильца; временной нетрудоспособности; по беременности и родам; в случае безработицы; медицинское страхование. Финансирование всех видов социального страхования основано на страховых взносах работодателей, работников, самозанятого населения. В данный период времени в РФ идет процесс реформирование всей системы социального страхования. Это означает необходимость изменения структуры затрат на реализацию социальных программ, более равномерного распределения бремени расходов между государством, работодателями и трудящимися. Важным шагом в этом направлении было принятие целого ряда законодательных актов и создание наряду с Фондом социального страхования и Пенсионным фондом Российской Федерации Государственного фонда занятости как самостоятельной финансовой системы. За счет средств этого фонда обеспечивается финансирование подготовки и переподготовки кадров, стимулирование создания новых рабочих мест, выплата пособий по безработице и т. д. Таблица №22
Поступления и расходование средств фонда социального страхования РФ (миллионов рублей; до 1998г. - млрд. руб. )
1998 1999 2000 Остаток средств на начало года 2742 4220 12095 Поступление 32537 51865 86581 в том числе: страховые взносы, налоговые платежи 30601 48268 83657 из федерального бюджета 522 907 580 от реализации путевок 208 789 1185 от вклада на депозит и прочих финансовых вложений 122 146 284 средства из пенсионного фонда РФ 42 511 прочие поступления 742 1244 875 Расходование 31059 43892 69995 В тои числе: финансирование выплат населению пенсий, пособий 20734 25688 42867
финансирование отдельных мероприятий по санаторно-курортному обслуживанию 8634
14059 23555
финансирование выплат пособий сверх установленных норм на санаторно-курортное лечение и оздоровление за счет федерального бюджета 313
274 322 финансирование исполнительной дирекции фонда 1196 1767 2503 перечислено в Пенсионный фонд РФ прочие расходы 182 2104 748 Таблица №23
Поступления и расходование средств республиканского (федерального) фонда социальной поддержки населения (миллионов рублей; до 1998г. -млрд. руб. )
1998 1999 2000 Остаток средств на начало года 2, 3 4, 7 0, 1 Поступление 82, 0 237, 3 171, 1 в том числе: из федерального бюджета от реализации путевок от вклада на депозит и прочих финансовых вложений 18, 5 26, 2 27, 2 добровольные поступления возврат ранее размещенных средств 63, 4 206, 8 129, 9 прочие поступления 0, 1 4, 3 14, 0 Расходование 79, 6 241, 9 170, 5 в том числе:
финансирование отдельных мероприятий по социальному обеспечению 5, 1
20, 4 23, 9
финансирование отдельных мероприятий по санатрно-курортнному обслуживанию 8, 8
16, 2 30, 9 финансирование исполнительной дирекции фонда 2, 7 3, 7 5, 0 финансовые вложения 59, 7 181, 1 101, 3 платежи в бюджет 3, 0 20, 2 5, 6 Оказание помощи пострадавшим на Чернобыльской АЭС прочие расходы 0, 3 0, 3 3, 8 Таблица №24
Поступления и расходование средств государственного фонда занятости населения РФ (миллионов рублей; до 1998г. -млрд. руб. )
1998 1999 2000 Остаток средств на начало года 333 424 1502 Поступление 8610 13037 20140 в том числе: страховые взносы, налоговые платежи 8153 12494 19197 из федерального бюджета 7 15 14 из бюджетов субъектов РФ 22 25 16 добровольные поступления 18 1 3 прочие поступления 410 502 910 Расходование 8584 11959 16866 в том числе: финансирование выплат населению пенсий, пособий 5541 7770 6955
финансирование отдельных мероприятий по социальному обеспечению 38
56 321 финансирование расходов по науке и научному обслуживанию 12 14 37 финансирование расходов по образованию 463 660 1558 финансирование исполнительной дирекции фонда 1654 1985 3282 финансирование общественных работ 204 341 596 финансовую поддержку предприятий 484 832 3484 прочие расходы 188 301 633
Переход на обязательное медицинское страхование следует также рассматривать как одну из форм социальной защиты граждан в ряду социальных гарантий государства.
Таблица №25
Поступления и расходование средств федерального фонда обязательного медицинского страхования (миллионов рублей; до 1998г. -млрд. руб. )
1998 1999 2000 Остаток средств на начало года 13 12 27 Поступление 1278 1984 2887 в том числе:
страховые взносы, налоговые платежи от вклада на депозит и прочих финансовых вложений 12
9 16 возврат ранее размещенных средств 53 0, 1 12 штрафы, пени, прочие санкции 43 68 41 прочие поступления 54 0, 2 Расходование 1279 1969 2872 в том числе:
финансирование целевых программ обязательного медицинского страхования и отдельных мероприятий по здравоохранению 127
166 420 субвенции территориальным фондам 1024 1703 2352 финансирование расходов по науке и научному обслуживанию 3 4 4 финансирование расходов по образованию 4 6 3 финансирование исполнительной дирекции фонда 25 28 34
финансирование расходов по созданию и совершенствованию информационной системы фонда 30
40 38 платежи в бюджет 0, 0 финансовые вложения 2 прочие расходы 64 22 21
Сейчас в РФ возрастает роль внебюджетных государственных фондов социального страхования. Деятельность внебюджетных фондов строится по-разному. Пенсионный фонд большую часть средств собирает на единый счет, чтобы иметь возможность перераспределять средства от регионов-доноров к дотируемым субъектам. Фонд социального страхования на федеральном уровне централизует только 26% общих поступлений. Фонд обязательного медицинского страхования - территориальный, на федеральном уровне сосредоточивается всего 0, 2% при общем взносе 3, 6% . Фонд занятости также формируется в основном на территориях, в федеральную службу поступает только 20%. Однако, требуется дальнейшее реформирование системы социального страхования, принимая во внимание хорошо отработанные на Западе принципы: - гарантированность помощи застрахованному;
- платность; - солидарность;
- автоматизм финансирования на основе аккумуляции страховых взносов; - строго целевой характер средств и их возвратность;
- разграничением различных видов страхования; - автономия и самоуправление органов страхования и др.
В развитых странах Запада медицинское и пенсионное страхование осуществляется путем удержаний из заработной платы и прибыли сумм, равных социальным взносам страхования. В США, например, с этой целью из заработной платы наемных работников удерживается 7, 5%. В Швеции социальные фонды формируются полностью за счет государства. В Японии платежи на социальное страхование составляют 7% средней зарплаты работника. Средства из этих фондов направляются специальными советами, в которые входят представители трудящихся и предпринимателей. В отечественной системе страхования страхование профессиональных рисков осуществляется не в полной мере. Жизнь показывает, что нужны специальные законодательные и организационные меры по совершенствованию механизма социального страхования. Необходим общий закон о социальном страховании как единой системе социальной защиты населения. пенсионеров.
В сфере социального страхования примером неэффективных расходов является санаторно-курортное обслуживание работников предприятия. По своей экономической природе эти расходы являются скрытой формой субсидирования неконкурентоспособной сети пансионатов, домов отдыха и санаториев. Беднейшие работники всё равно не в состоянии приобрести путёвку даже со скидкой, и пособие достаётся фактически работникам с достаточно высоким уровнем оплаты труда. Система пенсионного страхования может успешно функционировать только в том случае, если страховые взносы соответствуют потребности, т. е. обеспечивают текущие выплаты пенсий и социальную поддержку пенсионеров. Совершенствование социального страхования в условиях рыночной экономики должно предусматривать: - освобождение государственных социальных внебюджетных фондов от несвойственных им выплат, отделение страховых платежей от налогов; - введение различных размеров страховых взносов на государственное социальное страхование в зависимости от степени опасности, вредности, тяжести работ и состояния условий труда; - усиление личного участия граждан в финансировании и управлении системой социального страхования; - переход к государственному социальному страхованию работников, потерявших трудоспособность от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, вместо действующего порядка возмещения вреда, причиненного работникам; - развитие добровольных форм социального страхования за счет средств граждан и доходов предприятий. Нужно заметить, что обязательное государственное страхование является важнейшей составной частью социального обеспечения. Фонд, образуемый посредством государственного социального страхования, представляет собой один из видов централизованных денежных резервов государства. Декларация о правах человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. , определила права каждого человека на социальную защиту с помощью социального страхования как при наступлении ситуации социального риска, так и во всех остальных случаях, связанных с потерей средств к существованию.
Социальная служба - это система социальных мер, а также реализующих их государственных и негосударственных организационных структур по предоставлению населению социальных услуг и помощи в преодолении сложной жизненной ситуации и побуждению граждан к активной самопомощи в ее преодолении. Правовой основой, регламентирующей деятельность учреждений социальных служб, является федеральный закон “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации”, вступивший в действие в декабре 1995 г. Социальное обслуживание понимается как деятельность социальных служб по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг, осуществлению социальной адаптации и реабилитации отдельного человека и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В систему служб, осуществляющих социальное обслуживание, входят: - государственные (федеральные, региональные);
- муниципальные (местные); - смешанные (государственно-общественные); - частные и службы других форм собственности. К основным видам социального обслуживания относятся: - материальная помощь (денежная и продуктово-товарная);
- социальный патронаж в стационарных учреждениях, на дому или в группах дневного пребывания ЦСО; - предоставление временного приюта;
- консультативная помощь по различным направлениям; - реабилитационные услуги и т. д.
Все учреждения социального обслуживания можно подразделить на две группы: общепрофильные и специализированные. К общепрофильным относятся учреждения, открываемые для обслуживания жителей определенной территориально-административной единицы (микрорайона, поселка, муниципалитета и т. п. ). Они оказывают первичную социальную поддержку всем обратившимся за помощью. Преобладающей моделью общепрофильных социальных служб в настоящее время являются центры социального обслуживания (ЦСО), где имеются отделения социальной помощи на дому, дневного пребывания, срочной социальной помощи. Кроме того, к общепрофильным учреждениям можно отнести территориальные центры социальной помощи семье и детям, дома милосердия, комплексные центры социального обслуживания и др. К специализированным относятся учреждения, обслуживающие определенные группы населения (пожилые люди, одинокие, инвалиды, мигранты и т. п. ) или оказывающие специфические услуги. К ним относятся: - социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; - центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; - социальные приюты для детей и подростков;
- центры экстренной социальной помощи по телефону; - центры (отделения) социальной помощи на дому; - дома ночного пребывания; - специальные дома для одиноких престарелых; - стационарные учреждения социального обслуживания; - геронтологические центры и др.
. Общепрофильные и специализированные социальные службы и учреждения, как правило, имеют юридический статус, собственную материальную базу, счет в банке, их деятельность регламентируется уставом. Они создаются, преобразуются и ликвидируются местными органами исполнительной власти по согласованию с соответствующими органами социальной защиты населения. Источниками финансирования социальных служб являются:
- нормативные отчисления из бюджета соответствующего уровня; - поступления из Фонда социальной поддержки населения за счет выделения части средств на цели социальной поддержки семей с детьми; - средства из Федерального бюджета на выполнение уставных задач и целевых программ; - финансирование в результате перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализацию региональных, областных, городских и районных программ; - дополнительные средства из областного и местного бюджетов на обеспечение целевых мероприятий по адаптации доходов населения к росту стоимости жизни; - доходы от реализации платных услуг и хозяйственной деятельности учреждений и предприятий службы; - доходы от приватизации государственной собственности, а также специальных источников: видеосалонов, баров, игровых автоматов и иной развлекательной индустрии; - благотворительные пожертвования и взносы предприятий, общественных организаций и частных лиц, поступившие от благотворительных акций. Службы могут работать полностью на бюджетном финансировании, на благотворительные средства, на деньги от своей коммерческой деятельности или быть на смешанном финансировании. Экономические функции служб определяются положением об их деятельности. Так, в соответствии с примерным положением (Минсоцзащиты от 14 августа 1994 г. ) в территориальных центрах социальной помощи семье и детям предусмотрено создание отделений социально-экономической помощи. В их функции входит: - содействие в получении льгот, пособий, компенсаций и других выплат, материальной помощи, кредитов, алиментов, в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим законодательством; - организация мероприятий по привлечению средств для оказания помощи малообеспеченным семьям (выставок-продаж вещей, благотворительных аукционов, лотерей и т. п. ); - консультирование по вопросам самообеспечения семей, семейного предпринимательства, надомных промыслов; - содействие в вопросах занятости, устройства на курсы переподготовки; - социально-экономический поддержка многодетных, неполных, малообеспеченных семей, экономическая поддержка выпускников детских домов и школ-интернатов на начальном этапе самостоятельной жизни до достижения ими совершеннолетия и материальной независимости и т. п. Общепрофильные и специализированные учреждения и предприятия социального обслуживания становятся важнейшим элементом механизма социальной поддержки наиболее уязвимых категорий граждан в системе социальной защиты населения. Экономика их деятельности направлена на обеспечение экономической эффективности их функционирования. В то же время экономическая эффективность деятельности социальных служб зависит от организации их деятельности, профессионализма кадров, материального и морального поддержания работающих.
6. Основные источники финансирования социальной защиты населения.
Государство как основной субъект социальной работы осуществляет управляющее воздействие на экономику социальной сферы при помощи финансовой политики. Финансы в социальной работе - важнейшая составная часть всей финансовой системы государства. Это система предоставления, организации и расходования средств в социальной сфере. Основные функции финансирования следующие: распределительная, стимулирующая, контролирующая. Их реализация в социальной сфере осуществляется на основе принципов: 1) Принцип использования всех финансово-экономических факторов для повышения уровня социальной защиты и формирования социальных фондов. 2) Принцип социального реагирования предполагает пересмотр социальных нормативов в выделении денежных средств в связи с инфляцией, ростом стоимости жизни, повышением стоимости бюджета прожиточного минимума, изменением уровня занятости трудоспособного населения. 3) Принцип выборочного подхода при определении размеров социальной помощи в зависимости от региона и местных условий. 4) Принцип самостоятельности местных органов власти в накоплении и использовании средств в соответствии с законодательством. 5) Учет государственных минимальных стандартов, в пределах которых должны выделяться средства по основным социальным позициям (уровень жизни, наука, культура, образование, медицина, экология). 6) Преимущество социальной сферы при распределении дополнительных бюджетных доходов. Финансирование мероприятий по социальной защите населения осуществляется из различных источников: I. Государственный бюджет, в том числе:
- федеральный бюджет;
- бюджеты субъектов федерации (республик, краев, автономных областей и др. ); - муниципальные бюджеты.
II. Государственные внебюджетные фонды, в том числе: - пенсионный фонд; - фонд социального страхования; - фонд обязательного медицинского страхования; - фонд занятости;
- республиканский (федеральный) и территориальные фонды социальной поддержки населения. III. Негосударственные источники финансирования (частные и общественные благотворительные фонды и др. ).
Таблица №26
Расходы бюджетной системы РФ на социально-культурные мероприятия*
1998 1999 2000 Млрд. руб. В % к ВВП Млрд. руб. В % к ВВП Млрд. руб. В % к ВВП Консолидированный бюджет Расходы - всего 245, 7 9, 0 367, 0 7, 7 538, 4 7, 6 в том числе на: образование 99, 7 3, 6 147, 6 3, 1 214, 7 3, 0 культуру, искусство кинематографию 10, 4 0, 4 18, 0 0, 4 28, 5 0, 4 СМИ 3, 0 0, 1 5, 3 0, 1 11, 9 0, 2 здравоохранение и физическую культуру 67, 4 2, 5 103, 7 2, 2 153, 4 2, 2 социальную политику 65, 2 2, 4 92, 4 1, 9 127, 9 1, 8 Федеральный бюджет Расходы - всего 61, 7 2, 3 85, 1 1, 8 134, 3 1, 9 в том числе на: образование 14, 6 0, 5 20, 9 0, 5 38, 1 0, 5 культуру, искусство кинематографию 1, 3 0, 05 2, 9 0, 1 5, 2 0, 1 СМИ 1, 2 0, 04 2, 0 0, 0 6, 1 0, 1 здравоохранение и физическую культуру 7, 7 0, 3 10, 1 0, 2 16, 9 0, 2 социальную политику 36, 9 1, 4 49, 2 1, 0 68, 0 1, 0 Бюджет субъектов РФ Расходы - всего 184, 0 6, 7 281, 9 5, 9 402, 1 5, 7 в том числе на: образование 85, 1 3, 1 126, 7 2, 6 176, 6 2, 5 культуру, искусство кинематографию 9, 1 0, 35 15, 1 0, 3 23, 3 0, 3 СМИ 1, 8 0, 06 3, 3 0, 1 5, 8 0, 1 здравоохранение и физическую культуру 59, 7 2, 2 93, 6 2, 0 136, 5 2, 0 социальную политику 28, 3 1, 0 43, 2 0, 9 59, 9 0, 8 *по данным Минфина России.
В переходной экономике расходы бюджета на социальные нужды имеют особое значение. Это связано прежде всего с тем, что в этот период происходит резкое падение уровня жизни населения из-за инфляции, а также реальных доходов основной массы населения. Важную роль в формировании финансовых источников социальной поддержки населения и особенно наиболее нуждающихся граждан играет созданный в 1992 г. Республиканский (федеральный) фонд социальной поддержки населения, обеспечивающий дополнительное сверхбюджетное финансирование федеральных и республиканских целевых программ по социальной поддержке граждан. Средства республиканского (федерального) и территориальных фондов расходуются на: - предоставление помощи в виде предметов первой необходимости (одежды, обуви, питания) бесплатно или по льготным ценам; - предоставление дотаций на приобретение лекарств;
- оплату коммунальных услуг; - обеспечение ночного проживания бездомных граждан;
- создание дополнительных рабочих мест для граждан с ограниченной трудоспособностью и другие мероприятия. За счет средств Республиканского фонда социальной поддержки населения финансируются программы многих регионов России по оказанию помощи многодетным и малообеспеченным семьям, детям-сиротам, детям-инвалидам. Государственная система социальной защиты населения в значительной мере подкрепляется местными ресурсами. Основным источником формирования бюджетов всех уровней, особенно местных бюджетов, являются налоги. Налоги - это обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан по ставке, устанавливаемой в законодательном порядке. Бюджетную систему РФ “питают” 44 вида налогов, сборов и других платежей. Кроме того, существует около 20 государственных внебюджетных фондов, доходная часть которых формируется за счет целевых отчислений. Три пятых общей суммы отчислений во внебюджетные фонды составляют отчисления в социальные фонды. Внебюджетные фонды социального назначения формируются по тарифам страховых взносов, определяемых законами. Так, законом от 21 декабря 1995 г. “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ на 1996 год”, определены ставки платежей (начисления на фонд оплаты труда): - в Пенсионный фонд - 28% для работодателей-организаций, а для занятых в производстве сельскохозяйственной продукции - в размере 20, 6% выплат; для индивидуальных предпринимателей - в размере 5% полученного от их деятельности дохода; для граждан, использующих труд наемных работников в личном хозяйстве, - 28%, а для работающих граждан - в размере 1% от указанных выплат; - в Фонд социального страхования страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда в размере 5, 4%, за исключением определенных п. 15 Положения о Фонде социального страхования РФ, а именно: компенсации за неиспользованный отпуск, выходное пособие при увольнении, выплаты в возмещение ущерба и в качестве материальной помощи, выплаты в виде поощрения и т. п. ; - в Фонд занятости населения - в размере 1%;
- в Фонд обязательного медицинского страхования - 3, 6% к начисленной оплате труда, кроме выплат в качестве компенсации за неиспользованный отпуск, выходного пособия при увольнении, стоимости рациона бесплатного питания, спецодежды, стоимости путевок, дивидендов на акции и др. Сущность налогов состоит в изъятии государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса. В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, невозможна не только эффективная рыночная экономика, но и эффективная социальная поддержка неимущих слоев населения. Однако вернемся к источникам финансирования социальной защиты населения. Необходимо отметить, что существует определенное разграничение полномочий между федеральными и региональными органами власти в финансировании системы социальной защиты населения и в целом социальной сферы. Так, федеральные органы власти:
- устанавливают единую систему гарантий в области пенсионного обеспечения, пособий, оплаты труда, медицинского обслуживания, образования, культуры; - формируют внебюджетные государственные фонды: пенсионный фонд; фонд занятости населения; фонд обязательного медицинского страхования; фонд социальной поддержки населения; - финансируют объекты социальной инфраструктуры, находящиеся в федеральном ведении; - определяют условия и порядок компенсации денежных доходов населения в связи с инфляцией. В полномочия региональных и местных органов власти входят:
- с учетом местных условий разработка и реализация региональных социальных программ, изыскание возможностей для повышения минимальных гарантий, установленных на федеральном уровне; - определение и реализация порядка обеспечения социальной поддержки слабозащищенных слоев населения, создание условий для деятельности благотворительных организаций и общественных фондов; обеспечение функционирования учреждений социальной инфраструктуры, находящихся в ведении местных органов власти. Следует отметить, что с помощью государственного механизма распределения финансов более сильные регионы помогают более слабым. В 1994 г. в составе федерального бюджета был создан Фонд финансовой поддержки регионов. Перечисления из этого фонда могут идти по двум каналам:
- в виде трансфертов (денежной помощи, оказываемой из федерального бюджета); - в виде субвенций, направленных на финансирование федеральных программ для выравнивания уровня социально-экономического развития регионов. Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации формируется за счет 15% всех налоговых поступлений в бюджет, исключая ввозные таможенные пошлины. Трансферты не имеют целевого назначения. Они передаются администрации соответствующего субъекта, которая тратит выделенные средства по своему усмотрению Проводимая бюджетная политика еще не привела к выравниванию реального положения субъектов Федерации в бюджетной системе страны. Около 10 регионов-доноров содержат все другие регионы. При распределении финансовых потоков между уровнями бюджетной системы часто нарушаются принципы расчетного регулирования, сохраняются привилегии и льготы некоторым регионам. Все более важным дополнительным источником финансирования социальной сферы становятся негосударственные фонды. Их средства формируются за счет: - взносов учредителей благотворительных организаций;
- членских взносов (для благотворительных организаций, основанных на членстве); - благотворительных пожертвований, предоставляемых гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме; - доходов от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумаг; - поступлений от деятельности по привлечению ресурсов (развлекательных, культурных, спортивных мероприятий, кампаний по сбору благотворительных пожертвований, проведения благотворительных лотерей и аукционов, реализации имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей, в соответствии с их пожеланиями и др. ); - доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности; - поступлений от бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов; - доходов от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией; - труда добровольцев;