Рефераты

Лекция: История народного хозяйства

рассматривающее политическую организацию общества как комплекс различных

объединений граждан - “институций”, например, семья, партия, профсоюз и т.д.

Квалифицирует государство также как одну из “институций”.) У истоков НК как

теоретики стояли: Бирд, Дьюи (Dewey), Моли, Тагвелл. Бирд и Дьюи

разрабатывали теорию о том, что государственное вмешательство в экономику

является необходимой мерой. Тагвел в 1927г. посетил СССР и был под глубоким

впечатлением от начавшегося планирования, предлагая ввести его и в США, но не

директивное. Моли также был сторонником планирования, но в интересах бизнеса.

В торгово-промышленных кругах (Своуп, президент “Дженерал Электрикс”,

Гарриман) выступали за введение правил конкуренции на государственном уровне.

1932г. - речь Рузвельта “Каждый человек имеет право на жизнь”, написана Белли

и Тагвеллом.

Основные принципы новой экономической политики в тезисах:

1. В США уже нет равенства возможностей.

2. В экономике господствуют гигантские монополии, а независимому

предпринимателю не остается места.

3. В этих условиях государство должно защитить интересы общества, а время,

когда монополиям позволялось все прошло.

Экономическая и социальная политика НК:

- равнодействующая многих сил: крупного бизнеса, банков, фермеров,

трудящихся, безработных, профсоюзов и т.д.

Наибольшая поддержка НК была на начальном этапе, а по мере улучшения

состояния экономики усиливалась оппозиция.

Меры по оздоровлению экономики:

9 марта 1931г. - “Чрезвычайный закон о банках”, главным положение которого

было предоставление Федерально-резервной системой США (Центральный Банк)

банкам займов. Минфин получил особые команды по предотвращению массового

изъятия вкладов из банков. Установлен запрет на экспорт золота. Введены

“банковские каникулы”, т.е. почти все банки были закрыты для проведения

финансовой проверки. После нее к концу марта 80% банков было открыто, а 20%

ликвидировано.

1933г. - закон НИРА. В целом, это отказ от антитрестового законодательства и

был компромиссом между бизнесом и рабочими. В условиях отмены антитрестового

законодательства бизнес получил возможность саморегулироваться, а профсоюзы

право на коллективную защиту. Главной целью было прекращение конкуренции за

счет рабочих, отсюда повышение покупательной способности населения и все это

способствовало выходу из кризиса.

Несколько разделов этого закона:

Главным был первый раздел, в котором говорилось о введении кодексов честной

конкуренции. Речь шла об условиях найма на работу, труда, защиты прав

потребителей и т.д. Кодекс должен был разрабатываться торговыми группами, а

если их нет, то вводился без особых оговорок сверху.

- право рабочих на организацию;

- запрет дискриминации при найме на работу членов профсоюзов;

- минимальный уровень з/п;

- максимальная продолжительность рабочего дня;

- фиксация цен;

- продавать продукцию по ценам, ниже минимально установленных, нельзя.

Во 2-ом и 3-ем разделах речь шла об оказании помощи нуждающимся, о создании

организации общественных работ (финансируемых за счет налогоплательщиков).

В марте 1933г. на базе НИРА был создан Гражданский корпус сохранения

ресурсов. Задачей было направление безработной молодежи в лесные регионы для

сохранения ресурсов. К лету для этой цели были созданы спецлагеря, где

побывало 250 тыс. молодых людей (от 18 до 25 лет), которым предоставлялась

бесплатная еда, жилье, форменная одежда и з/п 1$ в день. Руководили ими

офицеры из резерва Вооруженных Сил. Работами по сохранению ресурсов являлись:

строительство автомагистралей, очистка лесов, создание лесонасаждений,

благоустройство парков, т.е. общественно-полезные работы.

Май 1933г. - “Закон о федеральной чрезвычайной административной помощи”. По

нему штатам предоставлялись средства для оказания помощи нуждающимся.

В период НК получили широкое распространение общественные работы. В январе

1934г. на них было занято 5млн человек, а пособия получали 20млн.

В 1934г. английский экономист Кейнс встретился с Рузвельтом. Кейнс

отрицательно относился к принудительному фиксированию цен, т.к. эта мера при

ограниченной покупательной способности населения не приводит к выходу из

кризиса, предложил пойти на увеличение государственных расходов,

финансирование общественных работ, даже если это приведет к дефициту

государственного бюджета, т.к. это приведет к повышению инфляции, но это

повысит экономическую активность и дефицит бюджета будет перекрыт. Ну так они

и сделали.

В период НК проводилась активная пропаганда национального возрождения.

Эмблемой был синий орел. Предлагалось покупать только те товары, на которых

он был изображен.

Эти меры оказались весьма эффективными. За несколько месяцев 1933г. объем

промышленного производства возрос на 70%, а к июлю этого года он равнялся 90%

от уровня 1928г., т.е. перед самым началом кризиса. И деловая общественность

перестала поддерживать НК, стали говорить, что он тиранический, что закон

НИРА антиконституциональный, и в 1935г. этот закон перестал существовать.

Другая группа мер связана с законом ААА (Agriculturial Ajustment Act).

Закон о регулировании с/х. Положен в основу с/х политики НК.

Главные меры в соответствии с этим законом:

Имел место сильный кризис перепроизводства с/х продукции, принимались меры по

сокращению поголовья скота и посевных площадей, чтобы повысить цены до

уровня, при котором хотя бы окупались затраты. Фермерам предоставлялась

компенсация за каждый незасеянный гектар и средства брались из налогов на

компании и из 30% налога на муку и х/б пряжу. До этого цены были очень

низкими. Также были приняты меры по консолидации фермерской задолженности,

фермерам предоставлялись кредиты и скоро прекратилась массовая продажа ферм с

аукционов. Кризис был преодолен, но 10млн акров под хлопок, 1/4 посевных

площадей зерновых уничтожено, 6 млн свиней под нож. Сама природа

способствовала успеху в борьбе с понижением цен, т.к. в 1936г. в США была

жесточайшая засуха, песчаные бури, что привело к снижению урожая и повышению

цен на с/х продукцию. Таким образом, к 1936г. доходы фермеров были вполне

нормальными, но 10% фермеров за эти смутные годы разорилось.

Одним из последствий ВД была девальвация доллара, что привело к инфляции в

других государствах. Правительство США встало на путь инфляционного развития,

но вопрос “Какой путь выбрать?”. Обесценение доллара затрудняло

активизирование торгово-платежного баланса США. Был найден оригинальный путь

для усиления внешнеторговой экспансии доллара. Правительство скупило золото

по более высоким ценам, чем это соответствовало курсу доллара по отношению к

золоту, что привело к искусственному снижению курса доллара.

7.Лекция 7.

Оригинальный способ искусственного обесценения доллара был найден путем

скупки золота по повышенным ценам. Взамен федерально-резервным банкам

выдавались сертификаты, а золото шло в казначейство.

1934г. - Рузвельт установил официальную цену на золото, равную 35$ за унцию

(28,35 грамм). Эта цена сохранилась до 1971г., когда был запрещен свободный

обмен золота на доллары.

Таким образом, было зафиксировано золотое содержание доллара.

Последствия искусственной девальвации доллара

Очевидно, последствия были многообразны. Обесценение национальной валюты

привело к росту экспорта, поскольку выросла конкурентоспособность, но

торгово-платежный баланс был активным. Произошло перераспределение богатства

в пользу промышленного капитала за счет банковского капитала. Должники банком

могли расплатиться по своим долгам обесцененной валютой, но это было выгодно

отчасти и банкам, т.к. меньшая тяжесть долгового кредита приводит к большей

возможности расплатиться.

Первая волна начала 1933г. - волна банкротства.

Вторая волна была предотвращена.

Франклин Рузвельт проводил целенаправленную экономическую политику, но ее

нельзя назвать односторонней. Главная цель - экономическое возрождение США .

Использовались методы, не характерные для либеральной идеологии.

Наглядный пример.

“Программа развития долины реки Теннесси”

В принципе, это локальный эксперимент, но с весьма благоприятными

последствиями для экономики в целом.

В бассейне реки не было благоприятной конъюнктуры.

В XIXв. - процветающий регион (хлопководство), но хищническое использование

земли (вырубка лесонасаждений) привело к нищете.

В конце I мировой войны строится плотина и завод по производству нитратов для

взрывчатки.

После I мировой войны финансов не было и доходы населения этого региона упали.

Рузвельт не стал надеяться на инициативу частного капитала. В мае 1933г. была

создана государственная корпорация для комплексного решения экономических и

энергетических проблем долины реки Теннесси, “Управление долиной реки

Теннесси” (Tennesseu Valley Authority) (ТVА).

Результаты осуществления этой экономической политики были очень хорошими. За

короткое время было построено примерно 20 плотин, восстановлены

лесонасаждения, доходы существенно возросли. Администрация ТVА осуществляла

контроль над промышленностью, которая потребляла электроэнергию от

электростанций на Теннесси.

Это уникальный эксперимент по осуществлению экономической региональной политики.

Банковская реформа

(в рамках курса Рузвельта)

Эта проблема включает и ряд других аспектов, которые мы должны рассмотреть,

т.к. именно в этот период сложились основы современной банковской системы. К

тому же современная банковская система РФ ориентируется в значительной мере

на американский образец и претворяет его в жизнь в последние годы (после

перестройки).

Суть Нового Курса - в усилении государственного вмешательства в экономику

косвенными методами.

Государственный контроль над экономикой невозможен без государственного

регулирования банковской системы.

В конце 1933г. в США взят курс на дефицит государственного бюджета (ДГБ).

Существование в условиях ДГБ чревато усилением инфляции и негативными

последствиями, которые могут быть ослаблены только в том случае, если

платежеспособность государства будет обеспечена кредитами банков. А это

возможно при государственном контроле банков. Это означает, что правительство

США не встало на путь выпуска необеспеченных денег, а банки поглощали

государственные долговые обязательства (гос. облигации).

В основе банковской реформы США были 2 закона.

1933г. - “Закон Гласса-Стигалла” (ЗГС).

1935г. - “Закон Флетчера-Стигалла” (ЗФС)

ЗГС действует до сих пор. Суть его:

1. Усиление контроля федерально-резервной системы (аналог ЦБ) над частными

банками. В частности, разъединение инвестиционных и коммерческих банков. Одни

и те же банки, которые принимают депозиты, не могли вкладывать деньги в

ценные бумаги, предприятия, пускаться в рисковые операции со средствами

клиентов. Имелся в виду печальный опыт 1929г., который привел к биржевому

краху, когда многие банки были вовлечены в операции с ценными бумагами. Для

этого существовали специализированные банки.

2. Создание Федеральной корпорации, которая страховала вклады клиентов

коммерческих банков. В начале 1933г. произошла паника среди населения, и

чтобы избежать этого в будущем были созданы страховые корпорации.

ЗФС знаменовал собой завершение банковской реформы.

Суть его была в усилении контроля федерального правительства над Федеральной

Резервной Системой (ФРС) и над банками в целом.

Основные моменты:

1. Президент США получил право назначать членов Совета Управляющих ФРС, а

т.к. Совет Управляющих ФРС назначал директоров 12-ти федерально-резервных

банков, то президент США мог косвенно влиять и на эти назначения.

2. Совет Управляющих ФРС устанавливал нормы резервов для банков-членов ФРС.

3. Совет Управляющих ФРС устанавливал учетную ставку для федерально-резервных

банков.

4. Совет Управляющих ФРС полностью контролировал иностранные операции

федерально-резервных банков, а также операции на открытом рынке. Существуют

две группы таких операций: покупка/продажа национальной валюты, в целях

регулирования ее курса; вторая связана с гос. ценными бумагами (выкуп их

государством и т.д.).

ФРС (аналог ЦБ) была создана в 1913г. (по совету Бонифация, надо почитать

“Экономикс” Самуэльсона).

В ходе банковской реформы были предприняты меры по предотвращению ситуации

1929г. на Нью-Йоркской фондовой бирже. Усилился контроль над биржей и рынком

ценных бумаг.

Были предприняты следующие меры:

1. Устанавливался контроль над выпуском акций и других долговых обязательств

фирм в ценных бумагах. Директора компаний-эмитентов несли персональную

ответственность за выпуск ценных бумаг.

2. Создание специальной комиссии, назначавшейся президентом.

3. Приняты нормативные акты, которые ограничивали использование банковских

кредитов в биржевых операциях.

4. Вводилась ежегодная публичная отчетность корпораций, зарегистрированных на

бирже.

Деловые круги отнеслись к этим моментам резко отрицательно, и многие эксперты

предсказывали паралич на рынке ценных бумаг. Но в целом банковская реформа

была успешной, были заложены основы современной банковской системы США.

Основные законы действуют и сейчас, хотя в 1995г. в США велись дискуссии по

поводу ЗГС. Подобная дискуссия велась и в РФ в конце 1995г., и существовали

две точки зрения. Руководитель Управления ценными бумагами Андрей Казьмин

считает, что весь объем операций должен осуществляться коммерческими банками,

а Чубайс ссылался на ЗГС в США. Российские банки осуществляют более полный

объем операций, чем банки США.

1933г. - Закон НИРА о восстановлении промышленности, закреплении важнейших

прав профсоюзов. Был признан неконституционным Верховным Судом США и отменен.

1935г. - Закон Вагнера-Коннэри. Провозглашал необходимость коллективной

защиты трудящихся через профсоюзы. Устанавливал обязательное заключение

коллективного договора. Запрещал дискриминацию членов профсоюзов.

Через несколько недель был принят закон о социальной обеспеченности, по

которому создавались пенсионные фонды, выплачивались пособия по безработице.

Эти законы вызвали недовольство представителей бизнеса, т.к. не было денег на

их реализацию и опасались повышения налогов. Так оно и случилось. Особенно на

сверхдоходы, ссылаясь на неоправданность чрезмерной концентрации богатства.

Стали поговаривать о наступлении эры “Справедливого распределения доходов”.

Деловые круги вели активную агитацию против Рузвельта перед выборами, но у

них ничего не вышло.

Рузвельт также пытался реформировать Верховный Суд, опасаясь, что он отменит

законы Вагнера и социального обеспечения. Реформа не удалась, но и законы

остались.

1937г. - “Закон о справедливых условиях труда”.

- запрещалось использование детского труда;

- устанавливался минимум з/п (25 центов в час, а в течение 6-ти лет был

доведен до 40 центов в час);

- устанавливалась максимальная продолжительность рабочей недели (44 часа, а

затем в течение 2-х лет до 40 часов);

1937г. вообще был кризисным в США. Казалось, что экономика стала

выздоравливать, и вдруг опять кризис, потребовались методы Рузвельта.

С 1937г. ослабилось сопротивление бизнеса и стал возможным новый этап

методов Рузвельта (1936-40гг.). 2-ой этап НК находится под влиянием

кейнсианства.

В 1938г. Рузвельт получает письмо от Кейнса, в котором тот предлагает

дальнейшее расширение фронта общественных работ и увеличение гос. расходов, в

целях увеличения спроса.

1938г. - Рузвельт объявляет начало осуществления плана “Подкачки насоса”.

Суть его состояла в том, что спрос должен был повыситься с помощью гос.

инъекций в экономику (строительство жилья, автомагистралей и т.д.). ДГБ

заметно повышается, увеличивается количество людей, получающих пособия. На

это сознательно шли, т.к. это оживило экономику, возросли гос. доходы,

снижается ДГБ.

Под влиянием кейнсианства появляется свой Кейнс - американский экономист Хансен.

8.Лекция 8

Экономическая политика фашизма

Фашисты не создали собственного направления, а на формирование фашистской

идеологии большое влияние оказали несколько групп теоретиков, в частности:

1. Немецкий экономист кон.XIXв. Лист.

2. Большое влияние оказала политика солидаризма (француз Дюги). Суть ее в

том, что государство носит надклассовой характер и своими действиями выражает

интересы всех слоев общества, т.е. солидарность общества.

3. Геополитическая и расовая доктрины фашизма.

В общих чертах:

- антимарксизм;

- экономический национализм;

- социальная демагогия;

- концепция корпоративного государства.

Существует много разновидностей фашизма, наиболее известный Германский фашизм

(национал-социализм). Экономисты-идеологи: Федер, Бакке, Бринкман, Кранхмальг

и др.

Характерные черты для национал-социализма:

- “Идеология третьего пути”. Суть его в том. что это не капитализм, и не

социализм, а некий третий путь, движение по которому определяется

национальной идеей, национальной целью. В Германии - пересмотр Версальского

договора.

- Тезис о том, что наличие у нации цели ликвидирует социальные (классовые)

антагонизмы, в рамках хозяйственной системы, построенной по расовому

принципу, а это устраняет представителей неарийских рас, происходит

пропаганда корпоративного государства, единства интересов предпринимателей и

рабочих.

- Пропаганда “фюрер-принципа”. В каждом подъезде были ляйтеры (leiter) -

фюреры. На роль естественных лидеров попадали собственники предприятий.

- Принцип экономического национализма (Лист), суть которого состояла в том,

что любая нация должна стремиться к экономическому самообеспечению, а из-за

границы можно брать только то, чего нет в своей стране (принцип экономической

автаркии).

- Концепция больших пространств, западных хозяйственных блоков. Была

предложена Бакке. Будущее мировое хозяйство, по этой теории, должно состоять

из хозяйственных блоков, которые были бы созданы по расовому признаку.

Предполагалось, что будут высокоразвитые блоки и блоки-придатки.

- Демагогическая борьба против плутократии, процентного рабства, происходила

конфискация богатства у евреев, хотя после этого процентное рабство не

исчезло.

Итальянский фашизм - корпоративизм.

Официальная доктрина - принцип корпоративного государства, согласно которому

реализовать общенациональную идею может только государство, опирающееся на

систему корпораций, построенных по отраслевому признаку. Руководство

осуществляло государство, фашистская партия. а также представители ассоциации

предпринимателей. Координацию действий осуществлял Центр корпоративного

совета, который возглавлял ДУЧЕ (вождь наций). Членство было принудительным,

т.е. всеобщим. Все демократические свободы ликвидированы, забастовки

объявлялись уголовным преступлением.

Испанский фашизм - фалангизм.

Главное содержание идеологии - национальный синдикализм, очень похож на

итальянский корпоративизм. Синдикализм - это промежуточное звено между

судьбой нации, национальной целью и экономикой. Если итальянский

корпоративизм имел отраслевую структуру, то испанский синдикализм социальную

(объединение трудящихся). Синдикаты охватывали весь производственный цикл от

заготовки сырья до реализации. Поле деятельности синдикатов ограничивалось

экономической областью, государство не принимало участие в управлении ими,

т.к. ограничилось контролем над банковской системой и внешнеэкономической

деятельностью.

Португальский фашизм - салазаризм.

Мало отличается от итальянского корпоративизма, но присутствует сильное

влияние католической церкви. Меньшая экономическая роль государства.

Осуществлялась программа долгосрочного планирования.

Неофашизм.

Ориентировался на принцип экономической автаркии, сокращение иностранного

капитала, сокращение налогов, классовая сословная солидарность, сокращение

помощи развивающимся странам.

Историко-экономическая характеристика германского фашизма

НСНРП - по-русски (национал-социалистическая немецкая рабочая партия).

НСДАП - National Sozialistisihe Deutsche Arbeiterpartei.

Тесно связан с монополиями, но имел массовую социальную базу (крестьяне,

рабочие), но главная опора - монополии.

1926г. - Гитлер, который являлся немецким фюрером, встречается с

промышленниками.

1927г. - Новая встреча. Тесные связи НСДАПа с ведущими промышленными

магнатами (Тиссен, Крупп, Флик и др.), которые открыли банковские счета для

НСДАП.

В январе 1933г. к власти пришел Гитлер, это было подготовлено неустойчивостью

государственной власти.

30 января 1933г. - Германский президент Гинденбург назначает Гитлера

рейсканцлером, требование о назначении которого выдвигалось в ноябре 1932г.

крупными промышленными магнатами.

2 февраля 1933г. - распущен рейхстаг.

14 июля 1933г. - были запрещены все политические партии, кроме фашистской.

май 1933г. - запрещены все профсоюзы, кроме фашистского.

О тесной связи торгово-промышленных магнатов с НСДАП говорят занимаемые ими

высокие посты. Например, Крупп был вождем тяжелой промышленности, с/х, был

председателем имперского союза, генерального совета германского хозяйства.

Гугенберг, газетный магнат, был имперским министром хозяйства до 1934г.,

когда его сменил Шахт. Тиссен был назначен стацсекретарем.

Еще в конце I мировой войны в Германии образовалось 2 основные группы монополий:

1. Группа Стиннеса. Горно-металлургическая промышленность (Крупп, Тиссен), в

сферу интересов входили месторождения сырья, рынки сырья, планировался захват

СССР.

2. Группа новых отраслей (Г.Фарбен, АЭГ, Сименс, Штрассер, Рэм). Цель -

завоевание рынков сбыта, главным противником были США.

Реально политика (и экономическая) определялась следующим образом:

1934г. - ликвидировано левое крыло НСДАП (Штрассер, Рэм), победа 1-ой группы.

1936г. - лидером стала 2-ая группа (Геринг).

Характерные черты:

- использование методов прямого воздействия на экономику (государственные

монополии, слияние государственных и частных банков);

- установление твердых цен;

- вмешательство в распределение;

- огосударствление рабочей силы;

- экономический террор;

Пример.

15 июля 1933г. - “Закон о принудительном синдицировании”. Суть его была в

том, что

- министр хозяйства имел право объединять в синдикаты, картели и т.д.

существующие предприятия.

- имперский министр хозяйства мог присоединять возникающие предприятия к

существующим союзам.

- имперский министр хозяйства мог запретить производство определенных видов

продукции, мог потребовать увеличение производства других видов продукции,

что создало основу для имперской государственной регламентации деятельности

промышленного производства.

Трудовое законодательство

1935-38гг. - законы, которые означали введение в Германии всеобщей трудовой

повинности. Фашистское государство активно использовало и косвенные методы

воздействия (в отличие от СССР). Сохранялась рыночная экономика с частным

предпринимательством.

Методы рыночного регулирования:

В частности, политика налогообложения.

- значительные налоговые льготы предоставлялись частным предпринимателям

(мелкому и среднему бизнесу), а также налоговые льготы корпорациям, которые

обновляли налоговые фонды.

- для должников существовали налоговые боны, которые можно было распределять

по недоимкам.

Был взят курс на интенсивную милитаризацию экономики, что привело к дефициту

государственного бюджета, но инфляции не было, т.к. дефицит гос. бюджета

покрывался специальными платежными средствами .

Основные:

ОЭФФА - векселя (ОВ);

МЭФО - векселя (МВ).

ОВ выплачивались от имени специальных кредитных учреждений, для

финансирования общественных работ.

МВ для покрытия гос. военных расходов (1934-38гг. до 40% покрыли военные

расходы).

Также происходило расширение гос. инвестиций. Постепенно Рейхсбанк перешел

под контроль государства.

1924г. - денежная реформа.

1930г. - Рейхсбанк переходит под контроль банка Международных расчетов.

1933г. - банк Международных расчетов дал согласие на изменение закона об

имперских банках и Рейхсбанк перешел под власть правительства.

Фашисты обещали свести безработицу на нет, и действительно существовала

программа предоставления работы, широко пропагандировавшаяся.

май 1933г. - все профсоюзы были запрещены, а вместо них образован ДАФ

(немецкий рабочий фронт).

май 1933г. - Институт уполномоченных по труду (ЦУТ).

На каждом предприятии трудовой коллектив выбирал уполномоченного по труду из

20-ти тайным голосованием. Но они назначались (эти 20) из членов НСДАП.

с мая 1933г. издаются законы, которые вводили добровольную трудовую

повинность для людей от 18 до 25 лет на 2 года. Им платили 25 пфеннингов в

сутки и предоставляли бесплатную еду.

с 1935г. - всеобщая трудовая повинность.

весна 1933г. - Организация сельской помощи, суть которой была в том, что

молодежь, отказывающаяся ехать в деревню, теряла право работать в городе.

01.09.1934г. - Шахт издает указ, по которому все лица моложе 25 лет, не

являющиеся членами НСДАП должны быть уволены и направлены в лагеря.

“Закон о поощрении браков”. Каждая мать могла получить ссуду в размере 1000

марок, при условии, что отказывается работать на 5 лет).

Проходила активная пропаганда против двойного заработка.

Увеличение занятости способствовало приросту инвестиций, особенно гос.

инвестиций, в экономику.

До начала фашизма было 6 млн безработных, через год уже 3 млн, а к 1936г.

было 500 тыс. Дело в том, что определенная часть молодежи ушла в армию (более

700 тыс. к 1936г.).

Промышленная политика

Происходило увеличение инвестиций в тяжелую промышленность, при этом

инвестиции в легкую промышленность были просто запрещены.

1935г. - Закон о запрещении инвестиций в легкую промышленность.

Существовали гос. закупки по хорошим ценам и в точные сроки (т.е. надежный

рынок сбыта).

февраль 1934г. - Закон о перестройке хозяйства.

Суть:

Все существовавшие ранее союзы предприятий объединялись в 6 имперских групп:

- промышленность;

- ремесло;

- банки;

- страхование;

- энергохозяйство;

- торговля.

Имперские группы делились на главные группы, а те на подгруппы. Вся страна

делилась на 14 хозяйственных округов. На уровне округов устанавливались

горизонтальные связи между различными группами.

Управление осуществлялось по фюрер-принципу.

Фашисты также использовали планирование.

2 основных макроэкономических плана:

(а) 1934-36гг. “Новый план” Шахт, 1-ая группа монополий.

(б) 1936-40гг. “Второй 4-х летний план” Геринг - генеральный уполномоченный

по нему.

В целом, задачи этих планов осуществились.

Аграрная политика

НСДАП явно поддерживалась крестьянами в 1928-30гг.

1930г. - опубликована прокламация об отношении НСДАП к с/х, где перечислялись

главные принципы аграрной политики:

- реформа поземельного налога;

- предоставление денежных кредитов;

- отсрочка платежей по долгам;

- создание единого продовольственного сословия;

- обеспечение продовольствием и переселенческими пространствами;

У продовольственного сословия был свой вождь.

сентябрь 1933г. - создание Имперского сословия питания, куда входили 12 млн

человек. Членство было принудительным, размер членских взносов устанавливался

сверху. Министр хозяйства мог устанавливать цены на любую с/х продукцию, но

на самом деле цены устанавливали рыночные союзы.

В сер. 30-х было около 150 рыночных союзов, которые занимались установлением

цен, надбавок, лимита продажи и т.д.

сентябрь 1933г. - Принятие закона о наследственных дворах. Объявление

хозяйства площадью от 7,5 до 120 га, которые принадлежали чистым арийцам,

членам НСДАП и были рентабельными, наследственными дворами.

Льготы:

- принцип майората;

- освобождение от налога на наследство;

- освобождение от поземельного налога;

- за долги расплачивается государство, а задолженности превращаются в ренту.

1937г. - Закон об обеспечении ведения хозяйства на земле.

Суть:

Те хозяйства, которые не проводили установленные сверху агротехнические

мероприятия, могли быть лишены права на самостоятельное ведение хозяйства на

4 года.

Для контроля вводились подворные карточки.

1939г. - новая реформа в управлении с/х.

Главный момент:

Крестьяне отдавали государству всю продукцию по установленным ценам, а потом

государство возвращало им часть их продукции.

1941г. - введение хозяйственных паспортов для целых деревень. Эффекта от

этого, правда, не было.

1924-29гг. - темпы роста с/х 10%.

1934-39гг. - темпы роста с/х 8% в год.

Урожайность в Германии повышалась медленнее, чем в других странах (Франции,

Нидерландах, Бельгии).

9.Лекция 9.

Тема 6

План экономии Дж. Мэя (Великобритания)

Хотя GB не относилась к странам, которые тяжело пострадали из-за кризиса

1929-33гг., тем не менее за эти годы объем промышленного производства упал на

15%, безработица достигла 30% (хотя и не 50% как в Германии). Серьезно

пострадала и внешняя торговля GB, между тем, как она имела обширную

колониальную систему.

В GB кризис начался в конце 1930г. Но спад производства обнаруживался и

раньше. И когда планировали государственный бюджет на 1930г., было ясно, что

будет иметь место дефицит гос. бюджета.

К концу 1930г. ситуация ухудшилась, пришлось пойти на увеличение прямых

налогов, в частности подоходного налога. Из косвенных налогов подняли налог

на пиво.

Правительство считало, что государство для исправления ситуации должно

заниматься оздоровлением финансовой сферы, т.е. обеспечить стабильность

национальной валюты, довыплатить вкладчикам.

Весной 1931г. ситуация еще более ухудшилась, население изымало вклады и

уменьшался золотой запас страны.

Весной 1931г. была создана Комиссия по национальной экономии (КНЭ), которую

возглавил банкир Джон Мэй.

Летом 1931г. КНЭ представила доклад с рекомендациями по улучшению ситуации;

она предсказала дефицит государственного бюджета в 120 млн фунтов стерлингов

и рекомендовала не допускать его путем увеличения прямых и косвенных налогов

на 24 млн фунтов стерлингов. Также рекомендовалось сократить государственные

расходы на 96 млн фунтов стерлингов.

Весьма характерно то, что речь шла о снижении государственных расходов за

счет уменьшения выплат безработным (в США наоборот они увеличивались, т.е.

Новый курс Рузвельта - противоположность политике, проводимой в GB). Таким

образом, происходила реализация плана экономии.

В это время у власти были лейбористы во главе с Макдональдом, которые были

поставлены в очень тяжелое положение.

Макдональд сформировал новое “национальное” коалиционное правительство, отдав

в нем ключевые посты консерваторам, которые немедленно приступили к

реализации Плана экономии Дж.Мэя. Повысилось доверие иностранных банков и

инвесторов к правительству GB, более 100 французских и американских банков

согласились на заем в 80 млн фунтов стерлингов, что упрочило финансовую базу

курса, который предлагал План экономии Мэя. Были увеличены прямые и косвенные

налоги, снижены оклады гос. служащих и учителей, сокращены общественные

работы и размеры выплат населению, с другой стороны возросли взносы в

различные фонды. Пособия по безработице сократились на 10%, был принят закон

о “проверке нуждаемости”, по которому граждане могли получить пособие по

безработице, только если они не были иждевенцами и не работали.

Эти меры способствовали стабилизации государственного бюджета и повышению

доверия к английскому фунту стерлингу, т.е. возвратилось доверие к английской

валюте.

Большое значение имело решение о девальвации английского фунта стерлингов.

20 сентября 1931г. - отмена золотого стандарта фунта стерлинга. Началось его

обесценение, и к концу 1931г. девальвация фунта стерлингов достигла 30% (это

произошло отчасти под влиянием экспертов, работавших в комиссии Мэя. В то же

время другие страны (США, Франция, Бельгия, Нидерланды и др.) продолжали

сохранять золотые паритеты своих национальных валют, и снижение паритета

английского фунта стерлингов по отношению к другим привело к повышению

конкурентоспособности английских товаров на мировом рынке, т.к. цены были

ниже. Таким образом, выросли поступления от экспорта, в то время как цены в

GB возросли с 1931г. до 1936г. на 10%, но это все-таки небольшой рост по

сравнению с понижением курса стерлингов.

Оздоровление экономической ситуации привело к политике протекционизма, а для

GB это был характерный шаг.

1931-32гг. - повышение пошлин на импортные товары, что привело к некоторому

снижению импорта и росту платежного баланса, который стал активным.

Результатом всего этого было то, что экономическая ситуация стабилизировалась

и вклады вернулись в английские банки.

1934-35гг. - ситуация окончательно нормализовалась. И когда это произошло,

жесткие меры Плана Мэя были отменены.

А именно:

1934г. - дефицит гос. бюджета практически сведен к нулю.

1935г. - отменен закон о “проверке нуждаемости”. Были существенно повышены

оклады гос. служащих, пособия по безработице.

1934г. - объем промышленного производства в GB достиг уровня 1929г., т.е.

предкризисного уровня.

Таким образом, выход из кризиса GB стал возможен без решений, характерных для

государств с тоталитарным режимом и без концепции кейнсианства. В то же время

выход был достаточно эффективным.

(Объем внешней торговли возрос на 10-15%)

Тема 8.

Международные валютно-финансовые отношения

в межвоенный период

1. Золотой стандарт до I мировой войны.

2. Эволюция золотого стандарта после I мировой войны.

3. Валютные блоки.

Система золотого стандарта - самая устойчивая система. Деньги при ней

абсолютно надежны и в экономике не может быть инфляции.

Золотой стандарт возник в конце XVIII - начале XIXвв., когда в GB после

Наполеона был официально объявлен золотой стандарт фунта стерлинга по закону

1816г. Но многие специалисты, ведущие экономисты считают, что возникновение

золотого стандарта относится к более позднему периоду. Гэлбрейт,

американский экономист, называет 1867г., когда на международной конференции в

Париже золото было признано единственной формой мировых денег (серебро также

сохранило свои позиции, например, в России до Витте было в обращении

серебро).

Крушение золотого стандарта как целостной системы было одной из причин начала

I мировой войны. Но речь шла о конце золотого стандарта как полной системы, а

США сохранили золотой стандарт и в I мировую войну, а GB, Франция и некоторые

другие страны восстановили золотой стандарт в урезанной форме после войны.

В межвоенный период полной системы золотого стандарта не существовало, и

новый этап был пройден в рамках Бреттон-Вудской конференции.

О полном исчезновении золотого стандарта можно говорить в связи отказом в

1971-72гг. США от свободного обмена доллара на золото.

Система золотого стандарта получила в начале такое широкое распространение,

т.к. она устойчива, а также одним из объяснений является ключевая роль GB в

мировой экономике и золотой стандарт английской валюты.

Главным резервом мировых денег были золотые запасы (централизованные). В

условиях золотого стандарта имело место точное определение золотого паритета

национальных валют.

1$ - 1.5 гр. золота;

1 фунт стерлингов - 4.3 гр. золота.

Нормальное функционирование системы золотого стандарта во II половине XIX -

начале XХвв. зависело от золотых запасов центральных банков. Существовала при

системе золотого стандарта обязанность центральных банков иметь золота не

меньше, чем необходимо для покрытия определенного количества выпущенных

бумажных денег. 1897г. - при золотом стандарте рубля существовало

обязательство государства обеспечить эмиссию на 50% для 600 млрд рублей.

Для удержания золота в стране при большом спросе на него существовали

различные способы:

1. Центральные банки могли получить кредиты золотом за границей.

2. Центральные банки повышали процентные ставки по кредитам, которые они

выдавали коммерческим банкам, чтобы уменьшить объем бумажной массы.

Во время I мировой войны золото во многих государствах было сосредоточено в

центральных банках, которые использовали его для различных нужд (например,

военных).

После окончания I мировой войны золотой стандарт восстановился во многих

странах. 1925г. - GB, Черчилль министр финансов восстановил золотой стандарт

фунта стерлингов, но курс фунта по отношению к доллару оказался завышенным,

что простимулировало импорт и препятствовало английскому экспорту. Некоторые

специалисты считают, что это было ошибкой и явилось одной из причин Великой

Депрессии.

“Послевоенный золотой стандарт - бледная тень довоенного”

До I мировой войны существовало реальное обращение золотых монет и свободный

обмен. Колебания курсов валют имели место лишь в пределах “золотых точек”. А

после войны обращение сохранилось только в США, да и то в небольшой мере. В

других странах золотой стандарт был восстановлен в виде золотослиткового и

золотодевизного стандартов. В GB и Франции был золотослитковый стандарт,

который предполагал свободный обмен бумажных денег на золото, но такого

количества бумажных денег, на которое можно было бы купить золотой слиток

определенного веса. Например, во Франции этот вес равнялся 12.5 кг. В этой

стране золотой стандарт продержался до 1936г., когда началось изъятие золота

для вывоза за границу.

Другая форма золотого стандарта - золотодевизный стандарт. Центральные банки

многих стран в условиях золотодевизного стандарта обменивали национальную

валюту не на золото, а на иностранную валюту, которая считалась размениваемой

на золото.

Для поддержания возможности такого размена центральные банки должны были

держать валютные резервы. До II мировой войны такие резервы состояли из фунта

стерлингов, а после войны все чаще из доллара.

Итак, золотослитковый и золотодевизный станларты были ограниченной формой

золотого стандарта, но и они потерпели крах во многих странах во время ВД.

сентябрь 1931г. - отменен золотой стандарт фунта стерлингов;

1933г. - отменен золотой стандарт доллара;

1936г. - отменен золотой стандарт франка;

1931г. - Япония отменила свой золотодевизный стандарт, что привело к инфляции;

в Германии фашисты ввели жесткие ограничения на все операции с золотом и

иностранной валютой.

Таким образом, твердые паритеты валют прекратили свое существование. Валюты

пустились в свободное плавание.

К концу 30х монетарное золото полностью сконцентрировалось в государствах, и

переходило из подвала одного центрального банка в подвал другого.

ВАЛЮТНЫЕ БЛОКИ

Отмена золотого стандарта валют имела тяжелые последствия для международных

валютно-финансовых отношений. Мир разделился на несколько валютных блоков.

1.После отмены золотого стандарта возник стерлинговый блок. В него входили

страны Британской империи, кроме Канады и Гонконга, Египет, Ирак, Португалия,

Скандинавские страны, Дания, Япония, Аргентина, Бразилия и др. Всего в

стерлинговом блоке было 25 стран. Национальные валюты стран-участниц

стерлингового блока привязывались к курсу фунта стерлингов. Расчеты между

ними также осуществлялись в фунтах, а валютные резервы хранились в

центральном банке GB для обеспечения взаиморасчетов.

2. После отмены в 1933г. золотого стандарта доллара возник долларовый блок, в

который вошли США. Канада, страны Латинской Америки. Члены долларового блока

взяли на себя обязательство поддерживать определенные отношения между своими

национальными валютами и долларом. Отношения эти были довольно либеральные,

валютный контроль отсутствовал. Большая часть валютных резервов находилась в

банках США.

3. В 1933г. образовался золотой блок. В него вошли страны, не желавшие

отказаться от золотого стандарта своих национальных валют: Франция, Бельгия,

Нидерланды, а позже и Италия с Польшей. Целью золотого блока было поддержание

нормального золотого стандарта неизменяющегося золотого содержания.

4. Перед II второй мировой войной и период оной Германия и Япония создавали

свои валютные блоки на оккупированных территориях.

10.Лекция 10.

Основные итоги и экономические последствия II мировой войны

II мировая война (1939-45гг.) была самой масштабной в истории человечества. В

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Собрание рефератов