Рефераты

Лекция: Учебник по истории отечества

Лекция: Учебник по истории отечества

СОДЕРЖАНИЕ

МОДУЛЬ 1. КИЕВСКАЯ РУСЬ (IX – XIII вв..).......................................4

1.1. Место средневековья во всемирно-историческом процессе.....................4

1.3.Политическая раздробленность русских земель и последствия децентрализации

(ХI- нач.ХIIIвв). 9

1.4.Русь между Западом и Востоком.............................................11

1.5.Древнерусская культура в IХ – нач. ХШ вв..................................14

2.1. Объединение русских земель вокруг Москвы. Последствия правления Ивана

III и Василия III. 15

2.2. Эпоха Ивана Грозного.....................................................17

2.3.Смутное время в российской истории........................................20

2.4. Внешняя политика Московской Руси.........................................23

2.5. Культура Московского государства (ХIV-ХVII вв.)..........................25

МОДУЛЬ 3. РОССИЯ НА ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ (ХVIII-ХIXвв.)..........................27

3.1. Основные тенденции развития мировой истории в ХVIII-ХIХ вв...............27

3.2. Российская империя в ХVIII в.: политические, социально-экономические и

культурные

преобразования...............................................................

.................................................. 28

3.3. Буржуазное реформирование России: идеи, реальность и последствия.........30

3.4. Общественно-политические движения II-й половины ХIХ века.................32

М О Д У Л Ь 4 ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ВЫБОРА В НАЧАЛЕ XX в. (1900-1921 г.) 33

4.1. Российская империя между реформой и революцией...........................33

4.2. 1917 ГОД В СУДЬБЕ РОССИИ.................................................37

4.3. ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО В УСЛОВИЯХ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ....................... 38

МОДУЛЬ 5. СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ИДЕЯ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ (1921-1953 гг.)........... 41

5.2. СССР на пути форсированного строительства социализма ( экономика,

общество, культура,

власть)......................................................................

....................................................................... 42

5.3. Советское государство во второй мировой войне. Всемирно-историческое

значение победы советского народа над фашистской

Германией............................................................. 45

МОДУЛЬ 6. Реформы «сверху» и стагнация в обществе. Поиск новой модели

общественного развития (1953 – 1990-е

гг.).........................................................................

..................................................... 51

6.1. Первое послесталинское десятилетие. Политические, экономические,

социальные проявления

«оттепели»...................................................................

....................................................... 51

6.2. Власть и общество (1964 – 1985 гг.)......................................53

6.3. Реформы 1965 г. и социально-экономическое развитие СССР..................55

6.4. СССР и мир в середине 60-х - начале 80-х годов...........................56

6.5. Сущность и противоречия российского реформаторства второй пол. 80-х –

90-е годы.. 57

Термины и понятия 59

Учебные пособия к курсу 70

МОДУЛЬ 1. КИЕВСКАЯ РУСЬ (IX – XIII вв..)

1.1. Место средневековья

во всемирно-историческом процессе

Понятие «средний век» было введено итальянскими гуманистами, которые хотели

таким образом подчеркнуть коренное отличие культуры своего времени от

предшествующего исторического периода (эпохи Античности). В их понимании

«средний век» – это «темный век», период культурного упадка, когда в жизни

европейцев не происходило ничего заслуживающего внимания, господствовал

религиозный фанатизм и царила безграмотность. Напротив, многие историки и

религиозные мыслители смотрели на средневековое общество как на идеальное

общество. Как видно, в оценке средневековья присутствуют крайности. По-

разному определяются и временные рамки Средневековья. Одни историки датируют

Средние века с начала II-III вв. н.э. до конца ХVIII в. Большинство же

историков дают другую периодизацию – V в.н.э. – конец ХVI в - середина ХVII

в. К тому же внутри тысячелетнего периода Средневековья принято выделять три

этапа:

Раннее Средневековье – Vв. - начало ХIв.

Классическое Средневековье – ХI-ХV вв.

Позднее Средневековье ХVв. – середина ХVII в.

Наиболее характерными чертами средневекового периода являются следующие:

это, по преимуществу, аграрное общество, основанное на ручном труде и

феодальных общественно-экономических отношениях;

система ценностей и представлений основана на религиозных заповедях и учении

церкви;

для общества характерно стремление внутреннему единству и внешнему

обособлению, сословной замкнутости;

в период Средневековья происходит зарождение и формирование современных народов.

Средневековье создало новый городской образ жизни, высокие образцы духовной и

художественной культуры, институты образования, что дало толчок для развития

мировой цивилизации.

В эпоху Средневековья начинается вхождение в мировой исторический процесс

сначала Руси, а затем и России. В VI в. н.э. у восточных славян начинается

процесс разложения родовых отношений. В VI в. восточные славяне объединяются

в племенные союзы со своими княжениями. В VIII – IХ веках в Восточно-

Европейской равнине идет интенсивное развитие экономики, выделяются ремесла,

завязываются тесные торговые отношения Византией, Востоком и Западной

Европой. В начале IХ в. идет постепенный процесс складывания

государственности.

1.2.Возникновение государственности у славян. Общественно-политическое

устройство Киевской Руси.

Расселение славян на Русской равнине. «Прародиной» всех славянских племен

современные ученые считают Центральную Европу. Вопрос о месторасположении

славян до Великого переселения народов является дискуссионным. Территорию

«прародины» помещали в Среднем Подунавье, между Одером и Вислой, между Вислой и

Днепром, в Припятском Полесье и др. По-разному датировалось и время выделения

славян из общего массива индоевропейских народов – от III тысячелетия до н. э.

до последних веков I тысячелетия н.э. В VI-VIII вв. расселение славян

происходило по трем основным направлениям: на юг – на Балканский полуостров; на

запад – в Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы; на восток и север по

Восточноевропейской равнине. Соответственно, произошло деление славян на три

ветви – южную, западную и восточную. Славяне заселили огромную территорию – от

Пелопоннеса на юге до Финского залива и р. Невы на севере, от Альпийских гор,

средней Эльбы и Ютландского полуострова на западе до Верхней Волги, Средней Оки

и Верхнего Дона на востоке.

Расселяясь по обширным просторам Русской равнины, славяне сталкивались с

проживавшими здесь другими племенами (балтскими, финно-угорскими, ирано-

язычными), ассимилировали их, но при этом менялись и сами приобретали новые

навыки, элементы материальной культуры. В ходе расселения у славян

происходило разложение родоплеменного строя и формирование новых славянских

общностей. На территории, составившей в будущем Киевскую Русь, насчитывалось

более 10 славянских союзов племенных княжеств.

Основой хозяйства славян, в том числе восточных, было пашенное земледелие.

Применялись пахотные орудия с железными рабочими частями – рало (в

южных областях), соха (на севере).

Подчиненную роль в хозяйстве играли скотоводство, охота, рыболовство,

бортничество. Хозяйственной ячейкой была преимущественно малая семья. Семьи

объединялись в соседскую (территориальную) общину – вервь. Расселение

ускорило выделение знати. Повсеместное распространение пашенного земледелия с

использованием железных орудий труда создавало возможность получения продукта

для содержания господствующего социального строя и воинов – дружину.

Дружинный слой существовал у славян уже в VI-VII вв., а к IХ в. он выдвинулся на

ведущие позиции в обществе.

Возникновение государства. Норманская и антинорманская версии. С момента

зарождения отечественной исторической науки длится спор о возникновении и

характере Древнерусского государства. Важный исторический источник - древнейшая

русская летопись «Повесть временных лет» содержит рассказ летописца о

призвании новгородскими словенами на княжение варяжских (норманнских)

князей Рюрика, Синеуса и Трувора. Со временем историки пришли к мнению о

вымышленности двоих братьев-варягов – Трувора и Синеуса (на древнешведском

языке эти слова означают – «с домом и дружиной»), признав историческую

достоверность личности Рюрика.

Факт призвания варягов, его трактовка и оценка долгое время делили историков

на сторонников норманнской версии происхождения древнерусского государства и

ее противников – норманистов и антинорманистов. Первые считали призвание

варягов началом древнерусской государственности, логически завершая эту

версию утверждением о неспособности славян самостоятельно создать свое

государство и их исторической отсталости от европейского (германского) мира.

Оппоненты норманистов отстаивали самостоятельное историческое творчество

славянских народов и обнаруживали элементы славянской государственности еще в

«доваряжскую эпоху». В качестве аргументов указывали на существование развитых

племен и союзов племен; существование власти князей – племенных вождей; участие

населения в решении сложнейших задач обороны территории и управления.

Сегодня не существует крайнего противостояния сторонников и противников

норманской версии происхождения Древнерусского государства. Речь идет о

степени варяжского (норманнского) влияния на процесс становления

государственности. Подавляющее большинство историков считают, что решающим

это влияние признать нельзя хотя бы потому, что варяги по своему

политическому, культурному и экономическому развитию находились не на высшей

по сравнению со славянами ступени развития. Вместе с тем нельзя не признать,

что варяги принесли на славянскую почву особые отношения князя и дружины,

рождение династии Рюриковичей, правившей российским государством вплоть до

конца ХVI в.

Общественно-политическое устройство Киевской Руси. Не менее спорным

остается вопрос о характере древнерусского государства – Киевской Руси. После

княжения Рюрика в Новгороде началась экспансия варягов на юг. Сначала его

дружинники Аскольд и Дир освободили полян от уплаты дани хазарам

и остались править Киевом, а в 882 г. родственник Рюрика Олег убил

дружинников и объединил русскую землю от Новгорода до Киева, сделав последний

своей столицей. Эта дата является отправной точкой в истории русского

государства. Впоследствии Олегу удалось объединить под своей рукой все

славянские племена, обложив их данью. Дань собиралась путем полюдья.

Единицами обложения служили дым (т.е. крестьянский двор), рало и плуг (в данном

случае – земельная площадь, соответствующая возможностям одного крестьянского

хозяйства). Со временем местное княжение ликвидировалось и представитель

киевской династии назначался в качестве князя-наместника. В основном этот

процесс завершился в конце Х в. Структура государства оформилась при князе

Владимире, который в девяти крупнейших центрах Руси посадил на княжение своих

сыновей: в Новгороде (земля словен) – Вышеслава, позже Ярослава, в Полоцке

(кривичи) – Изяслава, Турове (дреговичи) – Святополка, в земле древлян –

Святослава, во Владимире-Волынском (волыняне) – Всеволода, Смоленске (кривичи)

– Станислава, Ростове (земля финноязычного племени меря) – Ярослава, позже

Бориса, в Муроме (финноязычная мурома) Глеба, Тмутаракани (русское владение на

Таманском полуострове) – Мстислава.

В отечественной исторической науке остается спорным вопрос о характере

древнерусского государства. Долгое время господствовала точка зрения, что

возникшая в 1Х в. Киевская Русь – раннефеодальная монархия со всеми

характерными для нее признаками. Высшее должностное лицо в государстве – князь

(монарх). Альтернативная точка зрения современных историков заключается в том,

что первой формой древнерусской государственности считается республиканская

форма правления по типу греческих полисов – городов-государств.

Чтобы оценить каждую из этих версий остановимся на системе управления

государственными делами в Киевской Руси.

Система «Князь – дружина - вече». Князь, как правило, Рюрикович, поэтому

и вся русская земля постепенно стала рассматриваться как собственность династии

Рюриковичей. История оставила нам генеалогическое древо этого рода, по

которому легко проследить последовательность правления первых князей и

особенности их правления. Первые киевские князья стремились укрепить Землю

Русскую. При князе Святославе Игоревиче – внуке легендарного Рюрика –

Русь освободилась от зависимости со стороны Хазарского каганата и стала

признаваться как военная держава. Владимир Святославович предпринял ряд

реформ, крестил Русь, Ярослав Владимирович (Мудрый)- даровал первый

свод древнерусских законов («Русская правда») сделал Русь уважаемой далеко

за пределами. Каждый из этих князей, как и их потомки, пришли на киевский

престол дорогой кровавых междоусобиц, а подчас и братоубийственной войны.

Причиной этому был несовершенный порядок занятия Киевского престола –

лествица, предусматривавший наследование по горизонтальной линии.

С другой стороны, в Киевской Руси принцип наследования власти своеобразно

сочетался с принципом ее выборности. Источники подтверждают стремление киевских

князей посадить своих сыновей во всех крупных центрах Руси. Однако примет или

нет население княжеского ставленника зависело не от воли князя, а от согласия

населения, выраженного на вече. Известно немало примеров изгнания

князей и, наоборот, приглашения их на княжение. Отношения князей со своим

старшим киевским родственником напоминали характерные для феодальных обществ

отношения сюзеренитета-вассалитета. По мере развития экономики, политического

усиления отдельных территорий – уделов и укрепления позиции местных

князей, усложнялись их отношения со старшим Киевским князем. Урегулирование

спорных вопросов между ними происходило как и в Европе на феодальных

съездах, самый известный из которых – Любечский съезд.

Непременным атрибутом древнерусской государственности была княжеская дружина.

Она выполняла не только функцию княжеской гвардии, ее генерального штаба, но и

функцию княжеской администрации. Старшие, наиболее опытные дружинники

бояре – получали от князя право сбора дани с части территорий и позже

превратились в крупных феодальных собственников. Младшая дружина – отроки –

кормились с княжеского стола. Дружина приходила с князем и, в случае его

изгнания, уходила вместе с ним. Князь был первым среди равных в отношениях со

своей дружиной.

По-разному оценивают историки роль вече в Древней Руси. Одни считают это

институтом республиканской формы правления, другие – пережитком системы

военной демократии. В любом случае признается важная роль вече в политической

жизни и государственном управлении. Вече принимало решение об избрании или

изгнании князя, с ним советовался князь по вопросам внутренней и внешней

политики, развития торговых отношений и т.д.

Внешняя политика древнерусских князей. Киевская Русь была крупнейшей

державой в Восточной Европе. В IХ в. ее наиболее опасным противником был

Хазарский каганат. Зависимость некоторых восточнославянских союзов племенных

княжеств от Хазарии была ликвидирована только к середине Х в.

Важным направлением русской внешней политики были отношения с Византийской

империей – наиболее могущественным государством Восточного Средиземноморья и

Причерноморья. Эти отношения отличались неустойчивостью: процветающие

торговые связи сменялись военными конфликтами. В 907 г. киевский князь Олег

привел (морем и берегом) к столице Византии многочисленное войско, в состав

которого, кроме киевской дружины, вошли отряды воинов из зависимых от Киева

славянских союзов и наемники-варяги. В результате похода был заключен

выгодный для Руси договор. Победные походы русских князей повышали авторитет

государства и укрепляли его могущество.

Политика киевских князей на юге отличалась как союзническими отношениями с

отдельными печенежскими племенами, так и военными конфликтами.

Древнерусское общество в зеркале «Русской правды».

До сих пор мы вели речь, главным образом, о политической истории Киевской Руси,

об укреплении княжеской власти над населением, об отношениях Древнерусского

государства с соседями. Что же представляло собой общество Древней Руси? В

каких отношениях между собой состояли жители? Летописные повествования лишь

эпизодически обращают на это внимание. Особенности общественного устройства

Руси отражены в древнейшем своде законов – «Русской правде». Наряду с

«Русской правдой» важными памятниками законодательства являются княжеские

уставы и сборники церковных установлений.

Каково же древнерусское общество по Русской правде? Прежде всего в этом

документе сделаны первые шаги по ограничению кровной мести, а в Правде

Ярославичей месть вообще запрещена и заменена штрафом – вирой. Основным

населением Киевской Руси были свободные общинники, которых «Русская правда»

называет «людьми». Для лично зависимого населения вотчин, а также для рабов-

слуг использовались термины– челядь и холопы. Их неполноправное положение

было закреплено юридически: за убийство холопа уплачивался всего лишь штраф в

5 гривен. Особую категорию составляли смерды. Наиболее вероятно, что это –

категория полувоенного, полукрестьянского населения, зависимого от князя. Но

распространено и мнение, что смерды – лично свободное сельское население,

обязанное данью. Во второй половине ХI в. появляется категория закупов –

людей, вступающих в зависимость от землевладельца за долги и вынужденных

работать на господина до выплаты суммы долга. Их правовое положение было

промежуточным между свободными людьми и холопами. Главное же отличие закупа

от холопа состояло в том, что у него было свое хозяйство. Таким образом, по

своему положению закуп напоминает, скорее, феодально-зависимого крестьянина,

нежели раба: он несвободен, но владеет средствами производства.

Упоминаются в Русской Правде также рядовичи, жизнь которых защищалась

минимальным пятигривенным штрафом. По-видимому, так называли людей, не

пошедших в холопство и заключивших «ряд» – тиунов, ключников, мужей рабынь.

По мере складывания к концу Х в. структуры единого государства формируется

разветвленный аппарат управления. В качестве должностных лиц государственной

администрации выступали представители дружинной знати. При князьях действовал

совет (дума), состоявший из верхушки дружины. Из числа дружинников князь

назначал посадников – наместников в городах; воевод – предводителей различных

военных отрядов; тысяцких – высших должностных лиц; сборщиков поземельных

податей – данников; судебных чиновников – мечников, вирников, емцев,

подъездных; сборщиков торговых пошлин – мытников, мелких должностных лиц –

биричей, метельников. Из состава дружины выделяются и управители княжеского

вотчинного хозяйства – тиуны (с ХII в. они включаются в систему

государственного управления).

Изучение имеющихся источников породило две основные концепции, по-разному

трактующие вопросы политического, социального и экономического устройства

древнерусского общества. Большинство историков относят Киевскую Русь к

раннефеодальным государствам. Согласно этой концепции, крупная феодальная

собственность на землю складывалась на Руси в IХ-ХII вв. В виде княжеских,

боярских вотчин и церковных владений. Земли феодалов обрабатывались трудом

зависимых крестьян (их категории названы выше).

Согласно концепции дофеодального характера общественного строя Киевской Руси,

социально-экономическую основу древнерусского общества составляло общинное

землевладение и свободные крестьяне-общинники. Существовало и частное

землевладение – вотчины князей, бояр, церкви с использованием труда как

рабов, так и полусвободного населения.

Принятие христианства на Руси. Завершающий этап становления Киевской

Руси, ее расцвет связаны с княжением Владимира Святого и Ярослава Мудрого. При

сыне Святослава Владимире 1 все земли восточных славян объединились в составе

Киевской Руси. Мудрость великого князя состояла в том, что он стремился

укрепить государство с помощью веры, общей для всех. Религия у славян была

языческой. Они поклонялись богам, различным явлениям природы и глубоко чтили

культ предков. Природа считалась одушевленной. При Владимире произошло одно из

величайших событий многовековой истории – Русь приняла христианство. Выбор

состоялся не сразу. Вначале Владимир попытался использовать в качестве

объединяющей силы распространенное на Руси язычество, создав пантеон шести

основных языческих богов во главе с Перуном. Однако скоро выяснилось, что таким

путем проблемы не решить. Соседние с Киевской Русью государства исповедовали

религии, основу которых составлял монотеизм, т.е. вера в единого Бога.

В Византии господствовало христианство, в Хазарии – иудаизм, в Волжской

Булгарии – ислам. Изучив сущность каждой из религий, Владимир сделал

выбор в пользу православия, хорошо известного на Руси. Так, византийские

источники сообщают, что крещения русов происходили уже в 60-х – 70-х гг. IХ в.

(княгиня Ольга и часть русской знати).

Сама дата крещения киевлян остается спорной. Историки называют разные годы.

Но все же традиционно принятие христианства Русью датируется 988 годом (это

дата крещения самого Владимира). Процесс введения христианства на Руси был

трудным (в Новгороде, например, через кровавые столкновения) и длительным

(вплоть до ХVI в.).

Была учреждена русская митрополия, которая подчинялась

константинопольской патриархии. В важнейших городах – Новгороде, Полоцке,

Чернигове, Переяславле, Белгороде, Ростове в конце Х-Х1 вв. создаются

епископства. Православное духовенство на первых порах было греческим,

Богослужебные и иные книги поступали в основном из Болгарии, которая стала

христианской страной на столетие раньше. Объявив на Руси новую государственную

религию, Владимир не жалел средств на строительство храмов. Возведя и украсив

первый каменный храм в честь Богородицы в Киеве, князь пожаловал ему на вечные

времена десятую часть всех богатств своих и доходов, собираемых в казну с

городов и земель русских – церковную десятину. Впоследствии князья, утверждая

свое величие, соревновались в красоте и монументальности возводимых ими

соборов. Наряду с храмами строились монастыри, в которых обосновались

религиозные общины монахов или монахинь.

Принятие христианства открывало широкие перспективы для развития контактов с

Европой. Перенесение небесной и церковной иерархии на земные порядки

укрепляло власть князя и феодалов. Происхождение княжеской власти прочно

увязывалось с божьей волей. «Нет власти не от Бога» – учило духовенство.

Церковь требовала от князя высокой ответственности за правление, а от народа

– безоговорочного ему повиновения. Вместе с православием на Русь пришли

письменность, школы, суды, новые законы. В русском обществе появился новый

институт -церковь, которая опекала нищих, больных, убогих, а также

положительно повлияла на крепость семейных отношений славян, воздействовала

на их нравственность. Единая религия укрепила объединение восточнославянских

и финно-угорских племен в мощную державу. В русскую культуру вливались новые

творческие направления: каменное строительство, иконопись, фресковая

живопись. Через посредничество Византии Русь прикоснулась к традициям

античного мира.

Несмотря на активное, вплоть до насаждения силой, внедрение православия на

Руси, противникам никогда не удавалось истребить его. Новая религия стала

опорой государственной власти на Руси. В самые тяжкие времена единая вера

спасала государство Русское: заставляла его раздробленные земли тянуться друг

к другу, сплачивая народ в единую мощную силу для отражения многочисленных

врагов.

1.3.Политическая раздробленность русских земель и последствия

децентрализации (ХI - нач. ХIII вв.).

Причины княжеских усобиц. Согласно общепринятой точке зрения, в середине

ХI-начале ХII вв. Древнерусское государство вступило в новый этап своей истории

– эпоху политической раздробленности. Начальную фазу этого процесса относят к

моменту смерти Ярослава Мудрого, когда Русь практически была поделена между его

тремя сыновьями – Изяславом (он получил Киев и Новгород), Святославом

(Чернигов) и Всеволодом (Переяславль и Ростовская земля). Вначале князья, помня

завет отца о дружбе, старались жить в мире и чтить старшего брата Изяслава. Но

вскоре между ними, а затем и их потомками, возникли конфликты и усобицы,

длившиеся почти сто лет. Ожесточенная борьба велась за киевский престол.

Внутренние распри дополнялись половецкими набегами, разоряющими русские земли.

Со смертью в 1093 г. последнего из Ярославичей – Всеволода в соответствии с

лествичными порядком престолонаследия власть над Киевом перешла к старейшему в

роду Святополку II Изяславичу (1093-1113 гг). Он оказался неумелым правителем,

стремившимся из всего извлечь личную выгоду, не сумел противостоять половцам и

справиться с усобицами. Созванный по инициативе переяславского князя Владимира

Мономаха в 1097 г. Любечский съезд русских князей продемонстрировал их

временное единство. Однако, провозглашенный там принцип наследования князьями

земель своих отцов: «кождо да держит отчину свою», был воспринят не как

объединение Руси, а скорее, как разделение на наследственные владения различных

ветвей княжеского рода.

Вспыхнувшее в Киеве восстание (после смерти Святополка) побудило киевских

бояр пригласить на великокняжеский престол авторитетного князя Владимира

Мономаха (годы правления: 1113-1125). В годы его правления единство Руси было

отчасти восстановлено, поскольку авторитет Мономаха среди других князей был

бесспорен, а ослушников он жестоко карал. Некоторое время удавалось

удерживать единство русских земель и сыну Владимира Мономаха - Мстиславу I

Великому (1125-1132 гг.). После смерти Мстислава Киевская Русь окончательно

распалась на полтора десятка княжеств-государств. Наступил период, получивший

название периода раздробленности или удельного периода. В ХIV в. количество

удельных княжеств достигало 250.

Таким образом, причинами раздробленности Киевской Руси являются:

формирование феодальных отношений, при которых появляются крупные земельные

владения (боярские вотчины), вызывающие стремление бояр к самостоятельности и

укреплению своей власти;

ослабление центральной власти (киевского князя). В условиях, когда княжеский

род разветвился, а отношения между преемниками запутались, необходима была

новая организация власти, соответствующая новому соотношению сил;

отсутствие прочных экономических связей между землями, господство

натурального хозяйства вели к децентрализации государства;

упадок значения торгового пути «из варяг в греки», выполнявшего объединяющую

функцию

бегство населения в северо-восточные земли как результат непрерывных

нападений со стороны кочевников.

Последствия децентрализации русских земель. Распад Киевской Руси привел к

существенным изменениям политического, экономического, культурного характера.

Образовавшиеся самостоятельные княжества признавали на первых порах власть

Великого князя Киевского, но она была скорее номинальной. Киев стал первым

среди равных княжеств-государств. Вскоре другие земли догнали и даже

опередили его в своем развитии. Отношения между князьями регулировались

существо

Единое государство («Русская земля») распадается на образования, получившие

название «земли». Отношения между ними регулировались существовавшим тогда

обычным правом и заключавшимися между ними соглашениями.

Со второй половины ХII в. выделяются сильные княжества, правители которых

становятся «великими», «старейшими» в своих землях. Титулом великого князя

величали теперь не только киевских, но и князей других русских земель.

Политическая раздробленность не означала разрыва связей между русскими

землями, не вела к полной разобщенности. Оставались едиными религия, язык,

правовые нормы «Русской Правды». В результате дробления в качестве

самостоятельных выделились княжества, названия которым дали стольные города:

Киевское, Черниговское, Переяславское, Муромское, Рязанское, Ростово-

Суздальское, Смоленское, Галицкое, Владимиро-Волынское, Полоцкое,

Новгородская и Псковская земли и др.

В удельной Руси домонгольского периода во многих сферах общественной жизни

наблюдался прогресс. Осваивались новые неплодородные земли, где развивалось

хлебопашество, бурно развивались ремесла (около 60 специальностей). Развитие

ремесла сопровождалось бурным ростом городов, развитием местных рынков. Если

в Киевской Руси было около 20 городов, то в удельной – более 300. Удельные

князья, став хозяевами земель, выступали в качестве организаторов

строительства новых городов, укрепления их крепостями. Децентрализация

позволила лучше приспособить политическое устройство земель к местным

условиям. В одних землях великокняжеская власть установилась в монархической

форме (Владимиро-Суздальское, Галицко - Волынское княжества), другие стали

боярскими феодальными республиками (Новгород, Псков). Самым ярким

свидетельством поступательного развития Руси в это время служит расцвет ее

культуры.

Таким образом, политическая раздробленность – закономерный этап развития

Древней Руси. Децентрализация дала простор новым тенденциям: экономической

самостоятельности областей, их подъему, развитию самосознания, культуры.

Вместе с тем разрушение единого государства сделало Русь беззащитной перед

грозным монгольским нашествием, что привело к тяжелым последствиям.

Особенности развития Владимиро-Суздальского, Галицко - Волынского княжеств и

Новгородской республики. В конце ХII – нач. ХIII вв. На Руси определились

три основных политических центра, каждый из которых оказывал решающее влияние

на политическую жизнь в соседних с ними землях и княжествах: для

Северо-Восточной и западной Руси – Владимиро-Суздальское княжество; для южной и

юго-западной Руси – Галицко-Волынское княжество; для северо-западной Руси –

Новгородская феодальная республика.

Владимиро-Суздальское княжество стало независимым во время правления сына

Владимира Мономаха – Юрия Долгорукого (1132-1157гг). Географическое

расположение (удаленность от степных районов и контроль над волжским торговым

путем) способствовали притоку беженцев с южных княжеств и быстрому

экономическому развитию. На фоне этих особенностей формировалась сильная

княжеская власть. Земля рассматривалась как собственность князя, а ее

население, включая бояр – в качестве ее слуг, что вело к становлению

княжеско-подданических отношений. Преемник Юрия Долгорукого Андрей

Боголюбский (1157-1174 гг..) энергично укреплял собственную власть и

государственность. Он перенес столицу во Владимир, способствовал развитию

культуры и постоянно стремился распространить свою власть на другие земли,

одержав в 1169 г. победу над Киевом. Жестокость и самовластие князя порождали

заговоры вокруг него. В 1174 г. бояре Кучковичи ворвались ночью в княжеские

покои и изрубили Андрея Юрьевича мечами. Междоусобная борьба за княжеский

стол завершилась победой его сводного брата Всеволода Большое Гнездо,

прозванный так за многочисленность семейства.

Всеволод подавил боярскую оппозицию, укрепил княжескую власть. Время его

правления – расцвет Владимиро-Суздальской земли. В нач. ХIII в. Владимирская

Русь распалась на уделы: Владимирский, Ярославский, Ростовский, Угличский,

Переяславский, Юрьевский и Муромский. В них утвердились потомки Всеволода.

Княжества Северо-Восточной Руси в ХIV-ХV вв. стали основой формирования

Московского государства.

Галицко - Волынское княжество, располагавшееся на юго-западе русских

земель, возникло в результате объединения сильных Галицкого и Волынского

княжеств. Особенности расположения: соседство с польским и венгерским

государствами, правители которых активно вмешивались во внутренние дела этих

княжеств, наличие влиятельного местного боярства, ведшего борьбу за власть не

только между собой, но и с князьями. Здесь имелись тучные черноземы, обширные

лесные массивы и значительные залежи каменной соли. На территории этого

княжества возникли крупные города: Галич, Владимир - Волынский, Холм, Берестье

(Брест), Львов, Перемышль и др. Земли княжества находились в относительной

безопасности от кочевников. Объединение Галицкого и Волынского княжеств

произошло в 1199 г. при волынском князе Романе Мстиславиче. В 1203 г. он

захватил Киев и принял титул великого князя. Образовалось одно из крупнейших

государств Европы. Здесь так же, как и на северо-востоке Руси, установилась

сильная великокняжеская власть. Сын Романа Мстиславича Даниил, заняв в 1240 г.

Киев, сумел объединить Юго-Западную Русь и Киевскую землю. В дальнейшем

Галицко-Волынское княжество было разорено татаро-монголами, а спустя 100 лет

оказалось в составе Литвы (Волынь) и Польши (Галич).

Новгородская земля занимала огромную территорию от Ледовитого океана до

верховья Волги, от Прибалтики до Урала. Она избежала участи разорения от

набегов кочевников. Громадный земельный фонд находился в руках местного

боярства, выросшего из родоплеменной знати. Значительное развитие получили

охота, рыболовство, солеварение, производство железа. Город находился на

перекрестке торговых путей, связывающих Западную Европу с Русью, а через нее –

с Востоком и Византией. Новгородом владел тот из князей, кто держал киевский

престол. В результате восстания в 1136 г. боярство сумело выйти победителем в

борьбе за власть. Новгород стал боярской республикой

Высшим государственным органом Новгородской республики было вече. Некоторые

историки полагают, что вече – собрание не всего мужского населения, а собрание

только владельцев городских усадеб. Вече принимало законы, утверждало договоры,

рассматривало вопросы войны и мира, избирало городские власти: посадника,

тысяцкого, выдвигало кандидатуру на должность архиепископа. Вече

приглашало князя, который возглавлял дружину. Он принимал присягу на верность

новгородским традициям, с ним заключался договор.

Жителям Новгородской земли удалось отбить натиск немецко-шведской агрессии в

40-х годах ХIII в. Не смогли захватить город и монголо-татары, хотя тяжелая

дань и зависимость от Золотой Орды сказались на дальнейшем развитии этого

региона.

1.4.Русь между Западом и Востоком.

Рассмотрев причины и последствия раздробления раннесредневекового Русского

государства, мы пришли к выводу, что этот процесс был естественным. Европа

также пережила полосу распада раннесредневековых государств, раздробленности,

локальных войн, чтобы затем развился процесс образования национальных

государств светского типа, которые существуют до сих пор. Можно сделать

вывод: Древняя Русь, пройдя полосу распада, могла прийти к аналогичному

результату. Однако, развитие на территории Руси пошло иначе.

Переломным в истории Древней Руси, как и в Европе, стал ХIII век. Но если

Европа с этого времени активно продвигалась по пути внедрения прогрессивного

типа развития, то перед Русью стала другая проблема. Она должна была решать

вопрос: как самосохраниться, как выжить? Татаро-монголы, появившиеся в

пределах Руси в 1237 г., несли массовую гибель людей, разрушение городов,

уничтожение того, что создавалось веками. Однако опасность шла не только с

Востока, но и с Запада. Усиливающаяся Литва, шведы, немцы и ливонские рыцари

наступали на русские земли. Причем, если с Востока шло разорение, то Запад

требовал смены веры, принятия католичества.

Монголо-татары и Русь. Монгольские племена в ХII-ХIII вв. занимали территорию

современной Монголии и Бурятии. По имени одного из племен, кочевавшего вблизи

озера Буирнур в Монголии, эти народы называли также татарами. Впоследствии

все кочевые народы, с которыми Русь вела борьбу, стали называть монголо -

татарами. Главным занятием монголов было кочевое скотоводство, а на севере и

в таежных районах – охота. В ХII в. у монголов происходил распад первобытно -

общинных отношений. В начале ХIII в. произошло их объединение под властью

одного из ханов – Темурчина. В 1206 г. на курултае под именем Чингисхана он

был провозглашен великим ханом. Монголы имели хорошо организованное войско.

Основную ударную силу монголов составляла подвижная конница.

Находясь на стадии становления государства, монголы отличались силой и

монолитностью, проявляли заинтересованность в расширении пастбищ. Отсюда

грабительские походы на соседние земледельческие народы, которые хоть и

находились на более высоком уровне развития, но переживали период

раздробленности.

Монгольские завоевания в начале ХIII века. 1211-й год – начало

завоевательных походов монголов. Их направление – Северный Китай, берега

Каспийского моря, Армения, Кавказ и Черноморская степь, где они столкнулись с

половцами. Последние попросили помощи у Киевского, Черниговского и Галицкого

князей. В 1223 году на р. Калка состоялось сражение. Объединенные силы русских

князей и половцев были разгромлены.

Только в 1235 г. на курултае решается вопрос о вторжении в русские земли.

Главнокомандующим был утвержден внук Чингисхана – Батый. В 1237 г. монголы во

главе с ханом Батыем вторглись в пределы Рязанского княжества. Вслед за

Рязанью были разгромлены Коломна, Москва, Владимир. Монголы прошли всю

Северо-Восточную Русь, до Новгорода не дошли и, опасаясь весенней распутицы,

вернулись в степи.

В 1240 г. Батый предпринял новый поход в Южную Русь, в результате чего был

разгромлен Киев, Галицко-Волынское княжество. Принято считать, что с 1240 г.

на Руси установилось монголо-татарское иго.

Одержав ряд побед в Европе (Польша, Венгрия, Чехия), монголы утратили

наступательную мощь и вернулись назад, основав в Нижнем Поволжье в 1242-1243

гг. свое государство – Золотую Орду. Русь стала вассалом и данником

Золотой Орды.

Золотая Орда и Русь. Батыево нашествие потрясло всю Русь, но не разрушило

ее. Карта страны по прошествии нескольких десятилетий представляла пеструю

мозаику земель и княжеств. Восточная часть их смогла сохранить свою

самобытность, входя в состав Золотой Орды. Западная оказалась разделенной между

недавними соседями - Польшей и Литвой.

Для контроля над русскими землями был создан институт наместников-баскаков –

руководителей военных отрядов монголо-татар, следивших за деятельностью

русских князей контролировавших уплату дани. Система баскачества существовала

до начала ХIV в. После волны восстаний в русских городах (Ростове, Ярославле,

Владимире, Твери) во второй половине ХIII – нач. ХIV вв. сбор дани был

передан в руки русских князей.

Нашествие крайне разрушительно сказалось на состоянии русских земель: они

были отброшены на столетия назад. По подсчетам археологов в ХII - ХIIIвв. на

Руси было 74 города. 49 из них были разрушены Батыем. Запустели пашни,

исчезли многие ремесла. Сократилась численность населения Руси. Люди гибли,

многие попадали в плен и превращались в рабов. К тому же продолжался процесс

дробления русских княжеств. На рубеже ХIII-ХIVвв. на землях Владимиро-

Суздальского княжества сложилось 14 удельных княжеств, в свою очередь

делившихся на еще более мелкие владения. Соперничество за великокняжеский

стол разжигало вражду между князьями, которые нередко прибегали к помощи Орды

для разрешения споров. Монгольское завоевание значительно ослабило связи

между различными частями государства. Были нарушены традиционные политические

и торговые связи с другими странами.

В целом вопрос о роли иноземного вторжения и ига в судьбах Руси давно

относится к числу дискуссионных. Две крайние позиции противостоят друг другу.

Во-первых, часть исследователей (С. Соловьев, В. Ключевский, С. Платонов)

утверждали, что монголо-татарское иго задержало развитие русских земель, но

существенно не повлияло на жизнь и быт русских и их государственность.

Во-вторых, монголо-татары оказали, наоборот, большое влияние на общественную и

социальную организацию русских, на формирование и развитие Московского

государства. Впервые эту мысль высказал Н. Карамзин, а затем Н. Костомаров, Н.

Загоскин и др. В ХХ в. эти идеи развивали евразийцы. Более того, Г.В.

Вернадский считал, что «самодержавие и крепостничество были ценой, которую

русский народ заплатил за национальное выживание».

Высказанные точки зрения имеют право на жизнь. Очевидны как разрушительные

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 Собрание рефератов