Рефераты

Лекция: Учебник по истории отечества

тенденции, замедляющие развитие русских земель, так и монголо-татарское

влияние на процесс формирования русского народа и Московского государства.

Факт господства над русской землей и атмосфера насилия на протяжении двух с

лишним столетий привели к тому, что, стремясь вернуть независимость и

создавая свое государство, русские многое перенимали из общественной

организации противника.

Борьба с агрессией крестоносцев. В первой пол. ХIII в. над Русью нависла

грозная опасность с запада. Немецкие рыцари - крестоносцы начали

осуществлять широкую насильственную колонизацию и христианизацию прибалтийских

племен. Шведы, подчинив себе некоторые финские племена, не оставили давних

притязаний на новгородские земли.

Невская битва. Первыми напали на Русь шведские рыцари. В июле 1240 г.

шведский флот с войском на борту вошел в устье Невы. Шведы хотели захватить

город Старую Ладогу, а затем и Новгород. В Новгороде в это время княжил

19-летний князь Александр Ярославич. Проявив полководческий талант, он со своей

дружиной сумел отрезать шведам путь к наступлению. В лагере противника началась

паника и исход битвы был предопределен. Наутро новгородцы нагрузили корабли

трупами знатных рыцарей и пустили их в море. Александр вернулся в город с

великими почестями и в честь славной победы был прозван народом Невским. Победа

Александра предотвратила попытки шведов закрепиться на берегах Невы и

Ладожского озера.

Ледовое побоище. Однако опасность сохранялась. В 1240 году ливонские

рыцари овладели важной псковской крепостью Изборском, а затем и Псковом.

Отдельные отряды крестоносцев оказались в 30 км от Новгорода. Новгородские

бояре позвали князя Александра на помощь. Организовав в 1241 г. поход

новгородской дружины на опорный пункт крестоносцев на южном берегу Финского

залива, Александр Невский разрушил их крепость, а пленных рыцарей привел в

Новгород. Зимой следующего года ему удалось освободить г. Псков. Весной 1242 г.

на льду Чудского озера состоялась битва, вошедшая в историю по названием

«ледовое побоище». Русичи положили конец агрессии крестоносцев. Орден отказался

от претензий на земли Новгорода и Пскова, хотя в последующие годы Александру

Невскому не раз приходилось отражать набеги шведов и литовцев.

Великое княжество Литовское и Русское. Теперь проследим за развитием

исторического процесса Южной и Западной Руси. Здесь русские княжества граничили

с территорией обитания балтийских племен: собственно литовцев, жмуди, скальвов

и др. Одновременно происходила их политическая консолидация, обусловленная

захватнической политикой Ливонского и Тевтонского немецких рыцарских орденов. В

ХIII в. началось завоевание литовцами полоцких, киевских, волынских и некоторых

других земель, ослабленных монголо-татарским нашествием, внутренними смутами и

княжескими междоусобицами. Главная особенность литовского завоевания

заключалась в том, что оно широко опиралось на политику компромиссов и

соглашений. Складывалась, таким образом, иная Русь, не пожелавшая

служить ордынским «царям». Это государственное образование официально

называлось Великим княжеством Литовским и Русским.

Основы нового государственного объединения были заложены литовским князем

Миндовгом (конец 1230-х – 1263 гг.). Толчком к объединению русских и

литовских земель стала борьба с внешней опасностью. С запада и северо-запада

этим землям угрожали Орден меченосцев и Тевтонский орден, с востока - Орда. В

1254 г. был заключен важный политический союз между Миндовгом и Галицким

князем Даниилом Романовичем (1238-1264 гг.) против Орды.

В полной мере объединительная политика литовских князей проявилась в годы

правления великого князя Гедимина (1315-1341 гг.). Ему удалось значительно

расширить территорию Великого княжества Литовского и Русского на востоке и

юге. В 30-е годы ХIV в. под власть Гедимина перешел Смоленск, а затем

Киевское и Брестское княжества. Столицей Литвы становится Вильно. Перед

смертью Гедимин разделил Великое княжество между семью сыновьями и после

короткой борьбы Гедиминовичей за власть великим князем стал Ольгерд (1345-

1377 гг).

В последующем продвижение Литовской Руси на восток привело к конфликту с

усиливающимся Московским княжеством. Несколько крупных походов Ольгерда

(1368, 1371 и 1372 гг.) не принесли успеха. Москва устояла, что только

укрепило ее авторитет.

Самым блестящим периодом в истории Великого княжества Литовского было

правление Витовта (1392-1430). Он значительно расширил территорию

государства, проводя активную политику как на востоке, так и на западе. После

победы на Тевтонским орденом под Грюнвальдом (1410 г.) он фактически

контролировал положение в Заволжской Орде и Крыму, заметно влиял на

московские дела в период малолетства князя Василия Васильевича (1425-1462

гг.). В 1426 г. великий князь литовский получил выкуп от побежденного им

Пскова, а в 1428 г. – от Новгорода.

При преемниках Витовта начинаются усобицы, в которые все активнее вмешиваются

русские князья. В конце ХV-нач.ХVI вв. большинство пограничных русских земель

(Новгород - Северский, Чернигов, Путивль и др.) переходят под власть Москвы.

В 1569 г. Великое княжество Литовское становится частью нового польско-

литовского государственного объединения – Речи Посполитой.

Таким образом, в период объединения русских земель был другой путь

социокультурного развития Руси. Общая внешняя опасность способствовала

быстрому и сравнительно мирному объединению Южной и Западной Руси под властью

литовских князей. Целью было создание единого государства. При этом литовская

знать приобщалась к русской культуре и православной вере, при дворе

господствовал русский язык, а основой законодательства служила «Русская

правда». Исследователи утверждают, что с момента своего возникновения Великое

княжество Литовское являлось государством федеративного типа.

1.5.Древнерусская культура в IХ – нач. ХIII вв.

В Древней Руси сформировалась высокая самобытная культура. Ее истоки:

славянская культурная традиция и благотворное влияние Византии. Древнейший

пласт русской духовной культуры устное народное творчество, былинный эпос.

Мифологическая поэзия восточных славян представлена свадебными и

пиршественными песнями, похоронными причитаниями, пословицами. В Х-ХI вв.

начали складываться былины киевского цикла – о защитниках Русской земли

богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче. Важнейшим явлением

культуры Руси стали летописи. Записи о крупных событиях, возможно, начали

делать еще в конце IХ в.

Еще до принятия христианства на Руси была некая письменность, образцы которой

сохранились на обломках глиняной посуды, камнях. С начала Х в. преобладающее

распространение получила «кириллица»- система славянского письма. После

крещения Руси центрами письменности, книжного дела стали возникшие монастыри,

при которых создавались школы и библиотеки. О широком распространении

письменности среди всех слоев общества свидетельствуют многочисленные находки

берестяных грамот в Новгороде и др. городах. Становление письменности

обусловило создание и развитие древнерусской литературы. Появились

оригинальные сочинения русских авторов: «Слово о законе и благодати»

митрополита Илариона, в котором прославляется вхождение Руси в семью

христианских народов благодаря князьям Владимиру и Ярославу; «Изборники»

князя Святослава – собрание религиозных, философских и поучительных текстов.

Каменное строительство на Руси началось лишь с конца Х века, причем вначале в

камне возводились только церкви. Первая каменная церковь (Десятинная) была

заложена в Киеве в 989г. Огромное влияние на храмовое зодчество оказала

византийская архитектура: в русских землях стали распространяться церкви

крестово-купольного типа. К наиболее замечательным памятникам этого времени

относятся соборы св. Софии в Киеве, Новгороде и Полоцке. Взяв достижения

византийских зодчих за основу, русские мастера творчески переработали и

обогатили их.

Древнерусская живопись также находилась под влиянием Византии. Церкви богато

украшались фресками, мозаиками, иконами. В наиболее освещенной части храма

располагались мозаичные полотна. Однако уже в ХII в. искусство мозаики

умирает, уступая место более близким для русичей фреске и иконописи. Первые

иконы были привезены из Византии. Среди них – икона «владимирская

Богоматерь». В ХII в. появились и собственные древнерусские иконы.

Очагами развития культуры на Руси были города. Некоторые русские города вроде

Киева, Новгорода, Галича вошли в число центров европейского значения. В

городах значительно развилось ремесло, появились мастера различных

специальностей. Кругозор горожан был шире, чем у сельских пахарей.

Грамотность горожан подтверждается большим количеством новых археологических

находок. В городах процветало художественное ремесло. Мастера золотых и

серебряных дел украшали оружие, рукописные книги, столовую утварь, одежду и

создавали исключительной красоты драгоценные украшения для женского убора.

Таким образом, русская культура IХ – ХIII вв. отличается некоторыми

особенностями.

- Во-первых, для нее характерна замедленность темпов развития.

- Во-вторых, характерной чертой культуры этого времени является

традиционализм. Народ-земледелец стремился следовать устоявшемуся опыту,

образцам.

- В-третьих, отличительной чертой средневековой культуры является господство

религиозного мировоззрения.

- В-четвертых, для этого периода характерно накопление знаний, но научного

объяснения многие факты и явления еще не получили.

Несмотря на определенные отличия в развитии Руси по сравнению с

западноевропейскими странами, русская культура формировалась и развивалась в

общем русле европейской культуры. Этому способствовали однотипность

социально-экономического развития Руси и европейских стран, сходство

социальной структуры и общие христианские ценности.

МОДУЛЬ 2.

2.1. Объединение русских земель вокруг Москвы. Последствия правления Ивана

III и Василия III.

Раздробленная на самостоятельные княжества Русь не могла добиться

независимости от Орды. Она нуждалась в укреплении государственности. Поэтому

ни монгольское иго, ни внутренние противоречия не могли остановить нарастания

объединительных тенденций. В результате начинаются параллельно идущие

процессы объединения русских земель вокруг Москвы и, как результат -

централизация власти. Возвышению Москвы – одного из многочисленных удельных

княжеств Владимиро-Суздальской земли способствовали:

выгодное географическое положение (город находился на перекрестке важных

торговых путей и был изолирован от внешних врагов другими княжествами);

целеустремленная политика московских князей (далеко не безупречная с точки

зрения морали, но свидетельствующая об умении пользоваться обстоятельствами).

Будучи ловкими и гибкими политиками, они поняли, что на Орду гораздо выгоднее

действовать деньгами, чем оружием, и усердно ухаживали за ханом, - сделав его

орудием своей политики;

поддержка русской православной церкви, политическим идеалом которой

соответствовало собирание земель вокруг Москвы.

Возвышение Москвы привело к последующему объединению вокруг нее русских

земель, осознающих свою культурную и религиозную общность, но главное –

связанных общими внешнеполитическими интересами и в первую очередь

стремлением обрести независимость.

Образование русского централизованного государства имело значительные

особенности по сравнению с аналогичным и совпавшим по времени процессом в

ряде стран Западной Европы. Если на Западе процесс централизации опирался на

общность хозяйственных интересов отдельных территорий, то на Руси социально-

экономические предпосылки складывания централизованного государства не

являлись определяющими. На первый план здесь выходила совместная борьба всех

княжеств с Золотой Ордой.

Началу объединения русских земель вокруг Москвы предшествовала ожесточенная

борьба за лидерство между Московским и Тверским удельными княжествами, из

которой Москва вышла победителем. Московский князь Иван Калита (1325 – 1340)

подавил вместе с татарским войском в 1327 г. антиордынское восстание в Твери

и получил от хана Золотой Орды ярлык на великое княжение. В дальнейшем

московские князья сумели удержать великокняжеский престол за собой. Сбор дани

со всех русских земель становится их прерогативой. Оценка деятельности Ивана

Калиты в исторической литературе неоднозначна и колеблется от признания ее

объективной необходимости в интересах централизации государства, до обвинения

московского князя в измене народным интересам и укреплении любой ценой личной

власти. Как бы там ни было, разгром соперника обеспечил Москве политическое

главенство и позволил перейти к организации общенародной борьбы против

ордынского ига.

В середине 70-х гг. 14 в. московский князь, внук Калиты, Дмитрий Донской

(1359 – 1389 гг.) начал открытую борьбу с Золотой Ордой и в 1380 г. одержал

блестящую победу над монголо-татарским войском на Куликовом поле. Эта победа

укрепила авторитет и значение Москвы как центра объединения, превратила

Москву в фактическую столицу Северо-Восточной Руси. Князь Дмитрий Донской

впервые передал своему сыну великое княжение, не согласовывая этот вопрос с

ханом Золотой Орды.

К середине 15 в. после завершения феодальной войны между внуком Дмитрия

Донского Василием II (Темным) и его дядей Юрием Дмитриевичем и двоюродными

братьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой, складываются условия для

завершения объединения русских земель и создания единого государства.

Последствия правления Ивана III и Василия III. Завершение процесса

объединения приходится на конец 15 – начало 16 вв. и связано в первую очередь с

именем Ивана III (1462 – 1505 г.).

В годы великого княжения Ивана III к Москве были присоединены великое

княжество Ярославское (1463), Пермский край (1472), Ростовское княжество

(1474), Новгород и его земли (1478), Тверское княжество (1485), Вятская земля

(1489).

Свою самостоятельность и независимость государь Иван III демонстрировал и по

отношению к татарам. В 1476 г. он отказался платить им ежегодную дань и

вступил в союз с крымским ханом, противником Золотой Орды. «Стояние на Угре»

(1480 г.) положило конец монголо-татарскому игу.

В 1472 г. состоялся брак Ивана III с племянницей последнего императора Зоей

(Софьей) Полеолог, возвысившей значение монархической власти в России. При

московском дворе заводился строгий церемониал по византийскому образцу. С

конца 15 в. на печатях Ивана III изображался не только московский герб с

Георгием Победоносцем, но и герб государства с двуглавым орлом, по аналогии с

гербом Византии.

Изменения общественно-политического статуса великого князя московского

отразилось на его титуловании, теперь его называли «Иоанн, божьей милостью

государь всея Руси.». В новом титуле нашла выражение не только мысль о

московском князе как национальном властителе всей Русской земли, но также

идея божественного происхождения его власти.

Власть великого князя все более приобретала черты самодержавия. Боярская

дума, совещательный орган при великом князе, утрачивала свое былое значение.

Центральный государственный аппарат еще не сложился, но два его высших органа

– Дворец и Казна – уже существовали. Первый ведал великокняжескими землями,

тяжбами о земельной собственности. Казна же была главным финансовым

хранилищем, государственным архивом и внешнеполитическим ведомством.

В административном порядке страна делилась на уезды, станы и волости, во

главе которых стояли наместники и волостели. Они получали территории «в

кормление», то есть брали себе часть налогов, собираемых на данной

территории. Кормление было наградой не за административную деятельность, а за

прежнюю службу в войсках.

В 1497г. был принят Судебник – первый кодекс законов единого государства. В

нем было разрешено зависимым крестьянам уходить от своих хозяев к другим в

течение 15 дней в году (неделя до и неделя после Юрьева дня).

При сыне Ивана III – Василии в Русское государство были включены Псков

(1510), Смоленск (1514) и Рязанская земля (1521). В эти годы завершается

объединение русских земель. С конца 15 в. стал употребляться термин «Россия»,

под которым понималось одно из самых крупных государств Европы.

Объединенное вокруг Москвы государство представляло собой качественно новый

этап развития государственности. По площади оно почти в шесть раз превышало

бывшее Московское княжество.

Создание единого государства оказало серьезное влияние на развитие экономики

и социального строя страны. Изменяется характер землевладения князей. Оно все

больше сближается с боярским землевладением. Основными формами землевладения

были вотчины и поместья. Вотчинами владели князья, бояре и церковь. Служилые

люди – дворяне, будучи опорой великого князя, получали от него поместья,

которые закреплялись за дворянами только на время их службы. Серьезные

изменения произошли в армии. Ее главную силу теперь составляли не дружины, а

ополчения дворян, дворянская конница, пешие полки.

С конца 15 в. начинают оформляться на Руси сословия – феодальная аристократия

(бояре), дворянство, духовенство, посадские люди и крестьянство.

Таким образом в конце 15 – начале 16 вв. в России установилась самодержавная

монархия, в которой великому князю принадлежала политическая власть. Однако

разветвленный государственный аппарат еще не сложился, что на деле

ограничивало возможности центральной власти.

2.2. Эпоха Ивана Грозного

В конце 15 – начале 16в. в России резко усилились тенденции к установлению

самодержавной монархии. Вся полнота политической власти номинально

принадлежала великому князю, однако ее практическую реализацию тормозило

отсутствие разветвленного государственного аппарата.

В 1533 году умер Василий III , оставив наследником трехлетнего Ивана IV,

вошедшего в историю под именем Ивана Грозного. Фактически же правительницей

государства стала вдова умершего, мать Ивана IV Елена Глинская. Через пять

лет она скончалась, и вокруг 8-летнего государя началась острая борьба за

власть. За короткий срок поочередно власть переходила то к феодальной

группировке Шуйских, то к группировке Бельских, то опять к Шуйским.

Сторонники враждующих княжеско-боярских группировок были по сути

бесконтрольны и их злоупотребления и взяточничество в эти годы достигли

огромных размеров.

Стабилизировало положение вмешательство митрополита Макария. Он помог

малолетнему Ивану IV укрепить свою власть, расправиться с мятежными князьями

и боярами. В 1547 г. Иван IV первым из московских князей был официально

венчан на царство. Титул царя уравнивал Ивана IV в положении с

западноевропейскими императорами, резко возвышал его над всей титулованной

русской знатью, закреплял идею о верховном характере его власти. Но в

венчании Ивана IV на престол был и другой смысл. Царскую корону он получал из

рук главы церкви – митрополита Макария, от него же выслушивал и напутственное

слово. Все это подчеркивало особое положение церкви в государстве, которая

выступала в качестве гаранта самодержавной власти.

Стержнем политики Ивана IV стало укрепление самодержавной власти, хотя путь к

деспотической власти не был простым. Правление Ивана Грозного можно разделить

на два этапа. Первый этап, 1533 – 1560 гг. был связан с попыткой царя

реализовать в России идеи европейского абсолютизма, представить свою власть

как выразительницу общественных интересов.

К концу 40-х гг. 16 в. вокруг царя сложился кружок государственных деятелей,

получивших название «Избранная рада». В него вошли митрополит Макарий– глава

русской церкви, дворянин А.Ф. Адашев– глава Челобитного приказа (разбиравшего

жалобы царю), Сильвестр– священник Благовещенского собора в Кремле и другие.

Избранная рада не была официальным государственным учреждением, но в течение

более чем 10 лет фактически являлась правительством и управляла государством

от имени царя. По мнению ряда историков, время правления Избранной рады –

самый по тем временам демократический период царствования Ивана Васильевича.

В 1549 г. был созван первый Земский собор. Созыв Собора свидетельствовал

о создании сословно-представительного учреждения и превращения России в

сословно-представительную монархию. Земский собор включал в себя Боярскую думу,

представителей духовенства, феодалов и горожан. Хотя Соборы не ограничивали

власти царя и носили совещательный характер, они способствовали проведению в

жизнь на местах политических мероприятий верховной власти. Поскольку

юридический статус Земских соборов не был определен, собирались они крайне

неравномерно.

В 50-е гг. 16 в. в России были проведены серьезные реформы. В 1550г. был принят

новый Судебник (Судебник1550г.)..по которому крестьяне могли переходить

от своего помещика к другому лишь в один день в году – в Юрьев день, увеличена

плата за «пожилое». В этом же году были проведены и военные реформы, суть

которых сводилась к ограничению тенденций местничества в военной сфере. Было

создано стрелецкое войско, вооруженное огнестрельным оружием. Стрельцы жили на

своих дворах в «стрелецких слободах» и получали за службу жалование.

Избранная рада создала первые органы центрального управления – приказы.

Кроме Челобитного, действовал Поместный приказ, который занимался делами

землевладения. Разбойный приказ боролся с «лихими людьми», Разрядный – собирал

ополчение и ведал назначением воевод, Посольский приказ руководил внешней

политикой. Всего к концу 16 в. насчитывалось более 20 приказов, во главе

которых стояли дьяки.

Иван IV активно вмешивался в дела церкви. Он представил церковному собору

длинный список недостатков в церковной жизни, для исправления которых собор

предпринял меры, изложенные в 100 главах (отсюда «Стоглав»). Согласно

«Стоглаву» были установлены нормы внутренней жизни духовенства, учреждены

«поповские старосты» для надзора за духовенством, признаны общерусскими

«местночтимые» святые. «Стоглав» ограничил церковные владения и финансовые

привилегии.

В 1556 г. Избранная рада отменила кормления и установила новый

общегосударственный налог. Местное управление и суд были переданы в руки

избранных посадскими людьми и волостными крестьянами «излюбленных» судей,

старост и «голов», которые были бы «всем крестьянам любы», правдивы, решали бы

дела без волокиты и взяток, а те дела, которые разрешить не в состоянии,

посылали бы в Москву. Вместо «кормов» и пошлин для бояр - наместников местные

городские и сельские общества должны были платить непосредственно в царскую

казну установленный налог. Тогда же был упорядочен набор дворянского ополчения:

с каждых 150 десятин земли землевладелец должен был выставить одного воина. Не

выполнившие разнарядки наказывались денежным штрафом.

В эпоху преобразований соперничество придворных партий не закончилось. Острый

кризис вспыхнул в марте 1553 г., в дни тяжелой болезни царя. Реальное ожидание

его кончины привело к расколу правительствующего окружения: одни готовы были

присягнуть сыну царя младенцу Дмитрию, другие, опасаясь всевластия

родственников царицы Анастасии, обращали свои симпатии двоюродному

брату Ивана IV, удельному князю Владимиру Старицкому. Однако это был лишь

предлог для отстранения энергичных, самостоятельно мыслящих людей. В 1560 г.

Избранная рада была разогнана: в основе разгона лежало желание царя упрочить

личную власть. К тому же реформы, проводимые Радой, не могли дать немедленных

результатов, что не устраивало Ивана IV. В 1560 г. Сильвестр был отправлен в

Соловецкий монастырь, Адашев сослан в Ливонию, заочно подвергнут суду и вскоре

умер в ссылке. В 1563 г. умер митрополит Макарий, с мнением которого Иван IV

всегда считался. В 1564 г. в Великое княжество Литовское бежал еще один бывший

член Рады – Андрей Курбский, возглавлявший русские войска в Ливонии. Избранная

рада прекратила свое существование.

Ливонская война (1558 – 1583), которую Россия вела с Польшей и Великим

княжеством Литовским за выход к Балтийскому морю, потребовала напряжения сил

всей стране, экономическая ситуация становилась неустойчивой. В 1564 г.

русские войска потерпели два подряд поражения. Казнь нескольких бояр, будто

бы виновных в поражениях русских войск, явилась прологом к установлению в

стране террора и всеобщего страха.

С 1565г. в России устанавливается опричнина. При имеющейся разнице

взглядов на причины, сущность и последствия опричнины очевидна ее неразрывная

связь с укреплением самодержавия – в подавлении сословно-представительных

начал, в сокрушении остатков удельных порядков.

Иван Грозный, напугав москвичей своим внезапным отъездом в Александровскую

слободу и отказом от престола, согласился вернуться, но лишь с тем, чтобы он

мог казнить «изменников» по своему усмотрению и учредить опричнину. Теперь

выделялась государева опричнина, своеобразный личный удел Государя всея Руси.

Остальная часть государства именовалась земщиной, номинально она

управлялась Боярской думой. Земли бояр, не вошедшие в опричнину, но живших на

ее территории конфисковывались, а им давались вотчины в пределах

земщины. В опричнину были взяты 6 тысяч служилых людей, которые составляли

отдельные от земских полки и подчинялись лично Ивану Грозному.

Получив «законное» основание для террора (право самому казнить изменников) и

орудие его (опричное войско) царь не замедлил избавиться от противников

усиления своей власти.

Началась фактическая война «опричнины» против «земщины». Иван Грозный не

ограничился казнями бояр и княжеской знати. В 1570 г., поверив слухам об измене

Новгорода, он организовал поход, в ходе которого город был разгромлен и

разграблен.

Стремление Ивана IV к усилению личной власти и его методы борьбы с

политическими противниками накладывали на все мероприятия опричных лет (1565

– 1572 гг.) отпечаток деспотизма. Роль опричнины определял тот факт, что

опричники были личными слугами царя и пользовались полной безнаказанностью.

Тем самым усиливались и само самодержавие и его деспотические черты. Свою

слабость, обусловленную неразвитостью государственного аппарата, власть

пыталась компенсировать жестокостью.

Последствия опричнины. В хозяйственном отношении страна была разорена. По

официальным сведениям, пашня, облагаемая налогами, уменьшилась более чем на

90%. Многие села, деревни и даже города перестали существовать. Главной

приметой аграрной жизни стала пустошь. Значительно уменьшилось трудовое

население, вырос налоговый гнет. Непрерывные чистки аристократии привели к

ликвидациям политической оппозиции, к истреблению интеллектуального потенциала

страны.

Опричнина утвердила в России режим личной власти. Она привела к форсированной

централизации без достаточных экономических и социальных предпосылок. В этих

условиях свою слабость власть пытается компенсировать террором. Она создает

не четко работающий аппарат государственной власти, а аппарат репрессий.

Террор становится средством управления.

Опричнина способствовала утверждению в России крепостного права. Первые

закрепостительные указы начала 80-х годов 16 в. были спровоцированы

хозяйственным разорением, вызванным опричниной.

Политическая организация Московского государства. В ХVI в. единоличным

носителем государственной власти, ее главой был московский великий князь (с

1547 г.-царь). В его руках была сосредоточена вся полнота законодательной,

исполнительной и судебной властей. Все правительственные действия совершались

от его имени и по его именным указам.

В характеристике русского самодержавия мнения авторов расходятся. Одни

считают, что самодержавный строй сформировался под влиянием Золотой Орды. На

протяжении веков хан был абсолютным господином над русскими князьями.

Монгольское общество было пронизано отношениями жестокого подчинения. Власть

верховного правителя была абсолютной, никем и ничем не ограниченной. Русские

князья впитывали этот дух империи, что и определило то «азиатское начало»,

которое обернулось для Руси крепостным правом и лютым самодержавием.

Согласно другой точке зрения политический строй Русского государства сложился

под влиянием византийской церковно-политической культуры, а власть московских

великих князей и царей (за исключением Ивана IV) была неограниченной лишь

формально. В качестве ограничивающего института рассматривается Боярская

дума. По существу она выполняла при царе функции совещательного органа,

действовавшего по формуле: «государь указал и бояре приговорили».

Наряду с Боярской думой стержнем политической системы государства являлись

центральные административные учреждения – приказы. Наиболее важное значение

имели приказы с общегосударственной компетенцией. Так, Поместный приказ

обеспечивал функционирование поместной системы и фактически ведал

распределение земель среди служилых людей. Кроме приказов с

общефункциональными свойствами появились территориальные приказы: Казанский,

Сибирский, Новгородский и другие.

Особое место в политической системе русского общества с середины ХVI в. стали

занимать Земские соборы. В сравнении с аналогичными представительными

учреждениями на Западе – парламентом в Англии, генеральными штатами во

Франции и Нидерландах, сеймом в Чехии и Польше, рейхстагом в Германии,

кортесами в Испании, Земские соборы в России играли менее значительную роль.

Они оформились в ХVI веке и уже к концу ХVII в. потеряли свое значение.

О сословно-представительной монархии в России ХVI-ХVII вв., таким образом,

можно говорить лишь с формально-юридической точки зрения.

2.3.Смутное время в российской истории

Московское царство в конце ХVI в. объединяло в своем составе значительные

территории. Сложилась авторитарная система власти, в соответствии с которой

все население страны- от высшего боярства до последнего смерда – были

подданными царя, его холопами. Экономической основой подданических отношений

явилось преобладание государственной собственности на землю. Наметилась

тенденция усиления крепостнических отношений и обострения социальных

противоречий.

Исторические события, имевшие место на рубеже ХVI-ХVII вв. принято называть

смутой. Причины смутного времени представлены в схеме. Условно можно

выделить три этапа смутного времени.

Первый: 1598-1605гг. В 1598г. после смерти царя Федора Россия оказалась

перед лицом династического кризиса. Этот кризис попытались разрешить небывалым

для России образом – избрать царя на Земском соборе. При большой поддержке

служилого дворянства был избран царем Борис Годунов (1598-1605). Годунов принял

страну, находившуюся в чрезвычайно тяжелом положении. Его внешняя и внутренняя

политика была направлена на стабилизацию ситуации. Он поддерживал добрые,

мирные отношения с соседями, для возрождения и развития хозяйства освобождал

многие местности на 3-5 и более лет от податей. Борис проявлял живой интерес к

просвещению и культуре, к успехам западной цивилизации. Ради поощрения торговли

с Западом он осыпал щедрыми милостынями немецких купцов. Борис Годунов первым

из русских правителей отважился послать дворянских детей на учебу за границу.

Много внимания уделял городам, развитию торговли. Личность Бориса Годунова

трактуется в исторической литературе неоднозначно: от «безнравственного

интригана»- до «талантливого политического деятеля». Полностью реализовать

задуманное царю Борису не удалось. Неурожай 1601-1602 гг. привел к голоду и

росту социальной напряженности в стране. Одновременно, в 1601 г. в Речи

Посполитой появился беглый монах Григорий Отрепьев, выдававший себя за якобы

спасшегося царевича Дмитрия. В апреле 1605 г. Б. Годунов внезапно умер.

Второй этап смуты: 1605-1609 гг. Оказавшийся на престоле сын Годунова

Федор вскоре был убит, а 20 июня 1605 г. в Москву торжественно въехал

самозванец Лжедмитрий I. На втором этапе смуты происходит полный распад

государства. Страна погружалась в гражданскую войну. Москва утратила свое

значение политического центра. Лжедмитрию укрепиться на русском престоле не

удалось. В мае 1606г. бояре-заговорщики убили самозванца и на престол вступил

один из организаторов заговора князь Василий Шуйский (1606-1610 гг). С целью

привлечения Боярской Думы на свою сторону Шуйский дал крестоцеловальную запись,

в которой обязывался править вместе с Думой, не налагать опал и не казнить без

суда. Однако законность избрания Шуйского признали далеко не все слои населения

и области Русского государства. Знаменем оппозиции вновь стало имя царя Дмитрия

Ивановича, будто бы избежавшего смерти. Летом 1606 г. движение стало принимать

организованный характер. Появился и руководитель – Иван Исаевич Болотников.

Пятинедельная осада Москвы предопределила раскол и поражение восставших.

Разгром Болотникова не привел к стабилизации. Новый самозванец, Лжедмитрий

II, стал центром притяжения всех оппозиционных Шуйскому сил. К лету 1608 г.

на Руси стало две столицы. В Москве сидел царь Василий Шуйский. Рядом, в селе

Тушине, окопался Лжедмитрий II, претендовавший на царский престол. В Тушине

была создана своя Боярская Дума, действовали приказы, проводилась раздача

поместий. Василий Шуйский искал поддержку для установления порядка в стране

за рубежом. Ему удалось заручиться военной поддержкой Швеции, что дало повод

польскому королю Сигизмунду III развязать войну против России. В конце лета

1609 г. польские войска вторглись в Россию, где встретили упорное

сопротивление населения Смоленска. Начавшаяся открытая интервенции усугубила

положение в стране. Гражданская война приняла масштабный характер, захватила

все общество, все слои населения. Серьезной силы, способной стабилизировать

общество фактически не было.

Третий период смуты: 1610-1613 гг. Обозначенный период можно назвать

временем выбора путей развития Российского государства. События в стране

развивались стремительно. К 1610 г. тушинский лагерь распался, Лжедмитрий II

тайно бежал в Калугу, где вскоре был убит своими приспешниками. Василий Шуйский

по-прежнему рассчитывал на помощь Швеции, однако после сокрушительного

поражения царских войск, нанесенного поляками летом 1610 г., он был свергнут с

престола. Власть перешла к правительству из семи бояр («семибоярщина»),

которые в августе 1610 г. заключили договор с польским королем о приглашении на

русский престол его сына Владислава, а осенью впустили польские войска в

Москву.

В эти трагические дни огромную роль сыграла церковь, призвавшая к защите

православия и восстановлению суверенного государства. Национально-

освободительная идея консолидировала здоровые силы общества- население

городов, служилых людей и привела к формированию всенародного ополчения.

Первое ополчение было создано в 1611 г., объединив дворянские отряды Ляпунова

и бывших тушинцев, «вольных казаков» под началом князя Д. Трубецкого и И.

Заруцкого. Однако освободить Москву им не удалось. С распадом первого

ополчения и падением Смоленска страна подошла к краю пропасти. Осенью 1611 г.

провинциальные города охватил новый патриотический подъем. Инициаторами

выступили нижегородцы во главе со старостой Кузьмой Мининым, Было создано

второе ополчение, возглавленное князем Д.М. Пожарским. Осенью 1612 г. Москва

была освобождена от иноземцев. Организаторы второго ополчения созвали в

январе 1613 г. Земский Собор, избравший на русский престол 16-летнего Михаила

Романова. Первостепенной задачей новой власти было восстановление

государственности, изгнание интервентов и прекращение междоусобной борьбы.

Итак, Смутное время явилось потрясением для всей политической, социальной и

экономической жизни страны. К последствиям можно отнести следующие:

Смута нанесла огромный материальный ущерб стране. Громадные территории,

особенно в центральных уездах, запустели, а жители разбежались или погибли от

голода и сабель «воровских людей».

Не менее значительными оказались политические последствия Смуты. Старое

боярство, подорванное репрессиями Ивана IV, вынуждено было расстаться со

своими претензиями на особую политическую роль в стране. По словам известного

историка А. Преснякова «Смута проложила историческую грань между боярской

Русью и дворянской Россией».

Немаловажными были культурно-психологические последствия Смуты. Теряла свое

значение идеология московской исключительности («Москва-третий Рим). С другой

стороны, Смута показала необходимость расширения всесторонних, особенно

военно-технических связей, с остальной Европой, что было осознано в конце

века.

Россия на пороге реформ. (II– я пол. ХVII вв.). В истории России ХVII

столетие – переходное время, канун Петровских реформ и нового времени. Новое

московское правительство, первостепенную роль в котором играл отец царя

патриарх Филарет, руководствовалось принципом: все должно быть по старине.

Вместе с тем некоторые реформаторские идеи нашли отражение в русской жизни.

Существенное место в общественно-политической сфере стал занимать Земский

собор. Его роль и компетенция значительно возросли. Отличительной

особенностью его качественного состава стал выборный элемент вместо

должностного, что позволяет увидеть в этом факт сословного представительства

западного образца. Следует отметить и другое. Активная работа Земских соборов

в этот период была обусловлена временной потребностью нового правительства

преодолеть последствия Смуты.. Выборным на соборе предписывалось, как

правило, лишь изложить свое мнение, а принимать решение должна была верховная

власть. Состав Собора был изменчив, лишен устойчивой организации и назвать

его всесословным нельзя. Механизм центрального управления восстанавливался по

старым образцам – в форме приказов. Во второй половине ХVII в. усилилась

тенденция централизации власти. Традиционная монархия с Боярской думой

постепенно уступала место абсолютной монархии. В царствование Алексея

Михайловича все реже собирались Земские соборы, снижалась роль Боярской думы

и все более разветвленной становилась приказная система.

В 1649 г. на Земском соборе было принято Соборное уложение – основы

законодательства России. В нем утверждался принцип централизованного

государства с авторитарной властью царя, ограничивались корпоративные

интересы церкви. Соборное уложение завершило юридическое оформление системы

крепостного права: сыск беглых крестьян становился бессрочным,

устанавливалась наследственность крепостного состояния, жители посадов были

прикреплены к тяглым посадским общинам. Уложение также утверждало, что царь в

управлении опирается на чиновничество – дворян. Власть стремилась к тому,

чтобы все в государстве делалось в соответствии с законом, а сами законы были

крайне жестокими. Фальшивомонетчикам, например, заливали горло расплавленным

свинцом и оловом, за царское бесчестие вырезали язык. Все эти нововведения

сдерживали поступательное развитие России, удаляли ее от западной

цивилизации. Российский абсолютизм отличался от западноевропейского. Его

социальной основой было дворянство и общинная организация крестьян вместо

третьего сословия и буржуазии.

Несмотря на эти тенденции, ХVII век был важным этапом в развитии экономики

России. Развивается товарное производство, возникают мануфактуры,

складывается единый всероссийский рынок.

Современники называли ХVII век «бунташным», так как народные восстания

сотрясали страну. Самое крупное восстание в середине века (1648 г.) произошло

в Москве под названием «соляного бунта», а вскоре вспыхнул «медный бунт»

(более подробно об этих событиях можно узнать из учебника авторов А.Л.

Юрганова и Л.А. Кацва «История России. ХVI-ХVII вв.», стр. 146-148). Но самым

значительным было восстание под предводительством донского казака Степана

Разина (1667-1671 гг.)– о ходе восстания см. в указанном учебнике. В

восстании участвовали массы крепостных крестьян, городские низы, работные

люди, а также чуваши и марийцы, мордва и татары.

Массовость выступлений свидетельствовала о том, что Россия нуждалась в

глубоком реформировании, в особенности духовной сферы, поскольку оставалась

религиозным обществом. Церковь настаивала на том, что все неправославные,

даже если они христиане, - «поганые». Религиозная регламентация, таким

образом, сдерживала процесс изменений в обществе. В силу этих обстоятельств в

обществе наметились два общественных течения, отражающих желания «теоретиков

и практиков» ориентироваться на Европу и стремления части общества и

духовенства не допускать перемен. Эта ситуация отразилась в расколе русской

православной Церкви. В 1653-1655 гг. патриарх Никон произвел церковную

реформу, против которой выступил протопоп Аввакум со своими сторонниками. И

там, и там были люди разных слоев, разного положения. По существу в обществе

решался вопрос о соотношении духовной власти и светской. Заседавший в 1666-

1667 гг. в Москве церковный собор признал, что царь имеет преимущество в

делах гражданских, а патриарх в делах церковных. Церковная реформа показала,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 Собрание рефератов