Рефераты

КПРФ сегодня - (курсовая)

p>Основой внешнеполитической концепции для России может быть лишь идея национального интереса. Кстати, и геополитическая стабильность на планете должна обеспечиваться только балансом национально-государс твенных интересов различных стран. Тесная взаимосвязь и взаимозависи мость современного мира никому не позволят проводить политику нацио нального эгоизма (как, впрочем, и национального нигилизма). Такие крайности нарушают баланс сил на планете.

ДОКТРИНОЙ РОССИЙСКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ должна стать концепция "здорового национального прагматизма", предполагающая осуществление внешнеполитической деятельности сообразно нашим интересам и возможнос тям. В рамках этой доктрины необходимо ориентироваться прежде всего на то, что оборачивается политической и экономической выгодой для России, избегать, памятуя уроки прошлого, таких акций, которые имели бы чрез мерную политическую или экономическую цену для страны, а тем более на носили ей прямой ущерб. Вместе с тем подобный прагматизм не должен пе рерастать в политическую беспринципность, а должен базироваться в сво ей основе на началах общечеловеческой морали и нравственности, нормах международной законности.

Предлагаемая доктрина должна, на взгляд КП РФ, включить в себя следующие принципиально важные компоненты:

    - преемственность внешней политики страны.

Новая доктрина не может возникнуть на пустом месте, она должна вобрать в себя все ценное и позитивное, что было в международной дея тельности как дореволюционной России, так и Советского Союза; - безусловная независимость в принятии внешнеполитических реше ний, что, разумеется, не исключает консультаций с другими заинтересо ванными сторонами;

    - опора на собственные силы.

Это, естественно, не исключает возможности использования в разум ных пределах иностранной помощи на приемлемых условиях;

- отказ от чрезмерной заидеологизированности внешней политики, характерной, в частности, для советского периода, и связанных с ней порой необоснованных геополитических притязаний.

Так, стремление продвигать во что бы то ни стало идеологию "соци алистического пути развития" оборачивалось нередко политическими из держками и материальными потерями. В то же время нельзя не видеть, что "идеологическая зашоренность", хотя и с противоположным знаком, прису ща в полной мере нынешней внешней политике России, причем "зашорен ность" с зарубежным "привкусом";

    - развитие внешнеполитических связей по всем азимутам.

Россия заинтересована в развитии отношений с различными регионами планеты;

- оборонная достаточность, подразумевающая поддержание военного потенциала России на уровне, обеспечивающем его эффективное применение в качестве гибкого, мобильного и многоцелевого инструмента внешней по литики. При этом следует проводить такой курс, который исключал бы возможность нового втягивания страны в изнурительное глобальное воен ное противостояние;

- нацеленность международной политики на создание таких внешнепо литических условий, которые обеспечивали бы оптимальные возможности для стабильного поступательного развития страны, прогресса националь ной экономики, подъема жизненного уровня народа.

    В принципе подобная задача в сфере внешнеполитический

деятельности стоит перед правительством любого суверенного государс тва, независимо от его политической и социально-экономической ориента ции. Но она игнорируется в современной России. Так, поспешный вывод российских войск из Восточной Европы и Прибалтики, при котором часто не ограждаются даже в минимальной степени наши интересы, обернулся не только стратегическими издержками, но и колоссальными материальными потерями, исчисляемыми десятками миллиардов долларов США. Полный раз мер этого огромного ущерба еще предстоит определить. Но в любом случае вся его тяжесть неизбежно ложится на плечи рядового россиянина. Велики к санкциям, которые Запад через механизм международных организаций на вязал в отношении Югославии, Ирака, Ливии. На этом, по имеющимся дан ным, наша экономика потеряла не менее 18 миллиардов долларов США. Для формирования и проведения в жизнь эффективной, отвечающей ко ренным национальным интересам внешней политики необходимо создать та кие условия, чтобы различные политические силы, в том числе находящие ся в оппозиции, могли реально участвовать в обсуждении, принятии и контроле за выполнением внешнеполитических решений. История отечест венной дипломатии, включая ее последний период, убедительно свидетель ствует о том, что международные акции, вырабатывающиеся узким кругом руководителей, нередко наносили серьезный ущерб стране. Этот негатив ный опыт, к сожалению, не преодолен до сих пор.

В конечном итоге российской общество должно прийти к такой ситуа ции, когда забота об интересах безопасности государства, в том числе за счет выверенности внешнеполитического курса, будет определяться не тем, какие силы находятся в штурманской государственного корабля и на каком топливе работают его двигатели, а тем, чтобы данный корабль не оказался в открытом море во время шторма, не напоролся на подводные рифы, не сел на мель или не был раздавлен льдами. Конкретно же говоря, независимо от политического решения, забота о крепости государства, сохранении и упрочении его геополитического положения есть обязатель ное условие его существования.

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИИ НА ТЕРРИТОРИИ БЫВШЕГО СОЮ ЗА СССР должна быть ориентирована на восстановление единого государс тва - обновленного союза братских народов, открытого для добровольно присоединения к нему всех желающих мирно жить в общем доме. Развал великой державы, безумная погоня за суверенитетами не при несли добра ни одному народу. Социально-экономические катаклизмы, рез кое снижение уровня жизни, кровавые братоубийственные конфликты, ог ромные человеческие жертвы и материальные разрушения, миллионы бежен цев - вот что принесло советским людям разрушение СССР. Раскол Союза, разрыв тесных уз между народами, сотни лет жившими одной семьей, выг лядят еще более противоестественно на фоне интеграционных процессов, происходящих в мире (Западная Европа, арабские страны, ряд других ре гионов) и обусловленных объективными потребностями общественного прог ресса.

Разумеется, воссоздание единого государства должно происходить на принципиально новой и сугубо добровольной основе, обеспечивать реаль ное равенство всех вошедших в него народов, возможность реализации в полном объеме их законных национальных чаяний. Не следует предопреде лять заранее конкретные формы существования и функционирования такого союза. Это могут быть федеративные или конфедеративные связи, либо со четание тех и других структур. Решать подобные вопросы должны сами на роды, выразившие стремление к взаимному сближению, и их полномочные представители. Нельзя искусственно форсировать процесс возрождения со юза. Он должен развиваться естественным путем.

Первоочередной задачей российской политики на нынешнем этапе яв ляется воссоздание хозяйственных связей между различными республиками бывшего СССР, разорванных в результате беловежского сговора. Не менее важно вести дело к обеспечению общего культурного, научного и информа ционного пространства.

Россия имеет, на наш взгляд, право и обязанность проявлять заботу об интересах русского и русскоязычного населения, оказавшегося не по своей воле за пределами российских границ. Члены КП РФ исходят из то го, что любая дискриминация этого населения - политическая, юридичес кая, экономическая или иная - недопустима и должна вызывать адекватную реакцию российских властей и международного сообщества.

В целом все отношения России с бывшими республиками СССР должны строиться исключительно в рамках дружественного политического диалога, на основе двусторонних и многосторонних договоров.

Что касается региональных конфликтов в Закавказье, Средней Азии, Приднестровье, то Россия может и должна, используя преимущественно по литические средства, участвовать в их разблокировании. В то же время нельзя потакать и тем обанкротившимся национальны правителям, которые хотят удержаться у власти ценой крови российских солдат.

В рамках российской политики в зоне "дальнего зарубежья" принци пиально важное значение имеют, естественно, отношения России с Запа дом, учитывая его роль в современном мире.

Определенные западные круги и контролируемые ими средства массо вой информации сознательно, как представляется, искажаю позицию левых, патриотических сил России по данному вопросу, рисуя чуть ли не апока липсические сценарии развития событий в мире в случае прихода этих сил к власти. Свою лепту в подобную дезинформацию вносят и наши радикаль ные "демократы".

На самом деле российские "левые" и патриоты не ищут конфронтации с Западом, у коммунистов нет ни малейшего предубеждения в отношении США, ФРГ, Англии, Франции и любой другой страны этого важнейшего реги она планеты. Левые, патриотические силы России являются сторонниками развития широкого сотрудничества с государствами Запада в различных областях на основе равенства и взаимной выгоды.

Но любые отношения между государствами - это улица с двусторонним движением. И их характер находится в прямой зависимости от позиции не только одной, но и другой стороны.

Можно с утверждением сказать, что усиленно насаждаемый США и их западными союзниками "новый мировой порядок" объективно ущемляет ко ренные интересы России, равно как и многих других членов мирового со общества.

Хотелось бы в этой связи подчеркнуть, что, по мнению лидера КП РФ сохранить нынешнюю ситуацию "однополярного" (американского) мира в те чение сколько-нибудь длительного периода едва ли удастся. Даже если Россия еще какое-то время не сможет восстановить свой статус великой державы, вакуум, образовавшийся на международной арене в результате развала СССР, будет неизбежно заполняться. Все большим становится по литический и экономический вес такого гигантского государства, как Ки тай. Причем он не обнаруживает склонности подстраиваться под американский курс. Велик стратегический потенциал Индии, и с годами он все больше будет давать о себе знать. Да и Россия рано или поздно - мы в это твердо верим - возродит в полном объеме свое могущество, и ее голос будет вновь авторитетно звучать в мировом сообществе. Так что ставка на обеспечение долгосрочного западного, в частности, американс кого, диктата в мировых делах явно несостоятельно. И чем раньше это поймут в западных столицах, тем благоприятнее будет политический кли мат на нашей планете.

Не может не вызывать резкого неприятия у всех честных россиян и проводимая Западом политика бесцеремонного вмешательства в наши внут ренние дела, фактического национального унижения России. создается впечатление, что нынешний курс западных держав направлен на то, чтобы вообще не допустить создания независимой сильной России, каков бы ни был политический и социально-экономический вектор ее развития. Творцы западной политики должны отдавать себе отчет в том, сколь опасными - не только в региональном, но и в глобальном плане - являют ся попытки игнорировать и ущемлять глубинные национальные интересы та кой державы, как Россия, а тем более вести дело к ее расчленению. Все патриотически мыслящие силы России с беспокойством отмечают, что военный блок НАТО не только сохраняется, несмотря на распад Со ветского Союза и Варшавского Договора, но и расширяет свою деятель ность. И независимая Россия не может не выступить против этого, доби ваясь преодоления психологии "блокового мышления".

Коммунисты считают необходимым уделять самое пристальное внимание сотрудничеству России с государствами Восточной Европы, которые в те чение длительного времени, особенно в последние десятилетия, были тес но связаны с нашей страной в различных сферах. В интересах как России, так и восточноевропейских стран - сохранять и развивать эти связи. Особое значение левые, патриотические силы России придают разви тию связей с такими важнейшими субъектами международных отношений, как КНР и Индия. Эти связи, имеющие добрые традиции и многовековую исто рию, способны играть роль мощного стабилизирующего фактора на мировой арене.

Россия должна проводить активную политику и в "третьем мире", осуществляя разностороннее сотрудничество с развивающимися государствами Ближнего Востока, Азии, Африки, Латинской Америки. В целях более благоприятного международного политического климата и исходя из собственных интересов России следует поддерживать требова ния развивающихся стран о пересмотре в сторону большей справедливости мировых экономических отношений, преодолении в них практики неоколони ального и неэквивалентного торгового обмена.

В эффективной и независимой внешней политике заинтересованы все граждане России, стоящие на позициях государственности и патриотизма, независимо от своих политических взглядов - правых, центристских или левых. Иначе говоря, в такой политике заинтересовано громадное боль шинство россиян. Это создает возможность для широкого и долгосрочного сотрудничества различных политических сил во имя главной цели: в братском союзе свободных народов возродить Россию в силе и славе ее былого державного величия, обеспечить ей достойное место в мировом со обществе.

    ПУТИ - ПЕРЕПУТЬЯ

Без прошлого нет будущего. Историческая память народа - залог его жизнеспособности и гарантия духовной безопасности, своеобразный имму нитет против вредоносных прививок разрушительных учений и мятежных страстей. История России являет собой картину жизни бурной и полной опасностей. Многократно казалось, что дни ее сочтены, что никогда уже не подняться Державе Российской после очередного катаклизма, обрывав шего мирную русскую жизнь жестоко и страшно. Но из столетия в столетие внутренние усобицы и набеги иноземцев, мятежи и смуты, революции и войны волна за волной разбивались о ее твердыню.

В чем же секрет такой удивительной крепости и неизбывной жизнен ной силы нашего народа и государства?

Где та духовная, идеологическая, политическая основа, позволявшая нашим предкам с безмерным терпением и упорством вновь и вновь отстраи вать страну на пепелище?

Сегодня как никогда нам важно это понять, ибо опять с предельной остротой встал вопрос: быть ли России дольше, а коле быть, то - какой?

    ЧТО ТАКОЕ ПАТРИОТИЗМ СЕГОДНЯ

Для того, чтобы нынешняя смута на Руси стала лишь затянувшейся паузой перед очередным державным взлетом, нам всем прежде всего необ ходимо разобраться в таком явлении, как русский, российский патрио тизм. Не раз поражавший весь мир своей беспредельной живучестью и кре постью, многим он казался явлением иррациональным, необъяснимым, зага дочным. Находились и такие, кто видел в нем лишь очередное проявление "русского варварства" и его "рабской природы". Но что говорить о вра гах и недоброжелателях России! Порой он ставил в тупик доже людей весьма благонамеренных, искренне пытавшихся разгадать тайну его всепо беждающей силы.

В нынешнем хаосе каждый понимает патриотизм по-своему. Быть пат риотом стало нынче модно, это слово замелькало в речах видных госу дарственных мужей и общественных деятелей, еще год назад бегавших от него, как черт от ладана, всему на свете предпочитая клятвы в верности "демократии", "цивилизации" и "прогрессу".

Дело в том, какую Россию хотят видеть в будущем ее многочисленные радетели, как определяют ее государственную форму и духовное содержа ние, кого ей прочат в поводыри. При многообразии оттенков и разнообра зии политических нюансов предстанут две принципиально различные модели российского бытия, несовместимые, "как гений и злодейство", говоря словами А. Пушкина.

Первая модель может быть определена как космополитическая, безго сударственная. Согласно ее предпосылкам мир неотвратимо движется к жесткой политической, идеологической, хозяйственной и информационной унификации в рамках "нового мирового порядка". Процесс этот благотво рен, обусловлен ходом мировой истории. Потому любые интеграционные по сылки, способствующие "врастанию" России в "единое мировое сообщест во", должны приветствоваться. Более того, всемерно стимулироваться на уровне государственной политики. Социальные кризисы и катаклизмы на этом пути - естественная и неизбежная плата за выход на столбовую до рогу "мировой цивилизации". Конечная цель такого интеграционного про цесса - максимальное материальное благополучие "активной и деятельной" части населения. Его главные движущие силы - международные финансовые и политические структуры, быстро богатеющая прослойка чиновников-уп равленцев и коммерсантов в самой России.

Эту модель последовательно и целенаправленно пытается претворить в жизнь нынешняя российская власть при активнейшем пособничестве Запа да. Такая позиция правящего режима обуславливает его поддержку "миро вым сообществом", несмотря на очевидную безнравственность и политичес кую нечистоплотность самых высокопоставленных "реформаторов". Миро воззрение, обрекающее Россию на такое будущее не может претендовать на название "патриотического".

Вторая модель российского развития более всего подходит под опре деление "национальная", "традиционная", т. е. исторически самобытная. Она предполагает, что процесс глобальной геополитической унификации народов и государств бесперспективен в своей основе, ведет к попыткам установления той или иной формы планетарной диктатуры "развитого" меньшинства над "отсталым" большинством. В конечном итоге способен стать прологом острейшего социального катаклизма, по своей разруши тельной силе сопоставимого разве что с мировыми войнами, который неми нуемо сметет архитекторов "нового мирового порядка" с международной политической сцены.

Здоровые и стабильные межнациональные, межгосударственные отноше ния возможны на основе конструктивного взаимодействия самобытных наци ональных культур, в конечном итоге определяющего баланс интересов и сил на международной арене. России, чтобы не оказаться втянутой в ро ковой водоворот "нового мирового порядка", следует восстановить прер ванную преемственность исторического развития, опереться на богатейший отечественный духовный опыт, самобытных фундамент нравственно-религи озного и общественно-политического бытия.

Эта модель не имеет ничего общего ни с ксенофобией, ни с агрес сивным национализмом, ни с высокомерным самолюбованием, как это часто пытаются представить. Она констатирует тот очевидный факт, что утрата национальной и государственной самобытности обречет страну на утерю суверенитета, а народ - на полную духовную дезинтеграцию, распад и деградацию национальной культуры и самосознания.

Такое национально-самобытное мировоззрение коммунисты намерены и дальше рассматривать как здоровую основу российского патриотизма. Именно в его рамках можно говорить о наличии в стране широкого патрио тического движения - пусть еще недостаточно осознанно воспринимаемого массами, лишенного четкого организационного единства, но развивающего ся динамично, крепнущего час от часа и все более уверенно заявляющего о себе как о главной движущей силе современного общественного прогрес са.

Говоря о динамике патриотического движения, надо ясно понимать, что неудачи оппозиции последних двух лет ни в коем случае нельзя отож дествлять с поражением спектра народно-патриотических сил в целом. та кое отождествление ошибочно прежде всего потому, что действительно патриотическая оппозиция правящему режиму еще не сформировалась окон чательно. Существовавший до недавнего времени причудливый конгломерат самых разных сил, группировавшихся вокруг Верховного Совета, так и не смог преодолеть сумятицу в своих рядах. Лишенная настоящей политичес кой самостоятельности, рыхлая отчасти безвольная, оппозиция была обре чена играть роль "разменной монеты" в политических торгах, поддерживая тех, кто свой "патриотизм" рассматривал зачастую как козырную карту в беспринципной борьбе за власть.

Именно такое положение дел предопределило трагический московский финал в начале октября 93-го.

На ошибках учатся. Поэтому, как считает Зюганов, самое время за думаться о будущем патриотического движения, его внутреннем самочувс твии, совершенных просчетах и обретенных достижениях.

Очевидно, что политическая палитра современного патриотического движения делится на три крупных сектора, или блока. Пользуясь традици онной терминологией, можно сказать, что ее левый фланг занимают комму нисты-державники, а правый фланг - силы религиозно-патриотической ори ентации. Однако этим область применения традиционных для европейского политологического словаря терминов, понятий и норм исчерпывается. РОССИЯ - страна неистребимо самобытная - придает разительное сво еобразие даже тем явлениям, суть которых во многом заимствуется извне. Так получилось и в данном вопросу. Заимствовав систему многопартийнос ти и политического плюрализма на Западе, мы в рекордно короткие сроки наполнили ее местным, отечественным колоритом.

Веками, как величайшую святыню, Россия хранила и пестовала свое соборное, всенародное единство. К 19-му веку его древняя формула об леклась в знаменитый трехсоставный чеканный лозунг: "Самодержавие. Православие. Народность". Пройдя в 20-м веке через горнило гражданской войны и репрессий, удушающих идеологических догм и духовного геноцида, будучи после всего этого внезапно и беспощадно втиснута в "демократи ческие", чуждые ей рамки общественного и политического бытия, Россия нашла в себе силы вернуться к исконным святыням. В области религиозной это очевидно - Православие сохранило себя полноценным явлением на про тяжении тысячелетней истории Руси. Не менее бурно восстановительный процесс исторической преемственности развивается и в общественно-поли тической жизни страны. Об этом несколько подробнее.

    "ПОЛК ЛЕВОЙ РУКИ"

В патриотическом стане его, как уже упоминалось, составляют ком мунисты-державники. Но эти "новые коммунисты" сегодня отличаются от своих чванливых и косных номенклатурных предшественников. После того как в целях восстановления соборного единства общества они отвергли экстремистские тезисы о классовой борьбе, , грозившие народному телу расколами и внутренними конфликтами, был сделан решающий шаг на пути идеологического оздоровления. Другим шагом стал возврат к исконным на циональным ценностям, признание необходимости восстановления преемс твенности исторического развития страны, отказ от воинствующего атеиз ма и маскировавшегося под лозунгом "пролетарского интернационализма" безразличия к судьбам собственно народов России, готовности принести их вековые особенности и национальные интересы в жертву молоху "миро вой революции".

В результате такого идеологического рывка российские коммунисты оказались внутренне готовыми к жестким и динамичным требованиям совре менности. Их движение обрело "второе дыхание", т. е. новое качество, новые политические перспективы (что стало неприятным сюрпризом для тех, кто поспешил похоронить КП РФ как "наследие проклятого прошлого" и "партию пенсионеров-номенклатурщиков").

    Главным преимуществом новой идеологической и политической

платформы коммунистов, обеспечивающим, с одной стороны, преемствен ность по отношению к лучшим достижениям советского периода, а с дру гой - позволяющим уверенно смотреть в будущее, стала их твердая при верженность идеалам социальной справедливости и общественного равенс тва, глубоко созвучная традиционным ценностям строя народной жизни. Само собой разумеется, что процесс качественного обновления лево го фланга патриотического движения только начался. Впереди огромная работа как в области мировоззренчески-идеологической, так и практичес ки-организационной. Многочисленные вопросы, связанные с реализацией нового политического качества Компартии РФ, осмыслением трагических событий последнего времени, выработкой действенной стратегии и такти ки, разработкой реалистичной комплексной программы, настоятельно тре буют своего решения.

В принципе логично предположить, что дальнейшая эволюция российс кого коммунистического движения будет происходить в сторону формирова ния широкого народно-патриотического фронта, для которого характерна прежде всего идеология "современного народничества", основанная на за щите интересов трудящихся масс - наемных работников промышленности, крестьян, служащих, интеллигенции, отечественных национально ориенти рованных предпринимателей, всех, кто кровно заинтересован в принципах и нормах социальной справедливости.

Итак, - "народность". Таков сегодня краткий рабочий лозунг "левого российского партиотизма....

    ЦЕНТР "БОЕВЫХ ПОРЯДКОВ"

В нем располагается группа партий, общественных организаций, иных структур, объединенных идеей государственного патриотизма. Эта, услов но говоря, надпартийная, надклассовая "имперская" идея была достаточно подробно оформлена русской консервативной мыслью уже во второй полови не 19-го века. В то же время ее исторические корни уходят в седую древность - эпоху собирания русских земель, борьбы с ордынским игом и преодоления княжеских усобиц, эпоху становления первого русского дер жавного лозунга: "Москва - третий Рим". Она рассматривает мощную, централизованную, национально осмысленную государственность в качестве главного гаранта межсословного мира, духовного благополучия общества, экономического процветания и внешнеполитической безопасности страны. За последние несколько лет патриоты-государственники претерпели бурную эволюцию "от СССР до Российской империи", удивительно быстро и безболезненно преодолев в своем мировоззрении тот кровоточащий разрыв исторической ткани, которым "общечеловеки" - русоненавистники пытались разгородить наше национальное самосознание на изолированные и враждеб ные друг другу фрагменты.

Преодоление "красно-белого" противостояния, деидеологизация пат риотической идей, возврат к ее соборному, всенародному, надклассовому характеру - основное достижение такой эволюции.

Другой несомненной заслугой государственников является ясная, смелая и недвусмысленная постановка "русского вопроса" - вопроса архи важного, фундаментального, во многом решающего для будущего усей Рос сийской державы и сопредельных с ней народов и стран. В силу ряда объ ективных и субъективных причин коммунисты не сумели своевременно оце нить значимость и остроту этой проблемы, и если бы не их "соседи спра ва", вопросы возрождения русского самосознания могли бы оказаться от данными на откуп демагогам-политиканам и провокаторам-экстремистам. Очевидное своеобразие придают российскому державному движению его отчетливые "государственно-капиталистические" симпатии, ставка на эли тарные слои национальных предпринимателей, патриотически настроенных чиновников и управленцев, искреннее тяготение к исконным формам русс кой православной духовности.

Идеал национально-государственного "самодержавия" как высшее и наиболее полное воплощение традиционной, суверенной государственной формы Руси, как яркое проявление державного, созидательного инстинкта русского народа закономерно венчает мировоззрение этой части современ ного патриотического движения.

    "ПОЛК ПРАВОЙ РУКИ"

Он состоит из представителей русского религиозного мировоззрения, т. е. из наиболее активной и деятельной части православной обществен ности страны, других религиозных конфессий, в частности, ислама и буд дизма.

На протяжении долгих столетий Русская Православная Церковь явля лась духовной основой нашего национального, общественного и государс твенного бытия. Ее терпеливому окормлению русский народ - как уникаль ная духовная общность - обязан самим фактом своего появления на свет. Высочайшие религиозно-нравственные идеалы, из поколения в поколение формировавшие и воодушевлявшие наше национальное самосознание, опреде лили его соборный державный характер, лучшие качества и свойства. В силу своего религиозно-церковного характера оно имеет ряд спе цифических черт, не всегда понятных для "чистых" политиков. К ним, в первую очередь, относится организационная аморфность движения, отсутствие механизма выдвижения своих представителей в сос тав современной политической элиты, некоторая отстраненность и даже "подозрительность" в отношении активной общественной деятельности с сиюминутными практическими целями. Это малоудивительно, если принять во внимание надпартийный, внешнеполитический характер основных религи озных ценностей Русского Православия и других конфессий.

В то же время именно религиозная часть патриотического движения является одним из главных хранителей идеалов одухотворенной, нравс твенно осознанной государственности - сострадательной и милосердной, не насилующей народ, исключающей возможность возрождения жестокого бо гоборчества. Такая модель российского будущего предлагает гармоничное соединение народных святынь и государственной формы. Эта форма держав ного устройства общества знакома истории под названием "симфонии влас тей" - духовной и светской.

Конечно, печать нынешней смуты оставила свой следы и на правом фланге патриотического фронта. Кризисные явления в Русской Православ ной Церкви, других конфессиях, оказавшихся после десятилетий гонения практически беззащитными перед лицом духовной агрессии, развязанной извне против наших народов, печальным эхом отзываются и в среде рели гиозно-патриотического движения, разобщенного и вынужденного действо вать зачастую на свой страх и риск. Тем не менее не подлежит сомнению, что его безусловной заслугой является постановка духовной,

нравственно-религиозной проблематики в патриотический среде. В этом заключается, пожалуй, главный залог ее готовности соответствовать сво ему великому призванию: воссоединить на всех уровнях - политическом и культурном, этническом и общественном - "златую ветвь" исторической преемственности отечественной истории.

    * * *

Нынешнее смутное время со всей очевидностью выявило факт кризиса русского национального самосознания. Развал Советского Союза убеди тельно и отчетливо показал, что денационализированная идеология "зас тойных" времен не способна противостоять разрушительным антигосударс твенным воздействиям враждебных России сил.

Возникновение и сколь-либо длительное существование большинства "суверенных", "самостихийных" государств, возросших на обломках вели кой державы и включающих в себя многомиллионную русскую диаспору, было бы невозможным без ее молчаливого, порой откровенного согласия. Пери ферийные националистические режимы смогли оформиться и выжить лишь благодаря двум факторам: предательству правящей кликой интересов русс кого народа и аппатии значительного русского большинства, оказавшегося безразличным к судьбе своих "зарубежных" единоплеменников.

Причины случившегося у всех на виду. Держава распалась потому, что были преданы забвению многовековые корни глубинных основ государс твенного, культурного, религиозного всенародного единства. На протяже нии долгих лет сознательно и планомерно разрушались институты, сохра нявшие и культивировавшие осмысленное понимание этих основ. Семья и школа, церковь и армия подвергались незаметному, но последовательному и искусному разлагающему воздействию. Результат: в решительный момент обществу не хватило внутренней крепости, и лживые лозунги увлекли мас сы, лишенные идеологического противоядия. В таких условиях распад го сударства неизбежно принял обвальный характер.

Среди основных направлений "дерусификации", осуществляемой нынеш ним режимом измены по указке и под контролем мировых "центров влия ния", можно назвать следующие.

Недопущение политического воссоединения трех братских народов великороссов, малороссов и белорусов, составляющих в своем историчес ком триединстве ту державную ось, вокруг которой на протяжении веков формировалось мощное государства. Ставка тут делается на силовое по давление исторической памяти народов и стимулирование национализма с помощью провокаций экстремистов и "промывания мозгов" послушными СМИ. Примеров тому сколько угодно, достаточно просмотреть хотя бы не дельную подшивку газет. В Белоруссии провокаторы при всем честном на роде празднуют День белорусской воинской славы, посвященный "победе над русскими войсками под Оршей в 1541 году". На Украине во Львовской области за одну ночь подверглись погромам четыре русские школы, откро венно провозглашен дичайший лозунг "Москали, геть с Украйны! ", много тысячная толпа "западенцев", сжигает на митинге российский флаг и гро зит русским войной.

    А что же российское руководство?

Оно молчит, в лучшем случае отделывается дипломатическим полуше потом, которые напоминает знаменитую песенку кота Леопольда. "Прези дентская рать" доподлинно знает, что для нее пробуждение русского на ционального самосознания в его исторической и духовной полноте означа ло бы неминуемый политический крах. Осознавший свои интересы народ не станет терпеть на своей шее ни опостылевших всем "прорабов перестрой ки", ни "общечеловеков-реформаторов", ни "всенародно избранных" русо фобов.

Другое направление антирусской кампании имеет задачей любыми путя ми воспрепятствовать воссоединению соборного тела русского народа, изуверски рассеченного противоестественными границами стран СНГ. "Проблема русского населения", по мнению экспертов "Горбачев-фонда", это "фитиль катастрофы", которая может произойти в случае "наиболее варианта поведения русского населения". Мудрено закручено, но суть яс на. Главная опасность для русских.... сами русские, ратующие за воссое динение с Россией земель, "компактно населенных преимущественно русс кими".

Горбачевские аналитики забыли добавить, что "наиболее опасно" это для их хозяев, но не для народа, имеющего полное право на воссоедине ние.

В унисон с ними звучат рассуждения З. Бжезинского. В июне 1993 года он заявил, что главный вопрос в том, "сможет ли Россия стать нор мальным европейским государством или снова поддастся искушению в той или иной форме превратиться в империю". По его мнению, "русскому наро ду особенно важно не дать себя соблазнить тем, кто постоянно повторя ет, что развал Советского Союза был ошибочным.... "

Но он действительно стал ошибкой. Третье направление означает стимулирование русофобии на национальных окраинах России, экономичес кого, а затем и политического сепаратизма регионов. Развитие здоровых национальных чувств народов, населяющих Федерацию, не таит для ее единства опасности. Напротив, национальная самоидентификация якутов и осетин, карелов и мордвы только укрепила бы ее. Потому всемерно стиму лируется "дурной", отрицательный национализм, предусматривающий вместо развития национальной духовности и культуры провоцирование внешней аг рессии и разных этнических "фобий".

Наконец, еще одним направлением деятельности современных "демок ратов" является дискредитация нашего национального самосознания. Здесь главный рычаг разрушительного воздействия - беспрецедент ная по размаху духовная агрессия против национальных культуры, тради ций, ценностей, Русской Православной Церкви.

Уникальность русского самосознания определилась в момент формиро вания основ всенародного единства. Изначально русский народ складывал ся не в виде этнической или этно-политической общности, а как общность гораздо более высокого - духовного - порядка. Отсюда во многом наша "всечеловечность", национальная терпимость, отсутствие качества непо нятой Западом и поныне "русской души": милосердие, сострадание, терпе ние в единении с удивительной стойкостью, мужеством, способностью к самопожертвованию.

Как исторический феномен русский народ сложился в момент обрете ния гармонического единства трех разнохарактерных и разнокачественных факторов:

1. Этнической общности большой группы древних славянских племен (полян, древлян, вятичей, кривичей и других);

2. Их политической близости, закономерно завершившейся преодоле нием родовых княжеских междоусобиц и созданием централизованного госу дарства;

3. И - главное - духовного единства народа, основанного на пра вославии, во многом обеспечившем общность коренных религиозно-нравс твенных, мировоззренческих понятий и архетипов общественного самосоз нания и поведения.

Удивительная жизнеспособность русской идеи коренится в том, что она не продукт искусственного идеологического конструирования, не ру котворный плод некоей целенаправленной мировоззренческой селекции, но внутренне присущее народу жизненное качество. На протяжении многих столетий русский человек стремится воплотить во всех аспектах своего бытия - личном, семейном, общественном и государственном - идеалы свя тости и сердечной чистоты, или, говоря современным языком, универсаль ные нравственные максимы.

Быть русским сегодня - значит сердцем ощущать, исповедую словом и делом, свою причастность к глубокой культуре Отечества, к той неизбыв ной жажде праведности, готовности на вольную жертву, что на протяжении долгих столетий помогали России выстоять, удивляя мир своим величи ем, героизмом и долготерпением. Такой путь открыт всякому, независимо от "паспортной" национальности. В основе его лежит не общность крови, а великое духовное братство.

    И М П Е Р И Я И И М П Е Р И А Л И С Т Ы.
    К 200 - ЛЕТИЮ "АМЕРИКАНСКОЙ МЕЧТЫ"
    ( По итогам поездки в США. Март 94-го)

.... В апреле 94-го года Зюганов Г. А. был приглашен в Соединенные Штаты Америки. Шесть дней практически непрерывных дискуссий в цитаде лях американских интеллектуалов - Бостоне и Нью-Йорке, Вашингтоне и Флориде, Блумингтоне и Милуоки.... Десятки встреч, теле-, радио-, га зетных и журнальных интервью....

    ОТ ПАРТНЕРСТВА К ПРОТИВОСТОЯНИЮ

Последняя четверть 19-го века характеризуется все большим обост рением русско-американских отношений из-за экспансионизма Соединенных Штатов на тихоокеанском побережье России. Одновременно продолжается доброжелательная российская поддержка действий США, направленных про тив общих противников, в первую очередь - Англии. Так, в период русс ко-турецкой войны 1887-1878 годов, рассчитывая на использование портов США в качестве опорных баз для ведения боевых действий против британс ких торговых судов в случае вмешательства Англии в конфликт на стороне Турции, русское правительство фактически закрыло глаза на браконьерс тво американских зверопромышленников в тихоокеанских водах России. В течении нескольких месяцев 1877 года в американских портах опять находилась эскадра русских боевых кораблей. Накануне Берлинского конгресса в 1878 году правительство США не поддалось сильнейшему нажи му со стороны Великобритании, фактически санкционировав строительство и вооружение новой эскадры крейсеров для России в момент обострения отношений Петербурга с Лондоном. Российская империя не осталась в дол гу: во время аннексии Гавайских островов Соединенными Штатами спокой ное отношение русского правительства к этому факту ослабило протесты Англии и Франции.

В конце 19-го века история подвела черту под эрой доброжелатель ных отношения между Россией и Америкой, длившейся со времени образования США. На рубеже нынешнего столетия Соединенные Штаты переш ли к политике активной военно-политической экспансии. Их интересы все чаще стали сталкиваться с интересами России. Сперва в Северной Амери ке, затем на севере Тихого океана, наконец, в Китае. Угроза со стороны Англии уже не представляла серьезной опасности для США, Вашингтон ста новился все менее заинтересован в поддержке Петербурга.

Вторым важным моментом, предопределившим охлаждение отношений Со единенных Штатов и России на рубеже веков, стал "еврейский фактор". Проникновение еврейского капитала из Европы (в основном из Англии, Франции и Германии) в Америку шло на протяжении всего 19-го века. Осо бенно бурно этот процесс развивался во второй половине столетия. А в последние десятилетия 19-го века добавилась массовая еврейская эммиг рация в США из Англии, Франции, Италии, Германии, Австро-Венгрии. В США сложилась многочисленная еврейская диаспора, в политических струк турах государства утвердилось ее мощное лобби. Все это поддерживалось постоянным ростом влияния еврейского капитала на американскую экономи ку, особенно в промышленно развитых штатах Северо-Востока. Тогда-то интересы еврейской диаспоры (традиционно враждебной России) начали во многом определять политику Соединенных Штатов в отношении Российской империи ( в дальнейшем - и в отношении Советского Союза)...

В начале 20-го века связи между Россией и США развивались в ос новном во внешнеторговой и внешнеэкономической областях. Американский экспорт в Россию (хлопок, сельскохозяйственные, швейные и другие маши ны) значительно превышал импорт из нее (шерсть, шкуры, дерево, сахар, марганцевая руда). Происходило постепенное проникновение американских капиталов на русский рынок. Развернулось строительство ряда американс ких заводов по производству различных машин. Эта экономическая экспан сия, по мнению политиков в Соединенных Штатах, должна была проложить дорогу для усиления американского влияния в россии.

Русско-японскую войну США, по выражению президента Т. Рузвельта, считали "очень полезной" для своих внешнеполитических интересов, восп риняли ее как "взаимоистребление" Японии и России. Свои посреднические услуги по заключению мира Соединенных Штаты предложили только тогда, когда поняли, что Япония, несмотря на внешние военные успехи, стоит на грани экономического и финансового краха, после которого победа русских станет лишь вопросом времени. Со своей стороны Россия согласи лась на заключение мира в основном из-за усиливавшихся внутренних бес порядков и нараставших революционных процессов, а не из-за военного бессилия.

В конце 1911 года США под давлением еврейского финансового лобби пошли на денонсацию торгового договора с Россией от 1832 года. Уже тогда определенные круги в Соединенных Штатах стремились навязать русскому правительству дискуссию на тему о "правах человека". Однако расторжение договора в большей степени ударило по интересам американс кой стороны, нежели России. И с 1913 года по инициативе США начались интенсивные консультации по заключению нового договора, который так и не был подписан из-за начавшейся в 1914 году мировой войны. Во время войны Соединенные Штаты поставляли в Россию вооружение под английские кредиты. У американцев была своя корысть: в результате их деятельности место на русском внутреннем рынке, которое раньше за нимала Германия, заняла США. В годы войны усиливается проникновение американского капитала в Россию с целью эксплуатации ее огромных ре сурсов. Именно поэтому "прозападная" и "демократическая" февральская революция была весьма одобрительно встречена в США, Временное прави тельство сразу же получило признание Вашингтона. Американцы незамедли тельно оказали российским "демократам" широкую финансовую поддержку (кредит в 325 миллионов долларов), настаивая одновременно на продолже нии войны с Германией и предоставлении особых прав своим капиталам. Соединенные Штаты были, казалось, близки к "мирному завоеванию" Рос сии, но Октябрьская революция расстроила эти планы.

    ГЕОПОЛИТИКА В ДЕЙСТВИИ

Революция и гражданская война в России (1917-1921 гг. ) особенно ярко высветили вековую враждебность Запада в целом и Соединенных Шта тов, в частности российской государственности и русской мощи. Американ цы забыли все: многодесятилетнюю традицию доброжелательных и взаимовы годных отношений, активную поддержку, оказанную Россией становлению молодого американского государства, собственные благодарности и уверения в вечной дружбе. Ибо впереди замаячила чрезвычайно соблазни тельная возможность сокрушить русский голос, избавиться от опасного геополитического конкурента и расчистить себе дорогу к мировому ли дерству.

США и Запад оказались предателями дважды. Сперва, еще будучи со юзниками Российской империи, они всячески поощряли на ее территории деятельность антиправительственных либеральных группировок, приветс твовали "демократическую" оппозицию в думе, практически содействовали организации и проведению Февральской буржуазной революции (точнее было бы назвать ее государственным переворотом). Затем, когда несшая основ ную тяжесть войны Россия оказалась таким образом вброшенной в водово рот жесточайшей и кровопролитнейшей смуты, они предали своих "демокра тических друзей" и приложили немалые усилия для ее расчленения и уст ранения с мировой политической арены в качестве единого, мощного, централизованного государства.

И лишь "тоталитарная диктатура" большевиков да величайшее напряже ние всех народных сил смогли остановить неминуемую катастрофу. Мы зап латили за свою независимость безмерную цену: разруха, голод, нищета трагедия кровоточащего разрыва исторической преемственности русского бытия. США и Запад в целом отрицали свою постыдную роль разрушителей исторической России, объявляли предъявляемый им счет одним из "мифов коммунистической пропаганды". Сегодня, когда сценарий новой русской смуты в основных своих чертах разительно напоминает события начала ве ка, - неужели мы не одумаемся и не научимся извлекать уроки из собс твенной истории?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Собрание рефератов