Рефераты

КПРФ сегодня - (курсовая)

p>Особенно показательным и полезным для понимания действительной подоплеки нашей грандиозной драмы - мировой войны, революции и ее пос ледствий - является рассмотрение событий с геополитической точки зре ния.

На рубеже 19-20 веков английский географ и политолог Хэлфорд Ма киндер впервые обнародовал свою ставшую впоследствии знаменитой геопо литическую теорию о "географической оси истории" ("geographical pivot of history") и "сердце мира" ("Heartland"). Вкрадце ее содержание мож но свести к следующим основным положениям:

1. В силу объективных географических условий народы и государства мира разделены на континентальные, сухопутные, и морские, океанские. 2. Решающее влияние на историю человечества и судьбы народов ока зывают события, происходящие на территории "мирового острова", состоя щего из трех континентов: Европы, Азии и Африки. Ядром "мирового ост рова" является Евразия, территория которой приблизительно совпадает с территорией России.

3. Этот огромный континентальный массив русского пространства есть "сердце мира" и "ось истории". Вся история мировой цивилизации как бы вращается вокруг него, создавая наиболее броские, выразительные и законченные формы не в своем животворном континентальном источнике, но в окружающей его береговой зоне, за которую на современном этапе идет беспощадная война между "сухопутной" империей России и "морской" империей Великобритании.

4. В целях победы "прогрессивной" морской цивилизации над "вар варской" континентальной Россией необходимо ликвидировать русское гос подство над ядром "мирового острова", над "сердцем мира".

Проще сказать - расчленить Россию и распределить ее осколки по сферам влияния "цивилизованных" морских держав. Пока этого не будет сделано, движение вперед (а значит, и установление глобального "нового мирового порядка - по словам Зюганова Г. А. ) невозможно.

Рассуждение английского геополитика остались бы не более чем бу мажным теоретизированием, если бы не получили яркого подтверждения на самом высоком уровне международной политики. В январе 1918 года Сое диненные Штаты Америки выдвинули обширный план последовательного пере устройства мира, получивший название "14 пунктов президента Вильсона". Рассмотрим его несколько подробнее.

    Американский план предполагал:

1-й пункт - провозглашение принципа "открытых договоров" и запре щение тайной дипломатии, т. е. подведение всех дипломатических процес сов международной политики под контроль стран-победительниц, в первую очередь США;

2-й пункт - "свобода морей", т. е. устранение лишних барьеров на пути комплексного и интегрированного развития единой "океанской" циви лизации Запада;

3-й пункт - равенство условий торговли, т. е. практика "открытых дверей", обеспечивающая богатым американцам преимущество перед их за падноевропейскими конкурентами;

4-й пункт - сокращение вооружений, т. е. стремление США ослабить Японию и Англию, обладавших тогда военным превосходством;

5-й пункт - "беспристрастное решение колониальных вопросов"6 т. е. предел поделенного в пользу победителей;

6-й пункт - право России "принимать независимое решение относи тельно ее собственного политического развития и ее национальной поли тики", т. е. гарантия ее приема в Лигу Наций "при том образе правления, который она для себя изберет".

На первый взгляд очень благородно, не правда ли? И очень напоми нает те заявления, которые не устают делать сегодня западные лидеры, говоря о будущем Российской Федерации. Но - не будем торопиться. Смысл "шестого пункта" детально разъяснил представитель государс твенного департамента США Д. Миллер в специальном меморандуме для анг лийского министерства иностранный дел. Он сообщил, , что "формулировка президента Вудро Вильсона не рассматривает вопроса о русских террито риях с точки зрения единой России и никоим образом не препятствует рассмотрению вопроса об отдельных районах или образованиях в России". Фактически это означало курс на отторжение от Российской империи не только Польши и Финляндии, но Эстонии, Латвии, Литвы и Украины. Дальнейшие откровения Миллера выходят за рамки самого смелого во ображения. "Кавказ придется, вероятно, рассматривать как часть пробле мы Турецкой империи"; "Среднюю Азию отдать под протекторат какой-ни будь европейской державе"; даже в Великороссии и Сибири должны быть созданы самостоятельные и "достаточно представительные правительства". Расчленение России предполагалось в полном соответствии с геополити ческой доктриной Макиндера! Сам он в 1919 году снова выступил с разви тием своих идей, а широкомасштабная интервенция 14 государств против изнемогавшей в смуте России наглядно проиллюстрировала миру серьез ность намерений западных геополитиков и методы, которыми они собирают ся осуществлять свой планы"....

Пункты с 7-го по 13-й в плане Вильсона касались послевоенного по ложения Германии, Франции, Балкан, Австро-Венгрии, Ближнего Востока, Аравийского полуострова и стран Персидского залива. 14-й пункт предусматривал создание Лиги Наций, которая должна была стать сверхго сударственным координирующим органом глобальных перемен.

В американском плане оказалось лишь одно слабое звено: Россия не пожелала умирать тихой "естественной смертью" в соответствии с волей заокеанских сценаристов и масонских стратегов.

    ПРИБЫЛЬ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО

С октября 1920 года, несмотря на официальное непризнание Вашинг тоном Советского правительства, американские бизнесмены (В. Вандерлин, А. Хаммер, ряд представителей нефтяных, угольных и промышленных компа ний) усиленно пытались "продавить" в России свои деловые проекты, имевшие целью эксплуатацию природных ресурсов страны, а также вывоз из нее национальных культурных ценностей. Планомерное разграбление Эрми тажа берет начало именно с этого времени.

В середине двадцатых годов торговый оборот между США и СССР (опять же при полном официальном непризнании Вашингтоном Советского Союза) продолжал нарастать. В 1925 году Америка вышла на первое место по экспорту в Советский Союз. Все больше компаний и трестов из Соеди ненных Штатов вовлекалось в торговые отношения с Советским Союзом. Центром, вокруг которого группировались представители делового мира США, торговавшие с СССР, стала Американо-русская торговая палата (пре зидент - Р. Шлей). В конце 1926 года палата решила направить в Москву своего специального представителя. В январе 1927 года, прибыв в со ветскую столицу, он был весьма благожелательно принят заместителем наркоминдела М. М. Литвиновым и заместителем наркомфина М. И. Фрумкиным. Он познакомился с работой Госбанка, Главконцесскома, других экономи ческих ведомств и создал постоянное представительство палаты в СССР. В 1927-28 годах самые крупные финансовые и торговые контракты с экономическими органами СССР заключили именно члены Американо-русской торговой палаты. Со второй половины 1927 года госдепартамент и минис терство торговли под давлением палаты сняли многие ограничения в об ласти кредитования советских закупок. Товарооборот между двумя страна ми еще больше возрос. На 1 октября 1928 года в СССР действовали девять крупных американских концессий и шесть договоров, предусматривавших оказание технической помощи бурно развивавшейся советской промышлен ности. В конце 20-х -- начале 30-х годов заинтересованность деловых и финансовых кругов США в признании СССР, дальнейшем увеличении товароо бороты между двумя странами еще больше возросла. Администрация прези дента Г. Гувера (1929-1933 гг. ), однако, была категорически против рас ширения контактов. Разгорелась борьба между сторонниками и противника ми признания СССР в Конгрессе и Сенате США.

Когда к власти пришел Ф. Д. Рузвельт, деловые круги США стали все более настойчиво выступать за нормализацию отношений с СССР. Дело кон чилось тем, что в результате ряда встреч дипломатических представите лей двух стран в ноябре 1933 года в Вашингтоне был подписан протокол об установлении официальных дипломатических отношений между Советским Союзом и Соединенными Штатами.

Отношения между СССР и США за период от установления дипломати ческих контактов и до нападения Германии на Советский Союз оставались в целом довольно натянутыми, за исключением успешно развивавшихся тор говых связей (заключение договоров в 1935 и 1937 годах). Двойствен ность этих отношений особенно ясно проявилась в отказе США от сотруд ничества с нашей страной в деле противостояния фашистской агрессии (как Японии на Дальнем Востоке, так и Германии в Европе). США упорно пытались столкнуть Советский Союз с Японией и Германией, оставаясь при этом в стороне. Лишь непосредственная угроза собственной безопасности заставила американцев в конце концов присоединиться к антигитлеровской коалиции.

    ВОЙНА "ГОРЯЧАЯ" И "ХОЛОДНАЯ"

Военно-политическое сотрудничество СССР и США в годы второй миро вой войны - важный этап в истории взаимоотношений двух стран. Оно на чалось с июля 1941 года, а в июне 1942 года было подписано соглашение о взаимной помощи. По мере нарастания успехов Советской армии в США укреплялось понимание решающей роли СССР в разгроме Германии. Для Шта тов Советский Союз стал важным союзником в войне против очень опасного врага - Японии. Молниеносный разгром Советским Союзом основных сухо путных сил Японии в 1945 году отчетливо показал возросшее военное мо гущество СССР как в Европе, так и в Азии. Рост советской мощи и быст рое расширение сферы влияния СССР сильно встревожили Америку. Уже во время войны на конференциях стран "большой тройки" (США, СССР, Вели кобритания) и особенно на послевоенных встречах американцы вместе со своими европейскими союзниками всеми силами стремились нейтрализовать растущее советское влияние.

Главным результатом второй мировой войны стало образование двух сверхдержав - СССР и США, сосредоточивших вокруг себя два крупнейших геополитических блока: "океанский" Запад и "континентальный" Восток. Американцы остро почувствовали угрозу своим гегемонистским планам. Практически сразу после окончания войны Соединенными Штатами был взят курс на конфронтацию с Советским Союзом, воспринимавшемся в его новом державном качестве как главная угроза американским интересам и самому существованию "свободного мира". Следствием такого мировоззрения явил ся сорокапятилетний период "холодной войны", закончившийся в 1985-1991 гг. поражением СССР и распадом советской сверхдержавы в результате предательства высшего руководства страны....

Политика "холодной войны" впервые публично была провозглашено Уинстоном Черчиллем в его знаменитой речи в Фултоне (США) 5 марта 1946 года. Черчилль открыто потребовал создания англо-американского воен но-политического союза для борьбы с "мировым коммунизмом во главе с Советской Россией". Думается все же, что сегодня такое идеологическое обоснование уже не способно кого-либо обмануть. Речь на самом деле шла о необходимости уничтожения мощного для Запада равно в монархической, коммунистической и любой иной форме.

Черчилль, впрочем, был не первым, кто призвал к крестовому походу для решения "русского вопроса". Годом раньше президент США Гарри Тру мен в своем послании Конгрессу, датированном 12 марта 1947 года, фак тически содержалась внешнеполитическая доктрина Соединенных Штатов, направленная на реализацию этой "жгучей необходимости" путем силового вытеснения СССР с тех позиций, которые он занял в результате победы в Великой Отечественной войне.

    "Доктрина Трумэна" стала отправной точкой послевоенной

внешнеполитической эволюции Америки, которая в самом общем виде может быть разделена на семь последовательных этапов.

Первый может быть назван этапом "головокружения от успехов". Включает в себя послевоенные годы (1945-1948). Наличие ядерной монопо лии создало у США иллюзию всемогущества, способности самостоятельно, не учитывая мнения даже союзников, решить в свою пользу многовековой спор о глобальном лидерстве. В скоре, однако, стала ясна безоснова тельность столь радужных надежд. Главный удар по ним нанес Советский Союз, создавший в 1949 году собственное ядерное оружие. Второй удар последовал со стороны Китая, полностью вышедшего в конце 40-х годов из-под влияния Америки.

Второй этап эволюции американской политики стал результатом ос мысления новых геополитических реальностей. 8 Он занял всего два года (1948-1949). Его главным результатом явилось военно-политическое оформление "океанского" геополитического блока, завершившееся создани ем Североатлантической организации НАТО.

Третий этап послевоенной эволюции Соединенных Штатов охватил 50-е годы. Его концепцию определили два основных фактора: принятый в начале 1950 года "план СНБ-68", предполагавший курс на первоочередное увели чение военной мощи США (планировалось тратить на вооружения 20% нацио нального дохода) и официально провозглашенная стратегия "массированно го возмездия", исходившая из наличия решающего преимущества США над Советским Союзом в ядерных вооружениях и средствах их доставки. К се редине 50-х годов ситуация начала меняться, а к концу десятилетия ста ло совершенно явно, что "континентальная" держава СССР нашла свой, адекватный ответ на стратегию массированного возмездия "морской" импе рии США, основанную на размещении ядерного потенциала в пунктах "пере дового базирования", расположенных по периметру границ Восточного нео политического блока.

В России были созданы межконтинентальные баллистические ракеты. Впервые за всю историю Соединенных Штатов их территория перестала быть неуязвимой. Осознание этого простого факта вызвало шок у всего амери канского общества, потребовавшего пересмотра устоявшихся военно-поли тических концепций.

Четвертый этап. Приходится на 60-е годы. Начался с пересмотра прежних постулатов. Была принята стратегия "гибкого реагирования". В ее основу с учетом растущей мощи стран социалистического лагеря был положен принцип "дозированного" применения силы соразмерно с "масшта бами возникшей опасности". На деле это означало признание американским руководством того факта, что США безвозвратно утратили надежды на ут верждение своего мирового лидерства прямым военным путем.

На этом, однако, дело не кончилось. Глобальный баланс сил продол жал меняться не в пользу Соединенных Штатов. В начале 60-х годов они превосходили Советский Союз по ядерным средствам доставки в 10 раз; к концу десятилетия это превосходство исчезло. В 1961 году валовой наци ональный продукт США троекратно превосходил объединенный западноевро пейский и японский; через 15 лет эти показатели сравнялись. Необходи мость нового пересмотра военно-политической концепции становилась оче видной.

Пятый этап пришелся на 70-е годы. Была выдвинута так называемая "доктрина Никсона", опиравшаяся на новую военно-политическую стратегию "реалистического устрашения". В ее основу были положены три главных принципа:

а) стремление сохранить превосходства в стратегических ядерных силах;

б) требование значительного увеличения вклада союзников в "проти востояние коммунистической агрессии";

в) признание необходимости переговоров с Советским Союзом. Союзники Соединенных Штатов подразделялись на две категории: -- "жизненно важные" (Западная Европа, Япония, Изра

иль), ради которых США готовы были воевать, даже используя ядерное оружие;

-- второстепенные, которые по существу объявлялись лишь зоной желательного американского доминирования.

Шестой период американо-советского соперничества связан в первую очередь с именем Р. Рейгана. Тенденция последовательного роста советс кого влияния в послевоенный период не на шутку встревожила транснацио нальную торгово-финансовую олигархию, чьим главным оплотом в 20-м сто летии являлись Соединенные Штаты. Поэтому этот этап прошел под знаком резкого усиления антисоветизма. "Америка вновь должна поверить в себя! " - этот лозунг Рейгана совместно с его определением СССР как "империи зла" ярче всего отражает изменение стратегического курса США. Начались активные активные поиски нереализованных экономических воз можностей, способных обеспечить Штатам технологический отрыв в гонке вооружений. Но удача ожидала американцев все же не на пути прямого во енного и экономического противостояния, а на невидимых фронтах ожесто ченной идеологической войны.

Седьмой этап связан с попытками "развитых" стран реализовать мон диалистские сценарии поэтапной политической централизации международ ной политики. О распаде советской сверхдержавы, идеологических просче тах СССР и предательстве высшего руководства страны сегодня сказано уже так много, что вряд ли имеет смысл что=то повторять. Исчезновение Советского Союза с мировой арены резко изменило геополитический баланс сил и позволило Западу поставить вопрос о закреплении своего планетар ного лидерства в практической плоскости - путем установления "нового мирового порядка". Ослабленная Россия сегодня уже не может выполнять ту роль геополитического балансира, которую играл Советский Союз. Однако здесь Запад ждут новые проблемы. На сей раз - внутренние, связанные с растущими противоречиями в треугольнике США - Япония - За падная Европа.

    СОЮЗНИКИ И ПАРТНЕРЫ

Видимость западного единства и монолитной сплоченности "развитых" стран на протяжении всего послевоенного периода поддерживалась в пер вую очередь наличием у Запада общего и грозного отношения союзников между собой и со "старшим партнером" - Соединенными Штатами - были да леки от идилии.

Первые годы после окончания второй мировой войны США, пользуясь ослаблением истощенных страшной бойней европейских держав, оккупацией Германии и Японии, увеличением собственной военной мощи, стремились в жесткой силовой манере навязать всему международному сообществу "мир по-американски". Никаких союзов и блоков Соединенные Штаты тогда соз давать не собирались, предполагая опираться на двусторонние (реже - многосторонние) договоры и через них осуществлять глобальный контроль над планетой...

В Азии США заключили такие военные соглашения с Японией, Тайва нем, Филиппинами, Южной Кореей, Ираном, Турцией, Пакистаном. В Европе их влияние обеспечивалось традиционными связями с Великобританией, но вым военным соглашением с Испанией; но главное - так называемым "пла ном Маршалла", в осуществлении которого принимали участие 17 стран, ставших таким образом зависимыми от США получателями американских кре дитов и иной помощи. В Латинской Америке доминирование Соединенных Штатов обеспечивалось подписанным в 1947 году многосторонним договором о взаимной обороне ("Договор Рио-де-Жанейро").

Когда же оказалось, что опора на собственные силы не сможет обес печить американцам желанной гегемонии, родилась идея создания НАТО организации, до сих пор являющейся самым надежным орудием Запада в борьбе за осуществление своих мондиалистских планов. Создание Северо атлантической организации происходило в два этапа: вначале США поддер жали союз западноевропейских стран (Англия, Франция, Бельгия, Нидер ланды и Люксембург) и подписание соответствующего Брюссельского пакта (1948 год), а затем - начались консультации о включении в договор Сое диненных Штатов и Канады.

В 1947 году Объединенный комитет начальников штабов США предложил участникам Брюссельского соглашения создать единое центральное военное командование во главе с американским генералом. Комитет заявил, что "граница между Западной и Восточной Германиями на Эльбе является аме риканской границей". И все же перед подписанием договора о создании НАТО администрации Трумэна пришлось преодолеть серьезное сопротивление оппозиции внутри страны - впервые за 150 лет Соединенные Штаты вступа ли в военный союз с другими государствами в мирное время. В конце кон цов 4 апреля 1949 года договор о создании НАТО был подписан. Принятый через год "план СНБ-68", отразивший меняющиеся условия, предполагал увеличение американской мощи уже параллельно с укреплением военного потенциала главных союзников. Но основной упор делался Соеди ненными Штатами на собственную силу. Предусматривалось, что США должны быть готовы "встретить любой новый вызов быстро и без колебаний". Та ким вызовом для американцев стала в начале 50-х годов Корейская война, недвусмысленно показавшая готовность США и их союзников достигать же лаемых результатов силовыми методами. "Ничья" в этой войне была для США равнозначна поражению, ибо существовавшая в то время стратегичес кая концепция требовала от них способности безусловно добиваться пос тавленной цели.

Соответственно в середине 50-х годов начали меняться и отношения Соединенных Штатов с союзниками. Во время Суэцкого кризиса 1956 года Вашингтон отказался поддержать Лондон и Париж в их агрессии против Египта (в чем немалую роль сыграла жесткая позиция, занятая по этому поводу советским руководством). Отказ ознаменовал собой окончание не долговременного периода полной покорности западноевропейских союзников США. Англия и Франция сделали ставку на создание собственного ядерного оружия. в противовес им Соединенные Штаты ускорили прием ФРГ в НАТО. Результатом стала еще более независимая позиция Франции, создавшей к 1962 году собственные ядерные силы и вышедшей в 1967 году из военной организации Североатлантического союза.

Сокрушительная неудача Америки во Вьетнамской войне 1964-1973 го дов стимулировала очередной пересмотр ее отношений с союзниками. "Доктрина Никсона" положила начало переходу от двухполюсного восприя тия мира (СССР-США) к пятиполюсному (СССР-США-Китай-Западная Евро па-Япония). На своих западноевропейских союзников Соединенные Штаты попытались оказать давление с целью большей консолидации Запада под американским началом, но столкнулись с "единым фронтом" европейцев (совместные консультации стран ЕЭС перед переговорами с США). В итоге Америка сумела добиться лишь координации действий на основании практи чески равного партнерства. С 1975 года было положено начало встречам "большой семерки" - глав государств семи ведущих капиталистических стран.

Резкая критика пятиполюсной модели мира, не принесшей американцам ощутимых успехов на дипломатическом фронте, началась еще в середине 70-х годов. Пришедшая к власти администрация Картера заявила, что ви дит способ сохранения американского влияния в мире на пути объединения сил "трех центров": США, Западной Европы и Японии. Однако традиционные сложности взаимоотношений и на этот раз непозволили реализовать идею комплексной политической интеграции.

Штаты нашли общий язык с европейцами в создании стандартизирован ных вооружений, единых систем связи и командования, совместных воен но-научных разработок в рамках НАТО. Но дальше дело застопорилось. В 1978 году страны ЕЭС ввели собственную валютную систему и единую рас четную единицу. Впервые в послевоенный период доллару был брошен серь езный вызов. Сближение Франции и ФРГ, наметившееся еще с начала 60-х годов, к середине 70-х завершилось формированием оси "Париж-Бонн" как стержня "европейской системы". В свою очередь Япония не поддержала американский курс на сближение "треугольника" индустриальных центров из-за стремления сохранить свободу рук для собственных внешнеполити ческих маневров. Результатом таких неудач США стало усиление имперских "американоцентристских" тенденций в политике рейгановской администра ции, о котором говорилось выше.

На современном этапе взаимоотношения внутри Западного геополити ческого блока определяются двумя "встречными" тенденциями: возросшей после распада СССР тягой к коллективному, совместному руководству ми ром в рамках пондимлистского проекта "нового мирового порядка" и рос том внутрисистемных противоречий между США и Западной Европой, Герма нией и Англией, Японией и Америкой.

Чем кончится дело, покажет будущее, но уже сейчас можно предпола гать, что вероятность внутреннего раскола Запада достаточно высока. В решающей мере она зависит от успеха или неудачи планов по установлению режима НМП, обеспечивающего западным странам гарантии их совместного господства на планете.

    "СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ" МОНДИАЛИЗМА

За все время существования человечества попытки объединить мир под единым руководством впервые обрели шанс на свой практическое воп лощение в 20-м веке. Более того: для процветающего Запада они стали сейчас едва ли не единственной надеждой на долгосрочное сохранение своего искусственно поддерживаемого благополучия. Общую актуальность таким попыткам придает сегодня углубившееся социальное расслоение в мире, где незначительному богатому меньшинству, проживающему в "развитых" странах, противостоит растущее и нищающее большинство насе ления планеты. Внутренние межсословные, межклассовые противоречия, раздиравшие раньше государства и общества изнутри, в результате бурных интеграционных процессов, постепенно, но неуклонно превращающих миро вое сообщество в единую социально-экономическую систему, вышли за рам ки отдельных народов и наций, обретя глобальный, общемировой характер. Расчеты показывают, что в этом новом планетарном "суперобществе" социальная напряженность уже сейчас находится на грани взрыва. Пре дотвратить такой взрыв и неизбежное вслед за ним перераспределение благ, законсервировать существующее неравенство - таковы главные цели архитекторов "нового мирового порядка". Соединенным Штатам отведена в этих планах одна из главных ролей. В то же время не стоит забывать, что основными движителями мондиалистских проектов являются не нацио нальные элиты западных стран, а космополитическая торгово-финансовая олигархия и закулисные международные центры, имеющие порой многовеко вой опыт тайных политических операций.

Исходя из всего вышесказанного, логически предположить, что глав ной задачей современного периода ля России и США является выработка взвешенного, , конструктивного подхода к взаимным отношениям. Россияне должны научиться смотреть правде в глаза и, признавая в Соединенных Штатах своего давнего геополитического конкурента, суметь защитить собственные национальные интересы, не доводя по возможности дело до крайностей. Американцам (да и Западу в целом) не мешало бы, со своей стороны, понять, наконец, что существование мощной единой России многовековая геополитическая реальность, игнорировать которую бессмыс ленно и опасно. Более того, любые попытки силового навязывания нам "моделей развития" по заморским образцам бесперспективны и чреваты но вым витком никому не нужного жестокого противостояния.

    ЗА ДЕЛО НАРОДА , ВО ИМЯ ОТЕЧЕСТВА
    (КП РФ: апрельская конференция, 1994 год)
    ГОД СПУСТЯ ПОСЛЕ СЪЕЗДА

С момента организационного воссоздания Компартии Российской Феде рации прошло не так уж много времени. Но сколько событий и испытаний вместилось в этот очень короткий по историческим меркам срок! Партия сразу погрузилась в крайне недоброжелательную, а иногда и просто агрессивную политическую среду, что потребовало от нее самых разнообразных навыков, умений, способов деятельности.

Сразу после событий "черного октября" тогдашний генеральный про курор А. Казанник получил из администрации президента следующие указа ния:

    -- "не проводить никаких политических процессов;

-- следственную бригаду не создавать, выделить всего 5-6 следова телей;

    -- провести расследование за 3-4 дня;

-- процесс должен длиться 2-3 дня, всех надо приговорить к смерт ной казни". Не вышло! Партия находится в процессе становления в ка честве влиятельной и ответственной политической силы.

    Как он идет?

Что же удалось сделать, на чем нужно сосредоточить дополнительные усилия? Любая политическая партия, готовая возложить на себя бремя го сударственной власти, должна располагать обширным идейно-теоретическим и организационно-практическим арсеналом, в состав которого как минимум входят:

1. Общая национально-государственная доктрина, опирающаяся на глубокое понимание долговременных интересов и тенденций развития Оте чества, духа и характера народа, своеобразных закономерностей его дер жавного, экономического и культурного строительства, - доктрина, связы вающая воедино его прошлое, настоящее и будущее.

2. Программа, определяющая конкретную социально-политическую фор му, стратегию и движущие силы реализации долговременных националь но-государственных интересов в переживаемую историческую эпоху. 3. Тактическая платформа как набор текущих задач и приемов их ре шения.

4. Организационная структура, обеспечивающая связь партии со сво ей социальной базой и обществом в целом, партийное влияние на общест венно-политические системы.

    ОТ ПОНИМАНИЯ СУДЕБ ОТЕЧЕСТВА - К МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ

Партия, стремящаяся действовать на благо Отечества не вправе смотреть на Россию как страну без истории. Будущее можно построить только на прочном фундаменте проверенной временем традиции. Эта истина далеко не всегда осознавалась и оспаривается многими до сего дня. Между тем потребность в целостной национально-государс твенной доктрине крайне актуальна.

Общество находится в состоянии смуты и хаоса. Оно не сможет прод винуться вперед, отчетливо не осознав особенностей своего историческо го пути, характера стоящих перед ним проблем, принципов и целей, кото рые могли бы лечь в основу перспективной модели развития. Нужна нацио нальная идея, которая способна превратиться в материальную силу и объ единить вокруг себя все здоровые, патриотические силы общества. Попытки выработать объединительную идею на верхушечном уровне предпринимались и ранее. На примере так называемой перестройки, в ос нове которой лежало представление об исторической безродности России и возврате ее в "мировую цивилизацию", хорошо видно, что к добру это не приводит. Партия решительно отвергает такой путь как антигосударствен ный и антинародный по своей сути. Только коллективный разум нации спо собен сформулировать идею, которая придаст осмысленный, целенаправлен ный характер активности самых широких слоев общества. Настало время выступить с такой инициативой Компартии России, обозначить свой виде ние этой проблемы.

Опыт и здравый смысл, научный анализ и культурная традиция подт верждают:

- с точки зрения исторической Россия являет собой особый тип ци вилизации, наследующий и продолжающий тысячелетнюю традицию Киевской Руси, Московского царства, Российской империи и Союза ССР;

- с точки зрения геополитической Россия есть стержень и главная опора евразийского континентального блока, интересы которого противос тоят гегемонистским тенденциям "океанской державы" США и атлантическо го "большого пространства";

- с точки зрения мировоззренчески идеологической Россия есть вы разитель культурно-исторической и нравственной традиции, фундаменталь ными ценностями которой являются соборность (коллективизм), держав ность (государственная самодостаточность) и стремление к воплощению высших идеалов добра и справедливости;

- с точки зрения национальной Россия есть сложная этническая общ ность, в основе жизнеспособности которой лежит мощное национальное яд ро великороссов, малороссов и белорусов;

- с точки зрения экономической Россия есть автономный хозяйствен ный организм, принципиально отличающийся по законам своей деятельности от западной модели "свободного рынка".

Короче говоря, Россия - это самобытный организм со своими особыми закономерностями развития. Насколько этот вывод согласуется с общими теоретическими принципами научного социализма и материалистического понимания истории - к этому вопросу вернемся ниже. Сейчас же можно подчеркнуть, что выход из переживаемого кризиса увенчается успехом только при выборе таких конкретных экономических и политических реше ний, которые будут направлены на восстановление и развитие указанного российского своеобразия и самобытности.

Ближайший период развития России должен рассматриваться прежде всего как период стабилизационный, в ходе которого необходимо в первую очередь обеспечить минимизацию ущерба, нанесенного стране непродуман ными, бездарными действиями политиков-авантюристов за последние годы. Проработать механизмы мобилизации всех потенциальных возможностей об щества с целью скорейшего вывода страны из глубокого системного кризи са. Гарантировать приоритетное внимание внутренним проблемам социаль ного оздоровления и национального возрождения. Сократить внешнюю госу дарственную активность до уровня необходимого минимума.

Качественно изменившаяся геополитическая и военно-стратегическая ситуация требует радикально и комплексно переосмыслить военную доктрину предыдущего периода, основывавшуюся на биполярной схеме миро вого баланса сил. Это предполагает отказ от непомерных, истощавших экономику геополитических амбиций, диктовавшихся зачастую не нацио нальными, государственными или историческими интересами страны, а иде ологическими претензиями; это предполагает также переориентацию Воору женных Сил на первоочередное противодействие региональным угрозам на шей безопасности. Естественно, при безусловном поддержании стратеги ческого военного потенциала на том уровне, когда гарантировано нанесе ние "неприемлемого ущерба" любому потенциальному агрессору. Внешнеполитическая деятельность России на территории бывшего Сою за ССР должна быть ориентирована на восстановление единого государства - обновленного союза братских народов, открытого для добровольного присоединения к нему всех желающих мирно жить в общем доме. Разумеется, воссоздание единого государства должно происходить на принципиально новой и сугубо добровольной основе, обеспечивать реаль ное равенства всех вошедших в него народов, возможность реализации в полном объеме их законных национальных чаяний. Процесс возрождения со юза должен развиваться поэтапно, естественным путем.

На нынешнем этапе первоочередной задачей российской политики ста новится воссоздание хозяйственных связей между республиками бывшего СССР, искусственно разорванных в результате беловежского сговора. Не менее важно вести дело к обеспечению общего культурного, научного и информационного пространства.

    КАК СЛОЖИТЬ ПРОГРАММНЫЙ ОБРАЗ БУДУЩЕГО

Участники конференции предложили два проекта программы: тезисы к разработке программы КП РФ "От кризиса - к устойчивому развитию, наро довластию и социализму" и дополняющая их резолюция "О государственном патриотизме".

Наибольшее число замечаний и вопросов вызвало опять-таки непри вычное понятие государственного патриотизма, впервые вводимое в теоре тический обиход КП РФ. Самые непримиримые обвиняют руководство партии в том, что его позиция ничем-де не отличается от точки зрения нынешнего правящего режима, который тоже заговорил об укреплении рос сийской государственности. Некоторые терминологические совпадения с позицией наших политических оппонентов - явно недостаточный повод для отказа от собственных позиций.

Во-первых, налицо попытка режима перехватить лозунги оппозиции. Это само по себе свидетельство идейного краха режима, не рискующего и далее выступать под своим подлинным идейным знаменем, вынужденного прибегать к словесной маскировке. Во-вторых, не исключено, что опреде ленное понимание стоящих перед страной объективных задач доступно и некоторым кругам правящей группировки.

Подлинная же суть в том, что даже при сходном понимании нацио нально-государственных потребностей между оппозицией и режимом по-прежнему пролегает водораздел в понимании конкретных путей их удов летворения и выхода из кризиса.

Даже если предположить, что намерения авторов "шокотерапии" абсо лютно благородны и честны, они ищут решение там, где, по нашему убеж дению, его просто нет - в переходе экономики страны к "дикому капита лизму" на основе свободного рынка. Эти расчеты основываются на том, что либерализация цен и ликвидация прямого государственного регулиро вания вызовут крах отсталых нерентабельных производств, перетекание капиталов и рабочей силы в прогрессивные конкурентоспособные отрасли и, таким образом, структурная перестройка произойдет "сама собой", наступить новое равновесие.

Жизнь опрокинула эти умозрительные схемы. Настаивание на обанкро тившемся курсе привело к тому, что сегодня российское общество вступи ло уже в фазу системного кризиса, точнее - рукотворной катастрофы. Новизна положения, во-первых, в том, что кризис в равной мере глубоко поразил все главные сферы жизнедеятельности общества и не мо жет быть преодолен в какой-либо из них без оздоровления обстановки в других.

Во-вторых, регрессивные изменения вплотную приблизились к крити ческому пределу, за которым они грозят стать необратимыми и на неопре деленный срок закрыть для России путь социального и экономического прогресса.

В экономике продолжающийся спад производства привел к резкому ухудшению структуры производительных сил. Гибнут в первую очередь не отсталые, а высокотехнологичные и наукоемкие производства - именно те, которые обеспечивают прорыв на качественно новые рубежи развития. Быстрее всего разрушается отечественный научно-технический потенциал. Идет также катастрофический спад производства продукции инвестиционно го назначения (машин, оборудования, строительных и конструкционных ма териалов), от наличия которой зависит возможность восстановления про изводства с опорой на собственные силы. Таким образом, опасно сузились перспективы не только интенсивного, но и экстенсивного экономического роста.

Применяемое правительством экономическое регулирование основано на балансировании между ростом инфляции и ростом безработицы, полити чески приемлемый уровень который обеспечивается за счет проедания все го накопленного в предыдущие десятилетия, распродажи невозобновляемых ресурсов.

В области производственных отношений резкое имущественное рассло ение не привело к образованию каких-либо новых производительных клас сов. Происходит не "классическая" (по Марксу) капитализация обществен ных отношений, а стремительная социальная деградация, разрастание на всех уровнях паразитических слоев, существующих за счет перераспреде ления и воровства, а не благодаря производительному накоплению общест венного богатства. Особенно сильный урон нанесен молодежи. Растет по коление, питающее презрение к производительному физическому и умствен ному труду, попросту к нему не способное. Идет стремительное сокраще ние и деквалификация трудовых резервов. Еще немного - и восстанавли вать экономику будет не только не с чем, но и некому.

Начался процесс вымирания население, причем растущая смертность в значительной мере обусловлена алкоголизмом, убийствами и самоубийства ми. Быстро снижаются качественные характеристики общества: растет чис ло нищих, бомжей, алкоголиков, наркоманов, падает иммунитет против массовых заболеваний, начались эпидемии болезней, с которыми за годы Советской власти, казалось, покончили навсегда. Рушатся нравственные устои семьи и общества, теряются идеалы и социальные ценности. Опасно снизился культурный и нравственный потенциал общества. Дальнейшее его размывание и подмена усредненными "общечеловеческими" ценностями западного образца угрожает потерей чувства национально-го сударственного самосохранения, утратой воли к сопротивлению экономи ческой, политической и духовной колонизации.

В результате "черного октября" 93-го в политической жизни возник конституционно-правовой вакуум. Прежние органы власти насильственно ликвидированы, а новые не имеют по отношению к ним законной правопре емственности. Новая Конституция, поддержанная менее чем одной третью избирателей и направленная на закрепление итогов госпереворота, не служит общественной стабилизации, основанной на уважении к закону. Ре альная власть узурпирована бюрократическими исполнительными структура ми, свободными от эффективного общественного контроля и все более опи рающимися на насилие или угрозу его применения. одновременно в роли "регулятора" экономической и политической жизни все более уверенно выступает организованная преступность. Обе структуры интенсивно срас таются между собой, формируется механизм криминально-бюрократической диктатуры.

    Снижается общественная безопасность во всех ее аспектах:
    -- личная и имущественная безопасность граждан;
    -- социальная защищенность трудящихся;
    -- технологическая безопасность производства;
    -- экономическая и военная безопасность страны.

Продолжается ослабление государственно-политического единства и целостности Российской Федерации. Радикально подорваны основы граж данского мира в стране.

Опыт истекших бет однозначно свидетельствует о том, что выход из системного кризиса и дальнейшее оздоровление экономики на путях вар варской капитализации страны в принципе невозможен, причем не только в "шоковом", но и в более "мягких" ее вариантах. Процессы формирования "правильных" капиталистических производственных отношений, становления гражданского (буржуазного) общества и "среднего класса" если и идет, то неизмеримо медленнее, чем сопутствующие процессы подрыва материаль ных и духовных основ общества и государства.

И дело здесь, очевидно, не только в том, что "дикий капитализм" давно уже изжил себя во всем мире. Дело и в несовместимости западной буржуазной цивилизации и цивилизации российской.

История свидетельствует о том, что коммунисты добивались реальных достижений исключительно там и тогда, где и когда они следовали объек тивной логике и потребностям развития страны, общества и государства, когда они опирались на национальную почву, дух и самобытность народов Союза. И наоборот: в тех случаях, когда они позволяли увлечь себя отв леченными построениями, успех переставал им сопутствовать.

    ОСТАНОВИТЬ "ПАРТИЮ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ"

Формулируя тактические задачи на ближайшую перспективу, коммунис ты исходят из того, что недостаточно выдвинуть общие программные цели, полномасштабная реализация которых возможна лишь в случае прихода к власти. Необходимо иметь также план конкретных действий с учетом пре бывания партии в оппозиции, ее реальных возможностей влиять на разви тие общественно-политической ситуации.

Ближайшие перспективы определяются тем, что в стране подорваны основы гражданского мира, кризис приобрел черты вялотекущей "гражданс кой войны", перемежаемой вспышками насилия над народом. При этом су ществует несколько возможностей дальнейшего развития событий. Наиболее опасная из них состоит в том, что вследствие исчерпания ресурсов, за счет проедания которых правящему режиму удается пока ба лансировать на грани социального взрыва, и социальной люмпенизации об щества обострение обстановки выльется в стихийный анархический бунт, по сути - в "войну всех против всех" за передел остатков общественного богатства.

Партия обязана быть готовой к такому повороту событий. Если пре дотвратить подобный поворот не удастся, ее задача будет заключаться в том, чтобы придать стихийному движению возможно более организованный характер, направить его в русло сознательной борьбы трудящихся за свой коренные интересы, сохранение государства и стабилизацию общества. В гражданской войне не будет победителей. Партия убеждена в том, что необходимым условием предотвращения национально-государственной катастрофы является восстановление и укрепление гражданского мира, пе реход на социалистический путь развития. Эта альтернатива полностью соответствует интересам огромного большинства народа.

Исходя из этого и учитывая свой реальные возможности как оппози ционной силы, Компартия Российской Федерации ставит перед собой следу ющие задачи на ближайшую перспективу:

1. Обеспечить гражданский мир как главное условие преодоления системного кризиса и перехода к социалистическому развитию. 2. Образовать широкую социальную и политическую коалицию левых, центристских, патриотических и демократических сил, способную нейтра лизовать и морально изолировать "партию гражданской войны". 3. Привести коалицию к власти в результате победы на выборах либо иным мирным, ненасильственным путем.

4. Организационно и идейно-теоретически подготовить партию вместе со своими союзниками к приходу к управлению государством.

Только успешное разрешение этих общедемократических задач создаст необходимые предпосылки для мирной, цивилизованной борьбы коммунистов за реализацию их программных целей в условиях прочного народовластия и общественной стабильности.

    ГРАЖДАНСКИЙ МИР

Вышедший из недр президентского окружения проект "Соглашения о достижении гражданского согласия" пестрит расплывчатыми формулировка ми, для разъяснения которых потребуется целый штат "толкователей". Яс но, что последнее слово будет принадлежать тем, у кого в руках власть. Проект являет собой, по существу, ультиматум о полной капитуляции оп позиции с требованием сохранить статус-кво. Он пытается законсервиро вать порочные тенденции, которые и привели к дестабилизации общества и государства. В таком виде, на взгляд коммунистов, он не пригоден для согласия, скорее может стать ширмой для новых провокаций.

Достижение гражданского мира - не одноразовый акт подписания ка кого-либо торжественного заявления, а комплекс практических шагов к устранению конкретных источников гражданской конфронтации. Сегодня к числу основных "факторов риска" принадлежат:

1) резкое имущественное расслоение на фоне безудержного падения производства и инфляционных процессов;

    2) нарушение социально-экономических прав трудящихся;
    3) дисбаланс властей;

4) рост коррупции и преступности, падение общественной и личной безопасности;

5) духовное оскудение и разрушение традиционной культурной среды; региональный и национальный сепаратизм;

6) расчленение исторической России в результате развала СССР и превращение русского народа в разделенный народ.

Следующим шагом может стать приведение конституционных норм в со ответствие с элементарными общепринятыми демократическими принципами. Нынешний политический режим характеризуется предельной монополизацией власти исполнительными структурами, лишением всех других субъектов по литического процесса возможности реально влиять на государственные де ла. Для устранения этого постоянного источника политической конфронта ции необходимо тесное сотрудничество различных общественных сил в пре одолении кризиса и установление такого порядка взаимодействия органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также политичес ких партий, профессиональных союзов, объединений товаропроизводителей, общественных организаций, который обеспечил бы существенное повышение и более равномерное распределение их ответственности за положение страны.

Исполнительная власть безответственна вследствие практически пол ной бесконтрольности. Законодательная - вследствие полного бесправия. Повышение ответственности невозможно без перераспределения полномочий между ветвями власти и усиления их взаимного контроля. Для этого необ ходимо:

- преодоление разобщенности палат Федерального собрания, опреде ление сферы их совместного равноправного ведения, охватывающей главным образом взаимоотношения Федерального собрания с исполнительной властью;

- преодоление дуализма исполнительной власти - двойного подчине ния министерств и ведомств главе государства и главе правительства. Полное оперативное подчинение их премьер-министру. Уточнение в этой связи компетенции и функций администрации президента;

- переход к принципу ответственности правительства перед парла ментом. Законодательное определение Федеральным собранием структуры и штатов правительства. Утверждение Федеральным собранием представляемой кандидатом на пост премьер-министра правительства. Недопустимость вме шательства в оперативную деятельность правительства в рамках выполне ния им утвержденной программы и возможность отставки правительства по инициативе Федерального собрания в случае отхода от программы; - исключение органов, ведающих государственным телерадиовещанием, из системы исполнительной власти. Формирование их на паритетных нача лах парламентом, правительством и судебной властью с учетом мнения по литических партий, профессиональных и общественных организаций. Обес печение равного доступа в эфир представителям всех ветвей власти, по литических партий, движений и т. п. ;

- возвращение органов местного самоуправления в систему государс твенной власти;

- восстановление полной вертикали органов представительной власти и распространение принципа ответственности исполнительных органов пе ред представительными на все уровни государственного управления; - строгое разграничение сфер ведения и обеспечение взаимного нев мешательства в них между вышестоящими и нижестоящими уровнями госу дарственной власти. Ограничение сферы совместного ведения исключитель но вопросами статуса субъектов Федерации и административно-территори ального деления;

- согласие в том, что главным приоритетом российской политики яв ляется воссоздание союзной государственности на новой, добровольной основе. Денонсация беловежского соглашения в той его части, которая касается расторжения Союзного договора;

- согласие в необходимости приведения конституционного законода тельства в соответствие с вышеизложенными принципами.

Другой важнейшей предпосылкой восстановления гражданского мира является смена социально-экономического курса. Полная программа эконо мического оздоровления может быть согласована лишь совместными усилия ми всех заинтересованных сторон.

    Однако ряд мер не терпит никакого отлагательства:
    - безусловная смена приоритетов экономической политики.

Использование государственных финансовых и административных рычагов для адресной помощи тем социальным группам и отраслям производства, науки, образования и культуры, которые находятся на грани необратимой деградации и распада;

- создание специальной государственной программы поддержки талан тов во всех сферах материального и духовного производства;

- приостановление грабительской приватизации, проверка законности и экономической целесообразности всех уже совершенных сделок. Проверка происхождения вложенных в приватизацию капиталов;

- законодательное обеспечение преимущественных прав трудовых кол лективов на владение и пользование общенародной собственностью, на вы бор конкретных форм разгосударствления там, где оно экономически необ ходимо и оправданно. Запрет на вмешательство в хозяйственную жизнь предприятий коллективно-групповой формы собственности, особенно в аг ропромышленном комплексе;

- возмещение потерь, понесенных гражданами и субъектами хозяйс твования вследствие "шоковой терапии". Найти форму разрешения кризиса неплатежей, ликвидации задолженности по зарплате, индексации сберега тельных вкладов, причем не за счет дополнительной эмиссии;

- законодательное гарантирование социально-экономических прав трудящихся на труд, отдых, жилье, образование, медицинское обслужива ние, социальное обеспечение.

К числу условий и предпосылок сохранения и укрепления гражданско го мира относятся также:

- абсолютное недопущение вмешательства армии во внутриполитичес кую борьбу;

    - усиление борьбы с коррупцией и преступностью;

- ограждение духовно-нравственной среды общества от навязывания ему культа разврата и насилия, легкого нетрудового обогащения; - отказ от идеологической мести.

Признание смысла и ценности всех периодов российской и советской истории. По мнению коммунистов, соглашение о мире должны заключить между собой не ветви власти, а основные политические и социально-эко номические силы как представленные, так и не представленные во власт ных структурах. Причем каждая из них может оговорить и особые условия своего присоединения к соглашению.

    Требования коммунистов:

а) неприкосновенность Мавзолея В. И. Ленина, некрополя у Кремлевс кой стены и других исторических памятников по всей стране; б) возврат партиям-правопреемницам КПСС незаконно изъятого у нее имущества;

    в) ликвидация "черных списков".

Принятие всеми основными социальными группами данного минимума за основу гражданского мира позволит предотвратить стихийный социальный взрыв и ввести политическую, экономическую и идейную борьбу в цивили зованные рамки.

Однако при этом нужно всегда помнить, что и в ходе борьбы за гражданский мир, и в его условиях оппозиция тем не менее будет оста ваться оппозицией, компартия - компартией, имеющей собственную прог рамму возрождения Отечества.

    О П П О З И Ц И Я

Оценивая накопленный опыт, необходимо отметить, что в нынешнем своем виде оппозиционные вилы в основном сложились приблизительно к середине 1992 года. Стабилизировался состав, сложилось политическое и массовое ядро, а также произошло определенное "окукливание", замыкание оппозиции в себе. Ее собрания и митинги, ее пресса стали все более превращаться в своеобразную отдушину, в средство психологической раз рядки, а не мобилизации.

В полосе спада общественной активности силы организованного ядра оппозиции оказались явно недостаточными, чему свидетельством ок тябрьское поражение 1993 года. На этом фоне значительного влияния на общественное сознание добилась псевдооппозиционная, псевдопатриотичес кая демагогия тех, кто всегда трусливо стоял в стороне от реальной борьбы или способен лишь дискредитировать своим поведением

    оппозиционное движение.

Очередные задачи оппозиции заключаются в том, чтобы привлечь по тенциальные резервы, расширить свою социальную, материальную и органи зационную базу, подняться до масштабов общенародной, общедемократичес кой коалиции гражданского мира.

Перспективы такой коалиции зависят от того, насколько успешно удастся:

1. Привлечь к участию дополнительные политические силы центрист ского и либерального спектра, а также профсоюзы и объединения товароп роизводителей;

2. Строго очертить область взаимного согласия вопросами защиты коренных национально-государственных интересов страны и сохранения гражданского мира, не замазывая противоречий и разногласий во всем ос тальном;

3. Соединить для достижения согласованных целей политический опыт партий, организационный потенциал профессиональных союзов и материаль ные возможности промышленников и предпринимателей;

4. Скоординировать действия различных отрядов оппозиции по всей территории страны.

Способ прихода коалиции к государственной власти зависит от раз вития обстановки в ближайшем будущем:

а) если удастся достичь эффективного соглашения о гражданском ми ре путем переговоров, то необходимость в досрочных выборах отпадает и ставка делается на очередные выборы парламента и президента; б) в случае дальнейшего углубления системного кризиса и бездейс твия правящих кругов необходимо добиваться досрочных выборов, прибегая для этого к различным средствам политического давления, вплоть до все общей забастовки.

Выступая за мирные формы политической борьбы, оппозиция в то же время не может исключать возможности каких угодно провокаций со сторо ны правящей группировки и оставляет за собой право на ответные дейс твия, адекватные создавшейся в этом случае ситуации.

    ВЛАСТЬ, ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

(Из выступления на заседании Национального совета движения "Согласие во имя России". Май 94-го)

    СУТЬ НЫНЕШНЕГО АВТОРИТАРИЗМА

Прежде всего нужно констатировать, что эта власть паразитического меньшинства над огромным трудящимся большинством. Этот факт не только не скрывается, но открыть подчеркивается. И Ельцин, и Гайдар прямо за являют, что их цель - созидание нового слоя собственников, новой бур жуазии, интересы которых они намерены прежде всего проводить и защи щать. Весьма показательно в этом отношении высказывание такого "труба дура капитализации", как Драгунский. Он пишет: "Когда реформы победят, то есть когда правительство сведет дебет с кредитом, спрос с предложе нием и конвертирует рубль, то в ситуации экономических реформ будет жить одна десятая населения.... Задача государства должна заключаться в том, чтобы этот круг не был разрушен обездоленными массами. В этой связи особую роль в осуществлении реформ предстоит сыграть нашей ар мии".

В чем заключается эта особая роль, многие из нас испытали на себе в октябре 1993 года.

В России все больше укрепляется господство горстки повязанных круговой порукой людей, нажившихся на разграблении общественной собс твенности. А поскольку разграбление, массовое воровство стали возмож ными с позволения и поощрения государственной власти, то сама эта власть становится криминализированной, тесно сливающей чиновничество с преступным миром, делающей коррупцию обычным повседневным явлением. Одновременно поощрение политики и действий нынешних российских руково дителей международным капиталом делает принадлежащую им государствен ную власть сугубо компрадорской, антинациональной силой.

Сентябрьско-октябрьский государственный переворот и бел направлен на приведение формы власти в соответствие с ее новой классовой сущ ностью.

Разгром системы Советов превратил представительные органы в цент ре и на местах в безвластные придатки исполнительных структур. Резкое ограничение полномочий парламента сопровождалось практически полным исчезновением из его состава представителей основной части населения рабочих и крестьян. Парламент и местные представительные органы запол няются чиновниками.

Полностью свертывается контроль выборных представителей за систе мой управления. Разрушается связь между высшими и местными представи тельными органами. Так формируется режим самовластия, опирающийся на огромную, в два раза большую, чем три года назад, армию чиновников. Даже Г. Попов признает, что Советский Союз заменен теперь ничем иным как "бюрократическим строем, в котором собственность, в основном, бу дет распределяться между различными группами бюрократии (центральными и местными, федеральными и отраслевыми, официальными и мафиозными), а государственной формой власти станет "бюрократическая демократия" как механизм согласования интересов отдельных групп класса бюрократов". Непомерное усиление никем и ничем не контролируемой президентской администрации фактически полностью разрушило декларированный в Консти туции принцип разделения властей. Президент и его аппарат, наподобие царского двора или бывшего аппарата ЦК КПСС, господствуют над всеми ветвями власти, не считаясь с парламентом, дублируя правительство, назначая по своему усмотрению администраторов, судей и прокуроров. На лицо сугубо авторитарный механизм, базирующийся на чиновничьей верти кали, игнорирующий представительные органы и имеющий явную тенденцию к правовому нигилизму.

Таким образом, перед нами грубо антидемократический режим едино личной власти, антинародный и компрадорский по своему существу, бюрок ратический и антиправовой по применяемым средствам и методам деятель ности.

Прошедшая в апреле 1994 года Вторая Всероссийская конференция Компартии Российской Федерации сделала вывод, что это режим лишен ка кой-либо конституционно-правовой основы и является одним из главных источников гражданской конфронтации, серьезнейшим препятствием на пути к общественному согласию.

Конференция выработала ряд общедемократических мер в политической сфере, направленных на мирное преодоление сложившегося положения. И Г. А. Зюганов полагает, что предложения коммунистов могли бы быть взяты за основу движения "Согласие во имя России".

Их суть состоит в необходимости преодоления кричащего дисбаланса властей, который уже не раз в истории Российского государства приводил страну на грань национальной катастрофы. А это в свою очередь требует установления такого порядка взаимодействия органов законодательной, исполнительной и судебной властей, а также политических партий, про фессиональных союзов, объединений товаропроизводителей, общественных организаций, который обеспечил бы не только действительное равновесие и усиление гарантий выполнения их функций и взаимных обязательств, но и существенное повышение ответственности за положение дел в стране.

    ТАКТИКА "СОГЛАСИЯ ВО ИМЯ РОССИИ"

Разумеется, для достижения означенных целей необходимо возобнов ление конституционного процесса как в рамках Федерального собрания, так и по линии Конституционного суда - по мнению КП РФ, он должен рассмотреть вопрос о правомерности толкования результатов референдума 12 декабря 1993 года по принятию новой Конституции.

Суть предлагаемых изменений заключается в том, что они направлены на достижение реального, а не декларативного состояния гражданского мира, под которым коммунисты понимают не всеобщую гармонию и не ликви дацию всех и всяческих общественных противоречий, а совокупность сог ласованных между различными общественными силами социальных условий и политических процедур, в рамках которых существующие между ними проти воречия разрешаются исключительно мирными, ненасильственными средства ми. Борьба различных тенденций закономерна и неизбежна, в ней всегда будут выигравшие и проигравшие, но она не должна вести к разрушению государства, его экономики, социальной сферы и духовной жизни. Исходя из этого императива, движение коммунистов, по словам лиде ра, должно строить всю свою деятельность.

Основными шагами развертывания работы движения по организации на родных масс на сопротивление нынешнему правящему режиму могли бы быть следующие:

- создание на местах комитетов движения с включением в их состав представителей всех партий и организаций, выступивших в поддержку "Согласия во имя России". Налаживание информации между комитетами сверху вниз и снизу вверх, координация общих мероприятий, выступления в средствах массовой информации, акции, направленные на привлечение к ответственности идейных вдохновителей и организаторов чудовищного раз вала страны, ее капитализации и колонизации;

- создание на базе движения предвыборного блока или совокупности взаимодействующих блоков, способных одержать победу на выборах в Госу дарственную думу в 1995 году либо ранее при объявлении досрочных выбо ров. Согласование и поддержка кандидатур на выборах в округах, под держка этих кандидатур, формирование авторитетных партийных списков, работа по внесению необходимых корректив в избирательное законодатель ства;

- важнейшей частью подготовки к выборам, которую надо начать не медленно, должно стать создание движением "Согласие во имя России" те невого правительства из представителей различных партий, входящих в движение. Состав теневого правительства следует обнародовать, наладить работу его членов по отслеживанию ситуации в соответствующих сферах жизни общества, их выступления в печати и по телевидению. Должна быть сформулирована программа теневого правительства, подобраны кадры, спо собные заменить министров в случае их выбытия из борьбы под давлением того прессинга, политического и идеологического, который на них неиз бежно обрушится.

По итогам выборов такое правительство могло бы из теневого прев ратиться в реальное правительство народного доверия.

Не дожидаясь выборов, оппозиция должна уже сегодня решительно выступить за создание правительства реального парламентского большинс тва, которое с самого начала отвергнет политику "шоковых реформ" и подчинения страны интересам зарубежного капитала. При соответствующих усилиях такое большинство может быть сформировано и в ныне действующем парламенте.

Одновременно с подготовкой к общим выборам должна идти подготовка к президентским выборам, приближение сроков которых является весьма вероятным. Здесь "Согласию во имя России", видимо, следует ориентиро ваться на создание из наиболее авторитетных своих представителей своеобразного теневого "государственного совета". Из его состава в случае объявления президентских выборов можно было бы выдвинуть од ну-две согласованные кандидатуры, которые до объявления президентских выборов не нужно афишировать. Оппозиционные кандидаты на пост прези дента могли бы сделать общее заявление о том, что президентство как государственный институт противоречит историческому опыту и традициям России и что в нашей стране вполне можно было бы обойтись "коллектив ным президентом" по типу "президиума Верховного Совета".

Одной из первых акций нового президента, если таковой будет изб ран от оппозиции, должно стать проведение поправки в Конституцию об отмене института президентства и восстановление подлинного народовлас тия в лице единой системы Советов народных депутатов с ликвидацией постов всякого радо администраторов, мэров, президентов и т. д. Каждый Совет должен иметь подотчетный ему исполнительный орган, находящийся одновременно в подчинении вышестоящего органа управления.

Неотъемлемой частью деятельности организаций "Согласия во имя России" должна стать борьба за воссоздание на добровольной основе об новленного Союза советских народов. Наиболее важной акцией здесь яви лась бы денонсация беловежских соглашений парламентами всех госу дарств, образованных на территории СССР.

Первым значимым шагом в этом направлении могло бы стать принятие общей концепции восстановления Союза Вторым конгрессом народов СССР и проведение в Беловежской пуще в декабре 1994 года встречи представите лей патриотических сил всех советских республик, которые от лица своих народов заявят об отмене преступного сговора трех президентов.

    * * *

Такова, в самых общих чертах, перспектива деятельности оппозици онных сил, способных эффективно противостоять нынешнему режиму автори тарной власти. Главное при этом добиться подлинного, а не формального единства оппозиции, избежать противостояния личных амбиций и разного лосицы, воплотить в жизнь реальное товарищеское взаимодействие всех отрядов оппозиции, болеющих за судьбу России и нашей великой страны в целом.

    З А К Л Ю Ч Е Н И Е

В завершении необходимо подвести черту под всем сказанным выше. Цели коммунистов:

- возвращение гражданам России гарантированных социально-экономи ческих прав (на труд, отдых, жилище, бесплатное образование и медицин ское обслуживание, достойную старость и счастливое детство); - восстановление права общенародной собственности ( на землю и ее недра, леса и водные пространства, континентальный шельф, стратегичес ки важные для обеспечения устойчивого развития и безопасности страны отрасли промышленности);

- обеспечение независимости и целостности нашего Отечества (пре дотвращение братоубийственных межнациональных конфликтов;

восстановление дружбы и сотрудничества народов на основе равноправия наций и признания ответственности каждого народа за государственное единство России);

- расторжение беловежских соглашений и создание необходимых усло вий для поэтапного восстановления на добровольной основе единого союз ного государства;

- проведение самостоятельной внешней политики, отвечающей интере сам Российской державы;

- строгое соблюдение гражданских социально-экономических прав на ших соотечественников, оказавшихся не по своей воле за пределами исто рический Родины;

- принятие военной доктрины, гарантирующей национальную безопас ность и закрепляющей недопустимость использования вооруженных сил про тив народа;

- обеспечение права граждан на правдивую информацию (доступ в го сударственные средства массовой информации всех общественных и полити ческих сил, действующих в рамках закона).

После победы Г. А. Зюганова на выборах 16 июня 1996 года будет сформировано правительство народного доверия, которое призвано осущест вить следующие первоочередные и неотложные меры:

    1. Провести новый экономический курс - как посредством

реформирования налоговой, кредитной и таможенной политики, так и путем принятия экстренных мер прямого государственного регулирования , в це лях стимулирования товаропроизводителей, капиталовложений в отечест венное производство, прекращения утечки за рубеж финансовых и матери альных ресурсов.

2. Привести минимальные зарплаты, пенсии, стипендии и пособия в соответствие с реальным прожиточным минимумом.

Срочно поддержать семью, материнство и детство, ветеранов и инва лидов. Компенсировать населению сбережения, превращенные нынешней властью в пустые бумажки. Ликвидировать безработицу.

3. Беспощадно подавить организованную преступность и бандитизм, ужесточить карательные меры в отношении всех, кто занимается хищения ми, коррупцией, разбазариванием природных ресурсов, материальных и ду ховных богатств страны.

4. Восстановить контроль народа за деятельностью государственного аппарата, производственных предприятий независимо от формы собствен ности, коммерческих структур, банков и других кредитно-финансовых уч реждений, использующих сбережения населения.

5. Пересечь разграбление государственной, общенародной собствен ности под видом приватизации.

6. Принять экстренные меры по защите технологической и продоволь ственной независимости, экологической безопасности страны.

Оказать срочную государственную поддержку высокотехнологичным производствам и научным учреждениям. Принять комплекс мер по защите окружающей среды и главного природного богатства - земли, не допустить ее распродажи и хищнического использования.

7. Поддержать всех крестьян - колхозников и фермеров. Обеспечить паритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию. Реализо вать программу возрождения деревни, подготовленную Аграрным союзом России.

Можно коротко охарактеризовать предвыборную платформу КП РФ : * Призыв - прежде всего к рядовому труженику, кому так тяжко и горько ныне живется.

* Обращение - ко всем, кто вступал в КПСС не ради карьеры и благ. * Агитация - от человека к человеку, от порога к порогу, глаза в глаза. Рассказать, передать, позвонить, написать, убедить родственни ка, товарища, соседа.

* Союзники - все, кому дорога Великая Россия, в ком жива гордость ее историей и культурой, чье сердце сжато болью при виде ее мучений, неслыханного глумления над памятью многих поколений россиян и советс ких людей.

* Надежда - здравый смысл, совесть нашего великого народа, спло ченность людей труда, стойкость воина, честь патриота.

    - 111
    Л И Т Е Р А Т У Р А
    1. КП РФ : декабрьский пленум ЦИК, 1993 год.
    2. КП РФ: мартовский пленум ЦИК, 1994 год.
    3. КП РФ: апрельская конференция, 1994 год.
    4. Материалы 9 пленума ЦИК КП РФ, 1994 год.

5. Материалы заседания Национального совета движения "Согла сие во имя России". Май 1994 года.

6. "Как лечить экономику? " профессор Ю. Качановский (г. Хаба ровск) Информационный бюллетень N1(13), 15 января 1995 года.

7. "Юзом к пропасти" Г. А. Зюганов Информационный бюллетень N1(13), 15 января 1995 года.

    8. Материалы по итогам поездки в США, май 1994 года.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Собрание рефератов