Рефераты

Социокультурная динамика межпоколенных взаимодействий - (диплом)

Социокультурная динамика межпоколенных взаимодействий - (диплом)

Дата добавления: март 2006г.

    __________СКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
    УНИВЕРСИТЕТ
    СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
    КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ И
    СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
    ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
    Социокультурная динамика межпоколенных
    взаимодействий
    Работа выполнена студ. 5-го курса СРС
    Руководитель работы:
    Работа допущена к защите
    Протокол № ________от___________2001 г.
    Содержание.
    Введение 3

Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования межпоколенных взаимодействий 10

1. 1. Теоретико-методологические традиции изучения межпоколенных взаимодействий 10 1. 2. Межпоколенная трансмиссия культуры: генезис содержания, темпов, форм передачи знаний и опыта между старшим поколением и молодежью. 30 Глава I I. Симбиотичность поколений в современном динамическом обществе 48 2. 1. Семья как институт социального наследования 48

    2. 2. Практики межпоколенных взаимодействий 68
    Заключение. 89
    Библиография 93
    Приложения 98
    Введение

Актуальность работы. В ХХ веке заметно обострилась проблема взаимоотношений между поколениями. Проблема преемственности и конфликтов в отношениях“отцов” и “детей”может рассматриваться как взаимодействие встречных потоков информации и деятельности, как особенности передачи культурных ценностей от поколения к поколению. Она существует всегда, однако содержание проблемы, острота противоречий носит особенный конкретно-исторический характер. В современном российском обществе имеет место трансформация отношения младших возрастных групп к старшему поколению в направлении от традиционно почтительного к нетрадиционному, не характерному для российского менталитета, осуждающему, порицающему, отвергающему. В лучшем случае речь идет об абсолютно безразличном отношении как на государственном, так и на бытовом уровне. В таких условиях пожилые люди оказались брошенным поколением, лишились сочувствия, сопереживания и помощи со стороны младших членов общества. Произошла ломка многовековой традиции российского общества, которая столь болезненна не только для пожилых людей, но и для всех остальных членов общества. Перемены в России, полностью отвергающие опыт предыдущих поколений, ведут к конфликту и разрыву между поколениями.

Отношение общества к старикам - показатель его цивилизованности. На обществе лежит ответственность за социальное, физическое и материальное состояние его пожилых членов. Общество столкнулось с проблемой старого возраста, и странным парадоксом– возникли проблемы, вызванные увеличением продолжительности жизни. Семья является первым и наиболее индивидуальным уровнем отношений между различными поколениями. В настоящее время семья претерпевает демографические, культурные, социально экономические изменения, которые отражаются на внутрисемейных связях. Поскольку семейные связи имеют все меньшее значение, старики часто оказываются никому ненужными.

Дестабилизация в нашей стране, направленность сознания людей на выживание влияет на то, как молодое поколение воспринимает пожилых. Молодежь не имеет ясного представления о жизни старшего поколения и часто драматизирует их социальное положение, порождая предрассудки и создавая стереотипы, что, в свою очередь, проецируется на межпоколенные взаимоотношения. В массовом сознании как в скрытой, так и в явной форме фиксируется отношение к пожилым людям как к бесполезной категории населения, в общественном сознании распространена модель, которая характеризуется утверждением стратегии вытеснения старости из сферы доступа к престижным ценностям, власти, и другим ресурсам, периферийным положением их проблем. Внимание общества в большей степени акцентируется на проблемах молодежи, чем лиц пенсионного возраста. Интересными представляются исследования И. И. Лихницкой, А. И. Рубакина, Н. Н. Сачук, Е. И. Стеженской, В. Д. Шапиро, которые выделяют такие факторы, влияющие на социальный статус пожилых людей, как разрушение патриархального многопоколенного клана, распространение нуклеарной семьи, изменение характера труда в индустриальном обществе, обесценивание накопленного опыта старших поколений в результате ускорения темпов научно–технического прогресса, распространение негласной политики отстранения от работы пожилых людей, достигших пенсионного возраста. Эти тенденции способствуют обесцениванию старости в глазах молодого поколения и усилению геронтофобной установки в массовом сознании.

При всем многообразии исследований геронтологической проблематики общим является констатация неправомерно низкого статуса пожилых людей и поиск механизмов оптимального соотнесения потребностей людей пожилого возраста и требований, налагаемых на них окружением.

    Степень разработанности проблемы.

Сложность изучения взаимоотношений поколений обусловливает необходимость мультидисциплинарного подхода к данной проблеме: изучением поколений занимаются демография, генеалогия, педагогика, этнография и психология. Каждая из конкретных наук решает проблему в своем контексте. Особое место в процессе изучения межпоколенных взаимоотношений принадлежит социологии, которая изучает особенности поколенного положения (статуса и роли людей различного возраста в данном обществе, их потенциальных возможностей, особенностей межпоколенной трансмиссии культуры, проблем поколенного единства, солидарности, адаптации каждого нового поколения в социокультурном информационном пространстве). Социокультурный подход включает в себя историко-культурологический анализ форм взаимоотношений поколений, изучение влияния социокультурной среды на дистанцированность поколений. Однако современный этап исследований проблемы межпоколенных взаимодействий характеризуется недостаточной разработанностью ее некоторых аспектов. До настоящего времени не производились в полной мере исследования факторов, препятствующих успешным межпоколенным взаимодействиям, практик межпоколенных взаимодействий. Представляются мало исследованными механизмы социального конструирования образа старости, а также способы взаимодействия представителей разных возрастов внутри современной четырехпоколенной семьи.

В целом можно сказать, что проблемы детства и отрочества, старости и старения изучались параллельно. XVIII- век остро поставил проблему ценности детской жизни; в ХIХ веке (80-е годы) общественное признание получила такая категория, как отрочество; в начале ХХ века- юность; в 20-е годы нашего столетия старость. В начале 20-х годов нашего века бурно развивались этнографические исследования, изучающие возрастные изменения личности, представленные в работах Р. Бенедикт, Ф. Боас, К. Леви-Брюль, М. Мид. Представителем культурно-исторического направления в изучении поколений является К. Маннгейм. В рамках структурного функционализма проблема поколений ставится иначе. Если Маннгейма молодежь интересовала как субъект социального обновления, то для Т. Парсонса она - прежде всего объект социализации, а проявления недовольства, социального протеста рассматриваются как формы девиантного поведения. Социологическая категория“поколение”в отечественной социологии представлена в работах А. И. Афанасьевой, Л. Н. Когана, Б. С. Павлова. Наиболее полный анализ понятия“поколение” содержится в работах И. С. Кона, А. В. Толстых. Теория возрастной стратификации социума позволяет рассматривать общество как совокупность возрастных групп, и таким образом, отразить обусловленные возрастом различия в способностях, ролевых функциях, правах и привилегиях. В условиях превращения рынка в главный социальный регулятор происходит существенное углубление социально-возрастной стратификации. Ослабление государственного регулирования занятости, появление безработицы, приводят к тому, что молодежь начала сталкиваться с очень серьезными проблемами трудоустройства, а пожилые активно выталкиваются на пенсию как рабочая сила, утратившая эффективность и работоспособность.

Значимой представляется проблема старения на макроуровне, исследование изменений жизненного курса в стареющем обществе. Среди работ последних лет, посвященным актуальным проблемам стареющего общества, следует выделить публикации, ориентированные на демографический анализ (Б. Д. Бреев, Е. А. Егорова, Л. С. Лебедева), содержащие анализ социально- экономических последствий постарения населения (В. В. Куценко, С. В. Ровбель), тенденций развития гендерных отношений в стареющем обществе (А. Серенсен), затрагивающие сферу межпоколенных отношений (Б. Дубин, В. Т. Лисовский, Н. Н. Симонова, С. Г. Спасибенко). В современной литературе по проблеме взаимоотношений поколений преобладают две точки зрения. Одни авторы обосновывают идею глобального всеобщего разрыва между поколениями, который постоянно увеличивается (М. Мид, С. Н. Паркинсон). Другие подчеркивают маятниковый характер межпоколенных взаимоотношений. С их точки зрения периоды конфликтов чередуются с периодами преемственности (Х. Ортега-и-Гассет, Л. Фойер).

Историческому аспекту развития взаимоотношений между поколениями посвящены работы В. В. Колесова, А. А. Коринфского, А. В. Толстых. Этнологические работы Т. А. Бернштам, М. М. Громыко представляют интерес для анализа отношения к старости в русской культуре, роли возрастной дифференциации в социальной и семейной жизни. Взаимоотношения поколений в современной семье исследовали М. Д. Александрова, Е. С. Балабанова, О. В. Бойко, М. Ю. Михайлова, З. М. Саралиева, В. Д. Шапиро.

Особую ценность для анализа межпоколенных взаимоотношений в России представляют работы Б. Дубина, Ю. Лотмана, в которых раскрывается связь изменений, происходящих в нашей стране с культурно-исторической традицией развития общества. В настоящее время усиливается внимание к геронтологической проблематике в контексте осознания статуса пожилых как особой социальной проблемы ( В. Д. Альперович, А. В. Дмитриев, М. Э. Елютина, Н. Н. Сачук, Е. И. Стеженская, А. И. Рубакин, В. Д. Шапиро).

Истоки “социализации” старости связаны с такими процессами как изменение характера труда в индустриальном обществе; географическое разделение поколений, вызванное ростом крупных городов; распространение нуклеарной семьи; резкое ускорение темпов научного и технического развития, которое обесценило эмпирический опыт старших поколений.

Важно отметить социокультурный анализ геронтологических стереотипов, который осуществляется в работах Р. Атчлей, К. Виктор, М. Елютиной. Аналитический обзор по проблеме межпоколенных взаимоотношений свидетельствует о том, что в отечественной литературе последних лет нет исследований, в которых комплексно рассматриваются проблемы взаимоотношений поколений. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает анализ того, каким образом возможно гармонизировать эти взаимоотношения, учитывая различные варианты их взаимозависимости и противостояния, согласия и противоречий. Цели и задачи исследования

Цель исследования: социокультурный анализ межпоколенных взаимодействий и их содержательной динамики в контексте институциального преобразования современного российского общества.

Достижение указанной цели исследования предполагает решение следующих задач: - обобщить современные теоретические подходы к анализу межпоколенных взаимодействий;

- провести историко-культурологический анализ взаимоотношений поколений, показать специфику межпоколенных отношений в условиях трансформации современного российского общества;

- проанализировать влияние возрастных социальных стереотипов на межпоколенные взаимоотношения;

- обобщить практики позитивных взаимодействий старшего поколения и молодежи в возрасте 17-20 лет;

- провести эмпирическое социологическое исследование социальных аттитюдов к старению и старости у молодежи с привлечением адаптированной ирландской образовательной программы“В свое время”;

- определить динамику коррекционного воздействия образовательных межпоколенных программ.

Объект исследования: межпоколенные взаимодействия как механизм трансмиссии культуры. Предмет исследования: возрастные социальные стереотипы; геронтологические установки молодежи; ювенальные аттитюды пожилых людей.

Методы исследования: групповое формализованное интервью, свободное (групповое) интервью, прямое наблюдение.

    Гипотеза исследования.

Молодое поколение разделяет существующие в обществе стереотипы в отношении старости и пожилых людей. Консервации негативных геронтологических установок способствуют геронтологическая безграмотность, неразработанность практик межпоколенных взаимодействий как на уровне общества в целом, так и в контексте семейных интеракций, дефицит превентивных образовательных программ, нарушение меры внимания со стороны масс-медиа.

Важным выводом нашего исследования является то, что стереотипное восприятие пожилых людей и старости подвергается коррекции. Этому способствует любой способ подачи точной информации о разнообразном мире пожилых людей, об их особенностях, о возрастных этапах человеческой жизни, а также личный контакт с представителями старшего поколения.

    Глава 1. Теоретико-методологические основания
    исследования межпоколенных взаимодействий
    1. 1. Теоретико-методологические традиции изучения
    межпоколенных взаимодействий

Жизненный цикл каждого человека характеризуется многогранной изменчивостью. Он включает в себя такие фазы жизни, как: детство, отрочество, зрелый возраст и старость. На разных этапах жизни человек исполняет различные общественные роли ребенок, ученик, работник, отец, дед. Детство и юность- это период ученичества, усвоения норм и ценностей данного общества. Период зрелости- когда нормы и ценности усвоены максимально полно в соответствии с индивидуальными возможностями. В период старости происходит отставание индивида от процесса изменения социальных структур (они меняются гораздо быстрее, чем стареющий индивид способен к ним приспосабливаться). Выделение различных возрастных этапов имеет социокультурную историю. Не все из принятой в современной возрастной стратификации этапы появляются одновременно, их набор в разные периоды истории не равнозначен и не идентичен.

Т. А. Бернштам, анализируя периодизацию жизненного цикла в русском крестьянском обществе начала ХХ века, отмечала наличие трех основных фаз: начала, середины и конца. Им соответствовали три возрастные категории- дети, взрослые, старики. Однако в локальных традициях отмечалось разное число категорий, не выделяя основных и переходных: от двух (дети и взрослые) до пяти (дети, подростки, молодежь, взрослые и старики)”. [1Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины Х! Х- начала ХХ века. : Половозрастной аспект традиционной культуры /АН СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Л. : Наука, 1988. С. 24-25. ]В. Белов отмечает отсутствие четкого разделения между возрастами: все изменения происходят плавно, особенности той или иной поры переплетаются и врастают друг в друга. [2Белов В. Лад // Избр. Произв. М. ,1984. Т. 3. С. 99. ] Условно границей детства и отрочества можно назвать время, когда человек начинает проявлять осмысленный интерес к противоположному полу. Отрочество перерастало в юность в течении нескольких лет. Резкой и вполне определенной границей между юностью и зрелостью была женитьба. Жизнь в старческих воспоминаниях неизменно делилась на две половины: до свадьбы и после свадьбы. Сразу, после свадьбы резко менялся весь уклад и быт человека. Главенство от отца к старшему сыну переходило не сразу, а по мере старения отца и накопления у сына хозяйственного опыта. Главенство как бы понемногу переливается от поколения к поколению. То же самое происходит и на женской“половине” дома. Молодая хозяйка становится с годами главной “у печи”, а значит и “большухой”. Это происходило постепенно, поскольку свекровь старела и выполнять тяжелую физическую работу уже не могла. Так проходя по очереди все этапы, человек плавно, постепенно, совсем незаметно приближается к своей старости. Старость как особый период развития человека исторически эволюционировала. Произошло принципиально новое открытие старости. Она стала рассматриваться как равноправный в ряду других человеческий возраст, не сводящийся к процессам распада, а самостоятельный и особенный по своим характеристикам возраст. Артур Шопенгауер в“Афоризмах житейской мудрости”, в главе о различии возрастов, формулирует одну из ключевых идей. Суть ее заключается в отрицании существования возрастной периферии, ибо каждый возраст входит в ядро жизни, имеет свои прагматические ценности, объединяющие положительные и отрицательные моменты. [3Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. М. : Советский писатель, 1990. С. 203-230. ]

На фоне перечисления негативных свойств старости (убывают жизненные силы, слабеет жизнерадостность, хмурая серьезность вытесняет юношеский задор и уверенность, ускоряется течение жизни, падает восприимчивость к внешнему миру), автор фокусирует внимание именно на позитивных моментах(в старости люди более умело оберегают себя от несчастий, способны наслаждаться настоящим, находя радость даже в мелочах, благодаря жизненному опыту человек научается смотреть просто на вещи и принимать их за то, что они есть на самом деле, экономно обращается со временем, старый человек уравновешен, рассудителен, проницателен, освобожден от треволнений юности). Отмечаются существование, как отдельных преимуществ, так и недостатков на определенном возрастном этапе. Абсолютных преимуществ или недостатков не существует.

Старость в современной смысловой направленности обозначает определенный этап индивидуальной жизни, равноценный в соотношении с другими этапами, значительной длительности (удельная доля старости составляет ј часть жизни). В 1962 году симпозиум геронтологов, утвердил возрастные градации, принятые затем зарубежными учеными: 40-60- средний возраст; 60-75-пожилой возраст; 75-90-старческий возраст; свыше 90- долгожители. [4Елютина М. Э. Геронтологическое направление в структуре человеческого бытия. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т. 1999. С. 26...]

Старость как явление человеческой жизни представлена двумя качественно различными аспектами своего существования. Биологическим и социальным аспектом своего существования, “социальной старостью”. Биологическая старость является закономерной фазой индивидуального развития, а социальная старость выступает заключительной стадией возрастной структуры общества. Как таковая она представлена соответствующей возрастной социально демографической группой (“поколением”) стариков. В понимании сущностной природы и, соответственно поколенческих критериев и границ социальной старости сложилось два отличных подхода, функциональный и хронологический. Функциональный, отразил многовековую специфику социальной старости как процесса нарастающей утраты личностью своей физической работоспособности. Социальная старость - есть неспособность человека в силу возраста обеспечить себя всем необходимым. В результате происходит переход на чье-то иждивение. Это широко распространенное понимание и определение социальной старости распространено как в отечественной, так и в зарубежной науке. [5Молевич Е. Ф. К анализу сущности и формы социальной старости. //Социс. 2001. №4. С. 61-64. ]

Хронологический подход, складывается в условиях индустриально-развитого общества ХХ века и отражает рождение в нем принципиально нового социального института: пенсионного обеспечения по старости, сразу же потребовавшего введение строго формализованного возрастного порога старости. В структуре социальной старости выделяются формальная социальная старость (“паспортная”) – характеризующаяся пересечением данной личностью официальной возрастной “границы старости”, но сохранением сложившегося образа жизни и социального статуса. Реальная старость характеризуется наличием существенных ролевых сдвигов в жизни перешедшего“порог старости”человека. Причем характер этих сдвигов зависит от того, какой образ жизни имел место в предшествующие годы.

Термин “возраст”употребляется всюду, где возникает необходимость зафиксировать процессы и изменения, происходящие во времени.

    Возрастные процессы рассматриваются с трех позиций:
    Индивидуальное развитие.

Социально-возрастные процессы и возрастная структура общества. Возрастной символизм.

Временные аспекты индивидуального человека реализуются в его временных характеристиках. Социально-возрастные процессы и возрастная структура общества могут быть описаны в терминах возрастной стратификации. Путем деления на возрастные страты можно представить процесс последовательной смены и преемственности поколений.

Понятие “возраст”выступает признаком принадлежности к одному поколению, однако принадлежность к одному поколению еще не означает равенство возраста. В толковом словаре С. Ожегова“поколение”-это родственники одной степени родства по отношению к общему предку; во-вторых, -одновременно живущие люди близкого возраста. А. И. Афанасьева определяет поколение как“объективно складывающуюся конкретно-историческую совокупность близких по возрасту и сформировавшихся в один и тот же исторический период людей, характеризующуюся специфическими демографическими чертами”. [6 Афанасьева А. Н. Исторический процесс и смена поколений. –В кн. : Преемственность поколений как социологическая проблема. М. 1973. С. 20-24. ]

Наиболее полно раскрывает понятие “поколение” И. С. Кон. Он выделяет несколько значений данного понятия: степень происхождения от общего предка (генеалогическое поколение); сверстников, т. е. людей, родившихся приблизительно в одно и то же время. современников, т. е. одновременно живущих людей разного возраста. отрезок времени от рождения родителей до рождения их детей. [7 Кон. И. С. Социология личности. М. , 1967. С. 109. ] Понятие “поколение”включает в себя целый комплекс психологических, нравственных качеств как миллионов людей, так и личностных качеств наиболее ярких его представителей. Рассматривая поколение как целое, как своеобразного“субъекта”, мы, конечно же, поступаемся различиями в опыте, кругозоре, образованности между людьми одного возраста, но одновременно подчеркиваем разницу между поколениями. У разных поколений разные ценности, разные взгляды на вещи. Итак, поколение это понятие, обозначающее разные аспекты родственной и возрастной структур исторического развития общества. Исключительным правилом социологии является изучение особенностей поколенного положения (статуса и роли людей различного возраста в данном обществе, их потенциальных возможностей), особенностей межпоколенной трансмиссии культуры, проблем поколенного единства, солидарности, адаптации каждого нового поколения в социокультурном информационном пространстве, соотношение поколенных структур и институтов с другими образованьями - национальными, половыми и классовыми. [8Спасибенко С. Г. Поколения как субъекты общественной жизни // Социально-политический журнал. 1995. №4. С. 118. ]

Поколенческий подход в социологии предполагает анализ сосуществования трех жизненных измерений в социальной ситуации: поколения молодых, поколения зрелых людей и поколения стариков. Существование трех различных времен представляет собой движение вперед, развитие. В противном случае, история бы остановилась, исчезла бы возможность радикальных перемен.

Социокультурная среда межпоколенных отношений либо сокращает дистанцию между поколениями, либо приводит к тотальному дистанцированию, ведущему к кризису. Попытка избежать этих крайностей содержится в проекте Апеля и его школы. Этот проект содержит обоснование“этики дискурса”, т. е. учение о нравственности, делающим своим содержанием проблемы коммуникации и дискурса. Именно“этика дискурса”ориентирует представителей разных поколений не на раздоры и деградацию, а на единство, ответственность, согласие, на коммуникацию. Речь идет о сотрудничестве, а не о помощи старшим либо обучении младших. Как было выяснено ранее, поколение –это временная категория, в связи с этим, смена поколений- это поток, который идет в истории, обеспечивая передачу социальной информации, культуры, накопленного опыта от одного поколения к другому. Взаимосвязь поколений зависит от исторических условий, поэтому рассмотрим историко-культурологический анализ взаимоотношений поколений.

Картина положения старого человека в обществе, как свидетельствует история человечества, резко менялась: она была полна блеска в одни периоды и наполнена мраком в другие. Было бы утешительно, если бы эволюция положения старых людей шла в одном направлении- к улучшению. Однако - это не так. После периодов с этой точки зрения очень неблагоприятных, приходят периоды весьма благоприятные, чтобы, в свою очередь, уступить место периодам более или менее неблагоприятным. На этом фоне можно понять опасение, неоднократно высказывавшееся А. Сови, по поводу возможного возврата самого худшего, а именно - тенденции к физическому уничтожению стариков. [9 Старость: Популярный справочник. Под ред. К. Н. Яцинина. –М. : Большая. Российская. Энциклопедия. 1996. ]

В древние времена старые люди не умирали естественной смертью. Потому что в тогдашних, с трудом себя содержащих сообществах людей, не оставалось места для тех, кто по причине физической немощи переставал быть полноценным участником добычи пропитания. На заре цивилизации и на ранних этапах культурного развития центральной фигурой был зрелый человек. Он был знатоком окрестностей и обладателем долгого жизненного опыта и, благодаря этому, был объектом уважения в первобытной орде. Но, с наступлением старости, когда силы его и память отказывались ему служить, запас этого опыта и знаний становился неиспользуемым. Тогда беспомощного старика бросали на произвол судьбы, поэтому первобытные общества были обществами без стариков. П. Гольбах отмечает, что такой обычай существовал у кочевников: стариков, которые не могли следовать за кочующим племенем, лишали жизни. К. Гельвеций, указывал на уничтожение стариков дикими племенами, существовавшими за счет охоты. Они умерщвляли старых соплеменников, которые не могли участвовать в охоте на зверей. В Малороссии также практиковался обычай избавляться от стариков. Их вывозили в зимнюю пору в глухое место и опускали в глубокий овраг. При этом их сажали на луб для того, чтобы они при опускании не разбились или не задержались на скате. Когда этот обычай был запрещен, то стали прибегать к изолированию стариков в пустой хате, где они умирали с голоду и холоду. [10М. Э. Елютина. Геронтологическое направление в структуре человеческого бытия. Саратов. 1999. С. 53. ]

В эпоху, когда массово умерщвляли стариков, по сходным причинам было распространено и детоубийство. Потому что дети и старики находились на периферии общественной жизни. В древности, как и в наше время, существовали конфликты поколений - прежде всего смежных поколений, отцов и детей. Отцы–воины, не хотели уступать место своим детям, прошедшим инициацию, всячески сопротивлялись этому, потому что чувствовали себя еще сильными и энергичными. Ритуал инициации возникает в культуре человечества, как средство гармонизации психологии отношений между старшим и младшим поколением. На вопрос, когда перестали умерщвлять стариков, нельзя дать точный ответ. Угасание этого жестокого обычая связано с хозяйственным прогрессом и значит, у разных народов наступало в различные времена. Американский антрополог и этнограф Л. Г. Морган разделял всю деятельность людей на три основные эпохи: дикости, варварства и цивилизации. Л. Г. Морган огласил постулат, что“ все великие эпохи прогресса человечества совпадают – более или менее непосредственно – с эпохами расширения источников существования ”. [11Старость: популярный справочник. Под ред. К. Н. Яцинина. -М. : Большая. Российская. Энциклопедия, 1996. С. ]В соответствии с этим он делил две первые эпохи, то есть эпоху дикости и эпоху варварства, на три подпериода, отличающиеся уровнем развития. Он различал в каждой из них низший, средний и высший уровень. Уничтожение стариков прекращается на среднем уровне эпохи дикости. Считается, что одним из самых главных факторов, которые способствовали сохранению жизни старикам, стало использование огня. Умение варить пищу сократило широко распространенное прежде детоубийство. Изменилось положение стариков: они помогали женщинам следить за костром, были хранителями огня. Следующее историческое событие, положительно сказавшееся на судьбе стариков, начало занятия сельским хозяйством. Старый человек сохранял запасы пищевых продуктов своих соплеменников и был нужным своему племени.

Со временем стариков не только перестают уничтожать, но к ним начинает проявлять уважение младшее поколение. Ученые предполагают, что это может быть потому, что на ранних стадиях цивилизации достижение пожилого возраста было весьма редким явлением. Старики пользовались уважением как наиболее богатые личным опытом люди, историки рода, хранители давних традиций, воспитатели людей, посредники между живыми и умершими и мастера церемоний. Древние греки ассоциировали старость с мудростью, это делало старика существенной фигурой общества, старейшиной, в его функции входило управление страной и руководство воспитанием подрастающего поколения. Сократ ценил беседы со старыми людьми: из этих бесед можно было узнать о пройденном стариками жизненном пути, который молодым предстояло еще пройти. В процессе становления человеческого общества возникает первая социально политическая иерархия, основанная на половозрастном принципе. Она проявлялась в различных нормах, регламентировавших поведение старших и младших. Нормы первых связывались с высоким социальным престижем, с властными позициями в социуме, нормы же вторых с подчинением. Появляется культ предков, который является, по-видимому, исторически первой идеологией закреплявшей доминирование старших в обществе. Считалось, что магическая сила индивида возрастает по мере взросления и достигает своего максимума, когда он переходит в статус предка, то есть после его физической смерти. Используя эту силу, как предполагалось, старшие могли наказать младших за неповиновение. С развитием политической сферы, с появлением вождей, именно их предкам предписывалась большая магическая сила, вожди, а потом и средневековые монархи выступают в качестве отцов социума. Следует отметить, что даже там, где культ предков не был столь развит, старики считались приближенными к божествам, и обладали, как предполагалось мистической властью. Они были хранителями ритуальных и религиозных знаний, что во многом определяло их авторитет. Старики помнили также прецеденты, что и использовалось в судебной практике. Они не делились своими знаниями, а хранили их при себе, что превращало стариков в монопольных владельцев важной социальной информацией. Это в свою очередь укрепляло их высокое положение в обществе. Наибольшим влиянием старые люди пользуются в эпоху так называемой классической древности (триумф старости–в древней Элладе и античном Риме). Здесь долгое время была установлена геронтократия, ее выражением был возрастной ценз, необходимый для занятия должностей в руководящих органах государства.

Платон и Аристотель говорили, что править должны старые люди. Авторитет, которым пользовались старые люди в Греции, имел давнюю традицию: еще легендарный греческий законодатель Солон заполнял высшие судебные инстанции старыми людьми. Мудрость, авторитет, здравые осмысленные решения–эти качества, древние римляне видели в пожилых людях. Если бы эти качества не были свойственны старикам, то римляне не называли бы свой высший государственный совет“сенатом” (от латинских слов “старый”, “старец”). Но власть стариков и уважение к ним отнюдь не означало проявления заботы о широких массах людей преклонного возраста. Классовое рабовладельческое общество по своей сути не могло проявить истинного гуманизма по отношению ко всем старым людям. Уделом римских рабов сумевших дожить до старости была голодная смерть, которой этих изгоев общества предавали на одном из островов Тибра. Даже свободные граждане могли рассчитывать в старости на весьма малую помощь со стороны общества. Дело в том, что в те давние времена забота о старых людях, принимавшая, как правило, семейные формы, основывались не на осознании старости как возраста, требующего помощи и поддержки со стороны общества, а на полурелигиозном преклонении перед ними, якобы вследствие одного своего возраста осененных мудростью и религиозным благочестием. [12 Гордин В. Э. Чем старость обеспечим. М. :1988. С. 20. ] В Древнем Риме воспитанием детей в основном занималась семья. Пока ребенок был маленьким, его воспитывала мать, затем отец, позже, когда подросток начинал участвовать в общественной жизни, им обычно руководил личный друг или патрон семьи. В эпоху возрождения функции семьи ограничивались воспроизводством нового поколения, передачей нажитого имущества и фамильного имени. Общество, в Средневековье, будущее не связывало с детьми. В эпоху Просвещения семье вновь вменяется в обязанности заботиться и воспитывать своих детей. Римский поэт Овидий (43 г. до н. э. -17 н. э. ) сетовал на перемены, происходящие в нравах, поскольку как о он пишет, “велико когда-то было почтение к седой голове и в подобающем уважении были старческие морщины”. [13 Гордин В. Э. Чем старость обеспечим. М. :1988. С. 22. ] Технический прогресс XVIII в. обеспечил улучшение условий жизни, соответственно увеличилась ее продолжительность. Долго сохранявшийся престиж старости начал рушиться с развитием индустрии. В XIX веке в результате двух революций– промышленной и демографической –ряды людей преклонного возраста стали увеличиваться, но одновременно позиции их начали слабеть. Погоня за максимальной прибылью становиться целью всех начинаний и решений деловых людей и промышленников. Их идеология приговаривает еще нестарых людей к потере работы и нужде. Согласно справедливому замечанию С. Балуева, “их выкидывают за борт общества и приговаривают к безработице в том возрасте, когда человек достигает полного расцвета своих физических и умственных сил, когда благодаря полученному опыту его работа становится наиболее производительной и когда доставляет ему максимум удовлетворения”. [14Старость: Популярный справочник. Под ред. К. Н. Яцинина. -М. : Большая. Российская. Энциклопедия, 1996. С. 15. ]

Промышленная революция отдала бразды правления молодым, то есть возникает роль молодежи в обществе, так как НТР стремительно изменяет общественные реалии, к чему молодое поколение адаптируется гораздо быстрее. Старики остались на обочине общественной жизни в силу возрастного консерватизма, не в силах адаптироваться к быстро меняющимся реалиям. Неодинаковое положение различных возрастных когорт в общественной жизни, в свою очередь чревато возникновением между ними социального конфликта. В периоды революционных перемен в общественной жизни эти противоречия значительно обостряются. Пожилые люди утратили былую экономическую власть, а всеобщее избирательное право лишило их политического главенства.

В XX веке положение старых людей значительно ухудшилось. В ходе исторического развития сформировался стереотипический образ старого человека. Расширились представления о старости в социальном, психологическом и биологическом аспектах. Уважение к возрасту, бывшее еще правилом в прошлом столетии, исчезает, уступая место безразличию или даже известному виду вражды по отношению к старым людям. Старым людям общество отказывает в уважении. Наше общество делает старость обесцененным периодом жизни. Мнение, будто старые люди ни к чему непригодные потребители, своим существованием они противоречат фундаментальному принципу развития современной цивилизации, где все подчинено поискам выгоды.

В разные исторические периоды существовали различные модели отношения к старым людям. Уважение к седой старине - характерная черта русской национальной традиции. В. В. Колесов отмечает, что: “Весь древнерусский период проходит под знаком благоговейного уважения к старому, старшему по положению и по возрасту. Согласно летописи, в Древней Руси старцы говорили от лица племени, в городе также обычно выступали вперед“старцы градстии”. Возрастная и социальные характеристики лица в смысловом отношении при этом полностью совпадали”. [15Колесов В. В. Мир человека в слове Древней Руси. Л. : Ленинград. ун-т, 1986. С. 89. ]Большое влияние на решение веча в русских городах, сменивших их земских соборов, а также деревенских сходов оказывало мнение пожилых людей. Главный голос принадлежал пожилым людям. Уважительное отношение к пожилым людям на Руси было связано с наличием такой социальной единицы, как община. Община являлась самостоятельной и замкнутой структурой, воспроизводящей и передающей свой групповой опыт. Определяющими в решении многих нравственных и общественных вопросов были ссылки на обычаи предков. Обычай был одним из рычагов социального контроля членов общины. Опыт и знания предшествующих поколений, признавались опорой в жизни и считались изначальной точкой отсчета в шкале нравственных ценностей. Для крестьянина ссылка на действия и права его прадеда, деда или отца имела статус бесспорного доказательства. Передаваемый из поколения в поколение социальный опыт, постоянно обогащавшийся и развивающийся, имел огромное значение. Приверженность традициям отражалось на повседневной жизни молодого поколения, включая и способы ведения хозяйства, и формы поселений, и навыки мысли, и способы специального обучения и наставления. Жизнь сыновей мало, чем отличалась от жизни отцов и даже дедов. Темп социальных изменений был незначительный. [16Елютина М. Э. Геронтологическое направление в структуре человеческого бытия. Саратов: Сарат. гос. ун-т.

    1999. ]

Традиции это господствовавшие представления, связанные с культом предков. В соответствии с ними старшие обладали мистической властью, используя которую они могли определить судьбу младших родственников. Существовали запреты, которые четко разграничивали поведение старших и младших. Например, табу (запреты) часто принимали форму избегания. Они ограничивали обрядовые контакты между старшими и младшими и жестко регламентировали поведение одних относительно других. [17Елютина М. Э. Геронтологическое направление в структуре человеческого бытия. Саратов: Сарат. гос. ун-т.

    1999. ]

Например, племяннику могло быть запрещено даже прикасаться к дяде (брату матери). Регламентация касалась и вербального поведения. В частности, младший не имел права заговаривать первым. Ему также нередко запрещалось жевать, курить, плевать, а в разговоре со старшими он обязан был использовать только наиболее вежливые обращения и выражения.

Укоренившееся уважение к старым людям связано и с особенностями эволюции семьи у славян. В Древней Руси, а позже в России очень долго сохранялись многопоколенные семьи. Это способствовало сохранению иерархических отношений, при которых старшие оказывались доминирующей фигурой над домочадцами. Отец семейства был главой семьи, и сохранял обычаи и традиции своих предков, что приносило ему уважение и создавало, установку на повиновение ему. Глава семьи, большак в вопросах обрядности и религиозной идеологии воспринимался остальными членами как последняя инстанция. Младшие члены семьи проявляли чуткость и отзывчивость к старикам, это обуславливалось особенностями реализуемой ими социализирующей роли. Обычно старики, больше чем кто-либо из окружения родственников, удовлетворяли духовные потребности детей: рассказывали им сказки, притчи, мифологические предания. Они заботились о детях, выполняя каждодневную работу по дому, поощряли активность детей в процессе их вхождения в жизнь окружающих взрослых, практически не прибегая к наказаниям. А. А. Коринфский отмечает: “Старики являются на Руси хранителями всевозможных заветов былого - минувшего. Они же–и памятливые сказатели всех сказаний. Многие из этих последних давным-давно вымерли бы, если бы не собиратели, подслушавшие их из уст, отходивших на вечный покой патриархов. “Песни не знает - не молод, сказки не расскажет – не старик” [18Коринфский А. А. Народная Русь: Круглый стол сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. М. : Моск. Рабочий, 1994. ]

В крестьянской семье на Руси основной гарантией обеспеченной старости являлось наличие детей, прежде всего мужского пола (“Сына корми – себе пригодится; дочь корми – людям снадобится” - советовала русская пословица). [19 Гордин В. Э. Чем старость обеспечим. , М. ,1998. С. 31. ]Поэтому бобыль, бобылка были обречены на нищую старость. В старообрядческих общинах молодежь говорила обо всем старшем поколении, включая собственных родителей“отцы”. Символами “дед” и “бабка”лишь в самое позднее время изредка называли стариков родственников. Старообрядчество констатировало преклонение перед старостью. В основе отношения к старикам существовало несколько моделей старости, укорененных в нравственном миропонимании русского народа: Модель старца -пустынника, старца -странника, старика– руководителя общины. [20Елютина М. Э. Мир старости как форма социокультурного текста. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т. 1999. С. 16. ]

В основе модели старца –пустынника лежит образ мудрого старика, дистанцированного от сиюминутных треволнений, сконцентрировавшегося на главных, непреходящих ценностях, дающего советы. Модель старца–странника характеризует склонность к физическому и духовному странничеству. Обязательные составляющие образа“старца- странника”были физическая или социальная ущербность, как знаки его старческого статуса. Н. Бердяев отмечает, что странничество составляет сущностную черту русского характера. Модель старика- руководителя общины фиксирует доминирующую фигуру патриарха, как в социальном пространстве общины, так и во внутрисемейных отношениях.

Преемственность поколений не всегда идет по восходящей линии. Вопреки устоявшемуся мнению о гармонии отношений между поколениями в традиционной русской общине, их отношения характеризовались довольно сильной напряженностью, а иногда переходили в откровенный конфликт. Особенно ярко это проявлялось во время праздников. В период святок, например, юноши нередко нападали на взрослых, причем их агрессия носила характер жестокости. Самой излюбленной шалостью деревенской молодежи следует признать заваливание ворот и дверей изб всяким деревенским хламом, дровами, бревнами, сохами и проч. Взявшись за это дело целой гурьбой, озорники так завалят выходы из изб, что утром все хозяева очутятся все в плену.

Есть интересные сведения о доминировании молодежи в русской традиционной культуре, в частности при решении важных“мирских”дел. Например, в середине Х1Х в. молодые крестьяне более решительно боролись за общекрестьянские интересы. Вес, который имела молодежь в традиционной общине, объясняется, по-видимому, военизированным характером русского государства, в котором верховная власть всегда опиралась, прежде всего, на армию, состоявшую из молодежи. Если сказать иначе, то власть издавна старалась вырвать молодежь из-под влияния традиционного сектора, привлечь на свою сторону и с помощью этой военной молодежи воздействовать на народные массы. Исторические данные свидетельствуют о том, что молодежь, призванная на военную службу, игнорировала традиционные нормы поведения, предписывающие подчинение старшим. Нарушение естественных механизмов передачи социальной информации от старших к младшим на уровне всего российского общества, при котором младшие игнорировали волю старших, отчетливо фиксировалось крупнейшими писателями этого периода. Ф. Достоевский констатирует отсутствие в обществе гармонии между поколениями, при которой старшие должны доминировать над младшими.

В результате городская культура попала под мощное влияние революционной интеллигенции. В городской культуре данного времени доминировали молодежные ценности. Молодежь впитывала с образованием западные культурные ценности и начинала свысока смотреть на ту культуру, носителями которой являлось старшее поколение.

В социологической литературе имеются два полюса трактовки межпоколенных отношений.

1)В современном обществе существует большая разница между поколениями и этот доходящий до противоположности разрыв увеличивается.

2)Представления о росте межпоколенных различий иллюзорны. Ничего нового в этом отношении не произошло.

Встречается также точка зрения, согласно которой подобные взгляды на взаимоотношения поколений существует лишь в спекулятивных глобальных теориях. Данную точку зрения опровергают эмпирические исследования, которые показывают, что межпоколенные отношения являются отношениями“селективной преемственности”. История свидетельствует о существовании проблемы борьбы за власть между старыми и молодыми, принадлежащими к господствующему классу. Старые владели опытом, знанием, памятью, а молодые обладали силой, здоровьем и хорошими адаптационными способностями. Так в традиционных обществах место каждого человека было определено с момента рождения, а также были определены и неизменяемы способы взаимосвязи поколений и передачи опыта. Иная картина наблюдается в современном динамичном обществе, которое постоянно ставит перед каждым новым поколением новые проблемы и задачи самоутверждения и выбора путей своего развития. В таком обществе опыт предыдущих поколений не может полностью отвечать задачам настоящего и будущего. Меняются механизмы трансляции опыта, в результате формируется“образ” каждого поколения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Собрание рефератов