Рефераты

Социокультурная динамика межпоколенных взаимодействий - (диплом)

p>Дети и подростки могут выполнять несколько функций: посетители, компаньоны или помощники, преподаватели. Они могут посещать пожилых людей как индивидуально, так и в группе. Дети и подростки могут читать для пожилых людей, ставить им музыку, обмениваться впечатлениями, сопровождать их на прогулки, писать письма. Общаясь с детьми, пожилые люди находят в них заинтересованных, благодарных слушателей.

Также дети и подростки могут работать вспомогательным персоналом в специализированных санаториях, социальных службах и больницах. Для применения данной практики необходим координатор, который принимает на работу добровольцев и обучает их необходимым навыкам. Компаньоном или помощником может стать учащийся средней школы или студент колледжа, так как эта работа достаточна сложна для младших детей. В обязанности помощника входит посещение врача вместе с подопечным, уборка дома, посещение пожилых людей, страдающих деменцией. Такие виды услуг могут оказывать студенты, изучающие геронтологию, физиотерапию, социальную работу, сочетая теоретические знания с практикой. В некоторых межпоколенных практиках молодые люди могут выполнять функции преподавателя, например, подросток может научить пожилого человека пользоваться компьютером, обучить иностранному языку.

Дети, подростки и пожилые люди могут также объединяться вместе, расширяя круг своих возможностей. Такие практики обычно проводятся на открытом воздухе. Например, проекты озеленения улиц, выращивания цветов и овощей, переработка мусорных отходов, строительство детских площадок. Обычно люди участвуют в таких мероприятиях на добровольной основе, однако существуют и долгосрочные проекты, финансируемые как местными органами, так и государством.

В нашей стране имеется богатейший опыт позитивных межпоколенных взаимодействий: движение "тимуровцев", просуществовавшее более 60-ти лет; общественная работа пенсионеров, включающая шефскую работу с трудными подростками, организацию досуга детей, подготовку и проведение праздников улиц; [46 Шапиро В. Д. Социальная активность пожилых людей в СССР. М. : Наука, 1983. С. 82. ] работа клубов по интересам. Буквально 15 лет назад основной формой общественно-полезной деятельности пионеров была тимуровская работа, которая включала: бескорыстную помощь ветеранам войны и труда, семьям военнослужащих, заботу о малышах, пожилых людях, больных и инвалидах. Существовала и работа в зоне пионерского действия: деятельность на территории (благоустройство и озеленение дворов), работа с людьми по месту жительства (разнос лекарств больным, обслуживание пожилых читателей). [47Система воспитательной деятельности пионерской организации. М. : Педагогика. 1978. ]

В современной ситуации наблюдается значительное сокращение материальной базы для организации культурного досуга, поэтому в системе досуговой деятельности молодежи и пожилых людей превалируют формы, которые не требуют материальных затрат, а именно: пожилые, как правило, предпочитают телесериалы, а молодежь увлекается компьютерными играми, которые сами по себе лишь вытесняют и заменяют реальность, изолируют человека от взаимодействия с миром, ведут не к развитию, а к атрофии способностей. В этой связи главной целью всех образовательных программ должно быть развитие внутренней мотивации к занятиям спортом, посещению театров, музеев, чтению, творчеству.

Таким образом, в настоящее время в России существует потребность в организации клубов, творческих кружков, причем наиболее актуальна такая потребность среди детей, подростков и пенсионеров.

В Саратове клубы по интересам для пожилых людей организованы при центрах социального обслуживания населения. Например, при заводском ЦСО г. Саратова действуют четыре таких клуба: клуб садоводов и огородников, ювенологический клуб, клуб прикладного творчества и шахматный клуб.

Также в декабре 1996 года открылся клуб для пожилых людей при ЦСО октябрьского района, а именно отделение дневного пребывания - структурное подразделение, предназначенное для медицинского, культурного обслуживания и отдыха людей пожилого возраста: пенсионеров и инвалидов, способных к активному образу жизни. [48Беликова М. Г. Клуб пожилых людей: опыт работы отделения дневного пребывания октябрьского ЦСОН г. Саратова / Международный Год Пожилых Людей: социальные исключения по полу и возрасту. Саратов. 2000. С. 59. ]

Здесь работают психолог, инструктор по лечебно-оздоровительной гимнастике, библиотекарь и культоорганизатор. Культурно-познавательная программа включает в себя такие мероприятия как экскурсии в музеи города, на выставки, в цирк, парк культуры и отдыха и т. д. На занятиях с психологом обсуждаются самые разнообразные темы, касающиеся проблем пожилого возраста. Заседания клуба - это нетрадиционные лекции, а интересные психотерапевтические и тренинговые занятия. Здесь отмечаются различные праздники. Все мероприятия осуществляются на благотворительной основе. Таким образом, этот клуб объединяет самых разных по возрасту, образованию, увлечению людей, не потерявших самое главное - интерес к жизни.

Примером межпоколенной деятельности может служить ассоциация "Бабушкина забота" города Москвы. Эта организация объединила женщин пенсионного возраста, которые беспокоятся о будущем своих внуков. Первая задача данной ассоциации восстановить связь поколений через построение родословного Древа. Знание о своем родословном Древе является бесценным подарком для внуков, а само построение Древа служит важным средством воспитания последующих поколений. [49Скороходова Г. В. Связь поколений и информационное пространство Рода / Международный Год Пожилых Людей: социальные исключения по полу и возрасту. Саратов. 2000. С. 46. ]

Восстанавливая свою родословную, пожилой человек удовлетворяет потребности в самопознании и уважении, признании со стороны потомков. Именно пожилые люди являются носителями семейной истории, о которой невозможно узнать из других источников. Чтобы заняться историей рода школьники обращаются к генеалогии, изучающей происхождение и родственные связи родов и отдельных лиц на протяжении многих поколений, так как попытки узнать что-либо у родителей чаще всего остаются без ответа. Такая программа очень актуальна для нашей страны, потому что оторванность от корней приводит к разрыву поколений. Данную программу можно отнести к третьему типу межпоколенных практик, когда пожилые люди и молодые объединяются вместе для взаимовыгодного сотрудничества.

Деятельность "Бабушкиной заботы" в другом направлении привела к созданию "Школы добра", где детей учат терпимости, мирному сосуществованию, эмпатии и сочувствию. Школа для малышей объединила поколения воспоминаниями об играх, в которые играли бабушки, об их детстве. Так с помощью игр четыре поколения объединились в коллектив. Это направление деятельности данной ассоциации относится к первому типу межпоколенных практик, когда пожилые люди объединяются для того, чтобы помочь подрастающему поколению.

Тульский региональный Центр поддержки женщин и семьи "Подруга" ведет работу по оказанию социальной, психологической и юридической помощи пожилым людям силами молодежных добровольческих отрядов. [50Леонова Л. В. Молодое поколение помогает пожилым / Международный Год Пожилых Людей: социальные исключения по полу и возрасту. Саратов. 2000. С. 47. ]Волонтеры набираются из числа студентов старших курсов высших и средних специальных учебных заведений: юристов, социальных работников, медиков, специалистов по ремонту бытовой техники. Много предложений идет по организации культурного досуга пенсионеров.

В Туле также создана программа "Але, бабуля? " Школьникам предлагаются телефоны одиноких пожилых людей, которым они могут позвонить, поделиться своими проблемами и спросить совета в тех случаях, когда они не могут обсудить свои проблемы с родителями, а также выслушать пожилых людей и, возможно, помочь им. Тульские программы можно отнести ко второму типу межпоколенных практик, когда дети и подростки помогают пожилым людям.

Развитие межпоколенных взаимоотношений сегодня очень важно в связи со сложными социально-психологическими условиями воспитания детей в семьях, стоящих на грани развода, в неполных семьях и тех, где родители ведут аморальный образ жизни. В таких семьях, как правило, нарушаются психологические связи между ребенком и родителями, что приводит к уходу детей из семьи, росту детского бродяжничества, наркомании. Бабушки и дедушки могут взять на себя обязанности родителей.

Практики межпоколенного взаимодействия положительно влияют как на молодых, так и на пожилых людей.

Межпоколенные контакты улучшают физическое и эмоциональное самочувствие пожилых людей, повышают их жизненную активность.

Дети начинают более полно понимать изменения, происходящие с возрастом и не бояться своего старения. Дети, которые развиваются и взаимодействуют с пожилыми людьми, приобретают способность видеть в них личностей, а не стереотипные образы, а также они могут изучать историю со слов старшего поколения, которое представляет культуру и образ жизни прошлых лет. Контакт с больным пожилым человеком может подготовить детей к заботе о своих родителях и пожилых людях в будущем.

Нами была предпринята попытка применить одну из программ межпоколенного взаимодействия, в основе которой лежит ирландская методика "В свое время" 1993 г. [51Anny Dempsey, Genny Dempsey. In Due Season. A programm for post-primary schools about being young and growing old. National Council for the Elderly Publication. Corrigan House, Fenian Street, Dublin 2. : No. 31, 1993. 65p. Перевод И. Б. Проскуряковой, Е. М. Майшевой. ](см. приложение). "В свое время" - это целостная, логически выстроенная система занятий, адаптированная к использованию в российских условиях. Данная программа предназначена для студентов младших курсов (17-20 лет). Программа позитивных межпоколенческих коммуникаций - курс эксперементального обучения, который поможет молодому поколению лучше разобраться в восприятии пожилых людей и в собственном взрослении. Цель программы - содействовать солидарности между молодыми и пожилыми людьми, исследовать то, как старшее и младшее поколение чувствуют себя в нашу эпоху, предоставить правильную информацию, отражающую природу старшего поколения. Программа создана по инициативе Национального Совета Старейшин в 1993 году - в Европейский год пожилых людей и солидарности между поколениями. Она финансировалась при поддержке Ирландского Координационного Комитета и Комиссии Европейской Общины. Общее значение программы заключается в содействии темам Года - "Позитивный вклад пожилых людей", "Все возраста объединяйтесь", которые являются вечными темами. Программный материал предусматривает разнообразные методы обучения: дебаты, небольшие дискуссионные группы, викторины, ролевая игра и другое. Программа направлена на формирование и развитие положительного отношения молодежи к старшему поколению и старению, бросает вызов негативному отношению к старости. Ответы на вопросы и задания программы использовались нами для исследования аттитюдов молодежи к пожилым людям. Методы исследования составляли групповое формализированное интервью, свободное (групповое) интервью, прямое наблюдение. Предметом исследования в нашей работе являются межпоколенные взаимодействия, а объектом– геронтологические установки молодежи.

Программа была проведена в СГТУ, а также в Городском Центре помощи женщинам, семье и детям. В исследовании принимали участие студенты второго курса СГТУ специальности социальная работа (15 человек), а также пожилые люди, посещающие клуб "Островок надежды "Очарование"" при ГЦ помощи женщинам, семье и детям (13 человек).

В задачи клуба входит: 1)оказание правовой, психологической, медицинской, информационной, консультативной и патронажной помощи; 2)расширение сферы общения пожилых людей: организация встреч по интересам, совместное проведение культурно-досуговых мероприятий; 3)пропаганда здорового образа жизни; 4)социальная интеграция пожилых людей в общественные объединения. А также одним из направлений работы клуба является поиск взаимопонимания между поколениями через общение пожилых людей с их внуками, ведь именно в их еще не сформировавшемся мировоззрении должно быть заложено чувство уважения к старшим.

Было проведено 8 занятий, которые включали обсуждение следующих вопросов: каковы позитивные и негативные стороны молодости и старости, когда начинается пожилой возраст, как живут пожилые люди, когда ты являешься пожилым в глазах общества, чем пожилые люди отличаются от молодежи; изучение образов, которые формируют СМИ у молодых людей относительно пожилых; обсуждение проблемы ухода за пожилыми людьми, проблемы стереотипного восприятия старшего поколения; рассмотрение будущего и дискуссию относительно того, что мы можем сделать сегодня для создания лучшей обстановки завтра; изучение взглядов поколений относительно друг друга.

Целью первого урока было введение понятий возраст и взросление; определение плюсов и минусов молодости и старости.

Среди позитивных сторон молодости студенты выделили такие как: активность, радость, перспективность, влюбленность, веселость, а среди негативных неопытность, нетерпимость, эгоистичность, рискованность, беспокойство о будущем, неосторожность. Что же касается старости, то к позитивным ее сторонам студенты отнесли отдых, возможность посвятить время себе, любимому делу, наличие опыта и знаний, а к негативным - болезни, одиночество, немощность, бедность, морщины, приближение смерти.

Когда студентам было предложено охарактеризовать свой возраст (17-20 лет) и возраст 65 лет с помощью различных слов, то были получены следующие ответы: 17-20 лет - молодой, глупый, неопытный, веселый, ровесник, активный, беззаботный, мечтающий, наивный, перспективный, ошибающийся, зависимый, безответственный, находящийся под контролем.

65 лет - пожилой, седой, больной, мудрый, опытный, одинокий, советующий, дедушка (бабушка), зрелый, отдыхающий, читающий книги, газеты, заботящийся о внуках, пенсионер.

На этом же уроке группе были разданы опросники: "Возраст, когда ты имеешь право", где были вопросы для уточнения знаний студентов о своих юридических правах, а также такие философские вопросы, как:

- В каком возрасте Вы уже достаточно зрелый(ая), чтобы целиком отвечать за свою жизнь?

- В каком возрасте Вы являетесь достаточно ответственным(ой), чтобы заботиться о других?

    - В каком возрасте Вы перестаете быть ценным для общества?

На втором уроке была дискуссия по поводу того, когда начинается пожилой возраст, как живут пожилые люди, чем они отличаются от молодежи, когда ты являешься пожилым в глазах общества. Были получены разные ответы. Однако 70% считает, что пожилой возраст наступает с выходом на пенсию, а также тогда, когда перестаешь быть активным, когда ничего не хочешь в жизни. Студенты отмечают тот факт, что в нашей стране государство плохо заботится о пожилых людях, поэтому они связывают старость с одиночеством, бедностью, отсутствием возможностей, особенно для реализации себя в профессиональной деятельности. Студенты подчеркивают то, что старые люди являются помехой для многих семей, дети им мало помогают. По их мнению, молодые отличаются от пожилых взглядами на жизнь, внешним видом, активностью, спонтанностью, открытостью всему новому, характером проведения досуга, а пожилые люди более рассудительные, опытные, мудрые, консервативные, труднее приспосабливаются к непредвиденным ситуациям. Третий урок позволил нам исследовать образ пожилого человека в средствах массовой информации и изучить то, какие образы СМИ формируют у молодых людей относительно пожилых. Сначала студентов попросили указать источники информации о пожилых людях и проранжировать их по степени значимости. Наиболее значимым источником оказалось микросоциальное окружение, в частности бабушка, дедушка, родители, соседи. Далее ответы распределились следующим образом: телевидение, реклама, школа, книги, религия, братья (сестры). Затем группе были разданы опросники, после заполнения которых у каждого студента должен был сложиться определенный список пожилых людей, в который входили вымышленные персонажи из теле-, видеофильмов, книг, журналов, а также пожилых людей, занимающихся политикой и шоу-бизнесом (музыкой, театром, рекламой). После этого была проведена дискуссия по вопросам, указанным в приложении. Студенты указали таких пожилых людей, которых они часто видят на телевидении, как Якубович, Петросян, Ельцин, Горбачев. Они отметили, что в зарубежных "мыльных операх" пожилые исполняют роли влиятельных, богатых, властных людей, а в рекламе изображаются в роли дающих советы (например, "Комет") или рекламируют лекарственные средства. Среди фильмов, где играют актеры в возрасте 60 лет и старше были названы следующие: "Ворошиловский стрелок", "Весна", "Скала", "Американская дочь", "Старые клячи". Также студенты вспомнили вымышленных персонажей в возрасте 60 лет и старше из таких книг, как "Унесенные ветром" (тетя Питти), "Тихий Дон" (Ильинична), "Война и мир" (Кутузов), "Отцы и дети" (Павел Петрович), "Возлюби ближнего своего" (Мориц Розенталь), а также следующих сказочных персонажей: старик из "Сказки о золотой рыбке", Баба Яга, Кощей Бессмертный, Дед Мороз, старуха Шапокляк. Эти герои являются как положительными, так и отрицательными. Журналы, где пишут о пожилых людях были указаны такие: "Караван историй", "Здоровье", "Крестьянка", "Социальная защита". Среди пожилых людей, занимающихся музыкой были отмечены Добрынин, Кобзон, Шуфутинский, Пахмутова, Пьеха, Элтон Джон, Джо Кокер. Большинство считает, что не важно каков возраст исполнителя или композитора, главное - какую песню и как он ее исполняет. При заполнении опросника у студентов вызвали затруднения литературные герои в возрасте 60-ти лет и старше. Немногочисленные персонажи, которые вспомнили студенты, не выходят за рамки школьной программы. Это говорит о том, что молодежь не интересуют геронтологические персонажи, они не воспринимаются как образцы для подражания.

На четвертом занятии студентам было предложено описать ситуации, в которых пожилым людям требуется уход, изучить то, какая поддержка необходима и кто ее должен осуществлять. Студенты назвали такие ситуации, как тяжелые заболевания, психические расстройства, инвалидность и предложили следующие виды поддержки: социальная работа на дому, помощь социальных служб, создание различных центров, которые бы занимались проблемами одиноких пожилых людей, находящихся в трудных ситуациях. 90% придерживается такого мнения, что ухаживать за пожилым человеком должна семья, а материально поддерживать - государственные органы. Наши выводы согласуются с тем, что несмотря на появление новых форм геронтологического сервиса основной должна быть помощь на дому, помощь семьи, так как для пожилого человека благоприятнее, как в эмоциональном, так и физическом плане, как можно больше находиться в семье, и только в экстренных случаях нужно обращаться в гериотрические стационары.

Целью пятого урока было изучение процесса формирования стереотипов и применение ярлыков к пожилым людям сторонниками дискриминации по возрастному признаку. Студенты перечислили следующие стереотипы: все пожилые критикуют молодых, любят посплетничать, бабушки в транспорте агрессивно настроены, все пожилые люди больные и бедные, пожилому человеку ничего не надо: ни модной одежды, ни косметики, с возрастом возникает старческое слабоумие, большинство пожилых людей одиноки, у пожилого человека уже все в прошлом, ему не к чему стремиться, в старости жизнь становится неинтересной.

На вопрос - почему мы воспринимаем пожилых людей через призму негативных стереотипов? , студенты ответили так: мы сами не хотим быть старыми, боимся потерять привлекательность, физические и умственные способности, независимость, возможность зарабатывать деньги. Из этого можно сделать вывод: изображение пожилых людей как непохожих на других, маргиналов, позволяет людям дистанцироваться от того, что они подсознательно воспринимают как возможное будущее. Люди избегают реальности путем сегрегации пожилых людей. Реальное восприятие возраста означает, что нам приходится осознавать собственную уязвимость и смертность.

Однако общество наносит вред самому себе тем, что оно отгораживается от пожилых людей и дискриминирует их. Создавая стереотипы по отношению к пожилым людям, общество уклоняется и пренебрегает ответственностью за них, заставляет пожилых людей поверить в стереотипы, приспособиться к ним и ограничить свой потенциал. Благодаря всему этому общество лишается возможности пользоваться вкладом, который могут внести пожилые люди, их жизненным опытом. Стереотипному восприятию может противодействовать любой способ подачи точной информации о разнообразном мире пожилых людей, информации, которая изображает пожилых людей в достоверном и позитивном свете. Поэтому студентам была зачитана соответствующая информация.

Во второй части этого урока были разданы списки с описанием состояний молодости и старости (см. приложение). Студенты должны были отметить те состояния, которые они считают подходящими для описания молодости и старости и добавить слова, которых, по их мнению, не хватает. Большинство группы отметило для молодости:

свежесть, расцвет, незрелость, юношество, молодое поколение, источник проблем, а для старости: седина, дряхлость, старческое слабоумие, годы упадка, у которого все в прошлом, "старый болтун".

Студенты указали на то, что к описанию молодости можно добавить слова деятельность, активность, а к старости - опыт, мудрость.

На шестом уроке используется ролевая игра, суть которой заключается в следующем: в общественную палату неожиданно приходит объявление о том, что выделяются дополнительные сто миллионов рублей и они будут направлены только в один отдел.

В игре принимают участие: министры по вопросам детства, по делам молодежи, по вопросам пожилых людей, министр труда и министр культуры. Тот министр, который наилучшим образом обоснует необходимость получения этих средств, получит их в свой отдел.

    Были предложены различные проекты.
    Задачей группы было обсуждение:
    1) реалистичности данных проектов,

2) того, будут ли выгоды от проектов долгосрочными или кратковременными, 3) что может выиграть от этого общество.

Группа так и не смогла прийти к единому решению, но проекты, предложенные студентами, были достаточно реалистичными и интересными. После окончания игры группе была зачитана информация, указанная в приложении.

На второй части урока была раздана информация относительно увеличения числа пожилых людей в мире ( см. приложение), которую нужно было обсудить. Целью являлось осознание того, что мир стареет и изучение значения данной проблемы для социальной политики.

Седьмое занятие предоставляет студентам возможность представить себе будущее и рассмотреть состояние мира в 2043 году, когда им будет 60 лет, подумать о возможном личном участии, необходимом для создания благоприятного будущего. Дискуссия проводилась по таким вопросам, как: сохраниться ли семья в ее нынешнем виде, в каких домах мы будем жить, как будем одеваться, какими будут профессии в будущем, средства связи (телевидение, радио, телефон, Интернет), каково будет состояние окружающей среды, сохраняться ли религии. Также были обсуждены вопросы относительно того, что мы можем сделать для создания лучшей обстановки в завтрашнем дне, для изменения негативного отношения к пожилым людям, для пожилых людей, которым требуется помощь. Студенты говорили о том, что для создания лучшей обстановки в завтрашнем дне нужно задумываться о будущем сегодня, укреплять семейные связи, изменять отношение к старшему поколению, быть добрее и терпимее к людям, а также учиться, получать новые знания, чтобы в дальнейшем иметь возможность работать на благо общества. Что же касается изменения негативного отношения к пожилым людям, то группа считает необходимым быть к ним внимательнее, милосерднее, как можно больше общаться, разговаривать об их прошлом, о насущных проблемах, интересоваться их мнением, а также студенты отметили сильное влияние средств массовой информации, воспитания в семье и школе на формирование отношения к старшему поколению. Все студенты согласились с мнением, что пожилым людям обязательно нужно помогать, особенно в сегодняшней ситуации, сложившейся в стране, когда поддержка социальных служб и государственных органов очень ограничена.

Заключительный урок (восьмой) был проведен в Городском Центре помощи женщинам, семье и детям, при котором есть клубы по интересам как для молодых, так и для пожилых людей. Этот урок был адаптирован и применен в виде сценария, указанного в приложении. На этом занятии присутствовали представители старшего и младшего поколений. Целью было размышление над тем, что значит быть молодым и пожилым, и изучение взглядов поколений относительно друг друга.

Старшее поколение было немного агрессивно настроено по отношению к молодым. Оно утверждало, что прошлые ценности совсем исчезли и появились иные, что главные ценности сегодняшней молодежи - богатство и престиж, что деньги сегодня решают все. Одна из бабушек, у которой внук, занявшийся бизнесом, погиб, процитировала следующие строки: "За деньги можно купить кровать, но не сон; еду, но не аппетит; лекарства, но не здоровье; дом, но не домашний очаг; книги, но не ум; украшения, но не красоту; роскошь, но не культуру; развлечения, но не счастье; религию, но не спасение. " Пожилые люди говорили о том, что такие личностные качества как порядочность и доброта вытеснили наглость, хамство, неуважение, что потеряна правда, стыд, нравственность ("правду превратили в подножный коврик").

Старшее поколение считает, что молодежь сегодня сексуально распущена, и этому во многом способствует телевидение, например реклама презервативов, а также пожилые считают, что СМИ стремиться оторвать молодежь от старшего поколения, внушить, что пожилые люди - это вчерашний день. Это мешает взаимодействию поколений, а если молодежь не будет знать свое прошлое, свои основы, перенимать опыт предыдущих поколений, то не будет и будущего, потому что нельзя построить жизнь на пустом месте. Поэтому самое главное - преемственность поколений. Пожилые считают, что в школе сейчас дают неточную и неполную информацию о нашей истории. Они утверждают, что к их мнению не прислушиваются, поступают по-своему, значит их не уважают. Еще один аспект, который раскритиковали пожилые люди - мода сегодняшней молодежи. Они полагают, что форма одежды сейчас безнравственная. особенно у эстрадных исполнителей. Также старшее поколение считает, что сегодняшняя мода не позволяет молодежи быть здоровой, а если молодое поколение будет больным, то не будет потомства, а значит и будущего. Пожилые люди приводили много интересных и поучительных примеров из собственной жизни. Они утверждали, что от молодежи зависит то, каким будет общество, что она должна строить жизнь и для себя, и для своих детей.

Молодые люди, в свою очередь, высказали следующие ассоциации, связанные у них с пожилыми людьми:

    Пожилые люди - это....
    - прежде всего жизненный опыт и мудрость;

- заслуженный отдых ( конечно, пожилой человек может продолжать трудовую деятельность, если он этого хочет и ему позволяет здоровье); - возрастные особенности ( болезни, склонность к забывчивости, определенные черты характера, изменения во внешности );

- особые нужды ( пожилые люди нуждаются в особом уходе, внимании, понимании и уважении ).

Что же касается проблем молодежи, то молодые люди говорили о следующем. В настоящее время из-за значительных сокращений материальной базы не каждый молодой человек имеет возможность проведения культурного досуга, получения образования, реализации в жизни. Поэтому многие получают "образование" на улице. Не имея возможности устроиться на работу, так как сейчас не только пенсионеры, но и молодые специалисты без опыта работы сталкиваются с проблемой трудоустройства, молодые люди вынуждены расширять поле самореализации и могут быть вовлечены в сомнительные предприятия, различные криминальные группировки. Многие сейчас вынуждены торговать на базаре, потому что не видят других перспектив.

На вопрос: чему старшее поколение может научиться у младшего? , пожилые люди ответили, что сейчас идет научно-технический прогресс, появляется множество нововведений, например, компьютер, поэтому освоению различного рода инноваций молодежь и должна учить пожилых людей.

Молодые же, в свою очередь, хотели бы научиться у старшего поколения хозяйственным делам, таким как рукоделие, кулинария и другим. Также они хотели бы научиться быть более чувствительными, так как люди сегодня стали довольно "черствыми", взаимоуважению. Молодые люди придерживались и такого мнения, что пожилые должны учить их строить отношения в семье, то есть культуре семьи, потому что сегодня сильно увеличилось число разводов, неполных семей, все меньше становится многопоколенных семей, бабушки и дедушки практически не принимают участия в воспитании внуков, а родители в силу своей занятости зарабатыванием денег мало уделяют времени своим детям. Поэтому все чаще встречаются беспризорные дети.

В целом, на данном мероприятии молодое поколение и старшее смогли достичь взаимопонимания и признали, что им было интересно общаться друг с другом, услышать мнение противоположного поколения о себе, и теперь им есть над чем задуматься, а также оба поколения пожелали, чтобы таких мероприятий проводилось больше.

В результате проведения данной программы молодые люди узнали многое о жизни пожилых людей и их возрастных особенностях, узнали о том, какая им необходима помощь и кто ее должен осуществлять, задумались о старении, о будущем. Также студенты попытались разобраться, почему мы воспринимаем пожилых людей через призму негативных стереотипов. Эта программа помогла понять, что старость не всегда связана с болезнью, бедностью и одиночеством, что важно не то, как ты выглядишь, а то, как ты себя чувствуешь. Значимым является то, что студенты считают необходимым укрепление семейных связей, тесное общение со старшим поколением, так как у него многому можно научиться, а также согласны с тем, что пожилым людям обязательна нужна помощь со стороны детей и внуков. Важным выводом нашего исследования является то, что стереотипное восприятие пожилых людей и старости подвергается коррекции. Этому способствует любой способ подачи точной информации о разнообразном мире пожилых людей, об их особенностях, о возрастных этапах человеческой жизни, а также личный контакт с представителями старшего поколения.

    Подведем итоги данного параграфа.

Развивающиеся в современном обществе межпоколенные практики предлагают механизм, с помощью которого люди различных поколений целеустремленно сотрудничают для того, чтобы поддерживать и оберегать друг друга. Межпоколенные практики позволяют удовлетворить потребности в контактах между поколениями, разрушая барьеры, которые современное общество установило между возрастными группами. Для успешного развития нашего общества необходимо объединить опыт, знания и мудрость пожилых людей с жизнерадостностью, активностью и оптимизмом молодых, необходимо взаимодействие, взаимопомощь поколений. Использование ресурсов социальной политики, средств массовой информации и социального окружения необходимо для формирования позитивного отношения к пожилым людям. Устранение дискриминации по возрастному признаку, сокращение социальных дистанций между поколениями должно стать приоритетными направлениями социальной политики и социальной структуры российского государства.

    Заключение.

Проблема поколений относится к числу вечных, и проблема эта не биологическая (на таком уровне она существует и у животных ) и даже не демографическая, а социокультурная или культурно-историческая. В этом смысле сам термин поколение неопределен. Он передает прежде всего сопричастность людей к тем или иным общественным событиям (процессам), существенно влияющим на жизнь общества, и связанную с этим общность целей, социально-психологических установок, ценностных ориентаций, характеризующих специфику их менталитета. Речь идет об изменениях способов и типов преемственности, культурно-исторический смысл которых высвечивается отношением к традиции.

В условиях резких социальных переломов, разумеется четче обнаруживается конфликт поколений, поскольку возрастные особенности сказываются на способности адаптироваться к изменениям, так что социокультурные характеристики как бы переплетаются с демографическими. Но это не означает их отождествление. Такое отождествление чревато нигилизмом, то есть подменой изменения типов и способов преемственности, уничтожением традиции, а значит и разрушением культуры (пример тому - возникновение "контркультуры" на базе молодежных движений 60-70-х годов), потому что культура может развиваться опираясь только на традиции. [52Преемственность поколений: материалы круглого стола (Ин-т человека РАН) // Человек. 1996. № 5. С. 51. ]

Поколение - категория временная. Смена поколений - это тот поток, который идет в истории, обеспечивая передачу социальной информации, культуры, накопленного опыта от одного поколения к другому. Но конкретный характер взаимосвязи зависит от исторических условий. Поэтому исторический подход к проблеме чрезвычайно важен. Каждое общество, каждая эпоха вырабатывает определенный тип взаимосвязи поколений и определенные механизмы передачи культуры во времени. В традиционных обществах место каждого человека было определено с момента рождения, проблема личности там не стоит как самостоятельная, способы взаимосвязи поколений, передачи опыта определены и неизменяемы. Иная картина в современном динамичном обществе, которое постоянно ставит перед каждым новом поколением проблемы и задачи самоутверждения, выбора путей своего развития. В таком обществе опыт предыдущих поколений не может полностью отвечать задачам настоящего и будущего. Не остаются неизменными и сами механизмы трансляции опыта, соответственно формируется "образ" каждого поколения. Поскольку поколение - категория временная, неизбежна проблема, связанная с отношением каждого поколения к прошлому, настоящему и будущему. Для России это проблема особой остроты. Отказ от идеологии прошлого привел к распаду "связи времен", чувства сопричастности к истории своей страны, своей родины. [53Преемственность поколений: материалы круглого стола (Ин-т человека РАН) // Человек. 1996. № 5. С. 39. ]

Анализ ценностных аспектов взаимосвязей и взаимоотношений поколений тоже очень важен, так как изменилась система ценностей. Меняются и механизмы "социального наследования", и способы самоутверждения новых поколений. Сейчас молодежь обрела большую самостоятельность, в том числе и в выборе того, что она воспринимает из прошлого, и, вместе с тем, усилилось в детерминации ее поведения влияние материальных соображений и экономических факторов. Ломается прежний, преимущественный традиционалистский механизм социального наследования, а новый механизм, способный ограждать молодежь от антиобщественных влияний, настроений, поступков, еще не сформировался.

Таким образом, сфера взаимоотношений поколений в современном государственном обществе является сложной для анализа и здесь необходим комплексный подход: она должна рассматриваться с философской, психологической, культурологической и конкретно-социологической точек зрения. Основной круг современных проблем взаимоотношений поколений в нашем обществе задается российской историей и переходным состоянием самого общества. Перемены в России, полностью отвергающие опыт предыдущих поколений, ведут к конфликту и разрыву между поколениями. В настоящее время идет процесс освоения идеи индивидуальности как важнейшего социального достояния. Этот процесс идет в двух направлениях: с одной стороны экономическая предприимчивость, с другой - сфера частной жизни, персональных связей и отношений. Молодежь при этом имеет некоторые стартовые преимущества пластичность, свободу от стереотипов, реальный запас дружественных форм общения. Наибольшие же социальные, культурные, эмоциональные дефициты испытывают на себе старшие. Существуют различия в ценностных ориентациях и предпочтениях молодых и пожилых, которые проявляются в предпочтениях частной и государственной сферы производства и потребления. Разделению поколений способствует тот факт, что молодое поколение использовало предоставленные шансы на восходящую мобильность, а старшее поколение скатилось по статусной лестнице вниз.

Итак, реформы, произошедшие в России, не внесли в жизнь пожилых людей каких-либо улучшений.

Дистанцированность поколений повлияла на изменение отношения молодежи к пожилым людям. Так как молодое поколение не имеет ясного представления о жизни пожилых, оно склонно драматизировать их социальное положение. Так рождаются стереотипы, когда вероятностный характер сведений о реальности трансформируется в категорическое суждение детерминистического характера. Пожилых людей воспринимают как больных, бедных, одиноких, не имеющих социальной значимости, не способных воспринимать новое.

В. Д. Альперович делает вывод о том, что ненависть к старикам никогда не была характерной чертой массового сознания в России. Однако дестабилизация социальной ситуации в нашей стране, фрустрированность сознания людей, живущих в режиме выживания, влияют на то, как молодежь воспринимает пожилых людей. [54Жукова С. А. Тенденции развития межпоколенных коммуникаций / Международный Год Пожилых Людей: социальные исключения по полу и возрасту. Саратов. 2000. С. 49. ] В современной российском обществе, хотя и в меньшей степени, чем в западных странах, вступивших в эпоху модернизации, формируется отношение к пожилым людям, как ненужным обществу. Наш европейский менталитет смягчает это утилитарное отношение к пожилым людям как отработавшим свой ресурс и место которым - на свалке. Правда, и на Западе культура полезности людей с ограниченными возможностями, к каким относится и большинство стариков, эволюционирует в сторону культуры достоинства.

Для эффективного взаимодействия поколений необходимо сделать попытку изменить негативные представления о старости и о пожилых людях в лучшую сторону. Одним из способов изменения стереотипов является повышение уровня осведомленности о геронтологических проблемах других возрастных групп, в частности молодежи. Частые контакты между поколениями также стимулируют положительное отношение к старости и старым людям, и чем раньше дети начинают взаимодействовать с пожилыми людьми, тем лучше отношения между ними.

Современные социальные проблемы обременительны не только для молодых и пожилых, но и для среднего поколения, часто ответственного за заботу и поддержку других возрастных групп. Очевидно, что недостаток межпоколенных контактов воздействует на все возрастные группы.

В сегодняшней ситуации всеобщего разобщения и непримиримости возобновление межпоколенных контактов могло бы стать стабилизирующим фактором в современном обществе.

    Библиография

Авдеева Н. , Ашмарин И. , Степанов Г. Человеческий потенциал //Человек №1, 1997. С29-34.

    Актуальные проблемы социальной геронтологии. Самара, 1997.

Альперович В. Д. Социальная геронтология. Серия “ Учебники и учебные пособия”. Ростов н/Д: Феникс, 1997. 576 с. Альперович В. Д. Старость. Социально философский анализ. Ростов н/Д: изд-во СКНЦ ВШ, 1998.

Александрова Т. Годы и заботы. М. : издательство политической литературы. 1990. Ариес Ф. Возрасты жизни // Философия и методология истории. М. :Прогресс, 1977. Афанасьева А. Н. Исторический процесс и смена поколений. -В кн. : Преемственность поколений как социальная проблема. М. 1973. С. 20-24.

    Белова Е. А. Институт социальной работы. Саратов. 1997.

Беликова М. Г. Клуб пожилых людей: опыт работы отделения дневного пребывания Октябрьского ЦСОН г. Саратова //Международный Год Пожилых Людей: социальные исключения по полу и возрасту/ Материалы межрегиональной конференции. Саратов: “Параход”, 2000. С. 59. Бернштам А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины Х! Х- начала ХХ века. : Половозрастной аспект традиционной кул-ры /АН СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Л. : Наука. Ленингр. отд-ие, 1988.

Бобахо В. А. , Левикова С. И. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность// Общественные науки и современность. 1996. №3 С. 61-69. Борзикова Л. , Семенов А. Аттитюды и их связь с поведением // Социальная психология за рубежом. М. :1974.

Бреев Б. Д. К вопросу о постарении населения // Социс №2, 1998. Васильев В. А. Общность интересов-основа общественного согласия // Социально-гуманитарные знания. 1999. №1. С. 48-61.

Виктор К. Старость в современном обществе: руководство по социальной геронтологии //современные исслед-я: Реферативный сборник. М. :РАН ИНИ по общ-м наукам, 1994. С. 51.

Волков А...Г. , Почему изменилась российская семья. // Семья в России. №1-2, 1999. С. 40-53.

    Гаман. О. Преемственность поколений. // Человек. № 5, 1996.

Геронтология социальная// Росс-я энц-я соц. раб. М. : Ин-т соц. работы, 1997. Глинка Т. В. Дом или место жительства? М. 1989.

    Гордин В. Э. Чем старость обеспечим. ,М. ,1998.

Громыко М. М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян Х1Х века. М. : Наука, 1986. С. 276.

Дубин Б. Старшие и младшие: Три поколения на переходе (По материалам вопросов Всерос. центра изуч. общ. мнение ВЦИОМ) //Дружба народов. 1994. №2. С. 159-170. Егоров В. К. История есть смена поколений. М. : Молодая гвардия, 1986. С. 255. Егорова Е. А. Эволюция процесса постарения России // Проблемы социального и демографического развития. М. 1995.

Елютина М. Э. Социальная геронтология в структуре профессиональной подготовки социальных работников // Российский журнал социальной работы №2/4, 1996. С. 86-95.

Елютина М. Э. Старость в пространстве культурно-исторического бытия//Актуальные проблемы социальной геронтологии: Материалы междисциплинарной научной конференции /Под ред. М. Э. Елютиной. -Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 1998. С. 3-15.

Елютина М. Э. Социокультурный колорит старости// Социокультурные проблемы нетипичности / Под ред. Е. С. Смирновой. Саратов: Сарат. гос. ун-т, 1997. С. 58-63.

Елютина М. Э. Социогеронтологические теории // Российский журнал социальной работы. 1997. №2/6. С. 9-15.

Елютина М. Э. Геронтологическое направление в структуре человеческого бытия. Саратов: Сарат. гос. тех. ун-т, 1999.

Елютина М. Э. Мир старости как форма социокультурного текста. Автореферат. Саратов: Сарат. гос. тех. ун-т. 1999.

Елизаров В. В. Демографическая ситуация и проблемы семейной политики // Социс №2, 1998.

Ерасов Б. С. Социальная культурология. Часть 1. М. : АО “ Аспект Пресс”, 1994. 384с. Жизненное пространство человека и общества. Саратов: СГУ. 1996. Жукова С. А. Культура межпоколенных взаимоотношений // Культура, власть, идентичность: новые подходы в социальных науках. Под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой... Саратов: Издательско-комерческое предприятие“Волжский сад”, 1999. С. 313-317. Жукова С. А. Технология межпоколенных коммуникаций // Международный Год Пожилых Людей : социальные исключения по полу и возрасту / Материалы межрегиональной конференции. Саратов: “Параход”, 2000. С. 48-51.

К международному году пожилых людей //Работник соц. службы. 1998. №1. Колосов А. В. , Альтшулер Е. А. Наука о долголетии. М. : Искусство, 1984. Коринфский А. А. Народная Русь: Круглый стол сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. М. : Моск. Рабочий, 1994. 560с.

    Кон И. С. Социология личности. М. , 1967.

Корнеев П. В. О понятии жизненного опыта// Философские науки. 1980. №1. Краснова. О. В. Бабушки в семье. // Социс. 2000. № 11. С. 108-116. Молевич Е. Ф. К анализу сущности и формы социальной старости. //Социс. 2001. №4. С. 61-64.

    Мид. М. Культура и мир детства. М. : “Наука”, 1988. С. 429.
    О. Грегер. Жить не старея. М. :Физ-ра и спорт. 1991.

Патрушев В. Д. Пенсионер: его труд, быт и отдых //Социс. 1998. №10. С. 108. Популярная медицинская энц-я. М. : “Советская энц-я”. 1992.

Преемственность поколений: круглый стол //Человек. 1996. № 5. Российская социологическая энциклопедия. Под ред. Г. В. Осипова. М. : Изд-во“Норма-инфо”, 1998. Саралиева З. М. Балабанов С. С. Пожилой человек в центральной России //Социс. 1999. №12.

Симонова Н. Н. Пожилые в семье: взаимоотношения между поколениями. //Социально-экономические проблемы нетрудоспособных. М. , 1991. С79-87.

Сонин М. Я. , Дыскин А...А... Пожилой человек в семье и обществе// Социальная защита. 1996. № 2.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Собрание рефератов