Рефераты

Социокультурная динамика межпоколенных взаимодействий - (диплом)

p>Солник С. Истоки и следствия нового конфликта “ отцов и детей” //Социс. 1992. №6. С54-63. Соловьева Л. Пожилые люди и общество // Полис. 1991. №6. С. 144-148.

Спасибенко С. Г. Поколения как субъекты общественной жизни// Социально-политический журнал. 1995. №4. С. 101-122; №5. С. 101-121. Старшее поколение в России: Современная ситуация. //Россия и современный мир. 2000. №2(27). С. 36-38.

Старость: популярный справочник под редакцией Яцинина-М. :Большая Российская Энциклопедия. 1996.

Торнстон Л. Геронтол-я в динамич-м общ-ве //Соц-я гер-я: современные исследования: Реферативный сборник. М. : РАН ИНИ по общ-м наукам, 1994. С. 68. Толстых А. В. Возрасты жизни. М. 1988.

Условия жизни и пожилой человек/ Под. ред. Д. Ф. Чеботарева. М. : Медицина, 1978. С. 312.

Чеботарев Д. Ф. Слово о старости. М. 1992. 1996. №2. С. 123.

Шапиро В. Д. Социальная активность пожилых людей в СССР. М. : Наука, 1983. Фиглин Л. Трудовой потенциал: проблема старения. // Человеческие ресурсы. 2000. №3. С29-31.

    Франкл В. Человек в поисках смысла. М. ,1990.

Фролькис В. В. Старение и биологические возможности организма. М. :1975. Элизабет Паркер Барш. Семь возрастов женщины. Москва. “ННН”1994. Приложения

    Урок 1.
    Наступления возраста
    Этот урок вводит понятие возраста и взросления.
    Цели:
    1. Определить плюсы и минусы возрастов.

2. Обнаружить общие связи между молодыми и пожилыми людьми. Упражнение №1 (10 минут)

Написать на доске цифры 18-19 и 65 (возраст) и попросить группу охарактеризовать данные возраста с помощью различных слов.

    Записать на доску ответы и обсудить их.
    Упражнение №2 (20 минут)
    Разделить студентов на 4 группы.

1-я группа должна написать 5 позитивных сторон молодости, а 2-я группа - 5 отрицательных сторон молодости.

3-я группа пишет 5 позитивных сторон старости, а 4-я группа - 5 негативных сторон старости.

Один человек от каждой группы должен зачитать высказывания группы. Затем обсудить услышанное.

    Зачитать студентам следующую информацию.

-Сейчас, когда люди уходят на пенсию 55-60 лет впереди у них есть еще треть жизни. -Проживание в одиночестве не обязательно является проблемой, и большинство пожилых людей независимы и дееспособны.

-Некоторые пожилые одиноки и многие были бы рады, если бы их посещали члены их семьи друзья соседи всех возрастов.

-Исследования показывают, что многие пожилые люди старше 60 лет поддерживают отношения со своей семьей по крайне мере раз в неделю.

    Упражнение №3 (15 минут)

Раздать группе опросники и дать каждому студенту 5 минут для их заполнения. Затем зачитать правильные ответы и обсудить их.

    Опросник.
    "Возраст, когда ты имеешь право".
    1. В каком возрасте ты по закону имеешь право.
    А) голосовать.
    В) окончить школу.
    С) начать работать.
    Д) водить машину.
    2. В каком возрасте ты имеешь право на уважение?

3. В каком возрасте ты уже достаточно зрелый (ая) чтобы целиком отвечать за свою жизнь?

4. В каком возрасте ты достаточно ответственен, чтобы заботиться о других? 5. В каком возрасте ты по закону имеете право:

    А) Употреблять спиртные напитки.
    В) жениться (выходить замуж ).
    С) стать донором.
    Д) стать членом партии.

6. В каком возрасте ты перестаешь представлять ценность для общества?

    Ответы:
    1. По закону ты имеешь право:
    А) голосовать в 18 лет.
    Б) окончить школу в 14 лет.
    С) начать работать в 14 лет.
    Д) водить машину в 18 лет.

2. Ты имеешь право на уважение с младенчества до конца жизни. 3. Приобретение необходимой зрелости, нужной для ответственности за свою жизнь, является постепенным процессом, который начинается в детстве и продолжается всю жизнь.

Многие 16 -18 летние принимают большинство собственных решений. К 25 годам многие люди считают себя полностью взрослыми.

4. Обладание достаточной ответственностью для заботы о других не связано с возрастом. Для этого необходимы такие качества как надежность, верное суждение и сочувствие. Можно быть достаточно ответственным в 15 лет и недостаточно - в 35.

    5. По закону ты имеешь право:
    А) употреблять алкоголь - в 18 лет.
    Б) жениться - 18 лет (в 16 лет - с согласия родителей).
    С) стать членом политической партии - в 18 лет.
    Д) стать донором - в 18 лет.

6. Не существует возраста, когда люди перестают быть ценными для общества.

    Урок 2.
    Новое о старости

Данный раздел изучает старение и предлагает свой взгляд относительно пожилых людей .

    Цели:

1. Обсудить то, почему существует старение и что оно значит для нас. 2. Изучить ценности, которые подкрепляют понятие "старение" и решить, нужно ли нам придерживаться их.

    3. Дать информацию относительно пожилых людей.
    Упражнение №1. (15 мин)
    Провести дискуссию по следующим вопросам:
    1) Когда начинается пожилой возраст?
    2) Как живут пожилые люди?
    3) Чем пожилые отличаются от молодежи?
    4) Когда ты являешься пожилым в глазах общества?
    5) Что означает для пожилого, для общества?
    Информация для участников упражнения.
    1. Мы становимся старше все время.
    - наши тела постоянно стареют и развиваются;
    - наш ум постоянно становится более зрелым и развивается;

- наши мысли и воззрения постоянно формируются, изменяются, и развиваются. Происходит переход от детства к юношеству, далее к зрелости, от зрелости к среднему возрасту, а затем к пожилому возрасту.

2. В обществе укоренилось мнение о том, люди вступают в пожилой возраст с того момента, как им "перевалило" за 60 лет.

3. Однако процесс зрелости, изучения и развития не заканчивается в тот момент, когда мы достигаем определенной даты по календарю.

4. Весь жизненный цикл может рассматриваться как время, за которое необходимо выполнить различные задания на различных жизненных стадиях. 5. Многие люди в возрасте 60 лет все еще заняты на производстве. 6. Многие в возрасте 60 лет и старше хорошо проводят время, получают удовольствие от досуга, осваивают новые увлечения, радуются внукам, имеют время остановиться и оглядеться вокруг.

7. Многие и возрасте 60 лет работают на добровольной основе в церквях, ухаживают за детьми и более старшими пожилыми людьми, передают знания и опыт. 8. Многие находят, что возраст 60 лет и старше является чрезвычайно творчески продуктивным. Писатели, авторы книг, художники, актеры, музыканты часто достигают наивысшего расцвета именно в это время.

9. Многие находят, что в возрасте 60 лет и старше наступает момент духовного и психологического познания и проницательности.

10. Людям, которым 60 лет и более, влюбляются и продолжают любить. 11. Большинство, кому за 60, действительно нуждаются в уходе различной степени, однако их жизнь все еще представляет ценность, нужность, является радостной изначально.

12. У каждого человека своя история жизни и чем дольше его жизнь, больше опыт, тем более разносторонним и индивидуальным он становится.

    Урок 3.
    Видение сквозь призму.

В данном разделе изучаются типы образов, которые формируют средства массовой информации у молодых людей относительно пожилых .

    Цели:

1. Изучение представлений молодежи о старых людях, сформировавшихся под влиянием средств массовой информации.

    2. Рассмотрение вопроса формирования восприятия.
    Упражнение №1 (15 мин).
    Написать на доске вопрос: откуда вам это известно?

Каждый участник упражнения должен отметить среди перечисленных на доске те источники получения знаний о пожилых людях, благодаря которым складывается отношение к ним, и проранжировать их по степени важности.

    Список источников информации:
    - родители;
    - братья, сестры;
    - бабушки, дедушки;
    - пожилые соседи;
    - школа;
    - религия;
    - телевидение ( в частности реклама )
    - радио, газеты, книги, журналы;
    Обсудить ответы группы.
    Упражнение №2 (30 мин).

Раздать опросник, в котором изучается то, каким образом пожилые люди изображены в СМИ- по телевидению, в газетах, рекламе, музыке, книгах, фильмах, журналах. Уделить 10 минут для заполнения опросника каждым студентом ( студенты должны написать ответы на отдельном листке).

    Опросник.
    Телевидение:
    1. Назовите пожилых людей, которых вы видите в:
    - вашей любимой телепрограмме;
    - программе, которую вы смотрите регулярно;
    - телевизионных "мыльных операх".
    2. Что наилучшим образом их характеризует?

Радио: Назовите радиостанцию, которую вы наиболее часто слушаете. 2. Назовите кого-нибудь в возрасте 60 лет и старше, кто работает в роли ди-джея, репортера, ведущего.

    Новости:
    1. Назовите людей 60-ти лет и старше, о которых вы:
    - недавно прочитали в газете;
    - недавно видели в теленовостях.
    ( о чем шла речь? )
    2. Что вы думаете о содержание сказанного ими:
    - интересно;
    - скучно;
    - не знаю.
    Фильм:

1. Назовите фильмы, которые вы недавно смотрели, где играли актеры в возрасте 60 лет и старше.

    2. Какую роль они играли?
    - беспомощный человек;
    - герой (героиня);
    - мудрый человек;
    - друг;
    - бабушка (дедушка);
    - негодяй;
    - лидер;
    - романтическая личность;
    - другое.
    Журналы:

Назовите журналы, которые вы читаете и вспомните представленные в них персонажи в возрасте 60 лет и старше.

    Музыка:

Назовите любого ныне живущего композитора, исполнителя в возрасте 60 лет и старше, которых вы слушаете.

    Книги:

1. Назовите любые вымышленные персонажи в возрасте 60 лет и старше из книг, которые вы прочитали когда-то.

    2. Вам они были:
    - безразличны;
    - не понравились;
    - понравились.
    Реклама:

Вспомните какую-нибудь рекламу продуктов или услуг, в которой участвуют люди 60-ти лет и старше.

    Какими они являются?
    - положительными;
    - отрицательными;
    - владеющими ситуацией;
    - нуждающимися в помощи, уходе;
    - глупыми;
    - умными;
    - в хорошей форме;
    - оказывающими помощь;
    - дающими советы.

Затем попросить группу зачитать ответы на вопросы из данного опросника. Обсудить их. В конце обмена мнениями было бы хорошо представить определенный список пожилых людей, в который могут входить некоторые вымышленные персонажи из теле- видеофильмов, книг, журналов, а также людей 60-ти лет и старше, занимающихся политикой и шоу бизнесом (музыкой, театром, рекламой). Дать группе время для обсуждения данного списка людей, а затем задать следующие вопросы:

1. В какой роли чаще всего изображаются пожилые люди в кино, книгах, "мыльных операх", рекламе?

2. Как наиболее часто изображают пожилых людей: в позитивном или негативном смысле?

3. Какая роль обычно отводится пожилым людям в реальной жизни? (жертв, эксперт и т. д. )

4. О чем скорее всего будет говорить пожилой человек: о том, что представляет общий интерес или о том, что интересно лишь старшему поколению? 5. Исключены ли пожилые люди из некоторых разделов средств массовой информации? Этот факт является значимым?

    если ДА, то почему?
    если НЕТ, то почему?

7. Этично ли то, что на телевидении и радиостанциях существуют определенные возрастные ограничения для ведущих?

8. Является ли тот факт, что молодежная культура имеет мало общего с культурой пожилых людей причиной того, что последние отсутствуют на страницах молодежных изданий?

9. Является ли то, что пожилые люди пишут музыку на основе своего эмоционального восприятия причиной того, что молодые не придают ей особого значения?

    Урок 4.
    Когда требуется уход?

В данном разделе изучается проблема ухода за пожилыми людьми. Цели:

1. Определить ситуации, в которых пожилым людям требуется уход. 2. Изучить то, какая поддержка необходима, и кто ее должен осуществлять. Упражнение №1 (25 мин).

    Задать группе следующие вопросы.

1. В каких ситуациях пожилой человек может нуждаться в уходе? 2. Какой вид помощи необходим?

    3. Кто ее должен осуществлять?

4. Исследования показывают, что большинство ухаживающих - женщины. Согласны ли вы с этим? Должно ли так быть? Способны ли мужчины столь же равноценно заботиться?

5. В каких ситуациях ухаживающий не способен справиться со своими обязанностями? Что следует делать в таком случае?

    Информация для группы.

- По мере того, как люди становятся старше, им все чаще требуется помощь. - Обычно уход за пожилыми людьми осуществляют родственники, проживающие с ними. - Если ухаживающий вынужден выполнять эту работу в полном одиночестве, то у него может воз никнуть чувство усталости, сердитости, подавленное состояние. - Пожилые люди, которые полностью зависят от ухаживающего, могут ощущать себя ненужными, нелюбимыми, даже испытывать страх, если ухаживающий сердится или очень утомлен.

    Урок 5.
    Противодействие стереотипам.

В данном уроке изучается процесс формирования стереотипов и способы противодействия этому.

    Цели:

1. Изучение того, как и почему создаются стереотипы, каким образом они воздействуют на всех нас.

2. Рассмотрение ярлыков, применяемых сторонниками дискриминации по возрастному признаку к пожилым людям.

3. Рассмотрение способов, позволяющих противодействовать негативным представлениям о старости.

    Упражнение№1 (30 мин. )
    Зачитать группе следующие выражения:
    1. Все молодые люди сексуально распущены.
    2. Все политики нечестны.
    3. Все безработные ленивы.
    4. Все путешественники неопрятны.
    5. Все мужчины бесчувственны.
    6. Все женщины ветрены.

Участники группы должны выбрать выражения, которые считают подходящими. Провести обмен мнениями. Попросить группу дать определение "стереотипу". Затем зачитать свое определение: Стереотип - устойчивое, регулярно повторяющееся представление и форма поведения, своего рода штамп, шаблон, образец поведения, принятый в той или иной культуре. При этом людям даются характеристики по сути своей упрощенные и непредставительные. Стереотипы зачастую используются для оправдания дискриминации. Группа должна обсудить это определение и подтвердить свое согласие или несогласие.

Попросить студентов привести примеры других стереотипов, в том числе и по отношению к пожилым людям.

Задать вопрос: Почему мы воспринимаем пожилых людей через призму негативных стереотипов?

    Обсудить сказанное.
    Затем зачитать группе следующую информацию:

1. Исследования показывают, что мы воспринимаем пожилых людей через призму стереотипов так как мы с опаской относимся к пожилому возрасту. 2. Мы боимся потерять физические и умственные способности, привлекательность, возможность зарабатывать деньги, статус, независимость.

3. Этот страх воздействует на наше подсознание и усиливает процесс возникновения негативных стереотипов. Реальное восприятие нашего возраста означает, что нам приходится осознать собственную уязвимость и смертность. 4. Мы избегаем реальности путем сегрегации пожилых людей.

5. Изображение пожилых людей, как непохожих на нас, маргиналов, позволяет нам дистанцироваться от того, что мы подсознательно воспринимаем наше возможное будущее.

6. Речь идет о случае "ОНИ" и "МЫ". И чем больше возрастной разрыв, тем больше мы надеемся, что процесс перехода из состояния "МЫ" в состояние "ОНИ" у нас будет дольше.

    Упражнение №2. (10 мин. )

Раздать каждому студенту список с описанием молодости и старости, указанный далее.

Попросите участников упражнения отметить слова из данного списка, которые они считают полностью подходящими для описания состояния молодости и старости.

МОЛОДОСТЬ- свежесть, неполноценность, "щенячий возраст", источник проблем, молодое поколение, незрелость, меньшинство, юношество, расцвет, "зеленый", странный, "неоперившийся", "безусость".

СТАРОСТЬ- седина, дряхлость, старческое слабоумие, годы упадка, "старый болтун", парализованный, трясущийся, глупый, "одной ногой в могиле", древний, у которого все в прошлом.

Задать вопрос: Являются ли все эти слова полностью подходящими для описания состояния молодости и старости? Если нет, то что не подходит и каких слов не хватает.

    Обсудить мнения группы.
    Урок 6.

В данном разделе две части. Первая часть урока заключается в проведении ролевой игры. Во второй части занятия студентам раздается информация относительно увеличения числа пожилых людей в мире, после прочтения которой должна быть проведена дискуссия по этому вопросу.

    Цели:
    1. Осознать то, что мир стареет.

4. Обсудить значение, которое данная проблема имеет для социальной политики. Упражнение № 1 (45 минут)

Ролевая игра: Обычный ход работы в общественной палате. Неожиданно приходит объявление о том, что выделяются дополнительные 100 млн. руб. и они будут направлены только в один отдел. Принимается решение о том, что тот министр, который наилучшим образом обоснует необходимость получения этих средств, получит их в свой отдел.

    В игре принимают участие:
    Министерство социальной защиты:
    Министр по вопросам детства.
    Министр по делам молодежи.
    Министр по вопросам пожилых людей.
    Министр труда.
    Министр культуры.
    Министр по юридическим делам и вопросам правопорядка.

До игры: Выбрать игроков, которые исполнят роли правительственных министров. Пригласить министров, расположиться в центре комнаты маленьким кругом. Ввести правило: каждый говорит по очереди, иначе его аргументы будут не услышанными. Остальные студенты наблюдают за ходом игры.

    Ход игры:

Задать министрам вопрос: Почему они должны получить эти деньги? Пока один отвечает, другие министры в произвольном порядке задают вопросы. Ролевая игра длится 20 минут. Затем нужно закончить игру независимо от того, появился ли реальный претендент. Обсудить то, как каждый игрок ощущал себя во время игры.

    Вопросы для группы:
    1)Что вы думаете относительно доводов каждого игрока?
    2)Насколько реалистичны предложенные проекты?
    3) Что может от этого выиграть общество?

4) Будут ли выгоды от проекта долгосрочными или кратковременными? Обсудить.

    Затем зачитать группе следующую информацию:
    -Дети нуждаются в любви, крове, защите, образовании.

-Пожилые люди нуждаются в любви, почестях, независимости, участии в экономической жизни общества и социальных услугах.

-Жизнь была бы скучнее, грустнее и более серой без драматического искусства, музыки, поэзии, телевидения, радио, изобразительного искусства. -Молодые люди 15-18 лет нуждаются в любви, защите, образовании, контроле и благополучном будущем.

-Обществу требуются законы и постановления для осуществления общего контроля и защиты.

-Для того чтоб общество стало более справедливым и заботливым, могло оказывать многие необходимые услуги требуются деньги

-Задача правительства заключается в том, чтобы расходовать скудные средства на поощрение инициативности и создание рабочих мест, в тоже время, защищая социально незащищенных граждан.

    Упражнение № 2 (20 минут).
    Раздать материал. “Увеличение числа пожилых людей в мире".
    Дать время на обдумывание.

Обсудить следующий вопрос: Нам удалось достичь успеха в продолжительности жизни пожилых людей. Но мы еще не знаем, как создать меры, которые позволят пожилым людям участвовать в экономической жизни общества и таким образом уменьшат их зависимость от снижения количества рабочей силы.

    Увеличение числа пожилых людей в мире.

-Число людей в возрасте 60 и старше является наиболее быстро растущей частью населения в мире.

-В то время как мировое население предположительно будет колебаться в течении, 75 лет за период с 1950 до 2025 года ООН прогнозирует пяти кратное увеличение числа людей старше 80 лет в семь раз относительно их числа сейчас. -Это означает, что 1 человек из 7 будет старше 60 лет по сравнению с 1 из 12 в 1950 году.

-Старение нации является неизбежным последствием развития, которое привело к увеличению жизненных стандартов более качественного питания и более высокого уровня здравоохранения.

-Первоначальным результатом является уменьшение смертности от недоедания и инфекционных болезней. Следовательно, очень мало детей умирает в младенчестве, и большее число доживает до старости.

    -Люди становятся старше быстрей, чем рождаются дети

-К 2025 году ожидается, что будет 35 детей на каждые 100 работающих взрослых -Типичная схема развития событий. Первоначально происходит омолаживание населения, когда большее количество детей вырастает и заводит семьи за этим идет старенье т. к. более позднее поколение воспроизводит меньше детей и становится старше.

-В наименее развитых странах, где смертность и способность к деторождению все еще высоки относительное число пожилых меньше, но при этом все еще увеличивается.

-В более развитых странах старение достаточно очевидно и число пожилых людей продолжает увеличиваться.

-Многие люди старше 60 лет в развитом мире ведут здоровый независимый образ жизни.

-Но большинство таких людей окажется без работы к 65 годам из-за обязательного ухода на пенсию.

-Существует категория молодых пожилых оказавшихся на обочине благодаря непродуманной социальной политике.

-По прогнозу к 2020 году в индустриальных странах будет 270 млн. экономически неактивных людей старше 55 лет. Это означает, что на каждые 100 работающих будет 38 иждивенцев пожилого возраста это в 2 раза больше чем в 1950 году. -Увеличение пожилых людей ставит новые вопросы по правам, способностям и уходам, затратам.

    Урок 7.
    Смело встречай новый мир.

Данный раздел предоставляет возможность представить будущее и рассмотреть возможные варианты решения его проблем.

    Цели:

1. Рассмотреть состояние мира в 2043 г, когда сегодняшним подросткам 15-18-ти лет будет 60 лет. 2. Рассмотреть возможное личное участие, необходимое для создания благоприятного будущего.

    Упражнение№1(20 минут).

Начать занятие, написав на доске 2043 -год. Попросить студентов представить себе будущее и изучить то, какой будет жизнь в 2043 году, когда им будет 60 лет.

    Задать следующие вопросы:
    1. Какими вы будете в 2043 году?
    2. В каких домах вы будете жить?
    3. Как вы будете одеваться?
    4. Сохранится ли семья в ее нынешнем виде?

5. Какие профессии будут в будущем? Какие старые профессии сохранятся? 6. Какими будут средства связи с точки зрения радио, телевидения, телефона, Internet?

    7. Сохранятся ли религии?
    8. Каким будет состояние воздуха, воды, лесов, климата?
    Обсудить ответы группы.
    Упражнение№2 (30 минут).

Раздать списки персонажей. Каждый игрок должен выбрать роль которую он исполнит. Попросить его держать свой персонаж в тайне. Объяснить участникам игры, что на задаваемые вопросы можно отвечать“да”, “нет”, “не знаю”. Если игроки, согласно своим персонажам, отвечают “да” -они делают шаг вперед , если “нет”-делают шаг назад, “не знаю”-остаются на месте. Список персонажей.

    1. Подросток-18 лет.

2. Вышедший на пенсию рабочий- 67 лет. (Выкуривал 50 сигарет в день в течении 50-ти лет. )

    3. 70-ти летняя вдова живет на 600 рублей в месяц.
    4. Очень состоятельный человек 65-ти лет.
    5. Ушедший на пенсию банкир в очень хорошей форме.

6. Находящийся в хорошей физической форме, удачливый молодой человек 35-ти лет. 7. Ребенок состоятельных родителей 6-ти лет.

    8. 80-ти летний человек, умственно здоровый, но глухой.
    9. Мужчина, страдающий от депрессии 45-ти лет.
    10. 65-ти летний человек в инвалидном кресле.
    11. Ребенок бедных родителей 6-ти лет.
    12. Слепой 50-ти летний человек.

13. 65-ти летний человек, сильно страдающий от артрита суставов на руке.

    Вопросы:

1. Можете ли вы прогуливаться ночью и чувствовать себя в безопасности? 2. Можете ли вы получить медицинскую помощь именно тогда, когда она вам нужна? 3. Можете ли вы принимать решения самостоятельно?

4. Хотелось бы вам иметь возможность принимать больше решений, касающихся лично вас?

    5. Можете ли вы открыть банку консервов?
    6. Можете ли вы без труда подниматься по ступенькам?
    7. Вас подвергали дискриминации.

8. Можете ли вы без труда самостоятельно ходить за покупками? 9. Получаете ли вы удовольствие от радио, телевидения?

10. Есть ли у вас достаточно денег для основных потребностей? 11. Есть ли у вас деньги на хобби, развлечения, дополнительные расходы? Остановить игру после того, как закончатся вопросы. Обозначить на доске каждый персонаж, его начальное положение и последнее с помощью схемы. Выявить, изменилось ли положение по сравнению с первоначальным.

Спросить, что чувствовал каждый игрок, принимавший участие в упражнении. Спросить, что ощущали игроки, делающие все время шаги вперед и что чувствовали те, когда почти все время делал шаги назад.

Определить людей, которые оказались далеко позади. В эту категорию обычно попадают бедные, инвалиды. Значит, в процессе старения у них возникает больше проблем.

    Упражнение№3 (20 минут).
    Задать группе вопросы:

1. Что я могу сделать сегодня для создания лучшей обстановки в завтрашнем дне? 2. Что я могу сделать сегодня, чтобы изменить негативное отношение к пожилым людям?

3. Что я могу сделать для пожилых людей, которым требуется помощь? Ответы должны быть в письменной форме.

    Зачитать группе следующую информацию:

1. Не существует такого явления, как типично пожилой человек и все мы будем стареть по-разному.

2. Скорость старения определяется чаще всего наследственными причинами. Выпадение волос, например, может быть наследственным явлением. Если ваш дедушка имел густую копну волос в 65 лет, то и у вас, возможно, будет так же. Конечно бывают и исключения.

3. Некоторые аспекты старения в различной степени воздействуют на каждого и связаны с внутренними изменениями организма.

4. Ваша кожа становится морщинистой с возрастом , так как кожная ткань- коллаген теряет эластичность. Она менее способна растягиваться и это вызывает морщины. 5. Широко распространено мнение, что лицо мужчины стареет медленнее, чем лицо женщины.

6. Зрение изменяется с возрастом , так как хрусталики глаз становятся менее подвижными , им труднее изменять фокус. Этот процесс проходит у людей в разные сроки, но многие люди обнаруживают необходимость в очках, когда им за 40 или за 50 лет.

7. С возрастом могут возникать изменения среднего уха , что приводит к ухудшению слуха.

8. Следует помнить, что состояние старости не является проблемой. Болезни, инвалидность могут настигнуть вас в любой период жизни. Экономические трудности ограничивают возможность выбора в любой период жизни. 9. Для некоторых пожилых людей сочетание бедности, плохого здоровья и предвзятого отношения могут значительно ограничить их образ жизни. Если они испытывают подобное ограничение, то это приводит к ощущению себя "выбитыми из колеи", ущербными.

10. Нужно следить за тем, чтобы ни в отношении к пожилым людям, ни в разговоре с ними не было элементов дискриминации по возрасту.

11. Всегда необходимо помнить о том, что сегодняшняя молодежь - завтрашние пожилые люди.

    Урок 8.
    ( сценарий вечера “Встреча двух поколений”)
    Одно поколение сажает деревья,
    Другое-отдыхает в их тени.
    ( Китайская пословица ).
    Ведущий 1.
    Кто придумал судить о возрасте
    По числу промелькнувших лет?
    Ну, а если ты полон бодрости,
    Если любишь ты целый свет.
    Если мир твой рисован красками,
    Где отсутствует черный цвет,
    Если ты не скуднеешь ласками
    И мечтателен как поэт?
    Если ты отвергаешь прошлое
    И тебя не влечет покой,
    Если с грустью ты смотришь в прошлое
    Значит, ты еще молодой!
    Нет, не стоит судить о возрасте
    По числу промелькнувших лет
    Если ты еще полон бодрости,
    Значит, старости места нет!
    Ведущий 2.

В 20 веке заметно обострилась проблема взаимоотношений между поколениями. Одним из проявлений социального неблагополучия современного российского общества является нарушение межпоколенных связей, ведущее к потере, универсальных норм и ценностей, воплощенных в обычаи и традиции.

Перемены в России, полностью отвергающие опыт предыдущих поколений, ведут к конфликту и разрыву между поколениями.

Существуют различия в ценностных ориентациях и предпочтениях молодых и пожилых.

Современные представления о старости окрашены, как правило, в мрачные тона. Образ пожилого человека ассоциируется с больным, социально незащищенным человеком.

Негативные представления о старости превращаются в социальные стереотипы, которые служат основанием для возникновения дистанции между поколениями. Причинами этого являются:

    1. Отсутствие информации о возрастных особенностях.

2. Поддержание средствами массовой информации негативного образа старости, сложившегося в обществе.

    3. Изменение воспитательных функций старшего поколения.

Необходимо сблизить старшее поколение с другими возрастными группами. Существуют межпоколенные практики, которые способствуют объединению поколений. Они положительно влияют на молодых и пожилых так как частые взаимоотношения пожилых людей с молодыми, повышают их жизненную активность. Межпоколенные контакты улучшают физическое и эмоциональное самочувствие пожилых, а дети начинают более полно понимать изменения, происходящие с возрастом, не бояться своего старения. Дети, которые развиваются и взаимодействуют с пожилыми людьми, приобретают способность видеть в них личностей, а не стереотипные образы и могут изучать историю со слов старших взрослых, которые представляют культуру и образ жизни прошлых лет.

Дети, которые видят заботу со стороны родителей о бабушках и дедушках, также будут заботиться в будущем о своих родителях.

    Не смейся над старым, Молодой на службу,
    И сам будешь стар. Старый на совет.

А теперь мы хотели бы поразмышлять над тем, что значит быть молодым и пожилым, и узнать ваши взгляды относительно друг друга, то есть то, как одно поколение воспринимает другое.

    Игра №1.

Ведущий 1...Разделитесь на две команды, в одной из которых будет старшее поколение, а в другой- младшее. Команды в течении игры должны видеть друг друга. Первая группа заканчивает 5 предложений, начинающихся со слов: "Пожилые люди.... ", а вторая группа- "Молодежь.... ".

Ход игры: Команда старшего поколения должна зачитать свои высказывания о молодежи, а молодежь ответить на них, и наоборот.

    Ведущий задает вопросы по окончанию игры:
    1. Каковы ваши взгляды относительно друг друга?
    2. Эти взгляды являются позитивными или негативными?
    3. Согласны ли вы с услышанными высказываниями?

4. Насколько ваш взгляд на другое поколение формируется вашим личным опытом? 5. Какие аспекты вашего поведения другое поколение могло бы осудить? Справедливо ли это?

    6. Чему молодые люди могут научиться у пожилых, и наоборот.
    Есть у метких французов
    Золотые слова:
    “Если б молодость знала,
    Если б старость могла”.
    Но бывает участок
    В середине пути,
    Когда опыт и сила
    Могут рядом идти.
    Этот возраст счастливый
    Сочетает в себе
    Два хорошеньких слова:
    “Еще” и “Уже”.
    Так что жить в это время
    И легко, и приятно:
    Вам еще все доступно.
    Вам уже все понятно.
    Если жизнь вам предложит
    Трудных ребусов ряд,
    То решайте их смело
    Не смотрите назад.
    Игра №2.
    Для проведения игры необходимо свободное пространство.

Ведущий 2... Раскладывает 3 плаката "Согласен", "Не согласен" и "Не знаю". Зачитывает группе следующие утверждения:

    - Пожилым людям требуется особый уход.
    - К пожилым людям относятся не справедливо.
    - Ужасно, когда ты выглядишь старым.
    - Жизнь в старости совсем не весела.
    - Я всегда стараюсь поступать по-своему.
    - Некоторые пожилые люди одиноки.
    - Иногда я чувствую, что никто меня не понимает.

- В пожилом возрасте ты испытываешь страх большую часть времени. - Быть добрым важнее, чем хорошо выглядеть.

    - Иногда мне нужен особый уход.
    - Наше общество уважает пожилых людей.

Ход игры: Каждый участник упражнения должен встать на один из плакатов в зависимости от его точки зрения. После этого формируются группы , которые должны попробовать склонить на свою сторону игроков из других групп, используя для этого всякие доводы.

Наименьшая группа должна объяснить, что заставило ее сделать такой выбор. Группа из большинства должна убедить остальных переменить решение и встать на ее сторону.

    А группа " Не знаю " должна прокомментировать свой выбор.

Ведущий 1...Мы надеемся, что благодаря времени, проведенному сегодня вместе, у вас сформировалось правильное, положительное отношение друг к другу, и в дальнейшем оно останется таковым.

    Молодость- не грех,
    А старость- не смех.
    Пусть годы несут вам лишь счастье,
    Ни капли грусти, ни одной слезы.
    Душевного богатства и здоровья
    Желаем мы от всей души.
    Геронтологичесткие установки молодежи
    Ювенальные установки пожилых людей
    Все пожилые люди критикуют молодежь, любят посплетничать.
    Бабушки в транспорте агрессивно настроены.

Пожилому человеку ничего не нужно: ни модной одежды, ни косметики. С возрастом возникает старческое слабоумие.

У пожилого человека уже все в прошлом, ему не к чему стремиться. В старости жизнь становиться неинтересной.

    Пожилые люди зависимые.
    У всех пожилых людей плохое здоровье, внешний вид.

Старшее поколение не имеет возможности зарабатывать деньги, поэтому все пожилые люди бедны.

    Большинство пожилых людей одиноки.
    Главные ценности сегодняшней молодежи- богатство, престиж.
    Молодежь сегодня сексуально распущенная, безнравственная.

Молодежь не уважает старшее поколение, так как не прислушивается к его мнению. Мода, которой придерживается молодежь, безнравственная, особенно у эстрадных исполнителей.

СМИ стремятся оторвать молодое поколение от старшего, внушить, что пожилые люди– это “вчерашний день”.

В школе сейчас дают неточную и неполную информацию о нашей истории. Большинство молодежи торгует на базаре, хочет “легких денег”. Молодые люди не хотят учиться.

    Процесс постарения населения России

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Собрание рефератов