Рефераты

Социокультурная динамика межпоколенных взаимодействий - (диплом)

p>Все эти объяснения сущности конфликта поколений, а также субъективные оценки юношей, которые склонны преувеличивать степень своих отличий от старших, должны быть дополнены анализом объективно существующих различий и их причин. Каковы же причины обострения противоречий между поколениями ? Взаимодействие поколений - это производное от социальной структуры, социальных отношений ( Т. Парсонс, Ш. Айзенштадт).

Степень гармонии или конфликтности между разными поколениями людей зависит от совместимости ценностных ориентаций, основных норм жизнедеятельности "отцов" и "детей", от возможности адекватной, успешной социализации молодежи, от условий благоприятного взаимодействия со старшими поколениями, от соответствия личности требованиям возрастного социального статуса, от степени институализации возрастных ролей (например, наличие или отсутствие молодежных организаций). Обострение межпоколенных отношений связано с рядом социальных явлений современности.

Во-первых, это научно-технический прогресс, который подрывает авторитет старшинства. С. Н. Паркинсон отмечает, что "старшинство" порой означает лишь утрату связей с современностью, потерю контакта с реальной жизнью. Ведь именно молодые могут работать с компьютерами, а нынешние директора, вполне возможно, даже не знакомы с компьютерным языком. Современные специалисты, живущие в электронном мире, часто не способны о чем-то говорить с людьми, не получившими специального технического образования.

Твердая рука руководителя якобы им уже не нужна. Информационный аспект проблемы еще не осознан. Во всяком случае технический прогресс, информатизация образа жизни (от досуга, обучения, производства, политики до духовного мира человека и от детского возраста до старости) существенно влияют на жизнедеятельность людей, часто наносят удар по преимуществам традиционной мудрости, по авторитету стариков.

По словам С. Н. Паркинсона, технический прогресс не учитывает старшинства. Если раньше знаний и навыков, полученных в юности, человеку хватало на всю трудовую жизнь и новое поколение училось у предыдущего, социальный статус и специальность чаще всего передавались по наследству, то с внедрением инновационного типа жизнедеятельности ситуация меняется. Соотношение прошлого, настоящего и будущего приобретает новый смысл. При обязательности и даже большей ценности учета опыта, знаний, традиций предыдущих поколений все большее значение приобретает установка на будущее, на неизбежность изменений в своей профессиональной, общественной, семейно-родственной судьбе. Во-вторых, все опаснее становится пренебрежение к прошлому, так как каждое новое поколение должно им овладеть во все большей полноте. Чем старше цивилизация, тем больше прошлого за ее спиной, тем она опытнее и тем важнее историческое значение. Оно - первейшее средство сохранения и продления стареющей цивилизации, но не потому, что дает рецепты ввиду новых жизненных осложнений, а потому, что не дает повторять наивные ошибки прошлого. В-третьих, конфликтность в отношениях поколений определяется типом воспитания "самодовольных недорослей", для которых является врожденным ощущение легкости и обильности жизни, лишенной всяких ограничений. Избыточные блага, но не избыточные заботы сами собой уродуют жизнедеятельность и производят ущербные натуры "баловня", "наследника". Свой умственный и нравственный уровень он считает более, чем достаточным, он не ощущает обязанностей, не знает трудностей, забот.

В-четвертых, особую роль в межпоколенных отношениях играет семья, взаимодействие родителей и детей, предков и потомков. Ситуация, которая бы позволила бы преодолеть конфликт поколений, далеко не утешительная. Индустриализация прежде всего ослабляет и в последствии уничтожает семью как общественную единицу. Семья, состоящая из четырех поколений, больше не существует, и остается только маленькое ядро из родителей и детей, очень часто с работающей матерью. В разных национальных культурах по-разному дети относятся к родителям: уважение, почтительность к старшим больше сохранились у азиатских и кавказских народов.

Межпоколенные отношения на микроуровне социальных связей, в семье особенно значимы, поскольку в отличии от большой в малой социальной группе отношения людей имеют непосредственный характер. Очень важно для каждого человека знание своего прошлого, своей генеалогии, истории жизни своих предков. В Японии силен культ предков. Японцы с детства воспитываются в духе веры в то, что страна, в которой они живут, - это не просто земля, горы и реки, а священное жилище богов, место, где обитают души их предков. Считалось, что умершие предки превращались в богов и определяли жизнь и поступки живых, распоряжались их судьбами. И сегодня, одну неделю в августе японцы празднуют "встречу" с душами умерших предков. Они надевают свои лучшие наряды, участвуют в массовых гуляньях. Их поведение должно обрадовать души умерших. Особенно красиво прощание: при полном молчании в реки спускаются фонарики, в которых горят свечи.

Известно, что традиции хороши до тех пор, пока не теряется связь со временем. Нужно уметь отличать мертвое от живого, комбинировать традиционное и современное. Особыми являются в Японии и отношения между "отцами и детьми". Мудрость народа заключается не только в том, что сохраняется уважительное отношение младших к старшим, но отношение старших - родителей, учителей - к детям подчеркнуто бережное, ласковое, внимательное, что во многом объясняет секрет феномена японского воспитания. Взрослые стремятся сделать жизнь ребенка интересной, содержательной. Способность жить в гармонии с другими, не теряя при этом своей собственной индивидуальности, во многом определяет успешное развитие страны.

Это наиболее существенные факторы, влияющие на обострение современных межпоколенных отношений: научно-технический прогресс, часто подрывающий авторитет старших, пренебрежение к прошлому, традициям, воспитание "самодовольных недорослей", разрушение семейных связей.

В 60-е годы наметились два полюса в оценке межпоколенных различий: "великий разрыв" и "ничего нового". Разговор пока шел в основном о конфликтах и их причинах в отношениях поколений, но исходным при этом, как бы ни располагались "фигуры" в данный момент, является преемственное в развитии рода человеческого. [35Спасибенко С. Г. Поколения как субъекты общественной жизни// Социально-политический журнал. 1995. № 4. С. 107. ]Во-первых, молодые, хотят они этого или нет, всегда будут опираться на традиции и опыт прошлых поколений.

Во-вторых, межпоколенные отношения, трансмиссия культуры всегда включают в себя встречные информационно-деятельные потоки от родителей к детям, но и от детей к родителям. Встреча поколений может быть более или менее радостной. На сегодня в условиях информатизации общества молодежная интерпретация культурного наследия приобретает большое значение.

В-третьих, признавая значение обеих выше названных тенденций, нужно опасаться преувеличения темпов культурного обновления. Глубинные слои культуры, традиции, формы быта, семьи, складывающиеся тысячелетиями, устаревают медленнее, чем инновации в сфере техники, науки, информатики.

Таким образом, сутью межпоколенных отношений не может быть ни "абсолютное обновление", ни "абсолютный разрыв" - и то и другое означало бы социальную катастрофу. Задачей является гармонизация отношений поколений в их преемственности. Однако, отказ от наследства, неблагодарность, эгоцентризм, неспособность к диалогу - эти крайние проявления обособленности нового поколения могут нанести удар по самим основам цивилизации.

Главное в межпоколенных отношениях - способность каждого поколения адаптироваться безболезненно в единое социокультурное пространство без жесткой иерархии, без насилия, неуважения со стороны "отцов" к детям, с обязательным утверждением авторитета пожилых людей и доверия, любви к растущему человеку. С точки зрения отношений поколений, мир переживает сейчас уникальиый исторический период, суть которого заключается в том, что в обществе впервые сложилась четырехзвенная, четырехпоколенная структура. Никогда в истории еще такой ситуации не было, она возникла в ХХ веке. И отсюда ряд неординарных, с точки зрения традиционных процессов социализации, следствий. Во-первых, раньше было одно работающее поколение - "отцы", а младших, то есть "детей", воспитывали "старики". Таким образом, "отцы" обеспечивали всю материальную жизнь, а функцию социализации выполняли старики, воспитывая внуков. Теперь производство меняется, тяжелый физический труд уже не нужен, а востребованы наработанные опыт и знания, или даже просто терпеливость и покладистость. Теперь уже старики задействованы на производстве, они там нужны и нередко более предпочтительны. Они больше не хотят воспитывать внуков. "Отцы" тоже работают, и "детьми", оказалось, заниматься некому. Поэтому возникла нужда в иных формах социализации.

С другой стороны, например, человеку 60 лет, но он умирать еще не собирается, у него хорошее здоровье. А рабочих мест для таких нет, потому что уже есть другие, молодые, тоже желающие на эти места. Объективность конфликта налицо. Вот почему социализация есть вопрос расширенного социального воспроизводства общества.

Во-вторых, появление 4-х поколенной структуры привело к новому структурированию социального пространства и времени. Прежняя, традиционная трехзвенная структура - дед, отец, сын - имела традиционные формы и механизмы трансляции социальности. А когда появилось четвертое поколение, оказалось, что в этих механизмах новые социально-поколенческие роли не прописаны. Как каждое из поколений должно общаться с другими? Каким безусловным авторитетом будет обладать дед, если он сам "сын"?

В-третьих, проблема "отцов и детей" усложняется тем, что с развитием электронных средств и коммуникационных сетей дети по своим возможностям уподобляются взрослым, и здесь сразу три поколения становятся взрослыми и три детьми, "молодыми". Соответственно, проблема межпоколенческого конфликта как отношения между двумя поколениями в современных условиях оказывается некорректно сформулированной.

А если взять за основу нуклеарную семью, раздельное проживание семей разных поколений, то возникает проблема, как, с кем и по отношению к кому идентифицирует себя ребенок? Бабушки и прабабушки оказываются за пределами семьи, становятся чужими людьми. Распространение в современности домов для престарелых - это как раз западное решение вопроса о разрыве поколений, когда молодежь - дети и тем более внуки и правнуки - не принимает стариков как ближних своих и родственников. Да и сами старики тоже даже внуков нянчить не хотят, тем самым, усугубляя отчуждение.

Из этого возникает и другая проблема - риск распада единства исторического и социального пространства и времени, которые не возможны без содержательного взаимодействия людей разных поколений.

В старом традиционном обществе проблемы отцов и детей не возникали, поскольку старики были воплощением опыта выживания, и все знали, что стариков убрали - и сами до следующего года не дожили. А сейчас производственные процессы освободили человечество от прямой непредсказуемости природной стихии, опыт аккумулирован, откорректирован наукой и письменно закреплен в информационных источниках, зачем теперь старики? Пенсионеры - иждивенцы, "лишние", занимающие места, да еще и учат чему-то.

Общество оценивается по тому, как оно относится к старикам, детям и инвалидам. И поэтому сегодня общество вынуждено создавать систему поддержания стариков пенсии, дома престарелых и т. д. , говорить о воспитании милосердия. И обнаруживаются новые ниши, где необходимо специализированное воспитательное воздействие, предупреждающее конфликтные ситуации и порождающее новые ценностно-смысловые и деятельностные ниши взаимодействия поколений. Без специального регулирования на уровне идеологии и институтов социализации обеспечения постепенной смены базовых ценностей, можно получить или более того, спровоцировать, конфликт поколений. Объективная база конфликта создается префигуративным типом культуры.

Город демонстрирует большей частью конфликтную модель, а село представляется куда более толерантным. Родительская группа воспринимается сельской молодежью с большим пониманием, восхищением и сочувствием. Городская молодежь - более требовательна и строга. Это тоже подтверждает известный факт, что по сей день сельское население, в том числе и молодежь, является в большей степени носителем традиционных ценностей.

Научиться понимать другого, и прежде всего старшее поколение, - это важнейшая социальная проблема. Трансляция нравственных образцов без понимания их сути и смысла - бессмысленное занятие.

Говоря о степени возможного влияния старшего поколения на молодежь, необходимо подчеркнуть важность такого фактора, как мера доверия молодежи к старшим. Структура обращений молодежи за помощью в критических ситуациях показывает стремление молодежи к самостоятельному решению проблем собственными силами. Это проявление префигуративности современной культуры. Даже мать как самый близкий человек, не говоря уже о бабушках и дедушках, отходит сегодня на второй план, уступая место сверстнику. В этом - подтверждение общей тенденции перехода нашего общества к новому этапу, когда сверстники выступают главным информационным и поддерживающим источником в решении индивидуальных, зачастую интимных, проблем. Это чревато ослабеванием связей между поколениями, проблематичностью трансляции и восприятия прежнего опыта.

В результате исторической и культурной преемственности каждое новое поколение людей для осуществления своей деятельности овладевает достижениями предшествующих поколений, теми условиями, в рамках которых ему предстоит жить и действовать, делает своим внутренним достоянием культурные ценности, которые создали его предшественники. Но каждое новое поколение вносит и свой собственный вклад. Прошлое - это уже реализованные возможности, а настоящее это момент перехода возможностей в действительность. Будущее - это то, чего нет в форме актуальной действительности. [36Жизненное пространство человека и общества. / Под ред. Устьянцева В. Б. Саратов: Сарат. гос. ун-т, 1996. ]

Изменение социокультурной ситуации современной России затрагивает все стороны социального бытия, в том числе социального института семьи. Развитие института семьи выступает в качестве комплексной социальной проблемы, так как семья представляет собой сложную, многогранную систему социокультурного функционирования человека, является важнейшим институтом социализации. Институт семьи, испытывая влияние множества социальных, психических, культурно-исторических факторов отражает и существующие изменения государственной социальной политики, влекущие за собой глубокие сдвиги в социальной жизни.

В силу целого ряда причин проблема родительских аттитюдов, их трансляции в культуре занимает центральное место в социальной политике, ее реализации в социальной работе. Это в частности объясняется изменениями, происходящими во взаимодействии института семьи с другими социальными институтами, изменением экономической и социальной ситуации внутри семейных отношений. В связи с этим необходимым выступает научный анализ социокультурного наследования ценностных ориентаций.

Семья как объект социологического исследования затрагивает интересы целого ряда исследовательских направлений научных школ.

Впервые проблемы семьи и внутрисемейного взаимодействия упоминаются в трудах Платона, Анаксагора, Аристотеля, Зенона, где семья рассматривается как первый опыт общества, анализируется роль семьи в поддержании социального порядка. Особое значение для понимания семейных взаимоотношений и межличностных коммуникаций имели работы И. С. Кона, М. С. Мауковского, А. Г. Харчева. Проблемы взаимодействия детей и родителей неотъемлемо связаны с наследованием традиционных культурных норм.

Э. Берн, Р. Ричардсон, Т. Харис рассматривали возрастные периоды, наиболее благоприятные для усвоения социальных норм и ценностей, а также становление и развитие эмоциональной связи родителей и детей.

Проблема социального взаимодействия поколений широко освещена в трудах Г. Спенсера, который считал, что человек становится социальным существом в ходе длительной эволюции.

Е. С. Балабанова, М. Ю. Михайлова, З. М. Саралиева, С. С. Ярушенко изучают процесс наследования культурных особенностей в семье и в различных социальных группах, в том числе процессы депривации, трансляции культуры от поколения к поколению. Именно семья выступает мощным институтом социального проектирования, закладывая основы развития ценностного потенциала будущего человека нового поколения. Это предполагает новый дискурс, позволяющий проследить динамику взаимодействия поколений.

Родительские аттитюды представляют собой многомерный феномен, отражающий, с одной стороны, индивидуальные представления каждого человека, базирующиеся на его личном опыте, формируемом социальной реальностью, с другой стороны, это опыт предшествующих поколений, усвоенный путем наследования тех или иных социокультурных традиций и ценностей. Родительские аттитюды транслируются из поколения в поколение, детерминируются той социальной группой, в поле которой они формируются. Глубина осознавания родительских аттитюдов находиться в прямой зависимости с возможностью социального использования накопленного предыдущими поколениями опыта с учетом требований нового социокультурного инвайронмента, осознания и анализа наследуемых родительских аттитюдов, обеспечивает гибкость и эффективность адаптации индивидов в социуме. [37 Белова Е. А. Институт социальной работы. Саратов, 1997. ] Семья как социально-экологическая инвайронментальная ниша обеспечивает решение проблем, связанных с индивидуальной безопасностью и эмоциональной поддержкой, защитой прав каждого в семье, обеспечивает физическую, психологическую, духовную основу жизнедеятельности всех ее членов, является межпоколенческой системой наследования социокультурных конструктов и родительских аттитюдов. Семья всегда играла важную роль на всех стадиях жизни человека. В семье он вырастал, в семье формировалась его личность, в семье он воспитывал своих детей, обогащал свой мир чувств, самые яркие из них связывались с семейными делами. Таким образом, семья представала натуральной средой обитания и для человека в пожилом возрасте, от семьи он надеялся получить материальную, физическую и духовную поддержку.

Как следствие преображения семьи под воздействием промышленного развития, урбанизации и растущей мобильности населения связи между поколениями внутри семьи, а также между братьями и сестрами становятся все более слабыми и неглубокими.

В этих условиях уменьшаются возможности, а временами и желание среднего поколения оказывать помощь старым родителям.

В пожилом возрасте круг социальных связей человека сужается до отношений с семьей, главным образом с супругой, детьми и внуками и, возможно, также с братьями и сестрами, и отношения эти оказывают огромное воздействие на качество жизни и ее оценку. Возможность принимать участие в жизни семьи, хотя бы регулярно встречаться с ней, оказывает взаимную помощь и разного рода услуги вызывают у старого отца или матери не только естественное удовлетворение от проявления своей сердечности, но и чувство безопасности и признания своей роли в семье и обществе. Широко распространено мнение, что все это могла обеспечить традиционная большая семья, особенно крестьянская, и в значительной мере также ремесленная, объединяемая общим источником существования, каким является семейная мастерская. Сопутствующий промышленному развитию индивидуализм разорвал характерную для традиционной семьи общность производства и потребления. По мнению многих, именно это привело к отдалению между родителями и детьми, к потере пожилыми людьми поддержки молодых, на которую они всегда могли рассчитывать в случае нужды.

Семья играет на поздних этапах жизни индивида исключительную роль. Она представляет собой ближайшее социальное окружение пожилого человека, способное оказывать и позитивное и негативное влияние на его адаптацию к изменившимся после выхода на пенсию условиям жизни, на усвоение им новой социальной роли. [38 Шапиро В. Д. Социальная активность пожилых людей в СССР. М. : Наука, 1983. С. 97. ] В большинстве случаев "возврат" в нее не сопровождается негативными моментами, а имеющее место усиление внутрисемейной деятельности, как правило, соответствует ориентациям, установкам и ожиданиям пожилого человека. В тоже время довольно значительная часть пенсионеров сталкиваются с трудностями в адаптации к новым семейным ролям и возрастанию объема некоторых своих функций. Несомненно, что в хозяйственно-бытовой взаимопомощи участие старшего поколения большее, причем это относится как к работающим, так и к прекратившим трудовую деятельность. Можно также отметить, что наиболее сильным фактором, связывающим старшее и среднее поколения, являются внуки. Желание принести именно им максимальную пользу нередко заставляет пенсионеров идти на известный компромисс, жертвуя другими потребностями и беря на себя излишние обязанности по дому. Многие пенсионеры сталкиваются с непониманием со стороны среднего поколения, считающего, что семья должна составлять чуть ли не единственный объект интересов пожилого человека, и воспринимающего вклад последнего, как нечто само собой разумеющееся.

Семья - уникальная, ничем не заменимая система поддержки для пожилых и старых людей, по крайней мере так должно быть. Вряд ли когда-нибудь опекунская функция семьи сможет перейти к кому-то другому. Хотя многие пожилые люди стремятся к автономии от детей: социальной, экономической, территориальной, для большинства из них семья по-прежнему - притягательный центр их интересов, место удовлетворения многих фундаментальных человеческих потребностей, одна из главных социальных и психологических ценностей, важная сфера деятельности. Удовлетворенность своим положением в семье, принятие семейных ролей и функций эти факторы не только определяют степень реального участия пожилых людей в жизни семьи, но также побуждают их принимать вполне определенные решения, связанные и с вне семейной деятельностью, в том числе в сфере общественного производства. В первую очередь это подтверждается связью мотивов продолжения и прекращения работы с семейными обстоятельствами.

Мотивы продолжения работы на производстве могут быть такими: - "Работая, я могу помогать своей семье материально".

Такая причина может объясняться не только уровнем жизни семьи и самого пенсионера, но и его желанием сохранить престиж, обусловленный положением трудящегося человека, профессионала, кормильца, поставщика материальных благ, распорядителя средствами семьи.

    - "Не хочу зависеть от родственников материально".

Этот мотив отражает неблагополучную ситуацию, когда получение материальной или другой подобной поддержки от родственников связывается в явной или неявной форме с дополнительными обязанностями в хозяйственно-бытовой сфере, уменьшением участия в принятии семейных решений, перераспределением главенства. Но даже в тех случаях, когда помощь детей бескорыстна и продиктована исключительно заботой о родителях, пенсионер может видеть в этом признак своей беспомощности, неполноценности, воспринимать как ущерб для самолюбия, авторитета, гордости. Мотивы прекращения работы могут быть следующими:

    - "Семья нуждалась в моей помощи на дому".
    - "Я хотела заниматься воспитанием внуков".

Эти причины имеют для женщины гораздо большее значение, чем для мужчины. Интересно, что вдовые связывают уход на пенсию с внуками вдвое чаще, чем женатые. В последнем случае воспитание внуков, заботы о них распределяются между двумя представителями старшего поколения и, по крайней мере, один из них может оставаться на работе. С другой стороны, вдовые, особенно в семьях с неполным средним поколением в большей мере концентрируют внимание, чувства, эмоции на внуках, чем имеющие мужа или жену.

Семейная ситуация является одним из важных факторов, влияющих на трудовую активность людей, перешагнувших порог пенсионного возраста. Можно предполагать, что общественная деятельность неработающих пенсионеров зависит от семейно-бытовой деятельности, положения в семье и ее структуры. Семья - это основной элемент в системе взаимоотношений между поколениями. В настоящее время в семейно-бытовой сфере пожилой человек оказывается беспомощнее ребенка, так как он не может пользоваться компьютером, не может научиться водить автомобиль, не умеет пользоваться сложной бытовой техникой, не может помочь внуку сделать уроки. Его умение запрягать лошадь или штопать белье и одежду не понадобится внукам, которые лошадь видели только на картинке, а что касается белья, то цивилизованный мир переходит на одноразовое. [39Саралиева З. Н. , Балабанова С. С. Пожилой человек в центральной России // Социс. 1999. № 12. С. 63. ]

В семье, состоящей из нескольких поколений, пожилым людям (чаще бабушкам) уготована участь домашней прислуги, но даже здесь возникают конфликты, скажем между взрослой дочерью и ее матерью. Последняя не так стирает, не то покупает, не так готовит. Проблема ухода за детьми, воспитания внуков - также обширное поле конфликта трех поколений: попытки бабушки воспитывать внука добрым, милосердным, отзывчивым встречаются в штыки родителями, которые хотели бы видеть ребенка индивидуалистом, жестким, работающим локтями, конкурентоспособным в мире бизнеса.

Старшее поколение осуществляет важную социальную функцию связи поколений, являясь необходимым звеном цепи, уходящей в далекое прошлое. Но память о прошлом сегодня больше накоплена в книгах, кинофотодокументах, на компакт дисках, нежели в ненадежной памяти стариков. Даже в семейном кругу передача семейных традиций от старшего поколения к младшим, память о предках, как правило, не реализуется. Сегодня при опросах старшекластников становится нормой, когда многие молодые люди не могут назвать места работы и должности отца или матери, не говоря уже о биографии родителей, тем более - бабушек и дедушек. Что касается более дальних предков, то они должны быть совершенно выдающимися людьми, чтобы правнуки могли что-то знать о их жизнедеятельности (и не просто из семейных преданий, а из книг и СМИ).

Причины наиболее частых конфликтов в семьях из трех поколений - распределение ролей, борьба за главенство. У старших опыт, молодым бы слушаться, а они почему-то не хотят.

Распад, дробление большой семьи - процесс объективный. На Западе он начался раньше, у нас позже. Нуклеарная семья, родители - дети, становится преобладающей. Это связано со многими сложными процессами - индустриализацией, урбанизацией, научно-технической революцией. Но нельзя тут, наверное, недооценивать и факторов субъективных, психологических. Легко ли жилось детям, где командовали старшие, порой довольно деспотично? Уход из под диктата можно считать явлением общественно-прогрессивным и необходимым. Молодых людей уводили из дому тяга к самоутверждению, поиск возможностей для этого. И сегодня, хотя от прежней родительской власти почти ничего не осталось, они жаждут автономии, особенно после вступления в брак. Мудрые родители понимают это желание и идут ему на встречу, если могут пойти. Но, увы, не каждые родители могут обеспечить молодоженов отдельным жильем, а совместное проживание бывает очень сложным, даже при обоюдном стремлении понять друг друга и чем-то поступиться. Родителям кажется, что они творят благое дело, учат уму-разуму, а молодые иногда из-за этого "блага" разводятся. Излишне опекая взрослых детей, освобождая от решения многих жизненных проблем, родители в то же время жалуются на их несамостоятельность. Особенно трудно складываются отношения в семьях, где у старших нет своих интересов, личных целей и они полностью отождествляют свою жизненную перспективу с жизнью детей.

Зачастую конфликты возникают из-за того, что молодым легко все в доме менять, перестраивать, обновлять, спешить за модой, а пожилые люди больше ценят то, к чему привыкли. В этом скорее не старомодность вкусов, а особая мудрость. Сейчас изменились пожилые люди. Чем выше уровень образования, чем шире интересы, тем больше дорожат они своей суверенностью. Да и с жильем стало полегче: хоть все еще остра эта проблема, но уже не так, как двадцать-тридцать лет назад. "Помогать взрослым детям, заботиться о внуках надо, но жить лучше отдельно, пока себя обслуживаешь" - вот точка зрения многих пенсионеров, особенно "молодых". Но что не говори, трудно одиноко живущим старикам, особенно когда дети в другом городе.

Невольно вспоминаются слова А. С. Пушкина: ".... семья должна быть одна под одной кровлей: муж, жена, дети - покамест малы; родители, когда уже престарелы". Многие сегодня разделяют взгляды Александра Сергеевича, но как их воплотить в жизнь?

Одни требуют строгих правовых, административных, общественных мер. Считают, что закон должен "обязать отъявленных эгоистов жить вместе с пожилыми родителями", что детей, "спихнувших" мать или отца в дом для престарелых, надо судить. Но не сократим ли мы при этом жизнь пожилым родителям? Нечасто встретишь мать, желающую публичного позора своим детям, даже если она льет из-за них слезы. [40 Александрова Т. Годы и заботы. М. : Изд-во полит. лит-ры, 1991. С. 112. ] Конституцией определена обязанность детей "заботиться о родителях и оказывать им помощь". Можно взыскать алименты с забывших о своих святых долгах, но только большинство стариков нуждаются не в материальной поддержке, а в моральной. Поэтому у многих сама мысль о строгой регламентации отношений вызывает протест: "Жить вместе по обязанности? Какой же климат будет в такой семье? " Дети привыкли видеть в родителях опору и не всегда вовремя замечают, что наступил новый этап отношений, новое распределение ролей, когда они должны заботиться о своих родителях.

Некоторые видят причину всех бед в "разрушении" больших семей и вспоминают о прежнем патриархальном укладе семьи, где не было одинокой старости. В самом деле, никакой закон не сможет учесть все разнообразие семейных сложностей, конфликтов.

Квартирные обмены в пределах одного города - жить вместе, поближе - тоже не просты. И, конечно, пожилым родителям и взрослым детям нужна здесь помощь общества, исполнительных органов власти, которые, обеспечивая жильем, должны и учитывать вопросы расселения. Близость проживания способствует контактам. Проживая вместе или неподалеку друг от друга и поддерживая достаточно частые контакты, родители и их взрослые дети могут оказывать взаимные жизненно важные услуги и помощь. Для родителей это имеет значение не только в материальном отношении, но и в эмоциональном, как выражение памяти и близости, уважения и сердечности. Услуги и помощь со стороны взрослых детей имеют для родителей тем большую ценность, что во многих случаях они являются единственными значимыми для них контактами с людьми.

А пожилые родители, в свою очередь, могут помогать вести домашнее хозяйство, присматривать за внуками. Обмен услугами и помощью несравнимо выше между родителями и взрослыми детьми, живущими вместе или недалеко друг от друга. Но если старые люди по тем или иным причинам - географическим, психологическим - не могут жить вместе с детьми, то государство должно о них заботиться так же, как и об одиноких.

Хотя эпитет "счастливая" и не годиться для старости, но разве любовь и забота детей - не из области счастья?

Хорошо приходить в дом, где вместе со взрослыми детьми и внуками живут бабушка с дедушкой. Особый уют в этих домах. Здесь тихие, спокойные вечера, когда молодой хозяйке, прибежавшей с работы, не надо“разрываться”между плитой и детьми. У бабушки уже готов ужин, и вся семья садится за стол. Старый добрый порядок, который не так просто сохранить при нынешних ритмах жизни, особенно в больших городах. Мы привыкаем есть на ходу, а накрытый стол это разговоры, которые маленьких детей приобщают к заботам взрослых, а бабушке с дедушкой дают ощущение наполненности жизни. Они в курсе дел своих детей и внуков. Все, что с ними происходит, их непосредственно касается. А если могут дать совет - счастливы.

В семье, где складываются подобные отношения, не услышишь от старших ворчливого: "Вот мы в дни нашей молодости.... " Они и от сегодняшних дней не отстают, знают, что нынче читают, и даже к музыкальным вкусам внуков относятся с пониманием. В таких домах нередко собираются родственники. Как важно, особенно при малочисленности нынешних семей, чувство родства, рода, корней. Это каждому и в себе помогает разобраться, случайном и неслучайном в своей жизни. Однако мало и все меньше таких домов.

Дети необыкновенно чутки и улавливают все оттенки взаимоотношений в семье. Опыт многих семей показывает, что дети повторяют своих родителей. Если родители хорошо относятся ко своим старикам, то они могут быть спокойны: у них будет счастливая старость.

    Подведем итоги данного параграфа.

Пожилые люди долгое время являлись трансляторами культурных традиций и занимали влиятельную и авторитарную позицию в обществе, таким образом, они служили молодежи положительными образцами для подражания. Такие отношения между поколениями были закономерны, так как они удовлетворяли основные потребности как детей и подростков, так и пожилых людей. Пожилые люди выполняли наставнические функции, передавая свои знания и опыт молодым, для которых такая информация была необходима. Таким образом пожилые люди получали возможность адаптироваться к новым социальным ролям и найти механизмы самореализации, а молодежь приобретала жизненно важные навыки.

Сегодня же эти знания и профессиональные навыки в массе приобретаются через социальные институты и устаревают несколько раз в течение жизни одного поколения. Таким образом старики превращаются в "носителей прошлого" - отживших ценностей, устаревших профессиональных знаний, ненужных эталонов поведения, только мешающих адаптации активного населения. Трудовой опыт старшего поколения в большинстве случаев остается невостребованным, а попытки использовать хорошо работающие в прошлом методы организации труда, стимулирования работников, продвижения по службе могут оказаться даже вредными. Это трижды справедливо для России, переходящей от плановой к рыночной экономике.

Представители поколения, рожденного в 60-е годы, говорят о том, в их жизни бабушки и дедушки имели большое значение: они ухаживали за внуками, когда те болели; рассказывали сказки; служили защитой и источником сочувствия; были наиболее близким и доверенным другом; никогда их не наказывали; всегда были добры к ним и прощали ошибки.

Сейчас же некоторые пожилые люди избегают общества молодых, ворчат на них, критикуют их поведение и взгляды. Им кажется, что теперешние молодые люди грубые, в целом - иные. [41 Грегер О. Жить не старея. М. : Физ-ра и спорт, 1991. С. 206. ] В настоящее время, в связи с увеличением числа нуклеарных семей, общение старшего поколения с младшим затруднено, хотя конечно имеет место. С физическим удалением поколения дедов и бабушек из мира, в котором воспитывается ребенок, его жизненный опыт "сокращается на поколение, а его связи с прошлым ослабевают". С распадом многопоколенных семей появились проблемы одиночества в старости, детской беспризорности. Вот почему так важны многопоколенные семьи. В экономически развитых странах люди старше 60-ти лет составляют 20-25%. Это отразилось на программе действий ООН и ВОЗ. 1993 год был объявлен годом пожилых людей и солидарности между поколениями, а 1994 год - годом семьи. И такая постановка вопроса не случайна, ведь совместное проживание пожилых людей с семьей - это проблема и для семьи, и для пожилого человека. [42 Поляков А. , Гниденко Т. Третий возраст // Социальная защита. 1996. № 2. С. 121]

    2. 2. Практики межпоколенных взаимодействий

Пожилой человек в конкретном обществе может выступать в качестве субъекта средовой активности, то есть действовать на благо этого общества или просто участвовать в его жизни. Он может также быть объектом средовой активности, что означает, что местные организации или социальные учреждения занимаются помощью пожилым людям. Но, независимо от того, в какой роли (объекта или субъекта) выступает пожилой человек в конкретном обществе, каждая из этих ролей способствует уменьшению чувства его одиночества и изолированности от общества. И чем глубже и живее будет связь с общественностью, тем больше и сильнее будет чувство общности с ней. [43Старость: популярный справочник. / Под ред. Яцынина К. Н. М. Большая Российская Энциклопедия, 1996. С. 94. ]

Существует большое разнообразие контактов и сфер деятельности для пожилого человека, который желает заняться полезной для окружающих деятельностью. Контакты устанавливаются в первую очередь через формальные учреждения, общественные организации и группы, имеющиеся в данном районе. Кроме того, пожилые люди могут поддерживать связи с коллегами по работе, знакомыми, соседями. Наиболее простая и распространенная форма общения существует в группах, состоящих из бабушек и внуков, за которыми они присматривают. Бабушки заняты беседами, внуки - совместными играми.

Это убеждает нас в том, что согласие между пожилыми людьми и молодежью не только существует, но и имеет возможности для своего развития. Пожилой человек контактирует с названными социальными группами в относительно узкой сфере: в магазине, парке, библиотеке, клубе и других культурных учреждениях. Ограничение пространства, в котором происходят эти контакты, наступает одновременно с убыванием физических сил стареющего человека, вплоть до полного "замыкания" в собственном жилище. В этом случае старый человек перестает быть участником общественной и культурной жизни и часто становится объектом активности местной общественности. Разумеется, это относится не ко всем старым людям, социальные контакты которых ограничены квартирным пространством. Многие из них не только сохраняют культурную активность: читают, слушают радио, смотрят телепередачи, имеют хобби, но и организуют дружеские встречи, осуществляют опеку над внуками. Если же пожилой человек находится в хорошей физической форме, то он может реализовать себя в таких, наиболее характерных для нашего общества, направлениях деятельности в его микросоциальном окружении, как опекунско-воспитательная, административно-организационная и культурно-просветительская. Чтобы помочь пожилым людям активно включиться в общественную жизнь, необходимо выделить такие интересы старшего поколения, которые сближают его с другими возрастными группами. Именно интересы активизируют жизнь людей, выступают побудительным мотивом, который направляет деятельность субъектов на удовлетворение потребностей. Общность интересов рождает единство целей и единство действий, вследствие чего возникает общественное согласие, проявляющееся в поддержке. [44Васильев В. А. Общность интересов - основа общественного согласия // Социально-гуманитарные знания. 1999. № 1. ]

Симбиотичности поколений и стабильности общества способствуют практики межпоколенных взаимодействий.

В современном обществе развиваются различные межпоколенные практики, предусматривающие систематическое и преднамеренное взаимодействие между пожилыми и молодыми людьми в обществе.

Такие практики предлагают механизм, с помощью которого люди различных поколений сотрудничают для того, чтобы поддерживать и оберегать друг друга. Межпоколенные практики позволяют удовлетворить потребности в контактах между поколениями, разрушая барьеры, которые современное общество установило между возрастными группами.

Практики взаимодействия поколений затрагивают множество социальных, экономических и политических факторов, влияющих как на молодых, так и пожилых людей. Например, в США межпоколенные практики успешно используются с 1963 года, их применение эффективно в решение таких проблем как социальная изоляция, дистанцированность поколений друг от друга и от общества, дискриминация по возрасту как при приеме на работу, так и при увольнении и множестве других. Первоначально межпоколенные практики были созданы с целью преодолеть негативные последствия географического разделения поколений, так как 30-40% американских семей жили вдалеке от родителей. Недостаток межпоколенных контактов в семье способствовал возникновению чувства одиночества и ненужности среди пожилых, так как они теряли значимые роли в семье, а дети и подростки теряли положительные образцы для подражания, ласку и заботу бабушек и дедушек. Начали появляться стереотипы в отношении обоих поколений.

В дальнейшем (1980-1990-е годы) межпоколенные практики сосредоточились на решении определенных социальных проблем, воздействующих на молодежь и людей пожилого возраста.

Детям и подросткам эти практики помогают в решении таких проблем как: заниженная самооценка, исключение из школы, злоупотребление алкоголем и наркомания, вовлечение в банды, ранняя беременность.

Для пожилых людей участие в межпоколенных практиках помогает избавиться от ощущения своей бесполезности и чувства одиночества, алкоголизма, а также решить проблему занятости. Практики межпоколенного взаимодействия способствуют восстановлению связей с семьей и обществом.

Первоначально к работе в межпоколенных практиках привлекались волонтеры. С развитием и расширением этих практик стало увеличиваться число профессионалов, работающих в этой области. В начале 1980-х годов в США возникают академические курсы для специалистов, работающих в области межпоколенных взаимоотношений. Существует множество различных практик межпоколенного взаимодействия. Одна из первых практик предполагала еженедельное посещение детьми младших классов выздоравливающих пожилых людей, которые жили по соседству. Другая практика предоставляла людям старше 60-ти лет волонтерскую работу: они посещали детей младшего возраста с задержкой умственного развития. Обычно такие практики обеспечивают уход за детьми в рабочее время, а также предоставляют услуги пожилым людям, которые больны, но все еще живут в собственных домах. "Бабушки и дедушки" - одна из самых крупных программ-практик, призванная привлечь пожилых людей к общению с детьми, нуждающимися в особом внимании и уходе в неблагополучных семьях, домах для детей с умственными, физическими и эмоциональными расстройствами. Пожилые люди обслуживают обычно двух детей, постоянно общаются с ними, становятся для них любящими бабушками и дедушками. [45Лекции по технологии социальной работы. / Под ред. Холостовой Е. И. М. 1998. Ч. 111. С. 62. ]

Межпоколенные практики можно разделить на три основных группы: 1. Пожилые люди, предоставляющие услуги детям и подросткам. 2. Дети и подростки, предоставляющие услуги пожилым людям.

3. Дети, подростки и пожилые люди, обслуживающие людей других возрастов. Успех программ взаимодействия поколений непосредственно связан с уровнем поддержки таких программ преподавателями и родителями.

Практики первого типа применяются, как правило, в детских садах, школах, колледжах. Пожилые люди делятся своими знаниями и опытом с детьми, тем самым обеспечивая ценную помощь преподавателям, воспитателям, родителям и обществу в целом. Пожилой человек может быть наставником, воспитателем, няней, взрослым другом или тренером. Во всех случаях он служит положительным образцом для подражания.

Наставники поддерживают детей и подростков, могут быть их адвокатами, мотиваторами и, конечно, должны быть их друзьями. Часто наставник и его подопечный разделяют общие интересы. Подбирает пожилых людей, которые хотят быть наставниками, обучает их и оценивает работу координатор от школы или агентства. Результатом таких программ для детей и подростков является повышение успеваемости в школе, повышение самооценки, а также дети получают ценный жизненный опыт, пожилые же, в свою очередь, получают возможность разделить свой жизненный опыт и передать навыки молодому поколению, а также возможность конструирования новых, полезных социальных ролей.

Практики, где пожилые люди выполняют функции воспитателя или няни, привлекают пожилых людей в хорошей физической форме. Центры охраны детства, детские сады и школы - типичные места работы для работы воспитателей. Няни могут работать в больницах, клиниках, центрах поддержки семьи, библиотеках и детских домах. Практики, в которых пожилые люди являются взрослым другом для подростков, могут включать телефон доверия, помощь в учебе или социальную поддержку. В семейных или детских практиках поддержки участники встречаются регулярно. Взрослый друг обеспечивает поддержку и товарищеские отношения детям и их родителям. Они могут читать книги, рассказывать истории, играть в игры. Пожилые люди могут также выполнять функции тренера, если они ранее увлекались каким-либо видом искусства или спорта.

Программы, в которых дети и подростки предоставляют услуги пожилым людям, обычно предназначены для больных стариков или тех, которым необходима ежедневная помощь в ведении домашнего хозяйства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Собрание рефератов