Дипломная работа: Обогащение словарного запаса на уроках развития речи в младших классах вспомогательной школы
Таким
образом, пере формулируя приведенное определение, можно сказать, что речевая
деятельность — это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия
высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия
людей в различных ситуациях общения.
На какие
методические размышления, касающиеся организации речевой работы в школе,
наталкивает Вас анализ предложенного определения?
Понимание
речи как деятельности дополняет, а иногда и меняет наше представление о
содержании и условиях работы по развитию речи школьников. Эти вопросы далее
будут рассмотрены подробно, пока же ограничимся несколькими замечаниями.
Традиционно
понятие «развитие речи», в частности развитие связной речи, всегда предполагало
преимущественно обучение созданию высказываний, но речевая деятельность — это
двусторонний процесс (см. рис.). Следовательно, нужно также целенаправленно
учить детей и воспринимать высказывания, т. е. выступать в роли не только
отправителя сообщения, но и адресата, учить меняться ролями.
**********************************************
Глава V
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Средства
обучения— это специально созданные пособия и материалы различного характера,
которые помогают учителю управлять познавательно-практической деятельностью
школьников, решать стоящие перед ним задачи: давать знания, формировать умения
и навыки, воздействовать на детей и т. д.
Средства
обучения делятся на основные и неосновные. К основным средствам обучения
относятся: 1) школьный учебник; 2) учебные материалы, дополняющие учебник (сборники
упражнений, справочники, словари) ; 3) наглядные пособия различных типов.
Неосновными средствами обучения являются пособия, предназначенные не для всего
учебного процесса, а только для отдельных его сторон, например раздаточный
материал, транспаранты, диапозитивы и т. д.
К
средствам обучения примыкают различные виды учебной техники и учебные
принадлежности, например классная доска, магнитофон, киноаппарат, тетради и т.
д.
Средства
обучения могут сыграть положительную роль, если применяются в системе, если
учитывается их взаимосвязанность и взаимообусловленность в процессе решения
определенных учебных задач.
§ 12.
УЧЕБНИК КАК ВЕДУЩЕЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ
Школьный
учебник— это специальная книга, излагающая основы научных знаний по русскому
языку и предназначенная для достижения учебных целей.
Основными
функциями учебника являются следующие: информационная, трансформационная,
систематизирующая и воспитательная. В нем даются знания (информационная
функция), представленные в виде определенной системы (систематизирующая
функция) и служащие для формирования соответствующих общеучебных и специальных
умений (трансформационная функция). При этом все материалы учебника направлены
на воспитание у учащихся умения самостоятельно и верно оценивать факты
действительности, работать творчески и инициативно в последующей трудовой жизни
(воспитательная функция).
Учебник
и программа имеют общую систему понятий, фактов, общую последовательность их
изучения. Но в учебнике в отличие от программы дается трактовка языковых явлений,
уточняется содержание изучаемых понятий, включаются упражнения на закрепление
знаний, формирование языковых, правописных и речевых умений. Учебник определяет
объем сведений об изучаемых понятиях, способствует формированию у школьников
необходимых способов деятельности. Он содержит описание языковых понятий,
фактов и явлений, включает достаточное количество разнообразных интересных и
содержательных упражнений, расположенных в определенной, методически
оправданной последовательности, содействует развитию школьников, формированию у
них материалистического мировоззрения, воспитанию высоких моральных качеств.
Как
правило, учебник включает следующие структурные компоненты: теоретические
сведения о языке в виде текстов и внетекстовые компоненты: аппарат организации
работы (вопросы, задания); иллюстративный материал и аппарат ориентировки
(указатели, оглавление, заголовки и т. п.).
Тексты о
языке составляют основное содержание учебников по русскому языку. Они делятся
на основные и дополнительные. В основных текстах описываются факты и явления
языка и речи, даются определения понятий, перечисляются их основные признаки,
делаются выводы и обобщения, предлагаются задания и упражнения, на основе
которых формируется система умений и навыков, выводятся правила и т. п. В дополнительных
текстах даются материалы для справок, примечания, разъяснения, образцы
рассуждений (или способы применения правил) и т. п.
Аппарат
организации работы включает прежде всего те вопросы и задания, которые
организуют наблюдения учащихся над фактами и явлениями языка, способствуют
систематизации и обобщению изученного, направляют деятельность учащихся в
процессе формирования у них умений и навыков.
Иллюстративный
материал (рисунки, схемы, таблицы, графические обозначения и т. п.)
способствует более глубокому осознанию изучаемых явлений, поэтому он тесно
связан с основным учебным текстом, наглядно представляет то, о чем в нем
говорится, дополняет, конкретизирует его, а в ряде случаев восполняет материал,
отсутствующий в тексте.
Аппарат
ориентировки (указатели, заголовки, оглавление) помогает учащимся понять
внутреннюю структуру учебника, дает представление о содержании и построении
учебного материала, позволяет ориентироваться в содержании учебника в целом,
быстро найти нужные сведения и т. п.
Учитель
должен знать, как строится учебник, чтобы методически верно использовать весь
материал, представленный в учебной книге, объяснить школьникам тем или иным
способом на определенном этапе работы смысл и назначение всех ее компонентов.
Учебник
предназначен и для учащихся, и для учителя. Для ученика он является источником
информации, справочным пособием, средством овладения умениями. Для учителя
это источник методической системы. С помощью учебника он определяет методы
работы со школьниками на разных этапах освоения материала.
Стабильные
учебники по русскому языку для советской школы начали создаваться после
Постановления ЦК ВКП (б) от 13 февраля 1933 г. «Об учебниках для начальной и
средней школы». До этого времени согласно теории «отмирания учебника» в школьной
практике широко применялись пособия, не содержащие систематического изложения
теоретических сведений. Это так называемые подвижные, «рассыпные» учебники,
составлявшиеся из отдельных заданий, «тетрадей», брошюр, выпусков и т. п. Само
слово «учебник» было в то время заменено названием «рабочая книга».
После
указанного постановления начиная с 1933 г. были созданы следующие стабильные
учебники:
1.
Шапиро А. Б. Грамматика.—Ч. 1 и П. Учебник выдержал II изданий и выходил с 1933
по 1936 г.
2.
Бархударов С. Г, Д ос ы ч ев а Е. И. Грамматика русского языка.— Ч. 1 и II.
С 1944
г. учебник выходил под редакцией академика Л. В. Щербы (без указания авторов).
Книга выдержала 14 изданий и издавалась
с 1938
по 1952 г. З.Бархударов С. Г., Крючков С. Е. Учебник русского языка.— Ч. 1 и
II.
Учебник
издавался с 1954 г. и действовал: 1 часть—до 1969 г., П часть—до 1970 г.
Начиная
с 1970 г. школьный курс русского языка представлен в следующих учебных книгах
для учащихся V—IX классов:
1. Лады
женская Т. А., Баранов М. Т., Григорян Л. Т., Кулибаба И. И., Тростенцова Л. А.
Русский язык: Учебник для 5 класса.
2.
Баранов "М. Т., Григорян Л. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А.,
Кулибаба И. И. Русский язык: Учебник для 6 класса.
З.Баранов
М. Т., Григорян Л. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А., Кулибаба И. И.
Русский язык: Учебник для 7 класса.
4.
Бархударов С. Г., Крючков С. Е., Максимов Л. Ю„ Чешко Л. А. Русский язык:
Учебник для 8 класса. 5. Бархударов С. Г., Крючков С. Е., Максимов Л. Ю.,
Чешко Л. А. Русский язык: Учебник для 9 класса. В настоящее время ведется
работа по созданию экспериментальных пробных и параллельных учебников по
русскому языку для средней школы.
§ 13.
ОСОБЕННОСТИ ДЕЙСТВУЮЩИХ УЧЕБНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ БАЗА
УЧЕБНИКОВ
Действующие
учебники отражают структурно-семантическое направление в лингвистике. Это
значит, что явления и факты языка описываются в трех аспектах, в трех
направлениях: форма (структура), значение (семантика), употребление в речи.
Любая лингвистическая единица, подлежащая изучению, рассматривается с трех
сторон: ее структурные (формальные) показатели, ее значение (обусловленное
особенностями формы) и особенности употребления в речевой практике
(обусловленное ее семантическими и функциональными возможностями). Таким образом,
все три компонента оказываются взаимосвязанными, взаимообусловленными, что
важно показать школьникам в процессе изучения лингвистических единиц.
Особенностью
названных учебников по русскому языку для средней школы является то, что
языковые факты представлены во всей совокупности их проявлений, описаны единицы
всех уровней языка: фонетики, лексики, состава слова, словообразования,
морфологии, синтаксиса. 73
Многие
разделы школьного курса русского языка модернизированы, некоторые разделы
введены заново. Так, в действующих учебниках существуют разделы «Лексика»,
«Словообразование», которые ранее не изучались в средней школе. Существенно
обновились разделы «Фонетика и графика», «Морфология», «Синтаксис»,
«Орфография», «Пунктуация» и др. Так, например, в разделе «Синтаксис» наряду с
предложением изучается строение и значение словосочетаний; изучение
орфографических правил основывается на осознании понятия орфограмма; части речи
рассматриваются как лексико-грамматические классы слов и выделяются на основе трех
признаков: общего грамматического значения, морфологических признаков,
синтаксической функции. Это свидетельствует о том, что трактовка и описание
фактов языка в школьных учебниках соответствуют данным современной
лингвистической науки.
Кроме
того, в школьных учебниках описаны не только единицы языка, но и явления речи:
текст и его типы, стили речи, особенности построения всех типов текста, нормы
русского литературного языка и возможности их реализации в речевой практике
учащихся.
Формы
предъявления информации в современных учебниках. Авторы учебников используют
различные способы подачи нового материала (введения новых знаний) в зависимости
от характера языковых фактов и особенностей учебной задачи в каждом конкретном
случае. Способ подачи нового материала обусловлен также возрастными
особенностями учащихся.
В каждом
из учебников проявляются те или иные тенденции в использовании способов
введения новых сведений. В учебнике русского языка для V класса преобладает
индуктивный способ подачи знаний. Это связано с тем, что именно в V классе, на
начальном этапе изучения систематического курса русского языка в школе,
представляется важным сформировать у учащихся умение самостоятельно
анализировать факты языка, делать выводы и обобщения. При этом учитывается и то
обстоятельство, что для наблюдения и самостоятельных выводов берется доступный
материал, представленный наглядно в сопровождении вопросов и заданий,
направляющих познавательную деятельность учащихся (3).
Как
правило, новая информация в учебнике русского языка для V класса дается
следующим образом: материал для наблюдений, вопросы и задания для учащихся к
этому материалу и вывод в виде определений и правил.
Следует
иметь в виду, что при этом доля самостоятельности действий учащихся постепенно
увеличивается. А перед учителем стоит задача сделать работу по анализу
материалов для наблюдений более разнообразной. Для этого необязательно
ограничиваться теми вопросами и заданиями, которые есть в учебнике,— можно
использовать новые с учетом развития познавательной активности учащихся. Вот
образцы таких заданий: самостоятельно разобраться в материале для наблюдений и
привести свои примеры, аналогичные данным; разобраться в материале параграфа и
дать дополнительные вопросы; найти то, о чем не говорили на прошлых уроках;
отметить то новое, что узнали по сравнению с начальной школой; составить план
ответа параграфа; сопоставить материалы двух параграфов и составить общий план
их пересказа и т. п.
Не
следует думать, что весь материал в учебнике для V класса изложен индуктивным
способом. Там, где наблюдения учащихся организовать невозможно по каким-либо
причинам, авторы используют дедуктивный путь изложения новых сведений.
Дедуктивный
способ подачи нового материала (дедуктивное изложение) используется довольно
последовательно в учебниках для VI и VII классов. На этом этапе обучения важно
сформировать у школьников умение связно, в определенной последовательности
излагать знания по русскому языку. Кроме того, факты, описанные в названных
учебниках, как правило, являются совершенно новыми для учащихся, разобраться в
их сути самостоятельно довольно сложно. Следует также учитывать, что объем
изучаемых понятий увеличивается, а сами понятия оказываются более сложными по
сравнению с изучаемыми ранее. Поэтому авторы учебников для VI и VII классов
используют такой путь введения новых знаний, как дедуктивное изложение,
предполагающее разъяснение сущности нескольких взаимосвязанных фактов, явлений,
понятий.
В
учебниках для VIII и IX классов используется индуктивно-дедуктивный способ
введения новых знаний: сначала выполняется ряд упражнений и заданий для
первоначального ознакомления с изучаемым явлением (в основе анализа — его
структурные особенности) ; затем следует дедуктивное изложение, в процессе
которого обобщаются сделанные школьниками наблюдения и вводятся новые факты,
характеризующие изучаемую единицу. Выбор такого способа подачи нового материала
обусловлен целым рядом факторов: сложностью, многоаспектностью изучаемых
единиц, разнообразием форм их проявления в языке и речи.
Таким
образом, в каждом из названных учебников выбор способа подачи новых сведений
определяется, с одной стороны, задачами собственно познавательного характера
(стремление доступно, логично и доказательно описать факты и явления языка), а
с другой стороны, задачами методическими (стремление научить школьников логике
познания, умению анализировать и обобщать факты языка, строить высказывание на
научную тему и т. п.).
Останавливая
свой выбор на том или ином способе подачи нового материала, авторы решают в
связи с этим еще целый ряд методических задач. Строго продумана система приемов
подачи нового в учебнике. Чтобы организовать наблюдения учащихся над фактами
языка, подготовить их к соответствующим выводам и обобщениям, используются
следующие приемы: грамматический разбор, сравнение и анализ примеров, анализ
схем и таблиц, анализ рисунков и иллюстраций. Каждый из этих приемов
соотносится со способом подачи материала в целом, позволяет его реализовать
методически целесообразно.
В
учебниках удачно решена еще одна серьезная методическая проблема —разграничение
изучаемого материала по степени важности, необходимости, значимости. Для этого
используются прежде всего шрифтовые, условные графические и цветовые
обозначения. Так, специальными обозначениями выделены изучаемые теоретические
сведения, материал для заучивания, запоминания, теоретические сведения,
требующие осознания, но не заучивания, материал для наблюдений. Учитель должен
научить школьников ориентироваться в теоретическом материале учебника,
сознательно осваивать и разграничивать его в процессе работы. Сведения,
дополняющие основной теоретический материал, разъясняющий те или иные моменты,
связанные с его характеристикой, ограничивающие действия основных правил,
даются в примечаниях. Такой способ предъявления знаний активно используется в
учебниках для VIII—IX классов, что объясняется прежде всего характером
изучаемого материала.
Частично
новые знания даются в заданиях к упражнениям, если эти знания нужны для
овладения умениями и навыками. Например, при изучении глагола в V классе в
целый ряд упражнений входит материал, дополняющий содержание основного
параграфа и способствующий формированию у школьников соответствующих умений и
навыков: «Образуйте глаголы с помощью приставки вы-. Обозначьте спряжение.
Учтите, что глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и
бесприставочные. Образец. Глядим — выглядим, II спр.».
Большое
значение в организации усвоения знании учащимися и в формировании
соответствующих умений авторы учебников русского языка придают иллюстративному
материалу: рисункам, схемам, иллюстрациям, таблицам. Иллюстративный материал
либо дополняет основной учебный текст, либо конкретизирует его, либо восполняет
материал, отсутствующий в тексте. Следовательно, он введен в содержание
учебников не для оживления и развлечения учащихся, а для разъяснения,
предъявления, наглядного представления фактов и явлений. Поясним сказанное на
примерах.
При
изучении звуков речи в V классе учащимся предлагается рассмотреть рисунки с
изображением предметов, названия которых различаются только одним звуком
{дым—дом, рак—мак). В результате анализа рисунков и ответов на поставленные
авторами учебника вопросы пятиклассники должны сделать очень важный
познавательный вывод о смыслоразличительной функции звуков в русском языке. Учащиеся
получили новые сведения, отсутствующие в основном учебном тексте, и сделали это
на основе анализа фактов языка с помощью иллюстративного материала. При
описании синтаксических явлений в учебниках используются схемы, отражающие суть
изучаемого понятия. Схема наглядно изображает то, о чем говорится в основном
учебном тексте. Часто схемы и таблицы используются для конкретизации фактов, о
которых в них говорится. Так, при описании признаков составного именного
сказуемого в тексте сказано о его структуре, а в таблице, дополняющей этот
текст, конкретизированы способы выражения именной части сказуемого.
Таким
образом, при организации усвоения знаний по учебнику учитель должен тщательно
продумать систему вопросов и заданий направленных на анализ того наглядного
материала, который органически связан с учебным текстом, конкретизирует,
дополняет,
восполняет
его.
Для того
чтобы школьникам было легко работать с учебником русского языка, нужно
разъяснить им, как пользоваться аппаратом ориентирующего характера, в который
входят оглавление, различные указатели, сигнализирующая система, особенности
рубрикации.
Учебник
средство овладения умениями. В действующих учебниках значительное место
занимает материал, с помощью которого происходит обучение школьников способам
деятельности: даны образцы всех видов разбора, образцы рассуждений при анализе
фактов языка, способы применения правил и т. п. Это позволяет научить
школьников трансформировать полученные знания в умения и навыки.
Умения и
навыки формируются в учебнике с помощью заданий и упражнений. Практический
материал учебников (упражнения и задания) предусматривает развитие всех
специальных умений учащихся: учебно-языковых (учебно-познавательных),
правописных (орфографических и пунктуационных) и речевых (нормативных и коммуникативных).
В целом
ряде тем упражнения строятся на единой лексической основе, т. е. объединяются
общей смысловой темой. Так, в упражнениях при изучении темы «Имя
прилагательное» в V классе языковой материал объединен в смысловую тему «Зимний
лес». Такой подход к подбору упражнений позволяет органично связать изучение
фактов языка с развитием речи учащихся'.
Упражнения
всех учебников ориентированы и на развитие познавательной активности учащихся,
на формирование опыта творческой деятельности, как это предусмотрено
содержанием обучения любому учебному предмету в средней школе. С этой целью
используются упражнения продуктивного характера, частично поисковые задания, в
основе которых лежит умение применять полученные знания в новой ситуации,
самостоятельно анализировать факты языка, делать выводы и обобщения.
' См.:
Ладыженская Т. А. Развитие речи учащихся на основе учебников // Рус. яз. в
школе.— 1980.— № 3.— С. 28. 77
Примером
подобного задания может служить упражнение из учебника для VI класса:
«Составьте три сложных предложения с сочетаниями собирательных числительных с
существительными (см. в рамке). Почему над картинами, на которых изображены
девочки, имеются прочерки?»
В рамке
дан материал для составления предложений: двое (трое, четверо) ребят (суток, часов,
брюк и т. п.). Тут же с помощью рисунков разъясняются нормы употребления
собирательных и количественных числительных в сочетании с существительными,
обозначающими лиц мужского и женского пола; под картинками, на которых
изображены мальчики, две подписи: три друга, трое друзей, под картинками, на
которых изображены девочки, одна подпись — три подруги. Таким образом, выполняя
задания упражнения, учащиеся на основе наблюдений делают вывод о нормах
употребления собирательных числительных в речи, а затем отрабатывают это
правило при составлении предложений.
Выполнение
этого упражнения потребует от учащихся активной мыслительной деятельности,
направленной на осознание нового для них факта, а не на воспроизведение и
повторение уже известного материала. Это и есть задание продуктивного
характера.
Задания
к упражнениям, как правило, формулируются комплексно: в первую очередь дается
задание, непосредственно связанное с изучаемым материалом, которое дополняется
заданиями на повторение ранее пройденного и закрепление тех или иных навыков.
Это позволяет обеспечить регулярность повторения и продиагностировать степень
ослабления сформированных умений.
Реализация
в учебниках индивидуализации обучения. Материалы учебников позволяют
дифференцировать задания для различных групп школьников с учетом их
индивидуальных возможностей и интересов. Индивидуальный подход может быть
реализован как в ходе освоения теории, так и в процессе формирования умений.
В
теоретической части учебника содержится материал различной степени сложности:
материал для самостоятельных наблюдений; материал для ознакомления с
определенной информацией в рамках данной темы; теоретические сведения,
требующие осмысления, а не запоминания; материал для обязательного заучивания;
сведения, имеющие сугубо практическое значение. В текстах упражнений дается
информация о происхождении слов, о развитии языка.
В связи
с этим учителю предоставляется возможность по-разному использовать
теоретические сведения в работе со школьниками, учитывать их интересы и
способности на этапе анализа языковых явлений, формулирования выводов и
обобщений. Сильным учащимся предлагаются вопросы и задания в ходе
самостоятельных наблюдений над фактами и явлениями языка. Этой группе
школьников адресованы вопросы и задания повышенной трудности, помеченные
специальным значком (в списке условных обозначений в учебниках для каждого
класса). При освоении теоретических сведений, которые необходимо только
осознать без обязательного запоминания нужно привлечь к работе средних
учащихся, так как они могут не придать им должного значения, не
сориентироваться в материале что приведет к нежелательным результатам при
формировании умений. На основе упражнений, содержащих сведения об истории) и
развитии языка, у школьников воспитывается интерес к предмету Упражнения
заставляют их задуматься над смыслом правил и определений. На базе подобных
материалов они могут подготовит] небольшие сообщения и выступить с ними на
уроке.
При
выполнении упражнений, направленных на формированы умений и навыков,
индивидуальный подход тоже может быть реализован. Наличие в упражнениях заданий
различного характера позволяет учителю дифференцированно подходить к
организации и; выполнения и проверки. Сильные учащиеся могут выполнять не все
задания, а только те из них, которые представляют известную трудность.
Школьникам, у которых умения и навыки по какому-либо разделу программы
сформированы непрочно, предлагается вы полнить задания для повторения
изученного материала или произвести указанные виды разбора (они помечены
специальными значками). Учащимся, не справляющимся с большим количество1\
разнообразных заданий, не умеющим быстро переключать внимание с одного
материала на другой, предлагается работа, требующая активизации мышления и
памяти по отношению только 1 одной группе фактов.
Таким образом,
и теоретические, и практические материал учебников дают возможность
дифференцировать их по степени важности, сложности, практической значимости,
учитывать индивидуальные особенности школьников при изучении определений 1
правил, в процессе формирования умений и навыков.
Система
повторения пройденного в учебниках. Регулярность повторения — необходимое
условие организации учебного процесса Действующие учебники обеспечивают
реализацию этой задачи В них включены специальные разделы, содержащие материал1
для повторения изученного на разных этапах процесса обучения в начале учебного
года, в начале изучения каждой новой темы в конце изучения темы (или раздела),
в конце учебного года'. При повторении в начале года и перед изучением новой
темы даются: задания и упражнения для воспроизведения и уточнения знания) и
умений, полученных школьниками на предшествующих этапа; работы. При повторении
в процессе изучения темы (попутно повторение), а также после ее изучения и в
конце года даются: задания для закрепления и систематизации пройденного.
В начале
учебного года в процессе повторения пройденный материал либо просто
воспроизводится (если в дальнейшем согласно ступенчатому принципу его
расположения изучение темы будет продолжено), либо воспроизводится с элементами
систематизации (если повторяемый материал в последующем не изучается). См.:
Баранов М. Т. Повторение фонетики, лексики и грамматики в конце года // Рус.
яз. в школе.— 1981.— № 2.
Попутное
повторение реализуется в учебниках путем предъявления учащимся серии заданий к
упражнениям, рассчитанных на воспроизведение ранее изученного материала. Эти
задания отмечены специальными значками (см. список условных обозначений в
учебниках).
При
повторении изученной темы (или раздела) в учебниках предусмотрены контрольные
вопросы и задания, среди которых выделяются вопросы на воспроизведение
полученных знаний и вопросы, требующие сравнения и систематизации фактов и
явлений языка, вопросы повышенной трудности. Это позволяет не только регулярно
контролировать процесс усвоения знаний учащимися, но и проводить контроль
дифференцированно, с учетом индивидуальных возможностей каждого.
Кроме
того, на этом этапе учащимся предлагается выполнить упражнения, позволяющие
систематизировать изученное: заполнение и составление таблиц, составление
перечней, классификаций, выполнение различных видов разбора и т.
п.
Повторение
в конце года также связано с систематизацией изученного. Уровень систематизации
в данном случае зависит от того, завершается изучение темы или оно будет
продолжено в следующем классе. В зависимости от этого в учебнике представлены
следующие задания: вопросы, рассчитанные на воспроизведение и систематизацию
изученного; упражнения на основе связного текста, в структуре которого
комплексно анализируются изученные формы и конструкции; упражнения
классификационного характера; различные виды разбора.
Справочные
материалы учебников. В действующих учебниках решается еще одна важная
методическая задача — обучение школьников умению самостоятельно пополнять и
уточнять свои знания по русскому языку. Для этого используется справочный
аппарат учебника, которые содержит материалы различного характера: списки
изученных и изучаемых орфограмм и пунктуационных правил, памятки, в которых
даются сведения об условных обозначениях, принятых в учебнике, о том, как
самостоятельно готовиться к письменным работам (диктантам, изложениям,
сочинениям), как совершенствовать написанное, о порядке проведения различных
видов разбора. В учебниках представлены миниатюрные словари («Пиши правильно»,
«Произноси правильно», «Толковый словарь»), помогающие школьникам в решении
орфографических задач, в освоении норм русского литературного языка. Наличие
справочных материалов способствует развитию у учащихся навыков самостоятельного
труда, активизирует их познавательную деятельность, облегчает повторение
изученного, способствует обобщению знаний и т. п.
В связи
с этим необходимо научить школьников пользоваться справочным аппаратом,
добиться того, чтобы он приносил им реальную пользу в процессе усвоения
учебного материала. Для этого нужно познакомить школьников со всеми видами
справочных материалов уже на первых уроках русского языка, приучить обращаться
к ним при изучении и повторении курса, научить детей умению находить справки
при выполнении домашних заданий (2).
Вариант
решения перечисленных задач представлен в учебнике русского языка для V класса.
Школьникам предлагается познакомиться с учебником и научиться ориентироваться в
нем. В частности, им рекомендуется ответить на следующие вопросы: на какой
странице помещены «Приложения»? Что включено в «Приложения»? Что представляет
собой «Толковый словарь»? Для чего помещены в учебнике словари «Пиши
правильно», «Произноси правильно»? Какие «Памятки» помогают вам учиться?
Подобная работа обеспечивает осознанное отношение учащихся к справочным
материалам учебника, поэтому она должна быть предусмотрена учителем и
реализована им с учетом характера учебника и его справочного аппарата.
Реализация
в учебнике задач формирования научного мировоззрения и воспитания учащихся.
Учебники по русскому языку решают воспитательные задачи, предусмотренные
программой. Осмысливая теорию языка, осознавая взаимосвязь всех его уровней,
всех разделов, познавая его законы, школьники воспринимают язык как
общественное явление, обладающее определенными функциями. Языковые сведения,
описанные в учебниках, законы, изученные на уроках, формируют
материалистическое мировоззрение школьников, научное представление о языке, его
функциях. Наличие в учебниках вводных тем, содержащих сведения о богатстве
русского языка, о его значении в жизни человека, о родственных русскому языку
славянских языках, о развитии русского языка в связи с жизнью общества, создает
условия для формирования у школьников материалистического взгляда на мир,
воспитывает у них любовь к родному языку, способствует осознанию его роли в
решении задач, связанных с общением и деятельностью людей. Параграфы,
содержащие сведения о русском языке,— составная часть всех учебников, что
позволяет постоянно пополнять и углублять эти сведения от класса к классу.
Огромную
воспитательную нагрузку в учебниках русского языка несут связные тексты. Многие
из них объединены общим воспитательным замыслом, что дает возможность
использовать их целенаправленно на различных этапах работы со школьниками. Так,
например, в учебнике для VI класса есть серия упражнений под рубрикой
«Отечество мое», которая создает на его страницах образ Родины. Тексты этих
упражнений интересны в познавательном отношении. Кроме того, они позволяют
учителю использовать их при подготовке школьников к написанию сочинений
различного характера.
Большое
воспитательное значение имеют иллюстративные материалы учебника. Анализ
репродукций картин известных художников на уроках развития речи способствует
обогащению опыта учащихся, приобщает их к культуре в широком смысле этого
слова, развивает чувство прекрасного, способствует эстетическому воспитанию
школьников.
Таким
образом, в учебниках содержится материал для воспитания у учащихся любви и
уважения к родному языку, к Родине, своему Отечеству (патриотическое и
интернациональное воспитание), к произведениям литературы и искусства, познание
и описание которых во многом зависит от уровня владения языком (эстетическое
воспитание). Тексты, поднимающие проблемы нравственного характера, воспитывают
у школьников речевую культуру, культуру поведения в целом, формируют нормы
отношения к миру, к действительности (нравственное воспитание).
Планируя
и реализуя решение воспитательных задач на уроках русского языка, учитель
должен учитывать возможности учебника, целенаправленно использовать имеющиеся в
нем материалы.
Методический
аппарат учебников. В действующих учебниках русского языка заложена определенная
методическая система, понимание которой дает учителю возможность оптимально и
эффективно решать стоящие перед ним учебные задачи. Основными компонентами этой
системы являются следующие:
1.
Использование разнообразных способов и форм предъявления информации, подачи
нового материала. Избранный авторами способ предъявления информации
(индуктивный, дедуктивный, индуктивно-дедуктивный) ориентирует учителя на выбор
соответствующего метода объяснения темы. Так, если в учебнике предлагается
индуктивный путь познания нового, то учитель, как правило, использует
эвристические методы работы со школьниками. Если тема излагается дедуктивно, то
в процессе объяснения учитель избирает один из объяснительных методов. Учебник,
таким образом, оказывает учителю помощь в решении важнейшей методической
задачи.
2. Разграничение
материала по степени его важности для овладения изучаемой темой в целом.
Выделение материалов для заучивания, для самостоятельных наблюдений, для
осознания и т. п. помогает учителю грамотно, методически целесообразно
спланировать урок, уделить больше внимания той части нового материала, которая
должна быть осознана школьниками более глубоко, а правила, определения
(характеристики) заучены.
3.
Наличие материалов, с помощью которых школьники обучаются способам деятельности
(образцы рассуждений, способы применения правил, образцы разбора и т. п.).
Избранный авторами учебников подход к изложению темы дает возможность
реализовать завершающий этап ее изучения — обучение школьников применять
теоретические знания на практике в процессе осознания всех необходимых для
решения соответствующей задачи действий. Планируя изучение нового, учитель
обязан включить данный этап в структуру урока.
4.
Наличие в учебниках упражнений, направленных на формирование и
совершенствование всех предусмотренных программой специальных умений и навыков:
языковых, правописных, речевых. Задача учителя — осознать цель каждого задания
и добиться достижения этой цели в ходе его выполнения.
5.
Обеспечение регулярного повторения пройденного материала. Задания и упражнения,
связанные с повторением, не должны ускользать из поля зрения учителя. Они
позволяют постоянно следить за уровнем сформированных умений и своевременно
предотвратить процесс их угасания. Только при таком условии обеспечивается
прочность усвоения материала.
6.
Наличие в учебниках разнообразного наглядного материала. Рисунки, схемы,
таблицы, условные обозначения способствуют интенсификации учебного процесса,
позволяют сделать методы и формы работы со школьниками более разнообразными,
активизируют их внимание, развивают познавательные интересы детей. Методически
целесообразное использование подобных материалов обеспечивает эффективность
процесса обучения в целом.
7.
Наличие материалов, с помощью которых у школьников формируются общепредметные
умения. Это справочные материалы, способствующие развитию навыков
самостоятельной работы. Кроме того, учебник позволяет решить задачи, связанные
с воспитанием у школьников материалистического мировоззрения, высоких моральных
качеств, бережного отношения к языку.
Понимание
основ методической системы учебников поможет учителю реализовать стоящие перед
ним задачи в соответствии с современными требованиями к урокам русского языка.
При подготовке к уроку учитель должен тщательно осмыслить сведения, данные в
объяснительной (теоретической) и в практической части учебника, ответить на
следующие вопросы:
1. Как
соотносится теоретический материал учебника с положениями лингвистической
науки?
2.
Почему специально выделено то или иное положение?
3. Какие
сведения и почему разъясняются в примечаниях?
4. Какие
упражнения расширяют или дополняют новыми сведениями теоретическую часть
параграфа?
5. Какой
иллюстративный материал используется и с какой целью?
6. Дан
ли в учебнике способ применения правила, образец рассуждения? Если нет, то
продумать, каким он должен быть. Есть ли в практической части учебника
упражнения продуктивного (творческого) характера? Если нет, то подобрать их
самостоятельно.
7. Какие
сведения повторяются в процессе изучения данной темы? Как их соотнести с новым
материалом?
§ 14.
ПОСОБИЯ, ДОПОЛНЯЮЩИЕ УЧЕБНИК
Наряду с
учебником в качестве средств обучения используются и другие пособия,
дополняющие его и позволяющие учителю привлечь тот .материал, который по тем
или иным причинам не может быть включен в содержание учебника. Это сборники
упражнений под названием «Дидактический материал», школьные словари, справочные
пособия.
Сборники
«Дидактический материал» представляют собой систему учебных карточек,
предназначенных для индивидуальной и индивидуально-групповой работы с
учащимися. Они могут быть использованы и на классных занятиях, и в качестве
дополнительных домашних заданий отдельным учащимся с учетом их особенностей и
возможностей.
Все
карточки служат для формирования и закрепления умений и навыков учащихся.
Поэтому материал в них расчленен на разделы в зависимости от характера
формируемого навыка: «Пунктуация», «Орфография», «Части речи», «Словосочетание
и предложение», «Главные члены предложения», «Культура речи», «Развитие связной
речи» и т. п. Задания к упражнениям, как и в учебнике, носят комплексный
характер, включая материал для повторения, различные дополнительные задания.
Как
средство обучения в практике школьного преподавания используются различные
словари и справочники. Вот некоторые из них: Д. Н. Ушаков, С. Е. Крючков.
Орфографический словарь; М. Р. Львов. Школьный словарь антонимов русского
языка; А. В. Текуче в, Б. Т.Панов. Грамматико-орфографический словарь; 3. А. П
о тих а. Школьный словообразовательный словарь; М. Т.Баранов, Т. А. Костяев а,
А. В.Прудникова. Русский язык: Справочные материалы (4).
Все
пособия подобного типа с успехом могут быть использованы учителем на уроках
русского языка в качестве дополнения к действующим учебникам.
Глава Х
ОБОГАЩЕНИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ
Формирование
хорошей речи — другая сторона работы по культуре речи учащихся. Это направление
также отражено в действующей программе (в так называемых вторых пунктах). При
этом в программе — применительно к крупным ее темам — обозначены главным
образом:
синонимические ряды (реже — антонимические пары слов) существительных,
прилагательных, глаголов, наречий и т. д.; — параллельные синтаксические
конструкции; _ сфера употребления отдельных морфологических категорий,
словоформ, синтаксических конструкций и т. д.
Таким
образом, обогащение речи учащихся предполагает осознание ими оттенков
лексических и грамматических значений слов, словоформ, конструкций, а также их
стилистических особенностей, сферы употребления. Это осмысление является той
основой, на которой строится обучение выбору (из имеющегося в речевой памяти) оптимального
для определенной речевой ситуации языкового средства. Реализуя задачи
обогащения речи школьников, словесник формирует у них оценочное отношение к
отбору (выбору) языковых средств в зависимости от комплекса таких факторов, как
задача, адресат, время, место высказывания и т. д. Иными словами говоря,
учитель закладывает основы для развития коммуникативно-целесообразной
связной
речи. В отечественной методике в плане обогащения речи школьников
выделяются:
словарная работа;
_ работа
по обогащению грамматического (в том числе интонационного) строя речи учащихся.
§ 44.
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ
Обогащение
словарного запаса учащихся — это: а) область методики преподавания русского
языка; б) одно из направлений в работе по развитию речи детей; в) важнейшая
задача школьного курса русского языка.
Необходимость
в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется,
во-первых, исключительно важной ролью слова в языке (являясь центральной
единицей языка, оно несет разнообразную семантическую информацию — понятийную,
эмотивную, функционально-стилистическую и грамматическую; заполняя определенные
позиции в коммуникативных единицах — предложениях, слово обеспечивает акты
речевого общения людей), во-вторых, потребностью в постоянном пополнении запаса
слов (чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется
коммуникация между людьми как в устной, так и в письменной форме).
Работа
над пополнением словарного запаса учащихся привлекала внимание методистов и
учителей русского языка еще в дореволюционной школе. Так, Ф. И. Буслаев (1844)
рекомендовал учителям родного языка «разливать в дитяти врожденный дар слова»,
И. И. Срезневский (1860) сосетозал преподавателям обогащать детей «словами и
выражениями, для этого годными», добиваться того, чтобы «не осталось
неизвестным их памяти и непонятным их умам» слов, научить пользоваться словами
и выражениями, обращать разумное внимание на значение слов и выражений. К. Д.
Ушинский писал, что нужно «через слово ввести дитя в область духовной жизни
народа».
ЦЕЛИ И
ИСТОЧНИКИ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Потребность
в расширении словарного запаса учащихся определяется разными причинами.
Окружающая жизнь, учеба в школе, чтение книг, газет, журналов, слушание радио-
и телепередач обогащают знания детей, вместе с которыми зачастую приходят
незнакомые им слова. Усвоение знаний при этом предполагает запоминание новых
слов.
Владение
большим запасом слов обеспечивает учащемуся лучшее понимание читаемого,
свободное без затруднений общение в разных коллективах людей. Стремление детей
пополнять свой словарный запас должно поддерживаться школой.
Слова
по-разному используются в функционально-стилистических разновидностях языка,
что связано с особенностями их основных и дополнительных значений. Понимание
детьми этой связи — основа обучения школьников умению употреблять известные и
новые слова в собственных высказываниях, стилистически дифференцированных.
Цели
обогащения словарного запаса школьников. Перечисленные факторы определяют
следующие цели обогащения словарного запаса учащихся: 1) количественное
увеличение слов и качественное совершенствование имеющегося запаса слов; 2)
обучение умению .пользоваться известными и вновь усвоенными словами.
Количественное
расширение запаса слов у учащихся выражается в постепенном прибавлении к
имеющимся словам новых слов (уровень пополнения лексем). Качественное
совершенствование словарного запаса заключается, во-первых, в уточнении
лексического значения и сферы употребления известных детям слов, во-вторых, в
замене нелитературных слов в словаре детей литературными (уровень
совершенствования лексем). Наконец, особую сторону количественно-качественного
совершенствования словарного запаса детей составляет работа над ознакомлением с
неизвестными учащимся лексическими значениями уже имеющихся в их словаре
многозначных слов (уровень пополнения сем).
Количественно-качественное
совершенствование словаря учащихся определяет парадигматическое направление в
методике обогащения их словарного запаса, т. е. работу над словом и его
семантическими полями, готовит условия для обучения школьников умению
использовать известные и новые слова в своей речи — их выбору для выражения
определенных речевых задач. Она выражается в показе сфер употребления слов, в раскрытии
их сочетаемости с другими словами.
Реализация
второй цели обогащения словарного запаса учащихся составляет синтагматическое
направление в методике обогащения их словарного запаса, т. е. работу над
контекстным употреблением слов — над точностью и целесообразностью употребления
слов в зависимости от цели, темы, ситуации и стиля создаваемого текста.
Каждый
человек — взрослый и ребенок — владеет незначительной частью лексики своего
национального языка, которая является его личным словарным запасом. В психологии
и в методике преподавания языка (родного и неродного) в словарном запасе
носителя языка выделяются две части: активная и пассивная (4).
Есть ряд
причин, в силу которых личный словарный запас учащегося делится на активный и
пассивный: социальные, психологические и методические. Социальными являются
табу, запрет на употребление отдельных слов. Он касается вульгаризмов,
жаргонных слов, хотя в ситуациях общения друг с другом школьники довольно
активно пользуются ими. К психологическим причинам относятся стеснительность
детей употреблять те или иные хорошо знакомые слова (особенно слова с
качественно-оценочным значением) и подсознательное стремление к экономии
языковых усилий. Методическими причинами являются необученность школьников
сочетаемости слов, выбору слов в зависимости от сферы коммуникации. Все эти
причины в той или иной мере либо увеличивают, либо снижают вероятность
употребления слов в речи учащихся.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|