Рефераты

Программа обучения + тесты по биологии для школы.zip"

|Тема урока |СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ЖИВОТНЫХ |

|Основные понятия|Орган, система органов, гормон, эндокринная система. |

|и термины урока | |

|Источники |Основные: учебник, с. 46-51; таблицы, рисунки учебника, |

|информации |влажные препараты, скелет позвоночного животного. |

| |Дополнительные: М. А. Козлов, В. Р. Дольник. Биология. |

| |Животные (учебник). |

|Домашнее задание|Учебник, с. 46-47, повторить с. 38-40. |

| | |

|Оценки за урок |1 оценка за опрос; 2-3 оценки — за беседу по ходу урока; |

| |4-5 тетрадей на проверку. |

Технологическая карта № 22

[pic]

|Тема урока |ОРГАНИЗМ КАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ |

|Планируемые |Учащиеся систематизируют свои знания о живом организме |

|результаты |как открытой саморегулирующей системе. |

|Личностная |Любой организм — это система, а не случайный набор |

|значимость |органов, это открытая и саморегулирующаяся система. |

|изучаемого для |Необходимо поддерживать, а не затруднять деятельность |

|школьника |нашего организма, употребляя никотин, алкоголь и т. д. |

|\ | |

1. Опрос по материалу предыдущего урока.

2. Клетки, ткани, органы растения, их роль в

жизнедеятельности организма.

3. Взаимосвязь органов как основа целостности растения.

4. Причины нарушения целостности организма и способы их

устранения.

5. Клетки, ткани, органы и системы органов животного, их

взаимосвязь. Регулирующая роль нервной и эндокринной,

систем.

6. Обобщение изученного материала.

Методы обучения

Формы организации учебной деятельности

Приемы деятельности учителя

Познавательные задания

Частично поисковый, проблемный. Обобщающий урок.

Эвристическая беседа, обобщение изученного материала, формулировка вывода

по теме урока. -

1. Проверьте свои знания (учебник, с. 51).

2. Прочитайте текст в учебнике на с. 52. Объясните, как вы понимаете

заголовок «Организм как единое целое». Обоснуйте правильность этого

суждения и подтвердите его примерами.

3. Можно ли считать организм системой или это случайный,

хаотичный набор органов? Если это система, то открытая

она или закрытая? Как вы это понимаете? Ответ обоснуйте.

Организация деятельности учащихся

Отвечают на вопросы учебника по материалу предыдущего урока,

обсуждают тему урока, читают текст, составляют рассказ по рисунку на с. 53

учебника, решают проблему урока.

Тема урока

Технологическая карта Л° 22 (продолжение)

ОРГАНИЗМ КАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ

Развитие умений учащихся

Использовать имеющиеся знания, строить доказательства, работать с текстом

и рисунками учебника, обсуждать проблему урока.

Основные понятия и термины урока

Клетки, ткани, орган, система органов, саморегуляция, открытая система.

Источники информации

Основные: учебник, с. 52-53; видеофрагмент о жизни растения, животного.

Домашнее задание

Учебник, с. 52-53, повторить по тетради изученный материал.

Оценки за урок -

Оценки за участие в беседе по ходу урока — по усмотрению учителя.

Тема урока

Технологическая карта № 23

ЧТО МЫ УЗНАЛИ ОБ ОРГАНИЗМЕ?

Планируемые результаты

Учащиеся обобщают информацию о живых организмах.

Личностная значимость изучаемого для школьника

Можно сделать вывод о единстве органического мира, его многообразии как

результате действия естественного отбора.

Методы обучения

Формы организации учебной деятельности

Приемы деятельности учителя

Познавательные задания

1. Основные свойства живого.

2. Сходство химического состава живых организмов.

3. Клеточное строение организмов.

4. Деление клеток. Митоз. Мейоз.

5. Ткани растений и животных.

6. Органы растений.

7. Системы органов животных. 8. Организм — единое целое.

Частично поисковый, репродуктивный. Обобщающий урок.

Организация чтения текста учебника с комментированием, ответы на тест в

учебнике, проверка усвоения понятий по теме, вывод.

1. Прочитайте вслух абзац текста учебника на с. 52-53, перескажите его,

выделите главную мысль. Задайте уточняющие вопросы, если вам что-то

непонятно.

2. Какие утверждения верны (с. 56 учебника)?

3. Дайте краткую характеристику основных понятий темы (с. 56 учебника).

4. Сделайте вывод по теме: является ли организм открытой саморегулирующейся

системой?

Тема урока

Организация деятельности учащихся

Технологическая карта Л" 23

ЧТО МЫ УЗНАЛИ ОБ ОРГАНИЗМЕ?

Читают по очереди по абзацам текст учебника, пересказывают прочитанное,

комментируют, выделяют главную мысль абзаца, выполняют тест и дают

определение понятиям, делают общий вывод, обобщают материал

по изученной теме.

Развитие умений учащихся

Работать с учебником, озаглавливать абзацы, формулировать главную мысль,

пересказывать текст, систематизировать и делать вывод, пользоваться

оглавлением и методическим аппаратом учебника.

Основные понятия и термины урока

Признаки живого, клетка, ткани, органы, система органов, организм как

единое целое, открытая система.

Источники информации

Основные: учебник, с. 54-56; видеофрагмент о многообразии жизни.

Дополнительные: таблицы, иллюстрации в атласе, книгах.

Домашнее задание

Повторить материал в учебнике на с. 38, 39, 42, 43 — строение и значение

корня, стебля, листа. С членами кружка подготовить опыт по почвенному

питанию растений и фотосинтезу.

Оценки по усмотрению учителя (10—12).

Оценки за урок

[pic]

[pic]

Технологическая карта Л° 24

|Тема урока |ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ РАСТИТЕЛЬНОГО ОРГАНИЗМА |

|Планируемые |Учащиеся углубляют понятие «питание», изучают особенности|

|результаты |питания растений. |

|Личностная |Необходимо вносить в почву минеральные удобрения в |

|значимость |небольших количествах, так как корневые волоски всасывают|

|изучаемого для |слабые растворы. |

|школьника | |

|План урока |1. Питание как процесс жизнедеятельности живых |

| |организмов. 2. Особенности питания растений, отличающие |

| |их от питания животных. 3. Почвенное питание растений и |

| |роль в нем корня. 4. Воздушное питание растений и роль в |

| |нем листа. 5. Обобщение знаний о значении питания в жизни|

| |растений. |

|Методы обучения |Частично поисковый. Проблемный. |

|Формы |Комбинированный урок. • |

|организации | |

|учебной | |

|деятельности | |

|Приемы |Эвристическая беседа, рассказ, демонстрация опыта, |

|деятельности |составление на доске схемы, организация обобщения |

|учителя |изученного материала. |

|Познавательные |1. Подумайте, что такое питание. Отличается ли питание |

|задания |животных, человека от питания растений? Что и как «едят» |

| |растения? |

ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯРАСтаТБЛЬНОГ^^

Тема урока

Познавательные задания

3-

. ^^^^^^^^^--

^^г^г^^^ ^—•объедмить схе-

мы в единое целое.

Питание растений

Воздушное питание

Почвенное питание

Корень Корневые волоски Вода + минеральные вещества

____Сосуды

Лист Устьица Солнечная энергия Углекислый газ

[pic]

Организация деятельности учащихся

Участвуют в беседе, внимательно слушают рассказы товарищей, вспоминают

изученный материал, слушая рассказ учителя, составляют в тетради схему,

анализируют ее, используя для справки текст и рисунки учебника.

Развитие умений учащихся

Обсуждать проблему, внимательно слушать, анализировать информацию и

оформлять ее графически, устанавливать взаимосвязи между процессами,

запоминать услышанное и применять в новой ситуации на уроке.

Основные понятия и термины урока

Почвенное, воздушное питание, корень, стебель, лист, корневые волоски,

проводящая ткань, сосуды, устьица, хлоропласты, фотосинтез. органические

вещества.

Источники информации

Основные: учебник, с.58; таблицы: «Клеточное строение корня», «Клеточное

строение листа», комнатное растение, опыт, демонстрирующий корневое

деление. Дополнительные: набор минеральных удобрений. Д. И. Трайтак.

Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. С.19-28.

Домашнее задание

Учебник, с. 58, 62, 64. Подумайте, какие опыты можно поставить, чтобы

доказать наличие фотосинтеза. В чем, на ваш взгляд, заключается космическая

роль зеленых растений?

Оценки за урок

2 оценки за опережающие домашние задания; 2-3 оценки за схему «Питание

растений».

Тема урока

Планируемые ре

зультаты

Личностная значи

мость изучаемого для школьника

Технологическая карта Л° 25 ФОТОСИНТЕЗ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ

РАСТЕНИЙ

Учащиеся узнают о сущности процесса фотосинтеза и космической роли

зеленых растений.

Чтобы выполнять космическую роль, растениям не обязательно лететь в

космос. Надо беречь растения на Земле, мы все от них зависим.

План урока

1. Проверка знаний о питании растений.

2. Актуализация знаний о клеточном строении листа.

3. Этапы фотосинтеза.

4. Условия, необходимые для осуществления фотосинтеза, и его результаты.

5. Фотосинтез и его значение в жизни растений.

6. Космическая роль зеленых растений.

7. Закрепление изученного материала.

Методы обучения

Проблемный.

Формы организации учебной деятельности

Комбинированный урок.

Приемы деятельности учителя

Организация повторения изученного материала, демонстрация опыта,

видеофильма, постановка и решение проблемы урока, обобщение изученного.

^ Познавательные задания

——„^,^^ деятельности учащихся

Развитие умений учащихся

Основные понятия и термины урока

Источники информации

_—————————————————————————^————————————————————

' 1. Объясните результаты опыта. В 1630 году ученый Ван-Гельмонт поса- '

дил в горшок ветку ивы. Через 5 лет ива выросла и стала весить 65 кг, а вес

почвы уменьшился на 50 граммов. За счет чего выросла ива?

2. Выслушайте рассказ учителя, рассмотрите рисунки на с. 59 учебника,

зарисуйте строение устьица и расскажите о процессах, происходящих в

хлоропласте.

3. Посмотрите опыты по фотосинтезу, поставленные членами кружка, или

видеофильм. Подтвердились ли ваши представления о процессе фотосинтеза и

его значении в питании растений?

4. Подумайте, почему говорят о космической роли растений. Какое значение

имеет фотосинтез для жизни на Земле? Ответ обоснуйте.

Отвечают на вопросы по домашнему заданию, обсуждают проблему,

слушают рассказ учителя или смотрят видеофильм, анализируют результаты

опыта, делают вывод.

Использовать имеющиеся знания, обсуждать проблему, внимательно слушать,

анализировать информацию, обосновывать выводы.

Фотосинтез, хлоропласт, устьице, устьичная щель, замыкающие клетки,

космическая роль зеленых растений, производители.

Основные: учебник, с. 58-59; видеофильм «Солнце, жизнь и хлорофилл» или

другой, таблицы «Строение устьица», «Клеточное строение

листа». Дополнительные: спиртовая вытяжка хлорофилла, портрет К. А.

Тимирязева.

| |Технологическая карта Л" 25 (продолжение) |

|Тема урока |ФОТОСИНТЕЗ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ |

|Домашнее задание|Учебник, с. 58-59, повторить с. 46, 49. |

| | |

|Оценки за урок |2 оценки за опрос; 2-3 оценки за работу на уроке. |

Технологическая карта М 26

|Тема урока |ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ ЖИВОТНЫХ |

|Планируемые |Учащиеся расширяют свои знания о питании животных, о |

|результаты |разнообразии способов получения пищи в связи с условиями |

| |жизни. |

|Личностная |Человек, как и животное, питается готовыми органическими |

|значимость |веществами, но, в отличие от животных, использует для |

|изучаемого для |приема пищи нож, вилку, ложку. |

|школьника | |

|План урока |1. Проверка домашнего задания. 2. Разнообразие животных. |

|\ |3. Группы животных, питающихся разными видами кормов. 4. |

| |Приспособления у животных для поглощения пищи. 5. Отличие|

| |питания животных от питания растений. 6. Закрепление |

| |изученного материала. , |

|Методы обучения |Частично поисковый. \ |

|Формы организации|Комбинированный урок. Работа в группах. |

|учебной | |

|деятельности | |

|Приемы |Организация проверки домашнего задания, работы с текстом |

|деятельности |и рисунками учебника, дополнительной литературой, |

|учителя |закрепление изученного материала. |

|Познавательные |1. Ответьте на вопросы по домашнему заданию. |

|задания |1. Начертите схему «Питание растений» и расскажите по |

| |ней, как питаются растения. |

| |2. Восстановите текст, найденный в выброшенной на берег |

| |бутылке: «В л... происходит процесс ф...а. Они зеленые, |

| |так как в них находится х...ро...л, через прозрачную |

| |к...цу проникает солнечный .... В кожице есть з...ные |

| |клетки, они входят в состав ...ц. Через них внутрь листа |

| |поступает ...ый газ, необходимый для ...синте.... в |

| |результате обра... ор.-ческие ...ва». |

| |3. Почему растения называют производителями? Что они |

| |производят? Кем это используется? Почему не только |

| |биологи изучают процесс фотосинтеза? |

| |2. Пользуясь текстом и рисунками учебника, иллюстративным|

| |материалом, разделите всех животных по видам питания. |

| |Подберите дополнительные примеры животных. Сделайте |

| |запись в тетради. |

Технологическая карта № 26 (продолжение)

|Тема урока |ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ ЖИВОТНЫХ |

|Познавательные |3. Обсудите в группе вопрос: «Какие приспособления есть у|

|задания |животных для добывания пищи?» На одном примере расскажите|

| |об этом классу. 4. Чем отличается питание животных от |

| |питания растений? Сделайте вывод. |

|Организация |Слушают и рецензируют ответы одноклассников, работая с |

|деятельности |учебником и дополнительной литературой, систематизируют |

|учащихся |информацию и оформляют ее в тетради, подбирают примеры, |

| |рассматривая рисунок животного или его череп, делают |

| |вывод о способе добычи пищи. |

|Развитие умений |Внимательно слушать, высказывать, обосновывать свое |

|учащихся |мнение, работать с текстом и рисунками учебника, |

| |приводить по аналогии примеры, анализировать, делать |

| |выводы. |

|Основные понятия|Растительноядные животные, хищники, трупоеды, симбионты, |

|и термины урока |паразиты, ротовой аппарат, зубы, клыки, резцы, коренные |

| |зубы. |

|Источники |Основные: учебник, с. 60-62, 64-65; таблицы, обитатели |

|информации |уголка живой природы, чучела животных, видеофрагмент о |

| |питании животных, черепа, зубы, набор открыток. |

| |Дополнительные: детская энциклопедия «Я познаю мир: |

| |Животные». |

|Домашнее задание|Учебник, с. 60-62, 64-65, повторить текст на с. 46, 49. |

| | |

|Оценки за урок \|3 оценки за опрос; 3 оценки за познавательные задания; |

| |4-5 тетрадей на проверку. ^ |

| | |

Тежя.ологич.еская карта Л" 27

Тема урока

ПИЩЕВАРЕНИЕ, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

Планируемые ре-

зультаты живоТныГ^ узнают °5 особенностях пищеварения у различных групп

мо^уч^о^я мер" у^обГкТ. такие же отделы в -^Р-льной»^^ школьника

План урока

Методы обучения

Формы организации учебной деятельности

1. Актуализация знаний.

2- ^То^г^зГ" и3 важнейших процессов ————деятельности

3. Особенности питания и пищеварения одноклеточных организмов

4. Особенности пищеварения кишечно-полостных.

5. Усложнение процесса переваривания пищи у червей.

6. Органы пищеварительной системы у позвоночных.

7. Закрепление изученного материала.

Частично поисковый. Проблемный. Комбинированный урок.

Приемы деятельности учителя

Эвристическая беседа, организация работы с учебником обсужленир

изученного материала, анализ информации, кийком, оосуждение

Технологическая карта Л° 27 (продолжение)

|Тема урока |ПИЩЕВАРЕНИЕ, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ |

|Познавательные |1. Подумайте, что такое пищеварение? Это то же, что |

|задания |питание? Почему пища не может сразу усваиваться |

| |организмом? Где она изменяется и как? 2. Работая в |

| |группе, каждый читает и пересказывает текст учебника о |

| |пищеварении у одной группы животных. Выслушав все |

| |выступления, сделайте вывод об усложнении пищеварительной|

| |системы органов в ходе эволюции. 3. Рассмотрите рисунок |

| |учебника на с. 63, расскажите о пищеварительной системе |

| |собаки и ее функциях. |

|Организация |Обсуждают проблему, сравнивают процессы пищеварения, |

|деятельности |работают в группе, читают и пересказывают текст, |

|учащихся |рассказывают по рисунку. |

|Развитие умений |Обсуждать проблему, работать в группе, адекватно |

|учащихся |воспроизводить информацию, сравнивать и делать вывод. |

|Основные понятия |Пищеварение, пищеварительная система, рот, глотка, |

|и термины урока |пищевод, желудок, печень. Поджелудочная железа, кишечник,|

| |прямая кишка, анальное отверстие. |

|Источники |Основные: учебник, с. 63-64; таблицы о внутреннем |

|информации |строении животных, муляж системы органов пищеварения. |

|Домашнее задание |Учебник, с.63-64. |

|\ Оценки за урок |4—5 оценок за выполнение познавательных заданий. |

Планируемые результаты

Технологическая карта Л} 28 _________ПИЩЕВАРИТЕЛЬНЫЕ ФЕРМЕНТЫ

Учащиеся узнают о роли^ищеварительных ферментов в пишрвяпи тельном

процессе. Обобщают изученный материал, пищевари-

Личностная значи-

мостГиТуч^о^ в рот^олос1;: ТлГГстТ68^381"0"^™6' а углев0^ - У-е

школьника ес?ь сладкого д быстрого восстановления сил

рекомендуется по-

План урока

1. Актуализация знаний.

2. Ферменты пищеварительной системы, их роль.

3. Условия, необходимые для работы ферментов.'

4. Взаимосвязь всех процессов пищеварения.

5. Закрепление изученного материала (учебник, с. 66-67).

Методы обучения

Частично поисковый. Исследовательский.

[pic]

Приемы деятельности учителя

Организация повторения пройденного материала, лабораторной рабо-ты,

подготовка к обобщению изученного материала. ^"Риои раоо

^знавательныеза- 1. ^сда^о строенииТфункциях^^

оо дания ч 1____.

мере собаки.

Технологическая карта М 28 (продолжение)

ПИЩЕВАРИТЕЛЬНЫЕ ФЕРМЕНТЫ

Тема урока

Познавательные за- 2. Выполните лабораторную работу, пользуясь предложенной

инструкци-''—-•'- —'""""•» тоучтлум йрдппясности. Сделайте вывод о зна-

дания

.ОЫ1ЮЛНИТС лсид^ря.и^лА.у *^ д^*-^—.^, _-,.__-„

ей и соблюдая правила техники безопасности. Сделайте вывод о значении

ферментов и об условиях, необходимых для их работы.

3. Выполните задания в учебнике на с. 66-67.

Организация дея- Слушают и рецензируют устный ответ товарища, выполняют

лабора-тельности учащихся торную работу или смотрят демонстрацию опытов,

обсуждают результаты и делают вывод, показывают свои знания по изученной

теме.

Показывать свои знания, обсуждать результаты опытов, делать

Развитие умений учащихся

вывод.

Фермент, катализатор, слюна, желудочный сок, пищеварение, же

Основные понятия и термины урока

лезы.

Основные: учебник, с. 64, 66-67; лабораторное оборудование, портрет

Источники информации

И. П. Павлова.

Учебник, с. 58-67.

Домашнее задание Оценки за урок

2 оценки за устный ответ, 4 за выводы по опытам; 5-6 оценок за задания в

учебнике. I

[pic]

|Тема урока |ДЫХАНИЕ У РАСТЕНИЙ |

|Планируемые |Учащиеся расширяют и углубляют знания о дыхании у |

|результаты |растений, выясняют, в чем отличие дыхания от питания, |

| |узнают о значении дыхания. |

|Личностная |Растения дышат, как и человек, круглые сутки, потребляя |

|значимость |из воздуха кислород и выделяя углекислый газ, поэтому не |

|изучаемого для |стоит иметь в спальне много растений. |

|школьника | |

|План урока |1. Актуализация знаний. 2. Газообмен у цветковых |

| |растений. 3. Кинофрагмент «Дыхание у растений». 4. |

| |Дыхание одноклеточных и многоклеточных водорослей. |

| |Клеточный тип дыхания. 5. Дыхание и фотосинтез — два |

| |противоположных процесса в растительном организме. 6. |

| |Закрепление изученного материала (учебник, с. 72-73). |

|Методы обучения |Частично поисковый. Проблемный. |

|Формы |Комбинированный урок с демонстрацией опытов и |

|организации |кинофрагмента. |

|учебной | |

|деятельности | |

|Приемы |Организация беседы, демонстрация опытов и кинофрагмента |

|деятельности |«Дыхание у растений», беседа по вопросам к кинофрагменту,|

|учителя |постановка проблемы, подведение к выводу, эвристическая |

| |беседа. |

Технологическая карта Л? 29 (продолжение)

Тема урока

ДЫХАНИЕ У РАСТЕНИЙ

Познавательны^ 1. Подумайте, почему гибель рыб в аквариуме от недостатка

кислорода,

-_-——^^/^ ».. пптт^ ТТОТ.тДг»ТГО*3 ПРИНЯТИЯ НОЧЬЮ.

растворенного в воде, наиболее вероятна ночью.

2 Проанализируйте опыты и сделайте вывод о газообмене у

растений. ' 1. Почему в ходе опыта .Дыхание растений»

помутнела известковая

дания

вода?

2. Посмотрите на эллодею в пробирке. Какой вы можете

сделать вывод?

3. Пользуясь учебником (с. 68-69), объясните, ка1(ую роль

играет кислород в растительном организме.

4. Составьте в тетрадях логическую цепочку «Дыхание

растении».

®-

Белки Жиры Углеводы

5 Объясните, почему дыхание - важный признак жизни

растений. 3 Посмотрев кинофрагмент, подумайте и

объясните, какие особенности ' дыхания у орхидеи,

болотного кипариса. Какие приспособления имеют растения

для газообмена? 4. Заполните в тетради

таблицу._____________________________

|/ |ЗВВ——^ Ра.члич |не процессов |синтеза |

|'^^^^9ЯК^' | |дыхания и фото | |

| |Признак для |Фотосинтез |Дыхание |

| |сравнения | | |

| |Кислород |Выделяется |Поглощается |

| |Углекислый газ |Поглощается |Выделяется |

| |Органические |Накапливается |Расходуется |

| |вещества |ие: что |щессе дыхания с |

| |Вывод: |происходит в про |энерги- |

| |5. Выскажите свое |ается при | |

| |мнен ей, которая |фотосинтезе? | |

| |накаплив | | |

|Организация |Обсуждают |ы опытов, делают |смотрят |

|деятельности |результат отвечают|вывод ге к |кинофрагмент, осы,|

|учащихся |на поставленнь |кинофрагменту |сравнивают, |

| |ляют в тетради |вопр обосновывают|оформ-гической |

| |таблицу тают с |схему ло 1, |цепочки, рабо- |

| |текстом учебника |отвечают на | |

| | |вопросы. | |

|Развитие умений |Внимательно |, использовать |ую информацию в |

|учащихся |слушать ситуации, |полученн сунками |новой гака, |

| |работать с рис |и текстом учебн |сравнивать, |

| |стрировать опыты и|)стоятельно |демон-м выводы, |

| |само данном темпе,|делать по ни ь |работать в засти |

| |составлят |таблицу, |тетрадь. |

| | |аккуратно ве | |

|Основные понятия|Дыхание, устьица, |ечевички, |хание, клеточное |

|и термины урока |ч ние, дыхание |воздушное ды |дыха-ые корни. |

| |всей повер |хностъю тела, | |

| | |воздушн | |

|Источники |Основные: учебник,|68-69, 72-73; |«Устьице с |

|информации |с ми его клетками |таблица л», |окружающи-шие у |

| |кожиць нительные: |кинофрагмент |растений». |

| |А. И. Никиу тения;|«Дыха юв. |Допол-мков. П. Р. |

| |Каролина Янг. 0 |Справочник школы;|Ляхов. Рас-чись. |

| | |тгадывай, | |

| | |сравнивай, у» | |

Технологическая карта Л° 29 (продолжение)

Тема урока

ДЫХАНИЕ У РАСТЕНИЙ

Домашнее задание Учебник, с. 68, 72.

Оценки за урок

3 оценки за ответы на поставленные вопросы, 1 — за выводы по

кинофрагменту, 1 — за заполнение таблицы и 1 оценка за демонстрацию опытов

на уроке и объяснение выводов к ним.

Технологическая карта Л° 30

Тема урока ДЫХАНИЕ У ЖИВОТНЫХ

Планируемые результаты

Учащиеся расширяют и углубляют знания о дыхании у животных, выясняют

значимость дыхания и строение органов дыхания у животных.

Личностная значимость изучаемого для школьника

У птиц двойное дыхание, а у человека открывается «второе дыхание».

План урока

1. Актуализация знаний.

2. Лабораторная работа «Дыхание у животных».

3. Особенности строения органов дыхания у рыб, травяной лягушки, птиц,

млекопитающих, насекомых.

4. Дыхание одноклеточных организмов на примере амебы обыкновенной.

[pic]

5. Кинофрагмент «Дыхание у животных

6. Типы дыхания.

7. Кислород в организме животных.

8. Закрепление изученного материала (учебник, с. 72-73).

Методы обучения

Частично поисковый. Проблемный.

Формы организации учебной деятельности

Комбинированный урок. Лабораторная работа «Органы дыхания v животных ».

Приемы деятельности учителя

Организация лабораторной работы, беседы, постановка проблемы подведение к

выводу, эвристическая беседа, рассказ, демонстрация кинофраг-^о1"^

<<дыхание У животных», организация работы с учебником (с 68-о9, 70-71, 72-

73), работа с микроскопом, лупой, тетрадью, таблицами,

СХ6МЙ.МИ.

Познавательные задания

1. Пользуясь учебником (с. 68), изучите и объясните особенности строения

органов дыхания у насекомых. Ответьте на вопросы.

1. Где находятся дыхальца у насекомых?

2. Кто наблюдал и видел, что происходит с брюшком насекомых?

3. Значение дыхалец и трахей в дыхании.

2. На влажном препарате рассмотрите строение жабр у рыбы. Для этого

отделите одну жабру, положите ее в блюдце с водой. Изучите, пользуясь с.

70 учебника, особенности строения органов дыхания костистой рыбы, акулы,

омара. Ответьте на вопросы.

Тема урока

Технологическая карта Л" 30 (продолжение) ДЫХАНИЕ У ЖИВОТНЫХ

Познавательные задания

1. Почему жаберные лепестки ярко-красного цвета?

2. Как происходит процесс дыхания у рыбы?

3. Какое строение имеют жабры? Зарисуйте в тетради строение жабр костистой

рыбы. Чем они защищены? Что такое жаберные щели, объясните их значение.

Объясните понятие «внутренние жабры».

3. Понаблюдайте за лягушкой, у которой закрыт рот. Осторожно раскройте рот

при помощи пинцета. Почему лягушка с раскрытым ртом задыхается? Сделайте

вывод. Прочитайте об особенностях дыхания лягушки на с. 69 учебника. Как

вы понимаете, что такое легочное, кожное дыхание? Сделайте вывод об их

роли в жизни лягушки.

4. Найдите на с. 69 учебника ответ на вопрос: что такое двойное дыхание у

птиц?

Организация деятельности учащихся

Слушают рекомендации учителя по оформлению лабораторной работы в тетради,

обсуждают результаты опытов, рассматривают влажные препараты, делают

выводы, смотрят кинофрагмент и отвечают на вопросы, сравнивают и

анализируют схемы «Типы дыхания у животных», работают с текстом, схемами

учебника, отвечают на вопросы.

Развитие умений учащихся

Внимательно слушать, использовать полученную информацию в новой ситуации,

работать с рисунками и текстом учебника, сравнивать, объяснять особенности

дыхания у животных, демонстрировать опыты и самостоятельно делать по ним

выводы, работать в заданном темпе, аккуратно вести тетрадь.

Основные понятия и термины урока

Дыхальца, трахеи, наружные жабры, внутренние жабры, жаберные дуги, щели,

лепестки, крышки, легкие, кожное дыхание, легочное дыхание, клеточное

дыхание, дыхание всей поверхностью тела.

Источники информации

Основные: учебник, с. 68-73; таблицы «Внутреннее строение майского жука»,

«Простейшие организмы», «Внутреннее строение рыбы», «Внутреннее строение

птицы», «Внутреннее строение млекопитающих», кинофрагмент «Дыхание у

животных». Дополнительные: Дж. Даррелл. Перегруженный ковчег; М. М. Колтун.

Земля; П. Р. Ляхов. Насекомые; Каролина Янг. На поиски животных.

Домашнее задание

Учебник, с. 68-73. Подготовить сообщение по изученной теме. Зарисовать

схему газообмена у птиц.

Оценки за урок

1 оценка за выводы по кинофрагменту; 4 оценки за оформление лабораторной

работы в тетради; 1 оценка за демонстрацию опытов на уроке и объяснение

выводов к нему.

Технологическая карта Л? 31

[pic]

| |Тема урока |ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ДЫХАНИЕ» |

| |Планируемые |Учащиеся обобщают знания об особенностях строения и |

| |результаты |функциях органов дыхания у растении и животных. |

| |Личностная |При взаимодействии кислорода с органическими веществами |

| |значимость |выделяется энергия, которая обеспечивает процессы |

| |изучаемого для |жизнедеятельности. |

| |школьника | |

| |План урока |1. Дыхание у растений. 2. Дыхание у животных. 3. |

| | |Кинофрагменты «Дыхание у растений», «Дыхание у животных».|

| | |4. Дыхание живых организмов и окружающая среда. |

| |Методы обучения |Частично поисковый. Проблемный. |

| |Формы |Работа в группах. |

| |организации | |

| |учебной | |

| |деятельности | |

| |Приемы |Организация выступлений учащихся, демонстрация |

| |деятельности |кинофрагментов «Дыхание у растений», «Дыхание у |

| |учителя |животных», эвристическая беседа, обобщение по теме, |

| | |организация работы с учебником, дополнительной |

| | |литературой. |

| |Познавательные |Задание классу. Подумайте, проанализируйте ответы |

| |за-, дания |товарищей и в конце урока ответьте на вопросы и выполните|

| | |задания учебника на с. 72—73. |

Класс делится на 3 группы. Примерные вопросы для групп извлекаются из

«черного ящика». Если ученик не знает ответа, члены группы могут помочь ему

с ответом.

Вопросы для 1 и группы.

«Дыхание у растений»

1. Какое строение имеет устьице?

2. Как дышат растения?

3. Клеточное строение листа.

4. Как происходит газообмен через чечевички?

5. Что такое клеточное дыхание у растений?

6. Сделайте вывод о значении дыхания в жизни

растения.

7. Дайте пояснения к немому кинофрагменту «Дыхание у

растений». Вопросы для 2-й группы

«Дыхание у животных»

1. Трахейное дыхание — у кого оно встречается?

2. Легочное дыхание — в чем его преимущество? Примеры

животных, имеющих легочное дыхание.

3. Кожное дыхание, его особенности и значение.

4. Дыхание живых организмов в воде.

5. Строение внутренних жабр.

6. Дыхание одноклеточных организмов.

7. Вывод о сходстве процессов дыхания у растений и

животных.

|§ | |Технологическая карта Л° 31 (продолжение) | |

| |Тема урока |ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ДЫХАНИЕ» | |

| |Познавательные |8. Обсудите схему «Типы дыхания» на с. 72 учебника. 9. |—|

| |задания |Дайте пояснения к немому кинофрагменту «Дыхание у | |

| | |животных». | |

| | |Вопросы для 3-й группы «Дыхание живых организмов и | |

| | |окружающая среда» 1. Влияние окружающей среды на | |

| | |процессы дыхания. 2. Дыхание, здоровье человека и | |

| | |окружающая среда. | |

| |Организация |Отвечают на вопросы, выполняют задания на с. 72-73 | |

| |деятельности |учебника, сравнивают типы дыхания растений и животных. | |

| |учащихся |Обобщают, делают выводы и озвучивают кинофрагменты | |

| | |«Дыхание у растений», «Дыхание у животных», показывают | |

| | |имеющиеся знания. | |

| |Развитие умений |Внимательно слушать, работать с кинофрагментами, | |

| |учащихся |использовать имеющиеся знания, работать с таблицами, | |

| | |сравнивать, обобщать и самостоятельно делать выводы, | |

| | |работать в заданном темпе, работать с дополнительной | |

| | |литературой. | |

| |Основные понятия|Дыхание, органы дыхания растений, животных, типы | |

| |и термины урока |дыхания. | |

| |Источники |Основные: учебник, с. 68-73; таблицы, кинофрагменты | |

| |информации |«Дыхание у растений», «Дыхание у животных». | |

| |\ |Дополнительные: П.Р.Ляхов. Растения; Каролина Янг. | |

| | |Отгадывай, сравнивай, учись. | |

| | | | |

| |Домашнее задание|——————•—————————^^^^ | |

| |' | | |

|^ |1 |щен^ТпГтеме6^^^:"4"'0*0^^""7™0^-^^ | |

| |Оценки за урок с|ообщениГ738^^ | |

| | | | |

| | |'————-—————————————— | |

Технологическая карта Л? 32

Тема урока

ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ВЕЩЕСТВ В РАСТЕНИИ

Планируемые результаты

Личностная значимость изучаемого для школьника

План урока

Методы обучения

1. Актушизация знаний „ движении цитопл.амы (учебник, с. 74)

• р^^^^"^^^^^^^^ с„„-

3_3акрепление изученного материала (учебник, с. 74 и 75).

Частично поисковый.

Технологическая карта Л5 32 (продолжение)

|Тема урока |ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ВЕЩЕСТВ В РАСТЕНИИ |

|Формы организации|Комбинированный урок. Лабораторная работа «Строение |

|учебной |сосудисто-волокнистого пучка». |

|деятельности | |

|Приемы |Эвристическая беседа, организация работы с текстом |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 Собрание рефератов