Рефераты

Программа обучения + тесты по биологии для школы.zip"

|деятельности |учебника, просмотр кинофильма, лабораторная работа, |

|учителя |работы в тетрадях, подготовка ответов на вопросы. |

|Познавательные |1. Вспомните свойства и значение цитоплазмы в |

|задания |растительной клетке, в клетках животных и у простейших — |

|\ |используйте текст в учебнике на с. 74. |

| |2. Посмотрите фрагменты фильма «Передвижение органических|

| |веществ» и объясните роль воды в сосудах древесины и |

| |ситовидных трубках луба. |

| |3. Сравните передвижение веществ по стволу дерева с |

| |передвижением их по стеблю картофеля (учебник, с. 74 и |

| |75). Сделайте схему передвижения веществ в тетради. |

| |4. Рассмотрите микропрепарат «Сосудисто-волокнистый пучок|

| |ствола липы», сравните с рисунками учебника на с. 74 и |

| |75, срезом клубня картофеля, зарисуйте |

| |сосудисто-волокнистые пучки в тетрадь и подпишите |

| |рисунок. |

[pic]

6' ни^Г0"1100" учебника на с- 78 ^ания № 1. 2), с. 79 (зада.

[pic]

Развитие умений

учащихся

"^=™ ^^^;Т^^Г:Г,5^лиеа- ^———-"

Источники инфор-

1 ТТтя-т»

мации

ЙТо)" 74 и 75' "^"^^^^адания^Т^^

Домашнее задание

№ 1, 2, 7, 9).

6-7 оценок за познавательные задания.

Оценки за урок

Технологическая карта Л" 33

Тема урока

СТРОЕНИЕ КРОВЕНОСНОЙ СИСТЕМЫ У ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ

Планируемые результаты

Учащиеся узнают о функциях кровеносных сосудов, строении и функ

ции сердца животных и человека.

Необходимо избегать повреждения сосудов, сердце нужно

беречь (свое

Личностная значимость изучаемого для и чужое). школьника

План урока

1. Актуализация знаний о клетках крови, гемоглобине, гемолимфе, замкнутой и

незамкнутой кровеносных системах (учебник, с. 76).

2. Понятие о едином строении кровеносной системы у позвоночных животных,

функциях вен, артерий, капилляров, строении сердца и его

функциях.

3. Закрепление изученного материала (учебник, с. 76). Подготовить ответы на

вопросы на с. 78 (задания № 3, 4), с. 79 (рисунки).

Частично поисковый и проблемный.

Методы обучения

Комбинированный урок. Демонстрация диафильма и муляжей сердца.

Формы организации учебной деятельности

Приемы деятельности учителя

Эвристическая беседа о функциях сосудов крови, организация работы с

учебником и тетрадью, просмотр диафильма «Строение и работа сердца» ,

демонстрация муляжей сердца. |

/ Познавательные за- 1. Ответьте на вопросы в учебнике, с. 79 (№ 3, 4, 5),

с. 78 (№ 1—4).

( дания 2. Прочитайте текст учебника на с. 76 и назовите

функции вен, артерий | и капилляров. -^

' 3. Обсудите в группах, чем опасны повреждения

кровеносных сосудов. 4. Посмотрите диафильм «Строение и

работа сердца», сравните увиденное с муляжами сердца и

рисунками учебника на с. 77, сделайте в тетради схему

строения сердца.

Организация дея- Отвечают на вопросы, сравнивают, обсуждают, смотрят

диафильм и му-тельности учащихся ляжи сердца, зарисовывают схему.

Развитие умений учащихся

Умение работать в заданном темпе, слушать, обсуждать, сравнивать, делать

выводы, работать с демонстрационными материалами.

Основные понятия и термины урока

Артерии, вены, капилляры, сердце, предсердие, желудочек.

Источники инфор

мации

Основные: учебник, с. 76, 77; таблицы, диафильм, муляжи сердца.

Дополнительные: И. Д. Зверев. Хрестоматия для чтения по анатомии;

детская энциклопедия «Я познаю мир: Животные».

Домашнее задание

Учебник, с. 76 и 77, тест на с. 78, рисунки и термины на с. 79.

Оценки за урок

6-7 оценок за познавательные задания.

Технологическая карта № 34

ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ВЕЩЕСТВ В ЖИВОТНОМ ОРГАНИЗМЕ

Тема урока

Планируемые результаты

Учащиеся углубляют знания о клетках крови, узнают о гемоглобине,

гемолимфе, замкнутой и незамкнутой кровеносных системах.

Личностная значимость изучаемого для школьника

Употребление пищи, содержащей белок, фруктов и прогулки на свежем воздухе

необходимы для нормального функционирования клеток крови.

План урока

| |ных кровяных клеток, гемоглобине, гемолимфе, замкнутой и |

| |незамкнутой кровеносных системах. 3. Закрепление |

| |изученного материала (учебник, с. 74 и 75). Словарная |

| |работа (учебник, с. 79). |

|Методы обучения |Частично поисковый, проблемный. Почему кровь выполняет в |

| |организме дыхательную и защитную функции? |

|Формы |Комбинированный урок. Лабораторная работа «Строение |

|организации |клеток крови человека и лягушки». |

|учебной | |

|деятельности | |

|Приемы |Эвристическая беседа о гемоглобине, гемолимфе, |

|деятельности |организация просмотра диафильма «Строение и функции |

|учителя |крови», лабораторная работа «Строение клеток крови |

|\ |человека и лягушки», работа с текстом учебника на с. 76, |

| |работы в тетради. |

Познавательные задания

[pic]

1. Ответьте на вопросы учебника на с. 79 (1, 2, 6-10).

2. Посмотрите диафильм «Строение и функции крови» и сделайте вывод о связи

строения и функциях клеток крови.

3. Прочитайте текст в учебнике на с. 76 и ответьте на вопросы: «Что такое

гемоглобин и гемолимфа?» и «Чем отличается замкнутая кровеносная система

от незамкнутой?»

4. Обсудите друг с другом, для чего нужно употреблять в пищу мясо,

рыбу, фрукты, овощи и гулять на свежем воздухе. Как это связано с темой

нашего урока?

5. Посмотрите микропрепараты крови человека и лягушки, сравните их размеры

и сделайте рисунок в тетради. Сравните с рисунком в учебнике.

6. Сделайте в тетради схему замкнутой и незамкнутой кровеносных систем в

виде логической цепочки.

Организация деятельности учащихся

Обсуждают функции клеток крови, гемоглобина, гемолимфы, особенности

замкнутой и незамкнутой кровеносных систем. Смотрят диафильм,

микропрепараты клеток крови человека и лягушки, сравнивают их, работают в

определенном темпе и развивают монологическую речь.

Развитие умений учащихся

Уметь рассказывать, внимательно слушать, делать выводы, работать

с текстом учебника и рисунками, микроскопами, делать схематичные рисунки.

Основные понятия и термины урока

Замкнутая и незамкнутая кровеносные системы, красные и белые кровяные

клетки, плазма, гемоглобин, гемолимфа.

Технологическая карта Л" 34 (продолжение)^

Тема урока

Источники информации

ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ВЕЩЕСТВ В ЖИВОТНОМ ОРГАНИЗМЕ

Основные- учебник, с. 76; таблицы, микропрепараты крови, диафильм

Дополнительные: И.Д. Зверев. Хрестоматия; детская энциклопедия.

«Я познаю мир: Животные». _________________•————————

Домашнее задание

Учебник, с. 76, словарик на с. 79, вопросы на с. 79 (задания № 3. 6), с.

78 (задания .№ 1-4). _______________________

Оценки за познавательные задания (1-6)-

Оценки за урок

Технологическая карта Л° 35

Тема урока

ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ВЕЩЕСТВ В ОРГАНИЗМЕ»

Планируемые результаты

Учащиеся углубляют знания о корневом давлении у растений и

систематизируют знания о передвижении веществ в организмах растении и

животных.

Личностная значимость изучаемого для школьника

При пересадке растений нельзя стряхивать землю с корней. В жаркую погоду

растениям нужно больше воды.

|План урока |1. Актуализация знаний о функциях кровеносных сосудов, |

| |строении и структурах сердца человека (учебник, с. 77). |

| |2. Отличие в передвижении веществ у растений и животных, |

| |понятие о корневом давлении у растений, зависимость |

| |испарения от температуры воздуха, эволюция кровеносной |

| |системы и сердца у позвоночных животных. |

| |3. Тестирование по теме «Передвижение веществ у |

| |организмов». |

|Методы обучения |Проблемный. |

|Формы |Повторительно-обобщающий урок. |

|организации | |

|учебной | |

|деятельности | |

|Приемы |Эвристическая беседа, организация работы с текстом |

|деятельности |учебника на с. 77 и тетрадью, работа в группах, |

|учителя |тестирование. |

|Познавательные |1. Ответьте на вопросы учебника на с. 78 и с. 79. |

|задания |2. Прочитайте текст учебника на с. 77 о корневом |

| |давлении, сделайте схему и объясните сущность корневого |

| |давления. |

| |3. Обсудите в группах три вопроса, написанных на доске. |

| |1. Чем отличается передвижение веществ у растений от |

| |передвижения веществ у животных? 2. Можно ли при |

| |пересадке растений выдергивать их из почвы? 3. Почему на |

| |листьях растений, на траве можно увидеть капельки воды? |

Технологическая карта № 35 (продолжение)

Тема урока

ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ВЕЩЕСТВ В ОРГАНИЗМЕ»

Познавательные задания

4. Используя гербарий, найдите отличия в строении листьев растений влажных

и засушливых мест обитания.

5. Прочитав текст учебника на с. 77, постройте в тетради логическую цепочку

усложнения строения сердца у позвоночных животных.

6. Ответьте на задания теста, предложенного учителем.___________

Организация деятельности учащихся

По плану обосновывают ответ, делают выводы, сравнивают, работают в

группах, работают в заданном темпе, рисуют в тетради, выполняют тест.

___________

Развитие умений учащихся

Уметь рассказывать, слушать, сравнивать, составлять схемы, выполнять

тест, доказывать.

Основные понятия и термины урока

Корневое давление, корневые волоски, сосудисто-волокнистый пучок, сердце,

предсердие, желудочек.

Источники информации

Основные: учебник, с. 77; таблицы, рисунки, иллюстрации растении,

гербарий растений разных мест обитания. Дополнительные: детская

энциклопедия: «Я познаю мир: Медицина. Растения».______________

Учебник, с. 78, и задание на с. 79, термины.

Домашнее задание

4-5 оценок за работу в группах; провести тестирование всего класса.

1 Оценки за урок

Тема урока

[pic]

Технологическая карта Л" 36

ЗНАЧЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ВЫДЕЛЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ ЖИВОТНЫХ

Планируемые результаты

Учащиеся узнают особенности процессов выделения в организме животных,

систематизируют знания об организме как едином целом, его взаимосвязи с

окружающей средой.

Личностная значимость изучаемого для школьника

Понимание значения процессов выделения как защиты от вредного воздействия

ядовитых веществ.

План урока

1. Выделение как один из важнейших процессов жизнедеятельности.

2. Особенности выделения в организме одноклеточных животных.

3. Способы удаления продуктов распада у дождевого червя.

4. Особенности выделения у насекомых, связанные с наземным образом ясизни.

5. Выделительная система у позвоночных животных. Кожа, легкие, жабры

6. Взаимодействие выделительной системы с другими системами организма.

7. Закрепление изученного материала — с. 85 учебника.

Методы обучения

Формы организации учебной деятельности

Частично поисковый. Проблемный. Комбинированный урок.

Технологическая карта Л° 36 (продолжение)

|Тема урока |ЗНАЧЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ВЫДЕЛЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ ЖИВОТНЫХ |

|Приемы |Организация работы с учебником, видеофильмом, |

|деятельности |эвристической беседы, работы в группах, подготовка |

|учителя |обобщения, закрепление изученного. |

|Познавательные |1. Посмотрите видеофрагмент и ответьте на вопросы в |

|задания |учебнике на с. 85 (№ 1-5). Если нет видеофрагмента или |

| |диафильма, прочитайте и прокомментируйте текст в учебнике|

| |на с. 80-81, 83. |

| |2. Обсудите в группах. 1. Какая опасность грозит |

| |пресноводным простейшим в случае отсутствия у них |

| |сократительных вакуолей? 2. Почему сократительная вакуоль|

| |у морских одноклеточных редко сокращается или вообще |

| |отсутствует? |

| |3. Посмотрите рисунки в учебнике на с. 85 и распределите |

| |органы выделения по сложности их строения, выполните |

| |задания на с. 84. |

|Организация |Участвуют в беседе, смотрят видеофильм, работают с |

|деятельности |текстом, рисунками и заданиями учебника, обсуждают в |

|учащихся |группе познавательные задания. |

|Развитие умений |Внимательно слушать ответ товарища, работать с |

|учащихся |видеофильмом и рисунками, использовать имеющиеся знания, |

| |сравнивать, анализировать факты, выявлять черты |

| |приспособленности организмов к среде обитания. |

Основные понятия и термины урока

^бл^н ^^.^Р^^лъная вакуоль, выделительные канальцы, ^Т^ее^^^^^^^^

органы- системы органов' почка' ——————

Источники информации

Основные: учебник, с. 80, 81, 83, 84-85; видеофильм, открытки, слайды.

Дополнительные: детская энциклопедия: «Я познаю мир»; А Я Цин-гер.

Занимательная зоология. •

Домашнее задание

Учебник, с.80-82, 84-85.

Оценки за урок

4-5 оценок за работы в тетради; 2-3 - за выводы по видеофрагменту

^нТе^п^сГ'8 на с- ^^ 2 оценки за устный ответ и ^ополни

Технологическая карта № 37

Тема урока ЗНАЧЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ВЫДЕЛЕНИЯ

В ОРГАНИЗМЕ РАСТЕНИЙ И ГРИБОВ

Планируемые результаты

Учащиеся узнают о зависимости жизни растений от неживой приро-ды,

систематизируют знания по предыдущим темам курса.

Личностная значимость изучаемого для школьника

Нельзя использовать в пищу старые грибы.

Тема урока

Технологическая карта Л° 37 (продолжение)

ЗНАЧЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ВЫДЕЛЕНИЯ

Ю ПОПА ит»о»»»ч "• • "————--"-

В ОРГАНИЗМЕ РАСТЕНИЙ И ГРИБОВ

План урока

1. Актуализация знаний.

2. Особенности выделения у цветкового растения.

3. Роль пробки и древесины как накопителей продуктов обмена.

4. Способы освобождения организма растения от избытка воды и солей.

5. Листопад и его значение в жизни растений.

6. Закрепление изученного материала.

Методы обучения

Частично поисковый. Проблемный. Как растение

избавляется от ненужных веществ?

Формы организации учебной деятельности

Комбинированный урок.

Приемы деятельности учителя

Познавательные задания

Организация опроса, работы с научно-популярной литературой,

видеоматериалом, эвристическая беседа, постановка проблемы, решение

логических задач, задания творческого характера.

1. Выберите один конверт и выполните указанное в нем задание. На кон вертах

написано: простейшие, плоские черви, кольчатые черви, насекомые,

позвоночные. В конверте лежат вырезанные из старых учебников, брошюр,

статей термины, названия органов, описание их работы и др. Ученики должны,

вынув содержимое конверта, выбрать матери-

Организация деятельности учащихся

Развитие умений учащихся

Основные понятия и термины урока

1 алы, относящиеся к их теме, расположить их на листе бумаги. Когда

учащиеся выполнят работу, учитель дает им лист с правильным ответом.

Группы по очереди докладывают всему классу результаты своей работы.

2. Послушайте и выскажите свое мнение.

Мальчик с дедом решили сделать подарок писателю и продлить лето. Они

выкопали березу, посадили в кадку и поставили на веранде. В лесу

все листья пожелтели, а березка в кадке была зеленая. Все радовались, но

однажды-Как вы думаете, что произошло и почему?

3. Подумайте, зависит ли жизнь растений от неживой природы? Назовите

причины листопада. Прочитайте стихи об осени, послушайте музыку. Почему

и стихи и музыка немного грустные?

Отвечают на вопросы, смотрят видеофильм, обсуждают проблему, читают

стихи, делают выводы.

Внимательно слушать и рецензировать ответ товарища, выдвигать гипотезу,

использовать различные источники информации, анализировать и выявлять по

рисункам и схемам процессы, реализовывать межпредметные связи, использовать

личные впечатления от походов, экскурсий.

Гидатоды — водяные устьица, пробка, древесина, листопад, среда обитания,

длина дня, хлорофилл, пигменты, фенология.

Технологическая карта Л° 37 (продолжение)

|>-> |Тема урока |ЗНАЧЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ВЫДЕЛЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ РАСТЕНИЙ И | |

| | |ГРИБОВ | |

| | | | |

| |Источники |Основные: учебник, с. 81, 82, 83, 85 (№6 10). | |

| |информации |Дополнительные: видеофильм, гербарий, слайды; П. И. | |

| | |Чайковский. Времена года. Сентябрь; стихи, репродукции | |

| | |картин об осени, кбмпозиция «Осенний букет». | |

| |Домашнее задание|Учебник, с.81-85. | |

| | | | |

| |Оценки за урок |Оценки по усмотрению учителя. | |

| | |Технологическая карта Л° 38 | |

| |Тема урока |ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕВРАЩЕНИЕ ЭНЕРГИИ В ОРГАНИЗМЕ РАСТЕНИЯ| |

| | | | |

| |Планируемые |Учащиеся показывают знание изученного материала, | |

| |результаты |обобщают знания об обмене веществ. | |

| |Личностная |Живой организм — открытая система. | |

| |значимость | | |

| |изучаемого для | | |

| |школьника | | |

| |План урока |1. Опрос по изученному материалу. 2. Обмен веществ и | |

| | |энергии — общее свойство организмов. | |

| | | | |

|1 |3. |интез |значени|в |ществ и|евращен|энерги|

|^чяя^^^дв"^1^^^т|Фотос |я* его |е I |обмене |пр |ии |и. |

|вдя'^г^ |4. |почвенн|питания|ве этих|ссах. |ращении|ергии.|

| |Роль |ого яие|в |проце |ств и |эн | |

| |5. |и его |яачение|бмене |прев: | | |

| |Дыха! |31 |в о |веще | | | |

| |6. |ОСВЯЗЬ |цессов |ганизме| | | |

| |Взаим |Пр01 |в ор |. | | | |

|Методы обучения |Части |чно |вый. |темный.| | | |

| | |поиске |Пробл | | | | |

|Формы |Комби |юирован|и урок.| | | | |

|организации | |ны | | | | | |

|учебной | | | | | | | |

|деятельности | | | | | | | |

|Приемы |Орган |изация |оса, |пение |э1, |еская |а. |

|деятельности | |опр |состав^|схем! |ЭВрИСТИ|бесед | |

|учителя | | | | |Ч | | |

|Познавательные |1. |ьте по |ру на |е 5 |)в, |гате |ные |

|задания |Ответ!|выбо из|любь , |вопросе|вычеркн|выбран |воп- |

| |росы |таблицы|начерче|той на |е. | | |

| | | |н? |доек | | | |

| | |1 |2 |3 |4 |5 | |

| | |6 |7 |8 |9 |10 | |

| | |11 |12 |13 |14 |15 | |

| | |16 |17 |18 |19 |20 | |

| | |21 |22 |23 |24 |25 | |

| |1. Ка1|кие |и |ет |ная |а? | |

| |2. Что|функци |выполня|кровено|систем | | |

| |3. Чт |о такое|вь? |с и? | | | |

| | |кро о |состав | | | | |

| | |входит |кров | | | | |

| | |в | | | | | |

Технологическая карта № 38 (продолжение^

Тема урока

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕВРАЩЕНИЕ ЭНЕРГИИ В ОРГАНИЗМЕ РАСТЕНИЯ

Познавательные задания

4. Что такое гемолимфа?

5. Что придает крови красный цвет?

6. Какие сосуды называются артериями?

7. Какие сосуды называются венами?

8. Какие сосуды называются капиллярами? 9 Сколько отделов в сердце?

Назовите их.

10. Что значит «замкнутая» кровеносная система? У кого она встреча-

/^гррог

11. Как происходит транспорт веществ у растений?

12. Какое строение имеет устьице?

13. Где располагаются устьица, чечевички?

И. По каким сосудам растения передвигается вода?

15. Как передвигаются органические вещества?

16 Что и как всасывают корневые волоски?

17' Чем представлены органы выделения у одноклеточных животных?

18 Какие органы выделения имеются у червей и насекомых/

19. Что еще, кроме почек, является органами выделения у позвоночных

животных?

20. Какие функции выполняют почки?

21. Чемотличается первичная моча от вторичной?

|. — — — — |22. Чем представлена выделительная система у рястрдий?^ '|

|..—————-—"•• ••"|23. Какое значение имеет листопад? ^бЧЩЖ 24. Почему не |

|- •••—^-^^^- - |стоит собирать и употреблять в пищу старые грибы? 25. |

| |Почему листья растений осенью изменяют окраску? |

| |2. Используя личный опыт, расскажите, какими признаками |

| |мы характеризуем живой организм. Является ли живой |

| |организм открытой системой? Как вы это понимаете? |

| |3. Составьте схему обмена веществ, используя предложенные|

| |карточки. |

| |Растение Свет Энергия Кислород Углекислый газ Вода |

| | |

| |Минеральные соли Органические вещества Дыхание Фотосинтез|

| | |

| |Сверьте свою схему со схемами в учебнике (с. 86-87). |

|Организация |Выбирают любые номера вопросов и отвечают на них, |

|деятельности |обсуждают проблему, составляют схему, делают выводы. |

|учащихся | |

|Развитие умений |Давать четкие и краткие ответы, быстро ориентироваться в |

|учащихся |ситуации, обсуждать проблему, анализировать и |

| |синтезировать. |

|Основные понятия|Обмен веществ, фотосинтез, дыхание, энергия, вода, |

|и термины урока |кислород, углекислый газ, органические и неорганические |

| |вещества, хлорофилл, свет. |

|Источники |Основные: учебник, с. 86-87; таблица, кинофрагмент, |

|информации |растения, набор карточек. |

Технологическая карта Л° 38 (продолжение)

|Тема урока |ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕВРАЩЕНИЕ ЭНЕРГИИ В ОРГАНИЗМЕ |

| |РАСТЕНИЯ |

|Домашнее задание|Учебник, с. 86-87. |

| | |

|Оценки за урок |5 оценок за ответы на вопросы по выбору; 2-3 оценки за |

| |познаватель ные задания. |

Технологическая карта •,№ 39

Тема урока

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕВРАЩЕНИЕ ЭНЕРГИИ В ОРГАНИЗМЕ ЖИВОТНЫХ

Планируемые результаты

Учащиеся узнают особенности обмена веществ и превращения энергии в

организме животных.

Личностная значимость изучаемого для школьника

Выловленная рыба бьется в руках человека, так как они для нее горячие.

План урока

1. Актуализация знаний.

2. Этапы осуществления обмена веществ и превращения энергии в организме

животных.

3. Холоднокровные и теплокровные животные.

4. Цепи и сети питания.

5. Сравнение обмена веществ у растений и животных.

6. Закрепление изученного материала (учебник, с. 90-91).

Методы обучения Частично поисковый. Проблемный.

Формы организации учебной деятельности

Комбинированный урок.

Приемы деятельности учителя

Организация работы с текстом, рисунками и схемами учебника, эвристическая

беседа, обобщение изученного.

Познавательные задания

1. Проверьте правильность составленных вашими товарищами на доске схем

обмена веществ у растений и животных.

2. Объясните, почему одних животных называют холоднокровными, а других —

теплокровными. Какие преимущества дает животным постоянная температура

тела?

3. Составьте цепь (сеть) питания на примере животных, изображенных в

учебнике на с. 88-89.

4. Сравните обмен веществ у растений и животных, рассмотрев схемы в

учебнике на с. 90.

Организация деятельности учащихся

Анализируют схемы, составленные одноклассниками, участвуют в беседе,

составляют цепь (сеть) питания, работают с рисунками и заданиями учебника.

Технологическая карта Л° 39 (продолжение)

|0 |Тема урока |ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕВРАЩЕНИЕ ЭНЕРГИИ В ОРГАНИЗМЕ ЖИВОТНЫХ| |

| | | | |

| |Развитие умений |Графически представлять информацию, анализировать, | |

| |учащихся |использовать имеющиеся знания и межпредметные связи, | |

| | |составлять логические цепочки. | |

| |Основные понятия|Цепь (сеть) питания, холоднокровные и теплокровные | |

| |и термины урока |животные, обмен веществ, поток энергии. | |

| |Источники |Учебник, с. 87-91; схемы, таблицы животных. | |

| |информации | | |

| |Домашнее задание|Учебник, с.87-91. | |

| | | | |

| |Оценки за урок |8-10 оценок за выполнение заданий № 1-4. | |

| | |Технологическая карта № 40 | |

| |Тема урока |ОПОРНЫЕ СИСТЕМЫ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ ОРГАНИЗМА | |

| |Планируемые |Учащиеся углубляют свои знания об опорной системе, ее | |

| |результаты |роли в жизни живых организмов. | |

| |Личностная |Мел, которым мы пишем на доске,— это спрессованные | |

| |значимость |скелеты морских простейших организмов. | |

| |изучаемого для | | |

| |\ тколглтика | | |

| | | | |

| | | | |

|^%!|/ Плац урока •.„|1. Актуализация знаний из курса природоведения. 2. | |

|^У | |Разнообразие опорных систем, их функции. 3. Скелетные | |

| |„ . -г-в-ч-ви? |образования у одноклеточных организмов. 4. Наружный и | |

| |ЗДЙ^ЙЯИЙЯ^Е |внутренний скелеты многоклеточных организмов. | |

| |^•МЙЯЯЯНЯк' |5. Особенности наружных скелетов моллюсков и | |

| | |членистоногих, связанные с условиями обитания. | |

| | |6. Закрепление изученного материала. | |

| |Методы обучения |Частично поисковый. Проблемный. У всех ли животных есть | |

| | |скелет? | |

| |Формы |Вводный урок. Работа в группах. | |

| |организации | | |

| |учебной | | |

| |деятельности | | |

| |Приемы |Организует повторение, обсуждение проблемы урока, работу| |

| |деятельности |в гоуп-пах, рассказ. "• >. .1 уу | |

| |учителя | | |

|»— |Познавательные |1. Используя знания из курса природоведения, вспомните, | |

|(0 |задания |что такое опорная система, что в нее входит, какое | |

|•-•|.... |значение она имеет. | |

| | |2. Подумайте, у всех ли животных есть скелет. Ответ | |

| | |обоснуйте, приведите примеры. | |

| | |3. Рассмотрите коллекции (рисунки) животных. Какие у них| |

| | |опорные системы? Какое они имеют значение? Как это | |

| | |связано с условиями их жизни? | |

| | |4. Какие утверждения верны? Учебник, с. 96 (№ 1-5). | |

|1-1 | |Технологическая карта Л° 40 (продолжение) | |

|14 | | | |

|ЬЭ |Тема урока |ОПОРНЫЕ СИСТЕМЫ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ ОРГАНИЗМА | |

| |Организация |Повторяют ранее изученное, обсуждают проблему урока, | |

| |деятельности |слушают рассказ учителя об одноклеточных животных, | |

| |учащихся |выполняют работу в группе, отвечают на вопросы в | |

| | |учебнике, работают с рисунками и коллекциями. | |

| |Развитие умений |Использовать межпредметные связи, высказывать и | |

| |учащихся |обосновывать свое мнение, привлекать информацию из | |

| | |дополнительных источников, работать в группе, | |

| | |устанавливать причинно-следственные связи, | |

| | |классифицировать, задавать уточняющие вопросы. | |

| |Основные понятия|Опорная система, внутренний и наружный, известковый и | |

| |и термины урока |хитиновый, рогоподобный скелеты, моллюски, | |

| | |членистоногие, морские одноклеточные животные. | |

| |Источники |Основные: учебник, с. 92-93, 94; коллекции или рисунки | |

| |информации |животных с разными видами опорных систем, видеофрагмент | |

| | |о многообразии животных. | |

| |Домашнее задание|Учебник, с. 92-94. Экскурсия с родителями в | |

| | |зоологический музей, ботанический сад или оранжерею по | |

| | |теме урока. | |

| |Оценки за урок |5-6 оценок за выполнение познавательных заданий. | |

| | | | |

| |- |Технологическая карта Л° 41 | |

| |Тема урока |ОПОРНЫЕ СИСТЕМЫ ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ | |

| |Планируемые |Учащиеся углубляют свои знания об опорной системе | |

| |результаты |животных и растений. * | |

| |Личностная |Хорошая осанка — это красота и здоровье. | |

| |значимость | | |

| |изучаемого для | | |

| |школьника | | |

| |План урока |1. Проверка знаний о разнообразии и функциях опорных | |

| | |систем. 2. Внутренний скелет позвоночных, его отделы и | |

| | |функции. 3. Хрящевая и костная ткань. 4. Лабораторная | |

| | |работа «Строение костей». 5. Опорные образования у | |

| | |растений. Механическая ткань и ее расположение в органах| |

| | |растений. 6. Закрепление изученного материала (учебник, | |

| | |с. 96-97). | |

| |Методы обучения |Проблемный. Какие преимущества дает животным наличие | |

| | |внутреннего скелета? | |

| |Формы |Комбинированный урок. Лабораторная работа «Строение | |

| |организации |костей». | |

| |учебной | | |

| |деятельности | | |

|1-' |Приемы |Проверка домашнего задания, постановка и обсуждение | |

|М М |деятельности |проблемы, организация лабораторной работы, демонстрация | |

| |учителя |микропрепаратов, эвристическая беседа. | |

Технологическая карта №41 (продолжение)

ОПОРНЫЕ СИСТЕМЫ ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ

Тема урока

Познавательные задания

Скелет насекомых образован

питан минеральными солями и образует

1. Выполните предложенные вам задания.

1 В первые годы жизни раки линяют часто, а с пятилетнего возрас-' та - не

чаще чем раз в год, а потом и вовсе перестают линять. Чем

это можно объяснить?

2. Найдите соответствие между органом и системой органов.

1. Опорная система.

2. Выделительная система.

3. Пищеварительная система.

а) Кишечник;

б) глотка;

в) почка;

г) сердце;

д) трахеи;

е) панцирь хитиновый;

ж) раковина;

з) желудок. Назовите функции опорной системы.

3. Впишите пропущенные слова.

Различают два главных типа скелета — Раковины

состоят из

, они тяжелые. . У раков и крабов он про-. К скелету крепятся

| |и , он служит . придает определенную |

| |, защищает от |

| |2. Посмотрите видеофрагмент и сравните, как двигаются |

| |пиявка и рыба. Какие преимущества дает внутренний скелет?|

| |Назовите отделы скелета позвоночных животных. |

| |3. Рассмотрите в микроскоп препараты хрящевой и костной |

| |тканей (можно использовать таблицу). Как изменяется |

| |соотношение этих тканей в скелете с возрастом? |

| |4. Рассмотрите предложенные кости животных. Определите, |

| |чьи это кости, как называются. Разделите их на группы по |

| |размерам, строению. Пользуясь рисунком учебника, назовите|

| |части кости, сделайте в тетради рисунок «Строение кости»,|

| |подпишите его. |

| |8. Подумайте, что придает прочность растению, ведь ствол |

| |дерева достигает нескольких десятков метров, выдерживает |

| |порывы ветра, корни удерживают растение в почве, плоды |

| |унизывают ветви при больших урожаях. Рассмотрите в |

| |микроскоп препарат механической ткани, жилкование старого|

| |листа, веточку дерева. Сделайте вывод об опорной системе |

| |у растений. |

|Организация |Отвечают по домашнему заданию, обсуждают проблему урока, |

|деятельности |рассматривают микропрепараты и кости, сравнивают их, |

|учащихся |делают рисунок в тетради, работают с раздаточным |

| |материалом, делают вывод. |

|Развитие умений |Наблюдать, систематизировать, обсуждать, делать учебный |

|учащихся |рисунок, работать с микроскопом, сотрудничать. |

Технологическая карта Л° 41 (продолжение)

|Тема урока |ОПОРНЫЕ СИСТЕМЫ ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ |

|Основные понятия|Опорная система, скелет, хрящевая, костная, механическая |

|и термины урока |ткани. |

|Источники |Основные: учебник, с. 93-95, 96-97; таблицы, скелеты |

|информации |позвоночных животных, кости птицы и мелких млекопитающих,|

| |старые листья (жилкование), растение с деревянистым |

| |стеблем, микропрепараты костной, хрящевой, механической |

| |тканей, микроскопы, кинофрагмент «Внешнее строение рыбы».|

| | |

|Домашнее задание|Учебник, с.93-97. |

| | |

|Оценки за урок |3 оценки за домашнее задание; 4-5 оценок за выполнение |

| |познавательных заданий; 4-5 тетрадей на проверку. |

Технологическая карта Л" 42

Тема урока

движение

Планируемые результаты

Учащиеся узнают основные способы движения, углубляют свои представления о

способах передвижения организмов.

Личностная значимость изучаемого для школьника

Движение — это здоровье. В организме человека встречаются все способы

движения (мышечное, амебоидное, ресничное, жгутиковое).

План урока

Методы обучения

1. Актуализация знаний.

2. Движение - одно из главных свойств живых организмов. о. «элементы

лвижочт.гс, ,, „„„„„„—"

3. Элементы движения у растений.

4. Разнообразие способов движения у животных

5. Лабораторная работа «Движение инфузории и дождевого червя»

7 приспособления к передвижению животных в различных условиях

7_3акрепление^изученного материала(учебник, с. 108-109)

Частично поисковый. Проблемный.

Формы организации учебной деятельности

Приемы деятельности учителя

и Д^оТоТе^Грг ^р^аТ" работа <движение Ин^30^ Т^уппах41^3'^^

Работы Учебником"

Познавательные задания

1. Назовите основные признаки живого.

2. Подумайте, какие типы движения существуют в ппипп^р v -них наиболее

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 Собрание рефератов