Рефераты

Программа обучения + тесты по биологии для школы.zip"

распространен и почему? природе. Какой из

3. Рассмотрите рисунки в учебнике на с. 98-99 Понайтгшл»»™

нием живых организмов. Сделайте вывод понаблюДайте за движе-

Технологическая карта Л° 42 (продолжение)

Тема урока

движение

Организация деятельности учащихся

Применяют имеющиеся знания, обсуждают проблему урока, работают с

рисунками учебника на с. 98-99, выполняют лабораторную работу, делают

вывод, работают в одной из 4 групп по темам: «Передвижения в воде»,

«Передвижения в воздухе», «Передвижения по суше», «Рекорды движения»,

кратко докладывают о результатах, делают вывод о роли естественного отбора

в эволюции.

Развитие умений учащихся

Использовать имеющиеся знания, работать в заданном темпе с материалами

учебника, живыми объектами, в группе.

Основные понятия и термины урока

Способы движения: амебоидное, жгутиковое, ресничное, мышечное. Животные:

стопоходящие, пальце ходящие, копытные. Реактивное дви

жение.

Источники информации

Основные: учебник, с. 98-100; таблицы, микроскоп, культура инфузорий,

дождевые черви, предметные стекла, растение с листьями, повернутыми к

свету. Дополнительные: видеофрагмент о движении, цветочные часы.

Домашнее задание

Учебник, с. 98-100, 105. Если не успели в классе, закончить дома работу

по способам передвижения.

Оценки за урок 6—7 оценок за выполнение познавательных заданий.

[pic]

[pic]

Технологическая карта Л? 43

РЕГУЛЯЦИЯ ПРОЦЕССОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМА

___________ РАЗДРАЖИМОСТЬ

Планируемые результаты

Личностная значимость изучаемого для школьника

План урока

Если организм живоЙ-^он-отвечает^а-раздр^^

'- ^Тразличны^ови^^ 2. Раздражимость-свойство живых организмов.

соТ^нь!" эндокринной сист- " р-уляции жизненных процес-

4. Особенности регуляции процессов у одноклеточных животных

5. Типы нервной системы у беспозвоночных животных о. .виды рефлексов.

7. Закрепление изученного материала.

Методы обучения

Формы организации учебной деятельности

Частично поисковый. Проблемный. Вводный урок.

Технологическая карта Л° 43 (продолжение)

Тема урока

РЕГУЛЯЦИЯ ПРОЦЕССОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМА. РАЗДРАЖИМОСТЬ

Приемы деятельности учителя

Предоставление группам возможности для отчета, эвристическая беседа,

рассказ, организация работы с учебником, составление схем в тетради.

Познавательные задания

1. Сделайте сообщение о способах передвижения животных в разных условиях

обитания по результатам работы в группах на прошлом уроке и

самостоятельной работы дома.

2. Подумайте и дайте ответы на вопросы заданий.

1. Эвглена зеленая всегда плывет из темной в более освещенную часть

водоема, инфузория-туфелька переплывает по «мостику» из капли соленой

воды в каплю чистой воды. Что общего между этими явлениями?

2. У гидр в водоемах почти нет врагов. Если рыба схватит гидру, то

мгновенно выпустит ее. Почему?

3. Выслушайте рассказ учителя и составьте схемы регуляции работы

организмов, типов нервной системы и видов рефлексов. Ответьте на вопросы.

Что такое раздражимость, таксис, тропизм, рефлекс условный, безусловный? У

каких животных встречается сетчатая нервная система, нервная цепочка? Чем

отличается нервная регуляция от эндокринной? Какая из них древнее?

Организация деятельности учащихся

Представитель группы делает сообщение, другие группы задают уточняющие

вопросы, обсуждают проблему урока, слушают рассказ учителя и вместе с ним

составляют схемы, отвечают на вопросы по терминам, делают вывод о регуляции

процессов жизнедеятельности, решают творческие задачи.

Развитие умений учащихся

Публично выступать, обсуждать проблемы, внимательно слушать, выделять и

фиксировать нужную информацию, адекватно воспроизводить информацию.

Основные понятия и термины урока

Раздражимость, тропизм, таксис, рефлекс условный и безусловный, инстинкт,

нервная регуляция и эндокринная, сетчатая нервная системы, нервная цепочка.

Источники информации

Основные: учебник, с. 110-113; таблицы, диафильм, живые объекты,

комнатное растение с листьями, повернутыми к свету, демонстрация опытов,

видеофрагментов по теме.

Домашнее задание

Учебник, с. 110-113. Понаблюдать за домашними животными, подобрать

примеры условных рефлексов, поделиться опытом выработки условных рефлексов.

Оценки за урок

4 оценки за домашнее задание; 2-3 оценки за задания № 2-4; 4-5 тетрадей

на проверку.

Технологическая карта Л" 44

Тема урока

РЕГУЛЯЦИЯ ПРОЦЕССОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ

С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ

Планируемые ре

зультаты

Личностная значимость изучаемого для

Учащиеся узнают особенности нервной системы позвоночных живот

ных, ее функции.

Вырабатывая у домашних животных условные рефлексы, мы делаем

наше общение с ними интереснее.

школьника

План урока

1. Опрос по домашнему заданию.

2. Общий план строения нервной системы у позвоночных животных.

3. Особенности строения и функции спинного мозга.

4. Строение головного мозга. Усложнение его организации в ходе эволюции.

5. Функции нервной системы.

6. Закрепление изученного материала (учебник, с. 120).

Методы обучения

Частично поисковый.

Комбинированный урок.

Формы организации учебной деятельности

Организация повторения, рассказ с использованием рисунков учебника,

диафильма, наблюдений учащихся.

Приемы деятель-\ ности. учителя

Познавательные задания

1. Ответьте на любые 5 вопросов, вычеркните выбранные вопросы из таблицы,

начерченной на доске.

10

11 12 13 14 15

16 17 18 19 20

1. Как называется ответ организма на воздействие окружающей среды?

2. Как называется реакция организма на воздействие окружающей среды у

растений? /

8. Как называется ответ на раздражение у простейших?

4. Как называется ответ на раздражение у тех, кто имеет нервную систему?

5. Чем воспринимает раздражение инфузория?

6. Какой тип нервной системы у гидры?

7. Какой тип нервной системы у дождевого червя?

8. Какой тип нервной системы у насекомых, моллюсков?

9. Что такое рефлекс?

10. Какие бывают рефлексы?

11. Приведите пример врожденного рефлекса.

12. Приведите пример приобретенного рефлекса.

13. Какие 2 системы управляют работой организма?

14. Как называется самый большой нервный узел у дождевого червя?

Технологическая карта Л" 44 (продолжение)

|Тема урока |РЕГУЛЯЦИЯ ПРОЦЕССОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЗВОНОЧНЫХ |

| |ЖИВОТНЫХ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ |

|Познавательные |15. Какие отделы нервной системы дождевого червя |

|задания |находятся в его передней части? 16. Почему у дождевого |

| |червя нервная цепочка располагается на брюшной стороне |

| |тела? 17. Какие функции выполняет нервная система? 18. |

| |Какие органы чувств воспринимают раздражения внешней |

| |среды? 19. Есть ли условные рефлексы у беспозвоночных |

| |животных? 20. Разумны ли пчелы, муравьи? 2. Внимательно |

| |выслушайте рассказ учителя об особенностях строения |

| |нервной системы позвоночных животных, сделайте |

| |необходимые записи в тетради. Ответьте на следующие |

| |вопросы. Где располагается нервная система? Что относится|

| |к периферической нервной системе? Какое строение имеет |

| |центральная нервная система? Какие функции она выполняет?|

| |Приведите примеры условных и безусловных рефлексов. |

|Организация |Отвечают на вопросы, слушают рассказ учителя, |

|деятельности |рассматривают рисунки или модель нервной системы в целом,|

|учащихся |головного мозга, делают записи в тетради, приводят |

| |примеры, отвечают на вопросы по изученному на уроке |

| |материалу. |

|Развитие умений |Давать четкие ответы, внимательно слушать, анализировать,|

|учащихся |представлять информацию в виде схем, привлекать личный |

| |опыт, приводить примеры из дополнительных источников |

| |информации. |

Основные понятия и термины урока

Центральная и периферическая нервные системы, нервы, нервные излы

^р^и^Г2' продолговатый' ——————— <^-. п^уТо.-

Источники информации

ты^Т"''' учебник' с- ^-Пб; таблицы, муляжи, влажные препараты диафильм,

животное, демонстрирующее условный и безусловныйТй-лексы. Дополнительные:

видеофрагмент о поведении животных

Домашнее задание

Оценки за урок

Учебник, с. 114-115. Сообщение о щитовидной железе и гипофизе.

4 оценки за домашнее задание, 2-3 оценки по новому материалу зд

интересные примеры условных рефлексов, материалу, за

Технологическая карта № 45

Тема урока

ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА И ЕЕ РОЛЬ В РЕГУЛЯЦИИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЗВОНОЧНЫХ

ЖИВОТНЫХ

Планируемые результаты

Учащиеся узнают об эндокринной системе, о железах внутренней сек-реции,

гормонах, их роли в регуляции процессов жизнедеятельней

Личностная значимость изучаемого для школьника

Гормональные лекарства можно применять только по назначению врача.

Технологическая карта Л° 45 (продолжение)

|Тема урока |ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА И ЕЕ РОЛЬ В РЕГУЛЯЦИИ |

| |ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ |

|План урока |1. Опрос по изученному материалу. 2. Эндокринная система |

| |и входящие в ее состав железы внутренней секреции. . 3. |

| |Гормоны, их влияние на процессы жизнедеятельности. 4. |

| |Щитовидная железа и гипофиз. 5. Особенности регуляции |

| |эндокринной системы. 6. Закрепление изученного материала.|

| | |

|Методы обучения |Частично поисковый. Проблемный. Почему гормоны раньше |

| |называли секретами? |

|Формы |Комбинированный урок. |

|организации | |

|учебной | |

|деятельности | |

|Приемы |Организация опроса по домашнему заданию, рассказ, |

|деятельности |демонстрация диафильма, сообщения учащихся, подведение |

|учителя |итогов урока. |

|Познавательные |1. Выполните предложенные задания. 1. Найдите |

|задания |соответствие между органом и функцией. 1. Спинной мозг. |

|1 |2. Нерв. 3. Нервное окончание. |

4. Мозжечок.

5. Передний мозг.

а) Координация движений;

б) образование условных рефлексов;

в) центры зрения, слуха;

г) чувствительно-двигательные;

д) безусловные рефлексы;

е) восприятие раздражения;

ж) проведение нервного импульса.

2. Найдите соответствие между органом и системой

органов.

1. Мозжечок.

2. Черепно-мозговые нервы.

3. Передний мозг.

4. Нервные узлы.

5. Продолговатый мозг.

6. Спинномозговые нервы.

7. Нервные окончания.

8. Спинной мозг.

а) Центральная нервная система;

б) периферическая нервная система.

3. Покажите по таблице, где располагаются органы нервной

системы. Какие функции выполняет нервная система?

Какие изменения произошли в ее строении и функциях у

позвоночных животных в ходе эволюции?

1. Что вы знаете об эндокринной системе, ее роли в

организме, о гормонах? Что вы хотели бы узнать по этой

теме?

[pic]

Технологическая карта Л? 45 (продолжение)

|Тема урока |ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА И ЕЕ РОЛЬ В РЕГУЛЯЦИИ |

| |ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ |

|Познавательные |3. Выслушайте сообщения одноклассников и запишите в |

|задания |тетрадь: название железы, выделяемые гормоны, их влияние |

| |на организм. |

| |4. Чем отличается регуляция работы организма эндокринной |

| |системой от регуляции работы организма нервной системой? |

| |5. Ответьте на вопросы. Что такое железа внутренней |

| |секреции? Какие железы внутренней секреции вы знаете? Что|

| |такое гормон? Чем отличается регуляция гормонами от |

| |нервной? Какая регуляция более древняя? Можно ли |

| |применять гормональные препараты без назначения врача? |

|Организация |Выполняют задания по материалу предыдущего урока, |

|деятельности |обсуждают проблему, предлагают для изучения интересующие |

|учащихся |их темы, слушают доклады, делают записи в тетради, делают|

| |вывод и отвечают на вопросы по уроку. |

|Развитие умений |Анализировать, использовать личный опыт, предлагать для |

|учащихся |изучения интересующие проблемы, внимательно слушать, |

| |выделять главное, адекватно воспроизводить информацию. |

|Основные понятия |Эндокринная система, железы внутренней секреции, гормоны,|

|и термины урока |щитовидная железа, гипофиз. |

Источники информации

Домашнее задание

Основные: учебник, с. 116; таблицы, кинофрагмент, диафильм.

Дополнительные: литература по теме.

Учебник, с.116, 120-121.

Оценки за урок

3 оценки за домашнее задание; 2 урока; 4-5 тетрадей на проверку.

за сообщения; 1-2 оценки по ходу

Технологическая карта № 46

Тема урока

РЕГУЛЯЦИЯ ПРОЦЕССОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У РАСТЕНИЙ

Планируемые результаты

нос^иТра^тен^Й8107 ° механизмах Р^япия процессов жизнедеятель-

Личностная значимость изучаемого для школьника

Растения реагируют на наше к ним отношение.

План урока

1. Актуализация знаний.

2. Ростовые вещества у растений, места их образования, влияние на обмен

веществ растений, их рост и развитие.

3. Связь процессов жизнедеятельности растений с условиями окружающей среды.

4. Повторение и обобщение изученного материала (учебник, с. 120-121).

Технологическая карта № 46 (продолжение)

РЕГУЛЯЦИЯ ПРОЦЕССОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У РАСТЕНИЙ

Тема урока

Методы обучения

Проблемный. Как регулируется жизнедеятельность растений, ведь у них нет

нервной системы?

формы организации учебной деятельности

Обобщающий урок.

Организует повторение и обобщение материала, обсуждение

проблемы.

Приемы деятельности учителя

Познавательные задания

1. Какими системами регулируется работа организма у животных? У растений? В

чем сходство и различие в их регуляции?

2 Прочитайте текст учебника на с. 116-117, рассмотрите рисунки и, ис-'

пользуя свой личный опыт, ответьте на проблемный вопрос урока. Подумайте,

где вы сможете применить полученные знания?

3. Прочитайте четверостишие.

В весенний день мальчишка злой Пронзил ножом кору березы, И

капли сока, точно слезы, Текли прозрачною струёй.

Ф. Сологуб

Какие факторы окружающей среды влияют на жизнь растения?

|Организация |Кратко повторяют ранее изученный материал, обсуждают |

|деятельности |проблему урока, используя текст учебника и личный опыт, |

|учащихся |продумывают, как условия окружающей среды влияют на |

| |растения, выполняют задания в учебнике на с.120-121. |

|Развитие умений |Обсуждать проблему, работать с текстом и рисунками |

|учащихся |учебника, использовать имеющиеся знания, работать в |

| |заданном темпе, анализировать, сравнивать, устанавливать |

| |причинно-следственные связи. |

|Основные понятия|Ростовые вещества, гормоны, регуляция процессов |

|и термины урока |жизнедеятельности, нервная и гуморальная регуляция у |

| |животных. |

|Источники |Основные: учебник, с. 116-117; результаты опыта, слайды |

|информации |видов парков. Дополнительные: описание парка, |

| |яровизированный картофель, прищипка и пикировка корней |

| |рассады цветковых растений. |

|Домашнее задание|Учебник, с.116-117, 120-121. |

| | |

|Оценки за урок |По усмотрению учителя. |

Технологическая карта М 47

|Тема урока |РАЗМНОЖЕНИЕ, ЕГО ВИДЫ. БЕСПОЛОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ |

|Планируемые |Учащиеся углубляют знания об особенностях и способах |

|результаты |размножения, оценивают значение бесполого размножения. |

|Личностная |При бесполом размножении сохраняются признаки сорта, |

|значимость |можно быстро получить большое количество потомков, даже |

|изучаемого для |от одного организма. |

|школьника | |

|План урока |1. Актуализация знаний. 2. Размножение — одно из свойств |

| |живого; его биологическое значение. 3. Бесполое |

| |размножение: делением клетки, спорами. 4. Почкование у |

| |гидры, дрожжей. |

| |5. Вегетативное размножение растений, его значение в |

| |практической жизни человека. |

| |6. Закрепление изученного материала (учебник, с. |

| |126-127). |

|Методы обучения |Частично поисковый. |

|Формы |Вводный урок. Лабораторная работа «Черенкование комнатных|

|организации |растений». |

|учебной | |

|деятельности | |

|Приемы |Организует повторение пройденного материала, |

|деятельности |эвристическая беседа, подготовка и проведение |

|учителя |лабораторной работы, обсуждение полученной информации. |

Познавательные задания

1. Вспомните основные свойства живого. Какое свойство прежде всего

характеризует живое? В чем его биологическое значение?

2. Подумайте, используя личный опыт, знания, полученные из книг, средств

массовой информации, как могут размножаться организмы.

Ответ проиллюстрируйте примерами. Сделайте вывод о преимуществах бесполого

размножения.

3. Выполните, соблюдая правила техники безопасности, лабораторную работу

«Черенкование комнатных растений». Где вы сможете использовать

приобретенные знания и навыки?

Организация деятельности учащихся

Каждый ученик, по очереди, не повторяя того, что говорили другие

учащиеся, рассказывает, что он знает по теме. После проведения лабораторной

работы, работы с кинофильмом или учебником каждый ученик,

не повторяя того, о чем говорили в начале урока, рассказывает, что нового

он узнал на уроке, чему научился.

Развитие умений учащихся

Привлекать имеющиеся знания и личный опыт, анализировать. Обсуждать,

выполнять практическую работу, реагировать на изменяющуюся ситуацию.

Основные понятия и термины урока

Бесполое, размножение, вегетативные органы, деление клетки, спора-

образование, спора, почкояанир

спора, почкование.

,0. мации

м 1_____

Источники инфор-

Основные: учебник, с. 122-125; таблицы, черенки комнатных растений,

почва, горшки, вода, совки. Дополнительные: видеофильм, диафильм.

Технологическая карта № 47 (продолжение)

|Тема урока |РАЗМНОЖЕНИЕ, ЕГО ВИДЫ. БЕСПОЛОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ |

|Домашнее задание|Учебник, с. 122-127. Повторить текст на с. 26-27. |

| | |

|Оценки за урок |По усмотрению учителя выводится общая оценка за опрос в |

| |начале и конце урока и за практическую работу. |

| | |Технологическая карта Л" 48 | |

| |Тема урока |ПОЛОВОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ ЖИВОТНЫХ | |

| |Планируемые |Учащиеся расширяют знания о половом размножения у | |

| |результаты |животных, его значении. | |

| |Личностная |Партеногенез у человека не встречается. | |

| |значимость | | |

| |изучаемого для | | |

| |школьника | | |

| |План урока |1. Опрос по материалу домашнего задания (учебник, с. | |

| | |126-127). 2. Сущность и значение полового размножения. | |

| | |3. Раздельнополые и обоеполые животные. Половые железы. | |

| | |4. Половые клетки. | |

| | | | |

|/ |5. Вторичные половые признаки, особенности поведения |

| |самцов и самок. 6. Оплодотворение, его виды, |

| |биологическое значение. 7. Закрепление изученного |

| |материала (учебник, с. 132-133). |

|Методы обучения |Проблемный. В чем преимущества и недостатки полового |

| |размножения? |

|Формы |Работа в группах. |

|организации | |

|учебной | |

|деятельности | |

|Приемы |Организация опроса по материалу домашнего задания, |

|деятельности |сообщение плана урока, организация работы в группах с |

|учителя |использованием учебника или кинофильма, обсуждение |

| |проблемы урока. |

|Познавательные |1. Внимательно прочитайте написанный на доске план |

|задания |урока, выберите для своей группы один пункт и, пользуясь|

| |текстом и рисунками учебника, кинофильмом, подготовьте |

| |ответ. |

| |2. Выслушайте выступления одноклассников, сделайте |

| |необходимые схематичные записи в тетради и ответьте на |

| |проблемный вопрос урока. |

|Организация |Отвечают на задания в учебнике, обсуждают план урока, |

|деятельности |выбирают тему для самостоятельной работы, делают |

|учащихся |сообщения, слушают сообщения товарищей, отвечают на |

| |вопросы в учебнике и проблемный вопрос урока, делают |

| |краткие записи в тетради. |

|Развитие умений |Показывать имеющиеся знания, обсуждать и выбирать |

|учащихся |задание для самостоятельной работы, делать сообщения, |

| |внимательно слушать, делать выводы. |

Технологическая карта № 48 (продолжение)

ПОЛОВОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ ЖИВОТНЫХ

Тема урока

Основные понятия и термины урока

Яичник, семенник, гаметы, яйцеклетка, сперматозоид раздельное лые,

гермафродиты, оплодотворение, зигота, хромосомы, двойной набор

хромосом. _________—________-_________-————-

Источники информации

Основные: учебник, с. 128-133; таблицы, рисунки учебника. Дополнительные:

видеофильм или кинофильм о брачном поведении животных.

Учебник, с. 128-133. Повторить текст на с. 40-41 -

строение цветка-

Домашнее задание

Оценки за урок

Каждой группе - оценка за сообщение; 1-2 оценки за дополнения, примеры,

ответы на вопросы. _________________________

Технологическая карта Л° 49

ПОЛОВОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ РАСТЕНИЙ

Тема урока

Учащиеся узнают особенности полового размножения

растений.

Планируемые результаты

Нектар в цветке - для привлечения насекомых, опыления и последу-

Личностная значи-

--___——— ^ т* л тття-тттп Я/М^/^та

мостъ изучаемого для \ ющего оплодотворения, а не пища богов. \ школьника

|План урока |1. Актуализация знаний (учебник, с. 132-133). 2. Половое |

| |размножение у растений. 3. Особенности полового |

| |размножения у водорослей. 4. Чередование бесполого и |

| |полового поколений у мхов и папоротников. 5. Строение |

| |цветка. Виды опыления. 6. Оплодотворение у цветковых |

| |растений, образование плодов, семян. 7. Закрепление |

| |изученного материала (учебник, с. 138-139). |

|Методы обучения-|Проблемный. Отличается ли половое размножение растений от|

| |полового размножения животных? |

|Формы |Комбинированный урок. |

|организации | |

|учебной | |

|деятельности | |

|Приемы |Организация повторения изученного материала, рассказ, |

|деятельности |постановка проблемы, эвристическая беседа, демонстрация |

|учителя |кинофильма (видеофильма), подведение итогов. |

|Познавательные |1. Выскажите свое мнение о возможных способах размножения|

|задания |водорослей, одноклеточных растений и нитчатой водоросли |

| |спирогиры. Проверьте свои рассуждения, используя рисунки |

| |учебника на с. 134, 135. |

| |2. Внимательно выслушайте рассказ учителя о "размножении |

| |мхов и папоротников. Что является для них ограничивающим |

| |фактором? |

Технологическая карта Л" 49 (продолжение)

|Тема урока |ПОЛОВОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ РАСТЕНИЙ |

|Познавательные |3. Вспомните строение цветка, способы опыления, его |

|задания |значение. Что происходит в цветке после опыления? Слушая |

| |рассказ учителя, следите по рисунку (диафильму, |

| |кинофильму) за процессом оплодотворения. Сделайте вывод, |

| |почему оплодотворение у растений называется двойным. 4. |

| |Ответьте на проблемный вопрос урока. |

|Организация |Отвечают на вопросы, слушают рассказ учителя, обсуждают |

|деятельности |проблему урока, работают с текстом и рисунками учебника, |

|учащихся |делают вывод. |

|Развитие умений |Привлекать имеющиеся знания, внимательно слушать, |

|учащихся |работать в заданном темпе, пользоваться текстом и |

| |рисунками учебника, систематизировать информацию. |

|Основные понятия |Опыление, двойное оплодотворение, спермии, яйцеклетка, |

|и термины урока |зигота, центральная клетка, двойной, тройной набор |

| |хромосом, зародышевый мешок, пыльца. |

|Источники |Основные: учебник, с. 134-136; таблицы, модель цветка, |

|информации |коллекция плодов. Дополнительные: видеофильм или |

| |кинофильм о размножении растений. |

|Домашнее задание |Учебник, с. 134-139, подготовить к игре группу учащихся |

| |для роли инопланетян. |

|\ Оценки за урок |Оценки за урок по усмотрению учителя. |

Тема урока

Технологическая, карта Л5 50 ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «РАЗМНОЖЕНИЕ

ОРГАНИЗМ^

Планируемые результаты

Учащиеся обобщают знания, применяют их в новой ситуации.

мос^ГиТуч^о^я ной^лТнТгоТи^ии"^^^^ от помощи другому ^——У - -РУД-школьника

План урока

1. Введение в игру. Как можно увеличить количество организмов и сохранить

их признаки в различных условиях? низмов и со

2. Виды размножения, их биологическое значение.

3. Способы размножения организмов.

4. Преимущества каждого вида размножения в определенных условиях.

5. Подведение итогов.

Методы обучения

Частично поисковый.

Формы организации учебной деятельности

Игра «Шпаргалка для друзей».

Приемы деятельности учителя

Организация подготовительной работы групп, помощь в отборе нагляд ных

пособии, трудных ситуациях, "а^ляд

-I

Технологическая карта № 50 (продолжение)

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ»

Тема урока

Познавательные задания

1 Класс делится на 4 группы консультантов по темам: «Бесполое размножение»,

«Вегетативное размножение растений», «Половое размножение животных»,

«Половое размножение растений». Пользуясь учебником, тетрадью,

вывешенными таблицами, повторите выбранную тему

(5 минут). '

2 Используя свои знания, помогите инопланетянам. Объясните, какую пользу

можно получить, используя тот или иной организм, и как его

лучше размножить.

3. По окончании игры обсудите в группе свои впечатления, переживания. Что

вам удалось, а что нет? Почему? ' Ход игры

Обитатели планеты Зархи (у них есть элементы космического костюма)

благодарят землян за гостеприимство, они увозят с собой в корзинке живые

организмы - подарки землян, которых нет на Зархи, но забывают книгу, где

написано, какую пользу приносят эти организмы и как их

можно размножить.

Из корзинки (коробки) инопланетянин по очереди достает: баночку

с молочнокислыми бактериями, дрожжи, гриб, клубень, луковицу, корневище

ландыша (картинка растения), черенок смородины, усы земляники куриное яйцо,

икринки рыб, молоко, семена и плоды цветковых растений, бабочку, пчелу и

пр. Набор зависит от интересов учащихся и имеющихся в кабинете наглядных

пособий.

|/ |Группа консультантов рассказывает о размножении |

| |организма, каждая — по своей теме. На доске прикреплен |

| |лист бумаги — шпаргалка для инопланетян, и пока один |

| |ученик кратко отвечает и показывает по таблице, другой |

| |ученик рисует способ размножения на листе-шпаргалке. |

| |Когда обитателями Зархи получена вся информация, они |

| |забирают шпаргалку, корзинку с подарками, благодарят |

| |учеников. Но один из них сомневается: какой вид |

| |размножения лучше — половое или бесполое? Ученики дают |

| |объяснения — игра окончена. |

| |После этого каждая группа обсуждает свои впечатления: |

| |что понравилось, какие возникли трудности, как они с |

| |ними справились, т. е. каждый ученик в группе |

| |анализирует свои поступки и впечатления от общения с |

| |обитателями планеты Зархи. |

|Организация |Обсуждают задание в группе, отвечают на вопросы, |

|деятельности |используют при ответах наглядные пособия, делают в |

|учащихся |шпаргалке рисунки, получают опыт эмоционального |

| |переживания. |

|Развитие умений |Использовать имеющиеся знания, работать в группе, |

|учащихся |анализировать, сотрудничать, применять знания в новой |

| |ситуации. |

|Основные понятия|Половое и бесполое размножение, гаметы, зигота, двойной |

|и термины урока |набор хромосом, почкование, деление, гермафродит, |

| |партеногенез. |

|Источники |Основные* учебник с. 122-139; таблицы, растения, горшок |

|информации |с землей, черенок растения. |

Тема урока

Домашнее задание

Технологическая карта № 50 (продолжение)

"обобщающий^урок ПОТЕМЕ^РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ^

Замочить семена. Повторить строение и состав семени (с. 10, 11, 41

учебника). ____________________—————————————

Ученики сами оценивают свою работу.

Оценки за урок

Тема урока

Планируемые результаты

Личностная значимость изучаемого для школьника

Технологическая карта Л° 51_____

РОСТ И РАЗВИТИЕ РАСТЕНИЙ

Учащиеся углубляют понятия «рост» и «развитие» организма, узнают

особеннТти^д^идуально^________

^Что^юсеешьТтоТпож^^ семенами засевай. Весенний день

— год кормит.

План урока

^ ^ГГ^^ из основных признаков живых организмов 3 Индивидуальное развитие

растений, его начальные этапы, условия.

необходимые для прорастания семян. 4. Ппримушества^еменного размножения

цветковых растении.

| | | | |

| |/ |5. Разнообразие способов распространения семян. 6. Жизнь| |

| | |взрослого растения. 7. Закрепление изученного материала | |

| | |(учебник, с. 144-145). | |

| |Методы обучения |Частично поисковый. Лабораторная работа «Прорастание | |

| | |семян». | |

| |Формы |Диалог. | |

| |организации | | |

| |учебной | | |

| |деятельности | | |

| |Приемы |Организация беседы, повторение и обобщение изученного | |

| |деятельности |ранее материала, привлечение личного опыта. | |

| |учителя | | |

||"»|Познавательные |1. Вспомните основные свойства живого. Рост организма и | |

| |задания |его развитие — это одно и то же или нет? Как вы это | |

|01 | |понимаете? Ответ обоснуйте. | |

|«О | |2. Подумайте, используя ранее изученный материал, | |

| | |рисунки учебника и таблицы, с чего начинается | |

| | |индивидуальное развитие организма, какое строение и | |

| | |состав имеет семя, как и почему распространяются семена,| |

| | |какие условия необходимы для их прорастания, что | |

| | |характерно для проростка и взрослого растения, чем | |

| | |заканчивается индивидуальное развитие растения. | |

| | |3. Выполните лабораторную работу «Прорастание семян». | |

| | |Сделайте вывод об условиях, необходимых для прорастания | |

| | |семян, о практическом значении определения всхожести | |

| | |семян. | |

Технологическая карта Л° 51 (продолжение)

|Тема урока |РОСТ И РАЗВИТИЕ РАСТЕНИЙ |

|Организация |Обсуждают проблему, по очереди отвечают на вопросы по |

|деятельности |плану урока, написанному на доске; пользуясь наглядными |

|учащихся |пособиями и ранее полученными знаниями, выполняют |

| |лабораторную работу и задания в учебнике. |

|Развитие умений |Использовать имеющиеся знания, работать в заданном темпе,|

|учащихся |привлекать личный опыт, дополнительные источники |

| |информации, обобщать и делать вывод. |

|Основные понятия |Рост и развитие, зигота, зародыш, проросток, взрослое |

|и термины урока |растение, индивидуальное развитие, надземное и подземное |

| |прорастание, семядоли, эндосперм. |

|Источники |Основные: учебник, с. 140-145; таблицы, диафильм, |

|информации |видеофрагмент, коллекции, прорастающие семена, проростки.|

| | |

|Домашнее задание |Учебник, с. 140-145. Решите задачу: из 100 семян проросло|

| |80. Какова всхождесть семян? Можно ли такими семенами |

| |засевать поля? |

|Оценки за урок |Оценки по усмотрению учителя за рассказ по плану урока и |

|1 |выводы после лабораторной работы. |

Технологическая карта Л" 52

|Тема урока |РОСТ И РАЗВИТИЕ ЖИВОТНЫХ |

|Планируемые |Учащиеся узнают стадии индивидуального развития животных.|

|результаты | |

|Личностная |Первым было яйцо, а не курица, так как развитие организма|

|значимость |начинается с оплодотворенной яйцеклетки. |

|изучаемого для | |

|школьника | |

|План урока |1. Актуализация знаний. |

| |2. Индивидуальное развитие животных. Два этапа |

| |индивидуального развития. |

| |3. Особенности зародышевого развития хордовых животных. |

| |4. Стадии бластулы, гаструлы, нейрулы. 5. Органогенез. 6.|

| |Закрепление изученного материала. |

|Методы обучения |Проблемный. Как из одной клетки образуется многоклеточный|

| |организм, состоящий из разных клеток и тканей? |

|Формы |Комбинированный урок. |

|организации | |

|учебной | |

|деятельности | |

|Приемы |Эвристическая беседа, просмотр кинофрагмента, организация|

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 Собрание рефератов