Рефераты

Билеты: Экзаменационные билеты

самым, включение Советского Союза в международную сферу характеризовалось

большой нестабильностью. В этой ситуации возможны были два подхода:

первый предполагал усилия по сохранению "большого альянса", созданного в

годы войны, и получение передышки для реконструкции и развития

экономики; второй делал эквивалент военного противовеса из приобретения

"залогов безопасности" посредством расширения сферы советского влияния.

Второй подход, поддерживаемый Сталиным и Маленковым, исходил из

предположений о неминуемом кризисе, который сметет капиталистическую

систему, но отодвигал его приход в отдаленное будущее, признавал

существование возможности урегулирования отношений в двухполюсном мире между

социалистическим лагерем во главе с СССР и империалистическим лагерем во

главе с США и подчеркивал опасность скорой конфронтации между ними.

Из-за некоторой пассивности западных держав второй подход, непосредственно

выражавшийся в политике приобретения "залогов безопасности", возобладал в

первые месяцы, последовавшие за Ялтинской конференцией.

В условиях все более поляризующегося мира эта политика привела в последующие

годы к образованию блоков, конфронтации, в первую очередь, вокруг немецкого

вопроса, и настоящей войне в Корее. После столкновений 1945-1946 гг.

"холодная война" вошла в свою активную фазу летом 1947г., когда мир

раскололся на два антагонистических блока.

Советская дипломатия высказывала свое намерение решать крупные международные

проблемы только с США (показательно, что с конца 1945 года контакты между

Сталиным и Эттли, сменившим Черчилля на посту премьер-министра

Великобритании, становились все более эпизодическими). В феврале 1946 года

Молотов, в частности, заявил, что СССР - одна из двух крупнейших стран

мира и никакой международный вопрос не может быть решен без ее участия.

Сохраняя свою приверженность к политике раздела сфер влияния,

противостоявшей американскому проекту коллективной безопасности, который

отводил ООН центральное место в урегулировании конфликтов, СССР постарался

упрочить свои позиции в Иране, так как до этого момента политика получения

"залогов безопасности" приносила свои плоды.

Когда иранский кризис достиг своей кульминации (начало марта 1946 года),

Черчилль произнес в Фултоне (Миссури), в присутствии президента Трумэна, свою

знаменитую речь о "железном занавесе". Эта речь, основные положения

которой разделялись на Западе не всеми, особенно находившимися тогда

у власти английскими лейбористами, тем не менее, свидетельствовала о

начале нового и важного этапа в осознании Западом реальности угрозы

"советского экспансионизма".

Парижские конференции апреля 1946 года и Мирная конференция,

проходившая во французской столице с 29 июля по 15 октября 1946 года, были

посвящены главным образом урегулированию германской проблемы. Они не

привели ни к какому сближению западных и советских позиций, за

исключением вопроса о репарациях. Между тем госсекретарь США Бирнс объявил

в Штутгарте, что, по мнению американского правительства, настал момент

передать немецкому народу ответственность за ведение своих собственных

дел, предоставить Германии возможность обрести самостоятельность в

экономической области. Бирнс, далее, даже заявил, что "большая тройка"

не принимала на себя в Потсдаме никаких окончательных обязательств о

восточной границе Германии.

Со своей стороны СССР приступил к активной "денацификации" своей

оккупационной зоны, аграрной реформе, национализации промышленных предприятий

и созданию смешанных советско-германских предприятий, которые работали

исключительно на СССР. Хотя СССР неизменно подтверждал свою приверженность

идее воссоединения демократизированной и демилитаризованной Германии,

растущее несоответствие политических и экономических структур в западных

и советской оккупационных зонах делало эту идею все более иллюзорной.

После провала Мирной конференции отношения между западными странами и

СССР еще более ухудшились. Чтобы попытаться урегулировать не

решенные Мирной конференцией проблемы, новое совещание министров

иностранных дел собралось в Москве 10 марта 1947 года, которое также

закончилось безрезультатно. Из провала московской конференции американцы

сделали для себя бесспорный вывод о необходимости без промедления

связать западные оккупационные зоны с западноевропейскими

государствами экономическими и даже политическими соглашениями. 5 июня

Маршал изложил в Гарварде основные направления экономического плана,

призванного "помочь европейцам снова обрести экономическое здоровье, без

которого невозможны ни стабильность, ни мир".

В июле в Париже была назначена конференция, открытая для всех стран, в

том числе и СССР. Совершенно неожиданно для всех во французскую столицу

прибыл Молотов во главе делегации, количество членов которой и их ранг

давали пищу для оптимистических прогнозов. Однако через три дня

представители советской делегации выразили свое принципиальное несогласие с

американским проектом: они соглашались на двустороннюю помощь без

предварительных условий и контроля, но возражали против коллективного

предприятия, способного поставить под сомнение исключительное влияние СССР в

Восточной Европе и увеличить способность Западной Европы к сопротивлению. В

то же время они постарались уменьшить психологический эффект, произведенный

предложением Маршала, путем сравнения огромных нужд послевоенной Европы и

ограниченных возможностей США. 2 июля Молотов прервал переговоры, заявив, что

"поставленные под контроль" европейские страны потеряют ради удовлетворения

"нужд и желаний некоторых великих держав" свою экономическую и национальную

независимость.

Ухудшение международного климата продолжалось в течение всего 1947 года,

отмеченного все более заметным втягиванием восточноевропейских стран в орбиту

СССР.

Конфронтация СССР и Запада поднялась еще на одну ступень летом 1948 года

из-за событий, связанных с блокадой Берлина.

Провал конференции "последнего шанса" по германской проблеме (Лондон,

ноябрь - декабрь 1947 года) ускорил процесс создания Западной Германии.

В знак протеста против решения Западных держав об организации выборов в

западногерманское учредительное собрание маршал Соколовский, советский

представитель в межсоюзническом Контрольном Совете по управлению Берлином,

20 марта вышел из этого органа, что привело к ликвидации четырехсторонней

администрации Берлина. 24 июня советская сторона полностью блокировала

западные зоны в Берлине. Маршал Соколовский открыто заявил, что "технические

трудности" в передвижении между Берлином и Западной Германией сохранятся

до тех пор, пока Вашингтон, Лондон и Париж не откажутся от своего проекта

создания "трехзонного" правительства. Запад был вынужден организовать

"воздушный мост", который снабжал город около года, до 12 мая 1949 года,

когда блокада была, наконец, снята.

На Совете четырех министров иностранных дел, проходившем в Париже с 22 мая по

20 июня 1949 года, заменивший Молотова на посту руководителя советской

дипломатии Вышинский отверг проект самостоятельности трех западных зон. В

ответ на создание 23 мая Федеративной Республики Германии, созванное в

Восточном Берлине народное собрание приняло конституцию демократической

неделимой Германии.

Через несколько месяцев, 7 октября 1949 года, была провозглашена Германская

Демократическая Республика, которой Советский Союз передал все гражданские

правомочия.

1949-1950 гг. стали, несомненно, кульминацией "холодной войны",

ознаменованной подписанием 4 апреля 1949 года Североатлантического

Договора, чей "открыто агрессивный характер" неустанно разоблачался СССР,

войной в Корее и перевооружением Германии. 1949 год был "крайне опасным"

годом, поскольку СССР уже не сомневался, что американцы надолго останутся в

Европе. Но он же принес советским руководителям и удовлетворение:

успешное испытание первой советской атомной бомбы (сентябрь 1949 г.) и

победа китайских коммунистов.

В большей степени, чем конфликт в Корее, "головной болью" советской

внешней политики в начале 50-х годов был вопрос об интеграции ФРГ в

западную политическую систему и ее перевооружении. Используя глубокие

расхождения между западными державами по этой проблеме, советская дипломатия

имела возможность ловко маневрировать.

23 октября 1950 года собравшиеся в Праге министры иностранных дел

восточноевропейского лагеря предложили подписать мирный договор с Германией,

предусматривающий ее демилитаризацию и вывод из нее всех иностранных

войск. В декабре западные страны в принципе согласились на встречу,

но потребовали, чтобы на ней были обсуждены все проблемы, по которым

имело место противостояние Запада и Востока. Продолжавшиеся с 5-го марта по

21-ое июня 1951 года в Париже переговоры не привели стороны к

соглашению.

В течение следующих нескольких лет отношения между Советским Союзом и

западными странами достигли большой напряженности. 14 июня 1955 года,

в ответ на действия Запада, Болгария, Венгрия, Чехословакия, СССР, Польша,

Румыния, ГДР, Албания подписали Варшавский договор "с целью

обеспечения безопасности стран участниц и поддержания мира в Европе".

Серьезную опасность для мира представляла все расширяющаяся гонка вооружений.

Как США, так и СССР из года в год увеличивали свои военные бюджеты,

тысячи ученых и инженеров трудились над созданием самых совершенных видов

оружия массового уничтожения.

В СССР «холодная война обернулась тотальной подозрительностью к иностранцам,

ограничением культурных контактов с Западом.

Начиная с 1958 года, проводились попытки положить начало сокращению

вооружений, но они оказывались неудачными. Итак, к концу 50-х гг. мир стал

более полярным, и никто не видел выхода из "холодной войны".

Таким образом, в послевоенном мире противоречия социально-экономических

систем социализма и капитализма обрели характер идеологического

противоборства «западной демократии» и «восточного коммунизма», расколовшего

мир на два враждующих лагеря, получивших, по их геополитической ориентации,

название «Восток» и «Запад», с центрами в СССР и США.

Насаждение советской модели развития после 1945 г.

Внутренние преобразования в государствах Восточной Европы происходили при

непосредственном участии СССР. В них оставались советские войска.

Догматически, без учета местных условий, насаждался здесь социалистический

опыт. Принимаемые Москвой решения были обязательны для всех социалистических

стран.

В 1947 году оформление режимов "народной демократии" вступило в свою вторую

фазу: власть переходила к коммунистам. В Румынии король Михай отрекся от

престола в пользу народной республики. В Болгарии, где бывший руководитель

Коминтерна Димитров, вернувшись из СССР, создал в ноябре 1946 года

правительство с коммунистическим большинством, летом 1947 года была

принята Конституция, скопированная с советской. В конце августа был

казнен лидер Партии болгарских крестьян Петков, герой антифашистского

Сопротивления. В Польше сформированное в 1945 году коалиционное

правительство ушло в отставку после выборов в январе 1947 года; коммунист

Берут стал Президентом республики, а Гомулка занимал пост Генерального

Секретаря Коммунистической партии. Выборы в Венгрии (август 1947 года),

искусно проведенные коммунистом-министром внутренних дел Райком,

завершились поражением крестьянской партии. Коммунисты решили, что полученные

на выборах 22% голосов, сделавшие их первой партией в стране, дали им

право захватить все ключевые посты в правительстве, что они и сделали.

Государства, не пожелавшие находиться под жесткой опекой СССР, подвергались

сильному политическому, экономическому и даже военному нажиму. Так, чтобы

помочь установлению «народной» власти в Чехословакии, туда в феврале 1948 г.

вновь были введены советские войска; из-за противодействия советской армии не

переросла в крупное восстание тлевшая с 1944 г. в Польше гражданская война. В

1953 г. были подавлены антиправительственные выступления в ГДР.

С 1949 г. экономические отношения социалистического лагеря координировались

Советом экономической взаимопомощи (СЭВ), в который первоначально входили

СССР, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния и Чехословакия. Создание СЭВ вовсе

не означало, что СССР грабил своих союзников. Скорее наоборот, пытаясь

компенсировать недостаток политической свободы, Сталин старался предоставить

некоторые экономические выгоды союзникам, введя в их пользу неэквивалентный

обмен. По образцу Советского Союза в этих странах проводились не только

экономические реформы (индустриализация, коллективизация), но и политические

репрессии.

В мире, развивавшемся, казалось, в сторону создания монолитных

"блоков", внезапный разрыв между СССР и Югославией, о котором стало известно

весной 1948 года, выявил наличие сильной напряженности и расхождения

интересов внутри "социалистического лагеря". Советско-югославское согласие,

очень тесное в момент окончания войны, символизировавшееся Договором о

дружбе и взаимопомощи от 11 апреля 1945 года, с конца 1947 года начало

давать трещины. Важную роль в этом сыграли личные отношения Сталина и Тито,

их амбиции и претензии на лидерство. В результате в 1949 г. дипломатические

отношения между Югославией и СССР были разорваны, Советский Союз отозвал

оттуда своих специалистов. Советско-Югославский конфликт стал одной из

причин, приведших к репрессиям против национальных коммунистических кадров.

С 1949 по 1952 годы в странах народной демократии под контролем или при

прямом участии "советников" из сталинского МГБ прошли две волны чисток.

Первая была направлена против "национальных" политических лидеров,

замененных людьми, своим прошлым более тесно связанными с СССР.

Вторая, в которой "космополитизм" был главным критерием для осуждения и

арестов, ударила по коммунистам преимущественно еврейской

национальности; их основное преступление состояло в том, что, будучи в

прошлом членами интербригад или работая в Коминтерне, они были

свидетелями сталинских методов "чистки" конца 30-х годов, примененных теперь

в коммунистических партиях восточноевропейских стран.

Социально-экономическое развитие СССР в 1945 - 1953 гг.

Перестройка экономики на рельсы мирного развития осуществлялась в сложных

условиях. Военные действия на территории страны нанесли огромный ущерб

народному хозяйству: страна потеряла около 30% национального богатства.

В конце мая 1945 г. Государственный Комитет обороны постановил перевести

часть оборонных предприятий на выпуск товаров для населения. Несколько

позднее был принят закон о демобилизации тринадцати возрастов личного состава

армии. Эти постановления ознаменовали начавшийся переход Советского Союза к

мирному строительству.

Предстояло выбрать путь экономического возрождения - поддержать наметившиеся

тенденции или отвергнуть их и вернуться к модели 30-х гг. Первый путь

отстаивали секретарь ЦК Жданов, председатель Госплана Вознесенский,

председатель Совмина РСФСР Родионов. Сторонниками возврата к старой модели

были Берия и Маленков, которых поддерживали руководители тяжелой

промышленности. Растущая международная напряженность и интересы оборонной

промышленности, плохой урожай и голод 1946 г., наконец, смерть Жданова (1948

г.) привели к победе сторонников принудительных мер.

Экономика была основана на 2-х формах собственности: государственной и

колхозно-кооперативной. Частной собственности на средства производства не

существовало. Руководство экономикой носило централизованный, плановый,

тоталитарный характер.

Четвертая пятилетка (1946-1950 гг.) В 1946 г. были проведены выборы в

Верховный Совет 2-го созыва, который на своей сессии утвердил новый

пятилетний план. 4-й пятилетний план был более реалистичен, чем первые три.

Главный упор делался на восстановление промышленности, прежде всего тяжелой.

В первые послевоенные годы были сняты некоторые ограничения военного времени:

восстановлен 8-ми часовой рабочий день, ежегодные отпуска, отменены

обязательные сверхурочные. Однако условия труда оставались очень тяжелыми,

зарплата была очень низкой, имели место командные методы руководства.

Достижения НТР внедрялись лишь в оборонной промышленности.

С целью обеспечения производства рабочей силой были приняты несколько указов

об ответственности лиц, уклоняющихся от трудовой деятельности. «Указники»

подлежали депортации, местом для их нового поселения и работы были выбраны

Кемеровская и Омская области, Красноярский край.

В течение пятилетки несколько раз снижались цены на товары массового

потребления. В целях преодоления финансовых трудностей была проведена

денежная реформа. Но ни то, ни другое не привело к значительному росту

покупательной способности населения. Ситуация усугублялась ежегодными

займами, проводившимися принудительно. Отсутствие очередей объяснялось,

прежде всего, высокими, в сравнении с зарплатой, ценами и образом жизни, не

стимулировавшим рост потребностей. Кроме того, снижение цен касалось только

городского населения. Снабжение городов улучшалось за счет ухудшения жизни на

селе. Увеличивались масштабы жилищного и культурно-бытового строительства.

Однако темпы строительных работ отставали от масштабов роста городского

населения. В начале 50-х гг. нехватка жилья превратилась в острую жилищную

проблему.

Война тяжело отразилась на состоянии сельского хозяйства. Сократились

посевные площади, ухудшилась обработка полей. Почти на треть уменьшилось

количество трудоспособного населения. На протяжении нескольких лет на село

почти не поставлялась новая техника. В 1946 г. засуха поразила Украину,

Молдавию, юг России. Снова начался голод, который вызвал массовый отток

сельского населения в города. А в это время зерно вывозилось в страны

Восточной Европы.

Послабления крестьянству были свернуты, руководство требовало выполнения

планов любой ценой, исходя не из возможностей колхозов, а из потребностей

государства. Контроль над сельским хозяйством вновь усилился. Оплата труда на

селе была в 4 раза ниже, чем в городе, пенсионное обеспечение отсутствовало,

колхозное крестьянство было лишено паспортов и свободы передвижения. На его

долю приходился тяжелый труд, связанный с низкой технической оснащенностью.

Закупочные цены были низкими, трудодни фактически не оплачивались. Налоги на

все, что мог содержать колхозник, делали невыгодным иметь скот, выращивать

фруктовые деревья. Крестьяне принуждались все свое время отдавать

общественному производству. Отсутствовали крупные капиталовложения в сельское

хозяйство.

На рубеже 40-х - 50-х гг. было проведено укрупнение мелких колхозов. В

течение нескольких лет их число уменьшилось с 255 до 94 тысяч. Новые

коллективные хозяйства создавались в западных областях Белоруссии и Украины,

в республиках Прибалтики, в Правобережной Молдавии. Коллективизация

проводилась насильственными методами, сопровождалась репрессиями и

депортациями населения. Вся производственная деятельность колхозов и совхозов

находилась под контролем партийных и государственных органов власти.

Однако меры по организационной перестройке колхозов не изменили тяжелого

состояния в агросфере. Заготовки зерна в 1950 г. составили 32,3 млн. тонн

против 36,4 млн. в 1940 г.

Итоги четвертой пятилетки были следующими - быстрый рост (1947-1948 гг.)

сменился замедлением, длившимся до 1954 г. Все напоминало развитие 30-хх гг.

- распыление средств, капиталовложений, дефициты и дезорганизация

производства, расстройство финансов, рост незавершенного строительства,

чистки в руководстве, активное использование труда заключенных, недовольство

рабочего класса.

Но сделано было очень много. Восстанавливались города и предприятия, снова

развивались и росли стахановское движение и социалистическое соревнование. В

1948 г. довоенный уровень был достигнут и превзойден. В области

промышленности восстановлено и вновь построено 6,2 тыс. предприятий. Валовой

объем промышленной продукции возрос на 73%. Численность рабочих и служащих

увеличилась до 40,4 млн. человек. В области с\х довоенный уровень был

достигнут не по всем показателям. Посевные площади составили 97% довоенного

уровня. Национальный доход вырос на 64%. Восстановлено и вновь построено

около 2 млн. кв. м жилья

В 1952 г. была опубликована работа Сталина «Экономические проблемы социализма

в СССР». В ней глава государства пытался теоретически обосновать принципы

проводимой в стране экономической политики. Речь шла о приоритетности

развития тяжелой промышленности, о необходимости свертывания кооперативно-

колхозной собственности путем ее превращения в государственную, о сокращении

сферы товарного обращения. Соблюдение этих принципов, по мнению Сталина,

должно было обеспечить высокие темпы роста народного хозяйства в СССР.

Внутренняя политика сталинского режима в 1945 – 1953 гг.

Возобновление массовых репрессий

Переход к мирному строительству после окончания Великой Отечественной войны

потребовал реорганизации органов государственного управления. В сентябре 1945

г. был упразднен ГКО. Его функции были вновь распределены между СНК, ЦК

ВКП(б) и Верховным Советом СССР. Но процесс трансформации сверх

централизованной авторитарной административной системы, сложившейся в СССР в

предвоенные и, особенно, в военные годы, носил формальный характер. По-

прежнему вся власть концентрировалась в руках Сталина, опиравшегося на мощный

репрессивный аппарат. Сталин, получивший из рук своих приближенных погоны

Генералиссимуса, являлся ничем не ограниченным диктатором.

В послевоенные годы режим личной власти Сталина достиг своего апогея.

«Краткий курс истории ВКП(б)» и «Краткая биография И.В.Сталина», в написании

которых он сам принял участие, превратились в набор непреложных истин,

которые все граждане страны должны были изучать, не подвергая сомнению. В

1946-1950 гг. тиражи произведений Сталина вдвое превзошли тиражи изданий

работ Ленина и были самыми массовыми. Каждое высказывание Сталина

превращалось в догму, а малейшее сомнение в его непогрешимости жестоко

каралось.

Люди, перенесшие трудности и лишения военного времени, рассчитывали на

перемены к лучшему. С надеждой возвращались демобилизованные и

эвакуированные. На родину вернулось свыше 4 млн. репатриантов -

военнопленные, угнанные в неволю жители оккупированных районов, часть

эмигрантов. Однако в большинстве они становились узниками ГУЛАГа. Многие были

расстреляны. Оставшиеся на свободе имели сложности с работой, пропиской.

Каждый побывавший в плену или на оккупированной территории оказывался под

подозрением. Противоречивые процессы происходили на вновь присоединенных

территориях. В Западной Украине и Прибалтике действовали вооруженные отряды

националистов. В антиправительственную борьбу были вовлечены здесь сотни

тысяч людей.

После окончания войны власти стали восстанавливать прежнюю политическую

систему. Особое место в укреплении тоталитарного режима принадлежало

репрессивным органам, находившимся под контролем Сталина и Берии.

С 1943 г. функции управления в области охраны государственной безопасности и

общественного порядка осуществляли НКВД СССР (до 1946 г. - нарком Л.П.Берия,

затем - С.Н.Круглов) и НКГБ СССР (нарком В.Н.Меркулов, затем - В.С.Абакумов).

В 1946 г. наркоматы были переименованы соответственно в Министерство

внутренних дел СССР и Министерство государственной безопасности СССР. Влияние

этих структур на внутриполитическую жизнь страны в 40-х - начале 50-х гг.

было огромным и всеобъемлющим, существовала налаженная система тотального

шпионажа, подавления малейших проявлений инакомыслия. Методы работы

репрессивного аппарата изменились по сравнению с периодом 20-30-х гг.,

превратив его в отлаженный карательный механизм, послушное орудие верховной

власти.

Трудности послевоенного экономического развития требовали разработки путей

выхода из создавшегося положения. Однако внимание руководителей государства

направлялось не столько на выработку эффективных мер по подъему экономики,

сколько на поиски конкретных «виновников» ее неудовлетворительного развития.

Первые репрессии обрушились на военных, усилившегося влияния которых опасался

Сталин. Готовился даже судебный процесс против Жукова. Многие видные

военачальники были арестованы. Шла борьба за власть между сторонниками

репрессий (Маленков, Берия) и более молодыми деятелями, склонными к

либерализации административно-командной системы (Кузнецов, Вознесенский,

Родионов). После смерти в 1948 г. Жданова, победу одержало старое окружение

Сталина. Фабрикуется так называемое “Ленинградское дело”. Главными

обвиняемыми стали Вознесенский, Кузнецов, Родионов и другие. Организаторы не

существовавшей антипартийной группировки были приговорены к расстрелу, около

2 тыс. ленинградских коммунистов репрессированы.

Было возбуждено судебное дело о якобы действующей в Грузии мингрельской

националистической организации, ставившей целью ликвидацию советской власти в

республике. На основании сфальсифицированных материалов были репрессированы

ряд партийных работников и тысячи граждан («мингрельское дело).

В 1952 г. было сфабриковано так называемое «дело врачей-отравителей». Группа

крупных специалистов-медиков, обслуживавших видных государственных деятелей,

была обвинена в причастности к шпионской организации и намерении совершить

террористические акты против руководителей страны.

В условиях командно-административной системы возникло глубокое противоречие

между необходимостью изменений в социально-политической и экономической

сферах и неспособностью государственного аппарата осознать и осуществить эти

изменения.

Культура в СССР в первое послевоенное десятилетие

Развитие науки и культуры в СССР в послевоенные годы сочеталось с

ужесточением борьбы с любыми, даже самыми малейшими, отклонениями от “задач

социалистического строительства”.

В 1946 г. по государственному бюджету было выделено на образование 3,8 млрд.

рублей (в 1940 г. - 2,3 млрд.), в 1950 г. эта сумма возросла до 5,7 млрд.

рублей. В 1946 г. Всесоюзный комитет по делам высшей школы был преобразован в

Министерство высшего образования СССР, в 1950 г. в ЦК ВКП(б) был

организован Отдел науки и высших учебных заведений.

В 1946 г. советское правительство значительно увеличило расходы на науку, они

в 2,5 раза превысили расходы предыдущего года. В этом году были восстановлены

Академии наук Украины, Белоруссии и Литвы, созданы - в Казахстане, Латвии и

Эстонии. Вторая половина 40-х годов было временем организации целой серии

научно-исследовательских институтов, которые вошли затем в золотой фонд

советской науки. Среди них были Институт точной механики и вычислительной

техники, Институт радиотехники и электроники, Институт прикладной физики,

Институт атомной энергии и многие другие. В то же время, продолжали

существовать и расширяться специальные конструкторские бюро, находившиеся в

системе МВД СССР.

Война и репрессии 30-х годов нанесли тяжелый удар по интеллигенции, поэтому в

40-е - начале 50-х годов Советский Союз имел огромный дефицит специалистов с

высшим и средним образованием. Лихорадило высшую школу, которая испытывала

острый недостаток в квалифицированных кадрах. Трудности, с которыми

столкнулась сфера образования в СССР, были решены за счет понижения

образовательного уровня. Хотя учителям и преподавателям вузов, как и всем

научным сотрудникам, была существенно увеличена заработная плата и

предоставлен ряд льгот, подготовка их была ниже даже по сравнению с 30-ми

годами. Большинство школьных учителей были подготовлены на краткосрочных

курсах или в учительских институтах по укороченной программе. Несмотря на все

это, страна перешла на всеобщее семилетнее образование. Понижение

общеобразовательного уровня привело впоследствии к кризисным явлениям в науке

и экономике советского государства, но в то время оно дало быстрый эффект,

создалась иллюзия ускоренного научно-технического развития общества. В 40-е -

начале 50-х годов советская наука и техника достигли ряда успехов, прежде

всего в области физики, химии, точной техники, но все они, в основном, были

нацелены на военные нужды, способствовали наращиванию военной мощи первого в

мире “социалистического” государства. В 1949 г. в СССР была испытана атомная

бомба, интенсивно шли исследования в области химического и

бактериологического оружия.

В то же время отрасли науки, не имевшие прямого отношения к обороне,

подвергались жестокому нажиму и даже запретам. Наиболее показательными в этом

отношении стали гонения на генетику и кибернетику, которые были объявлены

науками, противоречащими законам материализма. Это привело к сильнейшему

отставанию СССР в этих отраслях. В августе 1948 г. была проведена печально

известная сессия Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В.И.Ленина

(ВАСХНИЛ), на которой генетика была объявлена лженаукой и запрещена в СССР.

Монопольное положение в сельскохозяйственных науках заняли сторонники

академика Лысенко, обещавшего резкое повышение урожайности

сельскохозяйственных культур быстро и без серьезных капитальных вложений.

Если в развитии точных и естественных наук вмешательство и диктат партийно-

государственного аппарата были тормозом, то для гуманитарных наук они стали

просто катастрофой. За первое послевоенное десятилетие в гуманитарных науках

не появилось ни одного сколько-нибудь серьезного достижения, а в области

литературы и искусства ни одного сколько-нибудь выдающегося произведения.

Давление и контроль на науку и искусство со стороны партийно-

государственного аппарата были велики. Художественные и научные установки

были не приоритетом творческой интеллигенции, а “привносились в жизнь” с

высоких трибун, после чего становились непреложными истинами. В 1947 г. в

дискуссии по философии принял участие член Политбюро ЦК А.А. Жданов, а в

дискуссии по языкознанию 1950 г. и политэкономии 1951 г. - сам Сталин. Все

это вело к постепенной деградации гуманитарной науки в СССР.

Также отрицательно на развитии науки, литературы и искусства сказалась и

кампания по борьбе с космополитизмом, которая развернулась в конце 40-х -

начале 50-х годов. Целью ее было очернить все несоветское,

несоциалистическое, поставить барьер между советским народом и достижениями

культуры западных стран. Поэтому удар был нанесен по той части советской

интеллигенции, которая стремилась показать достижения Запада более

объективно, чем это допускалось в правительственных кругах. В результате

этой кампании многие деятели науки и искусства подверглись репрессиям, были

уволены со своих должностей и даже попали в тюрьмы и ссылку. Партия и

правительство открыто и активно вмешивались в работу деятелей литературы и

искусства, что приводило к падению художественного и идейного уровня,

формированию посредственного, приукрашивающего советскую действительность

искусства.

Печально известно постановление ЦК (1946 г.) О журнале “Звезда” и

“Ленинград”, направленное в основном против А.Ахматовой и М.Зощенко, чье

творчество было отнесено к антинародному. Через несколько дней после

постановления они были исключены из Союза писателей. Лишен был возможности

жить литературным трудом А.Платонов. Позже появились постановления о

репертуаре театров, о кинофильме “Большая жизнь”, опере Мурадели “Великая

дружба”. В практику вошло запрещение литературных, музыкальных,

кинематографических произведений, закрытие журналов. 1948 г. прошел под

знаком борьбы с “формалистами” в музыке - Шостаковичем, Прокофьевым и др.

Затем началась борьба с космополитизмом, основной жертвой которой стала

еврейская интеллигенция - Михоэлс, Перец, Маркиш.

Все это привело к резкому сокращению количества новых фильмов, спектаклей и

художественных произведений, увеличению посредственности, сознательному слому

великой русской художественной традиции XIX - начала ХХ вв.

Перемены в стране после смерти И.В. Сталина

В октябре 1952 г. состоялся XIX съезд ВКП(б), на котором она была

переименована в КПСС. Отчетный доклад делал Маленков, с докладом об

изменениях в Уставе выступал Хрущев. После съезда Сталин предложил избрать

узкое бюро Президиума, в состав которого не вошли ни Молотов, ни Микоян.

Затем внутри Бюро создана неуставная пятерка - Сталин, Маленков, Берия,

Булганин, Хрущев. Готовился новый тур репрессий. Опалу чувствовали Молотов,

Ворошилов, и даже Берия. Однако в январе 1953 г. здоровье Сталина ухудшилось.

Он умер 5 марта 1953 г.

Трудности в экономической сфере, идеологизация общественно-политической

жизни, усиление международной напряженности - таковы были результаты развития

общества в первые послевоенные годы. В этот период еще более окреп режим

личной власти Сталина, ужесточилась административно-командная система. В эти

же годы в общественном сознании все более четко формировалась мысль о

необходимости перемен в обществе. Смерть Сталина облегчила поиски выхода из

противоречий, опутавших все сферы общественной жизни.

Куда могла пойти страна после смерти Сталина? Возможным было либо временное

продолжение сталинщины, что создавало серьезную угрозу жизни и благополучию

миллионов людей и целых народов, либо некоторое смягчение ее при

сохранении общеполитического курса, либо поворот к десталинизации?

Десталинизация не означала ликвидации тоталитарного режима. Речь могла идти

лишь о начальном очищении от наследия сталинщины: освобождении

репрессированных, повороте к решению наиболее острых аграрных проблем,

ослаблении догматического пресса в культуре. Первый вариант был связан с

перспективой прихода к власти Берии, в осуществлении второго приняли бы

участие, вероятно, Молотов и Булганин, на практике же начал реализовываться

третий вариант. И с ним связал себя Н.С.Хрущев.

Наиболее влиятельными политическими фигурами в руководстве стали Маленков,

Берия и Хрущев. Равновесие было крайне неустойчивым.

Политика нового руководства весной 1953г. была противоречивой. Каждый из

претендентов на власть стремился овладеть ею своим путем. Берия - через

контроль над органами и войсками госбезопасности. Маленков - заявляя о

стремлении проводить популярную политику повышения благосостояния народа,

"заботиться о максимальном удовлетворении его материальных потребностей",

призывая в 2-3 года добиться создания в нашей стране обилия продовольствия

для населения и сырья для легкой промышленности. На закрытом совещании в

Кремле Председателем Совмина был избран Маленков, МГБ и МВД были объединены

под началом Берии. Главное же в настроениях правящей верхушки было то, что

она желала сохранения режима, но без репрессий по отношению к аппарату.

Объективно ситуация сложилась благоприятно для Хрущева, который проявил в

эти дни необычайную активность. Хрущев, как единственный из секретарей ЦК,

входящий в Президиум, взял под контроль партийные кадры. Поскольку он имел

хорошие связи с высшим военным командованием, ситуация сложилась в его

пользу. Жуков и Хрущев подготовили акцию против Берии и в июле 1953 г. он был

арестован. Суд приговорил Берию и его помощников к расстрелу. В сентябре 1953

г. Хрущев был избран первым секретарем ЦК КПСС. Начался процесс

десталинизации.

Первые шаги по линии восстановления законности в стране были предприняты в

апреле 1953 г. Прекратилось следствие по «делу врачей». Были освобождены из

заключения участники «мингрельского дела». Ленинградское дело было

пересмотрено.

Одно из центральных мест в деятельности нового руководства занимала работа по

освобождению общества от наиболее уродливых форм командно-административной

системы, в частности, по преодолению культа личности Сталина. Проводилась

реорганизация структуры и обновление кадров в органах внутренних дел и

госбезопасности. Осуществлялась работа по реабилитации невинных жертв

репрессий, для проведения которой была создана специальная комиссия под

председательством Поспелова (к началу 1956 г. были реабилитированы около 16

тыс. человек).

Во второй половине 50-х гг. продолжалась политика, направленная на

восстановление законности в общественно-политической сфере. Для укрепления

правопорядка была осуществлена реформа системы правосудия. Было разработано и

утверждено новое уголовное законодательство. В конце 50-х гг. были сняты

необоснованные обвинения с депортированных народов. Выселенные из родных мест

чеченцы, калмыки, ингуши, карачаевцы и балкарцы получили право вернуться на

родину. Восстанавливалась автономия этих народов. С советских немцев были

сняты обвинения в пособничестве немецким оккупантам. Началась репатриация

находящихся на спецпоселениях граждан Польши, Венгрии, Болгарии и других

стран.

Однако проводимая политика была непоследовательна. Реабилитация не коснулась

многих крупных советских и государственных деятелей 30-х гг., в частности

Рыкова, Бухарина - руководителей оппозиции Сталину. Было отказано в

возвращении на прежние места жительства депортированным немцам Поволжья.

Реабилитация не коснулась репрессированных в 30-е гг. советских корейцев и

выселенного в годы Отечественной войны из Крыма татарского населения.

Проводимая Хрущевым политика десталинизация, многочисленные перестройки в

политической и экономической сферах вызывали растущее недовольство части

партийно-государственного аппарата. В 1957 г. группа партийных лидеров,

возглавляемая Маленковым, Молотовым и Кагановичем, попыталась сместить

Хрущева с поста первого секретаря ЦК КПСС. Они обвиняли Хрущева в нарушении

принципов «коллективного руководства» и установлении своего культа, в

самочинных и необдуманных внешнеполитических действиях, в экономическом

волюнтаризме. Однако открытое сопротивление части партийных и государственных

руководителей политике реформ завершилось провалом. Значительная часть

партийных и советских лидеров в этот момент поддерживала Хрущева. Июньский

(1957 г.) Пленум ЦК КПСС признал группу Маленкова, Молотова и Кагановича

виновной в выступлении против политического курса партии. Участники группы

были исключены из состава высших партийных органов и смещены с занимаемых ими

постов.

XX съезд КПСС и его значение

Расстановка политических сил накануне ХХ съезда сопровождалась определенной

демократизацией всего общества. Связано это было, прежде всего, с тем, что не

только в высшем руководстве КПСС, но и в руководстве партии в республиках и

на местах на руководящие посты назначались новые лидеры, не принадлежащие к

"старой гвардии" и не связанные с преступлениями сталинского режима.

Естественно, активизировалось общественное мнение, и необходимость

преодоления последствий культа личности Сталина становилась все более

очевидной. Все острее вставал вопрос о прямом виновнике, о личной

ответственности за совершенные беззакония.

Осенью 1955 года Хрущев выступает с инициативой сказать о преступлениях

Сталина делегатам предстоящего ХХ съезда партии. При этом против его

предложения активно выступают Молотов, Маленков, Каганович.

В 1954 - 1955 годах работали различные комиссии по пересмотру дел

необоснованно обвиненных и незаконно репрессированных советских граждан. В

преддверии ХХ съезда, 31 декабря 1955 года, Президиум ЦК КПСС образовал

комиссию для изучения материалов о массовых репрессиям. К началу февраля

комиссия закончила свою работу и представила в Президиум обширный доклад.

Комиссия привела наиболее важные документы, на основании которых развернулись

массовые репрессии, отмечая, что фальсификации, пытки и истязания, зверское

уничтожение партийного актива санкционировалось Сталиным. 9 февраля Президиум

ЦК заслушал доклад комиссии. Реакция на доклад была разнообразной. В ходе

развернувшейся дискуссии определенно выявились две противостоящие позиции:

Молотов, Ворошилов, Каганович выступили против постановки на съезде

отдельного доклада о культе личности; им противостояли остальные члены

Президиума, поддерживавшие Хрущева.

Материалы комиссии легли в основу доклада "О культе личности и его

последствиях". 13 февраля 1956 года Пленум ЦК принял решение о проведении

закрытого заседания съезда.

14 февраля 1956 г. в Кремле открылся XX съезд КПСС. Собранный за восемь

месяцев до установленного срока в связи с необходимостью подвести итоги

дискуссии о выборе курса, съезд завершился знаменитым «секретным докладом»

Хрущева.

Перед докладом Хрущева «О культе личности и его последствиях», делегатам

съезда было роздано "Письмо к съезду" В.И.Ленина. Многие, конечно, знали о

его существовании, но до этого момента оно не было опубликовано. Конкретные

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


© 2010 Собрание рефератов