Билеты: Экзаменационные билеты
системы органов представительной власти - Съезда народных депутатов и
двухпалатного Верховного Совета. Глава исполнительной власти - избранный
всенародным голосованием президент Б.Н. Ельцин. Он же - Главнокомандующий
Вооруженными силами. Высшая судебная инстанция - Конституционный суд РФ.
Преобладающую роль в высших структурах власти играли бывшие депутаты
Верховного Совета СССР. Из их числа были назначены советники президента - В.
Шумейко и Ю. Яров, председатель Конституционного суда В. Зорькин, многие
главы администраций на местах.
Конституционный кризис. Курс на либерализацию экономики, продолжавшийся
экономический кризис и отсутствие социальных гарантий вызывали
неудовлетворенность и раздражение у значительной части населения.
Недовольство результатами реформ выражали многие должностные лица. В декабре
1992 г. под давлением законодательной власти ушло в отставку правительство
Е.Т. Гайдара. Новым премьером Кабинета Министров РФ стал В.С. Черномырдин, в
течение многих лет находившийся на руководящей хозяйственной работе. Но это
не сняло напряженности в обществе и во взаимоотношениях президента Б.Н.
Ельцина и парламента. Отсутствие четкого разделения обязанностей между
законодательной и исполнительной ветвями власти вело к обострению конфликта
между ними. Многие члены депутатского корпуса выступали за возвращение страны
на путь прежнего политического развития и за восстановление СССР. В декабре
1992 г. Б.Н. Ельцин в обращении к народу заявил о превращении парламента в
“реакционную силу”.
Противостояние властей особенно усилилось осенью 1993 г. К этому времени
президентом и его советниками был подготовлен проект новой Конституции РФ.
Однако депутаты парламента, стремясь ограничить всевластие президента,
откладывали ее принятие. 21 сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин объявил о роспуске
представительных органов власти - Верховного Совета РФ и Съезда народных
депутатов. На 12 декабря 1993 г. были назначены выборы нового парламента.
Часть депутатов отказались признать законность действий президента, оценив их
как государственный переворот, и заявили об отстранении его от власти.
Обязанности президента России были возложены на А.В.Руцкого.
В Москве силами оппозиции были организованы демонстрации, в ряде мест
возведены баррикады (2-3 октября). Была предпринята неудавшаяся попытка
штурма мэрии и Останкинского телецентра. В попытке изменить курс социально-
экономических реформ участвовали несколько десятков тысяч человек. В столице
было объявлено чрезвычайное положение, в город введены войска, которые с
помощью спецподразделений уже во второй половине дня 4 октября штурмом
овладели «Белым домом», арестовав главных зачинщиков нового путча
(Хасбулатова, Руцкого и др.).
Одержав верх, Президент приступил к ликвидации Советов по всей стране. 12
декабря 1993 г. был проведен референдум по новой Конституции РФ, проект
которой получил одобрение и вступил в действие. Вступившая в силу новая
Конституция резко расширяла полномочия президента и выводила правительство
из-под парламентского контроля.
Одновременно с референдумом состоялись выборы в новый орган государственной
власти - Федеральное собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат:
Совета Федерации и Государственной Думы. Правительственный блок «Выбор
России» выступал под лозунгами либеральных реформ в экономике и усиления
президентской власти. Несмотря на официальную, государственную поддержку, 12
декабря «Выбор России» потерпел поражение – его кандидаты в Государственную
Думу получили лишь около 15% голосов (всего в выборах приняло участие
немногим более 50% российских избирателей). Этот неожиданный результат
отразил недовольство избирателей падением уровня жизни и протест против
жестких действий властей в октябре 1993 г. Наибольшего успеха по партийным
спискам – 23% - добилась Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) во
главе с В.В.Жириновским, выступавшая с позиции национал-популизма. Третье
место заняла Коммунистическая партия (КПРФ), возглавляемая Г.А.Зюгановым –
12%. Представительство в Думе получили также прокоммунистическая Аграрная
партия, оппозиционно-демократический блок «Яблоко» (лидер – либеральный
экономист Г.А.Явлинский), центристская Партия российского единства и
согласия, организация «Женщины России», перешедшая в оппозицию
Демократическая партия России. Сокрушительное поражение потерпели умеренно-
центристские силы («Гражданский союз»). Хотя благодаря независимым кандидатам
самую многочисленную фракцию составил «Выбор России», а многие внепартийные
депутаты поддерживали правительство, итоги выборов расценивались как
поражение реформаторов.
Первым председателем Совета Федерации стал В.Ф. Шумейко, в прошлом директор
одного из крупных промышленных предприятий страны. Государственную Думу
возглавил И.П. Рыбкин.
В соответствии с Конституцией Россия объявлялась демократическим,
федеративным, правовым государством, с республиканской формой правления.
Главой государства являлся избираемый всенародным голосованием президент. В
состав РФ входили 21 республика и 6 краев, 1 автономная область и 10
автономных округов, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург)
и 49 областей. Были определены принципы построения высших органов
государственной власти и управления.
Законодательно закреплялась двухпалатная структура Федерального собрания -
постоянно действующего законодательного органа РФ. К ведению высших органов
власти России были отнесены: принятие законов и контроль за их выполнением,
управление федеральной государственной собственностью, основы ценовой
политики, федеральный бюджет. Им принадлежало решение вопросов внешней
политики и международных отношений, объявление войны и заключение мира,
руководство внешнеэкономическими связями. Законодательно закреплялись
политическая многопартийность, право свободы труда и право частной
собственности. Конституция создавала условия для достижения в обществе
политической устойчивости.
Высшие органы власти Российской Федерации (с декабря 1993 г.)
Глава государства
Президент Российской Федерации
Исполнительная
Судебная власть
власть
Правительство Конституционный Верховный
Высший
Российской суд
суд Арбитражный
Федерации
суд
Законодательная власть
Федеральное Собрание -
парламент Российской Федерации
Совет Государственная
Федерации Дума
Центральное место в работе Госдумы I созыва заняли вопросы экономической и
национальной политики, социального обеспечения и международных отношений. В
течение 1993-1995 гг. депутаты приняли свыше 320 законов, подавляющая часть
которых была подписана президентом. Среди них - Законы о правительстве и
конституционной системе, о новых формах собственности, о крестьянском и
фермерском хозяйстве, об акционерных обществах, о свободных экономических
зонах.
Вскоре после выборов лидер «Выбора России» Е.Т.Гайдар и либеральные министры
подали в отставку с правительственных постов. В окружении президента
Б.Н.Ельцина и в правительстве РФ усилилось влияние консервативных деятелей,
представляющих силовые структуры и военно-промышленный комплекс.
Для стабилизации политического положения в апреле 1994 г. администрацией
президента был подготовлен Договор об общественном согласии – подписанный
рядом политических и общественных организаций, но не оказавший реального
воздействия на улучшение обстановки в стране.
17 декабря 1995г., в обстановке падения популярности президента и
правительства, роста влияния консервативной оппозиции состоялись очередные
парламентские выборы. На выборы в Государственную Думу общественные
объединения и партии шли с четкими требованиями в экономической и
политической областях. Центральное место в предвыборной платформе КПРФ
(председатель ЦК КПРФ - Г.А. Зюганов) занимали требования восстановления в
России мирным путем советского строя, прекращения процесса разгосударствления
средств производства. КПРФ выступала за расторжение внешнеполитических
договоров, которые “ущемляли” интересы страны.
Сформировавшееся накануне выборов Всероссийское общественно-политическое
движение “Наш дом - Россия” объединило представителей исполнительных структур
власти, хозяйственных и предпринимательских слоев. Главную экономическую
задачу движения видели в формировании смешанной экономической системы на
принципах, присущих рыночной экономике. Роль государства должна была
заключаться в создании благоприятных условий для развития мелкого и среднего
предпринимательства, деловой активности населения.
В состав Госдумы II созыва было избрано 450 депутатов. Подавляющую их часть
составляли работники законодательных и исполнительных органов власти, многие
из них являлись членами предыдущего депутатского корпуса. 36% общего числа
мест в Думе получила КПРФ, 12% - “Наш дом - Россия”, 11% - ЛДПР, 10% - блок
Г.А. Явлинского («ЯБЛоко»), 17% - независимые и 14% - другие избирательные
объединения.
Состав Госдумы предопределил острый характер межпартийной борьбы по всем
рассматриваемым в ней вопросам. Основная борьба развернулась между
сторонниками избранного пути экономического и политического реформирования и
оппозицией, в рядах которой находились фракции КПРФ, ЛДПР и блок Г.А.
Явлинского.
В январе 1996 г. начала свою работу VI Государственная Дума. Спикером Думы
был избран коммунист Г.Н. Селезнев. Выборы в Совете Федерации (верхней палате
парламента) принесли успех губернатору Орловской области и бывшему члену
Политбюро Е.Строеву.
Сразу после выборов Б.Н.Ельцин произвел перестановки в правительстве, еще
более укрепившие позиции консервативных сил (отставка «последних либералов» –
главы администрации С.Филатова, первого вице-премьера А. Чубайса, министра
иностранных дел А.Козырева). Эти попытки были расценены как примирительные
жесты в отношении национал-коммунистической оппозиции перед президентскими
выборами.
Особую остроту и драматичность событиям придавала нестабильность
внутриполитической жизни, вызываемая, в частности, напряженностью в
межнациональных отношениях. Один из очагов межнациональных конфликтов
находился на Северном Кавказе. Лишь при помощи российской армии осенью 1992
г. удалось прекратить возникшие из-за территориальных споров вооруженные
столкновения между ингушами и осетинами.
Осенью 1991 г. к власти в Чечне пришел Д. Дудаев. В 1992 г. произошло
разделение Чечено-Ингушетии на две самостоятельные республики. Развитие
сепаратистского движения в Чечне привело к расколу в руководстве республики и
вооруженным конфликтам сепаратистов с официальной властью. В соответствии с
Указом Президента РФ от 30 ноября 1994 г. для восстановления конституционной
законности и порядка в Чечню были введены федеральные войска. Вместо
обещанного быстрого разгрома незаконных вооруженных бандформирований начались
затяжные кровопролитные боевые действия, которые завершились лишь в конце
1996 г. Подписанное между российским и чеченским руководством соглашение о
мире предусматривало вывод федеральных вооруженных сил из Чечни и проведение
в республике президентских выборов, которые состоялись в начале 1997 г.
Однако эти меры не способствовали стабилизации обстановки в регионе.
В августе 1999 г. вооруженные отряды международных террористов с территории
Чечни совершили нападение на Дагестан. Для борьбы с терроризмом были
задействованы значительные силы федеральных войск и боевой техники. После
разгрома крупных террористических вооруженных формирований были определены
численность и сроки вывода войсковой группировки из Чечни и Дагестана. Как
отметил в ежегодном послании (апрель 2001 г.) Федеральному Собранию Президент
РФ В.В. Путин, этот результат был достигнут дорогой ценой. В настоящее время
на Северном Кавказе проводится контртеррористическая операция по выявлению и
ликвидации террористов и бандитов.
Значительным шагом в укреплении государственности явилось решение Президента
РФ В.В. Путина о создании федеральных округов. Деятельность полномочных
представителей заметно приблизила федеральную власть к регионам. В течение
2000 г. одной из основных задач полпредов было приведение регионального
законодательства в соответствие с федеральным. Из более чем трех тысяч
нормативных актов субъектов федераций, не соответствовавших Конституции РФ,
4/5 из них приведены в соответствие.
Экономика России на современном этапе
На рубеже 80-90-х гг. в России со всей остротой проявился экономический и
политический кризис. Длительное господство командно-административной системы,
затянувшийся переход от экстенсивной модели развития экономики к интенсивной,
перегруженность России производством средств производства привели к резкому
падению национального дохода, инфляции, товарному и бюджетному дефициту,
росту внутреннего и внешнего долга, стремительному рост денежных доходов
населения, не обеспеченных товарами.
Руководству России предстояло определить курс на демократические
преобразования общества и создание правового государства. В числе
первоочередных задач было принятие мер по выходу страны из экономического и
политического кризиса. Надлежало создать новые органы управления народным
хозяйством.
Законодательная база: В России была создана и продолжала совершенствоваться
юридическая база экономического реформирования. «Закон о собственности» в РФ
устанавливал равенство всех форм собственности. Были приняты Законы
Российской Федерации «О конкуренции», «О предприятиях и предпринимательской
деятельности» и др.
Деятельность государственного аппарата протекала в условиях жесткой
конфронтации законодательной и исполнительной власти. Состоявшийся в ноябре
1991 г. V Съезд народных депутатов предоставил президенту широкие полномочия
для проведения экономических реформ. Большинство депутатов российского
парламента поддерживали курс социально-экономических реформ. В конце 1991
года Россия объявила себя правопреемником СССР и осуществила "приватизацию"
союзной собственности, расположенной на ее территории.
К началу 1992 г. правительство, возглавляемое ученым-экономистом Е.Т.
Гайдаром, разработало программу радикальных реформ в области народного
хозяйства. Центральное место в ней занимали меры по переводу экономики на
рыночные методы хозяйствования (меры “шоковой терапии”).
Основная роль в процессе перехода к рынку отводилась приватизации
(разгосударствлению) собственности. Ее результатом должно было стать
превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики.
Предусматривались жесткие меры налогового обложения, либерализация цен и
усиление социальной помощи малоимущей части населения.
Проведенная в соответствии с программой либерализации цен (со 2 января 1992
г.) вызвала резкий скачок инфляции. За год потребительские цены в стране
выросли в 50-100 раз. Снизился уровень жизни населения: в 1994 г. он
составлял 50% от уровня начала 90-х годов. Прекратились выплаты гражданам их
денежных сбережений, хранившихся в Госбанке.
14 августа 1992 г. - Указ Президента РФ о введении в действие системы
приватизационных чеков (ваучеров). Цель: компенсировать ущерб от
либерализации цен и вовлечь все население страны в процесс приватизации
(сделать всех собственниками средств производства). Процесс приватизации был
во многом связан с именем А.Чубайса, ставшего 1 июня 1992 г. заместителем
председателя правительства. 31 июля 1994 г. закончился первый этап
приватизации - чековый. Позднее начался второй этап приватизации - этап
денежной приватизации, введенной Указом Президента РФ.
Приватизация госсобственности охватила в первую очередь предприятия розничной
торговли, общественного питания и службы быта. В результате политики
приватизации в руки частных предпринимателей перешли 110 тыс. промышленных
предприятий. Однако изменение формы собственности не повысило эффективности
производства. В 1990-1992 гг. ежегодное падение производства составляло 20%.
К середине 90-х годов тяжелая промышленность оказалась практически
разрушенной. Так, станкостроение работало лишь вполовину своих мощностей.
Одним из последствий приватизационной политики явился распад энергетической
инфраструктуры.
Экономический кризис тяжело отразился на развитии аграрного производства.
Недостаток сельхозтехники, перестройка форм хозяйствования повлекли за собой
падение уровня урожайности. Объем сельскохозяйственного производства в
середине 90-х годов упал на 70% в сравнении с 1991-1992 гг. На 20 млн. голов
уменьшилось поголовье крупного рогатого скота.
В 1993 г. продолжилось проведение широкомасштабных рыночных преобразований:
акционированием предприятий, приватизацией государственной собственности,
борьбой с инфляцией, стабилизировавшейся к декабрю на уровне 15-17% в месяц,
активным регулированием курса рубля по отношению к мировым валютам,
целенаправленным неоднократным увеличением размеров заработной платы в
бюджетной сфере, ликвидацией дефицита госбюджета.
Большое значение для укрепления российской валюты имело решение Центрального
банка России (ЦБР) об изъятии с 26 июля 1993 г. из обращения государственных
казначейских билетов банка СССР и банкнот образца 1961-1992 гг. Это решение
оказало большое влияние на финансовые отношения России с бывшими республиками
СССР, ускорив введение ими в обращение национальных валют.
11 октября 1994 г. финансовую систему страны всколыхнул «черный вторник»,
когда доллар США за один день подорожал примерно на 100%. Среди причин
резкого скачка доллара и падения рубля следует выделить: 1) искусственное
удержание курса рубля Центробанком РФ на протяжении нескольких месяцев; 2)
неустойчивость политической ситуации в стране. Политическими последствиями
«черного вторника» стали изменения в правительстве В.Черномырдина – был
смещен министр финансов С.Дубинин, усилилось влияние первого вице-премьера
А.Чубайса. Ушел в отставку и председатель ЦБР В.Геращенко. С конца 1994 г.
тяжелым грузом на госбюджет легли расходы на войну в Чечне.
Хотя в 1995 г. наметилась экономическая стабилизация, об экономическом росте
говорить, безусловно, было рано (по оценке ряда авторитетных экономистов,
спад производства, по сравнению с 1991 г. составлял 50%). Установление
таможенных барьеров между государствами СНГ разорвало отлаженные
хозяйственные связи – этот фактор стал мощным тормозом развития производства.
Одновременно ряд российских предприятий стали активно взаимодействовать с
зарубежными партнерами, работая по их заказам на импортном оборудовании.
Этому способствовала политика российского правительства, направленная на
либерализацию внешнеэкономической деятельности. Был сокращен список товаров,
подлежащих обязательному лицензированию, отменен институт спецэкспортеров
(привилегированных фирм, обладающих монопольным правом вывоза стратегического
сырья – нефти, леса, ценных металлов). Способствовать росту внешнеторгового
оборота был призван и Закон РФ «О внешнеэкономической деятельности».
Летом 1995 г. правительство России впервые за годы реформ установило
«валютный коридор», ограничив стоимость доллара США 4900 руб. (впоследствии
этот потолок постепенно поднимался). За 1995 г. снизился уровень инфляции – с
18% в январе до 4,5% в ноябре. Индекс потребительских цен на
продовольственные товары составил 103,9%, на непродовольственные товары –
104,6%, на платные услуги – 106,6%. Наибольшее подорожание потребительских
товаров и услуг было отмечено в Центральном регионе (5,5%), наименьшее в
Восточно-Сибирском (3,7%).
Падение производства остановить не удалось, за годы реформ оно составило 50
процентов (причем, в машиностроении - 70%, в ВПК - 90%). По данным
Госкомстата РФ экономическое отставание России от США выросло за четыре года
реформ на 64%. Физический объем валового национального продукта (ВНП) России
по итогам 1993 г. составлял 13,6 % от ВНП США (1990 г. - 23%) . В
соответствии с программой международных сопоставлений РФ относилась к станам
среднего уровня развития и находилась, примерно, на 55 месте в мире.
Тенденции разрыва уровня развития экономики России и передовых стран
продолжали сохраняться. Увеличивался внешний долг. В начале 1992 г. он
составлял 64,3 млрд. $, а к 1996 г. увеличился до 120 млрд. $. Продолжался
процесс «бегства» капитала из России - по одним источникам было вывезено
около 100 млрд. $, по другим - 140 млрд.
Приватизация не оправдала ожиданий. Каждые 7 из 10 предприятий сократили
производство на 15-20 %. Собственность превратилась в объект злоупотреблений
и спекуляций. Поступления в госбюджет от приватизации были чрезвычайно
незначительны: 0,02 - 0,04 % от ВНП. Зарубежные фирмы стремились взять под
контроль жизненно важные отрасли экономики страны. Национальный доход (НД) за
1991-1995 гг. уменьшился на 40 %. Для сравнения: с 1940 по 1945 гг. НД
сократился на 17 %. Мировая практика не знает подобных результатов
экономического реформирования. Не случайно Президентом России был поставил
вопрос о государственной стратегии экономической безопасности РФ.
Социальная структура российского общества обрела признаки деградации.
Уменьшился удельный вес экономически активного населения. Увеличилась
численность безработных, бездомных, нищих. Слой богатых в стране насчитывал 3
- 5 % населения. Средне обеспеченные составляли лишь 12 -15 %. Таким образом,
в России произошла поляризация населения и обнищание его значительной части.
Социальная структура общества приобрела черты буржуазного общества раннего
капитализма. Его характерными чертами являлись аморфность классовой
структуры, интенсивный процесс люмпенизации трудящихся, криминализация
общественных отношений. Численность населения в стране сократилась. К 1995
году продолжительность жизни уменьшилась до 65 лет ( мужчины - до 58 лет,
женщины - до 72 лет). Общая численность безработных достигла 5,7 млн.
человек. Количество населения с доходами ниже прожиточного минимума составило
36,6 млн. чел. По уровню питания россияне перешли с 7-го места (1990 г.) на
40-е (1995 г.).
Исходя из проведенного анализа, следует говорить не об успехе реформ, а лишь
о некоторых, относительно обнадеживающих, предварительных результатах:
укрепление рубля, снижение инфляции, ликвидация дефицита, предсказуемость
экономики и рост хозяйственной активности в некоторых отраслях экономики
России.
В 1996-1997 гг. главной задачей руководства РФ в сфере экономики явилось
соблюдение жесткой финансовой дисциплины и сокращение бюджетных расходов.
Была развернута компания по проведению залоговых аукционов: продажа
государственного пакета акций крупных предприятий страны (Норильский никель,
Связьинвест и др.) во временное управление частными компаниями. В настоящее
время доля частного сектора в производстве ВВП оставляет около 80 %. Из
этого следует, что капитал в экономике современной России занимает лидирующие
позиции.
Финансовая стабилизация страны во многом достигалась жестким регулированием
конвертируемости российской национальной волюты. Однако структурный
экономический кризис 17 августа 1998 г. в одночасье разрушил все
оптимистические ожидания ведущих зарубежных и отечественных политиков и
экономистов. Реальные доходы российских граждан сократились в среднем на 25
%. Правительство С.В.Кириенко было отправлено в отставку. Немаловажную роль
в стабилизации валютно-финансовой системы страны сыграл кабинет министров во
главе с Е.М. Примаковым. Благодаря жесткому финансовому регулированию к маю
1999 г. удалось добиться снижения инфляции в стране до 2, 5 %.
Несмотря на достигнутые успехи Б.Н. Ельцин отправил Е.М.Примакова в отставку.
Начался этап частых кадровых перестановок в высшем руководстве государства. В
мае 1999 г. председателем Правительства стал С.В. Степашин, который на этой
должности находился всего три месяца. За короткий период его правления
экономическая ситуация в стране не улучшилась. Новым председателем
правительства с августа 1999 г. стал В.В. Путин. В связи с избранием его
Президентом РФ руководство кабинетом министров в мае 2000 г. было поручено
М.В. Касьянову.
В настоящее время Правительство РФ предпринимает меры по ужесточению
бюджетной дисциплины, созданию делового климата для инвестиций в экономику
страны. Идет подготовка к проведению административной реформы, структурной
реорганизации правительства, министерств и ведомств.
Внешнеполитическая деятельность российского руководства
в 1991-2000 гг.
Распад СССР изменил положение России на международной арене, ее политические
и экономические связи с внешним миром. Приоритетными задачами
внешнеполитической концепции Российской Федерации являлись: сохранение
территориальной целостности и независимости; обеспечение благоприятных
условий для развития рыночной экономики и включение в мировое сообщество.
Предстояло добиться признания России в качестве правопреемницы бывшего
Советского Союза в ООН, а также помощи западных стран в проведении курса
реформ. Важная роль отводилась внешней торговле России с зарубежными
странами. Внешнеэкономические связи рассматривались как одно из средств
преодоления экономического кризиса в стране.
Российская Федерация была принята в Международный валютный фонд и Всемирный
банк. Ей удалось договориться с крупнейшими банками Запада об отсрочке
платежей за долги бывшего СССР. В январе 1996 г. РФ вступила в Совет Европы,
в компетенции которого находились вопросы культуры, прав человека, защиты
окружающей среды. Европейские государства поддерживали действия России,
направленные на ее интеграцию в мировую экономику.
Заметно повысилась роль внешней торговли в развитии экономики России.
Разрушение народнохозяйственных связей между республиками бывшего СССР,
распад Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) вызвали переориентацию
внешнеэкономических связей. После долгого перерыва России был предоставлен
режим наибольшего благоприятствования в торговле с США. Постоянными
экономическими партнерами являлись государства Ближнего Востока и Латинской
Америки. Как и в предшествующие годы, в развивающихся странах при участии
России строились тепло- и гидроэлектростанции (например, в Афганистане и
Вьетнаме). В Пакистане, Египте и Сирии возводились металлургические
предприятия и сельскохозяйственные объекты.
Сохранились торговые контакты между Россией и странами бывшего СЭВ, по
территории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Западную Европу.
Экспортируемые по ним энергоносители продавались и этим государствам. Основу
импорта в Россию составляли в основном медикаменты, продовольственные и
химические товары. Доля стран Восточной Европы в общем объеме российской
торговли сократилась к 1994 г. до 10 %.
Отношение с государствами СНГ. В деятельности правительства РФ проблема
взаимоотношений с Содружеством Независимых Государств занимала важное место.
В 1993 г. в состав СНГ входили, кроме России, еще одиннадцать государств.
Первоначально центральное место в отношениях между ними занимали переговоры
по вопросам, связанным с разделом имущества бывшего СССР. Устанавливались
границы с теми из стран, которые ввели национальные валюты. Были подписаны
договоры, определившие условия перевозки российских грузов по их территории
за рубеж. Деятельность российского правительства внутри страны и на
международной арене свидетельствовала о его желании преодолеть конфликты в
отношениях с государствами как дальнего, так и ближнего зарубежья. Его усилия
были направлены на достижение стабильности в обществе, на завершение перехода
от прежней, советской модели развития к новой общественно-политической
системе, к формированию демократического правового государства.
Распад СССР разрушил традиционные экономические связи с бывшими республиками,
что привело к значительному снижению товарооборота с государствами СНГ.
Основу поставок России в эти страны составляли топливно-энергетические
ресурсы. В структуре импортных поступлений преобладали товары народного
потребления и продовольствие. Одним из препятствий на пути развития торговых
отношений с Россией являлась образовавшаяся в предшествующие годы финансовая
задолженность ей государств Содружества. В середине 90-х годов ее размер
превышал 6 млрд. долларов.
Правительство РФ стремилось сохранить интеграционные связи между бывшими
республиками в рамках СНГ. По его инициативе был создан Межгосударственный
комитет стран Содружества. Между шестью государствами был заключен договор о
коллективной безопасности (май 1992 г.), разработан и утвержден устав СНГ
(январь 1993 г.). Вместе с тем Содружество стран не представляло собой единой
оформленной организации.
Межгосударственные отношения России с бывшими республиками СССР складывались
непросто. Велись острые споры с Украиной по проблемам раздела Черноморского
флота, статуса Крымского полуострова и Севастополя. Конфликты с государствами
Прибалтики были вызваны дискриминацией проживающего там русскоязычного
населения и территориальными спорами. Экономические и стратегические
интересы России в Таджикистане и Молдове явились причиной ее участия в
нормализации вооруженных конфликтов в этих регионах. В настоящее время имеет
большое значение деятельность российской пограничной службы по охране границ
Содружества, особенно таджико-афганского участка.
Наиболее конструктивно развивались взаимоотношения между Российской
Федерацией и Белоруссией. 2 апреля 1996 г. был подписан Договор об
образовании Сообщества Белоруссии и России, а ровно через год оно было
преобразовано в Союз Белоруссии и России. 23 мая 1997 г. был одобрен устав
Союза. В настоящее время процесс интеграции двух государств развивается более
динамично и продуктивно.
В целях укрепления интеграционных связей в октябре 1996 г. на очередном
заседании лидеров СНГ было принято решение о создании Межгосударственного
экономического комитета и формировании Таможенного союза государств –
участников Содружества. Укрепились межгосударственные отношения с Украиной.
31 мая 1997 г. был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и стратегическом
партнерстве между Россией и Украиной. Однако на современном этапе развития
Содружества имеется много нерешенных проблем. С середины 1999 г. Азербайджан,
Грузия и Узбекистан фактически вышли из состава участников Договора о
коллективной безопасности и предпочитают решать проблемы своей безопасности
путем сотрудничества со странами НАТО.
Россия и страны дальнего зарубежья. После августовских событий 1991 г.
началось дипломатическое признание России. Страны Европейского Сообщества
заявили о признании суверенности России, переходе к ней прав и обязанностей
бывшего СССР. В 1993-1994 гг. были заключены соглашения о сотрудничестве
между государствами ЕС и Российской Федерацией. После распада Организации
Варшавского Договора Россия начала вывод своих войск из стран Восточной
Европы и государств Прибалтики, этот длительный процесс завершился 31 августа
1994 г. В июне 1994 г. Россия присоединилась к натовской программе
партнерства, а в мае 1997 г. был подписан Договор об особом партнерстве
России с НАТО.
Однако надежды Российской Федерации на сохранение в Европе сложившегося
миропорядка не оправдались. Несмотря на возражения России в апреле 1999 г.
Польша, Чехия и Венгрия были приняты в состав государств – участников НАТО.
После прихода к власти в Соединенных Штатах Америки Буша – младшего
межгосударственные отношения России и США ухудшились. В целях обеспечения
собственной безопасности Россия активизировала свою политику на международной
арене. Она активно выступила против военной операции стран НАТО в Косово
(март-июнь 1999 г.), политики США по созданию однополярного мирового порядка.
За последние годы Россия предприняла активные шаги по укреплению
межгосударственных отношений с Китаем, Японией, Германией, Монголией,
Северной Кореей, Кубой, государствами Скандинавии др.
Военная политика России на современном этапе
После распада СССР руководство России следовало договоренностям с другими
республиками Содружествами Независимых Государств о том, что Вооруженные
Силы будут едины. Однако Украина первой начала создавать собственные
Вооруженные Силы. К военному строительству приступили Армения, Азербайджан и
другие республики. В этих условиях 7 мая 1992 г. Указом Президента России
Б.Н.Ельцина было объявлено о создании Российских Вооруженных Сил.
Предусматривалось строительство Вооруженных Сил Российской Федерации
осуществлять в соответствии с принципами подконтрольности военных структур
высшим органам государственной власти; соответствия организационной
структуры, боевого состава и численности войск(сил) Концепции безопасности
России; многонациональной, кадровой армии, комплектуемой на основе сочетания
военной службы по призыву с военной службой по контракту; единоначалия;
постоянной боевой готовности; учета национально-исторических традиций,
норм международного права, мирового опыта военного строительства.
Российская армия и флот создавались не на пустом месте. Хотя раздел
Вооруженных Сил бывшего Союза был произведен, в основном, по
"географическому" признаку, Россия все же унаследовала значительную часть
военного потенциала бывшего СССР. А это значит, что не все пришлось
создавать заново.
Нужна ли России сильная армия сегодня? С 1990 по 1998 гг. преобладали
популистские, а порой и безответственные заявления о ее радикальном
сокращении, так как угрозы безопасности стране якобы больше не существует,
что не соответствовало реальной действительности
Угроза безопасности России на современном этапе:
Во внешнеполитической сфере: Проблемы сохранения целостности РФ;
территориальные претензии к РФ; свертывание интеграционных процессов в СНГ;
ослабление связей РФ с другими государствами в районах традиционного
сотрудничества; неустойчивость государственных структур власти в определенных
странах; вооруженные конфликты в сопредельных странах и спровоцированные ими
миграционные процессы и т.д.
В экономической сфере: ослабление экономической самостоятельности России;
снижение ее технического и промышленного потенциала; закрепление топливно-
сырьевой специализации в мировой экономике; ограничение присутствия России на
ряде зарубежных рынков; блокирование доступа России к передовым технологиям;
неконтролируемый вывоз капитала и отдельных стратегически важных сырьевых
товаров за пределы России и т.д.
В военной сфере: существующие очаги локальных войн и вооруженных конфликтов;
неурегулированность управления и контроля за стратегическими силами
бывшего СССР; распространение оружия массового уничтожения, средств его
доставки и новейших технологий военного производства; нарушение целостности
системы обороны, неопределенность государственной границы России с
прибалтийскими государствами; неурегулированность вопросов правового статуса
пребывания российских войск на территории стран ближнего зарубежья;
сохранение угрозы мирового терроризма.
Во внутриполитической сфере: угрозы, связанные с формированием качественно
нового уровня взаимоотношений центра с регионами; угрозы, связанные с
напряженностью в социально-экономической сфере; организованная преступность и
коррупция; угрозы на национальной почве. В сфере экологии: прежде всего
угрозы техногенного характера в сопредельных государствах.
Таким образом, Российской Федерации жизненно необходимо иметь Вооруженные
Силы, достойные великой державы.
Реформирование Российских Вооруженных Сил происходило в сложной обстановке:
1. Кризис в стране и на всем постсоветском пространстве.
2. Первый стратегический эшелон обороны в Восточной Европе оказался полностью
разрушен.
3. Оказался разрушен и второй стратегический эшелон обороны - бывшее
приграничье СССР.
4. Проблемы взаимоотношений России с Украиной.
5. Необходимость в создания новых группировок войск и военной инфраструктуры.
6. Российские войсковые части выполняют задачи в странах ближнего зарубежья
в " правовом вакууме".
Суть реформирования армии и флота заключается в создании относительно
немногочисленных, мобильных, оснащенных высокоэффективным оружием,
укомплектованных профессиональными военнослужащими Вооруженными Силами.
Реформирование Российских Вооруженных Сил осуществлялось по этапам.
На первом этапе, в течение 1992-1993 гг. были созданы новые центральные и
местные органы военного управления и заложены правовые основы для создания и
функционирования армии, социальной защиты военнослужащих. Проделан большой
объем работы по правовому обеспечению строительства ВС.
Принят ряд законодательных актов, регулирующих их служебно-боевую
деятельность. Разработаны и утверждены «Основные положения военной доктрины
Российской Федерации» (ноябрь 1993 г.). Это документ переходного периода -
периода становления российской государственности, осуществления
демократических реформ, формирования новой системы международных отношений.
Его характерные черты: оборонительный характер; Россия в отличие от СССР не
исключает возможность применения ядерного оружия первой; отсутствие
определения главного противника; намерение участвовать в международных
операциях по поддержанию мира; участие ВС, в случае необходимости, в
ликвидации внутренних вооруженных конфликтов; контроль за расходованием сил и
средств на оборону. Приняты "военный пакет" законов "Об обороне", "О воинской
обязанности и военной службе" и др.
На втором этапе, в течение 1993-1994 гг. - вывод войск из стран ближнего и
дальнего зарубежья, сокращение и реорганизация частей, создание группировок,
переход к смешанной системе комплектования армии и флота. Разработана и
введена в действие новая система боевой готовности ВС.
Генеральным штабом осуществлен комплекс мер по планированию мобилизации и
применению войск в новых геополитических и геостратегических условиях.
Уточнены проекты концепции Программы вооружения, военно-правовой реформы,
военного образования и т.д.
На третьем этапе, в 1995-1999 гг., реорганизация видов Российских ВС, системы
подготовки военных кадров, совершенствование системы комплектования армии.
Медленные темпы реформы ВС обусловлены экономическими проблемами государства.
Главная из них - финансовая. При существующей системе и объемах
финансирования реформирование и техническое переоснащение Вооруженных Сил
осуществляется на низком уровне. Вследствие недостатка финансирования
обостряются вопросы практической реализации нормативных "военных законов".
Сложной проблемой является работа по оформлению и обустройству
государственной границы России, особенно со странами СНГ:
- принципы добрососедства и сотрудничества, полноценность режима границ со
странами Балтии;
- прозрачная граница с Белоруссией, Казахстаном, Украиной;
- Северный Кавказ - два рубежа: государственная граница России и внешние
границы Грузии и Армении.
Имеются и другие проблемы, с которыми пришлось столкнуться в ходе реформ.
Например, требуют адекватной реакции, наносящие ущерб безопасности страны,
действия НАТО по расширению блока за счет стран, ранее входивших в
Организацию Варшавского Договора; интенсивные провокационные полеты боевой
авиации и боевое патрулирование подводных лодок иностранных государств в
приграничье и т.д. Попытки США создать однополярный мировой порядок требуют
внесения изменений в состав и размещение группировок войск.
Реформирование Российских Вооруженных Сил является сложной и наиболее
важной государственной задачей. Успешное ее проведение позволит России иметь
Вооруженные Силы, соответствующие ее статусу великой державы. В настоящее
время Министерство Обороны во главе с С.Ивановым предпринимает действенные
меры по повышению эффективности и боеспособности Вооруженных сил Российской
Федерации
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|