Рефераты

Билеты: Экзаменационные билеты

же последствия того, что партия в свое время не реализовала ленинские

рекомендации, прежде всего по отношению к Сталину, тщательно скрывались и

маскировались. В докладе Хрущева эти последствия были впервые обнародованы и

получили соответствующую политическую оценку. В докладе, в частности,

говорилось: "Сейчас речь идет о вопросе, имеющем огромное значение и для

настоящего, и для будущего партии, - речь идет о том, как постепенно

складывается культ личности Сталина, который превратился на определенном

этапе в источник целого ряда крупнейших и весьма тяжелых извращений партийных

принципов, партийной демократии, революционной законности". Хрущев в этом

плане ведет критику сталинского режима, говоря о нарушениях и отходе от

ленинских принципов партийной дисциплины и партийного руководства, в чем и

видит причину развития культа личности Сталина. Обоснование разоблачения

культа личности ленинскими принципами является первой отличительной чертой

доклада Н.С.Хрущева.

Особое значение имело разоблачение сталинской формулы "враги народа". Хрущев

открыто поставил перед делегатами вопрос о неправомерности и недопустимости

репрессивной расправы с идейными противниками, и, хотя в докладе дана, в

основном, старая (по "Краткому курсу истории ВКП(б)") оценка идейно-

политической борьбы в партии и роли в ней Сталина, это был, несомненно,

смелый шаг и заслуга Хрущева. В докладе говорилось: "Обращает на себя

внимание то обстоятельство, что даже в разгар ожесточенной идейной борьбы

против троцкистов, зиновьевцев, бухаринцев и других - к ним не применялись

крайне репрессивные меры. Борьба велась на идейной основе. Но через несколько

лет, когда социализм был уже в основном построен в нашей стране, когда были в

основном ликвидированы эксплуататорские классы, когда коренным образом

изменилась социальная структура советского общества, резко сократилась

социальная база для враждебных партий, политических течений и групп, когда

идейные противники партии были политически давно уже разгромлены, против них

начались репрессии".

Что касается ответственности за репрессии, то роль Сталина в создании режима

политического террора раскрыта в докладе в достаточно полной мере. Однако

прямое участие в политическом терроре сподвижников Сталина и истинные

масштабы репрессий названы не были. Хрущев не был готов к противостоянию

большинству членов Президиума ЦК, тем более что сам он долгое время

принадлежал к этому большинству. В докладе не было последовательности в

разоблачении преступного характера деятельности Сталина и тем более

созданного им режима. Еще менее последовательным было разоблачение сталинщины

в постановлении ЦК КПСС от 30 июня 1956 г. «О преодолении культа личности и

его последствий». Пороки командно-административной системы были, в конечном

счете, сведены к культу личности, а вся вина за преступления возложена только

на Сталина и лиц из его ближайшего окружения. Всячески подчеркивалось, что

культ личности не изменил и не мог изменить природу социалистического

общественного и государственного строя. По сути, это соответствовало

действительности: социализм в понимании политических лидеров страны второй

пол. 50-х гг. соответствовал командно-административной системе, которая

продолжала существовать и без Сталина и его репрессивного аппарата, будучи им

сформирована. Устранение наиболее одиозных фигур сталинского окружения из

партийного руководства как бы снимало ответственность за преступления

сталинизма с других партийных руководителей и с партии в целом. Политическое

руководство, оставшееся у власти, не разделило ответственности за прошлое и

оказалось вне критики.

Таким образом, процесс, получивший название "Разоблачение культа личности

Сталина", при всей его исторической значимости, протекал во второй половине

50-х г.г. прежде всего, как процесс ликвидации, да и то не полной,

наиболее негативных сторон тоталитарного режима, не затрагивая его сути.

Социально-экономическое развитие СССР в 1953-1964 гг.

Со второй половины 1953 г. по конец 50-х годов в СССР были проведены

реформы, которые благотворно отразились как на темпах развития народного

хозяйства, так и на благосостоянии народа. Главная причина успеха реформ

состояла в том, что они возродили экономические методы руководства народным

хозяйством и были начаты с сельского хозяйства, а потому получили

широкую поддержку в массах.

В августе 1953г. на сессии Верховного Совета СССР Маленков впервые поставил

вопрос о повороте экономики лицом к человеку, о первоочередном внимании

государства к благосостоянию народа через ускоренное развитие сельского

хозяйства и производства предметов потребления. Предполагалось резко изменить

инвестиционную политику, значительно увеличить финансовую "подпитку" отраслей

нематериального производства, ориентированных на выпуск товаров для

народа, обратить особое внимание на сельское хозяйство, привлечь к

производству товаров народного потребления машиностроительные заводы и

предприятия тяжелой промышленности. Так был взят курс на социальную

переориентацию экономики, который достаточно быстро стал воплощаться в

конкретные товары, деньги, жилье.

Выбор нового политического пути требовал изменения ориентиров в экономике.

Однако тогда никто в политическом руководстве страны не подвергал сомнению

принципы командно-административной системы. Речь шла о преодолении ее

крайностей, таких, как почти полное отсутствие материального стимулирования

трудящихся, отставание в массовом внедрении научно-технических достижений

в производство. По-прежнему господствовало неприятие рынка, товарно-денежных

отношений.

Экономический курс в деревне. На первом месте среди народнохозяйственных

проблем стояло аграрное производство. На Пленуме ЦК Хрущев выступил с

серией важных для того времени предложений по развитию сельского хозяйства.

Были увеличены закупочные цены на сельхозпродукцию, введено авансирование

труда колхозников (до этого расплата с ними производилась лишь один раз в

год) и т.д.

Хрущев осудил практику существования слабых хозяйств за счет передачи им

средств сильных, критиковал раздутый управленческий аппарат, недостаточную

помощь города сельскому хозяйству. Начало несколько поощряться разведение

крестьянами птицы, мелкого домашнего скота. Во многих хозяйствах появились

коровы, что было немыслимо для колхозника еще год назад.

Высказанные идеи и принятые постановления могли дать отдачу лишь через

несколько лет. А поправлять зерновое хозяйство требовалось немедленно. Выход

нашли в освоении целинных и залежных земель. Это был ярко выраженный

экстенсивный вариант развития. Пригодные земли находились на территории

Казахстана, Южной Сибири, в Поволжье, на Урале, на Северном Кавказе. Среди

них наиболее перспективными выглядели Казахстан, Урал и Сибирь.

К весне 1954 г. на казахстанской целине было организовано свыше 120

совхозов. Первые результаты целинной эпопеи не могли не внушать оптимизма. В

1954г. целина дала свыше 40 процентов валового сбора зерна. Увеличилось

производство мяса, молока. Все это позволило несколько улучшить

продовольственное снабжение населения.

Однако успехи были лишь в первые годы. Урожайность зерновых культур на

вновь освоенных землях оставалась низкой, освоение земель происходило при

отсутствии научно-обоснованной системы земледелия. Сказывалась и

традиционная бесхозяйственность. Не к сроку были построены зернохранилища, не

созданы резервы техники, горючего. Приходилось перебрасывать технику со всей

страны, что приводило к удорожанию стоимость зерна, а, следовательно, мяса,

молока и т.д.

1956 год - год ХХ съезда - оказался весьма благоприятен для сельского

хозяйства страны. Именно в этом году обозначился большой успех на целине -

урожай был рекордным. Хронические в предыдущие годы трудности с

хлебозаготовками, казалось, стали уходить в прошлое. Да и в центральных

районах страны колхозники, избавленные от наиболее угнетающих оков сталинской

системы, напоминавшей зачастую государственное крепостничество, получили

новые стимулы к труду, увеличилась доля денежной оплаты их труда. В этих

условиях, в конце 1958 г., по инициативе Н.С.Хрущева принимается решение о

продаже сельскохозяйственной техники колхозам (до этого техника находилась

в руках машинно-тракторных станций (МТС)).

Продажа техники колхозам положительно сказалась на сельскохозяйственном

производстве далеко не сразу. Большая часть колхозов оказалась не в

состоянии сразу купить технику и выплачивала деньги в рассрочку. Другим

отрицательным последствием была фактическая потеря кадров механизаторов и

ремонтников, до этого сосредоточенных в МТС. По закону они должны были

перейти в колхозы, но это означало для многих из них понижение жизненного

уровня, и они находили себе работу в районных центрах, городах. Отношение к

содержанию техники ухудшилось, так как колхозы не имели, как правило, парков

и укрытий для ее хранения в зимнее время, да и общий уровень технической

культуры колхозников был еще низок.

Сказывались и традиционные недостатки в ценах на сельскохозяйственную

продукцию, которые были чрезвычайно низки и не окупали затрат.

Но не решался главный вопрос по предоставлению крестьянству свободы выбора

форм хозяйствования. Господствовала непреклонная уверенность в абсолютном

совершенстве колхозно-совхозной системы, находящейся под пристальной опекой

партийно-государственных органов.

Усиливались волюнтаристские методы руководства сельским хозяйством. После

визита Хрущева в США (1959 г.) всем хозяйствам, по его настоянию,

рекомендовалось переходить к посеву кукурузы.

На сельское хозяйство, как и прежде, давили стереотипы рапортомании,

стремления аппаратных работников добиться высоких показателей любым, даже

незаконным путем, без осознания негативных последствий. Сельское хозяйство

оказалось на грани кризиса. Увеличение денежных доходов населения в городах

стало опережать рост аграрного производства. И вновь выход был, казалось,

найден, но не в путях экономических, а в новых бесконечных реорганизационных

перестановках. В 1961г. было реорганизовано Министерство сельского хозяйства

СССР, превращенное в консультативный орган. Хрущев сам объезжал десятки

областей, давая личные указания, как вести сельское хозяйство. Однако

желаемого рывка так и не произошло. У многих колхозников подрывалась вера в

возможность изменений. Усиливался отток сельского населения в города; не видя

перспектив, деревню стала покидать молодежь. С 1959 г. возобновились гонения

на личные подсобные хозяйства. Было запрещено иметь скот горожанам. Затем

гонению подверглись хозяйства сельских жителей. За четыре года поголовье

скота в личном подворье сократилось в два раза. Это был настоящий разгром

только начавшего оправляться от сталинщины крестьянства. Снова зазвучали

лозунги, что главное - общественное, а не личное хозяйство, что главным

врагом являются "спекулянты и тунеядцы", торгующие на рынках. Колхозники

были изгнаны с рынков, а настоящие спекулянты начали вздувать цены.

В 1962 г. правительство приняло решение стимулировать животноводство

повышением в полтора раза цен на мясо. Новые цены не увеличили количества

мяса, но вызвали волнения в городах. Наиболее крупное из них в г.

Новочеркасске подавили силой.

Трудности в аграрном секторе нарастали. В следующем году возникли перебои не

только с мясом, молоком и маслом, но и с хлебом. Длинные очереди с ночи

выстраивались у хлебных магазинов. Ширились антиправительственные настроения.

И тогда было решено выйти из кризиса с помощью закупок американского

зерна. Эта временная мера стала органической частью государственной

политики СССР на протяжении длительного периода.

Семилетний план развития народного хозяйства (1959-1965 гг.), в части

развития сельскохозяйственного производства, был провален. Вместо плановых 70

процентов рост составил лишь 15 процентов.

Реформа управления промышленностью. К середине 60-х гг. СССР превратился в

могучую промышленную державу. Упор по-прежнему делался на производство,

которое составило к началу 60-х годов 3/4 общего подъема промышленного

производства. Особенно быстро развивались производство стройматериалов,

машиностроение, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика.

Объем их производства вырос в 4-5 раз.

Предприятия группы "Б" (прежде всего легкая, пищевая, деревообрабатывающая,

целлюлозно-бумажная промышленности) развивались значительно медленнее.

Однако и их рост был двукратным. В целом, среднегодовые темпы промышленного

производства в СССР превышали 10 процентов. Столь высоких темпов можно

было достичь, только активно используя жесткие методы административной

экономики. Руководители СССР были уверены, что темпы промышленного роста

страны будут не только высокими, но и возрастающими. Тезис об ускоряющемся

развитии народного хозяйства в СССР (прежде всего промышленности) прочно

вошел в политическую пропаганду и общественные науки.

Несмотря на подведение машинной базы под народное хозяйство, ее научно-

технический уровень начинал отставать от потребностей времени. Высок был

удельный вес рабочих и крестьян, занятых тяжелым ручным и

малоквалифицированным трудом (в промышленности - 40 %, в сельском хозяйстве

- 75 %). Эти проблемы обсуждались на пленуме ЦК, в 1955 г., на котором был

определен курс на механизацию и автоматизацию производства. Через несколько

лет было названо и главное звено, с помощью которого надеялись вытянуть всю

цепь научно-технической революции - химия. Форсированное развитие химической

промышленности обосновывалось усилением ее роли в создании материально-

технической базы коммунизма.

Однако символом научно-технического прогресса СССР стал штурм космоса. В

октябре 1957г. был запущен первый искусственный спутник Земли. Затем

космические ракеты понесли в космос животных, облетели Луну. А в апреле

1961 г. в космос шагнул первый человек планеты, советский человек - Юрий

Гагарин. Покорение космоса потребовало колоссальных средств, так как в этом

был не только научный, но и военный интерес.

Впечатляющими для советских людей стали введение в эксплуатацию первого

атомного ледокола "Ленин", открытие Института ядерных исследований.

В 1957 году начинают предприниматься попытки реформ управления народным

хозяйством. Существовавшие сверхцентрализованные отраслевые министерства,

по мнению Хрущева, были не в состоянии обеспечить быстрый рост промышленного

производства. Вместо них учреждались территориальные управления - Советы

народного хозяйства (совнархозы). В стране было создано 105 экономических

районов на базе существовавшего административного деления. Все промышленные

предприятия и стройки, расположенные на их территории, были переданы в

ведение местных совнархозов. Сама по себе идея децентрализации управления

экономикой для такой огромной страны поначалу встретила положительные

отклики. Однако, в характерном для административно-командной системы духе,

эта реформа предполагала коренным образом изменить экономическую ситуацию в

стране: разрушить ведомственную монополию, приблизить управление к местам,

поднять их инициативу, сбалансировать экономическое развитие республик,

регионов, укрепить их внутрихозяйственные связи, в итоге - ускорить

экономическое развитие. Управление же оборонной сферой экономики оставалось

централизованным. Имевшиеся сомнения относительно реформы не высказывались,

поскольку она исходила от самого Хрущева.

Организация совнархозов дала некоторый эффект. Сократились бессмысленные

встречные перевозки грузов, закрывались сотни дублировавших друг друга мелких

производственных предприятий разных министерств. Высвободившиеся площади были

использованы для производства новой продукции. Ускорился процесс технической

реконструкции многих предприятий: за 1956-1960 гг. было введено в строй в

три раза больше новых типов машин, агрегатов, приборов, чем в предыдущую

пятилетку. Произошло существенное сокращение административно-управленческого

персонала на производстве.

Однако кардинальных изменений в развитии экономики не произошло.

Предприятия, вместо мелочной опеки министерств, получили мелочную опеку

совнархозов. До предприятия, до рабочего места реформа не дошла, да и не

могла дойти, так как не была даже сориентирована на это. Недовольны были и

высшие хозяйственные руководители министерств в столице, которые теряли

немалую часть своей, ставшей уже привычной власти. Административные методы

хозяйствования сохранялись. Более того, была нарушена единая техническая и

технологическая политика внутри промышленных отраслей.

Вместо поисков материальной заинтересованности каждого работника в

результатах своего труда были проведены изменения в нормировании и оплате.

Результатом этого стало значительное сокращение рабочих, трудившихся на

основе сдельной оплаты, и рост числа повременщиков. И без того невысокие

материальные стимулы к труду стали резко снижаться.

Наибольший успех гражданский сектор экономики имел на направлении жилищного

строительства. Темпов, которыми велось жилищное строительство в первой

половине 60-х годов, наша страна не знала не до, ни после этого периода.

XXI съезд КПСС - еще одна попытка радикального ускорения. Реформа,

произведенные перемены привели к замешательству в управленческом аппарате,

сбоям в выполнении шестого пятилетнего плана. Однако признать это и вносить

необходимые коррективы руководство страны не стало. Было найдено другое

решение: заменить пятилетний план на 1956-1960 гг. - семилетним планом на

1959-1965 гг. В качестве обоснования данной меры приводились масштабы

хозяйства, необходимость установления длительной перспективы экономического

планирования.

Хотя в семилетнем плане говорилось о необходимости сделать решающий рывок

по обеспечению народа жильем, продуктами потребления, его основные идеи,

как и прежде, сводились к неизменному, опережающему развитию капиталоемких

отраслей группы "А". Ставились явно нереальные задачи полной механизации

строительной индустрии.

Именно этот съезд знаменовал собой точку отсчета преувеличенно

оптимистического прогноза развития СССР на ближайшее десятилетие. Он

торжественно провозгласил, что страна вступила в "период развернутого

строительства коммунистического общества".

Ставилась задача - в кратчайшие сроки догнать и перегнать наиболее

развитые капиталистические страны по производству продукции на душу

населения. Затронул в своем докладе Хрущев и некоторые вопросы теории. Он

сделал вывод о полной и окончательной победе социализма в нашей стране. Тем

самым, по его мнению, решился вопрос о возможности построения социализма в

одной стране.

Важнейшим внутриполитическим событием изучаемого периода был и XXII съезд

КПСС. На нем была принята новая программа партии. XXII съезд КПСС был

одновременно и триумфом всей политики, связанной с именем Н.С.Хрущева, и

началом его конца. В ходе его работы и решениях отразилась вся

противоречивость эпохи: реальные достижения процесса десталинизации,

определенные успехи экономического развития и фантастические, утопические

планы, шаги к демократизации внутрипартийной жизни и резкое усиление культа

личности самого Хрущева.

Для построения коммунизма предполагалось решить триединую задачу: в

области экономической - построить материально-техническую базу коммунизма

(т.е. выйти на первое место в мире по производству продукции на душу

населения; достигнуть наивысшей в мире производительности труда; обеспечить

самый высокий в мире жизненный уровень народа); в области социально-

политической - перейти к коммунистическому самоуправлению; в области

духовно-идеологической - воспитать нового, всестороннего развитого

человека. Исторические рамки программы КПСС были, в основном, ограничены

двадцатью годами.

В начале 60-х годов образ коммунизма в массовом сознании ассоциировался с

конкретными крупными социальными программами. Социальные программы-

обязательства сводились к следующему:

во-первых, решить продовольственный вопрос, полностью обеспечив народ

качественными продуктами рационального и бесперебойного питания;

во-вторых, полностью удовлетворить спрос на предметы широкого потребления;

в-третьих, решить жилищный вопрос, обеспечив каждую семью отдельной

благоустроенной квартирой;

в-четвертых, ликвидировать малоквалифицированный и тяжелый ручной труд в

народном хозяйстве.

В этих задачах ничего утопического не было. Они стали таковыми после

ввязывания СССР в новый тур, невиданной прежде, гонки вооружения.

Внешняя политика СССР во

второй половине 50-х - начале 60-х гг.

Поворот к “оттепели”. Послесталинское руководство проявляло стремление к

динамизму во внешней политике. Однако различия между позицией министра

иностранных дел Молотова, основанной на идее неизбежной борьбы двух систем, и

стратегией Хрущева и Микояна, признававших возможность мирного

сосуществования, привели к колебаниям и ошибкам советской дипломатии. Были

урегулированы отношения СССР с Китаем, достигнута договоренность об оказании

ему помощи и возвращении Порт-Артура. Нормализовались отношения с

Югославией. Осенью 1954 г. произошел обмен послами, за которым последовал

визит Хрущева в Белград.

Важной мерой стало укрепление отношений в социалистическом лагере. В 1955 г.

создана Организация Варшавского Договора (ОВД) для совместной оборонной

политики, в которую вошли все европейские социалистические страны, кроме

Югославии.

Оставалось много проблем в отношениях с Западом. Остро стояли германский

вопрос и задача коллективной безопасности в Европе. В октябре 1954 г.

Западная Германия была включена в военную организацию НАТО. В 1954 г.

оказалось отвергнутым предложение СССР по заключению договора о коллективной

безопасности в Европе с участием США. В мае 1955 г., заручившись обещанием

Австрии соблюдать строгий нейтралитет, СССР вывел из этой страны свои войска.

Прошла встреча в верхах лидеров СССР, США, Англии и Франции в Женеве.

Соглашения между двумя лагерями достичь не удалось, но Советский Союз проявил

готовность к переговорам. В сентябре 1955 г. установлены дипломатические

отношения между СССР и ФРГ. Оттепель сняла напряженность “холодной войны”.

Мирное сосуществование и разоружение. Возможность мирного сосуществования

государств с различным строем была подтверждена в 1957 г. на совещании

представителей коммунистических и рабочих партий, которое продемонстрировало

консолидацию сил на основе идей ХХ съезда КПСС. Но в эти же годы снова

осложнились отношения с Китаем, руководство которого, недовольное критикой

культа Сталина, стало свертывать партийные и государственные связи с СССР. На

этой же почве обострились отношения с Албанией. Мирное сосуществование и

борьбу за мир Хрущев и КПСС в целом считали главной задачей. За несколько лет

численность Вооруженных Сил была сокращена на 1 млн. 200 тыс. человек.

Первостепенное значение имела встреча Хрущева с президентом США Эйзенхауэром

(осень 1959 г.). В 1960 г. Хрущев вновь прибыл в США на сессию Генеральной

Ассамблеи ООН. Советский Союз предложил в кратчайшие сроки завершить процесс

деколонизации, внес предложение о всеобщем и полном разоружении.

Берлинский вопрос. После урегулирования отношений СССР и ФРГ неразрешенным

остался берлинский вопрос. В 1958 г. СССР предложил объявить Западный Берлин

(разделенный на английскую, американскую и французскую зоны оккупации)

вольным городом. Предложение не приняли. В январе 1959 г. отвергнуто и

предложение о созыве специальной конференции для выработки мирного договора с

Германией. В 1961 г. власти ГДР, по согласованию с СССР, возвели стену,

отделяющую Восточный Берлин от Западного и установили контрольно-пропускные

пункты. Вскоре у Бранденбургских ворот сконцентрировались американские танки.

Им навстречу были выведены советские. Противостояние продолжалось более

суток. Однако статус Берлина остался не узаконен.

Карибский кризис. Американское и советское противостояние в значительно более

серьезной форме повторилось в 1962 г. После победы кубинской революции (1959

г.) СССР разместил на острове ракеты среднего радиуса действия. Соединенные

Штаты заявили протест, расценив их, как наступательное оружие. СССР перед

лицом мирового сообщества отрицал наличие советских ракет на Кубе, но

фотовыставка в ООН доказала обратное. В октябре военные корабли США

установили карантин вокруг Кубы и привели вооруженные силы в боевую

готовность. Мир оказался перед реальной угрозой ядерной войны. Но лидеры СССР

и США проявили здравый смысл. Советское правительство признало, наконец,

наличие ракет и их наступательный характер. 27-28.10.1962 г. состоялся обмен

посланиями между Хрущевым и Кеннеди. СССР согласился демонтировать ракеты и

вывезти их с Кубы. США гарантировали безопасность Кубы и обязались вывезти

ракеты из Турции.

Общее стремление избежать тотальной войны проявилось в подписании первого

соглашения по контролю над вооружениями. Договор, подписанный великими

державами 15.08.1963 г., запрещал ядерные испытания в трех сферах - в

атмосфере, космическом пространстве и под водой.

“Оттепель” в культуре и искусстве

Время “оттепели” характеризовалось подъемом советской науки и культуры.

Большое внимание было уделено среднему и высшему образованию. В декабре 1958

г. был принят закон, согласно которому вместо семилетнего образования

вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее. Существенно увеличился выпуск

специалистов из высших учебных заведений. В 1958/59 учебном году советские

вузы выпустили почти в 3 раза больше инженеров, чем высшая школа США. Вместе

с тем качество подготовки в школе и вузе стало снижаться, прежде всего, за

счет понижения требований к преподавательскому составу. В 1959 г. 39% рабочих

и 21% колхозников имели среднее и высшее образование, тогда как в 1939 г.

среди лиц занятых физическим трудом такое образование имело лишь 4,3%. Число

научных учреждений в 1958 г. увеличилось- до 3,2 тыс.

В период “оттепели” отмечается заметный подъем в литературе и искусстве, чему

немало способствовала реабилитация части деятелей культуры, репрессированных

при Сталине. В 1958 г. было принято постановление ЦК КПСС “Об исправлении

ошибок в оценке опер “Великая дружба”, “Богдан Хмельницкий”, “От всего

сердца”. Создаются новые творческие союзы: Союз работников кинематографии

СССР, Союз писателей РСФСР, Союз художников РСФСР, начали издаваться новые

журналы.

Вместе с тем, именно в сфере культуры особенно отчетливо проявились

свойственные этому времени прямые рецидивы сталинизма. Партийные руководители

по-прежнему вторгались своими указаниями в литературу, живопись, науку,

пытаясь подчинить идеологическим штампам творческий процесс. В 1957-1962 гг.

проводились “встречи” руководителей партии и правительства с деятелями

культуры и искусства, представителями советской интеллигенции, на которых

звучали крайне резкие оценки таких антисталинских произведений, как романы

“Не хлебом единым” В. Дудинцева, “Рычаги” А. Яшина, “Собственное мнение” Д.

Гранина, “Семь дней недели” С.Кирсанова; фильм М.Хуциева “Застава Ильича” был

назван очернительским, а роман “Доктор Живаго”, который даже не был

опубликован в СССР, стал причиной исключения Б.Л. Пастернака из Союза

писателей. 1 декабря 1962 г. состоялось печально известное посещение Н.С.

Хрущевым выставки московских художников в Манеже, закончившееся разгромом

творческой студии.

В рамках литературно-художественного процесса “оттепели”, происходило

развитие оппозиционного советскому режиму движения интеллигенции -

диссидентства. К таким явлениям относились издание “самиздатовской”

литературы, например журнала “Синтаксис” (редактор - поэт Е.Гинзбург,

осужденный в 1960 г.), деятельность “антисоветчиков” первого поколения

диссидентов - Б.Галанскова, В.Буковского, Э. Кузнецова и др.

Произошла реорганизация Академии наук, из ведения которой были изъяты

учреждения, разрабатывавшие прикладную тематику. Одновременно, создавались

институты и лаборатории проблемно-теоретического характера, особенно много в

области физико-математических наук. В мае 1957 г. правительство СССР приняло

решение о создании на востоке страны крупного научного центра - Сибирского

отделения Академии наук СССР. Началось строительство в районе Новосибирска

научного городка, вскоре ставшего крупнейшим в стране исследовательским

центром. В 1957 г. в СССР был завершена постройка самого мощного в мире

ускорителя элементарных частиц - синхрофазотрона.

В 1956 г. в г. Дубне был создан крупный международный исследовательский центр

- Объединенный институт ядерных исследований. Всемирную известность получили

работы советских физиков - академиков Л.Д. Ландау, М.А. Леонтовича, А.Д.

Сахарова, И.Е. Тамма, Н.Н. Боголюбова и др. Началось производство

отечественной вычислительной техники. Важное теоретическое и прикладное

значение имели работы академиков Л.А. Арцимовича, М.В. Келдыша, М.А.

Лаврентьева, нашедшие применение в области теории ядерного синтеза, теории

поля, гидродинамике, аэродинамике и других областях науки.

Отставка Хрущева

1962-1964 гг. остались в памяти многих людей как годы внутренних неурядиц и

роста напряженности. Ухудшилось продовольственное снабжение растущего

городского населения. Резкое повышались закупочные цены, которые стали

обгонять розничные.

Симпатии простых людей к Хрущеву стали ослабевать. Осенью 1963 г.

разразился новый кризис. В магазинах исчез хлеб, т.к. целина ничего не дала.

Появились талоны на хлеб. Повышение цен, появление новых дефицитов было

отражением нарастания кризисных явлений в экономике страны в целом. Темпы

роста промышленности и технический прогресс стали замедляться. Обнаружившиеся

сбои в работе промышленности Хрущев и его окружение пытались выправить

путем дрейфа к воссозданию централизованной бюрократической командно-

административной системы сталинского типа. Хрущев, с одной стороны,

стремился перестановками в верхних эшелонах власти улучшить ситуацию в

экономике, а с другой - столкнуть две части партаппарата, чтобы политикой

"разделяй и властвуй" обезопасить самого себя. Стали делиться обкомы,

комсомольские и профсоюзные организации. Вся реформа свелась к раздуванию

аппарата партийных и государственных органов. Распад власти был налицо.

Утрата Хрущевым личной популярности, поддержки со стороны партийно-

хозяйственного аппарата, разрыв с немалой частью интеллигенции, отсутствие

зримых перемен в уровне жизни большинства трудящихся сыграли роковую роль в

деле проведения антибюрократических реформ. Да и проведение реформ

проводилось антидемократическими путями. Большая часть народа в них не

участвовала. Реальные решения принимались весьма ограниченным кругом

высших политических руководителей. Естественно, что при неудаче вся

политическая ответственность падала на человека, занимавшего первый пост в

партии и правительстве. Хрущев был обречен на отставку. В 1964 г. он

попытался активизировать реформаторскую деятельность, распорядившись

начать подготовку проекта новой Конституции СССР.

Бурные последствия преобразования в СССР, непоследовательные и

противоречивые, они все же сумели вырвать страну из оцепенения предшествующей

эпохи. Партийно-государственная номенклатура добилась укрепления своих

позиций, однако недовольство беспокойным лидером в ее рядах нарастало.

Росло разочарование интеллигенции строго дозированной номенклатурной

"оттепелью". Рабочие и крестьяне устали от шумной борьбы за "светлое

будущее", при ухудшении текущей жизни.

Все это помогло партийно-государственной номенклатуре без каких-либо

общественных потрясений избавиться от Н.С.Хрущева. Он был обвинен в

"волюнтаризме", снят со всех постов и отправлен на пенсию.

15 октября 1964 года опубликованное в советских газетах короткое

коммюнике сообщило, что состоявшийся накануне пленум ЦК "удовлетворил

просьбу товарища Хрущева Н.С. об освобождении его от обязанностей первого

секретаря ЦК, члена Президиума ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР

в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья".

Отставка Хрущева была результатом заговора. 30 сентября, последовав совету

своих коллег по руководству страной, Хрущев, который провел в течение 1964

года 135 дней в официальных зарубежных поездках, отправился в Сочи на

отдых. Воспользовавшись его отсутствием, коллеги Хрущева собрали 12

октября заседание Президиума, а 13-го - пленум ЦК КПСС. По возвращении

13 октября в Москву Хрущев сразу же предстал перед Президиумом, от имени

которого, с требованием отставки первого Секретаря ЦК КПСС, выступил Суслов.

Хрущев, возможно, еще надеялся восстановить свое положение через ЦК, как это

было в июне 1957 года, но ЦК уже заседал, и его решением стало отстранение

Хрущева прямо со следующего дня от всех занимаемых им должностей, которые

были немедленно переданы подготовившим его смещение людям: Брежнев занял

пост первого секретаря ЦК КПСС, а Косыгин возглавил правительство.

Отставка Хрущева завершила двухлетний период, в течение которого его

авторитет и проводимая им политика во все большей степени оказывались под

вопросом.

Либеральная интеллигенция никогда не скрывала своего пренебрежительного

отношения к Хрущеву. Да, она приветствовала разоблачения, сделанные на ХХ и

ХХII съездах КПСС, однако, после начавшихся весной 1963 года "заморозков"

в сфере культуры, уже не обольщалась действиями первого секретаря ЦК КПСС.

Не считая заговора ближайшего окружения Хрущева, одной из решающих причин его

отставки стала оппозиция части партийно-хозяйственных кадров, обеспокоенных

его бесконечными реформами, которые постоянно угрожали их карьере,

стабильности положения и привилегиям.

Безоглядные начинания Хрущева восстановили против него экономистов-

реформаторов, опала Жукова и сокращение армии - военных.

В своей совокупности недовольство самых разных социальных слоев общества

стало для Хрущева роковым. Не столько заговор против первого секретаря ЦК

КПСС узкого круга лиц, сколько провалы в политике, бунт аппарата на

фоне равнодушия общества и его интеллектуальной элиты привели его к

поражению.

Экономическая реформа середины 1960-х гг.

и причины ее неудач

После смещения Хрущева во главе страны оказался Брежнев. В сфере экономики

ощущалась необходимость скорейших реформ. Но осуществление их шло с самого

начала под воздействием административно-командного образа мышления.

Ликвидировалась совнархозная система управления промышленностью. Вместо

нее стали бурно создаваться министерства, причем их количество постоянно

увеличивалось и достигло к началу 80-х годов около 100 союзных и 800

республиканских.

В сентябре 1965 года принимается решение о начале экономической реформы.

Предполагалось, что реформа позволит преодолеть недостатки, о которых уже

открыто говорилось в печати (рост капиталовложений и незавершенного

строительства, массовое производство изделий не находивших сбыта,

несоответствие роста заработной платы росту производительности труда).

Суть реформы состояла в следующем: сокращение плановых показателей,

доводимых до предприятий; создание на предприятиях фондов материального

стимулирования; введение твердой, не зависящей от прибыли, платы за

использование предприятиями производственных фондов, т.е., своего рода,

введение продналога в промышленности; финансирование промышленного

строительства не путем выдачи безвозвратных дотаций, а путем выдачи

кредитов; недопущение изменения планов без согласования с

предприятиями. Активную роль в попытке реализовать реформу сыграл Косыгин.

Первые шаги реформы вселяли надежду. Ускорился экономический рост.

Восьмая пятилетка, совпавшая по времени с проведением реформы, оказалась

выполненной по ряду важнейших экономический показателей. Но уже в ходе её

осуществления начались корректировки, исправления, дополнения, в результате

которых к началу 70-х гг. её сущность оказалась искажена настолько, что она

фактически перестала действовать.

Попытка провести реформу, при одновременном свертывании процесса

демократизации в политической сфере, оказалась безуспешной. В этом основная

причина неудачи реформы 1965 года. Необходимо учесть и то, что большая часть

партийно-хозяйственного аппарата сформировалась в сталинскую эпоху, с

присущими ей методами хозяйствования и руководства. Сказывались и недостатки

самой реформы, её непоследовательность, господство вала, приведшее к

формальному перевыполнению планов многими предприятиями и отраслями. В

начале 70-х годов, свертывание реформы оказалось не так болезненным, как в

предыдущем периоде. Освоение западносибирских источников нефти позволило

организовать значительный экспорт её за рубеж. Приток нефтедолларов позволил

оттянуть проявление негативных последствий в экономическом развитии. Попытки

улучшить механизм планирования, стимулирования и управления предпринимались

уже в меньших масштабах ещё не раз, но они оказались малоуспешными. Принцип

директивного управления оставался неизменным, проводились лишь частичные

перемены и изменения. Осуществлялись меры по дальнейшей концентрации

производства, создавались промышленные объединения - агропромышленные,

торгово-промышленные, научно-производственные, упразднялись отдельные

бюрократические надстройки. Наряду с этим предусматривалось создание

территориально-производственных комплексов и форсированное развитие

отдельных отраслей экономики. В середине 70-х гг. в СССР велась работа над

15 крупнейшими народнохозяйственными программами, в том числе по развитию

сельского хозяйства в Нечерноземной зоне РСФСР, созданию Западно-Сибирского

территориально-производственного комплекса, строительству БАМа и т.д.

Однако эти задачи решались в основном экстенсивными методами. Министерства

развивали строительство новых предприятий, вместо того, чтобы решать

задачи более полного использования существующего оборудования. От предприятий

постоянно требовали увеличения производственных показателей. Сохранение

командного механизма лишало предприятия всякой самостоятельности.

Планировались вся номенклатура изделий (по стране более 20 млн.), показатели,

себестоимость. Нарастал дефицит бюджета, требовались постоянные денежные

вливания в экономику.

Существующая система глушила всю инициативу снизу и сверху. Трудовые

коллективы не были заинтересованы во внедрении новой техники и технологии,

так как это сказывалось отрицательно на результатах работы одного рабочего и

предприятия в целом. Поэтому внедрение совершенно новой продукции

затягивалось в нашей стране на десятки лет. В промышленности к началу 80-х

гг. было автоматизировано только 15% предприятий.

В рассматриваемый период партия и правительство прилагали много усилий для

стабилизации положения в сельском хозяйстве. Попыткой разработать эффективную

аграрную политику стали решения мартовского Пленума ЦК КПСС 1965 года.

Намечались распределение доходов экономики в сторону сельского хозяйства,

решение социальных проблем села, повышение закупочных цен на

сельскохозяйственную продукцию. Важной частью было решение перехода от

административного метода управления сельским хозяйством к экономическому, а

так же интенсивное введение хозрасчета.

Меры встретили поддержку крестьянства. В годы восьмой пятилетки в магазинах

городов был вполне достаточный набор продуктов.

Однако многое осталось нереализованным. Новые идеи не вписывались в старую

систему. Рос аппарат по управлению сельским хозяйством. Развитие

межхозяйственной кооперации и специализации, химизация и мелиорация земель

не принесли эффективных результатов. Удорожание сельскохозяйственной техники

и услуг привело к тому, что к началу 80-х гг. многие совхозы и колхозы вновь

оказались убыточными. Массированные инвестиции в сельское хозяйство не

принесли желаемых результатов (за 70-е годы и начало 80-х годов в аграрно-

промышленный комплекс было вложено более 500 млрд. рублей). Установление

жесткого бюрократического контроля гасило всю самостоятельность и инициативу

предприятий, уничтожило заинтересованность в конечном результате своего

труда.

Недостаточный социальный уровень села и ликвидация "неперспективных деревень"

повлекли за собой большой отток жителей из деревни в город. С 1967 по 1985

гг., ежегодно деревню покидали в среднем 700 тысяч человек.

Противоречия и трудности, в том числе бесхозяйственность в сельском

хозяйстве страны, руководство страны пыталось решить путем импорта

продовольствия и зерна. За 20 лет импорт мяса, рыбы, масла, сахара, зерна

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


© 2010 Собрание рефератов