Билеты: Экзаменационные билеты
вырос в денежном отношении более чем в 10 раз.
К началу 80 годов, сельское хозяйство страны оказалось в кризисном
состоянии. Майский Пленум ЦК КПСС 1982 года принял специальную
продовольственную программу, однако она несла в себе ещё следы застоя и не
затрагивала главных интересов крестьянства, коренной перестройки всего
хозяйственного механизма. Несмотря на постановления, продовольственная
проблема ещё более обострилась. В середине 80-х годов практически везде были
введены продовольственные карточки.
Внешняя политика СССР в 1965-1985 гг.
Конец 60-х - середина 70-х гг. знаменовались тем, что политика мирного
сосуществования XXII съезда КПСС стала наполняться реальным содержанием.
Программа мира была выдвинута XXIV съездом КПСС (1971 г.) и дополнена XXV
(1976 г.) и XXVI (1981 г.) съездами партии. В целом она содержала следующие
основные положения: запрещение оружия массового поражения и сокращение его
запасов; прекращение гонки вооружений; ликвидация военных очагов и
конфликтов; обеспечение коллективной безопасности; углубление и укрепление
сотрудничества со всеми государствами.
В конце 60-х - начале 70-х годов происходит установление военно-
стратегического паритета между США и СССР, ОВД и НАТО. Дальнейшее накопление
ядерного оружия стало бессмысленным и слишком опасным для судеб человечества.
Руководители ведущих стран встали на путь разрядки - ослабления угрозы
ядерной войны.
Разрядка: качественно новый этап развития международных отношений, который
характеризуется переходом от конфронтации к укреплению взаимного доверия,
разрешению конфликтов и споров мирным путем, отказом от применения силы и
угрозы, невмешательством во внутренние дела других государств, более тесным
сотрудничеством в различных областях. Важнейшие звенья процесса разрядки:
улучшение отношений между СССР, США и Западноевропейскими державами; ФРГ и
странами Восточной Европы; СБСЕ; окончание Вьетнамской войны и др.
Первые шаги на пути разрядки.
1) 1968 г. - Договор о нераспространении ядерного оружия
1971 г. - Договор о запрещении размещения ядерного оружия на дне морей,
океанов и в недрах.
СССР и США (улучшение отношений между ними внесло решающий вклад в разрядку).
1. 70-е годы: возобновлены советско-американские встречи на высшем уровне
(1972,1974 гг. - визиты Никсона в Москву; 1973 г. - визит Брежнева в США).
2. Договоры общего характера: "Основы взаимоотношений между СССР и США"(1972
г.), "Соглашение о предотвращении ядерной войны", "Соглашение по мирному
использованию атомной энергии".
3. Снижение ядерного противостояния (ряд договоров, ставших важным шагом
человечества на пути к безопасности).
- договора по ограничению стратегических вооружений - ОСВ-1 (1972 г.), ОСВ-2
(1979 г.) (в действие так и не вступил) - были установлены потолки
наращивания стратегических вооружений;
- Договор об ограничении подземных ядерных взрывов (не выше 150 килотонн)
(1974 г.);
- Договор о ядерных взрывах в мирных целях и др.
Вьетнамская война.
Одним из наиболее крупных столкновений СССР и США была война во Вьетнаме, где
с 1966 по 1972 г. США использовал свои сухопутные и воздушные силы.
Количество Американских войск в Южном Вьетнаме - 550 000 (1968 г.).
1972 г. - переговоры Брежнева и Никсона в Москве. СССР добился прекращения
бомбардировок и войны в целом. 1976 г. - объединение Вьетнама.
В этот период происходит мирное урегулирование территориальных вопросов в
Европе. В начале 70-х гг. ФРГ заключила договоры с СССР, Польшей, ГДР,
Чехословакией, в которых признавалась нерушимость границ в Европе,
сложившихся после второй мировой войны. В сентябре 1971 г. на основе
четырехстороннего соглашения СССР, США, Великобритания и Франции был
урегулирован статус Западного Берлина.
Переход к новому этапу разрядки напряженности, основы этого периода,
заложило Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) в
Хельсинки. Главы 35 государств (33 из Европы, а также США и Канады) подписали
Заключительный акт, основу которого составила Декларация, содержавшая такие
принципы мирного сосуществования государств, как суверенное равенство
государств, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость границ,
территориальная целостность государств, мирное урегулирование споров,
невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека, равноправие
народов, взаимовыгодное сотрудничество государств, добросовестное выполнение
обязательств по международному праву и др. Последующие встречи участников
СБСЕ стали называть Хельсинским процессом, или движением СБСЕ. СССР расценил
Хельсинки как свою крупную победу.
Деятельность СССР по реализации Программы мира повысила авторитет советского
государства. К сожалению, советской дипломатии был присущ и ряд недостатков:
дефицит открытости и гласности; необоснованная секретность о наличии
химического оружия в СССР; отстаивание принципа самоконтроля за вооружением.
СССР и страны социализма.
Взаимоотношения СССР с социалистическими странами имели как успехи, так и
недостатки. Несомненными успехами стали:
а) Экономическое сотрудничество в рамках СЭВ, развитие интеграционных
процессов, особенно в топливно-сырьевой и энергетической сфере
(газопроводы "Дружба", "Союз", "Ямбург"; энергосистема "Мир"). В 1971 г.
СЭВом была принята комплексная программа углубления сотрудничества,
рассчитанная на 15-20 лет. Реально она осуществлялась 10 лет, с 1976 по 1985
г., после чего была прекращена.
б) Интернациональная помощь Вьетнаму от агрессии США.
в) Прорыв экономической и дипломатической изоляции Кубы.
г) Всеобщее признание суверенитета ГДР и прием ее в члены ООН.
д) Активное сотрудничество в рамках ОВД. Практически ежегодно в 70 - 80-е гг.
проводились общие военные маневры на территории ряда стран, в основном СССР,
Польши и ГДР. С 1969 г. в рамках ОВД действовал Политический консультативный
Комитет министров обороны.
Наряду с социалистическими странами, которые входили в ОВД и СЭВ,
существовали социалистические государства, проводившие независимый
внешнеполитический курс. С одними СССР поддерживал добрососедские отношения,
с другими находился в конфронтации. Дружескими были связи с Югославией
(политика сдержанного благожелательства). Промежуточную позицию между
Югославией и другими социалистическими странами занимала Румыния. Руководство
страны во главе с Чаушеску пыталось проводить независимый внешнеполитический
курс, однако в целом как внутренняя, так и внешняя политика государства
соответствовала принципам социализма, поэтому советское руководство мирилось
с румынской «самостоятельностью».
Однако в отношениях с социалистическими странами имелись и недостатки:
а) Парадность и разговорный уровень решения проблем на многих встречах
руководителей.
б) Ввод войск СССР, ГДР, Польши, Венгрии и Болгарии (1968 г.) в
Чехословакию, для подавления «контрреволюции».
в) Экономическая, политическая и военная помощь польскому руководству с целью
подавления антиправительственных выступлений в начале 80-х гг.
г) Разногласия между СССР и КНР дошедшие до вооруженных конфликтов на границе
в 1969 г.
д) Противоречия в отношениях СССР с его союзниками по ОВД в конце 70-х -
начале 80-х гг.
В государствах Восточной Европы усилилось стремление освободиться от опеки со
стороны СССР, добиться самостоятельности в проведении внутренней и внешней
политики.
Взаимоотношения СССР и развивающихся стран в годы "застоя" были наиболее
деформированными. Всесторонняя помощь СССР 45 бывшим зависимым странам
осуществлялась, в основном, на безвозмездной основе. Хотя наша страна и не
участвовала в их колониальном ограблении, негативное здесь заключалось в
следующем: идеологизированность, поддержка режимов, заявляющих о
социалистической ориентации; недооценка уровня развития этих стран;
использование военной силы в стремлении удержать страны третьего мира в сфере
социалистического лагеря. Крупным просчетом советского руководства стал
ввод войск в Афганистан в 1979 г., приведший к мировой изоляции СССР.
С конца 70-х гг. начался невиданный виток гонки вооружений.
1. 1979-1980 годы - попытки США развернуть в Западной Европе нейтронное оружие.
2. 1983-1984 годы - США размещают на территории ФРГ, Англии, Италии крылатые
ракеты среднего радиуса действия.
3. 1984 год - СССР размещает в ГДР и ЧССР ядерные ракеты среднего радиуса
(СС-20), наращивает танковые части в Европе, развертывает строительство
авианосцев.
На смену разрядки опять пришла гонка вооружений. Основными причинами являлись:
Во-первых, идеологические стереотипы и догматизм мышления политиков всех
стран. Об этом свидетельствовали следующие факты: а) стратегическая
концепция "ядерного сдерживания", лежавшая в основе политики стран Запада;
б) утверждение советского руководства о том, что мирное сосуществование
является "специфической формой классовой борьбы"; в) понимание безопасности,
как наращивания военной силы и вооружений и т.д.
Во-вторых, решение о вводе советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. В
этой необъявленной 9-летней войне погибло 15 тыс. советских солдат, 35 тыс.
было ранено. Во всем мире это событие расценили как открытую агрессию.
Чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН почти в полном составе осудила
действия СССР. Афганские события резко понизили авторитет СССР, привели к
серьезному сужению его внешнеполитической деятельности.
В-третьих, решение советского руководства о размещении ракет средней
дальности в Европе.
В итоге страна оказалась втянутой в изнурительную гонку вооружений.
Об агрессивности внешней политики США свидетельствовало следующее:
1. Агрессивная направленность всех военных доктрин и политики США за 1965-
1985 гг. Американский атомный шантаж имел место в 1968 г. против Вьетнама,
в 1980 г. против Ирана. С 1961 по 1965 гг. ЦРУ США осуществило около
тысячи тайных операций против неугодных американскому руководству деятелей и
законных правительств.
2. Превышающий инфляцию рост военного бюджета США. С 1960 по 1985 г.
военный бюджет США возрос с 41,6 до 292,9 млрд. долл., т.е. более чем в 7
раз. Это официальные цифры. Фактически военные расходы США были в 1,5 раза
больше. Они не учитывали расходы: по министерству энергетики (ядерные
взрывы, лазеры и т.д.); военные программы НАСА, "звездные войны";
военную помощь другим странам.
3. Не утихающая гонка вооружений.
4. Идеологическая подрывная деятельность против стран социалистического
лагеря, которая достигла уровня "психологической войны".
5. Укрепление существующих и создание новых военных блоков и баз:
- 1966 г. - АЗПАК (Азиатско-Тихоокеанский совет);
- 1971 г. - АНЗЮК (Тихоокеанская военная группировка).
- На территории 34 стран было 400 военных объектов США, из них 100
баз - вокруг СССР.
6. Разжигание существующих и создание новых очагов международной
напряженности. За рассматриваемый период США осуществили интервенции: 1964-
1973 гг. - Индокитай; 1980 г. - Никарагуа; 1980 г. - Иран; 1981-1986 гг. -
Ливия; 1982-1984 гг. - Ливан; 1983 г. - Гренада.
Международное положение СССР в первой половине 80-х гг. резко ухудшилось.
Активные попытки его преодоления были предприняты лишь во второй половине 80-
х гг., с приходом к власти М.С.Горбачева.
Социальная и духовная жизнь в СССР
в 1965 - 1985-х гг.
Социальные отношения. Социальная структура советского общества: рабочий класс
и служащие, колхозное крестьянство, интеллигенция, партийно-государственная
бюрократия. Межнациональные отношения: расцвет и сближение наций (официальная
точка зрения), реально - зрели серьезные национальные противоречия и
конфликты. Социальные гарантии: бесплатное образование, бесплатное
здравоохранение, социальное обеспечение, общественные фонды потребления.
Достаточно высокий уровень жизни населения. Показатели: рост
продолжительности жизни, снижение заболеваемости, устойчивая рождаемость.
Негативные тенденции: ножницы между денежными доходами и их товарным
обеспечением, появление дефицита, рост социальной дифференциации (привилегии,
нетрудовые доходы), рост иждивенчества, преступности, пьянства, массовость
мелких хищений.
Духовная и общественная жизнь страны в 70-х - начале 80-х гг. характеризуется:
Свертыванием либеральных начинаний хрущевской поры.
Идеологизацией науки и культуры.
3. Твердым партийным руководством общественным и культурным процессом,
жесткой официальной линией.
4. Бюрократизацией духовной жизни страны (созданием всевозможных комитетов,
комиссий, всеобъемлющим контролем, усилением цензуры).
5. Административным, идеологическим и уголовным преследованием инакомыслящих.
6. Ограничением на знакомство с западной культурой.
7. Усилением идеологического и административного диктата над всеми сферами
общественной жизни и контролем за «умами людей».
8. Жесткой регламентацией тематики в развитии культурной жизни страны.
Диссидентское движение (общественно-политическая и духовная оппозиция) -
развернулось в 70-е гг. Диссиденты - лица, не согласные с режимом и открыто
выступавшие против попрания гражданских свобод; приверженцы принципа
самоценности человеческой личности.
1. Цели движения: борьба с существующим строем (одни боролись только с
коммунизмом, другие же и с советской государственностью, ставя задачу
разрушения СССР).
2. Методы: антикоммунистическая и антисоветская пропаганда; организация
демонстраций под правозащитными лозунгами, пресс конференций, кружков и
групп; обращения в адрес руководителей страны и судебные инстанции в защиту
прав тех или иных лиц; издательская деятельность ("самиздат" и "тамиздат") и
т.д. Так в 1966 г. группа либерально настроенной интеллигенции - художники,
писатели, музыканты - обратилась с открытым письмом к Брежневу. В письме речь
шла о появлении опасности реабилитации Сталина и о недопустимости возрождения
неосталинизма. В 1968 г. участники правозащитного движения организовали
демонстрации протеста в связи с вторжением войск СССР и других стран ОВД в
Чехословакию. В середине 70-х гг. диссиденты организовали в Москве группу
содействия выполнению хельсинских соглашений.
3. Классификация движения:
а) либерально-демократическое течение (правозащитники: Даниэль, Синявский,
Сахаров и др.);
б) патриотическая (русская) оппозиция: Солженицын;
в) религиозная оппозиция;
г) националистическая оппозиция (Прибалтика, Западная Украина, Закавказье);
д) молодежная оппозиция.
4. Действия диссидентов расценивались руководством страны как «вредные» и
«враждебные». Карательные меры государства в отношении диссидентов: ссылка
(Сахаров); заключение в тюрьмы (Даниэль, Синявский, Григоренко и др.),
психбольницы (Шемякин); высылка за границу и лишение гражданства (Вишневская,
Бродский, Войнович, Владимиров, Любимов, Тарковский, Неизвестный, Солженицын,
Ростропович и др.). Преследованиям подвергались сотни деятелей культуры,
науки, искусства, осмелившихся мыслить неугодным «системе» образом и так или
иначе проявлявших свои взгляды.
5.Значение движения: диссидентское движение сыграло определенную роль в
расшатывании режима, в пробуждении сознания народа.
Все эти формы протеста получат признание и расцветут в период «гласности».
Попытки преодоления кризиса в СССР и перестройки
Советского общества в 1985 - 1991 гг.
Процессу начала перемен в СССР послужила долголетняя разбалансированность
советского хозяйства по основным пропорциям (группам "А" и "Б"), между
потреблением и накоплением, доходами и материальными ресурсами и т.д., что в
конечном счете привело к ухудшению экономической ситуации в стране. До
середины 80-х годов этой разбалансированности не придавалось должного
экономического значения, поскольку командно-административная система
«амортизировала» ее отрицательные последствия путем поддержания низкой
заработной платы основной части населения, жестким контролем над ценами,
проведением денежных реформ, реализацией практически замороженных займов,
распродажей нефтяных, газовых и других богатств страны и т.д. Это привело к
созданию условий снижения темпов социально-экономического развития советского
государства. Отрыв от наиболее развитых стран мира в повышении эффективности
производства и качества продукции, в научно-техническом развитии, в
производстве и освоении современной техники и технологии стал увеличиваться.
Инерция экстенсивного роста тянула в экономический тупик, к застою в
развитии. Дефицит внутреннего рынка СССР покрывался импортом, приобретенным
за "нефтедоллары". Валютная выручка от продажи топливно-энергетических и
сырьевых товаров использовалась в основном на решение текущих задач, а не на
модернизацию экономики, преодоление ее технического отставания. Застойные
явления в экономике отражались на всех сторонах жизни общества, прежде всего
на социальной сфере. Заметно пошатнулись в обществе идейные и нравственные
ценности.
Политическую жизнь страны первой половины 80-х годов лихорадила частая смена
высшего руководства: Ю.В.Андропов (июнь 1983 г. – февраль 1984 г.),
К.У.Черненко (апрель 1984 г. – март 1985 г.). В марте 1985 г. руководящие
посты в государстве были перераспределены. Генеральным Секретарем ЦК КПСС
стал М.С. Горбачев. Это означало, что часть партаппарата стремилась к
переменам.
Хотя и принято считать началом перестройки апрельский (1985 г.) Пленум ЦК
КПСС, как об этом заявлял М.С.Горбачев, однако в повестке дня Пленума стоял
вопрос лишь об ускорении социально-экономического развития страны. Считалось,
что большинство проблем можно решить путем преодоления темпов снижение
экономических развития и усовершенствования структуры управления народным
хозяйством. Реформа, предложенная Горбачевым, началась под лозунгами
«ускорение»,«перестройка», «гласность».
Под понятием ускорение понималось повышение темпов экономического роста (не
ниже 4% в год), активная социальная политика (продовольственная, жилищная и
т.д.).
Ход ускорения: приоритетное развитие тяжелой промышленность и машиностроения;
решение проблемы капитальных вложений; опора на энтузиазм трудящихся и
систему соревнования; укрепление трудовой и производственной дисциплины;
Провал курса: неудавшиеся кампании: борьба с пьянством и борьба с нетрудовыми
доходами. Не оправдала себя и ставка на энтузиазм, которая не была
подкреплена научно-техническим прогрессом. Мало эффективные капитальные
вложения и социально-экономические преобразования. Чернобыльская трагедия
стала мрачным символом катастрофы, надвигавшейся на советское государство.
Перестройка (1987 - 1991 гг.) – это радикальные преобразования во всех сферах
общественной жизни советского общества, охватывавшие экономику,
государственное устройство, внутреннюю и внешнюю политику, а также культуру и
духовную жизнь. Автор этой концепции академик Л.Абалкин.
1). Составные звенья концепции перестройки и этапы ее осуществления. В начале
(1987-1988 гг.) - радикальная экономическая реформа, затем к ней подключаются
реформа политической системы, далее курс на обновление идеологии.
2). Состояние экономики: снижение объемов производства, инфляция, бюджетный
дефицит, падение производственной дисциплины, дисбаланс денежной массы и
товарного покрытия (кризисы спроса: сахарный, табачный, водочный, чайный и
др.).
3). Начало перестройки в области экономики (1987-1989 гг.). Первым шагом к
рыночной экономике стал Закон о государственном предприятии (объединении),
представивший значительные права предприятиям и трудовым коллективам (1987
г.). Начали создаваться совместные предприятия (первое - май 1987 г. -
советско-венгерское). Предполагалась перестройка центрального аппарата
управления (министерств и ведомств). Трудовые коллективы получили право
выбирать руководителей и контролировать деятельность администрации. Приняты
законы о кооперации, об индивидуальной трудовой деятельности (1988 г.). В
1990 г. более 7 млн. граждан были заняты в развивающемся кооперативном
секторе, 1 млн. получили патенты на индивидуальную трудовую деятельность.
Вместе с тем, до 1990 г. государство продолжало устанавливать план,
определять номенклатуру продукции, уровень цен и налогообложения. Рынок не
работал. Частная инициатива сталкивалась с финансовыми, правовыми,
снабженческими, психологическими трудностями.
Преобразования (с 1989 г.) в аграрном секторе: роспуск госагропрома (отказ от
сверхцентрализации управления), свертывание борьбы с личным подсобным
хозяйством, курс на многоукладность в аграрном секторе (равенство всех форм
хозяйствования).
Экономические реформы «ускорения» не дали положительных результатов. Они были
недостаточно радикальны и не затрагивали самые болезненные проблемы (цены,
кредит, снабжение). Перестройка привела к резкому падению жизненного уровня и
сопротивлению не только бюрократического аппарата, но и значительной части
населения.
Курс на ускорение был отвергнут и провозглашена программа перехода к рыночной
экономике (1989-1991 гг.). Были выработаны две модели: Первая - сочетание
плана и рынка (Л.Абалкин-Н.Рыжков), была изложена в постановлении ВС СССР О
концепции перехода к регулируемой рыночной экономике (июнь 1990 г.). Вторая -
альтернативная программа - 500 дней. Она предполагала создание основы рынка,
поэтапной приватизации производства, формирования частной собственности,
сбалансирования финансов (Явлинский, Шаталин); Третья - попытка объединить
программы (Горбачев).
На этапе перехода к рыночной экономике было издано более 100 законов: об
основах экономических отношений в СССР, о собственности, о предприятиях в
СССР и др.. Однако многие из них не работали. Положение экономики становилось
все более угрожающим. Если в 1988 г. рост национального дохода составил 4.4%,
то в 1990 г. его сокращение достигло 10%. Обстановка в стране ухудшалась,
нарастал товарный дефицит, падала платежеспособность рубля, усиливался
«черный рынок».
Нарастала волна забастовок и протестов, в авангарде которых были шахтеры. В
декабре 1990 г. правительство СССР во главе с Н.И.Рыжковым подает в отставку.
Новый председатель Совмина В.С.Павлов предпринял попытку оживить финансовую
систему через повышение цен в 2-10 раз с частичной компенсацией убытков. В
1991 г. в стране началась новая волна забастовок. В их авангарде снова
оказались шахтеры, требованием которых была отставка президента СССР. В то
время, как союзное руководство утрачивало поддержку народа, Б.Н.Ельцин
выступал с популистскими обещаниями провести реформы не за счет народа, а во
благо советских граждан.
Политическое развитие.
В 1988 г. руководство страны пришло к выводу, что экономическое развитие
страны удерживает политическая система. Одной из основных предпосылок
широкомасштабных политических преобразований явилось обсуждение новой
редакции программы КПСС и ее принятие на 27 съезде компартии (1986 г.).
Коммунистическая идеология в партии и обществе постепенно стала вытесняться
идеями перестройки. 1987 г. положил начало политике гласности, открытого и
свободного обсуждения проблемных вопросов общественной жизни. Идея
перестройки политической системы советского общества впервые была
обнародована в июне 1988 г. на 19 Всесоюзной партконференции.
конституционной реформы. В резолюции конференции закреплялась модель
«гуманного, демократического социализма с человеческим лицом». Предлагалось
создать двухуровневую представительную систему власти: Съезд народных
депутатов СССР и Верховный Совет СССР, избираемый из депутатов съезда.
Этапы политической реформы: демократизация политической системы (1989 г.) и
переход к правовому государству (1990-1991 гг.).
Первый этап: с 25 мая по 6 июня 1989 г. состоялся 1-й съезд народных
депутатов СССР. Сформирован Верховный Совет СССР, председателем которого был
избран М.С.Горбачев. На съезде шла борьба между демократами, союзниками и
старой партийной гвардией. Символами демократии стали Сахаров и Ельцин.
Старую партийную гвардию возглавил секретарь ЦК Лигачев. Коммунистов-
реформаторов представляли Горбачев, Яковлев, Шеварнадзе. Съезд наметил пути
выхода страны из кризиса
Второй съезд народных депутатов СССР (12-24 декабря 1989 г.) рассмотрел этапы
экономической реформы, дал политическую и правовую оценку советско-германским
договоренностям 1939 г. и решению прежнего руководства страны о вводе войск в
Афганистан и др.
Второй этап: 1990-1991 гг. Первостепенной задачей этого этапа явилось
создание президентской системы власти в стране и переход к многопартийности.
В марте 1990 г. на 3 съезде народных депутатов Союза ССР М.С.Горбачев был
избран Президентом СССР. Переход к президентской системе власти в СССР
означал свертывание, а в будущем и ликвидацию советской власти.
3-й съезд народных депутатов отменил 6-ю статью Конституции СССР о
руководящей роли КПСС (по настоянию Горбачева это предложение внес Пленум
ЦК). В руководстве партии развернулась идейная борьба между коммунистами-
ортодоксами, центристами, социал-демократами и др. Начинается процесс распада
КПСС (по идейному и национально-организационному направлению): 1989-1990 гг.
- из КПСС вышли компартии прибалтийских республик, в 1990 г. - создана
компартия РСФСР. В июле 1990 г. состоялся последний 28 съезд КПСС, на
котором была одобрена платформа демократического социализма. Апрельский
(1991 г.) Пленум ЦК КПСС выявил значительные идейные разногласия в
руководстве компартии.
В партии и обществе усилилась критика проводимого М.С.Горбачевым курса по
реформированию советского общества. Нельзя сказать, что в этой ситуации народ
безмолвствовал. На Всесоюзном референдуме он высказал большинством голосов за
сохранение Союза. Весной 1991 г. правительства 13 союзных республик подписали
"Антикризисную программу совместных действий". Однако у политических
лидеров республик имелись свои планы. Б.Н.Ельцин добивался полной
независимости и суверенитета России. Л.М.Кравчук (Украина), С.Н.Шушкевич
(Белоруссия), С.Ниязов (Туркмения) не рисковали противоречить Горбачеву и
курс на суверенитет вели скрытно. Н.Назарбаев (Казахстан), И.Каримов
(Узбекистан) и А.Муталибов (Азербайджан) однозначно высказывались за
обновленную федерацию. Таким образом, действия экономических и политических
лидеров союзных республик были разнонаправлены.
Процесс формирования обновленного Союза был прерван в августе 1991 г.
трагическими событиями в Москве, так называемым «делом ГКЧП». После провала
августовского путча судьба Союза была фактически предрешена. 23 августа 1991
г. деятельность компартии на территории России была приостановлена, а в
ноябре и вовсе запрещена.
Межнациональные отношения в СССР в 1985 - 1991 гг.
По мере развития перестройки все большее значение стали приобретать
национальные проблемы. Причем национальные противоречия и столкновения
зачастую искусственно раздувались политическими деятелями из различных
лагерей, которые пытались использовать напряженность для решения тех или иных
проблем.
С началом демократизации и восстановления исторической правды, накопившееся
за долгие годы напряжение разрядилось в стремительно нараставших центробежных
силах. Так, годовщина подписания советско-германского пакта 1939 г. (впервые
за многие годы оказавшегося в центре внимания печати) стала поводом для
массовых манифестаций 23 августа 1987 г. в столицах трех Прибалтийских
республик. Эти выступления положили начало процессу, завершившемуся позднее
провозглашением независимости этих республик.
Связанная с национальными отношениями напряженность возникла почти во всех
республиках. Она затронула самые разные вопросы, от требований признания
государственного статуса национального языка (сформулированных сначала в
Прибалтийских республиках, затем на Украине, в Грузии, Молдавии, Армении, а,
в конечном счете, по мере расширения и углубления движения, выдвинутых и в
других республиках: РСФСР, Белоруссии, Азербайджане и мусульманских
республиках Средней Азии) до возвращения на историческую родину
депортированных народов.
Вставшие в центр внимания национальные проблемы привели к обострению
конфликтов между русскими «колонизаторами» и представителями «коренных»
национальностей (прежде всего в Казахстане и в Прибалтике) или между
соседними национальностями (грузины и абхазы, грузины и осетины, узбеки и
таджики, армяне и азербайджанцы и т.д.). Наиболее трагические формы принял
конфликт между армянами и азербайджанцами по поводу Нагорного Карабаха, в
1923 г. присоединенного к Азербайджану, несмотря на армянское большинство его
населения. В феврале 1988 г. армяне этой автономной области в составе
Азербайджана официально потребовали воссоединения с Арменией. Из-за
двусмысленной позиции союзного правительства и сопротивления руководства
Азербайджана конфликт обострился, а погром армян, учиненный азербайджанцами в
Сумгаите, стал прологом к настоящей войне между Арменией и Азербайджаном.
В 1989 г. и особенно в 1990-1991 гг. произошли кровопролитные столкновения в
Средней Азии (Фергана, Душанбе, Ош и целом ряде других районов). Особенно
пострадали национальные меньшинства, к которым относилось и русскоязычное
население. Районом интенсивных этнических вооруженных конфликтов был Кавказ,
прежде всего Южная Осетия и Абхазия. В 1990-1991 гг. в Южной Осетии, по
существу, шла настоящая война, в которой не применялись только тяжелая
артиллерия, авиация и танки. Столкновения, в том числе и с применением
огнестрельного оружия, происходили и между различными горскими народами.
Противостояние имело место также в Молдове, где население гагаузских и
приднестровских районов протестовало против ущемления их национальных прав и
в Прибалтике, где часть русскоязычного населения выступала против руководства
республик. Эти противостояния поддерживались и провоцировались частью
центрального руководства СССР и КПСС.
В Прибалтийских республиках, на Украине, в Грузии острые формы принимает
борьба за независимость, за выход из СССР. В начале 1990 г., после того как
Литва провозгласила свою независимость, а переговоры о Нагорном Карабахе
зашли в тупик, стало очевидным, что центральная власть не в состоянии
использовать экономические связи в процессе радикального пересмотра
федеративных отношений, что было единственным способом предупредить, или хотя
бы приостановить распад Советского Союза.
Распад СССР. Образование Содружества Независимых Государств
Предпосылки распада СССР.
1) Глубокий социально-экономический кризис, охвативший всю страну. Кризис
привел к разрыву экономических связей, породил у республик стремление
"спасаться в одиночку".
2) Разрушение советской системы - резкое ослабление центра.
3) Распад КПСС.
4) Обострение межнациональных отношений. Национальные конфликты подорвали
государственное единство, став одной из причин разрушения союзной
государственности.
5) Республиканский сепаратизм и политическая амбициозность местных лидеров.
Распад КПСС, цементирующей силы политической системы, всей союзной
государственности шел не только по идейной, но и по национальной линии:
а) конец 1989-1990 гг. - выход из КПСС прибалтийских компартий.
б) 1990 г. - создание КП РСФСР (в составе КПСС).
в) 1990-1991 гг. - многопартийность. В январе 1991 г. в Харькове проходит
Демократический конгресс (47 партий и движений из 12 республик), который
предложил выразить недоверие правительству и президенту, бойкотировать
референдум 17 марта и распустить СССР.
Ослабление власти советов - следующий этап ослабления центра.
Национальные конфликты - " разбегание" республик, парад суверенитетов:
а) 1988 г. - оппозиция в Прибалтике берет курс на выход из СССР. "Саюдис" в
Литве, фронты в Латвии и Эстонии (позднее они победят на выборах).
б) 1988 г. - начало армяно-азербайджанского конфликта по поводу
принадлежности Нагорного Карабаха. Большие жертвы, свыше 800 тыс. беженцев.
Беспомощность союзных структур.
в) 1990 г. - республики принимают Декларацию о суверенитете (в том числе и
Россия), заявляют о преимуществе своих законов перед союзными. Первой была
Литва - 11 марта 1990 г. объявившая о суверенитете в нарушении закона СССР о
порядке выхода республик из СССР.
Демократическим путем удержать власть союзный центр уже не может и прибегает
к военной силе: Тбилиси - сентябрь 1989 г., Баку - январь 1990 г., Вильнюс и
Рига - январь 1991 г., Москва - август 1991. Кроме того - межнациональные
конфликты в Средней Азии (1989-1990 гг.): Фергана, Душанбе, Ош и др.
Последней каплей, подтолкнувшей партийно-государственное руководство СССР к
выступлению, была угроза подписания нового Союзного договора, который был
выработан в ходе переговоров представителей республик в Ново-Огарево.
Новоогаревский процесс:
1990-1991 гг. - обсуждение нового Союзного договора (первый вариант: широкие
полномочия республик при сохранении единого государства).
17 марта 1991 - Всесоюзный референдум: 76,4 % голосовавших высказываются за
сохранение СССР.
23 апреля 1991 г. в Ново-Огарево состоялись переговоры Горбачева с
руководителями девяти союзных республик по вопросу о новом союзном договоре.
Все участники переговоров поддержали идею создания обновленного Союза и
подписания такого договора. Его проект предусматривал создание Союза
суверенных государств (ССГ), как демократической федерации равноправных
советских суверенных республик. Намечались перемены в структуре органов
власти и управления, принятие новой Конституции, изменение избирательной
системы. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 года.
Некоторые из республик отказались подписывать даже этот достаточно
либеральный договор и объявили о создании независимых государств (Литва,
Латвия, Эстония, Молдова, Грузия и Армения).
Августовский путч 1991 г. и его провал.
Август 1991 г. - Горбачев находился на отдыхе в Крыму. На 20 августа было
намечено подписание нового Союзного договора.
18 августа ряд высших должностных лиц СССР предлагают Горбачеву ввести
чрезвычайное положение на территории всей страны, но получают с его стороны
отказ.
Чтобы сорвать подписание Союзного договора и сохранить свои властные
полномочия, часть высшего партийно-государственного руководства попыталась
захватить власть. 19 августа в стране было введено чрезвычайное положение (на
6 месяцев). На улицы Москвы и ряда других крупных городов были введены
войска.
Возглавил переворот Государственный комитет по чрезвычайному положению
(ГКЧП), который взял в свои руки всю полноту власти в стране (Янаев, Павлов,
Крючков, Пуго, Язов, Стародубцев и др.).
В обращении к стране говорилось о невозможности Горбачева - в связи с
состоянием здоровья - исполнять президентские обязанности. Было объявлено о
стремлении восстановить порядок в стране и предотвратить развал Союза.
Почти все центральные газеты, за исключением «Правды», «Известий», «Труда» и
некоторых других, были запрещены, прекратили работу все каналы Центрального
телевидения, за исключением 1-й программы, и почти все радиостанции.
Деятельность всех партий, кроме КПСС, была приостановлена.
Основным политическим соперником ГКЧП было руководство РСФСР. Именно против
него и был направлен основной удар. Вокруг здания Верховного Совета РСФСР
(«Белого дома») были сконцентрированы войска, которые должны были занять
здание, разогнать парламент и арестовать наиболее активных его участников.
Но переворот не удался. Население страны в основном отказалось поддерживать
ГКЧП, армия же не захотела применять силу против своих граждан. Уже 20
августа вокруг «Белого дома» выросли баррикады, на которых находилось
несколько десятков тысяч человек, а часть воинских подразделений перешла на
сторону обороняющихся. Сопротивление возглавил президент России Б.Н.Ельцин.
Действия ГКЧП весьма негативно были восприняты за рубежом, откуда сразу
прозвучали заявления о приостановке помощи СССР.
Переворот был крайне плохо организован, отсутствовало деятельное оперативное
руководство. Уже 22 августа он потерпел поражение, а сами члены ГКЧП были
арестованы. Министр внутренних дел Пуго застрелился.
Главной причиной провала государственного переворота являлась решимость масс
защитить свои политические свободы.
Заключительный этап распада СССР. (сентябрь - декабрь 1991 гг.).
Попытка государственного переворота резко ускорила распад СССР, привела к
утрате Горбачевым авторитета и власти, к заметному усилению популярности
Ельцина. Деятельность КПСС была приостановлена, а затем прекращена. Горбачев
оставил пост Генерального Секретаря ЦК КПСС и распустил ЦК. В последовавшие
за путчем дни 8 республик заявили о своей полной независимости, а три
Прибалтийские республики добились признания со стороны СССР. Произошло резкое
сокращение компетенции КГБ, было объявлено о его реорганизации.
1 декабря 1991 г. более 80 % населения Украины высказалось за независимость
своей республики.
8 декабря 1991 г. - Беловежское соглашение (Ельцин, Кравчук, Шушкевич): было
заявлено о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и об окончании
деятельности государственных структур бывшего Союза. Россия, Украина и
Белоруссия достигли договоренности о создании Содружества Независимых
Государств (СНГ). Три государства приглашали все бывшие республики вступить в
СНГ.
21 декабря 1991 г. - на встрече в Алма-Ате, куда, как и на предыдущую
встречу, Горбачев приглашен не был, к СНГ присоединились 8 республик. Была
принята Декларация о прекращении существования СССР и о принципах
деятельности СНГ. 25 декабря Горбачев объявил о сложении с себя функций
президента в связи с исчезновением государства. В 1994 г. в СНГ вошли
Азербайджан и Грузия.
15 мая 1992 г. в Ташкенте был подписан Договор о коллективной безопасности
стран-членов СНГ (его подписали 6 стран, позднее к договору присоединились
Белоруссия, Киргизия и Грузия).
В 1992 г. начался вывод российских войск из стран ближнего зарубежья:
Прибалтики, Грузии, Молдовы, Таджикистана и Армении. Вместе с тем военные
конфликты, разгоревшиеся в ряде республик бывшего СССР (Грузия, Молдова,
Таджикистан), вынудили российское руководство оставить на их территории часть
своих войск в качестве миротворческих сил.
После прихода в конце 1995 г. к руководству МИД РФ Е.М. Примакова отношения
России со странами СНГ стали более плодотворными. 29 марта 1996 г. между
Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией был подписан Договор об
урегулировании интеграции в экономической и гуманитарной областях. В мае 1997
г. Россия и Украина подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве.
2 апреля 1996 г. в Москве был подписан «Договор об образовании Сообщества
Белоруссии и России», который предусматривал воссоздание в 1996-1997 гг.
единого экономического и финансового пространства. 2 апреля 1997 г.
Сообщество было преобразовано в Союз России и Белоруссии, а 23 мая подписан
Устав Союза. 8 декабря 1999 г. был подписан «Договор о создании союзного
государства», который 22 декабря 1999 г. был принят Государственной Думой и 2
января 2000 г. ратифицирован и.о. Президента России В.В. Путиным.
За период существования СНГ подписано более 900 принципиальных нормативно-
правовых актов. Они касались единого рублевого пространства, открытости
границ, обороны, космоса, информационного обмена, безопасности, таможенной
политики и т.д. Руководители стран проводили регулярные встречи. Однако
интеграционные процессы имеют свои особенности и определенные трудности.
Начиная с середины 1999 г., руководство Грузии, Азербайджана и Узбекистана
государственные проблемы предпочитают решать путем расширения сотрудничества
с США и странами НАТО.
Основные проблемы СНГ:
а) Проблема экономического союза: в 1993 г. распалась единая рублевая зона.
Сокращается экспорт российской нефти в СНГ (страны СНГ должны России около 9
млрд. $). Не удается в полном объеме восстановить экономические связи.
б) Проблема новых границ.
в) Проблема соотечественников за рубежом.
г) Проблема военно-политической нестабильности в некоторых странах
(Таджикистан, Молдова, Грузия, Украина).
д) Гуманитарные проблемы (языковые и другие).
е) Российско-Украинские отношения: проблемы Черноморского флота, Крыма,
статуса Севастополя, долгов и т.д.
ж) Проблема расширения межгосударственных экономических связей.
Перспективы СНГ:
Тенденция к существенному углублению интеграции государств-членов СНГ, Полное
уважение суверенитета, принципов добровольности и взаимной выгоды. Расширение
межгосударственного сотрудничества в экономических, политических, военных,
научных, культурных и др. областях.
Внутриполитическое развитие России в 1991-2000 гг.
Государственный аппарат России в начале 90-х годов состоял из двухступенчатой
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|