Рефераты

Диплом: Политическая эволюция южных штатов в период Реконструкции

свободными, хотя необходимые военные базы нужно было сохранить там."95

Биллоу тщательно обдумал и выдвинул на первый план 3 основных вопроса, которые

надлежало определить высшими правительст­венными органами США: 1) Хотят ли США

сохранить контроль в юго-западной части Тихого океана? 2) Хотят ли США

сохранить Военные базы в районе южнее линии Соломоновых островов, французского

Индокитая, Калькутты? 3) Хотят ли США получить экономические и политические

уступки? Если да, то какие?96

Биллоу заключал, что от решения этих вопросов зависели проблемы ко­мандования,

перегруппировок границ, разделения ответственности и т.д. Ряд этих важных

проблем оказались в центре внимания пред­ставителей союзного

англо-американского командования, прибыв­ших на очередную встречу в Квебек в

августе 1943 г. Чер­чилль 7 августа высказал ряд рекомендаций представителям

английского ко­мандования: "До встречи с американцами мы должны договориться об

общем плане для командования в Юго-Восточной Азии и на­значении Верховного

Главнокомандующего...", вместе с тем бри­танский премьер готовился удивить

американцев рассказами об успехах отрядов Унгейта в Бирме, надеясь убедить

своих союзни­ков в том, что Британия всерьез готовится занятья этим рай­оном

Юго-Восточной Азии.97 В результате дискуссий появился громоздкий

театр военных действий, справедливо названный со­временниками в значительной

степени бесплодным. Было создано Объединенное союзное командование

Юго-Восточной Азии, подчи­нявшееся в основном англо-американскому штабу.

Географически район командования Юго-Восточной Азии ох­ватывал Цейлон,

Таиланд, Бирму, Малайю и Суматру. Все эти территории (за исключением Цейлона)

к моменту создания СЕАК находились под оккупацией Японии. Правящие круги США,

согла­шаясь на английское руководство военными действиями в Юго-Восточной

Азии, рассчитывали максимально использовать своего британского союзника и

резервы его колоний для достижения по­беды над Токио. При этом американские

политики учитывали и то, что английские позиции должны были помочь удержать

районы, где невиданными темпами ширилось освободительное движение. Решение о

создании СЕАК предполагало активное участие США в руководстве этим театром

военных действий.

Заключение к которому пришел полковник Биллоу из страте­гического отдела

оперативного штаба, оказалось весьма откровен­ным. "Развертывание британских

вооруженных сил не касалось стратегии - они не могли не ускорить, не отсрочить

поражение Япо­нии. Это развертывание должно было основываться лишь на

сооб­ражениях высокой политики." В чем же по мнению этого американ­ского

штабиста, состояли "соображения высокой политики" Брита­нии? Его точка зрения

состояла в следующем: "Британская полити­ка была ясна: оккупировать вновь все

английские владения, где это возможно, или послать политических деятелей с

оккупационны­ми войсками; восстановить свой утерянный престиж в Австралии и

Новой Зеландии; восстановить французские, голландские и порту­гальские

владения, а также заполучить максимум помощи от США в политическом и

экономическом восстановлении оккупированных территорий".98

С самого начала своей деятельности командование СЕАК стремилось включить в зону

своих действий весь Индокитай, Нидерландскую Индию, английские владения на

Тихом океане. В ок­тябре 1943 г., бывший губернатор Нидерландской Индии Ван

Моок, встретив Маунтбеттена, был обрадован уверенностью английского

командующего в скорейшем распространении СЕАК на обширные районы колониальных

держав Запада." Однако о скорейшем ре­шении этих сложных проблем тогда еще не

могло быть и речи. Сам Ван Моок вспоминает: командование СЕАК ослаблялось

анг­ло-американскими расхождениями.100 Основной контроль за

стра­тегией в СЕАК и распределением ресурсов США и Англии между Китаем и СЕАК

должен был осуществляться англо-американским объединенным комитетом начальников

штабов. На английский же комитет начальников штабов была возложена задача

контролиро­вать операции и осуществлять исполнительные функции. Для обеспечение

обмена информацией и координации разведыватель­ной деятельности союзников в

Дели (Индия) устанавливался Объе­диненный комитет связи.101

Главнокомандующим союзного театра Юго-Восточной Азии был назван Луи Маунтбеттен

- двоюродный брат английского короля Георга, находившийся в фаворе у

англий­ского премьера. Обязанности его заместителя были возложены на

американского генерала Стилуэлла. Командование военного теат­ра

Китай-Бирма-Индия было сохранено и находилось по контролем США, руководство

военными действиями в Китае осуществляло гоминьдановское командование совместно

с генералом Стилуэл-лом, который оставался пока начальником штаба Чан Кайши.

Постановка англичанами вопроса о "восстановлении и расширении интересов

британского империализма в Азии" в период, когда для союзников наметились

благоприятные перспективы окончания вой­ны, встречались с неудовлетворением не

только свободных от свя­зей с британской короной американскими монополиями, но

и общественным мнением США, которое хотело увидеть, да и видело в

"антиколониализме" США добрые начала послевоенного устройства мира.

Дальновидные американские политики отмечали прогрессив­ные изменения в

настроениях американцев. Мерил, представитель США в Дели, докладывал в

Вашингтон государственному секрета­рю (26-го октября 1943 года) о планах

англичан в Азии. Его донесе­ние об итогах беседы второго секретаря

американского посольст­ва в Чунцине Дэвиса с представителем английской службы

пропа­ганды, содержало весьма показательные для британской внешней политики

положения: Англия после поражения Германии будет опасаться участия в новой

войне в Азии; Россия оккупирует Мань­чжурию а Корея станет королевством;

американские и английские войска оккупируют Японию, и Россия будет иметь

сравнительно не­большой голос относительно урегулирования с Японией; Япония не

будет разрушена, а будет использоваться в качестве буфера про­тив Советского

Союза. Среди английских официальных лиц в Но­вом Дели, по сведениям

американцев, существовало единодушное мнение, что основой борьбы в Азии

является восстановление и распространение британских имперских интересов.

102

Английской точке зрения, базирующейся на необходимом ус­ловии сохранения

британской империи, американская дипломатия противопоставила свои задачи: "В

умах большинства американцев лучший мир связывается с устранением колониальных

империй. Имеет место весьма реальная опасность того, что в результате

существующей среди американского народа точки зрения об обма­не американцев

британским империализмом, США вновь станут проводить изоляционистскую политику.

Если Британия не хочет, чтобы США пошли по пути изоляционизма, она должна

предоста­вить нам некоторую свободу осуществлять нашу собственную политику в

Азии.".103 Эти умозаключения принадлежали американско­му дипломату

Дэвису, политическому советнику Стилуэлла. Ва­шингтон внимательно следил за

планами своих западных союзни­ков в Юго-Восточной Азии; не напрасно президент

просил своего представителя Хэрли ставить его в известность относительно

дея­тельности англичан, французов и голландцев в Юго-Восточной Азии.104

Интересы США и Англии сталкивались не только в области официальной дипломатии, в

переговорах о распределении сфер ответственности. В 1944 г. резко

активизировалась деятельность американской разведки на территориях колониальных

империй За­пада. В августе 1944 г. группа УСС приземлилась на аэродроме в

Коломбо и разместила свой штаб в Канди (Цейлон). Почти все во­семь месяцев штаб

по аттестации американских агентов нахо­дился на Цейлоне.105

Английские лидеры предпочитали не полагаться на обеща­ния США сохранить верность

союзнику, а практическими мерами в области военной стратегии решили бороться за

сохранение своих позиций на Тихом океане. Перед ними стал вопрос: когда, в

каком количестве Англия должна направить на Тихий океан военно-морские силы,

сухопутные войска, авиацию и транспортные сред­ства для действия на левом

фланге американских вооруженных сил в юго-западной части Тихого океана с базой

в Австралии. Началь­ники английских штабов предполагали, что Маунтбеттен сможет

приступить к крупным десантным операциям с базы в Индии лишь спустя 6 месяцев

после разгрома Германии.106 Такие предложения не могли удовлетворить

Лондон. Там родился план Маунтбеттена -план продвижения английских войск в

сторону Малайи и Голланд­ской Индии.107 Черчиллю претило

использовать английские вооруженные силы на второстепенных ролях у американцев

на Тихом океане, он был горячим сторонником плана самостоятельных дей­ствий по

возвращению колоний. Рузвельт, напротив, был весьма озабочен новыми планами

верховной ставки англичан, полагая, что их осуществление ослабит фронт в Бирме.

Он упорно настаивал на проведении операций через Бирму в целях помощи Китаю и

для обеспечения американского продвижения на запад к району Формо­зы (Тайвань),

Китай, Лусон.108 Накануне американские начальники штабов приняли

решение: при продолжающемся наступлении ге­нерала Макартура к Филиппинам,

основную атаку осуществить Ни-мицем из центральной части Тихого океана к

Формозе. США полно­стью взяли инициативу на Тихом океане, а англичанам ничего

не оставалось делать, как согласиться с доводам американской сто­роны. 13

февраля 1944 г. Рузвельт з своем послании премьеру охладил пыл английских

стратегов: он сообщил, что английские си­лы на Тихом океане не нужны до лета

1945 г.109

Решимость англичан принять как можно большее участие в "освобождении" Азии

крепла с каждым месяцем военных действий. Гарольд Батлер в секретном

меморандуме командованию Юго-Восточной Азии писал: "...Если американское

общественное мне­ние будет считать, что Англия принимала значительное участие в

войне против Японии, то, оно, вероятно проявит более благожела­тельное

отношение к нашим требованиям во время заключения ми­ра. До настоящего времени

существует мнение, что она пытается большую часть тягот свалить на Америку...".

Англичане опасались, что в последующие годы США скажут им: "Мы пришли к вам на

по­мощь в Европе, а вы предоставили нам одним кончать с Япони­ей".110

Эти опасения толкали Черчилля к призывам вернуть "на по­ле боя" английские

владения на Дальнем Востоке, а не дожидаться, чтобы их возвратили за столом

мирных переговоров. Британский премьер рассматривал удар по Рангуну как

предварительную под­готовку к крупному наступлению на Сингапур. Он считал, что

"толь­ко ^захват Сингапура восстановит престиж Англии в этом районе".111

В январе 1944 г. между Стилуэллом и Маунтбеттеном было достигнуто соглашение на

участие в бирманской компании го-миньдановских войск, сосредоточенных в Юньане.

Маунтбеттен от имени командования послал письма Рузвельту и Черчиллю с просьбой

оказать влияние на Чан Кайши. В критическое для союз­ников время военных

действий на Тихом океане Рузвельту при­шлось подписать солидное количество

посланий к Чунцинскому правителю, во многих из них содержались попытки

заставить по­следнего обращать больше внимания бирманскому театру воен­ных

действий. Чаще всего Чан Кайши ловко удавалось уклоняться от ответа или

ограничиваться молчанием. Большинство отказов из Чунцина направить в Бирму

войска официально объяснялись его чрезмерной "занятостью", "борьбой с

коммунистами и подготовкой к отражению готовящегося наступления японцев в

районе Хань-Лоян".112 Пока американские политики и стратеги

уговаривали Чун-цин, японцы в то время не предавались успокоению; японские

войска, форсировав реку Чиндзин, вторглись в Ассам и Манипур, начали

наступление на Индию. Вашингтон не мог оставаться ней­тральным перед лицом

непослушания в Чунцине: в январе 1944 г. Рузвельт поставил в известность Чан

Кай-ши, что если гоминьда-новцы не начнут наступления из Юнаня, то он прекратит

оказание Китаю помощи по ленд-лизу; об этом же напоминал Маршалл; 3 апреля

Рузвельт вынужден был прибегнуть к помощи радио, чтобы повторить свои доводы о

необходимости большего внимания к Бирме.

Под усиленным давлением из Вашингтона Чан Кай-ши выну­жден был отступить, его

армия под руководством американского командования активизировала военные

действия в Бирме. В авгу­сте 1944 г. была отбита Митчина. США прославляли

победу аме­риканского и китайского оружия; для Вашингтона эта победа долж­на

была служить новым доказательством вклада США в дело осво­бождения британских

колоний. Но осенью 1944 г. фортуна измени­ла американским стратегам на

китайском театре военных действий. В марте 1944 г. японское командование,

стремившееся компенси­ровать в Китае неудачи на других фронтах, приняло

широкое на­ступление против гоминьдановских войск. Их расчет состоял в том,

чтобы, заняв удобные плацдармы на территории Китая, затянуть войну на Тихом

океане и попытаться договориться с правящими кругами США о компромиссном

мире.

Наступление японских войск было весьма успешным. За 8 месяцев оккупанты

овладели значительной частью территорий про­винций Хэнань, Хунань, Гуанси,

Гуандун, Фуцзянь и, повернув на запад, вступили в провинцию Гуйчжоу; в ходе

наступления японцы захватили целый ряд американских аэродромов. Разгромленный

гоминьдановский фронт не представлял для японских частей серь­езной силы.

Генерал Джозеф Стилуэлл докладывал в Вашингтоне о по­ложении чанкайшистского

правительства: "Что касается его (Чан Кай-ши) теперешнего положения, то он

придерживается реакцион­ной политики однопартийного правительства и подавлением

демо­кратической мысли агентами особой службы Чан Кайши".113

Амери­канских политиков не могло не взволновать тревожное положение, в котором

оказался Гоминдан. 20 июня 1944 г. в Чунцин срочно при­был вице-президент США

Генри Уоллес. Поездка одного из ведущих государственных деятелей США в Китай

имела целью опре­делить возможности и пути укрепления режима Чан Кайши. Генри

Уоллес одобрил посылку в северные районы Китая специальной группы обследования.

Эта группа должна была посвятить себя со­биранию разведывательных сведений как

о японцах, так и о силах антияпонского сопротивления. Участники этой группы,

находясь в освобожденных районах, призывали администрацию изыскивать пу­ти к

взаимопониманию с КПК, вплоть до оказания армии китайских коммунистов военной

помощи. Американские специалисты-китаеведы, находившиеся в штатах УСС,

рассматривали политиче­ское положение в Китае в тесной связи с развитием

военных собы­тий; они с похвалой отзывались о Стилуэлле, видя в нем знатока

такого рода проблем. Уоллес однако поддержал перед президентом предложение Чан

Кайши об отставке Стилуэлла и назначении Зе-демейера. В то же время

вице-президент США выразил уверен­ность в том, что президент предпримет

решительные шаги с це­лью остановить неуклонное ухудшение положения в Северном

Ки­тае.

В военных кругах имело место серьезное беспокойство за судьбы китайского

театра военных действий. Перед лицом серьез­ных попыток Японии затянуть войну

и добиться для себя наибо­лее выгодного ее окончания, правительственные и

военные круги США не могла не интересовать возможность усиления

эффектив­ности китайского театра военных действий. Подобная возможность могла

быть претворена в действительность лишь при условии мо­билизации всех сил

Китая в единый антияпонский фронт и отказа Чан Кайши от блокирования

освобожденных районов. Из этого ис­ходил Объединенный комитет начальников

штабов, представляя президенту свои рекомендации: "До тех пор, пока все

ресурсы Китая. включая дивизии, противостоящие коммунистам, не будут

включены в войну с Японией, имеется небольшая надежда на то, что Китай сможет

продолжать военные действия с какой-либо эффективностью...". Для осуществления

подобных планов подхо­дящей фигурой был Стилуэлл, всегда высоко оценивавший

боевые качества вооруженных сил освобожденных районов и стремив­шийся к

сотрудничеству с ними ради достижения победы над Япо­нией. Именно его

рекомендовал Объединенный Комитет началь­ников штабов как подходящего

руководителя военных операций в Китае. Рузвельт согласился с рекомендацией

военных.114 Однако к концу 1944 г. в американском командовании в

Китае произошли су­щественные изменения. 18 августа 1944 г. Белый Дом отдал

приказ о назначении генерала Патрика Хэрли и Дональда Нельсона в каче­стве

личных представителей президента при Чан Кайши.115 31 ок­тября после

отставки Стилуэлла командующим американскими войсками в Китае был назначен

генерал Ведеймер, а ноябре этого же года Хэрли заменил американского посла

Кларенса Гаусса. Та­ким образом, окончательно победила точка зрения тех

империали­стических кругов в США, которые начали в своей политике по от­ношению

к Китаю считаться главным образом с "политическими со­ображениями".

После перелома в ходе второй мировой войны правящие круги США подчинили

послевоенное планирование задачам амери­канской экспансии в страны Тихого

океана. Политические сообра­жения, имевшие в виду установление американского

господства в Азии, прежде всего в Китае, стали определять и военную

страте­гию США. Все силы правящие круги США направили на то, чтобы самым

решительным образом форсировать объединение Китая под эгидой Чан Кайши,

стараясь в то же время совместить выполнение текущих задач антияпонской войны

с осуществлением планов

угодного американскому империализму послевоенного устройства на всей

китайской территории.

Когда политический барометр стал показывать приближение победы над державами

Оси, американская буржуазия все чаще ощущала себя в состоянии

неподготовленности к своей послевоен­ной роли в Азии. Наиболее решительных

деятелей в США не могла уже удовлетворить в тайне вынашиваемая и публично

пропаганди­руемая программа "экономической гегемонии без политической

ан­нексии". В США до пору до времени предпочитали не раскрывать карты

относительно аннексионистских планов на Тихом океане. Специалисты

госдепартамента понимали, что открытое провозгла­шение проектов аннексии

тихоокеанских островов, оккупации других территорий будет не столько полезна,

сколько опасна для дела борьбы со своими конкурентами. Долгое время

американский во­енно-политический аппарат вел скрытую подготовку к прямым

коло­ниальным захватам.

Военное и военно-морское ведомство, считавшиеся больше с силой, чем с

условностями дипломатического порядка, интересо­вались, прежде всего,

практическими мерами по оккупации тихо­океанских территорий. Военно-морское

ведомство США видело в оккупации островов от Перл-Харбора до южных подступов к

Японии заманчивые перспективы для создания в этом районе беспрерыв­ной цепи

военных баз;116 острова Мидуэй и Уэйк рассматривались в качестве

перекидного моста к материку, Гуам в соответствии с дав­нишними намерениями

американского морского ведомства должен был стать крепостью в океане; остров

Палау намечалось использо­вать как промежуточное звено между Гуамом и

Филиппинами. Ар­мейская и военно-морская служба США даже учредили специальные

органы по военному управлению гражданскими делами на ок­купированных

территориях. ОРПХ - так именовался отдел военной администрации при Управлении

главнокомандующего морскими операциями, начал свою работу с 1 января 1943 г. 1

апреля 1943 г. при специальном Управлении военного департамента был

органи­зован отдел гражданской службы САД. Эти два отдела, казалось, работали в

согласии, проводили взаимные консультации по вопросам, связанными с оккупацией

различных районов."'

После мартовского решения 1943 г. Объединенного комитета начальников штабов

ОРПХ приступило, наконец, к планированию работы военной администрации для

конкретных районов. Планиро­вание осуществлялось на базе школы при

Колумбийском универси­тете. К апрелю 1943 г. подготовительная работа велась в

основ­ном по проблемам, связанными с районами Дальнего Востока и Юго-

Восточной Азии.

Для работы в военной администрации на территории оккупи­рованных районов

Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии про­шли специальную подготовку в

Принстоне - 986 лиц командного состава вооруженных сил США, закончили

специальные школы при Принстонском и Колумбийском университете 1.333 офицера

воен­но-морских сил США. 47 офицеров были подготовлены в высшей школе разведки

военно-морского ведомства. Им вменялась обя­занность проводить разведывательную

работу в аппарате воен­ной администрации. 1.615 военно-морских офицеров приняло

уча­стие в работе военной администрации, в годы второй мировой войны.118

К 1944 г. в США были созданы 5 групп районного планиро­вания в юрисдикцию

которых входили: 1. Мандаты, острова Бонин, Рюкю, Хаинань, Курильский

архипелаг. 2. Формоза и Пескадорские острова. 3. Япония и Корея. 4. Филиппины.

5. Нидерландская Индия.119 Американские планирующие органы не

ограничивались под­готовкой к оккупации японских владений, а приступили к

изучению возможностей оккупации и колоний Запада. В ответ на запрос Управления

гражданской администрации Военного министерства (Civil Affairs Division of the

war Department) и отдела оккупирован­ных территорий Военно-морского

министерства (The occupied. Ar­eas Section of the Navy Department) к февралю

1944 г. Госдепарта­мент начал готовить проекты официальных заявлений по

вопросам, касающимся оккупации Японии и Кореи. Однако, подготовка офи­циальных

заявлений по проблемам, связанным с будущей оккупа­цией территорий Дальнего

Востока, а затем и Юго-Восточной Азии оказались не таким уж простым делом, как

этого бы желали в воен­ном министерстве. Уже в ноябре 1943 года Австралия стала

прояв­лять заметное беспокойство по поводу будущего своих колони­альных

владений.120 Американское командование, стремясь избе­жать лишних

хлопот в неоккупированных районах, передало кон­троль прежней колониальной

администрации. Из последнего из­влекалась двоякая польза: с одной стороны,

облегчалась борьба с освободительным движением, с другой - сглаживались трения

ме­жду заинтересованными державами.

Макартур требовал со все возрастающей настойчивостью принятия в Вашингтоне

директивы, которая давала бы ему, как главнокомандующему, право контролировать

высшую власть на Филиппинах не только во время военных операций, но и в период

послевоенной гражданской администрации. Глава отдела по фи­липпинским делам

госдепартамента Локарт в феврале 1944 года предсказывал скорое возвращение

Кэсона на Филиппины в общест­ве своего патрона - Макартура.121

Последний предпочитал поддер­живать прямые контакты непосредственно с лидерами

филиппинского эмигрантского правительства в США и по возможности не впу­тывал в

свои: дела госдепартаментских чиновников. Для осущест­вления своей миссии на

Филиппинах Макартур считал достаточным свой опыт борьбы с революционными

силами. В Индонезии воен­ное командование США часто предпочитало действовать в

духе ре­комендаций Госдепартамента, считавшего необходимым исполь­зовать

голландскую администрацию сразу же после вступления на индонезийские острова. В

штабе Макартура нашла приют т.н. Граж­данская администрация (The Netherlands

indies Civii Affaiers Administration, NICA). В марте 1944 г. Макартур

встретился с пред­ставителем голландской администрации в колонии Ван Мооком.

Ван Моок отлично представлял, что, как Франция в Индокитае, так и Голландия в

Индонезии не сможет восстановить прежнее положе­ние, опираясь лишь на

собственные силы, которые в связи с вой­ной в Европе почти полностью иссякли, в

результате переговоров и появилось соглашение, которое предполагало в качестве

конеч­ной цели восстановление на индонезийских островах власти преж­них

колонизаторов.122

Желание американского командования привлечь к военным действиям на Тихом океане

колониальные державы Запада объ­яснялось политическими соображениями.

Перспектива националь­но-освободительных революций (или хаоса и беспорядков,

как лю­били представлять некоторые республиканские лидеры) на осво­божденных от

врага территориях убеждала правящие круги США в необходимости укрепления союза

США и Англии. Само определе­ние американской политики по отношению к

колониальным пробле­мам в Азии относилось прежде всего к Управлению по

европейский делам Госдепартамента, Управление по дальневосточным делам,

возглавлявшееся Джозефом Грю, играло в данном случае вспомогательную роль. В

Управлении по европейским делам не было, конечно, лиц хорошо знакомых с

азиатскими проблемами; опыт чиновников этого управления был связан в основном с

Европой, их связи с европейскими монополистическими кругами определяли в

большой степени и их европейскую ориентацию. "Сомнительно, -писал Солсбери в

"Фар Истерн Сюрвей", - что кто-либо из офици­альных лиц в нашем правительстве

выше ранга Грю осознают, что белый империализм в Азии обречен на гибель".

123

Для внешней политики США, для дипломатического ведомства проблема будущего

тихоокеанских территорий может быть а боль­шой степени японских подмандатных

островов выглядела куда бо­лее деликатной, чем для военных. Правда, лидеры

республикан­ской партии не были столь щепетильны как их коллеги из

демокра­тической партии и не раз открыто выступали за прямой захват

тихо­океанских островов, а журналисты довольно часто цитировали про­грамму

республиканца Кларенса Келлада (Аризона): "... Мы долж­ны завладеть, если

сможем, путем дружеских переговоров теми пунктами, теми островами, теми базами,

которые укрепят позиции США. Тихоокеанские острова в том количестве и в том

расположе­нии, которое нам необходимо, должны стать нашими. Тихий океан должен

стать американским озером".124 Республиканцы упрекали правительство

в бездействии, громогласно требовали бескомпро­миссной оккупации тихоокеанских

островов; военно-морской ми­нистр Нокс, ссылаясь на особое стратегическое

значение остро­вов на Тихом океане, требовал в сенатской комиссии по

иностран­ным делам сохранения за США после войны Каролинских, Мар­шальских и

Марианских островов. К республиканцам в подобных выступлениях примыкали голоса

и демократов. В августе 1944 г. се­нату была предложена резолюция, предлагавшая

"приобрести все острова на Тихом океане, в том числе острова Тайвань и Рюкю".

125

Проект резолюции внес сенатор демократ от штата Теннеси Мак-келер.

Администрация, испытывая на себе провокационное давле­ние аннексионистских

элементов, стремилась достичь компромисса между провозглашенной

"антиколониалистской" политикой и уст­ремлениями наиболее агрессивных кругов

США. Некоторые деяте­ли администрации считали себя не в праве в то время

объявить о необходимости аннексии тихоокеанских островов, ибо такой шаг

открыто подтвердил бы агрессивные цели США в войне на Тихом океане. В

Вашингтоне учитывали интересы империализма США, который надеялся использовать

традиционный американский "ан­тиколониализм" для оправдания будущей экспансии

в Азии и не те­ряя времени подыскивали новые формы маскировки колониальных

захватов.

В администрации Ф.Рузвельта хорошо понимали, что офици­альное провозглашение

американским правительством намерения оккупировать после войны острова на Тихом

океане, приобрести базы, принадлежавшие колониальным державам Запада, подорвет

престиж США в мире, подорвет, созданное большими трудами впечатление, будто США

выступают за "свободу" народов; оно бу­дет находиться в противоречии с

атлантической хартией, с заявле­ниями Каирской декларации о том, что США и "не

стремятся к тер­риториальным приобретениям", со всеми антиколониалистскими

декларациями. 10 июля 1944 г. президента вынудили дать ответ на многочисленные

требования провозгласить тихоокеанские террито­рии неотъемлемой частью США. Он

сообщил, что работает над "идеей", направленной на то, чтобы Объединенные нации

"попро­сили" США осуществлять опеку над японскими мандатными остро­вами. Этот

ответ оказался, конечно, слишком туманным особенно для экстремистов из военного

министерства. К Ялтинской конфе­ренции советники госдепартамента положили на

стол президенту ряд рекомендаций относительно будущего устройства бывшей

японской колонии Кореи. Авторы рекомендаций находились под впечатлением

усиливающейся борьбы корейского народа за неза­висимость, возможного вступления

СССР в тихоокеанскую войну. Чиновники из госдепартамента, ссылаясь на свой

долголетний опыт международных дипломатических интриг, настаивали на

организа­ции в послевоенной Корее "какой-либо формы международной

ад­министрации или опеки, которая действовала бы до тех пор, пока корейцы не

смогут управлять страной сами".126 Руководящую роль в организации

послевоенной опеки в Корее, конечно, предназнача­лась США. В представленном

президенту документе утверждалось, что "представительство иных государств,

помимо США, не должно быть столь значительным, чтобы оно могло нанести вред

амери­канскому участию оккупации".127 Иными словами "рекомендации"

госдепартамента отражали, прежде всего, явное намерение США играть ведущую роль

в оккупации территорий, находящихся под японским господством, и односторонне

решать проблемы будущего устройства на Тихом океане.

При подготовке к международным конференциям последних лет войны правящие круги

США, учитывая невозможность изоляции Советского Союза от решения проблем на

Дальнем Востоке и Юго-Восточной Азии, пытались организовать дело так, чтобы

СССР принимал лишь формальное участие в организации послевоенного устройства на

Тихом океане и не мешал в проведении экспансио­нистской политики. На Ялтинской

конференции президент США не пошел дальше предложений об опеке над Кореей.

Осторожность Ф.Рузвельта во многом объяснялась теми тенденциями и принципами

сотрудничества с Советским Союзом, которым в важнейших вопросах внешней

политики предпочитал следовать президент. На Ялтинской конференции (февраль

1945 г.) впервые на уровне меж­дународной встречи было выражено отношение

.великих держав к проблеме опеки над территориями. Предполагалось, что эта

сис­тема должна будет относиться к а) существующим мандатам Лиги Наций; б)

территориям, которые должны быть отобраны у врага в результате второй мировой

войны; в) другим территориям, которые могли быть добровольно поставлены под

опеку.128

Выступавшие за аннексию в конгрессе почувствовали себя весьма задетыми, когда

узнали, что представители основных пяти держав договорились о встрече

накануне конференции в Сан-Франциско с целью предварительно обсудить проблемы

послево­енной опеки. Эти силы воспользовались своим влиянием в кон­грессе и в

армии: предложениям госдепартамента по организации системы послевоенной опеки

был организован бойкот, а предва­рительная в США встреча сорвана. Английские

представители, прибывшие в Вашингтон с намерением принять участие в

консуль­тациях накануне Сан-Франциско по поводу послевоенной системы опеки

были разочарованы, - американские политики решили изба­вить своих союзников

от предварительных консультаций, сослав­шись при этом на отсутствие

необходимых указаний от президента. До открытия конференции в Сан-Франциско

США предпочитали со­хранять свои предложения по опеке вне официальных

перегово­ров.

Претворению в жизнь американских проектов опеки мешала, а к концу войны в еще

большей степени, боязнь империалистов на­растающей волны национально-

освободительного движения. Как, в Вашингтоне, так и в Лондоне пытались как-то

сгладить американо-английские расхождения по проблемам опеки. Тенденции к

компромиссу с державами Запада во внешней политике США стали весьма заметными

во время международных конференций союзни­ков конца войны. На конференции в

Сан-Франциско 5 мая 1945 го­да американская делегация выступила с проектом

главы, посвя­щенной международной опеке, где, конечно, были успешно забы­ты

обещания США 1943 года даровать колониальным народам "не­зависимость".

В 1943 г., когда еще не был окончательно предрешен конец войны и в

официальных внешнеполитических декларациях США преобладали

"антиколониалистские" тенденции, американский проект, декларации

Объединенных Наций провозгласил долгом и целью Объединенных Наций подготовить

народы колониальных стран к тому, чтобы они были способны получить статут

нацио­нальной независимости...". К концу же войны, когда инициаторы внешней

политики США по многим международным проблемам все больше склонялась к

компромиссу с колониальными держа­вами Запада, в американском планировании

стала преобладать другая тенденция использования опеки: в США стали

рассматри­вать этот международный институт в основном не как средство

вы­теснения своих европейских конкурентов из Азии, а в качестве своевременной

и наиболее удобной ширмы для подавления нацио­нально-освободительных движений

и прикрытия своих колониаль­ных захватов на Тихом океане.

На конференции в Сан-Франциско авторы выдвинутых проек­тов по опеке США,

Англии, Франции, Австралии и Гоминдана не видели нужды быть

последовательными, всячески старались обой­ти молчанием принцип

самоопределения и необходимость дости­жения народами независимости в качестве

конечной цели новой системы. Новые американские предложения в отличие от

предло­жений 1943 г. не содержали и намека на "статут национальной

не­зависимости". Это, конечно, не означало, что все англо­американские

расхождения были устранены. Английские политики, когда дело касалось

интересов британской империи, становились на редкость дальновидными; они

понимали, что хотя и вычеркнуты из проектов формулировки, вызывающие бешеную

злобу сторонни­ков колониальных империй Запада, опасность со стороны их

глав­ного конкурента - США нисколько не уменьшается, тем более, что в любых

американских проектах находились все новые и новые ла­зейки для претворения в

жизнь в еще более широких масштабах принципа "равных возможностей", "открытых

дверей". Не могли англичане принять со спокойной душой и новые проекты США,

вы­двигавшие тезис о стратегических территориях. Этот тезис являет­ся итогом

долгих раздумий американских политических мыслите­лей над тем, как юридически

обосновать предполагаемый захват Соединенными Штатами тихоокеанских островов.

Формулировка о т.н. стратегических территориях не могла быть безоговорочно

при­нята державами, известными своей старой приверженностью клас­сическому

колониализму. Англичане понимали: на этот раз будет чрезвычайно трудно, далее

невозможно накинуть очередное по­крывало невинности на свою колониальную

политику, ибо обшир­ные территории английской империи нельзя было зачислить в

кате­горию стратегических. Форин Оффис предложил своей делегации подчеркнуть

на конференции бесполезность попыток провести чет­кую границу между

территориями, имеющими стратегическое зна­чение и не имеющими такового.

Французская буржуазия также как и английская считала бы для себя

непростительной роскошью уход из тихоокеанских владений; даже перед лицом

постоянного давления и угроз. Твердое желание Франции не уступать своему

могущественному союзнику подтвердил и де Голль. За день до того как в

токийской бухте был подписан акт о капитуляции де Голль на своей пресс-

конференции говорил: "В настоящее время США используют морскую базу в Ну-мее,

которую мы передали в распоряжение союзников на время войны даже при

отсутствии настойчивых требований с их стороны. Очевидно, что это временное

соглашение, которое не может быть постоянным, ибо Франция обладает бесспорным

суверенитетом над этими территориями .

Американские планы ликвидации французской колониальной империи наталкивались на

упорное сопротивление европейской буржуазии. Лидеры европейского колониализма

смотрели на воен­ные действия с точки зрения возможности своего возвращения в

Азию. Генерал Ведемейер, верховный главнокомандующий воо­руженными силами США в

Китае, сообщал 15 ноября 1944 года свои наблюдения в Вашингтон: колониальные

интересы Англии, Франции, Голландии объясняют интенсивные усилия этих держав,

направленные на восстановление их предвоенных политических и экономических

позиций на Дальнем Востоке.130 Американские на­блюдатели видели, как

активизировала свою деятельность специ­альная французская миссия в Индии,

готовая в любую минуту пе­ребраться на территорию Индокитая. Планы французской

буржуа­зии, направленные на возвращение своих колониальных владений покоились

на англо-французской общности колониальных интере­сов. Колониальные интересы

Великобритании стали в свою оче­редь одной из важнейших движущих сил

английского внешнеполи­тического курса, направленного на спасение колониальных

импе­рий Запада, в том числе и Франции. Англия открыто благоприятствовала

французскому участию в войне на Тихом океане, ее поли­тики подыскивали

необходимые предлоги для участия французов в войне на Тихом океане, наконец,

просили у американцев одобрить участие французов в освобождении Индокитая. И

если у англичан приближенные де Голля находили взаимопонимание, то в США на

французских представителей смотрели в основном как на надоед­ливых бедных

родственников, которые могут доставить единст­венное удовольствие окружающим -

избавить от своего присутст­вия. Это, в конце концов, уяснили многие из его

соотечественни­ков. Осенью 1944 г. французская военная миссия, во главе которой

стоял генерал Блезо, появилась на Цейлоне. В Вашингтон посту­пили известия о

намерении французов добиваться от американцев официального признания своей

деятельности и равноправия с дру­гими миссиями при командовании в Юго-Восточной

Азии. Точка зрения президента, не считавшего Францию "перворазрядной державой",

подкреплялась и делами американского правительства. в меморандуме

военно-морскому министру Форрестолу (17 ноября 1944 г.) Рузвельт категорически

отмечал: никакое одобрение со стороны американцев но должно иметь место в

отношении аккре­дитования любой французской миссии при командовании района

Юго-Восточной Азии и что никакие военные или гражданские пред­ставители США не

должны быть уполномоченными принимать ре­шения по политическим вопросам с

французской миссией или с кем-либо другим. Французским военным приходилось

мужественно преодолеть горькое чувство унижения и обивать пороги

правитель­ственных учреждений Вашингтона. Адмирал Фенард - глава фран­цузской

военно-морской миссии в США - обратился 19 сентября 1944 года к адмиралу Кингу

с письмом. Он пытался убедить своего американского союзника в необходимости

обеспечить участие французского флота в войне с Японией.131 Однако

адмирал Фенард взял на себя непосильную задачу. В Вашингтоне не раз

воз­вращались к проблемам будущего устройства на Тихом океане. Ко­гда в марте

1945 г. за одним столом встретились Рузвельт, Хэрли и Ведемейер, вновь

обнаружились опасения относительно возрожде­ния колониальных империй Запада.

Хэрли хорошо осведомленный в делах мировой политики, напоминал, что французы,

англичане, голландцы кооперируются с целью предотвращения установления опеки

Объединенных Наций для Индокитая; его наблюдения при­водили к парадоксальному

выводу: союзники надеялись исполь­зовать ленд-лиз и людские ресурсы США для

восстановления своего имперского контроля в Азии. Иными словами проповедники

американского "антиколониализма" становились жертвой политики правительства

США.

В марте 1945 г. когда Ведемейер и Хэрли посетили Вашинг­тон, Рузвельт просил

Ведемейера проявить решимость и предот­вратить политическую активность англичан

и французов в Индоки­тае. В беседе с Хэрли Рузвельт призвал мобилизовать силы

дипло­матии против Франции, при этом он сослался на устав Объединен­ных Наций,

который, по мнению президента, должен был помочь народам "освободиться от

колониальной зависимости.132 Прези­дент со своей стороны

напутствовал своих представителей на Дальнем Востоке "внимательно следить за

тем", чтобы "вовремя предотвратить политические действия Англии и Франции в

этом районе" и предоставлять лишь ту поддержку англичанам и фран­цузам, которая

потребуется для обеспечения необходимых опера­ций против Японии.133

Стоило Маунтбеттону сообщить о своем на­мерении послать в Индокитай самолеты и

попытаться внушить американскому союзнику, что это должно быть предпринято для

поддержки "партизанских групп", как штаб Ведемейера не преминул

выступить с грубым протестом против решения англичан. Веде-мейер выполнял

строгие предписания президента, тем самым еще больше усугубляя и без того

тяжелое положение французов в Индо­китае.

Угроза перед лицом усиления национально-освободитель­ного движения на

оккупированных территориях заставляла Японию лихорадочно маневрировать, идти

на более решительные действия против Французских властей в Индокитае. После

того, как устами императора Бао Дая японцы провозгласили, наконец, право

Индо­китая на "независимость", французы в поисках надежного убежища стали

впопыхах покидать страну. Французская разведка насчитала до 5.000 своих

соотечественников, покинувших пределы Индокитая. Очевидцы, участники этих

событий, стали свидетелями первого, но знаменательного признака поражения

французской колониальной политики в Индокитае. С 9 марта 1945 года Тонкий

стал по суще­ству концентрационным лагерем для всех французов. Американцы

покидали этот район для того, чтобы все же прийти сюда снова с чанкайшистами;

гоминдановцы настойчиво оспаривали преимуще­ства оккупации Северного

Индокитая и всеми средствами ста­рались потеснить французов, проникавших в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Собрание рефератов