Диплом: Политическая эволюция южных штатов в период Реконструкции
свободными, хотя необходимые военные базы нужно было сохранить там."95
Биллоу тщательно обдумал и выдвинул на первый план 3 основных вопроса, которые
надлежало определить высшими правительственными органами США: 1) Хотят ли США
сохранить контроль в юго-западной части Тихого океана? 2) Хотят ли США
сохранить Военные базы в районе южнее линии Соломоновых островов, французского
Индокитая, Калькутты? 3) Хотят ли США получить экономические и политические
уступки? Если да, то какие?96
Биллоу заключал, что от решения этих вопросов зависели проблемы командования,
перегруппировок границ, разделения ответственности и т.д. Ряд этих важных
проблем оказались в центре внимания представителей союзного
англо-американского командования, прибывших на очередную встречу в Квебек в
августе 1943 г. Черчилль 7 августа высказал ряд рекомендаций представителям
английского командования: "До встречи с американцами мы должны договориться об
общем плане для командования в Юго-Восточной Азии и назначении Верховного
Главнокомандующего...", вместе с тем британский премьер готовился удивить
американцев рассказами об успехах отрядов Унгейта в Бирме, надеясь убедить
своих союзников в том, что Британия всерьез готовится занятья этим районом
Юго-Восточной Азии.97 В результате дискуссий появился громоздкий
театр военных действий, справедливо названный современниками в значительной
степени бесплодным. Было создано Объединенное союзное командование
Юго-Восточной Азии, подчинявшееся в основном англо-американскому штабу.
Географически район командования Юго-Восточной Азии охватывал Цейлон,
Таиланд, Бирму, Малайю и Суматру. Все эти территории (за исключением Цейлона)
к моменту создания СЕАК находились под оккупацией Японии. Правящие круги США,
соглашаясь на английское руководство военными действиями в Юго-Восточной
Азии, рассчитывали максимально использовать своего британского союзника и
резервы его колоний для достижения победы над Токио. При этом американские
политики учитывали и то, что английские позиции должны были помочь удержать
районы, где невиданными темпами ширилось освободительное движение. Решение о
создании СЕАК предполагало активное участие США в руководстве этим театром
военных действий.
Заключение к которому пришел полковник Биллоу из стратегического отдела
оперативного штаба, оказалось весьма откровенным. "Развертывание британских
вооруженных сил не касалось стратегии - они не могли не ускорить, не отсрочить
поражение Японии. Это развертывание должно было основываться лишь на
соображениях высокой политики." В чем же по мнению этого американского
штабиста, состояли "соображения высокой политики" Британии? Его точка зрения
состояла в следующем: "Британская политика была ясна: оккупировать вновь все
английские владения, где это возможно, или послать политических деятелей с
оккупационными войсками; восстановить свой утерянный престиж в Австралии и
Новой Зеландии; восстановить французские, голландские и португальские
владения, а также заполучить максимум помощи от США в политическом и
экономическом восстановлении оккупированных территорий".98
С самого начала своей деятельности командование СЕАК стремилось включить в зону
своих действий весь Индокитай, Нидерландскую Индию, английские владения на
Тихом океане. В октябре 1943 г., бывший губернатор Нидерландской Индии Ван
Моок, встретив Маунтбеттена, был обрадован уверенностью английского
командующего в скорейшем распространении СЕАК на обширные районы колониальных
держав Запада." Однако о скорейшем решении этих сложных проблем тогда еще не
могло быть и речи. Сам Ван Моок вспоминает: командование СЕАК ослаблялось
англо-американскими расхождениями.100 Основной контроль за
стратегией в СЕАК и распределением ресурсов США и Англии между Китаем и СЕАК
должен был осуществляться англо-американским объединенным комитетом начальников
штабов. На английский же комитет начальников штабов была возложена задача
контролировать операции и осуществлять исполнительные функции. Для обеспечение
обмена информацией и координации разведывательной деятельности союзников в
Дели (Индия) устанавливался Объединенный комитет связи.101
Главнокомандующим союзного театра Юго-Восточной Азии был назван Луи Маунтбеттен
- двоюродный брат английского короля Георга, находившийся в фаворе у
английского премьера. Обязанности его заместителя были возложены на
американского генерала Стилуэлла. Командование военного театра
Китай-Бирма-Индия было сохранено и находилось по контролем США, руководство
военными действиями в Китае осуществляло гоминьдановское командование совместно
с генералом Стилуэл-лом, который оставался пока начальником штаба Чан Кайши.
Постановка англичанами вопроса о "восстановлении и расширении интересов
британского империализма в Азии" в период, когда для союзников наметились
благоприятные перспективы окончания войны, встречались с неудовлетворением не
только свободных от связей с британской короной американскими монополиями, но
и общественным мнением США, которое хотело увидеть, да и видело в
"антиколониализме" США добрые начала послевоенного устройства мира.
Дальновидные американские политики отмечали прогрессивные изменения в
настроениях американцев. Мерил, представитель США в Дели, докладывал в
Вашингтон государственному секретарю (26-го октября 1943 года) о планах
англичан в Азии. Его донесение об итогах беседы второго секретаря
американского посольства в Чунцине Дэвиса с представителем английской службы
пропаганды, содержало весьма показательные для британской внешней политики
положения: Англия после поражения Германии будет опасаться участия в новой
войне в Азии; Россия оккупирует Маньчжурию а Корея станет королевством;
американские и английские войска оккупируют Японию, и Россия будет иметь
сравнительно небольшой голос относительно урегулирования с Японией; Япония не
будет разрушена, а будет использоваться в качестве буфера против Советского
Союза. Среди английских официальных лиц в Новом Дели, по сведениям
американцев, существовало единодушное мнение, что основой борьбы в Азии
является восстановление и распространение британских имперских интересов.
102
Английской точке зрения, базирующейся на необходимом условии сохранения
британской империи, американская дипломатия противопоставила свои задачи: "В
умах большинства американцев лучший мир связывается с устранением колониальных
империй. Имеет место весьма реальная опасность того, что в результате
существующей среди американского народа точки зрения об обмане американцев
британским империализмом, США вновь станут проводить изоляционистскую политику.
Если Британия не хочет, чтобы США пошли по пути изоляционизма, она должна
предоставить нам некоторую свободу осуществлять нашу собственную политику в
Азии.".103 Эти умозаключения принадлежали американскому дипломату
Дэвису, политическому советнику Стилуэлла. Вашингтон внимательно следил за
планами своих западных союзников в Юго-Восточной Азии; не напрасно президент
просил своего представителя Хэрли ставить его в известность относительно
деятельности англичан, французов и голландцев в Юго-Восточной Азии.104
Интересы США и Англии сталкивались не только в области официальной дипломатии, в
переговорах о распределении сфер ответственности. В 1944 г. резко
активизировалась деятельность американской разведки на территориях колониальных
империй Запада. В августе 1944 г. группа УСС приземлилась на аэродроме в
Коломбо и разместила свой штаб в Канди (Цейлон). Почти все восемь месяцев штаб
по аттестации американских агентов находился на Цейлоне.105
Английские лидеры предпочитали не полагаться на обещания США сохранить верность
союзнику, а практическими мерами в области военной стратегии решили бороться за
сохранение своих позиций на Тихом океане. Перед ними стал вопрос: когда, в
каком количестве Англия должна направить на Тихий океан военно-морские силы,
сухопутные войска, авиацию и транспортные средства для действия на левом
фланге американских вооруженных сил в юго-западной части Тихого океана с базой
в Австралии. Начальники английских штабов предполагали, что Маунтбеттен сможет
приступить к крупным десантным операциям с базы в Индии лишь спустя 6 месяцев
после разгрома Германии.106 Такие предложения не могли удовлетворить
Лондон. Там родился план Маунтбеттена -план продвижения английских войск в
сторону Малайи и Голландской Индии.107 Черчиллю претило
использовать английские вооруженные силы на второстепенных ролях у американцев
на Тихом океане, он был горячим сторонником плана самостоятельных действий по
возвращению колоний. Рузвельт, напротив, был весьма озабочен новыми планами
верховной ставки англичан, полагая, что их осуществление ослабит фронт в Бирме.
Он упорно настаивал на проведении операций через Бирму в целях помощи Китаю и
для обеспечения американского продвижения на запад к району Формозы (Тайвань),
Китай, Лусон.108 Накануне американские начальники штабов приняли
решение: при продолжающемся наступлении генерала Макартура к Филиппинам,
основную атаку осуществить Ни-мицем из центральной части Тихого океана к
Формозе. США полностью взяли инициативу на Тихом океане, а англичанам ничего
не оставалось делать, как согласиться с доводам американской стороны. 13
февраля 1944 г. Рузвельт з своем послании премьеру охладил пыл английских
стратегов: он сообщил, что английские силы на Тихом океане не нужны до лета
1945 г.109
Решимость англичан принять как можно большее участие в "освобождении" Азии
крепла с каждым месяцем военных действий. Гарольд Батлер в секретном
меморандуме командованию Юго-Восточной Азии писал: "...Если американское
общественное мнение будет считать, что Англия принимала значительное участие в
войне против Японии, то, оно, вероятно проявит более благожелательное
отношение к нашим требованиям во время заключения мира. До настоящего времени
существует мнение, что она пытается большую часть тягот свалить на Америку...".
Англичане опасались, что в последующие годы США скажут им: "Мы пришли к вам на
помощь в Европе, а вы предоставили нам одним кончать с Японией".110
Эти опасения толкали Черчилля к призывам вернуть "на поле боя" английские
владения на Дальнем Востоке, а не дожидаться, чтобы их возвратили за столом
мирных переговоров. Британский премьер рассматривал удар по Рангуну как
предварительную подготовку к крупному наступлению на Сингапур. Он считал, что
"только ^захват Сингапура восстановит престиж Англии в этом районе".111
В январе 1944 г. между Стилуэллом и Маунтбеттеном было достигнуто соглашение на
участие в бирманской компании го-миньдановских войск, сосредоточенных в Юньане.
Маунтбеттен от имени командования послал письма Рузвельту и Черчиллю с просьбой
оказать влияние на Чан Кайши. В критическое для союзников время военных
действий на Тихом океане Рузвельту пришлось подписать солидное количество
посланий к Чунцинскому правителю, во многих из них содержались попытки
заставить последнего обращать больше внимания бирманскому театру военных
действий. Чаще всего Чан Кайши ловко удавалось уклоняться от ответа или
ограничиваться молчанием. Большинство отказов из Чунцина направить в Бирму
войска официально объяснялись его чрезмерной "занятостью", "борьбой с
коммунистами и подготовкой к отражению готовящегося наступления японцев в
районе Хань-Лоян".112 Пока американские политики и стратеги
уговаривали Чун-цин, японцы в то время не предавались успокоению; японские
войска, форсировав реку Чиндзин, вторглись в Ассам и Манипур, начали
наступление на Индию. Вашингтон не мог оставаться нейтральным перед лицом
непослушания в Чунцине: в январе 1944 г. Рузвельт поставил в известность Чан
Кай-ши, что если гоминьда-новцы не начнут наступления из Юнаня, то он прекратит
оказание Китаю помощи по ленд-лизу; об этом же напоминал Маршалл; 3 апреля
Рузвельт вынужден был прибегнуть к помощи радио, чтобы повторить свои доводы о
необходимости большего внимания к Бирме.
Под усиленным давлением из Вашингтона Чан Кай-ши вынужден был отступить, его
армия под руководством американского командования активизировала военные
действия в Бирме. В августе 1944 г. была отбита Митчина. США прославляли
победу американского и китайского оружия; для Вашингтона эта победа должна
была служить новым доказательством вклада США в дело освобождения британских
колоний. Но осенью 1944 г. фортуна изменила американским стратегам на
китайском театре военных действий. В марте 1944 г. японское командование,
стремившееся компенсировать в Китае неудачи на других фронтах, приняло
широкое наступление против гоминьдановских войск. Их расчет состоял в том,
чтобы, заняв удобные плацдармы на территории Китая, затянуть войну на Тихом
океане и попытаться договориться с правящими кругами США о компромиссном
мире.
Наступление японских войск было весьма успешным. За 8 месяцев оккупанты
овладели значительной частью территорий провинций Хэнань, Хунань, Гуанси,
Гуандун, Фуцзянь и, повернув на запад, вступили в провинцию Гуйчжоу; в ходе
наступления японцы захватили целый ряд американских аэродромов. Разгромленный
гоминьдановский фронт не представлял для японских частей серьезной силы.
Генерал Джозеф Стилуэлл докладывал в Вашингтоне о положении чанкайшистского
правительства: "Что касается его (Чан Кай-ши) теперешнего положения, то он
придерживается реакционной политики однопартийного правительства и подавлением
демократической мысли агентами особой службы Чан Кайши".113
Американских политиков не могло не взволновать тревожное положение, в котором
оказался Гоминдан. 20 июня 1944 г. в Чунцин срочно прибыл вице-президент США
Генри Уоллес. Поездка одного из ведущих государственных деятелей США в Китай
имела целью определить возможности и пути укрепления режима Чан Кайши. Генри
Уоллес одобрил посылку в северные районы Китая специальной группы обследования.
Эта группа должна была посвятить себя собиранию разведывательных сведений как
о японцах, так и о силах антияпонского сопротивления. Участники этой группы,
находясь в освобожденных районах, призывали администрацию изыскивать пути к
взаимопониманию с КПК, вплоть до оказания армии китайских коммунистов военной
помощи. Американские специалисты-китаеведы, находившиеся в штатах УСС,
рассматривали политическое положение в Китае в тесной связи с развитием
военных событий; они с похвалой отзывались о Стилуэлле, видя в нем знатока
такого рода проблем. Уоллес однако поддержал перед президентом предложение Чан
Кайши об отставке Стилуэлла и назначении Зе-демейера. В то же время
вице-президент США выразил уверенность в том, что президент предпримет
решительные шаги с целью остановить неуклонное ухудшение положения в Северном
Китае.
В военных кругах имело место серьезное беспокойство за судьбы китайского
театра военных действий. Перед лицом серьезных попыток Японии затянуть войну
и добиться для себя наиболее выгодного ее окончания, правительственные и
военные круги США не могла не интересовать возможность усиления
эффективности китайского театра военных действий. Подобная возможность могла
быть претворена в действительность лишь при условии мобилизации всех сил
Китая в единый антияпонский фронт и отказа Чан Кайши от блокирования
освобожденных районов. Из этого исходил Объединенный комитет начальников
штабов, представляя президенту свои рекомендации: "До тех пор, пока все
ресурсы Китая. включая дивизии, противостоящие коммунистам, не будут
включены в войну с Японией, имеется небольшая надежда на то, что Китай сможет
продолжать военные действия с какой-либо эффективностью...". Для осуществления
подобных планов подходящей фигурой был Стилуэлл, всегда высоко оценивавший
боевые качества вооруженных сил освобожденных районов и стремившийся к
сотрудничеству с ними ради достижения победы над Японией. Именно его
рекомендовал Объединенный Комитет начальников штабов как подходящего
руководителя военных операций в Китае. Рузвельт согласился с рекомендацией
военных.114 Однако к концу 1944 г. в американском командовании в
Китае произошли существенные изменения. 18 августа 1944 г. Белый Дом отдал
приказ о назначении генерала Патрика Хэрли и Дональда Нельсона в качестве
личных представителей президента при Чан Кайши.115 31 октября после
отставки Стилуэлла командующим американскими войсками в Китае был назначен
генерал Ведеймер, а ноябре этого же года Хэрли заменил американского посла
Кларенса Гаусса. Таким образом, окончательно победила точка зрения тех
империалистических кругов в США, которые начали в своей политике по отношению
к Китаю считаться главным образом с "политическими соображениями".
После перелома в ходе второй мировой войны правящие круги США подчинили
послевоенное планирование задачам американской экспансии в страны Тихого
океана. Политические соображения, имевшие в виду установление американского
господства в Азии, прежде всего в Китае, стали определять и военную
стратегию США. Все силы правящие круги США направили на то, чтобы самым
решительным образом форсировать объединение Китая под эгидой Чан Кайши,
стараясь в то же время совместить выполнение текущих задач антияпонской войны
с осуществлением планов
угодного американскому империализму послевоенного устройства на всей
китайской территории.
Когда политический барометр стал показывать приближение победы над державами
Оси, американская буржуазия все чаще ощущала себя в состоянии
неподготовленности к своей послевоенной роли в Азии. Наиболее решительных
деятелей в США не могла уже удовлетворить в тайне вынашиваемая и публично
пропагандируемая программа "экономической гегемонии без политической
аннексии". В США до пору до времени предпочитали не раскрывать карты
относительно аннексионистских планов на Тихом океане. Специалисты
госдепартамента понимали, что открытое провозглашение проектов аннексии
тихоокеанских островов, оккупации других территорий будет не столько полезна,
сколько опасна для дела борьбы со своими конкурентами. Долгое время
американский военно-политический аппарат вел скрытую подготовку к прямым
колониальным захватам.
Военное и военно-морское ведомство, считавшиеся больше с силой, чем с
условностями дипломатического порядка, интересовались, прежде всего,
практическими мерами по оккупации тихоокеанских территорий. Военно-морское
ведомство США видело в оккупации островов от Перл-Харбора до южных подступов к
Японии заманчивые перспективы для создания в этом районе беспрерывной цепи
военных баз;116 острова Мидуэй и Уэйк рассматривались в качестве
перекидного моста к материку, Гуам в соответствии с давнишними намерениями
американского морского ведомства должен был стать крепостью в океане; остров
Палау намечалось использовать как промежуточное звено между Гуамом и
Филиппинами. Армейская и военно-морская служба США даже учредили специальные
органы по военному управлению гражданскими делами на оккупированных
территориях. ОРПХ - так именовался отдел военной администрации при Управлении
главнокомандующего морскими операциями, начал свою работу с 1 января 1943 г. 1
апреля 1943 г. при специальном Управлении военного департамента был
организован отдел гражданской службы САД. Эти два отдела, казалось, работали в
согласии, проводили взаимные консультации по вопросам, связанными с оккупацией
различных районов."'
После мартовского решения 1943 г. Объединенного комитета начальников штабов
ОРПХ приступило, наконец, к планированию работы военной администрации для
конкретных районов. Планирование осуществлялось на базе школы при
Колумбийском университете. К апрелю 1943 г. подготовительная работа велась в
основном по проблемам, связанными с районами Дальнего Востока и Юго-
Восточной Азии.
Для работы в военной администрации на территории оккупированных районов
Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии прошли специальную подготовку в
Принстоне - 986 лиц командного состава вооруженных сил США, закончили
специальные школы при Принстонском и Колумбийском университете 1.333 офицера
военно-морских сил США. 47 офицеров были подготовлены в высшей школе разведки
военно-морского ведомства. Им вменялась обязанность проводить разведывательную
работу в аппарате военной администрации. 1.615 военно-морских офицеров приняло
участие в работе военной администрации, в годы второй мировой войны.118
К 1944 г. в США были созданы 5 групп районного планирования в юрисдикцию
которых входили: 1. Мандаты, острова Бонин, Рюкю, Хаинань, Курильский
архипелаг. 2. Формоза и Пескадорские острова. 3. Япония и Корея. 4. Филиппины.
5. Нидерландская Индия.119 Американские планирующие органы не
ограничивались подготовкой к оккупации японских владений, а приступили к
изучению возможностей оккупации и колоний Запада. В ответ на запрос Управления
гражданской администрации Военного министерства (Civil Affairs Division of the
war Department) и отдела оккупированных территорий Военно-морского
министерства (The occupied. Areas Section of the Navy Department) к февралю
1944 г. Госдепартамент начал готовить проекты официальных заявлений по
вопросам, касающимся оккупации Японии и Кореи. Однако, подготовка официальных
заявлений по проблемам, связанным с будущей оккупацией территорий Дальнего
Востока, а затем и Юго-Восточной Азии оказались не таким уж простым делом, как
этого бы желали в военном министерстве. Уже в ноябре 1943 года Австралия стала
проявлять заметное беспокойство по поводу будущего своих колониальных
владений.120 Американское командование, стремясь избежать лишних
хлопот в неоккупированных районах, передало контроль прежней колониальной
администрации. Из последнего извлекалась двоякая польза: с одной стороны,
облегчалась борьба с освободительным движением, с другой - сглаживались трения
между заинтересованными державами.
Макартур требовал со все возрастающей настойчивостью принятия в Вашингтоне
директивы, которая давала бы ему, как главнокомандующему, право контролировать
высшую власть на Филиппинах не только во время военных операций, но и в период
послевоенной гражданской администрации. Глава отдела по филиппинским делам
госдепартамента Локарт в феврале 1944 года предсказывал скорое возвращение
Кэсона на Филиппины в обществе своего патрона - Макартура.121
Последний предпочитал поддерживать прямые контакты непосредственно с лидерами
филиппинского эмигрантского правительства в США и по возможности не впутывал в
свои: дела госдепартаментских чиновников. Для осуществления своей миссии на
Филиппинах Макартур считал достаточным свой опыт борьбы с революционными
силами. В Индонезии военное командование США часто предпочитало действовать в
духе рекомендаций Госдепартамента, считавшего необходимым использовать
голландскую администрацию сразу же после вступления на индонезийские острова. В
штабе Макартура нашла приют т.н. Гражданская администрация (The Netherlands
indies Civii Affaiers Administration, NICA). В марте 1944 г. Макартур
встретился с представителем голландской администрации в колонии Ван Мооком.
Ван Моок отлично представлял, что, как Франция в Индокитае, так и Голландия в
Индонезии не сможет восстановить прежнее положение, опираясь лишь на
собственные силы, которые в связи с войной в Европе почти полностью иссякли, в
результате переговоров и появилось соглашение, которое предполагало в качестве
конечной цели восстановление на индонезийских островах власти прежних
колонизаторов.122
Желание американского командования привлечь к военным действиям на Тихом океане
колониальные державы Запада объяснялось политическими соображениями.
Перспектива национально-освободительных революций (или хаоса и беспорядков,
как любили представлять некоторые республиканские лидеры) на освобожденных от
врага территориях убеждала правящие круги США в необходимости укрепления союза
США и Англии. Само определение американской политики по отношению к
колониальным проблемам в Азии относилось прежде всего к Управлению по
европейский делам Госдепартамента, Управление по дальневосточным делам,
возглавлявшееся Джозефом Грю, играло в данном случае вспомогательную роль. В
Управлении по европейским делам не было, конечно, лиц хорошо знакомых с
азиатскими проблемами; опыт чиновников этого управления был связан в основном с
Европой, их связи с европейскими монополистическими кругами определяли в
большой степени и их европейскую ориентацию. "Сомнительно, -писал Солсбери в
"Фар Истерн Сюрвей", - что кто-либо из официальных лиц в нашем правительстве
выше ранга Грю осознают, что белый империализм в Азии обречен на гибель".
123
Для внешней политики США, для дипломатического ведомства проблема будущего
тихоокеанских территорий может быть а большой степени японских подмандатных
островов выглядела куда более деликатной, чем для военных. Правда, лидеры
республиканской партии не были столь щепетильны как их коллеги из
демократической партии и не раз открыто выступали за прямой захват
тихоокеанских островов, а журналисты довольно часто цитировали программу
республиканца Кларенса Келлада (Аризона): "... Мы должны завладеть, если
сможем, путем дружеских переговоров теми пунктами, теми островами, теми базами,
которые укрепят позиции США. Тихоокеанские острова в том количестве и в том
расположении, которое нам необходимо, должны стать нашими. Тихий океан должен
стать американским озером".124 Республиканцы упрекали правительство
в бездействии, громогласно требовали бескомпромиссной оккупации тихоокеанских
островов; военно-морской министр Нокс, ссылаясь на особое стратегическое
значение островов на Тихом океане, требовал в сенатской комиссии по
иностранным делам сохранения за США после войны Каролинских, Маршальских и
Марианских островов. К республиканцам в подобных выступлениях примыкали голоса
и демократов. В августе 1944 г. сенату была предложена резолюция, предлагавшая
"приобрести все острова на Тихом океане, в том числе острова Тайвань и Рюкю".
125
Проект резолюции внес сенатор демократ от штата Теннеси Мак-келер.
Администрация, испытывая на себе провокационное давление аннексионистских
элементов, стремилась достичь компромисса между провозглашенной
"антиколониалистской" политикой и устремлениями наиболее агрессивных кругов
США. Некоторые деятели администрации считали себя не в праве в то время
объявить о необходимости аннексии тихоокеанских островов, ибо такой шаг
открыто подтвердил бы агрессивные цели США в войне на Тихом океане. В
Вашингтоне учитывали интересы империализма США, который надеялся использовать
традиционный американский "антиколониализм" для оправдания будущей экспансии
в Азии и не теряя времени подыскивали новые формы маскировки колониальных
захватов.
В администрации Ф.Рузвельта хорошо понимали, что официальное провозглашение
американским правительством намерения оккупировать после войны острова на Тихом
океане, приобрести базы, принадлежавшие колониальным державам Запада, подорвет
престиж США в мире, подорвет, созданное большими трудами впечатление, будто США
выступают за "свободу" народов; оно будет находиться в противоречии с
атлантической хартией, с заявлениями Каирской декларации о том, что США и "не
стремятся к территориальным приобретениям", со всеми антиколониалистскими
декларациями. 10 июля 1944 г. президента вынудили дать ответ на многочисленные
требования провозгласить тихоокеанские территории неотъемлемой частью США. Он
сообщил, что работает над "идеей", направленной на то, чтобы Объединенные нации
"попросили" США осуществлять опеку над японскими мандатными островами. Этот
ответ оказался, конечно, слишком туманным особенно для экстремистов из военного
министерства. К Ялтинской конференции советники госдепартамента положили на
стол президенту ряд рекомендаций относительно будущего устройства бывшей
японской колонии Кореи. Авторы рекомендаций находились под впечатлением
усиливающейся борьбы корейского народа за независимость, возможного вступления
СССР в тихоокеанскую войну. Чиновники из госдепартамента, ссылаясь на свой
долголетний опыт международных дипломатических интриг, настаивали на
организации в послевоенной Корее "какой-либо формы международной
администрации или опеки, которая действовала бы до тех пор, пока корейцы не
смогут управлять страной сами".126 Руководящую роль в организации
послевоенной опеки в Корее, конечно, предназначалась США. В представленном
президенту документе утверждалось, что "представительство иных государств,
помимо США, не должно быть столь значительным, чтобы оно могло нанести вред
американскому участию оккупации".127 Иными словами "рекомендации"
госдепартамента отражали, прежде всего, явное намерение США играть ведущую роль
в оккупации территорий, находящихся под японским господством, и односторонне
решать проблемы будущего устройства на Тихом океане.
При подготовке к международным конференциям последних лет войны правящие круги
США, учитывая невозможность изоляции Советского Союза от решения проблем на
Дальнем Востоке и Юго-Восточной Азии, пытались организовать дело так, чтобы
СССР принимал лишь формальное участие в организации послевоенного устройства на
Тихом океане и не мешал в проведении экспансионистской политики. На Ялтинской
конференции президент США не пошел дальше предложений об опеке над Кореей.
Осторожность Ф.Рузвельта во многом объяснялась теми тенденциями и принципами
сотрудничества с Советским Союзом, которым в важнейших вопросах внешней
политики предпочитал следовать президент. На Ялтинской конференции (февраль
1945 г.) впервые на уровне международной встречи было выражено отношение
.великих держав к проблеме опеки над территориями. Предполагалось, что эта
система должна будет относиться к а) существующим мандатам Лиги Наций; б)
территориям, которые должны быть отобраны у врага в результате второй мировой
войны; в) другим территориям, которые могли быть добровольно поставлены под
опеку.128
Выступавшие за аннексию в конгрессе почувствовали себя весьма задетыми, когда
узнали, что представители основных пяти держав договорились о встрече
накануне конференции в Сан-Франциско с целью предварительно обсудить проблемы
послевоенной опеки. Эти силы воспользовались своим влиянием в конгрессе и в
армии: предложениям госдепартамента по организации системы послевоенной опеки
был организован бойкот, а предварительная в США встреча сорвана. Английские
представители, прибывшие в Вашингтон с намерением принять участие в
консультациях накануне Сан-Франциско по поводу послевоенной системы опеки
были разочарованы, - американские политики решили избавить своих союзников
от предварительных консультаций, сославшись при этом на отсутствие
необходимых указаний от президента. До открытия конференции в Сан-Франциско
США предпочитали сохранять свои предложения по опеке вне официальных
переговоров.
Претворению в жизнь американских проектов опеки мешала, а к концу войны в еще
большей степени, боязнь империалистов нарастающей волны национально-
освободительного движения. Как, в Вашингтоне, так и в Лондоне пытались как-то
сгладить американо-английские расхождения по проблемам опеки. Тенденции к
компромиссу с державами Запада во внешней политике США стали весьма заметными
во время международных конференций союзников конца войны. На конференции в
Сан-Франциско 5 мая 1945 года американская делегация выступила с проектом
главы, посвященной международной опеке, где, конечно, были успешно забыты
обещания США 1943 года даровать колониальным народам "независимость".
В 1943 г., когда еще не был окончательно предрешен конец войны и в
официальных внешнеполитических декларациях США преобладали
"антиколониалистские" тенденции, американский проект, декларации
Объединенных Наций провозгласил долгом и целью Объединенных Наций подготовить
народы колониальных стран к тому, чтобы они были способны получить статут
национальной независимости...". К концу же войны, когда инициаторы внешней
политики США по многим международным проблемам все больше склонялась к
компромиссу с колониальными державами Запада, в американском планировании
стала преобладать другая тенденция использования опеки: в США стали
рассматривать этот международный институт в основном не как средство
вытеснения своих европейских конкурентов из Азии, а в качестве своевременной
и наиболее удобной ширмы для подавления национально-освободительных движений
и прикрытия своих колониальных захватов на Тихом океане.
На конференции в Сан-Франциско авторы выдвинутых проектов по опеке США,
Англии, Франции, Австралии и Гоминдана не видели нужды быть
последовательными, всячески старались обойти молчанием принцип
самоопределения и необходимость достижения народами независимости в качестве
конечной цели новой системы. Новые американские предложения в отличие от
предложений 1943 г. не содержали и намека на "статут национальной
независимости". Это, конечно, не означало, что все англоамериканские
расхождения были устранены. Английские политики, когда дело касалось
интересов британской империи, становились на редкость дальновидными; они
понимали, что хотя и вычеркнуты из проектов формулировки, вызывающие бешеную
злобу сторонников колониальных империй Запада, опасность со стороны их
главного конкурента - США нисколько не уменьшается, тем более, что в любых
американских проектах находились все новые и новые лазейки для претворения в
жизнь в еще более широких масштабах принципа "равных возможностей", "открытых
дверей". Не могли англичане принять со спокойной душой и новые проекты США,
выдвигавшие тезис о стратегических территориях. Этот тезис является итогом
долгих раздумий американских политических мыслителей над тем, как юридически
обосновать предполагаемый захват Соединенными Штатами тихоокеанских островов.
Формулировка о т.н. стратегических территориях не могла быть безоговорочно
принята державами, известными своей старой приверженностью классическому
колониализму. Англичане понимали: на этот раз будет чрезвычайно трудно, далее
невозможно накинуть очередное покрывало невинности на свою колониальную
политику, ибо обширные территории английской империи нельзя было зачислить в
категорию стратегических. Форин Оффис предложил своей делегации подчеркнуть
на конференции бесполезность попыток провести четкую границу между
территориями, имеющими стратегическое значение и не имеющими такового.
Французская буржуазия также как и английская считала бы для себя
непростительной роскошью уход из тихоокеанских владений; даже перед лицом
постоянного давления и угроз. Твердое желание Франции не уступать своему
могущественному союзнику подтвердил и де Голль. За день до того как в
токийской бухте был подписан акт о капитуляции де Голль на своей пресс-
конференции говорил: "В настоящее время США используют морскую базу в Ну-мее,
которую мы передали в распоряжение союзников на время войны даже при
отсутствии настойчивых требований с их стороны. Очевидно, что это временное
соглашение, которое не может быть постоянным, ибо Франция обладает бесспорным
суверенитетом над этими территориями .
Американские планы ликвидации французской колониальной империи наталкивались на
упорное сопротивление европейской буржуазии. Лидеры европейского колониализма
смотрели на военные действия с точки зрения возможности своего возвращения в
Азию. Генерал Ведемейер, верховный главнокомандующий вооруженными силами США в
Китае, сообщал 15 ноября 1944 года свои наблюдения в Вашингтон: колониальные
интересы Англии, Франции, Голландии объясняют интенсивные усилия этих держав,
направленные на восстановление их предвоенных политических и экономических
позиций на Дальнем Востоке.130 Американские наблюдатели видели, как
активизировала свою деятельность специальная французская миссия в Индии,
готовая в любую минуту перебраться на территорию Индокитая. Планы французской
буржуазии, направленные на возвращение своих колониальных владений покоились
на англо-французской общности колониальных интересов. Колониальные интересы
Великобритании стали в свою очередь одной из важнейших движущих сил
английского внешнеполитического курса, направленного на спасение колониальных
империй Запада, в том числе и Франции. Англия открыто благоприятствовала
французскому участию в войне на Тихом океане, ее политики подыскивали
необходимые предлоги для участия французов в войне на Тихом океане, наконец,
просили у американцев одобрить участие французов в освобождении Индокитая. И
если у англичан приближенные де Голля находили взаимопонимание, то в США на
французских представителей смотрели в основном как на надоедливых бедных
родственников, которые могут доставить единственное удовольствие окружающим -
избавить от своего присутствия. Это, в конце концов, уяснили многие из его
соотечественников. Осенью 1944 г. французская военная миссия, во главе которой
стоял генерал Блезо, появилась на Цейлоне. В Вашингтон поступили известия о
намерении французов добиваться от американцев официального признания своей
деятельности и равноправия с другими миссиями при командовании в Юго-Восточной
Азии. Точка зрения президента, не считавшего Францию "перворазрядной державой",
подкреплялась и делами американского правительства. в меморандуме
военно-морскому министру Форрестолу (17 ноября 1944 г.) Рузвельт категорически
отмечал: никакое одобрение со стороны американцев но должно иметь место в
отношении аккредитования любой французской миссии при командовании района
Юго-Восточной Азии и что никакие военные или гражданские представители США не
должны быть уполномоченными принимать решения по политическим вопросам с
французской миссией или с кем-либо другим. Французским военным приходилось
мужественно преодолеть горькое чувство унижения и обивать пороги
правительственных учреждений Вашингтона. Адмирал Фенард - глава французской
военно-морской миссии в США - обратился 19 сентября 1944 года к адмиралу Кингу
с письмом. Он пытался убедить своего американского союзника в необходимости
обеспечить участие французского флота в войне с Японией.131 Однако
адмирал Фенард взял на себя непосильную задачу. В Вашингтоне не раз
возвращались к проблемам будущего устройства на Тихом океане. Когда в марте
1945 г. за одним столом встретились Рузвельт, Хэрли и Ведемейер, вновь
обнаружились опасения относительно возрождения колониальных империй Запада.
Хэрли хорошо осведомленный в делах мировой политики, напоминал, что французы,
англичане, голландцы кооперируются с целью предотвращения установления опеки
Объединенных Наций для Индокитая; его наблюдения приводили к парадоксальному
выводу: союзники надеялись использовать ленд-лиз и людские ресурсы США для
восстановления своего имперского контроля в Азии. Иными словами проповедники
американского "антиколониализма" становились жертвой политики правительства
США.
В марте 1945 г. когда Ведемейер и Хэрли посетили Вашингтон, Рузвельт просил
Ведемейера проявить решимость и предотвратить политическую активность англичан
и французов в Индокитае. В беседе с Хэрли Рузвельт призвал мобилизовать силы
дипломатии против Франции, при этом он сослался на устав Объединенных Наций,
который, по мнению президента, должен был помочь народам "освободиться от
колониальной зависимости.132 Президент со своей стороны
напутствовал своих представителей на Дальнем Востоке "внимательно следить за
тем", чтобы "вовремя предотвратить политические действия Англии и Франции в
этом районе" и предоставлять лишь ту поддержку англичанам и французам, которая
потребуется для обеспечения необходимых операций против Японии.133
Стоило Маунтбеттону сообщить о своем намерении послать в Индокитай самолеты и
попытаться внушить американскому союзнику, что это должно быть предпринято для
поддержки "партизанских групп", как штаб Ведемейера не преминул
выступить с грубым протестом против решения англичан. Веде-мейер выполнял
строгие предписания президента, тем самым еще больше усугубляя и без того
тяжелое положение французов в Индокитае.
Угроза перед лицом усиления национально-освободительного движения на
оккупированных территориях заставляла Японию лихорадочно маневрировать, идти
на более решительные действия против Французских властей в Индокитае. После
того, как устами императора Бао Дая японцы провозгласили, наконец, право
Индокитая на "независимость", французы в поисках надежного убежища стали
впопыхах покидать страну. Французская разведка насчитала до 5.000 своих
соотечественников, покинувших пределы Индокитая. Очевидцы, участники этих
событий, стали свидетелями первого, но знаменательного признака поражения
французской колониальной политики в Индокитае. С 9 марта 1945 года Тонкий
стал по существу концентрационным лагерем для всех французов. Американцы
покидали этот район для того, чтобы все же прийти сюда снова с чанкайшистами;
гоминдановцы настойчиво оспаривали преимущества оккупации Северного
Индокитая и всеми средствами старались потеснить французов, проникавших в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|