Рефераты

Диплом: Японо-американские отношения во второй пол. ХХ нач. ХХI в

может пагубно сказаться как на японо-американских отношениях, так и в деле

мира на Тихом океане. В частности, помощник заместителя министра обороны США

при администрации Рейгана К. Джексон отмечал, что «не реалистично и бесполезно

ожидать, что Япония могла бы существенно выйти за рамки тех функций, которые мы

определили ей в реализации задач совместной обороны. Требования об увеличении

её военных расходов до 2-3% от ВНП бессмысленно как с политической, так и с

военной точки зрения. Политически это вызовет как значительную внутреннюю

оппозицию, так и озабоченность её соседей и особенно Китая. С военной точки

зрения, трудно себе представить, на что такая сумма может быть истрачена.

Япония может построить 10 боевых авианосных групп или создать военный ядерный

потенциал. Однако все это непредсказуемо дестабилизирует стратегическую

структуру в Северо-Восточной Азии».

[74]

Некоторые представители высших японских военных кругов, также были недовольны

ростом ассигнований, ссылаясь на то, что это негативно отразится на японской

экономике. Если говорить о простом японском народе, то сравнительная

характеристика опросов показала, что большинство японцев считает, что военные

расходы должны остаться на прежнем уровне.

Сравнительные данные опросов общественного мнения.[75]

1981-%1985-%1988 -%
Высказались за сохранение расходов на прежнем уровне.47,354,158,0
Потребовали сокращения расходов.15,017,719,2
Потребовали увеличения расходов.20,114,211,2

В условиях увеличения военных расходов, основная сумма должна была пойти на

техническое усовершенствование японских «сил самообороны». Выступая 28 июня

1982 г. в бюджетной комиссии палаты представителей, премьер-министр Дз. Судзуки

отметил, что «решающим фактором, определившим исход фолклендского конфликта,

была не численность войск, а новейшее военное снаряжение».

[76] Следующей важной статьей расходов, появившейся в военном бюджете

Японии, стала частичная оплата содержания более 50 тыс. американских

военнослужащих, дислоцированных в стране.

Увеличение военных расходов, рост военной мощи Японии, давала возможность

Токио значительно больше влиять на ситуацию в АТР. Соединенные Штаты, так же

желали, чтобы Япония взяла на себя большее «бремя по обороне» данного

региона. Как результат - расширение зоны контроля «сил самообороны» Японии.

Ещё в мае 1981 г. во время переговоров с Р. Рейганом, Японский премьер министр

Дз. Судзуки заявил, что Япония готова взять на себя оборону морских

коммуникаций на расстоянии до 1000 морских миль к югу от японских берегов. В

ходе японо-американского консультативного совещания по вопросам безопасности,

состоявшегося в октябре 1982 г. в Гонолулу, была достигнута договоренность о

практической реализации этого плана.

[77]

Новый премьер-министр Японии Ясухиро Накасонэ, вступивший в должность в 1982 г.,

не только подтвердил договоренность в Гонолулу, но и пошел значительно дальше.

Именно в период его правления Япония вновь вступила на путь милитаризации. Во

время визита в 1983 г. в Вашингтон Накасонэ заявил, что роль Японии в

военно-политическом союзе с США, должна быть значительно увеличена. Речь шла об

установлении контроля над проливами Японского моря, о превращении Японии в

«непотопляемый авианосец», о необходимости развития вооруженных сил,

ассигнования на которые должны значительно превышать 1% ВНП. Накасоне вновь

повторил тезис о необходимости пересмотра конституции.

[78]

Выступая в парламенте страны 24 января 1983 г. Я. Накасонэ объявил международные

проливы, омывающие японские острова (Лаперуза, Сангарский, Корейский) - «частью

сферы обороны Японии». Спустя 10 дней премьер сделал еще одно не менее важное

заявление о том, что Япония в случае войны готова обеспечить защиту

американским военным кораблям не только в японских территориальных водах, как

утверждалось ранее, но и в открытом море.

[79]Естественно, что в американских правящих кругах это было расценено очень

положительно. Это позволяло Америке сэкономить часть средств на поддержание

безопасности в данном регионе и переправить их в другие не менее важные.

31 января 1986 г. был учрежден новый высший военный орган Совет национальной

безопасности. Существовавший до этого Совет национальной обороны был

ликвидирован. В качестве обоснования для учреждения нового органа назывались

следующие моменты: увеличение роли Японии в международных делах, важные

происшедшие изменения в международном окружении Японии в регионе (инцидент с

советским самолетом МИГ-25 сентябрь 1976 г., угон японского самолета в Дакке –

сентябре 1977 г., размещение советских войск на южных островах Курильской гряды

– 1978-79 гг., инцидент с южнокорейским самолетом – сентябрь 1983 г.), которые

в значительной степени способствовали усилению напряженности на Дальнем

Востоке.[80]

Основные функции Совета:

- определение основного курса национальной обороны,

- одобрение основных программ национальной обороны,

- одобрение планов производства вооружения в соответствии с основными

программами национальной обороны,

- решение вопроса о введении состояния обороны,

- разработка мер по ослаблению напряженности в регионе и обеспечению

безопасности страны.

В состав Совета вошли: премьер-министр – председатель, 6 членов Совета –

министр иностранных дел, министр финансов, генеральный секретарь кабинета

министров, государственные министры – председатель Комиссии по вопросам

общественной безопасности, начальник Управления по национальной обороне и

начальник Управления экономического планирования. Первым наиболее важным

введение нового органа стала отмена процентного ограничения расходов на

оборону в 1987 г.

К концу 80-х годов японо-американские отношения достигли абсолютного

взаимопонимания. Взаимопонимание возможно тогда, когда есть общая цель и

желание идти на компромисс, уступки. В 80-е годы (да и в предшествующие

периоды) на уступки в основном шла Япония. Зачастую Япония шла на уступки даже

вопреки собственным законам. Сама возможность иметь вооруженные силы, по сути,

противоречила «мирной» конституции; однопроцентное ограничение, принятое в 1976

г., и по которому, не официально, шел процесс развития вооружения, начиная с

1951 г. было так же снято. Соглашение о «трех не ядерных принципах» принятое в

1974 г. премьер-министром Э. Сато, за что он, кстати, получил Нобелевскую

премию,[81] очевидно так же будет

снято. По крайней мере, данное положение периодически нарушается. В апреле 1987

г. газета «Акахата» опубликовала список почти 40 морских и воздушных портов

страны, а так же военных баз, через которое США ввозит ядерное оружие в Японию.

Так, в 1987 г. стала достоянием гласности секретная договоренность Японии и США

о доставке ядерного оружия в Японию в соответствии с «договором безопасности»

1960 г.[82]

С приходом к власти Я. Накасонэ (1983-1987 г.), внешняя политика претерпела

значительные изменения. Как политик Накасонэ всегда выступал с

националистических позиций. Достаточно вспомнить, что в 1951 г., делая первые

шаги на политической арене, 32 летний депутат парламента направил петицию

генералу Макартуру с требованием пересмотра конституции и создания независимых

вооруженных сил. По мнению Накасоне, Япония должна стать частью мирового

сообщества, при этом Япония должна оставаться самобытной страной. У японцев

должно подняться чувство гордости, патриотизма, утерянного после капитуляции

Японии в 1945 г. Зависимость Японии от политики другой страны неминуемо

сказывалось на чувстве собственного достоинства простых японцев. Да и главный

документ страны не мог вызывать восхищения, всем известна история его

появления. Поэтому на протяжении всей своей жизни Накасонэ так настаивает на

изменении конституции, которая должна говорить о суверенитете Японии. Что

касается нашумевшей 9 статьи, то Накасонэ предлагает её изменить. Любое

государство, говорит Накасонэ, имеет право на самооборону, по конституции,

Япония так же имеет право на самооборону, для самообороны государству

необходимы средства защиты, «однако в действующей конституции отсутствует

четкое определение допустимого предела или верхнего потолка минимального

набора средств защиты».[83]

Глава II. Японо-американские отношения после окончания «холодной войны».

1. Смена приоритетов внешней политики Японии в 90-х гг. ХХ в.

1991 г. Советский Союз распался, окончилась эпоха «холодной войны». Распалась

биполярная система, определявшая международные отношения с окончания второй

мировой войны. В отличие от США, которые не скрывали своего удовлетворения,

Япония оказалась, пожалуй, единственной страной в капиталистическом мире,

которая не только ничего не выиграла от этого, но кое в чем проиграла.

Геостратегическая ситуация вокруг Японии усложнилась, привычные за последние

тридцать лет внешнеполитические представления надо вновь перестраивать. На этот

факт очень часто указывают японские газеты, одна из которых как-то писала:

«Ирония состоит в том, что окончание «холодной войны» усилило степень

нестабильности в АТР».[84]

Один из российских исследователей В. Н. Еремин, справедливо заметил: «холодная

война при всех её опасных чертах все же была своеобразным стабилизирующим

фактором в международных отношениях. Она задавала некие действующие правила

игры, определяющие место каждой страны в биполярной мировой системе».

[85]

Изменения на международном уровне не могли не сказаться и на японо-

американских отношениях. После завершения холодной войны американская

администрация несколько умерила свою активность в АТР, полагая, что ситуация

в регионе стабилизировалась, закрепив выгодное для США положение и ничего

менять не надо. Однако именно в это время в регионе разворачивается

общественное движение за формирование в этом регионе новых форм безопасности

и ликвидации двусторонней системы. В самой Японии такие высказывания получили

наибольшее распространение. За ликвидацию японо-американского союза

безопасности, вывод американских войск из страны высказывались как в

правительстве, партиях, так и среди японского народа. О целесообразности

договора безопасности в современных условиях рассуждали и в Соединенных

Штатах.

На взгляд одного из американских политических деятелей З. Бжезинского, в

постсоветский период японо-американский союз является анахронизмом и не может

полезно функционировать в 21 в.: «Япония не должна быть непотопляемым

авианосцем Америки на Дальнем Востоке и главным военным партнером Америки в

Азии. Усилия, направленные на то, чтобы Япония играла подобную роль, могут

отгородить Америку от Азиатского континента, осложнить путь к достижению

стратегического согласия с Китаем и негативно сказаться на попытках Америки

укрепить стабильность в Евразии».[86]

Наличие антиамериканских выступлений в Японии и появление оппозиции в самих

Штатах относительно союза с Японией, беспокоило Вашингтон, для которого

потеря Японии означала бы утрату опорного пункта для защиты своих

стратегических интересов на Дальнем Востоке и во всем АТР. Особенно сильно

эти беспокойства проявились в середине 90-х, когда в АТР стали происходить

значительные изменения в геополитическом плане.

Известный японский политический деятель, бывший премьер-министр Японии Ясухиро

Накасонэ, так описывает современную ситуацию в АТР: «Конец «холодной войны» не

привел к драматическим переменам в регионе, подобным тем, которые наблюдались в

Европе. Здесь по прежнему ощущается наличие элементов нестабильности,

взаимоотношения между странами в вопросах обеспечения безопасности сохраняют

«многополярный» характер. .Здесь не произошло значительных и видимых перемен. В

регионе и сейчас сохраняется её структурное наследие. На Корейском полуострове

отсутствует прогресс в процессе перехода переговоров между двумя разделенными

государствами от стадии диалога к непосредственному объединению. Китай

по-прежнему разделен на два государства. На Тайване имеются как противники

создания единого государства, так и противники объявления независимости, во

взаимоотношениях между ними сохраняются серьезные проблемы. Имеющаяся во

взаимоотношениях между Японией и Россией проблема северных территорий не была

решена ни в процессе «холодной войны», ни после её завершения».

[87]

В официальных японских документах типа «Голубой книги» МИД или «Белой книге

по обороне» УНО иерархия угроз в начале 90-х годов выстраивалась в следующей

последовательности: Россия, «корейский узел», Китай и ЮВА (раньше имелась в

виду нестабильность в Индокитае, теперь территориальные «споры» в Южно-

Китайском море).

Как видно из официальных документов в начале 90-х годов, Япония по-прежнему

усматривала Россию, как приемника Советского Союза, в качестве основной

угрозы. В частности Токио указывал на следующие моменты: во-первых, это все

та же территориальная проблема; во-вторых, наличие на Российском Дальнем

Востоке мощного вооружения, которое, по мнению Японии, модернизировалось и

увеличивалось. В-третьих, Токио волновало отсутствие в России сильного

правительства и четкой военной стратегии, не согласованность политики Центра

с командованием в Хабаровске и Владивостоке, слабый контроль над

вооружениями, низкий моральный климат в армии. В-четвертых, распространение

российского оружия в страны Восточной Азии и в-пятых, Токио в целом не

устраивала политика Б. Ельцина.

Вашингтон, в свою очередь видел угрозу в возможном усилении Китая и Южной

Кореи, стремлении этих стран к региональному господству. Россию естественно,

Соединенные Штаты не сбрасывали со счетов, но в отличие от Японии, не ставили

её в качестве первостепенной угрозы, к тому же в начале 90-х годов между США

и Россией наладились положительные отношения, в первую очередь из-за

конструктивного диалога по разоружению.

Несмотря на схожесть внешнеполитических позиций Токио и Вашингтона, в начале

90-х годов в японо-американских отношениях наметились кризисные явления.

Причин охлаждения отношений несколько. Как уже говорилось ранее, в связи с

исчезновением «угрозы с севера», основной причины создания японо-

американского союза, политические отношения между Токио и Вашингтоном

ослабли, их ослабление привело к усилению уже давно зревших экономических

противоречий, которые в начале 90-х достигли открытой борьбы. Дело все в том

же огромном положительном сальдо в торговле Японии с США.

Японо-американские экономические отношения уже давно находятся в тяжелом

положении. Интересный факт, в 1954 г. тогдашний американский советник

госдепартамента Дж. Даллес заявил: «Япония не может претендовать на

американский рынок, так как она не производит продукцию, востребованную в США».

[88] Между тем в конце 50-х – начале 60-х японская экономика переживала

бурный рост, основная доля экспортируемой продукции при этом шла в США. В 1965

г. впервые японский экспорт в США превысил импорт. Тогда это было расценено как

временное явление, однако положительное сальдо продолжило свой рост. С

1966-1967 гг. до 1971-1972 гг. дефицит США в торговле с Японией увеличивался в

среднем с 0,5 млрд. долл. до более чем 3,5 млрд. долл. в год. 1976-78 гг. он

поднялся в среднем до 8 млрд. долл. а в 1978 г. уже достиг 12 млрд долл.

[89] К 1996 г. дефицит достиг астрономической суммы в 50 млрд. долл. и

продолжал расти.[90]

К середине 90-х годов переговоры Токио с Вашингтоном по вопросам внешней

торговли зашли в тупик: 11 февраля 1994 г. Хосокава и Клинтон публично и

откровенно заявили о невозможности достижения на данном этапе соглашения или

даже компромисса в этой области. Однако как показали дальнейшие события, это не

означало наличие в двухсторонних отношениях фатально неразрешимых проблем, но в

тот момент ситуация казалась исключительно серьезной. Последующие переговоры

министра торговли М. Кантора и министра финансов Ц. Хаты немного смягчили

напряженность, но накопившиеся проблемы, прежде всего связанные с

внешнеторговым балансом, решить так и не удалось.

[91]

Помимо экономических противоречий, на ухудшение японо-американских отношений

оказывало влияние общественное мнение, которое выражало сомнение по поводу

целесообразности сохранения союза. Дискуссии на эту тему велись по обе стороны

Тихого океана, в частности, известный американский политический деятель З.

Бжезинский в своей работе пишет: «Если бы пришлось оценивать состояние

американо-японских связей на основании общественного диалога, то был бы

справедливым вывод о том, что к середине 90-х годов отношения между двумя

странами вступили в критическую стадию».

[92]

Если экономические проблемы и брожения в японском и американском обществах

относительно необходимости союза имелись уже давно, то напряжение такого

уровня в политических кругах еще не было. Вашингтон давно не устраивала

пассивность Токио во внешней политике, но позиция Японии на события в

Персидском заливе 1991 г. окончательно возмутила американцев.

США и ООН оперативно отреагировали на Иракское вторжение в Кувейт в августе

1991 г. Япония как страна, которая пыталась представить себя в качестве

мировой державы, так же не могла оставаться в стороне. Однако, «мирная»

конституция запрещала вывоз японских войск за границу. Встал вопрос, каким

образом Япония может оказать помощь союзникам. Эта помощь могла выразиться

либо просто в денежной помощи, к счастью, «мирная» конституция не запрещала

вывоз японских финансов за границу, либо это высылка японских «сил

самообороны» в зону военных действий, плюс та же финансовая помощь. Насчет

первого варианта понятно, благодаря развивающейся экономике Япония могла

выделить средства для дела мира в мире, а вот на счет второго существовали

некоторые затруднения, касающиеся все той же 9-й статьи.

К последнему варианту, не смотря на запрет, склонялось большинство руководства

ЛДП, включая Накасонэ и молодых лидеров во главе с Хасимото и Одзавой (именно

он, а не министр иностранных дел, вел во время конфликта наиболее ответственные

переговоры с представителями США), но вариант этот не получил поддержки у

общественного мнения. Играя на пацифизме общественного настроения, некоторые

силы призывали ограничиться только экономическим участием и не подвергать

опасности жизнь японских военнослужащих.

[93]Опасаясь обострения политических страстей внутри страны, японские

правящие круги решили все же склониться к первому варианту. Возможно также, что

в Токио просто испугались той ответственности, которая могла оказаться на

плечах правительства.

Пока японцы размышляли, война в Персидском заливе шла полным ходом.

Медлительность Японии вызвала недовольство со стороны союзников, а решение

ограничиться финансовой помощью не прибавило симпатий к Японии со стороны США

и Европы, по мнению которых японцы снова решили «откупиться» от решения общей

проблемы. Чтобы хоть как-то отреагировать на резкую критику, 30 ноября

премьер-министр Кайфу объявил о поддержке Японией резолюции ООН о применении

силы против Ирака. Однако было поздно.

Говорить о том, на сколько правильно поступило японское правительство,

отказавшись от посылки своих войск в Ирак очень сложно. С одной стороны

Япония, как уже говорилось ранее, претендуя на роль мировой державы, была

обязана включиться в войну, возможно, после этого по-другому решался бы

вопрос о легитимности японских «сил самообороны» в мире и вхождении Японии в

СБ ООН. С другой стороны, это могло привести к массовым протестам среди

населения Японии и которые возможно привели бы к смене правительства и явно

негативно повлияли бы на последующие выборы для ЛДП. Если пойти еще дальше,

то необходимо сказать, что именно на ЛДП делали ставку Соединенные Штаты,

именно представители ЛДП больше всех склонялись к военно-политическому

сотрудничеству с США. Здесь так же необходимо учитывать метод принятия

решений японским правительством на основе консенсусов, то есть принятие

решения, которое устраивало бы всех, это порождает некоторую медлительность и

осторожность.

Однако говорить о том, что Япония осталась совсем уж в стороне, так же было бы

не правильным. Япония выделила 13 млрд. долл. (что, кстати, превышало расходы

США) для оплаты расходов многонациональных сил и предложила свои военные

самолеты для перевозки беженцев из района военных действий. Однако решение о

направлении самолетов так и не было одобрено парламентом.

[94]Если подвести итог, то можно сказать, что решение ограничиться

финансовой помощью в духе всей послевоенной внешней политики Японии. Здесь

справедливо выражение: «Нация - купец хочет, чтобы молчали чужие пушки».

[95]

Однако, как говорилось ранее, неразрешимых проблем нет. Именно в середине 90-

х годов происходят некоторые изменения в АТР, которые повлияли на сближение

Токио и Вашингтона.

Во-первых, в связи с экономическим ростом, все большую роль в регионе начинает

играть Китай. Опасения американцев и японцев относительно гегемонистских

проявлений Пекина, еще более усилились после проведения Китаем в 1995 г.

ядерных испытаний.[96] Увеличение

Пекином ассигнований на военные нужды, также не радовало союзников. В 1997 г.

Китай на военные нужды истратил около 36,6 млрд. долл. не намного уступая

Японии 40,9 млрд. долл.,[97]хотя,

по мнению японцев, истинные расходы Пекина на оборону гораздо больше. Между

Китаем и Японией существует также давно волнующая территориальная проблема,

связанная с островами Дяоюй (по-японски – острова Сэнкаку) которые фактически

находятся в руках Японии. Ситуация обострилась в конце сентября 1995 г. –

группа гонконгцев и тайваньцев (18 человек) решила высадиться на одном из этих

островов, желая сорвать на одном из сооружений японский флаг и тем самым

продемонстрировать свое несогласие с принадлежностью этих островов Японии. Эта

акция вновь вынудила всех, т. е. Японию, КНР, Тайвань и Гонконг, объявить о

том, что эти острова «часть их территории».

[98] Более остро стояла проблема отношений по линии Китай-Тайвань, тема

присоединения Тайваня к Китаю до сих пор волнует как Токио, так и Вашингтон.

Инцидент в Тайваньском проливе 1996 г. связанный с проведением крупномасштабных

учений военными Китая, вызвал огромное беспокойство во всем мире. Тогдашний

министр обороны США У. Пери в своей работе описывает этот инцидент так:

«Ситуация была сложная. В тот день

[99]китайцы провели, как они назвали, «ракетные испытания» в Тайваньском

проливе. Три ракеты были взорваны всего в восемнадцати милях от портового

города на севере Тайваня и в двадцати милях от портового города на юге острова.

В то же самое время Народно-освободительная армия (НОА) проводила

передислокацию 150-ти тысячного воинского контингента вдоль побережья Китая

напротив Тайваня и планировала проведение военных учений с реальными целями в

Тайваньском проливе, намеченное на две следующие недели. Эти провокационные

военные действия вызвали международный кризис и были предприняты

непосредственно перед первыми демократическими президентскими выборами в

Тайване, которые должны были пройти через две недели».

[100] В ответ на происшедшее американские власти отправили к Тайваньскому

проливу две боевые авианосные группы. Хотя к концу 1996 г Тайваньский кризис

был улажен, о полном доверии к Китаю не могло быть и речи.

Во-вторых, это осложнившаяся ситуация на Корейском полуострове. В 1994 г.

японская Белая книга по обороне, впервые назвала главной угрозой безопасности в

регионе не Россию, а КНДР, указав в качестве дестабилизирующих факторов

сохранение напряженности на Корейском полуострове.

[101] Особо остро стоял вопрос возможного распространения ядерного оружия и

оружия массового поражения в Северной Корее. В Южной Корее расположены крупные

американские базы, по мнению Токио, Вашингтона и Сеула это единственная

возможность избежать прямого столкновения двух Корей. Скрытность, не желание

работать с международными организациями Пхеньяном, порождает недоверие к нему

всего мира. Экономика КНДР уже давно находиться в кризисном состоянии. Чтобы не

допустить обострение обстановки внутри страны, которое может негативно повлиять

на отношения с богатеющим Югом, Япония в рамках Официальной помощи развития

проводит продовольственную программу помощи Северной Кореи. Правительственные

круги в Японии и США постоянно ведут переговоры по поводу налаживания

дипотношений с КНДР и возможного объединения двух Корей.

Необходимо так же учитывать, что, несмотря на некоторое ухудшение отношений

двух стран, правящие круги в Токио и Вашингтоне понимали необходимость

сохранения союза. Для США потеря Японии означала бы потерю опорного пункта и

ослабление своих позиций в АТР. Вашингтону пришлось бы пересматривать всю

свою политику в данном регионе. Важность Японии для США: во-первых, это

удобное, в стратегическом отношении, месторасположение Японии, а во-вторых,

Япония на 70% оплачивает расходы на содержание американских баз, кто из

союзников США еще способен на это. Конечно, Соединенные Штаты в случае

распада японо-американского союза, нашли бы нового союзника, возможно, им бы

стала Южная Корея, возможно Австралия или даже Китай. Однако, во-первых, это

потребовало бы огромных финансовых затрат, а во-вторых, не было бы уже той

зависимости внешней политики от США которая была у Японии, сложившаяся за

последние 50 лет. Да и это могло дестабилизировать ситуацию в АТР, что ни как

не входило в планы США.

Как и для США, в японских правящих кругах так же не мыслили будущего без

японо-американского союза. Несмотря на все высказывания по поводу

необходимого увеличения самостоятельности Японии на международной арене,

Токио, избрав курс 50 лет назад, остается верным ему и по сей день.

Представить Японию без США очень сложно, как во внешнеполитическом аспекте,

так и экономическом. Япония в силу своей «мирной» конституции не может иметь

крупные военные структуры, да и «три неядерных принципа» не позволяют иметь

ей ядерное оружие. Между тем, ситуация в АТР остается достаточно напряженной,

о чем в частности говориться в Совместной декларации, подписанной в 1995 г.

США же могут гарантировать Японии безопасность. Кроме того, Соединенные Штаты

являются крупнейшим рынком сбыта японской продукции, потеря этого рынка

негативно скажется на экономике Японии.

С середины 90-х начинается новый виток в отношениях Токио и Вашингтона,

характерной чертой которого стало взаимное стремление к укреплению союза. Это

выразилось, прежде всего, в появлении на свет новых совместных документов,

которые были направлены на то чтобы, сохранить и упрочнить японо-американский

союз, сделать его более жизнеспособным в 21 веке.

Первым документом, положившим начало реформирования всей японо-американской

системы, стало принятие в 1995 г. новых «Основных направлений программы

национальной обороны на период с 1996 г.», наиболее важным событием стало

подписание 17 апреля 1996 г. президентом США Б. Клинтоном и премьер-министром

Японии Р.Хасимото «Совместной декларации по безопасности». Следующим шагом в

реформировании союза стало утверждение 23 сентября 1996 г. - «Руководящих

принципов японо-американского сотрудничества в области обороны»

До 1996 г. оборонная политика Японии осуществлялась на основе специальной

программы - «Основные направления в области безопасности» принятой в 1976 г.,

которая была рассчитана на 20 лет и заканчивалась в 1996 г. В связи со сменой

международной обстановки японское правительство, при поддержке американских

военных, выработало новую оборонную концепцию.

Принятие Основных направлений программы национальной обороны

на период с 1996 г.

Предложение частично пересмотреть «Основные направления» 1976 г. появились еще в

середине 80-х, при премьер-министре Я. Накасонэ. Тогда он предлагал

пересмотреть 1% ограничение расходов на военные нужды, которое было определено

именно в этом документе. Конечно о полном изменении «направлений» в то время

никто не говорил, да и не было необходимости, на тот момент положения программы

как нельзя лучше подходили для Японии. Вопрос о пересмотре оборонного курса

впервые встал при премьер-министре М.Хосокава. В феврале 1994 г. он образовал

при кабинете министров Консультативный комитет по вопросам обороны с задачей

привести оборонную политику страны в соответствие с радикально изменившейся

обстановкой. Японская инициатива явно пришлась не по вкусу американской

администрации, опасавшейся ослабления уз, связывающих ее с важнейшим азиатским

союзником. Опасения Вашингтона еще более усилились после того, как пришедший на

смену М. Хосокава социал-демократ Т. Мураяма создал при правительстве

«Дискуссионный совет по проблемам безопасности», подготовивший специальный

доклад, настороживший администрацию Б. Клинтона. В докладе делался призыв

расширить участие Японии в Асеановском региональном форуме и других

региональных структурах, проводилась идея того, что Японии необходимо

налаживать связи с региональными партнерами, не надеясь всецело на американскую

помощь. В качестве своеобразной реакции на действия Японии Пентагон подготовил

в феврале 1995 г. доклад «О стратегии США в Восточной Азии». В нем были

высказаны соображения о необходимости пересмотра японо-американской системы

безопасности и продолжения американского военного присутствия в АТР. Авторы

доклада особо подчеркивали чрезвычайную важность японо-американского союза для

обеспечения мира и стабильности в АТР и выражали готовность оказать Токио

помощь в пересмотре оборонной политики.

[102]

В результате взаимной договоренности появилась совместная рабочая группа,

которая работала в течение 10 месяцев и занималась разработкой новой японской

оборонной программы. В результате с помощью американских советников

Консультативный комитет по вопросам обороны завершил к ноябрю 1995 г.

пересмотр «Основных направлений» 1976 г. и 28 ноября 1995 г. Совет

безопасности и Кабинет министров Японии приняли «Основные направления

программы национальной обороны на период с 1996 г». Программа была рассчитана

на 15 лет, на её основе 5 декабря 1995 г. был принят очередной Среднесрочный

план оборонного строительства Японии с 1996 по 2000 г.

В отличие от «Направлений 1976 г.» новая программа предусматривала сокращение

численности личного состава на 20% (с 300 тыс. до 245 тыс. человек) это

делалось и с тем расчетом, что по прогнозам специалистов к 2010 г. численность

молодежи призывного возраста сократится. Предусматривалось так же уменьшение

количества пехотных дивизий с 12 до 8. Сокращение боевой техники и вооружений

на 10—15%, в частности танки - на 300 единиц, эсминцы - на 10, боевые самолеты

противолодочной авиации – на 50, боевые самолеты ВВС – на 30;

[103] создание Центрального разведывательного управления численностью в 1700

человек; принятие на вооружение новых истребителей непосредственной поддержки

F-2; создание мобильных подразделений, оснащенных высокотехнологичным оружием;

изучение вопроса о создании совместно с США противоракетной обороны театра

военных действий.

Вновь вводилось 1% (от ВНП) ограничение военных расходов, однако делалась

оговорка «если не произойдут непредвиденные изменения в международной

обстановке». Программой намечалось расширение функций Сил самообороны,

переключение их с чисто оборонительных задач по защите территории Японии на

участие в миротворческих операциях ООН, международных спасательных операциях

по ликвидации последствий стихийных бедствий в любом районе земного шара,

обеспечение мира, стабильности, безопасности и процветания АТР.

Заметное место в программе уделено японо-американским мероприятиям в сфере

безопасности, которые были выделены в специальный пункт. Отмечено, что

мероприятия по безопасности с США как неразрывная часть безопасности Японии

по-прежнему продолжают играть ключевую роль в достижении мира и стабильности

в районе Японии.

Для укрепления японо-американского сотрудничества решено прилагать усилия для

налаживания обмена информацией и проведения политических консультации,

создание наиболее приемлемых условий сотрудничества в таких сферах, как

совместное обучение, маневры и тренировки, проведение совместных разработок в

военно-технической области. Сохранение американских войск на японской

территории.

При этом подчеркивалось, что Япония при проведении военной политики остается

приверженной оборонительному курсу и трем безъядерным принципам и что

комплексность является обязательным условием проводимых совместно с США

мероприятий.

Отличительная черта новой схемы обороны – условия, относящиеся к реагированию на

агрессию. В соответствии с прежними «Направлениями» Япония должна была отражать

ограниченную, маломасштабную агрессию самостоятельно. Согласно же новой схеме,

в случае чрезвычайного положения, вызванного прямой агрессией, Япония должна

отражать её во взаимодействии с Соединенными Штатами.

[104]

Документы, провозгласившие пересмотр японской оборонной политики, вызвали

негативные отклики, как в самой Японии, так и в ряде азиатских государств, в

первую очередь в КНР и КНДР. Критики обвиняли Японию в военной экспансии и

сговоре с США, высказывали предположения о неизбежном вовлечении Токио в

военные операции Пентагона в случае возникновения в АТР серьезного конфликта.

Обозреватели высказывали даже мысль о возможном нарушении Японией

конституционного запрета на участие Сил самообороны в коллективной обороне.

[105]

2. Смена приоритетов в японо-американских отношениях на рубеже XX – XXI вв.

Подписание Совместной декларации по безопасности.

17 апреля 1996 г. в Токио между президентом США Б. Клинтоном и премьер-

министром Японии Р. Хасимото были подписаны два документа: Совместная

декларация по безопасности и обращение лидеров двух государств к народам

Японии и Соединенным Штатам.

Подписание «Совместной декларации» явилось одним из наиболее важных событий в

отношениях двух стран произошедших после окончания холодной войны.

«Совместная декларация» по сути дела явилась дополнением к договору

безопасности 1960 г., определившая отношения союзников в новых, современных

условиях. Именно «Совместная декларация» показала наличие действительно

партнерских отношений.

«Совместная декларация» состоит из 7 разделов поделенных на 8 пунктов.[106]

В первой части декларации главы государств выразили важность подписания

данного документа. Признали, что союз двух стран помог обеспечить мир и

безопасность в АТР во время холодной войны, союз способствует так же

динамичному экономическому росту этого региона.

Объявлена благодарность, как японскому народу, так и американским солдатам,

находящимся на японской территории за внесение огромного вклада в

существование данного союза.

Обзор региональной обстановки.

Региональная обстановка оценена следующим образом: «с окончанием холодной

войны возможность широкомасштабного конфликта отступила. Однако существует

нестабильность на Корейском полуострове. В АТР находятся крупные группы

войск, включая ядерные арсеналы, имеются территориальные споры, существует

проблема распространения оружия массового уничтожения и средств его

доставки». По мнению подписантов все это представляет собой источники

нестабильности.

Японо-американский союз и Договор о взаимном сотрудничестве и безопасности.

Главы обеих государств высоко оценили японо-американский союз как гарант

стабильности в регионе. Принято решение и дальше способствовать развитию

данного союза.

Премьер-министр и президент признали необходимость американского военного

присутствия в регионе. В АТР должны сохраняться американские войска в

количестве 100 тыс. чел., при этом в Японии их число не должно сокращаться.

[107]

Премьер-министр приветствовал решение американского президента сохранять военное

присутствие и пообещал продолжить предоставлять территории и средства для

американских войск на японской территории. Клинтон в свою очередь поблагодарил

Японию за финансирование американских войск.

[108]

Взаимное сотрудничество в соответствии с Японо-американскими мероприятиями по

безопасности.

Б. Клинтон и Хасимото согласились с необходимостью продолжить тесные

консультации и обмен информацией между государствами.

Стороны согласились инициировать пересмотр Руководящих принципов японо-

американского сотрудничества по вопросам обороны 1978 г., развивая более

тесные рабочие отношения, уже установленные между США и Японией. Решено

продолжить заниматься двухсторонними исследованиями (НИОКР) в области

создания новых типов вооружения и военной техники, подобно истребителю F-2.

Премьер-министр и президент признали, что широкая поддержка и взаимопонимание

со стороны японского народа необходимы для обеспечения цивилизованного не

осложненного инцидентами пребывания американских войск в Японии. Стороны

согласились, что их правительства предпримут усилия для разрешения всех

вопросов относящихся к присутствию и статусу американских войск.

Что касается Окинавы, где расположено большое количество объектов и баз, то

главы государств подтвердили свою решимость предпринимать шаги по их

уплотнению, перепрофилированию и сокращению.

Региональное сотрудничество.

Обе стороны будут стремиться к достижению более мирной и стабильной

атмосферы в АТР. Отмечено, что чрезвычайно важно, чтобы Китай играл

позитивную и конструктивную роль, необходимо укреплять отношения с Китаем,

продолжать сотрудничество с Россией и прилагать все усилия для стабильности

на Корейском полуострове. Необходимо развивать сотрудничество со всеми

странами региона.

Глобальное сотрудничество.

Решено укреплять двухстороннее сотрудничество на глобальном уровне,

поддерживать ООН и другие международные организации путем участия в

миротворческих операций, а так же акциях по оказанию гуманитарной помощи.

Осуществлять контроль над вооружениями и разоружением, стремиться к

запрещению ядерных испытаний и распространению оружия массового уничтожения.

Заключение.

В заключении лидеры подтвердили свое решение на кануне 21 столетия продолжать

историю успешных отношений безопасности и работать рука об руку для

обеспечения мира и процветания для будущих поколений.

Сразу же после официальной процедуры подписания документов состоялась совместная

пресс-конференция двух лидеров, на которой они еще раз подчеркнули важность

подписанных официальных бумаг. Так премьер-министр Хасимото отметил: «Только

что я и президент Клинтон подписали два документа: первый – Послание народам

Японии и Соединенных Штатов, которое определяет направления вступления обеих

стран в 21 столетие. Второй – Японо-американская совместная декларация

безопасности. Послание народам Японии и США в общем итоге акцентирует важность

японо-американских отношений безопасности для наших народов. Японо-американская

совместная декларация безопасности еще раз подтверждает, что созданный

японо-американский союз безопасности будет продолжать играть важную роль, как и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Собрание рефератов