Лекция: История Отечества - краткий курс
добровольно перешли на его сторону. Разин обратился к населению Поволжья с
«прелестными письмами», в которых призывал примкнуть к восстанию и изводить
«изменников», т.е. - бояр, дворян, воевод, приказных людей. Восстание охватило
огромную территорию. В сентябре 1670 г. войско Разина подступило к Симбирску и
месяц упорно осаждало его. Напуганное правительство объявило мобилизацию — в
августе 1670 г. 60-тысячное царское войско направилось в Среднее Поволжье. В
начале октября правительственный отряд под началом Ю. Барятинского нанес
поражение основным силам Разина и присоединился к Симбирскому гарнизону под
началом воеводы князя И. Милославского. Разин с небольшим отрядом ушел на Дон,
где надеялся набрать новое войско, но был предан верхушкой казачества и выдан
правительству. 4 июня 1671 г. он был доставлен в Москву и два дня
спустя казнен на Красной площади. В ноябре 1671 г. пала Астрахань — последний
оплот восставших. Участники восстания подвергались жестоким репрессиям.
Кризис социальный сопровождался кризисом идеологическим. Примером перерастания
религиозной борьбы в социальную является Соловецкое восстание
1668—-1676 гг. Началось оно с того, что братия Соловецкого монастыря наотрез
отказалась принять исправленные богослужебные книги. Правительство решило
укротить непокорных монахов путем блокады монастыря и конфискации его
земельных владений. Высокие толстые стены, богатые запасы продовольствия
растянули осаду монастыря на несколько лет. В ряды восставших встали и
разинцы, сосланные на Соловки. Только в результате предательства монастырь был
захвачен.
Вопрос №17. Внешняя политика России в XVII веке. Её итоги.
Смутное время оставило много нерешённых проблем, незаживших ран в области
внешней политики России. Прежде всего, это - потеря Смоленска и выхода к
Балтийскому морю. По мере восстановления сил Россия, её политические
руководители снова и снова возвращались к мысли о возврате утерянного, о
реванше. Уже к началу 30-ых годов энергичный, хотя и немолодой уже, Филарет и
другие политики сочли возможным перевести эти замыслы и расчёты в
практическую плоскость.
ЗАПАДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
В 30-ые годы московское правительство готовилось к войне с Польшей, за
возвращение потерянных во время интервенции земель. Принципиальное решение по
этому вопросу было принято Земским собором 1622 года. Смоленская война
1632-1634 годов стала первой неудачной попыткой вернуть Смоленск. В апреле
1632 года русское войско под командованием воевод Б. Шеина и А.
Измайлова начало осаду Смоленска. Она оказалась тяжёлой, затяжной (8
месяцев) и безуспешной. В русском стане начались брожения. Ситуация осложнялась
известиями о набеге крымцев на Русь. Тем временем польский король Владислав IV
организовал поход на выручку осаждённому Смоленску. Это привело к окружению
русских войск под Смоленском и отходу их от города. В итоге в июне 1634 года
был заключён Полянский мир, по условиям которого Польша сохраняла
захваченные русские земли, а Владислав IV отказывался от претензий на русский
престол. Основные причины поражения России в Смоленской войне: медлительность и
бездарность воевод и военная слабость стрелецкого войска (после этого поражения
создаются полки «нового строя»).
Возможность вновь возобновить войну с Польшей появилась в 1648-1653 годах
-во время активной борьбы украинского народа за независимость. Весной
1648 года на Украине началось восстание казаков во главе с Богданом
Хмельницким. Победы восставших привели к заключению с Польшей
Зборовского мира (1649 года), по которому Украине было представлено
самоуправление. После новых побед украинских повстанцев и русско-украинских
переговоров последовало решение Земского собора о готовности принять Украину в
состав России и начать войну с Польшей. 1 октября 1654 года казачья
Переяславская Рада приняла решение о вхождении Украины в состав России.
Началась русско-польская война (1654 - 1667 гг.). В 1654 г. русскими
ратниками был взят Смоленск и разгромлены основные польские силы, а в 1656 г.,
после подписания русско-польского перемирия (Виленское соглашение),
начались совместные действия против Швеции. Во время 1657-1666 гг. военные
действия и дипломатические переговоры между Россией и Польшей продолжались с
переменным успехом; наконец в январе16б7 г. было заключено русско-польское
Андрусовское перемирие на 13,5 лет с условиями:
· Запорожская сечь оставалась в совместном подчинение;
· к России отходили Смоленск, левобережная Украина и Киев;
· за Польшей оставалась Белоруссия и правобережная Украина.
В 1686 г. условия Андрусовского перемирия подтвердил «Вечный мир»
с Польшей, предусматривающий совместные действия против возможной
турецко-татарской агрессии.
СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. На севере западном
направлении важнейшим вопросом внешней политики было возвращение России выхода
на Балтику. В 1656-1658 гг. началась русско-шведская война. Несмотря на
первоначальные успехи, России не удалось добиться быстрой победы. Возобновление
русско-польской войны (1658 г.) вынудило правительство заключить Валисарское
перемирие со Швецией. Однако Швеция, использую внешнеполитические промахи
Москвы, заставила Россию пересмотреть статьи перемирия и заключить Кардисский
мир. По его условиям Россия отказывалась от всех своих завоеваний на Балтике,
так и не достигнув желаемого.
ЮЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
В первой половине XVII в. Россия сосредоточила усилия на строительстве
оборонительной линии и крепостей для защиты от нападения крымских татар: в 40-е
гг. XVII в. сооружена новая «засечная черта» из 29 крепостей. В 1641 г.
отряд донских казаков захватил по своей инициативе крепость Азов и, закрепившись
в ней, обратился за помощью к Москве. Учитывая неподготовленность России к
войне с Османской империей, Земский собор отказал казакам в поддержке, Азов был
оставлен (это событие вошло в историю под названием «Азовское сидение»).
Однако ко второй половине XVII в. столкновений с Османской империей не удалось
избежать. Летом 1667 г. впервые началась русско-турецкая война (1677-1681
гг.). 120-тысячное войско двинулось на Чигирин. Осада турками этой крепости
закончилась для них бесславно — бегством. Но летом 1678 г. начался
новый поход 200-тысячного войска турок и татар на Чигирин. В этот раз город был
взят, однако совместное русско-украинское войско (120 тыс.), дав несколько
ожесточённый сражений, заставило турок отступить. В 1681 г. было
заключено Бахчисарское перемирие России с Крымом сроком на 20 лет, с
условиями:
• земли южнее Киева, Подолия оказывались под властью Турции;
• Турция признавала право России на левобережную Украину и Киев. В 1684 г. была
образована антитурецкая веницианско-астро-польская «Священная лига».
Россия примкнула к лиге (1686 г.) на условиях «Вечного мира» с Польшей.
Союзнические обязательства вынудили Россию вести военные действия против
Крымского ханства. Русские войска во главе с В. В. Голицыным начали
Крымские походы:
• 1687 г. Жажда, голод, болезни, страшный степной пожар (татары
подожгли степь перед наступающими) не позволили князю Голицыну дойти даже до
Крыма. Однако этот крайне неудачный для русских поход оказался полезен Речи
Посполитной: занятый обороной своих рубежей, крымский хан не пришёл на помощь
Турции, воевавшей с Польшей.
• 1689 г. 100-тысячное войско под командованием В. Голицына достигло
Перекопа. Но переправиться в Крым князь так и не решился. Столь бесславно
закончившиеся Крымские походы показали военную слабость России и необходимость
реорганизации армии.
Вопрос №18. Россия в последней четверти XVII в. Предпосылки
преобразований. Начало государственной деятельности Петра I.
Предпосылки, цели и характер петровских реформ.
Истоки преобразований эпохи Петра Великого следует искать в предыдущем,
XVII столетии. В результате деятельности первых Романовых был преодолен
глубочайший социально-экономический и политический кризис государства и
общества, вызванный событиями Смутного времени, и к концу века наметилась
тенденция европеизации России, а также четко обозначились предпосылки
будущих реформ. Важнейшими из них явились:
· активизация внешней политики и дипломатической деятельности российского
государства;
· интенсивное развитие внутренней и внешней торговли;
· реформирование и совершенствование финансовой и налоговой систем;
· переход от ремесленно-цехового производства к мануфактурному с
использованием элементов наемного труда и простейших механизмов.
Кроме того, важнейшей из предпосылок грядущих преобразований стала тенденция
к абсолютизации верховной власти, дальнейшее укрепление российского
самодержавства, что выразилось в легитимизации титула «самодержец»,
укреплении административной централизации, отмирании Земских соборов как
органов сословного представительства и др. Огромное значение имело также
оформление общегосударственного законодательства с учетом европейских
законодательных актов и дальнейшее совершенствование кодификации. Среди
ключевых предпосылок реформаторской деятельности Петра следует назвать
реорганизацию и совершенствование вооруженных сил — создание полков
иноземного «нового строя», изменения в порядке комплектования и набора в
полки, реформа военно-окружной системы. Наконец, огромную роль сыграло
постепенное размежевание российского общества под влиянием
западноевропейской культуры и церковной реформы Никона, появление в нем
национально-консервативного и западнического течений.
Начало царствования Петра I.
После государственного переворота в августе 1689 г. власть в стране перешла к
сторонникам 17-летнего царя Петра Алексеевича (формально делившего власть со
своим братом, сыном Алексея Михайловича от Марии Милославской царевичем
Иваном, до смерти последнего в 1696 г.). Петр, став после отстранения Софьи
самостоятельным правителем, на первых порах не проявлял интереса к
государственным делам. Фактическое же управление страной осуществляли
родственники и приближенные матери царя Петра Натальи Кирилловны Нарышкиной —
П. К. Нарышкин, Т. Н. Стрешнев, Б. А. Голицын, а также родственники первой
жены Петра Е. Ф. Лопухиной. Сам же царь предпочитал проводить время в
«нептуновых да марсовых потехах»: устраивал военные учения и маневры, строил
«потешные» суда на Плещеевом озере под Ярославлем.
В первые годы своего правления юный Петр окружил себя способными и
энергичными помощниками и специалистами, особенно в военной области. Среди
«служилых иноземцев», живших в то время в Немецкой слободе, выделялись
ближайший друг царя Ф. Лефорт, опытный генерал П. Гордон, талантливый
инженер Я. Брюс и др. А из русских приближенных постепенно формировалась
сплоченная группировка сподвижников царя, сделавших впоследствии блестящую
административную карьеру: А. М. и Ф. А. Головины, Г. И. Головкин, братья П.
М. и Ф. М. Апраксины, А. Д. Меншиков, А. А. Курбатов, А. И. Репнин. С их
помощью Петр устраивал маневры «потешных» войск (будущих гвардейских полков
— Преображенского и Семеновского). Особое внимание Петр уделял становлению
отечественного флота. В мае 1692 г. на Плещеевом озере был спущен на воду
небольшой ботик, построенный при непосредственном участии царя, а в
последующие два года Петр со своими приближенными дважды совершал длительные
поездки на Белое море. Там, в Архангельске, было положено начало
строительству первых русских морских судов.
Первые самостоятельные акции Петра: Азовские походы и Великое посольство.
За петровскими военными забавами скрывались далеко идущие планы добиться
выхода России к морю. Внешняя торговля через Архангельский порт из-за
короткой зимней навигации не была круглогодичной. Петр сделал ставку на выход к
Черному морю. Таким образом, он вернулся к идее Крымских походов, в которых
потерпел неудачу князь В. В. Голицын. Первый Азовский поход начался весной
1695 г.: русские войска под началом Петра отправились на речных кораблях
по Дону и Волге на юг. Подойдя летом к османской крепости Азов, они приступили
к ее осаде. Однако поход окончился неудачей: сказалась низкая выучка русских
войск, но главным недостатком явилось отсутствие флота, способного изолировать
крепость с моря, откуда гарнизон Азова беспрепятственно получал подкрепления.
Зимой 1695/96 г. развернулась подготовка к новому походу. В Воронеже началось
строительство первого русского флота. К весне были готовы 2 корабля, 23
галеры, 4 брандера и 1300 стругов, на которых 40-тысячное русское войско в мае
1696 г. вновь осадило Азов. После блокады с моря 19 июля крепость, не
дожидаясь штурма, сдалась. Флоту нашли удобную гавань — Таганрог, стали строить
порт. Главный положительный результат Азовских походов состоял в том, что
Россия получила теперь возможность организовать нападение на Крымский
полуостров с моря, а это ослабляло угрозу набегов крымцев. Но все же выход в
другие моря был для России по-прежнему закрыт. Керченский пролив, Босфор и
Дарданеллы находились под контролем Турции, и сил для борьбы с ней у России
было явно недостаточно. Петр приказал строить новые корабли (52 судна за два
года) на средства купцов и помещиков. Одновременно России необходимо было найти
в Европе союзников в ее борьбе с Османской империей. В 1697 г. русской
дипломатии удалось заключить наступательный союз против Турции с Австрией и
Венецией и она намеревалась укрепить этот союз вовлечением в него других
европейских государств, прежде всего морских Держав — Голландии и Англии. Так
родилась идея Великого посольства (март 1697 — август 1698 г.),
которое должно было посетить столицы ряда европейских государств. Великими
послами были назначены генерал-адмирал ф. Я. Лефорт, генерал Ф. А. Головин,
начальник Посольского приказа и думный дьяк П. Б. Возницын. Всего в посольство
вошло 250 человек, в том числе 35 волонтеров (среди которых под именем Петра
Михайлова находился сам царь), намеревавшихся обучиться кораблестроению на
зарубежных верфях. За полтора года пребывания за границей Петр с посольством
посетил Курляндию, Бранденбург, Голландию, Англию и Австрию, встречался с
владетельными князьями и монархами, изучал корабельное дело и другие ремесла.
Пришедшее летом 1698 г. из Москвы известие об очередном стрелецком бунте
вынудило царя вернуться в Россию. Международные отношения в Европе в это время
складывались не в пользу продолжения войны с Турцией, и своей главной цели
Великое посольство не достигло. Вскоре, 14 января 1699 г., России, как и другим
странам — членам «Священной лиги», пришлось пойти на перемирие с Османской
империей, заключение которого состоялось в Карловцах. Однако Великое
посольство стало для Петра подлинной академией, и полученный опыт он
использовал при проведении реформ как во внутренней, так и во внешней
политике. Оно на длительный период определило задачу борьбы России со Швецией
за обладание Балтийским побережьем и выходом к морю. Переориентация внешней
политики к началу XVIII в. с южного направления на северное совпала по времени
с огромными преобразованиями, охватившими все сферы жизни страны. Подготовка к
войне со Швецией послужила импульсом для глубоких политических и
социально-экономических реформ, которые и определили в конечном счете облик
Петровской эпохи.
Вопрос №23. «Посвященный абсолютизм» Екатерины II.
Екатерина II пришла к власти в результате государственного переворота,
совершенного гвардейскими офицерами под руководством братьев Орловых 17
июня 1762 г. Вскоре после этого Петр III был убит заговорщиками и Екатерина
стала полновластной императрицей. Ее царствование было долгим - целых тридцать
четыре года. За это время бывшая иноземная принцесса успела многое: она не
только стала русской Государыней, но, имея перед глазами опыт осуществления
переворота, сумела так построить внутреннюю политику, что еще при жизни ей
было присвоено звание «Великой и Премудрой Матери Отечества». Екатерину
заслуженно считали достойной преемницей Петра I, и достаточно быстро её имя
стало употребляться вместе с эпитетом «Великая». Достойно удивления и
восхищения умение молодой императрицы решать сложные проблемы государственного
управления, и прежде всего - умение удержаться у власти, не имея изначально
почти никакой поддержки, но завоевывая ее буквально шаг за шагом.
Известно, что время царствования Екатерины совпало с эпохой Просвещения. Так
или иначе, идеология просветителей - Вольтера, Дидро, Руссо, Монтескье и др.
- влияла на политику европейских монархов. Не избежала такого влияния и
Екатерина. Обладавшая живым умом и развитым мышлением, она был знакома с
трудами просветителей и их взглядами на государственное устройство и
управление. Уже в качестве русской императрицы она, переписывалась с
Вольтером и Дидро, обсуждая с ними проблемы организации власти в роль монарха
в управлении обществом.
Нельзя забывать, что императрице приходилось реализовывать свои взгляды,
почерпнутые у просветителей, в огромном самодержавном государстве,
основанном на политическом и экономическом господстве дворянства, не
терпевшего ущемления своих интересов. Найти равнодействующую между целями
власти и привилегированным сословием было не просто. Тем не менее,
мероприятия первых лет царствования Екатерины традиционно связывают с
проведением политики просвещенного абсолютизма. Помимо уже привычных для
аристократии раздач казенных земель и крестьян в качестве награды участникам
дворцового переворота, Екатерина провела ряд преобразований, способствовавших
укреплению её власти. Так, она отменила особое, гетманское правление на
Украине, реформировала Сенат, в котором видела опасность для своей
самодержавной власти. Во избежание возможности вмешательства в компетенцию
верховной власти и для упорядочения его работы, Екатерина разделила Сенат на
6 департаментов, тем самым сделав его чисто административным органом,
лишенным законодательных прав. Четыре петербургских и два московских
департамента Сената становились самостоятельными учреждениями со своим
кругом дел и своей канцелярией, что разрушало единство Сената и ослабляло
его. Вопреки личному желанию императрицы отказаться от всех законодательных
актов, принятых Петром III, ей пришлось подтвердить некоторые из них, и
прежде всего:
· указ об упразднении Тайной розыскных дел канцелярии;
· указ о передаче в государственное управление монастырских и
церковных земель (секуляризация);
· запрещение покупать крестьян к мануфактурам.
Но самым примечательным событием начала екатерининской эпохи, безусловно, стала
работа Уложенной комиссии. Еще в молодости изучив взгляды европейских
философов, и вновь вернувшись к этому занятию в качестве императрицы, Екатерина
пришла к выводу о том, что порядок и стабильность в государстве, благоденствие
подданных возможно обеспечить, добившись соблюдения законов. Поэтому свою
непосредственную задачу она видела в создании новой, более совершенной
системы законодательства взамен архаичного Соборного Уложения 1649 г. С этой
целью было объявлено о созыве специальной Уложенной комиссии.
Мероприятие было организовано и обставлено с размахом: 14 декабря 1766 г.
вышел манифест о созыве комиссии, состоящей по образцу и подобию старинных
Земских Соборов из представителей разных сословий. Работа комиссии была
гласной и проходила под контролем императрицы. Депутаты наделялись целым рядом
льгот и привилегий. Кроме того, совершенные во время работы комиссии
ограбление, избиение и убийство депутата карались удвоенной мерой наказания.
Выборы в комиссию были почти всесословными. 53% населения России - крепостные
крестьяне - депутатов не выбирали (считалось, что их представляют
помещики-владельцы). От дворян выбирался один депутат от уезда, от горожан -
один от города (независимо от числа жителей), от государственных крестьян -
один от каждой провинции. От центральных государственных учреждений также
посылался один депутат. Кроме того, право выбора имели экономические (бывшие
монастырские и церковные) крестьяне, оседлые «инородцы» Поволжья, Приуралья и
Сибири, а также казачество. В результате большинство депутатов в комиссии
составляли дворяне и горожане. Новшеством по сравнению с Земскими Соборами
стало составление письменных наказов депутатам от избирателей. Хотя реального
применения в работе комиссии собранный таким образом материал не нашел, в нем
были представлены интересы и требования представителей различных сословий. Для
работы комиссии императрица составила «Наказ», в котором излагала свои
взгляды на программу действий и задачи комиссии. «Наказ» состоял из 20 глав,
написанных Екатериной в течение двух лет и восходящих к трудам Монтескье и
Бекариа. Комиссия начала свою работу в Москве 30 июля 1767 г. с прочтения
«Наказа» Екатерины. В дальнейшем она разделилась на Большое собрание и 15
частных комиссий. Помимо вопросов законодательства, достаточно часто обсуждался
и вопрос о крепостном праве, что, по мнению большинства историков, и привело в
дальнейшем к ее роспуску. Большое собрание прекратило работу в январе 1769 г.,
частные комиссии работали до 1771 г. Проект нового Уложения так и не был
принят.
Еще одним интересным начинанием Екатерины II было создание в 1765 г.
Вольного экономического общества, которое должно было пропагандировать
рациональные способы ведения хозяйства. Для этого стали издаваться различные
работы по агрономии, селекции, животноводству и пр.
Вопрос №19. Социально-экономические преобразования ПетраI.
Социальная политика
На протяжении дочти всех лет царствования Петр предпринимал меры по созданию
системы привлечения людей на службу государству. Царь, считая себя
«работником» в государстве, подобного ожидал и требовал от граждан своего
государства, независимо от сословной принадлежности. Дворянское сословие
в его классическом виде юридически оформилось при Петре. Произошла его
консолидация в замкнутую привилегированную структуру, зависимую от монарха и
обязанную служить царю и государству; за что дворянство обеспечивалось землей
(до 1762 года), душевладением и освобождалось от многочисленных податей.
«Указ о единонаследии» (1714 г.) закрепил процесс консолидации, с
экономической точки зрения уравняв в правах дворянское поместье с боярской
вотчиной. Параграфы этого указа предписывали передавать земельную
собственность по наследству только старшему сыну, вводилась система
майората - запрет на продажу любых дворянских земельных владений. Остальные
члены рода должны были нести обязательную службу в государственных
учреждениях, армии или на флоте. Таким образом, государственная служба
становилась единственным источником благосостояния. Служебная карьера
зависела от личной выслуги или заслуг перед царем, что требовало обязательного
образования. Указ 1714 года запрещал дворянским детям жениться, если они не
постигли основы наук. Более почетна была военная карьера, которую дворянские
сыновья начинали с нижних чинов. Подобная практика привела к тому, что сыновей
в армию записывали с младенческого возраста, чтобы к приходу в армию получить
хотя бы младший офицерский чин. Гражданскую службу предписывалось также
начинать с низших ступеней. Таким образом, дворянство стало особым
привилегированным сословием, всецело зависящим о государства и царя. Введенная
в январе 1722 года «Табель о рангах» еще более упорядочила и
регламентировала службу:
· разделила службу на гражданскую, придворную, военную;
· ввела систему иерархии чиновников (14 классов);
· укрепила новые критерии продвижения по службе (принцип личной выслуги и
заслуг);
· создавала стимулы для служебного рвения и продвижения по чинам: занять
следующий ранг можно было пройдя все предыдущие.
«Табель...» предоставляла возможность лицам податного сословия входить в
дворянское сословие: чин XIV класса предоставлял личное дворянство, а VIII
класс возводил личного дворянина в потомственное дворянство. Особенно быстро
можно было сделать карьеру в армии.
Стремление упорядочить жизнь податных сословий, увеличить
государственные доходы, обеспечить реализацию реформ нашло свое отражение в
следующих правительственных распоряжениях:
• Крестьянство было разделено на две основные группы: крепостных и
государственных; институт холопства ликвидирован - холопы вливались в
число крепостных крестьян; государственные крестьяне - лично свободное
сельское население;
•Посадское население, состоящее из купцов и ремесленников, было
распределено по гильдиям и цехам и подчинялось магистрату, ставшему
государственным учреждением.
•«Духовный регламент» и образованный в 1721 году Святейший Синод
превратили духовенство в служилое сословие, в отрасль государственной
структуры. Священники обязаны был доносить светской власти о настроениях
народа, поддерживать и укреплять политику государства.
Усиление налогового гнета, противоречивость указов, регламентация выбора
занятия, ограничение свободы передвижения приводили к конфронтации различных
социальных слоев.
Экономические преобразования.
Промышленность. Побывав в Европе, осознав уровень экономического отставания
России, сказавшегося на ходе Северной войны, Петр вплотную начинает заниматься
реформированием промышленности и приоритет отдает тем ее отраслям, которые
были необходимы для снабжения и вооружения армии и флота. Равнодушный к
роскоши, Петр I хотел поставить торговлю и промышленность на службу
государственным интересам. Понимая, что Россия обладает уникальными запасами
минералов, Петр решает взяться за их разработку. Царь выписывает из-за рубежа и
привлекает русских «рудознатцев», чтобы те искали то серебряные руды, то
каменный уголь, то селитру, то торф. Особо привлекает Петра Урал, где еще в
конце XVII века существовали металлургические промыслы и кузницы. В первое
десятилетие XVIII века на Урале создаются металлургические казенные заводы;
Одновременно строятся мануфактуры и в легкой промышленности. На казенной
основе в Москве возникают Канатный завод. Кожевенный, Портупейный, Шляпный
дворы, строятся суконные, стекольные, пуговичные мануфактуры. Позднее
промышленное строительство развивается и в Петербурге, и других областях
России. Российская промышленность первой четверти XVIII века имела свои
особенности:
1. Практически все мануфактуры были государственными и создавались за счет
бюджета.
2. Государство регулировало и контролировали все процессы развития в
промышленности.
3. Мануфактурам был обеспечен сбыт продукции, так как заказчиком выступало
государство.
4. В промышленности практически отсутствовала естественная конкуренция.
5. Мануфактуры строились максимально близко к источникам сырья; к их
организации привлекали опытных русских и иностранных специалистов.
6. На мануфактурах использовался принудительный дешевый труд крепостных
крестьян, получивших название «посессионных»
Российское правительство проводило политику меркантилизма, т.е.
устанавливало приоритет национальной промышленности и торговли, и
протекционизма - юридической и фактической охраны интересов отечественной
промышленности и торговли через систему льгот, субсидий, таможенных тарифов.
Возникли новые отрасли производства: судостроение, шелкопрядение, фаянсовое
дело, производство бумаги. Стали развиваться транспортные коммуникации.
Развитием промышленности ведала Мануфактур-коллегия. С 1710-х годов
правительство разрешает своим подданным основывать новые заводы и передает
часть казенных предприятий в руки частных лиц и купеческих компаний. В 1719
году была объявлена «Берт-привилегия», разрешающая всем жителям России,
независимо от их социального статуса, отыскивать руды и основывать заводы.
Владельцу вновь основанного предприятия предоставлялись привилегии на
разработку и добычу месторождения. При этом Петр исходил из принципа
полезности государству, порой даже нарушая права собственности. Практически
все частные мануфактуры выполняли государственные заказы, их действия
регламентировались Мануфактур- и Берт-коллегиями. И все же это
был рывок в процессе формирования русской буржуазии.
Торговля. Развитие промышленности, выход к Балтийскому морю,
экономическая программа меркантилизма и протекционизма способствовали
развитию торговли: строились каналы и дороги, увеличивалось количество ярмарок
и их товарооборот, продолжался процесс формирования всероссийского рынка.
Внешняя торговля развивалась через порт в Петербурге. Торговая политика также
основывалась на принципах протекционизма и меркантилизма: высокие
пошлины на заграничные товары, принятый в 1724 году Покровительственный
тариф ограничивали ввоз иностранных товаров и поощряли вывоз русских за
границу, что способствовало накоплению национального капитала. Однако
государство, активно вмешиваясь в торговлю, вводило монополии, т.е.
исключительное право на производство, распределение и сбыт товаров. Нередко за
достаточно высокую сумму денег государство передавало «откупщину» -
право торговли товаром, на который была наложена государственная монополия —
купцам и довольно часто иностранцам. Купцы несли многие государственные службы
и повинности, платили прямые и косвенные налоги. Государственными органами,
которые ведали купеческими делами, были Коммерц-коллегия и Главный
магистрат. Петр, «подсмотрев» во время поездок за границу систему торговых
купеческих компаний, пытался создать подобное в России. К 1726 году Россия
вывозила товаров больше в два раза, чем ввозила. Экспортировали лес,
кожи, лен, пеньку, железо, полотно. Импортировали в Россию краски, вина, шелк,
пряности, предметы роскоши. Самым крупным торговым портом России стал
Санкт-Петербург.
Налоги. Ведение Северной войны требовало огромных расходов. Они покрывались
за счет многочисленных налогов: прямых (общественных и чрезвычайных) и
косвенных — на рыбную ловлю, постоялые дворы, бани, бороды и т. д. Но денег не
хватало. Тогда было решено изменить податную систему. Начиная с 1678 г.
единицей податного обложения являлся двор. Нередко помещики, чтобы облегчить
бремя податей, при проведении переписи объединяли в один двор родственников,
соседей, а иногда и чужих друг другу людей. Поэтому было решено сделать
единицей обложения не двор, а мужскую душу, независимо от возраста и
трудоспособности. В 1718 г. началась всеобщая перепись населения, которая
продолжалась несколько лет, так как помещики не торопились подавать сведения
и утаивали численность крестьян. Была проведена ревизия результатов первой
переписи, и с этого времени все последующие переписи населения получили
название ревизий. Все лица, внесенные в списки (позднее их назовут «ревизские
сказки»), должны были платить подушную подать.
Вопрос №20. Реформы государственного управления Петра I.
С начала XVIII в. деятельность Боярской думы постепенно затухает, а на смену ей
приходит (с 1700 г.) Ближняя канцелярия, называвшаяся также
Консилией министров, которая представляла собой боярскую комиссию из числа
думцев — руководителей приказов и была призвана осуществлять оперативное
руководство аппаратом управления. Этот орган стал предшественником созданного в
1711 г. Правительствующего Сената — высшего государственного
учреждения с чрезвычайно широкими административными, судебными, а иногда и
законодательными прерогативами. Его создание было связано с отъездом Петра из
столицы. В состав Сената лично Петром было назначено 9 человек — сенаторов.
Трое из них были представителями родовитой знати, трое являлись членами
Боярской думы и еще трое были из дворян. Сенатские решения принимались
коллегиально, на общем собрании и скреплялись подписями всех сенаторов.
Огромным делопроизводством ведала канцелярия Сената, возглавляемая
обер-секретарем. Функции Сената в первые годы его образования были весьма
широки и разнообразны. В его ведение были переданы дела Разрядного и
Поместного приказов, он ведал явкой дворян на службу и заботился о сборе и
расходовании государственных средств. Он также являлся органом надзора за
разветвленным бюрократическим аппаратом. Для этого с 1711 г. в центре и на
местах были учреждены должности провинциальных и городовых фискалов. Они
доносили обо всех фактах нарушения законов, взяточничестве и казнокрадстве,
наносящих ущерб интересам государства. Ими руководил обер-фискал, входивший в
структуру Сената. Доносы фискалов Сенату ежемесячно докладывала Расправная
палата — высшее апелляционное судебное присутствие из четырех судей и двух
сенаторов. Петр поощрял фискалов, освободив их от податей, подсудности местным
властям и даже ответственности за ложные наветы. Сенат был руководящим
контролирующим органом, но и за его деятельностью был установлен надзор. С 1715
г. за работой Сената следил сенатский генерал-ревизор (надзиратель
указов), затем сенатский обер-секретарь и штаб-офицеры гвардии, и, наконец, с
1722 г. генерал-прокурор и обер-прокурор, которым подчинялись прокуроры во всех
других учреждениях. Генерал-прокурор контролировал работу Сената, его
аппарата, канцелярии, принятие и исполнение всех его приговоров, их
опротестование или приостановление.
Генерал-прокурор и его помощник обер-прокурор подчинялись только царю,
подлежали только его суду. Новое положение о Сенате 1722 г. зафиксировало его
статус как высшего государственного учреждения империи. Сенат стал послушным
орудием в руках монарха в деле управления страной. Но в его ведении оказалось
слишком много повседневной, черновой работы. В связи с этим назрела
необходимость коренным образом перестроить всю систему центральных
государственных органов. Взамен сложного и неповоротливого аппарата приказов
и канцелярий с их расплывчатыми функциями и параллелизмом в работе был
разработан проект создания центральных ведомств с четким разграничением сфер
управления.
Реформа 1717— 1721 гг. упразднила приказы и канцелярии и ввела
коллегии, созданные на основе изучения иностранного опыта
организации государственного управления. В отличие от приказов, в новых органах
решения принимались коллективно. Всего было создано 11 коллегий со строгим
разграничением административных полномочий и сфер деятельности. Важнейшими,
«государственными», являлись три коллегии: Коллегия иностранных дел,
Военная коллегия и Адмиралтейств-коллегия. Другая группа коллегий
занималась финансами государства: Камер-коллегия отвечала за сбор
доходов, Штатс-контор-коллегия следила за расходами, а
Ревизион-коллегия контролировала сбор и расходование казенных средств.
Торговля и промышленность находились в ведении сначала двух, а затем трех
коллегий: Коммерц-коллегия ведала вопросами судоходства, таможнями и
организацией торговли, Берг-коллегия занималась горным делом,
Мануфактур-коллегия руководила легкой промышленностью. Наконец, судебную
систему страны курировала Юстиц-коллегия. Помимо этого были созданы
две сословные коллегии. В 1721 г. образовалась Вотчинная коллегия,
регулировавшая вопросы дворянского землевладения. Другой сословной коллегией
являлся созданный в 1720 г. Главный магистрат, управлявший городскими
сословиями. Его предшественницей была Бурмистерская палата в Москве,
созданная в 1699 г. и преобразованная на следующий год в Ратушу в ходе
неудачной реформы городского самоуправления. Главный магистрат стоял во главе
городовых магистратов, сменивших земские избы. Задачей этих новых учреждений
являлось исполнение административно-полицейских и судебных функций в городах.
Коллегии не охватывали все отрасли государственного управления.
Поэтому дворцовое, строительное, ямское, медицинское дело и ряд других
по-прежнему находились в ведении особых приказов, канцелярий, палат и контор.
Политическим сыском на протяжении всей Петровской эпохи (с 1695 по 1729 г.)
занимался Преображенский приказ, находившийся в Москве, а также
созданная в Петербурге в 1718 г. Тайная канцелярия. Поначалу каждая
коллегия руководствовалась собственным регламентом, но в 1720 г. был
издан обширный «Генеральный регламент» — устав гражданской
государственной службы, детально определявший их единообразное организационное
устройство и порядок деятельности обновленного административного аппарата.
Наряду с укреплением центрального аппарата управления еще раньше началась
реформа местных учреждений. Вместо воеводской администрации 1708—1715
гг. была введена губернская система управления. Первоначально страна была
разделена на восемь губернии: Московскую, Ингерманландскую (позднее —
Петербургскую), Смоленскую, Киевскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую
и Сибирскую. Затем были образованы еще четыре губернии. Во главе губерний
стояли губернаторы, в руках которых находилась вся полнота
административно-полицейской и судебной власти. В помощь губернатору были
приданы чиновники, руководившие отдельными отраслями. Во главе уездов вместо
воевод стояли коменданты. В 1713 г. при губернаторе создали коллегию из 8—12
ландратов, избираемых дворянами, но уже на следующий год ландраты превратились
в назначаемых чиновников, которые управляли новыми
административно-территориальными единицами уездов — долями. В 1719 г.
Петр вновь возвратился к проблеме местной администрации. По новому указу страна
была разделена на 50 провинций во главе с воеводами. Губернии
сохранились, но в руках губернаторов оставались только военные и судебные
дела. В территориальном же отношении губернатор управлял только провинцией
губернского города. Провинции соответственно делились на дистрикты во
главе с земскими комиссарами. В сложную и запутанную систему местных
учреждений влились и судебные органы. В 1719 г. были введены нижние и
верхние суды. Во главе надворных судов стояли губернаторы. Однако уже к
1722 г. нижние суды были упразднены, а надворные просуществовали лишь до 1727
г. Попытка отделения суда от администрации, таким образом, провалилась.
Вопрос №22. Россия в эпоху дворцовых переворотов (1725-1762 гг.).
Со второй четверти XVIII в. (с 1725 г. - со смерти Петра I) в России начинается
эпоха дворцовых переворотов — смена царствующих особ, которая сопровождалась
ожесточенной борьбой между различными группировками придворной знати. В 1722
г. Петр I издал указ о престолонаследии, по которому вопрос о преемнике
престола отдавался на рассмотрение «правительствующего государя». Поскольку
Петр I не назначил себе наследника, то решение о том, кто взойдет на престол,
должен был принимать Сенат. Старая знать (Голицыны, Долгоруковы) выступала за
царевича Петра, сына Алексея. Новая знать (Меньшиков, Толстой и др.) возвела
на престол жену Петра Великого -. Екатерину I. Большую роль в этом
сыграла гвардия, новая сила, которая появилась на авансцене русской истории.
Екатерина I была женщиной доброй, но неспособной к управлению государством.
Неограниченное влияние на императрицу оказывал Меньшиков. Он стал
фактическим правителем России. Своеобразным компромиссом между группировками
знати явилось учреждение в начале 1726 г. высшего органа управления
государством — Верховного тайного совета. В него вошли 7 человек
(Меньшиков, Апраксин, Толстой, Голицын, Головкин, Остерман). Сенат и коллегии
ставились под надзор этого органа. Тайный совет уменьшил подушный сбор с
населения, дал право торговли дворянам. В мае 1727 г. умерла Екатерина I.
Незадолго до смерти она выбрала своим преемником 12-летнего царевича Петра,
сына убитого царевича Алексея. После смерти Екатерины, как и при ее жизни,
страной фактически правил Меньшиков, указом императора он назначил себя
генералиссимусом. Меньшиков рассчитывал выдать свою дочь Марию замуж за Петра
II. Но во время болезни Меньшикова князья Долгоруковы и вице-канцлер Остерман
восстановили Петра П против светлейшего князя. Меньшиков был арестован,
низложен по решению Верховного тайного совета и вместе с семьей сослан в
сибирский город Березов, где через два года умер. Дочь одного из братьев
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|