Рефераты

Лекция: История Отечества - краткий курс

добровольно перешли на его сторону. Разин обратился к населению Поволжья с

«прелестными письмами», в которых призывал примкнуть к восстанию и изводить

«изменников», т.е. - бояр, дворян, воевод, приказных людей. Восстание охватило

огромную территорию. В сентябре 1670 г. войско Разина подступило к Сим­бирску и

месяц упорно осаждало его. Напуганное прави­тельство объявило мобилизацию — в

августе 1670 г. 60-тысячное царское войско направилось в Среднее По­волжье. В

начале октября правительственный отряд под началом Ю. Барятинского нанес

поражение основным силам Разина и присоединился к Симбирскому гарнизо­ну под

началом воеводы князя И. Милославского. Разин с небольшим отрядом ушел на Дон,

где надеялся набрать новое войско, но был предан верхушкой казачества и вы­дан

правительству. 4 июня 1671 г. он был доставлен в Москву и два дня

спустя казнен на Красной площади. В ноябре 1671 г. пала Астрахань — последний

оплот вос­ставших. Участники восстания подвергались жестоким репрессиям.

Кризис социальный сопровождался кризисом идеоло­гическим. Примером перерастания

религиозной борьбы в социальную является Соловецкое восстание

1668—-1676 гг. Началось оно с того, что братия Соловецкого монастыря наотрез

отказалась принять исправленные бо­гослужебные книги. Правительство решило

укротить не­покорных монахов путем блокады монастыря и конфис­кации его

земельных владений. Высокие толстые стены, богатые запасы продовольствия

растянули осаду монас­тыря на несколько лет. В ряды восставших встали и

разинцы, сосланные на Соловки. Только в результате пре­дательства монастырь был

захвачен.

Вопрос №17. Внешняя политика России в XVII веке. Её итоги.

Смутное время оставило много нерешённых проблем, незаживших ран в области

внешней политики России. Прежде всего, это - потеря Смоленска и выхода к

Балтийскому морю. По мере восстановления сил Россия, её политические

руководители снова и снова возвращались к мысли о возврате утерянного, о

реванше. Уже к началу 30-ых годов энергичный, хотя и немолодой уже, Филарет и

другие политики сочли возможным перевести эти замыслы и расчёты в

практическую плоскость.

ЗАПАДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

В 30-ые годы московское правительство готовилось к войне с Польшей, за

возвращение потерянных во время интервенции земель. Принципиальное решение по

этому вопросу было принято Земским собором 1622 года. Смоленская война

1632-1634 годов стала первой неудачной попыткой вернуть Смоленск. В апреле

1632 года русское войско под командованием воевод Б. Шеина и А.

Измайлова начало осаду Смоленска. Она оказалась тяжёлой, затяжной (8

месяцев) и безуспешной. В русском стане начались брожения. Ситуация осложнялась

известиями о набеге крымцев на Русь. Тем временем польский король Владислав IV

организовал поход на выручку осаждённому Смоленску. Это привело к окружению

русских войск под Смоленском и отходу их от города. В итоге в июне 1634 года

был заключён Полянский мир, по условиям которого Польша сохраняла

захваченные русские земли, а Владислав IV отказывался от претензий на русский

престол. Основные причины поражения России в Смоленской войне: медлительность и

бездарность воевод и военная слабость стрелецкого войска (после этого поражения

создаются полки «нового строя»).

Возможность вновь возобновить войну с Польшей появилась в 1648-1653 годах

-во время активной борьбы украинского народа за независимость. Весной

1648 года на Украине началось восстание казаков во главе с Богданом

Хмельницким. Победы восставших привели к заключению с Польшей

Зборовского мира (1649 года), по которому Украине было представлено

самоуправление. После новых побед украинских повстанцев и русско-украинских

переговоров последовало решение Земского собора о готовности принять Украину в

состав России и начать войну с Польшей. 1 октября 1654 года казачья

Переяславская Рада приняла решение о вхождении Украины в состав России.

Началась русско-польская война (1654 - 1667 гг.). В 1654 г. русскими

ратниками был взят Смоленск и разгромлены основные польские силы, а в 1656 г.,

после подписания русско-польского перемирия (Виленское соглашение),

начались совместные действия против Швеции. Во время 1657-1666 гг. военные

действия и дипломатические переговоры между Россией и Польшей продолжались с

переменным успехом; наконец в январе16б7 г. было заключено русско-польское

Андрусовское перемирие на 13,5 лет с условиями:

· Запорожская сечь оставалась в совместном подчинение;

· к России отходили Смоленск, левобережная Украина и Киев;

· за Польшей оставалась Белоруссия и правобережная Украина.

В 1686 г. условия Андрусовского перемирия подтвердил «Вечный мир»

с Польшей, предусматривающий совместные действия против возможной

турецко-татарской агрессии.

СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

На севере западном

направлении важнейшим вопросом внешней политики было возвращение России выхода

на Балтику. В 1656-1658 гг. началась русско-шведская война. Несмотря на

первоначальные успехи, России не удалось добиться быстрой победы. Возобновление

русско-польской войны (1658 г.) вынудило правительство заключить Валисарское

перемирие со Швецией. Однако Швеция, использую внешнеполитические промахи

Москвы, заставила Россию пересмотреть статьи перемирия и заключить Кардисский

мир. По его условиям Россия отказывалась от всех своих завоеваний на Балтике,

так и не достигнув желаемого.

ЮЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

В первой половине XVII в. Россия сосредоточила усилия на строительстве

оборонительной линии и крепостей для защиты от нападения крымских татар: в 40-е

гг. XVII в. сооружена новая «засечная черта» из 29 крепостей. В 1641 г.

отряд донских казаков захватил по своей инициативе крепость Азов и, закрепившись

в ней, обратился за помощью к Москве. Учитывая неподготовленность России к

войне с Османской империей, Земский собор отказал казакам в поддержке, Азов был

оставлен (это событие вошло в историю под названием «Азовское сидение»).

Однако ко второй половине XVII в. столкновений с Османской империей не удалось

избежать. Летом 1667 г. впервые началась русско-турецкая война (1677-1681

гг.). 120-тысячное войско двинулось на Чигирин. Осада турками этой крепости

закончилась для них бесславно — бегством. Но летом 1678 г. начался

новый поход 200-тысячного войска турок и татар на Чигирин. В этот раз город был

взят, однако совместное русско-украинское войско (120 тыс.), дав несколько

ожесточённый сражений, заставило турок отступить. В 1681 г. было

заключено Бахчисарское перемирие России с Крымом сроком на 20 лет, с

условиями:

• земли южнее Киева, Подолия оказывались под властью Турции;

• Турция признавала право России на левобережную Украину и Киев. В 1684 г. была

образована антитурецкая веницианско-астро-польская «Священная лига».

Россия примкнула к лиге (1686 г.) на условиях «Вечного мира» с Польшей.

Союзнические обязательства вынудили Россию вести военные действия против

Крымского ханства. Русские войска во главе с В. В. Голицыным начали

Крымские походы:

• 1687 г. Жажда, голод, болезни, страшный степной пожар (татары

подожгли степь перед наступающими) не позволили князю Голицыну дойти даже до

Крыма. Однако этот крайне неудачный для русских поход оказался полезен Речи

Посполитной: занятый обороной своих рубежей, крымский хан не пришёл на помощь

Турции, воевавшей с Польшей.

• 1689 г. 100-тысячное войско под командованием В. Голицына достигло

Перекопа. Но переправиться в Крым князь так и не решился. Столь бесславно

закончившиеся Крымские походы показали военную слабость России и необходимость

реорганизации армии.

Вопрос №18. Россия в последней четверти XVII в. Предпосылки

преобразований. Начало государственной деятельности Петра I.

Предпосылки, цели и характер петровских реформ.

Ис­токи преобразований эпохи Петра Великого следует ис­кать в предыдущем,

XVII столетии. В результате деятель­ности первых Романовых был преодолен

глубочайший социально-экономический и политический кризис госу­дарства и

общества, вызванный событиями Смутного времени, и к концу века наметилась

тенденция европе­изации России, а также четко обозначились предпосылки

будущих реформ. Важнейшими из них явились:

· активиза­ция внешней политики и дипломатической деятельности российского

государства;

· интенсивное развитие внутрен­ней и внешней торговли;

· реформирование и совершенство­вание финансовой и налоговой систем;

· переход от ремесленно-цехового производства к мануфактурному с

использованием элементов наемного труда и простейших механизмов.

Кроме того, важнейшей из предпосылок грядущих преобразований стала тенденция

к абсолютиза­ции верховной власти, дальнейшее укрепление российско­го

самодержавства, что выразилось в легитимизации титу­ла «самодержец»,

укреплении административной центра­лизации, отмирании Земских соборов как

органов со­словного представительства и др. Огромное значение имело также

оформление общегосударственного законо­дательства с учетом евро­пейских

законодательных актов и дальнейшее совершен­ствование кодификации. Среди

ключевых предпосылок реформаторской деятельности Петра следует назвать

ре­организацию и совершенствование вооруженных сил — создание полков

иноземного «нового строя», изменения в порядке комплектования и набора в

полки, реформа военно-окружной системы. Наконец, огромную роль сыграло

постепенное размежевание российского общест­ва под влиянием

западноевропейской культуры и цер­ковной реформы Никона, появление в нем

националь­но-консервативного и западнического течений.

Начало царствования Петра I.

После государственного переворота в августе 1689 г. власть в стране перешла к

сторонникам 17-летнего царя Петра Алексеевича (фор­мально делившего власть со

своим братом, сыном Алек­сея Михайловича от Марии Милославской царевичем

Иваном, до смерти последнего в 1696 г.). Петр, став пос­ле отстранения Софьи

самостоятельным правителем, на первых порах не проявлял интереса к

государственным делам. Фактическое же управление страной осуществля­ли

родственники и приближенные матери царя Петра Натальи Кирилловны Нарышкиной —

П. К. Нарышкин, Т. Н. Стрешнев, Б. А. Голицын, а также родственники первой

жены Петра Е. Ф. Лопухиной. Сам же царь предпочитал прово­дить время в

«нептуновых да марсовых потехах»: устраи­вал военные учения и маневры, строил

«потешные» суда на Плещеевом озере под Ярославлем.

В первые годы своего правления юный Петр окружил себя способными и

энергичными помощниками и специ­алистами, особенно в военной области. Среди

«служилых иноземцев», живших в то время в Немецкой слободе, выделялись

ближайший друг царя Ф. Лефорт, опыт­ный генерал П. Гордон, талантливый

инженер Я. Брюс и др. А из русских приближенных постепенно форми­ровалась

сплоченная группировка сподвижников царя, сделавших впоследствии блестящую

административную карьеру: А. М. и Ф. А. Головины, Г. И. Головкин, братья П.

М. и Ф. М. Апраксины, А. Д. Меншиков, А. А. Курба­тов, А. И. Репнин. С их

помощью Петр устраивал манев­ры «потешных» войск (будущих гвардейских полков

— Преображенского и Семеновского). Особое внимание Петр уделял становлению

отечественного флота. В мае 1692 г. на Плещеевом озере был спущен на воду

неболь­шой ботик, построенный при непосредственном участии царя, а в

последующие два года Петр со своими прибли­женными дважды совершал длительные

поездки на Белое море. Там, в Архангельске, было положено начало

стро­ительству первых русских морских судов.

Первые самостоятельные акции Петра: Азовские похо­ды и Великое посольство.

За петровскими военными за­бавами скрывались далеко идущие планы добиться

выхо­да России к морю. Внешняя торговля через Архангель­ский порт из-за

короткой зимней навигации не была круглогодичной. Петр сделал ставку на выход к

Черному морю. Таким образом, он вернулся к идее Крымских по­ходов, в которых

потерпел неудачу князь В. В. Голицын. Первый Азовский поход начался весной

1695 г.: русские войска под началом Петра отправились на речных кораб­лях

по Дону и Волге на юг. Подойдя летом к османской крепости Азов, они приступили

к ее осаде. Однако поход окончился неудачей: сказалась низкая выучка русских

войск, но главным недостатком явилось отсутствие фло­та, способного изолировать

крепость с моря, откуда гар­низон Азова беспрепятственно получал подкрепления.

Зимой 1695/96 г. развернулась подготовка к новому по­ходу. В Воронеже началось

строительство первого рус­ского флота. К весне были готовы 2 корабля, 23

галеры, 4 брандера и 1300 стругов, на которых 40-тысячное рус­ское войско в мае

1696 г. вновь осадило Азов. После бло­кады с моря 19 июля крепость, не

дожидаясь штурма, сдалась. Флоту нашли удобную гавань — Таганрог, стали строить

порт. Главный положительный результат Азов­ских походов состоял в том, что

Россия получила теперь возможность организовать нападение на Крымский

по­луостров с моря, а это ослабляло угрозу набегов крымцев. Но все же выход в

другие моря был для России по-преж­нему закрыт. Керченский пролив, Босфор и

Дарданеллы находились под контролем Турции, и сил для борьбы с ней у России

было явно недостаточно. Петр приказал строить новые корабли (52 судна за два

года) на средства купцов и помещиков. Одновременно России необходимо было найти

в Европе союзников в ее борьбе с Османской империей. В 1697 г. русской

дипломатии удалось заключить наступательный союз против Турции с Австрией и

Венецией и она намеревалась укрепить этот союз вовлечением в него других

европейских государств, прежде всего морских Держав — Голландии и Англии. Так

родилась идея Вели­кого посольства (март 1697 — август 1698 г.),

которое должно было посетить столицы ряда европейских госу­дарств. Великими

послами были назначены генерал-ад­мирал ф. Я. Лефорт, генерал Ф. А. Головин,

начальник Посольского приказа и думный дьяк П. Б. Возницын. Всего в посольство

вошло 250 человек, в том числе 35 во­лонтеров (среди которых под именем Петра

Михайлова находился сам царь), намеревавшихся обучиться кораб­лестроению на

зарубежных верфях. За полтора года пре­бывания за границей Петр с посольством

посетил Курляндию, Бранденбург, Голландию, Англию и Австрию, встречался с

владетельными князьями и монархами, изу­чал корабельное дело и другие ремесла.

Пришедшее ле­том 1698 г. из Москвы известие об очередном стрелецком бунте

вынудило царя вернуться в Россию. Международные отношения в Европе в это время

складывались не в пользу продолжения войны с Турцией, и своей главной цели

Великое посольство не достигло. Вскоре, 14 января 1699 г., России, как и другим

странам — членам «Священной лиги», пришлось пойти на переми­рие с Османской

империей, заключение которого состо­ялось в Карловцах. Однако Великое

посольство стало для Петра подлинной академией, и полученный опыт он

ис­пользовал при проведении реформ как во внутренней, так и во внешней

политике. Оно на длительный период определило задачу борьбы России со Швецией

за облада­ние Балтийским побережьем и выходом к морю. Переориентация внешней

политики к началу XVIII в. с южного направления на северное совпала по времени

с огромными преобразованиями, охватившими все сферы жизни страны. Подготовка к

войне со Швецией послу­жила импульсом для глубоких политических и

социаль­но-экономических реформ, которые и определили в ко­нечном счете облик

Петровской эпохи.

Вопрос №23. «Посвященный абсолютизм» Екатерины II.

Екатерина II пришла к власти в результате государственного переворота,

совершенного гвардейскими офицерами под руководством братьев Орловых 17

июня 1762 г. Вскоре после этого Петр III был убит заговорщиками и Екатерина

стала полно­властной императрицей. Ее царствование было долгим - целых тридцать

четыре года. За это время бывшая иноземная принцесса успела многое: она не

только стала русской Государы­ней, но, имея перед глазами опыт осуществле­ния

переворота, сумела так построить внутрен­нюю политику, что еще при жизни ей

было присвоено звание «Великой и Премудрой Матери Отечества». Екатерину

заслуженно считали достойной преемницей Петра I, и достаточно быстро её имя

стало употребляться вместе с эпитетом «Великая». Достойно удивления и

восхищения умение молодой императрицы ре­шать сложные проблемы государственного

уп­равления, и прежде всего - умение удержаться у власти, не имея изначально

почти никакой поддержки, но завоевывая ее буквально шаг за шагом.

Известно, что время царствования Екатери­ны совпало с эпохой Просвещения. Так

или иначе, идеология просветителей - Вольтера, Дидро, Руссо, Монтескье и др.

- влияла на по­литику европейских монархов. Не избежала такого влияния и

Екатерина. Обладавшая живым умом и развитым мышлением, она был знакома с

трудами просветителей и их взглядами на государственное устройство и

управление. Уже в качестве русской императрицы она, переписывалась с

Вольтером и Дидро, обсуждая с ними проблемы организации власти в роль монарха

в управлении обществом.

Нельзя забывать, что императрице приходилось реализовывать свои взгляды,

почерпнутые у просветителей, в огромном самодержав­ном государстве,

основанном на политическом и экономическом господстве дворянства, не

терпевшего ущемления своих интересов. Най­ти равнодействующую между целями

власти и привилегированным сословием было не про­сто. Тем не менее,

мероприятия первых лет цар­ствования Екатерины традиционно связывают с

проведением политики просвещенного абсолютизма. Помимо уже привычных для

аристократии раздач казенных земель и крестьян в качестве награды участникам

дворцового переворота, Екатерина провела ряд преобразований, способствовавших

укреплению её власти. Так, она отменила особое, гетманское правление на

Ук­раине, реформировала Сенат, в котором видела опасность для своей

самодержавной власти. Во избежание возможности вмешательства в ком­петенцию

верховной власти и для упорядоче­ния его работы, Екатерина разделила Сенат на

6 департаментов, тем самым сделав его чисто административным органом,

лишенным зако­нодательных прав. Четыре петербургских и два московских

департамента Сената станови­лись самостоятельными учреждениями со сво­им

кругом дел и своей канцелярией, что разру­шало единство Сената и ослабляло

его. Вопреки личному желанию императрицы от­казаться от всех законодательных

актов, при­нятых Петром III, ей пришлось подтвердить некоторые из них, и

прежде всего:

· указ об упразднении Тайной розыскных дел канцелярии;

· указ о передаче в государственное управле­ние монастырских и

церковных земель (се­куляризация);

· запрещение покупать крестьян к мануфак­турам.

Но самым примечательным событием нача­ла екатерининской эпохи, безусловно, стала

работа Уложенной комиссии. Еще в молодости изучив взгляды европей­ских

философов, и вновь вернувшись к этому занятию в качестве императрицы, Екатерина

пришла к выводу о том, что порядок и стабиль­ность в государстве, благоденствие

подданных возможно обеспечить, добившись соблюдения законов. Поэтому свою

непосредственную зада­чу она видела в создании новой, более совер­шенной

системы законодательства взамен ар­хаичного Соборного Уложения 1649 г. С этой

целью было объявлено о созыве специальной Уложенной комиссии.

Мероприятие было организовано и обставлено с размахом: 14 декабря 1766 г.

вышел манифест о созыве комиссии, состоящей по образцу и подобию старинных

Земских Соборов из представите­лей разных сословий. Работа комиссии была

гласной и проходила под контролем императ­рицы. Депутаты наделялись целым рядом

льгот и привилегий. Кроме того, совершенные во время работы комиссии

ограбление, избиение и убийство де­путата карались удвоенной мерой наказания.

Выборы в комиссию были почти всесослов­ными. 53% населения России - крепостные

крестьяне - депутатов не выбирали (счита­лось, что их представляют

помещики-владель­цы). От дворян выбирался один депутат от уез­да, от горожан -

один от города (независимо от числа жителей), от государственных кресть­ян -

один от каждой провинции. От централь­ных государственных учреждений также

по­сылался один депутат. Кроме того, право выбора имели экономические (бывшие

монас­тырские и церковные) крестьяне, оседлые «инородцы» Поволжья, Приуралья и

Сибири, а также казачество. В результате большинство депутатов в ко­миссии

составляли дворяне и горожане. Новшеством по сравнению с Земскими Со­борами

стало составление письменных наказов депутатам от избирателей. Хотя реального

применения в работе комиссии собранный та­ким образом материал не нашел, в нем

были представлены интересы и требования предста­вителей различных сословий. Для

работы ко­миссии императрица составила «Наказ», в ко­тором излагала свои

взгляды на программу действий и задачи комиссии. «Наказ» состоял из 20 глав,

написанных Екатериной в течение двух лет и восходящих к трудам Монтескье и

Бекариа. Комиссия начала свою работу в Москве 30 июля 1767 г. с прочтения

«Наказа» Екатерины. В дальнейшем она разделилась на Большое собрание и 15

частных комиссий. Помимо вопросов законодательства, достаточно часто обсуждался

и вопрос о крепостном праве, что, по мнению большинства историков, и привело в

дальнейшем к ее роспуску. Большое собрание прекратило работу в январе 1769 г.,

частные комиссии работали до 1771 г. Проект нового Уложения так и не был

принят.

Еще одним интересным начинанием Екате­рины II было создание в 1765 г.

Вольного эко­номического общества, которое должно было пропагандировать

рациональные способы ведения хозяйства. Для этого стали издаваться раз­личные

работы по агрономии, селекции, животноводству и пр.

Вопрос №19. Социально-экономические преобразования ПетраI.

Социальная политика

На протяжении дочти всех лет царствования Петр предпринимал меры по созданию

системы привлечения людей на службу государству. Царь, считая себя

«работником» в государстве, подобного ожидал и тре­бовал от граждан своего

государства, независи­мо от сословной принадлежности. Дворянское сословие

в его классическом виде юридически оформилось при Петре. Про­изошла его

консолидация в замкнутую приви­легированную структуру, зависимую от монар­ха и

обязанную служить царю и государству; за что дворянство обеспечивалось землей

(до 1762 года), душевладением и освобождалось от мно­гочисленных податей.

«Указ о единонаследии» (1714 г.) закрепил процесс консолидации, с

экономической точки зрения уравняв в правах дворянское поместье с боярской

вотчиной. Па­раграфы этого указа предписывали передавать земельную

собственность по наследству только старшему сыну, вводилась система

майората - запрет на продажу любых дворянских земель­ных владений. Остальные

члены рода должны были нести обязательную службу в государст­венных

учреждениях, армии или на флоте. Таким образом, государственная служба

ста­новилась единственным источником благосо­стояния. Служебная карьера

зависела от лич­ной выслуги или заслуг перед царем, что требовало обязательного

образования. Указ 1714 года запрещал дворянским детям же­ниться, если они не

постигли основы наук. Бо­лее почетна была военная карьера, которую дворянские

сыновья начинали с нижних чинов. Подобная практика привела к тому, что сыновей

в армию записывали с младенческого возраста, чтобы к приходу в армию получить

хотя бы младший офицерский чин. Граждан­скую службу предписывалось также

начинать с низших ступеней. Таким образом, дворянст­во стало особым

привилегированным сослови­ем, всецело зависящим о государства и царя. Введенная

в январе 1722 года «Табель о рангах» еще более упорядочила и

регламенти­ровала службу:

· разделила службу на гражданскую, при­дворную, военную;

· ввела систему иерархии чиновников (14 классов);

· укрепила новые критерии продвижения по службе (принцип личной выслуги и

за­слуг);

· создавала стимулы для служебного рвения и продвижения по чинам: занять

следую­щий ранг можно было пройдя все предыду­щие.

«Табель...» предоставляла возможность лицам податного сословия входить в

дворян­ское сословие: чин XIV класса предоставлял личное дворянство, а VIII

класс возводил личного дворянина в потомственное дворян­ство. Особенно быстро

можно было сделать карьеру в армии.

Стремление упорядочить жизнь податных сословий, увеличить

государственные доходы, обеспечить реализацию реформ нашло свое отражение в

следующих правительственных распоряжениях:

• Крестьянство было разделено на две основ­ные группы: крепостных и

государствен­ных; институт холопства ликвидирован - холопы вливались в

число крепостных кре­стьян; государственные крестьяне - лично свободное

сельское население;

•Посадское население, состоящее из купцов и ремесленников, было

распределено по гиль­диям и цехам и подчинялось магистрату, ставшему

государственным учреждением.

•«Духовный регламент» и образованный в 1721 году Святейший Синод

превратили духовенство в служилое сословие, в от­расль государственной

структуры. Священ­ники обязаны был доносить светской влас­ти о настроениях

народа, поддерживать и укреплять политику государства.

Усиление налогового гнета, противоречи­вость указов, регламентация выбора

занятия, ограничение свободы передвижения приво­дили к конфронтации различных

социальных слоев.

Экономические преобразования.

Промышленность. Побывав в Европе, осознав уровень экономи­ческого отставания

России, сказавшегося на ходе Северной войны, Петр вплотную начинает заниматься

реформированием промышленнос­ти и приоритет отдает тем ее отраслям, которые

были необходимы для снабжения и вооруже­ния армии и флота. Равнодушный к

роскоши, Петр I хотел поставить торговлю и промышлен­ность на службу

государственным интересам. Понимая, что Россия обладает уникальными запасами

минералов, Петр решает взяться за их разработку. Царь выписывает из-за рубежа и

привлекает русских «рудознатцев», чтобы те искали то серебряные руды, то

каменный уголь, то селитру, то торф. Особо привлекает Петра Урал, где еще в

конце XVII века существовали металлургические промыслы и кузницы. В первое

десятилетие XVIII века на Урале со­здаются металлургические казенные заводы;

Одновременно строятся мануфактуры и в лег­кой промышленности. На казенной

основе в Москве возникают Ка­натный завод. Кожевенный, Портупейный, Шляпный

дворы, строятся суконные, стеколь­ные, пуговичные мануфактуры. Позднее

про­мышленное строительство развивается и в Пе­тербурге, и других областях

России. Российская промышленность первой чет­верти XVIII века имела свои

особенности:

1. Практически все мануфактуры были госу­дарственными и создавались за счет

бюд­жета.

2. Государство регулировало и контролировали все процессы развития в

промышленности.

3. Мануфактурам был обеспечен сбыт продук­ции, так как заказчиком выступало

госу­дарство.

4. В промышленности практически отсутство­вала естественная конкуренция.

5. Мануфактуры строились максимально близ­ко к источникам сырья; к их

организации привлекали опытных русских и иностран­ных специалистов.

6. На мануфактурах использовался принудительный дешевый труд крепостных

крестьян, получивших название «посессионных»

Российское правительство проводило поли­тику меркантилизма, т.е.

устанавливало приоритет национальной промышленности и тор­говли, и

протекционизма - юридической и фактической охраны интересов отечественной

промышленности и торговли через систему льгот, субсидий, таможенных тарифов.

Возникли новые отрасли производства: судостроение, шелкопрядение, фаянсовое

дело, производство бумаги. Стали развиваться транспортные коммуникации.

Развитием промышленности ведала Ману­фактур-коллегия. С 1710-х годов

правительство разрешает своим подданным основывать новые заводы и передает

часть казенных предприятий в руки частных лиц и купеческих компаний. В 1719

году была объявлена «Берт-привилегия», разрешающая всем жителям России,

независи­мо от их социального статуса, отыскивать руды и основывать заводы.

Владельцу вновь основан­ного предприятия предоставлялись привиле­гии на

разработку и добычу месторождения. При этом Петр исходил из принципа

полезнос­ти государству, порой даже нарушая права соб­ственности. Практически

все частные мануфактуры вы­полняли государственные заказы, их действия

регламентировались Мануфактур- и Берт-коллегиями. И все же это

был рывок в процессе формирова­ния русской буржуазии.

Торговля. Развитие промышленности, выход к Балтий­скому морю,

экономическая программа меркан­тилизма и протекционизма способствовали

раз­витию торговли: строились каналы и дороги, увеличивалось количество ярмарок

и их товаро­оборот, продолжался процесс формирования всероссийского рынка.

Внешняя торговля развивалась через порт в Петербурге. Торговая политика также

основывалась на принципах протекционизма и меркантилизма: высокие

пошлины на загра­ничные товары, принятый в 1724 году Покро­вительственный

тариф ограничивали ввоз ино­странных товаров и поощряли вывоз русских за

границу, что способствовало накоплению национального капитала. Однако

государство, активно вмешиваясь в торговлю, вводило монополии, т.е.

исключи­тельное право на производство, распределение и сбыт товаров. Нередко за

достаточно высокую сумму де­нег государство передавало «откупщину» -

право торговли товаром, на который была на­ложена государственная монополия —

купцам и довольно часто иностранцам. Купцы несли многие государственные службы

и повиннос­ти, платили прямые и косвенные налоги. Госу­дарственными органами,

которые ведали купеческими делами, были Коммерц-коллегия и Главный

магистрат. Петр, «подсмотрев» во время поездок за гра­ницу систему торговых

купеческих компаний, пытался создать подобное в России. К 1726 году Россия

вывозила товаров больше в два раза, чем ввозила. Экспортировали лес,

кожи, лен, пеньку, железо, полотно. Импорти­ровали в Россию краски, вина, шелк,

пряности, предметы роскоши. Самым крупным торговым портом России стал

Санкт-Петербург.

Налоги. Ведение Северной войны требовало огромных расходов. Они покрывались

за счет многочисленных налогов: прямых (об­щественных и чрезвычайных) и

косвенных — на рыбную лов­лю, постоялые дворы, бани, бороды и т. д. Но денег не

хвата­ло. Тогда было решено изменить податную систему. Начиная с 1678 г.

единицей податного обложения являлся двор. Нередко помещики, чтобы облегчить

бремя податей, при проведении переписи объединяли в один двор родствен­ников,

соседей, а иногда и чужих друг другу людей. Поэтому было решено сделать

единицей обложения не двор, а мужс­кую душу, независимо от возраста и

трудоспособности. В 1718 г. началась всеобщая перепись населения, которая

продолжа­лась несколько лет, так как помещики не торопились пода­вать сведения

и утаивали численность крестьян. Была прове­дена ревизия результатов первой

переписи, и с этого времени все последующие переписи населения получили

название ре­визий. Все лица, внесенные в списки (позднее их назовут «ревизские

сказки»), должны были платить подушную по­дать.

Вопрос №20. Реформы государственного управления Петра I.

С начала XVIII в. деятельность Боярской думы постепенно затухает, а на смену ей

приходит (с 1700 г.) Ближняя канцелярия, назы­вавшаяся также

Консилией министров, которая пред­ставляла собой боярскую комиссию из числа

думцев — руководителей приказов и была призвана осуществлять оперативное

руководство аппаратом управления. Этот орган стал предшественником созданного в

1711 г. Пра­вительствующего Сената высшего государственного

учреждения с чрезвычайно широкими административны­ми, судебными, а иногда и

законодательными прерогати­вами. Его создание было связано с отъездом Петра из

столицы. В состав Сената лично Петром было назначено 9 человек — сенаторов.

Трое из них были представителями родовитой знати, трое являлись членами

Боярской думы и еще трое бы­ли из дворян. Сенатские решения принимались

коллегиально, на общем собрании и скреплялись подписями всех сенаторов.

Огромным делопроизводством ведала канце­лярия Сената, возглавляемая

обер-секретарем. Функции Сената в первые годы его образования были весьма

ши­роки и разнообразны. В его ведение были переданы дела Разрядного и

Поместного приказов, он ведал явкой дво­рян на службу и заботился о сборе и

расходовании госу­дарственных средств. Он также являлся органом надзора за

разветвленным бюрократическим аппаратом. Для этого с 1711 г. в центре и на

местах были учреждены должности провинциальных и городовых фискалов. Они

доносили обо всех фактах нарушения законов, взяточничестве и казнокрадстве,

наносящих ущерб интересам государства. Ими руководил обер-фискал, входивший в

структуру Се­ната. Доносы фискалов Сенату ежемесячно докладывала Расправная

палата — высшее апелляционное судебное присутствие из четырех судей и двух

сенаторов. Петр по­ощрял фискалов, освободив их от податей, подсудности местным

властям и даже ответственности за ложные на­веты. Сенат был руководящим

контролирующим органом, но и за его деятельностью был установлен надзор. С 1715

г. за работой Сената следил сенатский гене­рал-ревизор (надзиратель

указов), затем сенатский обер-секретарь и штаб-офицеры гвардии, и, наконец, с

1722 г. генерал-прокурор и обер-прокурор, которым подчинялись прокуроры во всех

других учреждениях. Генерал-прокурор контролировал рабо­ту Сената, его

аппарата, канцелярии, принятие и испол­нение всех его приговоров, их

опротестование или приостановление.

Генерал-прокурор и его помощник обер-прокурор подчинялись только царю,

подлежали только его суду. Новое положение о Сенате 1722 г. зафиксировало его

статус как высшего государст­венного учреждения империи. Сенат стал послушным

орудием в руках монарха в деле управления страной. Но в его ведении оказалось

слишком много повседневной, черновой работы. В связи с этим назрела

необходимость коренным образом перестроить всю систему централь­ных

государственных органов. Взамен сложного и непо­воротливого аппарата приказов

и канцелярий с их рас­плывчатыми функциями и параллелизмом в работе был

разработан проект создания центральных ведомств с чет­ким разграничением сфер

управления.

Реформа 1717— 1721 гг. упразднила приказы и канцелярии и ввела

колле­гии, созданные на основе изучения иностранного опыта

организации государственного управления. В отличие от приказов, в новых органах

решения принимались кол­лективно. Всего было создано 11 коллегий со строгим

разграничением административных полномочий и сфер деятельности. Важнейшими,

«государственными», явля­лись три коллегии: Коллегия иностранных дел,

Военная коллегия и Адмиралтейств-коллегия. Другая группа коллегий

занималась финан­сами государства: Камер-коллегия отвечала за сбор

дохо­дов, Штатс-контор-коллегия следила за расходами, а

Ревизион-коллегия контролировала сбор и расходование ка­зенных средств.

Торговля и промышленность находились в ведении сначала двух, а затем трех

коллегий: Коммерц-коллегия ведала вопросами судоходства, таможнями и

организацией торговли, Берг-коллегия занималась гор­ным делом,

Мануфактур-коллегия руководила легкой промышленностью. Наконец, судебную

систему страны курировала Юстиц-коллегия. Помимо этого были созда­ны

две сословные коллегии. В 1721 г. образовалась Вот­чинная коллегия,

регулировавшая вопросы дворянского землевладения. Другой сословной коллегией

являлся созданный в 1720 г. Главный магистрат, управлявший городскими

сословиями. Его пред­шественницей была Бурмистерская палата в Москве,

со­зданная в 1699 г. и преобразованная на следующий год в Ратушу в ходе

неудачной реформы городского самоуп­равления. Главный магистрат стоял во главе

городовых магистратов, сменивших земские избы. Задачей этих но­вых учреждений

являлось исполнение административ­но-полицейских и судебных функций в городах.

Коллегии не охватывали все отрасли государственного управления.

Поэтому дворцовое, строительное, ямское, медицинское дело и ряд других

по-прежнему находились в ведении особых приказов, канцелярий, палат и контор.

Политическим сыском на протяжении всей Петров­ской эпохи (с 1695 по 1729 г.)

занимался Преображенский приказ, находившийся в Москве, а также

созданная в Пе­тербурге в 1718 г. Тайная канцелярия. Поначалу каждая

коллегия руководствовалась собст­венным регламентом, но в 1720 г. был

издан обширный «Генеральный регламент» — устав граждан­ской

государственной службы, детально определявший их единообразное организационное

устройство и поря­док деятельности обновленного административного ап­парата.

Наряду с укреплением центрального аппарата управ­ления еще раньше началась

реформа местных учрежде­ний. Вместо воеводской администрации 1708—1715

гг. была введена губернская система управления. Первона­чально страна была

разделена на восемь губернии: Мос­ковскую, Ингерманландскую (позднее —

Петербург­скую), Смоленскую, Киевскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую

и Сибирскую. Затем были образова­ны еще четыре губернии. Во главе губерний

стояли гу­бернаторы, в руках которых находилась вся полнота

ад­министративно-полицейской и судебной власти. В по­мощь губернатору были

приданы чиновники, руководив­шие отдельными отраслями. Во главе уездов вместо

воевод стояли коменданты. В 1713 г. при губернаторе создали коллегию из 8—12

ландратов, избираемых дворя­нами, но уже на следующий год ландраты превратились

в назначаемых чиновников, которые управляли новыми

административно-территориальными единицами уездов — долями. В 1719 г.

Петр вновь возвратился к проблеме местной администрации. По новому указу страна

была разделена на 50 провинций во главе с воеводами. Губернии

сохра­нились, но в руках губернаторов оставались только воен­ные и судебные

дела. В территориальном же отношении губернатор управлял только провинцией

губернского города. Провинции соответственно делились на дистрикты во

главе с земскими комиссарами. В сложную и запутанную систему местных

учрежде­ний влились и судебные органы. В 1719 г. были введены нижние и

верхние суды. Во главе надворных судов стояли губер­наторы. Однако уже к

1722 г. нижние суды были упразд­нены, а надворные просуществовали лишь до 1727

г. По­пытка отделения суда от администрации, таким образом, провалилась.

Вопрос №22. Россия в эпоху дворцовых переворотов (1725-1762 гг.).

Со второй четверти XVIII в. (с 1725 г. - со смерти Петра I) в России начинается

эпоха дворцовых переворотов — сме­на царствующих особ, которая сопровождалась

ожесточен­ной борьбой между различными группировками придвор­ной знати. В 1722

г. Петр I издал указ о престолонаследии, по которому вопрос о преемнике

престола отдавался на рас­смотрение «правительствующего государя». Поскольку

Петр I не назначил себе наследника, то решение о том, кто взойдет на престол,

должен был принимать Се­нат. Старая знать (Голицыны, Долгоруковы) выступала за

ца­ревича Петра, сына Алексея. Новая знать (Меньшиков, Тол­стой и др.) возвела

на престол жену Петра Великого -. Екатерину I. Большую роль в этом

сыграла гвардия, новая сила, которая появилась на авансцене русской истории.

Екатерина I была женщиной доброй, но неспособной к управ­лению государством.

Неограниченное влияние на императри­цу оказывал Меньшиков. Он стал

фактическим правителем Рос­сии. Своеобразным компромиссом между группировками

знати явилось учреждение в начале 1726 г. высшего органа управле­ния

государством — Верховного тайного совета. В него вошли 7 человек

(Меньшиков, Апраксин, Толстой, Голицын, Головкин, Остерман). Сенат и коллегии

ставились под надзор этого органа. Тайный совет уменьшил подушный сбор с

населения, дал пра­во торговли дворянам. В мае 1727 г. умерла Екатерина I.

Незадолго до смерти она выбрала своим преемником 12-летнего царевича Петра,

сына убитого царевича Алексея. После смерти Екатерины, как и при ее жиз­ни,

страной фактически правил Меньшиков, указом императо­ра он назначил себя

генералиссимусом. Меньшиков рассчиты­вал выдать свою дочь Марию замуж за Петра

II. Но во время болезни Меньшикова князья Долгоруковы и вице-канцлер Остерман

восстановили Петра П против светлейшего князя. Мен­ьшиков был арестован,

низложен по решению Верховного тай­ного совета и вместе с семьей сослан в

сибирский город Березов, где через два года умер. Дочь одного из братьев

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 Собрание рефератов