Рефераты

Лекция: История Отечества - краткий курс

Долгоруковых Екатерина была объявлена невестой царя. Однако Петр II на­кануне

свадьбы умер от оспы (в январе 1730 г.). Династия Рома­новых по мужской линии

пресеклась. В Тайном совете сразу же начались споры о кандидатуре прави­теля

России. Было решено пригласить племянницу Петра I (дочь его брата Ивана) —

Анну Ивановну (1730—1740). Она была вдовой герцога Курляндского, жила в

Митаве. По предложению верховника князя Голицына были составлены письменные

кондиции из 8 пунктов, ко­торыми верховники хотели ограничить в свою пользу

импе­раторскую власть. Герцогиня Анна приняла эти условия без раздумий.

Кондиции были составлены в духе конституцион­ной монархии: самодержавие

превращалось в ограниченную олигархическим (власть немногих, богатых лиц)

советом мо­нархию. Анна согласилась:

> править совместно с Верховным тайным советом;

> не издавать законов;

> не распоряжаться казной;

> не жаловать и не отнимать имений;

> не присваивать высшие военные чины;

> не объявлять войну, не заключать мир;

> не вступать в брак;

> не назначать наследника.

Анна Ивановна подписала эти кондиции и в феврале 1730 г. приехала в Москву. В

сущности, императрица превращалась в марионетку верховников. Однако их за­тея

провалилась. 156 дворян, приехавших в Москву на ко­ронацию, обратились к Анне с

просьбой восстановить са­модержавие. Анна разорвала кондиции, восстановила

са­модержавие, упразднила Тай­ный совет, Долгоруковых и Голицыных выслала.

Началось десятилетнее правление Анны Ивановны. Был создан кабинет из трех

министров во главе с Андреем Остерманом, указы которого были при­равнены к

императорским. У им­ператрицы были весьма причудливые вкусы и интересы, она

любила шутов, дурацкие драки, охоту, стрельбу по живым мишеням, верховую езду.

Началась печально известная «би­роновщина». Господствующее положение при дворе

заняли прибалтийские немцы — Миних, Остерман, Шемберг; власть фактически

принадлежала фавориту Анны — Бирону, кото­рый стал герцогом

Курляндским. Человек он был высокомер­ный, честолюбивый, грубый, корыстный. При

дворе Анны и Бирона царили роскошь, взяточничество, лесть, азартные игры,

до­носительство. Чтобы привлечь на свою сторону дворянство, правительство

предпринимает ряд мер. Был отменен «Указ о единонаследии», вышел указ об

учреждении кадетского корпуса, позволявший дворянину стать офицером, минуя

солдатскую службу. И все же многие дворяне были не­довольны режимом,

установившимся в стране. Возникает оппозиция во главе с кабинет-министром А. П.

Во­лынским. Об этом стало известно царице, началось следствие. Волынского

обвинили в оскорблении Анны, покушении на престол, на Бирона. Волынский и его

друзья после жестоких пыток были казнены. 9. Осенью 1740 г. Анна Ивановна

заболела, а в октябре умерла. Но, умирая, она позаботилась о наследнике: им был

назна­чен двухмесячный сын племянницы Анны Леопольдовны Иван IV Антонович, а

регентом при нем стал Бирон. Бирон правил всего 22 дня. Он был свергнут

Минихом, и регентшей стала Анна Леопольдовна. В ноябре 1741 г.

гвардейцы-заговорщи­ки, возмущенные засильем немцев, возвели на престол дочь

Петра I — Елизавету Петровну (1741—1761). Миних, Остер­ман и их

подручные были сосланы, восстановлена роль Сена­та, расширились права дворян,

купечество получило новые привилегии. Елизавета Петровна — женщина красивая и

неуравновешен­ная, добрая и неглупая, не получившая должного образова­ния, она

не могла и не умела управлять государством. Все дела она передоверила министрам

и фаворитам — А.Г. Разумов­скому и И.И. Шувалову. Больше всего новая царица

любила праздники, фейерверки — «огненные потехи», музыку, театр и вообще

удовольствия. Вместе с тем период ее правления отмечен целым рядом

положительных моментов. Царица от­менила смертную казнь, остановила массовую

практику изощ­ренных пыток, прекратила террор против дворян. Им сокра­тили срок

службы. Помещику разрешалось оставлять одного из сыновей для помощи по

хозяйству, готовился манифест о вольности дворянству. Но в то же время резко

выросли повин­ности крестьян в пользу помещиков, которые получили пра­во

ссылать своих крестьян в Сибирь. Во внешней политике Елизавета следовала

главному принци­пу своего отца — учет национальных, а точнее, имперских

ин­тересов. Ей удалось таким образом построить внешнеполитические отношения,

что из 20 лет ее правления 15 были мирными для России. Время Елизаветы — это

время Ломоносова, пери­од расцвета русской науки и искусства. В период ее

правления произошли такие важные события, как открытие в 1755 г. Мос­ковского

университета, в 1760 г. — Академии художеств.

Наследником царицы стал ее племянник Петр III Федорович, внук Петра I по женской

линии и внук сестры Карла XII — по мужской. Кумиром его был прусский король

Фридрих II. Лич­ность и деяния Петра III вызывают неоднозначную оценку у

историков. Важнейшим мероприятием его правления было опубликование

Манифеста о «вольности дворянства» (1762), который давал возможность выбора

— служить или не слу­жить. Была ликвидирована Тайная канцелярия. Изданы ука­зы

о прекращении розыска старообрядцев и о защите их от местного духовенства. В

июне 1762 г. Петр III был свергнут гвардейцами во главе с братьями Орловыми и

позднее убит; на престол возведена его жена — будущая Екатерина Великая

(1762—1796).

Внешняя политика к середине XVII века. В конце жизни Петра I обострились

отношения России с Англией, Данией, Турцией, а после его смерти — с Францией,

Швецией. В 30-х годах XVIII в. началась война за польское наследство. Французы

поддерживали кандидатуру Станислава Лещинского, а русские и австрийцы —

Фридриха-Августа. Французский флот в Данциге был разгром­лен, а польским

королем стал русский ставленник Август III (1733). Четыре года продолжалась

русско-турецкая война (1735— 1739). В разные годы русская армия под

командованием Миниха захватила Бахчисарай, Евпаторию, Очаков, Азов, Мол­давию.

Но в 1739 г. Австрия перестала оказывать военную помощь России и потребовала

заключить мир. По Белградс­кому мирному договору Россия возвращала Турции все

завое­ванные города и не имела права держать корабли на Черном и Азовском

морях. Россия, потерявшая 100 000 человек, по­лучила возможность только строить

крепость на Дону. В 1741 —1743 гг. велась очередная война со Швецией, которая

хотела взять реванш за поражение в Северной войне. Русские войска под

командованием генерала Ласси разгромили шве­дов в Финляндии, заняли ее

территорию, Швеция отказалась от своих притязаний. Но в Европе назревала новая

война.

Участие России в Семилетней войне. В 1756 году в Европе началась

Се­милетняя война. Против Пруссии, которую поддерживала Англия, выступили

Россия, Авст­рия, Франция, Швеция, Саксония. Для руководства военными

действиями Елизавета Петровна создала чрезвычайное учреждение — Конференцию

при высочайшем дворе (1756 г.). Боль­шую часть проблем Конференция решала

самостоятельно, но по важнейшим диплома­тическим и военным вопросам

императрица, сама выносила резолюции. Начало войны было благоприятным для

Фридриха II: он поочередно разбил саксонские, австрийские и француз­ские

войска. В 1757 году Россия начала военные действия против Пруссии. Кампания

закон­чилась полным разгромом армии Фридриха II. В 1760 году русские взяли

Берлин. От катаст­рофы Фридриха II спасла смерть императрицы Елизаветы 15

декабря 1761 года. Новый рос­сийский император Петр III приверженец и

почитатель Фридриха II, порвал с союзниками, прекратил военные действия против

Пруссии, заключив мирный договор в 1762 году. Так у России по существу была

украдена победа в Семилетней войне.

Вопрос №23. «Посвященный абсолютизм» Екатерины II.

Екатерина II пришла к власти в результате государственного переворота,

совершенного гвардейскими офицерами под руководством братьев Орловых 17

июня 1762 г. Вскоре после этого Петр III был убит заговорщиками и Екатерина

стала полно­властной императрицей. Ее царствование было долгим - целых тридцать

четыре года. За это время бывшая иноземная принцесса успела многое: она не

только стала русской Государы­ней, но, имея перед глазами опыт осуществле­ния

переворота, сумела так построить внутрен­нюю политику, что еще при жизни ей

было присвоено звание «Великой и Премудрой Матери Отечества». Екатерину

заслуженно считали достойной преемницей Петра I, и достаточно быстро её имя

стало употребляться вместе с эпитетом «Великая». Достойно удивления и

восхищения умение молодой императрицы ре­шать сложные проблемы государственного

уп­равления, и прежде всего - умение удержаться у власти, не имея изначально

почти никакой поддержки, но завоевывая ее буквально шаг за шагом.

Известно, что время царствования Екатери­ны совпало с эпохой Просвещения. Так

или иначе, идеология просветителей - Вольтера, Дидро, Руссо, Монтескье и др.

- влияла на по­литику европейских монархов. Не избежала такого влияния и

Екатерина. Обладавшая живым умом и развитым мышлением, она был знакома с

трудами просветителей и их взглядами на государственное устройство и

управление. Уже в качестве русской императрицы она, переписывалась с

Вольтером и Дидро, обсуждая с ними проблемы организации власти в роль монарха

в управлении обществом.

Нельзя забывать, что императрице приходилось реализовывать свои взгляды,

почерпнутые у просветителей, в огромном самодержав­ном государстве,

основанном на политическом и экономическом господстве дворянства, не

терпевшего ущемления своих интересов. Най­ти равнодействующую между целями

власти и привилегированным сословием было не про­сто. Тем не менее,

мероприятия первых лет цар­ствования Екатерины традиционно связывают с

проведением политики просвещенного абсолютизма. Помимо уже привычных для

аристократии раздач казенных земель и крестьян в качестве награды участникам

дворцового переворота, Екатерина провела ряд преобразований, способствовавших

укреплению её власти. Так, она отменила особое, гетманское правление на

Ук­раине, реформировала Сенат, в котором видела опасность для своей

самодержавной власти. Во избежание возможности вмешательства в ком­петенцию

верховной власти и для упорядоче­ния его работы, Екатерина разделила Сенат на

6 департаментов, тем самым сделав его чисто административным органом,

лишенным зако­нодательных прав. Четыре петербургских и два московских

департамента Сената станови­лись самостоятельными учреждениями со сво­им

кругом дел и своей канцелярией, что разру­шало единство Сената и ослабляло

его. Вопреки личному желанию императрицы от­казаться от всех законодательных

актов, при­нятых Петром III, ей пришлось подтвердить некоторые из них, и

прежде всего:

· указ об упразднении Тайной розыскных дел канцелярии;

· указ о передаче в государственное управле­ние монастырских и

церковных земель (се­куляризация);

· запрещение покупать крестьян к мануфак­турам.

Но самым примечательным событием нача­ла екатерининской эпохи, безусловно, стала

работа Уложенной комиссии. Еще в молодости изучив взгляды европей­ских

философов, и вновь вернувшись к этому занятию в качестве императрицы, Екатерина

пришла к выводу о том, что порядок и стабиль­ность в государстве, благоденствие

подданных возможно обеспечить, добившись соблюдения законов. Поэтому свою

непосредственную зада­чу она видела в создании новой, более совер­шенной

системы законодательства взамен ар­хаичного Соборного Уложения 1649 г. С этой

целью было объявлено о созыве специальной Уложенной комиссии.

Мероприятие было организовано и обставлено с размахом: 14 декабря 1766 г.

вышел манифест о созыве комиссии, состоящей по образцу и подобию старинных

Земских Соборов из представите­лей разных сословий. Работа комиссии была

гласной и проходила под контролем императ­рицы. Депутаты наделялись целым рядом

льгот и привилегий. Кроме того, совершенные во время работы комиссии

ограбление, избиение и убийство де­путата карались удвоенной мерой наказания.

Выборы в комиссию были почти всесослов­ными. 53% населения России - крепостные

крестьяне - депутатов не выбирали (счита­лось, что их представляют

помещики-владель­цы). От дворян выбирался один депутат от уез­да, от горожан -

один от города (независимо от числа жителей), от государственных кресть­ян -

один от каждой провинции. От централь­ных государственных учреждений также

по­сылался один депутат. Кроме того, право выбора имели экономические (бывшие

монас­тырские и церковные) крестьяне, оседлые «инородцы» Поволжья, Приуралья и

Сибири, а также казачество. В результате большинство депутатов в ко­миссии

составляли дворяне и горожане. Новшеством по сравнению с Земскими Со­борами

стало составление письменных наказов депутатам от избирателей. Хотя реального

применения в работе комиссии собранный та­ким образом материал не нашел, в нем

были представлены интересы и требования предста­вителей различных сословий. Для

работы ко­миссии императрица составила «Наказ», в ко­тором излагала свои

взгляды на программу действий и задачи комиссии. «Наказ» состоял из 20 глав,

написанных Екатериной в течение двух лет и восходящих к трудам Монтескье и

Бекариа. Комиссия начала свою работу в Москве 30 июля 1767 г. с прочтения

«Наказа» Екатерины. В дальнейшем она разделилась на Большое собрание и 15

частных комиссий. Помимо вопросов законодательства, достаточно часто обсуждался

и вопрос о крепостном праве, что, по мнению большинства историков, и привело в

дальнейшем к ее роспуску. Большое собрание прекратило работу в январе 1769 г.,

частные комиссии работали до 1771 г. Проект нового Уложения так и не был

принят.

Еще одним интересным начинанием Екате­рины II было создание в 1765 г.

Вольного эко­номического общества, которое должно было пропагандировать

рациональные способы ведения хозяйства. Для этого стали издаваться раз­личные

работы по агрономии, селекции, животноводству и пр.

Вопрос №25. Социально-экономическое развитие России во второй

половине XVIII века.

За время правления Екатерины II террито­рия государства увеличилась за счет

Крыма, Приазовья, части Причерноморья, Правобереж­ной Украины, Белоруссии и

Литвы. Это были районы с природно-климатическими условия­ми, благоприятными

для ведения земледельчес­кого хозяйства. По-прежнему большая часть населения

жила в деревне, горожане составляли около 3%. А 90% населения состав­ляли

крестьяне — помещичьи и государствен­ные. После проведения секуляризации в

состав государственных вошли 1 млн. бывших церков­ных, или экономических,

крестьян. Сельскохозяйственное производство носило экстенсивный характер, то

есть развивалось за счет увеличения обрабатываемых площадей. Появились новые

районы — производители хлеба: Нижний Дон, Сибирь, Черноземная зона. В оборот

вводились неизвестные ранее сельскохозяйственные культуры - картофель,

подсолнечник. Однако новые земли осваива­лись медленно - не хватало людей,

поэтому правительство приглашало на поселение ино­странцев, гарантировав им

льготные условия переселения и налогообложения. Наибольшее развитие

производительных сил во второй половине XVIII в. было связано с

промышленностью. Так, количество промышленных предприятий значительно

возросло. Это были достаточно крупные мануфактуры, в основном работавшие для

обеспечения потребностей ар­мии и флота. Главным центром металлургии стал

Урал. Развивались кораблестроение, текс­тильная промышленность - новая

отрасль, по­явившаяся в XVIII в. Мануфактуры использо­вали труд приписных

крестьян и крепостных мастеровых. Доля вольнонаемного труда была невелика.

Его использовали большей частью в мелкой про­мышленности. Существовала даже

определен­ная закономерность: в вотчинных и казенных мануфактурах работали

крепостные и посесси­онные крестьяне, в крестьянско-купеческих предприятиях -

вольнонаемные. После вступления на престол Екатерины II правительство в своей

экономической полити­ке начинает постепенно отказываться от тра­диционного

посословного «разделения труда», при котором дворяне и крестьяне должны бы­ли

заниматься только земледелием, купцы -торговлей, горожане - ремеслом.

Государство выступает инициатором ряда мер, направлен­ных на развитие

промышленности и торговли:

· 1753 г. Отменены внутренние таможенные сборы;

· 1760 г. Отменены откупа и монополии;

· 1767 г. Предоставлена возможность зани­маться любыми городскими

промыслами;

· 1766-1772 гг. Разрешен беспошлинный вывоз пшеницы из всех портов;

· 1775 г. Разрешено открывать промышлен­ные предприятия в любых

отраслях;

· 1775 г. Отменены государственные налоги на мелкие промыслы.

Продолжало существовать и барщинное хо­зяйство. Во второй половине XVIII в.

наблюдает­ся тенденция к росту феодальной ренты. На барщине работали до 90%

крестьян черноземной зоны и 54% - не­черноземной. Барщинные работы занимали

от 3-4 до 6 дней в неделю, поэтому крестьянский труд на барщине был

малопроизводительным. Феодально-крепостническое хозяйство входило в период

кризиса. Дворянство, добившись от Екатерины права ссылать своих крестьян на

каторгу в Сибирь и запрета последним, жаловаться на своих господ под угрозой

наказания и каторги, стало полновластным хозяином жиз­ни и судьбы крепостных

и не подлежало контролю государства в этих вопросах.

Вопрос №24. Внутренняя политика Екатерины II после крестьянской

войны под предводительством Е. И. Пугачёва.

Опыт крестьянской войны и особенно неуда­чи правительства в ходе борьбы с

восстанием убедили Екатерину в необходимости реформ на местах. Целью реформ

было создание эффек­тивного местного управления. В конце 1775

г. она издаёт «Учреждения о губерниях». Согласно этому закону

вво­дилось новое территориальное деление государства: вместо 23 губерний

создавалось 50. Главным критерием при этом была числен­ность населения. На

территории высшего ад­министративного подразделения - губернии -

проживало примерно 300-400 тысяч душ, низ­шего - уезда - около 30-40.

Таким образом, губернии создавались без учета национальных, географических,

экономических признаков. Основным показателем было удобство с точки зрения

административной и налоговой сферы. Промежуточное звено между губернией и

уез­дом - провинция - было ликвидировано. Во главе губернии стоял

губернатор, назна­чавшийся монархом. Несколько губерний под­чинялось

генерал-губернатору, который мог вводить чрезвычайное положение и считался в

отсутствие монарха главнокомандующим на своей территории. Губернатор возглавлял

губернское правле­ние, в состав которого входили губернский прокурор

и два сотника. Губернскому правле­нию подчинялись все местные суды и

полиция. Основными функциями правления были:

· объявление законов и распоряжений пра­вительства и надзор за их

выполнением;

· передача под суд правонарушителей.

Финансами в губернии ведала Казенная па­жа во главе с

вице-губернатором. Ей подчи­нялись уездные казначеи. Новым учреждени­ем был

приказ общественного призрения,

занимавшийся охраной порядка, народным об­разованием, здравоохранением,

благотвори­тельностью. Власть в низшем звене - в уезде - находи­лась в руках

местного дворянства. На уездных дворянских собраниях выбирались уездные

предводители дворянства, капитаны-исправ­ники и заседатели нижнего земского

суда, представлявшие исполнительную власть в уез­де. Для выборов многочисленных

должност­ных лиц в губернии собирались губернские дворянские собрания во главе

с губернскими предводителями дворянства. По реформе 1775 г. города выделялись в

ка­честве самостоятельных административных единиц. Все центры уездов и губерний

получи­ли городской статус. Таким образом, увеличи­лось число городов. В

отличие от уездов, испол­нительная власть в городах принадлежала не выборным

магистратам, а городничему, назна­чавшемуся правительством. В городе

создава­лась сословная система выборных органов - городской магистрат,

совестной суд и ратуша.

В 1785 г. городское самоуправление было преобразовано. Появились новые

выборные ор­ганы власти со своими полномочиями:

• собрание городского общества;

• общая городовая дума;

• шестигласная дума.

Однако наряду с ними продолжал существо­вать и городской магистрат, имевший

судеб­ные и административные функции.

В 1789 г. в городах были созданы так назы­ваемые «управы благочиния»,

представляв­шие собой полицейские органы. В столицах их возглавляли

полицмейстеры, а в остальных го­родах - городничие. Они состояли из четырех

человек: приставов по уголовным и граждан­ским делам и двух советников. Вся

территория города делилась на участки и кварталы, воз­главляемые

приставами. В таком виде система местных органов влас­ти оказалась очень

устойчивой и просущество­вала до реформ 1861 г.

По реформе полностью перестраивалась су­дебная система. Высшей судебной

инстанцией в губернии становились палаты уголовных и гражданских дел.

Следующей инстанцией считался совестной суд, состоявший из

представи­телей сословий и исполнявший роль примири­теля сторон. Сами

губернские суды были со­словными. Дворян судил верхний земский суд в

губернии и уездный суд - в уезде. Для куп­цов и мещан были

предназначены губернский и городовой магистраты, для государственных

крестьян - верхняя и нижняя земские распра­вы, для духовенства - особый

церковный суд - консистория. В каждом их этих судов было две палаты -

гражданских и уголовных дел. В таком виде судебная система функцио­нировала до

1864 г.

Реформа центральных учреждений была про­ведена Екатериной еще в начале

царствования. Из последующих мер необходимо выделить об­разование Кабинета

министров. В него входили статс-секретари, единолично занимавшиеся

от­дельными вопросами внутренней политики. Впоследствии это привело к созданию

минис­терств. Таким образом, из-за перераспределения обязанностей между местной

властью и Кабине­том, коллегии утратили большинство своих функций. Сохраняли

прежнее значение лишь Синод, Военная, Адмиралтейская коллегии и коллегия

иностранных дел.

Важной вехой на пути законодательного оформления сословного строя в

Российской империи стали принятые Екатериной II в 1785 году жалованные

грамоты - дворянству и городам.

«Грамота на права, вольности и преимуще­ства благородного российского

дворянства» представляла собой общий свод всех прав и привилегий,

полученных русским дворянст­вом на протяжении XVIII в. В ней законода­тельно

оформлялись:

• освобождение дворян от обязательной госу­дарственной службы, уплаты

государствен­ных податей и повинностей, телесных на­казаний;

• право уходить в отставку в любое время;

• подсудность только дворянскому суду - су­ду равных;

• отказ от конфискации дворянских имений в случае нарушения закона и передача

их по наследству;

• монопольное право собственности на землю и крестьян.

Лишить дворянского достоинства можно было только по решению Сената с

последую­щим утверждением императором. Дворяне-владельцы населенных имений,

со­стоявшие на государственной службе, получали право на участие в уездных и

губернских дво­рянских собраниях, которые созывались раз в три года по

решению губернатора. На выборные должности могли претендовать только лица,

имевшие годовой доход не менее 100 рублей.

Таким образом, законодательно было ут­верждено положение дворян в качестве

«благо­родного» сословия.

Другой документ, «Жалованная грамота го­родам», объединяла в единое

целое разрознен­ные группы городских жителей. Все горожане были разделены на 6

разрядов. К первому отно­сились все городские домовладельцы и земле­владельцы.

Вторую группу составляло купече­ство (все три гильдии). Был повышен до 1000

рублей имущественный ценз для перехода в разряд купечества. Первые две группы

обладали рядом привилегий: освобождались от теле­сных наказаний, от казенных

служб и от по­душной подати и рекрутчины. К третьему разряду относились цеховые

ре­месленники, к четвертому - иностранцы и ино­городние, постоянно проживавшие

в городе. К пятому разряду - именитых граждан - отнес­ли торговцев и

предпринимателей с капиталом более 50 тыс., банкиров, должностных лиц

го­родского самоуправления, ученых и людей: творческих профессий - художников,

музыкантов. Шестой разряд составила основная масса горожан — простые посадские

люди. Вместе с третьим разрядом они составляли сословие мещан, имевшее

ряд прав:

• сохранение сословного звания и передачу его по наследству;

• неприкосновенность и свободное распоря­жение собственностью;

• свободу промышленной деятельности.

Жители всех 6 разрядов принимали участие в городском самоуправлении.

Екатерина II предполагала принять также «Сельское положение» для третьей

категории граждан - государственных крестьян. Его проект был подготовлен,

однако не был принят из-за боязни недовольства дворян.

Вопрос №26. Внешняя политика России во второй половине XVIII века. Её итоги.

Война с Польшей. Русско-турецкая война 1768-1774 гг.

В 1763 г. умер польский король Август III, сразу же началась борьба между

кандидатами на престол. При поддержке Рос­сии королем Польши стал Станислав

Понятовский, хотя этому активно противодей­ствовали Франция и Австрия.

Польский сейм под нажимом нового короля уравнял в правах католиков и

диссидентов. Но польские магнаты подняли против короля Станислава мя­теж,

который был подавлен русскими войсками в 1768 г. В 1768 г. турецкий султан

потребовал вывода русских войск из Речи Посполитой. Получив отказ, Турция в

конце 1768 г. объя­вила России войну. Одновременно крымские татары совер­шили

налет на южные окраины страны. России пришлось воевать на двух фронтах —

западном и южном. Во­енные действия 1768—1769 гг. для русской армии были

не­удачными. Однако в это время Османская империя посте­пенно приходит в

упадок, ее экономика, армия, полководцы уступают русским. Поэтому было

принято решение — вести войну одновременно на Дунае, в Крыму, в Закавказье,

куда по приглашению Грузии вступили русские войска. В июне 1770 г. 30 000

русская армия под командованием П. А. Ру­мянцева разгромила 80 000 турецкую

армию. Русская эскадра под командованием адмирала Г. А. Спиридова совершила

переход из Балтики в Средиземное море. Здесь в Чес­менской бухте произошло

морское сражение. Русские насчи­тывали 30 кораблей против 70 турецких.

Отказавшись от шаб­лонной линейной тактики, с помощью хитрого маневра они

разгромили турецкий флот. Турецкая торговля в Средизем­ном море была

подорвана, что облегчило действия русских на суше. В 1771 г. русским войскам

удалось захватить все основные цен­тры Крыма. Турки вынуждены были пойти на

переговоры, но, опираясь на поддержку Англии и Франции, предоставить

не­зависимость Крыму отказались. В 1773 г. после некоторого за­тишья бои

возобновились, А. В. Суворов дважды разгромил турецкую армию. В июле 1774 г.

в болгарской деревне Кючук-Кайнарджи был подписан мирный договор, по

которому:

· Россия получала земли между Днепром и Южным Бугом с Кинбурном;

· к России отошла Керчь, она получала право плавания торго­вых судов по

Азовскому и Черному морям, черноморским проливам Босфор и Дарданеллы; Россия

стала черно­морской державой;

· Россия брала покровитель­ство над Молдавией и Валахией;

· Крым становился незави­симым от Турции.

Русско-турецкая война (1787-1791 гг.)

Турция не хотела мириться с утратой своего господства на Черном море и

готови­лась к новой войне. В 1777 г. русские войска вторглись в Крым и

поставили крымским ханом Шагин-Гирея. Однако его власть была не­прочной. В 1783

г. под давлением Г. А. Потемкина Шагин-Гирей отрекся от престола, а Крым был

присоединен к Рос­сии, как и земли по реке Кубань. В 1783 г. по просьбе

грузинского царя Ираклия II в Георгиевске был подписан трактат, по которому

Россия брала Грузию под свое покро­вительство. Летом 1787 г. Турция предъявила

России ультиматум, требуя возвращения Крыма, восстановления власти над Грузией

и осмотра русских кораблей, проходящих через пролив Дарданеллы. Ультиматум был

отклонен, и в августе 1787 г. Турция объявила России новую войну. А. В. Суворов

уничтожил ту­рецкий десант в районе Кинбурна. При этом России при­шлось

отвлечься на войну со Швецией (1788—1790), войска которой были разгромлены.

Летом 1788 г. в двух морских сражениях был разгромлен ту­рецкий флот, а в

декабре 1788 г. Суворов захватил крепость Очаков, считавшуюся «ключом» к

Черному морю. В 1789 г. были одержаны еще две крупные победы. Вначале Суворов

разгромил турецкую армию у Фокшан. Еще важнее была по­беда на реке Рымник.

Турки потеряли 17 тысяч человек, а рус­ские всего 45 человек. Главным событием

кампании 1790 г. стало взятие крепости Измаил в устье Дуная, считавшейся

неприступной. Гарни­зон Измаила составлял 35 000 человек при 250 орудиях, у

русских было 30 000 человек. После отклонения ультиматума сдать город, 11

декабря 1790 г. колонны русских двинулись на приступ крепости. После 9-часового

боя Измаил был взят, его гарнизон уничтожен, путь на Стамбул был открыт. В 1791

г. Кутузов одержал ряд побед на Дунае. Молодой черноморский флот под

командованием Ф. Ф. Ушакова дважды в 1790 и 1791 гг. нанес сокрушительные

поражения турецкому флоту. Турция запросила мира. В декабре 1791 г. был

заключен Ясский мирный договор, по которому:

· к России отошли земли между Южным Бугом и Днестром;

· Турция признала присоединение к России Крыма, Грузии;

· однако Бессарабию, Молдавию и Валахию пришлось вер­нуть Турции.

Началось освоение новых южных районов, были построены города — Херсон,

Николаев, Одесса, Севастополь, Ставро­поль, Ростов-на-Дону.

Разделы Польши (1772, 1793, 1795).

Во второй половине XVIII в. Речь Посполитая переживала глубокий кризис. Даже

избрание королем Станислава Понятовского не устранило внутренних

противоречий. Пруссия и Австрия давно хотели разделить Польшу, но Ека­терина

II не была сторонницей раздела, хотела сохранить единую Польшу под русским

контролем. Однако возникла опасность, что Австрия и Пруссия поддержат Турцию

в вой­не против России, Тогда Екатерина приняла план Фридри­ха II о разделе

Польши. В 1772 г. Австрия, Пруссия, Россия совершили агрессию и разделили

часть польских земель. Австрия присоединила За­падную Украину и Галицию,

Пруссия — Поморье, Россия — Восточную Белоруссию и часть Литвы. Польский сейм

был вынужден согласиться с разделом. Речь Посполитая потеря­ла территорию в

3800 кв. км с населением 4 млн. человек. В 1791 г. в Польше была принята

новая конституция: отменя­лась выборность короля. Екатерина II посчитала, что

польские реформы — это влияние французской революции и Польшу надо проучить.

В 1793 г. произошел второй раз­дел Польши. Пруссия захватила Гданьск, Торунь,

Познань. К России отошла центральная Белоруссия с Минском и Пра­вобережная

Украина. Это вызвало национальное восстание во главе с Тадеушем Костюшко за

независимость Польши, но оно было подавлено русскими войсками, которыми

ко­мандовал А.В. Суворов.

Поражение восстания означало гибель Польши как само­стоятельного государства.

В 1795 г. был осуществлен третий раздел Польши. Австрия захватила южную часть

с Любли­ном, к Пруссии отошла центральная часть с Варшавой. Рос­сия получила

Литву, Западную Белоруссию, Волынь, Курляндию. Таким образом, большинство

украинских земель и вся Белоруссия вошли в состав России. Здесь прекратились

рели­гиозные гонения православных. Началась хозяйственная ин­теграция Украины

и Белоруссии в российскую экономику, строились мануфактуры, росли города,

развивалась торговля. Начали складываться украинская и белорусская нации. На

Украине было введено крепостное право.

Вопрос №27. Внутренняя политика Александра I. Попытки реформ начала XIX века.

Реформа государственного управления.

К началу XIX в. введенная Петром I коллегиальная система управления

находилась в состоянии полного развала и нуждалась в срочной реформе. Поэтому

в 1802 г. вместо

прежних 12 коллегий было создано 8 минис­терств. Однако реформа оказалась

неудачной, так как функции и структура министерств не были определены. Поэтому

в 1810-1811 гг. принципы, положенные в ее основу, была скорректированы. С этого

времени делами каждого министерства ведал специально на­значаемый и

ответственный лично перед импе­ратором министр. Все крупные отрасли

управ­ления были выделены в самостоятельнее министерства с единообразной

внутренней и структурой и принципами ведения дел, кроме того, были определены

взаимоотношения ми­нистерств с другими органами власти.

Высшим административным органом страны стал возникший в 1802 г. Кабинет

минист­ров, реально представлявший собой место со­вещания императора с

наиболее доверенными высшими чиновниками. Органом, объединяю­щим и

координирующим деятельность минис­терств, Кабинет министров так и не стал. Эти

функции сохранил за собой император как гла­ва исполнительной, законодательной

и судеб­ной власти в стране.

Дальнейшие преобразования связаны с дея­тельностью М.М. Сперанского,

сына сельского священника, сделавшего карьеру исключи­тельно благодаря своим

способностям. При Павле I он служил в канцелярии генерал-прокурора, а затем

оказался на должности статс-секретаря в Непременном совете

постоян­ном законосовещательном органе власти при императоре, состоявшем из

высшей знати.

Именно ему Александр поручает разработку реформы, которая должна была изменить

госу­дарственный строй в соответствии с либеральными идеалами, привитыми

молодому царю его воспитателем - швейцарцем Лагарпом. К осени 1809 г. проект

преобразований был подготовлен и представлен царю. Сперанский предусматривал

ряд мер, направлен­ных на превращение России из деспотического государства в

конституционное, имеющее за­конодательные преграды на пути возрождения

самовластия. Основным средством осуществ­ления этого была организация

управления на основе разделения властей (законодательной, исполнительной и

судебной), а также участие общества в государственных делах путем со­здания

выборного законосовещательного орга­на - Государственной Думы. Выборная

система предусматривала иму­щественный ценз для избирателей, которые делились

на три сословия: дворяне, «среднее сословие», состоявшее из купцов, мещан,

го­сударственных крестьян, и «народ рабочий» -лишенных избирательного права

крепостных, прислуги, наемных рабочих. Исполнительная власть сосредоточивалась

в министерствах, государственная - в рефор­мированном Сенате. Предусматривалась

вы­борность местных дум и Сената. Министров на­значал царь, но отвечали они

перед Думой. Во главе государства по-прежнему стоял мо­нарх, которому

принадлежала вся полнота власти. Связующим звеном между ним и тремя ветвями

власти должен был стать Государст­венный Совет - совещательный орган из

на­значаемых царем людей, через который должны были поступать к царю все дела и

в котором предполагалось обсуждать все госу­дарственные мероприятия. Таким

образом, в стране вводилась конституционная монархия. Общество получало

право на участие в государ­ственном управлении. Проект был одобрен Александром

I и 1 ян­варя 1810 г. начал осуществляться с создания Государственного Совета,

заменившего Непре­менный Совет. В его состав вошли назначен­ные царем сановники

(35 человек). Его предсе­датель одновременно возглавлял и Кабинет министров.

Задачей Государственного Совета было обсуждение всех законопроектов перед

утверждением их императором.

Сперанский надеялся, что осуществления проекта удастся добиться на протяжении

1810 г. Но дальше создания Госсовета дело не пошло: даже сами его члены были

против даль­нейших преобразований. Реформа. Сената по­сле длительного

обсуждения принята не была, проект Свода законов также был отклонен. А в 1812

г. был отправлен в отставку и сослан в Нижний Новгород сам Сперанский.

Впоследствии отказавшись от своих либеральных взглядов, он вернется к делам

государственного управле­ния.

Однако удаление Сперанского еще не озна­чало, что Александр отказался от

либерально­го курса. В 1818 г. в речи на откры­тии сейма в Варшаве Александр

объявил о сво­ем желании ввести конституцию и в России, что опубликовали в

русских газетах. -

В 1819 г. Александр поручил император­скому комиссару при польском правительстве

Н. Новосильцеву составить конституционный проект. Работа велась в строжайшей

тайне в Варшаве и к 1820 г. была завершена. За основу ее авторы взяли проект

польской конституции, использовался и проект Сперанского. В резуль­тате был

создан достаточно консервативный документ, известный как «Уставная грамота

Российской империи». Проект сохранял доми­нирующее положение монарха во

всех облас­тях государственного управления. Новым бы­ло создание двухпалатного

парламента, в который депутаты частично назначались ца­рем, частично выбирались

на основании много­ступенчатых выборов. Вводились комплекс гражданских прав и

свобод и федеративное го­сударственное устройство. Однако ничего подобного

обнародовано не было. Более того, в начале 20-х годов Алек­сандр не только

отказывается от преобразова­ний, но начинает проводить все более и более

консервативную внутриполитическую линию, опираясь на безупречно исполнительного

А.А. Аракчеева, с одинаковым рвением гото­вившего как проект отмены крепостного

пра­ва, так и введение военных поселений.

Крестьянский вопрос. Несмотря на понимание необходимости

об­легчить положение крепостных крестьян, в ре­шении крестьянского вопроса был

избран путь постепенных частных изменений существую­щей системы взаимоотношений

крестьян и по­мещиков:

· Указ 1801 г. давал право купцам, мещанам, государственным крестьянам

поку­пать ненаселенные земли и вести на них хозяйство с помощью нёмного

труда, это разрушало монополию дворян на владение землей.

· Указ 1803 г. о «вольных хлебопашцах» давал помещикам право отпускать

кресть­ян на волю с землей за выкуп в результате взаимного согласия.

Освобожденные крес­тьяне переводились в новое сословие, зани­мавшее

промежуточное положение между, помещичьими и государственными крестьянами.

Крестьяне получали право собственности на недвижимость и участие в

обяза­тельствах.

· В 1816-1817 гг. освобождены прибалтийские крестьяне. С 1816 г. Александр

неоднократно пытался добиться инициативы дворянства в решении этого вопроса.

В прибалтийских губерниях не существовало крепостного права в его крайних

формах, крестьяне имели некоторые права. Уровень развития товарно-де­нежных

отношений там был выше, чем в Европейской части России, и сохранение

крепостного права оказывалось экономиче­ски невыгодным. Крестьяне получили

лич­ную свободу без земли. Попытка в 1817 г. склонить дворянство Полтавской и

Черни­говской губерний выступить с просьбой об­судить вопрос об отмене

крепостного права не удалась. В русских землях ничего похо­жего сделано не

было.

Более поздние проекты крестьянской ре­формы, разработанные А.А. Аракчеевым и

Я.А. Гурьевым в обстановке строгой секрет­ности, так и остались лишь на

бумаге. Подавляющее большинство российского дворянства, как в александровскую

эпоху, так и позднее, в 50-60 гг., были решительными противника­ми отмены

крепостного права и пошли на это только вследствие нажима «сверху».

Реформа системы образования.

В 1803—1804 гг. была проведена реформа народного образова­ния. Россия испытывала

острую потребность в грамотных чиновниках, дипломатах, инженерах и т.д.

Усложнялось государственное управ­ление, росли промышленность и торговля,

появились пароходы и железная дорога, а образованных людей было крайне мало.

Поэто­му основная цель реформы была в том, чтобы дать возможность получить

образование сво­бодным людям из низших сословий, а затем привлечь их к

государственной службе. Все учебные заведения делились на четыре

ступени, вводилась преемственность между ними. Страна была разделена на учебные

округа, во главе которых стоял местный университет, обязанный обеспечивать

учебными программа­ми и кадрами свои училища и гимназии. Были открыты 5 новых

университетов и два привиле­гированных учебных заведения для дворян —

Царскосельский и Демидовский лицеи. Для университетов предусматривалась

автономия, были выделены большие средства для созда­ния низших звеньев

образовательной систе­мы. Но к 1816- 1817 гг. политика царизма в области

просвещения также претерпела зна­чительные изменения и оказалась в общем русле

нарастания консервативных тенденций. Проявлениями «нового курса» стали усиление

цензуры, преобразование Министерства про­свещения в Министерство народного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 Собрание рефератов