Рефераты

Шпора: История экономических учений

Шпора: История экономических учений

1. Предмет, метод и значение курса ИУЭ.

2. Характеристика основных периодов курса ИУЭ.

3. Общая характеристика экономической мысли Древнего мира.

4. Восточное рабство.

5. Особенности экономической мысли стран Древнего Востока.

6. Особенности экономической мысли античного мира.

7. Экономическая мысль древнего Египта.

8. Экономическая мысль Древней Вавилонии.

9. Экономическая мысль Древнего Китая.

10. Экономическая мысль Древней Индии.

11. Экономическая мысль древней Греции.

12.Эконмоическая мысль Древнего Рима.

12.Экономическая мысль Древнего Рима.

13. Теория «совершенного государства» Платона.

14. Экономические воззрения Аристотеля.

15. Экономические идеи Конфуция.

17. Общая характеристика и особенности экономической мысли эпохи Средневековья.

18. Сравнительная характеристика экономической мысли и

Древнего Мира и Средневековья.

19. Экономическая мысль эпохи раннего феодализма.

20. Особенности экономической мысли классического феодализма.

21. Общая характеристика раннего утопического социализма.

22. Сравнительная характеристика утопических идей Т.Мора и Т.Кампанелы.

23. Экономическая мысль феодальной России и Украины.

24. Экономическая мысль арабских стран эпохи феодализма.

25. Экономическая мысль Ибн Хальдума.

26. Экономические идеи Фомы Аквинского.

27. Общая характеристика и значение меркантилизма в истории экономической мысли.

28. Основное положения раннего меркантилизма.

29. Основные положения позднего меркантилизма.

30 Сравнительная характеристика идей раннего и позднего меркантилизма.

31. Особенности меркантилизма в России.

32. Особенности меркантилизма в Англии.

33. Особенности меркантилизма во Франции.

34. Особенности меркантилизма в Италии.

35. Меркантилизм в Украине: основные положения.

37. Общие характерные признаки классической школы политэкономии.

38. Этапы эволюции классической политэкономии.

39. Особенности предмета изучения и метода классической школы политэкономии.

41. Ранняя классическая буржуазная политэкономия.

42. Экономические взгляды У.Петти.

43. Экономические воззрения П.Буагильбера.

Учения Сен-Симона

44. Экономические идеи представителей школы физиократов.

45. Сравнительная характеристика экономических положений

меркантилизма и физиократов.

46. Сравнительная характеристика экономических идей

представителей школы физиократов Ф.Кенэ и Тюрго.

47. Экономические идеи Ф.Кэне и его «Экономическая таблица».

48. Экономические воззрения Тюрго.

49. Экономические идеи Адама Смита.

50. «Богатства народов» А.Смита: основные положения.

51. Концепция «невидимой руки» и «невидимого человека» А.Смита.

52. Экономический либерализм и роль государства по А.Смиту.

Кейнс

!!! Экономические идеи феодальной России (IX-XVI вв.).

54. Политэкономия Рикардо.

55. Сравнительная характеристика экономических идей А.Смита и Д.Рикардо.

56. Идеи буржуазной политэкономии в трудах декабристов.

Идеи декабристов.

57. Трудовая теория стоимости Д.Рикардо.

58. Экономические идеи А.Н.Радищева.

59. Антикрепостнические идеи в трудах

экономистов-мыслителей России и Украины конца XVIII - первой половины XIX вв.

60. Основные идеи и вклад Сисмонди и в развитие мировой экономической мысли.

61. Сравнительная характеристика классической школы

политэкономии и мелкобуржуазной.

62. Экономические идеи Прудона.

63. Экономические идеи А.И.Герцена и Н.П.Огарева.

64. Экономические идеи Н.Г.Чернышевского.

66.ВБПЭ Франции. Экономические учения Ж.Б.Сея и Ф.Бастиа.

68. Экономические идеи Т.Мальтуса.

69. Экономические идеи Д.С.Миля.

70. Теория «последнего часа» Сениора.

71. ВБПЭ США. Г.Ч.Кэри и его теория «гармонии интересов».

72. ВБПЭ Германии Зарождение системы национальной политической экономии.

73. Экономический национализм Ф.Листа.

74. Специфика научного мировоззрения «исторической школы» Германии.

75. Ранняя историческая школа германии.

78. Сущность и этапы маржинальной революции.

79. Сравнительная характеристика раннего и позднего утопического социализма.

80. Сравнительная характеристика позднего утопического

социализма Англии и Франции.

81. Поздний утопический социализм Франции.

82. Поздний утопический социализм Франции.

83. Сравнительная характеристика утопических идей Сен-Симона и Ф.Фурье.

85. Основные концепции и положения австрийской школы предельной полезности.

86. Поздняя экономическая школа Германии.

87. Экономические учения Менгера.

88. Сравнительная характеристика кардиналистской и

ординалистской концепций предельной полезности.

89. Экономические воззрения Ф.Визера и О.Бем-Баверка.

90. Экономические идеи Л.Вальраса и В.Парета.

91. Экономически учения А.Маршалла.

92. Экономическая школа политэкономии. Экономические идеи Дж.Б.Кларка

Сущность и значение теорий «больших циклов конъюнктуры» Н.Кондратьева.

93. Экономические идеи представителей шведской школы политэкономии.

96. Общая характеристика и основные этапы развития марксизма.

97. Экономическое учение К.Маркса.

98. Экономическое учение Ленина.

99. Распространение марксизма в России и Украине.

Экономические взгляды Н.И.Зибера, Г.В.Плеханова.

100. Общая характеристика и основные этапы развития ревизионизма.

101. Институционализм: общая характеристика и основные этапы развития.

103. Экономические воззрения Дж.Гэлбрейта.

104. Социально-экономические идеи народничества.

105. Экономические идеи революционных и либеральных

представителей народничества.

106. Особенности русской экономической мысли конца XIX - начала XX века.

107. Теория монополистической конкуренции Э.Чемберлена.

108. Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж.Робинсон.

109. Возникновение и общая характеристика кейнсианства.

110. Основные положения и концепции работы Дж.М.Кейнса

«Общая теория занятости, процента и денег».

111. Концепция «Неоклассического синтеза» А.Самуэльсона.

112. Возникновение и сущность неолиберализма

115. Концепция социального рыночного хозяйства

фрайбургской школы неолиберализма.

116. Концепция монетаризма М.Фридмена.

117. Концепция экономической свободы Ф.Хайека.

118. Социально-психологическое направление институционализма.

119. Социально-правовое направление институционализма.

120. Конъюктурно-статистическое направление институционализма.

1. Предмет, метод и значение курса ИУЭ.

Предметом истории экономических учений является процесс возникновения,

развития и смены экономических воззрений различных идеологов социальных

групп, школ, течений идеологов. Фигурально выражаясь, история экономических

учений – это «научающее отражение отражения». При этом взгляды и течение

экономической мысли, как правило, бывают трех типов: исторический;

критический и логический.

Метод истории экономических учений, как и метод исследования вообще, состоит

в своем ядре из ряда приемов способов, инструментов, применяемых в системе

определений «философии истории» с целю вычленения их объект исследования

своего «рамочного поля», т.е. своего собственного предмета исторического

видения развития экономических теорий. Метод включает ряд принципов и

конкретных исследовательских приемов.

Принцип истории состоит в последовательном и возможно более широком охвате

взглядов, доктрин, концепций в течение исторического времени, с фиксацией

хронологически появляющихся источников и их авторов.

Логический принцип состоит в фиксации развития внутренней логики научных

теорий, системы категорий, проблемного построения анализа.

Принцип сравнения или компаративный метод состоит в сравнении теорий как друг

с другим, так и действительностью с другом, так и с действительностью с

помощью чего можно увидеть достижения той ил иной теории или ее

специфичность.

Распространен эластический принцип, суть которого состоит в попытках синтеза

различных теорий, их непротиворечивого толкования.

2. Характеристика основных периодов курса ИУЭ.

Необходимо выделить направления. А в их рамках – теоретические течения и

отдельные школы. Переломные моменты в истории экономической мысли могут не

точно совпадать с важнейшими историческими сдвигами, что позволяет говорит и

о ее собственных этапах.

Начиная с эпохи капитализма, процесс интернациона-лизации хозяйственной, а

затем и всей общественной жизни постепенно превращает развитие экономической

мысли в единых мировой процесс. Уже работы классиков буржуазной политэкономии

А.Смита и Д.Рикардо пользовались широкой известностью в многих странах мира.

Развитие марксистско-ленинской экономической теории приобрело подлинно

всемирный характер.

Важное место занимает русская экономическая мысль домарксового периода.

Несмотря на то, что ее достижения объективно не могли оказать среди

источников марксизма в силу значительной социально-экономической отсталости

России, изучение русской экономической мысли, прежде всего ее революционных

направлений, представляет большой интерес.

Большое внимание уделяется марксистско-ленинской политэкономии, включая и ее

новейший этап. Именно этот раздел истории экономических учений имеет особенно

важное значение как с точки зрения потребностей дальнейшего развития

экономической науки, так и с воспитательной толчки зрения.

3. Общая характеристика экономической мысли Древнего мира.

Становление экономической мысли совпадает со становлением человеческого

общества. Эпохой рабовладения начинает с установлением классовых общества в

Месоп-отамии и Египте в 4 тыс. до н.э. Материальной базой этого процесса

явилась технологическая революция, связанная с началом применения металлов,

переходом к интенсивному сельскому хозяйству и возможностью получения на

этой основе относительно устойчивого прибавочного продута.

Основными источниками получения прибавочного про-дукта был ив эту эпоху

эксплуатация крестьян-общинников через ренту-налог, получившая

распространение в азиатском регионе, и эксплуатация рабов, государственных

или частных.

В некоторых регионах древнего мира усиленное развитее поучили товарно-

денежные отношения, связанные прежде всего со обслуживанием международной

торговли.

Особенностью экономической мысли древнего мира была ее недифференцированность

от политико-правовой, религиозной идеологии. Собственно экономических

трактатов найти практически невозможно. Это объясняется в первую очередь тем,

что господствующие классы – носители письменной культуры – ли в небольшой

степени вмеши-вались в традиционный ход натурального производства. Их

экономические интересы заключались лишь в устойчивом поступлении прибавочного

продукта. Поэтому и зафикси-рованная в письменных источниках экономическая

мысль господствующих классов вращается в основном вокруг создания нормальных

условий для функционирования общин непосредственных производителей.

Несмотря на незрелость своих положений, экономичес-кая мысль древности

добилась ряда ценных теоретических результатов, вошедших сокровищницу

экономического наследий человечества.

4. Восточное рабство.

Систематизация экономической мысли в экономической теории началась еще в

древнем мире с появлением первых государственных образований. Она тесно

связана с периодом образований рабовладения, зародившего на востоке в 4 веке

д.н.э. Уже тогда нарастание в недрах натурального хозяйства товарно-денежных

отношений обусловило возникновение проблем, связанных с осмыслением границ и

соотношении государственной, общинной и частной собственности, толкованием

сути экономических законов и категорий.

Восточному рабству были присущи масштабное участие государства в хозяйстве,

контроль оросительных сооружениях, регламентация расточительства, долговой

кабалы, торговых сделок и других правовых мер.

Восточной рабство способствовало формированию азиатского способа производства.

Общая черта экономической мысли древнего мира состоит в том, чтобы сохранить

приоритет натурального хозяйства осудить с позиций нравов крупные торгово-

расточительные операции. Нарушающие якобы эквивалентный и пропорциональный

обмен товарами.

Выразителями подобного рода воззрений были крупные мыслители и отдельные

правители рабовладельческих государств. Из дошедших до нас письменных

источников, памятников экономической мысли Древнего Востока принято считать

поучения Геракмопольского царя своему сыну. В нем идет речь о правилах

управления государством и принципах хозяйствования.

Еще одно учение – речение Ирусера. В нем дается критическая оценка

неуправляемого роста масштабов домового рабства и расточительства, из-за чего

богатыми тали даже простолюдины. Наиболее известным ранним памятников

древневосточной экономической мысли является кодекс законов Вавилонии.

Принятый царем Хамурапи. Этот период в государстве Месопотамии,

расположенной в междуречье Тигра и Ифрата возникал реальная угроза сохранения

его устоев. Быстрое развитие товароденежных отношений сопровождалось резким

сокращением поступления налогов в казны и ослабление государственных структур

и особенно армии.

Кодекс консолидировал общество и экономическую жизнь. Его законы были

направлены на то, чтобы сильный не притеснял слабого, в нем были закреплены

нормы жестко регламентируемых натурально-хозяйственных основ, так за

покушение на частную собственность, виновного могли обратить в рабство или

приговорить к смертной казни. Попытки увести чужого раба, который

приравнивался к имуществу сурово наказывали вплоть до сметной казни. Царские

войны и граждане по новым законам за невозвращение долга впредь не лишались

своих наделов, а отдавали в рабство членов семьи. По истечении 3-х лет, эти

члены освобождались, а долги аннулировались.

Масштабы расточительства были упорядочены так что предел денежной суммы не

должен был превышать 20%, а натуральной суммы – 33%. К числу памятников

экономической мысли Древнего Востока правомерно отнести разработки целостных

систем государственного регулирования натурального хозяйства в Древнем Китае

и Древней Индии.

5. Особенности экономической мысли стран Древнего Востока.

Экономическая жизнь древневосточных обществ имеет практически полностью

натурально-хозяйственную основу и регулируется «снизу» унаследованной еще от

первобытных времен «традиций, «сверху» - государственной регламентацией, еще

во многом основанной на той же традиции.

Памятники экономической мысли Д.В. – это как правило своды, законов и

сочинения по искусству. Государственного управления, экономическое знание

носит догматический, априорный характер. Периодичное повторение одних и тех

же экономических ситуаций создавало возможность для успешного ведения

хозяйства путем простого копирования удачного опыта прежних лет.

Одним из первых дошедших до нас политиков экономической мысли является

«Поучение гераклеопольского царя своему сыну». Автор «Поучения» обращает

внимание на необходимость эффективного функционирования аппарата

управления, которое состоит между фараоном и населением. В сплоченности этого

слоя, автор видит залог успешного царствования.

Грамотность в Египте была монополией господствующих сословий.

Основные течения общественной мысли. Др. Китая оформились в 4 – 3 веке до

н.э. Огромную роль в истории сыграли докапиталистического Китая сыграло

Конфуцианство. Свой социальный идеал Конфуций видел не в будущем, а в прошлом

страны. Он защищал интересы родовой знати, позиции которой сильно пошатнулись

в целях стабилизации социально-экономического строя тогдашнего Китая.

Конфуций предложил программу тотального совершенствования человека. В 4 – 3

веке до н.э. у конфуцианских идеологов появилась оппоненты – пегисты. Пегизм

по-своему отражал новые тенденции хозяйственной развития Древнего Китая,

связанные с усилением экономической роли государства и формированием

императорско-бюрократической системы управления.

Особое место в истории древнекитайской идеологии занимает даосизм.

Основоположник – Дао-цзы считал, что возврат к естественному состоянию

приводит к управлению имущества. Социальная утопия даосов содержала элементы

реакционности. Она по-своему отражал проходит народных масс, когда достижение

цивилизации служили средствами их эксплуатации. Эти и многие другие идеи были

присущи экономической жизни Древнего Востока.

6. Особенности экономической мысли античного мира.

Особенности развития экономической мысли АМ можно проследить на примерах

развития таких государств, как Греция и Рим.

Экономическая политика этот периода ориентировалась на широкую эксплуатацию

рабов, развитие торговли и денежного хозяйства. В условиях кризиса

рабовладельческого способа производства экономическая мысль Древней Греции

становиться более реакционной, что выражается в ее ориентации на натуральное

хозяйство и на защиту аристократных форм государственного устройства. Эти

тенденции наиболее ярко проявлялись в экономической мысли Ксенофонта,

Платона, а также в меньшей степени в учении Аристотеля.

Ксенофонт рабство считал естественной формой эксплуатации, а рабов –

говорящими орудиями.

Однако он осознавал низкую производительность труда рабов и рекомендовал

рабовладельцам шире использовать материальные стимулы. Заслугой Ксенофонта

является то, что он , говоря о «ценности товара; рассматривал ценность как в

смысле потребителей стоимости , так и в смысле меновой. Он был первым, кто

поставил вопрос обо этих двух сторонах товара.

Интересные идеи были у Платона. Государство у него выступает как форма

разрешение противоречия между многообразием потребностей людей и

однообразием их способностей. Наиболее важной отрасли экономики Платон считал

зземледелиме, затем ремесло, а торговые объявлялись , вообще, занятием

непочитаемым.

Аристотель смог значительно больше других своих современников углубиться в

экономические проблемы. Он разработал проект идеального государства, в

котором он рассматривает и признает необходимость деление общества на

свободных и рабов. Экономика представляется им как важная и почетна

деятельность.

Говоря о древнем Риме можно сказать, что было государство, в котором

рабовладельческое производственные отношения были боле развиты, чем в Древнем

Греции территориальная экспансия Рима привела к созданию огромной империи, к

порабощению многих племен и народов. Положение римских рабов, происходящих в

основном из военнопленных, было более тяжелым, чем рабов в античной Греции.

Экономическая мысль Древне Рима решал в основном аграрные проблемы, прежде

всего проблемы рациональной организации рабовладельческих вилл и латифундий.

Проблемы рациональной организации рабовладельческого хозяйства таким отражены

в трудах римских агрегатов Варрона и Колутелы.

Огромные вклад в развитие экономической мысли внесли такие идеологи, как

Гракхи, Цицерон, Сенека и др.

7. Экономическая мысль древнего Египта.

Одним из первых дошедших до нас памятников экономической смыли является

«Поучение гераклеополь-ского царя своему сыну». Автор «Поучения» обращает

внимание на необходимость эффективного функциони-рования аппарата управления,

которые стоит между фараоном и населением. В сплоченности царствования.

Аппарат должен работать «как один отряд». Для этого царю необходимо

заботиться о материальном поощрении чиновников: «Возвышай твоих вельмож,

чтобы они поступали по твоим законам. Не пристрастен тот, кто богат в своем

доме, он владыка вещей и не нуждается. Награждай вельмож податными спискам,

жрецов – участками земли». Для добора людей в аппарат управления автор

советует приближать « к себе человека за дела его», не делая различия между

сыновьями из знати и простолюдинов. Это отражает еще не завершившийся процесс

класообразования в Древнем Египте.

Грамотность в Египте был монополией господствующих сословий. Чиновников

готовили в специальной школе. Своеобразной апологией профессии чиновника

является «Получение Ахтоя своему сыну Пиопи». Показывая альтернативы карьере

писца, автор описывает положение непосредственных производителей и заключает.

Интересным памятником древнеегипетской мысли является «Речение Ипусера».

Усиление государственной эксплуатации, рост долгового рабства и

ростовщичества привели к гражданской войне. В этой связи «Речение Ипусера»

выражает точку зрения господствующих сословий на события в стране. Для

Ипусера – «несчастье для сердца», что вскрыты архивы, расхищены податные

декларации. Ипусер недоволен, что «простолюдины стали богатыми», «руководимые

стали собственниками рабов», а «собственники богатств стали неимущими».

Простолюдинов, ставших богачами, Ипусер именовал разбойниками, грабителями.

Ипусер стремился прежнего всего к возрождению деспотически-бюрократического

механизма регулирования хозяйства Древнего Египта. «Идеальный деспот», по

мнению Ипусера, не должен было допускать междоусобий в стране, насилия,

экспроприации знати. Новому правителю следует восстановить все ложности,

наладит систему трудовых повинностей, посредством которой происходит

строитель-ство пирамид и устройство водохранилищ, укрепит боевую мощь страны.

8. Экономическая мысль Древней Вавилонии.

Наиболее известным ранним памятников древневосточной экономической мысли

является кодекс законов Вавилонии. Принятый царем Хамурапи. Этот период в

государстве Месопотамии, расположенной в междуречье Тигра и Ифрата возникал

реальная угроза сохранения его устоев. Быстрое развитие товароденежных

отношений сопровождалось резким сокращением поступления налогов в казны и

ослабление государственных структур и особенно армии.

Кодекс консолидировал общество и экономическую жизнь. Его законы были

направлены на то, чтобы сильный не притеснял слабого, в нем были закреплены

нормы жестко регламентируемых натурально-хозяйственных основ, так за

покушение на частную собственность, виновного могли обратить в рабство или

приговорить к смертной казни. Попытки увести чужого раба, который

приравнивался к имуществу сурово наказывали вплоть до сметной казни. Царские

войны и граждане по новым законам за невозвращение долга впредь не лишались

своих наделов, а отдавали в рабство членов семьи. По истечении 3-х лет, эти

члены освобождались, а долги аннулировались.

Масштабы расточительства были упорядочены так что предел денежной суммы не

должен был превышать 20%, а натуральной суммы – 33%. К числу памятников

экономической мысли Древнего Востока правомерно отнести разработки целостных

систем государственного регулирования натурального хозяйства в Древнем Китае

и Древней Индии.

9. Экономическая мысль Древнего Китая.

Центральной фигурой древнекитайской экономической мысли является Конфуций, он

является автором сборника «Беседы и суждения». В его хозяйственных воззрениях

обосновывается необходимость государственной защиты экономического

благополучия родовой знати, всех выше-стоящих.

По его мнению, труд преумножает богатство народа и государства и что вполне

оправдано сосуществование частного владения потомственной аристократии и

непотом-ственных рабовладельцев. Образованный правитель – это отец народа.

Гарант и правильного действия и более равно-мерного распределения богатства и

в том числе благодаря собственной умеренности в расходах. Он убеждал, что

общество разделилось на сословия богом и природой.

Он призывал чтобы каждый человек стремился к моральном у совершенству,

постигая естественные правила уважения к старшим.

Согласно учению Конфуция, у народа будет достаток, если умело хозяйствовать

при регламентированных нату-ральных отношениях.

Гуань-дзы

В 4-3 в д.н.э. в Китае получили распространение идеи коллективного

экономического трактата «Гуань-дзы». Его авторы задумали ряд положений,

заслуживающих внимания и в наше время, например золото и жемчуг не

рассматрива-лись как восхитительные богатства. Богатством признается

материальные блага. Увеличивается роль денег, золото называется товаром,

служащим мерой исчисления ресурсов государства.

Отчетливо проводится мысль о необходимости стильного развития экономики и

утверждается, что только там царит спокойствие, где цены на хлеб

регулируются. Для регулирования экономики в целом авторы трактата рекомен-

дуют создавать государственные запасы хлеба, вести льгот-ные кредиты

земледельцам, заменить прямые налоги на железо и соль с их использованием.

В учении 3- косвенными, то есть распределить налоги на товары, которые

производятся их мыслителей избыточная надежда сделать богатым государство

путем более равномерного распределения национального богатства без поощрения

торговцев и ростовщиков.

Место в обществе богом избранных знатных четко опре-делено, а именно не будь

знатных, страна осталась бы без дохода. Но не могут все быть знатными и

поэтому должны трудиться.

10. Экономическая мысль Древней Индии.

Древнеиндийская экономическая мысль 4-3 в.д.н.э. представлена трактатом

«Артхашстра», автор – Каутилья. В этом трактате выделена роль царя в

выработке и реализации правильной экономической политики. Рабство признается

естественным природным явлением для накопления богат-ства. Только для арийцев

должно быть рабства.

Автор трактата заявляется, то государственное богатство складывается из

результатов труда населения. Деятельность государства должно быть направлена

охрану оросительных сооружений, освоение источников руды, строительства

дорог, развитие промыслов, борьба с народными спекулян-тами.

Чтобы обосновать присвоение прибыли торговцами, Каутилья считает, что если

цена товара на рынке складывает-ся не только из издержек. То следует заранее

устанавливать долю прибыли торговой цене товара в размере 5% на мест-ные и

10% на иностранные товары.

Большое значение Каутилья придавал решению финансовых проблем государств. По

его мнению, руководителем финансового ведомства должен быть «главный

собиратель дохода», ведающий и рядом подразделений государственного

хозяйства. Причем подобный доходов государства складывается из собственной

«прибыли» государственных хозяйств, а также всевозможных налогов и пошлин.

Судя по «статье расходов», государству следовало предоставлять средства в на

развитие промышленности, и торговли, для проведения публичных работ. Чтобы

финансовое ведомство, связанное с государственным хозяйством и податной

системой, работало исправно, Каутилья считал, что необходимо вести строгий

документированный учет доходов и расходов. Царь должен пресекать

казнокрадство чиновников.

11. Экономическая мысль древней Греции.

Ксенофонт

Самыми известными представителями этого периода – философы. Платон,

Аристотель, Ксенофонт. Ксенофонт – автор трактата «Домострой», один из первых

в истории экономической мысли обращается к всестороннему изуче-нию проблеме

разделения труда в обществе. Не оспаривал старые разделения труд на

умственный и физический, от природы разделение людей на рабов и свободных. Он

углуб-ленно агломентировал новый по тем временам тезис о том, что наиболее

простая работа может выполняться более производительней, степень разделения

труда обусловлена размерами рынка.

В числе первых был Ксенофон в двух сторонах любого товара выражается его

полезные свойства: потребительная стоимость и меновая стоимость.

Будучи сторонником натурально-хозяйственных отноше-ний и противником

ростовщичества он признавал необходи-мость и полезность денег, указывал на

их функции средства обращения средства накопления.

Платон

Во многом похожи на суждения Ксенофона учения Платона. Оно направлено на

упрочение основ натурально-хозяйственных политики. Это учение нашло свое

место в 2-х его трактатах. У него был проект государственного устрой-ства, в

нем высоко оценивалась роль аристократии, как это сословие вместе с войнами

составляет аппарат управления государством и должно управлять всем обществом.

Не философы, не армия не должны быть обременены ни какой собственность. Их

материальным обеспечением должно было заниматься государство. Все

хозяйственные заботы возлагаются в проекте на третье сословие общества, куда

относятся земледельцы, купцы, ремесленники. Рабы же – это собственность и ни

к какому сословию не отнесены. В другом трактате «законы» Платон

рассматривает положения материально обеспечения граждан высших сословий. Они

должны находится на государственном довольствии. Все граждане могут получить

дом и земельный надел. Земельный надел выделяется лишь с представлением

правовладения, хотя и с возможностью последующей передачи одному из детей на

тех же условиях. Ценность общего имущества граж-дан не должна разниться

больше чем в 4 раза.

Оба проекта Платона одинаковы в том, что аппарат управления государством не

должен иметь золота и серебро и заниматься ростовщичеством. Важнейшей

отраслью эконо-мики он считал земледелие, ремесло и торговлю менее

престижными занятиями.

12.Эконмоическая мысль Древнего Рима.

В этом государстве рабство было более развито, чем в Греции и имело иную

точку приложения (сельское хозяйство).

Наиболее известными работами являются работы Катона Старшего и Варрона.

В своем трактате «О земледелии» Катон обосновывает преимущества сельского

хозяйства по сравнению с другими отраслями экономики. Хотя Катон допускал

использование нерабского труда, но его идеалом было высокоинтенсивное

хозяйство виллы, основанное на рабском труде. При этом Катон обобщил опыт

ведения такого хозяйства и предлагал ряд советов по увеличению доходности.

Особое внимание он уделял проблемам организации рабского труда: он предлагал

применять метод «кнута и пряника».

Проблемы организации рабского труда рассматривает в своей работе «О сельском

хозяйстве» и Варрона. Он обосновывал преимущества сельского хозяйства и

порицал переселение римлян в городские стены. Он также был сторонником

самообеспечения вилл, а развитию рынка не придавал особого значения.

Защитниками интересов разорявшихся мелких земледельцев выступили народные

трибуны браться Тиберий и Гай Гракхи. В целях ограничения патрицианского

землевладения и решения аграрного вопроса Тиберий Гракх в 133 г до н.э.

предложил приинять закон, по которому римским гражданам разрешалось

арендовать не более 500 югеров государственной пахотной земли, причем одна

семья не могла занимать более 1000 югеров. Все излишки земли подлежали

возвращению государству и распределению среди нуждающихся по 30 югеров

условиях наследованного владения и уплаты небольшого налога. Определенные

надежды возлагались на наделение землей колонистов.

Луций Анней Сенека понимал политическую опасность рабства и призывал римлян

обращаться рабами более мягко, как с людьми, которые по природе равны

свободным.

12.Экономическая мысль Древнего Рима.

Экономическая мыль древнего мира получила дальнейшее развитие и завершение в

Древнем Риме. Важнейшей проб-лемой древнеримской литературы оставалась

проблем рабства, его оправдания. Организации и методов ведения крупных

рабовладельческих хозяйств (латифундий). По этим вопроса выступали Катон

Старший, Варрон Колумелла.

Обоснование древнеримской формы рабовладения, методы ведения крупного

земледельческого хозяйства подробно изложены в сочинении «Землевладение»

Катоном Старшим. Трактат Катона отразил периоды подъема римского

рабовладельческого производства. Его идеалом было в основном натуральное

хозяйство, обеспечивающее прежде всего свои потребности однако не исключалась

торговля, призванная реализовать часть продукции приоб-ретать то, что не

могло производиться собственными силами. Большое место сочинениях Катона

занимали советы по содержанию рабов, использованию их труда, методам

эксплуатации. Автор относил рабов к орудиям производства, рекомендовал

содержать их в строгости, в зависимости от прилежания, рационально

эксплуатировать питание, одежда, жилище должны были соответствовать положению

говорящих орудий. Все эти советы Катона нацелены на обеспечение рационального

ведения крупного рабовладельческого хозяйства.

Разработку проблем латифундийского хозяйства в I веке до н.э. продолжил

римский ученый Варрон. Его взгляды изложены в трактате «О сельском

хозяйстве».

В своем Варрон высказывает серьезную тревогу о судьбах рабовладельческого

хозяйства. Он упрекает рабовладельцев в том, что они отошли от дел, живут в

городах, перепоручив латифундии управляющим. Автор ищет пути укрепления

экономики.

13. Теория «совершенного государства» Платона.

Платон внес выдающийся вклад в историю политичной мысли. В области политики

его взгляды концентрировались научении о государстве, анализе форма

правления, последовательно сменяющих друг друга в силу внутренних

противоречий и противоположных идеальному, совершенному государству.

Он считал, что государство обуславливают человеческие потребности, «когда

каждый из нас сам для себя бывает недостаточен и имеет нужду во многих.

Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать

сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает

у нас название государства».

Идеальным, совершенным государством руководят немногие, способные в силу

природных задатков или следствии воспитания, предварительной длительной

подготовки люди. Граждане разделены на специальные разряды, при гармоническом

сочетании которых они выполняют необходимые для общества виды работ. При этом

Платон считает основным принципом идеального государства справедливость,

которая вместе с мудростью. Мужеством, сдерживающей мерой составляет главные

доблести государства. Труд в таком государстве специализирован.

Идеальное государство портится в связи с появлением частной собственности,

превращением свободных граждан в рабов. В результате возникает тимократия –

власть, основанная на господстве честолюбцев, богатстве частных лиц, что

ведет к войнам и постоянным раздорам.

Наихудшей формой государственного устройства, противоположную демократии,

Платон считает тиранию. Тирания – власть одного над всеми.

14. Экономические воззрения Аристотеля.

Наиболее крупной фигурой, представляющей экономическую мысль античного мира

является Аристотель. Он смог значительно больше своих современников углу-

биться в конкретный экономические проблемы. Свои произведения «Никамахова

этика» он разработал проект идеального государства, в которых он рассматривал

и приз-нает необходимость деления общества на свободных и рабов и разделение

труда на умственный и физический. Он пренеб-режительно относится к ремеслу и

считает, что ремеслами занимаются низко для людей.

Рассматривая деятельность людей, он относит одну сторон их деятельности к

естественной сфере экономики и другую сторону к неестественной сфере –

хрематистике.

Экономика в рассуждении Аристотеля представлена важнейшей и почетной

деятельности, людей земледелия тех, кто занят ремеслом и мелкой торговлей.

Его цель удовлет-ворить насущные жизненные потребности человека и поэтому она

должна быть объектом государственного управ-ления.

Хрематистику мыслитель сравнивает с беспечным искусством наживать состояние

посредством крупных тор-говых сделок и ростовщических операций, его цель

беспре-дельна так как главное в этой сфере обладание деньгами.

В концепции об экономике и хрематистике просматривается позиция Аристотеля,

как сторонника натурального хозяйства. Идеализируя модель рабовладель-ческого

государственного устройства, он искусственно упро-щает важнейшие элементы

хозяйственной жизни.

К издержкам аристотелевской концепции следует отнести двойственную

характеристику обмена. В одном случае обмен расценивается как акт

удовлетворения потреб-ностей и позволяет трактовать потребительную стоимость

товара как категорию сфер экономики. А в другом случае обмен символизирует

акт наживы и дает основание меновую стоимость считать категорией

хрематистики.

С позиций этой концепции Аристотель демонстрирует свое неприятие к крупной

торговле и ссудным операциям.

Такие формы торговли как прямой товарообмен и товарообмен посредством денег

он относит к сфере хрема-тистики.

По словам Аристотеля ростовщичество полным основание м вызывает ненависть и

является противоприрод-ный, оно делает денежные знаки предметом

собственности, они утачивают то свое назначение, ради которого они были

созданы. Они возникли ради мировой взимали проценты денег ведет к росту

денег.

15. Экономические идеи Конфуция.

Центральной фигурой древнекитайской экономической мысли является Конфуций, он

является автором сборника «Беседы и суждения». В его хозяйственных воззрениях

обосновывается необходимость государственной защиты экономического

благополучия родовой знати, всех выше-стоящих.

По его мнению, труд преумножает богатство народа и государства и что вполне

оправдано сосуществование частного владения потомственной аристократии и

непотом-ственных рабовладельцев. Образованный правитель – это отец народа.

Гарант и правильного действия и более равно-мерного распределения богатства и

в том числе благодаря собственной умеренности в расходах. Он убеждал, что

общество разделилось на сословия богом и природой.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Собрание рефератов