Шпора: История экономических учений
Он призывал чтобы каждый человек стремился к моральном у совершенству,
постигая естественные правила уважения к старшим.
Согласно учению Конфуция, у народа будет достаток, если умело хозяйствовать
при регламентированных нату-ральных отношениях.
!!! 16. Что порицала и в пользу чего выступала экономическая мысль Древнего
Мира.
Экономические воззрения средневековья носит ярко выраженный богословский
характер. Научное наследие духовных идеологов этой эпохи переполняет
схоластика.
В крупных восточных странах феодальный тип натурально-хозяйственных отношений
стал формироваться в 3-6 веках, а в западных странах – в 5-7 веках.
Этот период отличает усилением сословного характера и иерархической структуры
общества. Рост концентрации политической власти и экономического могущества у
светских и церковных доктрин.
Известная хозяйственная самостоятельность крестьянина в сравнении с
положением раба при рабовладельческом строе вызвала заинтересованность
крестьянина, вела повышению производительности его труда, развитию
производительных сил общества. В этом состояла историческая прогрессивность
феодализма по сравнению с рабовладельческим и первобытнообщинным строем. В
тоже время данному способу было присуще крайне низкое и рутинное состояние
техники.
Экономические взгляды охватывают широкий круг проблем, начиная с обоснования
законности владения феодальной землей, вечности деления общества на классы и
кончая усилением внимания к проблемам таварно-денежных отношений. При этом,
как правило, поддерживая развитие тварно-денежных отношений, кроме
ростовщических, идеологии того времени стремились сохранить феодальный строй.
18. Сравнительная характеристика экономической мысли и
Древнего Мира и Средневековья.
становление экономической мысли совпадает со становление человеческого
общества. Особенностью экономической мысли Древней Мысли была ее
недеференцированность от политико-правовой, религиозной идеологии
экономических трактатов найти практически невозможно. Это объясняется тем,
что господствующие классы – носители письменной культуры – лишь в небольшой
степени вмешивались в ход натурального производства. Их экономические
интересы заклались лишь в устойчивом поступлении прибавочного продукта.
Несмотря на незрелость свих положений, экономическая мысль древности
добилась ряда ценных теоретических результатов, вошедших в сокровищницу
экономической мысли человечества. Это произведения прежде всего Платона и
Аристотеля.
На смену рабовладельческому строю приходит феодальный способ производства,
основанный на частной феодальной собственности за землю.
Феодальный способ производства основан на сочетании крупной земельной
собственности класса феодалов и мелкого хозяйства непосредственных
производителей – крестьян. Известная хозяйствования самостоятельности
крестьян в сравнении с положением рабов при рабовладельческом строе, вызвала
заинтересованность крестьянина, вело к повышению производительность труда.
Этими отличились Древний Мир и Средневековье.
Экономические взгляды охватывали широкий круг проблем, начиная обоснования
законности владения феодальной земли, вечности деления классов и кончая
усилением внимания к проблемам товарно-денежных отношений.
На смену рабовладельческому строю приходит феодальный способ производства,
основанный на частной феодальной собственности на землю и внеэкономическом
принуждении непосредственных производителей – крестьян.
Феодальное общество имело сословный характер, характеризовалось иерархической
структурой господствующего класса, широким развитие отношений корпоративного
типа.
В крупных странах Востока Феодальные отношения стали формировать в 3-4в н.э.
Происходит дальнейшее смягчение рабовладельческих отношений. Важной
предпосылкою процесса феодализма стали мероприятия государственной власти по
раздаче земель частное владение и пользование.
Однако при широком развитии разных форма условного частного земледелия
государство продолжало полностью распоряжаться относительно большим фондов
плодородных земель, собирая с них поземельные налоги. Это позволяло ему
постоянно вмешивать в развитие частных хозяйств, владельческий статус которых
было в основном не полным. Это и определило развитие в странах Востока
различных форм «государственного феодализма», рад основных элементов которого
был унаследован из древности. Ли Гоу написал трактат «План обогащения
государства, план усиления армии, план успокоении народа». Он рассматривал
«финансы государства» в качестве главного звена обогащении государства. Они –
основное средство для достижения идеального порядка, чтобы вести мизерны
подсчеты, доискиваться до мелочей, чрезмерно взимать с народа, возбуждая тем
самым его недовольство, а в том, чтобы усилить основное и создать меру в
расходах и потреблении, с тем, чтобы в низах не испытывали нужды, в верхах
был бы достаток.
Основными произведениями Формы Аквинского являются «Сума против язычников» и
«Сума теологии
Он дал свое толкование «справедливой цене». Обмен, на его взгляд должен
происходить без обмана и ради общей пользы. Между продавцом и покупателем
должно быть «установлена договоренность относительно равенства вещей». Цена
товара является справедливой тогда, когда учитывается количество труда,
затраченного на его производство».Справедливая цена, как считал Аквинат,
должна вырабатываться н только с вещью, что продается, а и с убытком,
которого мог бы потерпеть продавец от продажи. В током случае «позволено по
праву продавать вещ дороже, чем она стоит сама по себе, хоть она не должна
продаваться до роже, чем стоить ее качества».
Фома Аквинский осуждал ростовщичество. На его взгляд, взимать проценты, давая
деньги в долг, означало б продавать то, чего на самом деле не существует. Тут
нет равенства, а поэтому нет и справедливости. Поскольку деньги изобретены
для обмена, «первый и главный результат пользования деньгами состоит в их
употреблении или трате». Из-за этого несправедливо, кроме возвращения самих
денег, получать еще и плату за пользование ими. Одновременно Аквинат
соглашался с тем, что процент можно рассматривать, как награду за риск
потерять одолженные деньги и как своеродное возмещение потерянных доходов,
которые одалживатель мог бы иметь, используя одолженные кому-то деньги в
собственных интересах. Тем самым Фома Аквинский занимал компромиссную позицию
не только в вопросе торгового дохода, а и процента.
Никола Орем в своем «Трактате о происхождении, природе, юридическом основании
и изменении денег» он высказывал мысль о том, что деньги представляют собой
инструмент, созданной людьми и для облегчения обмена товаров. Он пиал, что
благородные металлы являются обычными товарами и лишь в силу ряда своих
естественных свойств стали выступать в роли денег. Т.р. Орему принадлежит
одна из первых попыток обоснования металлитической теории денег. Исходя из
своих выводов о происхождении и природе денег, он осуждал порчу монеты,
справедливо оказывая, что она приводит к дезорганизации кредита, к
обесцениванию фиксированных доходов. Он подошел к пониманию существования
объективных закономерностей денежного обращения, однако открыть их ему не
удалось.
В 16 – 17 вв, в период разложения феодализма и генезиса капитализма в
Западной Европе, появляются утопические проекты будущего коммунистического
общества, явившиеся важными вехами в развитии социалистической мысли. Эти
социальные утопи несли на себе отпечаток проектов государственного устройства
Платона, общественно-экономической социалистической мысли в позднее
средневековье явились разорение крестьянства, появление предпролеториата,
усиление революционной борьбы народных масс против феодалов, Реформация.
Томас Мюнцер выступал первоначально вместе с М.Лютер против засилья
католической церкви, но вскоре отошел от лтенанста и в годы Крестьянской
войны в Германии стал вождем плебейско-революцинного направления Реформации.
Он резко критиковал феодальный строй и объявлял господствующий класс
виновником всех зол и пороков в обществе. Угнетателей народа он называл
«сподвижниками дьявола» и призывал к их решению революционным путем.
Социальным идеалом было бесклассовое общество, основанное на принципах
полного равенства, справедливости, отсутствия эксплуатации.
Начало литературы утопического социализма было положено книгой «Утопия»,
опубликованной в 1516 г. английским писателем-гуманистом и государственным
деятелем Томасом Мором. Резко критикуя огораживания, которыми сопровождался
аграрный переворот в Англии, он с возмущением писал, что овцы «пожирают даже
людей, опустошают и разоряю поля, дома, города». Корнем всех общественных
неустройств, по мысли Т.Мора, являются частная собственность и деньги.
Основоположник утопического социализма подчеркивал, что «повсюду, где есть
частная собственность, где все измеряют деньгами, там едва ли когда-нибудь
будет возможно, чтобы государство управлялось справедливо или счастливо».
Мор проповедовал грубоуровнительный коммунизм, не ставил проблему развития
производительных сил, читал основой будущего общества ремесленное и
сельскохозяйственное производство и не исключал существования рабства.
Основные идеи утопического социализма Т.Мора были восприняты видным
итальянским философом, монахом-доминиканцем Томасом Кампанеллой. Как и Т.Мор,
он осуждал частную собственность и праздную жизнь эксплуататоров. В книге
«Город Солнца» Т.Кампанелла описал коммунистическое устройство будущего
коммунистического общества на примере государства саляриев, будто бы
существовавшего на острове Тапробана. Гордо Солнца управляется
первосвященника, тремя соправителями и сменяемыми по воле на рода
должностными лицами. Солярии живут общиной, у них нет никакой частной
собственности и классов, распределение материальных благ является
уравнительным и безденежным, монета чеканится лишь для послов и разведчиков.
Кампанелла не предусматривал существование в будущем обществе рабов. Солярии
работают с использованием усовершенствованных средств производства, из чего
следует, что Кампанелла придавал большое значение прогрессу техники. Однако,
как и Мор, он видел условий и путем перехода к коммунизму и тех социальных
сил, которые смогли бы осуществить преобразование общества. Коммунизм
Кампанеллы был грубоуравнительным и содержал элемент примитивизма. В Городе
Солнца не находилось места для инициативы личности, поскольку последняя
полностью растворялась в общине.
Общественная мысль России уходит своими корнями ив историю Киевской Руси. Ее
народы в 9 веке уже образовали феодальное государство. Хозяйство Киевской
Руси носило натуральный характер. Экономическая мыль еще на стала
самостоятельной ветвью идеологии, а был составной частью общественной мысли.
Об этом свидетельствуют договоры князей, грамоты. Летописи, «Русская правда»,
церковная литература и устное народное творчество их них летописи дают
наиболее полное представление б экономической жизни, быт и экономической
политике киевских князей – налоговой, торговой. Характер землевладения и
социального статуса населения. Выдающимся памятником является «Русская
правда». Она представляет собой свод юридических законов, касающихся
имущественных отношений и защиты прав собственности феодальной знати на
крепостных крестьян, на землю. На право взимать налоги, натуральные
повинности.
Важное значение в формировании феодальных отношений в Киевской Руси имело
христианство, введенное в период княжения Владимира.
Феодальная раздробленность ослабила мощь Русского государства. В 13 в.
русский народ оказался под игом татаро-монгольских завоевателей. Стране был
нанесен большой материальный и моральный ущерб. Это усилило тенденцию к
политической централизации. Центром объединения стало Московское княжеств при
княжении Ивана Калиты. Экономическая мысль период образования Русского
централизированного государств отражал процесс дальнейшего закрепощения
крестьян и стремление московских князей подчинить себе как можно больше
светских феодалов, монастыре и церковных уделов.
24. Экономическая мысль арабских стран эпохи феодализма.
Экономические идеи рабов в период возникновения раннефеодального государства
определенным образом отражал Коран, ранние списки которого относятся а концу
12 – началу 13 в. в проповедях Мухаммеда санкционируется божественное
происхождение социального и имущественного неравенства в обществе. «Аллах дал
преимущество одних людей перед другими, и они не вернут своей доли тем, кем
владела их десница, чтобы они оказались в этом равными». Основное требование
к верующим арабам – повиноваться «обладателям власти среди вас». Порицая
скупость и жадность, Мухаммед тем не менее утверждал принцип
неприкосновенности частной собственности и имущества, выступал против
расточительства. Разрешение торговли приписывалось Аллаху, Коран требовал
строгого создания мер и весов при торговых операциях.
24. Экономическая мысль арабских стран эпохи феодализма.
Экономические идеи арабов раннего феодального государства отражал Коран (7-8
вв)в котором узаконивалось божественное происхождение социального и
имущественного неравенства в обществе. Основное требование – повиновение
обладателям власти. Порицая скупость и жадность Мухаммед утверждает принципы
неприкосновенности частной собственности и осуждает расточительство. Коран
требует строго соблюдения мер и весов. Разрешение торговли приписывается
самому Аллаху. Крупнейшим мыслителем средневековья, уделившим большое
внимание экономическим вопросам, был Ибн-Хальдун. Житель Магриба, Ибн-Хальдун
не отвергает богоугодности торговли и основные принципы Корана. В. его
«теории общего прогресса» переход от примитивности и цивилизованности
обусловлен добавление к земледелию и скотоводству ремесла и торговли.
Мыслитель помечает, что чем ниже налоги. Тем больше расцвет города.
Рассматривает функции денег, говорит, что размер зарплаты зависит от
количеств аи от потребностей людей в этом труде.
Одним из видных мыслителей арабского востока был Ибн Хальдун, он жил в
Североамериканской стране Магриба, государство располагало большим фондом
земельных угодий и пополняло казну налогами.
В его концепции не отвергается богоугодной торговля и провозглашаемая в
Исламе Коране возвышенном отноше-нием к труду, порицание скудности, жадности
и ростовщи-чества, а также Аллах дал преимущество одним людям на другими.
Успешное развитие вех отраслей экономики позволило многократно преумножать
богатство народа.
Однако переход цивилизации с его возможностями не означает, что наступило
всеобщее социальное и имуществен-ное равенство и отпадает необходимость в
предводительстве. Ибн Хальдун показал, сто обеспечение граждан предметами
первой необходимости и предметами роскоши зависят от степени населенности
города. Поэтому если город растет, в нем будет достаток предметов
необходимости и предметов роскоши. Если наступает упадок города, возникает
недоста-ток и дороговизна всех материальных благ.
Он также отмечает, что чем ниже устанавливается размер налогов, тем более
реально расцветает общество в целом и город.
Основными произведениями Формы Аквинского являются «Сума против язычников» и
«Сума теологии». Природную основу этой иерархии видел в деле труда. По его
словам, «одни должны обрабатывать землю, другие – строить дома, а часть
людей, будучи свободной от людских хлопот, должна посвятить себя духовному
труду ради спасения остальных». Частную собственность он рассматривал как
необходимый институт человеческой жизни.
Он дал свое толкование «справедливой цене». Обмен, на его взгляд должен
происходить без обмана и ради общей пользы. Между продавцом и покупателем
должно быть «установлена договоренность относительно равенства вещей». Цена
товара является справедливой тогда, когда учитывается количество труда,
затраченного на его производство».
В своих взглядах на торговлю и торговый доход Фома Аквинский оправдывал
торговлю с целью получения продавцом торгового дохода для обеспечения себе и
своей семье средств существования и использования его для благотворительных
дел.
Раздумывая про происхождение денег, Фома Аквинский придерживался мысли, что
они возникли вследствие договоренности между людьми. Их назначение –
улучшить справедливый обмен. При этом понятие денег и монеты он не
рассматривал. Признавая необходимость денег как средства оборота. Он
рассматривал их и как меру стоимости.
Фома Аквинский осуждал ростовщичество. На его взгляд, взимать проценты, давая
деньги в долг, означало б продавать то, чего на самом деле не существует. Тут
нет равенства, а поэтому нет и справедливости. Поскольку деньги изобретены
для обмена, «первый и главный результат пользования деньгами состоит в их
употреблении или трате». Из-за этого несправедливо, кроме возвращения самих
денег, получать еще и плату за пользование ими. Одновременно Аквинат
соглашался с тем, что процент можно рассматривать, как награду за риск
потерять одолженные деньги и как своеродное возмещение потерянных доходов,
которые одалживатель мог бы иметь, используя одолженные кому-то деньги в
собственных интересах. Тем самым Фома Аквинский занимал компромиссную позицию
не только в вопросе торгового дохода, а и процента.
Понятие «Меркантилизм» произошло от лат. мercantili – торговать. Однако
меркантилизм представляет собой более сложную концепцию. Вытеснение
натурального хозяйства товарно-денежных отношений охватывает конкретный
период времени.
К.Маркс назвал этот период периодом первоначального накопления капитала и
считал, что он тесно связано с геогра-фическими открытиями.
Все характеристики данного периода сходятся в главном. Это был период
меркантилизма присущие ему доиндустри-альной экономке.
Это целая эпоха, когда на притяжении 3-х столетий меркан-тилисты
передерживались общего принципа научного миро-воззрения. Принципы
меркантилистов сформулированы Марком Благом в шести тезисах:
1. Золото и сокровище – выражение сути богатства.
2. Регулирование внешней торговли с целью притоков в страну золота и серебра.
3. Поддержка промышленности путем импорта дешевого сырья.
4. Протекционистские тарифы на импорт промышленных товаров.
5. Поощрение экспорта, особенно готовой продукции.
6. Рост населения для поддержания низкой заработной платы.
Богатство страны меркантилисты видели в золотых и серебряных деньгах. А
источник богатства – во внешней торговле, которая обеспечила неэквивалентный
обмен акти-ный торговый баланс.
Превышение экспорта над импортом присутствовало даже в названиях нескорых
публикаций. Например, книга Т.Мэнта «Богатство Англии во внешней торговле или
баланс полной внешней торговли как принципы нашего богатства. В условиях
Средневековья основой социально-экономического порядка считались труд и
земля. При меркантилизме нацио-нальное промышленное производство
контролируется куп-цами или торговым капиталом и развивается на коммерчес-кой
основе не ограничиваясь рамками городов.
Помыленной производство конца 18 века в Западной Европе оставалась простым
придатком торговли. Мерканти-листская теория об активном сальдо торгового
баланса поощ-ряет экспорт капитала и привлечением в страну зарубежного
золота.
Меркантилизм подразделяется на 2 этапа: Критерием разделения служит путь
достижения активного торгового баланса.
Он возник до географических открытий и был актуален до середины 16 века.
Торговые связи между странами были развиты слабо.
В наиболее полной форме рациональное содержание монетаризма выразил
флорентийский банкир Б.Даванзатти. в совей работе «Чтение о монете» он
метафорически сравни монету с кровью экономического организма, обеспечивающей
его нормальную жизнедеятельность. Как большая потея крови ведет к ослаблению
жизненных сил и даже смерти, так и недостаток звонкой монеты в стране
тормозит ее развитие. «Любое богатство предстает как обратимое в деньги» –
это вывод Б.Даванзатти показывает, что сущность меркантилизма – не
примитивное отождествление богатства с деньгами, а открытие первой
существенной связи в пестром мире продуктов и услуг, составляющих богатство,
- связи между всеми его возможными предметами и одним поддающимся точному
измерению предметов – деньгами.
Для достижения богатства ранние меркантилисты считали целесообразным:
Ø Устанавливается так высокие цены на экспортные товары.
Ø Всемерно ограничивать импорт товара.
Ø Не допускать вывоза из страны золота и серебра.
Превращение денег в условные знаки фиксируемое соотношение находящихся в
обращении золота и серебра денег, оправдывались фактами неполноценных денег и
тем, что серебро и золото является деньгами в силу свих природных свойств.
Ранние меркантилисты считали, что деньги выполнят функцию меры стоимости,
сокровища и миров денег.
Н охватывает период со 2-й половины 16 века по 2-ю половину 17 века. На этом
этапе торговые связи между странами становятся развитыми и регулярными. Чтобы
достичь активность торгового баланса рекомендовалось:
Ø Завоевывать внешнего рынка.
Ø Допускать импорт товара при сохранении активного торгового баланса
Ø Вывозить золото и серебро для осуществления выгодных торговых сделок.
Признавалась товарная сущность денег их ценность они усматривали естественные
свойства серебра и золота. Не смотря на это поздний меркантилисты
обеспечивали переход от количественной теории денег. Если ранние меркантилис-
ты определяли функцию денег как функцию накопления, то поздние –
рассматривали функцию денег как средство обра-щения. По убеждению поздних
меркантилистов ценность денег находится в обратной зависимости от их
количества и уровнях цен на товары они получали, что увеличение предло-жения
денег стимулирует торговлю. Эти положения отраже-ны в трудах таких ученых
меркантилистов, как М Тенем. Джон Леон, Ричард Констильон.
Концепции поздних меркантилизма были направлены к практике хозяйственной
жизни, к сфере обращения.
Во Франции активным проводником меркантилизма был Жан Батист Когльберн. В
этом период в странах создалось мощная сеть мануфактур, запрещался вывоз
хлеба, и свобод ввода товара. Все концепции меркантилизма опираются на
позиции меркантилизма, на участия государств у управлении экономикой и
обеспечении оптимального использования ресурсов для промышленного импорта и
при умножении богатства страны.
Деньги меркантилисты насматривали как важнейшие средство развития
отечественной промышленности и тор-говли. Они придавали большое значение
зарубежным инвес-тициям развития экономики страны. Для меркантилистов не
существовало проблемы безработицы.
Период меркантилизма считается как период эпохи зарождения политической
экономии. Начальным этапом политической экономической мысли считается
учение физиократа. Это слово греческого происхождения, что озна-чает власть
природы. Представители физиократизма исходи-ли из определяющей роли в
экономике земли и сельскохозяй-ственного производства. Представителями учения
физиок-ратов является Пьер Буагильбер, Франсу Кенэ и Тюрго.
30 Сравнительная характеристика идей раннего и позднего меркантилизма.
Сравнивая ранний и поздний меркантилизм, можно однозначно определить что для
раннего меркантилизма, иначе называемого монетаризмом была характерна так
называемая «нехватка денег». Для эпохи раннего меркантилизма характерно
резкое возрастание товарооборота, рост внешней и внутренней торговли,
наталкивающейся на реальное препятствие – ограниченность имевшихся запасов
золота и серебра – в виде монеты.
Для позднего же меркантилизма характерны торговые связи между странами. Чтобы
достичь активного торгового баланса выдвигались рекомендации:
- завоевать внешние рынки благодаря относительно дешевым товарам;
- вывозить золото и серебро для осуществления выгодных товарных сделок;
Поэтому, анализируя ранний и поздний меркантилизм можно сказать, что поздний
меркантилисты сместили акцент в теории монетаризма, противопоставляя идее
«денежного баланса» ранних меркантилистов идею «торгового баланса».
31. Особенности меркантилизма в России.
Идеи меркантилизма развилась в России в 17 – 18 веке. До 17 столетия для них
не существовало условий, т.к. тогда в России господствовало натуральное
хозяйство, а территория оставалась местной и ограниченной.
Своеобразие меркантилизма в России состоит в том, что рам не было чистого
монетаризма, его элементы перемешивались с боле зрелыми принципами,
торгового баланса: с одной стороны, меркантилизм в Росси отображал
преимущественно интересы купечества, а с другой – был принципиально отличным
от западной европейского меркантилизма. Если представитель последнего
источником богатства считали внешнюю торговлю в центре внимания российских
меркантилистов было развитие производителей страны. Еще они выдвинули широкую
программу развития мануфактурной промышленности, но и не отождествляли
балансов с деньгами, и благородными металлами. Хотя российские меркантилисты
и считали необходимости развитие внешней торговли, в центре их внимания было
развитее отечественного производств, расширение внутренней торговли. По
своему содержанию российский меркантилизм отличается от западноевропейского и
тем, что затонул еще и аграрный вопрос. Проблемы колоний в нем не заняли того
места, какое они занимали в западной Европе.
Афанасий Лаврентьевич Ороин-Насускин – «Псковское положение» защищал интересы
купечества внимание уделял вопросам торговли и ее организации рассматривал не
только как одни из важных источников доходов государства, но и кк отрасль
хозяйства. Которая активно способ свет росту данного хозяйства главным для
повышения производственных сил России сита развитие промышленности. Иван
Тихонович Посошков. Его экономическая программа изложена в его «книге о
убогости и богатстве» он очень близка идеям классического меркантилизма,
особенно идеям Монкретье. Основные направления этой программы являются
всестороннее развитие производительных сил, отечественной промышленности,
торговли, спроса, усиление экономической мощности.
Купечески класс занимал в Англии значительно более весомые позиции, чем в
других странах, и королевская власть не только стремилась оградить его
интересы, но и внимательно прислушивалась к его голосу. Именно Англии
породила решающий элемент монетаризма – систему денежного баланса. Закон 1381
г. запретил вывоз денег за пределы Англии; долги иностранным купцам должны
были покрываться за счет английских товаров.
Позднее был разработан целый ряд мер регулирования внешней торговли,
долженствующих привлекать в страну денежные металлы и не допускать из отлива.
Основными орудием служила внешняя торговля, сводившая к обмену английских
товаров на иностранную монету. Торговые сделки подлежали обязательному
контролю правительственных чиновников, взимавших с каждой сделки прелину в
звонкой монете и следивших, чтоб при всех продажа английских товаров
иностранцам те уплачивали бы определенную часть из цены звонкой монетой.
Вывозу английской монеты препятствовал Статус об испытании, по которому
всякий иностранный купец, продавший свои товары. Обвязан был истратить все
вырученные деньги на покупку английских товаров. Английские и иностранные
купцы, въезжая в страну, обязывались обменять имевшиеся у них на руках
иностранные деньги на английские.
Одни экономисты предлагали просто вернуться к старым, жестким методам
государственного регулирования, другие (например, У.Стафорд), сознавая
невозможность возврата к старому, обращали внимание на создание в стране
условий для сохранения выгодной внешней торговли. Предлагалось всемерно
сократить потребление дорогих иностранных товаров, приняв, в частности,
законы против роскоши, запретить вообще ввоз тех товаров, которые могли бы
производиться в Англии, запретить вывоз необработанных товаров, которые затем
в обработанном виде возвращаются в Англию. Фактически эти товары в поисках
нормализации сферы обращения впервые обратились к положению в сферах
производства и потребления.
Если в передовых странах Европы – Англии и Голландии – торговый каптал,
сплотившийся в монопольные компании, был достаточно силен сам по себе и не
нуждался в особых правительственных подпорках, то во Франции государственная
власть, чтобы обеспечить активный торговый баланс, вынуждена была в течение
17 века разработать целую систему протекционистских мер. Поскольку апогей
государственного вмешательства в экономику пришелся на правление
супереинтенданта финансов Кольбера практический французский меркантилизм
вошел в историю под название кольбертизма. Правительство Франции путем
установления запретительных ввозных пошлин пыталось свести и минимуму импорт
отечественной промышленности, как экспортной, так и замещающей импорт. В
рамках протекционистской политики в Франции создавались экспортные
мануфактуры. Выписывались из-за границы мастера. Промышленникам раздавались
привилегии: он и гарантированно снабжались дешевой рабочей силой,
освобождались от налогов. В целом протекционизм способствовал развитию
промышленности, хотя и не всегда в капиталистической форме.
Для практического распространения политики меркантилизма в Италии не было
надлежащих политических и экономических условий. Большая политическая
раздробленность Италии приводила к ее неминуемому экономическому упадку.
Итальянские монетаристы особенное внимание уделяли вопросам денежного
обращения и кредита.
Бакин Гасар Скаруффи написал в 1522 году «Размышления о монете и настоящую
пропорциональность между золотом и серебром», где развивал идеи близкие к
монетаризму. В разных странах, а и в разных регионах в границах одной страны
существовали разные денежные системы, что очень усложняло расчеты и
переводы ранее с одного места в другое. Скаруффи предложил установить единую
общеевропейскую денежную единицу, признать золото и серебро валютными
металлами. В отличие от других монетаристов он рекомендовал ликвидировать
национальные барьеры, которые ограничивают оборот золото и серебро,
трактовались как обычные товары.
Бернардо Даванти написал книгу «Чтение о монете», сторонник биметализа,
осуждал хаос в денежном обращение, предлагал вернуться к свободной чекане
монет и обращению слитков.
Зрелые меркантилисты:
Антонио Серра – опровергнул концепцию монетаризма и придерживается теории
«торгового баланса». Он осуждает запрет вывоза денег и регламентацию их
обращения. Вмешательства государства в экономическую жизнь - наличие денег в
государстве, в котором нет ископаемых, зависит от развития ремесла,
трудолюбия и находчивости населения, развития торговли , соответствующе
политики.
Антонио Дженове. По его мнению, образцом, правильной торговой политики
является внешнеторговые мероприятия Англии.
- Анализирует теорию торгового баланса.
- Невозможно допускать такой вывоз товаров, который бы ослабел
отечественную промышленность. И такого ввоза, который навредил бы
отечественным ремеслам.
- Богатство – это не деньги сами по себе, а правильная с их помощью
внешняя торговля.
Конкретные черты меркантилизма были свойственны и украинской социально-
экономической мысли конца 17-начала 18 века.
Уже экономическая полтика Богдана Хмельницкого свидетельствует про наличие в
ней элементов меркантилизма. Она базировалась на использовании принципов
активно вмешательства государств в хозяйственную жизнь, поощрении вывоз
товаров и ограничения вывоза денег, установления защитной политики, льгот
местным предпринимателям и купцам. Большое значение имел и экономические
связи с другими странами, долгосрочные торговые соглашения. Такая политики
объективно содействовала оживлению экономической жизни страны, развитию
товарно-денежных отношений, процесс первичного накопления капитала. Феофан
Прокопосвич – историк философ, писатель, политический деятель, профессор,
Киевской академии, как и его современники российские меркантилисты, был
сторонником активного хозяйственного и торгового баланса. Считал что достичь
такого баланса можно лишь непрерывными развитием промышленности, сельского
хозяйства, торговли, путей сообщения, а также усовершенствованием системы
государственных органов управления. Поддерживая реформы Петра Г.Грабянка и
С.Величко – казацкие старшины придерживались мнения , больше продавать .
меньше покупать как все меркантилисты он заботится от сохранении и
увеличении количества денег в стране. Н отождествлял богатство с деньгами.
36. Специфика меркантилизма в странах западной Европы
Разложение меркантилизма усилила нарастающая тен-денция ограничения прямого
государственного контроля над экономической жизнью. В результате возобладало
свободное частное предпринимательство, которое привело к полному
невмешательству государства в деловую жизнь. Возникло новое направление
экономической мысли – классическая политическая экономия. Ее представители
развенчали мер-кантилизм и пропагандируемую им протекционистскую политику в
экономике, выдвинув альтернативную концеп-цию экономического либерализма.
Классическая экономия возникал тогда, когда предпри-нимательская деятельность
вслед за сферой торговли денеж-ного обращения и ссудных операций
распространилась на многие отрасли промышленности.
Промышленные соц-эк преобразования изменили характер политэкономии.
К концу 17 в. экономика наиболее развитых в странах Европы достигла такого
уровня, что придворные экономисты уже не могли убедить королей устанавливать
контроль над экономикой. Благодаря учению представителей классической
политэкономии, экономическая теория обрела статус науч-ной дисциплины.
Впервые термин «классическая политэкономия» упот-ребил Карл Маркс, чтобы
показать ее место в буржуазной политической экономии, исследовавшей
производственный отношения буржуазного общества. Классическая политэкономия
зародилась в конце 17в в Англии и в нач. 18 во Франции.
Время его завершение рассматривается с двух позиций, одна и них Марксистская.
Указывает на период 1-й четверти 19 в. согласно другой, классики исчерпали
себя в последней трети 19 в. трудами Джона Миля и К.Маркса.
1-й охватывает период с конца 17 до нач.2-1 половины 18 в. это этап
расширения сферы рыночные отношений, опровержение идей меркантилизма и его
полного развен-чания. Представители начального этого этапа Вильям Пети и
Пьер Баугильер первыми в истории экономической мысли выдвинули трудовую
теорию стоимости по которой источ-ником и мерилом стоимости является
количеств затрачен-ного труда на производство той ил иной продукции. Основу
богатства государства они видели в сфере производства.
Завершила 1-й этап КПЭ школа физиократов, получив-шая распространение во
Франции во 2-й пол. 18в.. ведущие авторы этой школы Кенэ и Тюрго решающего
значения наряду с трудом придавали земле. Они углубились в анализ сферы
производств и рыночных отношений и непомерно отдалились от анализа сферы
обращения.
2-й этап развития КПЭ охватывает период с к 18в. и связан с трудами Адама
Смита. Он считал. Что экономичес-кие законы действую независимо от сознания
людей, потому правительственные органы не должны вмешиваться в эконо-мику, он
также открыл закон разделения труда и роста его производительности. В своих
работах он рассматривал концепцию товара и его роста, прибыл, капитал,
производст-венный и непроизводственный труд.
3-й этап развития КПЭ приходится на первую половину 19в., когда в ряде
развиты стран совершился промышленный переворот. Ученики Адама Смита
переосмысливали основ-ные идеи концепции Смита, обогатили школу принципиаль-
но новыми и значимыми теоретическими положениями. К представителям данного
этапа следует отнести Ж.Сея, Бастия, Д.Рикардо, Мальтуса и американца Керн.
Так Сей впервые ввел в рамки экономический исследо-ваний проблематику
равновесия между спросом и предложе-нием реализацию совокупного общественного
продукта в зависимости от конъюнктуры рынка.
Д.Рикардо больше все критиковал учения А.Смита, он впервые выдвинул
закономерность тенденцию нормы прибы-ли к понижению, разработал экономическую
теорию формах земельной ренты. Он обосновал закономерности изменения
стоимости денег как товаров в зависимость от их количества и обращения.
Теодор Мальтус обосновал реальное участие в создании и распределении
совокупного общественного продукта не только производственных, но и
непроизводственных слоев общества.
Мальтусу принадлежит идея о влиянии на благосос-тояние общества численности и
темпов прироста населения.
4-й этап КПЭ охватывает 2-ю половину 19 в. которой Миль и Маркс обобщили
лучшие достижения школы.
В это время возникло новое направление экономической мысли – Маржинализм.
К.Маркс был приверженцем положения об эффектив-ности ценообразования в
условиях конкуренции и осуждал тенденциозность и вульгарную апологетику в
экономической мысли. Он симпатизировал рабочему классу. Он подчеркивал
усиливающуюся эксплуатацию труд капиталом, которая обостряя классовую борьбу
должна была неизбежно при-вести к диктатуре пролетариата, отмиранию
государства и равновесной экономики без классового общества.
39. Особенности предмета изучения и метода классической школы политэкономии.
Характеризуя 200-х сот летнюю историю КПЭ, необходимо выделить ее единые
признаки, подходы и тенденции.
Во-первых неприятие протекционизма в экономической политике государства и
преимущественный анализ проблем сферы производства в отрыве от сферы
обращения. Выработ-ка и применение прогрессивных методологических приемов
исследования, таких как причиноследственный, дедуктивный и индуктивный,
логическую абстракцию.
Противопоставляя, друг другу сферы производств и обращения они недооценили
закономерности взаимосвязи хозяйственных субъектов этих сфер, обратного
влияния на сферу производства денежных и финансовых факторов. Во-вторых,
опираясь на научный анализ расчетов средних и суммарных величин экономических
показателей классики пытались выявить механизм формирования стоимости на
рынке не в связи с естественной природой денег, а с их количеством в стране.
В третьих, категория «стоимость» признавалась единственной исходной
категорией экономического анализа, от которой отпочковывались другие
производные категории.
В четвертых, используя проблематику экономического роста и повышения
благосостояния народа, классики не просто исходили из принципов достижения
активности торгового баланса, а пытались обосновать динамизм и равномерность
состояний экономики страны. Они обходились без серьезного математического
анализа, применения методов математического моделирования экономических
проблем.
В пятых, деньги были признаны стихийно выделяющимся товаром, который нельзя
отменить никакими соглашениями между людьми. Они не придавали значения
функция денег, выделяя лишь одну функцию обращения.
41. Ранняя классическая буржуазная политэкономия.
Ранняя политэкономия это этап расширения сферы рыночные отношений,
опровержение идей меркантилизма и его полного развенчания. Представители
начального этого этапа Вильям Пети и Пьер Баугильбер первыми в истории
экономической мысли выдвинули трудовую теорию стоимости по которой источником
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|