Шпора: История экономических учений
невоспроизводимые товары.
Другим аспектом ошибки Рикардо является непонимание им того обстоятельства,
что невоспроизводимые товары не обладают стоимостью. Они представляют собой
единичные товары, неповторимые творения выдающихся мастеров. Поэтому
индивидуальный труд, пошедший на их изготовление, не превращается в
общественно необходимый труд, не приобретает формы стоимости. Это
выражается в том, что затраты труда на такого рода товары не регулируют их
обмена на другие товары, не определяют их меновых стоимостей. Фактически
Рикардо близко подходил к пониманию этой стороны дела. Он писал о
невоспроизводимых товарах: "Цена их не стоит ни в какой необходимой связи с
их естественной стоимостью".Но раз цены не определяются затратами труда, это
как раз и свидетельствует о том, что такие товары не обладают стоимостью.
!!! Экономические идеи феодальной России (IX-XVI вв.).
«Русская правда», Русская экономическая мысль начинает развиваться во времени
образования Древнерусского государства (XI век), «Русская правда» защищает
формирующееся феодальное землевладение и закрепляет сложившуюся классовую
дифференциацию. Она охраняет купцов от произвола ростовщиков, кредиторов от
злостных растратчиков денег, взятых взаймы.
Ермолай Ерем. В период феодальной раздробленности развивалась борьба вокруг
церковного землевладения, происходившая
54. Политэкономия Рикардо.
Родом из испанско-галандско-европейской семьи, приехавшей в Англию. Ему –
уроженцу Лондона, третьему из 17 детей вывшего маляра – не пришлось учиться
в колледже или в университете, т.к. под влиянием отца он с детства начал
постигать основы коммерции, помогал ему в торговых делах.
Женился в 21 год без благословения родителе и был изгнан отцом, имея всего
800 ф.
Спустя пять-шесть лет, когда у него было уже трое детей, положив начало
своему состоянию, которое по оценкам, составляло сумму в 40 млн. франков. А к
32 годам Д.Рикардо становится крупной финансовой фигурой.
Рикардо стал сторонником концепции экономического либерализма, не
допускающей никакого государственного вмешательства в экономку и
предполагающей свободное предпринимательство, свободную торговлю и прочие
«экономические свободы».
Она явилась главной темой изданного им в 1815 г. небольшого памфлета под
названием «Опыт в влиянии низкой цены, хлеба на прибыль с капитала», имевшего
большой успех в прогрессивных общественных кругах Англии того времени.
Начиная знакомство с лучшим произведением Д.Рикардо – «Начала политической
экономии и налогового обложения» следует обратить внимание на то, что еще в
предисловии к книге он в свойственной ему лаконичной форме показал
собственное понимание двух на его взгляд ключевых проблем экономической
теории. Во-первых, солидаризуясь со Смитом, он также выделяет в обществе три
основных класса: владельцы денег, земли и рабочие. Во-вторых, дает свою
трактовку главной задачи политической экономии – «определить законы, которое
управляют этим распределением.
У Рикардо именно классовые отношения лежат в основе распределения доходов,
рост доходов капиталистов (прибыль) обязательно снижает доходов рабочих
(заработная плата) и наоборот.
Аналогично, концепции естественного порядка Смита, Рикардо – главным условием
для приумножения богатства страна, рассматриваемого как соответствующая
величина физического объема производства, считает свободную конкуренцию и
другие принципы политики рыночной экономики значительное внимание в своих
«Началах» Рикардо уделил теоретическому осмыслению таких категорий, как
«стоимость», «рента», «заработная плата», «прибыль».
Судя по структуре упомянутых «Начал», - теории стоимости, Рикардо, посвятил
самую первую главу своей книги. В ней он отрицает смитовскую двойственную
оценку этой категории, безапеляционно настаивая только на одной –
однофакторной оценке, сформулированной им следующим образом: «Стоимость
товара, или количество какого-либо, на который он сменивается, зависит от
относительного количества труда, которое необходимо для его производства, а
не от большого или меньшего вознаграждения, которое уплачивается за этот
труд».
Но при этом весьма значительны сделанные Рикардо оговорки и комментарии,
например о том, что «меновую стоимость» обуславливает наряду со количеством и
качеством труда редкость товара и что об относительных ценах товаров
следует говорить только тогда, когда их количество» может быт увеличено
человеческим трудом и в производстве которым действие конкуренции и не
подвергается никаким ограничениям».
55. Сравнительная характеристика экономических идей А.Смита и Д.Рикардо.
Рикардо подверг научной критике ошибки своего великого предшественника по
школе Адама Смита. Дав анализ экономических явлений и процессов, Рикардо
сформулировал серию экономических законов, которые вошли в сокровищницу
политической экономии. Основные научные достижения был критически
переработаны и использованы Марксом в его экономическом учении.
В своих исследованиях Рикардо отдавал приоритет производству и тем самым
сохранял методологические достижения Кенэ и Смита. Источник стоимости и
доходов он искал в сфере производства, а в теории распределения дела попытку
охватить движение всей экономики и развить отчасти точку зрения, характерную
для физиократов. Рикардо стремился показать динамику производства и доходов
в целом. При этом он широко пользовался методом абстракции, давал анализ
капитализма в чистом виде. Идею «экономического человека» он развил более
последовательно, чем Смит, который иногда ссылался на «моральные моменты».
Рикардо был последовательным сторонником трудовой стоимости и подчеркивал,
что источником стоимость может быть только труд, затраченный на производство
данного товара. К догме Смита, к сложению стоимости из доходов и разложению
ее на доходы, он относился неоднозначно. Он также как и Смит, считал
возможным из стоимости товара исключить постоянный капитал и разложить его
на доходы.
Закон стоимости трактовался им как внеисторическое явление, характерно для
всех эпох и форма хозяйства. Рикардо не делал даже попыток, в отличие от
Смита, определить предпосылки возникновения тварного хозяйства. Оно
принималось как данное, всегда существующие.
56. Идеи буржуазной политэкономии в трудах декабристов.
В своей борьбе против крепостничества они решили опираться на просвещенное
дворянства, выбрав его в качестве основной силы революционной борьбы. От
крестьянства но отшатнулись не жалея появления бунтарей и стихийной силы.
Отсюда противоречивость и ограниченность их революционных мер, они хотели
уничтожить крепостничество и содержание, но сохранить дворянство и помещичье
землевладение принцип экономической свободы декабристы П.И Пестель,
Н.А.Бестужев, Н.И. Тургенев совершенно верно толковали как принцип
невмешательства государств в хозяйственную жизнь, закладывая в это понятие
глубокое политическое содержание: уничтожение крепостничества и произвольного
вмешательство власти в экономическую жизнь. Им присущи наивная вера в
капитализм, как идеальный стой, обеспечивающий всем благоденствие и счастье.
Наиболее полные экономические взгляды декабристов представлены в
произведениях Н.И.Тургенева «Опыт теории налогов» и П.И.Пестеля «Русская
правда». Тургенев показал, что феодализм держится на неравенстве и угнетении,
на сословном разделение общества, на нищете непосредственного производителя,
на «упадающем состоянии» самого государств и помещичьего хозяйства.
Необходимым фактором процветания нации Н.И.Тургенев считал свободу внутренней
и международной торговли, налоги должны распределяться равномерно по
доходам, время взимания и размеры налогов определены заранее. Он выступал
противником бумажно-денежного обращения. Он уже в то время предвидел, что на
смену веку бумажных денег придет век кредита,
Пестель «Русская правда» написана им как посрамное произведение декабристов.
Антикрепостническая программа Пестеля строилась на основе теории
«естественного права» - народ должен пребывать в таком гражданском состоянии,
при котором его каждый его представитель защищен правом и обладая личный
свободой , живет в безопасности и благоденствии как и право свободы, право
собственности он относил к прирожденным и неотчуждаемым правам . Пестель вы
ступил против имущественного ценза, против всяких политических ограничений,
связанных богатством одних и бедностью других. Частная собственность должна
охраняться, он считал ее священной и неприкосновенной.
Идеи декабристов.
Декабристы пытались выяснить условия и причины бедности анодных масс, сделали
попытку проанализировать положение наемного рабочего, называя его обычным
поденщиком, наемником или просто бедняком. Пестель подчеркивал, что бедняка
добывает пропитание только своим трудом, а богач живет доходами от
собственности и капиталов. Рабочий не может жить не трудясь, поэтому он
вынужден соглашать на те условия, которые предлагает капиталист. Эту
экономическую зависимость рабочего от капиталиста Пестель и считал причиной
социального зла. Существование крупной буржуазии Пестель читал не менее
опасным и вредным, чем наличие дворянства. Поэтому он полагал, что необходимо
создать препятствие для ее возникновения и развития.
Он выдвинул положение о необходимости обеспечить благоденствие всего народа.
Критиковал распространенное среди буржуазных экономистов мнение, будут бы
крупные состояния, сосредоточенные в немногих руках, являются признаком
народного богатства.
Важнейшим препятствием на пути к достижению всеобщего благоденствия Пестель
объявляет самодержавие и само существование дворянского сословия с его
экономическим и политическими привилегиями.
Освобождение крестьян от крепостной зависимости без земли Пестель
рассматривал как мнимую свободу. Такое освобождение, оп его мнению, не только
не устраняло наемных труд и экономическую зависимость крестьянина от
помещиков, но неизбежно предполагало и то же отвергалась. Пестель хотел,
чтобы люди могли всегда найти применение своему труду и работать не для
обогащения других, для собственного благо состояний. Единственный пут для
создания таких условий н видел в том, чтобы предоставить право каждому
пользоваться землей путем создания общественного фонда, из которого земля
должен выделяться в необходимо для каждой семьи количестве и только
бесплатно.
57. Трудовая теория стоимости Д.Рикардо.
Рикардо поддерживал трудовую теорию стоимости Смита, дела вывод, что «труд
является основой всякой стоимости». Он писал, что оценка труд «различных
качеств» скоро устанавливается на рынке с его квалификации и
продолжительности. Он подчеркивал, что «на стоимости товаров влияет не только
труд, применяемый непосредственно к ним. Н и труд, а затраченный на орудия,
инструменты и здания, способствующие этому труду». Потому экономия в
приложении труда, писал он, всегда понизит относительную стоимость товара,
независимо от того, касается ли он труда. Необходимо для изготовления самого
товара или же для образования капитала, с помощью которого товар
производятся. Рикардо утверждал, что «никакое изменение в заработной плате
рабочих не вызывал бы какие-либо изменения в относительной стоимости»
товаров, но предлагал учитывать, какая доля капитала тратиться на «содержание
труда» и средства производства. Однако нужно иметь в виду, считал Рикардо,
что стоимость «видоизменяется вследствие неодинаковой долговечности капитала
и неодинаково скорости, с которой он возвращается к предпринимателю».
58. Экономические идеи А.Н.Радищева.
Главной причиной отсталости экономического развития страны, по глубокому
убеждению Александр Николаевича Радищева было крепостное право. Его
антикрепостнические настроения, воплотившиеся во многих произведения, в
частности, в книге «Путешествие из Петербурга в Москву», привели его к
заточению в Петропавловскую крепость и ссылке в Илимский острог.
Большое место в его работах занимали вопросы земельной собственности.
Допуская сохранение помещичьей собственности на землю в ограниченных
размерах. Радищев считал необходимым условие свободу крестьян от крепостной
зависимости и наделение из землей.
Он считал необходимым увеличение собственного производства промышленных
товаров и рост из внутреннего потребления, повышение народного
благосостояния. Радищев не исключал развитие инфраструктур, но не в виде
преимуществ крупного производства, и исходя из реальных условий России и
отдавал предпочтение мелкому производству, крестьянским промыслам, основанным
наличном труде свободных предпринимателей.
Радищев выступал за проведение в жизнь системы покровительственных мер. Если
для внутренней торговли он рекомендовал свободное развитие то для внешней
считал оградительной, протекционистской политики со стороны государства.
Такая экономическая политик явилась для того времени наиболее реалистичной и
экономически обоснованной.
Под богатством он понимал совокупность потребительных стоимостей, а его
источником считал труд, занятый в производстве, прежде всего в земледелии.
Радищев различал «истинную» и «прибавочную» стоимость товара. Большой
интерес представляют взгляды Радищева по вопросам теории денег, денежного
обращения, кредита, налогов он рассматривал деньги как товар и приближается к
пониманию их роли в качестве всеобщего эквивалента. По его словам, деньги –
это знаки всякого богатства, мерило «всех вещей, в торгу обращающихся»,
особый товар, на который любой другой «товар менять можно». Фундаментальной
монетой он считал серебро и золото, бумажные деньги назвал «сократительной
монетой», рассматривал в качестве знаков, представляющих золотые или
серебряные деньги. Выделялись также медные деньги как «раздробильная монета».
Радищев подверг резкой критике существующую в Росси налоговую систему. Требуя
отмены подушной подати и установления подоходно-имущественного налога.
Высказывался за широкое развитие кредита, он обосновал идею его
производительного использования.
59. Антикрепостнические идеи в трудах
экономистов-мыслителей России и Украины конца XVIII - первой половины XIX вв.
Со 2 половины 18 век русская экономическая мысль развивалась вместе с
борьбой народа против крепостничества, устои которой все боле подрывались.
После петровских реформ в России стали быстро развиваться промышленность и
товарное производств, развивался внутренний рынок, товарные отношения.
Рента продуктами, натуральный оброк, заменялась денной рентой, денежным оброком.
Крепостные не были заинтересованы в труде.
Возникла необходимость ликвидации крепостного строя. Крестьянство было
главной революционной силой на всех этапах антикрепостнической борьбы . Его
первые организованные выступления проявились в восстаниях под руководством
Степана Радина, Емельяна Пугачева. Народные массы надеялись получить землю
от «хорошего царя», требования восставших народных масс в войне которую
возглавил Е.Пугачев нашил выражение в «Прелестных грамотах» здесь писалось,
что «злодеи – дворяне обратили всю Россию, себе в подданство, а Пугачев
решил нард от и злодейского тиранства. Освободить и учинить во всей России
вольность».
Манифесты призывали к уничтожению помещиков – «разорителей крестьян,
провозглашали право крестьянства на помещичье имущество, поскольку оно
создано было трудом крестьян.
А.И.Герцен и Н.П.Огарев отдали всю жизнь делу освобождения русского народа,
начав политическую борьбу как дворянские революционеры, они стали затем
выдающимися деятелями русской революционной демократии. «Крещенная
собственность», «К старому товарищу», «Разбор нового крестьянское уложение»,
«Настоящее ожидание» –Огарев .
В качестве исходного начала своих экономических идей Герцен и Огарев
выдвигали критику крепостничества. Они ясно высказали, что экономическая
суть крепостничества заключена не только в собственности помещиков на землю,
но и в личной зависимости крепостных от помещиков. В системе
внеэкономического принуждения.
60. Основные идеи и вклад Сисмонди и в развитие мировой экономической мысли.
Сисмонди был основателем мелкобуржуазного направления в экономической мысли.
В развитии социально-экономических отношениях он выделял два периода в работе
«О коммерческом богатстве» он добросовестно пропагандировал идеи Смита,
выступал за свободу конкуренции и свободную игру личных интересов.
В основном труде «Новые начала политической экономии» он уже резко осуждает
режим свободной конкуренции, он же жале красок для описания противоречий
капитализма, он противопоставлял фабричному производству фермерскому
хозяйству цеховой строй ремесленников и патриархальное крестьянское
хозяйство.
В «Новых начал политической экономии» Сисмонди дает новое по сравнению со
Смитом и Рикардо определение этой науки. «Материальное благосостояние людей –
составляет предмет политэкономии».
Деньги Сисмонди правильно трактовал как необходимый продукт развития товарно-
денежных отношений. Являясь продуктов труда, деньги, как и другие товары,
имеют свою внутреннюю стоимость. Исходят из этого положения, он далее пришел
к выводу о том, что «деньги являются общей мерой стоимости». Существенный
вклад Сисмонди внес разработку теории прибыли, которую он более четко
определял как доход капиталиста, представляющий собой вычет из продукта труд
рабочего. Он прямо говорил об ограблении рабочего при капитализме,
подчеркивал эксплуататорскую природу прибыли.
Главным в учении Сисмонди о доходах был то, что он решительно подчеркивал
эксплуататорскую природу доходов собственников средств производства,
противопоставляя трудовые доходы нетрудовым.
Теория воспроизводства и кризисов Сисмонди являет тем зеркалом, в котором
отражается все его экономическое учение о производстве и потреблении,
капитале и доходе, противоречиях капитализма и т.п.
61. Сравнительная характеристика классической школы
политэкономии и мелкобуржуазной.
В отличие от английских классиков буржуазной политэкономии, которые
рассматривали хозяйственные процессы как естественные, мелкобуржуазные
классики считают эти процессы направляемыми государством. Он и смешивают
политическую экономию с экономической политикой, объявляя задачей
политэкономии изучение того, как государств должно направлять и руководить
производством, обращение и распределением богатства.
Они определяют по новому предмет политэкономии, предметом политэкономии они
считают материальное благосостояние людей. Исходя из этого, они выступают
против метода Смита и Рикардо, упрекая их в том, что они абстрагируют
богатство от человека, в то время как цель богатства – удовлетворять
потребности. Из этого они делают вывод, что английские классики
абстрагировали производство от потребления.
Исходя из мелкобуржуазной трактовки капитализма, разрабатывается новое учение
о реализации и кризисах, рассматривая эти две проблемы вместе. Они объявляют
себя противниками теории воспроизводства Смита и Рикардо, но опровергнуть
теоретические позиции названных противников они не могут, ибо за исходный
пункт в вопросах воспроизводства взята антинаучная предпосылка – догма Смита.
62. Экономические идеи Прудона.
Как и Сисмонди он критиковал капитализм, стремясь улучшить подправить
последний, но во времена Прудона история уже выявила настоятельность
мелкобуржуазного социализма.
Для метода Прудона характерен идеализм. Реальные производственные отношения
Прудон объявлял воплощением «абсолютного разума», а экономические категории –
извечно существующими идеями, оторванными от производственных отношений.
По Прудону, диалектическое движение сводится к выделению хорошего и дурного.
а категория представляет собой механическое соединение хорошего и дурного.
Задача – сохранить хорошую сторону и устранить дурную. Он считал, что
устраняя отрицательные стороны разделения труда, собственности, стоимости
т.д., можно «улучшить» капиталистическое товарное хозяйство. Так, в
разделение труда нужно ликвидировать дурную сторону, которая ведет к росту
бедности, безработицы, а сохранить хорошую, которая способствует росту
богатства. В частной собственности ликвидировать сторону. Которая ведет ее
неравенству, и сохранить хорошую сторону, обеспечивающую свободу и
независимость, - это, по существу, чистое реформистская и реакционно-
утопическая идея «очищения» капитализма путем возврата к мелкотоварному
производству.
Абсурдность такой трактовки проявилась в теории стоимости Прудона. С одной
стороны он заявлял, что стоимость является вечного и абстрактной категорией.
Он претендовал на «открытие конституированной стоимости». Теория
«конституированной» стоимости является краеугольным камнем экономической
концепции Прудона. Стоимость он объявил носителем двух противоположных идей:
идеи потребительной стоимости и идеи меновой стоимости. Товар исключался как
объект исследования.
63. Экономические идеи А.И.Герцена и Н.П.Огарева.
Герцен и Николай Платоновичи Огарев оставили обширное литературно наследие,
внеся большой вклад в отечете стенную экономическую мысль. Центральное место
в их экономических взглядах заняли вопросы борьбы с крепостничеством.
Крепостное право явилось, по словам Герцена, «ошейникам рабства» на шее
народа, позором русского быта. Герцен и Огарев с возмущением разоблачали
алчность и паразитизм крепостников.
Критикуя крепостническую систему, Герцен и Огарев выдвинул и обосновали
требование ее уничтожения. Борьбе с крепостничеством они подчинили все свои
интересы, на это направили все усилия.
Существенные изменения претерпела аграрная программа Герцена и Огарева. В
дальнейшем, особенно после реформы 1861 г., аграрная программа Герцена и
Огарева включала требования полной ликвидации помещичьей собственности за
землю и передачи всей земли в собственность крестьян.
Герцен выстудил как основоположник теории «русского крестьянского
социализма». Ее разделял и Огарев. Их идеалом стал социализм.
64. Экономические идеи Н.Г.Чернышевского.
Особое место среди произведений экономистов XIX в.в. Росси занимают труды
Николая Гавриловича Чернышевского. Его научно творчество наиболее плодотворно
проткало в 50-е – начале 60-х годов 18 в., в период подъема общественного
движения в России.
Чернышевский являлся идеологом трудящихся , в первую очередь крепостного
крестьянства.
Экономические произведения Чернышевского содержали глубокие анализ и критику
крепостничества, обоснование экономической программы крестьянской революции,
критику капитализма и западной политэкономии. В них создавалась нова
экономическая теория – «политическая экономия трудящихся», развивалось и
обосновывалось социалистическое учение.
Центрально место в трудах Чернышевского заняли вопросы критики
крепостничеств, разработка демократической программы решения аграрного
вопроса.
В сове аграрной программе Чернышевский исходил из необходимости полной
ликвидации помещичьей собственности на землю, земля должна была стать
государственной собственностью с передачей ее пользования крестьянам.
Помещичьи хозяйства ликвидировались и заменялись крестьянскими.
В решении аграрной проблемы значительное место отводилось крестьянской
общине. Отвергая определение предмета политэкономии как науки о богатстве.
Чернышевский отметил заслугу А.Смита и Д.Рикардо в создании трудовой теории
стоимости. Он считал, что стоимость принадлежит только вещам, произведенным
трудом, а труд – единственный источник производства.
В подходе к капиталу Чернышевский также не ограничился позицией классиков
западной политэкономии. Он делал отличной от них вывод: поскольку капитал
является продуктом труда, то и принадлежит он должен тем, кто его создал.
Чернышевский определил ренту как излишек прибыли и выступил с критикой
«закона» убывающего плодородия почвы.
Чернышевский дал характеристику капиталистической конкуренции, экономических
кризисов и некоторых других вопросов.
!!! 65. Общая характеристика идей мелкобуржуазной политэкономии
66.ВБПЭ Франции. Экономические учения Ж.Б.Сея и Ф.Бастиа.
Французский экономист Жан Батист Сей вошел в историю экономической мысли как
автор теории полезности. Он выдвинул новое положение о том, что в
производстве создается полезность, а полезность обеляет ценность вещи. Труд
по Сею, не является единственным источником богатства. В создании
полезности, считал Сэй, участвую три самостоятельных фактора: труд, капитал,
земля, с деятельностью которых связано все производств. Так возникла теория
трех факторов производства, сохранившаяся до наших дней.
По мнению Сея, прибыль нельзя рассматривать как вычет из продукта труда
рабочего, она есть результат функционирования капитала. В своей триединой
формуле Сей закрепил за каждым фактором часть совокупного общественного
продукта, за трудом – заработную плату, за капиталом – прибыль, за землей –
ренту.
Широкое распространение получил закон Сея о реализации закон сбыта. Сей
пришел к выводу, что в условиях рыночной экономики процесс реализации
обеспечивается внутренними силами, самой экономической жизнью, соотношением
факторов производства. Рыночные силы по мнению Сея – исключают возможность
общего перепроизводства товаров.
Другой французский экономист – Фредерик Бастиа выдвинул и обосновал теорию
услуг, а также концепцию «экономических гармоний». В теории услуг
производство трактовалось как обмен услугами. В результате такого обмена. По
мнению Бастиа, создается полезность, представляющая одну из частей
совокупного продукта. В виде товаров или услуг. Таким образом, идею Бастиа
близка идею Сея. Рабочий создает определенную полезность, которая воплощается
а готовом продукте.
На основе теории услуг Бастиа разработал идею утверждения экономических
гармоний, складывающейся в условиях развития свободной торговли и свободного
предпринимательства. По его мнению, капитал создается в результате усилий и
ли лишений с целю приобретения каких-либо выгод в будущем. Следовательно,
уступить капитал – значат лишить себя выгоды, оказать услугу другому лицу.
Окавший услугу таким образом, имеет право на получение соответствующего
вознаграждения, которое имеет место виде арендной платы, ренты, процента и
т.д.
Рыночная экономика в учении Бастиа – это подлинное царство свободы и гармоний
поскольку все члены рыночного общества «вынуждены оказывать друг другу
взаимные услуги и взаимную помощь ради общей цели».
!!!67. Общая характеристика экономических взглядов представителей ВБПЭ
68. Экономические идеи Т.Мальтуса.
Родился Т.Мальтус в сельской местности вблизи от Лондона в семье помещика в
1766г.
Как младшему сын Т.Мальтусу по обычаю предназначалась духовная карьера.
Однако молодой Мальтус, всегда тяготевший к науке, с 1793 г. стал
одновременно преподавать в колледже. При этом все свое свободное время он
целиком посвящались следованиям захватившем его еще в юности, беседую и
дискутируя с отцом о проблемах взаимосвязи экономических процессов с
природными явлениями.
Из основных этапов в биографии Т.Мальтуса немаловажно указать также на тот
факт, что женился он довольно поздно в 39 лет, и имел трех сыновей и одну
дочь.
Первая книга – «Опыт о законе народонаселения» вызвала на неисчислимые
нападки. Во многом по данной причине, а точнее для улучшения своего
произведения он в течение 1799-1802г. совершает путешествие по ряду
государств Европы.
Успех, который принесла Т.Мальтусу публикация его первой книги, побудил автор
«Опыта» сделал это сочинение боле совершенным. Поэтому последующие издания
были существенно обновлены и расширены, в том числе историческими экскурсами,
критическим анализом трудов других авторов.
Правильность научного предвидения Мальтуса оказалась очевидной прежде всего
потому, что обоснованная им так называемая теория народонаселения,
популярности которой благоприятствовало многократное переиздание «Опыта о
законе народонаселения», стала неотъемлемой частью методологической базы.
Мальтус явился создателем теории народонаселения, из которой вытекают
определенные аналитические выводы – причина бедности сводится к простому
соотношению темпа прироста населения с темпом прироста жизненных благ,
определяющих прожиточный минимум. По Мальтусу всяка сознательная попытка
усовершенствования человеческого общества с помощью социального
законодательства будет сметена неодолимой людской массой, и поэтому каждому
человеку необходимо заботиться о себе самому.
Невозможность увеличивать производство продовольствия Мальтус объясняет не
только медленным техническим усовершенствованием в сельском хозяйстве и
ограниченностью ресурсов земли, а прежде всего надуманным и популярным в том
время «законом убывающего плодородия почвы».
69. Экономические идеи Д.С.Миля.
Капиталом Милль называет накопленный запас продуктов труда, возникающий в
результате сбережений и существующий «путём его постоянного воспроизводства».
Сами сбережения понимаются как «воздержание от текущего потребления ради
будущих благ». Поэтому сбережения растут вместе с нормой процента.
Производственная деятельность ограничивается размерами капитала. Однако
«каждое увеличение капитала проводит или может привести к новому расширению
производства, причём без определённого предела... Если существуют способные к
труду люди и пища для их пропитания, их всегда можно использовать в каком-
либо производстве». Это одно из основных положений, отличающих классическую
экономическую науку от более поздней.
Милль признаёт, однако, что развитию капиталов присущи другие ограничения.
Одно из них - сокращение доходов на капитал, которое он объясняет падением
предельной производительности капитала. Так, увеличения объема продукции
сельского хозяйства «никогда нельзя добиться иначе, чем посредством
увеличения затрат труда в пропорции, повышающей ту, в которой возрастает
объем сельскохозяйственной продукции».
В целом при изложении вопроса о прибыли Милль стремится придерживаться
взглядов Рикардо. Возникновение средней нормы прибыли приводит к тому, что
прибыль становится пропорциональной используемому капиталу, а цены -
пропорциональными издержкам. «Чтобы прибыль могла быть равной там, где равны
затраты, т.е. издержки производства, вещи должны обмениваться друг на друга
пропорционально издержкам их производства: вещи, у которых издержки
производства одинаковы, должны иметь и одинаковую стоимость, потому что лишь
таким образом одинаковые затраты будут приносить одинаковый доход».
Милль показывает свою приверженность количественной теории денег, в
соответствии с которой увеличение или уменьшение количества денег влияет на
изменение относительных цен товаров. По его словам, при прочих равных
условиях стоимость самих денег «меняется обратно пропорционально количеству
денег: всякое увеличение количества понижает их стоимость, а всякое
уменьшение повышает её в совершенно одинаковой пропорции». Далее как видно из
десятой главы, цены товаров регулируются прежде всего количеством
находящихся в обращении в данный момент денег, поскольку золотой запас
настолько велик, считает он, что возможные изменения издержек на добычу
золота за тот или иной год не могут сразу повлиять на корректировку цен.
70. Теория «последнего часа» Сениора.
Экономические взгляды Сениора изложены в «Основных началах прической
экономии» и «Письмах о фабричном законодательстве». Сениор обогатил
вульгарную политическую. Экономию двумя «открытиями». Одним из них
оказывалась «теория воздержания». Учению Рикардо о труде как источнике
стоимости Сениор противопоставил тезис, согласно которому и задержками
производства стоимости являются два элемента – труд и капитал. Новым моментом
в этой старой выдумке является лишь субъективное толкование этих факторов.
Труд рассматривался Сениором как жертва рабочего, теряющего свой досуг и
покой. На место же капитал Сениор ставит «жертву» капиталиста, которая
заключается в его «воздержании» от непроизводительного потребления своего
капитал. Вознаграждением этих жертв рабочего и капиталиста являются
соответственно заработная плата и прибыль. Таким образом, у Сениора
капиталистическое производство теряет свою антагонистическую природу и
предстает как система, базирующаяся якобы на взаимных жертвах рабочих и
капиталистов.
Несостоятельным является и другое «открытие» Сениора, иронически названное
Марксом «последним часом Сениора». В 30-х гг. XIXв. В Англии велась усиленная
агитация аз 10-часовой рабочий день. Фабриканты остро наждались в
аргументации против сокращения рабочего для, и Сениор поспешил им на помощь.
Он выдвинул «теорию», согласно которой при 11,5-часовом рабочем дне в первые
10,5 часа возмещает стоимость авансированного капитала, а в последний час
создается прибыль отсюда заключалось, что сокращение рабочего дня до 10 часов
имело бы своим результатом полное исчезновение прибыли.
71. ВБПЭ США. Г.Ч.Кэри и его теория «гармонии интересов».
Экономист Генри Чарльз Кэри в «Принципах политической экономии» изложил
американский вариант теории «гармонии интересов» особенно обстоятельно
обосновывается в главном его сочинении – «Основания социальной науки» и более
кратком издании этого сочинения – «Руководство к социальной науке».
Попытка Кэри доказать «совершенную гармонию реальны и истинных интересов
между различными классами человеческого рода» базировалась на вымышленном им
«законе распределения», согласно которому с ростом производительности труда
«доля работника увеличивается как в пропорции, так и в сумме, доля же
капиталиста увеличивается в сумме, но уменьшается в пропорции». Стремясь
подкрепить это ложное положение, Кэри ссылался на то, что стоимость товаров
определятся не фактически затраченным на их производство количеством труда, а
издержками производства этих товаров при данных условиях. Но с ростом
производительности труда затраты труда на воспроизводств продуктов, в том
числе и средств производства, уменьшаются. Это, по Кэри, ведет к падению
ценности капитала и снижению процента, т.е. той доли продукта труда, которая
уплачивается собственнику каптала. Соответственно якобы возрастают ценность
труда и его доля в продукте.
Не лучше обстоят дела у Кэри с попытками обосновать гармонию интересов между
капиталистами и землевладельцами. На этом пути стояла теория земельной ренты
Рикардо, которая своими выводами о паразитизме лендлордов стремилась, по
словам Кэри, «к возмущению прав На земельную собственность.». Он старается
поэтому опровергнуть эту теорию. Однако ее ошибочному исходному пункту –
переходу от лучших земель к худшим – Кэри противопоставил не менее
одностороннее воззрение о повсеместном переходе от худших земель к лучшим и
снижении в связи с этим земельной ренты к выгоде капиталистов и рабочих.
72. ВБПЭ Германии Зарождение системы национальной политической экономии.
Боязнь революционных масс побудила немецкую буржуазию связали свои надежды на
объединение Германии, которое было в первой половине XIX в. национальным
вопросом буржуазного развития страны, с силой прусского юнкерского
государства, от которого она ожидала и надежной защиты молодой
капиталистической промышленности. Отсюда то культ прусского государства и
его активного вмешательства в экономику, которого не знала фритредерская
идеология английской и французской буржуазии.
Отражение этих особенностей буржуазной политической экономии Германии явились
сочинения Ф.Листа и представителей исторической школы.
В своем основном сочинении «Национальная система политической экономии» Лист
заявил себя поборником национального единства Германии и превращения ее под
опекой протекционизма в перворазрядную индустриальную державу, способную к
экономической и политической экспансии на мировой арене. Попытка обосновать
эту экономическую программу привела Листа к резкой оппозиции к классической
школе политической экономии с ее ориентацией на фритредерство как
естественную экономическую политику государства.
Лист при этом покидал научные позиции классиков, умевших нащупать ряд
общезначимых законов развития капитализма. Им противопоставлялось вульгарное
учение о «национальной экономии», согласно которому экономика отдельных стан
развивается по своим собственным законам, и поэтому для каждой страны
характерна своя, «национальная экономия», задача которой заключается в
определении наиболее благоприятных условий для развития производительных сил
данной нации.
Центральное место в системе «национальное экономии» Листа заняло его учение
«о воспитательном протекционизме». Он сводилось к тому, что государство
должно обеспечить быстрый индустриальный рост путем установления
правительственных таможенных пошлин.
73. Экономический национализм Ф.Листа.
Фридрих Лист является наиболее видным идеологом немецкой буржуазии первой
половины XIX в.
В своем основном сочинении «Национальная система политической экономии» Лист
заявил себя поборником национального единства Германии и превращения ее под
опекой протекционизма в перворазрядную индустриальную державу, способную к
экономической и политической экспансии на мировой арене. Попытка обосновать
эту экономическую программу привела Листа к резкой оппозиции к классической
школе политической экономии с ее ориентацией на фритредерство как
естественную экономическую политику государства.
Лист при этом покидал научные позиции классиков, умевших нащупать ряд
общезначимых законов развития капитализма. Им противопоставлялось вульгарное
учение о «национальной экономии», согласно которому экономика отдельных стан
развивается по своим собственным законам, и поэтому для каждой страны
характерна своя, «национальная экономия», задача которой заключается в
определении наиболее благоприятных условий для развития производительных сил
данной нации.
Центральное место в системе «национальное экономии» Листа заняло его учение
«о воспитательном протекционизме». Он сводилось к тому, что государство
должно обеспечить быстрый индустриальный рост путем установления
правительственных таможенных пошлин.
Обоснованию этой идеи посвящена вульгарная схема стадий экономического
развития общества, которая игнорировала общественно-экономические формации,
кладя в основу периодизации отраслевой признак. В «национально-экономическом
поступательном движении нации» Лист выделял состояние дикости, затем стадии –
пастушескую, земледельческую, земледельческо-мануфактурную и земледельческо-
мануфактурно-коммерческую. Последняя стадия представлялась Листу
хозяйственным идеалом, достижение которого невозможна без политики
промышленного протекционизма.
74. Специфика научного мировоззрения «исторической школы» Германии.
Специфика исторической школы как разновидности вульгарной политической
экономии связана с ее «изысканиями» в методологического области. Она
выдвинула так называемый «исторический метод» в политической экономии, общие
контуры которого впервые наметил В.Рошер в сочинении «Краткие основы курса
политической экономии с точки зрения исторического метода». Наиболее
детальное и систематическое изложение методологии исторической школы дал
К.Книс в книге «Политическая экономия с точки зрения исторического метода».
Своим острием эти работы направлялись против классической политической
экономии. спекулируя на непоследовательности буржуазных классиков,
объявлявших законы капитализма вечными, естественными законами общественного
производства вообще, историческая школа попыталась вместе с ошибочными и
представлениями о вечных и неизменных законах экономического развития
общества выбросить за борт саму идею о существовании объективных
экономических законов и их общей значимости для одних и тех же ступеней
развития различных народов.
Учению классиков о естественных законах историческая школа противопоставляла
принцип «историзма», который получал, однако, сугубо вульгарное толкование.
75. Ранняя историческая школа германии.
Наиболее полно особенности вульгарной политической экономии Германии
отразились в работах представителей Исторической школы, сложившейся я в
Германии в 40-50 гг. XIXв. Родоначальниками этой школы были Вильгельм Рошер,
Бруно Гильдебранд, Карл Книс Основные тенденции исторической школы, обосновал
ее политическая направленность, отчетливо выразилась в книге Б.Гильдебранда
«Политическая экономия настоящего и будущего», говоря, что политическая
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|