Статья: Мир и Россия: Основные тенденции истории
этика Лоренцы Валлы и др.). Все направления культуры пронизывает пафос
утверждения идеала гармоничной, раскрепощенной творческой личности, обращение
к человеку как к высшему началу бытия.
В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения величественность
которых подчеркивали: ордерное членение стен, арочные галереи, колоннады,
своды, купола (Альберти, Делорм и др.). Художники Леонардо да Винчи, Рафаэль,
Микеланжнло, Тициан и др., передавали красоту и гармонию человека.
Литература, представленная Шекспиром, Сервантесом, Рабле, Петраркой, Боккаччо
и др., создала бесценные памятники непроходящей ценности. В музыке появились
новые жанры- баллада, мадригал, кантата, оратория, опера.
Эпоха Возрождения способствовала разрушению ортодоксально-религиозных идей и
объединению Европы на основе общечеловеческих ценностей, на почве гуманизма.
Она стала переходным периодом от Средневековья к Новому времени не только в
культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы. В это
время были завершены выдающееся научные открытия в астрономии, в том числе
гелиоцентрическая система мира Н. Коперника, развитая Джордано Бруно. Одним
из создателей современной астрономии по праву считается Тхо Браге, на
основании наблюдения которого И. Кеплер вывел три знаменитых закона движения
планет, изучающихся в школе. Основоположником научного естествознания
является Г. Галилей.
Блестящими были открытия и в области анатомии. В 1543 г. Вышла в свет книга
А. Везалия «о строении человеческого тела», а У. Гарвей доказал, что сердце
качает кровь по всему телу человека.
Итак, в XV-XVI вв. Эволюционный период в истории средневековой цивилизации
завершался, начиналось разложение консервативного по своему характеру
феодализма и переход к Новому времени. Основными формами сложившихся
государств являлись крупные колониальные империи, национальные государства,
образования типа германских княжеств и раздробленной Италии. Свою критическую
точку экономической, социальной и политической модернизации Европа прошла уже
в следующем XVII в., который вошел в мировую историю под названием «века
рационализма» и всеобщего кризиса.
К позднему средневековью относится также создание Российского государства.
Своеобразием формирования этой формы государственности стало то, что его
процесс занял не три- четыре века как на Западе, а немногим более двух веков.
Дело в том, что главную роль в объединении разрозненных русских земель играл
не экономический, а политический фактор, в том числе в том числе
обусловленный необходимостью борьбы с внешней опасностью. Это вызвало к жизни
такие особенности Русского государства, как сильная монархическая власть;
жесткая система подданства; высокая степень эксплуатации крестьянства и
посадских людей, широкое распространение внесудебных форм расправы с
недовольным населением, появление карательных органов при практически полном
отсутствии движения к правовому феодальному государству.
Таким образом, в России, занимавшей промежуточное положение между двумя
глобальными цивилизациями - Западной и Восточной, -более всего проявились
характерные для Востока признаки, хотя имели место и европейские, и чисто
русские черты. К последним относятся соборность, православие, коллективизм.
Основным содержанием начального этапа объединительного процесса /конец XIII -
первая половина XIV вв./ было становление в Северо-восточной Руси крупных
феодальных центров и выделение среди них сильнейшего, как политического и
территориального ядра будущего централизованного государства. Главными
соперниками в этой борьбе в первой трети XIV в. стали Москва и Тверь, хотя не
только они претендовали на роль лидера в объединении русских земель, а и
Нижний Новгород, Рязань великое княжество Литовское, территория которого на
9/10 состояла из русских земель. Победе Москвы, как центра политического
объединения русских земель, способствовали объективные и субъективные
факторы. Она занимала выгодное географическое положение, так как была удалена
от мест, постоянно подвергающихся нападению монголов. Относительная
безопасность Москвы- от Литвы и Золотой Орды она была прикрыта Русскими
землям- способствовала притоку населения в Московское княжество из других
более развитых русских земель, и в конечном итоге превратило пограничный
гродок Суздальской земли в важный узел экономических связей и в этнический
центр. Московские князья, владея младшим уделом и поэтому не питая надежды
по очереди занять старший великокняжеский стол, с первых шагов начали -
действовать не по обычаю, а искали новые пути, не задумываясь о приличиях.
Например, первый московский князь, Даниил Александрович, по рассказу
летописца, врасплох напал на своего рязанского соседа князя Константина, взял
его в плен и отнял у него Коломну. Московские князья расширяли территорию и
другими способами: скупкой дешевых земель обедневших вотчинников, церквей,
монастырей; договорами с соседними князьями, искавшими службу у московского
князя; захватом чужих земель с помощью оружия и дипломатической поддержки
Золотой Орды; переселением монахов и крестьян в Заволжье /заселявшиеся
выходцами из московских владений волости считались землями московского
князя/. Таким образом, удвоившееся при Данииле Александровиче Московское
княжество было утроено при его сыне Юрии и еще более расширилось при втором
сыне Даниила - Иване I Калите. Действуя на Орду смиренной "мудростью", то
есть угодничеством деньгами, Иван Калита, будучи младшим по генеалогии
русских князей, добился в 1328 г. у хана Узбека старшего великокняжеского
стола. Что исправно исполнил поручение хана - наказать тверского князя
Михаила за восстание в 1327 г. Обретение ярлыка на Великое княжение
позволило Калите показать выгоды своей политики и другим частям Севере -
Восточной Руси. Образцовый устроитель своего удела, он обеспечил себе широкую
популярность, которая подкреплялась перенесением митрополичьей кафедры из
Владимира в Москву, превратившуюся в церковную столицу раньше, чем в столицу
политическую.
Второй этап формирования Русского централизованного государства охватывает
столетие-с середины XIV до середины XV века и характеризуется усилением
Московского княжества, что позволило ему перейти от политики покорности и
повиновения Орде к политике борьбы против нее, тем более, что в Золотой Орде
тогда наблюдались усобицы: за период с 1360 по 1380 гг. в ней сменилось 14
ханов. Но Мамаю удалось сосредоточить власть в своих руках, и он решил
призвать московского князя к порядку. Несмотря на то, что Тверь, Новгород и
Нижний Новгород не приняли участия в борьбе с Мамаем, Дмитрий собрал
небывалую до того рать в 100-150 тыс. человек. Существенную помощь ему
оказал преподобный Сергий Радонежский, благословивший князя на подвиг. Исход
сражения решила Куликовская битва, происшедшая в день праздника Рождества
Богородицы 8 сентября 1380 г. на правом берегу Дона. Куликовская битва имела
огромное политическое и национальное значение.
Несмотря на то, что Дмитрию Донскому не удалось освободить Русь от
монгольского ига, процесс централизации русских земель в период его правления
усилился. Орда была вынуждена признать Москву национальной столицей, хотя
ордынский хан по-прежнему считался верховным правителем Руси. Московская
княжеская династия добилась от Орды признания своего права на великое
княжение как на "отчину" (Дмитрий впервые передал власть своему сыну Василию
без ханского ярлыка). Новый порядок престолонаследия прекращал вражду за
старшинство, нашел поддержку в народе и среди духовенства русского
духовенства самостоятельно назначил митрополитом Иону. Московская митрополия
попадала теперь в прямую зависимость от окрепшей великокняжеской власти.
Третий, завершающий этап политического объединения русских земель в
значительной мере пришелся на правление Ивана Ш. Вместо титула "великий
князь" Иван Ш принял титул "государь всея Руси". В конце XV в. появилось
название страны - Россия. С именем Ивана Ш Великого связано окончательное
падение монгольского ига в результате "великого стояния" на реке Угре в
ноябре 1480 г. Формирование единого многонационального государства закончил
его сын Василий III, при котором была достигнута территориальная целостность
Российского государства.
Усиление централизации Российского государства произошло в период реформ
Избранной Рады при Иване IV Грозном. Было завершено создание центральных
органов государственного управления- приказов, просуществовавших до
петровских времен. К середине XVI в. их было 20: челобитный, посольский,
поместный, разрядный, земский и др. Развивалась система ступенчатого местного
управления. Было отменено «кормление»-содержание должностных лиц за счет
местного населения, и вместо него введен налог в пользу государства, что
способствовало централизации финансов. Впервые в России в 1550 году было
создано постоянное стрелецкое войско, которое к концу XVI в. насчитывало 25
тыс. человек. В ходе церковной реформы для всей страны были установлены
единые церковные праздники и пантеон святых; была предпринята попытка
ограничить влияние церкви на государственные дела и ослабить её
экономическую мощь. Для чего вводились частичные ограничения на пользование
церкви землей и запрет на вношение крупных вкладов в монастыри. Иван Грозный
предпринял также попытку ограничить местничество- такую систему распределения
служебных мест среди феодалов, которая учитывала прежде всего происхождение и
служебное положение их предков.
Одной из мер по усилению централизации государства и укреплению власти
великого князя стало венчание Ивана IV на царство в 1547 году (ранее царем
называли Золотоордынского хана). В отличие от стран Запада, где божественная
власть на земле принадлежала Папе Римскому, а король считался самым главным
феодалом, в России наместником бога на земле считался царь и поэтому его
власть была более унитарной и жесткой. Боярская дума играла все меньшую роль
в государстве. В 1549 г. впервые был созван всесословный законосовещательный
орган - Земский собор, который созывался эпизодически для решения наиболее
важных государственных вопросов В отличие от западно-европейских сословно-
представительных органов, он в значительно меньшей мере ограничивал власть
царя, что Приближало Россию к Востоку. По интенсивности реформ десятилетие с
1549 по 1560 гг. несравнимо ни с какими другими десятилетиями в истории
Московского государства. Но оно сменилось разрушительными годами опричнины
(1565-1572), которая обеспечила режим личной власти Ивана Грозного
(автократизм). В это время бьы окончательно решен вопрос о соотношении власти
и общества в пользу власти. Наиболее сильный удар был нанесен по той части
российской территории, где развивался европейский уклад и были сильны
традиции прозападной ориентации. Особенно пострадала Новгородская земля. До
конца XVI в. Россия двигалась в сторону централизации, хотя на низком уровне
сохранялась демократическая община и на высшем- действовавший Земский собор.
Это отличало Российскую государственность и сближало ее с западной.
В конце XVI в. Политическая ситуация в России обострилась вследствие
династического кризиса, возникшего после смерти бездетного царя Федора- сына
Ивана Грозного. В 1598г. Пересеклась 736-летняя династия Рюриковичей, и
решение вопроса о новом царе осложнилось отсутствием письменного завещания о
наследнике. Началась упорная борьба за власть между знатными родами-
Шуйскими, Юрьевыми- Романовыми, Мстиславскими, Бельскими.
Победу одержал любимый шурин царя Федора - Борис Годунов, занимавший по
родословию одно из последних мест в ряду желавших надеть на себя шапку
Мономаха.
Главная причина избрания Годунова на престол Земским собором заключается в
том, что после поражения политических врагов в своего рода опекунском совете
при Федоре, назначенном перед смертью Иваном Грозным, Борис Годунов являлся
фактическим правителем страны. В 1594 г. он был официально облечен властью
регента специальной грамотой. Благодаря живому и гибкому уму,
дипломатичности и изворотливости "печальник земли русской" смог окружить
себя преданными людьми в Боярской думе и Государевом дворе. Всецело
обязанным Борису своим избранием на патриарший престол был и патриарх Иов,
возглавивший народные шествия в Новодевичий монастырь к вдовствующей царице
Ирине с просьбой дать на "Московское государство" ее родного брата,
Положительной оценки заслуживает его внутренняя и внешняя политика,
проводившаяся при жизни царя Федора. Первым крупным успехом было учреждение
Московской патриархии, возвысившей международный авторитет русской
православной церкви. Заметными были усилия Годунова по стабилизации
положения в стране и консолидации господствующего класса, особенно
необходимые в условиях всеобщего разорения после опричнины. Последствия
хозяйственного кризиса не были преодолены, но некоторый подъем
производительных сил был достигнут.
При венчании на царство Борис Годунов дал обещание, которое не могло быть
выполнено ни при каких обстоятельствах: "Бог свидетель, что не будет в моем
царстве бедного человека!". Но первые два года были удачными. Милость к
дворянам и приказным людям Годунов сочетал с почестями духовенству,
наградами войску и вольностями купечеству. В то же время, происходило
дальнейшее утверждение крепостного права и усиление феодального гнета, что
вызывало массовое бегство крестьян на окраинные земли, прежде всего, южные,
где из-за экономической неустроенности нарастало недовольство казачества.
Окончательно погубил царя Бориса голод 1601-1603 гг., от которого больше
всего пострадали крестьяне и тысячами выброшенные хозяевами холопы.
Осложняла политическую судьбу Годунова и так называемая угличская драма -
загадочная смерть малолетнего царевича Дмитрия. Она наложила на Бориса печать
коварного детоубийцы, хотя достоверность этой версии до сих пор остается
недоказанной. Недоверие к легитимности власти Годунова, обусловленное
отсутствием кровной связи с Рюриковичами или каким-либо княжеским родом,
усиливалось новизной мер талантливого политика. Среди них - направление
молодых дворян на учебу за границу, приглашение в Россию иностранцев,
желание открыть школы и даже университет на европейский манер. Все это
воспринималось традиционным российским обществом как разрушение старины и
привело к резкому падению авторитета человека, который мог стать
родоначальником новой династии и, как считают некоторые ученые, при более
благоприятных условиях обеспечить стране альтернативный путь развития: начать
ее модернизацию на сто лет раньше и более мирно, чем при Петре I.
Однако мощные выступления крестьян, холопов и казаков, обострение борьбы
различных групп правящего класса за власть и привилегии, постоянный страх
перед созданной Годуновым сетью тайного полицейского надзора, породившей
такие общественные язвы, как донос и клевета, привели к всеобщей ненависти к
новому царю. Его внезапная смерть и убийство в результате заговора бояр 16-
летнего сына - Федора Годунова, находившегося у власти всего два месяца,
облегчили восшествие на престол Лжедмитрия I. Началась эпоха самозванцев,
появлявшихся в разных районах страны в период Смуты.
Под "Смутой" дореволюционные историки понимала "мятеж, восстанье, общее
неповиновение, раздор меж народом и властью", характерные для 14-15 лет, с
1598 по 1613 гг. Первые концепции Смутного времени создали В.О.Ключевский и
С.Ф.Платонов, главной мыслью которых является мысль о последовательном
втягивании в Смуту всех слоев общества: боярства, дворян, низов. Советские
историки пришли к выводу, что ожесточенная классовая борьба шла на
протяжении всего периода.
Незаурядная личность Лжедмитрия I привлекала и привлекает к себе внимание
историков, драматургов, поэтов и композиторов. Существует несколько версий о
его происхождении. Наиболее доказанной представляется версия о том, что
Лжедмитрий I - это беглый дьякон Чудова монастыря, состоявший при патриархе
Иове "для письма". Будучи до пострижения холопом Романовых, попавших в
немилость к Борису Годунову, возможно, готовился ими для роли претендента на
престол и сам верил в свое царское происхождение. Объявившись в Речи
Посполитой, он добился поддержки короля Сигизмунда III, обещая полякам
русские земли и введение католицизма, собрал 1,5 -тысячное войско из поляков
и русских эмигрантов, к которому примкнули запорожские и донские казаки,
киевское ополчение, крестьяне, видевшие в счастливо спасшемся "царевиче
Дмитрии" борца за правду.
Самозванец быстро завоевал себе славу хорошего и доброго царя: отменил
казни, сделал суд бесплатным, начал борьбу с лихоимством, охотно раздавал
дворянам земли и деньги. Однако сесть на престол оказалось легче, чем на нем
удержаться. Вскоре новым царем были недовольны все: бояре, над которыми он
смеялся в Боярской думе; духовенство, не доверявшее "тайному католику";
крестьяне, для которых он ничего не сделал... Не нашлось сил для поддержки
Лжедмитрия I и за пределами России, так как он не отдал Сигизмунду III
Смоленск и Северную землю; не разрешил строить в России католические храмы;
конфликтовал с Речью Посполитой, не желавшей признавать царский титул за
русскими государями.
Таким образом, сложились благоприятные условия для заговора, организованного
партией больших бояр во главе с "лукавым царедворцем" Василием Шуйским.
Самозванец был убит, его труп выставлен на поругание, затем сожжен, пепел
смешан с порохом и выстрелен из пушки в сторону Польши.
На престол взошел "выкликнутый" своими сторонниками Василий Шуйский, потомок
Александра Невского. В соответствии с предварительным условием заговорщиков,
он был вынужден дать в Успенском соборе присягу - "крестоцеловальную
запись", с которой редко считался. Тем не менее, это был первый договор
русского царя со своими подданными, в какой-то мере приближавший Россию к
правовому феодальному государству и закрепившийся в последующих документах
Смутного времени. В нем провозглашался принцип наказания только по суду "с
боярами своими". Немало потерпевшие от произвола власти при Иване Грозном и
Борисе Годунове, бояре выговорили себе личную и имущественную безопасность.
Положение Василия Шуйского чрезвычайно осложнило восстание крестьян, холопов
и казаков под руководством Ивана Болотникова (1606-1607), явившееся
кульминацией крестьянской войны начала XVII в. Главные противники боярского
царя находились на юго-западной окраине России. Василий Шуйский восстановил
здесь налогообложение, отмененное Лжедмитрием I на 10 лет, в благодарность
населению за оказанную ему поддержку. Восставшие не призывали к изменению
государственного строя, а имели намерение истребить "нынешних бояр", занять
их место и возвести на престол "хорошего царя". Таким образом, крестьянская
война носила антикрепостнический, но не антифеодальный характер, была
пронизана идеей "наивного монархизма" и направлена на поиск выхода низов из
тяжелого положения.
Недовольные правительством Василия Шуйского, в том числе участники
крестьянской войны, увидели свое знамя в новом авантюристе - Лжедмитрии II.
В отличие от первого самозванца, он не был хорошо образован, не обладал
решительностью и самостоятельностью. Появившись летом 1607 г. на Брянщине,
весной следующего года дошел до Тушино, близ Москвы, не рискнув взять
столицу. Его лагерь превратился во второй центр Русского государства со своей
Боярской думой, приказами и патриархом. Окруженная столица как бы оторвалась
от страны. В расколовшейся России иностранцы увидели возможность поживиться
за счет мятущихся в междоусобии "русаков". Боясь освободительной борьбы
народа, Василий Шуйский увел свое войско в Москву, подписал перемирие с
Польшей и обратился к шведскому королю Карлу IX за военной помощью, которую
получил на крайне невыгодных условиях. Этот политический шаг привел к
шведской интервенции. Московские и "тушинские" бояре приняли решение
низложить своих правителей, Василия Шуйского заставили отречься от престола и
установили в Москве правительство из 7 бояр - "семибоярщину". "Тушинцы" убили
Лжедмитрия II.
На условиях договора с целым рядом ограничений на российский престол был
приглашен польский королевич 15-летний Владислав. Во время затянувшихся в
Варшаве переговоров его представлял в русской столице наместник с польским
войском. Никогда еще Россия не находилась так близко к утрате своей
национальной государственности.
Безуспешную попытку освободить столицу предприняло первое ополчение во главе
с Заруцким и Ляпуновым, но освободило её второе ополчение под руководством
Минина и Пожарского. Оно включало в себя вооруженные отряды из разных
русских земель и начало свой путь из Нижнего Новгорода.
В январе 1613 г. в освобожденной столице состоялся многолюдный
представительный Земский собор, избравший царем Михаила Федоровича Романова -
родоначальника династии, правившей в России более 300 лет. Это положило
конец Смуте. В силу разных причин политический компромисс был найден в лице
16-летнего Михаила, хотя обсуждались разные кандидатуры. Большую роль сыграло
то обстоятельство, что за его спиной стоял отец - Федор Романов (Филарет в
монашестве), который устраивал выдвинувшихся в годы опричнины. и
пострадавших от нее, сторонников и противников Василия Шуйского, обоих
Лжедмитриев; «друзей» и «врагов» Речи Посполитой, казачество.
В конечном итоге победила консервативная тенденция в противовес возможным, но
не состоявшимся альтернативам Смутного времени. Общество, невероятно уставшее
в течение полутора десятков лет, стремилось к обычному порядку, который
смогли обеспечить первые Романовы. Гражданская война постепенно затухала;
восстанавливались производительные силы страны; возрождалась
государственность.
Россия с большим трудом в течение трех десятилетий преодолевала «великое
Московское разорение». Затяжной характер восстановительного периода был
обусловлен не только масштабами потерь - в некоторых уездах пашня сократилась
в десятки раз, многие села обезлюдели, - но и экстенсивным характером
земледелия. Это привело лишь к простому воспроизводству ресурсов
крестьянского хозяйства не только в XVII, но и в XVIII веке.
В то же время росла численность городского населения, развивалось ремесло и
торговля. Наряду с местными рынками появились ярмарки, становившиеся центрами
оптовой торговли. Самые крупные из них- Нижегородская, Московская,
Архангельская, Макарьевская и Ирбитская. Это позволило многим исследователям
сделать вывод о начавшемся во второй половине XVII в. Процессе формирования
всероссийского рынка, хотя другие авторы относят его ко второй половине XVIII
в. Если этот вопрос является в науке спорным, то другой - о зарождении
мануфактур в период правления Алексея Михайловича - не вызывает сомнений.
Наряду с новыми процессами, в социально-экономической жизни страны
сохранялись и укреплялись крепостные отношения. Это нашло свое отражение в
Соборном Уложении 1649г., завершившем юридическое оформление крепостного
права в России. Она продолжала свой путь внеэкономического административного
принуждения крестьян, что уводило ее в сторону от западной цивилизации.
С середины XVII в. Политический строй России эволюционизировал к абсолютизму.
В отличие от стран Западной Европы, он формировался на базе безраздельного
господства феодально-крепостнической системы. По соборному уложению,
самодержавие становилось формально неограниченным, так как в руках царя
сосредотачивалась вся полнота верховной государственной власти-
законодательной, исполнительной, судебной. Новый царский титул подчеркивал
божественное происхождение власти "самодержавца".
Крепнувшая центральная власть все меньше нуждалась в сословно-
представительных органах. Боярская дума превращалась в высшую судебную
инстанцию, так как царь решал государственные дела и издавал законы и без
нее. Земский собор в полном составе в последний раз состоялся в 1653 г. В
ущерб представительным органам власти набирали силу правительственные
учреждения. Усложнению социально-экономической и политической структуры
общества соответствовало усложнение структуры государственного аппарата, в
том числе приказов. Если в 1640 г. в них числилось 837 человек, то в конце
XVII в. - почти в четыре раза больше. По замечанию современника, подъячих в
приказах стало так много, что "сидеть негде, стоя пишут".
Переход к абсолютизму ярко проявился в сокрушительном ударе светской власти
по притязаниям церковной править на равных. Речь идет о патриархе Никоне,
который провел при поддержке Алексея Михайловича церковную реформу,
положившую начало расколу русской церкви и появлению старообрядчества. Но
Никон пошел дальше: посягая на светскую власть, он присвоил себе титул
"великого государя", принимал самостоятельные решения по государственным
вопросам и доказывал верховенство духовной власти. Алексей Михайлович созвал
Собор с участием вселенских патриархов. Тот подтвердил независимость духовной
власти от светской. Позднее Никон был лишен звания патриарха и простым
монахом отправлен в заточение, длившееся 15 лет. Таким образом Алексей
Михайлович преодолел серьезное препятствие на пути к неограниченной власти.
Укреплению самодержавия способствовало сплочение всех слоев феодального
общества вокруг царя во время социальных взрывов., которыми XVII в.
наполнен, как никакой другой в истории Русского централизованного
государства. Смута в начале века, городские восстания в середине века, в том
числе "медный бунт" в Москве в 1662 г., крестьянская война под
предводительством Степана Разина в 1670-1671 гг. свидетельствовали о глубоких
социально-экономических противоречиях, назревших в российском обществе. В то
время, как в мировой истории XVII век получил название "века рационализма", в
отечественной его прозвали "бунташным".
На Западе снижение социальной напряженности отчасти достигалось крестовыми
походами, морскими экспедициями для открытия новых колоний, ссылкой
недовольных в эти регионы. В России проводилась другая политика - политика
сдерживания оттока населения на окраины расширявшейся страны в целях
концентрации людских и экономических ресурсов. Этой цели соответствовало
создание служилой системы, сердцевиной которой стала поместная система.
Великий князь предоставлял землю с крестьянами в условное владение за
службу, в основном, военную. Поместье не было ни наследственным, ни
пожизненным, а зависело лишь от несения службы государству. Такая система
зародилась в XIV в. История сохранила имя первого московского помещика,
Бориса Воркова, которого в 1323 г. наделил землей Иван Калита.
Как система, поместное землевладение сложилось к концу XV в., а к середине
следующего столетия получила широкое распространение. В XVII в. она являлась
важным контрольным и хозяйственным институтом, опорой правительства в сборе
налогов, организации войска, ведения учета, суда и т.д. Начиная с XVII в.
дворянство добивалось превращения условного землевладения в безусловное,
наследственное, вотчинное и, этот факт был окончательно узаконен Петром I в
1714 г.
Представляет интерес история формирования дворянства в России. Оно возникло
на Руси в XII-XIII вв. Как низшая часть военно-служивого сословия,
составлявшего двор князя или крупного боярина. С XIV в. «испомещавшиеся»
дворяне стали получать за выполнение государственной службы землю в
пользование (поместье). С конца XIV в. термин «дворяне» исчезает и вновь
появляется в 30-х годах XVI столетия. Но теперь дворяне- уже не рядовые
феодалы, а верхушка служилых людей- аристократов. Из их числа выходят видные
военачальники и администраторы, хотя они не свободны уже по своему названию:
это- люди двора.
Княжеско-подданнические отношения на северо-востоке Руси пустили глубокие
корни еще до монгольского нашествия. Хотя лишь два с лишним века спустя, при
Иване III появляется стандартное обращение феодалов к своему сюзерену: "Яз
холоп твой". Отношения подданства удивляли иностранцев в России больше всего,
так как они были воспитаны в другой системе отношений, получившей в Европе
название вассалитета.
В Московском государстве такая система действовала лишь в очень ограниченных
рамках - в отношениях княжеских династий. Удельные князья обращались к
великому князю как к "брату старейшему"; ниже на иерархической лестнице
находились служилые князья /"слуги"/, появившиеся в результате присоединения
западнорусских земель в конце XV в.. От удельных князей "слуги" отличались
тем, что владели вотчинами, а не уделами, и не имели никаких прав на
великокняжеский престол. Естественный ход исторического развития привел к
полной ликвидации удельной системы в конце XVI в. А большинство служилых
князей сознательно перешло на положение бояр, понизив тем самым свой
социальный статус, так как им выгоднее было занять место в Боярской думе,
куда служилые князья из-за высокого статуса не входили, и управлять страной,
получая за это пожалования.
Одновременно с консолидацией и усилением дворянства в Русском
централизованном государстве происходило закрепощение другого сословия -
крестьян. Крестьяне занимали земли князей, бояр, вотчинников, церковных
учреждений, помещиков и имели право по закону и обычаю переходить к другому
владельцу. Однако в конце XVI в. началось юридическое оформление системы
крепостного права, когда появился первый общерусский Судебник / 1497 г./.
Его 57-статья впервые вводила ограничение перехода крестьян двумя неделями
"около Юрьева дня Осеннего" /26 ноября по старому стилю/. Крестьянин должен
был платить "пожилое". Судебник 1550 г. существенно не изменил этот порядок,
увеличив лишь сумму "пожилого". Затем переход был отменен полностью и
государство увеличило срок сыска беглых крестьян.
Экономической основой крепостничества была феодальная собственность на землю
в трех ее формах: поместья , вотчинная и государственная. По своему
социальному положению крестьяне тоже делились на три группы: владельческие
крестьяне, принадлежавшие различным светским и церковным феодалам; дворцовые
крестьяне, находившиеся во владении дворцового ведомства московских великих
князей (позже царей); черносошные (позже государственные) крестьяне, жившие
волостными общинами на землях; черносошные крестьяне принадлежали какому-
нибудь владельцу, но были обязаны выполнять определенные повинности в пользу
государства.
Завершение юридического оформление системы крепостного права связано с
Соборным Уложением 1649 г., которое стало важнейшим законодательным кодексом
допетровской России. По уложению крестьяне прикреплялись к земле; посадские
люди- к выполнению городских повинностей; служилые люди- к несению военной и
других государственных служб. Таким образом, все основные сословия имели
строго определенные обязанности по отношению к государству. И только
дворянство и духовенство являлись привилегированными сословиями.
Итак, механизм функционирования сословного строя и России, имевший некоторое
сходство и существенные отличия от стран Западной Европы, являлся одним из
постоянно действующих в нашей истории. Как и на Западе, сословный строй в
России складывался под влиянием экономических условий и с вмешательством
государства. Особенностью России являлась более активная роль государства в
формировании сословного строя, что было связано со следующими причинами:
необходимостью скорейшей мобилизации экономических и людских ресурсов в
условиях хозяйственной разобщенности русских земель; низким уровнем развития
товарно-денежных отношений; фактическим отсутствием третьего сословия;
постоянной борьбой с внешней опасностью, прежде всего, с ордынским игом,
длившемся почти 2,5 века.
Централизацию власти обусловливали не только внутренние, но и
внешнеполитические задачи. Со времени объединения русских земель (конец XV
в.) и до конца XVII в. основными направлениями внешней политики являлись:
укрепление безопасности страны; расширение государственной территории за
счет присоединения новых земель, восстановления утраченных в результате войн-
русских земель на западе и; северо-западе, колонизационной политики на
востоке.
Геополитический фактор является еще одним из постоянно действующих в
отечественной истории. Вплоть до XVII в. просматривается устойчивая
тенденция к освоению новых территорий, в частности, Дикого поля - богатых
пахотных земель Черноземного центра, достигшая своей кульминации во второй
половине XVII в.
Расширение политических границ государства в связи с присоединением
Казанского и Астраханского ханств в XVI в., продвижением русских:
землепроходцев в Сибирь и к берегам Тихого океана несло в себе новые
возможности для земледелия. Отсутствие перенаселенности, земельной тесноты в
отличие от стран Западной Европы, формировало и специфические, достаточно
прочные стереотипы экономического и социально-психологического характера. В
России, например, не действовали стимулы для перехода от традиционных
экстенсивных форм ведения хозяйства к новым, интенсивным, более эффективным,
так как постоянная колонизация новых территорий несла в себе новые
возможности для земледелия.
Еще одним направлением внешней политики России стало налаживание
международных связей, прерванных - или в значительной мере ослабленных в
период монгольского ига, а также развитие дипломатических отношений с
соседними странами. Внешняя изоляция Руси начала преодолеваться при Иване
III, когда установились дипломатические отношения с Италией, Германией,
Венгрией, Данией, Турцией. В конце XV - начале XVI в. поток приезжавших в
Россию превышал число желавших покинуть страну: Европа открывала для себя
новую Русь.
В целях укрепления государственных границ были сооружены во второй половине
XVI в. Тульская и Белгородская, а во второй половине XVII в. - Изюмская
оборонительные черты. Среди возведенных крепостей были Воронеж, Ливны, Елец,
Курск, Белгород, Оскол, Кромы, Валуйки, положившие начало освоению Дикого
поля - земель нынешнего Центрального Черноземья, в годы ордынского ига
превратившихся в безжизненное пространство. В XVI в. России не удалось
возвратить земли, присоединенные ранее Великим княжеством Литовским. А распад
Ливонского ордена и переход его земель под власть Польши, Швеции и Дании
привел к тому, что Россия получила вместо одного постоянного неприятеля
несколько, и сильных. Положение осложнилось созданием в 1569 г. Речи
Посполитой - единого государства на основе заключенной между Литовским
княжеством и Польским королевством государственной унии. Поражение России в
25-летней Ливонской войне в период правления Ивана Грозного ослабило позиции
страны в Прибалтике. Ряд городов на побережье Финскохго залива удалось
вернуть лишь благодаря успешной войне со Швецией в 1530-1595 гг.
После Смуты остались две внешние войны. Столбовский мир со Швецией в 1617 г.
привел к утрате всего побережья Финского залива и выхода к Балтийскому морю.
Перемирие с Польшей 1618 г. означало потерю Смоленска и северских городов.
В то же время потенциал России делал её притягательным центром для многих
народов. Попасть под её покровительство стремились правители православных
Грузии и Молдавии, желая избавиться от, турецких разорении. С настойчивой
просьбой принять Украину "под высокую царскую руку" обратился к Алексею
Михайловичу Богдан Хмельницкий, возглавивший сопротивление запорожских
казаков католичеству и шляхетскому угнетению. Москва дала положительный
ответ не сразу, понимая, что это приведет к войне с Польшей, которая и
началась в 1654 г. после воссоединения Украины с Россией. Истощив силы,
Россия и Польша в 1667 г. заключили перемирие, по которому к России отошли
Смоленск, Киев и вся Левобережная Украина, получившая в составе единого
государства автономию в виде гетманства, а также налоговые льготы.
Положительные результаты приносила ориентация Москвы на расширение внешней
торговли. Из века в век с переменным успехом развивалась торговля с Англией,
Голландией, Швецией, Польшей, Персией, Бухарой. Из России вывозились изделия
русских промыслов, меха, деготь, смола, лес, пенька, кожи, щетина, холст,
сало, мясо, икра, хлеб, а ввозились вина, пряности, тонкие сукна, бумага,
аптекарские товары, оружие, фарфор, драгоценности.
Становлению и развитию единого Русского государства была подчинена и
культура. Ей приходилось преодолевать тяжелые последствия ордынского ига,
затормозившего естественный ход русской культуры и оторвавшего ее от
европейских стран. Одновременно с созданием Московского государства
складывался общерусский архитектурный стиль. Его эталонами стали Московский
кремль и Покровский собор на Красной площади. Период расцвета переживала
иконопись., ' общепризнанными корифеями которой являются А. Рублев., Ф. Грек,
Дионисий. К XVI в. относится начало книгопечатания в России, заложившее
основы нового этапа в развитии национальной культуры.
Перевод книгопечатания с дорогого пергамента на более доступную бумагу
способствовал росту грамотности населения в следующем, XVII веке, когда
печатались буквари, азбуки, грамматики и другие учебники. Невиданным для
тогдашней Европы тиражом было издано "Соборное Уложение". Шло накопление
естественно-научных знаний, выпускались пособия по математике, химии,
медицине, астрономии, географии, сельскому хозяйству. Усилился интерес к
истории: появились многочисленные повести, материал которых служил
извлечению уроков из исторического прошлого. В 1667 г. был издан первый
печатный исторический труд - "Синопсис" ("Обозрение"), в котором излагалась
история Руси с древнейших времен. Новым явлением в литературе стало
стихосложение. Усилились процессы оформления общего великорусского языка и
стирания в нём диалектных различий.
Отличительной чертой русской культуры второй половины XVII в. явилось
противоборство светского и религиозного начал. Если раньше искусство
развивалось преимущественно в церковных рамках, то теперь оно постепенно
подвергалось "обмирщению". К концу XVII в. завершился период истории
древнерусской культуры, пронизанной церковным мировоззрением, зарождались
элементы культуры нового времени. Царский двор уже при Алексее Михайловиче
все более становился центром, вокруг которого собирались просветители
страны. Среди них - Афанасий Ордын-Нащокин, Артамон Матвеев, Василий Голицын,
Симеон Полоцкий, Юрий Крижанич. О противоречивости этого времени Ключевский
писал так: "Царь ... одной ногой еще крепко упирался в родную православную
старину, а другую уже занес было за ее черту, да так и остался в этом
нерешительном переходном положении".
Наследник Алексея Михайловича - Федор - придерживался польско-киевского
направления культуры, собрал богатую библиотеку, поддерживал распространение
просвещения в придворном обществе. Об уровне просвещения свидетельствуют
прежде всего общеобразовательного процесса.
Образовательные учебные заведения, которые встраивались в монастырях.
Событием стало открытие в 1687 г. первого высшего учебного заведения для
людей "всякого чина, сана и возраста" - Славяно-греко-латинской академии. К
коту XVII в. в России сложились политические, экономические, социальные и
культурные предпосылки и четко обозначилась необходимость коренных
преобразований, связанных с именем Петра I.
5.ВЕК ПРОСВЯЩЕНИЯ В ЕВРОПЕ И РОССИИ.
Общей закономерностью мирового развития в восемнадцатом столетии является
тесное переплетение характерных черт "старого" и "нового" мира, средневековья
и последствий английской революции XVII в., показавшей другим странам путь к
обновлению. В Европе по-прежнему господствовало общество средневекового типа.
Характерным было преобладание крестьянского населения, социальное
неравенство, наличие высоких, подчас разорительных для экономики, налогов.
Сельское хозяйство оставалось основой экономики. Средства сообщения были
развиты плохо. Источников объективной информации не хватало, отсюда
господство в общественном мнений слухов и домыслов. Наконец, неотъемлемым
свойством "старого порядка" было господство на континенте абсолютных монархий
(за исключением Англии, Голландии и нескольких малых государств),
претерпевших некоторую эволюцию, но не утративших тех качеств, которые
определяли их сущность.
С другой стороны, в недрах "старого порядка" шли процессы,
свидетельствовавшие о переменах и настоятельно требовавшие их. Быстрый рост
населения предъявлял высокие требования к аграрному производству,
удовлетворявшиеся, в том числе, за счет агротехнических новшеств. Довольно
быстрыми темпами развивалась городская промышленность. Росли объемы
внутренней торговли, но несравненно большее значение имело развитие
европейского и мирового рынков: Важнейшим фактором европейского
промышленного и торгового развития была в этот период политика меркантилизма,
проводившаяся практически всеми правительствами Европы и характеризовавшаяся
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|