Социальный прессинг в малой научной группе - (курсовая)
p>В этих переговорах интересно и то, что участвуют в основном первые лица различных охлократических групп ( кафедр ). Маргинала даже не поставили в известность. Подразумевается, что он согласен на все и со слезами на глазах воспримет этот перевод. Тут проявляется букет черт охлократического менталитета.23. 4. 1989. Вернулся из Москвы. Говорил с коллегами из Института географии АН СССР. Они возмущены происходящим. Факт подобного воспринимается как анахронизм. Дали положительный отзыв на мою работу. Сказали, что если что-то необходимо, то обращаться без проблем. В ИГАНе АН СССР полная поддержка.
От включенного наблюдателя
События непосредственно предшествующие Ученому Совету в СГУ показали следующее. В охлократической группе идут активные процессы мифотворчества. Мифотворчество определяется целиком ситуацией. В зависимости от нее разрабатывается тот или иной миф. Все развитие восприятия ситуации полностью определяется ситуационными особенностями и интересами охлократической группы. Никто не хочет признать, что травля человека - дело непорядочное, что мой научный потенциал вне их сферы влияния и чтобы ни делали я останусь ученым а не охломоном, то что они фактически проиграли. Делаются попытки представить ситуацию таким образом, что меня прощают, то есть инициатива идет опять от них. Они всегда владеют инициативой. Как КПСС. Что мое потенциальное неуничтожение дело вынужденное, акт милосердия, а не неспособность добиться своего. Интересно и важно то, что мифология разрабатывается сознательно, целенаправленно, под решение определенной задачи. Проявляется удивительное двуличие. То, что сотворили сами, уже через некоторое и очень короткое время становится истиной. Все противоположное ей отметается. Все, что мешает данной мифологической истине, забывается, вычеркивается из сознания. Нарушение этого запрета очень опасно в охлократической группе. Это не забудут нарушителю. Любая информация противоположная мифу оценивается как клевета, и защищают ее совершенно искренне. Все описано у Оруэлла в "1984". Рефлексия в охлократическом социалитете и менталитете носит апологетический характер. Она ситуативна и ничего абсолютного в ней нет. Это не рефлексия понимание, а рефлексия-оправдание. Принцип "Чего изволите? ".
* * *
Состоялся Ученый Совет СГУ. На нем рассматривается и отчет маргинала. Выступление Маргинала на Ученом Совете СГУ 26 апреля 1989 года Уважаемые товарищи! За первый год докторантуры проделана следующая работа: 1. Завершена докторская диссертация по географии "Новые подходы к исследованию человека и общества в западной географической науке. Системный анализ". 2. Проведено исследование теоретических и методологических оснований вероятностного науковедения. Итогом стала книга "Динамика образов науки" объемом около 400 страниц. Она будет представлена в качестве докторской диссертации по философии. 3. Подготовлена и проведена школа-семинар по проблемам исследования зарубежной географической науки (октябрь 1988 года). На данный момент у меня опубликовано 28 работ объемом около 680 страниц. Сдано в печать и подготовлено к печати еще 11 работ объемом около 870 страниц. Они, в основном, будут депонированы (рукописи всех работ прилагаются). На второй год докторантуры планируется проделать следующую работу: 1. Закончить составление библиографии для диссертации "Новые подходы к исследованию человека и общества.... ". 2. Провести окончательную правку рукописи этой диссертации и перепечатать ее. 3. Отпечатать библиографию к работе "Динамика образов науки" и перепечатать текст. 4. Представить докторскую диссертацию по географии в ЛГУ. 5. Представить докторскую диссертацию по философии в один из Советов. За первый год работы не все задуманное удалось сделать. Причины следующие: 1. Много сил и времени ушло на подготовку школы-семинара в октябре 1988 года. 2. В ноябре - феврале нездоровилось. Пришлось снизить темп работы, а в некоторые периоды вообще ее прекращать (справка из кардиологического отделения 3-й горбольницы прилагается). 3. Начиная с марта 1988 года, то есть около 2-х месяцев, у меня нет рукописи докторской диссертации по географии. Зав. Кафедрой экономической географии СГУ согласен ее вернуть только в обмен на заявление об уходе по собственному желанию. Для того чтобы получить отзывы от независимых и квалифицированных коллег пришлось тратить время на подготовку второго экземпляра диссертации, так как у меня был только один рабочий экземпляр. 4. Начиная с ноября 1988 года приходится интенсивно доказывать, что мой морально-политический облик соответствует стандарту, предъявляемому к ученым в СССР. Список обвинений прилагается. По каждому из них я могу дать аргументированный ответ. ( См. список. ) В заключение хочу выразить глубокую признательность кафедре философии за поддержку, а также начальнику ВЦ СГУ Говоровскому и начальнику группы малых ЭВМ Приходько за предоставленную возможность работать на персональном компьютере "Искра-1030", что позволили за относительно небольшой период проделать значительный объем работы. Хочу выразить свою глубокую признательность представителям кафедры экономической географии за ту аналитическую работу, которую они проделали по диссертации "Новые подходы.... " и моей деятельности за последние 15 лет в целом. Их выводы и рекомендации помогут мне в дальнейшей научной работе, в особенности в области науковедения. В заключение хочу отметить, что каким бы ни было решение Совета, я с ним согласен. Если оно будет положительным, я буду удовлетворен. Если отрицательным, я приму его спокойно, хотя оно и приведет к тому, что через 30 -40 дней я не буду избран по конкурсу на должность ассистента кафедры экономической географии. Лучшим доказательством того, что диссертация чего-то стоит, является ее окончательное завершение и защита. На это я и буду ориентироваться в своей дальнейшей деятельности.
* * *
Было задано несколько вопросов и дано соответствующее количество ответов. Приводим краткие ответы на замечания по докторской диссертации 1. Глава по традициям необходима для понимания логики географической науки в 20 веке. 2 Глава по гуманистической географии написана на основании кандидатской диссертации, но существенно переработана. Совершенно поменялись интерпретации. 3. Текст писался длительное время. За месяц он не мог быть подготовлен. Это легко проверить. Пусть каждый напишет на узкую тему более 500 страниц за месяц. 4. При поступлении в докторантуру были отзывы крупных советских специалистов, которые поручились за меня. Могло быть и больше отзывов в случае необходимости. 5. Утверждение об отсутствии серьезных результатов неверно. Многое было написано. Об уровне самому говорить сложно, но обо всем нужно судить по достигнутому наукой уровню. Кто лучше в СССР заниматься анализом западной географической науки? 6. Публикаций достаточно. 32. Есть статья в "Известиях Всесоюзного Географического Общества". Должны выйти статьи в других журналах. 7. Оценка личных качеств не имеет отношения к научной работе. Но стоит отметить противоречие. До 1985 года давались только положительные характеристики, в том числе для работы за рубежом. После стали даваться только резко отрицательные, как только стала ясна реальность претензий на степень доктора наук. Вопрос о личных качествах не стоял даже в 1988 году при зачислении в докторантуру. Через год все резко изменилось. В том числе и относительно прошлого. 8. По поводу клеветы на КЛАССИКА СОВЕТСКОЙ экономической географии. Это дело конкретного историко-научного анализа. У меня свой взгляд на события в советской географии сталинского периода. Могу их подтвердить конкретными текстами своих работ, где это анализируется. Приводятся некоторые практические данные о его деятельности. 9. О клевете на доцента 2. Никакой клеветы нет. Чтобы не повторяться эту тему нужно обсуждать только в присутствии зав. издательского отдела. Она независимый человек, имеющий полную информацию. Решения кафедры и профбюро факультета по этому вопросу считаю неверными. 10. В заключении кафедры о докторской диссертации объемом в 2. 5 машинописных страниц только 0. 5 страницы анализ несостоятельности текста. Остальной текст разбор личных качеств. Какие бы они ни были, отчет идет о тексте докторской диссертации, а не обсуждении моей личности. 11. Обращаю внимание, что речь идет только о ПЕРВОМ ГОДЕ докторантуры. Есть еще год. Нелепо требовать полного выполнения работы на половине дистанции. 12. Диссертабельность темы - проблема диссертанта. Я пишу по той теме, которая меня интересует. Это мое частное право и право Ученого Совета оценивать эту тему. 13. Грамматические ошибки есть. Причины две. 1. Опечатки при машинописных работах. 2. Я пишу с некоторыми ошибками. К содержанию это отношения не имеет.
* * *
Ученый Совет СГУ не дал практически ничего нового. Я зачитал свой отчет по бумаге. Было несколько вопросов в смысле того, правильно ли поняли, что поданы две докторские диссертации по географии и философии. Никаких вопросов по существу не было. Затем шеф зачитал заключение кафедры обо мне. Ему задали вопросы, правильно ли поняли, что я столь бездарен. Признали некоторые способности за мной. Но к преподаванию абсолютно непригоден. Помимо всего прочего и по идеологическим соображениям. Выступали доценты 2 и 6. Было повторено то, что говорилось ранее. Доцент 6 в отношении личных качеств. Доцент 2 в отношении работы. Выступил профессор Р (зав. кафедрой философии СГУ). Философская работа на высоком уровне. Согласен взять меня к себе на кафедру. Выступили еще два человека. Оба в защиту моей работы. Кто это я не знаю. Отмечали недоброжелательное отношение и несуразности обвинения. Я отвечал на вопросы. Речь получилась неплохой. Не было возможности ответить разумно и полно на все вопросы, так как Совет явно затягивался. Основная масса народа уже нервничала. На Ученом Совете при обсуждении моей работы доцент географического факультета Л высказал мысль, что необходимо оставить меня в докторантуре, но сделать так, чтобы кафедра ежедневно контролировала меня. То есть я должен каждый день приходить на кафедру и работать там. Это оригинальное предложение было высказано уже в конце заседания, когда стало вполне, что план кафедры провалился и я остаюсь в докторантуре. При подобном отношении вроде бы получалось, что кафедра не теряет лица. В заключение один из проректоров СГУ сказал очень недоброжелательную речь обо мне. Я виноват в том, что они вынуждены обсуждать мою работу таким образом. Нужно было все сделать гораздо лучше. Итог - чтобы я не упрекнул их, что меня преследуют по политическим мотивам, предложил оставить вопрос о научной компетентности открытым до октября 1989 года. В октябре решает - давать мне еще пол года или не давать. За это соломоново решение голосовали единогласно. Против и воздержавшихся нет. Далее рассматривался вопрос о том, чтобы выдвинуть шефа на заслуженного деятеля высшей школы УССР. В том числе упомянули меня как одного из учеников пишущего докторскую диссертацию. Кто-то сказал: “Даже две".
От включенного наблюдателя
Характерно то, что на протяжении длительного времени шеф пытался установить контроль надо мною. Я как младший научный сотрудник должен был являться ежедневно на кафедру и быть на виду. Совершенно игнорировалась специфика пребывания в докторантуре. Он не мог понять и того, что я формально принадлежу уже НИСу, а не кафедре. Стоит поискать источники информации обо мне. Часто это мои разговоры с сослуживцами. Учитываются и разговоры многолетней давности. Когда-то, что-то, кому-то сказал. При использовании охломонами часто фразы вырываются из контекста, переиначиваются, в них вводятся новые обороты и т. п. Характерно то, что при недостатке информации предлагают поговорить по душам. Говорят буквально в таких терминах. Когда же информации достаточно, для проворачивания какой то акции, тогда таких предложений не поступает. источником информации могут быть письма. В моем случае вскрывались письма, в том числе зарубежные. Но из них сложно было что-то понять. Причина в иностранном языке и незнании предыдущего письма, контекста в котором шел разговор. Разговоры с близкими и родственниками. Например, в прессинге против меня активно использовалась информация, полученная таким путем. Около года назад моя супруга в ответ на вопрос доцента В сказала, что я занимаюсь в основном философскими проблемами и программированием. Тут же объяснила, что точно не знает. Эта информация несколько модернизированная стала основанием для включения в заключение кафедры о моей работе по первому году. Написали, что я только этим и занимался. Сам я этого не говорил. Тексты говорят скорее об обратном. Но важна та информация, которая подтверждает мнение. Пожелание охломонам - более тщательно собирать информацию, проверять источники. Они могут выглядеть неприлично и смешно. Реализовать охломону эту рекомендацию сложно. Особенно когда он находится в периоде травли кого-то. Но ее игнорирование может приводить к недоброжелательным последствиям для охламонов. Деперсонализация среды на кафедре и отношения маргинала с ее коллективом (включенное наблюдение) По мере того как в преподавательской маргинал лишался своего места шла деперсонализация среды. Более ранней персонализации пространства кафедры способствовало следующее: 1. Работал на кафедре и думал на ней оставаться. Хотелось создать себе более удобную среду для работы. 2. Было свое место (стол и стул), на которых чувствовал себя в относительной стабильности. 3. Были относительно благоприятные отношения с коллегами. 4. Был широкий контакт со студентами. В результате этого преподавательская и две аудитории, закрепленные за кафедрой, воспринимались как свои. О них была несомненная забота. Искренне думал над тем, что сделать для того, что они были более удобными. Тратил время на это. Кое-что делалось и практически. Это несколько странно, так как подобное не делалось даже дома. Раздражали вульгарные фотографии и календари, которые вешали сослуживцы. После того как они уходили часто снимал их, приводил преподавательскую в порядок. При наличии своего изолированного пространства в учреждении даже в условия социального прессинга порой можно чувствовать себя комфортно. Это конечно, небольшое утешение, но его ценишь, когда оно есть и особенно когда его нет. Такое изолированное пространство приобретает специальную обостренность. У него появляется свой контекст. Это, конечно, создает дискомфорт охломонам. Они обычно не появляются на этом пространстве. Причины появления только исключительно производственные и в случае крайней нужды. При этом стараются делать это коллективно. Если же изолированного пространства нет и даже нет собственной территории в пространстве общего пользования, например своего стола и постоянного стула, то пребывание в такой атмосфере создает очень большой дискомфорт. Естественно, таких посещений избегаешь. Количество контактов резко сокращается. Идет тоталитарная деперсонализация среды. Создается стрессовая ситуация даже при посещении учреждения в целом, например факультета или даже университета. Охломоны кафедры относятся к своей среде очень плохо. Персонализации среды не происходит, несмотря на то, что времени они, проводят там более чем достаточно. Мало кто соглашается принять участие в модернизации среды. В лучшем случае это пассивное одобрение. В этом есть отражение общего отношения охломонов к среде своего обитания. В СССР сплошь и рядом можно видеть как среда обитания деперсонализирована. Она исключается из менталитета как ценность, которую нужно совершенствовать. Это по ту сторону возможностей охломона. Когда отношения с сослуживцами относительно нормальные еще можно терпеть деперсонализированную среду. Но вот отношения портятся. И начинают очень неприятно действовать постоянные разговоры на литературные и киношные темы и полное отсутствие разговоров на темы профессиональные. Второе естественно, так как все профессиональное сведено к учебному процессу, к задолженностям студентов и т. п. Перешел на второй год докторантуры и лишился стола на кафедре. Его занял приемник. Необходимости заходить на кафедру нет. Воспользовавшись этим предлогом, охотно туда не захожу. Это стало одним из очередных поводов для обострения отношений. Для охломона объект прессинга должен быть зримым. Если он невидим, то и неинтересно проводить прессинг. После того как отношения с коллегами резко изменились в худшую сторону среда моментально деприватизировалась. О ее совершенствовании не может быть и речи. Для маргинала, против которого ведется прессинг, это вероятно норма. Интереснее то, почему охломоны которые много лет работают в одной комнате не могут ее приватизировать и потрясающе равнодушны к нелепостям дизайна и общей организации пространства комнаты? При этом охотно приватизируют свой дом и могут говорить об этом очень долго и искренним увлечением. Пример нелепости. При большой скученности в комнате стоит громадный шкаф, который занимает много места и расположен очень неудобно, но трогать его нельзя. Это не сложно технически, но запрет носит социальный характер. Другое. Все получают большие деньги, но не могут собраться и купить нормальную вешалку и зеркало. Попытки сделать это привели к полному краху. Нужно было дать только по 3-4 рубля, при зарплатах по 350-400 рублей это не много. Проявляется фантастическое послушание. Шеф недоволен изменениями в организации пространства преподавательской. И поэтому никто не хочет делать это пространство более удобным. Сам же для себя шеф сделал кабинет гораздо более удобным. Его обстановку нельзя даже сравнить с преподавательской. Это, вероятно, имеет смысл в том, что расставляются статусы, кто есть кто. Все та же иерархия. Деперсонализация пространства сказывается и на общении с сослуживцами нейтральными к конфликту. В основном это идет за счет сокращения посещений. Словарь коммуникации ограничивается приветствием в очень вежливой форме. Началось с деперсонализации своего рабочего места. Закончилось деперсонализацией среды в целом. Характерно, что если нужно поговорить с кем-то вне пределов кафедры, то спонтанно выбираю аудитории, которые закреплены не за своей кафедрой. Но в целом стараюсь не делать даже этого. В преподавательской же чувствую себя неловко и стараюсь поскорее закруглиться со своими делами. то, что происходит на микроуровне в случае с деперсонализацией пространства кафедры у маргинала, происходит и на макроуровне. Советский менталитет изначально ориентирован на деперсонализацию мест. Нет места. Есть только абстрактное пространство. Результат этого большое количество экологических катастроф. Среду не жалко. Она ничья. Ее вообще не существует. Ее никто не замечает. Это пространство, на котором выполняются строго определенные функции, ради какой то цели не связанной с данным пространством. Все остальное исчезает. Это свойство охлократического менталитета, одно из проявлений тоталитарного солипсизма. Феномен персонализации рабочей среды стимулируется следующим: 1. Надеждой что-то сделать, воплотить свои профессиональные идеалы в жизнь. Профессиональный интерес стимулирует и хозяйственно-эстетический интерес. 2. Относительно частое нахождение на кафедре и необходимость периодически заниматься своими профессиональными делами на кафедре. 3. Благоприятные отношения с коллегами. Крушение этого приводит к деперсонализации среды. Среда становится враждебной, и от нее уходишь. Охломоны практически не замечают того, что среда неудобна и то, что ее можно сделать более удобной. Только выдающиеся и главное новые уродства могут заставить обратить на нее внимание. В основном изменение среды идет за счет наклеивания календарей с артистами и котами. Данное место лишились приватности, и стало пространством. Это пространством определенной функции, выполнение которой скорее итог внешних причин, чем внутренних потребностей. Когда преподавательская место, то в ней воспринимаются и детали. Когда преподавательская пространство, то восприятие только очень обобщенное. Характерно то, что если вижу людей, которым симпатизирую в этом пространстве, то это воспринимается как диссонанс. Возникает даже некоторое раздражение против этого человека за то, что он находится в этой среде. 22. 5. 1989. После каждого известия о том, что против меня готовится очередная акция, становится несколько нехорошо. Первая реакция активная. Сразу продумываешь, зачем это нужно, каковы возможные варианты последствий, что нужно предпринять, чтобы устранить воздействие. Но на следующий день - микро стресс, резко снижается работоспособность. Особенно это характерно для тех случаев, когда видел кого-нибудь из кафедральных людей. Например, сегодня стало известно, что шеф пишет письмо столичному профессору и большому начальнику Д (зав. кафедрой экономической географии социалистических стран МГУ, Директору института Латинской Америки АН СССР) относительно меня. Это означает новый и очень серьезный виток травли. Она переходит на принципиально новый уровень: защита докторской диссертации крайне осложнится. Скорее даже становится невозможной, так как ни один Ученый Совет не пойдет на такие сложности ради какой-то докторской диссертации. Задействовано слишком большое количество слишком больших начальников советского охлократического сообщества. А докторская защита должна быть тихой и мирной. Диссертант не должен вести себя как маргинал. Он должен вести себя как охламон. 22. 05. 89 г. Сегодня стало известно, что шеф написал письмо проф. Вольскому в МГУ относительно меня. Это сообщил ассистент 2 моей супруге. Было предложено посмотреть, “как травят Маргинала". Супруга отказалась и поэтому содержание письма неизвестно, но не трудно догадаться, о чем оно. Интересно другое: 1) сам факт активной деятельности кафедральных. Они не успокоились. Раз шеф дал отпечатать письмо на кафедру, значит, его содержание не нужно хранить в секрете. Вероятно, оно обсуждалось на кафедре; естественно, его одобрили. Интересен новый виток, в очередной раз совершенный по инициативе коллег. 23. 5. 1989. Видел шефа. Он спросил, как у меня дела. Я сказал, что работаю. О письме никто не сказал ни слова. Угнетает не то, что делается нечто негативное относительно тебя, а то, что профессиональное научное сообщество, являющееся едва ли не единственным потребителем производимой тобой информации, готово уже заочно угробить тебя независимо от того, что будет сделано. То есть потребитель не нуждается в твоей работе. Микро стресс проходит довольно быстро, но это сказывается и на здоровье, и на работе. Темп работы, в целом, возрастает, но становится рваным. В общем и целом, это нехорошо - скорее утомляешься.
Очень неприятны чувства, когда на тебя охотятся.
Для борьбы с подобными явлениями необходимо смотреть литературу по медицине и психиатрии. От этого воздействия явно можно избавляться, но нужно ставить все на теоретическую основу. Если переживать все перипетии событий и не предохранять себя от травматизма социального порядка, то результата будет очень плохим. 26. 6. 1989 г. Были дома двое студентов. Один рассказал, что после его защиты и после моего выступления на защите дипломницы шефа, он долгое время орал в буквальном смысле. Характерно то, что на самой защите вел себя очень спокойно и против моего выступления ничего не говорил. После того как поорал пригласил этого студента и предложил, что возьмет его в целевую аспирантуру к себе уже сразу после окончания, если он займется делом, то есть перестанет контактировать со мной. Обозвал меня экстремистом. Студент сказал, что придерживается принципа сочувствия и считают, что мои взгляды имеют право на существование. Он не согласен на такой шаг. Причины вероятно морального порядка и желание заниматься французской географией, а не писать диссертацию по рекреационной географии. Интересно во сколько оценивается отречение от меня - поступление в аспирантуру. Как бы себя повели в такой ситуации другие люди, например, ассистент 2? В чем смысл подобных действий шефа? Вероятно, за счет этого он будет иметь под рукой человека, который сможет эффектно выступить там, где надо и рассказать трогательную историю своего заблуждения относительно меня. Аспирант человек зависимый, а, следовательно, и управляемый. Да и человек неглупый. Шаг со стороны шефа разумный. Подобное скорее не исключение в рамках советской науки. Вспоминается, что у меня была аналогичная ситуация. Предлагалась очная аспирантура ИИЕТ АН СССР сразу после окончания СГУ за то, чтобы перестать заниматься метагеографией и заниматься историей географии в духе людей из итого института. Это частый выбор. В зависимости от того, кто и что изберет пойдет и дальнейшая научная работа. 13. 10. 1989. 25 октября 1989 года был отдан полный текст докторской диссертации на кафедру. Объем около 600 страниц. Через месяц Ученый Совет университета. Шеф. Напиши отчет.
Маргинал. Хорошо. Отдам через два дня.
Шеф. Ну.... все то же. Нужно не 600 страниц, а 250 и науки, а недосужих размышлений.... Тему изменил.... Ну ладно пиши отчет. Заседание кафедры экономической географии 24. 10. 1989 года.
Начало в 14. 00. Конец в 16. 00
Присутствуют все члены кафедры. Стенограмма ведется Маргиналом. Записывается только суть выступления. Сделать полную стенограмму не представляется возможным. Шеф. Делает введение. Говорит много о том, что я много времени занимался своими делами и о том, сколько денег государством затрачено на это. Маргинал. Делает отчет. Текст приведен ниже.
Отчет Маргинала
о работе в качестве м. н. с. за период с апреля 1988 по октябрь 1989 года. Полтора года назад я был переведен на должность младшего научного сотрудника для завершения работы над докторской диссертацией по географическим наукам. В процессе работы выяснилась необходимость решения ряда фундаментальных проблем, без которых немыслимо адекватно исследовать зарубежную географическую науку, что является нашим основным объектом. За полтора года проделана следующая работа: 1. Написана докторская диссертация по географии. Тема -"Эволюция зарубежной географической науки. Принципы и проблемы исследования ее философско-методологических оснований". На кафедру был представлен текст объемом около 600 страниц. По техническим причинам не удалось включить в него часть материалов. Причина в том, что 2 главы частично не успел перепечатать на персональный компьютер, а частично не смог распечатать, так как некоторые файлы не читаются. Дальнейшая работа над этой диссертацией будет следующей: сокращение рукописи до требуемого объема (340 страниц) и печатание библиографии. Никаких изменений в работу вноситься не будет. Для завершения этой работы мне необходимо 2-3месяца. столь долгий срок связан с трудоемкостью работы над иностранной библиографией, включающей несколько тысяч наименований на различных языках (английском, французском, китайском). 2. Полностью написана докторская диссертация по философии. Название - "Динамика образов науки. Теоретические и методологические основания вероятностного науковедения". Объем около 380-400 страниц. К защите будет представлена, вероятно, весной 1990 года по специальности "социология науки". Работа над основаниями вероятностного науковедения будет, конечно, продолжаться. Но на данную работу это не влияет. Она будет подана в Совет в подобном виде (по содержанию). Естественно, форм будет иная. Исследование этой темы было совершенно необходимо. Мы ставили задачу вероятностного анализа развития географической науки. Без разработки теоретических и методологических оснований в целом такой анализ невозможно было бы провести. То, что данная работа вылилась в еще одну диссертацию, дело не наказуемое (как нам кажется). 3. Написана в черновом варианте монография на тему “Критическая компания против академика А. А. Григорьева. Метагеографический анализ". Объем работы будет около 250 страниц, но здесь еще много нужно сделать, хотя основные выводы сформулированы. Оставшаяся работа носит, в основном, технический и стилистический характер. В работе освещается один из наиболее драматических эпизодов истории советской географической науки, связанный с гонениями на А. А. Григорьева и на теоретическое направление в географии. Это было частью борьбы с космополитами и "Великого сталинского плана преобразования природы". Написание данной работы необходимо по следующим причинам. Разработка методологии вероятностного науковедения должна идти на двух уровнях. Макро уровень - анализ науки в целом как спонтанного процесса. На этом уровне анализируются промежутки времени в несколько десятков лет. Микро уровень анализ периодов на протяжении нескольких лет. Фактически это новая интерпретация ситуационных историко-научных исследований. Особо важно исследовать с подобных позиций периоды бифуркации науке. На примере критической кампании против академика Григорьева и анализируется эта проблема. Она имеет значение не только для истории географической науки, но и для методологии вероятностного науковедения. На должном уровне решить проблему пока не удалось. Есть сложности принципиального порядка. Для решения проблемы нет базы, в частности, необходимо адаптировать к вероятностному науковедению теорию и методологию статистики нечисловых объектов, решить принципиальные проблемы с имитационным моделированием сложных неформализуемых систем и т. п. Но в любом случае проделанная работа по анализу критической кампании важна. Она дала возможность лучше понять проблемы микровероятностного науковедческого анализа, сделан ряд интересных выводов по функционированию советского научно-географического сообщества, показана роль "героев прошлых дней" в травле теоретиков и т. п. 4. Собран большой материал по анализу функционирования советского научного сообщества в сталинские и застойные времена. В основном, материал связан с научно-географическим сообществом. Много материала по периоду становления советской экономической географии в конце 1920 - начале 1930 годов. Анализируется трагическое значение для советской географии уничтожения школы номографов, возглавляемой А. В. Чаяновым, школы центрографов Святловского и ряда других направлений. Этот материал будет обработан и через 8-10 месяцев планируется закончить работу по социологии науки. Название работы - "Формирование и функционирование научных сообществ тоталитарного и охлократического типов. Социально-психологический анализ". Для написания этой работы большую пользу оказало то, что сам ее автор стал объектом усиленного прессинга со стороны сослуживцев. Несмотря на все минусы подобного положения, в нем есть и некоторые позитивные стороны. Они связаны с тем, что можно гораздо лучше понять механику организации кампаний, особенности поведения как сообщества, ориентирующегося на уничтожение коллеги, так и человека, ставшего объектом кампании. Как ученый и науковед я не мог пройти мимо такого ценного материала. Так как за этот период моя заработная плата составляла в среднем 155 рублей, приходилось как-то решать и материальные проблемы. Для этой цели выполнены две хозтемы. Одна по социологическому анализу промышленного предприятия, другая (завершается сейчас) по пространственно- временному анализу поведения подростков и профилактике правонарушений. За период пребывания в творческом отпуске опубликовано несколько статей и одна небольшая монография (депонирована). А полгода, прошедшие после последнего обсуждения моей работы на ученом совете, опубликованы три очень маленькие статьи (фактически, расширенные тезисы) и одна большая статья. Есть договоренность об издании монографии по вероятностному науковедению за свой счет. В следующем году, вероятно, будет издана за свой счет и работа по анализу зарубежной географической науки. За это время также организовано две школы-семинара. Одна прошла в октябре 1988 года; вторая состоится в январе 1990 года. Не стану говорить об участии в работе конференций и т. п. на союзном уровне. Несколько слов о международных контактах. 1. Приглашен на международную конференцию по теоретической географии (Алма-Ата, весна 1990 года). 2. Коллеги из Тюбингенского университета (ФРГ) пригласили посетить их. Будет решен ряд проблем с публикацией совместных работ по анализу развития науки в Китае. Визит намечается на ноябрь этого года. Все формальности уже улажены. 3. В течение года поступило три приглашения от коллег из Сорбонны. Первое приглашение несколько запоздало, поэтому не успел оформить документы. По второму не мог выехать, так как возникли некоторые сложности организационного порядка. По приглашению от 15 сентября собираюсь ехать в Париж где-то в январе, после визита в ФРГ. Приглашение на два месяца от представителей национального центра научных исследований Сорбонны. Также будет рассматриваться вопрос о совместных исследованиях и т. п. В заключение хочу выразить искреннюю благодарность людям, которые помогали мне на протяжении этого полуторагодового “отпуска”. Я искренне благодарен профессорам философии В и Ч за поддержку и приглашение принимать участие в работе над некоторыми проблемами философии, профессору Ю. А. Шевлякову за поддержку и приглашение работать в его лаборатории динамических процессов, группе малых ЭВМ университета за помощь и предоставленную возможность работать на персональных компьютерах, без чего было бы немыслимо выполнить проделанный объем работы. Также хочу поблагодарить всех, кто помогал мне и кого я не назвал сейчас. Спасибо за внимание. С удовольствием отвечу на все вопросы, касающиеся содержания моих работ.
От включенного наблюдателя
Текст был написан заранее. Причина была в необходимости достаточно осторожно выступления. Было несколько вариантов отчета. Приведем некоторые фрагменты, которые не были включены маргиналом в окончательный текст. Фрагмент 1 Почтеннейшая публика, это мое последнее выступление перед кафедрой экономической географии СГУ, и я хотел бы подвести краткие итоги. На кафедре экономической географии я пребываю с 1976 года с перерывом в 1979-81 годах. Следовательно, около 11 лет. Это были трудные годы, ноя не жалею о них. Отношения складывались по-разному, но всегда были относительно плохими. Причина этого в том, что мною часто нарушались правила игры, принятые в охлократическом сообществе. Но все было относительно в норме до тех пор, пока мой уровень (социальный) не стал грозиться превысить кафедральный. Основных причин две: 1. Был в Китае и не умер там, вернулся жив и здоров, не изменил поведения. 2. Пошел в докторантуру и имею реальный шанс защитить докторскую диссертацию по философии и географии. Этого стерпеть невозможно. Фрагмент 2. У каждого человека в жизни есть "звездный час", в который он должен проявить себя, показать истинное лицо, глубину падения или высоту взлета. Он часто неразличим, и о том, что случилось, становится ясно после. Когда ненависть застилает глаза или трусость берет верх над совестью, может твориться что угодно. В такие моменты принимаются коллективные решения. Через некоторое время о них пишут одни и пытаются скрыть другие. Такой "звездный час" не обязательно должен быть знаменитым. Дело не в том, кого осуждают, известного или неизвестного человека. Дело в принципе. Становится ясным, что человек способен на низость. Это останется клеймом на его совести, и не важно, осознает он это или нет. У вас такой "звездный час “прошел. Его уже не вернуть. Фрагмент 3. Есть некоторые поступки, которые нельзя совершать. Так, нельзя устраивать коллективные облавы на человека, пусть он даже кажется очень плохим. "Человек разумный" не должен того делать, иначе он становится нелюдим. Нельзя быть нетерпимым, завистливым, агрессивным. Цель не оправдывает средства, тем более, когда цель - в сохранении собственного благополучия.
Фрагмент 4
Я благодарен всем, кто принимал участие в разыгрываемых спектаклях. Это было весьма интересно. Должен сообщить, что все материалы по моему делу собраны и обрабатываются. Благодаря вам удалось четко разработать основы экспериментального патонауковедения и сформулировать целый ряд проблем, которые предстоит решить в будущем. Каждый вносит свой посильный вклад в науку - вы это сделали от всей души.
Фрагмент 5
Я уверен, что наши пути еще будут пересекаться, но, надеюсь, заочно. На меня будут писать кому-то и куда-то, а я буду писать работу по патонауковедению. У меня была возможность пресечь разворачивающуюся кампанию, но я не делал этого сознательно: хотелось посмотреть, на что способны люди, и собрать материал для патонауковедческих работ. Реальные результаты превзошли ожидаемые.
Фрагмент 6
В последние годы много говорилось о застое и т. п. Но застоя не бывает самого по себе: его делают люди, он служит чьим-то интересам. Вообще, все понятно, а конкретно никто не принимает застойность на свой счет. В данном конфликте, отбрасывая эмоции и демагогию, нужно исходить из позитивных программ. В одном случае - программа на сохранение статус-кво, в другом - на развитие. У меня даже неразвитие вообще, поскольку невозможно сдвинуть охлократическое сообщество, а проще создать другое сообщество. Создается прецедент. Есть альтернатива и, следовательно, возможно сравнение. В этом суть конфликта. Это и определяет, кто на стороне застоя и личного благополучия (в смысле неизменности положения), а кто на стороне прогресса в деле.
Фрагмент 7
Список добрых дел. Деятельность Маргинала в 1974-1989 гг. (В скобках указан источник информации. ) 1. Автор 39 работ (опубликованных и подготовленных к публикации) общим объемом более 1500 страниц ( список публикаций ) 2. За два года пребывания в аспирантуре защитил диссертацию (личное дело) 3. К концу первого года докторантуры подготовил две докторские диссертации (без библиографии, текст нуждается в корректорской правке) ( тексты работ ) 4. Организовал первую школу-семинар по исследованию зарубежной географической науки ( материалы по школе ) 5. Разработал концепцию системной метагеографии и науковедения( публикации ) 6. Разработал концепцию вероятностного развития науки (публикации, диссертация по философии
7. Подготовил 5 спецкурсов. В СГУ читал один
8. Знает английский (свободно), французский (в основном, перевод), китайский (в основном, устный) языки ( тексты работ, диплом Шандуньского университета КНР ) 9. Решил ряд теоретических проблем географии ( публикации ) Данные фрагменты могут представлять определенный интерес для понимания реакции маргинала на социальный прессинг.
* * *
После отчета маргинала стали задавать вопросы. Вопросы скорее задаются риторически. Ответы на них практически не слушаются. Но есть строгая очередность в постановке вопросов. Вероятно, заранее все было распределено. Атмосфера спокойная, деловая. Никаких лишних эмоций. Все говорится четко ясно, коротко, спокойно. Доцент 2. Просьба уточнить объем работы и объяснить его превышение. Шеф. Уточнить название работы.
Доцент 4. Какая цель работы?
Доцент 3. Цель достигнута? Оригинальна ли волновая теория, положенная в основу объяснения эволюции западной географии 20 века? Сомнения возникают в связи с тем, что понятие волны уже использовалось в других науках. Шеф. Вопрос о том, почему не соблюдается мой график выполнения работы, по которому к этому времени доложена была быть полностью готова работа, и подана на предзащиту. Доцент 4. Работа не соответствует своему названию. Есть ли в работе конец? Доцент К. Есть ли в работе новизна? Ассистент 2. Анализ источников работы. Мало использую посторонние источники. Нет историографического введения ( обзора ). Шеф. Почему нет анализа предшественников, занимавшихся исследованиями зарубежной географии? Ассистент 2. Существует стандарт обзора предшественников. Он не соблюден. Доцент 2. Нужно сказать более четко о научной новизне во введении. На все вопросы давались ответы. Но с ответами полными было сложно. Не давали возможность нормально изложить позиции. Если начинаешь говорить, по существу останавливают. Важен не ответ, а вопрос. Далее стали высказываться мнения членов кафедры. На каждое выступление уходило 5-10 минут. Тексты выступлений подготовлены. Есть конспекты.
Доцент 2. Суть выступления в следующем.
1. Неуважение к коллегам. Об этом говорит много и убедительно. 2. В техническом отношении данная диссертационная работа лучше той, что давалась ранее, то есть полгода назад. 3. Введение плохое. Нет цели работы. Не ясно, зачем она пишется. Цель и задачи плохо сформулированы. 4. Используется термин "Новое время" при характеристике эволюции географической науки. Непонятно что это такое. 5. Нет научной новизны. Пересказ других работ. Нет ничего своего. 6. Говорит, что смотрел только первый раздел работы. На остальное не хватило времени. В первом разделе есть тавтологии, например, "человеческая цивилизация". Много иностранных слов ( секуляризация, бифуркация и т. п. ). Текст сознательно засорен иностранными словами. Нужно искать русские аналоги. Нет необходимости столь широко использовать иностранные слова. 7. Вероятностный путь это путь без цели. Это путь к анархии. Это жизнь сегодняшним днем. 8. Отмечено противоречие. Вероятностный путь - путь без цели, но автор почему-то пытается решать проблемы. 9. Первая глава фактически декларация. Написана плохо. Очень слаба. Нет научной новизны. 10. Задается вопросом. Бесконечно прогрессивное развитие возможно? Склоняется к позитивному решению вопроса. 11. Отмечаются такие перлы в работе, как "Пессимист - хорошо информированный оптимист". Говорится, что в научной работе такие фразы использовать нельзя. 12. Использование тезисов об эволюции сознания - декларация. Это не научный текст. 13. Параграф 1. 3. очень слабый. Много недоработанного. Набор слов. 14. Много субъективного надуманного. Графическое исполнение схем и прочего в работе слабо. 15. Неясно чем различаются концепции общественного времени. Мои линейные концепции общественного времени не линейные. В целом концепций общественного времени необозримо много. Провести типологию невозможно. У каждого своя концепция. 16. Задача поставлена явно некорректно. Дальнейшее чтение, то есть после первой главы было бессмысленно, и Кудрявцев далее читать не стал. И так все ясно. Доцент 4. Это не докторская диссертация. Ошибки, опечатки, плохое оформление. Об этом говорилось очень долго. Отсутствует генетическое единство в тексте. Нет связи обобщений. Нет логики. Это умозрительные взгляды, подготовительного характера. Это перевод иностранных работ. Нет оригинальности. Это не географическая наука. Совсем нет географичности. Работа не про специальности. Объем большой. Читать сложно. Он лично читал раздел номер 3 ( методология исследования ). Другие не читал. По данному разделу замечания следующие. Полное отсутствие методологических подходов. Перепутано заглавие, то есть расхождения заглавия в оглавлении и в названии главы в тексте. Рассуждения - голая абстракция. Все спутано. Изложение тривиальных принципов ничего не стоит. Они ясны всем. Нет ничего нового в методике. Вывод - представленные материалы несостоятельны. Доцент 5. Это не диссертационная работа, а набор материалов. Нет связи разделов. Шеф. Явно избыточный объем. Читал до 12 ночи. Можно прочитать массу казусов на дне географа. (Это встречено с одобрением. Многие кивают головами и переговариваются). Нет библиографии. Засорена терминология. Приводятся примеры засоренности. Выхвачены цитаты, без начала и конца. Зачитываются. После чтения удивленно поджимает плечами. Все перевернуто с ног на голову. Без доказательно. Работа в духе худших публицистических статей. Работа - пена на волне перестройки. Нет связи между главами. Доцент К. Доклад на данном заседании понравился, но работа нет. Работа плохая. Согласна с доцентом 5. Литературщина. Складывается впечатление, что автор к философским позициям притащил географию. Зачем в работу включать то, что не относится к географической науке? Посылки принимаются на веру. Ничего не доказывается. Работа - литературное эссе. Разнородные разделы. Большой объем. Сырая работа. Требования к докторским диссертациям не соблюдены. Автор много читал, но не все осмыслил. Ассистент 2. Говорит, что читал подобные работы. Пример книги Л. Н. Гумилева по этногенезу. Это не научная работа, а трактат. Много говорит об источниках работы Гумилева, о том, что были аналоги его работ, на которые он упорно не ссылался. Говорится о том, что эти работы предшественников вообще непонятно исчезали из библиотек. Даже беглый анализ показывает, что у Гумилева было много предшественников. У Гумилева много плагиата. Это не трудно доказать.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|