Рефераты

Социальный прессинг в малой научной группе - (курсовая)

p>Не нужно выходить из позиции наблюдателя. Будьте в ней до конца. Только это может обеспечить вам спокойствие и достойное человека существование в подобной ситуации. Может быть, стоит на некоторое время отложить свою основную работу и больше внимания посвятить рефлексии, науковедческому исследованию. Это внесет приятное разнообразие в вашу жизнь и поможет быстрее и проще преодолеть стрессовую ситуацию. Профессиональная рефлективная работа намного повышает ваша адаптивные способности к стрессовой ситуации. А восприятие стресса, его последствия во многом определяются степенью готовности к нему. И нужно делать все возможное для того, чтобы к нему подготовиться как можно лучше.

Всю информацию о делах коллег переводите в рефлексивную плоскость. Это поможет сгладить любые неприятные известия. Например, постарайтесь классифицировать дела коллег, проследить их динамику. Это наверняка выявит определенную логику их появления. Если при этом анализировать их появление одновременно с анализом функционирования малой группы, в которой вы вращаетесь, то это может дать еще более интересный материал.

Это позволит вам если не радоваться новинкам, то, по крайней мере, не особенно им огорчаться. Каждое малое дело грозит вам неприятностью. Но ведь оно обогащает и ваши наблюдения. Не забывайте, что вы включенный наблюдатель и на ваших глазах разворачивается уникальный процесс. Оставьте свой анализ потомкам. Не прощайте охломонов и не играйте по их правилам.

Стенографируйте заседания, на которых обсуждаются ваши дела.

Идя на такое заседание, а они будут, обязательно должны быть, возьмите все необходимое для стенографии. Лучше делать магнитофонную запись такого мероприятия. Это нужно делать обязательно, если есть технические возможности. Возможны два варианта. Первый - явная запись. Поставьте диктофон так, чтобы он был виден и чтобы качество записи было хорошим. Второй неявная / скрытая / запись. Для этого можно использовать беспроволочный микрофон, действующий на канале FM. Записывающий магнитофон может находиться в другом помещении. В зависимости от технических характеристик расстояние может быть до 100 метров.

Если нет возможности делать магнитофонную запись, обязательно стенографируйте на бумаге.

Нужно иметь в виду, что придется выдержать первый натиск охломонов, которые будут говорить о том, что этого делать нельзя. В спор с ними не ввязывайтесь. Попросите показать бумагу, из которой следует, что нельзя делать такие стенограммы. Не вы должны показывать бумагу о том, что это делать можно, а они о том, что этого делать нельзя. Таких бумаг не существует и заседание состоится.

    Благодаря стенографии достигается целый ряд целей.

Вы будете иметь великолепный материал для науковедческого исследования. Стенограммы такого рода являются отличным эмпирическими материалом для истории науки. Очень жаль, что их мало. Через некоторое время их публикация, даже без комментариев, станет документом исторического значения. Не важно, на каком уровне проходит ваша критика. Исторические документы связаны не только с первыми лицами государств.

Благодаря стенографированию, вы будете озабочены некоторыми техническими проблемами и сами успокоитесь. Внимание переключается на фиксирование речей, их трансляции на бумагу. По опыту можем для этого особенно рекомендовать письменную стенограмму. Она моментально ставит все на свои места. Перевод слов на бумагу позволяет лучше воспринять их уже сразу после воспроизведения.

Стенограмма отрезвляюще действует на ваши коллег. В данном отношении лучше магнитофонная явная запись. Все должны знать, что остается материальный носитель их слов. Письменную стенограмму могут обозвать клеветой. Неявная запись не остановит пыл коллег и вызовет затем взрыв негодования, что может осложнить ваше и без того сложное положение. А явная запись на диктофон, это то, что нужно для данной цели. При ней, ваши коллеги будут бравировать, показывать свое пренебрежение к делающейся на их глазах записи. Но это все внешнее. Охломоны очень трусливы и самое страшно для них информация. Помните об этом. Такая стенограмма славы никому не добавит, и в своих речах коллеги будут более взвешены. Предлагаемые решения будут более сдержаны.

При создании своей стенограммы следует учитывать, что протокол заседания, который ведется секретарем далеко не всегда адекватен. Он редактируется перед перепечаткой и из него, как правило, выпадает самое ценное - нюансы, детали. Остается только сглаженная установка. Она менее интересна для науковедческого анализа.

Если вам будут говорить о том, что не стоит делать свою стенограмму, так как будет та, которая ведется секретарем, скажите, что вы сверитесь потом. Не забывайте о целях стоящих перед стенографированием в данном случае.

Можно порекомендовать использовать комплексное стенографирование. Запись на диктофон выполняет одни функции. Письменное стенографирование выполняет иные функции. Не бойтесь насмешек в увлеченности этим занятием.

Сразу же после заседания приводите стенограмму в читабельный вид. Восстановите в ней детали событий.

В данной работе важны нюансы. На заседании их сложено учесть в письменной стенограмме. Обязательно, что-то выпадает. Разумно восстановить особенности поведения. Интересна реакция на определенные высказывания.

Придание читабельного вида стенограмме вам поможет успокоиться после обсуждения вашей личности и сделает излишней дальнейшую работу. Вы сразу же будете подшивать этот материал в свое дело.

Помните, что восприятие таких мероприятий очень исторично. Это сама история. Это свидетельство исторического процесса наиболее ценное.

Нужно понимать, что акции такого рода еще никому славы не добавили, даже в самые глухие и свирепые сталинские времена. Во время таких мероприятий сам Хронос спускается к вам. Об эпохе, в которой вы живите, и в которой происходит данное мероприятие будут судить по ней. Вспомните, что является свидетельством недалекого прошлого - застойного периода? Это во многом процессы над диссидентами, стенограммы судебных заседаний и материалы подобного рода. Конечно, есть и много других свидетельств. Но материалы такого рода приобретают большое значение. По мере удаления от времени их значимость все время возрастает.

Систематизируйте ваши наблюдения и выступите с докладом на данную тему

Для того чтобы окончательно избавиться от стресса важно, подвести черту под событиями, которые имеют место. Поскольку важную роль играет рефлективная деятельность, то будет разумно завершить наблюдения подготовкой доклада, статьи, монографии по данной теме. Проделайте такую работу независимо от основной специальности. Вы увидите насколько станет легче после этого. Вы очиститесь от всех стрессов переживаний, нагрузок. Вы почувствуете себя снова способным к дальнейшей плодотворной работе / в том, что она была ранее, мы не сомневаемся, так как сама кампания есть, прежде всего, реакция охломонов на вашу плодотворную работу /.

По мере подготовки такой работы, произошедшее будет приобретать все больше логики. Вы поймете, что это не уникальное событие в истории человечества. Все было много раз и со многими. Вы поймете, что попали в хорошую компанию. Если против вас организовали такую кампанию, значит вы чего-то стоите. Это все равно, что получить медаль, знак качества, знак того, что вы не стали сами охломоном.

Оперативная подготовка такого доклада позволит систематизировать по свежей памяти ваш персональный опыт пребывания в стрессовой ситуации. Первая картина событий, может и не самая глубокая, но она важна яркостью красок, массой нюансов, позволяющих многое переосмыслить принципиально заново. Углубленный строго профессиональный анализ могут проделать науковеды. Для этого можно использовать ваш материал.

Важная задача такого выступления не только в подведении черты для самого себя, но и демонстрации всем, в том числе и малой охлократической группе проведшей против вас социальный прессинг, критическую кампанию, своего отношения к прошедшему. Это будет лучше всяких деклараций.

Опубликуйте свои материалы по данной критической кампании. Это нужно делать при наличии такой возможности. Фамилии можно убрать или закодировать. Укажите где и как происходило. Может быть, имеет смысл описать про образцу того, как профессиональные психологи описывают условия проведения эксперимента и сбора эмпирических данных. Это должно быть проделано очень тщательно. Для использования вашего материала в науковедении, необходимо знать, как и при каких условиях, он был получен. Это не всегда можно будет понять из самого материала.

Наличие объективного, предельно отстраненного описания условия накопления материала важно, так как ваш материал достаточно субъективен. Сколько бы вы не становились на позиции наблюдателя, науковеда сложно полностью отключиться от происходящего, так как от этого зависит очень многое для вас. Подобное, конечно, меняет восприятие. Но последующий науковедческий анализ может устранить такие наслоения.

Формы публикации возможны самые различные. В этой рекомендации есть несомненное противоречие. В научном сообществе, где могут происходить такие кампании и в том обществе, в котором такое научное сообщество опубликовать все это крайне сложно, если возможно в принципе. Если рекомендацию нельзя реализовать, имеет смысл завершить работу и сделать ее читабельной. Сделайте несколько машинописных копий. Может быть, окажется, так что именно это станет наиболее ценным из того, что вы сделали в науке. Во всяком случае, необходимо этап работа имеет смысл и ваш долг ее завершить.

Социальное пространство охлократического научного сообщества и факторы агрессивности охломонов на ученого

Степень агрессивности охломонов тесно связана с рядом факторов. Это реальность (формальная) их участия в чем-то. В основном, интересуют практические выходы (публикации и т. п. ). Важна и пространственная локализация проводимых научных мероприятий. ЧЕМ они ближе к охломонам, тем больше претензий они имеют.

Реакция охломонов "острова в океане" на научные успехи изгоя во многом зависит от их географической локализации. Если они связаны со столицей, то это воспринимается спокойней. Это нечто подобное "Клубу кино путешественников", т. е. далеко и личное участие мало реально.

Более бурная и негативная реакция на успех - в регионе, где расположен "остров" и в том случае, если охломоны как-то могли подключиться к мероприятию. С одной стороны, это сделать сложно, так как тогда придется признать изгоя. Тут есть принципиальный момент для охломонов, а свои принципы они проводят последовательно. Изгой остается изгоем. С другой стороны, очень уж хочется это сделать. Негативные эмоции скапливаются и находят выход в травле изгоя по иному поводу.

Можно выдать рекомендацию: если Вы не хотите, чтобы Вас травили, решайте свои научные дела подальше от своего "острова". Иначе придется выбирать: либо берете балласт в виде своих "островитян", либо даете повод для их гнева.

Стрессовую нагрузку человека, находящегося в определенной малой группе, не могут снять даже его хорошие отношения с центром, с представителями других групп. В метанаучной культуре и культуре этой социальной системы уже стал фиксированным очень жесткий стереотип невмешательства: разбирайся сам - они наблюдают. Могут посочувствовать, но помогать не станут. При этом примерно также контактируют и с гонителями.

Такое положение - результат социальной эволюции общества. Оно вбивалось десятилетиями и, наконец, стало нормой.

Пример: отношение к автору людей из ИГАНа. При всей доброжелательности ни разу не предложили помочь с публикацией результатов, хотя там это совершенно не проблема (препринты и т. п. ).

Все советуют мириться, считаться с условиями. А вообще, на эту тему неприлично и говорить. Это не тема для разговоров.

    Транквилизация охломонов

Охломоны отличаются хорошей управляемостью. В данной компании против вас эта управляемость в основном направлена на ваше личное уничтожение. Но нужно свои слабые стороны обращать в сильные. Если охломоны управляемы, то них можете воздействовать и вы, а не только ваши противники. Мы на собственном опыте пытались воздействовать на охломонов в различных стадиях критической кампании. Результат оказывался весьма положительным - давление ослабевало. Это может показаться странным, но это так - группой, которая находится в стадии социального прессинга вы можете управлять. Это не обязательно связано с посыпанием головы пеплом.

В процедуре транквилизации охломонов самое сложное связано с преодолением негативных чувств к коллегам, которые вас травят. С ними не хочется общаться. Но можно продумать тактику транквилизации и не связанную непосредственно с прямыми контактами. Для этого можно рекомендовать следующее.

1. Прекращение активной деятельности, во всяком случае, ее внешних проявлений.

    2. Болезнь изгоя. Проявляется сочувствие.

Эти факторы - определяются без учета покаяния. Оно исключается нами в данных рекомендациях. Как охломоны будут себя вести при покаянии, сказать трудно. На эксперименты подобного рода автор не идет. Это уж слишком. Но примеров можно найти массу из советской истории. Жертвы критических кампаний в рамках советской социальной структуры в основном каются. Что с ними случается после достаточно хорошо известно.

    * * *

Советский опыт учит многому. Он учит выживанию. Это своего рода социальные джунгли, в которых слабый может погибнуть очень быстро. Этот опыт многие обожают и стараются отразить это в афористической форме. А. И. Солженицын пришел к формулировке трех принципов, крайне необходимы для выживания в условиях советского минус-уровня: не верь, не бойся, не проси. Эти принципы в полной мере применимы и для ученых попадающих под прессинг малой охлократической группы. Их соблюдение гарантирует вам сохранение человеческого облика в любой сложной ситуации. Но для ученого в такой ситуации можно добавить еще два принципа - не забывай, не молчи.

    * * *

Итак, чтобы выйти успешно из критической кампании организованной для вас малой охлократической группой необходимо соблюдать принципы:

    не верь
    не бойся
    не проси
    не молчи
    не забывай

Очень многое, если не все зависит от вас. Вас могут уничтожить как личность, сделать ничтожеством. Но вы можете выстоять и показать уровень охломонов, тех, кто организовал для вас эту травлю и кто активно и молчаливо в ней участвовал. Постарайтесь остаться человеком. Это единственное что остается, живя и работая в охлократическом научном сообществе. Это не очень просто, но и не настолько сложно, чтобы превращаться в охломона.

    ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХА!
    ПОСЛЕСЛОВИЕ
    1990 - 1999 годы

Прошло немало времени с того момента как черновые записи, собранные во время кампании были обработаны и подготовлены в данную работу. Чем кончилось для меня процесс? Чем он кончился для кафедры? К этим вопросам мы не раз возвращались на протяжении нескольких лет. Было много странного и непонятного в этой истории. Многое осталось за пределами приведенного текста. Много такого, что не хочется писать по различным причинам. Но, в любом случае, пока история была непонятна, она продолжала оставаться актуальной. После написания текста и завершения "цикла наблюдения" за малой группой интерес стремительно утратился. Написал и забыл.

Приведем несистематические замечания относительно данной истории различных лет. Они всплывали в различной связи, и мы даже не пытаемся их свести в некое единое целое.

    1990 год

После изгнания неверного из рая, на кафедре был некоторый период единодушного оживления, охлократической консолидации. Но длился он недолго. Несколько месяцев спустя профессору, шефу предложили добровольно уйти по возрасту (исполнилось 70 лет) с заведования кафедрой и остаться консультантом-профессором. Предложение было сделано на уровне ректора. Оно полностью соответствовало принятому законодательству и вполне соответствовало физическим данным профессора. 70 лет срок серьезный для систематического выполнения немалой нагрузки связанной с ведением дел кафедры и преподаванием. Профессор не захотел добровольно уйти. Стал вести очередную кампанию за сохранение себя на всех постах. Это, вероятно, было весьма утомительное и нервное занятие. Случился гипертонический криз. Попал в больницу. Долгое время лежал. Затем был уволен по состоянию здоровья. Здоровье не восстановилось и в скором времени умер.

Заведующим кафедрой стал доцент № 2. Он выступил как сторонник "экономизации экономической географии". Это выразилось во введении некоторых учебных курсов по экономическим методам и т. п. В реальности никакой экономизации не началось. Были сделаны лишь декларации. В существующем виде кафедра, как малая научная группа, была неспособна вести какую-либо единую целенаправленную работу. Только рутина. Все занимаются своими делами и никого нельзя трогать. Ничего не изменилось. Только немного повысили оклады. Впрочем, уже были проблемы с инфляцией, и это в равной мере касалось и остальных людей СССР.

Думается, все кафедральные люди довольны. Во всяком случае, из случайных встреч можно вынести такое мнение. Впрочем, доволен или нет. Никогда нельзя высказывать свое недовольство. Расплата будет весьма жестокой.

Принципиально то, что кафедра осталась практически без изменений, и никаких шансов на них нет. Она лишилась старого лидера и маргинала. остались только доценты, которые всегда занимали среднее положение. Нет ни старого лидера, ни кандидата на новое лидерство. Научный потенциал явно снизился.

Очень существенно и то, что кафедра изначально стала ориентироваться на игнорирование драматических изменений происходящих в советском пространстве. Специалисты по пространству категорически не интересовались изменениями пространства. Они восприняли это чисто обывательски - неожиданные хлопоты, но не предмет исследования. Об этом не было и речи.

    1991 год

В 1991 году, оглядываясь на прошлое, несколько удивлен объемом проделанной исследовательской работы в тех условиях, которые были. Примитивный технический уровень заставлял делать много рутинной работы. Но все же она была сделана. Если была бы возможность постоянно писать на персональном компьютере, было бы сделано значительно больше. Не было бы глупых замечаний о машинописном качестве работы, наличии в ней грамматических ошибок. Это вполне естественно для текста, представляющего черновой вариант диссертации, написанного на машинке. Но все объективные сложности подачи предварительного варианта докторской диссертации игнорировались. Когда нужно расправиться и все средства были хороши.

С другой стороны, если бы технический уровень моей работы был выше и была реальная возможность постоянно работать на персональном компьютере, то скорее это дало бы еще более худшие результаты. Чем больше делалось, тем более негативной была реакция на результаты.

    * * *

Возникает вопрос - не было ли это бегством из географической науки, не было ли это своего рода предательством своей специальности? Пришлось все бросить и начинать реально зарабатывать деньги, чем попало.

Вопрос звучит высокопарно, но он весьма реален. Это традиционная дилемма представителей научного сообщества - нельзя выступать против, потому что лишишься своей работы. Но оставаясь в охлократическом сообществе нельзя не меняться самому.

Общение с охломонами ставит много вопросов такого рода. Общение в высшей степени утомительно. Либо становишься такими как все. Либо жизнь превращается в сплошную борьбу. Но дело в том, что бороться не за что и не за кого. Научное сообщество охлократично по своей сути. Несчастьем для его представителей является не охлократичность, а ее отсутствие.

Для меня основным в этом уходе из географии было то, что я потерял уважение ко многим коллегам по специальности. Некоторые оказались воинствующими охломонами. Некоторые охломонами пассивными. Некоторые проявили не охломонские черты в данном инциденте, но достаточно ярко проявляют их в иных случаях. Общение с коллегами по специальности должно если и нее приносить радость, то, по крайней мере, не вызывать раздражение. Нельзя заниматься познанием и одновременно воевать с коллегами. Это занятия особого рода.

Вероятно, важную роль в уходе из географии и научного сообщества сыграло то, что проблематика, которой занимался много лет, была уже в значительной степени исчерпана. Можно было еще 40 лет заниматься анализом зарубежной географической науки и быть при этом монополистом в данной области, но ничего нового (лично для себя) в этом уже не было. Работа перестала быть научной и приобрела чисто инженерный характер. Что же касается метагеографических исследований, в особенности по теоретическим основаниям метагеографии, то они никогда не вписывались в советское научное географическое сообщество. Работать же ради денег, карьеры не хотелось.

    * * *

Отразится ли на советской географии то, что один из ее маргинальных представителей бросил свою весьма маргинальную область научной деятельности? Версии могут быть различные. Событие прошло незамеченным. Публикаций у меня было мало. Постов важных не занимал. Кто такой никто толком уже не будет знать через несколько лет. Все останется по старому.

Но что могло бы быть, если бы остался? Рассмотрим только то, что было уже сделано. В науке стандартный вариант связан с тем, что от получения принципиального результата, до его широкого использования проходит от 5 до 25 лет. При этом тому кто получил результат, лучше всего умереть. Это очень помогает продвижению научных идей. Вероятно, нечто подобное должно иметь место и с метагеографией и с исследованиями по гуманистической географии. Но чтобы это все состоялась на нем нужно настаивать. Я этого делать не стал.

1. Кому стало бы хуже, если бы появилась метагеография как раздел науковедческого исследования географической науки? При этом бы не было тупого копирования разработок науковедов, а была оригинальная целостная концепция. Метагеография могла быть доведена до уровня учебной специальности. По ней было готово несколько больших работ. Они остались в рукописях. Сейчас заниматься ими не интересно и все останется рукописями. Скорее никогда они не реанимируются.

1999 год. Справедливое замечание. В виду многочисленных переездов практически все было просто утеряно. Рукописи не сохранились. Но даже если они сохранились, то все равно заниматься ими скорее уже не стал бы.

Разработкой теоретических проблем метагеографии не ограничилось бы дело. Была начата интенсивная работа по реализации коллекторской программы метагеографии. Так была начата и брошена на полпути работа по анализу истории развития географической науки в СССР с 1920-х годов до нашего времени. Особое внимание уделено периодам бифуркации в становлении советской географии. Было задумано несколько интересных работ по социологическому анализу научно-географического сообщества. Было много других разработок в начальной стадии. Часть из них носила скорее уникальный характер, и они вряд ли будут когда-нибудь воспроизведены.

1999 год. Ничего это не было реализовано. В 1999 году можно отметить, что работа в подобном направлении практически никем не велось.

2. Несомненно, велась бы работа по систематическому исследованию зарубежной науки. Было много начинаний. Стали появляться последователи. Перспективы открывались в этом отношении очень большие. Даже в провинции можно было сделать крупный центр науковедческих исследований такого рода.

3. Проводилась бы работа по вероятностному анализу развития географической науки. Это интересное и важное направление исследований. Но его испоганили своей тупой критикой, и возвращаться к нему не было желания.

Остановимся только на этих направлениях, хотя наверняка были бы и новые работы. Ничего не было реализовано. То, что делалось в СГУ (в практическом плане) пошло прахом быстро и безо всякого следа.

Ничего, как и не было. Кому от этого стало лучше? Сложно сказать, но, может быть никому и не стало хуже. Малая группа отстояла свое право на тупое ничего-не-делание. Никто со стороны вмешиваться не стал.

    * * *

Мы не демонстрируем свой нерастраченный потенциал и не стараемся выглядеть лучше, чем есть на самом деле. Нет обиды на коллег географов. Силы и время, оставшиеся от географических исследований будут реализованы в иной области познания. Мы говорим это для того, чтобы показать сколь много возможностей теряется в научном сообществе. Оно активно не заинтересовано в появлении новинок. А так как любая новинка выражается в человеке или группе, ученое охлократическое сообщество часто подавляет таких людей. История советской географической науки и науки в целом это кладбище загубленных и нереализованных возможностей. Это трагедия людей и идей, попавших в мясорубку охлократического стабилизирующего отбора. Все кто добровольно не подвергается промыванию мозгов, подвергаются определенным гонениям. Их работа превращается в борьбу. Но сколько можно бороться против безликого охлократического социалитета науки? Чего стоит эта борьба для личности?

После ухода из университета, была создана лаборатория вероятностных гуманитарных исследований. В ее рамках делалась попытка реализации принципов изложенных в "Динамике образов науки".

То, что все случилось так как случилось, в 1991 году воспринимается достаточно спокойно. Есть несомненные плюсы в новом положении. Появилась возможность заниматься социологией и анализом интереснейших процессов происходящих в советском обществе. Появилась возможность заниматься исследованиями по вероятностному обществоведению, которое, думается, станет путем в будущее познание общества и человека. Бурный конфликт с малой географической группой и скрытый конфликт с географическим сообществом, позволили самому избавиться от старых работ. Они были забыты сразу. Лишь изредка появляется желание нечто закончить, довести до уровня публикации. Но это желание быстро иссякает. Бог с ними, с этими работами. Они для нас имеют только мемуарный интерес.

    1992 год

Перечитал текст. Он полон идеалистических пожеланий и интерпретаций. Советская наука не есть исключение. Западная наука с ее демагогией относительно демократичности и прочего оказалась такой же гадостью, как и классическая советская наука. Все дело в научном сообществе. Научное сообщество нуждается в охломонах и оно получает охломонов. И не важно где это - в СССР, которой уже нет или в любой стране Запада. Для громадного большинства ученых основное - их положение, зарплата. О познании речи не идет или почти не идет. Современная форма познания связанная с современной наукой есть, во многом, блеф. Наука только форма проведения времени, но не познание. Таково наше мнение в 1992 году. За сохранение своей зарплаты и стабильности, готовы закопать живьем не только в СССР. Это могут спокойно сделать в любом научном сообществе. Все одинаковые. Вероятно, дело в научном сообществе как социальном институте, а не в конкретной стране.

    1994 год

Прошло большое количество времени с момента написания работы. Все прошло. Все улеглось и нет никакой злости на тех кто сделал нам некоторые личные неприятности. Бог с ними. Сейчас важно и интересно другое.

Мы по прежнему считаем, что советское научное сообщество и в его лице российское сообщество является охлократическим. Типичные охломоны. Но раньше это интерпретировалось негативно. Сейчас интерпретируется как явление природы. Такова СКС и она детерминирует строго определенный тип научного сообщества.

Интересно то, что российское научное сообщество, при всей своей охлократичности, было и продолжает быть очень продвинутым. После того как мы увидели коллег в других странах пришли к прочному убеждению, что уровень советской и российской науки достаточно высокий и в целом она ничем не уступает западной. Во многих отношениях ее превосходит.

После знакомства с научными сообществами других страна также сформировалось глубокое убеждение, что потенциальные возможности российской науки очень велики. При определенных обстоятельствах она может генерировать очень много достижений самого высокого уровня. Другое дело, что обстоятельства эти могут складываться самым странным образом. Новинки принципиального характера, не генерирующая за гарантированную оплату и гарантированные блага. Их можно генерировать спасая собственную жизнь. Когда появляется стабильная кормушка, можно превратиться в нечто очень примитивное.

В то же время данный текст является живым свидетельством, что научное сообщество, даже имея продвинутый характер, может иметь откровенно неприятный вид и позволять себе поведение очень негативное. Охота за негодными коллегами дело не очень хорошее. Но ничего не поделаешь. Люди есть люди и занятия наукой никого еще не сделали умнее и лучше. Какой есть таким и остаешься.

Наука, как социальный институт, особенно неприятна именно этим. Это доминирование серостей и иной она скорее быть не может. Серость определяется массовым характером науки, тем что она слишком тесно связана с высшим образованием и решением некоторых технических проблем. Как социальный институт она решает большие задачи и во многом способствует СКС в решении актуальных для нее задач. Но наука как социальный институт не имеет особого отношения к познанию. В этом отношении западная СКС ничего не привнесла позитивного в мировое познание. Наука - флюс на функции познания. Она является придворной дамой двора королевы социо-культурной системы и во всем следует ее указаниям. Указания могут быть самыми разными.

Актуальность данной работы, конечно, потеряна. Не вернуться в точно такое время при котором есть возможность применять круто идеологизированный социальный прессинг. Но в российской истории все повторяется и все сохраняется по старому. Наверняка будут времена когда малая группа будет подавлять маргинала. Эти времена собственно и не кончались. Суть конфликта не в том, что по разному понимается суть марксизма и т. п. Это базисный конфликт охлократического сообщества и личности. В России охлократическое сообщества сохранилось. Оно никуда деться не может. Изменилось содержание, которое заполняет его оболочку, но суть от этого не меняется. Остались и те кто патологически выступает против толпы. Это скорее дело биологическое и гарантия социального прессинга на определенной стадии взаимоотношения личности и толпы.

Данная работа интересна и тем, что характеризует научное сообщество 1980-х годов. Это период позднего маразматического коммунизма. Он благополучно испарился. Но осталась история. Надеемся данная работа даст возможность отчасти лучше понять условия в которых приходилось заниматься научной работой в 1980-е годы.

    * * *

В течение долгого времени мы не трогали работы, написанные в период до 1990 года. Это было связано с различными причинами. В основном работа шла над теорией СКС, а по ней в прошлом было очень мало материала. Но есть две работы, которые на протяжении этого времени оставались достаточно интересными и к которым периодически возвращались. Одна работа связана с описанием взаимоотношений на кафедре экономической географии Симферопольского университета. Вторая связан с анализом глобальных проблем стоящих перед наукой и человечеством в конце 20 века. Перечитав эти работы, которые остались в рукописях, мы пришли к выводу об их несомненном интересе. Обе работы интересны не своими выводами. Они интересны как пример переходной ситуации от коммунистической российской СКС к новому состоянию. Это было очень невнятное время. Оно оставит немало памятников в виде текстов самого различного характера. Эти две работы одни из них. Мы оцениваем обе работы только с точки зрения понимания истоков теории СКС и с точки зрения понимания переходных процессов в СКС, их отражения на социальном уровне и в рефлексии достаточно абстрактного порядка.

    1995 год

Прошло много лет с момента описанных событий. Меняются страны и организации. Много нового и интересного. Если начинаешь идти по пути бесконтрольного глобального путешествия, с него сложно сойти. Нет малейшего желания с кем-то сводить счеты и на что-то обижаться. Интересно только проявление механики выброса из-за пределов страны достаточно активных людей. В то же время, остаться там значит погибнуть. Погибать не хочется. Уезжаешь. Затем начинаются приключения принципиально иного порядка. Это уже зарубежная глава. Но важно то, что через некоторое время появляется масса новинок, которые нельзя сделать в пределах пространства российской социо-культурной системы. Продолжается познание и развивается теория СКС. Есть вполне очевидный прогресс.

СКС в процессе своего изменения, делает пребывание внутри очень сложным. Именно это становится стимулом для того, чтобы бежать от родной СКС без оглядки. Это собственно и нужно. Те кто активен, должны менять места работы и жительства. Они должны искать новые вопросы и решения. Они должны искать новые формы для своей СКС. Сидя на одном месте, их скорее не найти.

То, что случилось в провинциальном городе, на провинциальной кафедре периферийного университета есть только маленькая часть общего процесса преобразования российской СКС и ее перехода в нечто принципиально новое.

    * * *

В это очень сложно поверить, но в 1995 году мы столкнулись с примерно аналогичной историей. Она была связана с совершенно иной ситуацией и несколько иными действующими лицами. Другая страна (ЮАР). Другие люди, но примерно аналогичный механизм обороны малой группы от неприятного пришельца. Любая научная группа существует только для самое себя. Все остальное мусор. Это просто блатное место работы.

    * * *

Очень интересно что приводимое описание во многом напоминает период крутого социализма в духе Сталина. Почему-то накануне развала СССР и исчезновения коммунизма активизировались такого рода процессы. Это симптоматично и интересно. Российская СКС пошла на очередную драматическую перемену и стала идти по пути принципиально новой экспансии. То, что описано есть только осколок от общего процесса.

Основное отличие 1989 года от прошлого времени было в том, что была замечательная альтернатива. Познание и наука перестали быть связанными. Они перестали отождествляться. Появилась реальная возможность заниматься познанием вне науки и делать это, например, посредством создания корпораций, ориентированных на расширение российской СКС. Такого ранее не было.

Все же не хотел такого варианта для себя лично, оставались в рамках старой структуры и продолжали делить свои пайки. Им достаточно неплохо и сейчас. Но только они стали занимать гораздо меньшее место. Это стала чисто идеологическая структура и чисто образовательная. Она лишается ауры познания.

    1997 год

История продолжается. К счастью не каждый день. Но продолжается и мало что в ней меняется. История с социальным прессингом в малой научной группе получила полное и несколько неожиданное развитие в 1997-98 годах. Это было связано с работой в Крымском институте бизнеса (Симферополь, Украина). Стоит заметить, что после длительного путешествия по ряду стран мира, мы вернулись в СНГ. Замечательно то, что в скором времени столкнулись с повторением описанной выше истории.

    Отличие от прошлого следующее:

1. Произошло удивительное и совершенно неожиданное событие - исчез коммунизм. СССР развалился и на его месте образовалось 15 новых старых государств. Такого никто не мог предвидеть и даже душевно большой человек не мог думать о таком изменении в период первого примера давления малой группы на маргинала. Одним из следствий этого стало то, что давление по идеологическим мотивам совершенно потеряло свой смысл и стало носить даже неприличный характер. Вернее оно не эффективно.

2. Стали строить рыночную псевдозападную экономику и перешли на контрактную форму найма на работу. Ранее такого не было. Контрактная форма, казалось бы, исключает какие бы то ни было конфликты внутреннего характера. Все должно быть оговорено в контракте. Нет оснований для выяснения отношений по горизонтальной линии. Есть ректор и его наемники.

Эти два принципиальные отличия. Произошло радикальное изменение. Выражаясь в терминах социо-культурной динамики ранее был закат коммунистической программы. В 1997 - 98 годах имеет место начало националистической программы. С этой точки зрения возможность мониторинга за малым коллективом и особенностями его поведения очень интересны. Все те же или им подобные люди. Все тот же город. Но только радикально изменилась внешняя среда.

Материал по сравнению двух конфликтных ситуаций реально интересен. Он важен для понимания социо-культурной динамики российской СКС. она проявляется на самом глобальном уровне. Но она движется массой людей, которые действуют через коллективы. Поэтому исследование не только глобального аспекта, но и самого начального уровня коллектива малой группы очень важно. Из множества такого рода ячеек складывается социо-культурная динамика.

Не станем описывать конфликт в Крымском институт бизнеса. По сравнению с прошлым он носит примитивный утрированный характер. Ничто не меняется. Ни я, со своей маргинальностью. Ни среда, со своим неприятием маргиналов. Суть конфликта в том, что доцент выполнили в первый семестр большую часть нагрузки. А после этого от него стали избавляться. Контрактная форма не помогает. Люди сильнее любой бумаги. Только некоторые выводы.

    Первое. Отношение к научной работе маргинала и в целом

Работая в Крымском институте бизнеса, я вел большую научную работу. Было сделано очень много по теории социо-культурных систем. Фактически был написан первый том "Социо-культурных миров", который стал чуть позже докторской диссертацией.

Характерно полнейшее равнодушие к исследованиям, проводимым маргиналом в рамках института. В это даже трудно поверить. Но не было ни малейшей попытки поинтересоваться тем что делается в научном отношении. Интересно, что высокий уровень вполне очевиден. Есть его внешние и независимые подтверждения. Но нет даже простого любопытства к тому что делается. Это не поза. Просто это никому не интересно. Никто не против. Базисное игнорирование. Это новинка. Такого ранее не было.

В новых условиях падение интереса к научной работе совершенно очевидно. В рамках коммунистической программы было вполне очевидное внешнее давление. Нужно было заниматься научной работой или делать вид что этим занимаешься. В рамках националистической программы в этом нет никакой необходимости.

Интересно, что научная работа в периферийных вузах разом и безоговорочно остановилась. Объясняется это отсутствием финансирования, перегруженностью часами и прочим. Но в реальности все избавились от научной работы с большим облегчением. Написание текста для публикации всегда было большой проблемой и ранее. В современных условиях это перестало быть проблемой. Написание научных текстов - обуза для периферийного научного сообщества! !! Это прекрасно видно из работы примерно 25 вузов города Симферополя. Все пустились в зарабатывание мелких и часто нечистых денег.

По прежнему оплата зависит от должности. А должность от степени. Это должно стимулировать служебный рост и, следовательно, защиту диссертаций. Но в реальности ничего подобного не происходит. Защита диссертации путь очень сложный. Увеличение оплаты идет по пути совмещения должностей. В этом отношении скорее нет никаких ограничений и все ринулись по этому пути. Преподаватели многочисленных вузов превратились в шабашников и стали пересказывать учебники. Дело происходит на Украине. Перемазываются западные учебники, которые переведены и изданы в России. При этом все игнорируют Россию и про нее никто не упоминает. Боятся как черт ладана. Новый странный железный занавес. Все в голове.

    Второе. Контракт и его восприятие

Нет ничего удивительного в том, что контракт игнорируется. Это обычная черта российского менталитета. Институт готовит контакт. Он может описывать что угодно и он описывает что попало. Когда возникает конфликтная ситуация, то оказывается, что контракт в высшей степени неблагоприятен даже для самого института. Но это не беда. Есть более сильные средства воздействия на человека. Они начинают использоваться на все 100 %.

Контракт пишется стандартный для всех. Потом он распространяется на всех. В него закладывается идеология того, что хотелось бы видеть относительно себя. То есть, в контракте есть жесткое ограничение против принятия мер против себя (нельзя снизить зарплату и так далее). И есть возможность для лавирования. То есть, возможности снизить нагрузки и при этом получить дополнительные деньги за этот счет. Все формулируется предельно обтекаемо, так как наверняка есть законы, которые ограничивают деятельность в рамках вуза и в зависимости от должности. Изначально контракт содержит возможность воровства денег из родного института. Естественно, это распространяется только на его начальство.

Использование контрактной основы на Украине порождает смешные противоречия. Есть псевдозападный вариант. Но нет восприятия закона как закона и контракта как норматива. Даже кратковременный контракт готовы нарушить и пуститься во все тяжкие связанные с конфликтом. Забавное противоречие и в том, что контактная основа фактически исключает коллектив от участия в конфликтах. Но это противоречит всему прошлому опыту. Коллектив вовлекается. При этом дело получает масштабность. Но все ходят под одним контрактом и всем становится неприятно. Возникает нервозность и прочее. Но в целом, контрактная основа более благоприятна для работы.

    Третье. Готовность к некорректным действиям

Неприятно осознавать, но готовность к некорректным действиям у малой группы сохраняется в полной мере и в СНГ. В рамках коммунистической программы было доминирование идеологического аспекта и было небольшое количество формальных атрибутов в виде контрактов и прочего. Это было связано с принципиально иной системой найма на работу. Было достаточно подвести под определенную идеологическую основу и можно было считать, что достигнут нужный результат. Остальное все было делом техники и маргинал должен был все доделывать сам. Последнее очень важно. Акт социального прессинга есть двусторонний акт. Это группа преследователей и жертва. Жертва также должна играть по определенным правилам и если она это не делает, то на нее обижаются.

В условиях СНГ, есть все та же готовность к некорректности. Но она идет по иному пути. Идеологическое направление умерло. На время, но сейчас именно такое мертвое время. Но осталось направление бюрократическое. Большая часть бумаг пишется задним числом. Администрация сплочена и готова оформить любую бумагу и любым числом. Делается своего рода набор бумаг и на его основании может делаться вывод. Суть в сохранении кормушки. Дело в том, что коммерческие вузы это рассадник взяточничества. Никто не верит в их долговечность и значимость их дипломов и именно поэтому фантастически процветает взяточничество. Пир во время чумы.

Удивительным феноменом стало то, что люди, по прежнему готовы, к кооперации в некорректных делах. Они идут на это спокойно и безоговорочно. Важно то, что нет особой внешней необходимости в такого рода поступках. У старого доцента, нет никаких проблем с работой. Но люди спокойно и жутковато кооперируются с вполне откровенными жуликами в администрации конкретного вуза. В СССР это было можно объяснить тем, что была "страшная" идеологическая система. В современных условиях можно объяснить старой привычкой. Всегда можно как-то объяснить. Но дело не во внешних обстоятельствах, а людях. Они всегда одинаковы.

Готовность к негативной кооперации совершенно очевидна. Она важна для того, чтобы получить очередное повышение. Доцент 001 проявил лучшие охломонские качества и стал проректором по учебной работе. Он в состоянии испытательного срока. Он хочет получать еще некоторое количество денег и проводить еще больше времени на работе. Для этого он активно включается в конфликт. Явно на стороне администрации, но вроде бы как ни не теряет связи с маргиналом. Троянский конь. То есть, случай многократно описанный в литературе.

Причины такого рода готовности не вполне понятны. Экономические основания есть. Но они не могут рассматриваться как основные. Доцент (300 гривен) + зав. кафедрой (около 120 - 150 гривен) + еще проректор (еще около 150 гривен) .... и так далее. Очередное приращение важно, но оно не может объяснить готовности к такому поведению.

Нет оснований считать, что в основании готовности к кооперации в травле, давление администрации. В современных условиях резкой нехватки преподавателей никто не станет сильно давить на полного доцента. Хорошо даже то, что он не вмешивается в дела на стороне маргинала. Можно перебирать различные причины, но, в конце концов, убеждаешься, что дело в элементарной базисной готовности самого человека участвовать в такого рода делах. Не жалко своего времени. Нет никакой связи свей специальности (философия) и текущих действий. Происходит традиционная объективизация жертвы и к ней могут применяться любые меры.

То есть, в основании такого рода поведения, связанности с готовностью подключаться к травлям скорее лежит внутренняя потребность подтверждать свою принадлежность к группе. Речь именно о внутренней потребности. Внешние факторы не могут ничего объяснить. Можно просто ссылаться на незнание и так далее. Но этого не делается. Есть большая готовность подтверждать тезис "Я в группе, я свой, я хороший, я человек". Кто не в группе тот не вполне человек и его можно объективировать.

В СНГ много говорится об этнических конфликтах. Там имеет место жесткая объективация врага. Враг это человек иного народа. Он не есть человек. Тем более не человек представитель иной СКС. разделение. Освоение пространства уменьшает количество конфликтов на этой почве. Но это чисто внешнее уменьшение. Ничего не происходит в осознании конфликтов. Есть только уменьшение внешних поводов и появление большого количества внешних ограничений. Ничего иного. Внутренняя готовность к конфликтности есть всегда. Она идет по стандартной методике. Объективизация врага и борьба с ним.

Можно высказать странную гипотезу - уменьшение внешних конфликтов, то есть тех которые связаны с внешними врагами, иным народом и в особенности иной СКС, приведет к нарастанию конфликтности внутри самой СКС. Есть реальная потребность в сражениях. Они не могут превышать определенного уровня, но они никогда не исчезают совсем. Если нет реального врага его выдумывают. Масса готова поддержать инициатора такого рода перемен.

В качестве аналогии можно привести пример с обучением стрельбе. "Учись метко стрелять". Если война - то убийство врага. Более мягкий вариант - охота. Еще более мягкий вариант - стрельбы в тире. Это разные формы. Но есть готовность пустить пулю в цель. Есть удовлетворение от попадания. Просто цели различные. Так и в данном случае с малой группой.

    Разрешение конфликта. Новый украинский вариант

Достижение посткоммунистического периода стало то, что сделали шаг к усвоению западных принципов описания и разрешения конфликтов. В советский период конфликты решались за счет подавления маргинала. Иного варианта не было.

Интересно. Что в националистической программе методика аналогичная. В институте читается множество курсов по рациональной организации труда, праву и так далее. Но это курсы вообще. Они не имеют никакого отношения к реальности института и в случае необходимости вспоминается старый советский метод. Это к теме усвоения западных новинок за пределами западной СКС.

    Весна, 1999 год

В начале марта 1999 года мы активно работали над Крымской энциклопедией, готовящейся к изданию на компакт-диске. Эта работа делалась ради денег. Но определенная часть ее часть предназначалась для последующего использования в собственных работах. В процессе выполнения данной работы мы вынуждены были снова начать констатировать с определенным количеством крымских ученых. Это во многом активировало давно забытые связи и показало, как мало все изменилось. Провинциальное научное сообщество разбито на малые группы. Есть жесткая иерархия того кто есть кто и что можно делать. Ничего не говорится. Ничего не описано на бумаге, но все и вес знают.

Интересно, что совершенно неожиданно, начались активные контакты представителей кафедры экономической географии СГУ с авторам. Причина была проста. На кафедре экономической географии случилась очередная смерть. На этот раз умер доцент №2, человек который многое сделал для того, чтобы кафедра в течение десяти лет игнорировал изменения в СССР - СНГ. Появилось три свободные доцентские ставки! !! Сказка. Такого невозможно представить, но это реальность. И начались предложения о работе, передаваемые через человека известного в данной работе под обозначением "ассистент №2". Сейчас он стал доцентом. Растут люди.

Это стало для нас важным стимулом закончить работу и поставить в не окончательную точку. Охлократическая малая группа прошла полный цикл и готовы выйти в состояние в котором она будет пребывать на протяжении очень долгого времени.

    * * *

На этом завершаем свою работу по анализу малых охлократических групп. Скорее пройден весь цикл наблюдений. В пользу этого говорит весьма многое. Итогом последних лет стала теория социо-культурных систем. Которая объясняет весьма многое и в том числе поведение малых социальных групп. Конкретика по малой группе более никакого смысла не имеет. Можно реально прекратить наблюдения. Все описать и забыть.

В 1999 году автором была подана к защите докторская диссертация. Защита состоялась 25 мая 1999 года в Санкт-Петербурге. Тема оказалась весьма неожиданной даже для самого автора - "Пространственно-временная динамика процессов социо-культурного освоения территорий". Выпав из научного географического сообщества в 1989 году, мы вернулись в него примерно 10 лет спустя с совершенно новыми методологиями и теоретическими построениями. Все что писалось в эти десять лет не было ориентировано на публикации. Работа по поиску непонятно чего и непонятно какого нового стандарта началась еще в СССР. Затем последовало длительное путешествие по различным городам и странам. В итоге появились те работы, которые есть.

Это работа нового поколения. Мы не стали учить украинский язык. Ответом на изменения в российской социо-культурной системе стала рефлексия и разработка теории социо-культурных систем. Думается докторская диссертация станет шагом уже в новый стандарт гуманитарной географии. Есть много интересного и важного. Данную работу, которая велась во многом как защита от агрессивного и мелкого сообщества, можно прекратить. Есть другие проблемы и интересы.

    ЕЩЕ РАЗ О ПРИЧИНАХ СТОЛЬ ДЛИТЕЛЬНОГО
    ЛИЧНОГО ВНИМАНИЯ К ДАННОЙ РАБОТЕ

Дело не в вендетте. Если бы была только обида, то и реакция на нее была бы более адекватной. Не стоит десять лет писать работу для того, чтобы отомстить кому-то. Это не основание для столь длительного внимания к работе.

Одна из причин - чувство глубокого изумления. Научное сообщество, состоящее из образованных людей поступили слишком жестоко. Это странно. Это нужно понять. Понять - значить успокоиться. Успокоиться - значит …непонятно что. Чувство изумления играло большую роль.

Важная причина в том, что уход их научного сообщества не был полным разрывом с наукой. Изменился образ науки и научного сообщества. Но наука не виновата. Образы науки меняются довольно часто. На первом месте для нас стояла все-таки определенная ответственность перед самим собой. Непонятное явление породило потребность осмысления. Потребность осмысления - породила необходимость ухода из научного сообщества.

Вероятно, основная причина столь длительного внимания к столь незначительной теме связана с тем, что это капля в которой отразились более общие изменения отчасти катастрофического характера. 1989 - 1999 года - десятилетие смутного времени. Исчез СССР. Многое катастрофически изменилось. Мы отреагировали на это по своему. Это основная причина. Смутное время не есть хаос. Это трансформация. В основании лежат внутренние причины. Это закономерный и естественный процесс. Он требует осмысления на самых различных уровнях.

    ЗАЧЕМ ВСЕ ЭТО НАПИСАНО?

Вероятно, основная причина в том, что мы реально хотим изменить научное географическое сообщество. Но для реального изменения оно нуждается в четкой рефлексии. Нельзя просто отмолчаться. Драматические перемены в российской социо-культурной системе требуют и новых осмыслений. Именно поэтому мы написали данную конфликтную работу, которая может немало навредить нашей личной карьере в новых условиях.

    ПОСЛЕДНИЕ ШТРИХИ

1. На наблюдаемой кафедре произошли перемены, которые определяют все ее будущее на долгие годы. Эти изменения связаны со смертью (весьма неожиданной) зав. кафедрой, который проходил под термином "доцент "2". Он к моменту своей смерти успел стать профессором, хотя и без защиты докторской диссертации. Это новый украинский феномен. И даже стал академиком Крымской академии наук. Достигнув всего, о чем мог мечтать, смертный, доцент №2 умер. Заведующим кафедрой стал кандидат географических наук, доцент "№ новый", который также стал новым украинским профессором. Предыдущие годы были проведены им на партийной работе. Бывший первый секретарь Крымского обкома КПСС. Проректор СГУ, а позже ректор университета. И многое многое другое. Человек здоровый и еще не очень старый. То есть это гарантирует десяток лет его заведования кафедрой. 2. Весной 1999 года на кафедре был сделан ремонт. Новая мебель. Новый заведующий кафедрой. Это бывший и все еще нынешний большой региональный начальник. Кафедра стала возрождаться. Новая обстановка реально сплотила коллектив. И стоило жить и работать стоило.

3. В 1999 году на Украине началась реформа системы высшего образования. Оно последовательно переводится на украинский язык. Кроме того, стали требовать большое количество бумаг. Если не ошибаюсь, новая форма называется УМКД. Дело не только в том, что нужно потратить немалое время для написания всех нелепых казенных бумаг. Дело в том, что задается строго определенный идеологический стандарт. Это украинский стандарт. Для экономической географии это не шутка. Она в реальности, очень идеологическая наука. Это означает то, что нужно петь под украинскую государственную дудку.

4. 25 мая 1999 года в Санкт-Петербургском государственном университете защищена докторская диссертация по теме "Пространственно-временная динамика процессов социо-культурного освоения территорий". Это не просто работа ради очередного диплома. Это работа нового поколения. Это и новый стандарт экономической географии. На Украине он не будет представлен никогда.

5. В конце мая - начале июня 1999 года нужно было пересдавать кандидатский экзамен Татьяне Николаенко (супруге выше описанного маргинала). Первый раз ей этот экзамен не засчитали. Хотя он был сдан. Основанием стало нарушение процедуры принятия экзамена. Нарушение было со стороны самого СГУ. Это было еще при жизни доцента №2. Новый зав. кафедрой экономической географии СГУ попросил принести ему автореферат. Это не просто просьба. Он не простой человек. Это символическое предложение к кооперации. Автореферат отнесли в библиотеку. Могут прочесть все кто хотят. Кандидатский экзамен пересдавать Татьяна не стала. В этом нет необходимости. Пусть охломоны останутся при всем своем. Они ничем не поступились. Пусть все их остается им.

Итак, прошло более десяти лет. Малая научная группа осталась со своим спокойствием. Специалисты по пространству проигнорировали драматические изменения пространства российской социо-культурной системы. После того как основные изменения прошли, они усвоили новый украинский стандарт и стали петь новую песню. Это цена малой научной группы. Научное сообщество состоит из малых групп. Обо всем судите сами. Мы честно описали то, что было.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2010 Собрание рефератов