Рефераты

Статья: История Украины

свои государст­ ва перед лицом Тевтонского ордена (совершившего с территории

В. Прус­ сии, Латвии, Эстонии с 1340 по 1410 гг. более 100 крупных походов

на славянские земли) и Московского княжества (после победы в Кули­ ковской

бптии 1380 г. вырос его авторитет среди украинского и бело­ русского

населения В-К-Л, а авторитет литовского князя Ягайло — со­ юзника Мамая,

упал); б) содержание Унии: Ягайло женился на польской королеве Ядвиге

и был провозглашен польским королем, к Польше присоединились земля В-К-Л

(включая украинские и белорусские), на которых вводилось като­ личество как

государственная религия; прекращались столкновения меж­ ду Польшей и В-К-Л,

а их вооруженные силы объединились для борьбы с Тевтонским орденом; казна

B-JI-Л переходила на нужды Польши;

27

а) значение Унии двойственно: с одной стороны, положительное (помогла

объединенным силам в 1410 г. в Грюнвальдской битве раз­ бить Тевтонский

орден); с другой — негативное (раздача украинских земель польским

феодалам, передача казны В-К-Л на нужды Польши, насильственное

распространение католицизма и др.); г) последствия Унии: Витовт-, став

великим литовским князем, су­ мел на время (1392 — 1430) восстановить

независимость В-К-Л, но через 10 лет после его смерти великокняжеский

престол в Литве вновь заняли' потомки Ягайло (явившиеся одновременно

польскими королями, продолжившими политику своего предка).

Отдельные попытки возродить былую власть Киева как центра, хо­ тя и

предпринимались, но успеха не имели. Так, приглашенные в 1433 г. князем

Свидригаилом татары воевать с польско-литовскими отряда- . ми благоразумно

отказались. А в 1470 г. после смерти киевского кня­ зя Симеона Олельковича

этот пост оставался незанятым. Однако, Кревская Уния была лишь личным

союзом, основанным на браке царствующих персон 2-х государств, сохранив

автономию Литвы и Польши (при вассальной зависимости Литвы). Следующая

Люблинская уния полностью объединила эти государства. Люблинская

уния (1569 г.) — Образование Речи Посполитой а) причины — полное

поражение Литвы от России на первом эта­ пе Ливонской войны (1558 — 1583

г.); б) содержание Унии — Польша и Литва объединились в единое го­

сударство Речь Посполитую; на объединенной территории устанавлива­ лись:

единое государственное устройство, общая денежная система, еди­ ный сейм,

суд, законы и т. п. по польскому образцу; общий польский король (бывший

одновременно великим князем Литовским) избирался и польскими и литовскими

феодалами; польские феодалы могли иметь зем­ ли в Литве, литовские — в

Польше; католичество, как гос. религия и др. в) Польша середины XVI

ст. являлась островом гражданского мира и внутренней солидарности на фоне

кровавых религиозных конфликтов во Франции, Англии, Германии, кровавой

опричнины в России и инкви­ зиции в Испании; г) значение Унии —

помогла победно завершить Ливонскую вой­ ну, но резко усилила полонизацию

украинских, белорусских и литовских земель, классовое и национально-

колониальное Угнетение трудящегося населения; д) последствия Унии:

— захват украинских земель местной, частично—польской шляхтой, постепенно

превращавшейся в крупных земледельческих магнатов (Виш- невецкий,

Острожский, Заславский, Калиновский и др.), с усиленной энергией

эксплуатировавших украинских крестьян;

28

— закрепощение крестьян — окончательно утверждено Литовским статутом 1588

г., по которому устанавливался 20-летний срок поимки беглых крестьян,

шляхтичам давалось право самим устанавливать все повинности крестьян,

распоряжаться крестьянской жизнью и крестьян­ ским имуществом; —

полонизация украинской знати, принимавшей язык, традиции, верования

Польши. Утратив вкус к политике, украинские магнаты превратились в не­

ведомых ранее польскому обществу олигархов, имеющих больше воору­ женных

сил и денежных ресурсов, нежели имела высшая власть Речи Посполитой

(богатства Я. Острожского равнялись двум годовым бюдже- там государства в

мирное время). Брестская уния (1596 г.) . а) причины — стремление

Ватикана подчинить католичеству вос­ точную православную церковь, создав

переходный период для полного перехода православных украинцев к

католицизму; желание ряда право­ славных священников уравняться в правах

(с привилегированным в Польше католическим духовенством), стремление

оградить себя от влияния Московского патриарха, поддерживавшего украинские

братства, пытавшиеся избирать священников, вмешиваться в церковные дела и т.

п. б) содержание Унии — украинская церковь признавала основные

догматы католической церкви и переходила под власть Ватикана, при­ знав своей

главой — папу Римского. Богослужение оставалось на сла­ вянском языке;

в) последствия Унии — переход в лоно католицизма; фактический запрет

православной церкви; преследование оставшихся верными право­ славию

священников, раздел украинцев на 2 конфессии, поло­ жив начало

отличиям, которые позднее развились между западными и восточными

украинцами. Против Унии выступили народные массы (казацкое восстание

1594 — 1596 гг., восстание горожан Луцка в 1620 г., в г. Остроге в 1638 г. и

т. д.) Против Унии вели борьбу: часть дво­ рянства во главе с князем

Константином Острожским (1527—1608), а также украинские братства. Это

вынудило Речь Посполитую в 1633 г. вновь разрешить легальное существование

православной церкви, хотя все льготы по-прежнему распространялись лишь на

униатов.

ГРЮНВАЛЬДСКАЯ БИТВА (1410, 5 ИЮЛЯ)

Решающее сражение польско-литовско-русского войска поотив Тев­тонского ордена.

^ 1-

• *"» ^§1

Причины: ^ ' "' а)

стремление коалиции остановить агрессию немецкого ордена, со­вершившего с

1340 по 1410 г. более 100 крупных походов на зем­ли^ В-К-Л.

29

б) подписание Кревской унии (1385 г.) позволило объединить польские,

литовские, украинские и белорусские войска ( к которым при­соединились

смоленские полки, чешско-моравские, венгерские и татар­ские отряды).

Построение войск: союзники построились в полукруг в 2 линии:

Тевтонский орден

Пвльские полки

Литовские и ук­ раинские полки

под командова­ нием Витовта,

в т. ч. 3 смо­ ленских хоругви

Ход битвы: — вначале атака 1-й линии войск Витовта на левый фланг

непри-- ятеля была отбита; — атака 2-й линии Витовта не только была"

отбпта, но и на­ чала отступать под ударами крестоносцев. От полного

разгрома ее спа­ сли украинские войска под командованием гетмана Венцеслава

Свитоль- довича. Среди 37-тысячного войска гетмана отличились и воины трех

хоругвий из Смоленска. — в это время Владислав II Ягайло атаковал с

левого фланга, про-"рвался в тыл к крестоносцам, окружил и почти полностью

уничтожил противника при поддержке вернувшихся на поле боя полков

Витовта. В итоге: вся орденская верхушка во главе с магистром Ульрихом

фон Юнгингеном погибла вместе с Орденом. Значение — Грюнвальдская

битва: — остановила агрессию Тевтонского ордена; — усилила

независимость В-Е-Л от Польши (в 1413 г. Польша и Литва подписывают новую

Унию, по которой общий король избирался лишь при обоюдном согласии

сторон); — привела Тевтонский орден к упадку, из-за чего он вскоре

при­ знал вассальную зависимость от польского короля.

6. ВОЗНИКНОВЕНИЕ УКРАИНСКОГО КАЗАЧЕСТВА. ЗАПОРОЖСКАЯ СЕЧЬ — КАЗАЦКАЯ

РЕСПУБЛИКА

Термин «казак» — тюркского происхождения; означал «степной разбойник»,

«вольный человек». ВОЗНИКНОВЕНИЕ КАЗАЧЕСТВА

Причины возникновения — усиление феодального гнета привело к бегству

крестьян и горожан в незаселенные степные районы, среднего

30

течения Днепра, где отсутствовала эксплуатация и лежали неосвоенны­ ми

огромные площади плодородных земель. Первые сведения об украинских

казаках — относятся к 1480-м годам, когда, по свидетельству польского

летописца М. Бельского, поль­ ское войско в походе на крымских татар

сопровождали местные казаки, хорошо знающие местность. Жизнь, быт и

занятия казачества — в 16 веке численность каза­ чества постоянно растет и

они расселяются частично в построенных ими хуторах и слободах, частично в

казацких городах Чигирине, Каневе, Корсуне, Черкассах. Основными занятиями

казаков были: охота, рыбо­ ловство, пчеловодство, скотоводство и постепенно

земледелие. Жизнь бы­ ла крайне трудна: каждому казаку приходилось начинать,

имея лишь тебольшеи скарб, который он сумел прихватить из дома. А жизнь в

по­ граничных с татарами районах заставляла каждого иметь оружие, уметь

искусно им владеть и быть готовым в любое время его применить. Вес это

закаляло казачество; заставляло его держаться вместе; ускоряло

имущественную дифференциацию в среде казачества, т. к. вновь прибывшие

вынуждены были наниматься к зажиточным казакам, из которых формировалась

казацкая старшина. В итоге: к началу 16 века казаками было освоено

среднее Подне- провье и Запорожье, где в середине 16 века -предводитель

казачцства — староста Каневский и Черкасский Дмитрий Вишневецкий («Байда»)

объ­ единяет казаков, создает на Днепре за порогами казацкий центр «Запо­

рожскую Сечь».

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗАПОРОЖСКОЙ СЕЧИ (ЗС)

Сечь была основана в виде укрепления вначале на островах Хорти-ца, Малая

Хортица (территория Каховского водохранилища), затем на о. Темаковка (около

современного г. Марганца Днепропетровской облас­ти), а затем неоднократно

переносилась. Впоследствии термин «ЗС» распространился на все объединенное

вокруг Сечи украинское казачество. Основные черты общественного

устройства «ЗС» и всего казачества: — отсутствие крепостничества;

— формальное равенство между всеми казаками (вправе, пользо­ваться землей

и другими угодьями, участвовать в радах, где решались общественные дела,

избирать старшину и т. п.); — «ЗС» была одновременно военной

организацией; каждый казак был обязан за свой. счет нести военную службу;

— как политическая организация ЗС была казацкой 'республикой во главе с

выборной войсковой радой, которой руководил кошевой ата­ман. В

административно-территориальном отношении ЗС делилась на паланки

(округа) во главе с полковниками. В военном отношении войско состояло из

куреней во главе с куренными атаманами. Все руководящие посты в республике

были выборными на общем казацком сходе.

31

Роль казачества в борьбе против агрессии Турции и Крымского ханства:

а) ЗС служила юго-восточным пограничным защитным форпостом украинских

земель, до проникновения в которые турецкие и татарские войска вынуждены

были вначале столкнуться с запорожским казачест­ вом; б) казаки и сами

наносили удары — спускаясь по Днепру па сво­ их быстроходных больших лодках

(«чайках»: 20 м в длину, 4 м в ши­ рину; скорость до 15 км/ч; 20 казаков-

гребцов, до 70 — боевой эки­ паж с 4—6 пушками; в поход обычно шло 80—150

«чаек», они в 1577 г. захватили на год Молдавию, уничтожив там турецкие

гарнизо­ ны, неоднократно наносили удары по татарским гарнизонам Крыма, зах­

ватывали в Черном море турецкие галеры и т. п.). Роль казачества в

антифеодальных восстаниях — принимали ак­ тивное участие с 80-90-х 16 в.,

как правило, их возглавляя (лучше вооружены, обучены, организованы, чем

обычные крестьяне; подробнее об этом см. следующий вопрос). В итоге:

понимая роль казачества в защите украинских земель и пытаясь расколоть

казачество на зажиточных и «голытьбу» (особенно на случай восстания), Речь

Посполитая идет на создание реестрового казачества. Реестровое

казачество — список казаков (утвержденный польским королем в 1572 г.).

которые пользовались особыми привилегиями за службу (получали плату

деньгами, имели свое самоуправление под ру­ ководством коренного гетмана и

были освобождены от податей и повин­ ностей). Вначале был создан полк из 300

реестровых казаков, в 1590 г. реестр был увеличен до 1 тыс. чел. (2 полка; в

то время как число нереестровых казаков было несколько десятков тысяч).

Согласно реестру 1581 года, из 532 казаков 400 были украинца­ ми, 100 —

белорусами, 20 — поляками, 16 — других национально­ стей. Казацкая

символика — красный (малиновый) флаг с изображением на одной стороне св.

архангела Михаила (белым цветом), на другой — изображение белого креста;

печать — герб ЗС — изображение казака с ружьем на плече, с саблей и пикой,

вонзенной в землю рядом с каза­ ком; гетманская булава — символ власти и др.

ЗНАЧЕНИЕ КАЗАЧЕСТВА

Освоило пустынные степные земли; охраняло южные рубежи го­сударства;

принимало участие в антифеодальных выступлениях; стало началом новой

украинской (казацкой) государственности; внесло глав­ный вклад в

освобождение Украины от власти Речи Посполитой в ходе войны 1648—1654 гг.

32

7. ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ НА УКРАИНЕ В КОНЦЕ 16-ПЕРВОИ ЧЕТВЕРТИ 17 ВЕКА

НРИЧШШ ПОДЪЕМА -ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ:

В F.oiiiie 16 в. обострилась классовая борьба на Украине, вызван­ная

усиленном польского крепостнического, национального и религиоз­ного rneia

(1569 г. — Люблинская уния, по которой укр. земли попали по-( власть

Польши; 1588 г. — введение крепостного права па Украине (20-летнего срока

сыска беглых); 1596 г. — Брестская уния и насиль­ственный перевод

украинцев под власть католичества и др.).

• КРУПНЕЙШИЕ КАЗАЦКО-КРЕСТЬЯНСКПЕ ВОССТАНИЯ КОНЦА 16 ВЕКА

Восстание ].'>91 — 159°i rr. под .руководством запоролсского гетма­на

Криштофа Кпсинского •— охватило районы Киевщины, Вольши, Жи­томира. Поводом

послужило насильственное изъятие князем -Острожским владс1!;1Й Косинского,

полученных им в числе других казаков за заслу-г,ч в борьбе с татарами. В ответ.

Косннс.кий захватил Белую Церковь (резиденцию Острожского), Переяславль и др.

города. Кроме казаков его поддержали крестьяне- и горожане, начавшие громить

имения поль­ских магнатов и вводить казацкие порядки на своих землях.

Напуган­ная шляхта собрала огромное войско, которое после недельной битвы с

Косииски.м, не сумев его разгромить, подписало с ним соглашение о том, что

Косинскпи лишался гетманства, .повстанцы возвращали захваченное оружие,

прекращали разбои и исключали из войска всех, кто вступил в него в ходе

.].'1"'стан[1я, за что заслуживали прощение. После соглаше­ния Косппгкий ушел

в Запорожье, попросил помощи русского царя (Россия воевала со Швецией,

подточу смогла прислать лишь деньги и гукно, пообещать также помощь

донских казаков) и организовал но­вый поход, в ходе которого Косииский был

заманен магнатом Вишне-всцким на переговоры, где и, был предательски убит

(замурован в сте­ну .монастыря). Восстание закончилось поражением, но

подготовило почву для последующих выступлешш, в первую очередь восстания

под руководством С. Налнвайко.

Восстание 1594—1596 гг. под предводительством Северина На-ливэйио —

приобрело еще больший размях, охватив почти все земли Украины и r^c'i

очной Белоруссии. Возглавил его С. Наливайко, кото­рый, оудуч;! сптником

надворных казаков у князя Острожского, пред­ложил последнему сформировать

добровольческое войско для отражения турецкого нападения. Собрав несколько

десятков тысяч человек (воору­женных Острожскнм), Наливайко отогнал турок,

взял богатые трофеи и, возвратившись домой, поднял восстание, .разгромив

приехавших на

33

судебный съезд шляхтичей, захватил замок п хранившееся Р нр\1

°РУ" жие. Поддержанный крестьянами, .горожанами н г.ап"!"1.!"

1»''" Иали- вайко взял Виннпцу, Бар, Кременец, Луик, a и:"!-".

4;in;i4i;:i" казаков в Южное Поднепровье для борьбы с местной шляхтой,

повернул па север — в Белоруссию, _ взял Пинск, Бобруйск, Могиле];', чем

расширил территорию восстания, и продолжал затем маневрируй •].

'"'подалеку от границы е Россией, чтобы в любой момент за ней yi;p,,Ki.cii.

Объеди­ ненная польско-литовско-украинско-белорусская карате .ii,i4;i

с-о.спедици;!. под командованием польского гетмана Жолковского iia!ie.";i:i

гескольк') поражейий войскам Наливайко в Белоруссии, затем на У|;;||,"!!Г и

окоч- чательно рахгромила повстанцев в 1596 г. в 2-11еде.т»!;ом ""г) У горчдт

Лубны, всего в 100 верстах от границы, с Россией.' IIa.ninaiiKo в ре­

зультате предательства верхушки реестрового казачества пыл схвачен,

отправлен в 'Варшаву, где в 1597 г. ему отрубили голову 11 четверто­ вали.

Деятельность Петра' Сагайдачного — выдающей";! гетмана Укра­ ины,

боровшегося за национальное возрождение Украинской государ­ ственности и

культуры. Прославился военными походами на турецкие , крепости Измаил,

Кафу, Синоп, Царьград. В условиях запрещения пра­ вославной церкви боролся

за ее возрождение (в 1620— lii21 гг. при­ нимал Иерусалимского патриарха

Феофана, воссоздавшего руководство православной церкви на Украине:

произвел в сан Киевского митропо­ лита и- 5 украинских и белорусских

епископов, что вызвало ненависть Речи Посполитой). Вместе с Запорожским

войском Сагайдачный вступил в. Киевское братство, что означало подчинение

Запорожья "лее служения интересам Украины. (Братства '— организации

правосланжц-о украин­ ского населения,, боровшиеся' против наступления

католичества и униат­ ства). Стремясь добиться большей самостоятельности

Запорожья, за­ игрывал то с Москвой (одарившей его н войско деньгами п

тканями), то с Речью Посиолитой" (увеличившей число реестрового

казачества г. I до 3 we.). Объективно выражал интересы зажиточных слоев

каза­ чества, что подтверждается "'его противоречиями с ^народным» гетма­ ном

Бородавкой (стоявшим во главе иереестропого купчее гв,т н при­ зывавшего к

народному восстанию п распространению к.тачь!^ нрав на все население

Украины). Во время Хотинской войны lf;21 г. в ус- .ловиях, когда Речь

Посполита осталась беззащитной "гред турецкой агрессией (после разгрома

турками польской армии в Молдлпни), Сагяй- дачныи и бородавка объединяют

свои отряды (всего -10 '"..г. казаков) п в месячной битве под Хотпном

совместно с Ю-п.^ячпоп польской армией останавливают Турецкую

агрессию. По мирному договору Тур- ппя осязалась прекратить набеги на

Украину, Речь Поспр.чит.а обещала запретить казакам нападать на Турцию.

(Поражение Турции вызвало восстание в Стамбуле, в ходе которого был

свергнут и уоит турецкий султан Осмаи II — руководитель похода па

""Украину). ..В ходе битвы

3^

Г.арайдччны'1 п"кл.-пл ерпя уме.-п.г.! п"лкоц"д';ем. Пастоял на аресте

Бородавки п отправит его в кандалах в Варшаву. Сам Сагаидачный под

Хотииом был" смертельно ранен п скончался от ран. Вывод: личность

Сагайдачного была противоречивой,, но, несмотря на ряд опшбок, он боролся

за возрождение украинской государственности и культуры, поднял славу

запорожского казачества и защитил украин­ ский народ от установления

турецкого ига.

УСИЛЕНИИ НАРОДНЫХ ДВИЖЕНИЙ В 20-30 гг.-17 ВЕКА

Выло пылвачо усилением польского национального, феодального и

религиозного гнета после- окончания Хотиискон войны. Вместо обещан­ ных во

время войны послаблении, Речь Посполита расправлялась с села­ ми,

вводившими казацкие порядки, запретила казакам принимать бегле­ цов,

поддержиплу!, связи с. иностранными державами, вмешиваться в'ре­ лигиозные

дела, поддерживать православную церковь и т. п. 1630 г. — восстание

под руководством гетмана нереестрового ка­ зачества Ивана Федоровича

(Трясялы). Собрав Ю-тысячный отряд ка-' заков, Трясило захватил Кбрсунь,

расправился со шляхтой, пополнил свою армию крестьянами и горожанами,

доведя се численность до 37 тыс. человек. После прибытия карательного

отряда польского гетмана в 3- недельной битве, нанес ему большие потери (до

10 тыс.),' почти разгро­ мил, но под давлением казацкой старшины пошел на

подписание догово­ ра, по которому реестр увеличивался с 3 до 8 тыс., казаки

признавали свою 'вину, за что прощались, крестьяне возвращались в своп

имения; после чего Толсто во-^эратилс;! в Запорожье, а разрозненные отряды

не­ довольных к рестмпг еще некоторое Бремя вест борьбу, громя польские

имения па Украпие. 1635 — восстание под руководством гет^на

нереестрового казаче­ ства Ивана Михайловича Сулимы. Поводом стало

строительство крепости Кодак на Днепре, предназ­ наченной. для поимки

беглецов в Запорожье (крепость находилась на пра­ вом берегу Дненрл в месте

его сужения н охранялась 200 немецкими наемниками, чаблюдлшппмп зл

Днепром и с помощью конных разъездов — за прплугающрг округой). Гулимя,

собрав "3-тыс. отряд, незаметно подошел к крепости, провел разведку п ночью

за несколько часов захва­ тил ее, УНИЧТОЖИВ застигнутых врасплох наемников.

Боясь, что захват крепости ПОСЛУЖИТ толчком к народному восстанию, польское

правитель­ ство послало огряд реестровых казаков, которые схватили Сулиму и

его .помощипков н отправили их в Варшаву на казнь. Восстание было по­

давлено.

Причины поражения восстаний — были плохо подготовлены; кре­ стьяне и

горожане плохо вооружены (вилами, косами, дубинами); не всегда казаки

выстукали единой сплои с остальным населением; нереши­ тельность казацкой

старшины, боявшейся потерять свои привилегии; ук-

35

раинские восстания не поддерживались польским ii литовским пяселени- ем,

из-за чего правительство могло стягивать силы с других "б лагтей для

подавления восстаний и т. п. Значение восстаний — сдерживали

усиление польского националь­ ного, феодального и колониального гнета (т. к.

польское правпюльство и магнаты помнили, чем это могло закончиться):

допилчсь сгсггановле- ния православной церкви на Украине; выросли

казацкие привилегии (рост реестра, жалования и др.); народные массы

иаклплтшлп опыт на­ циональной и антифеодальной борьбы.

РОЛЬ БРАТСТВ НА УКРАИНЕ

Братства — организации православного украингкот населения, вп:!- никли

после принятия Люблинской унии 1569 г. Первиначальцо, органи­ зованные

православной магнатско-шляхетской оппознцпги в" главе с князем

Острожским, боролись за культурно-религиозную автономию Ук­ раины в-составе

Речи Посполитой, для чего подавали nr;iiniui корплю и .„сейму, вели

культурно-просветительную работу, выступали за восстанов­ ление православной

церкви после 1596 г. и т. п. На рубеже 16—17 веков место магнатов в

братствах заняли мел­ кие шляхтичи, зажиточные мещане, казацкая старшина,

боровшиеся за национально-культурно-религиозное возрождение Украины против

засилпя польских магнатов с их неограниченными правами, в поддержку право­

славной церкви, за увеличение реестра, жалования казакам и т. п. Ис­

пользовали кроме легальных 'форм борьбы и казацко-крестьянские вы­

ступления. ' . Крупнейшие братства находились во Львове, Кигве,

Лунке и др. го­ родах. Сыграли важную роль в" общественно-политической

;I;II:!UH Украи­ ны. Противостояли наступлению католичества на Украине.

8. КУЛЬТУРА НА УКРАИНЕ В 16 - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 17 ВЕКА

ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУ РЫ

а) Развитие Украины в составе Речи Погиилитои инусловлпвялп развитие -

украинской культуры, в условиях нациоиальнию, феодального н религиозного

гнета, принижения украинской культуры, языка, обыча­ ев, православной веры и

т. п. б) Развитие экономик'!! способггшжало потребности ч 'и^лзовлшшх

людях, развитию просвещения, высшего о"разпваш1л. '«'шг^ючатания и т. п.

в) Гост национально-освободительного движения г" 2-й половины 16 века

вызвал пробуждение национального сознания украпнскпго наро­да, его более

внимательное отношение к своей культуре, ЯЗЫКУ, истории и традициям.

Э6

г) Развитие укр. культуры шло в тесной взаимосвязи в под влия­ нием

культурных ценностей 3. Европы эпохи Возрождения и развития русской и

белорусской национальных культур.

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В обществе росла потребность в образованных людях как для раз­ вивающегося

производства и торговли, так и для национально-освободи­ тельного движения —

идеологов, способных вести борьбу против насаж­ дения униатства. Поэтому:

а) растет число начальных школ, как церковных (православных, униатских, -

католических, протестантских), обучавших старославянскому языку, арифметике,

молитвам, пению и т. п., так и светских школ (сла­ вяно-греко-латинских), где

дополнительно изучались латинский язык (основной язык в западных

университетах), диалектика, астрология, гео­ метрия, астрономия и др. Первой,

наиболее известной такой школой была Острожская школа, основанная князем

Острожским, пригласившим в нее многих известных преподавателей: ректора —

Герасима Смотрицкого, ставшего. впоследствии константинопольским

патриархом, преподавателя священника Демьяна Наливайко — брата

руководителя восстания Севе­ рина Наливайко, нескольких преподавателей из

греческих университе­ тов и др.

б) братские школы открылись вначале при .Львовском (1585 г.), а затем при.

Киевском, Луцком, Каменец-Подольском и др. братствах, от­ личаясь от

остальных школ: от педагогов требовали любви и одинаково­ го отношения ко

всем детям, независимо от происхождения; воспитыва­ ли патриотизм, уважение к

родному языку и культуре, к православию; учебная программа была сходной с

славяно-греко-латинской школой. в) в начале XVII ст. в Киеве

архимандритом Киево-Печерской Лав­ ры Е. Плетенецким был организован кружок

литераторов, членами кото­ рого являлись 3. Копыстенский, П. Беринда, Т.

Земка, Л. Зизаний-Туста- новский, А. Митура и др. В декабре 1616 г. ими был

подготовлен к печа­ ти и вышел в свет «Часослов», в 1618 — «Визерунок цнот»,

в 1619 — «Анфолонион» объемом в 1048 страниц;

г) высшее образование —первой высшей школой стала Киево-Моги-лянская

коллегия, созданная в 1632 г. на основе объединения Киев­ской братской

школы (1615 г.) и Лаврской школы (1631 г.). Опекалась Киевским братством и

основателем Лаврской школы архимандритом Пет­ром Могилой (отсюда название

«могилянская»). Благодаря проведенной в 1633 — 1647 гг. П. Могилой реформе

просвещения школьная система Украины была перестроена по наиболее

эффективной системе — иезуит­ских колледжах, обучение в коллегии совпадало с

европейским типом.

По завещанию митрополит оставил Киево-Могилянской коллегии свою

библиотеку, здание и хозяйство на Подоле, все имущество на при-

31

ГГ

надлежащем ему хуторе Непологв, а также огромйую по тем временам сумму —

80 тысяч.злотых. • . Состояла из Т^классвв: 1-го подготовительного, 3

младших, 3 выс­ших. Учебная программа: славяне-греко-латинской школы;

дополни­тельно преподавадись философия, география, истерия и др. предметы. По

перечню учебных программ и уровню преподавания была близка к запад-

ннсвр'1пейским университетам и академиям, но из-за воспитания в своих

студентах свободомыслия и любви к украинской культуре и православной вере

смогла получить официальный статус академии (высшего учебного заведения)

лишь от царского правительства России в 1701 г. (закрыта в 1817 г.).

Она явилась образцом для создания- аналогичных учепных заведе'нпи в Яссах -

(1640 год) и Москве (1687 тод). Академия в течение долгого вре­мени готовила

кадры общественно-культурных дсятеллй нс млько для Ук­раины и России, но и

для Белоруссии, Молдавии, Румынии, южнославян­ских регионов.

Книгопечатание — было вызвано потребностью в размножении учеб­ных и других

книг (т. к. священники не успевали их переписывать) и возможностью

развивающейся техники создать первый печатный станок. Основателями

книгопечатания, стали Иван Федоров и Петр Мстисла-вец. В 1564 г. они издали

в Москве «Апостол», в 1565 г. «Часовник», «Евангелие», распространявшиеся не

только в России, но и на Украине. Впоследствии И. Федоров переезжает на-

Украину, работая и имении маг­ната Ходкевича, а затем у князя Острожского, в

1573 г. Федоров осно­вывает во Львове первую на Украике типографию я

выпускает' церков­ную («Апостол», «Осгрожская Библия»), учебную

(«Букварь»), публи­цистическую и др. литературу (всего известно 28 изданий).

Вслед за Львовской были основаны братствами типографии в Киеве, Чернигове,

Лунке, Новгород-Северске и др. городах. Значение — книгопечатание

способствовало развитию укр. просве­щения, культуры, национально-

освободительного движения (публицисти­ческая литература); подняло

международное значение Украины, т. к. из­даваемая литература была известна во

многих странах 3. Европы,

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

ДР.

Песни, предания, легенды, сказки, сатирические частушки и отражали

важнейшие события в жизни украинского народа: — героико-патриотическая

тематика — о борьбе с татарскими и турецкими набегами, воспевали любовь к

Родине, храбрость защитников, клеймили предателей; — о борьбе против

феодального гнета и мечтах о вольной казацкой жизни, где главным персонажем

становится, как правило, казак-герой '(дума «Пвась Коновченко, Вдовиченко»,

«Дума об Алексее Поповиче» а

ДР.); 38

— общечеловеческие ценнос-ги — о любви парня и девушки, пре­дательстве,

долге, верности и других проявлениях человеческих взаимо­отношений

(песня-баллада «О казаке и девушке Кулине», песня «Пасту-nie, nacTvuie > »

др.).

БЫТ И ОБЫЧАИ УКРАИНСКОГО НАРОДА .

Жилье — у феодалов — каменные и кирпичные постройки в виде замков с ба-.-

тчями, укреплениями, узкими окнами; у крестьян — дере­вянные жилища двух

типов: срубный (четырехугольный сруб состоял из горизонтально положенных друг

на друга бревен, затем доделывались крыша, двери, окна; распространен на

большей части Украины) и кар-каспо^ (между столбами вбивались колья с

внутренней и внешней сто­роны, заплетались прутья, замазывались глиной и

соломой; высохшую стену белили; встречалась на юге Волыни). При входе в дом

стояла печь — противоположный по диагонали угол был «красным», для

гостей. Комнат было мало и делались они большими. Жили большими семьями из

нескольких поколений (как правило 2—3 семыг в комнате). На дворе—

хозяйственные постройки (сараи, амбары, хлев для скота), рядом — ого­род.

.Размеры построек зависели от достатка хозяина. Одежда — из льняного

пли конопляного полотна, обычно дома ши­ли для мужчин рубахи с вышивкой (у

панов — вышивка из шелка, се­ребра, золота) без воротников, широкие

шаровары, широкий (около 15 см) пояс из полотняной ткани, как правило

красного цвета. У женщин — со­рочка, длинная широкая юбка, фартук, сарафан,

бусы' (из камня, стекла, монет, бисера), в ушах — серьги или колокольчики.

Зимой — длинные до пят овчинные кожухи или бурки. Феодалы шили шубы

изгдорогих ме­хов. Пища — ржаной хлеб (бедняки добавляли в муку

примеси ячменя или овса; белый хлеб был на праздники), суп из злаков, кулеш,

галушки, вареникя, рыба, ягоды, фрукты, пиво и др. Обычаи — народные

(часто языческие) и церковные праздники —• Рождество (в ночь на него ходили

колядовать), Пасха, праздник Янки Купалы (23 июня перед жатвой), праздник

Покрова Богородицы (4 ок­тября,-окончание сельхозработ) и др.

ТЕАТР

— Школьный театр — при Оетрожской школе, Львовской братской школе —

ученики на рождественские, пасхальные и др. праздники и при встречах именитых

гостей читали стихи собственного сочинения и привет­ствия, играли небольшие

пьесы в форме диалога на учебные и религиоз­ные темы. и др. .

_ — Народно-площадный театр — на ярмарках, праздниках и др. при

больших скоплениях людей игрались комедии, иногда драмы для раз­влечения

зрителей.

39

ШЯГИОЗЯАЯ ЖИЗНЬ

(см. подробнее вопрос «Захват Украины иностранными державами

в 14—16 веках»)

После принятия Брестской унии 1596 г. православная церковь на Украине была

запрещена и большая часть церквей и монастырей стала униатской. В 1620 г.

при помощи запорожского гетмана Петра Сагайдач-ного, иерусалимский патриарх

Феофан приезжает на Украину и восстанав­ливает Киевскую митрополию и всю

православную иерархию па Украине (производит в сан Киевского митрополита -и 5

украинских и белорусских епископов), В результате Речь Посполитая лишь в

начале 30-х г. 17 века под нажимом крупных крестьянских восстаний (С.

Налисаико и дв.) и требований украинских братств —-. официально разрешает

православную церковь на Украине, хотя по-прежнему нродолжает ее преследовать.

В конце XVI ст. под руководством патриарха Александрии М. Пигаса была

проведена -реформа церковного пения, которая противопоставила ка­толическому

богослужению с органной музыкой и полифоническим пением многоголосое пение

по- нотам. В XVII веке на Украине уже сложилась своеобразная школа-

подобного Пения, а Киев превратился в центр, где оно достигло апогея, а позже

было перенесено в Россию, заменив там монотон­ное пение. , ^

. В портретной -живописи духовенство отошло от старых византийских канонов,

взяв на вооружение достижения искусства Ренессанса и даже пытаясь превзойти

его силой эмоционального влияния.

Произошло перемещение центра политической и культурной жизни в Киев, т. к.;

— Киев был столицей Киевской Руси; а в начале "17 в. — круп­нейший город

в Приднепровье (15 тыс. жителей), важный ремесленный, торговый и культурный

центр; — находился па юго-восточной окраине Речи Посполитой, что

за­трудняло последней вмешиваться в ее дела, а с другой стороны, всего в

нескольких сотнях верст от Киева базировалось Запорожское казачество; —

с 1620 г. Киев — снова религиозный центр православия на Ук­раине.

9. ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ БОРЬБА УКРАИНСКОГО НАРОДА СЕРЕДИНЫ XVII ВЕКА

Весной 1648 г. на Украине'вспыхнуло грандиозное народное восста­ние, под

руководством Богдана Хмельницкого, которое изменило политиче­ские отношения в

Восточной Европе, а в истории украинского народа ста­ло моментом

переломного значения.

40

ПРИЧИНЫ, ХАРАКТЕР И ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ОСВОБОДЯТЕЛЬНОЯ ВОЙНЫ

Причины освободительной войны: усиление феодальной эксплуата­ции со

стороны польских помещиков, старост и арендаторов-евреев; на­силие польской

администрации над мещанами и мелкопоместной украин­ской шляхтой;

недовольство реестровых казаков гнетом старшины; при­теснение православия и

распространение унии и католичества на Украине.

ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ВОЙНЫ: КАЧЕСТВО, КРЕСТЬЯНСТВО, МЕЩАНЕ

Руководитель освободительной войны — Богдан Хмельницкий, ро­дился в семье

мелкопоместного шляхтича, закончил иезуитскую коллегию во Львове, служил в

казацком войске, был илбран ввйсковым писарем, а затем переведен польской

администрацией на должность чигиринского сотника. В 1646 г. поместье

Хмельницкого разграблено подстаростой Чаплинским, при этом погиб младший

сын.

Попытки найти управу у короля в Варшаве ни к чему не привели. Вернувшегося

Хмельницкого посадили в, тюрьму. С помощью друзей он бежит в Запорожье, где

к нему сбегаются все недовольные и обиженные. В апреле 1648 г. запорожские

казаки избирают его гетманом, и он об­ращается с универсалом к украинскому

народу, с призывом подниматься на борьбу против польских панов. В ходе войны

Хмельницкий проявил себя талантливым полководцем, искусным политиком и

дипломатом, вы­дающимся администратором. ''

НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ВОИНЫ (1648-1649 гг.)

5 мая 1648 г. под Желтыми Водами и 26 мая под Корсунем вое- . ставшие

одержали первые победы над польско-шляхетскими войсками. Под влиянием этих

побед восстала вся Восточная Украина. Казаки, кре­стьяне и мещане

организовывали отряды и полки, жестоко расправляясь со шляхтой.

20 сентября 1648 г. войска Хмельницкого одержали новую победу под Пилявпами.

В начале января 1649 г. В. Хмельницкий возвращается в Киев, где его

встречают как «украинского Моисея» и освободителя от «ляхской неволи».

Новая битва состоялась в сентябре 1649 г. под Зборовом. Подкуп­ленный

польской стороной союзник Хмельницкого крымский хан изменя­ет Хмельницкому

и заставляет его пойти на соглашение с поляками. По Зборовскому трактату под

власть гетмана переходят три воеводства: Ки­евское, Черниговское и

Брацлавско». Казацкое войско увеличивается до 40 тысяч,

41

СОБЫТИЯ 1650-1653 гг.

Неудовлетворенные Зборовским трактатом, обе стороны готовят но­вую войну. Б.

Хмельницкий укрепляет дипломатические отношения с Крымским ханством,

Турцией, Венгрией, Россией. Начиная с 1648 г., следует одно посольство за

другим в Москву, Турцию с просьбиц о помо­щи и союзе. В 1G51 г. в битве

под Берестечком из-за измены крымского хана армия Хмельницкого терпит

жестокое поражение. В результате подписан Белоцг-рковский мирный договор 1651

г.: под властью гетмана остается только Киевское воеводство, казацкий реестр

сокращается до 20 тыс. Шляхта получила право вернуться в свои имения.

Соглашение вызвало сильное недовольство народных масс Украины.- Борьба с

польскими вой--сками продолжается. В 1652 г. в битве под Батогом Хмельницкий

разгро-Mii.i польскую армию. • .

10 ФОРМИРОВАНИЕ УКРАИНСКОЙ . ГОСУДАРСТВЕННОСТИ ВХОДЕ

ОСВОБОДИТЕЛЬНОЙ ВОЙНЫ

В 1G4& г. между Украиной и Речью Посполитой заключено Зборов­ское

соглашение, положившее начало формированию украинской казац­кой

государственности.

ГЛАВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗБОРОВСКОГО ТРАКТАТА

Увеличение реестра войска запорожского до 40 тысяч; государст­венные

должности должны занимать только православные: под власть гетмана

переходила территория 3-х воеводств: Киевского, Черниговского, Брацлавского;

гетман получал в пользование Чигирин с округом; вопросы о ликвидации унии и

церковного имущества выносились на ближайший сейм; Киевский митрополит

получал место в сенате; всем повстанцам гарантировалась полная амнистия:

евреи и иезуиты нс имели права жить на Украине.

ФОРМИРОВАНИЕ УКРАИНСКОЙ КАЗАЦКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Территория Украины делилась на 16 военно-административных ок­ругов —

полков, во главе которых стояли полковники, являющиеся од­новременно ц

главными администраторами. Полки делились на сотни, в которых сотник

выполнял те же функции, что и полковник. Им в управ­ление попадала" полковая

и сотенная ^таршина (есаул, писарь, судья, хорунжий). . Во главе войска

запорожского стоял гетман, в руках которого со­средоточивалась вся военная,

политическая, судебная, административная власть. В -управлении ему помогала

генеральная старшина; 2 есаула, пи-

«я

еарь, судья, обозный, хорунДнй. Центром управления была генеральная войсковая

канцелярия во главе с генеральным писарем, При Богдане Хмельницком aiy

должность занимал Иван Выговский. По мере необхо­димости гетман собирал

казацкую раду для обсуждения важнейших воп­росов жизни войска. Например, 7

июня 1651 г. в Белой Церкви соб­ралась казацкая рада для обсуждения задач

продолжения борьбы против польских войск после-поражения под Берестечком;'8

января 1654 г. в Псреяславле казацкая рада утвердила военно-политический союз

Украи­ны с Россией. Иногда собирались старшинские рады (10 ноября

1652,г. в Чпгири-не такая рада приняла решение о направлении посольства в

Москву).

ВИКШНЛЛ ПОЛИТИКА КАЗАЦКОЙ ДЕРЖАВЫ

Возникновение казацкого государства на Украине привело к. росту его

международного авторитета и активизации дипломатических отноше­ний с

соседними странами. Прежде всего, нужно было установить союз с Крымским

ханствэл, и Хмельницкому удалось достичь этого, хотя и дорогой ценой (татары

за военную помощь получили право забирать в плен (ясыр) крестьян, и в

результате они угнали тысячи человек). Богдан Хмельницкий активно

вмешался в молдавские дела — ка­зацкое войско во главе с его сыном Тимошем

дважды (в 1G50 — 1653 гг.) ходило в Молдавию. В тогдашнюю столицу

Украины — Чигорин к Б. Хмельницкому прибывали послы из России, Турции,

Венгрии, Польши, Венеции, Шве­ции. В эти годы сложилась целая школа

талантливых украинских дип­ломатов, среди которых большую роль сыграли

Силуян Мужиловскпй, Данило Грек, Иван Ковалевский, Юрий Пемирич и

руководитель внешней политики генеральный писарь Иван Выговский. К этому

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


© 2010 Собрание рефератов