Статья: История Украины
___
? С XV съезда' (1927 г.) — курс на кооперирование с/х, с 1929 г.
1— сплошная коллективизация.
ПРИЧИНЫ
1) Экономические — нехватка зерна в государстве в условиях фор сированных
темпов индустриализации (хлебный кризис 1927—1928 гг и нехватка валюты за
хлеб, продаваемый за границу, могли сорвать фор-
141
«сированные темпы индустриализации, поэтому нужен был механизм
•(колхозы) бесперебойного снабжения хлебом государства). 2.
Политические — а) в условиях тоталитарного государства колхозами было
легче уп равлять, чем миллионами разрозненных крестьянских хозяйств;
б) по представлениям того времени мелкотоварный крестьянский уклад в
деревне постоянно рождал капитализм (путем разорения одних •а обогащения
других), поэтому руководство страны пыталось быстрее избавить себя от этой
опасности и перевести деревню на социалистиче ские рельсы; в) наличие
предпосылок для коллективизации (что облегчило под готовку и ее
осуществление): — национализация земли в 1917 г. избавила государство
от необ ходимости выплачивать крестьянам компенсацию за землю при вступле-
•нии в колхоз; — успехи НЭПа, сумевшего поднять с/х почти на уровень
1913 г.; — опыт организации коллективных хозяйств (с 19. 18 г. —
совхо зы, коммуны), хота зачастую и негативный; — принятие Лениным
из-за сопротивления села гуманных прин ципов кооперирования крестьян
(добровольность, постепенность, учет местных условий и др.). В итоге:
XV съезд партии (1927 г.) выдвинул курс на кооперацию деревни на основе
умеренных методов. Подготовка к насильственной коллективизации
(1928—лете 1929 г.) — проявилась: — в свертывании НЭПа (с 1928 г.);
— замене продналога — насильственным изъятием хлеба; — запрещении
частной торговли; — нажимом на кулачество (налог свыше 50%, арест и
тюрьма за отказ сдать хлеб и т. д.); — снятие местных партработников
за мягкотелость «в борьб'; с « кулачеством.»; в отказе от принятых
первоначально принципов кооперации и ре шений XV съезда партии:
В итоге: на основе материалов комиссии А. Яковлева 5 марта 1930 "i". ЦК ВКП
(б) принял Постановление о темпах коллективизации, в кото ром —
назначались «сверху» темпы коллективизации; — объявлялся переход от
политики ограничения кулачества к по литике его ликвидации как класса на
базе сплошной коллективизации.
~ -' ЭТАПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ
'1) В годы первой пятилетки: по плану Яковлева, Украина должна была
закончить коллективизацию к весне 1932 г., однако: с началом
коллективизации весной 1930 г. ЦК КП (б) У развернул соревнование среди
районов и областей на досрочное ее завершение к осени 1930 г.;
было раскулачено свыше 200 тыс. крестьянских хозяйств и столь ко же
покинуто крестьянами, бежавшими' на новостройки в города; 1932 —
1933 г. — на разоренной Украине для нужд индустриа лизации и
запугивания населения конфисковали почти все продовольст венные запасы
крестьян, заставив умереть с голоду от 6 до 8 млн. че ловек; к
концу пятилетки на Украине. было «коллективизировано» 70% «крестьянских
хозяйств. .' 2) В годы 2-й пятилетки (1933 — 1937 гг.) — завершение
кол-" лективизации: - '— коллективизировано свыше 90% крестьянских
хозяйств; - • ••• —проведено организационно-хозяйственное укрепление
колхозов и совхозов — созданы политотделы в МТС и совхозах
(занимавшиеся раскулачиванием, политпропагандой и агитацией, соц.
соревнованием и У т. п.); Т' — принят новый Устав колхозов (1935
г.), в котором: земля на- вечно закреплялась за колхозами; подчеркивалось,
что личное хозяйст- вo занимает у крестьян подчиненное положение, перед
общественным; ;,. — регламентировались оплата труда по трудодням, размеры
при- ••усадебного хозяйства (1/4—1/2 гектара) и т. п.; •:.; • — введение
обязательных для колхозов поставок государству (с 1933 г.).
| ИТОГИ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ
,,. С/х стало колхозным; ." —— получены средства для
индустриализации; :
~ - ~ 143
Провозглашенные принципы: — добровольность; — постепенность; — разнообразие форм кооперации; — постепенный переход от низ- •ших форм (сбытовая, ссудная и др.) к высшим (производственная —колхозы) формам кооперации; 142 | Осуществление коллективизации: — принудительное вступление крестьян в колхоз (под угрозой раскулачивания и т. п.); — форсирование темпов (объявляли даже соревнования между районами); — применение одной формы ко-операции-сельхозартели (колхоза) |
— учет местных условий; — финансовая и материальная помощь города деревне. | — организация МТС — посылка двадцатипятитысячников для борьбы с кулачеством, организации колхозов и выполнения планов поставок хлеба государству. |
— голод 1932.— 1933 гг.; — в крестьянстве убили чувство хозяина,
а само с/х разорили» и отбросили на много лет назад; — репрессии
коснулись не только кулаков, но и середняков, противившихся вступлению в
колхозы.
45. УТВЕРЖДЕНИЕ СТАЛИНСКОГО ТОТАЛИТАРНОГО РЕЖИМА НА УКРАИНЕ В 30-е
ГОДЫ
АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО УКРАИНЫ
В начале 30-х гг. территория Украины — 45 тыс. км2, население —
не более 26 млн. чел. Столица —Харьков, с 1934 г. — Киев. В 1932 г.
введено областное административно-территориальное деление (7 областей, затем с
1939 г. — 15). Изменения в социально-классовой структуре общества под
влиянием индустриализации, коллективизации: — бурный рост городского
населения (в конце 30-х гг. каждый третий
житель был горожанином) и увеличение численности украинцев в его составе (с
32% до 58% за десятилетие); — рост рабочего класса до 4,5 млн. чел.
(т. е. в 2,6 раза с 1928 по 1940 гг.); — сокращение численности
крестьянства в связи с оттоком в города, последствиями голода 1932—1933
гг. и репрессий; возникновение колхозного крестьянства; — увеличение
до 2 млн. чел. численности служащих (в 3,6 раза-с 1928 по 19-10 г.); свыше
1/4 этого слоя составляла интеллигенция
МАССОВЫЙ ТЕРРОР
Своего пика достиг во второй половине 30-х гг., став логическим продолжением
репрессий рубежа 20—30-х гг. На Украине приобрел особенно страшные
размеры (стремление Сталина уничтожить движение
за самоутверждение украинской нации и не допустить оппозиции режиму).
Жертвами террора стали почти половина состава КП (б) У и подавляющее
большинство членов ЦК и Политбюро ЦК КП(б) У (Э. Квиринг, С. Косиор и
др.), члены украинского правительства (Ю. Коцюбинский, X. Раковский, В.
Затонский, В. Чубарь и др.), военные кадры (И. Якир, И. Дубовой, И. Федько и
др.), деятели науки и культуры (М. Яворский, Л. Курбас, М. Кулиш и многие
др.), служители униатской церкви в УАПЦ, представители всех слоев
населения.
ПОСЛЕДСТВИЯ РЕПРЕССИЯ
Огромные демографические потери, уничтожение значительной части украинской
интеллигенции, культурный упадок, усиление нацио-
144
нального цигилизма (падение престижности всего украинского, прежде всего
языка, отрицание культуры своего народа), деформации морально-политических
отношений (насаждение атмосферы страха, поощрение доносов, социальная
незащищенность человека), в конечном итоге — усиление экономической и
политической зависимости Украины от центра. Наиболее сильный удар был
нанесен по интеллигенция и крестьянству. Путем репрессий .на Украине
утвердился сталинский тоталитарный режим. КП(б)У стала важнейшей частью
государственных структур. ...Принятая в этой обстановке Конституция
.Украинской ССР (30 января 1937 г.) не гарантировала осуществления прав и
свобод граждан, демократизма национальной политики, которые она провозглашала
и фактически перечеркивалась реальной практикой тоталитаризма.
46. ЗАПАДНАЯ УКРАИНА И ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ СССР И ФАШИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ
Пребывание разъединенных украинских земель в составе СССР, Польши,
Чехословакии, Румынии — один из наиболее сложных момен тов политического
положения в Центральной и Восточной Европе на кануне второй мировой
войны. Геополитическое расположение этих зе-• мель сделало их объектом
столкновения интересов СССР и Германии.
ЗАПАДНО-УКРАИНСКИЕ ЗЕМЛИ В СИСТЕМЕ СОВЕТСКО-НЕМЕЦКИХ ДОГОВОРОВ
1939 ГОДА
Гитлер рассматривал Украину, .как будущий плацдарм в завоевании СССР,
использовал «украинскую карту» для привлечения союзников в центре Европы
(в 1938 г. он поддержал образование автономии Закар патья — Карпатской
Руси, которая в следующем году была оккупиро вана с согласия Германии ее
союзницей — Венгрией). СССР стремился переместить и укрепить свою
западную границу, оттянуть начало войны путем соглашения с Германией.
Советско-Герма некий договор о взаимопомощи и ненападении был подписан 23
августа 1939 г. Секретный протокол, оформленный допол- "• нительно к пакту,
предусматривал раздел сфер влияния и оккупации в Ibpone. Советскому Союзу
передавались все западно-украинские земли.
НАЧАЛО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ И ЗАХВАТ ЗАПАДНО-УКРАИНСКИХ
ЗЕМЕЛЬ .
1 сентября 1939 г. Германия вступила в Польшу, началась вто рая мировая
вобва. 17 сентября Красная Армия перешла польскую гра-? вдцу и заняла почти
все земли, населенные украинцами, белорусами ^-(территория общей площадью
более 190 тыс. км2, населением более 12
[ 145
млн. чел.). Разграничительная линия между СССР н территорией, ок
купированной гитлеровцами, была уточнена в говетско-германском до говоре о
дружбе и границе от 28 сентября 1939 г. Украинские земли Лемкивщина и
Холмщина были заняты Германией, а . Закарпатье — Венгрией. В июне 1940 г.
Румыния передала СССР Бессарабию и Се верную Буковину.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАПАДНО-УКРАИНСКИХ ЗЕМЛЯХ
После воссоединения с Украиной (решения Народного собрания во Львове, сессий
Верховного Совета СССР и Верховного Совета УССР, принятые в октябре—ноябре
.1939 г. и августе 1940 г.) на западно-украинских землях были проведены
социально-экономические преобразования, носившие противоречивый характер.
Реформы включали: — конфискацию помещичьих и монастырских земель;
— национализацию банков и крупной промышленности; — реконструкцию и
строительство нового производства; — проведение выборов; — меры
по украинизации, укреплению системы просвещения и здравоохранения; —
создание системы социального обеспечения и др. Однако эти реформы:
— осуществлялись уже привычными на востоке жесткими командно-
административными методами;. — не учитывали местных особенностей,
нарушали, привычный уклад жизни западных украинцев; — вели к
ликвидации ранее созданных структур (запрет политических, партий, арест и
депортация их лидеров, насильственная коллективизация, прекращение
деятельности общества «Просв1та» и др.); — сопровождались репрессиями
(было арестовано и выслано около 19% населения: служащих старого
госаппарата, местных коммунистов, служителей церкви, предпринимателей,
зажиточных крестьян, значительная часть интеллигенции).
^
Вхождение Западной Украины в состав УССР было важным гобы- ' тием: впервые
украинцы объединились в рамках одной государственное!' структуры, но из-за
своей непродолжительности это объединение не 'при-У' вело к глубоким
переменам в жизни народа. Наряду с определенными сдвигами в экономической,
социальной и культурной жизни, населением Западной Украины приобрело и
немалый негативный опыт ознакомления'"" с советской системой.
- л К тому же в период отступления частей
Красной Армии летом 1941^-» года по приказу из Москвы органы НКВД уничтожили
'более 15 тысяч з, заключенных, большую часть из них —в тюрьмах Западной
Украины, j
146 • -.
ij
у < 47. УКРАИНА НАКАНУНЕ ТРАГИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ
1941—1945 гг.
л i /. сложности СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ
1 • УКРАИНЫ
) Республика внесла значительный вклад в развитие народного
хо зяйства СССР накануне войны. Как основная угольно-
металлургическая база страны, Украина в 1940 г. производила
64,7% от общей выплав ки чугуна в СССР, 48,8%'стали, 67,6%
железной руды, 50,5% угля, 74,5 кокса. Доля Украины в
сборе зерна по стране составляла 25%, сахарной свеклы 73%.
Многие институты АН УССР успешно работали •над проблемами
интенсификации базовых отраслей индустрии (метал- - лургии,
добычи угля, электросварки и др.). Однако, экономика не
давала ожидаемых результатов. Сказывались: — военно-
коммунистические последствия штурма 30-х гг. (особен но
диспропорции в развитии различных отраслей промышленности);
— некомпетентное управление экономикой; незначительная эффек
тивность административных мер и организационных перестановок в
промышленности; — нерешенность'многих проблем в сельском
хозяйстве (дезоргани зация жизни села, падение производства
вследствие насильственных. методов коллективизации,
отсутствие производственной самостоятельно сти колхозов,
отчуждение крестьянина от земли и др.).
РЕПРЕССИИ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ
Продолжались репрессии против технических специалистов и орга
низаторов производства (арестованы и осуждены директора многих за
водов, создатели новейшее военной техники Е. Челпанов, К. Калинин
и ДР-)- •Тюди верили, что от результатов их труда зависит
будущее наро да п страны, но в условиях надвигавшейся войны
на обороноспособ ность страны негативно воздействовали:
— снижение боеспособности Красной Армии вследствие уничтоже
ния квалифицированного ядра командных кадров, в т. ч. 1800 генера
лов.
ОШИБКИ СОВЕТСКОГО РУКОВОДСТВА
.4 Были допущены грубейшие просчеты' советского
руководства в об ласти внешней политики, в оценке действий
фашистской Германии и времени ее вероятного нападения на
СССР; — отсутствие реалистичного плана стратегической
обороны, ошиб ки Генштаба и Наркомата обороны (в частности, в
расположении войск
147
приграничных округов). К июню 1941 г. войска Киевского и Одесского
округов по-прежнему были дислоцированы так же, как и в 1939— 1940
гг.; их расположение позволяло противнику осуществлять глубо кие охваты и
окружения значительных группировок советских войск; — ослабление
морального духа народа из-за глубокого несоответст вия пропаганды и
действительности, запрета разоблачения фашизма, атмосферы страха и
недоверия в обществе. На рубеже 30—40-х гг. Украина в составе СССР
развивалась под влиянием противоречивых, часто трагических событий и
факторов, дей ствие которых серьезно затрудняло укрепление .
обороноспособности го сударства.
48. БОРЬБА ПРОТИВ ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ НА УКРАИНЕ В
1941—1942 гг.
НАПАДЕНИЕ ФАШИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ НА СССР
В захватнических планах фашистской Германии Украине отводи лось особое
место. План «Ост»: гитлеровцы намеревались в течение 30 лет выселить с
Украины миллионы человек, заселить ее немецкими ко» лонистами. Украина
должна была навсегда стать аграрной колонией. Часть украинских земель
намечалось передать союзникам Германии. План блицкрига ставил перед
группой армий «Юг» задачу нанесения молниеносного удара в направлении
Киева и создания благоприятных, ^условий для наступления вглубь Украины.
Боевые действия Красной Армии на Украине складывались тяжело. Ошибки и
просчеты. Ожесто*- ченные бои на всей территории республики (оборона
Одессы, Киева, Се вастополя). Через четыре месяца после начала войны
большая часть Украины была захвачена врагом.
ФАШИСТСКИЙ ОККУПАЦИОННЫЙ РЕЖИМ
На Украине установился жестокий оккупационный режим. Фаши сты лишили
население гражданских прав, заявили, что их цель — заставить украинцев
работать на Германию (2,3 мли. выходцев с Ук- . раины были вывезены на
принудительные работы). Гитлеровцы граби ли материальные ресурсы Украины.
Голод. Жители городов вынуждены были перебраться в сельскую местность
(население Киева сократилось на 60%). Оккупанты стремились потопить в
крови партизанское дви жение, ликвидировать подпольные организации, с
помощью политических ' провокаций ослабить волю украинского народа к борьбе
за освобожде ние. Разворачивается партизанская борьба. Координировал
её Украински штаб партизанского движения —'филиал НКВД.
148
.\... /,
ДЕЙСТВИЯ ОУН-УПА В ЗАПАДНО-УКРАИНСКИХ ЗЕМЛЯХ
Развитие событии на Западной Украине имело свои особенности. До начала
войны ОУН сотрудничала с гитлеровцами (в немецкой армии был создан
«Легион украинских националистов», а в 1943 г. — добровольческая дивизия СС
«Галичина»). Июнь 1941 т. попытка создать украинское государство, но эти
действия противоречили интересам оккупационного режима и были подавлены.
Стремление ОУН найти равновесие между собственными интересами и целями
фашистов не дали результата. В конце 1942 г. сторонники С. Бандеры
приступают к формированию крупных партизанских сил, а в 1943 г. конгресс
ОУН призвал к антинацйстской и антисоветской борьбе. УПА уничтожала
остатки Красной Армии после гитлеровского вторжения, а в конце 1941 г.
перешла к партизанской тактике и борьбе на два 'фронта после попыток
оккупантов распустить ее отряды. В июле 1942 г. на всей территории
Украины был установлен окку-пациониый режим.
49. ОСВОБОЖДЕНИЕ УКРАИНСКИХ ЗЕМЕЛЬ ОТ ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ
БИТВА ЗА ЛЕВОБЕРЕЖНУЮ ОКРАИНУ
Разгром немещко-фашистских войск в Курской битве (июль 1943 г.) — создал
предпосылки для наступления Красной Армии по всему фронту, в частности, на
Левобережной Украине. Перед Центральным, Воронежским, Степным, Юго-
Западным и Южным фронтами — была поставлена задача освобождения
Донбасса, Левобережной Украины, форсирования Днепра и создания плацдармов
на Правобережной Украине. В результате успешного наступления советские
войска в сентябре 1943 г. освободили Харьковскую, Сумскую, Черниговскую,
Полтавскую области и левобережные районы Киевщины, Донбасс, а 6 ноября 1943
г. — Киев. В 1944 г. проведен ряд военных операций (Жжомирско-
Бердичев-ская, Корсунь-Шевченковская, Ровенско-Луикая и др.), которые
позволили четырём Украинским фронтам изгнать захватчиков с территории
республики. После завершения Карпатской операции 10 октября 1944 г. была
полиостью освобождена Украина.
НАЧАЛО ВОССТАНОВЛЕНИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
В первую очередь восстанавливалась тяжелая и военная индустрия,
обеспечивающая потребности фронта: электростанции; металлургические
комбинаты, затопленные фашистами шахты, железные дороги.
149
большинство предприятий легкой и пищевой промышлейяоста, колхоза и совхозы
оставались полуразрушенными из-за нехватки сил и средств. Несмотря на
переживаемые трудности, рабочий класс и крестьянство Украины потом и
кровью восстанавливали разрушенное войнор хозяйство Родины.
**
БОИ В ЗАПАДНОЙ УКРАИНЕ
Приход Красной Армии в Западную Украину поставил перед УПА сложный вопрос
о целесообразности продолжения борьбы с превосходящими силами противника.
После краха надежд на установление союза гитлеровской Германии с западными
державами ОУН/УПА переходит к военным действиям, жесткому террору против
коммунистов, всех тех, кто сотрудничал с советским строем. Весной 1944 г. на
Волыни в столкновении с подразделением УПА был смертельно ранен генерал Н.
Ватутин. Советские войска блокировали районы действий УПА; столкновения
сторон носили ожесточенный характер. .9 мая 1945 г. война закончилась, но
мир на Западной Украине наступил не скоро.
ВКЛАД НАРОДА УКРАИНЫ В ПОБЕДУ СОВЕТСКОГО НАРОДА
Народ Украины внес значительный вклад в разгром фашистской Германии,
направил в Вооруженные силы. около 6 млн. чел. Каждый третий из них погиб
на фронте, каждый второй из оставшихся в живых стал инвалидом. За мужество и
отвагу, проявленные в борьбе с захватчиками, 2072 украинца были удостоены
звания Героя Советского Союза. Бойцам и офицерам — жителям Украины вручены
2,5 млн. орденов и медалей из общего количества 7 млн., врученных воинам
Вооруженных сил. Однако после речи И. Сталина 24 мая 1945 г. вклад
народов СССР в победу над фашизмом начал замалчиваться, так как только
русская нация была объявлеиа руководящей силой в войне, наделенной ясаым
умом, стойким характерам и недюжинным терпением. А с весны 1946 года волна
великорусского шовинизма привела к еще -большему нигилизму в отношении
нерусских народов.
50. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УКРАИНСКОЙ ССР -^ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ ПОСЛЕ
ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
За годы войны возрос международный авторитет Украины; ей принадлежала
весомая роль во внешней политике СССР. Основные направления
внешнеполитической деятельности УССР в конце 40-х — 50-е гг. (наркомат
иностранных, дел республики создав в 1944 г.);
150
.\ /,
Л .'
— урегулирование территориальных проблем е Польшей (с 16 августа 1945 г.
граница с СССР стала пролегать на запад от Равы Русской и на восток от
Перемышля до Карпат). При этом в ходе насильственной департапии из Польши
было выселено 700 тысяч украинцев, соответственно из Украины — 788 тысяч
поляков; — завершение воссоединения украинских земель в едином
Украинском государстве — вхождение в состав УССР Закарпатской Украины (по
договору между СССР и Чехословакией, заключенному 29 июня 1945 г.); •
— участие в создании Организации Объединенных Наций в 1945 г., подписание
и ратификация Устава организации, работа представителей Украины в
комитетах и комиссиях ООН, в Совете Безопасности; основание в 1958 г.
постоянного представительства Украинской ССР при ООН;
— сотрудничество украинской дипломатии с Администрацией помощи и
восстановления объединенных Наций (ЮНРРА); — работа в 50-е гг. в 16
международных организациях, подписание 60 международных договоров и
конвенций; — установление экономических, культурных и научных контактов
с другими странами, деятельность Украинского общества дружбы и культурных
связей с зарубежными странами (создано в 1959 г.); — поддержка движений
в защиту мира, за прекращение гонки вооружений (Движения сторонников мира,
Конгресса народов о защите мира в 1952 г. и др.), проведение в 1951 г.
Первой Украинской республиканской конференции сторонников мира.
61. НА ПУТЯХ МИРНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 40-х—НАЧАЛО 50-х
.гг.)
ВОЗВРАЩЕНИЕ К МИРНОЙ ЖИЗНИ
Процесс возвращения Украины к мирной жизни проходил в чрезвычайно тяжелых
и неблагоприятных условиях. В течение 1941 — 1944 гг. по ее территории
дважды прокатилась война. Гитлеровцы уничтожили около 3,9 млн. мирных
жителей, погиб каждый шестой житель республики. Лишились крова около 10
млн. чел. Оккупанты разрушили и сожгли 714 городов и поселков, более 28
тыс. сел, более 16 тыс. промышленных предприятий, почти 33 тыс. школ,
техникумов и вузов. После освобождения в республике осталось только 19%
довоенной численности промышленных предприятий. Прекратили существование
около 30 тыс. колхозов, совхозов, МТС. Общая сумма ущерба, нанесенного
населению и народному хозяйству Украины, составила почти 1,2 трл. руб.
151
^ ВОССТАНОВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
Результаты напряженного труда народа по восстановлению разру шенного
хозяйства были впечатляющими: в 1950 г. промышленное про изводство на
Украине на 15% превышало уровень 1940 г. В 1947 г. была отменена
карточная система. Рост промышленного производства не привел к существенному
повышению уровня жизни народа. К 1950 г. легкая промышленность едва
достигла 80% довоенного уровня, ощуща лась острая нехватка предметов
потребления. К тому же денежная ре форма 1947 г. девальвировала рубль,
«съела» личные сбережения и сопровождалась повышением цен. Острейшие
противоречия восстановления экономики наиболее силь но проявились в сельском
хозяйстве (к 1950 г. оно достигло около 60% от уровня 1940 г.), занимавшем
второстепенное место и подвергшемся последствиям катастрофической засухи
1946 г., после которой централь ные органы начали, по свидетельству Н. С.
Хрущева, заниматься выби ванием хлебных запасов у населения. Кроме' того,
чтобы не допустить принятия рядом стран т. н. народной демократии плана
Маршалла, И. Сталин приказал значительное количество хлеба вывезти в
восточную Европу. В результате этого произвола на Украине разразился
голод, унесший на Левобережье жизни 890 тысяч человек.
ОБСТАНОВКА В ЗАПАДНОЙ УКРАИНЕ
Развитие западных областей Украины в послевоенные годы отличалось рядом
особенностей. Советский строй столкнулся с враждебным отношением греко-
католической церкви, сильным влиянием идей национализма среди населения,
резко отрицательным отношением большинства крестьянства к коллективизации,
вооруженными действиями со стороны подполья ОУН — УПА.
На западно-украинских землях были осуществлены:
— индустриализация (к 1951 г. промышленное' производство выросло на 230%
по сравнению с 1945 г. и составило 10% промышленного производства
республики); — коллективизация, которая завершилась к началу 50-х гг.;
— социальные перемены (формирование местного рабочего класса, слоя
украинских инженеров и техников и др.); — развитие образования (в 1950
г. в вузах Западной Украины обучалось около 33 тыс. студентов) и другие
перемены. Эти преобразования проходили в условиях ожесточенных
столкновений противоборствующих -сторон. Органы НКВД 'применяли репрессии,
необоснованные обвинения честных тружеников в национализме, депортации в
восточные районы страны (было выселено более 200 тыс. чел.); была запрещена
деятельность греко-католической церкви. Со своей стороны УПА использовала
партизанскую вооруженную борьбу, методы тер-152
рора, пыталась менять тактику по мере изменения обстановки. В начале 50-х
гг. ОУН в УПА как организации прекратили существование в Западной Украине.
-• Тяжелыми, отмеченными изнурительным трудом, материальными
трудностями, были послевоенные годы. Однако, к началу 50-х г. Украина
достигла довоенного уровня экономического развития.
52. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ НА УКРАИНЕ В КОНЦЕ 40-
зГ-НАЧАДЕ 50-х гг.
СТАЛИНЩИНА НА УКРАИНЕ
Общественно-политическая жизнь Украины в послевоенные годы отличалась
сложностью в противоречивостью. Об этом свидетельствовали: —
результаты выборов ^-Советы различных уровней 1946, 1947 - и 1948 гг., не
отразившие реальных настроений народа; — превращение народовластия в
фикцию; формализм в работе Со ветов, профсоюзов, общественных организаций;
— дальнейшее усиление командно-административной системы уп равления
(создание союзно-республиканских министерств не привело к расширению
суверенных прав республик); — злоупотребление властью, репрессии по
отношению к партий ным и советским кадрам (особенно в 1947 г., когда ЦК
КИ(б)У возглав лял Л. Каганович).
РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ. «ЖДАНОВЩИНА»
Составной частью процесса возрождения республики было культур ное
строительство: — восстановление системы народного образования, переход
в 1953 •г. к обязательному семилетнему образованию; — возобновление
работы Киевского, Харьковского, Одесского уни верситетов и других вузов,
открытие Ужгородского университета; ^ — возрождение научных учреждений,
прежде всего АН УССР. Появились высокохудожественные произведения,
посвященные ми нувшей войне и жизни людей в мирное время. Особенно
плодотворно работали поэты П. Тычина, В. Сосюра, М. Рыльский, прозаики Ю.
Янов ский и 0. Вишня, художники А. Шовкуненко, М. Дерегуз, Т. Яблонская,
композитор К. Данькевич. Возросла популярность театрального искусства,
работали киностудии художественных фильмов в Киеве, Одессе и Ялте.
Украинская литература и искусство не могли не подвергаться де формациям
вследствие сталинских догматов. Это проявилось в отходе от правды жизни,
политической конъюнктуре. Отпечаток на развитие духовной сферы в
республике оказало уродливое явление — «жданов- щина» (А. Жданову Сталин
поручил восстановление идеологическое чи-
153
Стоть! общества), которая особенно свирепствовала на Украине. Это было
вызвано тем, что Украина дольше остальных республик пребывала в немецкой
оккупации, преимущественно украинцев вывозили на принудительные работы в
Германию, на Западной Украине антисоветские настроения были наиболее
сильны. Верх взяли методы подозрительности и истерии среди творческой
интеллигенции, поиски идеологических отклонений. Беспощадным нападкам
подвергались М. Рыльский (за целый ряд произведений), Ю. Яновский (за роман
«Живая вода»), В. Сосюра (за стихотворение «Любите Украину!»), К. Данькевич
(за оперу «Богдан Хмельницкий») и другие. Идеологические репрессии
обрушились на журналы «Перець», «Вггчизна». В таком же духе было
принято и постановление «О репертуаре драматических и оперных театров УССР
и мерах по его улучшению» от 12 октября 1946 г. После избрания
секретарем ЦЕ КП(б)У Украины Л. М. Кагановича с марта 1947 г. активность
партаппарата в борьбе с интеллигенцией еще более усилилась. Разворачивается
травля работников искусства «на музыкальном фронте», идет критика
«беспартийных пейзажей», был разгромлен Институт истории Украины в
системе АН УССР. Только в связи со снятием 26 декабря 1947 г. 'Л.
Кагановича со своего поста преследования несколько утихли. В такой
обстановке ни писатели, ни художники не могли выполнять в полной мере свою
миссию. Разгул «ждановщины» свидетельствовал о подготовке новбй чистки и
привел R тому, что творческая деятельность интеллигенции практически
замерла.
53. ПОПЫТКИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НОВОЙ ПОЛИТИКИ (СЕРЕДИНА 50-х ПЕРВАЯ
ПОЛОВИНА 60-х гг.)
ВХОЖДЕНИЕ КРЫМА В СОСТАВ УКРАИНЫ
В феврале 1954 г. Верховный. Совет СССР, исходя из исторических и культурных
связей, этнического, территориального единства Украины и Крыма, своим указом
включил Крымскую область в состав УССР. При этом были допущены нарушения
процессуальных норм: решение принимали единолично Г. Маленков, Н. С.
Хрущев. Верховный Совет России не обсуждал этого вопроса, на Президиуме ВС
СССР при обсуждении не было кворума. В мае 1992 г. Верховный Совет России
признал не имеющим юридической силы решение 1954 г., однако это
противоречит Хельсинкским соглашениям 1975 года.
ДЕСТАЛИНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
В первой половине 50-х гг. постепенно открывались возможности проведения
новой политики, потребность в которой очень остро назрела. Новая
политика была связана с деятельностью Н. С. Хрущева в проявлялась:
1Б4
•? <
/.
— Ё первых nfaraS по десталйнйзациа общества (прекращение ре прессии,
начало реабилитации незаконно репрессированных, некоторое ослабление
жесткого идеологического контроля, критика культа личности .Сталина и т. д.);
— в экспериментах в сельском хозяйстве (участие Украины в подъеме
целинных земель потребовало от нее немалых затрат; введение новой системы
севооборотов; ликвидация МТС по инициативе Украины; попытки реше.ния
кадровых проблем села и др.); — в переменах в промышленности
^решение о ликвидации отрас левых министерств и введение совнархозов, в
соответствии с которым под контроль Украины в 1957 г. перешло до 97%
заводов республики в сравнении с 34% в 1953 г.; ускорение реконструкции
предприятий, увеличение выпуска товаров народного потребления и др.);
— в проведении денежной реформы 1961 г.;,
— в развитии социальной сферы (повышение жизненного уровня, рост доходов
трудящихся на Украине между 1951 и 1958 г. на-230% и ДР.);
РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ. «ШЕСТИДЕСЯТНИКИ»
Либерализация общественно-политической и духовной жизни поз- -волила
сформироваться целому поколению «шестидесятников» (прежде всего деятелей
науки, культуры, искусства), расширить границы твор ческого самовыражения
интеллигенции. Среди новых имен — В. Симо- ненко, Л. Костенко, Ё. Сверстюк,
И. Дзюба, Я. Драч, Д. Павлычко и-,др. Они требовали исправления перегибов
сталинизма, гарантий свободного культурного развития народа в будущем,
обесйечения украинскому язы ку ведущей роли в образовании и культурной
деятельности в республике. Эти требования часто переходили установленные
рамки либерализации и в начале 60-х гг. начали пресекаться.
«Шестидесятники» сыграли важ ную роль в общественногполитических процессах
второй половины 80-х —начала 90-х гг., в провозглашении и становлении
суверенного укра инского государства.
.Реформы Хрущева содержали позитивные моменты, но вследствие их
половинчатости и непоследовательности (они не затрагивали основ ко мандно-
административной системы, экономические преобразования не дополнялись
глубокой демократизацией общества и т. д.) кардинальных изменений в
экономике и других сферах общественной жизни не про изошло. Народное
хозяйство продолжало развиваться экстенсивным пу тем.
Смещение Хрущева в октябре 1964 г. фактически означало отказ от реформ и
либерализации. На Украине, как и в стране в делом, на ступило целое
двадцатилетие господства консервативных тенденции.
166
54. НАРАСТАНИЕ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ, ПОЛИТИЧЕСКОЙ
И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ-(ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 60-зС — СЕРЕДИНА 80-х гг.)
ЯОПЫТКА ПРОВЕДЕНИЯ РЕФОРМЫ .ЭКОНОМИКИ
- непоследовательная попытка проведения системы мер по совершенствованию
управ-
В середине 60-х гг. -
.хозяйственной реформы — ления производством: — усиление
экономических методов управления промышленностью; — расширение прав
предприятий, перевод на хозрасчет; — усиление экономического
стимулирования. Но сделаны лишь первые шаги, реформа в целом
завершилась не удачей. Она вызвала сопротивление бюрократического аппарата,
не за трагивала основ командно-административной системы, имела некомплекс
ный характер. Экономика СССР. и Украины продолжала идти по экстен сивному
пути. Продолжались трудности и недостатки в развитии сельского, хозяй
ства, порожденные тем, что: — перемены не подкреплялись экономическими
мерами, не задевали положения отчужденного от земли крестьянина; — в
то время-как распаханность земель на Украине достигла более 80% (для
сравнения: в Венгрии — 37%, США — 23%), их использование
оставалось" крайне бесхозяйственным; — крайняя запущенность на селе
социальной и духовной сферы (лишь не более 15% домов имели'
централизованное отопление, водопровод и канализацию, две трети населенных
пунктов не имели торговых точек и столовых, 75% — Домов быта и т. д.);
— отрицательное воздействие административных методов руководства сельским
хозяйством. Недооценивалось значение социального развития общества,
стремительно надвигались экологические проблемы.
СВЕРТЫВАНИЕ ДЕМОКРАТИИ. ЗАСИЛЬЕ БЮРОКРАТИЗМА
Слабости и деформации в политико-управленческой сфере: некомпетентность
руководства, отсутствие решительности в практических делах, благодушие и
самоуспокоеииость. После неудачи хрущевских реформ республиканские
министерства в течение 1967—68 гг. были перестроены на союзно-
республиканские, что означало усиление диктата союзного центра. В мае 1972
г. был снят со своего поста 1 секретарь ЦК КПУ П. Е. Шелест, демагогически
обвиняемый в недостаточной борьбе с украинским национализмом, проявлении
местничества. Вместо него Москва назначила В. В. Щербипко-го —
представителя брежневского клана по Днепропетровску. 158
Л ^
В январе—мае 1972 года на Украине прокаталась волна очеред ных арестов
интеллигенции, жертвами которой стали: И. Дзюба, И. Ка- линец, Е. Сверсток,
И. Свитличный, В. Стус, Н. Свитлычна, Ю. Шухе- тач и др. В 1977—78 гг.
власти репрессировали большую группу чле нов созданной 9 ноября 1976. г.
Украинской общественной группы со действия выполнению Хельсинкских
договоров. Усиливается русифика ция, особенно после принятия Министерством
просвещения УССР 11 но-; ября 1978 г. директивы «Об усовершенствовании
изучения русского язы ка в общеобразовательных школах республики».
Конституция СССР 1977 г. и Конституция УССР 1978 г. расхо дились с
феальной жизнью, закрепляли застойные явления в обществе. Хозяином
государства оставался аппарат партийных органов и исполко мов Советов,
которые находились над законом. В социально-политической и культурной
сферах продолжал дейст вовать сталинизм,-хотя без репрессий: не
осуществлялось право на сво боду слова, демократическая активность людей
признавалась инакомыс лием, за которое могла последовать изоляция от
общества. В условиях активизации национально-освободительного движения на
Украине в 70-е —80-е гг. представители . правозащитного движения: В.
Чорновил, Л. Лукьянеико, В. Стус, И. Дзюба и др. (с 1976 г.) входили в^
Украинскую группу содействия выполнения Хельсинкских соглашений и
поднимали свой голос против пренебрежения конституционными правами
народа, за действительный суверенитет Украины. Все они стали -политзаклю
ченными. Другие пополняли ряды эмигрантов. В знак протеста против
русификации на Украине 1Ьмая 1968 г. в Киеве- совершил акт самосожжения
Василий Макух — отец двоих детей. Преследованиям подверглись авторы
талантливых произведений —' ^ 0. Гончар, В. Дрозд, М. Руденко- и др.
Упущенные возможности в экономике, идеологический догматизм, застой в
социально-политической жизни Украины, всего Советского Сою за привели
общество к кризису. _
55. УКРАИНА НА ПУТИ К СВОБОДЕ И НЕЗАВИСИМОСТИ
КРИЗИС СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА *
Во второй половине 80-х гг. постепенно складывается новая поли тическая и
морально-психологическая обстановка, на формирование ко торой воздействовал
целый комплекс факторов: — обострение социально-экономического кризиса
в обществе; — углубление кризисных явлений в КПСС и КПУ, критика их
де ятельности;
157
— возможность в условиях гласности выражения неудовлетворен ности
официальным объяснением причин чернобыльской катастрофы и "действиями по
ликвидации ее последствий, тяжелым экологическим и демографическим
состоянием республики; — серьезные проблемы в области национальной
политики, прежде всего падение статуса украинского языка; —
обостренное внимание к «белым пятнам» украинской истории, национальной
символике; — рост значимости общечеловеческих ценностей и др. В
результате в обществе все более осознавалась необходимость и возможность
перемен.
НОВЫЙ ЭТАП ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ
С 1988 г. наступает новый этап национально-освободительного де
мократического движения на Украине (его отличительная черта — пе реход от
критики строя к политическим действиям). Наиболее важные процессы этого
этапа: — с 1988 г. рост «неформального движения»; — создание
новых политических организаций и партий; — ликвидация политического
монополизма КПУ (затем запреще ние ее деятельности после августовских
событий 1991 г), начало фор мирования многопартийности; — обострение
политической борьбы в республике (забастовки шах теров Донбаса в 1989 г. и
1990 г., выборы в Советы различных уров ней в марте 1990 г. политическая
голодовка студентов в октябре 1990 г., референдумы 1990 г. и 1991 г.,
президентские выборы и т. д.); — деятельность Верховного Совета
Украины (принятие 16 июля 1990 г. «Декларации а государственном^
суверенитете Украины», 24 -ав густа 1991 г. — «Акта провозглашении
независимости Украины», раз работка проекта новой конституции, подготовка и
принятие законов- и т. д.). д
ВОЗНИКНОВЕНИЕ НОВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И ДВИЖЕНИЙ
Новые политические движения и партии на Украине возникают вследствие
роста политического и национального самосознания населения: —
организации «неформалов» (1989 г.); — образование НРУ («Рух») в
начале 1989 г., программа которого отстаивала идею суверенитета Украины,
возрождения украинского языка и культуры,^поднимала экологические проблемы
и поддерживала демократизацию политической и экономической системы. Особое
внимание обращалось на необходимость солидарности всех этнических групп на
Украине. Появление Руха стало первым вызовом монополии Компартии
Украины на власть; 158
— появление с 1990 г. новых политических партий (созданы Ук раинская
республиканская партия, Демократическая партия Украины, . Украинская
Крестьяпско-Демократическая партия, Партия «зеленых» Украины и др. —
всего 16 партий) и общественно-политических фор мирований (например,
«Новая Украина» в 1992 г.); — создание и деятельность общественных
организаций («Зелений CBIT», историко-просветительское общество «Мемориал»,
республиканское общество украинского языка им. Т. Г. Шевченко «Просвт» и
др.). , В конце 80-х — начале 90 годов на Украине происходит рост на
ционально-освободительного демократического движения, усиливается со
циально-политическая активность народа, возрастает его национальное
самосознание. В результате этого провозглашается государственный су-
•верёнитет Украины, начинается новый этап развития Украинского го
сударства:
56. НАУКА И КУЛЬТУРА УКРАИНЫ (80— 90-е гг.)
В последние десятилетия украинская культура находилась в кри тическом
состоянии вследствие ее идеологизации, сужения сферы испо льзования
украинского языка, снижения качества 'образования.
РЕОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ .
Происходящая реформа образования вызвана глубокими социаль ными,
политическими^ экономическими изменениями в' современном обществе
Украины. Назрела необходимость повышения профессиональ ной подготовки
специалистов различных отраслей человеческого знания, соответствующего
мировым требованиям, усиления. гуманитарного об разования.
- Для этого па Украине осуществляется переход к специализирован
ной системе образования: гимназии, технические и гуманитарные лицеи,
колледжи. Высшие учебные заведения в ближайшее время переходят на 2-
звенную подготовку специалистов: бакалавров и магистров. -"
' ПОЛОЖЕНИЕ Р> НАУКЕ
\
,^ • — численность научных работннкив нл Украине в 1989 г. соста
вила — 220 тыс. чел., каждый второй занят в области технических ;^
иаук; , — произошло развитие прогрессивных форм твязп науки с
произ- ^•' водством (более 100 научно-производственных объединений, 2
межотрас-' . левых научно-технических комплекса, десятки хозрасчетных
центров ^ НТТМ); й^ — вследствие тяжелейшего финансового кризиса
происходит сверив Тыванпе фундаментальных исследований, что грозит
отставанием раз-
ЙЬ •'• . ' • 159
у'1
витию науки на Украине от мирового уровня разработок по многим на
правлениям; — раздробленность науки на академическую, вузовскую и
отрас левую, командно-административные формы руководства наукой и дру
гие причины обусловили то обстоятельство, что республика практически
осталась в прошлой технологической эпохе. Летом 1990 г. образована
Украинская научная ассоциации (УНА) — добровольная общественная
организация научных работников. Цель — возрождение украинской науки.
ЛИТЕРАТУРА* И ИСКУССТВО
Важный вклад в возрождение национального самосознания внесла публицистика:
0. Гончар, И. Драч, Д. Павлычко, И. Дзюба, П. Мовчан; — началась
разработка экологической тематики (в том числе Чер нобыльской): С. Плачинда,
Ю. Щербак, С. Иовенко, И. Драч', Б. Олей- ник, В. Яворивский и др.;
Произошло «возвращение» из прошлого романов В. Винниченко, драм М.
Кулиша, прозы М. Хвылевого, новелл Г. Косынки и др.; пуб ликация
произведений Г. Тютюнника, В. Стуса, В. Голобородько, Б. Чи- чибабина и др.;
Активное участие принимают .писатели Украины в общественно-по литической
жизни, прежде всего в качестве народных депутатов Укра ины и депутатов
местных Советов; Возрождается украинская народная тематика в.,
кинематографе ^творчество режиссеров А. Денисенко, П. Волошина, С.
Чернилевского, А. Дончика), в музыкальной жизни, изобразительном искусстве.
1989 г. — Верховным Советом принят Закон УССР «О языках в Украинской
ССР», направленный на защиту национального языка. Ук раинский язык
объявлен государственным наряду с русским — языком международного общения.
Закон создает возможности для развития язы ков других национальностей.
Нерешенные проблемы в сфере образования, науки и культуры снижают
интеллектуальный и духовный потенциал народа, что становит ся причиной
застоя в развитии научно-технического и социального про гресса Украины.
57. ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ И РАЗВИТИЕ УКРАИНСКОГО НЕЗАВИСИМОГО ГОСУДАРСТВА
К лету 1991 г. Украина, как и весь Советский Союз, переживала системный
кризис, связанный с острейшим противостоянием между ста рыми социально-
политическими структурами и уже глубоко изменив шимся обществом.
J60
ПОПЫТКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕРЕВОРОТА В СССР В АВГУСТЕ 1991 г.
К августу 1991 г. противостояние сил реакции и демократии до стигло
критической точки.^ С одной стороны, нарастали требования ускорить
реформирование общества, быстрее ликвидировать отжившие структуры, укрепить
про цесс демократизации общества, создания правового государства. С дру гой
стороны, усилились попытки сохранить господство КПСС, правив шую от имени
народа, не получая на его полномочий от него, сохранить господство
партийно-бюрократических структур, монопольное положение военно-промышленного
комплекса,, верность сталинизму и всему, что с ним/связано, или, по крайней
мере, постсталинизму. 19—21 августа 1991 г. в СССР была осуществлена
попытка го сударственного переворота; — президент СССР7—
М. С. Горбачев внешне изолирован с семь ей и помощниками на даче «Форос»
в Крыму; — создан Государственный Комитет по чрезвычайному положению
(ГКЧП) в составе: вице-президента Г. Янаева, премьер-мянистра В. Павлова,
министра обороны Д. Язова, председателя КГБ В. Крючкова, министра МВД Б.
Пуго, секретаря ЦК КПСС 0. Бакланова, председателя Крестьянского Союза СССР
Д. Стародубцева; — в Москву введены войска. Сопротивление
путчистам организовали и возглавили в Москве президент России Б. Н. Ельцин
и Верховный Совет России. 300 тыс. москвичей живым кольцом оцепили «Белый
дом» — резиденцию прави тельства и Верховного Совета России. Армия в
целом отказалась поддерлсивать заговорщиков и перешла ва сторону демократов.
Верховный Совет России объявил членов ГКЧП заговорщиками и путчистами,
потребовал освобождения М. С. Горбаче ва. Па Украине наиболее решительно
против ГКЧП выступили демокра тические силы (Рух, новые политические партии;
с заявлением протеста выступил зам. председателя ВС Украины В. Гринев).
В результате попьгма переворота провалилась. Сразу после прова ла путча
и как реакция на него возник мощный процесс дезинтеграции страны. Последовала
серия актов и деклараций о независимости. Это ' была своего рода защита
республик в ответ на переворот.
АКТ О НЕЗАВИСИМОСТИ УКРАИНЫ •
24 августа 1991 г. Верховный совет УССР провозгласил Украину пезависимым
демократическим государством и принял «Акт провозгла шения независимости
Украины»: исходя из смертельной опасности, которая нависла было над Ук
раиной в связи с государственным переворотом в СССР 19 августа t991 г.;
161
продолжая тысячелетнюю традицию госудафствообразования в Ук раине;
исходя из права на самоопределение, продуем') грснного Уставом ООН;
осуществляя Декларацию о государственно)! суверенитете Украины, Верховный
Совет УССР ПРОВОЗГЛАШАЕТ: — независимость Украины и создание
самостоятельного украин ского государства — УКРАИНЫ. Одновременно было
принято решение о проведении 1 декабря 1991 г. республиканского
референдума в подтверждение Акта провозг лашения независимости Украины.
Кроме того, учитывая роль руководящих структур КПСС в органи зации путча,
крах надежд на реформирование КПСС в. современную, де мократическую партию,
вслед за Москвой, запретившей^ деятельность КПСС, в Киеве ,25 августа 1991
г. была запрещена деятельность Ком мунистической партии Украины.
ВСЕУКРАИНСКИЙ РЕФЕРЕНДУМ И ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ 7
ДЕКАБРЯ 1991 ГОДА
В условиях острой политической борьбы, роста национального са мосознания
украинской нации, увеличения сторонников идеи нацио нального возрождения
и ^суверенитета Украины, нарастающего экономи ческого кризиса, дезинтеграции
бывшего Союза 1 декабря 1991 г. со стоялся референдум и выборы Президента
Украины. На " референдуме 90 % граждан Украины проголосовали за «Акт
провозглашения независимости Украины». (Несмотря на то, что на
референдуме СССР 17 марта 1991 г. 70% населентг Украины выска зывалось
за сохранение единства СССР). • 'На выборах
Президента Украины в избирательный бюллетень бы ли^ включены G кандидатов:
В. Б. Гринев, Л. М. Кравчук, Л. Г. Лукья- ненко, Л. И. Табурянский, В. М.
Чорновил, Н. Р. Юхновский. Больше половины голосов (19,6 ^млн. чел. или
61,59%) получил Л. М. Кравчук — ставший таким образом первым Презндентп.м-
незави- симой Украины.
СИМВОЛИКА УКРАИНЫ
Государственный флаг Украины — смне-желтый. Герб Украины — трезубец.
РАСПАД СССР. СОГЛАШЕНИЕ ОБ ОБРАЗОВАНИИ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ
ГОСУДАРСТВ (СНГ)
'•s
События осени 1991 г. ясно показали, что нужна замена всей И старой
системы, смена вкономических и политических форм жизни, ре- "4
162 . ^ .. . - А
i . . I:,
- t.r '
) I \'
форМйров&йие всего Многонационального государства. В этих условиях
оказалось невозможным сохранить прежний Союз ССР.
ПРИЧИНЫ РАСПАДА СССР -
1. Политические:
невозможность преодолеть унитарный характер прежней федерации;
монополизм партийно-бюрократических структур; медлительность в
подготовке реформ политической системы («во-во-огаревский» процесс); ,
. утрата КПСС своей функции «ядра политической системы»; кризис
идеологии «демократического социализма». 2. Экономические;
неудовлетворенность республик своим экономическим положением в Союзе (споры
о том, «кто кого кормит»); прогрессирующая депрессия в экономике; •
разрыв нормальных экономических связей между республиками; кризис
финансовой системы (резкое обесценивание рубля, галопирующая инфляция
рубля, введение полуденег — купонов); борьба ВПК за сохранение своего
монопольного положения в экономике. 3. Национальные: рост
национального самосознания народов; недовольство национальной политикой
Центра, воспринимаемой как политика русификации; запаздывание в
разрешении возникающих" национальных конфликтов (Карабах, Южная Осетия,
Приднепровье); надежда разрешить в самостоятельных национальных
государствах сразу все проблемы.
ОБРАЗОВАНИЕ СНГ
Во второй половине декабря 1991 г. в Беловежской Пуще ' (Белоруссия) собрались
руководители 3-х государств: России, Украины и Белоруссии (Б. Н. Ельцин, Л. М.
Кравчук, С. Шушкевич). На этом совещании было принято решение о роспуске
СССР и создании нового объединения — Содружества Независимых
Государств (СНГ). Действует Совет глав государств и Совет глав правительств
СНГ. Ведется разработка соглашений об укреплении едивого экономического
пространства, подписан договор о военно-политическом союзе (май 1992 г. — 6
государств). Некоторые государства (Украина) высказывают сомнения в
жизнеспособности СНГ; На Украине Рух и Украинская Республиканская партия
выдвинули требования уйти из СНГ. \ Противоречия
между государствами СНГ возникли на почве деле-аса экономического достояния
СССР, золотого и валютного запаса, соб-
163
«•eeaaociti 8a гр&нвцей, арию в военвого имущества (спор между Россией
и Украиной из-за Черноморского флота, стратегической авиа- ^ ции,
ядериого оружия).
Во второй половине 1991 г. возникла возможность реализации
1 \ третьего исторического шанса — восстановление государственного
суверенитета и независимости Украины. Но идея
национально-государственного самоопределения неминуемо привела к формальному
обособлению республик. В сфере унификации принципов таможенного,
налогового, бюджетного, валютного законодательства и денежно-кредитного
регулирования представители РСФСР тре-бовали принять только российский
образец. Однако республики не соглашались с предоставлением им банком России
кредитов сроком на полгода при более 200% годовых. Отсюда — неизбежный
крах с попыткой "создания «рублевой зоны нового типа».
ПЕРВЫЕ ИТОГИ И УРОКИ НЕЗАВИСИМОСТИ
Самопроизвольный, неконтролируемый развал СССР поставил перед
1/ независимым государством много серьезных проблем: — разрыв
хозяйственных связей больно ударил по Украине, так \ \ как 80% ее
торгового оборота приходилось на Россию;
\ — обладание 600-тысячной армией, имеющей на вооружении 1100
самолетов (в том числе 37 тяжелых бомбардировщиков), 4080 танков и 5040 БТР,
существенным бременем легло на бюджет; — процесс инфляции достиг
галопирующей отметай—3000%, за год, что' обесценило украинский
купоно-карбованец почти втрое по отношению к русскому рублю; —
либерализация цен с января 1992 г., проведенная вслед за Россией, остро
выявила несовершенство системы социальных гарантий низкооплачиваемым семьям;
— информационный- вакуум (отсутствие необходимых типографских мощностей,
дефицит бумаги, невозможность содержания зарубежных корреспондентов "и т. п.)
создает благоприятные возможности для политического манипулирования
общественным мнением. В октябре 1992 г. после напряженной борьбы в
украинском парламенте и вне его стен был направлен в отставку премьер
правительства В. Фокин. Его преемник Л. Кучма — бывший руководитель
крупнейшего в Европе ракетно-космичеосого комплекса поставил на 1993 г.
задачу: уменьшить инфляцию на 4%, дефицит бюджета, достигший 36% от
валового национального продукта, — довести до 6%.
«» Наличие на Украине 176 межконтинентальных баллистических ра-
, кет создало дополнительные трудности, ибо Украина автоматически ока-
^ залась второй в Европе ядерной державой. Правительство республики, не
присоединяясь к договору «Старт-1», заключенному между США и Россией в сфере
ограничения ядерных вооружений, предлагало:
164
— дать гарантии безояасйостй, которые бы позволили Украиае йе-замедлительно
реализовать провозглашенный ею статус безъядерного государства; —
выделить не менее 1,5 млрд.. долларов для ликвидации имеющихся зарядов.
•ПРОБЛЕМА ПРИНЯТИЯ НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ УКРАИНЫ
Возникла в период предвыборной • кампании ноября 1989—марта 1990 гг., когда
вопрос о ее разработке как атрибута, суверенности подняли участники
диссидентского движения 60-х — 80-х гг. В июне 1991 г. Верховный Совет
Украины одобрил концепцию новой Конституции, однако к 1992 г. она
устарела не только политически, но TI морально. Созданная под
руководством Президента Л. Кравчука Конституционная комиссия разработала ее
проект и вынесла на обсуждение Верховного Совета. Своим решением от 1 июля
1992 г. украинский парламент вынес проект новой Конституции на всенародное
обсуждение. Из содержания 258 статей вытекает, что: — Украина
провозглашается де-юре демократическим, правовым, социальным государством;
— предлагается полупрезидентская или смешанная форма правления, а форма
государственного строя — унитарная (в отличие от федеративной или
земельной); — в первом варианте организации законодательной власти
через Национальное собрание Украины предлагается двухпалатность: наличие
Совета депутатов и Совета послов, во втором варианта—однопалатаость.
После завершения процесса обсуждения стало ясно, что в обществе существует
три принципиально разных подхода к этому документу, равно как и к
механизму его принятия: — доработка и утверждение проекта как основы
Конституции Украины; — принятия временной Конституции на переходный
период, а пос--ле достижения политической и экономической стабилизации —
разработка нового Основного Закона; — принятие любого документа
подобного рода. преждевременно в связи с необходимостью переизбрания состава
Верховного Совета. Дискуссии, которые проходят в регионах Украины,
показывают, что весной 1993 г. общественные настроения наиболее
политизированы в таких вопросах деряавотворчества, как: —
целесообразность федеративно-земельного устройства государства; —
двойного гражданства и двуязычия; — отношения к системе Совета» как
рудименту или жизнеспособному организму.
165
Консолидации или иОнфКбнтацйй — жизненно важный для Украины ответ на этот
вопрос весной 1993 г. приобрел неоднозначность. С одной стороны, на встрече
глав бывших республик, входящих в СНГ, 22 января 1993 г. обсуждался проект
Устава, в котором среди конфе-дсралистских принципов существовали и ярко
выраженные бюрократически-имперские пункты. Президент Украины в
категорической форме заявил о несогласии с рядом положений, чем вызвал
совершенно надуманные обвинения в адрес Украины, якобы торпедирующей
деятельность СНГ. На территории Левобережья, в Крыму активизировали свою
дся-' тельнодть прокоммунистические организации. Особенно, непримиримые
позиции по отношению к независимости Украины занимают «Союз коммунистов
Крыма», «Русское общество Крыма». В марте 1993 г. в Маке-евке в Доме культуры
турболитейного завода состоялась Всеукраинская конференция коммунистов
Украины, на которой присутствовало более 300 делегатов. В свою
очередь, втот процесс реанимации запрещенной Компартии Украины инициировал
создание Антикоммунистического аитиимперского фронта. •
' С другой стороны, в январе 1993 г. руководители
военно-промышленного комплекса России и Украины подписали пакет документов о
восстановлении хозяйственных связей. Учитывая огромный потенциал данной
отрасли индустрии, проходящей сегодня через конверсию, д&нное соглашение
во многом обнадеживает. Украину признали, установив с ней в той или иной
форме дипломатические отношения, более 13Q стран мира. С участием
специалистов Всемирного банка реконструкции и развития готовится кампания по
проведению приватизационных аукционов. Мировой" опыт показывает, что
государственная форма собственности— наименее эффективна, малоприбыльна,
поэтому реальный рост производства возможен только при возвращении
труженикам чувства хозяина, а это невозможно без постепенного перехода к
групповой и частной собственности. В июле—ноябре 1993 года шло
всенародное обсуждение проекта Конституции, в котором приняло участие около
190 тысяч человек. Было высказано более 47 тысяч предложений, часть которых
учитывалась при доработке текста, опубликованного в прессе 3 ноября. Проект
прошел основательную экспертизу специалистами Запада, в том числе со стороны
комиссии «Демократия через право» Совета Европы. На 27 марта 1994 года
Верховный Совет Украины назначил проведение выборов народных депутатов, а
на 26 июня — выборы прези дента. В ноябре 1993 года Украина
ратифицировала договор о ликвида ции ядерного оружия «СТАРТ-1». Согласно
этому решению, за 7 лет 166
/^
< f
У
планировалось сократить на территории республики 36% ракетных носителей и
42% ядерных боеприпасов. Однако 14 января 1994 года в Москве па
трехсторонней встрече президентов России, США и Украины было подписано
соглашение о полном вывозе ядерных ракет с территории республики. В свою
очередь Россия предоставляла Украине соответствующую материальную
компенсацию и совместно с США гарантировала территориальную целостность и
независимость Украины.
В сфере экономики дв начала 1994 г. не удалось остановить спад производства,
гиперинфляцию. Хотя еще 15 марта 1992 г. вступил в силу закон о
приватизации^ однако ее проведение практически не начиналось, за
исключением некоторых объектов сферы обслуживания.
Существенные усилия Украине следует уделить в области юриспруденции.
Особенно отстала сфера законодательства в области прав ^ человека'.
Европейская система строится на приоритетах их защиты, а законодательство
Украины является системой защиты государственных интересов, в первую
очередь.
Такие страны,, как Швейцария, Австрия, Люксембург, Мальта за 1987—1991
гг. ратифицировали, например, от 9 до 21; пакта по правам человека, то
Украина — всего 4. Если присоединение к конвенциям в рамках
Международной организации труда будет продолжаться столь же медленно, то
для освоения обязательств. в системе МОТ нам потребуется более 400 лет.
Сложной остается ситуация и в сфере функционирования украинского языка как
государственного, особенно в Донецкой об-та ("HI. ГДР более 40% украинцев
считают русский язык родным. Если в Луганской „ таких украинцев — до 35%,
Одесской — более 30%, то в Сумской области русскоговорящих украинцев —
лишь 9%, а в Западной Украине — не более 1%.
В целом общественность и народ Украины после- кровавых событий 3—4
октября 1993 г. в Москве и результатов выборов 'в России 12 декабря все
Долее склоняются к умеренной позиции в решении политических проблем.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|