Статья: История Украины
численное превосходство правительственных. войск; локальность восстаний,
что давало/царизму возможность для ма невра и переброски резервов из других
регионов.
ЗНАЧЕНИЕ ВОССТАНИЯ И ДВИЖЕНИЯ ДЕКАБРИСТОВ
Первое в истории нашей страны _не стихийное, а организован--ное
вооруженное восстание против самодержавия в крепостничества; первая
попытка осуществления буржуазной революции в России и на Украине; дало
толчок росту революционного движения в последующие годы (восстание в
Дольше 1830—1831 гг., деятельность Еирилло-Ме- фодиевскего товарищества и
др.); .опыт их деятельности учил. револю ционеров не повторять ошибок в
будущем (отсутствие ^поддержки у на". рода, оборонительная тактика и др);
позитивный опыт (организация тай ных обществ, проекты реформ и др.) давал
будущим революционерам возможность для дальнейшего учета и развития этого
опыта; нанесло сильный удар по самодержавию, который приблизил реформы
середины 60-х годов XIX в., т. к. царизм постоянно «помнил» 14 декабря 1825
г.
21. НАЧАЛО ВОЗРОЖДЕНИЯ УКРАИНСКОГО
_____________САМОСОЗНАНИЯ
• ПОЯВЛЕНИЕ МАСОНСТВА НА-УКРАИНЕ
После воины 1812 г. и заграничных походов.1813-1814 гг. на Украине
возникает ряд масонских организаций. В 1818—1.825 гг. ложа «Любов до',
{стпии» существовала в Полтаве. Инициатором ее создания был И.
Котляревский, а руководителем князь Н. Репнин. Масонскую ложу
«Малороссийское тайное товарящество» в Киеве создал уездный маршал В.
Лукашевич, защищавший идею объединения Украины с Поль шей. Масонские
принципы всечеловеческого братства проповедовала «По повская академия» А.
Палиццяа в Харькове.
те
Тяготение & республиканской форме правления проявилось 6 период 1812
года, когда дворяне Полтавщины мечтали о победе Наполеона I над имперской
структурой России. Кирилло-Мефодиевсиое общество (1846—1847 гг.), его
руководите ли и программные документы: В 40-е годы XIX в. в
университетах Киева и Харькова вокруг ре волюционно настроенной профессуры
объединяется передовая обществен ность. В январе 1846 г. в Киеве возникает
тайная политическая орга низация — Кирилло-Мефодиевское общество (КМО),
названное в честь первых славянских просветителей Кирилла и Мсфодия.
Организаторы КМО: Николай Костомаров,— преподаватель Киевско го
университета, магистр истории, Николай Гулак — чиновник канцеля рия
генерал-губернатора и Василий Белозерскии — студент Киевского университета.
Тесную связь с КМО поддерживал Т. Г. Шевченко. Всего КМО насчитывало 12
человек. - Программные цели КМО: члены братства являлись типичными укра-
инофилами. Кроме цели уничтожения самодержавия, крепостного права,
ликвидации социального неравенства, введение, всеобщего образования, они
ставили своей задачей пропагандировать, идею объединения всех славян в
федеративной республике на основах суверенности. Эти "задачи были изложены в
«Уставе Славянского товарищества святых Кирилла и Мефодия» и «Книге бытия
укринского народа». В них отражены идеи христианского социализма,
природного права, просветительства, со борности украинского народа. И если
русские славянофилы «болели» русским мессианизмом, то братчики были уверены
в особой мессианской роли Украины, под эгидой которой должен был
функционировать Славян ский Собор. Практическая деятельность КМО:
распространяли революционные произведения Т. Г. Шевченко и др. авторов;
составляли и распространя ли революционные прокламации («Братья украинцы»,
«Братья велико россы и поляки»), в которых призывали славян к единству в
борьбе с царизме»; установили контакты с петрашевцами в России, польскими,
литовскими, чешскими революционерами; занимались просвещением на рода (П.
Кулишом был написан первый учебник по истории Украины — •«Повесть об
украинском народе» -для детей старшего школьного возраста, опубликованный в
1846 г. в Петербурге и др).
РЕПРЕССИИ ЦАРИЗМА ПРОТИВ КЙИ1ЛЛО-МЕФОДИЕВСКОГО ОБЩЕСТВА
.В марте 1847 г. по доносу студента А. Петрова члены общества были
арестованы и после суда сосланы в различные губернии России под надзор
полиции без права возвращения на Украину, а также права преподавательской
деятельности в сфере народного образования. Самое тя-
7<»
ж.елое наказание понес Т. Г. Шевченко, которого отдали в солдаты рядо вым
Оренбургского отдельного корпуса с запрещением писать и рисовать.
ЗНАЧЕНИЕ КМО И ЕГО РОЛЬ В НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ УКРАИНЫ
а) создание КМО было первой попыткой украинской интеллигенции перейти от
культурного к политическому этапу борьбы за национальное развитие Украины;
' - б) программа КМО объективно направляла Украину по капиталисти
ческому пути развития благодаря своей антикрепостнической и антица ристской
направленности; в) КМО провозгласило и сделало попытку претворить в
жизнь идею панславизма — объединения славян на демократических принципах;
г) ликвидация КМО положила начало длительной борьбе украинской интеллигенции
с российским царизмом.
22. ЗАПАДНО-УКРАИНСКИЕ ЗЕМЛИ ________В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА_______
Западная Украина в результате трех разделов Польши (1773, 17&3, 1795 гг.),
^оказалась под властью Австро-Венгрии. С начала XIX в. на захваченных землях
начинает расти украинское национально-освободи тельное движение.
ПРИЧИНЫ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ
Было вызвано: 1. Ростом феодального гнета в составе Австро-Венгрии
(увеличение феодальных повинностей крестьян), суровым
бюрократическо-полицей-ским режимом и др.
/ 2. Возрастанием национального гнета '(запрет-на преподавание
украинского языка в школах и культурно-общественных учреждениях, насаждение
немецкого языка, стремление Австро-Венгрии ассимилировать украинское население
и др.). Пионерами национально-освободительного движения в Галиции были:
Иван Могильницкий—священник г. Псремышля, который в 1816 г. при
поддержке епископа М. Левицкого организовал «Клерикальное товарищество» с
целью распространения в крестьянской среде религиозных текстов на украинском
языке; написал первую в Галичине «Грамматику» украинского языка и научный труд
«Сведения о русском языкех, в котором доказал ошибочность распространявшихся
утверждений об украинском языке как диалекте русского или польского языков,
доказав, что украинский язык является равноправным восточно-славянским
языком. В 1833 г. во Львове организовано общественно-культурное
объеди-иение «Русская тройка». Основателями его были М. Шашкевич, Я. Го-
77
ловацкий, И. Вагилевич—студенты Львовского—университета п одновре менно
воспитанники греко-католической духовной семинарии. Своей целью они
ставили борьбу против социального, политического и духовного угнетения
украинских'земель, поднятие украинского самосознания через постепенное
превращение бытового украинского языка в литературный, знакомство с
исторпей и традициями украинского народа; издали напи санные в духе
'романтизма альманах «Зоря» (из-за цензуры не вышел в свет) и «Русалка
Днестровская», где помещали исторические статьи о подвигах казачества, С.
Наливайк^ п др. героев народных" восстаний, украинские песни, народные
предания и т. и. «Русалку Днестровскую» высоко оценили'!. Г. Шевченко и И.
Франко, а австрийское правитель ство конфисковало весь тираж, кроме одного
экземпляра, переданного в библиотеку Львовского университета. После этого
члены «Русской трой ки» опубликовали ряд статей за рубежом (в Лейпциге и
др.), где осуж- дэти феодальные порядки, цензуру, национальный гнет в
Галицяи. Значение — способствовали -росту украинской, культуры и
самосоз нания населения, были борцаяп против национального и духовного гне
та в аападно-украинских землям. Деятельность «Русской тройки» протекала
в тот период, когда зна чительная часть интеллигенции Красной и Галицкой
Руси была поло- низованной, онемеченной, мадьяризованной. Среди ряда местных
деяте лей тогда господствовала идея о возрождении народного языка лишь на
основе латинского алфавита. Для Австрийской империи деятельность членов
«Русской тройки» угрожала не только «вторжением славянизма», но и ростом
симпатии к православной части восточной Европы. . . Значение —
способствовали росту украинской культуры и само^ сознания населения, были
борцами против национального и Духовного гнета в западно-украинских
землях.
СОБЫТИЯ РЕВОЛЮЦИИ 1848-1849 гг. В ЗАПАДНО-УКРАИНСКИХ ЗЕМЛЯХ
В марте 1848 г. вспыхнула буржуазно-демократическая революция в
Австро-Р>енгрии (произошло народное восстание в Вене и Будапеште, было
свергнуто правительство Меттернихя, император Фердинанд I пообещал ввести
конституцию и демократические свободы), что дало толчок
национально-освободительному движению в западно-украинских землях.
ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ
1848—1849 гг. В ЗАПАДН01Г УКРАИНЕ
1. Март 1848 г. — огромная демонстрация во Львове, составившая петицию к
императору г. требованиями осуществления буржуазных ре-
78
форм и превращения Талицяп в польскую автономную провинцию. Под натиском
демонстрантов были освобождены все политические заключен ные из тюрем
Львова, начато формирование национальной гвардии. Пе тиция стала программой
новой польской тляхетско-буржуазной органи зации—«Центральной Рады
Народовой». 2; Апрель" 1848 г. — начались брожения крестьян, что-могло
по-. родить крупное крестьянское восстание. Д.'я предотвращения его Аистро-
Венгрия отменила 17 апреля в Галиции крепистное право: банщицу и личвую
зависимость крестьян от феодалов (на 5 месяцев -раньше, чем в остальных"
провинциях). 3. В мае 1848 г. украинская либеральная буржуазная
интеллиген ция и униатское духовенство создали во Льво"ве первую украинскую
по литическую организацию — «Головну Руську Раду», во главе с еписк'»-JIOM
Г^Яхпмовичем (имела •56 советов на местах, издавала газету «Заря Галиции»,
ввела герб: золотой лев на голубом фоне и желто-голубой флаг). Рада
добивалась установления собственной украинской автономии Галиции,".
формирования отрядов национальной украинской гвардии н введения в учебных
заведениях обучения на украинском языке. В итоге: правительство
утвердило'лишь требование о преподавании предметов в школах и гимназиях на
украинском языке.
4. В июне 1848 г. — на Славянском конгрессе в Праге между «Го ловной
Руськой Радой» и «Центральной Радой Народовой» развернулась жаркая
дискуссия: украинцы 'требовали раздела Галиции на Западную (Польскую) и
Восточную (Украинскую)/чему поляки всячески противи лись. В итоге -был
достигнут компромисс: Галиция остается ед^нгй, а в ней соблюдается равенство
поляков и украинцев при занятии должностей и т. п. Но из-за обстрела Праги
австрийскими войсками конгресс прер вал свою работу, разъехался, а
противоречия между польской и украин ской Радами остались.
5. В ноябре 1848 г. — произошло вооруженное.восстание во Льво ве с
требованием введения украинской автономии в Восточной Галнцни и против
попыток Австрии разоружить отряды украинской национальной гвардии. В
восстании приняли участие широкие народные массы: от ре месленников до
интеллигенции. Улицы были перегорожены .баррикадами, на одной из них впервые
был поднят красный флаг. Восстание было же стоко подавлено карательными
войсками после артиллерийского обстрела города.
S. В Северной Буковинс —в течение 1848 г. крестьяне-отказыва лись
выполнять феодальные повинности, захватывали помещичьи земли; пастбища и
леса, создавали вооруженные отряды. Б и.^япре 18-18 г. вспыхнуло
вооруженное восстание (сначала в горных районах, а затем в в долинах),
подавленное, карателями лишь через 1,5 года — в апреле 1850 г.
79
УКРАИНЦЫ В ПЕРВОМ ПАРЛАМЕНТЕ АВСТРО-ВЕЙГРИИ
В июле 1848 г. начались заседания Рейхстага в Вене, на которых в ходе
июньских двухступенчатых выборов было избрано 25 украинцев (15 крестьян, 8
священников, 2 представителя городской интеллиген ции) и 75 поляков на 100
мест, предоставленных Галиции. Украинцы в парламенте отстаивали: —
раздел Галиции на Западную (с центром в Кракове) и Восточ ную (с центром во
Львове); — антифеодальные требования: ликвидация крепостного права (не
только в Галидии, но и на остальной территории), отмену выкупных платежей
феодалам за землю, ликвидацию монополии феодалов на владе ние мельницами,
снижение государственных налогов, разрешение крестья нам свободно
пользоваться соляными залежами и др. В поддержку этих требований
депутатами-украинцами было собрано 200 тыс. подписей, но Рейхстаг лишь
частично их принял (отмена кре постного права, снижение на 1/3 выкупных
платежей, которые компен- спровали»ь феодалам государством). В декабре
1848 г. новый 18-летний император Франц-Иосиф, соб рав контрреволюционные
силы, распустил парламент. Так, революция, начавшаяся «снизу», завершилась
реформами «сверху», носившими по ловинчатый характер.
•ЛИКВИДАЦИЯ КРЕПОСТНОГО ПРАВА
Это событие стало одним из важнейших решений "парламента, утвержденное
императором 7 сентября 1848 г. Закон предоставил крестьянам право
собственности на землю и. гражданские права (избирать п быть избранным,
самостоятельно выбирать место жительства и др.), отменил барщину, ,но
установил огромный выкуп за землю, из-за .чего у феодалов осталась .большая
часть" земли, леса/^'пастбищ, за пользование-которыми крестьяне вынуждены
были отрабатывать (как на барщп-не) или вносить большую плату;. сам же выкуп
продолжался до начала, XX века. "Основные итоги, революции —сочетали в
себе как прогрессивные достижения, так и феодальные пережитки:
Прогрессивное: Отмена крепостного права; введение конституционного
правления. впервые украинцы западных территорий самовыразились как нация
со своими интересами в были представлены в парламенте; положено начало
политической борьбе населения этих земель за свое национальное и социальное
освобождение. Негативное:
Сохранение монархии; роспуск парламента; кровавое подавление восстаний;
огромные выкупные платежи в оставшееся господство фео-
80
дальнего землевладения; расчленение западно-украинских земель по новой
австрийской конституции: Западная и Восточная Галиция так и остались
объединенными и были отданы под власть Польши; Буковину отдали румынским
помещикам. ,
23. СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ НА УКРАИНЕ BJIEPBOHJIOAOBHH^XIXВЕКА
ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ
\ 1. Украина в первой половине XIX в. развивалась в рамках
Российской империи, проводившей антинародную политику русификации
(запрещение использования украинского языка в школах, создание препон на пути
развитая украинской культуры и т. п.). 2. Развивающиеся в недрах
феодализма капиталистические отношения дали толчок росту национального
самосознания народа, что отразилось и на культуре: все отчетливее стали
проступать национальные черты в литературе, театре, музыке, архитектуре и т.
п. 3. Благодаря развитию капитализма росла потребность общества 'в
просвещении (техника требовала от рабочих знаний), науке (новые разработки,
которые могли принести прибыль) и т. п.
РАЗВИТИЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ
В начале XIX в. в России была проведена реформа системы просвещения
(1802—1804 гг.), по которой:
1. Учебные заведения делились на 4 разряда:
—, приходские школы — создавались при церкви и за 1/2 года в селах или за
1 год в городах обучали детей чтению, письму, арифметике и «Закону
Божьему». —уездные училища — светские начальные школы в городах —
за 3 года обучали русскому языку, арифметике, истории, географии, физике,
геометрии, естествознанию, «Закону Божьему»; — гимназии — за 7 лет
обучения давали среднее образование. Изучались латинский, немецкий,
французский языки, философия, статиста-ка, юриспруденция, политэкономия,
физика и .т. п. Выпускники получали право поступать в университеты или же
становиться преподавателями начальных школ; — лицеи и университеты —
давали высшее образование. Три лп-цея (в Креминце на Волыни, Одессе, Нежине)
за 9 или 10 лет давали объединенный гимназический и университетский курс.
На Украине было открыто 2 университета: в Харькове (открыт в 1805 г.;
вначале имел 2 факультета — философский и юридический, затем открыт третий
— медицинский) и в Киеве (открыт в 1834 г. на базе ликвидированного
Кременецкого лицея). В университеты принимали лиц, закончивших
81
гимназии, и за 4 года давали высшее образование. За дореформенное время
университеты выпустили более 4 тыс. человек.
2. Особенности развития просвещения:
— просвещение носило классовый характер, т. к. в средние и высшие учебные
заведения запрещался-доступ детей рабочих и крестьян; — большинство
населения оставалось неграмотным, т. к. даже начальные' школы охватывали
меньшую часть детей и прежде всего крестьян; — русификаторская
политика запрещения на Украине преподавания в учебных заведениях на
украинском языке.
РАЗВИТИЕ НАУКИ
Несмотря на слабую материальную базу и стремление царизма превратить
университеты в оплот официальной науки, они становились центрами развития
естественных, гуманитарных наук. Крупнейшими учеными первой половины XIX
в. на Украине были: Н. Костомаров — видный украинский историк, автор
многочисленных исторических трудов («Богдан Хмельницкий», «Мазепа и
мазепин-цы», «Гетманство Юрия Хмельницкого», «Павле Полуботок» и др.) и
крупный общественный деятель буржуазно-либерального направления. Он
являлся одним из организаторов Кирилло-Мефодиевского общества, после
разгрома которого был сослан на 9 лет в Саратов. 'После возвращения из
ссылки стал профессором Петербургского университета; М. Максимович —
ученый-экциклопедист, написавший более 100 научных трудов по истории,
археологии, этнографии, филологии, ботанике. Первый ректор ^Киевского
университета; И. Срезневский — воспитанник Харьковского университета,
ученый-славист, основатель отечественного славяноведения, поддерживал связи
с членами «Русской тройки». Н. Осиповский — профессор математики
Харьковского университета, автор трехтомного «Курса математики», который
несколько десятилетии был основным учебником по математике в вузах. Первый
ректор Харьковского университета; М. Остроградский — ученый-
математик, основатель Киевской математической школы.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ '
В этот период шел процесс формирования новой украинской-литературы с ярко
выраженными национальными чертами, о чем свидетель-ствовалп произведения П.
П. Гулака-Артемовского, Г. Ф. Квитки-Основья-ненко, И.ТТ. Котляревского, Т.
Г. Шевченко и др.; — украинская литература развивалась в тесной связи
с русской литературой, и большинство украинских авторов писали как на украии-
82
ч »
ч »
сков, так и на русском языках. Это делалось не только пз-за преследо вания
украинского языка царским правительством, но и для того, "что бы
познакомить российского читателя с украинской историей, культу рой,
традициями и т. п.; - - - — антифеодальная
направленность произведений многих украин ских авторов: Шевченко —
«Кобзарь», поэма «Еретик», «Завещание», «Сон» и др.; Котляревскнй — поэма
«Энеида», пьесы «Наталка Полтав ка», «Москаль-Чаривнык» и др.; в которых
авторы описывали тяжелый труд и быт крестьян, провозглашали идеи
антикрепостничества, украин ского патриотизма и человеческого гуманизма.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
а) украинскими певцами (кобзарями, бандуристами, лирниками) исполнялись
исторические песни и думы, в которых отражались: тяже лая жизнь крестьян,
злоупотребления царской администрации, нацио нальный -гнет и др. Наиболее
известными кобзарями на Украине слыли Андрей Шуто и Иван Крюковский,
Федор Гриценко (Холодный) и др.;' б) началось собирание и публикация
фольклорных сборников, вы пущенных Максимовичем и Н. Цертелевым,
изданных в сборнике «Ру салка Днестровская».
ИСКУССТВО \
а) Музыка — профессиональное музыкальное искусство нашло широкое
отражение на Украине: в университетах и лицеях Киева, Харь кова, Нежина и
Одессы преподавалось музыкальное искусство и танцы; в Одессе выходил
французский музыкальный журнал «Одесский труба дур»; неоднократно
гастролировали труппы -итальянской оперы, пользо вавшиеся большой
популярностью. Зарождается украинская опера — ее родоначальником стал П. П.
Гулак-Артемовский, воспитанник М. И.. Глин ки, написавший первую украинскую
оперу «Запорожец~за Дунаем». б) Театр — наряду с продолжавшим
существование крепостным . театром,'на Украине зарождается профессиональный
украинский театр, сначала в Харькове (где работал писатель Гр. Квитка-
Основьяненко, за тем в Полтаве (во главе с писателем Котляревским и актером
М. Щеп киным). Театры ставили как произведения русской и зарубежной клас
сики (Пушкина, Грибоедова, Шекспира, Шиллера, Гюго и др. авторов), так и
украинские пьесы: Котляревского «Наталку-Полтавку», Квитки- Основьяненко
«Шельменко-деищик», Гоголя - «Ревизор» и др. Наиболее известный актером стал
М. Щепкин, выкупленный из крепостной неволи Котляревским, Новиковым и
Волконским. 'в) Архитектура — по царским указам 1797 и 1817 гг.
началась плановая застройка городов и сел, в центре которых обязательно
долж на была располагаться площадь с размещенными на ней церквями, учеб
ными и государственными учреждениями. Постепенно в городах стали
83
ностпть улицы и площади камнем или деревом, вводить керосиновое ос
вещение; на окраинах городов стали расти фабрики и заводы с приле гающими
к ним рабочими поселками. С освоением юга Украины началась бурная застройка
Херсона, Екатеринослава, Кременчуга, Мариуполя и др. городов. В селах все
больше строилось домов с дымоходами и застек ленными окнами, постепенно
отделялись хозяйственные постройки от ' жилых помещений. Наиболее
известными памятниками архитектуры ста ли: Одесский оперный театр,
построенный в античном стиле архитекто ром Томазс Томоно; Потемкинская
лестница к Черному морю в Одессе (архитектор Боффо), Успенский собор в
Харькове (архитекторы Тон и Васильев) и др.
ПРЕССА
В январе 1816 г. в Харькове начали публиковаться журналы «Ук раинский
вестник» и «Харьковский Демокрит». Усилиями И. Срезнев ского, Гр.
Квитки-Основьяненко рни в течение нескольких лет пропа гандировали идеи
гуманизма, просвещения, республиканских идеалов. Характерно, что на всей
территории Российской империи тогда функ ционировало лишь 7 журналов.
24. ПРОВЕДЕНИЕ РЕФОРМЫ 60-х ГОДОВ XIX ВЕКА НА УКРАИНЕ
ПРИЧИНЫ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА "
1. Кризис феодально-крепостнического строя в 1859—1861 гг. до стиг высшей
точки, выразившейся в огромном отставании России от стран Запада, в
унизительном поражении в Крымской войне, в росте крестьянских восстаний и
т. п. 2. Желание отмены крепостного права было у крестьянства и за-_
рождающейся буржуазии (которой был необходим рынок свободной рабо чей
силы), либеральной и революционно-демократической интеллигенции (видевшей
экономическую бесперспективность крепостничества и его
безнравственность), у части дворянства (мечтавшего перевести свое хо зяйство
на буржуазные рельсы). Прошения к царю об отмене крепостно го права подали
дворяне Валуев, Хрущев, братья Милютины и др. 3. Необходимость
укрепления обороны страны после поражения в Крымской войне, что было
неосуществимо без капиталистического преоб разования страны.
\ 4. Крепостное право в большинстве стран Европы было уже отме нено,
из-за чего крепостническая Россия выглядела в глазах Европы от сталой,
забитой, патриархальной. 5. Вернуть былое могущество после поражения в
Крымской войне и на равных конкурировать с Англией, Францией и др.
странами POQ-
84
сия когда, лишь вступив вслед за ними на капиталистический путь
развития. В итоге: в 1859—1861 гг. в России складывается революционная
ситуация, и в условиях, когда была ясна бесперспективность крепостнической
системы, Александр II для предотвращения возможного революционного взрыва
в России 19. февраля 1861 г: подписывает ^ «Манифест» об отмене
крепостного права (работа над которым велась еще с 1857 г.).
ПРИНЦИПЫ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА
Положительные (буржуазное содержание): — крестьяне получали личную
свободу («откреплялись от земли») и гражданские права: возможность свободно
распоряжаться своим имуществом, выступать в суде, заключать сделки и др. от
своего имени, а не от имени помещика, "как это было прежде, т. е. крестьяне
стали юридическими лицами; — крестьяне освобождались с землей (за
выкуп). Негативные (крепостнические черты): — помещики остались
собственниками большинства земли в государстве; — в личное
пользование крестьяниа получал только земли, на которых находилась его
усадьба с хозяйственными постройками, а полевой надел он обязан был выкупить
^ помещика; — 'в течение 20 лет крестьянин считался
«временнообязанным» и должен был оставаться у помещика и за пользование
землей отрабатывать барщину или платить оброк, как и до 1861 г.; —
сохранялась община, как средство строгого выполнения крестьянами повинностей
перед помещиком (т. к. с помещиком рассчитывался не каждый крестьянин в
отдельности, а вся община в целом); — для разрешения споров был создан
институт мировых посредников, которые назначались исключительно иэ дворян
и поэтому не могли быть «беспристрастными примирителями» земельных
споров крестьян и помещиков.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РЕФОРМЫ У ПОМЕЩИЧЬИХ КРЕСТЬЯН -'
При претворении реформ в жизнь резко усилились крепостнические черты
буржуазной по сути реформы 1861 г., т. к.: 1. помещик давай
крестьянину землю в таком малом количестве, чтобы экономически заставить
крестьянина обратиться за, помощью и попасть в новую экономическую кабалу от
помещика; 2. система отрезков, когда для каждого региона устанавливалась
высшая и низшая норма надела (для большей части Харьковской губернии—от
1 до 4,5 десятины на ревизскую душу, для юга Украины — от 3 до 6,5 десятин
в т. д. Евли у крестьянина до 1861 г. было:
85
меньше низшей нормы надела, помещик должен был по закону «дорезать» ему
земли (на практике подобного почти не было); больше высшей нормы
надела, излишек, названный отрезком, «отрезался» помещику. В итоге: до
1861 г. средний крестьянский надел равнялся 4,4 десятины на ревизскую душу,
после реформы — 3, 4 десятины земли. 3. Тяжесть отрезков заключалась не
только в размерах, но и в методах осуществления, т. к.: — помещик
отрезал наиболее необходимые для крестьян земли (луга, водопои, лесные
угодья и т. п.), чем заставлял крестьян арендовать эти же земли на кабальных
условиях; — чересполосица, когда помещик, имевший право отрезать любую
часть крестьянской земли—отрезал ее полосами, расположенными зачастую на
значительном удалении друг от друга, в результате чего. один крестьянский
надел оказывался в 5—6 местах, для соединения которых крестьянин вынужден
был арендовать -свою бывшую землю 'у помещика на его условиях; 4.
Градация земли, когда при уплате оброка первые десятины земли стоили дороже
последующих (первая десятина, — 50% оброка, вторая— 25%, третья и
последующие — остальное). В результате чего, если с 4 десятин земли
крестьянин платил 10 руб. оброка, то с двух—7,5руб., а не 5 руб. (т. к.
первая десятина 5 руб.+вторая десятина—2,5 руб.); 5. Обман крестьянина
во время выкупа им земли (выкупные платежи), т. к. крестьянин во время
выкупа земли сразу платил .помещику лишь 20% суммы, остальные 80%
помещику выплачивало государство, а крестьянин был обязан вернуть деньги за
эти 80% государству в-течение 49 лет, плюс еще 6% дополнительного долга
ежегодно. В итоге крестьяне выплатили за землю сумму в 3 раза большую, чем
она стоила (планировалась в 5 раз, лишь революция 1905—1907 гг. заставила
царизм в И)06 г. частично отменить выкупные платежи). Таким образом,
крестьяне заплатили не только за землю, но и за свое освобождение.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РЕФОРМЫ НА ПРАКТИКЕ У ГОСУДАРСТВЕННЫХ КРЕСТЬЯН
(ПО ЗАКОНУ 1866 г.)
1: Государственные крестьяне сохранили все "земли, находившиеся у них до 1861
г. (но не более 8 десятин на ревизскую душу в малоземельных губерниях и 15
дес. в многоземельных);
2. Размер выкупа у них превышал стоимость земли ае в 5 раз, как у помещичьих
крестьян, а лишь на 45%; - 3. В 1886 г. вни выкупили свои наделы
(помещичьи—в 1906 г.). ~ Вывод: льготы государственным крестьянам
объясняются тем, что государство было заинтересовано в скорейшем переводе
страны на капиталистические рельсы, и во-вторых, тем, JITO на
государственных землях не было помещиков, не-желавших отдавать свою землю
крестьянам.
БЕЗЗЕМЕЛЬНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ
Бывшие дворовые, крестьяне мелкопоместных помещиков и др. дол жны были 2
года отработать на помещика («временнообязанные»), после чего получали
свободу без земли, пополняя отряд промышленных и сель скохозяйственных
рабочих. В итоге: отмена крепостного права привела к изменению экономи
ческого базиса государства, что потребовало изменить политическую над
стройку, для чего царизмом с 1864 г. по 1874 г. было проведено 5 кру пных
политических реформ (реформа местного самоуправления, военная, судебная,
финансовая, народного образования).
РЕФОРМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ^ '
Реформа местного самоуправления проводилась в 2 этапа: 1864 г.— •земская
реформа, 1870 г. — реформа городского самоуправления. Была вызвана
стремлением царизма, во-первых, ослабить демократическое движение страны,
путем привлечения на свою сторону либералов, которые вместо критики
государства должны были войти и работать в государственных органах местного
самоуправления. И во-вторых, переложить на плечи местного управления ряд
нерешенных царизмом проблем. По этой реформе с 1864 г. — в уездах и
губерниях учреждались земские, собрания, избиравшие свои исполнительные
органы —'• земские управы (соответственно уездные и губернские). С 1870 г.
—' в городах учреждались городские думы, избиравшие свой исполнительный
орган — городские управы.
Функции земств и городских дум: ' .
— были лишены, политических прав и занимались исключительно 'местными
хозяйственными и социальными вопросами (попечительством и содержанием школ,
больниц, почт, сумасшедших домов, ветеринарных служб и т. п.); . " — их
компетенция и действенность существенно ограничивалась правительственным
решением 1867 года, запрещавшим им собирать на логи с промышленных
предприятий, что лишило земства финансовых рычагов; — согласно
указу'от 19 августа 1879 года, губернаторы получили право отзыва т. н.
^неблагонадежных» гласных земств по своему усмот рению; —
ограниченность исполнительной власти, т. к. для выполнения своих
постановлений (сбора налогов, строительства школ, больниц и т. п.) они
обращались в вышестоящие государственные учреждения, им не подчиненные.
Значение земств и городских дум: — решали многие хозяйственные
проблемы, занимались благотво рительной деятельностью,
87
— сыграли большую роль в статистическом изучении хозяйства России и
Украины и их- территории (земства каждый год выпускали статистические
сборники о наличии на своей территории количества кре стьян, горожан,
детей, лесных угодий и т. п.); — были «пятым, колесом в телеге
российского государственного управления», т. к. не имели реальной власти,
находились под контролем, 80—85% средств тратили на свое содержание.
СУДЕБНАЯ РЕФОРМА (1864 г.)
Была вызвана ^соответствием старого законодательства новым условиям.
Например, по старому законодательству крестьянин'не мог выступать в суде от
своего имени, а по «Манифесту» 186Гг. крестьянин стал лично свободным.
По этой реформе вместо сословного суда (отдельно для крестьян, дворян)
вводился единый для всех бессословный суд, состоявший из коронного суда (по
уголовным делам) и мирового суда (по гражданским и мелким уголовным делам).
Была/введена независимость суда от административных органов (губернаторов,
министров и т. п.). Решение суда считалось окончательным и могло быть
обжаловано лишь. вышестоящей судебной инстанцией только в случае нарушения
порядка судопроизводства. Судебные заседания стали более демократичными: на
смену закрытому судебному заседанию пришло открытое, публичное. Вводились
суд присяжных, состязательность сторон (прокурор — адвокат) и др. Хотя еще
до реформы из восьми видов смертной казни было отменено колесование и
четвертование, однако оставалось повешение, как и публичность казни.
Противоречивость реформы проявилась и в упразднении в 1889 году мировых
судов (кроме Петербурга, Москвы и Одессы). Если в законодательстве
Италии -существовало лишь 5 статей о наказаниях за религиозные
преступления, в Германии — 3, то в Уложении о наказаниях, действовавшем в
Российской империи до 22 марта 1903 года, — 65. Значение: это
наиболее последовательная из буржуазных реформ в России середины XIX в.,
однако сохранившая немало сословно-феодальных пережитков. Например, оставался
отдельный суд для духовенства (консистория), военнослужащих (трибунал) и
Особый Верховный суд для высших сановников. С 1866 г. судебные чиновники
ставились в зависимость от губернатора и подчинялись «его законным -
требованиям». С 14 мая 1871 г. политические дела вместо суда стала
рассматривать жандармерия.
ВОЕННАЯ РЕФОРМА (1862—1874 гг.)
Военная реформа была вызвана требованием реорганизации армии после
поражения в Крымской воине. По этой реформе: — для солдат —
вместо рекрутских наборов вводилась всеобщая 88
воинская повинность (от которой освобождались лица с высшим образованием,
духовенство, инородцы и др.). Сокращался срок службы с 20 лет, вначале до 12,
а,затем до 6 лет в сухопутных войсках и 7 лет в военно-морском флоте. Были
запрещены телесные наказания; , — для офицеров — проведена реформа
военно-учебных заведений, по которой учреждались военные гимназии, юнкерские
училища, расширялось число мест в военных академиях и Академии Генерального
штаба; — было реорганизовано военное ведомство—в военное
министерство, которому стали подчиняться все отрасли военного управления,
было воздано 15 военных округов, шло перевооружение и переобмундирование
армии и т. д. Значение: усилилась мобильность и боеспособность русской
армии.
ФИНАНСОВАЯ РЕФОРМА
. Финансовая реформа была вызвана требованием упорядочения финансов после
Крымской войны и необходимостью поиска средств для проведения крестьянской
реформы и для перевода страны на путь капита? диетического развития. По
этой реформе: учреждался Госбанк, сконцентрировавший в своих руках все
финансы государства; отменена- система откупов территорий и косвенные
налоги (за соль, вино, табак и др.), которые стали собирать вместо частных лиц
государственные акцизные учреждения; с 1862 г. стали публиковаться в
печати все доходы и расходы государства. Значение этой реформы в том,
что она упорядочила7 финансы государства, но осталась половинчатой,
так как основную тяжесть налогов по-прежнему несло крестьянство, в то время
как дворянство было освобождено от налогов, хотя и съедало огромную часть
казны (50°'о казны расходовались на содержание армии и государственного
аппарата).
РЕФОРМЫ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ '
Необходимость этой реформы была вызвана увеличением спроса на специалистов в
связи с началом капиталистического развития (потребность в инженерах,
механиках, врачах и т. д.). По этой реформе: началось бурное
строительство начальных, средних школ, училищ, гимназий (в 1856 г. 8 тыс.
по всей России, в 1896 г.—78,7 тыс.); проведена реформа начального и
среднего образования: вводился буржуазный принцип равенства всех сословий и
национальностей, было разрешено открывать частные "школы. Обучение
разделялось на классическое (гимназии, готовившие в университеты) и реальное
(училища, готовившие в высшие технические учебные заведения);
предоставлена автономия университетам, которые получили право
самостоятельно решать все свои научные, учебные, административные,
"финансовые и др. вопросы (избирать ректоров и деканов, присуждать уче ные
степени, посылать на стажировку за границу) и т. д. Значение этой
реформы в том, что, несмотря на расширение числа учебных заведений и их
демократизацию, реформа также не могла решить все проблемы. Например, резко
повышалась плата за обучение (что огра ничивало число учащихся), по-прежнему
женщинам запрещалось, учиться' в университете., существовала квота для
евреев. . -
' ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМ 60-х ГОДОВ
1. Реформы положили начало капиталистическому развитию России и Украины,
превратив феодально-крепостническую монархию в монархию буржуазную^ как в
экономической области (отмена крепостного права), так и в политической
(буржуазные реформы 1864—1874 гг.). 2. Реформы способствовали более
быстрому капиталистическому развитию страны. 3. Произошла некоторая
демократизация общества, если сравнивать внутреннюю и внешнюю политику
.Николая I и Александра II. 4. Однако из-за того, что буржуазные
реформы проводились «свер ху», поэтому "в стране остались многие феодальные-
пережитки.
25. РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИЗМА НА УКРАИНЕ , ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
Падение крепостничества дало толчек развитию капитализма в сельском .
хозяйстве и промышленности.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
1. Шло прусским путем, при котором помещичье землевладение осталось
господствующим в деревне. Шел медленный перевод этих хозяйств- на
капиталистические рельсы. Почти отсутствовала экономическая конкуренция в
деревне, т. к. малоземельные крестьянские хозяйства были не в силах
конкурировать с крупными помещичьими имениями. 2. Наличие двух систем
"хозяйствования fl сельском хозяйстве: напиталистичесиой системы, при
которой вместо принудительного труда крестьян применялся вольнонаемный труд
по договору с использованием сельхозтехники, удобрений и пр. (применялась в
основном при выращивании технических культур на рынок: льна, табака,
конопли и Т.Д.); отработочной системы, которая почти полностью
напоминала прежние феодальные повинности (например, барщину), но отличалась
от них тем, что крестьянин был лично свободным и обрабатывал своим
инвентарем на поле помещика взятый в долг запм, зерно, инвентарь п т. п.
90
6 итог»: лишь с 80-х годов XII в. более Прогрессивная капиталистическая
система стала преобладать над отработочной. 3. Начался подъем сельского
хозяйства, проявившийся в постепенном росте урожайности, увеличении площади
засеваемых земель .(за^чет распашки степных районов), в изменении
структуры выращиваемых культур (увеличение удельного веса экспортных
культур — пшеницы, ячменя, табака и др.; уменьшение — ржи), в увеличении
ассортимента используемых сельхозмашин, применении удобрений и т. п. 4.
Развитие капитализма привело к относительному аграрному перенаселению на
Украине, и из-за малоземелья началось переселение крестьян в Крым, на
Северный Еавказ, Сибирь, Дальний Восток и др. районы. В 80—90-е годы XIX
в. из Украины переселялись сотни тысяч человек ежегодно. 5. Сохранение
феодальных -пережитков в сельском хозяйстве, сдерживавших его развитие:
помещичьего землевладения, отрезков и малоземелья крестьян, заставлявших их
идти на тяжелых условиях в кабалу к помещику, неполная собственность
временнообязанных крестьян на землю (они могли передать по наследству, сдать
в аренду, но не могли продать), сословная неравноправность населения и т. п.
В итоге: массовые выступления крестьян, анализ которых показывает, что
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|