Рефераты

Статья: История Украины

численное превосходство правительственных. войск; локальность восстаний,

что давало/царизму возможность для ма­ невра и переброски резервов из других

регионов.

ЗНАЧЕНИЕ ВОССТАНИЯ И ДВИЖЕНИЯ ДЕКАБРИСТОВ

Первое в истории нашей страны _не стихийное, а организован--ное

вооруженное восстание против самодержавия в крепостничества; первая

попытка осуществления буржуазной революции в России и на Украине; дало

толчок росту революционного движения в последующие годы (восстание в

Дольше 1830—1831 гг., деятельность Еирилло-Ме- фодиевскего товарищества и

др.); .опыт их деятельности учил. револю­ ционеров не повторять ошибок в

будущем (отсутствие ^поддержки у на". рода, оборонительная тактика и др);

позитивный опыт (организация тай­ ных обществ, проекты реформ и др.) давал

будущим революционерам возможность для дальнейшего учета и развития этого

опыта; нанесло сильный удар по самодержавию, который приблизил реформы

середины 60-х годов XIX в., т. к. царизм постоянно «помнил» 14 декабря 1825

г.

21. НАЧАЛО ВОЗРОЖДЕНИЯ УКРАИНСКОГО

_____________САМОСОЗНАНИЯ

• ПОЯВЛЕНИЕ МАСОНСТВА НА-УКРАИНЕ

После воины 1812 г. и заграничных походов.1813-1814 гг. на Украине

возникает ряд масонских организаций. В 1818—1.825 гг. ложа «Любов до',

{стпии» существовала в Полтаве. Инициатором ее создания был И.

Котляревский, а руководителем князь Н. Репнин. Масонскую ложу

«Малороссийское тайное товарящество» в Киеве создал уездный маршал В.

Лукашевич, защищавший идею объединения Украины с Поль­ шей. Масонские

принципы всечеловеческого братства проповедовала «По­ повская академия» А.

Палиццяа в Харькове.

те

Тяготение & республиканской форме правления проявилось 6 период 1812

года, когда дворяне Полтавщины мечтали о победе Наполеона I над имперской

структурой России. Кирилло-Мефодиевсиое общество (1846—1847 гг.), его

руководите­ ли и программные документы: В 40-е годы XIX в. в

университетах Киева и Харькова вокруг ре­ волюционно настроенной профессуры

объединяется передовая обществен­ ность. В январе 1846 г. в Киеве возникает

тайная политическая орга­ низация — Кирилло-Мефодиевское общество (КМО),

названное в честь первых славянских просветителей Кирилла и Мсфодия.

Организаторы КМО: Николай Костомаров,— преподаватель Киевско­ го

университета, магистр истории, Николай Гулак — чиновник канцеля­ рия

генерал-губернатора и Василий Белозерскии — студент Киевского университета.

Тесную связь с КМО поддерживал Т. Г. Шевченко. Всего КМО насчитывало 12

человек. - Программные цели КМО: члены братства являлись типичными укра-

инофилами. Кроме цели уничтожения самодержавия, крепостного права,

ликвидации социального неравенства, введение, всеобщего образования, они

ставили своей задачей пропагандировать, идею объединения всех славян в

федеративной республике на основах суверенности. Эти "задачи были изложены в

«Уставе Славянского товарищества святых Кирилла и Мефодия» и «Книге бытия

укринского народа». В них отражены идеи христианского социализма,

природного права, просветительства, со­ борности украинского народа. И если

русские славянофилы «болели» русским мессианизмом, то братчики были уверены

в особой мессианской роли Украины, под эгидой которой должен был

функционировать Славян­ ский Собор. Практическая деятельность КМО:

распространяли революционные произведения Т. Г. Шевченко и др. авторов;

составляли и распространя­ ли революционные прокламации («Братья украинцы»,

«Братья велико­ россы и поляки»), в которых призывали славян к единству в

борьбе с царизме»; установили контакты с петрашевцами в России, польскими,

литовскими, чешскими революционерами; занимались просвещением на­ рода (П.

Кулишом был написан первый учебник по истории Украины — •«Повесть об

украинском народе» -для детей старшего школьного возраста, опубликованный в

1846 г. в Петербурге и др).

РЕПРЕССИИ ЦАРИЗМА ПРОТИВ КЙИ1ЛЛО-МЕФОДИЕВСКОГО ОБЩЕСТВА

.В марте 1847 г. по доносу студента А. Петрова члены общества бы­ли

арестованы и после суда сосланы в различные губернии России под надзор

полиции без права возвращения на Украину, а также права пре­подавательской

деятельности в сфере народного образования. Самое тя-

7<»

ж.елое наказание понес Т. Г. Шевченко, которого отдали в солдаты рядо­ вым

Оренбургского отдельного корпуса с запрещением писать и рисовать.

ЗНАЧЕНИЕ КМО И ЕГО РОЛЬ В НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ УКРАИНЫ

а) создание КМО было первой попыткой украинской интеллигенции перейти от

культурного к политическому этапу борьбы за национальное развитие Украины;

' - б) программа КМО объективно направляла Украину по капиталисти­

ческому пути развития благодаря своей антикрепостнической и антица­ ристской

направленности; в) КМО провозгласило и сделало попытку претворить в

жизнь идею панславизма — объединения славян на демократических принципах;

г) ликвидация КМО положила начало длительной борьбе украинской интеллигенции

с российским царизмом.

22. ЗАПАДНО-УКРАИНСКИЕ ЗЕМЛИ ________В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА_______

Западная Украина в результате трех разделов Польши (1773, 17&3, 1795 гг.),

^оказалась под властью Австро-Венгрии. С начала XIX в. на захваченных землях

начинает расти украинское национально-освободи­ тельное движение.

ПРИЧИНЫ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ

Было вызвано: 1. Ростом феодального гнета в составе Австро-Венгрии

(увеличение феодальных повинностей крестьян), суровым

бюрократическо-полицей-ским режимом и др.

/ 2. Возрастанием национального гнета '(запрет-на преподавание

ук­раинского языка в школах и культурно-общественных учреждениях, на­саждение

немецкого языка, стремление Австро-Венгрии ассимилировать украинское население

и др.). Пионерами национально-освободительного движения в Галиции были:

Иван Могильницкий—священник г. Псремышля, который в 1816 г. при

поддержке епископа М. Левицкого организовал «Клерикальное това­рищество» с

целью распространения в крестьянской среде религиозных текстов на украинском

языке; написал первую в Галичине «Грамматику» украинского языка и научный труд

«Сведения о русском языкех, в ко­тором доказал ошибочность распространявшихся

утверждений об украин­ском языке как диалекте русского или польского языков,

доказав, что украинский язык является равноправным восточно-славянским

языком. В 1833 г. во Львове организовано общественно-культурное

объеди-иение «Русская тройка». Основателями его были М. Шашкевич, Я. Го-

77

ловацкий, И. Вагилевич—студенты Львовского—университета п одновре­ менно

воспитанники греко-католической духовной семинарии. Своей целью они

ставили борьбу против социального, политического и духовного угнетения

украинских'земель, поднятие украинского самосознания через постепенное

превращение бытового украинского языка в литературный, знакомство с

исторпей и традициями украинского народа; издали напи­ санные в духе

'романтизма альманах «Зоря» (из-за цензуры не вышел в свет) и «Русалка

Днестровская», где помещали исторические статьи о подвигах казачества, С.

Наливайк^ п др. героев народных" восстаний, украинские песни, народные

предания и т. и. «Русалку Днестровскую» высоко оценили'!. Г. Шевченко и И.

Франко, а австрийское правитель­ ство конфисковало весь тираж, кроме одного

экземпляра, переданного в библиотеку Львовского университета. После этого

члены «Русской трой­ ки» опубликовали ряд статей за рубежом (в Лейпциге и

др.), где осуж- дэти феодальные порядки, цензуру, национальный гнет в

Галицяи. Значение — способствовали -росту украинской, культуры и

самосоз­ нания населения, были борцаяп против национального и духовного гне­

та в аападно-украинских землям. Деятельность «Русской тройки» протекала

в тот период, когда зна­ чительная часть интеллигенции Красной и Галицкой

Руси была поло- низованной, онемеченной, мадьяризованной. Среди ряда местных

деяте­ лей тогда господствовала идея о возрождении народного языка лишь на

основе латинского алфавита. Для Австрийской империи деятельность членов

«Русской тройки» угрожала не только «вторжением славянизма», но и ростом

симпатии к православной части восточной Европы. . . Значение —

способствовали росту украинской культуры и само^ сознания населения, были

борцами против национального и Духовного гнета в западно-украинских

землях.

СОБЫТИЯ РЕВОЛЮЦИИ 1848-1849 гг. В ЗАПАДНО-УКРАИНСКИХ ЗЕМЛЯХ

В марте 1848 г. вспыхнула буржуазно-демократическая революция в

Австро-Р>енгрии (произошло народное восстание в Вене и Будапеште, было

свергнуто правительство Меттернихя, император Фердинанд I по­обещал ввести

конституцию и демократические свободы), что дало тол­чок

национально-освободительному движению в западно-украинских зем­лях.

ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ

1848—1849 гг. В ЗАПАДН01Г УКРАИНЕ

1. Март 1848 г. — огромная демонстрация во Львове, составившая петицию к

императору г. требованиями осуществления буржуазных ре-

78

форм и превращения Талицяп в польскую автономную провинцию. Под натиском

демонстрантов были освобождены все политические заключен­ ные из тюрем

Львова, начато формирование национальной гвардии. Пе­ тиция стала программой

новой польской тляхетско-буржуазной органи­ зации—«Центральной Рады

Народовой». 2; Апрель" 1848 г. — начались брожения крестьян, что-могло

по-. родить крупное крестьянское восстание. Д.'я предотвращения его Аистро-

Венгрия отменила 17 апреля в Галиции крепистное право: банщицу и личвую

зависимость крестьян от феодалов (на 5 месяцев -раньше, чем в остальных"

провинциях). 3. В мае 1848 г. украинская либеральная буржуазная

интеллиген­ ция и униатское духовенство создали во Льво"ве первую украинскую

по­ литическую организацию — «Головну Руську Раду», во главе с еписк'»-JIOM

Г^Яхпмовичем (имела •56 советов на местах, издавала газету «Заря Галиции»,

ввела герб: золотой лев на голубом фоне и желто-голубой флаг). Рада

добивалась установления собственной украинской автономии Галиции,".

формирования отрядов национальной украинской гвардии н введения в учебных

заведениях обучения на украинском языке. В итоге: правительство

утвердило'лишь требование о преподавании предметов в школах и гимназиях на

украинском языке.

4. В июне 1848 г. — на Славянском конгрессе в Праге между «Го­ ловной

Руськой Радой» и «Центральной Радой Народовой» развернулась жаркая

дискуссия: украинцы 'требовали раздела Галиции на Западную (Польскую) и

Восточную (Украинскую)/чему поляки всячески противи­ лись. В итоге -был

достигнут компромисс: Галиция остается ед^нгй, а в ней соблюдается равенство

поляков и украинцев при занятии должностей и т. п. Но из-за обстрела Праги

австрийскими войсками конгресс прер­ вал свою работу, разъехался, а

противоречия между польской и украин­ ской Радами остались.

5. В ноябре 1848 г. — произошло вооруженное.восстание во Льво­ ве с

требованием введения украинской автономии в Восточной Галнцни и против

попыток Австрии разоружить отряды украинской национальной гвардии. В

восстании приняли участие широкие народные массы: от ре­ месленников до

интеллигенции. Улицы были перегорожены .баррикадами, на одной из них впервые

был поднят красный флаг. Восстание было же­ стоко подавлено карательными

войсками после артиллерийского обстрела города.

S. В Северной Буковинс —в течение 1848 г. крестьяне-отказыва­ лись

выполнять феодальные повинности, захватывали помещичьи земли; пастбища и

леса, создавали вооруженные отряды. Б и.^япре 18-18 г. вспыхнуло

вооруженное восстание (сначала в горных районах, а затем в в долинах),

подавленное, карателями лишь через 1,5 года — в апреле 1850 г.

79

УКРАИНЦЫ В ПЕРВОМ ПАРЛАМЕНТЕ АВСТРО-ВЕЙГРИИ

В июле 1848 г. начались заседания Рейхстага в Вене, на которых в ходе

июньских двухступенчатых выборов было избрано 25 украинцев (15 крестьян, 8

священников, 2 представителя городской интеллиген­ ции) и 75 поляков на 100

мест, предоставленных Галиции. Украинцы в парламенте отстаивали: —

раздел Галиции на Западную (с центром в Кракове) и Восточ­ ную (с центром во

Львове); — антифеодальные требования: ликвидация крепостного права (не

только в Галидии, но и на остальной территории), отмену выкупных платежей

феодалам за землю, ликвидацию монополии феодалов на владе­ ние мельницами,

снижение государственных налогов, разрешение крестья­ нам свободно

пользоваться соляными залежами и др. В поддержку этих требований

депутатами-украинцами было собрано 200 тыс. подписей, но Рейхстаг лишь

частично их принял (отмена кре­ постного права, снижение на 1/3 выкупных

платежей, которые компен- спровали»ь феодалам государством). В декабре

1848 г. новый 18-летний император Франц-Иосиф, соб­ рав контрреволюционные

силы, распустил парламент. Так, революция, начавшаяся «снизу», завершилась

реформами «сверху», носившими по­ ловинчатый характер.

•ЛИКВИДАЦИЯ КРЕПОСТНОГО ПРАВА

Это событие стало одним из важнейших решений "парламента, ут­вержденное

императором 7 сентября 1848 г. Закон предоставил крестья­нам право

собственности на землю и. гражданские права (избирать п быть избранным,

самостоятельно выбирать место жительства и др.), от­менил барщину, ,но

установил огромный выкуп за землю, из-за .чего у феодалов осталась .большая

часть" земли, леса/^'пастбищ, за пользова­ние-которыми крестьяне вынуждены

были отрабатывать (как на барщп-не) или вносить большую плату;. сам же выкуп

продолжался до начала, XX века. "Основные итоги, революции —сочетали в

себе как прогрессивные достижения, так и феодальные пережитки:

Прогрессивное: Отмена крепостного права; введение конституционного

правления. впервые украинцы западных территорий самовыразились как нация

со своими интересами в были представлены в парламенте; положено нача­ло

политической борьбе населения этих земель за свое национальное и социальное

освобождение. Негативное:

Сохранение монархии; роспуск парламента; кровавое подавление восстаний;

огромные выкупные платежи в оставшееся господство фео-

80

дальнего землевладения; расчленение западно-украинских земель по но­вой

австрийской конституции: Западная и Восточная Галиция так и остались

объединенными и были отданы под власть Польши; Буковину отдали румынским

помещикам. ,

23. СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ НА УКРАИНЕ BJIEPBOHJIOAOBHH^XIXВЕКА

ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ

\ 1. Украина в первой половине XIX в. развивалась в рамках

Рос­сийской империи, проводившей антинародную политику русификации

(запрещение использования украинского языка в школах, создание пре­пон на пути

развитая украинской культуры и т. п.). 2. Развивающиеся в недрах

феодализма капиталистические отноше­ния дали толчок росту национального

самосознания народа, что отрази­лось и на культуре: все отчетливее стали

проступать национальные чер­ты в литературе, театре, музыке, архитектуре и т.

п. 3. Благодаря развитию капитализма росла потребность общества 'в

просвещении (техника требовала от рабочих знаний), науке (новые раз­работки,

которые могли принести прибыль) и т. п.

РАЗВИТИЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ

В начале XIX в. в России была проведена реформа системы просве­щения

(1802—1804 гг.), по которой:

1. Учебные заведения делились на 4 разряда:

—, приходские школы — создавались при церкви и за 1/2 года в селах или за

1 год в городах обучали детей чтению, письму, арифме­тике и «Закону

Божьему». —уездные училища — светские начальные школы в городах —

за 3 года обучали русскому языку, арифметике, истории, географии, фи­зике,

геометрии, естествознанию, «Закону Божьему»; — гимназии — за 7 лет

обучения давали среднее образование. Изу­чались латинский, немецкий,

французский языки, философия, статиста-ка, юриспруденция, политэкономия,

физика и .т. п. Выпускники получа­ли право поступать в университеты или же

становиться преподавателя­ми начальных школ; — лицеи и университеты —

давали высшее образование. Три лп-цея (в Креминце на Волыни, Одессе, Нежине)

за 9 или 10 лет давали объединенный гимназический и университетский курс.

На Украине было открыто 2 университета: в Харькове (открыт в 1805 г.;

вначале имел 2 факультета — философский и юридический, затем открыт третий

— медицинский) и в Киеве (открыт в 1834 г. на базе ликвидированного

Кременецкого лицея). В университеты принимали лиц, закончивших

81

гимназии, и за 4 года давали высшее образование. За дореформенное время

университеты выпустили более 4 тыс. человек.

2. Особенности развития просвещения:

— просвещение носило классовый характер, т. к. в средние и выс­шие учебные

заведения запрещался-доступ детей рабочих и крестьян; — большинство

населения оставалось неграмотным, т. к. даже на­чальные' школы охватывали

меньшую часть детей и прежде всего кре­стьян; — русификаторская

политика запрещения на Украине преподава­ния в учебных заведениях на

украинском языке.

РАЗВИТИЕ НАУКИ

Несмотря на слабую материальную базу и стремление царизма пре­вратить

университеты в оплот официальной науки, они становились центрами развития

естественных, гуманитарных наук. Крупнейшими уче­ными первой половины XIX

в. на Украине были: Н. Костомаров — видный украинский историк, автор

многочислен­ных исторических трудов («Богдан Хмельницкий», «Мазепа и

мазепин-цы», «Гетманство Юрия Хмельницкого», «Павле Полуботок» и др.) и

крупный общественный деятель буржуазно-либерального направления. Он

являлся одним из организаторов Кирилло-Мефодиевского общества, после

разгрома которого был сослан на 9 лет в Саратов. 'После возвра­щения из

ссылки стал профессором Петербургского университета; М. Максимович —

ученый-экциклопедист, написавший более 100 научных трудов по истории,

археологии, этнографии, филологии, бота­нике. Первый ректор ^Киевского

университета; И. Срезневский — воспитанник Харьковского университета,

уче­ный-славист, основатель отечественного славяноведения, поддерживал связи

с членами «Русской тройки». Н. Осиповский — профессор математики

Харьковского университета, автор трехтомного «Курса математики», который

несколько десятилетии был основным учебником по математике в вузах. Первый

ректор Харь­ковского университета; М. Остроградский — ученый-

математик, основатель Киевской ма­тематической школы.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ '

В этот период шел процесс формирования новой украинской-лите­ратуры с ярко

выраженными национальными чертами, о чем свидетель-ствовалп произведения П.

П. Гулака-Артемовского, Г. Ф. Квитки-Основья-ненко, И.ТТ. Котляревского, Т.

Г. Шевченко и др.; — украинская литература развивалась в тесной связи

с русской литературой, и большинство украинских авторов писали как на украии-

82

ч »

ч »

сков, так и на русском языках. Это делалось не только пз-за преследо­ вания

украинского языка царским правительством, но и для того, "что­ бы

познакомить российского читателя с украинской историей, культу­ рой,

традициями и т. п.; - - - — антифеодальная

направленность произведений многих украин­ ских авторов: Шевченко —

«Кобзарь», поэма «Еретик», «Завещание», «Сон» и др.; Котляревскнй — поэма

«Энеида», пьесы «Наталка Полтав­ ка», «Москаль-Чаривнык» и др.; в которых

авторы описывали тяжелый труд и быт крестьян, провозглашали идеи

антикрепостничества, украин­ ского патриотизма и человеческого гуманизма.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

а) украинскими певцами (кобзарями, бандуристами, лирниками) исполнялись

исторические песни и думы, в которых отражались: тяже­ лая жизнь крестьян,

злоупотребления царской администрации, нацио­ нальный -гнет и др. Наиболее

известными кобзарями на Украине слыли Андрей Шуто и Иван Крюковский,

Федор Гриценко (Холодный) и др.;' б) началось собирание и публикация

фольклорных сборников, вы­ пущенных Максимовичем и Н. Цертелевым,

изданных в сборнике «Ру­ салка Днестровская».

ИСКУССТВО \

а) Музыка — профессиональное музыкальное искусство нашло широкое

отражение на Украине: в университетах и лицеях Киева, Харь­ кова, Нежина и

Одессы преподавалось музыкальное искусство и танцы; в Одессе выходил

французский музыкальный журнал «Одесский труба­ дур»; неоднократно

гастролировали труппы -итальянской оперы, пользо­ вавшиеся большой

популярностью. Зарождается украинская опера — ее родоначальником стал П. П.

Гулак-Артемовский, воспитанник М. И.. Глин­ ки, написавший первую украинскую

оперу «Запорожец~за Дунаем». б) Театр — наряду с продолжавшим

существование крепостным . театром,'на Украине зарождается профессиональный

украинский театр, сначала в Харькове (где работал писатель Гр. Квитка-

Основьяненко, за­ тем в Полтаве (во главе с писателем Котляревским и актером

М. Щеп­ киным). Театры ставили как произведения русской и зарубежной клас­

сики (Пушкина, Грибоедова, Шекспира, Шиллера, Гюго и др. авторов), так и

украинские пьесы: Котляревского «Наталку-Полтавку», Квитки- Основьяненко

«Шельменко-деищик», Гоголя - «Ревизор» и др. Наиболее известный актером стал

М. Щепкин, выкупленный из крепостной неволи Котляревским, Новиковым и

Волконским. 'в) Архитектура — по царским указам 1797 и 1817 гг.

началась плановая застройка городов и сел, в центре которых обязательно

долж­ на была располагаться площадь с размещенными на ней церквями, учеб­

ными и государственными учреждениями. Постепенно в городах стали

83

ностпть улицы и площади камнем или деревом, вводить керосиновое ос­

вещение; на окраинах городов стали расти фабрики и заводы с приле­ гающими

к ним рабочими поселками. С освоением юга Украины началась бурная застройка

Херсона, Екатеринослава, Кременчуга, Мариуполя и др. городов. В селах все

больше строилось домов с дымоходами и застек­ ленными окнами, постепенно

отделялись хозяйственные постройки от ' жилых помещений. Наиболее

известными памятниками архитектуры ста­ ли: Одесский оперный театр,

построенный в античном стиле архитекто­ ром Томазс Томоно; Потемкинская

лестница к Черному морю в Одессе (архитектор Боффо), Успенский собор в

Харькове (архитекторы Тон и Васильев) и др.

ПРЕССА

В январе 1816 г. в Харькове начали публиковаться журналы «Ук­ раинский

вестник» и «Харьковский Демокрит». Усилиями И. Срезнев­ ского, Гр.

Квитки-Основьяненко рни в течение нескольких лет пропа­ гандировали идеи

гуманизма, просвещения, республиканских идеалов. Характерно, что на всей

территории Российской империи тогда функ­ ционировало лишь 7 журналов.

24. ПРОВЕДЕНИЕ РЕФОРМЫ 60-х ГОДОВ XIX ВЕКА НА УКРАИНЕ

ПРИЧИНЫ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА "

1. Кризис феодально-крепостнического строя в 1859—1861 гг. до­ стиг высшей

точки, выразившейся в огромном отставании России от стран Запада, в

унизительном поражении в Крымской войне, в росте крестьянских восстаний и

т. п. 2. Желание отмены крепостного права было у крестьянства и за-_

рождающейся буржуазии (которой был необходим рынок свободной рабо­ чей

силы), либеральной и революционно-демократической интеллигенции (видевшей

экономическую бесперспективность крепостничества и его

безнравственность), у части дворянства (мечтавшего перевести свое хо­ зяйство

на буржуазные рельсы). Прошения к царю об отмене крепостно­ го права подали

дворяне Валуев, Хрущев, братья Милютины и др. 3. Необходимость

укрепления обороны страны после поражения в Крымской войне, что было

неосуществимо без капиталистического преоб­ разования страны.

\ 4. Крепостное право в большинстве стран Европы было уже отме­ нено,

из-за чего крепостническая Россия выглядела в глазах Европы от­ сталой,

забитой, патриархальной. 5. Вернуть былое могущество после поражения в

Крымской войне и на равных конкурировать с Англией, Францией и др.

странами POQ-

84

сия когда, лишь вступив вслед за ними на капиталистический путь

развития. В итоге: в 1859—1861 гг. в России складывается революционная

ситуация, и в условиях, когда была ясна бесперспективность крепостни­ческой

системы, Александр II для предотвращения возможного револю­ционного взрыва

в России 19. февраля 1861 г: подписывает ^ «Мани­фест» об отмене

крепостного права (работа над которым велась еще с 1857 г.).

ПРИНЦИПЫ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА

Положительные (буржуазное содержание): — крестьяне получали личную

свободу («откреплялись от земли») и гражданские права: возможность свободно

распоряжаться своим иму­ществом, выступать в суде, заключать сделки и др. от

своего имени, а не от имени помещика, "как это было прежде, т. е. крестьяне

стали юридическими лицами; — крестьяне освобождались с землей (за

выкуп). Негативные (крепостнические черты): — помещики остались

собственниками большинства земли в госу­дарстве; — в личное

пользование крестьяниа получал только земли, на которых находилась его

усадьба с хозяйственными постройками, а по­левой надел он обязан был выкупить

^ помещика; — 'в течение 20 лет крестьянин считался

«временнообязанным» и должен был оставаться у помещика и за пользование

землей отрабаты­вать барщину или платить оброк, как и до 1861 г.; —

сохранялась община, как средство строгого выполнения крестья­нами повинностей

перед помещиком (т. к. с помещиком рассчитывался не каждый крестьянин в

отдельности, а вся община в целом); — для разрешения споров был создан

институт мировых посред­ников, которые назначались исключительно иэ дворян

и поэтому не могли быть «беспристрастными примирителями» земельных

споров кре­стьян и помещиков.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РЕФОРМЫ У ПОМЕЩИЧЬИХ КРЕСТЬЯН -'

При претворении реформ в жизнь резко усилились крепостнические черты

буржуазной по сути реформы 1861 г., т. к.: 1. помещик давай

крестьянину землю в таком малом количестве, чтобы экономически заставить

крестьянина обратиться за, помощью и попасть в новую экономическую кабалу от

помещика; 2. система отрезков, когда для каждого региона устанавливалась

высшая и низшая норма надела (для большей части Харьковской губер­нии—от

1 до 4,5 десятины на ревизскую душу, для юга Украины — от 3 до 6,5 десятин

в т. д. Евли у крестьянина до 1861 г. было:

85

меньше низшей нормы надела, помещик должен был по закону «до­резать» ему

земли (на практике подобного почти не было); больше высшей нормы

надела, излишек, названный отрезком, «от­резался» помещику. В итоге: до

1861 г. средний крестьянский надел равнялся 4,4 деся­тины на ревизскую душу,

после реформы — 3, 4 десятины земли. 3. Тяжесть отрезков заключалась не

только в размерах, но и в мето­дах осуществления, т. к.: — помещик

отрезал наиболее необходимые для крестьян земли (лу­га, водопои, лесные

угодья и т. п.), чем заставлял крестьян арендовать эти же земли на кабальных

условиях; — чересполосица, когда помещик, имевший право отрезать любую

часть крестьянской земли—отрезал ее полосами, расположенными зача­стую на

значительном удалении друг от друга, в результате чего. один крестьянский

надел оказывался в 5—6 местах, для соединения которых крестьянин вынужден

был арендовать -свою бывшую землю 'у помещика на его условиях; 4.

Градация земли, когда при уплате оброка первые десятины земли стоили дороже

последующих (первая десятина, — 50% оброка, вторая— 25%, третья и

последующие — остальное). В результате чего, если с 4 десятин земли

крестьянин платил 10 руб. оброка, то с двух—7,5руб., а не 5 руб. (т. к.

первая десятина 5 руб.+вторая десятина—2,5 руб.); 5. Обман крестьянина

во время выкупа им земли (выкупные плате­жи), т. к. крестьянин во время

выкупа земли сразу платил .помещику лишь 20% суммы, остальные 80%

помещику выплачивало государство, а крестьянин был обязан вернуть деньги за

эти 80% государству в-тече­ние 49 лет, плюс еще 6% дополнительного долга

ежегодно. В итоге кре­стьяне выплатили за землю сумму в 3 раза большую, чем

она стоила (пла­нировалась в 5 раз, лишь революция 1905—1907 гг. заставила

царизм в И)06 г. частично отменить выкупные платежи). Таким образом,

кре­стьяне заплатили не только за землю, но и за свое освобождение.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РЕФОРМЫ НА ПРАКТИКЕ У ГОСУДАРСТВЕННЫХ КРЕСТЬЯН

(ПО ЗАКОНУ 1866 г.)

1: Государственные крестьяне сохранили все "земли, находившиеся у них до 1861

г. (но не более 8 десятин на ревизскую душу в малозе­мельных губерниях и 15

дес. в многоземельных);

2. Размер выкупа у них превышал стоимость земли ае в 5 раз, как у помещичьих

крестьян, а лишь на 45%; - 3. В 1886 г. вни выкупили свои наделы

(помещичьи—в 1906 г.). ~ Вывод: льготы государственным крестьянам

объясняются тем, что государство было заинтересовано в скорейшем переводе

страны на капи­талистические рельсы, и во-вторых, тем, JITO на

государственных землях не было помещиков, не-желавших отдавать свою землю

крестьянам.

БЕЗЗЕМЕЛЬНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ

Бывшие дворовые, крестьяне мелкопоместных помещиков и др. дол­ жны были 2

года отработать на помещика («временнообязанные»), после чего получали

свободу без земли, пополняя отряд промышленных и сель­ скохозяйственных

рабочих. В итоге: отмена крепостного права привела к изменению экономи­

ческого базиса государства, что потребовало изменить политическую над­

стройку, для чего царизмом с 1864 г. по 1874 г. было проведено 5 кру­ пных

политических реформ (реформа местного самоуправления, военная, судебная,

финансовая, народного образования).

РЕФОРМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ^ '

Реформа местного самоуправления проводилась в 2 этапа: 1864 г.— •земская

реформа, 1870 г. — реформа городского самоуправления. Была вызвана

стремлением царизма, во-первых, ослабить демокра­тическое движение страны,

путем привлечения на свою сторону либера­лов, которые вместо критики

государства должны были войти и работать в государственных органах местного

самоуправления. И во-вторых, пере­ложить на плечи местного управления ряд

нерешенных царизмом проблем. По этой реформе с 1864 г. — в уездах и

губерниях учреждались земские, собрания, избиравшие свои исполнительные

органы —'• земские управы (соответственно уездные и губернские). С 1870 г.

—' в городах учреждались городские думы, избиравшие свой исполнительный

орган — городские управы.

Функции земств и городских дум: ' .

— были лишены, политических прав и занимались исключительно 'местными

хозяйственными и социальными вопросами (попечительством и содержанием школ,

больниц, почт, сумасшедших домов, ветеринарных служб и т. п.); . " — их

компетенция и действенность существенно ограничивалась правительственным

решением 1867 года, запрещавшим им собирать на­ логи с промышленных

предприятий, что лишило земства финансовых рычагов; — согласно

указу'от 19 августа 1879 года, губернаторы получили право отзыва т. н.

^неблагонадежных» гласных земств по своему усмот­ рению; —

ограниченность исполнительной власти, т. к. для выполнения своих

постановлений (сбора налогов, строительства школ, больниц и т. п.) они

обращались в вышестоящие государственные учреждения, им не подчиненные.

Значение земств и городских дум: — решали многие хозяйственные

проблемы, занимались благотво­ рительной деятельностью,

87

— сыграли большую роль в статистическом изучении хозяйства России и

Украины и их- территории (земства каждый год выпускали ста­тистические

сборники о наличии на своей территории количества кре­ стьян, горожан,

детей, лесных угодий и т. п.); — были «пятым, колесом в телеге

российского государственного управления», т. к. не имели реальной власти,

находились под контролем, 80—85% средств тратили на свое содержание.

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА (1864 г.)

Была вызвана ^соответствием старого законодательства новым ус­ловиям.

Например, по старому законодательству крестьянин'не мог вы­ступать в суде от

своего имени, а по «Манифесту» 186Гг. крестьянин стал лично свободным.

По этой реформе вместо сословного суда (отдельно для крестьян, дворян)

вводился единый для всех бессословный суд, состоявший из ко­ронного суда (по

уголовным делам) и мирового суда (по гражданским и мелким уголовным делам).

Была/введена независимость суда от админи­стративных органов (губернаторов,

министров и т. п.). Решение суда счи­талось окончательным и могло быть

обжаловано лишь. вышестоящей су­дебной инстанцией только в случае нарушения

порядка судопроизводства. Судебные заседания стали более демократичными: на

смену закрытому судебному заседанию пришло открытое, публичное. Вводились

суд присяж­ных, состязательность сторон (прокурор — адвокат) и др. Хотя еще

до реформы из восьми видов смертной казни было отменено колесование и

четвертование, однако оставалось повешение, как и публичность казни.

Противоречивость реформы проявилась и в упразднении в 1889 году мировых

судов (кроме Петербурга, Москвы и Одессы). Если в законодательстве

Италии -существовало лишь 5 статей о наказаниях за религиозные

преступления, в Германии — 3, то в Уложе­нии о наказаниях, действовавшем в

Российской империи до 22 марта 1903 года, — 65. Значение: это

наиболее последовательная из буржуазных реформ в России середины XIX в.,

однако сохранившая немало сословно-феодальных пережитков. Например, оставался

отдельный суд для духовенства (кон­систория), военнослужащих (трибунал) и

Особый Верховный суд для выс­ших сановников. С 1866 г. судебные чиновники

ставились в зависимость от губернатора и подчинялись «его законным -

требованиям». С 14 мая 1871 г. политические дела вместо суда стала

рассматривать жандармерия.

ВОЕННАЯ РЕФОРМА (1862—1874 гг.)

Военная реформа была вызвана требованием реорганизации армии после

поражения в Крымской воине. По этой реформе: — для солдат —

вместо рекрутских наборов вводилась всеобщая 88

воинская повинность (от которой освобождались лица с высшим образо­ванием,

духовенство, инородцы и др.). Сокращался срок службы с 20 лет, вначале до 12,

а,затем до 6 лет в сухопутных войсках и 7 лет в военно-морском флоте. Были

запрещены телесные наказания; , — для офицеров — проведена реформа

военно-учебных заведений, по которой учреждались военные гимназии, юнкерские

училища, расши­рялось число мест в военных академиях и Академии Генерального

штаба; — было реорганизовано военное ведомство—в военное

министерст­во, которому стали подчиняться все отрасли военного управления,

было воздано 15 военных округов, шло перевооружение и переобмундирование

армии и т. д. Значение: усилилась мобильность и боеспособность русской

армии.

ФИНАНСОВАЯ РЕФОРМА

. Финансовая реформа была вызвана требованием упорядочения фи­нансов после

Крымской войны и необходимостью поиска средств для про­ведения крестьянской

реформы и для перевода страны на путь капита? диетического развития. По

этой реформе: учреждался Госбанк, сконцентрировавший в своих руках все

фи­нансы государства; отменена- система откупов территорий и косвенные

налоги (за соль, вино, табак и др.), которые стали собирать вместо частных лиц

государ­ственные акцизные учреждения; с 1862 г. стали публиковаться в

печати все доходы и расходы го­сударства. Значение этой реформы в том,

что она упорядочила7 финансы госу­дарства, но осталась половинчатой,

так как основную тяжесть налогов по-прежнему несло крестьянство, в то время

как дворянство было осво­бождено от налогов, хотя и съедало огромную часть

казны (50°'о казны расходовались на содержание армии и государственного

аппарата).

РЕФОРМЫ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ '

Необходимость этой реформы была вызвана увеличением спроса на специалистов в

связи с началом капиталистического развития (потреб­ность в инженерах,

механиках, врачах и т. д.). По этой реформе: началось бурное

строительство начальных, средних школ, училищ, гимназий (в 1856 г. 8 тыс.

по всей России, в 1896 г.—78,7 тыс.); проведена реформа начального и

среднего образования: вводился буржуазный принцип равенства всех сословий и

национальностей, было разрешено открывать частные "школы. Обучение

разделялось на класси­ческое (гимназии, готовившие в университеты) и реальное

(училища, го­товившие в высшие технические учебные заведения);

предоставлена автономия университетам, которые получили право

самостоятельно решать все свои научные, учебные, административные,

"финансовые и др. вопросы (избирать ректоров и деканов, присуждать уче­ ные

степени, посылать на стажировку за границу) и т. д. Значение этой

реформы в том, что, несмотря на расширение числа учебных заведений и их

демократизацию, реформа также не могла решить все проблемы. Например, резко

повышалась плата за обучение (что огра­ ничивало число учащихся), по-прежнему

женщинам запрещалось, учиться' в университете., существовала квота для

евреев. . -

' ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМ 60-х ГОДОВ

1. Реформы положили начало капиталистическому развитию России и Украины,

превратив феодально-крепостническую монархию в монархию буржуазную^ как в

экономической области (отмена крепостного права), так и в политической

(буржуазные реформы 1864—1874 гг.). 2. Реформы способствовали более

быстрому капиталистическому развитию страны. 3. Произошла некоторая

демократизация общества, если сравнивать внутреннюю и внешнюю политику

.Николая I и Александра II. 4. Однако из-за того, что буржуазные

реформы проводились «свер­ ху», поэтому "в стране остались многие феодальные-

пережитки.

25. РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИЗМА НА УКРАИНЕ , ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Падение крепостничества дало толчек развитию капитализма в сель­ском .

хозяйстве и промышленности.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

1. Шло прусским путем, при котором помещичье землевладение осталось

господствующим в деревне. Шел медленный перевод этих хо­зяйств- на

капиталистические рельсы. Почти отсутствовала экономиче­ская конкуренция в

деревне, т. к. малоземельные крестьянские хозяйства были не в силах

конкурировать с крупными помещичьими имениями. 2. Наличие двух систем

"хозяйствования fl сельском хозяйстве: напиталистичесиой системы, при

которой вместо принудительного труда крестьян применялся вольнонаемный труд

по договору с исполь­зованием сельхозтехники, удобрений и пр. (применялась в

основном при выращивании технических культур на рынок: льна, табака,

конопли и Т.Д.); отработочной системы, которая почти полностью

напоминала преж­ние феодальные повинности (например, барщину), но отличалась

от них тем, что крестьянин был лично свободным и обрабатывал своим

инвен­тарем на поле помещика взятый в долг запм, зерно, инвентарь п т. п.

90

6 итог»: лишь с 80-х годов XII в. более Прогрессивная капитали­стическая

система стала преобладать над отработочной. 3. Начался подъем сельского

хозяйства, проявившийся в постепен­ном росте урожайности, увеличении площади

засеваемых земель .(за^чет распашки степных районов), в изменении

структуры выращиваемых культур (увеличение удельного веса экспортных

культур — пшеницы, ячменя, табака и др.; уменьшение — ржи), в увеличении

ассортимента используемых сельхозмашин, применении удобрений и т. п. 4.

Развитие капитализма привело к относительному аграрному пе­ренаселению на

Украине, и из-за малоземелья началось переселение крестьян в Крым, на

Северный Еавказ, Сибирь, Дальний Восток и др. районы. В 80—90-е годы XIX

в. из Украины переселялись сотни тысяч человек ежегодно. 5. Сохранение

феодальных -пережитков в сельском хозяйстве, сдер­живавших его развитие:

помещичьего землевладения, отрезков и мало­земелья крестьян, заставлявших их

идти на тяжелых условиях в каба­лу к помещику, неполная собственность

временнообязанных крестьян на землю (они могли передать по наследству, сдать

в аренду, но не могли продать), сословная неравноправность населения и т. п.

В итоге: массовые выступления крестьян, анализ которых показывает, что

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


© 2010 Собрание рефератов